LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Полярный Урал -- март-апрель 1997

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ

СПОРТИВНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ "СПАРТАК"

  
  

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о лыжном путешествии IV категории сложности,

совершенном в марте-апреле 1997г. в районе

Полярного Урала.

  

Маршрутная книжка N 142-25/2-401

Руководитель: Чхетиани О.Г.

тел. 148-22-35

e-mail: ochkheti@mx.iki.rssi.ru

  

МКК СТК "Спартак" рассмотрела отчет и считает возможным оценить маршрут IV категорией сложностии выдать справки об опыте всем участникам и руководителю.

  

Отчет использовать в __________________ 

  

Штамп МКК 

  

МОСКВА 1997

  
  

  

ОГЛАВЛЕНИЕ

   Аннотация 

1. Справочные сведения

2. Список группы

3. Краткийобзор района

4. График движения

5. Высотный график

6. Техническое описание маршрута

7. Анализ маршрута. Выводы и рекомендации

8. Литература

9. Приложение

        9.1 Номенклатура использованных карт 

        9.2 Список фотографий




AННОТАЦИЯ

Маршрут был задуман нами как продолжение цикла походов по Полярному Уралу:

* 1986 ноябрь - 

р.Нырдвоменшор - г.1259 - р.Енга-Ю - хр.Енгаюиз - г.Черная - р.Макар-рузь - рук. Д.В.Прусс

* 1987 апрель -

р.Маниташор - р.Нияю - р.Естовис - р.Б.Уса - оз.Хадата - оз.Чанты - рук. Д.В.Прусс

* 1987 ноябрь -

р.Медвежий - г. Ханмей - р.Б.Харбей - Б.Пайпудынский хр.- г.Пендирмапэ - рук. Д.В.Прусс

* 1988 ноябрь -

р.Юнь-Яха, г.Географов, в.Сомкепай, р.Лев.Пайера, г.Пай-Ер - рук. О.Г.Чхетиани

* 1989 март-апрель - 

хр.Оче-Нырд - оз.Очеты - г.Тиз-Незапэ - оз.Б.Щучье - р.М.Уса - рук. Д.В.Прусс

* 1989 ноябрь -

р.М.Кара - р.Саури-шор - г.Саурипэ -р.М.Уса - рук. О.Г.Чхетиани

Самая южная часть Полярного Урала оставалась незатронутой в предыдущих маршрутах, что и определило нас в выборе этого года. Настоящий поход начинался от ст. Сивая Маска и должен был заканчивался на ст.Елецкая. Это достаточно стандартное построение маршрута по южной части. Однако, одним из отличием нашего маршрута являлось пересечение южной части Полярного Урала через массив Пальник-Шор и соответственно разведка проходов к востоку от Уральского хребта между реками, текущими с массива Пальник-Шор и хр.Хордъюз. В библиотеке МГЦТК известно лишь два описания прохода через этот массив - отчет 5025- пер.Шер-Шор и пер.Пальник-Ю к югу от массива в отчете 1467. Большая часть пройденных нами до Большого Хойленского прохода перевалов посещалась от 10 до 20 лет назад. Повторное их прохождение также ставило своей целью и попытку получить фактически отсутствующую во всех, связанных с этим районом отчетах, фотоинформацию.

  

  

1. Справочные сведения

1

Вид туризма - лыжный

2

Категория сложности - четвертая

3

Район - Полярный Урал

4

Время проведения - с 25 марта по 6 апреля 1997 г.

5

Пройденное расстояние - 232 км

6

Нитка маршрута:

ст.Сивая Маска - пос.Горняк - р.Юнь-Яха - р.Пальник-Ю - р.Грубешор - пер.Пальник-Шорский (820,1А,п\п) - р.Шер-Шор - пер.Захребетный (680,н\к,п\п) - р.Большая Лагорта - пер.(468,н\к) - пер.Лево-Лагортинский проход (448,н\к) - р.Левая Лагорта - пер.Каньонный (570,н\к) - р.Лагортаегарт - пер.Средне-Лагортинский проход (330,н\к) - р.Средняя Лагорта - пер.Средне-Лагортинский (Ноябрьский) (890,1А) -р.Хойлавис - оз.Верхнее Хойла - пер. Большой Хойленский проход (420,н\к) - пер.Правопайерский (747,н\к) - г.1136 (1А) - пер.Пайты - в.Сомкепай (1062) - пер.Левопайерский (880,1А*) (сложность всего траверса 1Б*) - р.Левая Пайера - пер.Южный Пай-Ерский (1250,1Б) - оз.Кечпель-ты - пер.Седло (825,н\к) - р.Пр.Кечпель - ст.Елецкая

ИТОГО: пройдено 11 перевалов, включая 1 траверс, в том числе:1Б - 2, 1А -2,н\к - 7. 

7

Продолжительность - 13 дней.

8

Снаряжение - СТАНДАРТНОЕ.

9

Продуктовая раскладка - общественная 760г/чел*день 



2. СПИСОК ГРУППЫ

 

Фамилия Имя Отчество

Г.Р.

Место работы Опыт

Обязанности в группе

Домашний телефон

туристкий горный 

лыжный

1

Чхетиани Отто Гурамович

1962

снс, ИКИ РАН, Москва

6У,6У Тянь-Шань, 6У Памир, 5Р Памир, 5Р Тянь-Шань, 4Р,3Р Памиро-Алай, 3Р Джунгарский Алатау

6У (зам.оук.),3У Плато Путорана, 6У(зам.рук.),5У БАМ, 5У Джугарский Алатау, 4У,3У,3У,3Р,2Р Полярный Урал

Руководитель,

148-22-35

2

Крушельницкая Ольга Игоревна

1966

психолог, СШ. 16, г.Мытищи

4У,3У,3У Памиро-Алай

  

Завхоз

148-22-35

3

Бабич Михаил Васильевич

1960

внс, ПОМИ РАН: Санкт-Петербург

5У,5У Памир, 3У Памиро-Алай, 4У,3Р,3Р Кавказ

4У Саяны 4У Приполярный Урал, 3У Полярный Урал 4Р,3Р Кольский п-ов

  

(812) 235-42-39

4

Рыкалов Петр Владимирович

1977

студент МАИ, 3 курс

3У Кавказ, Памиро-Алай,3У,2У Кавказ

3У Хибины, 2У Карелия

  

946-24-60

5

Масленников Алексей Васильевич

1962

зав.сектором, Изд-во МЭИ

6У Памир,6У,6У Тянь-Шань,5У,4У,3Р Кавказ

1У Карелия

Снаряженец

362-71-66 (р)

6

Абраменко Дмитрий Юрьевич

1961

  

2У Кавказ

4У Приполярный Урал,3У Кузнецкий Алатау, Полярный Урал

Медик

494-06-46



3. Краткий обзоррайона путешествия

Южная часть Полярного Урала хорошо рассмотрена в географической литературе и многочисленных отчетах библиотеки МГЦТК (отметим в частности 4220, 4167, 4641). 

Полярным Уралом принято считать отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов Камень на севере. На западе и востоке хребты Полярного Урала примыкают к таежным и тундровым пространствам Печорской и Западно-Сибирской низменностей.Территория горной области Полярного Урала занимает площадь более 25000 кв.км. По характеру рельефа и геологическому строению Полярный Урал разделяется на северную и южную резко различающиеся части. Северная часть (от г.Константинов Камень на севере до р.Собь на юге) представляет собой сложную систему коротких хребтов и массивовсеверного или северо-восточного направления, разделенного продольными и поперечными долинами рек, Особо выделяются хребты Оче-Нырд, Большой и Малый Пайпудынский: Ханмейский, Борзова, Енганэ-Пэ. Относительные высоты этих хребтов над долинами рек достигают 800-1000 м, а ширина долин 3-4 км,Ширина горной области резко увеличивается к югу (от 5-7 км у Константинова Камня до 125 км в районе кряжа Енганэ-Пэ). Западный склон более крутой, чем восточный, Восточный склон спускается постепенно к Западно-Сибирской низменности. Характерная особенность северной части Полярного Урала - исключительно глубокое расчленение хребтов и массивов сквозными поперечными долинами и незначительная высота перевалов. Абсолютные высоты большинства перевалов через главный водораздел не превышает 300 м над уровнем моря; в то же время относительные высоты хребтов достигают 1000 м. Из высших точек отметим Нэтем-Пэ 1368, Хайды-Пэ 1260, Хуута-Саурей 1304, Пендирма-Пэ 1254.

Южная часть Полярного Урала (отдолины р.Собь до истоков Хулги) значительно уже северной (до 25-30 км). Главный водораздельный хребет простирается в юго-западном направлении более чем на 200 км. Поперечными долинами хребет разделен на отдельные массивы - Рай-Из, Макар-Рузьский, Собской, массив г.Блюхера, Пай-Ерский, Сомкепайский, Хойленско-Лагортинский, Хордъюзский, Пальник-Шорский, Каровый, Кокпельский, Лемва-Из. Абсолютные высоты хребтов достигают 110-1200 м и лишь отдельные вершины поднимаются выше 1400 м над уровнем моря - Пай-Ер 1499 м, г.Блюхера 1427 м, Грубе-Из 1435, Лемва-Из 1427 м. Склоны хребта круто опускаются к предгорным понижениям, которые отделяют от подножия гор предгорные гряды с абсолютными высотами до 350-400 м (Малый Урал). В южной части Полярного Урала представлены, как альпийские, так и платообразные формы рельефа. Горы здесь сильно расчленены глубокими ущельями, долинами рек и карами, заполненными небольшими ледниками. Глубина расчленения долин достигает 600-800 м. По сравнению с северной частью Полярного Урала перевалы здесь расположены на значительно большей высоте (400-1000 м над уровнем моря) и подъем на них более крут и высок.

Первые туристские посещения южной части Полярного Урала как правило ограничивались пересечением хребта через один из низких перевалов (проходов) и движение по долинам в сторону ст.Полярный Урал - ст.Харп. С появлением в 70-х годах хороших картосхем на горную часть (здесь стоит упомянуть 500-метровки А.Разумовского и В.Ляпина) туристы стали активно проникать непосредственно в горную часть, проходить сложные перевалы, делать траверсы хребтов и включать в маршрут технически насыщенные участки - траверс Пилы Пай-Ера, траверсы и Пай-Ера и г.Блюхера.К концу 80-х годов основной акцент туристских маршрутов сконцентрировался на технически насыщенных маршрутах в районе массива Рай-Из, вплотную примыкающего к Лабытнангской ветке Северной железной дороги и .походам на Пай-Ер.. Неустойчивая погода в районе Пай-Ера привела даже к появлениюгрупп (как правило ходивших в ноябре),прекрасно знающих окрестную тундру, но так и не поднявшихся на гору. Ниже мы приводим сводное описание района от г.Пай-Ер до Пальник-Шор, составленное на основании отчетов МГЦТК и собственных посещений района.

Высшая точка Полярного Урала представляет собой интересный объект для туристских путешествий. В массиве можно выделить три основные вершины - Западный (Южный) Пай-Ер (1330), Пай-Ер (1499), Восточный Пай-Ер (1217). Гора Пай-Ер представляет собой резкое скальное поднятие с плоской вершиной. Относительный перепад высот составляет 600-750 м. Выделенность массива Пай-Ера, к которому примыкает и массив г.Блюхера хорошо чувствуется при траверсе г.Географов и Сомкепайского массива. Видно, как на фоне плоских и в общем-то невыразительных хребтов резко вздымается протяженная скальная стена. Простой путь подъема на Пай-Ер проходит по северному отрогу, разделяющему истоки р.Харота и Правый Кечпель с плато пер.Седло (825,н\к).Вначале широкий гребень постепенно сужается и переходит в последовательность простых жандармов, часть из которых необходимо обходитьпо крутому западному склону, что и представляет основную трудность при восхождении. Сложность подъема 1Б-1Б*. Несколько более сложные подъемы идут с перевала Северный 1Б-2А и Южный2А. Номинально подъем с перевала Пайерский также считается 2А, хотя объективно он несколько сложнее и протяженнее предыдущих.

К юго-востоку от вершины начинается 20 км-йхребет, разделяющий долины рек Лек-Хойла и Левая Пайера. Здесь пройдено 2 перевала - Спартак (1Б,1025), расположенный между плато 1132 и в.1110 (подъем на него из Лек-Хойлы проходит по южному краю кара, расположенного с севера от в.1042, спуск в распадок притока р.Левая Пайера, водопад в нижней части распадка можно обойти по правому склону) и Успешный проход (1Б,835) - между в.Верхняя Пайера и в.978 (спуск в Левую Пайеру проходит по самому правому перевальному ручью, в имеющемся в МГЦТК старом описании спуск проходил по вешкам, идущим от балков, установленных на плато). На юге хребет резко понижается к Бур-Хойле.

Сам Пай-Ер обходится через перевалы Пайерский (1000,1Б) и Южный (1000,1Б). К юго-западу от перевала Южный возвышается красивая скальная вершина Западный Пай-Ер (1Б,1330). Сложность восхождений на нее из от 1А из р.Средний Кечпель до 3А по северной стене. На северо-запад уходит небольшой отрог, разделяющий истоки р.Правый Кечпель правый исток Среднего Кечпеля. На юг уходит 15 километровый хребет, отделяющий Левую Пайеру от ее правого истока р.Ямботывис. Первые 1.5 км от вершины до плато 1091 хребет представляет из себя узкий скальный гребень с мощными жандармами (т.н. пила Пай-Ера) - сложность гребня до 3А. Далее к югу хребет постепенно расширяется в ряд плато с высшими точками 1115, 950 и 880. В районе в.950 расположены имеется два близкорасположенных спуска на север - перевалы Левопайерский (1А*,880) и Кечпельский (1А*,920). Первый ведет из долины р.Левая Пайера в р.Правый Кечпель, второй из р.Правый Кечпель в истоки р.Ямботывис. Возможен и чуть более сложный спуск с перевального плато в р.Средний Кечпель.

Далее к западу Полярный Урал представлен рядом платообразных вершин, простирающихся до Большого Хойленского прохода на 20 км. Из высот следует отметить г.Сомкепай (1062), в.982, г.Пайты, г.Верхняя Хойла, г.Географов и г.Два озера. Все эти плато и вершины условно можно называть Сомкепайским массивом. От господствующих вершин в южном направлении отходит ряд платообразных хребтов, разделяющих долины рек Ямботывис, Пайтывис, Правая Пайера и Хойла. К северу от основного хребта отходят небольшие отроги, разделяющие истоки Левого и Правого Кечпелей. Склоны плато изъедены глубокими карами, на дне множество озер. Наиболее крупные из них: Ямботы-вис, Пайты-вис, Верхняя Хойла. Прохождение плато при плохой видимости представляет собой некоторое искусство избегать соблазна свалиться в тот или иной распадок или кулуар. Последствия такого спуска состоят в последующих многокилометровых обходах южных отрогов по глубоко врезанным долинам рек. К юго-западу от в.Сомкепай в главном хребте расположены перевалы Пайты (1А,910), Верхняя Хойла (1А,920), в северо-западной части плато 1136 (Верхняя Хойла) - Географов (1Б,990),Юньяхский (н\к,814). Известны и перевалы через южные отроги хребта - Правопайерский (н\к,814) с истоков р.Правая Пайера к северному истоку р.Хойла и Узел (1Б,943) с истоков р.Правая Пайера на оз.Пайтывис. Подъем на г.Географов, можно осуществлять с пер.Географов - 1Б и с севера по длинному отрогу, расположенному к западу от западного истока Левого Кечпеля - н\к-1А.

Юго-западнее Сомкепайского массива Уральский хребет перерезает широкая долина рек Хойла-вис и Хойла. Долина получила название Большого Хойленского прохода (418,н\к), и издавна используется местными жителями. Дно прохода изрезано древними отложениями со множеством озер в понижениях. При сильных ветрах прохождение прохода проблематично, поскольку низкое расположение и местная орография делают его как бы аэродинамической трубой, собирающей ветры со всех окрестных склонов и долин. В старых отчетах просто рекомендуется в этом случае обходить горы по тундре.

К юго-западу от Хойленского прохода поднимается сильно расчлененный Хойленско-Лагортинский массив. С севера на юг он протянулся более чем на 20 км, а с запада на восток на 18 км.Северо-западная часть массива представлена платообразным поднятием г.Хойла-вис (875 м) с высшей точкой в южной части поднятия - г.1068 м. Восточные склоны плато представляют глубокие кары со стенами 400-500 м. С северных и западных склонов массива г.Хойла-вис берут начало реки Малая Хойла-ю, Правая и Средняя Лагорты. От основного массива г.Хойла-вис отделена глубокой седловиной перевала Среднелагортинский(Ноябрьский) (1А ,890).К югу от в.1094.8 м расположена г.Малая Лагорта 1017.8 м. От вершины в южном направлении уходит платообразный отрог, разделяющий реки Лагорта-ю и Левую Лагорту. Среднюю часть массива занимает плато, разделяющее реки Лагорта-Ю и Грубе-Ю. Плато, постепенно понижаясь, вытянуто в юго-восточном направлении на 14 км. В средней части плато севернее в.757.7 имеется пер.Каньонный н\к, выводящий из долины р.Лагорта-ю в верховья р.Грубе-Ю. Из долины р.Грубе-Ю в истоки правого притока р.Хойла-вис ведет перевал Грубе-Ю (800,н\к). К востоку от перевала расположен последний 17 километровый платообразный хребет Хойленско-Лагортинского массива (высшая точка г.1013.6 м). Через этот хребет имеется потенциальный перевал из верховий правого притока р.Хойла. Подъем проходит через промыв в северном краю кара в.777.1 и выводит через широкую седловину южнее в.957.7 в верховья р.Грубе-Ю. Из верховий левого истока р.Лагорта-ю в цирк левого истока р.Хойла-вис ведет перевал 931.9- н\к . К этой седловине можно также подняться из верховий р.Лагортаегарт через плато г.Малая Лагорта (1017.8) или из южного цирка пер.Среднелагортинский. Есть вариант подъема на плато из каньонистой долины левого притока р.Лагортаегарт севернее в.742.7.

За долинами р.Средней Лагорты и Лагортаегарт, соединенных низкой седловиной Средне Лагортинского прохода (330,н\к), поднимается небольшой массив г.Обрывистой 836 м. Он вытянут с севера на юг на 12 км. В средней части плато расположена седловина перевала Каньонный (570,н\к), соединяющая р.Лагортаегарт и р.Средняя Лагорта с озером Большая Лагорта, расположенном в верхнем течении р.Левая Лагорта к востоку от массива г.Хордъюз. Левая Лагорта соединена с левым истоком р.Большая Лагорта (на восточном склоне) седловиной Лево Лагортинского прохода (448,н\к).К западу от озера Большшая Лагорта расположен небольшой, но интересный Хордъюзский массив. Он вытянулся в меридиональном направлении всего на 7 км. Массив приподнят над долиной на 400-700 м. Главной достопримечательностью массива является гора Скальная1178 м с значительными выходами скал на западном гребне. Подъем на гору проходит по юго-восточному ребру (1Б) - в конечной части подъема преодолевается пара жандармов, по восточной стене 2Б и по северо-западному и юго-западному ребрам 2Б.Подъем на г.Хордъюз (1086,н\к-1А) проходит по пологому гребню с седловины 1020 м, расположенной к северу от вершины в верховьях северо-восточного цирка. С верховьями правого истока р.Большая Лагорта и подножием юго-восточного гребня г.Скальная район Лево Лагортинского прохода связан седловиной перевала 468.3 м (н\к). Здесь расположен красивый и один из популярнейших перевалов Южной части Полярного Урала - Скальный (540,н\к).

Юго-западнее расположен Пальник-Шорский массив, вытянутый с юга на север почти на 16 км. Центральная часть хребта носит альпийский характер. Наиболее высокие вершины: Пальник-Шор 1174.6, Недью 1157.1, выс. 1115, 1004 м. В центральной части хребта расположены перевалы Шер-Шор (680,н\к) - между 967 и 1115 и Пальник-Шорский (840,1А) - между в.Пальник-Шор и в.967. Оба перевала соединяют западный склон хребта - истоки р.Грубе-Ю с р.Шер-Шор - крупным левым истоком р.Малая Лагорта. К югу от массива Пальник-Шор расположен пер.Пальник-Ю (370,н\к), соединяющий реки Пальниктывис и Малую Лагорту. Массив Пальник-Шор несет значительное оледенение в карах восточного склона. С истоками р.Большая Лагорта р.Шер-Шор связан перевалом Захребетный (680,н\к). К перевалу Пальник-Ю с р.Шер-Шор можно попасть через седловину 460 (н\к). Подъем на г.Пальник-Шор можно осуществить с пер.Пальник-Шорский по северному гребню - 1А и из долины р.Шер-Шор из верховий южного истока - 1А.

Южнее расположены редко посещаемые верховья рр.Пага и Погурей, Кокпельские перевалы (часто используемые местными жителями) и Каровый массив, примыкающий к главному хребту. Высоты 1083,1142,1092. В глубоко врезанных долинах восточного склона массива на карте 1:200000 отмечено 6 ледников! К сожалению нам не удалось найти ни летних ни зимних описаний этого интересного места. Южнее Кокпельских перевалов хребет сильно понижается и повышается уже при приближении к северным границам Приполярного Урала - в.1365 м,г.Грубе-из 1435 и г.Лемва-из 1421,

В заключение несколько слов о подходах и подъездах. Большинство маршрутов начинается с железной дороги. В массив Собской, Рай-Из, Макар-Рузьский, Пайта-Нелский, Пай-Ерский и Сомкепайский путь лежит от станций Собь,Харп, пос.Полярный, Полярный Урал, Хорота и Елецкая. К Сомкепайскому, Хойленско-Логортинскому,Хордъюзскому, Пальник-Шорскому и Каровому массивам можно добраться от станции Сивая Маска.К самым южным массивам, включая Пальник-Шорский и Каровый, можно добраться от станций Абезь и Шор.

Наибольшое удаление Полярного Урала от железной дороги составляет около 60 км.



4. График движения

 

Дата

Участок маршрута

Характер местности

Погода

КМ

0

23.03-25.03

Москва - Сивая Маска

поезд.176, дорога

   

1

25.03

Сивая Маска - пос.Горняк - р.Уса - р.Юнь-Яха

ровная местность с островами смешанного елово-березового леса по берегам рек,вода под снегом в русле Юнь-Яхи перед островом

ясно

18

2

26.03

р.Юнь-Яха - р.Пальник-Ю

движение в основном по руслам рек, выход в тундру в конце зоны леса, слабовсхолмленная местность с постепенным набором высоты, острова березки в тундре

ясно

22

3

27.03

р.Пальник-Ю - тундра

отдельные березовые деревья, последние елки

восточный ветер, верховая пурга, видимость 100 м

3

4

28.03

тундра-западные склоны хр.Пальник-Шор

всхолмленная местность, озера, постоянный набор высоты, движение по азимуту АМ 90-100

видимость 300 м, туман

17

5

29.03

западные склоны хр.Пальник-Шор - р.Пальник-Шорский - пер.Пальник-Шорский(820,1А,п\п) - р.Шер-Шор-пер.Захребетный (683,н\к,п\п) - р.Большая Лагорта

мягкий и припорошенный фирн в перевальной долинеЮ крутизна подъема 15-20 грд. Заключительный 70 м 30 грд., жесткий фирн, 200 мн, 25 градусный фирна с застругами на спуске к р.Шер-Шор. Легкая тропежка в долине Шер-Шора. 15 градусный набор высоты к пер.Захребетный, фирновый 25 градусный 200 м склон на спуске к р.Б.Лагорта

видимость до 1 км северо-западный ветер, временами туман

18

6

30.03

р.Большая Лагорта - пер.(463,н\к) - пер.Лево-Лагортинский проход (448,н\к) - р.Левая Лагорта - пер.Каньонный (570,н\к) - р.Лагортаегарт - пер.Средне-Лагортинский проход (330,н\к) - р.Средняя Лагорта (восточный исток)

Подъем 100 м по 10 грд. склону. Траверс левых склонов верховий Левой Лагорты до притока из под южного цирка г.Хордъюз. Подъем к перевальному плато пер.Каньонный по 25-30 грд левому склону долины. Тропежка 10 см на плато перевала и на спуске к р.Лагортаегарт. Пологий набор по долине Лагортаегарта, траверс правых склонов долины р.Средняя Лагорта (15-20 грд)

ясно

30

7

31.03

р.Средняя Лагорта (восточный исток) - пер.СреднеЛагортиннский (890,1А) - р.Хойла-Вис - оз.Верх.Хойла - пер.Большой Хойленский проход (418,н\к) - р.Хойла - северо-восточный исток р.Хойла

подъем на лыжах по 20-25 грд.фирновому склону, 180 м подъем по 30-35 грд. склону в кошках, спуск 250 м по 25-20 грдюфирновому склону, легкое тропление, небольшой подлип

видимость от 300 м до 1 км, постоянный юго-западный: затем западный ветер, легкий подлип

29

8

01.04

северо-восточный исток р.Хойла - пер.Правопайерский (747,н\к) - г.1136 (1А) - пер.Пайты г.Сомкепай (1062) пер.Левопайерский (880,1А*) - западный исток р.Левая Пайера

подъем в лыжах по 20-25 грд. склону 200 м, подъем на плато в кошках 30-35 грд., 200 м, движениев лыжах по плато 1136 на север к линии главного хребта, по осевой линии примерно на восток вплоть до в.Сомкепай фирн, перенесенный снег. Обход карнизов сброса долины и левого склона пер.Левопайерский лыжи\кошки

ясно, умеренный западный ветер, легкая облачность

28

9

02.04

западный исток р.Левая Пайера - р.Левая Пайера

движение на лыжах, небольшой подлип и слабое тропление

видимость 200-300 м, порывистый южный ветер, легкий подлип

11

10

03.04

отсидка

 

видимость от 100 до 200 м, сильный южный ветер, снегопад

0

11

04.04

р.Левая Пайера - пер.Южный Пай-Ерский (1000,1Б) - оз.Кечпель-ты - пер.Седло (825,н\к)

обход в кошках сброса долины р.Левая Пайера справа по ходу по 150 м 30-35 местами до 40 грд. фирновому склону, кошки. Тропление при подходе и выходу на перевал Южный. Спуск в кошках по 120 метровому склону, фирн, 30 грд. Подъем на пер.Седло по 10 грд.склону 100 м от озера Кечпель-ты

сильные порывы южного ветра, видимость от 200 до 500 м, западный ветер на перевале Южный, прояснение к концу дня при сильном южном ветре

12

12

05.04

пер.Седло (825,н\к) - р.Пр.Кечпель - истоки р.Бадья-Юган - западные истоки р.Ворча-Шор

Спуск сначала в лыжах по левому борту р.Харота в обход карниза, спуск в кошках 70 м, 35 грд., фирн. Слабая тропежка в тундре, плохое скольжение из за сильного плюса

сидьный южный ветер, резкое потепление. К Пайеру .прилеплена. большая туча, облачно.

31

13

06.04

западные истоки р.Ворча-Шор - ст.Елецкая

Тропежка по раскисшему снегу, плохое скольжение

южный ветер, оттепель, горы в дымке

13

....

06.0408.04

ст.Елецкая-Москва

поезд .175, дорога

 

  

        Итого: 232 км  


5.Высотный график



6. Техническое описание маршрута

... Знаю от тундры получим сполна,

Если туман, то не видно ни зги,

Если пурга - снеговая стена,

Если устал - под глазами круги...

Арик Крупп 

25 марта

Утром солнце восходит около 5 часов. Где то после Инты в провале небольшой долины показались горы. На Сивой Маске были в 8.20. Вахтового автобуса как в прошлые годы уже нет, но мы быстро договорились с частником иза 2 ходки, заплатив по 30 тысяч за каждую, доехали до поселка Горняк. Местные говорят, что ночью было -37. Ферма уже закрыта и поселок жив лишь благодаря тому, что около 100 жителей поселка работают на станции. Выясняем дорогу на Пальник-Ю. Буранка, упоминаемая местными жителями, похоже идет по старым вездеходкам, указанным на двухсотке. С берега Усы открывается Уральский хребет, вырастающий из пятен леса и тундры. Сразу после перехода Усы дорога идет через пустоши. После большого болота налево на Грубе-Ю ответвление. Есть подобное же и направо. Нам же надо идти по среднему следу. Он идет по старой просеке в редком здесь лесу.Становимся на обед через пару переходов перед пересечением безлесных пустошей в междуречье Усы и Юнь-Яги. Вскоре слышим голоса. Это ребята старшешкольного возраста из Воркуты, собирающиеся пожить дня 3 в избе рыбака на р.Пальник-Ю. Через 1 переход после обеда выходим на Юнь-Яху в районе лет.Пальник-Ты. Летовка обитаема. Хозяин куда то ушел. Дальше лыжня идет по льду Юнь-Яхи. Перед большим островом в русле под снегом вода. Этот участок можно обойти по правому берегу. Мне удается влезть по щиколотку. Дополнительно отстегиваются лыжи. На берегу без труда разводится костер и к вечеру все просушивается. Вспоминаются отчеты 60-х годов, где рекомендовали брать печку на маршрут. Ночь морозная. На небе висит комета Хейла-Боппа.

За день пройдено 5 переходов.

  

26 марта

С утра продолжаем движение по лыжне в русле Юнь-Яхи. Утро солнечное. У устья Пальник-Ю лыжня подымается в лес по правому берегу и метров через 500 оказываемся у небольшой приземистой избушки. Минуты через 3 появляются сонные воркутинцы. Ночью опять было -38. Метров через 300 лыжня спускается к реке. Через переход начинаем свое тропление. Оно не слишком утомительное. Через переход подходят прогуливающиеся воркутинцы. Неспешной цепочкой они идут вверх - .прогуляться., как они говорят и .сходить в горы.. .Заодно и вам поможем.. Мы же проходим еще переход и становимся на обед на терраске правого берега. После обеда продолжаем движение вверх по реке. Вскорости лес редеет, мы подымаемся на правый берег и выходим в тундру. Река остается справа по ходу. Мы же ориентируемся на южное окончание Пальник-Шора (АМ 120). Встречаются отдельные группы березок, да одинокие елки, уже сильно угнетенные ветром. Становимся в сумерках. Ставим снежную стенку. 

За день пройдено 7.5 переходов.

  

27 марта

Ночью начинается ветер и идет снег. Проходим переход с небольшим и при усилившемся ветре окапываемся. Видимость падает до 100 м. Как видно .сработали. перистые облака, видные на небе в день приезда. Весь день ветер треплет крышу палатки.

  

28 марта

Дует по прежнему, но гораздо слабее. Есть умеренная видимость. Продолжаем движение к горам. В виду плохой погоды и потери дня движения решаем перейти хребет через седловину к северу от Пальник-Шора. Это километров на 15 ближе чем переход через Пальник-Ты и последующую н\к седловину на Шер-Шор. Предполагаемый перевал не описан в отчетах МГЦТК. Он хорошо читается на карте, и в отличие от чисто лыжного перевала Шер-Шор должен потребовать применения кошек. Примерный азимут АМ 90-100. Кустиков и березок все меньше и появляются первые камни и холмы. Похоже, что мы приблизились к подножию гор. Где то в тумане угадываются уже склоны хребта.

За день пройдено 7 переходов.

  

29 марта

Утром очертания хребта скрыты в тумане, однако, ко времени завтрака все открывается. Прекрасно! Мы находимся на основании широкого гребня, спускающегося с главной в.Пальник-Шор. Полностью виден намеченный нами к прохождению перевал.

Перевал Пальник-Шорский (820,1А,п\п)

За переход подходим кначалу подъема. Пальник-Шорский первоначально течет с севера на юг под склонами хребта, в районе северной предвершины поворачивает на запад и, вытекая в предгорную тундру в уже северо-западном направлении, сливается с рюГрубе-Ю. На момент прохождения цирк не лавиноопасен.

Начинает дуть ветер, пока что в спину. Горы слегка затягивает. Набор высоты по ручью и по склону ручья первоначально идет на лыжах примерно 150 м перепада, 20-25 грд. мягкий фирн. Непосредственно под самой седловиной крутизна возрастает до 30 (местами до 35) грд. Начинается участок жесткого фирна. По карте основной взлет перевала имеет перепад высот около 120 м. Последние 100 м подъема проходим в кошках. Седловина представляет из себя широкое снежное поле. Выходы камней отсутствуют. Подъем на перевал занял около 1.5 часов. На перевале сильно дует. Пальник-Шор скрылся в туче. Мы начинаем спуск. Спуск с перевала проходит по жестким застругам с участками перенесенного снега 25 грд., 200 м. Склон выполаживается. Одеваем лыжи и катимся вниз по присыпанному свежим снегом насту. Слева по ходу отходит долина к низкому перевалу Шер-Шор (н\к) ( по единственному описанию, перевал целиком лыжный), выводящему в тундру километрах в 8 к северу от выката с Пальник-Шорскийа. Спуск с перевала до поворота к перевалу на Большую Лагорту занимает чуть больше 1 часа.

Мы просмотрели 3 варианта подъема на в.Пальник-Шор (1173). Первый начинается прямо из тундры и проходит по северо-западному гребню. Кошечная часть подъема начинается с высоты 700 м. Вплоть до 800 м крутизна 30-35 грд. Далее до высоты 900 м положе - 25-30 грд. После идет скальный гребень с 2-мя жандармами непосредственно перед вершиной. Сложность подъема 1Б-2А. 

Второй вариант подъема с перевала Пальник-Шорский по северному гребню. Перепад 350 м. Крутизна колеблется от 20 до 30 грд. Сложность 1А.

Третий вариант с северо-восточного цирка с выходом на восточный или северо-восточный гребень. Сложность не превышает 1Б.

Обедаем у поворота к перевалу на Больщую Лагорту. Ниже долина Шер-Шора резко расширяется. Хорошо видна седловина лыжного перевала с Малой Лагорты, которую мы намечали пройти после перевала Пальник-Ты.

Перевал Захребетный (683,н\к,п\п)

Подъем к перевалу на Большую Лагорту проходит по широкой долине, параллельной главному Уральскому хребту. Подъем от Шер-Шора занимает 2.5 перехода и проходит по 10-15 градусной широкой долине ручья. Седловина хорошо просматривается на всем протяжении подъема. Справа от седловины холм в.703.7 м. Слева открывается значительный по своим размерам кар вершины 1149. К сожалению видимость после обеда сильно испортилась и трудно рассмотреть детали цирка. На карте здесь отмечено озеро и небольшой ледник. С перевала открывается гребень г.Скальная и прямо через низкую седловину перевала 468 видны скалы южных склонов г.Обрывистая: нависающей с над долиной р.Лагорта. Спуск проходит по широкому снежному склону, поджатому справа осыпным бортом перевального ручья. В средней части крутизна склона 25 грд. Общий перепад до р.Большая Лагорта составляет 300 м. Спуск занимаетоколо 1 перехода. Снег уплотненый. Похоже, что после снегопадов и оттепелей спуск лавиноопасен. Прямо налево по ходу уходит узкая долина к перевалу Скальный.

За день пройдено 7 переходов.

  

30 марта

Ночью шел снег. В воздухе стоит легкая дымка

Перевал 468 (н\к) - Перевал Средне Лагортинский проход (447,н\к)

Подъем на перевал 468 м из долины р.Большой Лагорты занимает около 1 перехода. Прямой 200 метровый сброс с перевала приводит к р.Лагорта. Для того, чтобы попасть в долину Средней Лагорты через перевал Средне Лагортинский проход достаточно с широкого перевального плато продолжить движение на север вдоль восточного склона Уральского хребта. К Средней Лагорте спуск проходит по пологим полям и заканчивается в устье ручья, вытекающего из восточного кара г.Хордъюз (1068). Надо сказать, что сама гора впечатления не производит. Общее время на прохождение от Большой Лагорты - примерно 1.5 перехода.

За спиной осталась седловина Средне Лагортинского прохода. Впереди в переходе долина правого притока, ведущего к перевалу Каньонный на р.Лагортаегарт. Прямой же путь по Средней Лагорте выбрасывает нас в тундру. 

Перевал Каньонный (570,н\к)

Основная долина притока поворачивает влево. На перевал же надо подыматься прямо, не теряя высоты, по левому склону 25 грд., 300 м. На самом перевальном плато 2 больших камня. Жарко. Сзади виден северо-восточный и западный гребени г.Скальная. Через переход (после подъема на перевал) по глубокому снегу спускаемся в долину р.Лагортаегарт. Спуск пологий. Сам каньон особого впечатления не производит.

На выкате из каньона становимся на обед. Небо ясное. Хорошо видны массив г.Лагорта напротив и просторы Тюменской области. Возникает звук .Бурана..Вскоре разговариваем с 3-мя, уклончиво разговаривающими охотниками, направляющимися на юг к большому озеру Ворча-ты. Они откуда то с Юнь-Яги. Ярко светит солнце. Морозно.

Перевал Средне Лагортинский проход (330,н\к)

Мы идем вверх по долине к очередному проходу в Европу. До перевальной точки 1 длинный переход. На перевале остатки избы. Прямо перед перевалом направо уходит р.Лагортаегарт к цирку под г.Лагорта. Из цирка в принципе можно подняться на плато. Долина в верховьях узкая. При потенциальном прохождении ночлег надо устраивать в основной долине. С седловины виден уже выкат в тундру. Долина к перевалу Средне Лагортинскому скрыта в глубокой складке. 

Не сбрасывая высоты идем по правому склону долины в направлении притока, вытекающего из под перевала СреднеЛагортинский. Через переход мы оказываемся у левого борта перевальной долины. Открывающийся вид нас поначалу не слишком вдохновляет. Седловина кажется уж слишком крутой, угадываются карнизы. Но скорее это эффекты сумерек. Думаю, что перевал будет не сложнее его ноябрьских описаний. Еще за переход подымаемся непосредственно в цирк перевала. Снизу из долины дует слабый ветер. Из цирка перевала просматривапются еще один не слишком сложный подъем на плато г.Лагорта. Это можно рассматривать как вариант выхода в цирк перевала Грубе-Ю.

За день пройдено около 8 переходов

  

31 марта

Потеплело. Небо затянуто. Видимость приемлемая для хождения. Начинаем подъем на перевал.

Перевал Средне Лагортинский (890,1А)

Слева от седловины идет как бы наискосок фирновый галстук, выводящий на перевальный гребенью Непосредственно с самой седловины свисает протяженный, не очень мощный карниз. На перевальном склоне выходы разрушенных скал. В целом это совпадает с известным нам ноябрьским описанием перевала С.Вьюкова. Вначале идет лыжный подъем 25-30 грд. вплоть до основного взлета. Появляется жесткий фирн. Крутизна возрастает до 35 грд. Общий перепад взлета 160 м. Подъем на перевал от лагеря занял около 2 часов. Ветра нет. И мы спокойно отдыхаем на широкой седловине. Есть сложенный из камней тур. Записка не обнаруживается. К сожалению с перевала можно разглядеть лишь ближайшие склоны. Спуск 25-20 грд. 200 м. Одеваем лыжи. Снег подлипает. При слиянии с долиной перевалда Грубе-Ю небольшой каньончик. В сторону перевала Грубе-Ю каньон более мощный. Сама седловина в тумане. Выкатываемся в долину р.Хойла-Вис через 2.5 перехода от перевала.

Обедаем на террасах над долиной Хойла-Вис.

Перевал Большой Хойленский проход (418,н\к)

Вся долина большого Хойленского прохода завалена древними моренными отложениями и напоминает помойку. Слабый ветер дует в спину. Отчеты говорят, что прохождение прохода в сильный ветер проблематично и рекомендуют в этом случае обходить горы по тундре. Несмотря на плохую погоду нам все же не пришлось воспользоваться этими советами. Видимость до 1 км. Озеро Верхняя Хойла покрыто снегом. В районе перевальной седловине справа по ходу виднеются остатки какого то строения. Ни набор высоты ни спуск практически не ощущаются.

До поворота в долину северного истока р.Хойла, в верховьях которой находится пер.Верхняя Хойла идем 3.5 перехода. При этом сама р. Хойла поворачивает с востока на юг. Лыжи подлипают. Небольшая тропежка. Останавливаемся напротив взлета перевала Правопайерский. Верховья долины затянуты. Кирпичи для снежной стенки нестойкие, но мы все же наскребаем на вполне сносную стенку.

За день пройдено чуть больше 8 переходов.

  

1 апреля

С утра ясно. Виден большой снежный взлет перевала Верхняя Хойла. Основной взлет по карте занимает около 200 м по высоте и должен иметь крутизну 35 грд. Вспоминаю детали ноябрьского похода 1988 года.

Перевал Правопайерский (747,н\к) - в.1136 (1А) - перевал Пайты - г.Сомкепай (1065) - пер.Левопайерский (880,1А*) общая категория траверса 1Б*

За 1 переход поднимаемся на лыжах по 20-25 градусному склону к седловине перевала Правопайерский. Еще около 50-70 метров по высоте от перевала можно набрать и в лыжах, придерживаясь камней справа по ходу. Прямо по центру подъема лежит доска. Одеваем кошки. 200 м, 30 (местами до 35) грд.. На плато одеваем лыжи. Движемся на север в направлении высшей точки и осевой линии хребта. Участки фирна перемежаются с участками переметенного снега. Через переход движения по плато открывается замечательный вид на массив Пай-Ера от Южного до г.Блюхера (1427). Хорошо виден весь предстоящей путь с огромным массивом г.Сомкепай. Внизу километрах в 30 на юге виден лес. Тем временем с запада несутся облака. Уже скрылась гора Географов. Начинает задувать. Но мы уже поворачиваемся спиной к ветру и идем по осевой линии хребта. Как и в 1988 году. Кар справа, кар слева. Только все вокруг видно. Через 2 перехода ставим палатку на обед на седловине перевала Пайты. Пока отдыхали. Ветер стих. Начинаем подъем к г.Сомкепай. Там оказываемся через 1.5 перехода. От тригопункта остались лишь обломки. Проходим следы чьей-то стоянки на плато. От в.Сомкепай надо двигаться в северо-восточном направлении в направлении как бы седловины над каром, раскрытым на юг. Но в кар нам не надо. Уже от этой седловины надо повернуть на север и идти к двойной седловине перевалов Кечпельского и Левопайерского. Если изначально от в.Сомкепай двигаться на север, то довольно быстро теряешь высоту. Ручей, текущий с перевала выглядит как складка склона. Правда виден и карниз, нависающий над перевальной долиной с правого борта. Начало спуска проходит с пологим уклоном 10-20 грд. по мягкому снегу. Через1.5 км долина сужается и обрывается ~20 метровой ступенью с мощным карнизом. Слева и справа подходят скалы. Ниже по левому склону долины тянется длинный карниз, подпирающий чашеобразный склон, сходящий в конце на нет. Через каменистый холм выходим на левые склоны долины. Большую часть склона проезжаем в лыжах. Протяженность около 500 метров, крутизна 20-25 градусов. Движение с дистанцией. Справа хорошо виден перегиб карниза. В принципе весь обход карниза можно осуществить на лыжах. Участки рыхлого снега перемежается с жестким настом, так что часть группы, одевшая кошки в самом начале обхода, прошла этот участок ненамного медленнее. Устанавливаем палатку на ровном месте долины.

За день пройдено 8.5 переходов.

  

2 апреля

Ночью идет снег. Небо затянуто. Дует ветер. Выехав в долину Левой Пайеры поворачиваем налево вверх к перевалу Южный Пай-Ерский. Сегодняшняя погода явно расолагает прохождение высокого перевала Успешный проход с дальнейшим траверсом плато к перевалу Спартак. Тепло. Снег подлипает. Видимость около 400 м. Через 3 перехода подходим к скально-водопадной ступени, подпирающей южный цирк Пай-Ера. Внизу в 1 км слева угадывается в тумане основание распадка, ведущено к перевалу Спартак. У подножия разбросаны огромные коричневые скалы останцы. На них выходы зеленоватых пород, собранных мной когда то на северо-западном гребне Пай-Ера. Над долиной нависают скальные склоны г.Малахит, расположенной у южной оконечности Пай-Ерской Пилы.Останавливаемся на обед. Ветер усиливается и все время идет снег. Видимость падает до 200 м. Принимаем решение подождать прояснения погоды, чтобы просмотреть Южный цирк и гребень Пай-Ера.

  

3 апреля

С юга дует сильный ветер.Идет снег. Видимость слегка улучшается на минут 30 лишь в районе обеда.

  

4 апреля

Перевал Южный Пай-Ерский (1000,1Б)

С утра по прежнему сильный ветер с юга. Потеплело. Есть окна видимости. Выходим из лагеря. Снегу насыпало сантиметров 40. Впору ожидать свежих лавин. След от одной из них виден метрах в 300 от нас. Ступень обходится справа по ходу. Там 2 разрушенных контрфорса. Справа от крайнего снежный склон. Кулуар между контрфорсами достаточно крут. Наша линия движения идет по границе правого контрфорса и снежного склона. Вначале крутизна 25 грд. Далее постоянно 30-35 грд. Местами крутизна возрастает до 40 грд. Отдельные выходы камней. Жесткий фирн и участки перекристаллизованного снега. Общий перепад по высоте около 200 м. На спуске здесь очевидно может потребоваться веревка. Временами ветер раздувает облака и становится видна нижняя часть долины. Верхняя же часть по прежнему сидит в облаке. В верхней долине нанесено много снегу. Здесь ветра нет. Подъем в обход ступени занял около 1.5 переходов. На лыжах за неполный переход поднимаемся на перевал. Вздет 120 м, 25 грд.Седловина перевала открывается немного в тумане. Пай-Ер по прежнему только угадывается своим присутствием. На перевале сильнейший встречный ветер, только уже с северо-запада из тундры. Одеваем кошки и быстро спускаемся по 150 метровому 35-30 градусному фирновому склону с многочисленными крупными камнями. Далее выполаживание 200 м, 20-10 грд. При спуске в тумане следует придерживаться левого борта, чтобы избежать возможных лавин с Юго-западных кулуаров Пай-Ера. Обедаем на озере Кечпель-Ты.

После обеда ветер раздувает тучи и открывается Пай-Ер, глубокая седовина Южного перевала. Встречаемся с группой из Перми. Их 8 человек. Матерый руководитель, 2 женщины, у всех саночки. Они собираются на Пай-Ер с Южного, а далее по долинам назад к дороге, к Полярному Уралу или к Соби.

Мы поднимаемся на перевал Седло, ведущий в верховья р.Харота. Набор от озера не превышает 100 м. Сзади открывается вид на Пилу Пай-Ера. Дует сильный южный ветер. Ставим стенкуиз огромных кирпичей.

За день пройдено 4 перехода.

  

5 апреля

Всю ночь дует сильный ветер. К утру резко теплеет. Стенка начинает разрушаться. Пережидаем улучшения погоды еще пару часов.Похоже, что это надолго. Очевидно в Западной Сибири теплая весна. Подобное было в прошлом году на майские в Путоранах. Собираем лагерь, прощаемся с Пай-Ером, над которым плотно прилепилась терзаемая ветром туча, и начинаем спуск.

Перевал Седло (825,н\к)

Спуск с перевального плато проходит в безымянный исток Правого Кечпеля проходит по левому склону в обход карниза. Одев кошки спускаемся вертикально вниз 70 м, 35-30.

Стоит сильный плюс и не подлипает. Горы в дымке. По небу несутся отдельные облака. Берем азимут АМ 320. После обеда корректируемся по горам за спиной на АМ 340. В 8 вечера становимся, увидев огни Елецкой.

За день пройдено 9 переходов.

  

6 апреля

С гор продолжает дуть. Видимость сегодня несколько похуже. Снег сильно подсел. Идется достаточно тяжело. Не липнет, но и не катит. В тундре много прогалин. Мхи, багульник, шипша, голубики и даже брусника. За 3 длинных перехода приходим в Елецкую. По голубому льду Ельца бежит вода. Мы не выискиваем мест посуше и просто переходим по щиколотку в воде. Грязный просевший снег в поселке Елецкий и последний взгляд в сторону уже не видных гор. Садимся на поезд в 14.03. 

  

  

7. Выводы и рекомендации

Группой пройдендостаточно стандартный и в определенном смысле эталонный четверочный маршрут в южной части Полярного Урала. Не слищком хорошая погода - из 13 дней на маршруте сносная погода и видимость были лишь 5 дней - и аномальная весна 1997 года не позволили до конца выполнить заявленный план похода. 

      

План похода (заявленный)

  

Фактически пройдено

  

25.03

1

ст.Сивая Маска - п.Горняк - р.Пальник-Ю

26

Сивая Маска - пос.Горняк - р.Уса - р.Юнь-Яха

18

26.03

2

р.Пальник-Ю - р.Пальниктывис

30

р.Юнь-Яха - р.Пальник-Ю

22

27.03

3

р.Пальниктывис - пер.Пальникты (н\к,380) -р.Мал.Лагорта - пер. (н\к,470) - р.Шер-Шор

22

р.Пальник-Ю - тундра

3

28.03

4

р.Шер-Шор - г.Пальник-Шор (1Б,1174,рад) - р.Шер-Шор

15

тундра-западные склоны хр.Пальник-Шор

17

29.03

5

р.Шер-Шор - пер.(683,н\к-1А) - р.Бол.Лагорта - пер.(н\к,463) - р.Лев.Лагорта - пер.Каньонный (н\к-1А,570) - р.Лагортаегарт

18

западные склоны хр.Пальник-Шор - р.Пальник-Шорский - пер.Пальник-Шорский(820,1А,п\п) - р.Шер-Шор-пер.Захребетный (683,н\к,п\п) - р.Большая Лагорта

18

30.03

6

... - р.Лагортаегарт - р.СредЛагорта - пер.СреднеЛагортинкий (1А,890) - оз.Верх.Хойла - р.к пер.Верх.Хойла

20

р.Большая Лагорта - пер.(463,н\к) - пер.Лево-Лагортинский проход (448,н\к) - р.Левая Лагорта - пер.Каньонный (570,н\к) - р.Лагортаегарт - пер.Средне-Лагортинский проход (330,н\к) - р.Средняя Лагорта (восточный исток)

30

31.03

7

... - пер.Правопайерский (747,н\к-1А)- в.1107 - пер.Пайты - в.Сомкепай (1062) - пер.Левопайерский (1А*,880)

18

р.Средняя Лагорта (восточный исток) - пер.СреднеЛагортиннский (890,1А) - р.Хойла-Вис - оз.Верх.Хойла - пер.Большой Хойленский проход (418,н\к) - р.Хойла - северо-восточный исток р.Хойла

29

01.04

8

пер.Левопайерский - р.Лев.Пайера

15

северо-восточный исток р.Хойла - пер.Правопайерский (747,н\к) - г.1107 (1А) - пер.Пайты г.Сомкепай (1062) пер.Левопайерский (880,1А*) - западный исток р.Левая Пайера

28

02.04

9

р.Лев.Пайера - пер.Успешный проход (1Б,835) - р.Лек-Хойла

12

западный исток р.Левая Пайера - р. Левая Пайера

11

03.04

10

р.Лек-Хойла - цирк пер.В.Пайерский

18

отсидка

0

04.04

11

пер.В.Пайерский (1Б,941) - пер.Северный -г.Пайер (1499,1Б) - верховья р.Харота

15

р.Левая Пайера - пер.Южный Пай-Ерский (1000,1Б) - оз.Кечпель-ты - пер.Седло (825,н\к)

12

05.04

12

р.Харота - р.Бадьявож

27

пер.Седло (825,н\к) - р.Пр.Кечпель - р.Ворча-Шор

31

06.04

13

р.Бадьявож - ст.Елецкая

16

р Ворча-Шор - ст.Елецкая

13

07.04-09.04

14-15

запасные дни

     
    Итого

км

Итого

232

 

Вместе с тем пройденный маршрут позволил разобраться с некоторыми неясностями в описаниях перевалов и пройти новые перевальные пути в массиве Пальник-Шор, не описанные в доступной литературе. При выборе маршрута мы не ставили основной акцент похода в восхождении на Пай-Ер. Подобной .спортивностью. в ущерб чисто лыжным элементам грешит большинство посещений южной части в последние 10 лет. Начало или конец маршрута в Сивой Маске считается необходимым лишь для набора необходимых километров. В лучшем случае группа проходит перевал Скальный, а иные группы прямо .дуют. в Большой Хойленский проход. Мы постарались в полной мере использовать туристкие возможности района - совместить как чисто лыжные спуски, подъемы и траверсы, так и кошечные элементы. Это нам удалось. Более южное начало маршрута позволило понять, что Полярный Урал не кончается районом г.Скальной. Представляется достаточно интересным пройти маршруты, соединяющие Полярный Урал с северным окончанием Приполярного (верховья р.Лемва). Стоит отметить маршруты, описанные в отчетах 4531 и 5088, где частично была реализована эта попытка. Надо сказать, что на сегодняшний день остается совершенно .неизвестным. массив Каровый (вв. 1135, 1083, 1143, 1092), примыкающий к верховьям р.Погурей с востока, несущий значительное оледенение и находящийся чуть восточнее туристких маршрутов. Повторное посещение района 9 лет спустя еще раз показало всю красоту этого сурового и в то же время в чем-то .мягкого. района. Думаем, что мы еще встретимся с Полярным. От всей души желаем этих встреч и Вам. Не пожалеете! 

8. Литература

1. Кеммерих А.О. .Полярный Урал., Москва ФИС, 1966

2. Перечень классифицированных туристских маршрутов на 1986-1988 г.г., ЦРИБ "Турист", М., 1986, с. 27-28.

3. Отчеты библиотеки МГЦТК: .. 1415, 1750, 2484, 2783, 2976, 3757, 4365,4420, 4531, 4641, 5025, 5443.

4. Н.А,Рундквист Сто дней на Урале, Екатеринбург 1993.

9. Приложения

9.1.Перечень использованных картографических материалов

* Карты масштаба 1 : 200 000, откорректированы в 1988 г.:

* Q41А,Б 43,44,45,46,54,55,56,

* Картосхемы горной части масштаба 1:50 000 составлены в 1981 г.

9.2. Список фотографий фотоотчета

Отчет о путешествии составили: Чхетиани.

Фотоматериалы: Чхетиани, Масленников.

Верстка и оформление:Чхетиани.

Имеется подборка слайдов по району путешествия: Рыкалов.

Фото 1.-6. Портреты группы

1- Петя

2- Миша

3- Антон

4- Оля

5- Леша

6- Дима

Фото 7.На станции Сивая Маска

Фото 8.Уральский хребет из среднего течения р.Пальник-Ю

Фото 9.Массив Пальник-Шор и пер.Пальник-Шорский

Фото10. Вниз по ручью Шер-Шор

Фото11. Перевал Захребетный из верховий р.Шер-Шор

Фото12. Вид на поворот к пер.Каньонный с пер.Лево Лагортинский проход

Фото13. Вид на пер.Захребетный с Лево Лагортинского прохода

Фото14. Вид на г.Хордъюс и г.Скальная при подъеме на пер.Каньонный

Фото15. Вид на Лево Лагортинский проход с северо-востока

Фото16. Вид с пер.Каньонный на среднее течение р.Лагортаегарт

Фото17. К пер.Скальный

Фото18.Панорама верховий р.Лагортаегарт

Фото19.На подъеме к пер.Средне Лагортинский

Фото20. Седловина пер.СреднеЛагортинский с юга

Фото21. Панорама верховий Левого истока р.Хойла, пер.Правопайерский и г.1136

Фото22. На подъеме к пер.Правопайерский

Фото23. Вид на г.1017.6 с южных склонов г.1136

Фото24. Панорама Пайерского массива с плато г.1136

Фото25. Группа на плато г.1136. (Под ногами Урал)

Фото26. На пер.Пайты. Впереди г.Сомкепай

Фото27. На подъеме к г.Сомкепай (вид назад на запад)

Фото28. Пайерский массив с плато г.Сомкепай

Фото29. Обход карнизов северо-восточного склона долины пер.Левопайерский

Фото30. Ступень долины р.Левая Пайера (снимок ноября 1988)

Фото31. Обход ступени (вид в долину Левой Пайеры)

Фото32. При обходе ступени

Фото33. Панорама г.Пайер, Пайер Южный, пер.Южный Пайерский и пер.Седло с оз.Кечпель-Ты

Фото34. Подъем к пер.Седло.Сзади .Пила Пай-Ера.

Фото35. У палатки на пер.Седло

Фото36.Спуск с пер.Седло в приток Правого Кечпеля

Фото37. Тундра и Пайерсекий массив с севера (ноябрь 1988).


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;