|
Центральный Алтай, 1999
ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ г.ЕКАТЕРИНБУРГА
КЛУБ ТУРИСТОВ "КЕДР"
ОТЧЕТ
о горном путешествии пятой категории сложности
по Центральному Алтаю,
совершенном с 25 июля по 22 августа 1999 года
Маршрутная книжка: N20/99
Руководитель: Голубин В.А.
Адрес руководителя: 624130
г.Новоуральск Свердловской области
21мкр., дом 6, кв.78.
Тренер: Бутырин А.Б.
г.Новоуральск, 1999 г.
Исходный вариант отчета находится на
сайте Новоуральского клуба туристов
СОДЕРЖАНИЕ
- 1. Справочные данные о маршруте
- 2. Состав команды
- 3. Сведения о районе маршрута
- 4. Организация мероприятия
- 5. График движения. Схема маршрута. Перечень перевалов и других объектов
- 6. Техническое описание маршрута
- 6.1. Перевал Делоне (2Б, 3400)
- 6.2. Перевал 50 лет КПСС (2А*, 3200)
- 6.3. Перевал Крепость (2Б, 3050)
- 6.4. Перевал Большое Берельское седло (3А, 3520)
- 6.5. Перевал ТКТ (3А, 4115)
- 6.6. Перевал Любимых жен (сев.вариант пер. Шукшина, 2А, 4370), Вершина Белуха Западная (4400, 3А, альп.)
- 6.7. Перевал ХХ-летия Октября (3А, 4178)
- 7. Материальное обеспечение
- 7.1. Снаряжение личное общепоходное
- 7.2. Снаряжение личное специальное
- 7.3. Снаряжение командное общепоходное
- 7.4. Снаряжение командное специальное
- 7.5. Продукты питания
- 7.6. Весовые характеристики груза
- 8. Смета расходов
- 9. Литература
1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О МАРШРУТЕ
Район: Центральный Алтай, Катунский хребет.
Маршрут: п. Тюнгур - р. Аккем - пер. Делоне
(2Б, 3400) - пер. 50 лет КПСС (2А*, 3200) - пер.
Крепость (2Б, 3050) - пер. Большое Берельское седло (3А, 3520) -
пер. ТКТ (3А, 4115) - пер. Любимых жен (сев. вариант пер. Шукшина,
2А, 4370), в. Белуха Зап. (4400, 3А, альп.) - пер. ХХ-летия Октября
(3А, 4178) - р. Кучерла - п. Тюнгур.
Протяженность маршрута: 167,2 км.
Продолжительность мероприятия на активной части
маршрута: 23 дня, из них 6 дневок.
Время проведения мероприятия: с 25 июля по
22августа 1999 г.
Вид туризма: горный
Категория сложности: пятая
Маршрут рассмотрен: зональной МКК г.Екатеринбурга
Маршрутная книжка: N 20/99
Полномочия МКК, рассмотревшей маршрут:166-00-56665550
2. СОСТАВ КОМАНДЫ
N |
Ф. И. О. |
Г.р. |
Обязанности |
Спортивный опыт |
1. |
Голубин Владимир Анатольевич |
1968 |
руководитель |
5ГР С.Тянь-Шань 1998г. |
2. |
Талапин Евгений Васильевич |
1952 |
ремонтник |
5ГУ С.Тянь-Шань 1998г. |
3. |
Отавин Николай Александрович |
1948 |
отв. за примусное х-во |
5ГУ Центр. Алтай 1995г. |
4. |
Мельников Алексей Владимирович |
1975 |
завхоз |
5ГУ С.Тянь-Шань 1998г. |
5. |
Трамтаев Денис Андреевич |
1975 |
фотограф |
5ГУ С.Тянь-Шань 1998г. |
6. |
Бутырин Александр Борисович |
1961 |
отв. за снаряжение |
5ГР С.Тянь-Шань 1996г. |
3. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ МАРШРУТА
Катунский хребет, самый высокий из хребтов Алтая, получил свое
название по р.Катунь, берущей свое начало с его южных склонов. Катунь
как бы охватывает хребет с юга, запада и севера. Восточной границей
хребта служит приток Катуни - Аргут. Хребет протянулся с запада на
восток более чем на 150 км при ширине до 60 км и на всем протяжении не
снижается ниже 2600 м, достигая высоты 4506 м в массиве Белухи. В
Катунском хребте выражено три узла оледенения: Западно-Катунский,
массив Белухи и Восточно-Катунский. И сообразно этому хребет принято
делить на три части: западную, центральную и восточную, с границами по
Верхнему и Нижнему Курагану и Кулагашу-Орочагану.
Западная часть хребта, которую условно можно назвать Мультинской,
простирается примерно на 50 км, с трех сторон она ограничена излученой
верхней Катуни, которая и принимает в себя все водотоки этого участка
хребта. Отроги всех направлений стыкуются в районе Мультинских озер,
образуя запутанный орографический узел с очень сложной ориентировкой.
Отсюда главная водораздельная линия уходит почти на юг, а затем
поворачивает строго на восток.
Мультинский узел имеет средние высоты около 3000 м (высшая точка -
3208 м). Здесь насчитывается около 150 ледников с площадью оледенения
около 80 км2. Эти ледники питают многочисленные притоки
Катуни, веером стекающие с хребта на юг, запад и север. Западная часть
Мультинского узла весьма доступна, верховья рек здесь сравнительно
легко проходимы и во многих местах соединяются тропами, большинство
перевалов некатегорировано.
Центральная и восточная часть этого узла без специального
снаряжения и горной подготовки недоступны. В настоящее время здесь
известно более 50 перевалов. Определяющие перевалы - 1Б и 2А к.т.,
наиболее серьезные - 2Б к.т.
Великолепие Мультинских, Осиновских, Хазинихинских и Тальменьего
озер, несложные подъезды и умеренно сложные подходы выделяют западную
часть Катунского хребта в самостоятельный туристский район для летних
походов I- III категорий, а зимой и до IV к.с.
Начиная от верховьев Верхнего и Нижнего Курагана хребет повышается
и примерно через 25 км достигает в массиве Белухи своего максимума -
4506 м. Здесь почти на 15-километровом участке высоты не опускаются
ниже 4000 м, здесь же главный узел оледенения Катунского хребта и его
самые мощные ледники - Сапожникова, Радзевича, братьев Троновых,
Берельские. На этом 40-километровом участке хребет имеет три
значительных ответвления на север: Кучерлинско-Кураганское,
Кучерлинско-Аккемское и Аккемско-Аргутское, которые тоже несут
значительное оледенение. В центральной части хребта сосредоточено
около 170 ледников площадью около 150 км2. С них начинаются
многочисленные притоки Катуни и Берели, на реках нередки красивые
водопады. Известны водопады на реках Тигеек, Текелю, Куркуре,
Б.Кокколь и ручье Россыпном, самые крупные из них - до 40-60 м.
В главном водоразделе, имеющем здесь почти широтное направление, в
настоящее время известно около 25 перевалов и их связок, в том числе и
имеющих высшую категорию трудности - 3Б. В боковых отрогах
категорированы перевалы от 1А-1Б до 3А к.т.
Долины рек центрального участка хребта почти все имеют неплохие
тропы, что облегчает подходы к перевалам. Все это делает район
пригодным для горных путешествий любой категории сложности.
На последнем 20-километровом отрезке главного хребта разместился
третий узел оледенения - Кулагашский. Максимальная высота хребта здесь
- 3883 м. В узле насчитывается более 70 ледников площадью свыше 40
км2. В этой части хребта - перевалы от 1Б до 3А к.т., троп
меньше и они хуже, подъезды менее удобны. Как самостоятельный
туристский район восточная часть хребта обычно не используется.
Маршруты чаще всего сквозные - с прохождением перевалов центрального
участка Катунского хребта либо в совокупности с Южно-Чуйским хребтом.
Снеговая линия Катунского хребта повышается с запада на восток с
2500 до 2900 м на северной стороне и с 2700 до 3100 м на южной. Языки
долинных ледников спускаются до 2000-2200 м. Северные склоны более
залесенные. Возможны туристские маршруты без использования
искусственного топлива. Без примусов трудно обойтись в районе массива
Белухи, где ночевки в снежно-ледовой зоне неминуемы.
Наиболее удобны подъезды к Катунскому хребту с севера. Традиционные
пункты начала и конца маршрутов - селения Тюнгур, Катанда, Мульта,
связанные автобусным сообщением через Усть-Коксу с Горно-Алтайском.
Усть-Кокса также связана авиалиниями с Горно-Алтайском, Бийском и
Барнаулом. Недавно построена новая дорога, соединившая Усть-Коксу с
Лениногорском, на которой можно воспользоваться попутным
автотранспортом. Возможны также подъезды со стороны Казахстана
(селения Урыль, Рахмановские ключи) и из долины Аргута со стороны его
верховьев. Отметим, что в последних случаях требуется оформление
специальных пропусков по месту жительства.
Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов
высокогорных районов СССР/ Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990.
- 576с. (Б-чка самодеятельного туриста). С. 543-547.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Команда была сформирована на базе горной секции с/к "Кедр"
г.Новоуральска. Члены команды хорошо знают друг друга по тренировкам и
предыдущим мероприятиям, так что проблемы психологической
совместимости и слаженности в работе на маршруте практически не
стояли. Предпоходная подготовка включала в себя индивидуальные и
командные тренировки по общефизической и специальной подготовке, а так
же участие в соревнованиях различного уровня по туристскому
многоборью.
Основная часть заявленного маршрута выглядела
следующим образом: пер. Делоне (2Б, 3400) - пер. Тронова (3А, 3800)
- пер. Большое Берельское седло (3А, 3520) - пер. Белухинский (2Б,
4506) - пер. Шукшина (2Б, 4370) - пер. ХХ-летия Октября (3А, 4178).
Все изменения заявленного маршрута и увеличение количества дней на
маршруте связаны с непогодой и соответствуют заявленным запасным
вариантам. Вместо пер. Тронова (3А, 3800) были пройдены перевалы 50
лет КПСС (2А*, 3200) и Крепость (2Б, 3050), вместо пер.
Белухинский (2Б, 4506) - пер. ТКТ (3А, 4115). Таким образом пройденный
маршрут выглядит таким, каким он представлен в разделе 1. "Справочные
данные о маршруте".
5. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Дни пути |
Дата |
Участок дневного перехода |
км |
Способ передв. |
Ходовое время (чистое), ч.,мин. |
Характер пути |
Метеоусловия |
|
25.07. |
г.Екатеринбург - г.Барнаул |
|
поезд |
|
|
|
|
26.07. |
г.Барнаул - г.Горно-Алтайск - п.Тюнгур |
|
автобус, автомашина |
|
|
|
1. |
27.07. |
п.Тюнгур - пер.Кузуяк (н/к) - р.Аккем |
16 |
пешком |
4ч.20м. |
дорога,тропа |
переменная обл., во второй половине дня дождь |
2. |
28.07. |
вдоль р.Аккем |
18,6 |
пешком |
5ч.10м. |
тропа |
солнечно |
3. |
29.07. |
р.Аккем-оз.Аккемское |
14 |
пешком |
3ч.50м. |
тропа |
солнечно |
4. |
30.07. |
лед.Аккемский - Томские стоянки |
12 |
пешком |
5ч. |
тропа,морена,ледник |
солнечно, во второй половине дня перем. облачность |
5. |
31.07. |
дневка, рад.выход под Аккемскую стену, под пер.Памяти Новокузнецких туристов |
4 |
пешком |
2ч. |
ледник |
солнечно, во второй половине дня перем. облачность |
6. |
1.08. |
дневка из-за непогоды |
- |
|
|
|
дождь, низкая облачн. |
7. |
2.08. |
дневка из-за непогоды |
- |
|
|
|
дождь, низкая облачн. |
8. |
3.08. |
пер.Делоне (2Б,3400) - верхнее плато лед.Менсу |
4,8 |
пешком |
3ч.40м. |
ледник |
солнечно, во второй половине дня дождь |
9. |
4.08. |
спуск на лед.Менсу, подход под пер Тронова (3А,3800) |
4.8 |
пешком |
4ч. |
скалы,ледник |
солнечно, во второй половине дня дождь |
10. |
5.08. |
дневка из-за непогоды |
- |
|
|
|
дождь,мокрый снег, +5oС |
11. |
6.08. |
пер.50 лет КПСС (2А*,3200) |
3,6 |
пешком |
2ч.50м. |
ледник |
перем.облачность, во второй половине дня мокрый снег |
12. |
7.08. |
дневка из-за непогоды |
- |
|
|
|
снегопад, до -11оС |
13.
|
8.08. |
пер.Крепость (2Б,3050) - лед.М.Берельский |
6,6 |
пешком |
6ч.20м. |
ледник, скалы, ледник, морена |
утром -12oC
|
14. |
9.08. |
лед.Б.Берельский - подход под пер.Б.Берельское седло |
8,4 |
пешком |
4ч.10м. |
морена,ледник, ледопад |
солнечно, во второй половине дня снег |
15. |
10.08. |
дневка из-за непогоды |
- |
|
|
|
мокрый снег, низкая облачность |
16. |
11.08. |
пер.Б.Берельское седло (3А,3520) |
2 |
пешком |
4ч. |
ледник, снежно-лед. склон, скалы |
снежная крупа, низкая облачность |
17. |
12.08. |
пер.ТКТ (3А,4115) |
2 |
пешком |
4ч. |
ледник, скалы |
перем.облачн., снег |
18. |
13.08. |
Центральное плато (4100) |
2,4 |
пешком |
5ч. |
ледопад,снежный склон |
переменная облачн., снег, -6oC |
19. |
14.08. |
пер.Любимых жен (2А,4370),
в.Белуха Зап. (4400,3А,альп.) |
6 |
пешком |
6ч.20м. |
снежно-лед. склон, скалы, ледник |
солнечно, утром и вечером -15оС |
20. |
15.08. |
пер.ХХ-летия Октября (3А, 4178), в. ХХ-летия Октября |
2,4 |
пешком |
6ч. |
ледник, скалы, ледник |
солнечно, до -12оС |
21. |
16.08. |
лед.Леонида-лед.Мюшту-Айры-р.Кони-Айры |
9,6 |
пешком |
6ч. |
ледник, бараньи лбы,
морена, тропа |
утром -6oC, перем. обл., кратковр.дожди |
22. |
17.08. |
оз.Кучерлинское-р.Кучерла |
35 |
пешком |
7ч.20м. |
тропа |
переменная облачн. |
23. |
18.08. |
р.Кучерла - п.Тюнгур - г.Горно-Алтайск |
15 |
пешком
автобус |
3ч. |
тропа, дорога |
солнечно, утром 0oC |
|
19.08. |
г.Горно-Алтайск |
|
|
|
|
|
|
20.08. |
г.Горно-Алтайск-г.Бийск
г.Бийск-г.Новосибирск |
|
автобус
поезд |
|
|
|
|
21- 22.08. |
г.Новосибирск-
г.Екатеринбург |
|
поезд |
|
|
|
ИТОГО: 167,2 км.
17 ходовых дней
1 дневка
5 дневок из-за непогоды
ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРЕВАЛОВ И ДРУГИХ
ОБЪЕКТОВ
N |
Наименование |
к.с. |
м. |
|
N |
Наименование |
к.с. |
м. |
1. |
КСП-Аккем |
|
|
40. |
в. Акоюк |
|
3670 |
2. |
г. Ярлу |
|
3370 |
41. |
в. Брони |
|
3291 |
3. |
Семинарский |
1Б |
3000 |
42. |
Студентов |
1А |
3000 |
4. |
Звездочка |
1Б |
2900 |
43. |
Высоцкого |
3Б |
3670 |
5. |
Новосибирцев |
2А |
3240 |
44. |
в. 50 лет КПСС |
|
3972 |
6. |
лед. Плоский |
|
|
45. |
Крепость |
2Б |
3050 |
7. |
Карачик |
1Б |
3000 |
46. |
Туристов |
1Б |
3300 |
8. |
Волга |
2А |
3280 |
47. |
50 лет КПСС |
2А* |
3200 |
9. |
Менсу |
1Б |
3190 |
48. |
Солнца |
1Б |
3000 |
10. |
Караоюк |
2Б |
3500 |
49. |
Веселый |
1Б |
3000 |
11. |
Надежды |
1А |
2870 |
50. |
Коккольский |
1Б |
2970 |
12. |
Дружба |
1Б |
3340 |
51. |
Олимпийский |
1Б |
3000 |
13. |
Делоне |
2Б |
3400 |
52. |
Цирк |
2А |
3000 |
14. |
Томские стоянки |
|
|
53. |
Титова |
2А |
3220 |
15. |
в. Делоне |
|
4070 |
54. |
Каратюрек |
1А |
3060 |
16. |
Аккемская стена |
3Б |
4100 |
55. |
Северная стена |
|
|
17. |
в. Западная Белуха |
|
|
56. |
СИП |
2А |
3600 |
18. |
Белухинский |
2Б |
4506 |
57. |
Аккем |
1Б |
3340 |
|
через в. Вост. Белуха |
|
|
58. |
Рига-Турист |
1Б |
2850 |
19. |
Шукшина |
2Б |
4370 |
59. |
Буревестник |
2А |
2900 |
20. |
Берельское Седло |
3А |
3520 |
60. |
Рижский |
н/к |
2600 |
21. |
стоянка Балкон |
|
|
61. |
Клюева |
2Б |
3500 |
22. |
ТКТ |
3А |
4115 |
62. |
Сурикова |
2Б |
3250 |
23. |
Катунский |
2Б |
3800 |
63. |
Капчальский В. |
1Б |
3210 |
24. |
Барнаульский |
3А |
3900 |
64. |
Капчальский З. |
2А |
3118 |
25. |
Крыленко |
2Б |
4200 |
65. |
Иолдо-Айры |
1А |
2850 |
26. |
в. Мюштуайры |
|
3750 |
66. |
Немыцкого З. |
1А |
2950 |
27. |
Вектор |
3Б |
4050 |
67. |
Немыцкого Ю. |
1А |
3050 |
28. |
Зап. фирновое плато |
|
|
68. |
Мрия |
2А |
3000 |
29. |
Памяти Новокузнецких
туристов |
3Б |
4050 |
69. |
Обской |
1А |
3100 |
30. |
Молодых
специалистов |
2Б |
3450 |
70. |
Кони-Айры |
2А |
3125 |
31. |
Корастылева |
1Б |
|
77. |
Текелюшка |
1А |
3100 |
32. |
в. ХХ-летия Октября |
|
4178 |
78. |
Ярлу-Боч |
н/к |
2800 |
33. |
ХХ-летия Октября |
3А |
4178 |
79. |
Сулу-Боч |
н/к |
2940 |
34. |
в. Рериха |
|
3492 |
80. |
Трудный |
2Б |
3150 |
35. |
Урусвати |
2Б |
3550 |
81. |
Кучерявый |
1Б |
3600 |
36. |
Рериха |
2Б |
3600 |
82. |
Динамо |
1А |
2860 |
37. |
Гималайский |
2Б |
3600 |
83. |
Тронова |
3А |
3800 |
38. |
Дивногорцев |
2А |
3420 |
84. |
р. Текелюшка |
|
|
39. |
Такмак |
2А |
3400 |
88. |
Иолдо-Айры Ц. |
1А |
2900 |
6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Техническое описание отражает прохождение только сложных
участков маршрута и разбито на следующие разделы:
- 6.1. Перевал Делоне (2Б, 3400).
- 6.2. Перевал 50 лет КПСС (2А*, 3200).
- 6.3. Перевал Крепость (2Б, 3050).
- 6.4. Перевал Большое Берельское седло (3А, 3520).
- 6.5. Перевал ТКТ (3А, 4115).
- 6.6. Перевал Любимых жен (сев. вариант пер. Шукшина, 2А, 4370), Вершина Белуха Западная (4400, 3А, альп.).
- 6.7. Перевал ХХ-летия Октября (3А, 4178).
Информация по другим участкам маршрута достаточно изложена в
разделе 5."График движения".
6.1. Перевал Делоне (2Б, 3400)
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта,
соединяет лед. Аккемский с лед. Менсу.
2. Характер перевала: со стороны лед. Аккемский - снежно-ледовый, с
лед. Менсу - скально-ледовый.
3. Описываемый участок: Томские стоянки - нижнее плато лед. Менсу.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6
шт., веревка основная 3х50 м., крючья ледовые 18 шт., расходные петли
3 шт.
N |
Участок |
Крутизна, град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
Томские стоянки - подход под перевал (фото 2). |
5-10 |
2700 |
1 ч. |
Ледник открытый, трещины не большие и их мало. |
2. |
Перевальный взлет - седловина (фото 3). |
до 45 |
300 |
1 ч. 50 м. |
Снежно-ледовый склон, бергшрунд преодолели по снежному мосту, далее ледовый склон.
Провесили 250 м. перил. Седловина снежная, вытяутая с запада на
восток, тур находится на разрушенных скалах в восточной
части. |
3. |
Спуск на верхнее плато лед. Менсу (фото 4). |
до 30 |
50 |
20 м. |
Снежный склон, спуск
в три такта. Далее по пологому леднику в обход простого ледопада
справа, до последних скал слева. |
4. |
Спуск на нижне плато лед. Менсу (фото 5). |
до 90 |
400 |
2 ч. |
Скалы, навешиваем
перила. Первая веревка вдоль ручья, вторая - по разрушенным скалам
до 600 с выходом на лед. Третья - по снежно-ледовому
склону до 50о. В нижней части- сильноразорванный
бергшрунд . Бергшрунд проходили, спускаясь по перилам в него (7 м.)
на снежную подушку с последующим подъемом ( 4 м.). Далее склон
выполаживается, ледопад обходится слева, прижимаясь к скалам (фото
6). |
6.2. Перевал 50 лет КПСС (2А*, 3200)
1. Перевал расположен в восточной части Катунского хребта,
соединяет лед. Менсу и лед. Куркуре.
2. Характер перевала: снежно-ледовый.
3. Описываемый участок: восточная ветвь лед. Менсу - лед. Куркуре.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6
шт., веревка основная 3х50 м., крючья ледовые 12 шт.
N |
Участок |
Крутизна, град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
Лед. Менсу (фото 7). |
5-10 |
2000 |
1 ч. |
Ледник закрытый.
Движение по правой (по ходу) части ледника. |
2. |
Перевальный взлет- седловина. (фото
8, 9) |
до 40 |
140 |
20
мин. |
В связках с
попеременной страховкой проходим бергшрунд по снежному мосту, далее
по ледовому склону. Седловина снежная, достаточно широкая, в
сторону лед. Куркуре нависает снежный карниз. Тур на скалах слева
по ходу. |
3. |
Спуск на лед. Куркуре
(фото 10). |
45 |
200 |
1ч. 40м. |
Снежно-ледовый склон.
Спуск в связках в три такта с попеременной страховкой, прижимаясь
влево к скалам. В нижней части спуска возможен выход чистого льда.
В этом случае лучше перейти на перильную тактику движения. Внизу -
сильно-разорванный бергшрунд, который преодолеваем по снежному
мосту под скалами слева. |
4. |
Подход
под пер.
Крепость (2Б, 3050) |
5-10 |
1000 |
30мин. |
Закрытый ледник. |
6.3. Перевал Крепость (2Б, 3050)
1.
Перевал расположен в восточной части Катунского хребта, соединяет
лед. Куркуре с лед. Малый Берельский.
2.
Характер перевала: скальный.
3.
Описываемый участок: лед. Куркуре - лед. Малый
Берельский.
4.
Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы (айсбайли) 6 шт.,
каски 6 шт., веревка основная 3х50м., крючья скальные 8 шт., крючья
ледовые 12 шт., петли расходные 3 шт.
N
|
Участок |
Крутизна, град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
Лед. Куркуре-бергшрунд (фото
11). |
до 40 |
400 |
1 ч. |
Снежный склон.
Бергшрунд сильно разорван, проходим без рюкзаков с попеременной
страховкой по ледовым "пробкам" к верхнему ледовому сбросу (фото
12), далее траверсом влево выходим на снежно-ледовую полку у
верхнего края бергшрунда. Вытягиваем рюкзаки и последнего
участника. |
2. |
Перевальный
взлет-седловина. |
до 60 |
200 |
2ч.30м. |
50 м. перил по
снежно-ледовому склону (фото 13). Далее 3х50 м. по скалам средней
сложности слева (по ходу) от слабовыраженного контрфорса. Первый -
без рюкзака. Седловина представляет из себя скальный разрушенный
гребень. |
3. |
Спуск с перевала-лед. Мал.
Берельский (фото 14, 15). |
до 90 |
200 |
1ч.30м. |
Начало спуска по
средней осыпи 50 м. крутизной до 30о. Далее вешаем
перила: 1-я веревка по осыпи, занесенной снегом, до 450;
2-3-я веревки по гладким скалам крутизной 60-900. Полки
для организации станций широкие и удобные. Перила вешались
наклонные, чтобы участники не находились друг под другом. Далее по
снежному склону в связках выходим на ледник. |
6.4. Перевал Большое Берельское седло (3А, 3520)
1.
Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет
лед. Большой Берельский с лед. Менсу.
2.
Характер перевала: снежно-ледовый, скальный.
3.
Описываемый участок: лед. Бол.Берельский - седловина
перевала.
4.
Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы (айсбайли) 6 шт.,
каски 6 шт., веревка основная 3х50м., крючья скальные 3 шт., крючья
ледовые 6 шт.
N |
Участок |
Крутизна, град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
Лед.Бол.Берельский(фото
16). |
5-10 |
5000 |
1ч.30м. |
Пологий открытый
ледник, трещины легко обходятся. |
2. |
Цирк
перевала Бол.
Берельское седло. |
до 60 |
1800 |
1ч.30м. |
Путь в цирк перевала начинается с
ледопада. Ледопад обходим вначале справа по ходу, прижимаясь под
самые скалы. Далее пересекаем ледопад, обходя трещины (фото 17), и
выходим к левым по ходу скалам на хорошую скально-осыпную полку,
которая выводит на верхнее поле ледника. Ледник закрытый, глубина
снега 30-40 см. |
3. |
Перевальный взлет-
седловина (фото 18). |
до 45 |
800 |
3ч.30м. |
Бергшрунд проходим по лавинному
конусу и сразу же выходим из лавино и камнеопасного снено-ледового
желоба вправо по ходу. Движение в три такта по снежно-ледовому
склону, выбирая путь между желобами. На отдельных участках движение
с попеременной страховкой. В верхней части подъема скалы,
занесенные снегом. Первый без рюкзака навешивает перила 50 м.
Скальную плиту 5 м., 70-80о проходим без рюкзаков, с
последующим их вытягиванием на полку. |
4. |
Седловина |
|
|
|
Седловина снежная, широкая,
изрезанная ледовыми изломами. Палатки поставили в снежной мульде
около скал справа. |
6.5. Перевал ТКТ (3А, 4115)
1.
Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет
лед. Менсу с лед. Катунский.
2.
Характер перевала: снежно-ледовый.
3.
Описываемый участок: седловина пер. Бол. Берельское седло -
верховья восточной ветви лед. Катунский под в.
Раздельная.
4.
Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6шт.,
веревка 3х50 м., крючья ледовые 2 шт., петля расходная 1
шт.
N |
Участок |
Крутизна,град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
|
1. |
Седловина
пер.Бол.
Берельское седло -
подход
под пер.ТКТ
(фото 20). |
до 30 |
1200 |
1ч.20м. |
Снежный склон, набор
высоты в обход трещин и ледовых изломов, глубина снега 30-40
см. |
2. |
Перевальный взлет-
седловина. |
до 50 |
100 |
20мин. |
Бергшрунд проходим по снежному мосту в правой
(по ходу)
части перевального взлета. Движение с
индивидуальной
страховкой. Седловина
перевала представляет собой скально-снежно-ледовый гребень. Тур на
скалах слева. |
3. |
Спуск с седловины
перевала. |
50 |
130 |
40мин. |
Cпуск с перевала
проходил в левой части седловины для того, чтобы обойти сильный
разлом бергшрунда внизу. Провесили 100 м. перил: 1-я веревка-по
занесенным снегом скалам; 2-я веревка-по ледовому склону, конец
веревки прошел бергшунд. Далее склон
выполаживается. |
4. |
Спуск под в.
Раздельная. |
до 45 |
1000 |
40мин. |
Снежный склон вначале
пологий, затем до 45о. В верхней правой части спуска и
нижней левой-ледопадные участки. Движение в связках по центру, по
снежным мостам, в обход разломов. |
6.6. Перевал Любимых жен (северный вариант пер.
Шукшина, 2А, 4370). Вершина Белуха Западная (4400, 3А, альп.)
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского
хребта, соединяет Центральное и Западное плато.
2.
Характер перевала: с востока - снежно-ледовый, с запада -
скально-ледовый.
3.
Описываемый участок: верховья лед. Катунский под в. Раздельная -
Западное плато.
4.
Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6 шт.,
веревка основная 3х50 м., крючья ледовые 12 шт., петли расходные 3
шт.
N |
Участок |
Крутизна,град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
Верховья лед.Катун-ский под
в.Раздель-ная-Центр.плато. |
до
45 |
3000 |
5ч. |
Снежный склон, трещины большие, хорошо
просматриваются, обходятся или проходятся по мостам. Глубина снега
более полуметра, из-за этого движение первого участника без
рюкзака. Выходя на Центр.
плато, двигаемся вдоль Зап.Белухи к
сев. краю плато. |
2. |
Сев. край Центрального плато-седловина
перевала
(фото 21). |
до
60 |
800 |
2ч.20м. |
До
бергшрунда снежный склон,
бергшрунд засыпан,
далее снежно-ледовый склон. Движение в связках. Последние 50 м.
подъема на гребень по перилам. Выход по гребню на седловину с
одновременной страховкой (фото 22). |
3. |
Седловина
перевала - в.Белуха Зап.
(радиально). |
до
40 |
400 |
30мин. |
Движение по снежному
гребню через седловину пер.Шукшина в связках с одновременной
страховкой. Тура на вершине нет. Спуск по пути
подъема. |
4. |
Спуск с перевала (фото
23). |
до
60 |
300 |
1ч.30м. |
В начале 100 м. перил по скалам, далее 100 м. перил
по ледовому склону крутизной до 50о, потом склон
выполаживается. |
5. |
Западное
плато
(фото 24) |
до
35 |
3000 |
1ч.40м. |
Западное плато можно разделить на верхнюю (стол) и
ниж- нюю часть. За 40 мин. пересек-ли стол и начали спуск с
попе-ременной страховкой, прижимаясь к правому (по ходу) краю
Западного плато. Из-за плохой видимости спуск продолжили не по
оптимальному пути, обходя ледовый сброс слева. Логичнее двигаться
вдоль правого края (в разумных пределах) Зап. плато. |
6.7. Перевал ХХ-летия Октября (3А, 4178)
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта,
соединяет Западное плато с лед. Мюшту-Айры и Леонида через вершину
ХХ-летия Октября.
2. Характер перевала: со стороны Западного плато - снежно-ледовый,
с лед. Мюшту-Айры, Леонида - скально-ледовый.
3. Описываемый участок: Западное плато - лед. Леонида.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар., ледорубы 6 шт., каски 6
шт., веревка основная 3х50м., крючья ледовые 20 шт., крючья скальные 4
шт., петли расходные 3 шт.
N |
Участок |
Крутизна, град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
Западное
плато-
в.ХХ-летия Октября
(Карона
Алтая)
(фото 25, 26). |
до 40 |
1200 |
1ч.10м. |
Пересекаем снежное
плато, подходим под склон. По склону за 15 мин. выходим на гребень.
Оставляем рюкзаки и по снежно-ледовому гребню за 15 мин. выходим на
вершину (фото 27). |
2. |
Спуск с
перевала до фирновой террасы
(фото 28, 29). |
до 70 |
600 |
4ч. |
Спуск в
сторону лед. Леонида
начали из-под
вершины, практически с места выхода на гребень. Повесили 10 веревок
перил. Первые 4 веревки вдоль гранитных скал с натечным льдом,
остальные веревки - по ледовому склону крутизной до 60о.
Бергшрунд засыпан, после бергшрунда склон
выполаживается. |
3. |
Фирновая
терраса -
лед. Леонида (фото 30). |
до 45 |
1800 |
1ч.40м. |
По террасе двигаемся влево вдоль склона. Вначале
полого, затем крутизна увеличивается до 45о, по перилам
(50 м.) спускаемся на нижнюю часть террасы. Прижимаемся вправо и по
снежно-ледовому склону в связках с попеременной страховкой, обходя
трещины спускаемся прижимаясь к правой части склона. В нижней части
склона сходим с ледника и спускаемся по кулуару между ледником и
скалами справа, выходим на бараньи лбы. Траверсируя влево
нависающий
язык ледника (50 м.
наклонных перил) выходим на среднюю и крупную осыпь по которой
спускаемся на лед. Леонида (фото 31). |
7. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
7.1. Снаряжение личное общепоходное
N |
Наименование |
Количество, шт. |
Вес, кг. |
1. |
Рюкзак |
1 |
1,8 |
2. |
Коврик |
1 |
0,3 |
3. |
Спальный мешок |
1 |
2,0 |
4. |
Куртка пуховая |
1 |
1,2 |
5. |
Штормовой костюм (анарака,
брюки) |
1 комплект |
0,5 |
6. |
Костюм спортивный |
1 комплект |
0,8 |
7. |
Свитер |
1 |
0,7 |
8. |
Рубашка с длинными
рукавами |
2 |
0,2 |
9. |
Футболка с короткими
рукавами |
1 |
0,1 |
10. |
Шапочка шерстяная |
1 |
0,1 |
11. |
Панама от солнца |
1 |
0,1 |
12. |
Плавки повседневные |
3 |
0,3 |
13. |
Плавки купальные |
1 |
0,1 |
14. |
Перчатки а) утепленные
б) х/б |
1
2 |
0,2
0,2 |
15. |
Накидка от дождя |
1 |
0,3 |
16. |
Ботинки |
1 пара |
2,7 |
17. |
Фонарики для ботинок |
1 пара |
0,2 |
18. |
Кроссовки |
1 пара |
0,7 |
19. |
Носки
а) шерстяные
б)
х/б
в) полушерстяные |
2
пары
3
пары
3 пары |
0,9 |
20. |
Туалетные
принадлежности |
1 комплект |
0,2 |
21. |
Посуда, нож |
1 комплект |
0,4 |
22. |
Индивидуальный пакет |
1 комплект |
0,2 |
23. |
Спички в герметичной
упаковке |
2 |
0,1 |
24. |
Туалетная бумага |
1 рулон |
0,1 |
25. |
Записная книжка, ручка |
1 комплект |
0,1 |
26. |
Носовой платок |
2 |
0,1 |
27. |
Фляжка |
1 |
0,1 |
28. |
Мешок для заброски |
1 |
0,2 |
|
|
ИТОГО: |
|
14,9 |
|
Из них в рюкзаке было
примерно: |
|
10,0 |
7.2. Снаряжение личное специальное
N |
Наименование |
Количество, шт. |
Вес, кг. |
1. |
Система
страховочная |
1 комплект |
1,0 |
2. |
Карабины
альпинистские |
6 |
0,6 |
3. |
Пруссик для
самостраховки |
1 |
0,2 |
4. |
Рукавицы
брезентовые |
1 пара |
0,2 |
5. |
Каска |
1 |
0,2 |
6. |
Ледоруб
(айсбайль) |
1 |
1,0 |
7. |
Ледовые
крючья |
3 |
0,3 |
8. |
Ледовый крюк
расходный |
1 |
0,1 |
9. |
Кошки |
1 пара |
1,0 |
10. |
Спусковое
устройство |
1 |
0,1 |
11. |
Палки
телескопические |
1 пара |
0,7 |
12. |
Жумар |
1 |
0,1 |
13. |
Очки
солнцезащитные |
1 |
0,2 |
|
|
ИТОГО: |
|
5,7 |
7.3. Снаряжение командное общепоходное
N |
Наименование |
Количество, шт. |
Вес, кг. |
1. |
Палатка |
2 |
6,4 |
2. |
Тент |
2 |
3,4 |
3. |
Примус
"Турист" |
2 |
1,8 |
4. |
Бензин А-76 в
пластиковых бутылках |
10
литров |
7,4 |
5. |
Стеклоткань |
1 |
0,3 |
6. |
Лопата
снежная |
1 |
0,6 |
7. |
Сухое
горючее |
2
упаковки |
0,2 |
8. |
Котлы (5,5 л., 7,5
л.) |
1
комплект |
2,1 |
9. |
Поварежка |
1 |
0,1 |
10. |
Свечи |
1 |
0,1 |
11. |
Фонарик |
2 |
0,4 |
12. |
Компас |
1 |
0,05 |
13. |
Термометр |
1 |
0,05 |
14. |
Фотоаппарат с
пленками |
2
комплекта |
1,5 |
15. |
Документы |
1
комплект |
0,6 |
16. |
Аптека |
1
комплект |
1,6 |
17. |
Ремнабор |
1
комплект |
1,8 |
|
|
ИТОГО: |
|
28,4 |
7.4. Снаряжение командное специальное
N |
Наименование |
Количество, шт. |
Вес, кг. |
|
1. |
Веревка основная 50 м. |
3 |
10,0 |
2. |
Веревка расходная |
19 метров |
1,3 |
3. |
Крючья
скальные |
12 |
0,9 |
|
|
ИТОГО: |
|
12,2 |
7.5. Продукты питания
Продукты питания были разделены на две категории:
общественные продукты и личные продукты.
Общественные продукты обеспечивали трехразовое
горячее питание. В перечень общественных продуктов входил
стандартный набор круп, мучных изделий, специй, тушонка, бульоны,
масло топленое, чай, какао, кофе, компот из расчета 310 гр. на
человека в день. Общий вес общественных продуктов составил 37,2
кг.
Личные продукты обеспечивали личные потребности
каждого участника в перекусах, сладостях и деликатесах.Примерный
перечень личных продуктов представлен в таблице:
N |
Наименование |
Вес, кг. |
1. |
Сухари |
1,0 |
2. |
Печенье |
1,0 |
3. |
Колбаса копченая |
1,0 |
4. |
Сало |
0,5 |
5. |
Сахар |
1,0 |
6. |
Конфеты |
1,5 |
7. |
Сыр |
0,5 |
8. |
Сухие напитки |
0,3 |
|
|
ИТОГО: |
6,8 |
Таким образом общий вес продуктов составлял 76,2кг.,
т.е. 668 гр. на человека в день.
7.6. Весовые характеристики груза
N |
Наименование |
На 1 чел.,
кг. |
На 6 чел., кг. |
|
1. |
Снаряжение личное
общепоходное |
10,0 |
60,0 |
2. |
Снаряжение личное
специальное |
5,7 |
34,2 |
3. |
Снаряжение командное
общепоходное |
4,7 |
28,4 |
4. |
Снаряжение
командное специальное |
2,0 |
12,2 |
5. |
Продукты общественные |
5,9 |
35,4 |
6. |
Продукты личные |
6,8 |
40,8 |
|
|
ИТОГО: |
35,1 |
211,0 |
8. СМЕТА РАСХОДОВ
N |
Наименование |
На 1 чел., руб. |
На 6 чел., руб. |
1. |
Транспортные
расходы |
|
|
1.1. |
г.Новоуральск-г.Екатеринбург |
|
|
|
электропоезд |
9,2 |
55,2 |
1.2. |
г.Екатеринбург-г.Барнаул |
|
|
|
поезд N36 "Алтай"
Москва-Барнаул |
480,3 |
2881,8 |
1.3. |
г.Барнаул-г.Горно-Алтайск |
|
|
|
автобус |
73,0 |
438,0 |
|
багаж |
14,6 |
87,6 |
1.4. |
г.Горно-Алтайск-п.Тюнгур |
|
|
|
такси |
375,0 |
2250,0 |
1.5. |
п.Тюнгур-г.Горно-Алтайск |
|
|
|
автобус |
170,0 |
1020,0 |
1.6. |
г.Горно-Алтайск-г.Бийск |
|
|
|
автобус |
29,0 |
174,0 |
|
багаж |
6,0 |
36,0 |
1.7. |
г.Бийск-г.Новосибирск |
|
|
|
поезд N602 |
63,4 |
380,4 |
1.8. |
г.Новосибирск-г.Екатеринбург |
|
|
|
поезд N55
Красноярск-Москва |
196,4 |
1178,4 |
1.9. |
г.Екатеринбург-г.Новоуральск |
|
|
|
электропоезд |
9,2 |
55,2 |
2. |
Питание (22 руб. x 29
дн.)
| 638,0 |
3828,0 |
3. |
Проживание |
|
|
3.1. |
На базе "Высотник"(10 р. х 1
день) |
10,0 |
60,0 |
3.2. |
На базе в
Горно-Алтайске(25р.х2дн) |
50,0 |
300,0 |
|
|
ИТОГО: |
2124,1 |
12744,6 |
9. ЛИТЕРАТУРА
1. Высокогорные перевалы: Перечень
классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. Сост.
Л.Б.Директор. -М.: Профиздат, 1990.
2. Высокогорные перевалы: Дополнения и изменения к
перечню классифицированных перевалов высокогорных районов СССР.
Сост. Л.Б. Директор, А.В.Джулий. -М.: Рекламно-информационное бюро
"Турист", 1992.
3. Классификация маршрутов на горные вершины. -М.:
Издатель И.В. Балабанов. 1999.
4. Отчет о горном путешествии 5 к.с. по Центральному
Алтаю. Рук. Ю.В.Коржавин, Свердловск, 1984. (N 1846 биб-ки ТСС
Екатеринбурга).
5. Спортивный туризм. 1995.- N 2.- с. 9, Б. Сорин.
Траверс массива Белухи в лыжном походе.
6.
Вольный ветер. 1999.-N 37. К. Бекетов. Алтай: две горы.
7. Отчет о горном путешествии 3 к.с. по Центральному
Алтаю. Рук. А.Б.Бутырин, Свердловск-44, 1993.
8. Отчет о горном путешествии 5 к.с. по
Центральному Алтаю.
Рук.
А.Б.Бутырин, Новоуральск, 1995.
Комментарии: |
Ваш комментарий: |
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].
|
|