На перевале к северу от Пайера

Горный поход 5 к.с. по Заалайскому хребту

Отчет о горном путешествии пятой категории сложности по Заалайскому хребту (западная часть), совершенному в июле-августе 2002 года.

Руководитель: Новик А.О.

IV.   Данные об участниках

V.    Перечень пройденных перевалов

VI.   Описание маршрута

•     Перевал Шивее (н/к, 3665 м.)
  •     Перевал Кызыл-Куль (1А, 4273м.)
  •     Перевал Крест Кызыл-Куль (3А, 5150, первопрохождение)
  •     Перевал Брод (1Б, 4800, первопрохождение)
  •     Траверс массива Сат (5900, 3Б, первопрохождение)
  •     Перевал Фронтовиков Западный (3А*, 5080, первопрохождение)
  •     Перевал Бугу (н/к, 3200 м.)

VII.  Высотный график

Подъезд:

г.Москва - г.Бишкек - г.Ош - к.Шивее

Активная часть маршрута:

к.Шивее - р.Шивее - р.Саз-Джайло - пер.Шивее (н/к 3665) - р.Кечу-Су (поднос заброски) - р.Кызыл-Куль - пер.Кызыл-Куль (1А, 4273) - р.Кызыл-Су (поднос заброски) - пер. Крест Кызыл-Куль (3А, 5100, первопрохождение) - лед.Мал.Кызыл-Су - пер.Брод (1Б, 4700, первопрохождение) - р.Кызыл-Су - лед.Кызыл-Су - пик Сат (3Б, 5900, траверс, первопрохождение) - лед.Сурхангоу - пер.Фроновиков Зап. (3А*, 5080, первопрохождение) - лед. Кечу-Су - р.Кечу-Су - р.Куль-Дук - пер.Бугу (н/к 3200) - к.Шивее

Отъезд:

к.Шивее - г.Ош - г.Бишкек - г.Москва

II. Введение.

В сезоне 2002-го года мы планировали провести летний отпуск в районе Западного Кокшаал-тау. Маршрут был тщательно продуман и заявлен. Однако судьба распорядилась иначе.

От руководителя: В день отлета я получил e-mail из Киргизии о том, что дороги за Карасаем размыло и подъехать к Кокшаал-Тау нам не удастся. Четверо из семи уже подъезжают к Бишкеку. Взяв картографическое покрытие почти всей Центральной Азии, от Кашгарского хребта до Матчи, уезжаю в аэропорт. Но карты - это так на всякий случай, ведь я уже почти наверняка знаю: мы пойдем траверс пика Сат, высшей точки западной части Заалайского хребта, не пройденный нами в 1998 году.

Никто из нас не жалел о том, что так вышло. Кроме Лёни, никто из участников не имел памирского опыта, поэтому для всех этот поход оказался очень полезен. Кроме того, район Западного Заалая один из самых красивых высокогорных районов СНГ, это своеобразные ворота Памира. Отсюда как на ладони видны замечательные вершины Центрального Памира – пик Корженевской, пик Коммунизма, Алтын-Мазарские альпы: Шильбе, Музджилга и Сандал, пики Москва и Ленинград. По характеру рельефа район относится к западно-памирскому типу. Южные отроги Западной части Заалайского хребта высоки и сильно расчленены, и в них могут быть пройдены интересные и технически сложные препятствия.

От руководителя: Мне хочется поблагодарить всех участников моего мероприятия за замечательное мужество и создание уникального психологического климата в группе. Отдельная благодарность моему спутнику по нескольким путешествиям, заместителю, однокурснику и другу Лёне Фишкису. Спасибо Анвару Хайрулину, который сильно помог нам в организации этого путешествия. Спасибо Аширу Кочконову, Мируле, Джафару и всем жителям кишлака Шивее.

III. Сведения о районе путешествия

Западным Заалаем принято называть часть Заалайского хребта, расположенную западнее перевала Терсагар. Этот участок Заалайского хребта имеет длину 64 км, при средней ширине 35 км. Высшие точки – пик Сат 5900, в.5781 и пик Сурхан-Гоу 5627 - расположены в цепи южных отрогов на водоразделе рек Кызыл-Су (Юж.) и Сурхан-Гоу. Западный Заалай имеет очень разнообразный ландшафт. Северный склон, обращенный к Алайской долине, прорезан руслами рек Тараша, Шиве, Кёль-Дук, Кант-Су и Гулома. Северные склоны - зелёные, заросли арчи и березы встречаются почти до концевых ледниковых морен, летом почти на всех из них ведётся выпас скота. Южные склоны сильно расчленены, круты и скалисты. Долины рек Дорадек, Кызыл-Су, Сурхан-Гоу, Сатсу, Ширвоза резко обрываются к Муксу и в летнее время трудно проходимы. Южные склоны суровы, растительность очень скудная. Западная часть Заалайского хребта обладает заметным оледенением (222 кв.км). Самый большой ледник – Кызыл-Су, 14 км; он сползает в долину Кызыл-Су, а свежие моренные отложения ледника спускаются по долине еще на 2 км. Почти все реки могут представлять сложности при переправах.

Большинство перевалов ледовые, реже скально-ледовые. Перевалы через Заалайский хребет, как правило, не проще 2Б, исключение составляет перевал Кызыл-Куль – 1А. Интересные возможности для первопрохождений имеются в южных отрогах хребта. Ледники северного склона, как правило, короткие, без ледопадов и фирновых полей. На ледниках, стекающих на юг, почти всегда имеются ледопады и фирновые верхние цирки.

Климат района, вообще говоря, сухой и устойчивый, типичный для Памира. На высоте около 3000м средняя температура июля +14-150С. На высоте более 5000м нужно быть готовым к морозам -15-200С. В середине августа обычно имеет место двух - трёхдневный период непогоды.

Животный мир района очень разнообразен. Здесь водятся архары, горные козлы, медведи, лисы.

Административно район принадлежит к Киргизии, граница с Таджикистаном проходит по Заалайскому хребту. Обстановка спокойная и стабильная. Местные жители гостеприимны и радушны.

Начинать походы по Западному Заалаю можно из посёлков Шивее и Дараут-Курган в Алайской долине. Они связаны с городом Ош автосообщением.

Район Западного Заалая начал посещаться с конца 50-х годов. Альпинистами район практически не освоен. Западный Заалай довольно редко посещается туристами, соседний пик Ленина притягивает к себе основное внимание. Между тем, этот район никак не уступает центральной части Заалайского хребта ни по красоте, ни по техничности препятствий.

По району известны следующие походы:

1971 (Молотков, Ленинград) – к.Шивее – р.Зап.Тараша – пер.Шеве-Даван (2А) – р.Сев.Джилантор – р.Юж.Джилантор – пер.Высокий (3А, п.п), сейчас 2Б – лед.Коорганды – пер.Коорганды (2А, п.п) – истоки р.Кызыл-Су – пер. Кызыл-Куль (1А), за заброской и обратно – пер.Сев.Мин-Теке (2Б, п.п.), сейчас 2А – пер. Таш-Бель (1Б, рад.) – р.Мин-Теке – р.Алтын-Дара – к.Дараут-Курган.

1979 (Лямин, Москва) – к.Шивее – пер.Шеве-Даван (2А) – пер.Таш-Бель (1Б) – пер.Кашка-Су – р.Кашка-Су – р.Мин-Теке – пер.Сев.Мин-Теке (2А) – р.Кызыл-Су – л.Мал.Кызыл-Су – пер.Саз (2Б, п.п.) – р.Саз – к.Шивее.

1994 (Чхетиани, Москва) - к.Шивее – заброска через пер.Шивее (н/к) в верховья р.Кечу-Су – пер.Кызыл-Куль (1А) – р.Кызыл-Су – лед.Сев.Кызыл-Су – ледопад+ пер.Наука (3А) – пер.Дальний (1Б-1Б*) – пер.Заалайский (3А) – пер.Купол (2Б) - пер.Зигзаг (1Б, рад.) – пер.ЦГТЭ (2Б) – пер. Энтузиаст+в.Сурхан-Гоу (траверс) 3А) – р.Кызыл-Су – пер.Кызыл-Куль (1А) – к.Шивее.

1995 (Лебедев, Москва) – к.Шивее – пер.Шивее (н/к) – пер.Дальний (1Б-1Б*) – пер.Заалайский (3А) – пер.ЦГТЭ (2Б) – пер.Сурхан-Гоу (2Б) – р.Кызыл-Су – пер.Кызыл-Куль (1А) – к.Шивее.

1995 (Братков, Москва) – к.Шивее – пер.Кызыл-Куль (1А) – заброска на р.Мал.Кызыл-Су – пер.Таш-Корой (3А) – пер.Шивее (н/к) – пер.Фронтовиков (3Б) – лед.Сев.Кызыл-Су – пер.1500 лет г.Киеву (2А) – л.Мал.Кызыл-Су – л.Кызыл-Су – восхождение на п.Сат по хребту через ребро в.5781 (3Б, рад.) – р.Кызыл-Су – пер.Кызылташ Юж. (3А) – р.Алтын-Дара – к.Дараут-Курган.

1997 (Лебедев, Москва) – к.Шивее – пер.Шивее (н/к) – р.Кечу-Су – пер.Дальний (1Б-1Б*) – л.Кёль-Дук – пер.Заалайский (3А) – пер.Купол (2Б) – пер.ЦГТЭ (2Б) – пер.Сурхан-Гоу (2Б) - л.Ю.Кызыл-Су – р.Кызыл-Су – пер.Льва Пучкова (2Б, п.п.) – л.Дарадек – пер.Людмила (2А) – р.Кашка-Су – р.Алтын-Дара - …

1998 (Новик, Москва) - к.Шивее – р.Шивее – р.Саз-Джайлоо – пер.Шивее (н/к, 3665) – р.Кечу-Су (поднос заброски) – р.Кызыл-Куль – пер.Кызыл-Куль (1А, 4273) – р.Кызыл-Су – лед.Мал.Кызыл-Су – пер.Саз (2Б, 4795) – пер.Шве (3Б, 4892) – лед.Сев.Кызыл-Су – озеро 3716 – лед.Юж.Кызыл-Су – пик Сат (3А, 5900, рад.) – пер.Сурхангоу (2Б, 5295) – лед.Сурхангоу – пер.Фронтовиков (3Б, 5150) – р.Кечу-Су – пер.Ионова (3А, 4800, п.п.) – пер.Купол (1Б, 5013) – пер.Заалайский (3А, 4739) - лед.Кёль-Дук – р.Кёль-Дук – пер.Бугу (н/к, 3200) – к.Шивее

IV. Данные об участниках

Ф.И.О. Год Адрес Туристский опыт Должность в группе
Новик Александр Олегович 1974 г. Москва, Севастопольский проспект, 46-5-348, т. 332-2808 VI ГР Южн. Тянь-Шань, VI ГР Зап. Заалай,

VI ГР Вост. Заалай

Руководитель
Фишкис Леонид Викторович 1974 г. Москва, Затонная ул. 14-2-101,

т. 114-54-64

VI.ГУ Вост. Заалай,

V ГУ Матча

Медик
Танхилевич Евгений Борисович 1979 г. Москва Варшавское шоссе 104–67 III ГУ Сев. Тянь-Шань, IV ГУ Южн. Тянь-Шань, IV ЛУ Пол. Урал Завхоз
Островский Яков Николаевич 1978 г. Москва, ул. Халтурина 13-148. III ГУ Сев. Тянь-Шань, IV ГУ Южн. Тянь-Шань, Фотограф
Гладилин Сергей Александрович 1980 г. Москва, ул. Расплетина 20-14 III ГУ с элем. IV Кавказ Зав. снар.
Пантелеева Ксения Михайловна 1982 г. Москва, Коломенский пр. 8-3-282 III ГУ Кавказ,

III ЛУ Хибины

Участник
Привалов Владимир Владимирович 1982 г. Москва Каширское шоссе 4-1-197 III ГУ Кавказ,

IV ЛУ Пол. Урал

н/к

VI. Описание маршрута

Начало пути

В день отлета я получил e-mail из Киргизии о том, что дороги за Карасаем размыло и к подьехать к Кокшаал-Тау нам не удастся. Четверо из семи уже подьезжают к Бишкеку. Взяв картографическое покрытие почти всей Центральной Азии, от Кашгарского хребта до Матчи, уезжаю в аэропорт. Но карты - это так на всякий случай, ведь я уже почти наверняка знаю: мы пойдем траверс пика Сат, высшей точки западной части Заалайского хребта, не пройденный нами в 1998 году.

11 июля. Рано утром самолет приземлился в Бишкеке. На склонах Киргизского хребта уже бледная заря. После короткого, но эмоционального торга мы уезжаем на такси в офис “Тянь-Шань Тревел”. После получения погранпропусков едем на Ошский рынок договариваться о транспорте в Ош. С нами группа Данилы Попова. Все влезаем в “Газель” и “Копейку”. Без приключений доехать не удалось: ночью, под Таш-Кумыром, “Копейка” чуть не попала под груженый "Камаз", а едущим на “Газели” пришлось сменить три машины, прежде чем они попали в Ош. Выехав из Бишкека в 12.00, “лидеры” прибыли в Ош к 6.00 утра, а “аутсайдеры” в 13.00. В Бишкеке нам сказали, что пока мы едем в Ош, пропуска будут переоформлены в Алайскую долину. Остаток дня гуляем по Ошу и ни о чем не беспокоимся. Утром встречаем Анвара Хайрулина: машина нас уже ждет, но пропусков почему-то нет. Едем мы в этом году как-то тяжело, словно преодолевая какое-то невидимое сопротивление. Вместе с Анваром едем в погранотряд, нам идут навстречу и приказом переоформляют пропуска. Около 11.00 наконец выезжаем. Едем быстро и без приключений. Когда приезжаем в Шивее, уже совсем темно. Ночь тёплая и звездная. С Аширом встречаемся на дороге у его дома. Даже в лунном неясном свете на то чтобы узнать друг друга уходит всего полсекунды. Через 10 минут мы уже сидим у Ашира в доме и ведем разговоры об общих знакомых (здешних и московских), погоде и семьях. Мы уже на памирской земле, здесь удача нас не оставит.

14 июля. С утра перетряхиваем все вещи с целью оставить все лишнее у Ашира. Наконец выступаем (Ф.1). Начало мероприятия стандартное, такое же как в 1994 и 1998 году. Договариваемся насчет лошади и ишака, чтобы добросить груз к устью р. Саз, это место у киргизов Шивее называется Кош – Таш. В рюкзаках оставляем только личные вещи, остальное грузим на лошадь и ишака. В 8.00 выступаем. За 2 перехода по отличной тропе правого (ор.) берега доходим до р. Саз, переправившись у её устья по мосту через р. Шивее. В коше у слияния рек оставляем все вещи, кроме заброски третьего кольца. С собой берем только спальники, палатки, продукты на 2 дня, заброску и горелки. В коше пьём чай, после чая Ашир уезжает, мы допаковываемся и уходим вверх по долине р. Саз, по левому берегу. За чаем впервые звучат разговоры о минах в долине Куль-Дука. Во время конфликта 1999-го года участок границы с Таджикистаном, проходящий по левому борту долины, был заминирован. В прошлом году на мине подорвались два местных охотника. Через переход останавливаемся у реки под арчой, подкошенные жарой. В 16.00 по спадающей жаре выходим. За 2 перехода доходим до мощного селевого выноса с левого борта. Еще через переход встаем на ночлег, перед началом подъема на перевал Шивее.

Перевал Шивее (н/к, 3665 м.)

15 июля. Сегодня нам предстоит отнести заброску под ледник Кечу – Суу через перевал Шиве (н/к, 3665 м). Коша, который был в 1998 году под перевалом, уже нет. Подъем возможен по тропе и по ручью, текущему с перевала. После первой трети подъема эти пути сливаются. За 2 перехода, набрав 500 метров высоты, выходим на перевал. С широкой седловины перевала спускаемся по тропе, забирая налево. Тропа серпантином преодолевает крутой сай, сразу после этого – гнилое озеро – лужа. Дальше спуск становится круче; по заросшему арчой склону спускаемся на уютную поляну, окаймленную зарослями арчи. Тропа приводит еще к одному саю, с очень крутыми бортами. Преодоление его не по тропе невозможно. По дну бежит маленький ручей. До сая спускались один переход от седловины. После сая тропа выходит на террасы правого берега. Нужно идти, не спускаясь к реке, иначе придется облезать прижим, тот самый, который в 1994 году мы с Отто Чхетиани и Андреем Бринзовым безуспешно пытались пройти у воды. Напротив долины, ведущей к перевалу Дальний (1Б), очень красивая поляна рядом с характерной, растущей шатром арчой (Ф.3,4). Ещё через переход плавно спускаемся к реке и переходим вброд на другой берег. Река здесь разбивается на несколько рукавов. Поднимаемся по левому (ор.) карману ледника Кечу-Су и через переход обедаем и оставляем заброску на конечной морене западной ветви ледника. Назад идем быстро, почти без остановок. На перевале мы в 16.00. Спустившись с перевала, проходим еще один напряженный длинный переход – и в густеющих сумерках мы возвращаемся к кошу у слияния рек, где оставили вещи. Пьём чай, айран, едим лепешки и каймак. На поляне чуть ниже коша ставим палатки и ложимся спать.

16 июля. Утром без завтрака собираемся и с основательно потяжелевшими рюкзаками в 8.35 уходим вверх по долине р. Кызыл-Куль. Идём по правому берегу, перейдя реки Саз-Джайлоо и Кёль-Дук по мосту. За два перехода доходим до коша Ашира у впадения р. Тер-Аша. У коша тропа по мосту переходит на левый берег. Ещё два перехода проходим по зелёным моренным холмам, минуя замечательной красоты луковые поляны, и на удобных травянистых площадках в 14.00 останавливаемся на полуднёвку. Остаток дня загораем и ничего не делаем. С утра нам предстоит переправа на другой берег.

Перевал Кызыл-Куль (1А, 4273м.)

Перевал Кызыл-Куль - один из простейших перевалов через Заалайский хребет. Им часто пользуются местные охотники, в последнее время он активно используется для переброски наркотиков. В 30-е годы местные жители, пытавшиеся убежать в Афганистан, попали на перевале в засаду НКВД и были перебиты. Перевал не представляет никакой технической сложности, хотя могут возникнуть некоторые трудности с его нахождением.

17 июля. Выходим в 8.30. Переходим на правый берег и за первый переход поднимаемся на крутой осыпной ригель. Перепад высоты около 200м. Тропа уже не очень хорошая, за следующий переход доходим до небольшого каньона на реке, рядом с правого борта сходит маленький снежник. Ещё за один переход  поднимаемся в висячий цирк перевала, начиная с этого места, все покрыто сплошным слоем снега. За два перехода, проваливаясь по колено, выходим на перевальное плато и здесь обедаем (Ф.5). Время 15.00. Перевальная  точка находится в юго-восточном углу плато. На перевале очень много снега, гораздо больше, чем в 1994 и 1998-ом. Всё белым-бело (Ф.6). Красивейшее озеро на перевальном плато бесследно исчезло под снегом. Перед ужином поднимаемся на близлежащие склоны чтобы осмотреть окрестности: до самого каньона долина Кызыл-Су закрыта снегом. Долго рассматриваем предстоящий нам гребень. Он выводит к нехоженым еще вершинам, стоящим в верховьях ледника Малый Кызыл-Су.

18 июля. Относим заброску вниз по Кызыл-Су и возвращаемся на перевал. Долина Кызыл-Су и окрестные склоны почти полностью в снегу. По пути еще раз просматриваем варианты подъема.

Перевал Крест Кызыл-Куль (3А, 5100, первопрохождение) и восхождения на пики Кызыл-Куль Восточный и Западный

Перевал Крест Кызыл-Куль связывает долину Кызыл-Су и верховья ледника Малый Кызыл-Су. Для прохождения перевала был выбран снежно-ледовый восточный гребень, выводящий на высокую седловину между двумя вершинами близкой высоты (Кызыл-Куль Восточный и Западный). Гребень очень острый, хотя и некрутой, на нем много карнизов, поэтому он требует почти непрерывной попеременной страховки. Основным препятствием на гребне является большой жандарм, который надо обходить по очень жесткому и крутому ледовому склону. Спуск с перевала по снежно-ледовому склону с применением перил.

19 июля. Выходим в 8.30. За первый переход поднимаемся на ледник, лежащий в западной части плато верховий р. Кызыл-Су (Ф.7). Еще раз просматриваем возможные пути прохождения перевала и начинаем подъем на восточный гребень. За 2 перехода в связках пересекаем ледник и проходим 30є снежный склон. Идется довольно тяжело: жарко и нет еще хорошей акклиматизации. На гребне снег уже раскис, проходим 2 перехода по острому гребню с попеременной страховкой. Тропёжка по колено и выше. Не спеша обедаем (Ф.8). По высоте набрали около 500 метров. Во избежание обострений горной болезни, принимаем решение дальше не лезть и начинаем копать площадки под палатки. Ночёвка.

20 июля. Выходим в 7.30. Проходим несколько снежных надувов (попеременная страховка) - глубокий снег крутизной до 45є - и выходим к ледовому взлету. Склон подрезан бергшрундом. Крутизна над бергшрундом 45є - 50є, в верхней части - до 70є. Лёд очень жесткий и присыпан 20 - 30 сантиметрами рыхлого ажурного снега. Провешиваем 2 верёвки. Склон заканчивается снежным карнизом. Закрепить перила негде. Идущий первым уходит за перегиб, и все идут по верёвке, закреплённой на ведущем. Когда группа собирается наверху, устраиваем перекус. Дальше гребень изобилует карнизами, поэтому движемся осторожно, с попеременной страховкой или по перилам (Ф.9). Один раз из-под ног ведущего уходит большой фрагмент склона, и ведущий почти повисает на страховке. Ночёвку организуем также с перильной страховкой, выкапывая площадки в крутом снежном склоне. По перилам развешены рюкзаки и происходит передвижение от палатки к палатке.

21 июля. Выходим в 7.30. Проходим переход по гребню - здесь он кончается и переходит в широкий снежный склон 45є - 50є. Последний участок гребня самый неприятный, приходится двигаться по самой линии отрыва карниза. Склон уже освещен солнцем, поэтому очень быстро снег перестает держать. Глубокая тропёжка в связках. В конце склона вешаем верёвку. В 11.00 мы на перевале. Осматриваемся и делаем короткие радиальные выходы на снежно-ледовую вершину Крест Кызыл-Куль Восточная (5150)  и скальную - Крест Кызыл-Куль Западная (5130) (Ф.10). Спуск с перевала - снежно-ледовый склон 40є (Ф.11). Верёвки сначала крепим на буре-самосбросе, потом на ледорубе до выполаживания склона, откуда ногами спускаемся до морены ледника Малый Кызыл-Су, где и ночуем. Планируем на завтра восхождение на пик Козкурган (Ф.12).

Прохождение долины ледника Малый Кызыл-Су, перевал Брод (1Б, 4700, первопрохождение), ледник Кызыл-Су

Ледник Малый Кызыл-Су сильно разорван в средней своей части и легко переходится в верховьях и в нижней части. Двигаться вдоль ледника удобно по левой (ор.) боковой морене. Прохождение снежно-осыпного перевала "Брод" позволяет избежать непростого брода через реки Малая Кызыл-Су и Кызыл-Су в месте их слияния. Спуск с перевала выводит в долину р. Кызыл-Су выше каньона, там, где река течет по широкой галечной поверхности, разбившись на несколько рукавов.  При движении в низовьях ледника Кызыл-Су ледопад лучше обходить с правой (ор.) стороны.

22 июля. С утра ждем погоды - пик Козкурган в облаках. Выходим через 1.5 часа (около 7.30), с собой, кроме снаряжения, берем только пуховки и перекус. За первый переход пересекаем ледник, лавируя между трещинами, и начинаем подниматься на восточный гребень. Путь подъема был выбран еще вчера - это одно из немногих мест на гребне где нет карнизов. Склон пересекает здоровый бергшрунд. Аккуратно проходим его и продолжаем тропить наверх. Тропёжка очень глубокая, по пояс, и это при том, что солнце только показалось, а мы находимся в самом начале маршрута. Проходим так 100 метров и, посоветовавшись, решаем прекратить восхождение. Возвращаемся в лагерь и устраиваем полуднёвку. После обеда идем вниз по левой (ор.) боковой морене ледника (Ф.13). Ледник очень причудливо разорван. Периодически смотрим на ближайший к нам осыпной склон и скалы над ним - возможен сход камней. Не доходя до конца ледника (напротив перевала "1500 лет г. Киеву"), замечаем простую седловину слева и решаем посмотреть, нельзя ли использовать этот перевал для замены брода через реки Малая Кызыл-Су и Кызыл-Су (Ф.15). Поднимаемся на седловину налегке, погода портится, в разрывы облаков просматриваем спуск с другой стороны перевала и возвращаемся на морену. Ночёвка.

23 июля. Сегодня нам предстоит забрать заброску из долины реки Кызыл-Су. Выходим в 8.30. За 1 час поднимаемся на перевал, столько же времени занимает спуск. Спускаемся вначале по крутому снежному склону, надев кошки, а затем по крутой осыпи, перекрытой внизу мощным лавинным выносом. Легко переходим р. Кызыл-Су и через полчаса доходим до заброски. Обратный путь занимает почти вдвое больше времени. Остаток дня разбираем заброску.

24 июля. Выходим в 8.00. За два перехода пересекаем ледник. По пути нам встречается ледниковое озеро с обычной для этих мест красной водой. По правому берегу реки Малая Кызыл-Су спускаемся к слиянию с Кызыл-Су. Здесь есть хорошие площадки и много ручьев с чистой водой. Идем вниз по Кызыл-Су, скоро тропа уходит в мощный курумник (Ф.17). Еще переход, и мы спускаемся к красивому горному озеру, совсем близко от ледника Кызыл-Су. Не отказываем себе в удовольствии устроить полуднёвку в этом чудесном месте.

25 июля. Выходим в 7.00. За переход поднимаемся на покровную морену ледника Кызыл-Су. Через 2 перехода по ней обходим справа (ор.) ледопад и выходим на открытую пологую часть ледника. Еще через 2 перехода - обед. После обеда движемся в связках, ледник становится закрытым. Ночевка на выполаживании ледника перед перевалом Сат (Ф.18).

Траверс массива Сат (5900, 3Б, первопрохождение)

В массив пика Сат, кроме самого пика Сат Главный (5900), мы включаем следующие вершины (с востока на запад): в.5781, в.5820, в.5840 и в.5740. Плато пика Сат представляет собой треугольник, в вершинах которого находятся вершины 5840 (далее Сат Средний), Сат Главный (5900) и в.5740. Нам удалось подняться с Востока на в.5781, пройти траверсом вершины 5840 и 5820 и через в.5740 спуститься на Восточную ветвь ледника Сурхангоу. Спуск на ледник Сурхангоу представляет основную сложность при прохождении этого массива.

В 1996 году Ю.Братков поднимался через в.5781 на пик Сат (без прохождения траверса), но его оценка категории сложности подъёма (3Б) кажется нам несколько завышенной.

26 июля. Первоначально в наши планы входили: сквозное прохождение пер. Сат (2Б, 5013) и подъем на плато по нехоженой Юго-Восточной стене пика Сат. Но кулуар, ведущий на седловину перевала, показался нам явно лавиноопасным (в верхней части мощные нависающие карнизы), и мы приняли решение подниматься прямо на пик 5781 (Ф.19). Ко всему прочему, жарко и очень много снега. На просмотр перевала с различных точек и на выработку дальнейшей линии движения уходит полтора часа. Подъём начинается прохождением ледового языка крутизной 40-450 (открытый лед – 3 верёвки), затем склон несколько выполаживается, и в небольшой ледовой мульде мы останавливаемся на обед (Ф.20,21). Во время обеда провешиваются три верёвки, ведущие на Cеверо-Восточный гребень в.5781 (открытый лед крутизной 400). Далее склон становится заснеженным и несколько более пологим. Снег уже раскис и держит довольно плохо. Вскоре на нашем пути большой бергшрунд, преодолевать его по мостам из раскисшего снега желания нет, и в 18.00 мы встаем на ночлег на краю бергшрунда. В 100 метрах от нашего лагеря свежий лавинный конус. Завтра нужно выйти пораньше.

27 июля. Выходим в 7.30 и продолжаем подъём на гребень. За переход, набрав около 150 метров высоты по снежному склону крутизной около 350, уже начавшему раскисать, выходим на гребень. По гребню  тропёжка меньше, и мы идем быстрее. Вскоре гребень становится круче, появляется чистый лёд. По ледовому ребру крутизной 40 - 450, навесив три верёвки перил, выходим на скальный вершинный гребень (Ф.22). По несложному скально-осыпному гребню проходим траверсом вершину и, выйдя на снежный склон, спускаемся на седловину между в. 5781 и  в. 5820. Холодно и дует сильный ветер. Ночёвка.

28 июля. Сегодня по плану мы должны выйти на плато Сат, сходить радиально на пик Сат (5900, с плато сложность восхождения 2А) и начать спуск на ледник Сурхангоу. В 7.00 склон уже освещен солнцем. Опять тропим выше колена. За два часа, набрав около 200м., выходим на в.5820. На вершине находимся достаточно долго (Ф.23). Перед нами на юге весь Памир. Видны пики Коммунизма, Корженевской, Москва, Ленинград. Вершину, на которую мы вылезли, называем Сат Восточный. В двухстах метрах на юго-запад от нас вершина 5840, за 15 минут по простому снежному склону добегаем до нее и складываем тур. Ее предлагается назвать Сат Средний. За получасовой переход, траверсируя склоны в.Сат Средний, доходим до седловины между Сатом Средним и Главным (Ф.24). Отсюда пойдем на вершину (Ф.25). Путь уже знаком по 1998-му году. Сначала подход по снежному склону (350 , 200 метров), затем две верёвки перил по ледовому склону (450) на предвершину и еще две - по почти горизонтальному, но очень острому снежному гребню на вершину. Весь подъем занимает около полутора часов. С юга быстро приближается сплошной фронт тяжелых туч. Время 15.00. Погодный катаклизм кажется неизбежным. Спустившись на седловину, быстро ставим лагерь и обедаем. Через полтора часа тучи проносит, но идти куда-либо уже поздно. Ночёвка.

29 июля. Выход в 8.00. Начинаем движение в направлении вершины 5740. Через переход мы на вершине. Начинаем движение по ее северному гребню в направлении перевала Сурхангоу. Гребень скальный и довольно узкий, идем с попеременной страховкой. Вскоре на гребне начинаются крутые сбросы. По результатам просмотра 1998 года ясно, что продолжая движение по этому гребню, мы должны будем повесить несколько верёвок перил по крутым разрушенным скалам. Погода заметно ухудшилась: гремит гром, электрические разряды шипят на скалах. В такой ситуации кажется разумным уйти с острого скального гребня. Мы сворачиваем на гребень, идущий на запад, на ледник Сурхангоу. Три верёвки по льду вдоль гребня вниз. Первая закреплена петлей на скалах, остальные на буре-самосбросе. Четвертая верёвка выводит нас на маленькую площадку под скалой. Видимость оставляет желать лучшего. Место хорошее: защищенное от лавин и молний. Неплохо бы прекратить движение, но места нет даже под одну палатку. Время 13.00. Обедаем. После обеда решаем продолжить движение. Когда мы проходим еще четыре верёвки, видимость снижается до 20 метров и  усиливается снегопад. Внизу под нами угадывается мощный ледовый сброс. Во время короткого (20 сек.) улучшения видимости удается сориентироваться на склоне: мы взяли влево от гребня и идем прямо вниз, на ледовые сбросы цирка вершины 5521. Идем траверсом над сбросами в направлении гребня. Проходим три верёвки. Хотя на склоне довольно много снега, но, так как внизу многометровые сбросы и  периодически сходят небольшие лавинки из свежего снега, необходимость в перильной страховке самая острая. Выходим на гребень, он ледовый, крутизной около 300. Время около 17.00. Рубить ледовый склон очень не хочется. К тому же, при  усиливающемся  снегопаде,  место не самое удачное – может зацепить лавиной. Идем дальше по некрутому скально-осыпному гребню. Местами участки льда, так что лучше идти в кошках. Метров через 500 гребень крутыми скальными сбросами уходит вниз. Мест для ночевок нигде на гребне нет. Сначала кажется, что придется ночевать без палаток прямо на гребне. Подумав, решаем все-таки кинуть верёвку вниз - направо, в направлении следующей к северу камеры ледника Сурхангоу. В случае если с нее ничего увидеть не удастся, мы ничего не теряем, всегда можно подняться на одну верёвку вверх. Подходящих выступов для продергивания верёвки через петлю нет, и мы вынуждены оставить бур. При этом, чтобы не сдернуть на себя кучу камней с гребня, приходится делать очень длинную петлю, которая заканчивается уже на льду. Верёвка сдергивается без проблем. Еще одна перильная траверсная верёвка выводит нас к осыпным покрытым свежим снегом площадкам. Они почти идеальны – ровные и защищены скалами. Удача, но, безусловно, заслуженная. Быстро ставим лагерь. Идет снег, на скалах шипят электрические разряды. Металлическое снаряжение приходится локализовать. Почти всю ночь - снегопад.

30 июля. Утром не спешим, сказывается усталость предыдущего дня. Тепло и яркое солнце на ясном небе. До тела ледника, кажется, не так уж далеко. Видимо, основная по сложности часть спуска уже позади. Сначала делаем попытку идти на три такта. Под 10-ти сантиметровым слоем снега – лёд. Снова вешаем перила. Постепенно из долины Сурхангоу поднимаются тучи. Третья верёвка концом уходит на скальный сброс. То, что видно под сбросом, оптимизма не внушает – ледовая рвань и следы обвалов. Берем влево (ор.). Здесь очень много снега, но довольно круто, около 450 . Внизу угадываются сбросы. Чтобы не искушать судьбу, идем по перилам. Страховка то на ледорубах (последний идет на три такта), то на буре-самосбросе. Повесив еще 8 верёвок, доходим до лавинных выносов, по которым удается идти ногами (Ф.26-29). Ледовый сброс преодолели в самом низком месте (около 3 метров). Весь ледник покрыт старыми следами ледовых обвалов, и прежде чем удается найти безопасное место для ночлега, приходится основательно осмотреться. Наконец место найдено на продолжении ледового гребня. Впереди угадывается неприятный участок - резкое сужение нашего притока перед впадением в ледник Сурхангоу. Ночью пару раз основательно сходит с пика 5521.

Перевал Фронтовиков Западный (3А, 5080, первопрохождение)

Перевал Фронтовиков Западный – второй путь преодоления Кечусуйской стены (есть еще пер. Фронтовиков Восточный 3Б).

Поднимаясь в 1998 году на пер. Ионова (3А), мы внимательно просмотрели гребень вершины 5080. Узловая вершина 5080 расположена в Северо-западном углу ледника Сурхангоу (в ее Южном отроге расположен перевал ЦГТЭ (2Б)). Гребень перевала Фронтовиков Западный короче и круче гребня пер. Фронтовиков Восточный. Как “тройка А”, он довольно серьезен, но до “тройки Б” недотягивает. Перевал 3Б при такой, относительно небольшой, высоте должен быть технически сложнее.

31 июля. C утра пасмурно. Это нам на руку. Предстоит пройти сужение ледника, над которым нависают перегруженные льдом склоны пика 5521. Быстро собираемся и выходим. Стараемся держаться как можно ближе к правому (ор.) борту нашего притока (Ф.30). Слева, метрах в трехстах, огромный ледовый желоб, пробитый многочисленными ледовыми обвалами. На морене ледника Сурхангоу устраиваем долгий привал: жжем мусор и слегка перекусываем. Сегодня по плану мы должны подняться в самые верховья ледника Сурхангоу. Пройдя переход по моренному чехлу ледника, мы подходим к ступени ледопада. Она обходится по ранклюфту, но нависающие над ним сераки нас останавливают, и мы, связавшись, входим в ледопад (Ф.31). Ледопад совсем несложный. Несколько прыжков через трещины и переходов по снежным мостам и, затратив меньше часа, мы выходим на ровную поверхность ледника. Cнизу, из долины Муксу, поднимаются черные тучи, над нами гремят раскаты грома, летят крупные хлопья снега. Время 12.00. Быстро ставим палатку и обедаем. Ждем прояснения ситуации. К 13.00 тучи проносит и опять светит яркое солнце. Заканчиваем обед и за три перехода выходим в самые верховья ледника Сурхангоу (Ф.32). Под нами вся Кечусуйская стена. На юге мощная панорама массива Сат (Ф.33).

1 августа. Утром опять ясно. Нам надо подняться на вершину 5080 и с неё найти спусковое ребро. Подъём несложный, хотя и довольно занудный. Наверх идем около получаса. К моменту, когда мы наверху, небо уже в облаках. Прямо с вершины одна верёвка по 400 градусному склону. Выходим на широкую площадку с небольшим снежным болотом (Ф.34). Начинает идти довольно густой снег. Нашего предполагаемого ребра не видно. Накрываемся полиэтиленом и ждем хотя бы небольшого прояснения, чтобы увидеть путь спуска. Подходит время обеда, и мы ставим палатки. Иногда видимость улучшается, по небу несет “голубые тучи”, но наше ребро по-прежнему надежно скрыто. В течение дня застрахованный руководитель несколько раз подходит к обрыву в надежде что-нибудь увидеть. Тщетно.  Ночью идет снег.

2 августа. Весь следующий день сидим на месте. Опять видимости нет. Устраиваем ревизию продуктов и газа и после этого урезаем пайки. Временами над нами голубое небо, но ребро по-прежнему в густом облаке. Вечером яркий закат. Скорее всего, завтра будет погода.

3 августа. Ну, точно, погода есть. Быстро собираемся и выходим. По неявно выраженному ледовому гребню, (в верхней части крутизной около 550) вешаем пять верёвок до небольшого бергшрунда. Дальше чуть более полого и больше снега, идем на три такта. Хорошо, что до жары успели выйти на явный безопасный гребень. Вскоре, после совсем пологой части, гребень сужается и становится скальным. Ясно, что мы без особого труда дойдем сегодня донизу. Можно слегка расслабится и пообедать, что мы с удовольствием и делаем, расположившись на теплых камнях. После обеда вниз по гребню вешаем одну верёвку перил, далее снова идем вниз пешком до небольшой снежной седловинки в гребне. Идти дальше по гребню представляется неразумным – он довольно крутой, скальный, и скалы сильно разрушены. Сворачиваем с гребня налево (по ходу). Сначала пытаемся идти на три такта, но круто, и снег довольно жёсткий, поэтому чувствуется некоторая нервозность. Снова переходим на перильную страховку. Повесив 8 верёвок по снежно-ледовому склону крутизной от 450 до 350, доходим до ледника Кечу-Су. (Ф.35,36). Прямо перед нами - пройденный в 1998 году перевал Ионова (3А). Пересекаем заморененную часть ледника и попадаем в правобережный карман ледника. Берем заброску и устраиваем “обжорный ” ужин.

Прохождение долин Кечу-Су и Куль-Дук, перевал Бугу (н/к, 3200 м.)

Долина Куль-Дука – одна из красивейших долин Западного Заалая. В 1998 году нам не удалось пройти эту долину без помощи местных жителей (при переправе через Куль-Дук нам пришлось воспользоваться лошадьми). В этот раз нам удалось пройти весь путь ногами, идя верхней тропой правого борта долины. На Куль-Дуке - мощный устьевой каньон, который обходится через перевал Бугу (н/к).

4 августа. Сегодня дневка. Весь день перед нами, как на ладони, перевал Ожиданий (2А). Когда от верховий долины Куль–Дука нас отделяет столь немногое, начинаешь как-то заинтересованнее относится к лежащим в Куль-Дуке минам. (Отголоски “минной войны” дошли и сюда, во время конфликта 1999 года долина была заминирована. Напомним, что следующая к западу долина уже таджикская). Конечно, долина Куль-Дука очень красива и пройти ее хочется, но отличная от нуля вероятность найти там мину заставляет быть осторожнее. Ладно, постараемся пройти долину Кечу-Су и попасть в среднее течение Куль-Дука. Планируемое третье кольцо на Южном Тянь-Шане было длиннее, поэтому нам нелегко уничтожить некий излишек продуктов.

5 августа. Утром собираемся не спеша. Последняя стоянка в горах. Правым бортом западного притока ледника Кечу-Су спускаемся в левобережный карман ледника Кечу-Су. Спуск проходит по ручью и оканчивается 40-450 травянисто-конгломератным сбросом.  В левобережном кармане ледника Кечу-Су большая “яма”. Чтобы обойти ее, приходится выйти на заморененное тело ледника и спустится в карман чуть ниже. Карман пологий, травянисто-осыпной. По нему быстро доходим до языка ледника. Нужно переправляться на правый берег. Бродим по двое, без особых проблем. На правом берегу хорошая тропа вскоре выводит нас к “арчовому шатру” - месту заброски и дневки 1998 года. Время обеда. Как и в 1998-ом, идет быстрый крупный дождь, сразу после тучи растягивает и выходит солнце. Завтра утром нам предстоит брод через Куль-Дук в том месте, где в нее впадает Кечу-Су. Решаем остаться здесь и выйти завтра на полтора часа раньше. Остаток дня посвящаем разговорам, сну и еде.

6 августа. Выходим рано, на траве иней. Как и предполагали, за полтора перехода доходим до устья долины Кечу-Су. Тут нас ждет приятный сюрприз – и через Кечу-Су, и через Куль-Дук наведены хорошие мосты. Ниже отворота тропы на пер. Шивее появляется набитый скотогонный  “проспект”. По мостам переходим Кечу-Су и Куль-Дук и подходим к группе юрт, стоящих на берегу озера Зор-Куль (Ф.37). На травке расстилается кошма, приносят чайник, лепешки, каймак. Мы принимаемся за традиционное киргизское чаепитие. В ходе продолжительных и неспешных переговоров с киргизами выясняется, что верхняя тропа (в обход прижимов) существует, но в каком она состоянии - никто не знает. В результате отказа от последнего препятствия у нас образовался некоторый избыток времени, который мы решаем провести здесь, в горах у озера, поблизости от гостеприимного коша, а не в Бишкеке или Оше (Ф.38,39). Остаток дня купаемся, фотографируем и дегустируем куурдак из сурка.

7 августа. Выходим в 9.00. Сначала тропа идет по западному берегу озера, затем по широкой террасе левого берега и вскоре переходит на правый. На правом берегу также кош, и от него вниз по долине идет тропа. Сначала тропа широкая, потом быстро теряется на поросшей кустами правобережной террасе. Вскоре путь нам преграждает большой сай с отвесными бортами. В 1998 мы не смогли его преодолеть. После долгих просмотров, в самых верховьях сая замечаем узенькую тропку, спускающуюся на дно. Проведя более детальную разведку, находим узкую и крутую тропу, преодолевающую сай. Затем тропа правым берегом по крутому лесистому склону, серпантинами спускается к реке. Здесь мост на левый берег. Поднявшись наверх и траверсируя хребет, отделяющий устье Куль-Дука от Алайской долины, выходим к кошам, которые уже недалеко от вершины хребта. Очень жарко. Здесь в прохладной юрте устраиваемся на обед. Нас хорошо помнят по 1998 году. Хозяина нет, всем заправляют его дочери, у каждой уже по несколько детей. Перед фотографированием все они красят губы и надевают праздничные наряды. Жара спадает только к 17.00. Мы снова трогаемся в путь. Без значительного набора тропа переваливает в Алайскую долину. Под нами. как на ладони, кишлак Шивее, на огромном наклонном столе Алайской долины на западе - Карамык, на востоке – Дараут-Курган.  В закатных лучах видна вершина пика Кызыл-Куль, на ней мы были две недели назад. Тропа сходит с хребта и круто спускается к Шивее. В долине уже лиловый памирский вечер. На краю огорода, у дома стоит маленький человек с черным от загара лицом. Это Ашир. Через полчаса мы уже сидим на ковре у него дома и отмечаем удачное завершение нашего мероприятия. Пока готовится ужин, едем с Джафаром на его мотоцикле в соседний кишлак договариваться о машине. По дороге - еще чаепитие в доме его отца. Улыбки, полупоклоны, левая рука к сердцу. В соседнем кишлаке находим водителя с "газиком". После недолгого, но бурного торга договоренность достигнута, и мы возвращаемся к Аширу. Над всем Памиром близкий и яркий звездный полог.

VIII. Календарный график

Дата Участок маршрута 1* 2 3 Рельеф, погода, другие примечания
14.07 к.Шивее – Кош- Таш – ноч. под пер. Шивее 11 5 800 Долины, осыпи. Ясно.
15.07 ноч. – пер. Шивее – р. Кечу-Су – лед. Кечу-Су – р. Кечу-Су – пер. Шиве – Кош-Таш 26 9 1300 Поднос заброски. Травянистые и осыпные склоны, морена. Ясно, вечером небольшой дождь.
16.07 Кош-Таш – р.Кызыл-Куль – р.Тер-Аша – моренные холмы на левом берегу р. Кызыл-Куль 6 4 600 Тропа по долине. Ясно.
17.07 ноч. – пер. Кызыл-Куль 5.5 3.5 750 Морена, снег. Ясно.
18.07 пер. Кызыл-Куль – заброска на р. Кызыл-Су – пер. Кызыл-Куль 8 5 200 Снег. Ясно.
19.07 пер. Кызыл-Куль – вост. гребень пер. Крест Кызыл-Куль 2 3.5 450 Закрытый ледник. Движение в связках. Ясно. Жарко.
20.07 гребень пер. Крест Кызыл-Куль 1 4 250 Снег, лёд. Карнизы. Движение в связках, перила. Ясно.
21.07 гребень пер. Крест Кызыл-Куль – пер.Крест Кызыл-Куль – лед. Мал. Кызыл-Су 2.5 6 100 Снег. Карнизы. Движение в связках, перила. Глубокая тропёжка. Ясно.
22.07 лед. Мал. Кызыл-Су 5.5 5 600 Глубокий снег (Попытка восхождения на п. Козкурган), морена (лед. Мал. Кызыл-Су). Утром пасмурно, днем переменная облачность, вечером непогода.
23.07 лед. Мал. Кызыл-Су – пер. Брод – р. Кызыл-Су – пер. Брод – лед. Мал. Кызыл-Су 6 7 1000 Снег, лёд, осыпи. Ясно.
24.07 лед. Мал. Кызыл-Су – слияние рек Кызыл-Су и мал. Кызыл-Су – оз. рядом с ледником Кызыл-Су 5 3 0 Осыпи, курумник, травянистые склоны. Ясно.
25.07 ледник Кызыл-Су 7 8 700 Открытый ледник. Ясно
26.07 подъем на гребень в. 5781 1 6.5 600 Снежно-ледовый склон. Ясно
27.07 гребень в. 5781 – седловина перед в. 5820 2 7.5 700 Снежно-ледовые и скально осыпные склоны. Ясно. Сильный ветер.
28.07 в. 5820, 5840 – п.Сат  2.5 5 200 Снежно-ледовые склоны. Глубокий снег. Ясно. К вечеру ухудшение погоды.
29.07 в. 5740 – ноч. на спуске 2 9 0 Снежно-ледовые склоны. Скально-ледовый гребень. Утром – ясно, днем и вечером - снег, гроза, минимальная видимость.
30.07 спуск на приток ледника Сурхангоу 1 7 0 Снежно-ледовый склон. Утром – ясно, днем – переменная облачность.
31.07 ледник Сурхангоу 6 8 500 Закрытый ледник, ледопад. Переменная облачность. Вечером сильный ветер.
01.08 в. 5080, пер. Фронтовиков зап. 1 1.5 100 Снежный склон. Утром – ясно, днем – облачность. Ветер
02.08 отсидка 0 0 0 Пасмурно
03.08 спуск с пер. Фронтовиков Зап. 2.5 8.5 0 Снежно-ледовый склон. Ясно. Утром  сильный ветер
04.08 дневка 0 0 0
05.08 морена лед. Кечу-Су – долина р. Кечу-Су 3 3 0 Морена, осыпи, травянистые склоны. Ясно. Вечером дождь
06.08 долина р. Кечу-Су – р.Куль-Дук – оз. Куль-Зор 8 2.5 0 Тропа по долине. Мосты через реки. Ясно
07.08 оз. Куль-Зор – долина Куль-Дук – пер Бугу – к. Шивее 16 7.5 800 Тропа по долине. Мосты через реки. Ясно. Жарко

* - расшифровка:

1 – Длина пути (км.)

2 – Ходовое время (ч.)

3 – Набор высоты (м.). Учитывается только положительная вариация.

Высотный график

IX. Обстановка в Киргизии и Узбекистане.

В 1999 в районе Карамыка происходили боевые действия. В районе нашего путешествия боевых действий не велось, но в 2000 и в 2001 году в кишлаке Шивее и около Кош-Таша (5 км выше по реке Шивее) стояли киргизские войска. В 2000 году (во время Баткенской войны) в районе Алайской долины ощущалась некоторая нервозность.

Политическая обстановка в Киргизии летом 2002 года спокойна и стабильна. Основная проблема, с которой предстоит столкнуться, это вымогание взяток. Чтобы снизить вероятность попадания в неприятные ситуации, рекомендуем:

1)     Как можно быстрее миновать Бишкек (особенно опасно долго находится на авто- и железнодорожном вокзале).

2)     Заказать через фирму регистрацию в Киргизии.

По словам очевидцев полностью нормализовалась ситуация в Узбекистане. Бесчинства узбекской милиции в Андижане и Ташкенте прекратились, поэтому можно рассматривать вариант заезда (выезда) через Узбекистан.

X. Материальное обеспечение похода

9. Горелки 3 3 х 500
10. Переходники 4 4 х 60
11. Стеклоткань 1 400
12. Фонари 5 3 х 400, 2 х 100.
13. Мешки (забр.) 6 400
20. Компас 3 3 х 100
21. Бур самосброс. 1 200
22. Газ   24 х 330 14 х 600
23. Ремнабор 1 2100 (вкл. кошки)
24. Аптека 1 1200 (без личных пакетов перевязки)
25. Половник 1 100
26 Спирт апт. 1 460

Всего  62,370 кг

Вес общественного снаряжения распределялся между всеми мужчинами участниками поровну и составил 10,4 кг на каждого. Единственная девушка в нашей группе общественного снаряжения не несла

2. Список личного снаряжения.

Название Кол-во Вес (г.)
12. КЛМН 1  700
12. Личные вещи 1  100

Общий вес: 20,07

Вес личного снаряжения, переносимого в рюкзаке, естественно, меньше (не учитывается одежда, одна пара обуви, палки и т.п.).

3. Питание в походе

В наших походах раскладка составляется исходя из следующих основных принципов:

1.     Применяется принцип “плавающей раскладки”, т. е. в начале похода суточный рацион составляет около 500 грамм, так как в первые дни похода акклиматизация не способствует аппетиту (в условиях Памира эта цифра может быть ещё несколько уменьшена). Затем она постепенно возрастает и к концу похода составляет уже примерно 700 грамм.

2.     Периодически устраиваются так называемые “обжорные дни”. Во время них вес суточного рациона берётся близким к одному килограмму, в летних условиях они обычно приурочены к днёвкам. Наличие “обжорных дней” не позволяет накапливаться чувству голода и снимает психологический дискомфорт, связанный с возможным недоеданием.

3.     Все продукты фасуются по едам, смена дежурства происходит также после каждой еды. Продукты делятся между участниками таким образом, чтобы каждый использовал во время дежурства свои продукты. Это автоматически решает проблему равномерной разгрузки участников.

4.     Каждый участник берёт 0,5 кг сладостей по собственному усмотрению в качестве “сладкого сюрприза”.

Все эти положения были выработаны и многократно проверены в ходе наших летних и зимних походов. Ниже приводим полный образец раскладки.

Общий вес продуктов в расчете на одного человека составил 15,4 кг без учета упаковки.

4. Аптечка

Аптечка упаковывалась следующими блоками:

а) "Ампульный" (ампулы, шприцы, надфиль для вскрытия ампул)

б) "Основной"

в) "Мази" (синтомецин, диклофенак, финалгон, бутадион, пантенол)

г) "Перевязка" (широкий бинт, пластырь, вата, ватные палочки, перекись, йод)

д) "Личный" (у каждого участника: бинт, салфетки стер., спиртовая салфетка, пластырь бакт. “полоски”, пластырь обычный)

Вес аптеки без "личного" блока 1,2 кг. Ампульный блок туда везли на самолете, проблем не было. Перед возвращением его выкинули, т.к. боялись казахской таможни.

1.     Ампульный блок

1.1. Стадол (5 ампул по 1 мл. 2мг./мл., ВРД – одна ампула (2 мг.), повторно колоть можно через 4 часа. Необходим контроль за дыханием)

1.2. Преднизолон (3 ампулы по 1мл. 25 мг./мл., ВСД – 100 мл.(можно ввести все 3 ампулы), показано в/в введение (если кто возьмется) , можно и в/м)

1.3. Шприцы (2 по 2 мл.)

1.4. Надфиль с алмазной насечкой (для вскрытия ампул)

1.5. Инструкции к препаратам

2.     Перевязка

2.1. Индивидуальный пакет (Каждому участнику. Бинт ст. 5 на 10 - 1, Салфетки ст. 14 на 16 - 1, спиртовая салфетка – 1, пластырь бакт. “полоски” - 5, пластырь обычный 3 на 300 - 1)

2.2. пластырь бакт. “полоски” - 5

2.3. Пластырь бактерицидный широкий - 1 шт.

2.4. Широкий бинт 7 на 14 - 2 шт.

2.5. Трубчатый бинт на ногу, руку и палец для фиксации повязок (1+1+1 шт.)

2.6. Вата, ватные палочки

3.     Антисептики

3.1. Перекись водорода в растворе (1 уп.)

3.2. Гидроперит (6 табл.)

3.3. Леккер – Йод (1 шт.)

3.4. Леккер – Бз (1 шт.)

4.     Обезболивающие, жаропнижающие

4.1. Анальгин-Хинин (10 таб.)

4.2. Ибупрофен 10 таб. по 0,2. После еды, взрослым по 400-600 мг 3-4 раза/сутки.

4.3. Максиган. (10 таб.)

4.4. Аспирин (4 шипучие таблетки Bayer)

4.5. Парацетомол 4 табл по 0,5. 0,5-1 г до 4 раз в сутки; ВСД - 4 г

4.6. Цитромон (4 таб.)

5.     Мази

5.1. Синтомецина эмульсия (1 тюб. 10%) Используется как слабый антибиотик в рану в т.ч. гнойную

5.2. Пантенол (1 тюб.) При ожогах. По возможности сначала охладить 10 минут подручными средствами, а только потом класть мазь

5.3. Диклофенак-Акри (1 тюб.) При ушибах, растяжениях и т.п.

5.4. Бутадион (1 тюб.) Аналогично диклофенаку

5.5. Финалгон (1 тюб.) Разогревающее, очень сильно “греет”, нельзя класть на поврежденную кожу

5.6. Звездочка (1 шт.)

6.     Антибиотики

6.1. Сумамед (На курс.6 по 250 мг.) Курс 3 дня по 500 мг., 1 раз в день за 1 час до или через 2 часа после еды. В горах м.б. имеет снизить дозу , например, 1-ый день 500, 2- 250, 3 – 250

6.2. Эритромицин. Внутрь, за 1,5-2 ч до еды; 250-500 мг 4 раза в сутки; ВРД 500 мг, ВСД - 2 г;

6.3. Стрептоцид (10 табл.) Сульфаниламид ВРД – 2г. ВСД – 7г.

7.     Антигистаминные препараты

7.1. Тавигил (6 табл.) 1 мг.(1табл.) 2 раза в сутки, ВСД – 6 мг. Сильный седативный эффект и другие побочные действия или Супрастин (6 табл.) 25 мг. 3-4 раза в сутки, ВСД – 150 мг.

7.2. Фенкарол (10 табл. по 10 мг. – “детский”) 25 мг. 3-4 раза в сутки после еды, ВСД – 200 мг. Более слабый, но зато почти без побочных эффектов, в т.ч. сонливости. Применяется также для предотвражения аллергических реакций при приеме других препаратов по 10 мг. на раз.

8.     Для глаз, ушей и зубов

8.1. Альбуцид (2 фл.)

8.2. Софрадекс (1 фл. 5 мл.) По 1-2 капли в пораженный глаз до 6 раз в сутки или чаще. По 2-3 капли закапывают в ухо 3-4 раза в сутки. Курс - до 7 дней. (Нельзя при гнойном конъюнктивите!)

9.     Противокашлевые препараты

9.1. Мукалтин (или Термописис с содой) Смягчающее, отхаркивающее действие.

9.2. Фарингосепт. Внутрь (держат во рту до полного рассасывания), через 15-30 мин после еды (затем в течение 3 ч воздержаться от еды и питья), по 3-5 табл. в день в течение 3-4 дней

9.3. Strepsils Сосалки

9.4. Либексин Блокирует кашлевый рефлекс. Показан при сухом и противопоказан при обильном мокром кашле. 100 мг 3-4 раза в сутки (тяжелые случаи 200 мг.) Принимать не разжевывая.

10. Для ЖКТ

10.1.                  Фестал. (д.в. Панкреатин) Фермент.

10.2.                  Мезим. Фермент

10.3.                  Бесалол. (6 табл.) Спазмолитический эффект

10.4.                  Сенаде (6 табл.) Слабительное 1-3 таб. На ночь.

10.5.                  Иммодиум (д.в. Лоперамид) 4г. потом по 2г. Легко передозировать и вызвать запор.

10.6.                  Фуразолидон 10 таб. По 0,05 ( лучше бы Эрсефурил д.в. Нифуроксазид) Применяется при неизвестной бактериальной кишечной инфекции. Внутрь, после еды, запивая большим количеством жидкости. Взрослым - по 0,1-0,15 г 4 раза в сутки в течение 7-10 дней (не более)

11. Сердечные

11.1.                  Валидол. Рефлекторное расширение сосудов. 1-2 таб. Под язык до рассасывания. ВСД – 10 таб. По 0,6 г.

12. Разное

12.1.                  Аскорбиновая кислота (в порошке) при акклиматизации и для “встряхивания” организма в начале болезни. 14 по 2,5 г. После еды. СД – 100 – 300 мг.

12.2.                  Градусник

12.3.                  Ножницы

12.4.                  Очки солнцезащитные

13.  Заброска на конец маршрута (оставлялась в г.Ош)

13.1.                  Активированный уголь (70 табл.) Сорбент

13.2.                  Полифепан. (1 уп., 250 г.) Хороший сорбент, применяется и при интоксикациях. Нужно много.

13.3.                  Фуразолидон

13.4.                  Сенаде

13.5.                  Лоперамид

13.6.                  Беллалгин

5. Смета похода

Все суммы приводятся в расчёте на одного члена группы: