|
И Т О Г О пройдено, км: 241, дней: 30 Перевал Лонжерон (3А,4900 м) Перевал расположен в хребте Академии Наук между
пиком Ком. Академии и в.5410, ближе к в.5410. Подъем. Участок 1. От ГМС по тропе и скалам
поднимаемся на левый борт лед. Ком. Академии, и продолжаем движение по
закрытому леднику в сторону пика Ком. Академии (движение с одновременной
страховкой)(ф. ). Ледопад обходим ближе к склонам северного гребня пика
Ком. Академии и вдоль гребня продолжаем движение к пер. Лонжерон. Участок 2.Подход под бергшрунд по 35% 70 м снежному
склону. Движение с одновременной страховкой. Участок 3. Подъем на перевал. Через бергшрунд по
мосту чуть правее седловины перевала, мост 5-6 м, слабый, далее склон
50% 50 м до выполаживания и еще 40 м 35-25% до начала спуска на седловину,
везде перила, 4 участка, крепление на ледорубах. Спуск на седловину по
снежному склону 10% между двумя бергшрундами. Подъем лидера с рюкзаком. Седловина - широкий снежно-ледовый гребень, с юга ограниченный скалами; на перевале можно ночевать. Тур не нашли. Спуск. Участок 1. Узкий снежно-ледовый кулуар
с выходами скал, ограниченный скалами, 190 м, в верхней части до 50%,
ниже 45%, везде перила, крепление - петли, скальные крючья на скалах,
один участок на ледобурах; оставили три петли, скальный крюк с пелей,
дюралевую "морковку". Камнеопасно; камни изпод ног; со скал начинают лететь
после 12-00. Участок 2.Широкий снежный кулуар 40% 500 м до бергшрунда,
прохождение двух бергшрундов. Спуск по перилам, последний с нижней страховкой,
через первый бергшрунд - продергивание веревки через снежный крюк.Камнеопасно. Участок 3. Нижняя часть второй ступени ледопада.Обходится
вдоль левого борта по снежникам крутизной до 35 %; в обход ледовых сбросов
по ранклюфту и мостам 120 м перила , участки до 50%, оставили петлю и
ск. крюк. Движение с одновременной страховкой. Участок 4. Подъем на ребро в.5410 м.Движение по
снежнику 30 -35%,ведущему на снежную седловину скального гребня в.5410
(карниз обходится слева по ходу). На гребне оборудованы площадки на 2-3
палатки. Движение с одновременной страховкой. Участок 5. Спуск на ледник. Скальный гребень, при
выходе на снежное поле - до 50%, несколько метров; широкое снежное поле
крутизной 35-40%, по которому спускаемся в ближний к ребру фирновый кулуар
600 м 30-35% до ранклюфта. Дальний кулуар обрывается скальными сбросами.
Возможно движение по скальному гребню между кулуарами ( см. отчет 4877).Движение
с одновременной страховкой. Камнеопасно. Участок 6. Спуск на ледник. Из кулуара выход влево
на скальную полку, с которой дюльфер в ранклюфт. Ранклюфт глубиной 70-80
м, спуск по скалам 40 м 75%, в нижней трети - 115%. С конца веревки -
маятник на лед 2-3 м. Заклинили в сераках конец веревки и первый перебрался
на лед. Дальше дюльфер по сераку 20 м до 95% к нижней части третьей ступени
ледопада. Спуск по перилам с верхней страховкой. Оставили петлю, дюралевую
"морковку". Камнеопасно; возможен обвал льда. Участок 7. Ледопад крутизной до 30%, движение в
связках, одновременно, несколько трещин преодолеваем по перилам или с
попеременной страховкой. Участок 8. Открытая часть ледника РГО крутизной
до 10%, нагромождения льда, засыпанные мореной при выходе на Красноармейскую
поляну. Общее время прохождения:19 часов 35 мин. ч.х.в.(2дня). 1.Веревка основная - 3х45 м Перевал Сюрприз (3А,5200 м) Перевал расположен в хребте Академии Наук, в 1 км
севернее в.5511. Подъем. Участок 1. Красноармейская поляна
- закрытый ледник. От Краснормейской поляны поднимаемся по травянисто-осыпному
гребню правобережной морены до первого притока, по которому спускаемся
на ледник, переходим на срединную морену и продолжаем движение до закрытой
части ледника. Крутизна 5-10%, при спуске на ледник - конгломератные склоны
крутизной до 40%. Участок 2. Подход под перевальный взлет. Закрытый
ледник, ледопад обходится правее по ходу его средней части по снежно-осыпному
гребню в.5511. При выходе на гребень - ранклюфт. Крутизна до 30 %. С гребня
уходим на предперевальное плато крутизной до 10%. Много трещин. Подходим
под лавинный конус в средней части перевального взлета (30-35%,снег) и
придерживаясь его правого края вдоль льда подходим к ледовому взлету (начало
перил). Движение в связках, одновременно. Участок 3. Подъем на перевал. Снежно-ледовый склон
с множеством бергшрундов, средней крутизной 40-45%. От лавинного конуса
по льду до 45% влево по ходу вверх до ледового кулуара, по которому вправо
по ходу вверх 100 м 45-50% и далее прямо вверх на перевал 100-150 м лед
45% с участками до 50% и круче 50% по 2-3 м. Верхняя треть подъема закрыта
снегом, снег иногда до пояса, рыхлый. Наиболее сложные участки: первые
две веревки по льду 40-45%, 100 м ледовый кулуар 45-50%, и 100-150 м ледового
склона сразу над кулуаром с участками круче 50%. Наиболее утомительна
верхряя треть подъема (4 часа). Подъем лидера с рюкзаком. На каждую веревку
по льду 1-2 промежуточных ледобура. Камнеопасно; сход камней начинается
после 13-00. Седловина - небольшое снежное плато, с запада ограниченное скальным гребнем. Тур на скалах в начале гребня. Самое низкое понижение с большой мульдой с крутыми склонами - не перевал. Выход на седловину влево по ходу вверх вдоль края мульды по глубокому снегу. На перевале удобные ночевки, есть вода. Спуск. Участок 1. Снежный склон 35%, 50 м,
подрезанный большим бергшрундом. Не спускаясь с седловины траверсируем
склон влево к скальному нунатаку в обход бергшрунда и у нунатака спускаемся
на ледник Академии Наук. Бергшрунд здесь закрыт. Движение с одновременной
страховкой к первому правому притоку ледника Академии Наук (бобовидный
ледник). Общее время прохождения: 20 часов 15 мин. ч.х.в. (2-3 дня). Время движения со страховкой: 16 часов 10 мин.ч.х.в.
в том числе попеременная, перила: 10 часов 15 мин. Требуемое снаряжение (на группу 6 чел.): Перевал Песня (2Б, 5400 м, п/п ) Перевал расположен в северо-восточном отроге хребта
Академии Наук в 0,5 км восточнее в. 5610 м. Подъем. Участок 1. Ледопад. Пологий, до 20%,ледопад,
прохождение затруднено множеством трещин и свежевыпавшим снегом. Подъем
- до поворота ледника - по центру, далее под склонами гребня в. 5687.
Рекомендации к прохождению: в устье ледника - по центру, после первого
выполаживания (небольшое озеро) уйти влево по ходу под склоны скальной
седловины и далее вдоль гребня под склонами в. 5687 выходить в верхний
цирк. Движение с одновременной страховкой, в одном месте - участок перил
20 м, 45%, на больших разрывах подстраховка через ледоруб. Участок 2. Подход под взлет. Пологое (до 5%) снежное
плато ( закрытый ледник), на выходе к бергшрунду крутизна возрастает (
200 м, 20%, возле бергшрунда - до 35% ), снег глубокий, проваливаемся
до 1 м. Движение с одновременной страховкой ближе к центру плато. Участок 3. Подъем на перевал. 110 м 45% ледово-фирновый
склон, подрезанный несколькими бергшрундами ( один в нижней и один в верхней
части ), в правой по ходу части склона сверху большой карниз. Подъем начинаем
левее ( по ходу ) карниза. Бергшрунд 1-3 м, практически без моста, верхний
край выше метра на два. При выходе лидера дважды обваливались небольшие
мостики. Бергшрунд пройден с третьей попытки ( ф. ). Перила закреплялись
на ледобурах ( 6 шт., под фирном - корка льда 5-7 см ), верхний участок
- за скальный выступ. Подъем лидера без рюкзака. Седловина - узкий скальный гребень, на уровне карниза - небольшое снежное плато ( удобные ночевки ). Тур на осыпи в низшей точке перевала. Спуск. Участок 1. 400 м до 40% снежный склон
(фирн), подрезанный небольшим бергшрундом ( в месте перехода закрыт фирновой
коркой около 10 см, переезжали на боку с попеременной страховкой ). Движение
с одновременной страховкой прямо от тура по осыпи на снег и далее влево,
левее скальных выходов ( правее бергшрунд открыт ) на пологую часть ледника.
Камнеопасно; сход камней - после 10-00. Участок 2. Закрытый ледник крутизной до 10% до слияния
лед. Федченко и лед. Витковского. До лед. Федченко - 45 мин. ч.х.в., до
лед. Витковского - 1 час 35 мин. ч.х.в. Движение с одновременной страховкой. Время движения со страховкой: 10 часов 45 мин.ч.х.в. в том числе попеременная, перила: 3 часа ч.х.в. Точек страховки: 7 Требуемое снаряжение (на группу 6 чел.): Перевал ак. А.Д.Сахарова (3А-3Б,5800,рад.п/п) Перевал расположен в хребте Высокая Стена, между
п.Титова (6113 м) и в.Высокая Стена (6300 м). Характеристику перевала см. в анализе маршрута. Подъем. Участок 1. Подход под взлет. По правому
борту лед.Витковского подходим к повороту под в. Высокая Стена и по закрытому
леднику крутизной до 20% поднимаемся под перевальный взлет. Движение с
одновременной страховкой. Участок 2. 1100-1200 м до 40% ледово-фирновый склон,
в нижней части до 35%, небольшой засыпанный бергшрунд. Кальгаспоры немного
облегчают подъем. Около 800 м поднимались с одновременной страховкой,
закручивая промежуточные ледобуры, верхние 320 м - перила. Пооследние
120 м - по снежному галстуку 35% влево по ходу вверх на седловину ( снег
до 40 см). Лидер поднимался с рюкзаком. Седловина - протяженный (около 1,5 км) снежно-скальный гребень с большими карнизами на север. Тур - на скалах в месте подъема на перевал, ближе к п. Титова. Под скалами на карнизах можно ночевать, есть вода. Северная сторона перевала - 500 м снежно-ледовый склон, в верхней части крутизной до 70-80%, у бергшрунда - 50-60%, много карнизов, прохождение проблематично. Общее время прохождения: 10 часов 5 мин. ч.х.в. (1-2 дня). Время движения со страховкой: 10 часов 5 мин.ч.х.в. в том числе попеременная, перила: 5 часов 30 мин. Точек страховки - 16, промежуточных точек - 15: на подъеме - 3 (снег,скалы)+28 (лед) Требуемое снаряжение (на группу 6 чел.): Обеспечение безопасности на маршруте Основными элементами обеспечения безопасности были: тактические - выбор оптимального времени прохождения опасных участков перевальных склонов; построение маршрута, обеспечивающее плавную акклиматизацию участников и оптимальные нагрузки дневных переходов с т.з. возможностей группы; выбор способа передвижения, страховки, соответствующих рельефу; технические - участники группы имеют хорошую техническую подготовку, многолетнюю схоженность, владеют разнообразными приемами передвижения по любым видам рельефа, обеспечивающими достаточно оперативное прохождение сложных участков; движение на технически сложных участках и закрытых ледниках осуществлялось в касках. Перевал Кашал-Аяк. Перевал Лонжерон. 12.00. Проходим верхнюю часть кулуара по перилам, выбирая для места сбора (перестежки) участки, обеспечивающие укрытие от камней, летящих из-под ног участников. В широкой части кулуара прижимаемся к правому краю, чтобы избежать встречи с быстро летящими "верхними" камнями. После обеда опасность в широком кулуаре уменьшается, т.к. снег раскисает и скорость полета камней снижается. Камнеопасные участки при обходе 3-ей ступени ледопада - склоны отрога в. 5410, кулуар, ранклюфт. Проходить лучше утром до 12.00; возможно движение после обеда. В ранклюфте возможен обвал льда. Ранклюфт проходится дюльфером с дополнительной верхней страховкой. Остальные участки - с одновременной страховкой. Перевал Сюрприз. 13.00. В нижней части при движении по лавинному коонусу и первые веревки по льду возможен обвал льда на зону движения. В верхней трети взлета возможны лавины. Движение с использованием перил. Перевал Песня. Перевал ак. А.Д.Сахарова. Траверс пика Высокая Стена. Перевал Двойной. При спуске со скал отрога в. Двойная в обход ледопада лед. Косиненко использовали перила и дополнительную верхнюю страховку. Примечание. Время московское + 3 часа. Анализ маршрута, выводы, рекомендации Пройденный нами маршрут был вторым нашим совместным походом по Памиру (для большинства участников). В основе своей маршрут был задуман еще в 1988 г. после успешного прохождения похода 4 к.с. в этом же районе Памира - тогда были разведаны перевалы Двойной и перемычка с лед. N% 4 на лед. N% 5 (Косиненко). Тогда же анализировались варианты прохождения перевала А.Д.Сахарова, вылившиеся позже в прохождение траверса в. Высокая Стена (по-видимому, наиболее безопасный вариант маршрута с пер. А.Д.Сахарова на север). Тогда же заинтересовал и бобовидный ледник правого борта лед. Академии Наук, особенно когда выяснилось по фотографиям, что он выводит прямо под пер. Волкова, в верховья лед. Федченко. Но для прохождения барьеров МКК, которые до сих пор не сняты, нужно было и участникам и руководителю пройти менее сложный маршрут 5 к.с., что мы с успехом и сделали на Восточном Кавказе в 1989 г. Для успешного прохождения маршрута группа в мае этого года совершила восхождение на две вершины Эльбруса в сложных погодных условиях, попутно приняв участие в спасработах группы школьников совместно с другими группами, ночевавшими на перевале Ирик-Чат. Заявленный нами маршрут проходился полностью только в идеальных погодных условиях и тем более без дополнительных задержек, произошедших при траверсе. Но этот сезон на Памире погодой не баловал, что, частично, и привело к сокращению маршрута. Уже в первую непогоду на лед. Академии Наук нам пришлось нагонять график, но затем последовал траверс, на котором мы задержались на 2 дня. Очевидно, тут сказалось то, что нам первый раз пришлось работать на технически сложном рельефе выше 6000 м. Скорость продвижения при этом упала в 2-3 раза по сравнению с нашим "обычным" темпом , а нарушения в работе сердца одного из участников заставили нас сделать полудневку фактически на вершине. Но после спуска у нас еще были возможности догнать график, которые окончательно отобрала у нас вторая непогода, уменьшившая протяженность дневных переходов и заставившая провести одну вынужденную дневку. После этого уже нужно было принимать решение о сокращении маршрута - до сих пор мы планировали только отказаться от последнего первопрохождения. После всего сделанного устраивать гонку на последних 4-х перевалах мы не рискнули - даже в идеальных условиях маршрут увеличивался до 31-32 дней, что, фактически, заставляло нас отказаться от участия в чемпионате или пойти на обман, "уменьшив" маршрут до 30 дней. Ни того, ни другого мы не хотели, поэтому уже под пер. Двойной решили "закругляться" через пер. Кашал-Аяк по запасному варианту, завершив все первопрохождения. Перевал Кашал-Аяк - наиболее удобный вариант для заброски продуктов на лед. Федченко в его среднем течении. Сложность - 2А* к.с. Возможны несколько вариантов прохождения. Наиболее часто используется путь по правому борту ледопада. При достаточном количестве снега этот вариант наиболее удобен, т.к. требует меньших затрат сил. Но когда ледопад открывается (начало августа), этим вариантом лучше не пользоваться. Второй по популярности - путь по скалам левого борта ледопада с переходом на правый борт в нижней части первой ступени. Вариант достаточно простой, если удается без помех пересечь первую ступень. По скалам ведет маркированная тропа. Камнеопасно, имеется несколько неприятных ск.-осыпных участков, где возможна подстраховка. Вариант 2А к.с. Еще один вариант 2А к.с. проходит по скалам и снежнику над правым бортом ледопада. Он простой, но слишком протяженный, поэтому используется крайне редко. Перевал следует считать 2А* к.с., т.к. невозможно всегда предугадать ситуацию в ледопаде, а заставить всех ходить заведомо простым, но длинным вариантом сложно. При прохождении перевала на спуск в конце маршрута сложность не превышает 2А к.с., но при подъеме в это же время сложность перевала возрастет до 2Б к.с. Перевал очень часто посещается туристами. Перевал Лонжерон соответствует 3А к.с. при прохождении с лед. Ком. Академии на лед. РГО. При обратном прохождении возможно, что сложность перевала возрастет до 3Б к.с., если не удастся найти простой переход через ранклюфт при выходе в кулуар для обхода 3-й ступени ледопада. Без прохождения ледопадов на спуске к лед. РГО сложность перевала не превышает 2Б к. с. В связке с пер. Отрада - 3А к.с. Очевидно, сложность перевалов Отрада и Лонжерон следует снизить до 3А* к.с., оставив при прохождении в связке 3А к.с. В нашем варианте перевал можно отнести к технически сложному перевалу 3А к.с. Перевал удачно вписался в акклиматизационное кольцо маршрута. Перевал редко посещается туристами, особенно московскими. Первое описание перевала в библиотеке МГЦТК появилось только в 1989 г. Большая часть групп проходит перевал в связке с пер. РГО (три группы из четырех, посетивших этот перевал в этом году). В варианте, пройденном нами, перевал, похоже, никогда не проходился (нет информации). Перевал впервые пройден туристами из Одессы в 1969 г., назван в честь одного из районов Одессы. Перевал Сюрприз не оправдал наших ожиданий. Группа готовилась к прохождению технически сложного препятствия с участками 60% ледовых стен, а вместо этого получила... Перевал не имеет технических препятствий выше 2Б к.с., но т.к. эти участки имеют большую протяженность, его следует относить к 3А к.с. Мы использовали непрерывные перила, хотя лидер все время шел с рюкзаком, что, по сути, позволило бы применять тактику передвижения с одновременной страховкой с использованием промежуточных ледобуров практически на всем подъеме при условии, что все участники достаточно уверенно чувствуют себя на льду, чего у нас, к сожалению, не было. В верхней части возможно одновременное движение на коротких участках, а по более крутым участкам снежного склона можно идти с попеременной страховкой, что позволило бы пройти перевал за 5-6 часов на подъеме (аналогичный склон пер. А.Д.Сахарова). Перевал редко посещается туристами (примерно 1 раз в год). Впервые пройден с востока экспедицией ЦК ЛКСМ Узбекистана под руководством Пегай А.М. в августе 1974 г, с запада - группой туристов из Ростова-на-Дону. Перевал Песня соответствует 2Б к.с. Это наше первое первопрохождение на маршруте. Перевал красив и интересен (отсюда и название). Нам удалось пройти перевал, альтернативный связке пер. Академии Наук + пер. Волкова (2Б), который проходит чуть ли не каждая "четверка", посещающая верховья лед. Федченко. Надеюсь, наш перевал позволит разнообразить маршруты в этом районе. Наиболее интересным препятствием на пути к перевалу является пологий ледопад, протянувшийся на 1,5 км по бобовидному леднику. Когда смотришь на него вверх или вниз, он кажется ровным чуть наклонным снежным полем; огромные трещины открываются для глаз только с 5-10 м. Весь ледопад похож на пирог, разделенный на прямоугольные порции и поставленный на выпуклую поверхность (интересная фотогорафия ледопада есть в отчете 2692). Приходится делать большие отклонения от прямой в поисках обхода разломов, и не всегда понятно, что под нагами - кусочек "пирога" или хлипкий мостик. Поэтому лидер часто проваливается, но не дальше чем по пояс, т.к. мосты сильно раскисшие (второй день нет мороза и снегопад) и обваливаются на самом краю трещин. Очевидно, прохождение ледопада было сильно затруднено из-за свежевыпавшего снега. Можно попробовать и другие варианты прохождения ледопада (см. рекомендации в описании перевала). С бобовидного ледника можно пройти еще по крайней мере 2 перевала в среднее течение лед. Федченко 2Б - 3А к.с. Перевал ак. А.Д.Сахарова пройден нами радиально с юга. Перед походом весь участок маршрута с лед. Витковского до лед. Танымас-3-й (2-й) мы планировали посвятить памяти ак. А.Д.Сахарова - именно потому, что эта часть маршрута была и самой сложной, и самой высокой; надеемся, что те, кто пойдет за нами, надолго запомнят этот маршрут. Километровый ледовый взлет по характеру напоминает взлет пер. Сюрприз, но гораздо более безопасный и с меньшей крутизной. Сложность рельефа на подъеме соответствует 2А - 2Б к.с., но из-за чрезмерной протяженности и большой высоты мы оценили его как 3А к.с. На север перевал обрывается крутой 500 м снежно-ледовой стеной с множеством карнизов. Верхняя часть склонов, похоже, - жесткий фирн, непонятно, есть ли под ним достаточно толстый слой льда, поэтому страховка и движение по этому склону представляется проблематичными. Этот вариант, если на него кто-то решится, будет 3Б к.с. Возможны более безопасные варианты: траверс пика Титова (6113) со спуском на лед. Танымас 3-й по северному ск.-лед. гребню (вариант 3Б), траверс пика Высокая стена до перемычки 6000 м (вариант 3А, пройденный нами), продолжение траверса через в 6120 до пер. Катаева (3Б) со спуском на лед. Танымас 2-й или Танымас 3-й ( любой вариант - 3Б), продолжение траверса до следующей седловины со спуском на любой ледник (варианты 3Б). Траверс пика Высокая Стена. Первоначальные наши планы предполагали траверс еще двух вершин - 6120 м и безымянной (~5900 м) до седловины еще не пройденного перевала, соединяющего лед. Танымас 2-й и 3-й (2Б-3А к.с.). Но траверс участка в. 6120 с большими карнизами и крутой протяженный спуск с безымянной вершины на седловину (~400 м, >45%), а также двух -дневная задержка на траверсе заставили нас ограничится запасным вариантом со спуском на лед. Танымас 2-й. Наиболее сложным участком траверса является 620-метровый скальный гребень, требующий применения перильной страховки на всем своем протяжении. Скалы сильно разрушенны, но встречаются отдельные достаточно сложные участки, требующие навыков скалолазания. Интересным препятствием на спуске с вершины является узкий снежно-ледовый гребень. Весь траверс представляет собой комбинированный маршрут, способный украсить любой поход 5-6 к.с. Для оценки сложности пройденного препятсевия от лед. Витковского до лед. Танымас 2-й, на мой взгляд, можно использовать любой из двух вариантов - (3А+3А) или (3Б) (здесь я предпочел бы оценку экспертной комиссии; во всяком случае могу гарантировать, что две "тройки-а" здесь "укладываются"). При оценке сложности по методике сложность не превышает 3А, т.к. отсутствуют участки круче 45% непрерывной протяженностью более 500 м, хотя время прохождения - 4 дня (до языка ледника - 5 дней). Возможно сокращение времени прохождения до 3 дней в режиме: 1 день - подъем на пер. Сахарова - подъем до начала крутой части гребня; 2 день - подъем на вершину - спуск на перемычку 6000 м; 3 день - спуск в дол. р. Танымас. Наша группа совершила первопрохождение маршрута по западному гребню вершины. Первовосхождение на вершину было совершено в 1985 г. группой украинских альпинистов ДСО "Буревестник", с которыми встречалась в 1985 г. группа туристов из Одессы с моим участием (на лед. Танымас 3-й на пути к перевалу Белая Акация). Альпинисты ошибочно (а скорее, намеренно) указали в записке пик Титова (6113 м), имеющийся в классификационной таблице маршрутов на горные вершины СССР. В эту же таблицу занесены и восхождения 1985 г. под названием пик Титова Язгулемского хребта (N% 4.12.51, стр.78, вып.1989 г.). Наиболее сложным участком ледника Танымас 2-й является прохождение третьей ступени ледопада. Традиционный путь обхода проходит по ранклюфту левого борта ледника, но так как до нас здесь побывали лишь две группы, и в их отчетах отсутствовала дополнительная информация, мы решили сделать разведку других вариантов. Проход по правому борту не возможен или технически слишком сложен (требует применения перильной страховки, переправ - мы дошли до начала больших сбросов и разрывов, обойти которые не удалось). По ценру ледопада, делая большие обходы разрывов с серией прыжков через трещины и по серакам, нашли выход на 30% ледовый склон без трещин нижней части ледопада - этот путь займет 20-30 мин. (разведка - 40 мин.). В ранклюфте левого борта ледника основная сложность - перебраться на его левый край - после этого путь прост. Оба варианта примерно равнозначны и по технике преодоления, и по опасным участкам - возможен обвал льда, в ранклюфте - камнеопасно. Перевал Танымас - древний путь на ледник Федченко. В долине р. Танымас великолепные места для отдыха в карманах старых морен окружающих ледников. После долгого пребывания в ледниковой и снежной зоне здесь можно приятно и хорошо отдохнуть. На многочисленных полянках - заросли золотого корня, эдельвейсы. Маршрут через перевал не требует специальных знаний техники и, вопреки ожиданиям, оставил у группы приятные воспоминания. Перевал Двойной - новый интересный перевал с лед. Наливкина на лед. Косиненко, пройденный нами. Уже на входе в цирк перевала преодолеваются две ступени ледопада, затем 400-м первальный взлет, который, очевидно, в июле-августе будет ледовым (у нас он был присыпан 20 см свежевыпавшего снега), что заставило нас вместе со спуском оценить перевал в 2Б к.с. Перевал назван по одноименной вершине рядом с ним, а также из-за своего положения - восточный склон перевала выводит прямо на верхнее плато лед. Ю. Кыз-Курган и далее без набора высоты на седловину пер. Косиненко, т.е. позволяет спускаться в двух направлениях - на лед. Косиненко и на лед.Ю. Кыз-Курган, хотя интерес представляет только вариант спуска на север. Из цирка пер. Двойной можно пройти еще один перевал 3А к. с.непосредственно на лед. Косиненко. Для его прохождения необходимо переодолеть около 600 м льда с юга и 1,5-2-километровый снежно-ледовый гребень на севере. Перевал можно пройти из спортивного интереса. Описания спуска с пер. Косиненко на север в библиотеке МГЦТК оставляют ожидать лучшего. Рекомендации к прохождению: сразу после спуска с седловины пересечь плато и выйти на гребень левого борта ледника, разделяющий истоки ледника Косиненко и далее по гребню до первого удобного спуска влево в ледопад пер. Наливкина; по пологому ледопаду спуститься на лед. Косиненко. В нашем же варианте нужно было пройти по гребню в обратном направлении; обман зрения, не позволивший правильно оценить протяженность данного участка, привел к спуску по 290 метровому крутому склону - эта часть спуска не является оптимальной и не учитывалась при оценке сложности пер. Двойной. Разведка перемычки на лед. Улугбека (лед.N%4). На этот перевал у нас не было избытка материалов по восточному склону перевала - единственный снимок с пер. Черноморец, сделанный в 1985 г. На снимке просматривалась система снежно-ледовых кулуаров, позволяющая выйти на гребень. На деле оказалось, что на фото накладывались друг на друга несколько разных склонов. Карнизы, открывшиеся нам на подходах к притоку лед. Косиненко, заставили нас отказаться от подъема в цирк и провести предварительную разведку. Открывшаяся нам картина заставила отказаться от первопрохождения, особенно после рассмотрения склонов в подзорную трубу. После этого нам оставалось спустится на лед. Федченко и через пер. Кашал-Аяк уйти домой. Маршрут спуска на лед. Федченко не безопасен - со склонов правого берега реки возможен камнепад на участке 300-400 метров, следы которого мы видели по дороге. Возможно это были последствия землетрясения, которого мы не почувствовали. Во время ночевки на лед. Косиненко всю ночь трещал ледник и слышались обвалы, а потом по дороге мы наблюдали результаты ночного грохота - свежие обвалы сераков на леднике, обвалившийся огромный кусок языка ледника и остатки огромных мраморных блоков по правому берегу, перекрывающие весь берег. Маршрут не был пройден до конца, и поэтому конец маршрута оказался несколько смазанным. Тем не менее группа испытала полное удовлетворение от пройденного.
|