Исходный вариант отчета находится на сайте Новоуральского клуба туристов
Район: Центральный Алтай, Катунский хребет.
Маршрут: п. Тюнгур - р. Аккем - пер. Делоне (2Б, 3400) - пер. 50 лет КПСС (2А*, 3200) - пер. Крепость (2Б, 3050) - пер. Большое Берельское седло (3А, 3520) - пер. ТКТ (3А, 4115) - пер. Любимых жен (сев. вариант пер. Шукшина, 2А, 4370), в. Белуха Зап. (4400, 3А, альп.) - пер. ХХ-летия Октября (3А, 4178) - р. Кучерла - п. Тюнгур.
Протяженность маршрута: 167,2 км.
Продолжительность мероприятия на активной части маршрута: 23 дня, из них 6 дневок.
Время проведения мероприятия: с 25 июля по 22августа 1999 г.
Вид туризма: горный
Категория сложности: пятая
Маршрут рассмотрен: зональной МКК г.Екатеринбурга
Маршрутная книжка: N 20/99
Полномочия МКК, рассмотревшей маршрут:166-00-56665550
2. СОСТАВ КОМАНДЫ
N | Ф. И. О. | Г.р. | Обязанности | Спортивный опыт |
1. | Голубин Владимир Анатольевич | 1968 | руководитель | 5ГР С.Тянь-Шань 1998г. |
2. | Талапин Евгений Васильевич | 1952 | ремонтник | 5ГУ С.Тянь-Шань 1998г. |
3. | Отавин Николай Александрович | 1948 | отв. за примусное х-во | 5ГУ Центр. Алтай 1995г. |
4. | Мельников Алексей Владимирович | 1975 | завхоз | 5ГУ С.Тянь-Шань 1998г. |
5. | Трамтаев Денис Андреевич | 1975 | фотограф | 5ГУ С.Тянь-Шань 1998г. |
6. | Бутырин Александр Борисович | 1961 | отв. за снаряжение | 5ГР С.Тянь-Шань 1996г. |
Катунский хребет, самый высокий из хребтов Алтая, получил свое название по р.Катунь, берущей свое начало с его южных склонов. Катунь как бы охватывает хребет с юга, запада и севера. Восточной границей хребта служит приток Катуни - Аргут. Хребет протянулся с запада на восток более чем на 150 км при ширине до 60 км и на всем протяжении не снижается ниже 2600 м, достигая высоты 4506 м в массиве Белухи. В Катунском хребте выражено три узла оледенения: Западно-Катунский, массив Белухи и Восточно-Катунский. И сообразно этому хребет принято делить на три части: западную, центральную и восточную, с границами по Верхнему и Нижнему Курагану и Кулагашу-Орочагану.
Западная часть хребта, которую условно можно назвать Мультинской, простирается примерно на 50 км, с трех сторон она ограничена излученой верхней Катуни, которая и принимает в себя все водотоки этого участка хребта. Отроги всех направлений стыкуются в районе Мультинских озер, образуя запутанный орографический узел с очень сложной ориентировкой. Отсюда главная водораздельная линия уходит почти на юг, а затем поворачивает строго на восток.
Мультинский узел имеет средние высоты около 3000 м (высшая точка - 3208 м). Здесь насчитывается около 150 ледников с площадью оледенения около 80 км2. Эти ледники питают многочисленные притоки Катуни, веером стекающие с хребта на юг, запад и север. Западная часть Мультинского узла весьма доступна, верховья рек здесь сравнительно легко проходимы и во многих местах соединяются тропами, большинство перевалов некатегорировано.
Центральная и восточная часть этого узла без специального снаряжения и горной подготовки недоступны. В настоящее время здесь известно более 50 перевалов. Определяющие перевалы - 1Б и 2А к.т., наиболее серьезные - 2Б к.т.
Великолепие Мультинских, Осиновских, Хазинихинских и Тальменьего озер, несложные подъезды и умеренно сложные подходы выделяют западную часть Катунского хребта в самостоятельный туристский район для летних походов I- III категорий, а зимой и до IV к.с.
Начиная от верховьев Верхнего и Нижнего Курагана хребет повышается и примерно через 25 км достигает в массиве Белухи своего максимума - 4506 м. Здесь почти на 15-километровом участке высоты не опускаются ниже 4000 м, здесь же главный узел оледенения Катунского хребта и его самые мощные ледники - Сапожникова, Радзевича, братьев Троновых, Берельские. На этом 40-километровом участке хребет имеет три значительных ответвления на север: Кучерлинско-Кураганское, Кучерлинско-Аккемское и Аккемско-Аргутское, которые тоже несут значительное оледенение. В центральной части хребта сосредоточено около 170 ледников площадью около 150 км2. С них начинаются многочисленные притоки Катуни и Берели, на реках нередки красивые водопады. Известны водопады на реках Тигеек, Текелю, Куркуре, Б.Кокколь и ручье Россыпном, самые крупные из них - до 40-60 м.
В главном водоразделе, имеющем здесь почти широтное направление, в настоящее время известно около 25 перевалов и их связок, в том числе и имеющих высшую категорию трудности - 3Б. В боковых отрогах категорированы перевалы от 1А-1Б до 3А к.т.
Долины рек центрального участка хребта почти все имеют неплохие тропы, что облегчает подходы к перевалам. Все это делает район пригодным для горных путешествий любой категории сложности.
На последнем 20-километровом отрезке главного хребта разместился третий узел оледенения - Кулагашский. Максимальная высота хребта здесь - 3883 м. В узле насчитывается более 70 ледников площадью свыше 40 км2. В этой части хребта - перевалы от 1Б до 3А к.т., троп меньше и они хуже, подъезды менее удобны. Как самостоятельный туристский район восточная часть хребта обычно не используется. Маршруты чаще всего сквозные - с прохождением перевалов центрального участка Катунского хребта либо в совокупности с Южно-Чуйским хребтом.
Снеговая линия Катунского хребта повышается с запада на восток с 2500 до 2900 м на северной стороне и с 2700 до 3100 м на южной. Языки долинных ледников спускаются до 2000-2200 м. Северные склоны более залесенные. Возможны туристские маршруты без использования искусственного топлива. Без примусов трудно обойтись в районе массива Белухи, где ночевки в снежно-ледовой зоне неминуемы.
Наиболее удобны подъезды к Катунскому хребту с севера. Традиционные пункты начала и конца маршрутов - селения Тюнгур, Катанда, Мульта, связанные автобусным сообщением через Усть-Коксу с Горно-Алтайском. Усть-Кокса также связана авиалиниями с Горно-Алтайском, Бийском и Барнаулом. Недавно построена новая дорога, соединившая Усть-Коксу с Лениногорском, на которой можно воспользоваться попутным автотранспортом. Возможны также подъезды со стороны Казахстана (селения Урыль, Рахмановские ключи) и из долины Аргута со стороны его верховьев. Отметим, что в последних случаях требуется оформление специальных пропусков по месту жительства.
Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР/ Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990. - 576с. (Б-чка самодеятельного туриста). С. 543-547.
Команда была сформирована на базе горной секции с/к "Кедр" г.Новоуральска. Члены команды хорошо знают друг друга по тренировкам и предыдущим мероприятиям, так что проблемы психологической совместимости и слаженности в работе на маршруте практически не стояли. Предпоходная подготовка включала в себя индивидуальные и командные тренировки по общефизической и специальной подготовке, а так же участие в соревнованиях различного уровня по туристскому многоборью.
Основная часть заявленного маршрута выглядела
следующим образом: пер. Делоне (2Б, 3400) - пер. Тронова (3А, 3800)
- пер. Большое Берельское седло (3А, 3520) - пер. Белухинский (2Б,
4506) - пер. Шукшина (2Б, 4370) - пер. ХХ-летия Октября (3А, 4178).
Все изменения заявленного маршрута и увеличение количества дней на
маршруте связаны с непогодой и соответствуют заявленным запасным
вариантам. Вместо пер. Тронова (3А, 3800) были пройдены перевалы 50
лет КПСС (2А*, 3200) и Крепость (2Б, 3050), вместо пер.
Белухинский (2Б, 4506) - пер. ТКТ (3А, 4115). Таким образом пройденный
маршрут выглядит таким, каким он представлен в разделе 1. "Справочные
данные о маршруте".
5. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Дни пути | Дата | Участок дневного перехода | км | Способ передв. | Ходовое время (чистое), ч.,мин. | Характер пути | Метеоусловия |
---|---|---|---|---|---|---|---|
25.07. | г.Екатеринбург - г.Барнаул | поезд | |||||
26.07. | г.Барнаул - г.Горно-Алтайск - п.Тюнгур | автобус, автомашина | |||||
1. | 27.07. | п.Тюнгур - пер.Кузуяк (н/к) - р.Аккем | 16 | пешком | 4ч.20м. | дорога,тропа | переменная обл., во второй половине дня дождь |
2. | 28.07. | вдоль р.Аккем | 18,6 | пешком | 5ч.10м. | тропа | солнечно |
3. | 29.07. | р.Аккем-оз.Аккемское | 14 | пешком | 3ч.50м. | тропа | солнечно |
4. | 30.07. | лед.Аккемский - Томские стоянки | 12 | пешком | 5ч. | тропа,морена,ледник | солнечно, во второй половине дня перем. облачность |
5. | 31.07. | дневка, рад.выход под Аккемскую стену, под пер.Памяти Новокузнецких туристов | 4 | пешком | 2ч. | ледник | солнечно, во второй половине дня перем. облачность |
6. | 1.08. | дневка из-за непогоды | - | дождь, низкая облачн. | |||
7. | 2.08. | дневка из-за непогоды | - | дождь, низкая облачн. | |||
8. | 3.08. | пер.Делоне (2Б,3400) - верхнее плато лед.Менсу | 4,8 | пешком | 3ч.40м. | ледник | солнечно, во второй половине дня дождь |
9. | 4.08. | спуск на лед.Менсу, подход под пер Тронова (3А,3800) | 4.8 | пешком | 4ч. | скалы,ледник | солнечно, во второй половине дня дождь |
10. | 5.08. | дневка из-за непогоды | - | дождь,мокрый снег, +5oС | |||
11. | 6.08. | пер.50 лет КПСС (2А*,3200) | 3,6 | пешком | 2ч.50м. | ледник | перем.облачность, во второй половине дня мокрый снег |
12. | 7.08. | дневка из-за непогоды | - | снегопад, до -11оС | |||
13.
|
8.08. | пер.Крепость (2Б,3050) - лед.М.Берельский | 6,6 | пешком | 6ч.20м. | ледник, скалы, ледник, морена | утром -12oC
|
14. | 9.08. | лед.Б.Берельский - подход под пер.Б.Берельское седло | 8,4 | пешком | 4ч.10м. | морена,ледник, ледопад | солнечно, во второй половине дня снег |
15. | 10.08. | дневка из-за непогоды | - | мокрый снег, низкая облачность | |||
16. | 11.08. | пер.Б.Берельское седло (3А,3520) | 2 | пешком | 4ч. | ледник, снежно-лед. склон, скалы | снежная крупа, низкая облачность |
17. | 12.08. | пер.ТКТ (3А,4115) | 2 | пешком | 4ч. | ледник, скалы | перем.облачн., снег |
18. | 13.08. | Центральное плато (4100) | 2,4 | пешком | 5ч. | ледопад,снежный склон | переменная облачн., снег, -6oC |
19. | 14.08. | пер.Любимых жен (2А,4370),
в.Белуха Зап. (4400,3А,альп.) |
6 | пешком | 6ч.20м. | снежно-лед. склон, скалы, ледник | солнечно, утром и вечером -15оС |
20. | 15.08. | пер.ХХ-летия Октября (3А, 4178), в. ХХ-летия Октября | 2,4 | пешком | 6ч. | ледник, скалы, ледник | солнечно, до -12оС |
21. | 16.08. | лед.Леонида-лед.Мюшту-Айры-р.Кони-Айры | 9,6 | пешком | 6ч. | ледник, бараньи лбы,
морена, тропа |
утром -6oC, перем. обл., кратковр.дожди |
22. | 17.08. | оз.Кучерлинское-р.Кучерла | 35 | пешком | 7ч.20м. | тропа | переменная облачн. |
23. | 18.08. | р.Кучерла - п.Тюнгур - г.Горно-Алтайск |
15 | пешком автобус |
3ч. | тропа, дорога | солнечно, утром 0oC |
19.08. | г.Горно-Алтайск | ||||||
20.08. | г.Горно-Алтайск-г.Бийск
г.Бийск-г.Новосибирск |
автобус
поезд |
|||||
21- 22.08. | г.Новосибирск-
г.Екатеринбург |
поезд |
ИТОГО: 167,2 км.
17 ходовых дней
1 дневка
5 дневок из-за непогоды
N | Наименование | к.с. | м. | N | Наименование | к.с. | м. | |
1. | КСП-Аккем | 40. | в. Акоюк | 3670 | ||||
2. | г. Ярлу | 3370 | 41. | в. Брони | 3291 | |||
3. | Семинарский | 1Б | 3000 | 42. | Студентов | 1А | 3000 | |
4. | Звездочка | 1Б | 2900 | 43. | Высоцкого | 3Б | 3670 | |
5. | Новосибирцев | 2А | 3240 | 44. | в. 50 лет КПСС | 3972 | ||
6. | лед. Плоский | 45. | Крепость | 2Б | 3050 | |||
7. | Карачик | 1Б | 3000 | 46. | Туристов | 1Б | 3300 | |
8. | Волга | 2А | 3280 | 47. | 50 лет КПСС | 2А* | 3200 | |
9. | Менсу | 1Б | 3190 | 48. | Солнца | 1Б | 3000 | |
10. | Караоюк | 2Б | 3500 | 49. | Веселый | 1Б | 3000 | |
11. | Надежды | 1А | 2870 | 50. | Коккольский | 1Б | 2970 | |
12. | Дружба | 1Б | 3340 | 51. | Олимпийский | 1Б | 3000 | |
13. | Делоне | 2Б | 3400 | 52. | Цирк | 2А | 3000 | |
14. | Томские стоянки | 53. | Титова | 2А | 3220 | |||
15. | в. Делоне | 4070 | 54. | Каратюрек | 1А | 3060 | ||
16. | Аккемская стена | 3Б | 4100 | 55. | Северная стена | |||
17. | в. Западная Белуха | 56. | СИП | 2А | 3600 | |||
18. | Белухинский | 2Б | 4506 | 57. | Аккем | 1Б | 3340 | |
через в. Вост. Белуха | 58. | Рига-Турист | 1Б | 2850 | ||||
19. | Шукшина | 2Б | 4370 | 59. | Буревестник | 2А | 2900 | |
20. | Берельское Седло | 3А | 3520 | 60. | Рижский | н/к | 2600 | |
21. | стоянка Балкон | 61. | Клюева | 2Б | 3500 | |||
22. | ТКТ | 3А | 4115 | 62. | Сурикова | 2Б | 3250 | |
23. | Катунский | 2Б | 3800 | 63. | Капчальский В. | 1Б | 3210 | |
24. | Барнаульский | 3А | 3900 | 64. | Капчальский З. | 2А | 3118 | |
25. | Крыленко | 2Б | 4200 | 65. | Иолдо-Айры | 1А | 2850 | |
26. | в. Мюштуайры | 3750 | 66. | Немыцкого З. | 1А | 2950 | ||
27. | Вектор | 3Б | 4050 | 67. | Немыцкого Ю. | 1А | 3050 | |
28. | Зап. фирновое плато | 68. | Мрия | 2А | 3000 | |||
29. | Памяти Новокузнецких туристов | 3Б | 4050 | 69. | Обской | 1А | 3100 | |
30. | Молодых
специалистов |
2Б | 3450 | 70. | Кони-Айры | 2А | 3125 | |
31. | Корастылева | 1Б | 77. | Текелюшка | 1А | 3100 | ||
32. | в. ХХ-летия Октября | 4178 | 78. | Ярлу-Боч | н/к | 2800 | ||
33. | ХХ-летия Октября | 3А | 4178 | 79. | Сулу-Боч | н/к | 2940 | |
34. | в. Рериха | 3492 | 80. | Трудный | 2Б | 3150 | ||
35. | Урусвати | 2Б | 3550 | 81. | Кучерявый | 1Б | 3600 | |
36. | Рериха | 2Б | 3600 | 82. | Динамо | 1А | 2860 | |
37. | Гималайский | 2Б | 3600 | 83. | Тронова | 3А | 3800 | |
38. | Дивногорцев | 2А | 3420 | 84. | р. Текелюшка | |||
39. | Такмак | 2А | 3400 | 88. | Иолдо-Айры Ц. | 1А | 2900 |
Техническое описание отражает прохождение только сложных участков маршрута и разбито на следующие разделы:
Информация по другим участкам маршрута достаточно изложена в разделе 5."График движения".
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет лед. Аккемский с лед. Менсу.
2. Характер перевала: со стороны лед. Аккемский - снежно-ледовый, с лед. Менсу - скально-ледовый.
3. Описываемый участок: Томские стоянки - нижнее плато лед. Менсу.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6 шт., веревка основная 3х50 м., крючья ледовые 18 шт., расходные петли 3 шт.
N | Участок | Крутизна, град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Томские стоянки - подход под перевал (фото 2). | 5-10 | 2700 | 1 ч. | Ледник открытый, трещины не большие и их мало. |
2. | Перевальный взлет - седловина (фото 3). | до 45 | 300 | 1 ч. 50 м. | Снежно-ледовый склон, бергшрунд преодолели по снежному мосту, далее ледовый склон. Провесили 250 м. перил. Седловина снежная, вытяутая с запада на восток, тур находится на разрушенных скалах в восточной части. |
3. | Спуск на верхнее плато лед. Менсу (фото 4). | до 30 | 50 | 20 м. | Снежный склон, спуск в три такта. Далее по пологому леднику в обход простого ледопада справа, до последних скал слева. |
4. | Спуск на нижне плато лед. Менсу (фото 5). | до 90 | 400 | 2 ч. | Скалы, навешиваем перила. Первая веревка вдоль ручья, вторая - по разрушенным скалам до 600 с выходом на лед. Третья - по снежно-ледовому склону до 50о. В нижней части- сильноразорванный бергшрунд . Бергшрунд проходили, спускаясь по перилам в него (7 м.) на снежную подушку с последующим подъемом ( 4 м.). Далее склон выполаживается, ледопад обходится слева, прижимаясь к скалам (фото 6). |
1. Перевал расположен в восточной части Катунского хребта, соединяет лед. Менсу и лед. Куркуре.
2. Характер перевала: снежно-ледовый.
3. Описываемый участок: восточная ветвь лед. Менсу - лед. Куркуре.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6 шт., веревка основная 3х50 м., крючья ледовые 12 шт.
N | Участок | Крутизна, град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Лед. Менсу (фото 7). | 5-10 | 2000 | 1 ч. | Ледник закрытый. Движение по правой (по ходу) части ледника. |
2. | Перевальный взлет- седловина. (фото 8, 9) | до 40 | 140 | 20 мин. | В связках с попеременной страховкой проходим бергшрунд по снежному мосту, далее по ледовому склону. Седловина снежная, достаточно широкая, в сторону лед. Куркуре нависает снежный карниз. Тур на скалах слева по ходу. |
3. | Спуск на лед. Куркуре (фото 10). | 45 | 200 | 1ч. 40м. | Снежно-ледовый склон. Спуск в связках в три такта с попеременной страховкой, прижимаясь влево к скалам. В нижней части спуска возможен выход чистого льда. В этом случае лучше перейти на перильную тактику движения. Внизу - сильно-разорванный бергшрунд, который преодолеваем по снежному мосту под скалами слева. |
4. | Подход
под пер.
Крепость (2Б, 3050) |
5-10 | 1000 | 30мин. | Закрытый ледник. |
1. Перевал расположен в восточной части Катунского хребта, соединяет лед. Куркуре с лед. Малый Берельский.
2. Характер перевала: скальный.
3. Описываемый участок: лед. Куркуре - лед. Малый Берельский.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы (айсбайли) 6 шт., каски 6 шт., веревка основная 3х50м., крючья скальные 8 шт., крючья ледовые 12 шт., петли расходные 3 шт.
N | Участок | Крутизна, град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Лед. Куркуре-бергшрунд (фото 11). | до 40 | 400 | 1 ч. | Снежный склон. Бергшрунд сильно разорван, проходим без рюкзаков с попеременной страховкой по ледовым "пробкам" к верхнему ледовому сбросу (фото 12), далее траверсом влево выходим на снежно-ледовую полку у верхнего края бергшрунда. Вытягиваем рюкзаки и последнего участника. |
2. | Перевальный взлет-седловина. | до 60 | 200 | 2ч.30м. | 50 м. перил по снежно-ледовому склону (фото 13). Далее 3х50 м. по скалам средней сложности слева (по ходу) от слабовыраженного контрфорса. Первый - без рюкзака. Седловина представляет из себя скальный разрушенный гребень. |
3. | Спуск с перевала-лед. Мал. Берельский (фото 14, 15). | до 90 | 200 | 1ч.30м. | Начало спуска по средней осыпи 50 м. крутизной до 30о. Далее вешаем перила: 1-я веревка по осыпи, занесенной снегом, до 450; 2-3-я веревки по гладким скалам крутизной 60-900. Полки для организации станций широкие и удобные. Перила вешались наклонные, чтобы участники не находились друг под другом. Далее по снежному склону в связках выходим на ледник. |
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет лед. Большой Берельский с лед. Менсу.
2. Характер перевала: снежно-ледовый, скальный.
3. Описываемый участок: лед. Бол.Берельский - седловина перевала.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы (айсбайли) 6 шт., каски 6 шт., веревка основная 3х50м., крючья скальные 3 шт., крючья ледовые 6 шт.
N | Участок | Крутизна, град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Лед.Бол.Берельский(фото 16). | 5-10 | 5000 | 1ч.30м. | Пологий открытый ледник, трещины легко обходятся. |
2. | Цирк
перевала Бол.
Берельское седло. |
до 60 | 1800 | 1ч.30м. | Путь в цирк перевала начинается с ледопада. Ледопад обходим вначале справа по ходу, прижимаясь под самые скалы. Далее пересекаем ледопад, обходя трещины (фото 17), и выходим к левым по ходу скалам на хорошую скально-осыпную полку, которая выводит на верхнее поле ледника. Ледник закрытый, глубина снега 30-40 см. |
3. | Перевальный взлет-
седловина (фото 18). |
до 45 | 800 | 3ч.30м. | Бергшрунд проходим по лавинному конусу и сразу же выходим из лавино и камнеопасного снено-ледового желоба вправо по ходу. Движение в три такта по снежно-ледовому склону, выбирая путь между желобами. На отдельных участках движение с попеременной страховкой. В верхней части подъема скалы, занесенные снегом. Первый без рюкзака навешивает перила 50 м. Скальную плиту 5 м., 70-80о проходим без рюкзаков, с последующим их вытягиванием на полку. |
4. | Седловина | Седловина снежная, широкая, изрезанная ледовыми изломами. Палатки поставили в снежной мульде около скал справа. |
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет лед. Менсу с лед. Катунский.
2. Характер перевала: снежно-ледовый.
3. Описываемый участок: седловина пер. Бол. Берельское седло - верховья восточной ветви лед. Катунский под в. Раздельная.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6шт., веревка 3х50 м., крючья ледовые 2 шт., петля расходная 1 шт.
N | Участок | Крутизна,град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Седловина
пер.Бол.
Берельское седло - подход под пер.ТКТ (фото 20). |
до 30 | 1200 | 1ч.20м. | Снежный склон, набор высоты в обход трещин и ледовых изломов, глубина снега 30-40 см. |
2. | Перевальный взлет-
седловина. |
до 50 | 100 | 20мин. | Бергшрунд проходим по снежному мосту в правой
(по ходу)
части перевального взлета. Движение с индивидуальной страховкой. Седловина перевала представляет собой скально-снежно-ледовый гребень. Тур на скалах слева. |
3. | Спуск с седловины перевала. | 50 | 130 | 40мин. | Cпуск с перевала проходил в левой части седловины для того, чтобы обойти сильный разлом бергшрунда внизу. Провесили 100 м. перил: 1-я веревка-по занесенным снегом скалам; 2-я веревка-по ледовому склону, конец веревки прошел бергшунд. Далее склон выполаживается. |
4. | Спуск под в. Раздельная. | до 45 | 1000 | 40мин. | Снежный склон вначале пологий, затем до 45о. В верхней правой части спуска и нижней левой-ледопадные участки. Движение в связках по центру, по снежным мостам, в обход разломов. |
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет Центральное и Западное плато.
2. Характер перевала: с востока - снежно-ледовый, с запада - скально-ледовый.
3. Описываемый участок: верховья лед. Катунский под в. Раздельная - Западное плато.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6 шт., веревка основная 3х50 м., крючья ледовые 12 шт., петли расходные 3 шт.
N | Участок | Крутизна,град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Верховья лед.Катун-ский под в.Раздель-ная-Центр.плато. | до 45 | 3000 | 5ч. | Снежный склон, трещины большие, хорошо
просматриваются, обходятся или проходятся по мостам. Глубина снега
более полуметра, из-за этого движение первого участника без
рюкзака. Выходя на Центр.
плато, двигаемся вдоль Зап.Белухи к сев. краю плато. |
2. | Сев. край Центрального плато-седловина
перевала
(фото 21). |
до 60 | 800 | 2ч.20м. | До
бергшрунда снежный склон,
бергшрунд засыпан, далее снежно-ледовый склон. Движение в связках. Последние 50 м. подъема на гребень по перилам. Выход по гребню на седловину с одновременной страховкой (фото 22). |
3. | Седловина
перевала - в.Белуха Зап.
(радиально). |
до 40 | 400 | 30мин. | Движение по снежному гребню через седловину пер.Шукшина в связках с одновременной страховкой. Тура на вершине нет. Спуск по пути подъема. |
4. | Спуск с перевала (фото 23). | до 60 | 300 | 1ч.30м. | В начале 100 м. перил по скалам, далее 100 м. перил по ледовому склону крутизной до 50о, потом склон выполаживается. |
5. | Западное
плато
(фото 24) |
до 35 | 3000 | 1ч.40м. | Западное плато можно разделить на верхнюю (стол) и ниж- нюю часть. За 40 мин. пересек-ли стол и начали спуск с попе-ременной страховкой, прижимаясь к правому (по ходу) краю Западного плато. Из-за плохой видимости спуск продолжили не по оптимальному пути, обходя ледовый сброс слева. Логичнее двигаться вдоль правого края (в разумных пределах) Зап. плато. |
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет Западное плато с лед. Мюшту-Айры и Леонида через вершину ХХ-летия Октября.
2. Характер перевала: со стороны Западного плато - снежно-ледовый, с лед. Мюшту-Айры, Леонида - скально-ледовый.
3. Описываемый участок: Западное плато - лед. Леонида.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар., ледорубы 6 шт., каски 6 шт., веревка основная 3х50м., крючья ледовые 20 шт., крючья скальные 4 шт., петли расходные 3 шт.
N | Участок | Крутизна, град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Западное
плато-
в.ХХ-летия Октября (Карона Алтая) (фото 25, 26). |
до 40 | 1200 | 1ч.10м. | Пересекаем снежное плато, подходим под склон. По склону за 15 мин. выходим на гребень. Оставляем рюкзаки и по снежно-ледовому гребню за 15 мин. выходим на вершину (фото 27). |
2. | Спуск с
перевала до фирновой террасы
(фото 28, 29). |
до 70 | 600 | 4ч. | Спуск в
сторону лед. Леонида
начали из-под вершины, практически с места выхода на гребень. Повесили 10 веревок перил. Первые 4 веревки вдоль гранитных скал с натечным льдом, остальные веревки - по ледовому склону крутизной до 60о. Бергшрунд засыпан, после бергшрунда склон выполаживается. |
3. | Фирновая
терраса -
лед. Леонида (фото 30). |
до 45 | 1800 | 1ч.40м. | По террасе двигаемся влево вдоль склона. Вначале
полого, затем крутизна увеличивается до 45о, по перилам
(50 м.) спускаемся на нижнюю часть террасы. Прижимаемся вправо и по
снежно-ледовому склону в связках с попеременной страховкой, обходя
трещины спускаемся прижимаясь к правой части склона. В нижней части
склона сходим с ледника и спускаемся по кулуару между ледником и
скалами справа, выходим на бараньи лбы. Траверсируя влево
нависающий
язык ледника (50 м. наклонных перил) выходим на среднюю и крупную осыпь по которой спускаемся на лед. Леонида (фото 31). |
N | Наименование | Количество, шт. | Вес, кг. |
1. | Рюкзак | 1 | 1,8 |
2. | Коврик | 1 | 0,3 |
3. | Спальный мешок | 1 | 2,0 |
4. | Куртка пуховая | 1 | 1,2 |
5. | Штормовой костюм (анарака, брюки) | 1 комплект | 0,5 |
6. | Костюм спортивный | 1 комплект | 0,8 |
7. | Свитер | 1 | 0,7 |
8. | Рубашка с длинными рукавами | 2 | 0,2 |
9. | Футболка с короткими рукавами | 1 | 0,1 |
10. | Шапочка шерстяная | 1 | 0,1 |
11. | Панама от солнца | 1 | 0,1 |
12. | Плавки повседневные | 3 | 0,3 |
13. | Плавки купальные | 1 | 0,1 |
14. | Перчатки а) утепленные
б) х/б |
1
2 |
0,2
0,2 |
15. | Накидка от дождя | 1 | 0,3 |
16. | Ботинки | 1 пара | 2,7 |
17. | Фонарики для ботинок | 1 пара | 0,2 |
18. | Кроссовки | 1 пара | 0,7 |
19. | Носки
а) шерстяные
б) х/б в) полушерстяные |
2
пары
3 пары 3 пары |
0,9 |
20. | Туалетные принадлежности | 1 комплект | 0,2 |
21. | Посуда, нож | 1 комплект | 0,4 |
22. | Индивидуальный пакет | 1 комплект | 0,2 |
23. | Спички в герметичной упаковке | 2 | 0,1 |
24. | Туалетная бумага | 1 рулон | 0,1 |
25. | Записная книжка, ручка | 1 комплект | 0,1 |
26. | Носовой платок | 2 | 0,1 |
27. | Фляжка | 1 | 0,1 |
28. | Мешок для заброски | 1 | 0,2 |
ИТОГО: | 14,9 | ||
---|---|---|---|
Из них в рюкзаке было примерно: | 10,0 |
N | Наименование | Количество, шт. | Вес, кг. |
1. | Система страховочная | 1 комплект | 1,0 |
2. | Карабины альпинистские | 6 | 0,6 |
3. | Пруссик для самостраховки | 1 | 0,2 |
4. | Рукавицы брезентовые | 1 пара | 0,2 |
5. | Каска | 1 | 0,2 |
6. | Ледоруб (айсбайль) | 1 | 1,0 |
7. | Ледовые крючья | 3 | 0,3 |
8. | Ледовый крюк расходный | 1 | 0,1 |
9. | Кошки | 1 пара | 1,0 |
10. | Спусковое устройство | 1 | 0,1 |
11. | Палки телескопические | 1 пара | 0,7 |
12. | Жумар | 1 | 0,1 |
13. | Очки солнцезащитные | 1 | 0,2 |
ИТОГО: | 5,7 |
---|
N | Наименование | Количество, шт. | Вес, кг. |
1. | Палатка | 2 | 6,4 |
2. | Тент | 2 | 3,4 |
3. | Примус "Турист" | 2 | 1,8 |
4. | Бензин А-76 в пластиковых бутылках | 10 литров | 7,4 |
5. | Стеклоткань | 1 | 0,3 |
6. | Лопата снежная | 1 | 0,6 |
7. | Сухое горючее | 2 упаковки | 0,2 |
8. | Котлы (5,5 л., 7,5 л.) | 1 комплект | 2,1 |
9. | Поварежка | 1 | 0,1 |
10. | Свечи | 1 | 0,1 |
11. | Фонарик | 2 | 0,4 |
12. | Компас | 1 | 0,05 |
13. | Термометр | 1 | 0,05 |
14. | Фотоаппарат с пленками | 2 комплекта | 1,5 |
15. | Документы | 1 комплект | 0,6 |
16. | Аптека | 1 комплект | 1,6 |
17. | Ремнабор | 1 комплект | 1,8 |
ИТОГО: | 28,4 |
---|
N | Наименование | Количество, шт. | Вес, кг. |
1. | Веревка основная 50 м. | 3 | 10,0 |
2. | Веревка расходная | 19 метров | 1,3 |
3. | Крючья скальные | 12 | 0,9 |
ИТОГО: | 12,2 |
---|
Продукты питания были разделены на две категории: общественные продукты и личные продукты.
Общественные продукты обеспечивали трехразовое горячее питание. В перечень общественных продуктов входил стандартный набор круп, мучных изделий, специй, тушонка, бульоны, масло топленое, чай, какао, кофе, компот из расчета 310 гр. на человека в день. Общий вес общественных продуктов составил 37,2 кг.
Личные продукты обеспечивали личные потребности каждого участника в перекусах, сладостях и деликатесах.Примерный перечень личных продуктов представлен в таблице:
N | Наименование | Вес, кг. |
1. | Сухари | 1,0 |
2. | Печенье | 1,0 |
3. | Колбаса копченая | 1,0 |
4. | Сало | 0,5 |
5. | Сахар | 1,0 |
6. | Конфеты | 1,5 |
7. | Сыр | 0,5 |
8. | Сухие напитки | 0,3 |
ИТОГО: | 6,8 |
---|
Таким образом общий вес продуктов составлял 76,2кг., т.е. 668 гр. на человека в день.
N | Наименование | На 1 чел., кг. | На 6 чел., кг. |
1. | Снаряжение личное общепоходное | 10,0 | 60,0 |
2. | Снаряжение личное специальное | 5,7 | 34,2 |
3. | Снаряжение командное общепоходное | 4,7 | 28,4 |
4. | Снаряжение командное специальное | 2,0 | 12,2 |
5. | Продукты общественные | 5,9 | 35,4 |
6. | Продукты личные | 6,8 | 40,8 |
ИТОГО: | 35,1 | 211,0 |
---|
N | Наименование | На 1 чел., руб. | На 6 чел., руб. |
1. | Транспортные расходы | ||
---|---|---|---|
1.1. | г.Новоуральск-г.Екатеринбург | ||
электропоезд | 9,2 | 55,2 | |
1.2. | г.Екатеринбург-г.Барнаул | ||
поезд N36 "Алтай" Москва-Барнаул | 480,3 | 2881,8 | |
1.3. | г.Барнаул-г.Горно-Алтайск | ||
автобус | 73,0 | 438,0 | |
багаж | 14,6 | 87,6 | |
1.4. | г.Горно-Алтайск-п.Тюнгур | ||
такси | 375,0 | 2250,0 | |
1.5. | п.Тюнгур-г.Горно-Алтайск | ||
автобус | 170,0 | 1020,0 | |
1.6. | г.Горно-Алтайск-г.Бийск | ||
автобус | 29,0 | 174,0 | |
багаж | 6,0 | 36,0 | |
1.7. | г.Бийск-г.Новосибирск | ||
поезд N602 | 63,4 | 380,4 | |
1.8. | г.Новосибирск-г.Екатеринбург | ||
поезд N55 Красноярск-Москва | 196,4 | 1178,4 | |
1.9. | г.Екатеринбург-г.Новоуральск | ||
электропоезд | 9,2 | 55,2 | |
2. | Питание (22 руб. x 29 дн.) | 638,0 | 3828,0 |
3. | Проживание | ||
3.1. | На базе "Высотник"(10 р. х 1 день) | 10,0 | 60,0 |
3.2. | На базе в Горно-Алтайске(25р.х2дн) | 50,0 | 300,0 |
ИТОГО: | 2124,1 | 12744,6 |
1. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. Сост. Л.Б.Директор. -М.: Профиздат, 1990.
2. Высокогорные перевалы: Дополнения и изменения к перечню классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. Сост. Л.Б. Директор, А.В.Джулий. -М.: Рекламно-информационное бюро "Турист", 1992.
3. Классификация маршрутов на горные вершины. -М.: Издатель И.В. Балабанов. 1999.
4. Отчет о горном путешествии 5 к.с. по Центральному Алтаю. Рук. Ю.В.Коржавин, Свердловск, 1984. (N 1846 биб-ки ТСС Екатеринбурга).
5. Спортивный туризм. 1995.- N 2.- с. 9, Б. Сорин. Траверс массива Белухи в лыжном походе.
6. Вольный ветер. 1999.-N 37. К. Бекетов. Алтай: две горы.
7. Отчет о горном путешествии 3 к.с. по Центральному Алтаю. Рук. А.Б.Бутырин, Свердловск-44, 1993.
8. Отчет о горном путешествии 5 к.с. по Центральному Алтаю.
Рук. А.Б.Бутырин, Новоуральск, 1995.