LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Converted from "index.txt"

Отчет о пешеходном туристском походе второй категории сложности по Южному Уралу, совершенном с 25 июля по 17 августа 1992 года


Руководитель группы: Костерев Н.А.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

  • Вид туризма - пеший
  • Категория сложности - вторая
  • Сроки проведения : с 25 июля по 17 августа 1992 г.
  • Район похода : Южный Урал
  • Маршрут: Златоуст - р.Куваш - оз.Зюраткуль - Златоуст - Белый Ключ - г.Двухглавая - Откликной Гребень - г.Круглица - р.Б.Киалим - г.Д.Таганай - г.Ицыл - оз.Тургояк - Миасс
  • Способ передвижения - пешком
  • Протяженность - 167 км
  • Количество ходовых дней - 11
  • Количество участников - 13
  • Поход проведен группой туристов Центра досуга и творчества молодежи "Виктория" Южного округа г.Москвы

Г Р А Ф И К М А Р Ш Р У Т А


Дата
Участок маршрута
способ перед.
км
ход.
время
25.7 -
- 27.7
Москва - Златоуст
поезд
-
-
28.7
г. Златоуст

-
-
29.7
Златоуст - хр.Уреньга - р.Куваш
пешком
28
7.09
30.7
р.Куваш-Казаны-прит.оз.Зюраткуль
пешком
22
4.46
31.7
приток - оз. Зюраткуль
пешком
12
2.02
1.8
Дневка

-
-
2.8
пос.Зюраткуль - Сатка - Бердяуш
автобус



Бердяуш - Златоуст
поезд


3.8
Златоуст - Белый Ключ
пешком
10
2.27
4.8

Белый Ключ - г.Двухглавая (рад)-
-Откликной Гребень-р.Таганайский

пешком
3
1.23
10
2.42
5.8
Дневка

-
-
6.8

р.Таганайский - г.Круглица(рад)-
- р. Б. Киалим

пешком
8
2.50
11
2.34
7.8
Дневка

-
-
8.8
г. Дальний Таганай ( рад)
пешком
14
4.55
9.8
г. Ицыл ( рад )
пешком
8
3.10
10.8
р.Б.Киалим - р.Куштумга
пешком
20
3.53
11.8
р.Куштумга - оз. Тургояк
пешком
11
2.49
12-13.8
Дневка

-
-
14.8
оз.Тургояк - пос.Тургояк
пешком
10
1.54

пос.Тургояк - г. Миасс
автобус


15-17.8
Миасс - Москва
поезд



ИТОГО
:
167
42.34


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПОХОДА

25 - 27 июля 1992 г.

25 июля 1992 года в 22.25 группа выехала с Казанского вокзала на поезде N 182 Москва - Челябинск. Через 42 часа, в 16.15 поезд прибыл в г. Златоуст. О ночлеге мы заранее догово- рились в городском Доме творчества юных ( бывший Дворец пионе- ров). Доехать до Дома творчества от вокзала можно на трамвае 3 или автобусе 6 до остановки " Площадь имени 3 Интернационала". От остановки нужно пройти вверх по улице Ленина. Адрес Дома творчества : Златоуст, ул.Ленина ,д.25, тел: 2-21-71, 2-10-93. Дом творчества сейчас находится на ремонте, не смотря на это нас разместили в актовом зале. Ночлег стоит 5 руб с человека за день.

28 июля 1992 г.

Сегодня у нас дневка: знакомимся с городом и отвозим заброску на обратную дорогу в Миасс. В этот день посетили Златоус- товский краеведческий музей. Он находится в начале ул. Ленина и расположен в бывшем доме Аносова П.П. Напротив, через площадь - Златоустовский оружейный завод, при нем неплохой музей истории завода. Рядом - памятник Аносову П.П. - восстановившему секрет изготовления булатной стали. На улице Ленина находится почтамт, универмаг, книжный и продовольственные магазины, касса предва-рительной продажи железнодорожных билетов. Здесь же в д.17 - КСО , но двери туда все время заперты. В Златоусте работает коммерческая туристская фирма " Таганай - Турист Сервис ". Она находится на проспекте Мира, д.12 ( проезд на трамвае 4 до ост. " Тургеневская " ), тел: 3-11-01, 3-61-04. Здесь можно приобрести топографические карты Южного Урала, значки, вымпелы, сувениры из камней. Фирма имеет гостиницу в Златоусте и несколько оборудованных приютов на хребте Уреньга, Таганай, Дальний Таганай. Здесь же можно получить консультацию по маршруту.

Одновременно отвезли заброску продуктов в Миасс и оставили ее на Миасской городской станции юных туристов.

29 июля 1992 г.

Златоуст - хр.Уреньга - р.Куваш

пройдено 28 км за 7.09 час ходового времен

Выйдя из городского Дворца творчества юных, пошли вверх по улице Ленина, в сторону от центра (можно проехать этот учас- ток на автобусе 4, но он редко ходит). Погода пасмурная, вскоре начинается дождь, тучи закрыли вершины хребтов. В 0.35 х.в. выходим на окраину г.Златоуста, на окружное шоссе. Отсюда продолжаем идти в том же направлении к трассе Уфа - Челябинск (Аз=220). По пути в 0.57, 1.05 и 1.24 пересекаем несколько линий высоковольтной ЛЭП. Перед выходом к трассе Уфа - Челябинск ( в 1.34 х.в.) - развилка шоссе, идем по правому (Аз=205) и в 1.38 х.в. выходим на трассу. Перейдя дорогу, идем направо вниз с хребта и в 1.41 х.в. поворачиваем на грунтовую дорогу( Аз=210 ), идущую по склону хр. Уреньга. Дорога после дождей довольно грязная, идет по хвойному и смешанному лесу, часто проходит через сенокосные поляны. От дороги к сенокосам ведут многочисленные ответвления, при движении по ней главное - не уйти вниз со склона хребта. Идем, выбирая дороги с общим направлением на Ю-Ю-З. В 2.52 х.в. слева по ходу проходим "каменную реку" - курумник. В 2.59 х.в. дорога резко поднимается вверх по склону, обходя болота. На этом участке пути почти нет воды, трудно найти место для перекуса. В 4.12 х.в. перешли полноводный ручей, рядом - место для стоянки. Еще через 7 мин поворачиваем на грунтовую дорогу (Аз=220), ведущую с перевала через хр.Уреньга. Дорога постепенно спускается вниз, поворачивает на запад. Вскоре оставляем ее, выбирая дорогу на Ю-Ю-З. В этой части хребта много сенокосов и дорог между ними, можно выбирать путь. Идем на Ю-Ю-З , иногда на Ю. Пора останавливаться на ночлег, а воды на склоне нет. Решаем напрямик спуститься к реке Куваш на ночевку. В 5.45 х.в. оставляем дорогу и по сенокосам начинаем спускаться к реке ( Аз=230). Вскоре они кончаются, идем напрямик через лес. Идти трудно, под ногами - болото, из которого вытекает р.Кобановка. Идем по его левому берегу, берега его заболочены,идти сквозь кустарник, бурелом, кочки трудно, ночевать негде. Проходим большую старую вырубку и в 7.09 х.в. выходим на лесную дорогу, пересекающую ручей. Здесь же и останавливаемся на ночлег.

Лучше было бы не сворачивать с дороги, а продолжать идти по ней, пока она не спустится к реке.

 

30 июля 1992 г.

р.Куваш - Казаны - приток оз. Зюраткуль

пройдено 22 км за 4.46 час ходового времени

Мы остановились на ночлег на правом берегу р.Куваш, а по левому берегу идет хорошая дорога из пос.Куваш в Казаны. После дождей р.Куваш стала полноводной, глубиной до 0,8 м. Местные косари подсказали нам дорогу к мосту через Куваш. От устья ручья Кобановка идем по лесной дороге (Аз=340) по правому берегу реки. Через 4 мин около вагончика косарей поворачиваем налево по тропе (Аз=220). Тропа подходит к берегу реки, идет вниз вдоль него 300 м и в 0.08 х.в. выводит к мосту. От моста идем по левому берегу р.Куваш вверх по течению по хорошо наезженной дороге (Аз=180).

В 0.20 х.в. выходим на большую поляну, где когда-то была деревня Казаны. Поляна густо поросла крапивой, лишь в ее южном углу находится несколько домов охотхозяйства. Идем по дороге к ним. Слева через реку подходит дорога, которую мы оставили вче- ра вечером. В 0.31 х.в. пришли к охотхозяйству Казаны. Перед ним наезженная дорога резко сворачивает направо (Аз=260). Про- должаем идти по ней , постепенно поднимаясь на склон долины. В 0.39 х.в. оставляем наезженную дорогу (Аз=240) и поворачиваем на лесную дорогу (Аз=170). Теперь идем параллельно реке, огибая сужение ее долины и срезая петли. Дорога пересекает несколько ручьев и в 1.40 х.в опять выводит к р.Куваш, к слиянию двух его больших истоков ( к отметке 586 м). Здесь развилка. Правая дорога идет вверх вдоль левого берега р.Л.Куваш, другая переходит Л.Куваш вброд и дальше идет водоразделом между Л.Кувашом и Кувашом. Эта дорога отмечена красной маркировкой. Реку Л.Куваш перешли по старому деревянному мосту чуть ниже брода и пошли по дороге с маркировкой (Аз=180). В 2.14 х.в. перешли левый приток р.Куваш. Дальше ручьев и воды довольно долго не было. Дорога постепенно поднимается на водораздел между р.Куваш (слева) и р.Л.Куваш (справа), лес редеет, дорога часто идет по старым вырубкам. На вырубки вправо и влево отходят дороги, маркировка постепенно исчезла. Идем , стараясь придерживаться осевой линии водораздела. В 2.21 и 2.59 х.в. отходят дороги направо (Аз=220 - 250), в долину р.Л.Куваш.

В 3.13х.в достигли высоты 814,6 м ( г.Верховье Куваши). Здесь впервые за поход увидели скалы-останцы (фото 1). Пройдя еще на Ю-З с километр, в 3.25 х.в повернули по дороге направо (Аз=230). Эта дорога вскоре вывела нас на старую вырубку и "растворилась". По опушке леса обошли вырубку, нашли другую дорогу (Аз=220). Стали попадаться сенокосные поляны, натоптанные тропы. Выбираем дороги, ведущие на Ю-З. В 3.59 х.в. неожиданно вышли на строящуюся дорогу. Вдоль нее стоят бульдозеры, грейдеры и другая техника, но людей нет. Дорога широкая и довольно грязная. Идем по ней на юг (Аз=190). В 4.03 х.в. она поворачивает на Ю-З (Аз=240), а в 4.33 х.в. неожиданно поворачивает на С-З (Аз=310).

Отсюда на юг (Аз=200) отходит лесная дорога, решаем дальше идти по ней. Через 11 мин пришли к северо-восточному притоку оз.Зюраткуль (без названия). Ручей довольно полноводный, течет в большой заболоченной долине. Дорога втягивается туда и пропа- дает. Решаем здесь у ручья переночевать и поискать дорогу даль- ше.

 

31 июля 1992 г.

приток оз.Зюраткуль - оз.Зюраткуль

пройдено 12 км за 2.02 час ходового времени

Вечером разведали две дороги: на юг и запад. Дорога на юг идет, пересекая несколько ручьев, не похоже, чтобы она повора- чивала к озеру. Дорога на запад сразу же от ручья идет по глу- бокому болоту, от нее тоже пришлось отказаться. Решаем вернуться назад на улучшенную дорогу и по ней выходить к оз.Зюраткуль. За 10 мин вернулись на дорогу и пошли по ней (Аз=310).

Вскоре дорога пересекает заболоченную долину притока оз.Зюрат- куль и поворачивает на север. В 0.27 х.в. справа от дороги на дереве - маркировка, влево отсюда отходит лесная дорога. Пово- рачиваем на нее (Аз=300). Дорога слабо наезжена, ведет на сено- косы. Проходим несколько сенокосных полян, дорога то теряется , то появляется. В 1.04 х.в. выходим на заметную лесную дорогу (Аз=260). В 1.41 х.в. - развилка, идем по правой, более наезженной дороге на запад. В 1.37 х.в. перешли приток р.Б.Сатка и вскоре вышли к пос.Зюраткуль ( или Озеро ) (фото 2). Поселок вытянулся вдоль р.Б.Сатка, здесь есть магазин (работает с 9 до 20, обед с 15 до 17 ). Рядом - остановка автобуса. Автобус ходит два раза в сутки в 9.20 и 19.40 через г.Сатка в г.Бакал. Пройдя поселок, оказываемся на берегу оз.Зюраткуль у дамбы. Поискали место для стоянки на северном берегу озера, правее поселка. Но берега там заболоченные. Тогда прошли по маркированной тропе по берегу озера налево, на юг. Через 10 мин, пройдя лодочную станцию, вышли на сухую поляну на берегу озера. Здесь остановились на ночлег. Воду для питья брали из ручья, текущего недалеко от лодочной станции.

1 августа 1992 г.

Дневка

Дорога и болота от Казанов до Зюраткуля утомили группу, накопилась усталость, поэтому решаем до Сатки доехать на автобусе.

Озеро Зюраткуль находится на высоте 724 м, оно считается одним из самых высокогорных озер Южного Урала. Длина береговой линии озера - 26 км. На его южном берегу , в районе Каменного мыса обнаруженно поселение каменного и бронзового века. Плотину на озере Зюраткуль построили после войны для снабжения водой Саткинскую ГЭС.


2 августа 1992 г

пос.Зюраткуль - Сатка - Бердяуш - Златоуст

В г.Сатка уехали первым автобусом в 9.48. Так как это было в воскресенье, то народу в автобусе было много ( стоимость проезда - 6 руб). В 11 часов приехали на автостанцию г.Сатка. Из Сатки автобус в пос.Зюраткуль отправляется в 8.10 и 18.30. Поезда в Бердяуш ходят только 2 раза в сутки: утром и вечером, на утренний поезд мы уже опоздали. Из Сатки можно на автобусе сразу же уехать в Златоуст (2 часа в пути, стоимость - 41 руб). Мы решаем сэкономить деньги и едем на автобусе в Бердяуш ( время в пути - 1 час, стои- мость - 7 руб). В 14.05 местного времени из Бердяуша в Златоуст идет почтово-багажный поезд N 910, в котором есть один пасса- жирский вагон ( время в пути - 2 часа, стоимость - 8 руб).

В Златоусте ночевали во Дворце творчества юных, сходили в баню, разобрали свою заброску продуктов.

 

3 августа 1992 г

Златоуст - Белый Ключ

В г.Сатка уехали первым автобусом в 9.48. Так как это было в воскресенье, то народу в автобусе было много ( стоимость проезда - 6 руб). В 11 часов приехали на автостанцию г.Сатка. Из Сатки автобус в пос.Зюраткуль отправляется в 8.10 и 18.30. Поезда в Бердяуш ходят только 2 раза в сутки: утром и вечером, на утренний поезд мы уже опоздали.

Из Сатки можно на автобусе сразу же уехать в Златоуст (2 часа в пути, стоимость - 41 руб). Мы решаем сэкономить деньги и едем на автобусе в Бердяуш ( время в пути - 1 час, стои- мость - 7 руб). В 14.05 местного времени из Бердяуша в Златоуст идет почтово-багажный поезд N 910, в котором есть один пасса- жирский вагон ( время в пути - 2 часа, стоимость - 8 руб).

В Златоусте ночевали во Дворце творчества юных, сходили в баню, разобрали свою заброску продуктов.

3 августа 1992 г

Златоуст - Белый Ключ

пройдено 10 км за 2.27 час ходового времени

На трамвае N 3 едем мимо вокзала до остановки "СПТУ -35".

Отсюда идем по шоссе, ведущему в г.Магнитка . Дорога огибает здание тюрьмы и больницы. За 28 мин дошли до последних домов Златоуста. Прямо перед нами - хребет Таганай (слева) и Малый Таганай ( справа) ( фото 4). Между ними широкая долина , по которой идет высоковольтная ЛЭП в г.Карабаш. Продолжаем идти по шоссе к Магнитке, огибая гаражи. В 0.38 х.в. справа от дороги - лесничество, а за ним вправо (Аз=0) уходит маркированная дорога. Дорога сухая, идет по сосновому лесу, набирая постепенно высоту. В 0.46 х.в. - развилка, идем правой маркированной дорогой (Аз=40).

В 0.54 х.в. вышли на просеку (Аз=0), идем по ней, полого поднимаясь. В 1.11 х.в. перешли правый приток р.Б.Тесьма, здесь сделали обед. В лесу попадается земляника. От ручья продолжаем идти по просеке (фото 5) на север( Аз=10), затем маркировка выходит на тропу, идущую параллельно просеке справа. По тропе поднимаемся на холм и в 1.39 х.в. спускаемся к р.Б.Тесьма. Реку перешли вброд по камням. "Тесьма" в переводе с башкирского - "лента, полоса"

От р.Б.Тесьма маркированная тропа резко поднимается на склон хребта (Аский. Это одна рубленная изба, где живут работники приюта и десяток шатровых утепленных палаток с нарами, оборудованная кух- ня. Приют принадлежит фирме "Таганай - Турист - Сервис", здесь можно переночевать, купить вымпелы и значки.

Продолжаем далее свой путь по ЛЭП. Дорога идет по просеке (Аз=30), Постепенно просека становится мокрее, дорога уходит с нее чуть правее и идет параллельно ЛЭП. И просека и дорога на этом участке очень грязные, идут по болотам, их пересекают многочисленные ручьи. Путь здесь довольно утомительный. В 1.40 х.в. прошли просеку на восток, а за ней вышли на левый приток р.Б.Киалим. Ручей довольно полноводный, перешли

его вброд. В 1.50 х.в. просека ЛЭП поворачивает (Аз=60), отсюда же вправо отходит лесная дорога к Киалимскому кордону (Аз=80). Идем по ней, дорога после дождей грязная. В 2.25 х.в. выходим на поляну, поворачиваем (Аз=32) и через 9 мин приходим к кордо- ну.

На кордоне - несколько изб, сараев. Остановиться на ночлег можно на левом берегу р.Б.Киалим, ниже кордона метрах в 500. Здесь вдоль берега есть несколько полян, много кострищ и консервных банок. За дровами приходится ходить метров за 400. Вода в реке темного торфяного цвета.


7 августа 1992 г

Дневка

С утра пытаемся подняться на г. Ицыл, хотя погода пасмурная. От стоянки вышли к кордону. Для переправы на правый берег реки Б.Киалим можно воспользоваться тросом, перетянутым через реку. На тросе на роликах висит стальная трапеция. К трапеции пристегиваем середину нашей веревки. Первый участник переправляется, перебирая руками трос. Остальные переправляются, сидя на трапеции, которую с берега тянут на веревке (фото 19 ). Переправа таким образом заняла 30 мин. После переправы начал накрапывать дождь, облака закрыли вершину, Решили все же сходить дальше, посмотреть дорогу к Ицылу, пособирать грибы.

По тропе прошли вдоль реки на дорогу и пошли по ней к подножью Ицыла (Аз=140). Параллельно дороге слева идет просека. Походили по дороге и просеке, дождь еще больше усилился, грибов почти не нашли и вернулись назад в лагерь.

 

8 августа 1992 г

г.Дальний Таганай (рад) пройдено 14 км за 4.55 час ходового времени

От Киалимского кордона на г.Дальний Таганай можно подняться с юго-востока по дороге. Мы же решили подняться на гору по просеке с востока, а спуститься по дороге.

От северного края поляны кордона идем по просеке (Аз=320) к высоковольтной ЛЭП Златоуст - Карабаш. В 0.13 х.в. перешли ручей, а потом вышли на ЛЭП. Идем по дороге справа от ЛЭП (Аз=30), вдоль дороги попадается сине - белая маркировка. В 0.31 х.в. ЛЭП поворачивает на север, а через 10 мин выходит на "каменную реку" - курумник (фото 13 ). Колея дороги просматривается даже на курумнике, проходим его за 5 мин. В 0.49 х.в. повернули на тропу влево (Аз=300), по которой через 2 мин вышли на широкую просеку (Аз=235). Погуляв вдоль просеки на Ю-З, не нашли ни дороги на запад на вершину, ни просеки на север. В 1.44 х.в. пошли по широкой просеке назад (Аз=55), потом вдоль ЛЭП слева от нее. В 2.02 х.в. вышли к просеке, идушей на запад к Д.Таганаю. Повернули на нее. На всем участке движения вдоль ЛЭП и по широкой просеке - изобилие грибов: подосиновиков, белых, подберезовиков (фото 14). Набив ими все имеющиеся у нас сумки, стали подниматся по запад- ной просеке на Д.Таганай. Просека в 2.32 х.в. выводит на старую вырубку, где переходит в тропу, которая вскоре и теряется. Под- нимаемся вверх по склону Дальнего Таганая вдоль небольшого ру- чейка, обходя завалы и буреломы. Перед вершиной - зона высоко- травья (фото 15), пройдя которую, увидели перед собой на верши- не метеостанцию (фото 16 ).

На вершину поднялись в 3.43 х.в. Осмотрев вершину, набрали гранатов и познакомились с жизнью метеорологов на находящейся здесь метеостанции (фото 18). Метеостанция теперь одновре- менно является приютом "Таганай - Турист - Сервис", здесь за плату можно остановиться на ночлег. С вершины Д.Таганая видны г.Ицыл, Круглица.

Спускаемся с вершины по дороге, ведущей в Златоуст. Дорога идет сначала на юг, потом на юго-восток. Она некруто сбрасы- вает высоту, идти по ней после бездорожья - приятно и легко. Через 43 мин (в 4.26 х.в.) уже спустились к ЛЭП. По той же до- роге продолжаем идти к кордону (Аз =90) и в 4.34х.в. вышли на дорогу, по которой мы пришли от приюта Таганайского. По ней за 21 мин вернулись в лагерь.

9 августа 1992 г

г.Ицыл (рад)

пройдено 8 км за 3.10 час ходового времени

С утра погода плохая: пасмурно, моросит дождь. лишь после обеда прояснилось и мы во второй раз пошли на г.Ицыл.

Выйдя к кордону, по тросу переправились на правый берег р.Б.Киалим (фото 19) ( переправа заняла 25 мин). По тропе за 2 мин прошли вдоль реки на дорогу и пошли по ней к подножью Ицыла (Аз=140). Параллельно дороге слева идет просека. В 0.36 х.в. влево от дороги отходит малозаметная тропа (Аз=130). Поворачиваем на нее.

Тропа идет по густому хвойному лесу,постепенно поднимаясь на Ицыл. Этот лес занесен в список примечательных ландшафтов СССР. В 1.04 х.в. поднялись до пояса курумника и дальше идем по нему. Осыпь устойчивая, сложена из крупных камней, крутизна подьема здесь до 20 градусов. Со склона хорошо виден Таганайский хребет, путь, пройденный вчера к вершине Дальнего Таганая (фото 20 ). Подьем по курумнику занял 15 мин.

Вершина г.Ицыл представляет собой залесенное плато, на котором группами стоят скалы-останцы (фото 21 ). Они так же как и на Д.Таганае сложены гранатовым сиенитом. "Ицыл" в переводе с башкирского - "вечный ветер". С вершины хорошо виден наш завт- рашний путь через Уральский хребет в Сухокаменку, в дали даже просматривается озеро Тургояк.

Спускаемся с вершины тем же путем, спуск в лагерь с переправой по тросу занял 1.30 х.в.


10 августа 1992 г

р.Б.Киалим - р.Куштумга

пройдено 20 км за 3.53 час ходового времени

С места стоянки возвращаемся к кордону и переходим вброд р.Б.Киалим (фото 22). Глубина брода - до 40 см, течение несиль- ное, вода холодная. Дальше идем по лесной дороге, по которой шли к Ицылу (Аз=140). Отсюда хорошо виден Таганайский хребет с вершинами Дальний Таганай и Круглица (фото 23 ). Дорога посте- пенно набирает высоту, траверсируя южный склон г.Ицыл, на ней изредка попадается сине-белая маркировка.

В 0.29 х.в. вышли на поляну с оборудованным кострищем, отсюда на г.Ицыл уходит тропа. Продолжаем идти по дороге на юг. В 1.06 х.в. дорога поворачивает (Аз=110). а потом в 1.46 х.в. мы выходим на развилку дорог. Левая идет на север, обходя Ицыл с востока, правая - идет на юг вдоль Уральского хребта. Идем по правой дороге на юг. Она хорошо наезжена, довольно сухая, идет у подножья невысокого Уральского хребта.

В 1.57 х.в. дорога резко поворачивает на восток и начинает полого подниматься на хребет около скалы "Нос корабля". Под- нялись на хребет за 5 минут, с хребта дорога полого спускается в долину Сухокаменки, делая большой крюк на север (Аз=20). Мы же спускаемся напрямик (Аз=130) по более крутой колее, срезая пет- лю. В 2.05 х.в. вновь вышли на основную дорогу и пошли по ней на юг.

Дорога вскоре выходит на просеку, затем в 2.14 х.в. поворачивает по просеке на восток, спускаясь к р.Сухокаменке. В 2.39 х.в. поворачиваем по дороге на юг и идем по правому берегу реки. В 3.53 х.в. вышли к дороге, ведущей вдоль р.Куштумги из пос.Куштумга в пос.Северный. Здесь же на левом берегу Куштумги остановились на ночлег. Река Куштумга отнесена к памятникам природы Челябинской области, в ней даже водится форель.

 

11 августа 1992 г

р.Куштумга - оз.Тургояк пройдено 11 км за 2.49 час ходового времени

Продолжаем идти по дороге, по которой шли вчера (Аз=60 ). Дорога сначала идет левым берегом р.Куштумги, в 0.13 х.в. по мосту переходим на правый берег. Дорога довольно оживленная для этих мест: по ней то и дело проезжают мотоциклы и автомашины с грибниками, ягодниками и рыбаками. От основной дороги в разные стороны отходят многочисленные дороги на покосы и бывшие лесосеки.

В 0.41 х.в. вправо отходит лесная дорога (Аз=190 ) с красной маркировкой на деревьях. Поворачиваем на нее. Сначала дорога довольно грязная и мокрая, в 0.55 х.в. выходит на более сухую дорогу (Аз= 160). красная маркировка хорошо видна и не теряется. Дорога идет мимо многочисленных сенокосов вдоль подножья г.Варганова, не спускаясь в болота. В 1.06 х.в. - развилка, идем по левой дороге (Аз=160), в 1.13 х.в. пересекли ручей.

В 1.47 х.в. маркировка поворачивает на просеку (Аз=80), через 2 мин прошли перекресток просек ( кварталы 263,14,15). В 1.51 х.в. повернули на лесную дорогу (Аз=194), дорога постепен- но поворачивает на восток. В 2.02 х.в. пересекаем широкую про- секу с высоковольтной ЛЭП, через 2 мин - вторую ЛЭП.

В 2.12 х.в. маркировка выводит на улучшенную грунтовую дорогу, идущую по северному берегу озера Тургояк. По ней идем направо (Аз=240), через 2 мин поворачиваем налево (Аз=190). В 2.27 х.в. красная маркировка привела нас к воротам филиала Иль- менской турбазы. При желании здесь можно остановиться на ночлег.

Пройдя территорию турбазы, идем вдоль берега озера Тургояк на северо-восток (Аз=50). В 2.42 х.в. подошли к базе отдыха "Зеленый Бор". Пройдя ее, через 400 м увидели забор очередной базы отдыха. Решаем дальше не ходить, а остаться здесь на днев- ку. Вокруг много кострищ и мусора, дров достаточно, только хо- дить за ними нужно метров 500 от берега. В будние дни на бере- гах озера тихо, отдыхающих почти нет. " Тургояк " в переводе с башкирского - " высокое озеро ". Оно занесено в картотеку примечательных ландшафтов СССР, явля- ется одним из наиболее ценных водоемов мира. Озеро Тургояк на- ходится на высоте 320 м, глубина его 34 м, береговая линия сос- тавляет 27 км, вода мягкая, без солей, прозрачная на 20 метров. На берегах озера Тургояк находится 36 турбаз и домов отдыха, по выходным здесь отдыхает до 30 тыс.человек.


13 августа 1992 г.

Дневка

В эти дни забрали свою заброску на Миасской городской станции юных туристов и договорились там же о ночлеге. На озере эти дни занимались стиркой, отдыхали, собирали грибы и ягоды.

14 августа 1992 г

оз.Тургояк - пос.Тургояк - г.Миасс

пройдено 10 км за 1.54 час ходового времени

От места стоянки вышли к базе отдыха "Зеленый Бор". От нее идет улучшенная грунтовая дорога (Аз = 20 ). По ней в 0.10 х.в. вышли на основную дорогу, идущую от пос.Тургояк вокруг озера. Идем по ней к пос.Тургояк (Аз = 110). Дорога хорошо наезжена, сухая, идет в стороне от озера, обходя многочисленные дома и базы отдыха. В 0.27 х.в. дорога приводит к оз. Инышко и идет по его северному берегу. Озеро очень красивое, берег оборудован для массового отдыха: есть скамейки, туалеты. В его восточной части можно найти место для стоянки. " Инышко " в переводе с башкирского -" маленькое " или " рядом расположенное". В 0.53 х.в., обойдя озеро, выходим на асфальтовое шоссе. Справа от дороги прошли хутор, потом пионерлагерь и в 1.30 вошли в пос.Тургояк. Идем по улице Туристов, мимо лесничества (фото 25), потом поворачиваем налево и в 1.54 х.в. выходим на остановку автобусов. В годы гражданской войны в окрес- ностях пос.Тургояк проходили упорные бои с белочехами.

Из поселка Тургояк ходят два автобуса: 13 и 391, оба они идут до микрорайона города "Машгородок". Проезд в городском транспорте Миасса - бесплатный, что приятно удивило нас. На автобусе 391 мы за 15 мин доехали в Машгородок до остановки "Детский мир", где пересели на троллейбус 3 в сторону вокзала. Что бы доехать до пос.Строителей, нужно на остановке "Кирпичный завод" пересесть на троллейбус 4 в обратную сторону. На станцию юных туристов ехать до остановки "Интернат".

Миасская городская станция юных туристов находится в помещении детского клуба "Горизонт" по адресу: ул.Нахимова, д.12, телефон: 4-26-01, директор: Ботрудинов Рафкат Шамеинович. Теле- фон подросткового клуба : 4-27-98, директор: Галина Ивановна. Недалеко от станции находятся продовольственный, промтоварный, книжный магазины, почта, баня, кулинария, кафе.

15 августа 1992 г

г.Миасс - Москва

За день осмотрели музей Миасского заповедника ( проезд к заповеднику на авт.11, стоимость экскурсии - 50 руб). Телефон музея: 5-05-45, работает с 10.30 до 16.30, выходной - понедельник. Краеведческий музей находится по адресу: ул.Октябрьская,7, тел:6-04-45.

Вечером уехали на поезде N 181 Челябинск - Москва. Отправление из Миасса в 14.20 час. 20.30, в Москву приехали 17 августа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Колчин В. "Живые Ильмены", Челябинск , 1974
  • Масленников Е. и др. " Урал - туристская страна", Свердловск, 1964
  • " Очерки истории Челябинской области" ,ч.1 Челябинск, 1991
  • Старцев В.С. " По Южному Уралу и зауральским равнинам", М, Георафгиз, 1953
  • Сонин Л.М. " Люди и клады " Очерки истории геологических открытий на Урале. Челябинск, 1991
  • отчеты библиотеки МКК МосгорСЮТУР N 2, 182, 272, 320, 337, 410, 479,


Комментарии: Ваш комментарий:
2004-04-02 08:57:20 | Аноним | E-Mail
маршрут интересный!

2004-04-02 16:46:58 | MaximUl | E-Mail
Когда я читаю отчет по новому для меня району, то в первую очередь интересует общая идея похода. Т.е. почему выбран такой маршрут, какие интересные места и т.д.
Здесь этого к сожалению нет...

2004-08-23 20:51:55 | Андрей | E-Mail
Объясните, где здесь вторая категория? По моему, не тянет. Мы недавно там ходили. Это 1 к.с.


2004-08-25 10:11:06 | kandid | E-Mail
ну может для детской группы посчитали второй....

2004-08-25 19:53:12 | Вадим Семин | E-Mail
Ну, если забыть про переезды внутри маршрута и низкую напряженность, то на 2-ю тянет. Пешеходная 2-ка - это пара восхождений, а тут их вроде 4. Лес напишут... А вообще расчет прикладывать желательно.

2006-02-10 23:15:15 | Xatim | E-Mail
Лажевый поход.
Был там. Считаю что там ПВД, а не 2 или 1 категория сложности. Не заметил заметок о подъёме на г. Круглица (может пропустил), кажется они только на г. Ицыл поднимались.
И пройти расстояние р.Б.Киалим- пос. Тургояк можно за 1 день, а не за 3 дня.
Вобщем, сейчас там все сильно заезжано. Таганай, увы не впечатлил...


2006-05-24 14:09:44 | Ваше имя | E-Mail
А по-моему Таганай - это некатегорированные походы. Но места отличные, особенно северозападные склоны.

2006-06-01 22:33:45 | местный | E-Mail
Какая тут двойка? Из Златоуста до Миасса по данному маршруту проходится все за день, причем с запасом. Спортивный поход должен предполагать спортивный стиль прохождения дистанции. А если в день по два часа ходового времени... Ну погуляли, молодцы. Но к спортсменам то зачем себя относить?

2008-01-02 20:42:27 | нина | E-Mail
хочу найти виктора дмитриевича бочкарева он занимался сплавами по горным рекам примерно в 86гг.



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;