Отчет о лыжном походе 3к.с., совершенном с 19 февраля по 2 марта 2006г. в районе Восточного Саяна (Тункинские гольцы)

Маршрут:

пос. Нилова Пустынь - р. Ехэ-Гэр - р. Хубуты - пер. Хубуты(н/к) - р. Баром-гол - р. Архат - пер. Крокодил(1Б) - р. Поисковый - р. Ара-Ошей - р. Ямангол - пер. Обзорный(н/к) - р. Нарин-гол - каньон р.Шумак(радиально) - курорт Шумак - пер. Шумак(1А) - верш. 2937м(1А - радиально) - р. Ехэ-Гэр- пос. Нилова Пустынь.

Участнеги:

Гаврилов Сергей(Санкт-Петербург), рук, фотограф
Горбачев Павел(Апатиты), завхоз, летописец, хранитель термометра
Якунин Вячеслав(Санкт-Петербург), фотограф, завпит, виночерпий

Описание маршрута.

19.02.2006
За 1500р наняли у вокзала в Слюдянке микроавтобус до Ниловой Пустыни. Заехали на базу МЧС на берегу Байкала, зарегистрировались. Едем в Тункинскую котловину - плоская и почти бесснежная, пасется скот. Горы видны только внизу, гольцы в облаках. В Туране поворот, доехали до Ниловки, на реке промоины. Проехали по дороге на Хойтогол еще 4км до дацана и еще 2км до отворотки. Уложили рюкзаки, вышли по дороге к горам. Слева скотоводческие ограды. Прошли плакат "Для туристов, идущих на Шумак, ежедневно курсирует автомашина". Пересекли Ехэ-Гэр - сухое русло, встали на ночевку. Снега меньше 15см, он очень сухой и сыпучий - "песок", или даже скорее сахарная пудра. Дров полно. Температура -10.
Начало маршрута. Отворот в сторону р.Ехэ-Гэр
Начало маршрута. Отворот в сторону Ехэ-Гэр
20.02.2006
Подъем в 6.45. Пасмурно, гор не видно. Идем по дороге по старым следам, через 2км снега становится чуть больше, встаем на лыжи. Дорога идет по березово-лиственничному лесу. Идти можно только по старой лыжне, рядом проваливаешься до камней. По дороге доходим до развилки - поляна лесозаготовителей. Ориентир - ржавая кабина от трелевщика. Здесь надо поворачивать направо, есть следы, но мы прошли прямо, вышли на русло реки, пришлось вернуться. Через километр начинается подъем, у первых кедров оборудованная стоянка - стол, лавки, крытое стойло. Идем вверх по старым следам, вскоре снимаем лыжи и пешком продолжаем подъем. Дорога заканчивается, по тропе в кедрово-лиственничном лесу набираем высоту. На развилке троп на перевалы Шумак и Хубуты тоже стоянка, построена халупа без стекол "АСК Асто", есть железный стул(!). Нам налево за строение. По GPS видно, что начиная от точки высадки с машины до развилки дорога идет в строгом соответствии с картой, сама же развилка в действительности находится несколько ближе к началу маршрута, чем это обозначено на карте. Тропа засыпана снегом, но все равно четко видна. Немного сбросили высоту в долину р.Хубуты, идем параллельно реке по левому берегу. Перед ригелем в долину Хубуты впервые в этом походе встречаемся с наледью, мокрой. Перешли на другой берег, по тропе начали подъем на ригель серпантином. Проясняется, холодает. После подъема на тропе ограда с калиткой - следы летнего выпаса скота. Доходим до обозначенного на карте зимовья на ГЗЛ, которое уместнее назвать летником, нет дверей и стекол в окнах, посреди строения печка. Это очевидно летнее укрытие. Рядом р. Хубуты в глубоком каньоне, замерзший водопад около 15м высотой. Очень живописное место. Ставим палатку возле летника, готовим на печке в домике. Холодно, -27. Видны скалистые борта долины.
Долина р.Хубуты
Подъем на ригель. Привал.
Вид вниз в долину и каньон р.Хубуты
Замерзший водопад на р.Хубуты
21.02.2006
Подъем в 6.30, быстро выходим из леса, идем по тропе над каньоном Хубуты. Ясно, холодно, тянет ветерок вниз по долине. Виден Зангисанский хребет с Байшиинту-Улой с противоположной стороны Тункинской котловины, наш перевал Хубуты впереди. Через километр спускаемся в каньон на сухую наледь. Идем по каньону, стены становятся все выше и отвесней, в конце концов упираемся в 8-ми метровый водопад, возвращаемся назад 100м, вылезаем влево по ходу, обходим водопад, опять спускаемся в каньон. Далее продолжительный подъем в кошках вверх по каньону(местами глубокий снег, ледяные ступеньки до 1.5м) до широкого ледового поля, лежащего под моренным валом. Река прорезаем вал, в месте прорыва есть участки открытой воды. Подъем возможен как вдоль реки, так и влоб через вал. Выше совсем плоская едва заснеженная равнина, покрытая пожухлой травой с многочисленными звериными тропами. Дует сильный встречный ветер, -20. Пройдя равнину, под прикрытием высокого берега обедаем. Отсюда начинается довольно пологий подъем по руслу реки Хубуты на перевал. Перевальная седловина широкая, на ней лежит замерзшее до дна озерцо. Снега почти нет. В туре прочитали записку группы из Нижнего Тагила без даты. Свою писать не стали - холодно и лень. Окружающие горы в облаках, видимость 1км. Спустились вниз 200м по голым осыпям, дальше возможен спуск на лыжах. Надели их впервые за день(!), скатились вниз к реке Баром-Гол. На этой стороне снега много больше, возможно движение на лыжах по берегу. На реке наледь в неглубоком каньончике. После выположния долины выходим на наледь, едем по ней вниз, местами видны следы лыж наших предшественников. До темноты успели дойти до первых кедров у входа реки в каньон. Температура -25.
Каньон р.Хубуты
Каньон р.Хубуты. По пути к перевалу
22.02.2006
Подъем в 6.30. Ясно, холодно. Видимость отличная, вершины гор золотит солнце. По дну каньона р. Баром-Гол идет хорошая лыжня, снега достаточно. Глубина каньона до 20м, есть крутой уступ 1.5м высотой, тоже проезжается на лыжах. Дошли до Архата - наледь от борта до борта, ширина 20м. Надели кошки, пошли вверх. Через километр стены каньона повышаются до 50м, сужаются и мы упираемся в 12м ледопад. Вылезаем по кулуару в глубоком снегу на левый борт долины. Кедровый лес, тропежка до 40см в рыхлом снегу вверх. Так движемся до р.Дабан-Жалга. Спускаемся вниз, выходим на лед Архата. В широком каньоне поднимаемся по наледям вверх, на границе зоны леса наледь широко разливается в "озеро". Здесь обед, сушим спальники на солнце. Виден наш перевал Крокодил, смотрится внушительно - крутой подъем, наверху карнизы. Доходим до кулуара - русла ручья Бурун-гол, заваленного камнями. Крутой подъем в глубоком снегу, здесь впервые были применены камуса. Незадолго до выхода в висячую долину снег становится плотным, снимаем лыжи, идем пешком. На выходе из кулуара поднимаемся в очень неприятном месте - доска на перемороженном снегу, проваливаешься по пояс, снег проседает. Лавиноопасно. Вылезли в висячую долину, встаем на ночлег. Ветер вниз по долине, -27.
Лагерь на Баром-Голе. Утро
р.Архат в месте слияния с Баром-Голом
Ступенчатые наледи на р.Архат
12 метровый водопад на р.Архат
Слияние на р.Архат и р.Дабан-Жалга
Обед. Просушка снаряжения
23.02.2006
Подъем в 6.30. На лыжах по долине подходим под перевал до камней. Дальше подъем по присыпанному снегом травянисто-осыпному склону до 40градусов крутизной. Выше количество снега увеличивается, идем по засыпанной снегом крупной осыпи, постоянно проваливаясь выше колена. Тяжело, на последних 200м подъема при интенсивной физической работе ощущается высота - легкое головокружение. Обошли карнизы справа ценой лишних 30м набранной высоты. Безопасный путь очевиден снизу. На перевале в 17.00. Высота 2840м. Перевал - чистый 1Б. Пошел снег, пасмурно, -20. Сняли записку москвичей от 27 июля 2005г, а те в свою очередь сняли записку пермяков от 8 августа 2004г. Так что в среднем перевал раз в год посещается, и давно не хожен зимой, теперь понятно почему. Западный склон перевала совсем бесснежный, быстро спускаемся на две ступени висячей долины, на террасе над входом ручья в каньон встаем. Вымотались сегодня капитально на подъеме, отметили 23 февраля.
Лагерь в висячей долине под перевалом Крокодил. Утро
Начало штурма перевала Крокодил. Вид вниз в долину
Привал на подходе к перевалу Крокодил
Перевал Крокодил
Вид в долину за перевалом
24.02.2006
Подъем в 6.30. Спускаемся дальше по распадку ручья к Поисковому. Вскоре ручей ныряет в каньон, в кошках идем на разведку. В каньоне водопад около 4м, крутизной градусов 70,льда очень мало, под водопадом крутой снежный склон, и внизу еще одна ступенька, дальше видны первые деревья в долине Поискового ручья. Над верхним водопадом забит скальный крюк с петлей. Решаем не облазить водопады, а спуститься. Вешаем на крюк перила из репшнура, первый налегке спустился, разведка второго каскада показала, что там вообще возможен спуск без перил. Спускаем рюкзаки отдельно, спускаемся сами и сдергиваем репшнур. В каньоне крутой снежный склон, во время работ использовались лавинные шнуры. Со второго каскада слезаем глиссированием. Вышли на лед ручья Поискового, красивые виды как вниз так и вверх по долине, солнечно, даже тепло. Около 1.5км спуск по наледям Поискового на лыжах, затем река уходит в каньон, падение возрастает. Переходим на кошки, идем вниз. Красивый голубой лед каскадами до 1м, каньон сужается и заканчивается крутым 12м водопадом, ширина около 3м. Осторожно облезается по левому борту, можно спуститься к Поисковому выше второго двухметрового каскада, но этот спуск потенциально опасен и не может быть рекомендован всем группам. Лучше пройти по борту долины дальше и спуститься к Ара-Ошей, при этом еще и открывается прекрасный вид на долину Ара-Ошей. Спустили с водопада рюкзаки на репшнуре. Ледобур плохо держится в этом льду. Второй каскад водопадов высотой около 2м, мокрый, проходится на передних зубьях кошек. На выходе Поискового в Ара-Ошей обширная наледь, из которой торчат деревья. На Ара-Ошей наледи, часто мокрые. У скал обед, очередная сушка спальников на солнце. После обеда покатили вниз по Ара-Ошей по наледям. Много мокрых, есть участки снега, но в целом скорость высокая. Обмерзают крепления, лыжи сверху. Проскочили устье Лев.Ара-Ошей, доехали до небольшого каньона. Здесь на реке промоина, встаем на ночевку. Костер на галечной отмели, холодно -28.
Спуск с 4 метрового водопада
Спуск с 4 метрового водопада. Вид вниз
Спуск с 4 метрового водопада. Вид вверх
Вид вниз в долину ручья Поисковый
Наледи на ручье Поисковом
Слияние ручья Поискового и р.Ара-Ошей
25.02.2006
Ночью очень холодно, утром термометр показывал -32. Вышли вниз по каньону, он постепенно сужается до 1м, все проходится на лыжах. После узкого места каньон кончается, широкие наледи, присыпанные снегом. Идти легко. Потом с левого берега впадают теплые ключи(+10), здесь Ара-Ошей не замерзает и почти нет снега. Перешли по камням на левый берег, дошли до снега, идем по берегу вдоль незамерзшей реки, иногда вылезая в лес, там приходится тропить. Еще ниже участок глубокого каньона с многочисленными промоинами, обход по летней тропе в лесу по левому берегу, снега до 20см. После каньона спускаемся на русло, через 800м стрелка с Ара-Хубуты. Здесь следы лыжников, поднимаемся на правый берег, Ара-Ошей уходит в каньон. Идти до устья Яман-гола бессмысленно, т.к. из-за выделения термальных вод он не замерзает. Поэтому необходимо сразу же от места впадения Ара-Хубуты в Ара-Ошей вылезать наверх и подсекать тропу, переваливающую в Яман-гол выше незамерзающего участка. Мы же эту тропу сначала нашли, но на спуске бросили и спустились к Яман-голу чуть ниже, по направлению к характерной конусообразной вершине 2284м в правобережье Яман-гола. От подъема хорошо видны впечатляющие Китойские гольцы на левом берегу Китоя - хребет Сухэ-Батор. Спуск к Яман-голу крутой, по залесенному склону. Преобладают ели и лиственницы, кедров почти нет. Яман-гол зимой совсем мелкий, перешли по камням, в 300м выше нашли ровное место, тут видимо уже останавливались когда-то - площадка под палатку четко врезана в буреломистый берег. "Козлиный уголок" ;-) Здесь ночевка.
Вид с места ночевки вверх по течению Ара-Ошей. Утро
Каньон на Ара-Ошей
Ара-Ошей днем
Группа на слиянии р.Ара-Ошей с р.Ара-Хубуты
Вид из "Козлячего уголка" вверх по течению Яман-Гола
26.02.2006
Как всегда подъем в 6.30, ясно. Через 200м открытая вода сменяется заснеженным руслом, встаем на лыжи, идем вверх. Входим во впечатляющий каньон со ржаво-рыжими стенами, слева п/х до 200м высотой. Когда каньон несколько расширяется, ручей растекается в наледь, перестегиваемся в кошки. Пока дошли до ручья с пер. Усть-Илимцев(Магистраль), впадающего в Ямангол слева, еще пару раз перекидывали кошки на лыжи. На стрелке свежие следы туристов, в кошках идем вверх по Яман-голу к перевалу Обзорному. Через 2км обед и сушка спальников. Наледь вскоре кончается, идем по лыжне вверх. Предшественники похоже прошли с волокушами. Подъем на перевал Обзорный(н/к, 2088м) совсем простой, по лыжне серпантином. Здесь второй раз были применены камуса. Перевал едва высовывается за границу зоны леса, низкорослые кедры растут и на седловине. С перевала красивый вид вниз по Яман-голу. Тура с записками нет. Спуск немного сложнее , висят значительные карнизы, спуск слева п/х от них, тоже по чужим следам. Предшественники спускались явно рискуя, на лыжах серпантином. Лучше первые 100м спуститься по линии падения воды, дальше можно одеть лыжи и скатываться в Нарин-гол. По Наринголу хорошая лыжня, река в каньоне, очень красивом и непохожем на все ранее виденные. По правому борту интересные скалы-останцы. Ширина каньона в самом узком месте менее 1м, местами участки открытого льда, но все проезжается. Идем вниз с целью дойти до Шумака к темноте, но не доходим 3км, возле каменной арки на левом берегу встаем на ночевку. Ясно, -25
"Вход" в каньон р.Яман-Гол
Вид с перевала Обзорный вниз в долину  р.Яман-Гол
Вид с перевала Обзорный вниз в долину р.Яман-Гол
Долина р.Нарин-гол
27.02.2006
Подъем в 6.30, с утра сильный холодный ветер вниз по каньону, готовка на примусе в палатке. По лыжне быстро спустились до Шумака, поперек лыжни иногда бревна лежат. В устье Нарингола широкий аян, пара лесистых островов. Поперек лыжни иногда бревна лежат. На острове обнаружили чужую заброску, поэтому оставили рюкзаки на берегу, взяли перекус и кошки, пошли на лыжах вниз по Шумаку. Наледь, местами мокрая, река сужается, уходя в каньон. По левому берегу красивые конгломератные обрывы, справа нашли бо, повесили и свои ленточки. На берегах кедровый лес, есть свежая тропа по правому берегу, снега мало, около 20см. Оставляем лыжи в лесу на тропе, идем пешком вниз. Тропа опять выходит на реку, идти хорошо, снег не проваливается. Впереди виден каньон, тропа опять выходит на правый берег. Вскоре пересекаем незамерзающий ручей, идем по тропе над начинающим углубляться каньоном, видны незамерзшие участки. Тропа сходит вниз и на реке раздваивается, одна тропа(видимо туристская) уходит по дну каньона, одна на левый берег вверх. По ней нам навстречу спустились трое охотников-бурят с собакой - они ходят в резиновых сапогах! Видимо из-за мокрых наледей. По тропе идем вниз по реке, еще один участок она облезает по берегу, а потом уже все время идет по льду Шумака по дну каньона. Есть пара опасных мест, где возможно провалиться под лед. Каньон Шумака впечатляет - отвесные и даже нависающие стены до 50м высотой, ширина 5-10м, толстый прозрачный лед в отдельных местах, через который видны камни на дне. Стены сложены в основном темно-зеленым камнем, а все предыдущие каньоны были светлые. Дошли до устья Шуумгай-гола, обещанную избу искать не стали, пообедали и вернулись по своему пути. Взяли рюкзаки, пошли по лыжне и наледям вверх по Шумаку. Здесь впервые столкнулись с достаточно глубокими мокрыми наледями(глубже бахильных галош). До источников не дошли 1.5км, заночевали в палатке, т.к. уже темнело и сильно устали. Погода весь день солнечная, температура -20.
Бо на р.Шумак
Скалы на левом берегу р.Шумак
Грот из темно-зеленого камня на р.Шумак
Грозный каньон р.Шумак
Стенд у бо на р.Шумак
Река Шумак в закатных лучах
28.02.2006
Подъем в 7.00, погода испортилась, идет мелкий снег, видимость 0.5км. По тропе правым берегом дошли до Шумакских источников. Здесь "дикий" курорт, больше десятка изб - все в основном большие, на 10-20 человек, единственную маленькую, которую реально протопить зимой, заняли вчерашние буряты. Есть дацан, волейбольная площадка, оборудованная ванна в избе над знаменитым теплым источником(+28). Но купаться желания не возникло, помочили руки, попили минеральной воды(рядом с ванным домиком), почитали многочисленные памятные доски самодельные и пошли дальше по тропе. Вообще конечно место очень привлекательное - в кедровом лесу, вокруг горы, зимой кажется чисто. Тропа выходит на реку, идем по наледям в основном, без лыж. Много мокрых наледей, местами каньончики. На правом берегу видели зимовье, подходить не стали - далеко. Пообедали, погода начала улучшаться, снег прекратился, проглянуло солнце. По свежей тропе начали подниматься по правому берегу Шумака в обход каньона вверх в висячую долину. На запад отходит долина Левого Шумака. Нашли только что оставленную стоянку, тропа стала просто отличной. По ней быстро поднялись, открывается вид на великолепный 30м замерзший водопад, расположенный на ГЗЛ. Вскоре встретили и хозяев стоянки - отряд МЧС из Екатеринбурга, у них тут проходят учения. Часть их команды пошла лазить по водопаду, с другой частью вместе тропим вверх лыжню. Снега здесь уже много, глубина тропления 10см, снег плотный. Идем по каньончику глубиной 5-10м. Дошли до большого озера под перевалом, здесь ночевка. Уральцы идут с печкой на дровах и тащат их с леса! Поставили свою "Зиму" недалеко от нашей палатки, приходили обмениваться опытом по снаряжению и фототехнике. Ночью ветер, -15
Купальня на источниках
30м водопад на р.Шумак
Вид на перевал Шумак
Место стоянки. На заднем плане спасатели из Екатеринбурга
01.03.2006
Первый календарный день весны, ясно, -20. Вышли на лыжах вверх по направлению к перевалу, по широкому кулуару. Местами видны полузаметенные следы спускавшейся группы. Снег плотный, вскоре снимаем лыжи и идем пешком вверх. За час поднимаемся на террасу над скалами, от нее еще около 150м перевального взлета по плотному, местами зафирнованному снегу к перевальной седловине. Долбим ступеньки. Слева небольшие козырьки, уходим вправо, по следам вверх по кулуару между скалами. В точке выхода торчит палка. Последние 5м взлета - простые скалы, преодолеваем свободным лазанием. Внизу видны уральцы, они уже вышли на террасу. На гребне перевала сильный ветер, солнечно. Несколько памятных табличек, неизменное бо. Оставляем рюкзаки и лыжи здесь, надеваем пуховки и идем по гребню вправо-вверх к вершине 2937м. Подъем простой, по камням вдоль кромки снежного карниза. 20 минут подъема - и мы на вершине. Есть маленький тур без записки. Во все стороны открываются потрясающие виды - на юге плоские столовые горы Монголии, во все остальные стороны альпийские хребты Восточного Саяна. Далеко на западе различимо Окинское плоскогорье. На вершине почему-то нет ветра. Спуск по пути подъема, одеваем рюкзаки и спускаемся вниз по тропе, натоптанной уже спустившимися спасателями. В конце крутого спуска обед. Идем вниз по долине, снега мало. После выположения надеваем лыжи, катимся вниз по лыжне. Приятное катание около 2км, потом Ехэ-Гэр уходит в широкий каньон, на дне сплошная наледь. Можно спускаться на лыжах серпантином при достаточной технике владения. Впереди группа МЧС идет на кошках. Через полкилометра каньон сужается, спуск становится опасным, все переходят на кошки, часть уральской группы вылезает на правый борт долины, чтобы идти по летней тропе - у них похоже не у всех кошки есть. По наледям в каньоне идти намного легче и быстрее, чем по берегу - много боковых распадков. В каньоне в одном месте глубокая мокрая наледь по колено, а ниже нормально, но все стали вылезать наверх, хотя следовало просто обойти. Здесь мы разошлись со спасателями - они пошли по летней тропе, мы опять спустились на русло и пошли в кошках вниз. Дошли до ледопада около 7м высотой, над ним на левом берегу есть терраса с лиственничным лесом, здесь заночевали. Есть вода из мокрой наледи. Место весьма живописное, здесь уже когда-то стояли лыжники. Ночью ясно, -17.
Вид с перевала Шумак (справа долина р.Ехэ-Гэр)
Вид с перевала Шумак в долину р.Шумак
Вид с перевала Шумак на вершину 2937м
Круговая панорама Тункских Гольцов с высоты 2937м (справа пер.Шумак)
02.03.2006
С утра перешли в кошках на правый берег, полезли вверх по склону. Около 50м набора высоты - и выходим на летнюю набитую тропу, свежепротоптанную видимо уральцами. По ней пешком быстро теряем высоту по красивому низкорослому кедровому лесу. На солнце тепло. После выположения часть группы спускалась на лыжах. Выкатываемся в Тункинскую котловину, у Ехэ-Гэра ригель долины не выражен так, как у Хубуты. Снова открывается вид на Зангисанский хребет и Байшиинт-Улу, в Тунках за долиной Хубуты видна гора с интересными трапповыми(ступенчатыми) склонами. Дошли до стрелки троп на Шумак и Хубуты, здесь уже натоптан настоящий хайвей, даже на лошади кто-то проехал. За 3 часа спустились до дороги, на пересечении с Ехэ-гэром опять встретили МЧС-ников. По дороге прошли 2км в направлении Ниловки, после дацана нас подобрал микроавтобус до Култука (возле Слюдянки). По дороге заехали на горячие источники "Жемчужина" в районе Аршана, искупались - достойное завершение маршрута!
Cтрелка троп на Шумак и Хубуты

Снаряжение:

1.Палатка каркасная полусфера с внешними входами-тубусами (Штурм3 PRO от Беркут). Молнии на внутренней постоянно замерзали, надо однозначно делать тоже тубусы. В остальном для малой группы и примусного походы выбор оптимальный, снега местами очень мало, особенно выше зоны леса, поставить там бескаркасную палатку проблематично.
2. горелка Primus Multifuel с экраном, бензин "галоша". Сожгли 4л, почти всегда топили снег, в зоне леса жгли костры. Один раз прочищать пришлось.
3. топор маленький Fiscars, пила-цепочка

ледобур,
2 карабина,
расходная петля

Из обязательного личного снаряжения следует отметить кошки на каждого(у всех были Grivel G12 new-classic), солнечные очки и лавинный шнур. Лыжи обязательно окантованные, желательно полегче, т.к. часто приходится их на себе таскать. Отсюда же истекает требование к бахилам - в них должно быть удобно и надежно ходить длительное время без лыж.

Выводы и рекомендации:

Район достаточно сложен для прохождения, а большие перепады высот и низкие температуры предъявляют повышенные требования к снаряжению и подготовке групп. Трудность преодоления препятствий определяется не столько традиционными перевалами, сколько подходами - наледи, каньоны, ригели. В то же время лавинная опасность на данном маршруте невелика, да и вообще район малоснежный, как правило нет продолжительной глубокой тропежки.
Некоторые трудности вызывает постепенно накапливающаяся холодовая усталость, в Саяны традиционно ходят с печками, но это заставляем привязываться к зоне леса и к тому же малая группа не может обеспечить ночного дежурства. Устойчивая солнечная погода в феврале-марте позволяет на обеденных стоянках просушить отсыревшие спальники, поэтому можно использовать более теплое пуховое снаряжение.
Все участники нашей группы получили удовлетворение от пройденного маршрута и хорошую тренировку для дальнейших лыжных походов в сибирских горах.