Центральные Саяны :: Канское Белогорье, р.Кан

Канское Белогорье, р.Кан

технический отчёт

Август 2000

оригинал отчета с фотографиями расположен по адресу http://dw.school2.ru/sum00/otchet.html

Маршрут пройден группой туристов из Москвы под руководством Александра Алексеенкова
Состав группы:
12. Таня Аксёнова
13. Марина Аксёнова

Маршрут:
пос.Орьё – р.Пезо – Пезинское белогорье – р.Кан – р.Белая 2-я – оз.Хребтовое – Канское белогорье – р.Кан (сплав) – пос.Орьё

Подъезды к началу маршрута

Наиболее удобный поезд Москва-Хабаровск отправляется с Ярославского вокзала в 0:55 и прибывает на ст.Заозёрная в 1:30 по московскому времени (5:30 по местному). Время в пути 72 ч. В пос.Заозёрный есть автотранспортное предприятие (тел.21240, 20101; код 39165), в котором можно заказать автобус (ПАЗ или Газель) до пос. Орьё. На нашу группу из 13 человек ПАЗ обошёлся в 2500р. Дорога проходит через пос. Агинское, в котором находится лесоохрана с вертолётами МИ-2 (тел. 21370, 21034; код 39142). Можно договориться о заброске в интересующую точку вертолётами. Нам по телефону была названа сумма 10000р за борт (3 человека с грузом) до р-на г.Пирамида и обратно, т.е. примерно по 125$ с человека, поэтому мы оставили этот вариант. Местные сказали, что в Агинском есть частный вертолёт, какая такса на нём – неизвестно. От пос. Заозёрный до пос. Агинское автобус едет 1ч 20мин. После Агинского дорога грунтовая. От Агинского до Орьё (40 км) мы проехали за час. От Орьё сносная дорога (ездят легковые машины) идёт вдоль р.Кан до устья р.Кулижа и далее вверх по Кулиже (на лесоразработки). Т.к. автобус нас дальше не вёз, пришлось побегать и договориться с лесовозом. От Орьё до устья правого (ор.) притока Кулижи – р.Ульё – мы доехали за 1ч 20 мин (25 км). Лесовоз обошёлся нам в 300р.

Техническое описание пешей части

5.08

В устье р.Ульё мы оказались примерно в 14 часов по местному времени. Пообедали и в 16 ч отправились в путь. Первая протока р.Кулижа преодолевается по брёвнам, вторая – вброд (брёвна снесло). После брода начинается тропа, которая около километра идёт по болоту и сливается с вездеходной дорогой, проходящей вдоль правого (по ходу) борта долины р.Ульё. Примерно через 6 км дорога по мостику переходит на левый (по ходу) борт долины. Через 1,5 км налево вверх отходит заросшая колея. Рядом с этой развилкой в 20:00 встаём на ночлег.

6.08

Выход в 9:00. От развилки основная дорога (правая по ходу) на протяжении примерно 1 км поднимается на перевальную седловину. Повернув на Ю-В, через 5 минут дорога спускается к избе в бассейне р.Пезо и здесь заканчивается. От избы к р.Кан ведут две тропы. Одна идёт по распадку З-С-З ориентации и далее вниз по реке, другая (начинается за избой) спускается по крутому распадку на Ю и идёт вверх по Пезо. Мы отправились вверх по реке. (Задним числом думается, однако, что правильнее было идти от избы вниз до устья правого (ор.) притока – р.Аткул (примерно 7 км). Тогда подъём на Пезинское белогорье прошёл бы по хорошей аткульской тропе. Причиной, побудившей нас двигаться вверх по Пезо, было опасение сложного брода реки в районе устья р.Аткул, т.к. даже здесь (на 7км выше) брод представлялся проблематичным: ширина метров 35-40, глубина в основном потоке около метра, скорость ок. 2 м/с). Примерно 4 км до р.Каборожий (переходится по бревну) и ещё пару километров за ним тропа идёт вдоль реки, затем отходит, поднимаясь над рекой на 20-30 м. Пройдя пару километров по крутому склону, тропа спускается к реке. Отличное место с песчаными пляжами (вода в Пезо холодная). Ещё через два километра (после небольшого левого (ор.) притока) тропа выходит на могучий курумник. Отсюда до островов (около 1 км) Пезо – тёмный, гладкий, тихий поток с хариусами. Встали перед островами на открытом пятачке на самом берегу в 21:00.

7.08

В 200 метрах от лагеря тропа утыкается в непроходимый бом. Пезо легко бродится (не выше колена) по протокам между островами. Пройдя несколько сот метров по правому (ор.) берегу, утыкаемся в береговые скалы. Проходим этот участок (метров 60) по воде: глубина до 80 см, течение слабое. (По словам местных, тропа идёт по левому (ор.) берегу и выше. И чтобы на неё попасть, надо ещё раз перебродить реку и выше островов, обойдя т.о. бом на левом (ор.) берегу.) Тропы по правому берегу нет. Местами попадаются густые заросли кустарников, поэтому отдельные участки проще было пройти по воде. Описав здоровую двойную петлю Пезо, дошли до устья правого (ор.) притока – местные называют его Семибаб. По нему предстоит вылезти на белогорье. От устья сразу начинается ощутимый набор высоты. Долина узкая с крутыми склонами, сильно заросла тонкими деревцами, кустарником и травой, под которой плохо видны камни. За 35-минутную ходку продвинулись по пр.(ор.) берегу метров на 900 и остановились на ночь на не самом подходящем, относительно ровном месте левого (ор.) берега долины. Другого места в ближайшей округе просто нет. Правильнее было бы разбить лагерь на берегу р.Пезо.

8.08

Снизу к месту ночлега подошла тропа, однако через сотню метров выше лагеря она растворилась. Сначала двигались по левому (ор.) берегу, затем по правому, опять вернулись на левый. Продвигаться тяжело: заросли, камни в траве. Дошли до устья второго правого (ор.) притока. Ориентиром может служить большая скала на левом (ор.) берегу основной долины, прямо напротив устья притока. Перебродили ручей и двинулись вверх по притоку по тропе его правого (ор.) берега. Через несколько сот метров тропа растворилась: заросли кустарников, густая высокая трава, камни подо мхом. Пройдя (тяжело) около 1,5 км от устья притока, миновали распадок (слева по ходу). Выше распадка на левом (ор.) берегу вновь появляется тропа, которая, быстро набирая высоту, через километр приводит к заболоченным верховьям долинки. Немного вернувшись, встали под могучим кедром. Метрах в двадцати по камням носятся, как дети в детском саду, бурундуки.

9.08

Придя к заболоченным истокам ручья, тропа поворачивает направо и поднимается на седловину бокового отрога. Поднявшись, тропа ведёт по лесу сначала в восточном направлении, поворачивает на юг, огибая разные истоки ручья Семибаб, и выходит на границу лесной зоны. Здесь в зоне кустарников и высокотравья тропу легко потерять. Увлечённые тропой, мы пробежали в Ю направлении километра на два и двигались уже в ЮЮЗ направлении, огибая безлесную каменистую вершинку основного хребта. Направление движения вызвало сомнения в правильности курса. Мы повернули на восток, чтобы, огибая упомянутую вершинку с севера, оказаться в верховьях р. Туманьжа, где, судя по карте, проходила интересующая нас тропа. Двигаясь на В, мы пересекли набитую тропу, идующую в направлении ЮЮЗ. Думается задним числом, что это и была тропа Пезинского белогорья. Похоже, она огибала каменистую вершинку с юга, чтобы обойти глубокий распадок верховьев Туманьжи, который пришлось преодолеть нам, обходя вершинку с севера. Итак, мы спустились в распадок и заново набирали высоту, двигаясь в направлении вершины 1701 м (A=105o). Поднявшись на эту гору, мы наконец подсекли желанную тропу. Пройдя небольшой заболоченный участок, тропа плавно спускается к броду р. Малая Хайдамжа (здесь нет леса) и начинает траверсировать по ГЗЛ склон белогорья, пересекая небольшие приточки М.Хайдамжи. Спускаемся по тропе к ручью со снежником (это левый (ор.) приток Б.Хайдамжи), переходим его и теряем тропу в зарослях кустарника и травы. Непродолжительные поиски результата не дали, и мы решили остановиться на левом (ор.) берегу только что перейдённого ручья, в лесу. Над снежничком по склону рассыпаны голубенькие цветочки, а по берегам заросли необычайно красивого золотого корня. Кажется, что он впитывает силы от каждой капли кристально чистой, студёной воды. Время 21:00.

10.08

После брода на правом (ор.) берегу видна тропка, отходящая перпендикулярно от ручья по пологому склону без потери высоты. Однако метров через 200 нам не удалось найти её продолжение. Правильнее, оказавшись на пр.берегу, спуститься немного (метров 15) вдоль него и отыскать тропу, отходящую от ручья под углом 45o. Немного теряя высоту, она пересекает малюсенький ручеёк, проходит по кустарниками и далее, пересекая по открытым (безлесным) участкам в Ю-В направлении местный водораздел, приводит к спуску в долину Б.Хайдамжи. Пару раз, в том числе и в начале спуска, тропа норовила потеряться. Настоятельно рекомендуем тут же отыскивать её – это несложно, а передвигаться по этим склонам без тропы – суровое занятие. (Нам довелось испробовать это в радиалке). Спустившись по тропе к ручью Б.Хайдамжа, надо пройти метров 15-20 вниз и, перебродив его, оказаться на крутом правом (ор.) берегу долины. Отсюда, круто набирая высоту, тропа начинает траверсировать склон г.1858, пересекает каменистый распадок. Надо, поднявшись немного по распадку, найти её продолжение. Достигнув верховий правого (ор.) притока Б.Хайдамжи, тропа поворачивает почти на Ю, есть свежие зарубки на деревьях. Отсюда – прямой набор высоты на перевал. Перевальная седловина широкая. Тропа (вначале не прослеживается) идёт по левой (по ходу) стороне почти плоской седловины, маркирована каменными турами. Направление движения A=170o. С перевала тропа немного спускается в широкую котловину одного из истоков Поперечной Янготы и через полтора км вылезает на отрог г.1713. С этого отрога открывается широкая, жёлтого оттенка долина Сухого Лога. Над всей долиной висит марево, и даже стоя на отроге, над долиной, ощущаешь царящий там зной. Спуск в урочище начинается по каменистой россыпи. “Подсечь” тропу проще всего, двинувшись с отрога в Ю-В направлении. Тропа хорошо набита, внизу пару раз налево отходили слабенькие тропки, но зной сделал своё дело, и они были оставлены без внимания – мы сделали четырёхкилометровую петлю вместо того, чтобы пройти 1,5 км. Полностью сбросив высоту, тропа взяла Ю-З направление и привела нас к деревянной триангуле в центре урочища. Название места соответствует действительности – вода есть только в распадке (метров 150 на запад от триангулы). После обеда отправились на восток по кочкам высохшего болота, забирая влево, в надежде отыскать обозначенную на карте тропу, и были очень рады, когда наконец метров через 300-400 это произошло. Хорошая тропа “чиркает” по выступающим мыскам леса, проходит рядом с триангулой в средней части долины и приводит к броду р.Болой. Встали на берегу (в лесу подходящего места не нашлось).

11.08

Р.Болой круто падает в долину Кана, огибая с севера характерную вершину 1490. Южнее этой вершины хребет, разделяющий долины Болого и Кана, имеет широкую седловину, в центре которой имеется небольшая возвышенность. Спусковая тропа к Кану начинается южнее этой возвышенности. После брода Болого тропа сильно отклоняется на юг, обходя заболоченные участки, и, описав большую дугу, выходит на водораздел. Кан течёт в глубоком ущелье. Надо сбросить 400 м по крутому (до 45o) склону. У нас спуск по петляющей и прыгающей по микрорельефу тропе занял 40 минут. Спускаться, не отыскав тропу, крайне неразумно. Следует заметить, что дождь сильно осложнит спуск. Кан в районе устья р.Янга – широкая река (30-40 м, рыбаки бродили в одиночку). На берегу удобное место для лагеря постройки. Фактически день можно считать полуднёвкой, т.к. вторая его половина ушла на разведку реки до устья Болого, разведку тропы по левому (ор.) берегу Кана и запрятыванию сплавного снаряжения и упакованных в гермомешок продуктов (закидали мхом в ямке на склоне и опрыскали всевозможными антикомариными вонючками). На следующий день мы отправились в семидневную радиалку.

Техническое описание радиальной части

12.08

Вверх по Кану мы отправились левым (ор.) берегом. Тропа скачет по склону недалеко от реки. В устье р.Кальта она обходит с запада небольшую горушку на берегу Кана. В километре выше устья р.Тонкий (правый(ор.) приток) эффектная, со скальным склоном горушка правого (ор.) берега Кана так замыкает долину реки, что непонятно, где продолжение долины. Тропа подходит к самой воде и лезет (чуть справа по ходу) на скалы, преодолевая бом левого берега и распадки за ним. В устье р.Киторжа (правый(ор.) приток) на Кане порог (единственный на реке выше устья Болого). Место здесь очень живописное. На правом (ор.) берегу удобные места для лагеря. Порог подпруживает реку, и Кан превращается в гладкий беззвучный поток, в глубине которого над камнями стоят хариусы. Выше устья Киторжи Кан вальяжно петляет по расширяющейся долине. Тропа удаляется от реки, обходя заболоченные участки и заросли кустарника. Над стрелкой Тихого и Дикого Канов характерной вершиной возвышается внушительный хребет. Брод обеих рек несложен. Пройдя без тропы километра полтора вверх по Дикому Кану, по брёвнам перешли обратно на левый (ор.) берег и чуть дальше заночевали.

13.08

В районе переправы следы тропинки заметны на обоих берегах. Мы выбрали левый (ор.) берег т.к. наткнулись на свежие затёсы. На обратном пути выяснилось, что выбор был неправильный – хорошая тропа шла по правому (ор.) берегу, а затёсы явно вели вверх на хребет, и мы их оставили. На протяжении 3,5 км пришлось пробираться вдоль реки по крутому, покрытому мхом склону. Дальше долина выполаживается и расширяется.Мы шли по террасе левого (ор.) берега, выбирая открытые места, используя попадающиеся звериные тропы и стараясь не спускаться в береговые кустарники. Долина Дикого Кана очень красива – в верховьях могучий хребет с 500-метровыми скальными склонами, как титанический клин, раздвигает долину на две. Образованные им истоки – западный (собственно Дикий Кан) и восточный – имеют перевалы в долину р. Белая 2-я. Над перевалом в верховьях Дикого Кана гигантским пальцем, указующим в небо, возвышается грандиозная скала. Низина в районе стрелки истоков заболочена. Мы отправились к “пальцу” прямо по ручью, срезая его петли и постепенно прижимаясь к склону (левому по ходу) могучего хребта. Километрах в полутора от стрелки подсекли звериную тропу. Поднявшись на морену, мы остановились на ночёвку у последнего островка леса (до перевального озера около километра). Не остановиться в таком бесподобном месте – обокрасть себя.

14.08

От морены пологий подъём на перевал. Тропинка проходит восточнее озера. Два км вниз легко проходятся по тропе. До р. Белой 2-й остаётся 4 км. Но каких! Тропинка теряется, преодолевая глубокие, узкие, с очень крутыми берегами распадки в районе левого (ор.) притока. Склоны основной долины крутые и заросшие, а ручей течёт в глубоком распадке с каменистыми бортами, и идти вдоль него невозможно. В итоге пробирались левым (ор.) склоном, немного поднявшись над ручьём. Наломались изрядно, а ещё только утро. Перебродили (несложно) Белую 2-ю и отправились вверх по левому (ор.) берегу. Тропинка на берегу после небольшого ручья полезла вверх по склону. Здесь заросли черники. Через километр тропа спустилась вниз к реке недалеко от устья безымянного левого (ор.) притока. По нему можно перевалить в долину р.Кинзелюк, направляясь к Кинзелюкскому водопаду. Долину этого притока можно назвать висячей, т.к. для того, чтобы попасть в неё, надо подняться на высокую морену в её устье. С юга долину ограничивает широкий, наклонный платообразный хребет, обрывающийся на север 799-метровыми сбросами. Так как мы ощутимо устали за прошедшие 9 дней, от водопада пришлось отказаться. Перебродив ещё раз Белую 2-ю, мы отправились её правым (ор.) берегом к Хребтовому озеру. От устья упомянутого притока до озера 5 км, но каких! Тропинка быстро растворилась, по берегам сильно заросшая пересечёнка. Пару километров прошли по руслу, многократно бродя ручей, следующие 1,5 км – по заболоченному и заросшему то травой, то кустарником правому (ор.) берегу. Последние 1,5 км – сильно пересечённая морена с крутым взлётом к озеру. Выбрали генеральное направление A=80o и двинулись. Мы были очень рады, когда вышли на звериную тропу. Она проходит по левой (по ходу) стороне ручья, вытекающего из озера. Удобное место для стоянки нашлось у перелеска на южной оконечности Хребтового озера.

15.08

Днёвка. Место, приятное во всех отношениях. Озеро (с форелью!) расположено на хребте Канского белогорья, высота 1396 м. Вокруг кедры. На север за озером спуск в очень красивую долину Малого Агула. На юге внизу цирки истоков Белой 2-й. На востоке высокий (2200 м), со множеством скальных отвесов, хребет. Если подняться немного (на 450 м) на хребет, идущий от озера в Ю-В направлении, то откроется ещё более величественная картина окружающего творения. На С-З станет виден внушительный (даже с 9-километрового расстояния) конус горы Пирамида, на востоке (южнее вершины 1993) откроется широкая, покрытая зелёным ковром седловина с плавным подъёмом. Похоже, это самый простой перевал в долину Кинзелюка, к водопаду. Вечером на закате цирки истоков Белой 2-й окрашиваются фантастическими цветами.

16.08

От Хребтового озера самый короткий и несложный путь в бассейн Дикого Кана лежит по хребту Канского белогорья. Восточные его склоны обрываются в бассейн Малого Агула скальными стенками в несколько сотен метров – потрясающие цирки. Западные склоны более-менее полого спускаются в долину руч.Белогорский (правый(ор.) приток Белой 2-й). От озера в С-З направлении следует по пологому отрогу подняться на первую вершину (1948 м, хорошо видна от озера; набор высоты 550 м). Отсюда открывается прекрасная панорама белогорья с возвышающейся над всей округой горой Пирамида. Сбросив 200 м в западном направлении, оказываемся на широком пятаке (метров 500 диаметром), сильно изрезанном микрорельефом. Преодолев лощины и снова набрав 150 м высоты, оказываемся на второй вершине (1877 м). Спустившись на сотню метров, набираем прямо “в лоб” (на север) очередные 200 м до третьей вершины (1984 м). Перед нами на севере внушительный конус Пирамиды (2263 м). Спустившись на две сотни метров по каменистому склону на север, оказываемся на перевальной седловине. На восток (в долину левого притока Малого Агула) с перевала не отвесный, но очень крутой сброс, выполаживающийся через сотню метров. На запад – пологий спуск к восточному истоку Дикого Кана. С перевальной седловины до г.Пирамида 2 км, набор высоты – около 500 м. К радости одних и огорчению других, погода начала портиться, и мы стали спускаться в сторону Дикого Кана, сначала левым (ор.) берегом ручья, текущего по скальному желобу (красиво, а вверху – заросли черники), затем правым. Пройдя без тропы около 2,5 км и сбросив с перевала метров 450, остановились на ночь на возвышенном правом (ор.) берегу ручья, недалеко от его устья. На юг вид на красивые верховья восточного истока Дикого Кана. Перепад высот за день составил 1900 м.

17.08

До стрелки западного и восточного истоков Дикого Кана шли без тропы по заболоченному правому (ор.) берегу восточного истока (притока). Перебродили Дикий Кан и далее двинулись левым (ор.) берегом по своим следам. Километра через полтора подсекли набитую тропу (проходит по границе кустарников; при движении вверх по Дикому Кану эта тропа находилась ниже нас. Через 7 км от стрелки истоков тропа, подойдя к крутому берегу, спускается к реке. Здесь брод на правый (ор.) берег. Выше брода долина Дикого Кана широкая с незначительным уклоном, ниже – наоборот, узкая с ощутимым уклоном. После брода вполне приличная тропа идёт по правому (ор.) берегу на некотором расстоянии от реки (20-100 м). Выйдя в долину Кана, тропа становится ещё лучше и ещё больше удаляется от реки, проходя по склону правого (ор.) берега. Не напрягаясь, доходим до устья р.Киторжа и останавливаемся на ночь.

18.08

После брода р.Киторжи по хорошей тропе правого (ор.) берега быстро доходим до устья р.Янга. Недалеко от устья тропа приводит к крутому скальному берегу, проход по скалам у воды. Брод Кана чуть выше стоянки (глубина до 80 см) стенкой по 3-4 человека, несложен.

19.08

Днёвка в устье Пезо

24.08

Сплав до пос.Орьё

Техническое описание р.Кан (макет)

Протяжённость сплава от устья р.Янга до пос.Орьё ### км. Наиболее интересный участок реки, где расположены все существенные препятствия, простирается от устья р.Янга до устья р.Тукша. Ниже Тукши препятствий нет, однако скорость течения довольно большая (до 7 км/ч), поэтому проходится этот участок быстро. От устья Пезо до пос.Орьё (### км) чистое сплавное время составило 4 ч 40 мин.
На участке от устья р.Янга до стрелки Дикого и Тихого Канов всего один порог в устье р.Киторжа. Ниже устья р.Янга Кан входит в глубокое ущелье, протянувшееся почти до устья р.Тукша. Стенки ущелья представляют собой крутые склоны высотой 300-400 м – либо громадные каменистые осыпи чёрного цвета, либо скалы. Однако у самой воды нет непроходимых бомов, и просмотр препятствий возможен практически везде. Фактически на протяжении всего этого участка Кан представляет собой несложную, но шуструю шиверу с уклоном ### м/км и расходом 25-30 м3/с. На отдельных коротких участках уклон увеличивается. В этих местах расположены отмеченные на лоции препятствия. Сила их нарастает по мере продвижения к устью р.Глубокой и резко падает после “Трубы”. Заметно осложниться при увеличении расхода могут: пор.№ (усиление навала на камни и образование косых сливов между ними), пор.№ (образование бочек), пор.№ (образование бочек). При необходимости весь технический участок от устья р.Янга до “Трубы” включительно можно пройти за один день. Живописные места для стоянки есть ниже “Трубы”. Оставшийся прогонный кусок реки пожно без напряжения проплыть за 1,5 дня. До устья р.Тукша местные жители поднимаются на моторках.

Из пос.Орьё можно легко уехать на машине или автобусе в Агинское, откуда ходят рейсовые автобусы, в частности, в Красноярск (время в пути ок.3 ч).

2005-09-22 19:05:52 | Паша Кольский | E-Mail
1.ребята не ходите по Семибеду(в отчете Семибаб;-)! там очень плохо, бурелом на живых обомшелых камнях
2. в бараке на водоразделе Улье-Пезо живет Фрол, у него есть надувнушка, если хорошо попросить, может перевезти через Пезо.