LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Осеннее утро
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

ОТЧЁТ о водном походе по р. Щугор, Северный Урал :: 2021

Отчет о водном походе по реке Щугор (Северный Урал)
с восхождением на вершину Тельпос-Из

 

Справочные сведения о походе

Сроки: 24 июня – 02 июля 2021

Нитка маршрута

гор. Вуктыл – трасса газопровода «Сияние Севера» - р. Щугор – в. Тельпос-Из – р. Щугор – р. Печора – дер. Усть-Щугор - гор. Печора

 

Протяженность маршрута: 310 км.

 

Маршрут на карте:
https://nakarte.me/#m=9/63.84006/58.55164&l=T&nktl=6W1xrKe8lFmQUnlBtG0mOw

 

схема маршрута

 

Состав группы

  • Бекетов Константин (Санкт-Петербург)
  • Тельнова Анна (Санкт-Петербург)

 

О маршруте

Целью маршрута было посещение высшей точки Северного Урала (Тельпос-Из, 1619 м), и прохождение реки Щугор с ее знаменитыми красивыми скальными обнажениями. На этой популярной уральской реке нам прежде побывать не доводилось. Поскольку тратить много времени на этот поход не хотелось, был выбран минимальный по протяженности и продолжительности вариант посещения Щугора с автомобильной заброской из Вуктыла по трассе трубопровода Сияние Севера. После изучения отчетов сложилось впечатление, что река позволяет совершать большие дневные переходы и можно пройти весь маршрут за неделю, плюс пара дней для восхождения на Тельпос-Из. Практика полностью подтвердила эту теорию. Безусловно, немаловажным фактором стало везение с погодой. На Тельпос-Из мы поднялись при идеальных условиях.

 

 

Критика национального парка

 

Весь маршрут нашего путешествия проходит по территории национального парка Югыд-Ва. Не углубляясь здесь в дискуссию о личном отношении к созданию закрытых для свободного посещения территорий, укажем лишь основные практические моменты, которые не понравились:

  • Стоимость. Пропуск в нацпарк + обязательная оплата проживания в избах и на стоянках + безальтернативная заброска = 8500 рублей с человека. Для сравнения: годичный (!) пермит во ВСЕ национальные парки США стоит 100$. А вот в Финляндии или Новой Зеландии национальные парки бесплатные... потому что национальные, наверное.
  • Низкое качество информации. Например, в брошюре по маршруту неточно указан километраж участков сплава между стоянками. Эта информация взята составителями из старого описания сомнительной адекватности, второй половины 90-х годов. Автор того описания сплавлялся на деревянном плоту, очевидно, что без GPS, и километры ему нашептывал внутренний голос. За прошедшие четверть века в парке не удосужились обновить информацию.
  • Всякие мелочи по устройству изб и стоянок, на которые мы не обратили бы никакого внимания, если бы ночлег не стоил как средний хостел. Нет дров, нет топора, - если бы мы могли сами решать, где останавливаться на маршруте и что делать при желании истопить баню, ощущение от пребывания на Щугоре было бы гораздо позитивнее.

 

О снаряжении

 

Мы использовали байдарку производства Акваграфика, модель Гарпун 4,9. Ее полная масса около 17 кг, что позволяет совершать перелет без перевеса, даже при ограничении в 20 кг. В один из рюкзаков влезает байдарка и часть сплавного снаряжения, второй участник кладет в рюкзак все бивачное и личное снаряжение. Продукты при таком раскладе закупаются на месте, кроме отдельных особо редких и дефицитных позиций вроде сублиматов.

 

Из личного водного снаряжения брали с собой спасжилеты, но не брали шлемы. Стоит отметить, что при прохождении Большой порога на Щугоре, особенно сходу и малоопытной группой, каски рекомендуется иметь. Странно, что нацпарк не заостряет на этом внимания. Из одежды для сплава мы использовали проверенные драйтопы производства фирм Gul и Palm; из неопрена только носки. Сплавляться по несложной реке уровня Щугора удобно в сандалиях типа Кроксов. Вещи на сплаве в легких гермах.

 

Бивачное снаряжение достаточно стандартное. Палатка 3-х местная NatureHike Hiby 3, весьма легкая для своих немалых габаритов. Несколько раз ее ставили даже внутри изб для большей защиты от комаров. Спальники пуховые Сивера Вежа+3, весом около 400 гр. Коврики надувные, тоже легкие модели.

 

Мы готовили все время на газу (баллоны купили в рыболовном магазине в Ухте), используя MSR Reactor с банкой 1.7 литра для кипячения воды и маленькую легкую горелку для варки. Варили в титановой кастрюльке объемом 0,9 л, она же одна из наших мисок. Костер ни разу не разжигали за ненадобностью; в избах нацпарка несколько раз топили печи (в основном для сушки вещей и общего антуража). Топор-пилу не брали, в избах и на стоянках обычно есть либо приготовленные дрова, либо инструменты (но не всегда).

 

Ремнабор и аптека минимальные по весу и объему. Из ремнабора пригодились клей и заплатки для байдарки. Аптечка не использовалась. На пешеходном выходе к Тельпос-Изу шли с телескопическими палками. На этом восхождении в качестве обуви – треккинговые ботинки. Для защиты от кровососущих насекомых применяли репелленты.

 

Для обеспечения приборов электричеством использовали пару заряженных дома повербанков. Навигация осуществлялась с помощью Garmin GPSMap 66st с закаченными в формате jnx спутниковыми снимками и топографическими картами, а также точками мест штатных стоянок (из Викимапии). Для экстренной связи на маршруте брали спутниковый телефон. фотографии в основном сделаны на Canon G7 mark II, частично на iPhone.

 

байдарка

Акваграфика Гарпун 4,9

Корпус лодки и два упаковочных ремня 10100 г. Каркас в упаковке сумма 3580 г. Две спинки 340 г. Два надувных сидения 1180 г. Помпа ножная с переходником 720 грамм, ремнабор, 400 грамм, заглушка багажного отсека 130 грамм.

в сумме 17 кг

палатка

NatureHike Hiby 3

Внешняя палатка: 910 г Внутренняя палатка: 620 г Каркас: 880 г

мокрая 2815 гр

MSR Reactor 1,7 л

 

 

480 гр

горелка газ

 

 

200 гр

баллоны газ

большие

2 шт

1040 гр

спирали от комаров

 

 

50 гр

кастрюлька варить

 

 

130 гр

ножовка Fiskars

 

 

250 гр

ведро Сплав

 

 

100 гр

эл. метеостанция

 

 

70 гр

газовый резак (розжиг)

 

 

100 гр

GPS

66St

 

275 гр

аккумы к GPS

 

 

200 гр

солнечная батарея

 

 

570 гр

минимальный ремнабор (швейка, инструмент, заплатки)

 

 

420 гр

аптечка

 

 

230 гр

График движения

дата

дни

Участок маршрута

характеристика участка, способы передвижения

км

23.06.21

0

а/п Ухта – гор. Ухта – гор. Вуктыл

Прилет в Ухту самолетом из СПб. Заезд в Вуктыл на рейсовом автобусе. Ночлег в Вуктыле на съемной квартире.

-

24.06.21

1

Гор. Вуктыл – газопровод – КПП «Верхний Щугор» - р. Щугор - ст. Понья

Получение пропусков. Заезд по трассе газопровода «Сияние Севера» на арендованной машине нацпарка. Сплав по маловодной реке с большим количеством проводок.

10,5

25.06.21

2

ст. Понья - р. Щугор – ст. Озерная

Сплав по реке Щугор, в начале участка - с небольшим количеством проводок на перекатах.

50

26.06.21

3

ст. Озерная – Большой порог – р. Щугор – ст. Торговая

Сплав по реке Щугор, прохождение порогов сходу. На порогах много камней, валы до 1 м, небольшие локальные бочки. Траектория движения не сложная.

42,5

27.06.21

4

ст. Торговая - р. Щугор – устье Сухой речки – оз. Тельпос

Сплав по реке Щугор без значительных препятствий до устья Сухого ручья, далее подъем пешком с бивачным снаряжением по лесу, тундре и курумникам к озеру Тельпос. Ночлег в палатке на берегу озера.

22,5

28.06.21

5

оз. Тельпос – в. Тельпос-Из – р. Щугор – ст. Глубник

Радиальный кольцевой выход на гору Тельпос-Из, траверс с Восточной на Западную вершину. Движение по осыпям и разрушенным скалам с элементами лазанья. Затем обратный спуск через Сухой ручей к р. Щугор и сплав по ней до стоянки Глубник.

24

29.06.21

6

ст. Глубник - р. Щугор – Овин-Камень – ст. Рублевая

Сплав по реке Щугор без значительных препятствий.

66

30.06.21

7

ст. Рублевая - р. Щугор – Верхние Ворота – Средние Ворота – ст. Мичабичевник

Сплав по реке Щугор без значительных препятствий, радиальный выход к водопаду в Верхних воротах.

62,5

01.07.21

8

ст. Мичабичевник - р. Щугор – КПП Щугор

Сплав по реке Щугор без значительных препятствий.

30

02.07.21

9

КПП Щугор – р. Печора - дер. Усть-Щугор – катер – гор. Печора

Короткий участок движения по р. Печора, далее на рейсовом катере в город Печора.

2,5

 

 

 

 

310

Описание маршрута

23 июня

 

Для того, чтобы попасть на Щугор, нужно сначала попасть в город Вуктыл, а попасть туда можно из Ухты. В Ухту из Питера ходит поезд (3000 рублей за плацкарт) и летает самолет компании Северсталь (7400 рублей с багажом). Отправляются они почти одновременно в 10 часов утра, но поезд приходит на следующий день в 19 вечера (в Вуктыл автобусы уже не ходят), а вот самолет через 2 часа уже приземляется в Ухте, и в тот же день можно оказаться в Вуктыле. И еще один тонкий момент – даже переночевав в Ухте, и сев на первый автобус отправлением в 7 утра, вы окажетесь в Вуктыле только в 11 утра, и после неспешного оформления документов в конторе нацпарка «Югыд-Ва» окажется, что проезд по газопроводу разрешен только до полудня, и сегодня вы уже опять не попадете на Щугор. Резюме: если времени жалко, то надо лететь.

 

Байдарка и снаряжение без проблем влезали в разрешенный вес багажа, газ мы купили в Ухте в рыболовном магазине (недалеко от автобусной остановки), а продукты в Вуктыле в обычной Пятерочке. Автобус идет между городами около 4 часов, дорога асфальтированная, но сильно разбитая; довольно много времени уходит на паромную переправу через Печору (фото 01). Транспорт переправляет один паром, а пассажиров – другой, причем за отдельную плату в 100 (кажется) рублей. В Вуктыле (фото 02) переночевали за 1000 рублей в заранее снятой по объявлению квартире.

 

24 июня

 

Утром посетили контору национального парка, оформили и оплатили посещение и транспорт. После этого сходили на квартиру за вещами, погрузились в «буханку» и погнали. Гнали не долго – через 20 км шлагбаум и КПП на въезде на компрессорную станцию газопровода. Здесь примерно полчаса снова оформляли документы, расписывались в бумажках и слушали инструктаж по ТБ. Наконец, массивные ворота отворились, и «буханка» уже с меньшей прытью поехала по грейдеру вдоль трассы трубопровода.

 

Езды до КПП «Верхний Щугор» около 3 часов, преодолевая по пути перевал через южную оконечность Тельпосского хребта (фото 03). КПП - это 2 дома и баня на берегу реки в стороне от основной дороги, а также беседка со столом. Один дом егерский, он закрыт на замок. Второй для туристов, с нарами и печкой, в нем мы приготовили обед и упаковались. Байдарку собрали под навесом ввиду намечавшегося, но так и не случившегося дождя.

 

Река в начале сплава мелкая и каменистая, почти сразу приходится прибегать к проводкам лодки (фото 04). На перекатах глубина совсем маленькая, так что байдарку нужно фактически поднимать и переставлять. На более узких участках русла удается плыть одному человеку верхом на деке, а второму остается идти по галечникам на берегу, благо это не сложно и зачастую быстрее.

 

На участке до впадения реки Понья встречается одно заметное препятствие. Через 8,5 км от старта в русле выраженная скальная плита, узкий проход под левым берегом. Слив высотой сантиметров 30-40. Сразу за плитой река делает поворот влево на 90°, и на правом берегу скальные выходы. Другого такого места на всем участке до Понья нет, так что ошибиться невозможно.

 

Через 2 км после этого порога слева широким потоком, не уступающим Щугору по водности, впадает Понья. На левом берегу на слиянии оборудованная стоянка национального парка, издалека видны информационные щиты над галечной отмелью. Оборудование состоит из туалета и жестяного навеса-беседки, а также кострища. Места для палатки неудобные, какие-то неровные. Мы вынесли из-под навеса ненужный нам стол и поставили палатку прямо в беседке на ровном дощатом полу (фото 05). Потом утром все вернули на место.

 

25 июня

 

Утром пасмурно, дождливо. Да и на пару ближайших дней прогноз не очень радостный. Сегодняшний переход – самый скучный на маршруте (ну, может с ним мог бы поспорить только финишный участок от Мичабичевника до устья, но там есть Нижние Ворота). Причем, если честно следовать правилам нацпарка, идти придется 50 км до следующей оборудованной стоянки Озерная. Для нас на байдарке такой переход не проблема, а вот как ходят детские группы на катамаранах – вопрос.

 

После впадения Поньи Щугор расширяется практически вдвое и заметно увеличивается водность. Проводок больше практически не требуется, за исключением пары мест в самом начале отрезка пути. Но мелководные перекаты сопровождают весь день и нужно внимательно выбирать линию движения. В какой-то момент в середине дня мы все-таки нашли свой острый камень и получили дырку в шкуре байдарки где-то в сантиметр длинной. Пришлось на удобной отмели ПБ вставать под дождем на ремонт, совмещенный с обедом и сушить шкуру газовым резаком. Чтобы не обедать под дождем, поставили палатку, и это сработало: - дождь прекратился.

 

Низкая облачность не позволяет увидеть окружающие горы. Щугор на своем меридиональном участке течет в широкой заболоченной долине, окруженной невысокими осыпными хребтами. Сквозь клочья тумана иногда видны фрагменты осыпей, но не более.

 

26 июня

 

Погода по-прежнему туманная и дождливая (фото 06). От Озерной 11 км до следующей стоянки Мора-Ю, которая по своему благоустройству аналогична предыдущей.  Еще через 6-7 км справа и слева на берегах небольшие (но яркие) таблички, по всей видимости, предупреждающие о приближении к Большому порогу.  С воды текст не прочитать.

Решили пройти порог сходу, поскольку по описанию «откровенного криминала» там нет, а препятствие длинное, и осмотр смысла не имеет. Большой порог состоит из 3-х ступеней; первая самая простая, вторая и третья по нашей воде примерно аналогичны по сложности. По сути, это крутопадающая шивера с обилием надводных и обливных камней. Камни крупные. Сложность препятствия и линия движения зависят от уровня воды.  У нас уровень был достаточно высоким, соответствующим началу лета, поэтому порог предстал мощной, но многоводной шиверой. Прошли чисто, но с достаточно активными маневрами. Валы до 1 метра высотой (то есть, в понимании большинства обычных туристов, ОЧЕНЬ большие), мощных бочек практически нет. После порога на ПБ «аварийная» стоянка Пороги.

 

После порога река бодро течет с отдельными перекатами, через 6 км слева близко к реке подходят склоны горы Шахтар-Орнарт. После впадения справа реки Волоковка где-то на ПБ остатки метеостанции Верхний Щугор; с воды ничего толком не видно, только развалины какого-то погреба у воды.

 

После глобального поворота Щугора на запад, обогнув гору Шахтар-Орнарт, открывается вид на более высокие горы Приполярного Урала и массива Тельпос-Из с многочисленными пятнами снежников. Погода у нас наладилась, видимость в значительной степени улучшилась. Справа несколькими рукавами впадает река Торговая. На правом, коренном берегу расположена стоянка Торговая. С основной реки она не особо заметна, на берегу стоит только стол, а изба находится в глубине леса (фото 07). Чтобы попасть на стоянку, надо подняться сотню метров по рукаву Торговой, перетащив лодку через устьевой перекат.

 

27 июня

 

Погода отличная, с берега в устье Торговой прекрасно виден массив Тельпос-Из (фото 08, фото 09). От устья Торговой до точки начала подъема к вершине Тельпос-Из 13 км, на этом участке Щугор быстро течет по долине, образованной слева горами Северного Урала, а справа – уже Приполярного. Река часто дробится на рукава, но проблем с выбором пути не возникает.

 

Наиболее удобный путь к вершине горы Тельпос-Из проходит по так называемому Сухому ручью. Такого названия на картах нет, информация отсюда: https://vk.com/@npyugyd_va-skazhite-kak-proiti-na-telpos

С реки никакого Сухого ручья не видно, но можно заранее забить точку в навигатор, пользуясь спутниковыми снимками, - так мы и поступили. В нужном месте высадились на берег, перепаковали рюкзаки для двухдневного пешеходного выхода, пообедали на галечной отмели (спасаясь от кровососущих) и спрятали байдарку в прибрежных кустах.

 

Первый участок пути от реки до начала Сухого ручья проходит по заболоченной пойме, густо поросшей кустами ивы. Двигаться приходиться исключительно по навигатору. Путь преграждают старицы, частично затопленные, частично просто заболоченные. Через несколько сот метров начинается более возвышенный коренной берег, поросший еловой и пихтовой тайгой. Здесь идти уже проще, и вскоре путь приводит к началу сухого галечного русла. Русло в нескольких местах завалено упавшими деревьями, но читается вполне четко и проблем в ориентировании больше не возникает (фото 10). Примерно через 500 метров сухое русло резко расширяется, начинается обширная полоса курумника (фото 11), тянущаяся более 1 км с небольшим постоянным подъемом до каньона с трехступенчатым водопадом (фото 12, фото 13).  Водопад обходится правым по ходу движения берегом; необходимо вылезти на полку по скользким скалам и мху, крутизной до 60°. Помогают кусты.

 

Выше водопада русло снова расширяется, начинается обширный снежник (к концу лета, скорее всего, он прекращает свое существование). Справа по ходу хорошо видно понижение в отроге, расположенном справа от замыкающего долину цирка. К этой седловине из долины поднимается полоса лиственничного леса. Подъем туда проходит по довольно крутому склону вдоль кулуара сезонного ручья. На широком платообразном седле заболоченные участки, отдельные последние лиственницы, - дальше леса нет (фото 14).

 

Путь в юго-западном направлении к озеру Тельпос проходит траверсом склона над долиной правого притока Щугора, следующего за Сухим ручьем. Склон пологий, но вначале этого отрезка мешают кусты и врезанные русла небольших водотоков, а потом начинаются обширные поля курумника (фото 15). Затяжной подъем приводит к озеру, которого не видно до самого последнего момента – оно скрыто за бугром. В наш сезон в озере еще плавают льдины.

 

Южный берег озера образован склонами горы Тельпос-Из, круто обрывающимися к воде; северный же берег пологий, здесь из озера через каменные поля вытекает ручей. На правом (ор.) берегу этого ручья мы поставили палатку, здесь можно найти ровные и сухие площадки (фото 16).

 

Поскольку до вечера было еще достаточно времени, прогулялись на перевал и отдельно стоящую вершину к западу от озера Тельпос. На перевал пологий подъем по тундре, курумникам, и немного по снежникам. От перевала вправо по ходу подъем на платообразную вершину; тут уже склон покруче, попадаются даже участки разрушенных скал. Но наверху практически горизонтальное плато, слегка заболоченное. С него открывается вид и на массив Тельпоса (фото 17), и на горы южнее верховий долины реки Филипп-Ёль (фото 18), и на долину Щугора. Видны и хребты Приполярного Урала, от Сабли до Неройки.

 

Обратный спуск к палатке проходил по пути подъема. Вечером из лагеря наблюдали острый пик Сабли в эффектном освещении (фото 21).

 

28 июня

 

Погода вновь отличная, повезло. Поднялись раньше обычного, поскольку сегодня нужно успеть и сходить на обе вершины Тельпос-Из, и вернуться к реке, и сплавиться до стоянки Глубник.

 

От места стоянки начинается пологий подъем вдоль восточного берега озера на северные склоны Восточной вершины с отметкой 1617 м. Весь путь проходит по крупному курумнику (фото 23). Подъем становится круче по мере набора высоты, и выводит на северо-восточный гребень. Отсюда хорошо видна Западная вершина с отметкой 1619 м. и ее северные склоны, рассеченные кулуарами со снежниками (фото 24). В одном месте гребень сильно сужается, необходимо пролезть траверсом с левой по ходу стороны несколько метров по крутой наклонной плите (фото 25). Выше гребень снова расширяется, стыкуясь с коротким юго-восточным отрогом, увенчанным характерным пирамидальным жандармом. От места их стыка начинается небольшое вершинное плато, увенчанное деревянным геодезическим сигналом (фото 27).

 

Рядом с геодезическим сигналом (вернее, его остатками) расположен тур с памятными табличками, вымпелами и тому подобным. Нашлась и банка сразу с несколькими вершинными записками. На юг вершинное плато крутыми скально-осыпными склонами обрывается к истокам рек Нярт-Сюю и Пятидырка; раньше в этом цирке залегал ледник Южный (самый южный на всем Урале), но сейчас остались только обширные сезонные снежники и несколько ярко-голубых озер, разделенных ступенями морены (фото 28).

 

Дальнейший путь от Восточной к Западной вершине Тельпос-Иза проходит вначале по постепенно сужающемуся плато; затем начинается острый скальный гребень с несколькими провалами, образованными выходящими наверх кулуарами. Двигаться по гребню без веревок не получается, пришлось спуститься немного на южную сторону и там траверсировать разрушенные скалы с осыпями и снежниками (фото 29, фото 30). Некоторые обходы скальных сбросов обнаруживаются не сразу, приходится поплутать. В целом этот участок в летних условиях вполне честно тянет на категорию 1Б. В одном из скальных понижений мы обнаружили кости и череп небольшого оленя. Хищники или потеря ориентации загнали его на вершину Тельпос-Иза, мы уже никогда не узнаем... Но мы были в тот день определенно удачливее этого оленя, и в конце концов вылезли на вновь расширяющийся гребень к Западной вершине. Здесь геодезического знака нет, но есть и тур, и снова таблички с вымпелами (фото 31). Западная вершина посещается гораздо реже Восточной; мы достали из тура записку от 2005 года тульских пешеходных групп под руководством А.И.Миллера и Ю.А.Савнина (фото 32). Судя по их записке, они совершили траверс Западной вершины в направлении с юга на север, спустившись к озеру Тельпос по крутому скальному гребню, который ограничивает цирк озера с западной стороны (фото 33).

 

Мы осмотрели этот вариант спуска сверху, и нашли его слишком сложным для движения без страховки. Поэтому решили спускаться на запад по осыпному склону в сторону истоков реки Филипп-Ель, и при первой же возможности, миновав сверху сбросы, уходить на север и северо-восток через разведанный вчера вечером перевал к озеру Тельпос и нашему лагерю. Западный осыпной склон имеет крутизну порядка 25-30°, через несколько сот метров он понемногу выполаживается. Склон сложен в основном достаточно устойчивым курумником, хотя попадаются и крупные живые осыпи. Выйдя на выполаживание, свернули вправо и по крутым разрушенным скалам, поросшим травой и мокрым мхом, спустились в долину притока Щугора, текущего параллельно реке Филипп-Ель. Из долины пологий травянисто-заболоченный подъем привел на уже известный перевал и далее к нашей стоянке. При спуске к озеру Тельпос вспугнули оленя, крупного самца (фото 35).

 

Пообедав и отдохнув в палатке, собрали лагерь и, повторяя свой путь подъема, пошли обратно к Сухому ручью и оставленной на Щугоре байдарке. По пути в лесной зоне сильно досаждали кровососущие насекомые, которых стало резко больше, возможно в связи с жаркой погодой.

 

Вернувшись к байдарке и обнаружив ее в целости и сохранности, не спеша переложили вещи из пешего в водный порядок и отчалили. До стоянки Глубник оставалось порядка 10-11 км сплава, полтора часа хода. В пути любовались вечерним освещением массива Тельпос-Из (фото 37, фото 39).

 

Стоянка Глубник расположена на ПБ в 1 км выше впадения одноименного правого притока Щугора. Вопреки нашим ожиданиям (и прайсу нацпарка), здесь не бревенчатая изба, а некий чум с длинным коридором-предбанником (фото 41). Внутри железная печь и несколько кроватей, которые удалось оттащить в один угол и поставить внутри помещения свою палатку.

 

29 июня

 

Переменная облачность, пасмурно. Дальнейший участок сплава по Щугору до стоянки Рублевая включает в себя немногочисленные достопримы: остров-останец Овин-Камень и скальные выходы после впадения правого притока Пристаньшор. Вначале прошли мимо оборудованной стоянки на ЛБ в устье Тельпос (избы здесь нет, только кострище и места под палатки). Примерно через 10 км подошли к Овин-Камню (фото 43).

 

За устьем реки Седью (левого притока Щугора) на ЛБ большая добротная изба, одноименная стоянка (фото 45). Изба выглядит весьма обжитой и часто посещаемой. Мы здесь остановились на неспешный обед. За Седью следует долгий невыразительный участок, и по берегам Щугора начинают проступать скалы. Это Пристаньшорский геологический разрез горных пород. К тому времени у нас полил сильный ливень (фото 47), в перерывах которого природа вознаградила нас радугой (фото 46).

 

Миновали оборудованную стоянку в устье Малого Патока, и еще через десяток км дошли до левобережной избы с большой стеклянной верандой. Это стоянка Рублевая. Здесь есть баня, но нет дров и топора. Палатку по уже сложившейся традиции поставили внутри избы на нарах. Ночью над рекой туман (фото 49).

 

30 июня

 

Ясно, небольшая облачность, порывистый ветер. Сегодняшний участок пути — самый красивый, интересный и богатый на впечатления на всем маршруте. Перед впадением Большого Патока Щугор прорезает возвышенность Мертвая Парма, образуя свои знаменитые Верхние и Средние Ворота. На самой реке никаких препятствий для сплава в этих каньонах нет, но они очень красивы и эпичны.

 

В Верхних Воротах (фото 50) основной аттракцион даже не сами скалы, а каньон правого притока Щугора, ручья Велдор-Кыртаёль. Его устье примерно посредине скального участка берега. В устье ручья мы оставили байдарку, и по тропе орографически левого берега ручья поднялись к каньону и водопаду. Это порядка 200 метров по протяженности. В каньоне привлекает внимание скальный палец-останец (фото 51). Тропа проходит между ним и материнской скалой, и затем по узкой полке над обрывом приводит к небольшой смотровой площадке напротив водопада. На самом деле, тут даже каскад водопадов (фото 52), просто без дрона этого снизу не видно.

 

Вдоволь нагулявшись в Верхних Воротах, поплыли десяток км до Средних ворот. Они самые грандиозные из всех на Щугоре (фото 56). Высота нависающей скалы левого

берега порядка полусотни метров (фото 57). Через пару км на правом берегу в устье ручья Шер-Кыртаёль расположена так называемая База Ихтиологов, - в настоящее время стоянка нацпарка. Здесь новая и старая избы, много утвари, книги, место для отдыха комфортное. Остановились в новой избе на обед, пережидая громыхавшую на западе, но так и не пришедшую к нам грозу.

 

Ниже базы ихтиологов интересных объектов на реке уже нет. Справа широким потоком впадает Большой Паток, почти равный по водности самому Щугору. Обозначенной на некоторых картах левобережной избы «Рыб. база» мы не увидели; правобережная «Совхозная» была на месте, но нас своим убранством не прельстила. Решили плыть до Мичабичевника, который чуть не проскочили мимо, пройдя большой остров по левой протоке, а изба стоит на правом берегу правого рукава реки.

 

Мичабичевник оказался обитаемым: тут находились двое инспекторов парка. Вообще, помимо основной огромной избы, в этом месте еще несколько жилых построек и баня, но мы по традиции просто поставили палатку в одной из двух комнат, пообщались перед сном с егерями, и замечательно переночевали под грохот нагнавшей-таки нас сильной грозы.

 

01 июля

 

Переменная облачность. За двумя поворотами реки от Мичабичевника расположены Нижние Ворота (фото 58, фото 61) — последнее интересное место на Щугоре. Перед скалами на острове у левого берега — палаточная стоянка, как бы запасная к Мичабичевнику. В левобережных скалах есть расщелины-гроты, в которые можно заплыть на байдарке (фото 60).

 

Дальше река откровенно унылая, но делать нечего — надо грести. От Нижних Ворот до деревни Усть-Щугор остается всего 30 км, и пройти их при желании можно за полдня, но рейсовый катер в Печору все равно только завтра в 9 утра, так что решили не спеша дойти до КПП Щугор и переночевать там в палатке рядом с домом егеря. Пришли туда к позднему обеду, общались с егерем, отсыпались.

 

02 июля

 

Утром рано встали по будильнику, быстро загрузились в байдарку и переплыли оставшиеся 2,5 км на левый берег Печоры. Река с быстрым течением, пожалуй, более сильным, чем у Щугора в устье.

 

Пристали к галечной отмели (фото 62). Деревня Усть-Щугор расположена на довольно высоком галечном берегу, и мы туда не поднимались. За оставшиеся до катера пару часов разобрали и даже почти просушили лодку. Катер пришел без опозданий, билеты купили на борту у капитана. Пассажиров было совсем немного (фото 63). В пути наиболее запомнившимся событием был вид с реки на далекий Саблинский хребет (фото 64), а также поломка судна, которая была нам только на руку, поскольку немного сократила время ожидания поезда на вокзале города Печора.

 

От места высадки с катера (фото 65) до вокзала доехали на городском автобусе. По очереди сходили в магазины, не выдали своих пристрастий транспортной милиции, дождались ночного поезда Воркута-СПб и благополучно отбыли домой. Поход окончен.

 

Итоги, выводы, рекомендации

 

Главный вопрос – стоит ли пройденный маршрут тех затрат, которых он требует. Пожалуй, здесь как в случае с Килиманджаро: и денег жалко, и ничего особенного, но галочка в биографии поставлена и удовлетворение получено. Не поймите меня неправильно: Щугор замечательная река, по ней приятно и быстро плыть на байдарке, береговые скалы производят неизгладимое впечатление, а Тельпос-Из красивая гора. Но ограничения, навязанные нацпарком и ведомственной дорогой по газопроводу перечеркивают все это. Все же туризм – это про свободу.

 

Фото 01. Паром через Печору.

 

Фото 02. Вуктыл.

 

Фото 03. Перевал на трассе газопровода.

 

Фото 04. Проводка байдарки на мелководных перекатах верхнего течения Щугора.

 

Фото 05. Стоянка Понья.

 

Фото 06. Типичный Щугор на участке меридианального течения.

 

Фото 07. Изба Торговая.

 

Фото 08. Щугор в устье Торговой.

 

Фото 09. Гора Тельпос-Из, вид от устья Торговой.

 

Фото 10. Русло Сухого ручья.

 

Фото 11. Вид вверх по долине Сухого ручья.

 

Фото 12. Каскад водопадов на Сухом ручье.

 

Фото 13. Каскад водопадов на Сухом ручье.

 

Фото 14. Граница леса на отроге по пути к озеру Тельпос.

 

Фото 15. Подъем по курумникам к озеру Тельпос.

 

Фото 16. Озеро Тельпос и Западная вершина Тельпос-Иза.

 

Фото 17. Массив Тельпос-Иза с запада.

 

Фото 18. Массив Тельпос-Иза с запада.

 

Фото 19. Озеро Тельпос.

 

Фото 20. Исток ручья из озера Тельпос.

 

Фото 21. Гора Сабля на закате.

 

Фото 22. Ночной вид на север.

 

Фото 23. Подъем на гребень Восточной вершины от озера Тельпос.

 

Фото 24. Цирк озера Тельпос, склоны Западной вершины.

 

Фото 25. Узкое место на гребне Восточной вершины.

 

Фото 26. Вид на Щугор с Восточной вершины Тельпос-Иза.

 

Фото 27. Возле тура на Восточной вершине Тельпос-Иза, вид на юг.

 

Фото 28. Вид с Восточной вершины Тельпос-Иза на цирк ледника Южный.

 

Фото 29. Скалы на траверсе от Восточной вершины Тельпос-Иза к Западной.

 

Фото 30. Скалы на траверсе от Восточной вершины к Западной.

 

Фото 31. Возле тура на Западной вершине Тельпос-Иза.

 

Фото 32. Записка с Западной вершины.

 

Фото 33. Вид всерху на острый северный гребень Западной вершины.

 

Фото 34. Скальный палец на северном гребне Западной вершины горы Тельпос-Из.

 

Фото 35. Олень на берегу озера Тельпос.

 

Фото 36. Олень на берегу озера Тельпос.

 

Фото 37. Вид на массив горы Тельпос-Из с русла реки Щугор.

 

Фото 38. Массив горы Тельпос-Из крупным планом.

 

Фото 39. Тельпосский хребет в вечернем освещении.

 

Фото 40. Берег Щугора у стоянки Глубник.

 

Фото 41. Стоянка Глубник.

 

Фото 42. Овин-Камень.

 

Фото 43. Овин-Камень.

 

Фото 44. Овин-Камень.

 

Фото 45. Стоянка Седью.

 

Фото 46. Дождь над Щугором.

 

Фото 47. Дождь.

 

Фото 48. Радуга.

 

Фото 49. Вечер на стоянке Рублевой.

 

Фото 50. Верхние Ворота.

 

Фото 51. Останец в каньоне ручья Велдор-Кыртаёль в Верхних Воротах Щугора.

 

Фото 52. Каскад водопадов на ручье Велдор-Кыртаёль.

 

Фото 53. В каньоне ручья Велдор-Кыртаёль.

 

Фото 54. Верхние Ворота, устье ручья Велдор-Кыртаёль.

 

Фото 55. Средние Ворота Щугора.

 

Фото 56. Средние Ворота Щугора.

 

Фото 57. Средние Ворота Щугора.

 

Фото 58. Нижние Ворота Щугора.

 

Фото 59. Гроты в Нижних Воротах Щугора.

 

Фото 60. Гроты в Нижних Воротах Щугора.

 

Фото 61. Нижние Ворота Щугора.

 

Фото 62. Финиш на берегу Печоры.

 

Фото 63. Интерьер рейсового катера на Печоре.

 

Фото 64. Река Печора, вдали Саблинский хребет.

 

Фото 65. Берег Печоры в одноименном городе.

 

 


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;