стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина

Краткий отчет о пешеходном походе по хребту Ганальские Остряки (п-ов Камчатка) :: 2021

Краткий отчет о пешеходном походе по хребту Ганальские Остряки (п-ов Камчатка), 13-18 сентября 2021 г.

Пройденный маршрут:

р. Вактан Малкинский – в. Юрчик (2057 м., 1Б) – перевал б/н (1280 м., 1А) – прав. исток р. Вактан Малкинский – пер. «С Дыркой» (1510 м., 1Б) – прав. приток р. Правая Авача – пер. «Кафки» (1230 м., 1А) – р. Правая Вахталка – пос. Северные Коряки

Трек маршрута

В сентябре 2021 года мы ездили на Камчатку в сложносочиненное путешествие. Первая часть была посвящена Ганальским острякам, и ниже дается описание именно этой первой части. Вторая часть путешествия включала вулканы Южной группы (Горелый и Мутновский). Третья часть - пеший переход через Авачинский перевал в Налычевскую долину и сплав по реке Налычевой на пакрафтах. Про третью часть можно почитать здесь.

Описание похода

13 сентября

Из аэропорта Елизово на двух арендованных машинах заехали по лесной дороге в долину реки Вактан Малкинский. От съезда с асфальта можно проехать вверх по долине около 5 км, дальше дорога становится доступной только для подготовленных внедорожников. От места высадки прошли по дороге вперед несколько сот метров до поляны на берегу реки и встали здесь на первую ночевку.

14 сентября

Продолжаем движение по дороге вверх по долине реки Вактан Малкинский среди лиственного леса. Через 4,5 км дорога приводит к большой стоянке и заканчивается. Влево отходит хорошо заметная тропа, которая сразу начинает набирать высоту в долину правого притока, берущего начало из цирка Ганальских Остряков под склонами горы Юрчик. Еще через 2,5 км подъема по тропе приходим к неочевидной развилке: отворот к альпинистским стоянкам резко вниз вправо, без навигатора легко проскочить мимо. Отворачиваем вправо, переходим два параллельных русла ручья, разделенных грядой со стлаником, и доходим до обширных полян и площадок, на которых обычно останавливаются участники альпсборов.

Тем временем погода активно портится, пошел мокрый снег, поднялся сильный ветер. После обеда устраиваем полудневку.

15 сентября

Утром погода отличная, холодно и ясно. Горы выше нашего лагеря слегка припорошены свежим снегом. Отлично видны и сами Ганальские Остряки (фото 01), и гора Юрчик (фото 02), на которую нам предстоит подняться.

От лагеря поднимаемся вверх вдоль русла ручья, который легко переходится по камням, но зато камни эти очень скользкие. Далее по травянисто-осыпному склону набрали высоту к гребню южного отрога горы Юрчик. Наверху отрога, судя по данным OSM, должна быть тропа, но по факту она не очень хорошо заметна. Впрочем, при хорошей видимости все очевидно и без тропы. Поднимаемся по гребню в направлении вершины, постепенно гребень становится узким и крутым, он сложен заснеженными осыпями и разрушенными скалами (фото 03). Периодически с обоих сторон гребня видны фрагменты тропы. В сухую погоду подъем не слишком труден; в нашем случае немного мешает свежий снег, из-за чего на скалах довольно скользко. Необходимо соблюдать осторожность. Последние 50 метров подъема наиболее сложны, крутизна склонов до 40°, есть участки скальных плит. Этот участок преодолели, подстраховывая друг друга.

На вершине обломки геодезического знака, облепленные инеем (фото 09). Площадка возле знака совсем не большая, с трудом на ней уместились всей группой. С вершины прекрасная панорама на далекие вулканы и хороший ракурс на башни Ганальских Остряков. Спуск до расширения южного гребня по пути подъема (фото 10), а далее решили спуститься прямо к истоку ручья, чтобы по пути посмотреть обозначенное на картах небольшое озеро у подножия стен Остряков. Озеро оказалось так себе, ничего примечательного, наполовину высохшая лужа. Вернувшись в лагерь, пообедали и собрались.

После обеда поднялись на перевал в правый приток р. Вактан Малкинский. Этот перевал позволяет срезать путь и миновать заросли стланика в долинах рек, но зато приходится набирать 260 метров высоты и сбрасывать почти 300 метров. Названия у перевала нет, или нам оно неизвестно. Подъем на перевал по крутому (до 40°) травянисто-осыпному склону, в дождь он может быть очень скользким и опасным. У нас погода сухая и подъем не сложен. С вершинки к западу от перевала открывается хорошая панорама на Остряки (фото 11).

Спуск с перевала положе подъема, можно идти понемногу траверсируя склоны влево, чтобы потерять меньше высоты. На дне долины в этом месте уже в основном заканчивается стланик, идти удобно. Выше долину перегораживает скальный ригель, подъем на него слева по ходу мимо симпатичного водопада. Выше ригеля долина пологая, хорошие места для ночлега (фото 12). Но решили подойти как можно ближе к следующему перевалу, чтобы увидеть его склон с вечера. Поэтому поднялись на следующий небольшой ригель, прорезанный каньоном ручья, выше уже начинаются снежники (фото 13). Слева по ходу на бугре над ригелем последняя хорошая травянистая площадка, встаем лагерем.

16 сентября

Утром погода ясная, холодная. Днем жарко и солнечно – настоящее «бабье лето».

От места ночевки сразу же вышли на пологие обширные снежники (фото 14), и по ним быстро подошли к взлету перевала в правый приток реки Правая Авача. Официального названия перевал не имеет, но среди туристов и альпинистов Петропавловска-Камчатского распространено определение «перевал с дыркой», поскольку в узкой щели на седле перевала застрял большой камень и под ним надо проползать.

От края снежника (или небольшого ледника) подъем на перевал проходит по крутой живой осыпи, необходимо соблюдать осторожность и правила преодоления камнеопасных склонов. Высота подъема небольшая, около 50 метров. Перевальная седловина представляет собой узкую щель с вышеупомянутым камнем (фото 15). Разместиться на седле большой группой невозможно, под камнем надо пролезать без рюкзака, протаскивая его за собой, а на спуск сразу же начинается крутая обледенелая осыпь.

Спуск в истоки правого притока Правой Авачи высокий, крутой и протяженный, перепад высот до пологих травянистых полей составляет около 450 м, и потом еще столько же вниз по долине до начала подъема по правому притоку к следующему перевалу в районе горы Замок. Спуск камнеопасный, необходимо двигаться плотной группой. Крутизна осыпи от 40° в верхней части до 25° внизу (фото 17). Верховья долины очень живописные, правый борт образован скальным массивом горы Замок (фото 20). Помимо пройденного нами перевала «с дыркой», из этой долины возможно еще несколько перевальный путей (фото 19, 21).

Перед границей леса приходится преодолевать неприятную полосу стланика и зарослей кустов, в высокой траве многочисленные камни и мелкие ручьи, местами скользко. В зоне березового леса идем вначале по левому, а затем по правому берегу реки по заболоченным террасам над руслом. Перед поворотом в долину правого притока остановились на обед.

Дальше по азимуту через густой лес с подлеском, стараясь максимально не терять и не набирать лишней высоты, срезали отрог на стрелке долин и вышли в русло правого притока. У границы леса начинается несложный каньон, который в сухую погоду без проблем проходится вдоль русла (фото 22). Подъем по ручью крутой, но вполне удобный, и приводит к травянистым склонам перевала в юго-восточном отроге массива горы Замок. Официального названия перевал не имеет, но в шутку его можно назвать перевалом Кафки в честь автора «Замка».

Подъем по травянисто-осыпному склону крутизной до 30° и высотой около 200 метров приводит на широкое седло с отдельными кустами стланика (фото 24). Спуск положе и меньше по высоте, чем подъем, внизу под склоном снежник и небольшое сезонное озеро (фото 25). На спуске вспугнули медвежье семейство: мамашу с тремя медвежатами. Дальше в долине удобные пологие травянистые увалы; отойдя от перевала на 1 км, остановились на ночлег на ровных площадках с видом на скальные иглы массива горы Замок (фото 26).

17 сентября

Погода по-прежнему сухая и жаркая. От места ночевки идем по пологим увалам (фото 27) до начала непрерывных кустов. Следующий участок – самый неприятный на всем нашем маршруте, скорость движения резко упала, приходится буквально продираться через заросли и высокую сухую траву. Наличие спутникового снимка в навигаторе большое подспорье для выбора пути по прогалинам и лугам. Несколько раз пересекли по камням рукава ручья, и примерно через 2 км окончательно вернулись на правый берег, где в начавшемся высоком березовом лесу удалось подсечь тропу. Тропа пропилена в кустах, но уже довольно давно, и сильно заросла травой (фото 28). На спуске с увала при выходе в долину Правой Вахталки тропа потерялась, но после обширного луга (фото 29) нашлась обозначенная на карте дорога. Сейчас она проезжаема только для квадроциклов.

На броде через правый исток Вахталки дорога на некоторое время потерялась, но быстро нашлась, и дальше уже стала более очевидной. После следующего брода, обратно на левый берег, остановились на обед. Брод несложный, ниже колена, можно просто переобуться в тапочки и перейти с самостраховкой палками.

После брода дорога автомобильная, пыльная. Местность довольно однообразная, но зато идти по дороге получается быстро и без усилий. Периодически в дорогу вливаются боковые отвороты. К вечеру дошли до запланированного места ночлега сразу за впадением Левой Вахталки. Брод через Левую Вахталку простой. Стоянка на развилке дорог – вправо более короткий путь в Северные Коряки, но сопряженный с дополнительными бродами; влево путь длиннее, но посуху.

18 сентября

От места ночлега идем более длинной сухой дорогой в поселок Северные Коряки. Дорога полого поднимается на гряду, набирая 150 метров по высоте, а затем также пологи сходит по оси гряды на равнину. На спуске открываются хорошие виды на Домашние вулканы (фото 30). Последние 4 км дорога прямая как стрела, идет среди бывших колхозных полей, затем она превращается в асфальтированное шоссе и приводит к автобусной остановке чуть в стороне от поселка. Автобус в Елизово ходит несколько раз в день.

Ганальские Остряки

Фото 1. Ганальские Остряки

гора Юрчик

Фото 2. гора Юрчик

южный гребень горы Юрчик

Фото 3. южный гребень горы Юрчик

Остряки с южного гребня горы Юрчик

Фото 4. Остряки с южного гребня горы Юрчик

Фото 10. спуск с вершины горы Юрчик

перевал между притоками Вактана Малкинского

Фото 11. перевал между притоками Вактана Малкинского

долина к перевалу с дыркой

Фото 12. долина к перевалу с дыркой

подъем к перевалу с дыркой

Фото 13. подъем к перевалу с дыркой

Фото 14. вид вниз с подъема к перевалу с дыркой

на седле перевала с дыркой

Фото 15. на седле перевала с дыркой

вид в долину правого притока Правой Авачи на спуске с перевала с дыркой

Фото 16. вид в долину правого притока Правой Авачи на спуске с перевала с дыркой

спуск с перевала с дыркой

Фото 17. спуск с перевала с дыркой

Фото 18. спуск в долину правого притока Правой Авачи с перевала с дыркой

в долине правого притока Правой Авачи

Фото 19. перевалы в верховьях долины правого притока Правой Авачи

Фото 20. в долине правого притока Правой Авачи

Фото 21. перевалы в верховьях долины правого притока Правой Авачи

каньон при подъеме к перевалу Кафки

Фото 22. каньон при подъеме к перевалу Кафки

вид назад на подъеме к перевалу Кафки

Фото 23. вид назад на подъеме к перевалу Кафки

Фото 26. гора Замок

на фоне Замка

Фото 27. на фоне Замка

тропа в долине левого притока Вахталки