зимние тренировки на скалах

Туристско-Альпинистский Клуб ТУСУРа
(ТАКТ)

ОТЧЕТ
о лыжном туристском походе I к.с.
по Кузнецкому Алатау,
совершенный с 31.01 по 8.02.1998г.

Маршрутная книжка N0-02-98
Руководитель группы: Тулаев Денис Николаевич

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает,
что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю I к.с.

Отчет использовать в ...............

Штамп МКК

1. Справочные сведения о путешествии

1.1. Нитка матшрута

пос.Амзас - р.Амзас - руч.Соболиный - пер.Крутой(1А) - пик ЗапСиб - руч.Крутой - р.М.Казыр - руч.Высокогорный - пер.Ветренный(1А) - руч.Н.Тайже-Су - р.Бель-Су - г.Двуглавая - р.Бель-Су - руч.Поднебесный - пер.Лесной - р.Амзас - пос.Амзас

Продолжительность активной части маршрута - 9 дней.

Протяженность активной части маршрута - 103 км.

1.2. Список группы

5. Шарышев Михаил Иванович 1976 ТУСУР, ФСУ 1 г.у., 1 л.у. завснар
6. Жданова Татьяна Владимировна 1974 ТГУ, 1-3 г.у., 1 л.у. завхоз
7. Ширина Елена Николаевна 1978 СГМУ, ФФ ПВД фотограф
8. Щапова Елена Александровна 1975 ТГУ, ХФ 1,2,4 г.у.,1 л.у. ответств. за аптечку
9. Шушарина Анна Вячеславовна 1976 ТГУ, БПФ ПВД участник

2. Сведения о районе путешествия

Кузнецкий Алатау - горная система на юге Западной Сибири, протянувшаяся от Абаканского хребта на северо-запад к линии Сибирской железной дороги, протяженностью около 300км.

Кузнецкий Алатау не является единым горным хребтом, а образован сложной системой средневысоких массивов. Наиболее высокой частью является хребет Тегир-Тыз (Небесные зубья). Здесь отдельные вершины достигают высоты 1800-1900м, а высшая точка - вершина Верхний Зуб имеет высоту 2178м. Вершины имеют в основном куполообразную форму и покрыты россыпями крупных глыб.

Климат Кузнецкого Алатау относительно холодный и влажный. Средняя температура января - февраля -10°-15°C. Зимой образуется мощный снеговой покров от 2 до 4 метров.

Растительный покров Кузнецкого Алатау не отличается большим разнообразием. На западе до высоты 700-800м. преобладает черновая тайга с участками березово-осиновых лесов. С высотой она обычно сменяется темнохвойной тайгой из пихты, кедра и ели. С высоты 1300-1400м. начинается пояс горной тундры. На восточном склоне в предгорьях и по речным долинам до высоты 700-800м. располагаются луговые степи, выше господствуют лиственные леса. Они поднимаются до высоты 1000-1200м.

Наиболее интересными в туристском отношении является хребет Тегир-Тыз.

3. Организация путешествия

Предпоходная подготовка участников проводилась в ходе тренировочного процесса клуба ТАКТ. Непосредственно перед походом было организовано несколько выходов с целью проверки снаряжения. Первоначально маршрут включал радиальный выход в цирк Б.Зуба, но из-за того, что на прохождение перевала Крутой затратили больше времени, чем расчитывали, сразу пошли к пер.Ветренному. Маршрут пройден полностью всеми участниками похода.

4.Техническое описание маршрута

4.1. График движения

Дни Дата Участок пути Протяжен-ность, км Ходовое время, ч Характер пути, естественные препятствия Метеоусловия
1 31.01 п.Амзас - р.Амзас - приют Соболиный 14 6 Движение по лыжне вдоль р.Амзас Ясно, утро t=-25°C, днем t=-10°C
2 1.02 приют Соболиный - руч.Соболиный 6 4 Русло ручья, склон крутизной 10°-15° Ясно,t=-5°C
3 2.02 руч.Соболиный - пер.Крутой(1А) 5 4 Лесной склон 15°-20°, Снежный склон 20°-25° Ясно, t=-5°C
4 3.02 пер.Крутой - пик Запсиб - руч.Крутой 7 4 На пик ЗапСиб - средняя и крупная осыпь 20°, с пика - снежный гребень, с гребня - снежный склон 30°-40° Облачно, после обеда снег
5 4.02 руч.Крутой - р.М.Казыр - руч.Высокогорный 12 4 Крутое (до 25°) русло ручья, лыжня Облачно, снег
6 5.02 руч.Высокогорный - пер.Ветренный - руч.Н.Тайже-Су - приют Н.Тайже-Су 15 10 Продолжительный снежный склон 20°-25°, спуск по руслу ручья Ясно, к вечеру мороз
7 6.02 приют Н.Тайже-Су - г.Двуглавая - приют Н.Тайже-Су 5 5 Лесной, затем снежный склон крутизной до 25° Ясно, тепло
8 7.02 приют Н.Тайже-Су - р.Бель-Су - руч.Поднебесный - пер.Лесной - р.Амзас - приют Соболиный 25 7.5 Лыжня по р.Бель-Су, на пер.Лесной по руч.Поднебесный Пасмурно, снег
9 8.02 приют Соболиный - р.Амзас - пос. Амзас 14 3.5 По лыжне вдоль р.Амзас Пасмурно, снег
    Итог: E = 103 км

4.2 Описание путешествия

1 День

На первой электричке из г.Междуреченска приезжаем на станцию Лужба. Приходим в поселок Амзас, отмечаемся в ПСС. Выходим в 10.00 С самого начала пути открывается вид на хребет (фото 1). Прямо из поселка вдоль реки Амзас идет лыжня. По ней приходим на приют Глухариный (фото 2), обедаем и продолжаем движение. К 17.30 подходим к ручью Соболиный, где находится одноименный приют. Ночуем на приюте.

фото 1
фото 2
фото 3

2 День

С приюта выходим в 11.00, переходим реку Амзас и начинаем подъем по ручью Соболиный. Отсюда виден пик Поднебесный (Дураков) (фото 3). Русло ручья вначале пологое и широкое. Через 3 часа движения выясняется, что сбились с ручья и поднимаемся по отрогу пика Вариса. Сделав разведку, траверсируем склон влево и выходим к месту слияния ручьев из цирков перевалов Соболиного и Крутого. В 17.00 встаем на ночевку. С места стоянки виден весь цирк перевала Крутого.

3 День

Перевал Крутой (1А) расположен на хребте Тегир-Тыз между пиками Вареса и ЗапСиб и соединяет долины рек Амзас и Малый Казыр. Перевал имеет две седловины. Начинаем подъем на ближнюю к пику ЗапСиб (фото 5) седловину. На перевал выходит снежный склон крутизной 25°-30°. Идем на лыжах с тормозами. Через 4 часа подъема снежный склон кончается, и начинается курумник. Снимаем лыжи и через 10 минут мы на перевале. Наверху, на гребне снега почти нет, а вот на восточную сторону хребта выходит очень много снежных карнизов. Прямо с седловины ведет склон крутизной от 50°, в верхней части до 30°. в нижней, протяженностью около 300м. Склон разрезан выходами скал, есть карнизы. С перевала есть два пути спуска. Первый - пройти по хребту в сторону пика Вареса (фото 6) и спустится со второй седловины. С нее, в сторону ручья Крутого, ведет снежный склон крутизной 25°-30°, протяженностью 300-400м. Второй - через пик ЗапСиб. На перевале есть место для палатки. Встаем на ночевку, ставим снежную стенку от ветра (фото 7).

фото 4. Пик ХВИ
фото 5
фото 6
фото 7

4 День

Выход в 11.00. Подъем на пику Запсиб по курумнику - 25°-30°. в течении 1.5-2 часов. В 13.00 группа взошла на пик (фото 8). На нем две мемориальные доски. Облачно, хребет закрыт облаками (фото 9). В сторону ручья Крутого ведет снежный гребень крутизной от 15° до 30°. Начинаем спуск (фото 10). Через 300-400 м выходим на понижение в гребне. С этого места в цирк ручья Крутого (вправо по ходу движения), с гребня ведет снежный склон крутизной 30°-35°, протяженностью 300м. Спускаемся по ступеням. Спуск с пика занял 1,5 часа. Еще 30 минут пешком по снегу к выходу из цирка. Ручей действительно "крутой". Надеваем лыжи, на них тормоза и начинаем спуск. В 17.00 встаем на ночевку на ручье.

фото 8
фото 9
фото 10

5 День

Выход в 12.00. Продолжаем спуск. Крутизна ручья уменьшилась. Не доходя 2-3 километра до реки Малый Казыр, вышли на лыжню. Лыжня пересекает ручей и уходит вверх по реке Малый Казыр в сторону ручья Высокогорный. В 15.00 мы пришли на приют Высокогорный. Приют находится на левом берегу ручья недалеко от устья. На приюте обедаем и продолжаем движение по лыжне вверх по ручью. Ручей выводит к цирку Большого Зуба. Поднимаемся до ручья, сбегающего с перевала Ветренный и в 17.30 встаем на ночевку на левом берегу ручья Высокогорный.

6 День

Перевал Ветренный (1А) расположен на хребте Тегир-Тыз рядом с Малым Зубом. Он выводит из долины реки Малый Казыр (ручей Высокогорный) в долину реки Бель-Су (ручей Нижний Тайже-Су) Подъем на перевал представляет собой снежный склон крутизной 20°-25°. Выходим в 11.00. На пути подъема на перевал открывается вид на цирк Большого Зуба (фото 11). Погода отличная и в 16.00 мы на перевале. В туре нашли записку группы из Екатеринбурга. Спуск с перевала - снежный склон крутизной 30°-35°. и протяженностью 300м. Спускаемся вниз. Под перевалом есть озеро. Обходим его и идем вниз по ручью. Сначала долина ручья широкая, но через 1,5-2 километра долина сужается, местами встречаются прижимы. В 20.30 выходим к реке Бель-Су. В 500 метрах выше впадения ручья Нижний Тайже-Су в реку Бель-Су находится приют. Ночуем на приюте.

фото 11
фото 12

7 День

Стоим на приюте. На этот день запланирован выход на гору Двуглавую. Выходим в 12.00, переходим реку Бель-Су и поднимаемся по склону. Через два часа подъема лес кончается и мы выходим на фирновое поле (фото 12). Еще через полтора часа выходим к перемычке между вершинами. С этого места открывается красивый вид на хребет (фото 13). Виден Большой Зуб и перевал Ветренный. На приют вернулись в 17.30. К вечеру пошел снег.

фото 13

8 День

Выходим в 11.00. Снег не прекратился и лыжню сильно замело. Движемся вниз по реке Бель-Су. Лыжня идет то по руслу реки, то перебегает с одного берега на другой. Через 3,5 часа мы приходим на приют Поднебесный. Приют расположен на правом берегу ручья Поднебесный в 1.5-2 километрах от реки Бель-Су. Обедаем и идем дальше. От приюта вверх по ручью к перевалу Лесному идет лыжня. Подъем не очень крутой и занимает 2,5-3 часа. В 18.00 мы на перевале. Сам перевал явно не выражен. За 40 минут спускаемся к реке Амзас. По лыжне вдоль реки за 1,5 часа доходим до ручья Соболиный. Здесь находится приют на котором мы ночевали еще вначале похода. Все устали и особенно приятно, что на приюте была растоплена баня.

9 День

Выходим в 10.00. Идем вниз по реке Амзас по лыжне. Погода хорошая, тепло. Заходим на приют Глухариный, пьем чай и идем дальше. В 13.30 выходим к поселку Амзас. Снимаемся с учета в ПСС и уходим на станцию Лужба. В 14.30 уезжаем на электричке до Междуреченска.

5. Итоги путешествия

Группа успешно прошла намеченный маршрут. Все участники похода справились со своими обязанностями.

При подъеме на перевал Крутой со стороны ручья Соболиный следует подниматься на седловину ближнюю к пику Вариса. С этой седловины спуск в сторону ручья Крутого проще.

Хочется порекомендовать туристским группам почаще включать в маршрут восхождения на вершины.