Отчет о походе 5 к. сл. по Центральному Памиру (хр. Академии Наук, Высокая Стена, Арал, Северный Танымас)
совершенном с 20 июля по 23 августа 1990 г.

Руководитель группы: Джулий А. В., г. Москва Нагатинская наб.,
д. 12 кор. 2 кв. 208, т. 115-5805

Справочные сведения о путешествии

1. Район проведения похода - Центральный Памир (хр. Академии Наук, Высокая Стена, Арал, Северный Танымас).

2. Категория сложности - пятая.

3. Руководитель похода - Джулий А.В.

4. Сроки проведения: с 20 июля по 23 августа 1990 г; ходовых дней - 30.

5. Нитка маршрута:
пос. Ванч - лед. РГО - пер. Кашал-Аяк (2А, 4330 м) - ГМС им Горбунова - заброска на лед. Наливкина - пер. Лонжерон (3А, 4900 м) - лед. Красноармейский - пер. Сюрприз (3А, 5200 м) - лед. Академии Наук - пер. Песня (2Б, 5400 м п/п) - лед. Федченко - лед. Витковского - пер. ак. А.Д.Сахарова (3А, 5800 м, п/п, рад.) + траверс пика Высокая Стена до перемычки 6000 м + спуск на лед. Танымас-2-й (все 3А+3А, 6300 м, п/п) - р. Танымас - пер. Танымас (1А, 4546 м) - лед. Федченко
- лед. Наливкина - пер. Двойной (2Б, 5400 м, п/п) + пер. Косиненко (все 2Б, 5400 м, п/п) - лед. Косиненко (N%5) - разведка перевала на лед. Улугбека (N%4) - лед. Федченко - ГМС им. Горбунова - пер. Кашал-Аяк (2А, 4330 м) - лед. РГО - пос. Пой-Мазар - пос. Ванч.

Пройдено фактически - 241 км.
в зачет - 194,5 км.

6. Пройдено перевалов: 10, из них:
3А к.с. - 4 шт.
2Б к.с. - 2 шт.
2А к.с. - 3 шт.
1А к.с. - 1 шт.
в том числе траверс - 1, связок - 2, перевал Кашал-Аяк пройден дважды.

Первопрохождения:
1. Пер. Песня (2Б к.с., 5400 м);
2. Пер.ак. А.Д. Сахарова (3А, 5800 м, радиально);
3. Траверс пика Высокая Стена ( 3А, 6300 м);
4. Пер. Двойной (2Б, 5400 м).

8. Не успели пройти из-за задержек на маршруте

1. Пер. Хаджибей (3А, 5200 м);
2. Пер. Пересыпь (1Б, 4830 м);
3. Пер. Егорова В.+ пер. Пулковский 1 (2А*, 4700 м), всего 83 км.

9. Число участников похода - 7, после перевала Лонжерон Шелухин А.М. сошел с маршрута из-за болезни.

10. Пребывание на высотах:
более 4500 м - 15 дней, из них непрерывно - 8,5 дней,
более 5000 м - 8 дней, из них непрерывно - 6 дней,
более 6000 м - 2 дня.

11. Биваки на высотах : более 5000 м - 9;более 6000 м - 2, из них самая высокая ночевка - 6250 м (купол пика Высокая Стена).

12. Число дней с плохой погодой - 7.

Состав группы

1. Джулий А.В., руководитель, 5у,5р, 129282, г.Москва, ул. Тихомирова 1-14
2. Мачихин С.Д., зам. по снаряжению, 5у,2р, г.Москва, ул. Беломорская 134-8
3. Будянский М.Я., 5у,1р, г.Москва, ул.Нагатинская 27-3-3
4. Будянская Н.Ю. медик 5у --, --
5. Кулик В.Н., 5у, г.Москва, ул. Авиационная, 68-32
6. Чурсин Г.В., фотограф, 5у
7. Шелухин А.М. 5у,1р г.Москва, ул. Бакинская, 21-96

Характеристика района путешествия

Характеристика Памира описана во многих изданиях и отчетах библиотеки МГЦТК. Для общего знакомства с районом можно рекомендовать книгу-фотоальбом "Памир", для изучения туристских возможностей Памира достаточно воспользоваться книгой "Высокогорные перевалы", изданную достаточно большим тиражем.

Подъезды к маршруту

Подъезды в р-н Ц. Памира подробно описаны во многих отчетах. в т.ч. и в моем отчете N% 5139, а также в книге "Высокогорные перевалы". Следует остановиться только на расценках, которые постоянно меняются. Так, чтобы добраться из Душанбе до Ванча, можно возле аэропорта нанять машину стоимостью 400-450 руб., т.е. для такой поездки необходимо "кооперироваться" с 2- 3-мя группами, чтобы стоимость проезда была в пределах 20 руб. с человека. На обратном пути из-за отсутствия бензина в республике трудно выехать и стоимость проезда колеблется в пределах 15-20 руб. с человека. Очевидно, в следующем году эти расценки станут "нормальными" или еще поднимутся.

Погодные условия на маршруте

Погода в июле-августе этого года на Памире оставляла ожидать лучшего. За 30 дней путешествия 7 дней непогоды - для Памира это слишком много. Задержки из-за погоды заставили нас сократить последнюю часть маршрута.

График движения на маршруте

День
Дата
N уч-ка пути
Участок пути
Протя-
женность
дневного
перехода
(км)
Чистое
ходовое
время
Характер пути естествен-
ные препятствия
Метео-
усло-
вия

Примечание

1. 22.07 1 р.Абдукагор-язык лед.РГО 2 45 мин. Тропа по склону левобережной морены лед.РГО   Рюкзаки 50-52 кг
2. 23.07 1 Язык лед.РГО-ледопад 4,2 2 часа 25 мин. Тропа в кармане левого борта лед.РГО крутизной до 20%    
    2 Обход ледопада 3 1 час
50 мин.

Зачехленный изорванный ледник РГО, уч-ки до 25%,срединные морены лед.РГО крутизной до 10%.

   
3. 24.07 1 Выход к лед. Красноармейский на траверсе лед.Красноармейский.

2,4 1 час
20 мин.
Срединные морены лед.РГО.Открытый лед.РГО   Оставили заброску в покровной морене лед.РГО у слиянияс лед.Красноармейский
    2

Лед.Красноармейский- -под пер.Кашал-Аяк

4,8 2 часа
5 мин.
Открытый лед.РГО,до 10%,левобережная морена под пер.Кашал-Аяк    
4. 25.07 1

1-я и 2-я ступени лед.Кашал-Аяк

1,8 3 часа
10 мин.
Снежники и скалы правого борта лед.Кашал-Аяк крутизной до 30%.Два уч-ка перил(30,35м) в зоне разрывов.   Движение в кошках
    2

3-я ступень лед. Кашал-Аяк

0,5 40 мин. Проход по закрытому леднику между двумя уч-ками ледопада,крутизна до 30%.    
    3

Подъем на пер.Кашал- Аяк

2,5 1 час
30 мин.
Закрытый ледник до 20%,постепенно выполаживающийся    
    4

Спуск на ГМС им.Горбунова

4,8 1 час Закрытый лед.Кашал-Аяк,затем Ком.Академии, крутизна до 10%,ригель ГМС.    
5. 26.07 1

Заброска к лед.Наливкина

13,8+ 13,8 4 часа+
3 часа 30 мин.
Ригель ГМС (до 30%),закрытый и открытый лед.Федченко крутизной до 10% до правобережной морены лед.Наливкина. туман до 13.30  
6. 27.07 1

ГМС-под пер.Лонжерон Полудневка на ГМС

7,2 3 часа
30 мин.
Закрытый ледник Ком.Академии крутизной до 15%    
7. 28.07 1

Подход под перевальный взлет

1 40 мин. Закрытый пологий ледник    
    2 Подъем под бергшрунд 0,07 10 мин. Снежно-ледовый склон до 35%.    
    3

Подъем на перевал

0,11 2 часа

Снежный склон под бергшрундом до 50%(50м), выше 35-25%.

   
    4

Перевал - широкий снежный кулуар

0,19 2 часа
45 мин.
Снежно-ледовый кулуар,ограниченный скалами, 50%, в нижней части 45%.   Крючьевая страховка на скалах и льду
    5

Спуск на ледник

0,5 2 часа
45 мин.

Широкий снежный кулуар 40%,подрезанный двумя бергшрундами.

   
    6

2-я ступень ледопада

0,3 15 мин. Пологая часть ледопада вдоль левого борта    
8. 29.07 1

2-я ступень ледопада

1,2 1 час
15 мин.
По снежникам левого борта ледопада крутизной до 35%,обход сбросов по ранклюфту до 50%,120 м.    
    2

Выход на ребро в.5410 м

0,5 25 мин. Спуск по снежникам левого борта ледника 30-35%,подъем на ребро по снежному склону 30-35%.    
    3 Спуск до ранклюфта 3-й ступени ледопада 1 50 мин. Широкое снежное поле до 40%,600м фирновый к нижней части кулуар 30-35%    
    4

Спуск на ледник Академии Наук

0,06 2 часа 40м 75%,скалы,нижняя треть 115%,маятник на лед,по льду 20м до 95% через серак в ледопад.    
    5

Спуск на пологую часть лед.РГО

1,2 1 час Ледопад крутизной до 30%,в начале - много трещин    
    6

лед.РГО - Красноар мейская поляна

4,8 2 часа Открытый лед.РГО крутизной до 10%,нагромождения льда с мореной при выходе к лед.Красноармейский    
9. 30.07 1

Подход по лед. Красноармейский Полудневка

3,6 1 час
40 мин.
Правобережная,затем срединная морены лед.Красноармейский.    
10. 31.07 1

Подход по лед. Красноармейский

1,8 1 час
5 мин.
Срединная и левобережная морены лед.Красноармейский   Провожали заболе вшего участника
11. 1.08 1

Подход к ледопаду

1,8 1 час
20 мин.
Открытый ледник до 15%    
    2

Подход под пер. Сюрприз

3,0 2 часа
30 мин.
Закрытый ледник крутизной до 15%,ранклюфт, снежно-осыпной гребень в.5511 крутизной до 30%, плато под лед.Сюрприз    
12. 2.08 1

Подход под перевальный взлет

0,3 15 мин. Закрытый пологий ледник    
    2

Подъем к открытому льду

0,2 30 мин. Лавинный конус крутизной до 35%.    
    3 Подъем на перевал 0,96 10 час. Снежно-ледовый склон с множеством бергшрундов,средней крутизной 40-45%,участки до 50%до 150м,участки круче 50% по 2-3м.    
    4

Спуск на лед.Академии Наук

0,4 35 мин. Снежный склон 35%,50м,подрезанный большим бергшрундом.    
13. 3.08 1 Спуск до бобовидного притока лед.Академии Наук 5,4 1 час
45 мин.
Закрытый ледник крутизной до 15%. туман  
    2 Подход под пер.Песня 1,8 1 час
5 мин.
Закрытый ледник крутизной до 10%,начало ледопада крутизной до 15%   Первопрохожд.Все раскисло,видимости нет.
14. 4.08 1 Прохождение ледопада 1,5 4 часа Пологий,до 20%,сложный ледопад,выход в верхний цирк под склонами в.5687   Очень глубокий снег.В других условиях 1-2 часа
    2 Подход под перевальный взлет 1,5 1 час
25 мин
Закрытый ледник крутизной до 5%.    
    3 Подъем на перевал 0,31 2 часа Снежный склон 200м 20%,бергшрунд,под бергшрундом - до 35%,над бергшрундом 110м 45%снежно-ледовый склон до седловины.    
15. 5.08 1 Спуск с перевала 6 1 час
10 мин.
Снежный склон 400м, до 40%,подрезанный бергшрундом,закрытый ледник до 10%.    
    2 Подход под пер. А.Д.Сахарова 7,2 4 часа
40 мин.
Закрытый ледник крутизной до 10%.    
16. 6.08 1 Подход под перевальный взлет 1,8 1 час
30 мин.
Закрытый ледник крутизной до 20%.    
    2 Подъем на перевал 0,9 5 часов
30 мин.
Снежно-ледовый склон до 40%,в нижней части 35%,небольшой бергшрунд,в верхней части - снежный галстук на скалах,до 35%.   Первопрохожд.
17. 7.08 1 Подход к скальному гребню 0,4 1 час
40 мин.
Снежно-ледово-скальный гребень крутизной до 20-25%,два участка 15-20м до 60%.   Первопрохожд.
    2 Прохождение скального гребня 0,36 6 часов Сильно разрушенный скальный гребень среднейкрутизной 40-45%,участки скал до 70% по 5-10м,характер рельефа простой и средней трудности.    
18. 8.08 1 Прохождение скального гребня 0,26 5 часов Тот же гребень средней крутизной до 50%,три предвершинных жандарма,участки до 60% по 10- 20м, до 90% по 2-4м, пологий (до 20%) висячий ледник вершинного купола(огромная открытая мульда)   Провесили последние 40м перил на завтра
19. 9.08 1 Подъем на вершинный купол 0,04 40 мин. Снежный рыхлый склон в обход отвесного скального жандарма крутизной 45-50%.    
    2 Подъем на вершину 0,3 1 час Закрытый висячий ледник(купол) крутизной до 25%,бергшрунд (перила 20м).    
    3 Спуск на перемычку 6000 между в.6300 и 6120м 1,2 1 час
20 мин.
Узкий снежно-фирновый гребень крутизной до 30%, постепенно расширяющийся к перемычке.   Боковые склоны в наиболее узких местах до 50-55%.
    4 Спуск на лед.Танымас-2 0,35 2 часа
30 мин.
Снежно-ледовый склон с несколькими бергшрундами,в верхней части (120м) до 45%,далее 35-40%    
    5 Спуск до четвертой ступени ледопада 2,4 50 мин. Закрытый ледник крутизной до 15%.    
20. 10.08 1 Обход 4-й ступени ледопада 1,5 25 мин. Закрытый ледник крутизной до 30%,сначала вдоль левого борта,затем ближе к центру. ветер  
    2 Подход под 3-ю ступень ледопада 3,2 45 мин. Закрытый и открытый ледник крутизной до 15%. Движение по центру с постепенным переходом к левому борту.    
    3 Прохождение 3-й ступени ледопада 1,2 1 час
50 мин.
Влево вниз через серию трещин до большого разлома дюльфер в ранклюфт (15-20м,90-95%), перила через ранклюфт по серакам с камнями (60 м), снежники на скалах левого борта крутизной до 30%, участки до 45% (страховка), лавинный конус до 30%,200м, открытый ледник до 25%.    
    4 Спуск к леднику Танымас-2 6,0 2 часа
40 мин.
Открытый ледник ближе к левому борту, крутизна до 20%,при входе во 2-ю ступень ледопада (через 45 мин.)выход на осыпные склоны в.Средний Танымас,траверс скально-осыпных склонов крутизной до 40%,большая часть 25%, переход через отрог к леднику Танымас-3.    
21. 11.08   Дневка     Разведка спуска на ледник Танымас-3.    
22. 12.08 1 Спуск на лед. Танымас-3 1,0 20 мин. Склоны в.Средний Танымас крутизной до 25%, конгломератный моренный вал правобережной морены крутизной до 30%.    
    2 Подъем на лед. Федченко 12 3 часа
20 мин.
Открытый ледник крутизной до 10%,моренные отложения левого берега р.Танымас,слабо выраженная, а затем хорошая тропа в р-не языка лед.Танымас-5-й, открытый лед.Танымаская лапа. метель  
    3 Спуск до лед. Наливкина 5 2 часа Открытый ледник крутизной до 5%; в р-не слияния с лед.Наливкина - зона трещин. метель  
23. 13.08 1 Вынужденная дневка       туман Прояснение на 2-3 часа
24. 14.08 1 Подход под ледопад пер.Двойной 7,2 2 часа
20 мин.
Открытый ледник Наливкина,переход на правобережную морену (у лед.Попова).   Вышли после окончания снегопада
    2 Прохождение 2-х ступеней ледопада 2,5 2 часа
35 мин.
Нагромождения льда и трещин,проходится ближе к центру слева направо по ходу,крутизна до 30%, плато перед второй ступенью,очень много трещин, переход на снежники левого борта, снежно-осыпной склон левого борта крутизной до 30%, пологий закрытый ледник.   Первопрохождение
25. 15.08 1 Подход под перевальный взлет 2,5 2 часа
35 мин
Закрытый ледник с большим количеством трещин крутизной до 15%.Прохождение усложнено -15-20%С свежевыпавшим снегом.   Два падения в трещину на 1,5 и 2,5 м. Вытаскивали не более 5 мин.
    2 Подъем на перевал 0,4 2 часа
10 мин.
Снежно-ледовый склон 25-35%,350-400м,участки до 40% по 15-20м,верхние 100м - обледенелая, постепенно выполаживающаяся осыпь.    
    3 Спуск на пер. Косиненко 2,5 45 мин. С седловины - карниз, 40 м, до 45% снежный склон, бергшрунд. Обход карниза через соседнюю седловину вправо вверх по снежникам,спуск 40%-35%, снежный склон, далее 25-30% 150 м, в верхней части засыпанный бергшрунд, дальше снежный гребень, снежное плато (закрытый ледник) 5-10% до пер. Косиненко    
    4 Спуск с пер. Косиненко 0,2 10 мин. Снежный склон крутизной до 25%, подрезанный небольшим бергшрундом в верхней части.    
    5 Выход на гребень 2,6 55 мин. Наклонное плато (закрытый ледник) крутизной до 15-20%, пересекается в направлении ск.- на осыпи сн. гребня левого борта ледника. 20% сн склон гребня, сн.-ск. гребень крутизной до 10%.   Лагерь на гребне
26 16.08 1 Спуск на лед. Косиненко 0,28 3 часа Снежно-ледовый склон 45%, 25 м до скального острова, траверс по полке влево 40 м,до 15%, скалы, спуск по скалам 50%, 45 м, снежно-ледовый склон до 55%, 180 м, небольшой бергшрунд.    
    2 Спуск до третьего Открытый пологий (до 15%) ледник, средин- левого притока лед. ные и левобережные морены ледника. Косиненко 7,2 2 часа
20 мин.
     
    3 Разведка перевала на лед.Улугбека (N 4) 3,6+ 3,6 1 час
50 мин.
Правобережная морена, затем открытый ледник с 3-го притока крутизной до 30%. Взлет - 500 м сн.-лед. склон крутизной до 70% c серией бергшрундов слишком и карнизов.   Обеспечение безопасности на подъеме проблематично
27 17.08 1 Спуск до р. Косиненко 5,0 1 час
55 мин.
Срединная морена, открытый ледник с множеством складок и нагромождением крупных камней, участки конгломератных склонов,крутизна до 25% ясно  
    2 Спуск к лед. Федченко 7,2 2 часа
30 мин.
Правый берег реки, крупнокаменистые осыпи, конгломератные склоны крутизной до 40%.    
    3 Подъем на лед. Федченко 0,7 1 час Переправа по сераку на левый берег реки (60%, 4 м вверх, пологая верхняя часть серака, 55%, 4 м вниз, проход между сераками по льду), осыпной склон вдоль скал левого берега реки (правый борт лед.Федченко) крутизной до 35%, правобережная морена ледника (холмы, трещины).    
    4 Подъем к ГМС им. Горбунова 13,8 3 часа
15 мин.
Открытый пологий ледник Федченко.   До лед.Военных Топографов
28 18.08 1 Подъем на ГМС им. Горбунова 6,0 1 час
30 мин.
Пологий открытый ледник Федченко, переход к левому борт у лед. Метеорологический, подъем на ригель ГМС по снежному склону 25-30%, Полудневка 250-300 м. Ночью шел снег  
29 19.08 1 Подъем на пер. Ка- шал-Аяк. 4,8 1 час
30 мин.
Закрытый и открытый ледник Ком.Академии, Кашал-Аяк    
    2 Спуск на лед.РГО 4,5 5 часов
40 мин.
Открытый ледопад лед.Кашал-Аяк. Снежники правого борта в верхней части ледопада обвалились. Движение по центру ближе к правому краю. Крутизна до 30%. Три переправы через трещины (15,15 и 30 м),один дюльфер 10 м,50%,траверс 20 м. Снежники правого борта ледника до 30%, выход на снежники в нижней трети 2-й ступени   Весь ледопад открылся,снежные мосты все разрушены
    3 Спуск на лед.Комсомолец 8,4 1 час
50 мин.
Открытый лед.РГО, движение ближе к центру вдоль срединной морены,от лед.Красноармейский - по срединной морене лед.РГО до лед. Комсомолец.    
30 20.08 1 Спуск к языку лед.РГО. 6,0 2 часа
5 мин.
Срединные морены лед.РГО,переход по ледопаду лед.РГО в левобережный карман,тропа по левобережному карману    
    2 Выход к мосту через р.Абдукагор 2,0 30 мин. Тропа по склону левобережной морены лед.РГО.    

И Т О Г О пройдено, км: 241, дней: 30

Описание перевалов

Перевал Лонжерон (3А,4900 м)

Перевал расположен в хребте Академии Наук между пиком Ком. Академии и в.5410, ближе к в.5410.
Соединяет: с севера - ледник Ком. Академии (ледник Федченко) с юга - ледник РГО (р. Ванч).
Ориентация перевальных склонов: север - юг.
Описание дано от ГМС им. Горбунова (с севра) до Красноармейской поляны на лед. Красноармейский (с юга).
Перевал пройден с севера на юг.

Подъем. Участок 1. От ГМС по тропе и скалам поднимаемся на левый борт лед. Ком. Академии, и продолжаем движение по закрытому леднику в сторону пика Ком. Академии (движение с одновременной страховкой)(ф. ). Ледопад обходим ближе к склонам северного гребня пика Ком. Академии и вдоль гребня продолжаем движение к пер. Лонжерон.
Время прохождения: 4 часа 10 мин. ч.х.в.

Участок 2.Подход под бергшрунд по 35% 70 м снежному склону. Движение с одновременной страховкой.
Время прохождения: 10 мин. ч.х.в.

Участок 3. Подъем на перевал. Через бергшрунд по мосту чуть правее седловины перевала, мост 5-6 м, слабый, далее склон 50% 50 м до выполаживания и еще 40 м 35-25% до начала спуска на седловину, везде перила, 4 участка, крепление на ледорубах. Спуск на седловину по снежному склону 10% между двумя бергшрундами. Подъем лидера с рюкзаком.
Время прохождения: 2 часа ч.х.в.

Седловина - широкий снежно-ледовый гребень, с юга ограниченный скалами; на перевале можно ночевать. Тур не нашли.

Спуск. Участок 1. Узкий снежно-ледовый кулуар с выходами скал, ограниченный скалами, 190 м, в верхней части до 50%, ниже 45%, везде перила, крепление - петли, скальные крючья на скалах, один участок на ледобурах; оставили три петли, скальный крюк с пелей, дюралевую "морковку". Камнеопасно; камни изпод ног; со скал начинают лететь после 12-00.
Время прохождения: 2 часа 45 мин. ч.х.в.

Участок 2.Широкий снежный кулуар 40% 500 м до бергшрунда, прохождение двух бергшрундов. Спуск по перилам, последний с нижней страховкой, через первый бергшрунд - продергивание веревки через снежный крюк.Камнеопасно.
Время прохождения: 2 часа 45 мин. ч.х.в.

Участок 3. Нижняя часть второй ступени ледопада.Обходится вдоль левого борта по снежникам крутизной до 35 %; в обход ледовых сбросов по ранклюфту и мостам 120 м перила , участки до 50%, оставили петлю и ск. крюк. Движение с одновременной страховкой.
Время прохождения: 1 час 45 мин. ч.х.в.

Участок 4. Подъем на ребро в.5410 м.Движение по снежнику 30 -35%,ведущему на снежную седловину скального гребня в.5410 (карниз обходится слева по ходу). На гребне оборудованы площадки на 2-3 палатки. Движение с одновременной страховкой.
Время прохождения: 10 мин. ч.х.в.

Участок 5. Спуск на ледник. Скальный гребень, при выходе на снежное поле - до 50%, несколько метров; широкое снежное поле крутизной 35-40%, по которому спускаемся в ближний к ребру фирновый кулуар 600 м 30-35% до ранклюфта. Дальний кулуар обрывается скальными сбросами. Возможно движение по скальному гребню между кулуарами ( см. отчет 4877).Движение с одновременной страховкой. Камнеопасно.
Время прохождения: 50 мин. ч.х.в.

Участок 6. Спуск на ледник. Из кулуара выход влево на скальную полку, с которой дюльфер в ранклюфт. Ранклюфт глубиной 70-80 м, спуск по скалам 40 м 75%, в нижней трети - 115%. С конца веревки - маятник на лед 2-3 м. Заклинили в сераках конец веревки и первый перебрался на лед. Дальше дюльфер по сераку 20 м до 95% к нижней части третьей ступени ледопада. Спуск по перилам с верхней страховкой. Оставили петлю, дюралевую "морковку". Камнеопасно; возможен обвал льда.
Время прохождения: 2 часа ч.х.в.

Участок 7. Ледопад крутизной до 30%, движение в связках, одновременно, несколько трещин преодолеваем по перилам или с попеременной страховкой.
Время прохождения: 1 час ч.х.в.

Участок 8. Открытая часть ледника РГО крутизной до 10%, нагромождения льда, засыпанные мореной при выходе на Красноармейскую поляну.
Время прохождения: 2 часа ч.х.в.

Общее время прохождения:19 часов 35 мин. ч.х.в.(2дня).
Время движения со страховкой: 15 часов 15 мин.ч.х.в. в том числе попеременная, перила: 10 часов 45 мин.
Точек страховки: 30
на подъеме - 5 (снег)
на спуске - 14 (снег)+4 (лед)+7 (скалы). Требуемое снаряжение (на группу 7 чел.):

1.Веревка основная - 3х45 м
2.крючья скальные - 4-5 шт., разные
3.Ледобуры - 2-3 шт.
4.Расходная веревка - 6-8 м
5.Кошки - на каждого участника.
6.Карабины - не более 40 шт.

Перевал Сюрприз (3А,5200 м)

Перевал расположен в хребте Академии Наук, в 1 км севернее в.5511.
Соединяет: с востока - лед. Академии Наук (лед. Федченко), с запада - ледник Красноармейский (лед. РГО, р.Ванч).
Ориентация перевальных склонов - запад - восток. Перевал пройден с запада на восток.
Описание дано от Красноармейской поляны с запада до поворота на первый правый приток лед. Академии Наук с востока.

Подъем. Участок 1. Красноармейская поляна - закрытый ледник. От Краснормейской поляны поднимаемся по травянисто-осыпному гребню правобережной морены до первого притока, по которому спускаемся на ледник, переходим на срединную морену и продолжаем движение до закрытой части ледника. Крутизна 5-10%, при спуске на ледник - конгломератные склоны крутизной до 40%.
Время прохождения: 4 часа 5 мин. ч.х.в.

Участок 2. Подход под перевальный взлет. Закрытый ледник, ледопад обходится правее по ходу его средней части по снежно-осыпному гребню в.5511. При выходе на гребень - ранклюфт. Крутизна до 30 %. С гребня уходим на предперевальное плато крутизной до 10%. Много трещин. Подходим под лавинный конус в средней части перевального взлета (30-35%,снег) и придерживаясь его правого края вдоль льда подходим к ледовому взлету (начало перил). Движение в связках, одновременно.
Время прохождения: 3 часа 15 мин. ч.х.в.

Участок 3. Подъем на перевал. Снежно-ледовый склон с множеством бергшрундов, средней крутизной 40-45%. От лавинного конуса по льду до 45% влево по ходу вверх до ледового кулуара, по которому вправо по ходу вверх 100 м 45-50% и далее прямо вверх на перевал 100-150 м лед 45% с участками до 50% и круче 50% по 2-3 м. Верхняя треть подъема закрыта снегом, снег иногда до пояса, рыхлый. Наиболее сложные участки: первые две веревки по льду 40-45%, 100 м ледовый кулуар 45-50%, и 100-150 м ледового склона сразу над кулуаром с участками круче 50%. Наиболее утомительна верхряя треть подъема (4 часа). Подъем лидера с рюкзаком. На каждую веревку по льду 1-2 промежуточных ледобура. Камнеопасно; сход камней начинается после 13-00.
Время прохождения: 10 часов ч.х.в.

Седловина - небольшое снежное плато, с запада ограниченное скальным гребнем. Тур на скалах в начале гребня. Самое низкое понижение с большой мульдой с крутыми склонами - не перевал. Выход на седловину влево по ходу вверх вдоль края мульды по глубокому снегу. На перевале удобные ночевки, есть вода.

Спуск. Участок 1. Снежный склон 35%, 50 м, подрезанный большим бергшрундом. Не спускаясь с седловины траверсируем склон влево к скальному нунатаку в обход бергшрунда и у нунатака спускаемся на ледник Академии Наук. Бергшрунд здесь закрыт. Движение с одновременной страховкой к первому правому притоку ледника Академии Наук (бобовидный ледник).
Время прохождения: 2 часа 55 мин. ч.х.в.

Общее время прохождения: 20 часов 15 мин. ч.х.в. (2-3 дня).

Время движения со страховкой: 16 часов 10 мин.ч.х.в. в том числе попеременная, перила: 10 часов 15 мин.
Точек страховки: 40
на подъеме - 30 (лед)+10 (снег),
на спуске - -.

Требуемое снаряжение (на группу 6 чел.):
1.Веревка основная - 3х45 м
2.Ледобуры - 10-15 шт.
3.Кошки - на каждого участника.

Перевал Песня (2Б, 5400 м, п/п )

Перевал расположен в северо-восточном отроге хребта Академии Наук в 0,5 км восточнее в. 5610 м.
Соединяет: с севера -лед. Академии Наук (первый правый приток) - лед. Федченко
с юга - левый приток лед. Федченко (ведет в восточный цирк пер. Волкова) - верховья лед. Федченко
Ориентация перевальных склонов: север - юг. Перевал пройден с севера.
Описание дано от слияния первого правого притока с лед. Академии Наук ( с севера ) до слияния лед. Федченко и Витковского( с юга).

Подъем. Участок 1. Ледопад. Пологий, до 20%,ледопад, прохождение затруднено множеством трещин и свежевыпавшим снегом. Подъем - до поворота ледника - по центру, далее под склонами гребня в. 5687. Рекомендации к прохождению: в устье ледника - по центру, после первого выполаживания (небольшое озеро) уйти влево по ходу под склоны скальной седловины и далее вдоль гребня под склонами в. 5687 выходить в верхний цирк. Движение с одновременной страховкой, в одном месте - участок перил 20 м, 45%, на больших разрывах подстраховка через ледоруб.
Время прохождения: 4 часа ч.х.в.

Участок 2. Подход под взлет. Пологое (до 5%) снежное плато ( закрытый ледник), на выходе к бергшрунду крутизна возрастает ( 200 м, 20%, возле бергшрунда - до 35% ), снег глубокий, проваливаемся до 1 м. Движение с одновременной страховкой ближе к центру плато.
Время прохождения: 1 час 50 мин. ч.х.в.

Участок 3. Подъем на перевал. 110 м 45% ледово-фирновый склон, подрезанный несколькими бергшрундами ( один в нижней и один в верхней части ), в правой по ходу части склона сверху большой карниз. Подъем начинаем левее ( по ходу ) карниза. Бергшрунд 1-3 м, практически без моста, верхний край выше метра на два. При выходе лидера дважды обваливались небольшие мостики. Бергшрунд пройден с третьей попытки ( ф. ). Перила закреплялись на ледобурах ( 6 шт., под фирном - корка льда 5-7 см ), верхний участок - за скальный выступ. Подъем лидера без рюкзака.
Время прохождения: 2 часа 10 мин. ч.х.в.

Седловина - узкий скальный гребень, на уровне карниза - небольшое снежное плато ( удобные ночевки ). Тур на осыпи в низшей точке перевала.

Спуск. Участок 1. 400 м до 40% снежный склон (фирн), подрезанный небольшим бергшрундом ( в месте перехода закрыт фирновой коркой около 10 см, переезжали на боку с попеременной страховкой ). Движение с одновременной страховкой прямо от тура по осыпи на снег и далее влево, левее скальных выходов ( правее бергшрунд открыт ) на пологую часть ледника. Камнеопасно; сход камней - после 10-00.
Время прохождения: 25 мин. ч.х.в.

Участок 2. Закрытый ледник крутизной до 10% до слияния лед. Федченко и лед. Витковского. До лед. Федченко - 45 мин. ч.х.в., до лед. Витковского - 1 час 35 мин. ч.х.в. Движение с одновременной страховкой.
Время прохождения: 2 часа 20 мин. ч.х.в. Общее время прохождения: 10 часов 45 мин. ч.х.в. (1-2 дня).

Время движения со страховкой: 10 часов 45 мин.ч.х.в. в том числе попеременная, перила: 3 часа ч.х.в.

Точек страховки: 7
на подъеме - 2 (снег)+4 (лед)+1(скалы)
на спуске - 0

Требуемое снаряжение (на группу 6 чел.):
1.Веревка основная - 3х45 м
2.Ледобуры - 5-6 шт.
3.Кошки - на каждого участника.

Перевал ак. А.Д.Сахарова (3А-3Б,5800,рад.п/п)

Перевал расположен в хребте Высокая Стена, между п.Титова (6113 м) и в.Высокая Стена (6300 м).
Соединяет: с юга - лед. Витковского ( лед. Федченко )
с севера - лед. Танымас -3 (при спуске с седловины или с пика Титова) или лед. Танымас-2 (при спуске через в. Высокая Стена).
Ориентация перевальных склонов - север - юг. Пройден с юга ( радиальный выход 3А к.с.).
Концевые точки описания: с юга - слияние лед.Федченко и лед.Витковского, с севера - седловина перевала.

Характеристику перевала см. в анализе маршрута.

Подъем. Участок 1. Подход под взлет. По правому борту лед.Витковского подходим к повороту под в. Высокая Стена и по закрытому леднику крутизной до 20% поднимаемся под перевальный взлет. Движение с одновременной страховкой.
Время прохождения: 4 часа 35 мин. ч.х.в.

Участок 2. 1100-1200 м до 40% ледово-фирновый склон, в нижней части до 35%, небольшой засыпанный бергшрунд. Кальгаспоры немного облегчают подъем. Около 800 м поднимались с одновременной страховкой, закручивая промежуточные ледобуры, верхние 320 м - перила. Пооследние 120 м - по снежному галстуку 35% влево по ходу вверх на седловину ( снег до 40 см). Лидер поднимался с рюкзаком.
Время прохождения: 5 час 30 мин. ч.х.в.

Седловина - протяженный (около 1,5 км) снежно-скальный гребень с большими карнизами на север. Тур - на скалах в месте подъема на перевал, ближе к п. Титова. Под скалами на карнизах можно ночевать, есть вода. Северная сторона перевала - 500 м снежно-ледовый склон, в верхней части крутизной до 70-80%, у бергшрунда - 50-60%, много карнизов, прохождение проблематично.

Общее время прохождения: 10 часов 5 мин. ч.х.в. (1-2 дня).

Время движения со страховкой: 10 часов 5 мин.ч.х.в. в том числе попеременная, перила: 5 часов 30 мин.

Точек страховки - 16, промежуточных точек - 15: на подъеме - 3 (снег,скалы)+28 (лед)

Требуемое снаряжение (на группу 6 чел.):
1.Веревка основная - 3х45 м
2.Ледобуры -10-16 шт.
3.Кошки - на каждого участника.
4.Карабины - не более 25 шт.

Обеспечение безопасности на маршруте

Основными элементами обеспечения безопасности были: тактические - выбор оптимального времени прохождения опасных участков перевальных склонов; построение маршрута, обеспечивающее плавную акклиматизацию участников и оптимальные нагрузки дневных переходов с т.з. возможностей группы; выбор способа передвижения, страховки, соответствующих рельефу; технические - участники группы имеют хорошую техническую подготовку, многолетнюю схоженность, владеют разнообразными приемами передвижения по любым видам рельефа, обеспечивающими достаточно оперативное прохождение сложных участков; движение на технически сложных участках и закрытых ледниках осуществлялось в касках.

Перевал Кашал-Аяк.
При движении по правому борту ледопада перевала возможен камнепад со склонов ск. отрога (на уровне 1-2 ступеней ледопада). На подъем проходили рано утром, на спуск - после обеда (после окончания утренних камнепадов).

Перевал Лонжерон.
Камнеопасный кулуар на спуске. Камнепады начинаются после

12.00. Проходим верхнюю часть кулуара по перилам, выбирая для места сбора (перестежки) участки, обеспечивающие укрытие от камней, летящих из-под ног участников. В широкой части кулуара прижимаемся к правому краю, чтобы избежать встречи с быстро летящими "верхними" камнями. После обеда опасность в широком кулуаре уменьшается, т.к. снег раскисает и скорость полета камней снижается.

Камнеопасные участки при обходе 3-ей ступени ледопада - склоны отрога в. 5410, кулуар, ранклюфт. Проходить лучше утром до 12.00; возможно движение после обеда. В ранклюфте возможен обвал льда. Ранклюфт проходится дюльфером с дополнительной верхней страховкой. Остальные участки - с одновременной страховкой.

Перевал Сюрприз.
Весь взлет перевала камнеопасен. Проходить лучше до

13.00. В нижней части при движении по лавинному коонусу и первые веревки по льду возможен обвал льда на зону движения. В верхней трети взлета возможны лавины. Движение с использованием перил.

Перевал Песня.
На крутых участках ледопада и в зоне больших разрывов использовались перила или попеременная страховка. На перевальном взлете со стороны лед. Академии Наук применялись перила.

Перевал ак. А.Д.Сахарова.
Одновременная страховка с промежуточными ледобурами; в верхней части - перила. Возможен камнепад.

Траверс пика Высокая Стена.
На скальном гребне пика - камнеопасно, избегаем движения друг под другом, выбираем безопасные места сбора участников. На всем протяжении подъема применяли перила. Спуск с перемычки 6000 может быть лавиноопасен. Для спуска использовали перила.

Перевал Двойной.
Перевальный взлет со стороны лед. Наливкина камнеопасен. Нужно проходить 3/4 взлета до 12.00.

При спуске со скал отрога в. Двойная в обход ледопада лед. Косиненко использовали перила и дополнительную верхнюю страховку.

Примечание. Время московское + 3 часа.

Анализ маршрута, выводы, рекомендации

Пройденный нами маршрут был вторым нашим совместным походом по Памиру (для большинства участников). В основе своей маршрут был задуман еще в 1988 г. после успешного прохождения похода 4 к.с. в этом же районе Памира - тогда были разведаны перевалы Двойной и перемычка с лед. N% 4 на лед. N% 5 (Косиненко). Тогда же анализировались варианты прохождения перевала

А.Д.Сахарова, вылившиеся позже в прохождение траверса в. Высокая Стена (по-видимому, наиболее безопасный вариант маршрута с пер. А.Д.Сахарова на север). Тогда же заинтересовал и бобовидный ледник правого борта лед. Академии Наук, особенно когда выяснилось по фотографиям, что он выводит прямо под пер. Волкова, в верховья лед. Федченко. Но для прохождения барьеров МКК, которые до сих пор не сняты, нужно было и участникам и руководителю пройти менее сложный маршрут 5 к.с., что мы с успехом и сделали на Восточном Кавказе в 1989 г.

Для успешного прохождения маршрута группа в мае этого года совершила восхождение на две вершины Эльбруса в сложных погодных условиях, попутно приняв участие в спасработах группы школьников совместно с другими группами, ночевавшими на перевале Ирик-Чат.

Заявленный нами маршрут проходился полностью только в идеальных погодных условиях и тем более без дополнительных задержек, произошедших при траверсе. Но этот сезон на Памире погодой не баловал, что, частично, и привело к сокращению маршрута.

Уже в первую непогоду на лед. Академии Наук нам пришлось нагонять график, но затем последовал траверс, на котором мы задержались на 2 дня. Очевидно, тут сказалось то, что нам первый раз пришлось работать на технически сложном рельефе выше 6000 м. Скорость продвижения при этом упала в 2-3 раза по сравнению с нашим "обычным" темпом , а нарушения в работе сердца одного из участников заставили нас сделать полудневку фактически на вершине. Но после спуска у нас еще были возможности догнать график, которые окончательно отобрала у нас вторая непогода, уменьшившая протяженность дневных переходов и заставившая провести одну вынужденную дневку. После этого уже нужно было принимать решение о сокращении маршрута - до сих пор мы планировали только отказаться от последнего первопрохождения.

После всего сделанного устраивать гонку на последних 4-х перевалах мы не рискнули - даже в идеальных условиях маршрут увеличивался до 31-32 дней, что, фактически, заставляло нас отказаться от участия в чемпионате или пойти на обман, "уменьшив" маршрут до 30 дней. Ни того, ни другого мы не хотели, поэтому уже под пер. Двойной решили "закругляться" через пер. Кашал-Аяк по запасному варианту, завершив все первопрохождения.

Перевал Кашал-Аяк - наиболее удобный вариант для заброски продуктов на лед. Федченко в его среднем течении. Сложность - 2А* к.с. Возможны несколько вариантов прохождения. Наиболее часто используется путь по правому борту ледопада. При достаточном количестве снега этот вариант наиболее удобен, т.к. требует меньших затрат сил. Но когда ледопад открывается (начало августа), этим вариантом лучше не пользоваться. Второй по популярности - путь по скалам левого борта ледопада с переходом на правый борт в нижней части первой ступени. Вариант достаточно простой, если удается без помех пересечь первую ступень. По скалам ведет маркированная тропа. Камнеопасно, имеется несколько неприятных ск.-осыпных участков, где возможна подстраховка. Вариант 2А к.с. Еще один вариант 2А к.с. проходит по скалам и снежнику над правым бортом ледопада. Он простой, но слишком протяженный, поэтому используется крайне редко.

Перевал следует считать 2А* к.с., т.к. невозможно всегда предугадать ситуацию в ледопаде, а заставить всех ходить заведомо простым, но длинным вариантом сложно. При прохождении перевала на спуск в конце маршрута сложность не превышает 2А к.с., но при подъеме в это же время сложность перевала возрастет до 2Б к.с.

Перевал очень часто посещается туристами.

Перевал Лонжерон соответствует 3А к.с. при прохождении с лед. Ком. Академии на лед. РГО. При обратном прохождении возможно, что сложность перевала возрастет до 3Б к.с., если не удастся найти простой переход через ранклюфт при выходе в кулуар для обхода 3-й ступени ледопада. Без прохождения ледопадов на спуске к лед. РГО сложность перевала не превышает 2Б к. с. В связке с пер. Отрада - 3А к.с. Очевидно, сложность перевалов Отрада и Лонжерон следует снизить до 3А* к.с., оставив при прохождении в связке 3А к.с. В нашем варианте перевал можно отнести к технически сложному перевалу 3А к.с. Перевал удачно вписался в акклиматизационное кольцо маршрута.

Перевал редко посещается туристами, особенно московскими. Первое описание перевала в библиотеке МГЦТК появилось только в 1989 г. Большая часть групп проходит перевал в связке с пер. РГО (три группы из четырех, посетивших этот перевал в этом году). В варианте, пройденном нами, перевал, похоже, никогда не проходился (нет информации).

Перевал впервые пройден туристами из Одессы в 1969 г., назван в честь одного из районов Одессы.

Перевал Сюрприз не оправдал наших ожиданий. Группа готовилась к прохождению технически сложного препятствия с участками 60% ледовых стен, а вместо этого получила... Перевал не имеет технических препятствий выше 2Б к.с., но т.к. эти участки имеют большую протяженность, его следует относить к 3А к.с. Мы использовали непрерывные перила, хотя лидер все время шел с рюкзаком, что, по сути, позволило бы применять тактику передвижения с одновременной страховкой с использованием промежуточных ледобуров практически на всем подъеме при условии, что все участники достаточно уверенно чувствуют себя на льду, чего у нас, к сожалению, не было. В верхней части возможно одновременное движение на коротких участках, а по более крутым участкам снежного склона можно идти с попеременной страховкой, что позволило бы пройти перевал за 5-6 часов на подъеме (аналогичный склон пер. А.Д.Сахарова).

Перевал редко посещается туристами (примерно 1 раз в год). Впервые пройден с востока экспедицией ЦК ЛКСМ Узбекистана под руководством Пегай А.М. в августе 1974 г, с запада - группой туристов из Ростова-на-Дону.

Перевал Песня соответствует 2Б к.с. Это наше первое первопрохождение на маршруте. Перевал красив и интересен (отсюда и название). Нам удалось пройти перевал, альтернативный связке пер. Академии Наук + пер. Волкова (2Б), который проходит чуть ли не каждая "четверка", посещающая верховья лед. Федченко. Надеюсь, наш перевал позволит разнообразить маршруты в этом районе.

Наиболее интересным препятствием на пути к перевалу является пологий ледопад, протянувшийся на 1,5 км по бобовидному леднику. Когда смотришь на него вверх или вниз, он кажется ровным чуть наклонным снежным полем; огромные трещины открываются для глаз только с 5-10 м. Весь ледопад похож на пирог, разделенный на прямоугольные порции и поставленный на выпуклую поверхность (интересная фотогорафия ледопада есть в отчете 2692). Приходится делать большие отклонения от прямой в поисках обхода разломов, и не всегда понятно, что под нагами - кусочек "пирога" или хлипкий мостик. Поэтому лидер часто проваливается, но не дальше чем по пояс, т.к. мосты сильно раскисшие (второй день нет мороза и снегопад) и обваливаются на самом краю трещин.

Очевидно, прохождение ледопада было сильно затруднено из-за свежевыпавшего снега. Можно попробовать и другие варианты прохождения ледопада (см. рекомендации в описании перевала).

С бобовидного ледника можно пройти еще по крайней мере 2 перевала в среднее течение лед. Федченко 2Б - 3А к.с.

Перевал ак. А.Д.Сахарова пройден нами радиально с юга. Перед походом весь участок маршрута с лед. Витковского до лед. Танымас-3-й (2-й) мы планировали посвятить памяти ак. А.Д.Сахарова - именно потому, что эта часть маршрута была и самой сложной, и самой высокой; надеемся, что те, кто пойдет за нами, надолго запомнят этот маршрут.

Километровый ледовый взлет по характеру напоминает взлет пер. Сюрприз, но гораздо более безопасный и с меньшей крутизной. Сложность рельефа на подъеме соответствует 2А - 2Б к.с., но из-за чрезмерной протяженности и большой высоты мы оценили его как 3А к.с. На север перевал обрывается крутой 500 м снежно-ледовой стеной с множеством карнизов. Верхняя часть склонов, похоже, - жесткий фирн, непонятно, есть ли под ним достаточно толстый слой льда, поэтому страховка и движение по этому склону представляется проблематичными. Этот вариант, если на него кто-то решится, будет 3Б к.с.

Возможны более безопасные варианты: траверс пика Титова (6113) со спуском на лед. Танымас 3-й по северному ск.-лед. гребню (вариант 3Б), траверс пика Высокая стена до перемычки 6000 м (вариант 3А, пройденный нами), продолжение траверса через в 6120 до пер. Катаева (3Б) со спуском на лед. Танымас 2-й или Танымас 3-й ( любой вариант - 3Б), продолжение траверса до следующей седловины со спуском на любой ледник (варианты 3Б).

Траверс пика Высокая Стена. Первоначальные наши планы предполагали траверс еще двух вершин - 6120 м и безымянной (~5900 м) до седловины еще не пройденного перевала, соединяющего лед. Танымас 2-й и 3-й (2Б-3А к.с.). Но траверс участка в. 6120 с большими карнизами и крутой протяженный спуск с безымянной вершины на седловину (~400 м, >45%), а также двух -дневная задержка на траверсе заставили нас ограничится запасным вариантом со спуском на лед. Танымас 2-й.

Наиболее сложным участком траверса является 620-метровый скальный гребень, требующий применения перильной страховки на всем своем протяжении. Скалы сильно разрушенны, но встречаются отдельные достаточно сложные участки, требующие навыков скалолазания. Интересным препятствием на спуске с вершины является узкий снежно-ледовый гребень. Весь траверс представляет собой комбинированный маршрут, способный украсить любой поход 5-6 к.с.

Для оценки сложности пройденного препятсевия от лед. Витковского до лед. Танымас 2-й, на мой взгляд, можно использовать любой из двух вариантов - (3А+3А) или (3Б) (здесь я предпочел бы оценку экспертной комиссии; во всяком случае могу гарантировать, что две "тройки-а" здесь "укладываются"). При оценке сложности по методике сложность не превышает 3А, т.к. отсутствуют участки круче 45% непрерывной протяженностью более 500 м, хотя время прохождения - 4 дня (до языка ледника - 5 дней). Возможно сокращение времени прохождения до 3 дней в режиме: 1 день - подъем на пер. Сахарова - подъем до начала крутой части гребня; 2 день - подъем на вершину - спуск на перемычку 6000 м; 3 день - спуск в дол. р. Танымас.

Наша группа совершила первопрохождение маршрута по западному гребню вершины. Первовосхождение на вершину было совершено в 1985 г. группой украинских альпинистов ДСО "Буревестник", с которыми встречалась в 1985 г. группа туристов из Одессы с моим участием (на лед. Танымас 3-й на пути к перевалу Белая Акация). Альпинисты ошибочно (а скорее, намеренно) указали в записке пик Титова (6113 м), имеющийся в классификационной таблице маршрутов на горные вершины СССР. В эту же таблицу занесены и восхождения 1985 г. под названием пик Титова Язгулемского хребта (N% 4.12.51, стр.78, вып.1989 г.).

Наиболее сложным участком ледника Танымас 2-й является прохождение третьей ступени ледопада. Традиционный путь обхода проходит по ранклюфту левого борта ледника, но так как до нас здесь побывали лишь две группы, и в их отчетах отсутствовала дополнительная информация, мы решили сделать разведку других вариантов. Проход по правому борту не возможен или технически слишком сложен (требует применения перильной страховки, переправ - мы дошли до начала больших сбросов и разрывов, обойти которые не удалось). По ценру ледопада, делая большие обходы разрывов с серией прыжков через трещины и по серакам, нашли выход на 30% ледовый склон без трещин нижней части ледопада - этот путь займет 20-30 мин. (разведка - 40 мин.). В ранклюфте левого борта ледника основная сложность - перебраться на его левый край - после этого путь прост. Оба варианта примерно равнозначны и по технике преодоления, и по опасным участкам - возможен обвал льда, в ранклюфте - камнеопасно.

Перевал Танымас - древний путь на ледник Федченко.

В долине р. Танымас великолепные места для отдыха в карманах старых морен окружающих ледников. После долгого пребывания в ледниковой и снежной зоне здесь можно приятно и хорошо отдохнуть. На многочисленных полянках - заросли золотого корня, эдельвейсы. Маршрут через перевал не требует специальных знаний техники и, вопреки ожиданиям, оставил у группы приятные воспоминания.

Перевал Двойной - новый интересный перевал с лед. Наливкина на лед. Косиненко, пройденный нами. Уже на входе в цирк перевала преодолеваются две ступени ледопада, затем 400-м первальный взлет, который, очевидно, в июле-августе будет ледовым (у нас он был присыпан 20 см свежевыпавшего снега), что заставило нас вместе со спуском оценить перевал в 2Б к.с.

Перевал назван по одноименной вершине рядом с ним, а также из-за своего положения - восточный склон перевала выводит прямо на верхнее плато лед. Ю. Кыз-Курган и далее без набора высоты на седловину пер. Косиненко, т.е. позволяет спускаться в двух направлениях - на лед. Косиненко и на лед.Ю. Кыз-Курган, хотя интерес представляет только вариант спуска на север.

Из цирка пер. Двойной можно пройти еще один перевал 3А к. с.непосредственно на лед. Косиненко. Для его прохождения необходимо переодолеть около 600 м льда с юга и 1,5-2-километровый снежно-ледовый гребень на севере. Перевал можно пройти из спортивного интереса.

Описания спуска с пер. Косиненко на север в библиотеке МГЦТК оставляют ожидать лучшего. Рекомендации к прохождению: сразу после спуска с седловины пересечь плато и выйти на гребень левого борта ледника, разделяющий истоки ледника Косиненко и далее по гребню до первого удобного спуска влево в ледопад пер. Наливкина; по пологому ледопаду спуститься на лед. Косиненко. В нашем же варианте нужно было пройти по гребню в обратном направлении; обман зрения, не позволивший правильно оценить протяженность данного участка, привел к спуску по 290 метровому крутому склону - эта часть спуска не является оптимальной и не учитывалась при оценке сложности пер. Двойной.

Разведка перемычки на лед. Улугбека (лед.N%4). На этот перевал у нас не было избытка материалов по восточному склону перевала - единственный снимок с пер. Черноморец, сделанный в 1985 г. На снимке просматривалась система снежно-ледовых кулуаров, позволяющая выйти на гребень. На деле оказалось, что на фото накладывались друг на друга несколько разных склонов. Карнизы, открывшиеся нам на подходах к притоку лед. Косиненко, заставили нас отказаться от подъема в цирк и провести предварительную разведку. Открывшаяся нам картина заставила отказаться от первопрохождения, особенно после рассмотрения склонов в подзорную трубу. После этого нам оставалось спустится на лед. Федченко и через пер. Кашал-Аяк уйти домой.

Маршрут спуска на лед. Федченко не безопасен - со склонов правого берега реки возможен камнепад на участке 300-400 метров, следы которого мы видели по дороге. Возможно это были последствия землетрясения, которого мы не почувствовали. Во время ночевки на лед. Косиненко всю ночь трещал ледник и слышались обвалы, а потом по дороге мы наблюдали результаты ночного грохота - свежие обвалы сераков на леднике, обвалившийся огромный кусок языка ледника и остатки огромных мраморных блоков по правому берегу, перекрывающие весь берег.

Маршрут не был пройден до конца, и поэтому конец маршрута оказался несколько смазанным. Тем не менее группа испытала полное удовлетворение от пройденного.