На перевале к северу от Пайера

пешеходный поход по Карпатам
Летопись
пешего туристического путешествия
2-й категории сложности по Карпатам
с 28 июля по 7 августа 2001 г.

Маршрутная книжка: 21-П-01
Руководитель: Печко С.В.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Поход пеший, 2-й категории сложности в районе Украинских Карпат.

Нитка маршрута: гор. Брест – гор. Рахов – г. Старая – г. Малая Близница – г. Близница – с. Квасы – г. Шешул – пер. Рогнеска – г. Петрос – г. Говерла – г. Туркул – г. Ребра – г. Дземброня – г. Черная Гора (Поп Иван) – г. Смотрец – р. Черный Черемош – пгт Верховина – гор. Львов – гор. Брест

Протяженность маршрута: 126 км (с учетом коэффициента 1,2 = 150 км)

Продолжительность похода: 9 дней, из них 1 дневка.

Количество участников: 5.

2ПУ Освеи
зав. по питанию

Предисловие

За неделю до похода появилась идея – а не пойти ли нам в Карпаты? Пошли...
Из предполагаемых шести человек пошли пятеро, которых не испугали рассказы стариков о мокрых летних Карпатах. Сначала предполагали вообще холодный поход – спать в колыбах и кошарах, но разум восторжествовал, и мы взяли палатку, правда, двухместную на пятерых человек (Был вариант взять "зиму", но тащить ее на пятерых совершенно не хотелось, да и тент для нее делать...).
Пайку в Бресте решили не закупать, а приобрести ее в Ковеле на участок Рахов – Квасы маршрута, и в Квасах на оставшиеся дни. Зажарку делать в походе не собирались, но сковородку взяли специально жарить грибы, которых в Карпатах по разговорам должно было быть куча.

Краткое описание района маршрута

Маршрут похода был проложен по самой высокой части Украинских Карпат. Его можно логично разделить на две части: первая – постепенный подъем по хребту из Рахова (долина р. Тисы) на самую высокую вершину Свидовецкого хребта (г. Близница) и спуск в Квасы (долина р. Тиса), вторая часть – подъем из Квасов и прохождение всего Черногорского хребта (от Петроса до Попа Ивана) и спуск в Верховину (долина р. Черный Черемош).
Массив Свидовец расположен юго-западнее верховья Черной Тисы и западнее Тисы. Его вершины возрастают в юго-восточном направлении. Гребневая поверхность шириной 150-300 м выровнена, слабоволнистая, с отдельными куполообразными вершинами. Северные склоны крутые с выраженным альпийским рельефом (многочисленные кары, массивные навесы, скалистые стенки и гребни). Южные склоны пологие, заросшие лесом.
В междуречье Черной и Белой Тисы, Черного Черемоша простирается на 40 км самая высокая и живописная часть Украинских Карпат массив Черногора. Черногора – крутосклонное среднегорье, над которым возвышаются вершины главного хребта: г. Говерла (2061 м, наивысшая точка на Украине), г. Петрос (2020 м), г. Бребенескул (2032 м), г. Ребра (2001 м), г. Гутин Томнатек (2016 м), г. Поп Иван (Черная Гора) (2022 м). Состоят в большинстве из флиша, кое-где есть выходы вулканических пород.
Флиш – мощная серия морских осадочных пород преимущественно обломочного происхождения, характеризующаяся ритмичным чередованием нескольких слоев. Формируется на дне глубоких котловин у подножия т.н. кордильер – длинной цепи островов.
Склоны глубоко расчленены, в верхней части ярко выраженный альпийский рельеф с ледниковыми формами (карами, трогами, цирками). Распространены каменные осыпи. Склоны Черногоры покрыты еловыми и буковыми лесами, на вершинах – полонины. Хребет Черногора и г. Близница находятся в Карпатском биосферном заповеднике.

Благодарности

Савастюку Игорю – за сковородку, тросик, пилу, топор и рукавицу.
Климук Ирине – за палатку с колышками и сидушку.
Панько Александру – за советы и карту Львова.
Шимановскому Александру – за котелок.
Грицук Оксане – за сидушку.
Корнелюк Инне – за клеенку.
Турклубу "Берестье"– за спальник, коврики, рюкзаки и половник.
Геофаку – за спальники.
Украине – за предоставленные горы.
А горам – за более-менее приличную погоду.

26-27 июля, четверг-пятница

Когда все разошлись из клуба, наша группа пытается не уснуть и играет в разные игры. Дима пошел прощаться со всеми своими девушками, и поэтому его с нами нет и его заменяет Саша Панько. Он принес нам в дорогу бутылку пива одну-единственную, и поэтому драгоценную. Но в результате неосторожного обращения она была уронена на пол, однако не разбилась и не открылась, хотя половина чудесной жидкости чудесным образом оказалось на полу.
Около часа ночи пришел Шима, и Аня загадала данетку: "Двекучкипепланаскамейкеаподскамейкойскелет". "Во данетка!" – подумал народ, и сразу прозвучал первый вопрос: "А помедленнее можно?" Аня повторила, и данетка превратилась в: "Две кучки пепла на скамейке, а под скамейкой скелет". Самая трудная часть была разгадана.
Дима пришел позже всех, притащил две желтые агитационные майки, посвященные предстоящим выборам президента. Одну майку он подарил Наташке, а вторую решил оставить в Карпатах на Говерле. Увидев полбутылки пива на столе, Дима накинулся на нее, с большим трудом открыл бутылку (ещё бы, ведь мы ее не открывали) и выпил, заедая огурцами.
В полвторого вышли из клуба и отправились на вокзал. Выехали в 2.20 дизелем Брест – Заболотье. У нас целых 2 провожающих – Шима и Панько Александр. Последний нас снабдил обильной информацией о маршруте похода, способах подъезда к району нашего путешествия, о достопримечательностях Львова, а также дал нам карту Львова. Хотели уговорить пойти с нами в поход Шиму, но он отказался, мотивируя свой отказ большим желанием пойти в субботу в кино.
До Хотислава (билет стоил 520 руб.) немного подремали, а в 4.00 проходим белорусскую таможню. Таможеннику так понравилась Аня, что он не хотел отпускать ее из родной Беларуси, придираясь к тому, что паспорт должен быть без обложки. В 4.20 мы в Заболотье, быстренько без эксцессов пройдя украинскую таможню устремляемся в дизель Заболотье – Ковель (билет 2,5 грн). В 7.00 мы уже в Ковеле.
Высадка из вагона была похожа на военные маневры – с рюкзаками через ямы и рытвины. На Ковельском вокзале реконструкция, все пути перерыты, здание вокзала закрыто на ремонт, а расписание поездов и кассы в вагончике в стороне. На рынке у привокзальной площади меняем баксы ($15x5=$75 по курсу 5,2) и закупаем продукты ($12 на всех).
В 8.30 садимся в пригородный поезд Ковель – Львов (все вагоны общие, билет стоит 4,35 грн), который прибывает во Львов в 14.26. По совету вышеупомянутого провожающего (Панько А.) мы сходим с поезда в 14.00 на станции "Пiдзамче" и едем на трамвае №6 на главный вокзал (проезд в трамвае стоит 0,45 грн и столько же за багаж). А зря! Наш поезд сам приехал на вокзал. Т.о. мы потеряли деньги и время, и прибыли на вокзал в 14.40. Именно в это время отправлялся по расписанию поезд Львов – Рахов. Минут 20 раздумывая, что делать (наш поезд и не думал отходить, а билеты на поезд перестают продавать за 10 минут до отправления), мы сели в него, заплатив проводнику плацкартного вагона больше номинальной цены на $1 (20 грн за билет). Оказывается, поезд не отходил, т.к. ждал школьников из интерната, и с опозданием на 1 час покинул город.
В пути нас настигла гроза. И какая нас ожидает погода в Карпатах?
Поздно вечером въезжаем в Карпаты. Погода не радует: везде грязь, в горах спускается туман. Приезжаем в Рахов примерно в час ночи. Ночуем на вокзале. Перед сном несколько раз пытались найти КСС, но ничего так и не смогли найти, только перебудили половину собак города.

28 июля, суббота

Отыскали КСС (теперь она называется аварийно-спасательной). КССнику, наверно, очень скучно, поэтому продержав нас у себя в гостях около часа, подправил нам маршрут (Рахов – р. Косовская – г. Менчул Малый – г. Догяска – г. Близница заменил на Рахов – г. Старая – г. Малая Близница – г. Близница) и подбодрил нас, сказав, что с понедельника погода улучшится и продержится с неделю.
В 10.30 выходим с вокзала на маршрут. Сразу же теряем дорогу и прем в гору в лоб. Только пройдя несколько сот метров, выходим на тропу. Естественно, не ту, которую нам советовал КССник, но эта тоже ведет на хребет. Местные жители спрашивают у нас, куда держим путь, узнав, что на Близницу, говорят: "Гiрка ваша доля". Эта фраза стала фразой нашего похода. Первый вопрос Свете всегда: "А сколько вам лет?". А аборигены всё спрашивают: "Вам не тяжело?", "А вам не холодно?".
Аня пытается собирать жуков, но в морилке они не дохнут, а видимо, даже прекрасно себя чувствуют. Для удушения насекомых ещё в Бресте Аня напшикала в морилку мужской дезодорант "Nivea" (первый, который подвернулся), и жукам этот запах пришёлся по вкусу. Они там, наверное, тащились. Дима пытается помочь Ане, выпуская дым от сигареты прямо в морилку, но на жуков это совсем не действует.
К 14.30 вышли на хребет, сделали перекус. Через час мы проходим под г. Магурицой (1264 м). Уже через час мы берем первую горку, правда, безымянную. Но это нам не вредит скушать первую шоколадку. В горах куча черники, только времени кушать ее у нас мало. Собирается дождь, который накрыл нас под г. Терентин (или г. Думен, как называл ее КССник) (1388 м), на которой стоит телевышка.
Укрывшись клеенками, пытаемся переждать дождь. Где-то через час Диме надоело мокнуть, и он сняв майку, решил заодно и помыться. Окончательно потеряв надежду на то, что дождь закончится, идем дальше. Местные парни с восхищением глядят на девчонок и говорят: "Какие у вас короткие юбки!" (Все девчонки в шортах). За г. Терентин встречаем кучу аборигенов – собирают чернику для продажи, тут же и машина, скупающая дары гор. После дождя очень красиво – радуга над горами, из ущелий поднимается туман-облака. По дороге слева обходим горку, следующую за Терентиным. Нас окутывает облако, идем на ощупь по дороге, рассказывая легенду о Говерле и Петросе, придумывая, как приплести в нее и Попа Ивана, туристические страшилки про Черного альпиниста, Джантуганского мальчика, Третьего в связке. Рождается новая легенда про голодного Димку:
Отправилась как-то летом группа туристов в Карпаты. С ними был турист Димка, который очень любил чернику. А в том районе, где шла группа, черники было ой как много. Поэтому Димка всегда отставал, пытаясь побольше напихать черники в рот. Группа ждала его день, ждала два, а на третий день не выдержала и ушла без Димки. С тех пор бродит голодный Димка по Карпатам, и жалуется на свою судьбу. А так как черники для питания мало, то он объедает всех встречающихся на его пути туристов. Поэтому не стоит оставлять рюкзаки на улице в Карпатах – голодный Димка всё съест.
Но Дима почему-то не хочет стать легендой.
Проходим приют Перелесок, ищем место для ночевки. Заброшенные кошары по правую сторону хребта нам не понравились. Становимся у ручья, сойдя с хребта влево. Обозначенных на карте сараев там нет и в помине. Туман не сходит, дрова сырые. С горем пополам делаем ужин из макарон быстрого приготовления. Открывается клуб мокрых носков и мокрых шорт. Естественно, у всех мокрые копыта. Аня говорит: "Если бы мы были в пустыне, нас бы облизали". Начинается дождь. Сыро. Спим впятером в палатке, рюкзаки на улице, завернуты в клеенку.

[17 км]

29 июля, воскресенье

Дождь и туман. Ничего не видно. Героиня Света бежит в разведку на поиск домика. В 11 часов она возвращается, мы перекусываем сухим пайком. Пытаемся петь песни в палатке, в это время Наташа неаккуратно опирается на стойку палатки, которая с треском ломается, приходится заменить стойку пилой. Палатка держится только чудом. По очереди подпираем своды палатки, чувствуя себя атлантами, держащими небо. Предлагаем Наташке опереться и на другую стойку – у нас ведь есть ещё гитара, которой можно заменить вторую стойку.
Когда дождь поутих, мы выходим на маршрут. Туман не уходит, но дорога четкая, сбиться трудно. В 13.15 покоряем г. Старую (1471 м). Облака то сходятся, то расходятся – тогда видны г. Малая Близница и г. Переслуп. Сама Близница в непроглядном облаке. Спускаемся к ферме, а потом поднимаемся на г. Переслуп. На ней мы в 14.40, вершина горы представляет собой остроконечный холмик. В 15.30 мы берем г. Малую Близницу. Тут у нас перекус, отдыхаем, сушимся, во всю работает клуб мокрых носков – туман разошелся, хотя наша цель – г. Близница – все равно в облаке. Народ отдыхает, даже спит. Всех разбудил начавшийся мелкий дождик и холодный ветер. Быстренько собрали вещи, и послали разведку искать место ночевки. Пока ждали разведчиков (около часа), Наташа, спасаясь от ветра, пыталается спрятаться за рюкзаками, но они падают.
На ночевку спускаемся вправо от хребта к ущелью. Останавливаемся в 19.00 под огромной елкой. Тут ставим и палатку, и разводим костер. Пытаемся выровнять место для палатки лапником, такого мягкого матраса у нас еще не было. Правда, думаем, что ноги все равно будут спать на улице. Дрова более-менее сухие, но за ними надо ходить через 2 ручья. Ребятам становится скучно, и поэтому они бросают сухие дрова в ручьи, а потом вытаскивают их оттуда с помощью веревок ("Говорил, руби сучки!"). К работе мокрых носков присоединяется клуб мокрых шорт. Готовим горячий "нормальный" ужин. Легли спать где-то в полночь. Правда, мешают спать в палатке какие-то жуки. На Пуха они заползали несколько раз, а Дима, не выдержав и одного нападения, страшно заорал, долго светил фонариком и умертвлял кусающую бяку.

[11 км]

30 июля, понедельник

Встали в 9.00. Дождя нет, но облачно. Наконец-то сдохли Анины жуки – результат действия дезодоранта, курева и одеколона.
В 11.30 начали подъем на г. Близницу перпендикулярно хребту. Примерно через полтора часа крутого подъема мы добираемся до Близницы 2. КССник не обманывал: действительно, сегодня погода хорошая, облачная. Просматривается весь район нашего путешествия. Видны Петрос и Говерла вместе с Попом Иваном. Скидываем рюкзаки и идем на г. Близницу (1881 м).
В 14.00 мы на вершине, едим шоколадку, выкладываем камнями надпись "Брест-01". Тут красивые обрывы, фоткаем всё и вся. Пока Пух фоткал девченок, Дима успел выкурить сигарету. Переходим назад на Близницу 2, перекусываем и спускаемся по хребту по урочищу Стримческа в Квасы через полонину Браилку. С кошар идет каменистая дорога по лесу вниз. Сбросили высоты 1300 м. Жарко. По дороге едим малину.
В Квасах мы в 18.00, но почта уже закрыта (надо было позвонить КССнику в Рахов) и времени на закупку продуктов мало. Поэтому мы решаем остановиться у села у недостроенного дома отдыха. Тут рядом источник минеральной воды за железнодорожным путем. Тут же у дома отдыха расположился лагерь киевлян (~ 80 человек).
Ребята ушли за дровами, а Аня – мыться к ручью. Тем временем делегация из нескольких человек пришла знакомиться. После выяснения национальности, маршрута, они спросили: "А кто у вас главный?" Дальше можно не продолжать.
Я со Светкой устраиваем холодную ночевку под открытым небом, причем киевлянам это так понравилось, что они ходят толпами поглазеть на это чудо. Решаем брать за просмотр 3 грн с человека (со студентов 1,5 грн). Небо нынче ясное, звездное. Выпадает роса. К утру туман, скопившийся в долине, поднимается вверх.

[12 км]

31 июля, вторник

Встали в 9.00. Первой не выдержала похода гитара – оторвалась подставка и размок гриф. Дальше наш поход будет без гитарной музыки.
В 10 часов трое (Света, Дима и Наташа) пошли в село Квасы закупать пайку и звонить КССнику, чтоб сказать, что у нас всё хорошо.
Зайдя в магазин, девчонки масштабами покупки озадачили продавщицу. Закупив всё, что надо (кроме хлеба), приняли решение купить ещё и арбуз. А Дима мечтательно смотрел на пиво... В другом магазине купили хлеба, причем долго спорили о количестве буханок (едим мы его достаточно плохо). Сошлись на шести. С почты звоним в Рахов КССнику, говорим, что у нас всё нормально, КССник от радости просит всех расцеловать. Своим звонком так развлекаем почтальоншу, что она не берет с нас денег за звонок. В самом селе мы оставили за пайку (включая арбуз) 63 грн.
Во время их отсутствия оставшиеся приготовили пайку, помыли волосы и приняли лесников (целых 5 штук), которые налетели на палатку, как стая мух на ... . С приходом остальных членов группы на место стоянки, мы заплатили лесникам 27 грн, сославшись на то, что мы студенты, и палатка у нас студенческая, да и вообще, денег у нас очень мало (в действительности, мы должны были заплатить ~70 грн – за каждый день с нас, как с иностранных граждан, полагалось 3 грн, за палатку 3 грн, т.е. 18 грн за день, а почти весь маршрут у нас проходил по Карпатскому биосферному заповеднику. Если учитывать, что со студентов брали полцены, то мы заплатили за три дня). Правда, лесники тоже нас надули: дали билетов на 1 день, но не проставили числа, сказали, чтобы мы его сами поставили, как только увидим лесников, охотящимися за туристами в горах.
Едим арбуз и запиваем его минералкой, так что чай пришлось выливать. Минералки столько, что некоторые особы ею мыли ноги!
Вышли в 2 часа. Жара. Подъём на г. Веснярку. Мочим платочки в ручьях и обтираемся ими, чтоб хоть как то охладить себя. Родничок находится ниже от дороги, и девчонкам лень спускаться. Поэтому они просят Диму намочить их платочки. А чтоб они долетели до него, заворачивают в платочки камешек. На счастье Димы, платки до него не долетели. Сегодня легендарный Дима заговорил стихами, прям как настоящий поэт:
Без рюкзака куда угодно,
А на Говерлу хоть сегодня.

По дороге смеемся над собакой, которую поставили охранять туалет – нелегкая жизнь, но каждый охраняет то, что ему дорого.
В 5 часов у входа в лес устроили перекус: набросились на белый хлеб, растерзав и слопав его до последней крошки. Дима рассказывает анекдот про хохло-грузина Чапаева:
Чапаев перед строем:
– Ребята, я человек простой: выдышь, сыжу, хлеб ем, падхады беры, еш. Видишь, сиджу горилку пью, прыхади со своей, садись, пей. Идешь, видишь, сало ем – проходи мимо!
Дальше по лесной дороге обходим г. Веснярку справа и выходим на полонину, с видом на г. Шешул. На склоне горы и встали на ночевку. Вид овечек, спускавшись с горы, вызывает мечту похода – овечий сыр – сочный, вкусный, питательный! Но у пастухов его нет, поэтому подавившись слюной, питаемся черникой – её тут куча, и крупная! Чтобы нас не затоптали овечки, стоянку делаем в стороне от дороги. Дров тут тоже много, но вода далеко, нужно спускаться вниз. Сегодня вечером сделали компот из черники – спасибо крохобору! Все дружно решили спать на улице, а рюкзаки отправили в палатку.

[9 км]

1 августа, среда

Вышли в 12 часов. Забираемся на хребет. В 13.20 берем г. Шешул (1688 м). Надолго не задерживаемся, у нас впереди Петрос. Через 15 минут проходим перевал Рагнеска (1591 м). Тут отдыхают ровенчане.
У Димы появляется новая фраза, ставшая фразой похода: "Охренеть!"
Поднимаемся на петросовый хребет и по всем пупырышкам, пимпочкам и сосочкам забираемся на г. Петрос (2020 м) к 16.00. Но с погодой не повезло: ещё с утра она портилась, и когда забрались на Петрос, мы оказались в облаке – видимость нулевая. На верхушке находится куча камней и куча туристов (из Львова и ещё откуда-то). Едим шоколадку и фоткаемся на куче камней с коллегами по несчастью. Спуск вниз крутейший, да и начался дождь. А у самого подножия горы грянул гром. Внизу куча туристов, все идут в накидках по лесной тропе, как толпа смертников.
Становимся на ночевку – всё в тумане, сыро, с водой хреново, как и с дровами. Делаем сухой ужин – с тортиком. Приперся лесник, проверял, кто жжет костры, потребовал билеты в заповедник, испортил нам "вечные" билеты, поставив на них завтрашнюю дату, и забрав 6 грн. Пытаемся играть в карты, но сон берёт своё.

[14 км]

2 августа, четверг

Проснулись – туман, на Говерлу в такую погоду идти неохота. Света пошла в разведку к леснику. Лесник пригласил к себе в гости (видимо, на наши деньги).
К полудню туман сошел, видны Петрос и Говерла. Дима углем из костра расписывает свою майку надписями "Брест" и "BLR", параллельно прожигает дырку и теперь твердо уверен, что оставит ее на Говерле. Завтракаем и в 14.00 выходим на маршрут. Проходим седловину: тут обитает лесник, есть вода. Сказал, что дальше на маршруте нас лесники трогать не будут, в принципе так оно и оказалось.
На подъёме встречаем кучу немцев (?), отдыхаем у ручейка, где закончилась наша первая фотопленка. В 16.00-16.30 мы на г. Говерле (2061 м). Тут целое футбольное поле с крестами, столбами, а народу больше, чем в овечьем стаде (тут я, конечно, преувеличиваю). Туристы со Львова и Киева. Дима храбро раздевается (до пояса) и, взобравшись на какой-то украинский памятник с шестом, вешает на самый верх свою разрисованную майку. Вот и дырка на ней пригодилась. Правда, майку сворачивает ветром и она не может развернуться во всю гордость.
Киевляне просят у нас воды, хотя пивом с нами не делятся. Одного из них приглашаем перекусить вместе с нами. Даем киевлянину консерву со шпротами, и он начинает ЕСТЬ. В конце концов Наташа не выдерживает и шепчет на ухо Свете: "Скажи ему, что у нас консерва по кругу ходит". Видимо по нашим взглядам он догадывается пустить банку по кругу. Они также нам показывают карту Черногор (100-метровку) и приглашают нас на день Независимости в Киев 24 августа.
Дальше спускаемся и идем по хребту – г. Брескул (1911 м) вся в камнях, г. Пожежевская (1822 м) вся в одуванчиках, г. Данцир (1856 м), г. Гомул(1788 м), г. Туркул (1933 м). Г. Данцир и Гомул взяли мы со Светкой, остальные их обошли стороной. На Туркуле мы в 19.00. Внизу у перевала виднеется озеро Несамовите, но мы идём на ручей, т.к. там больше вероятность нахождения дров. Спускаемся с Туркула обратно в сторону Гомула и падаем в долину. Тут болото (это нам в напоминание о родине), поэтому мы всё равно идем к озеру. У озера куча палаток и туристов. Дров мало, хотя в принципе, найти можно, но стланик горит плохо.
К ночи приползло облако и остановилось в 50 метрах от нас.
Классно загорел Дима – белый след от очков на висках и за ушами.

[11 км]

3 августа, пятница

К утру облако ушло или растворилось в воздухе. Погода ясная – облаков нет вообще. Дима занимается зарядкой: отжимается – за каждое некультурное слово 1 раз. Сегодня у нас опять полудневка – выходим в 13.45. Прошли 2 пупыря, а за ними в 15.15 взяли г. Ребра (2001 м). Радиалкой сбегали на г. Гутин Томнатек (2016 м) (16.00), которая стоит в стороне от хребта. Жарко, и, как сказала Аня, "мухи лезут прямо в ухи". Вернувшись на хребет, идем по тропе. Она ведет нас по правой стороне хребта, под 2 пупырями и г. Бребенескул (2032 м). Сбросили рюкзаки на склоне Бребенескула у родника, и сбегали на вершинку (17.00). По всему склону горы разбросаны кучи камней, а сама вершина двойная. Перекусываем у родника и отдыхаем, от безделья высчитываем средний рост группы: ((191+188+174+168+158)/5 = 175.8), причем Пух, хоть и математик, помогать не хочет. Решаем укоротить длинных до среднего, но что делать с короткими – непонятно.
Дальше идем на г. Мунчель (1998 м). Тропа гору обходит правой стороной, поэтому на вершину взбираемся по бездорожью. Чувствуется, что туристы сюда редко ходят. Тут заросшие окопы и колючая проволока. Руководитель получает травму – царапину проволокой. Дима сразу предлагает на выбор: ампутация, искусственное дыхание или прямой массаж сердца. В конце концов он сжалился и соорудил на Светиной ноге эстетичную заплатку из бинта и лейкопластыря. С Мунчеля открывается вид на последний отрезок Черногорского хребта: острая вершинка Дземброни, завершающий наш путь Поп Иван с обсерваторией на самой вершине, и в левом отростке Смотрец – и долину р. Дземброни.
Заночевали под Мунчелем, но до воды добираться далеко вниз по крутому склону: Аня со Светой ходили 2 часа, правда, они ещё мылись...
Ночь ясная, полнолунная, но сильный ветер с Мунчеля к середине ночи пригнал облака. Сегодня я со Светой наблюдали НЛО (мы спали вне палатки): точнее, полет видела только Света, а вместе мы видели его зависшим над горой. Думали, что это метеозонд, т.к. рядом на г. Поп Иван находится обсерватория, но она оказалась давно заброшенной, да и зачем зонду так светится, и следующая ночь привела к мысли, что это что-то непонятное и необъяснимое.

[10 км]

4 августа, суббота

Как всегда, вышли в 2 часа дня. Через час были на г. Дземброня (1877 м). В 16.00 мы на Черной горе (г. Поп Иван) (2022 м). Тут такая же толпа народа, как и на Говерле, особенно поляков, которые вызывают у нас завистливые взоры – хорошая снаряга, ботинки. Наверху, на самой макушке, стоит полуразрушенная обсерватория. Тут обитает турист-бомж Игорь уже около месяца. Про него мы уже слышали на Петросе от ребят, которые начинали свой маршрут с Попа. Предполагаем, что питается он за счет туристов, которые делятся с ним пайкой за то, что он водит их по своим обсерваторским владениям. Сама обсерватория представляет собой каменное трехэтажное здание без крыши с разрушенными перекрытиями и примыкающей к основному строению круглой башни – тут раньше, видимо, располагался телескоп. Съедается последняя шоколадка, делаем перекус, изголодались: едим крошки хлеба с сахаром. Какой-то поляк заинтересовался брезентом, в который была завернута пила, как военным трофеем, предлагал обмен. Но т.к. это был не наш брезент, то торговаться не стали.
На обратном пути с Попа завели научную дискуссию о том, почему вымерли динозавры, но к единому мнению, естественно, не пришли. На ночевку встали в долине между Черной горой и г. Смотрец у разрушенного приюта вместе с группой из 7 туристов, представителей секты Свидетели Иеговы. Они нам подарили 2 буханки черного хлеба, чему мы были несказанно рады.
Вечером у нас был в гостях Андрей – духовный наставник соседней группы, турист. Они с Ивано-Франковска. Кроме разговоров о религии и Библии, он нам поведал много интересного. Оказывается, обсерватория была построена при Польше в 1933-1936 гг. местным населением: за 1 камень, который жители приносили на гору за плечами или на лошади, платили 1 злотый. В обсерватории был поставлен телескоп, стены в некоторых местах достигали толщины 3 м, внутренняя отделка из пробкового дерева в качестве теплоизоляции, поставлено паровое отопление, крыша сделана из медной жести, во дворе был выкопан пруд – в общем, строили на века. Но судьба решила иначе – через несколько лет эта земля перешла СССР, обсерватория была разворована местными жителями, телескоп передан во Львовский музей. Гора Поп Иван так называется вероятно потому, что раньше это было владение попа Ивана. Ещё узнали, что поляки сюда ходят собирать гильзы, другие военные трофеи (кстати, Дима находил гильзу на месте нашей стоянки). А на Черногорском хребте промышляют бандиты, которые охотятся за богатыми туристами: отбирают деньги и снарягу. А за Попом Иваном в сторону границы (до границы с Румынией ~15 км) живут "дикие" домашние животные: быки даже нападают на людей.
Ночь сегодня ясная, светлая, лунная. Перед сном Дима рассказывал сказки про спящую красавицу и про попугая. Опять наблюдали НЛО. В начале ночи оно пролетало над г. Смотрец в восточном направлении бесшумно на большой скорости, по пути меняя свой цвет и яркость, постепенно потухая. К середине ночи уже видели объект зависшим над горой в виде двух точек: одной яркой белой (ярче всех звезд на небе) и другой в стороне менее яркой – красноватой. Народ из палатки тоже вылазил посмотреть на это диво.

[10 км]

5 августа, воскресенье

Сегодня дневка. Мучаемся жарой и мухами, а Дима ещё и своим обгоревшим носом: пришлось даже залеплять его лейкопластырем. Рядом группа тоже дневует, часть ребят радиалкой уходит на Попа. У нас осталась большая куча сахара (3 л), мы пытаемся сделать карамельку из избытков этого вещества, чтобы хоть для чего-нибудь использовать сковородку, которую я ношу без толку. Карамельки мы не получили – просто мокрый сахар, который мы жрем с хлебом – гадость несусветная, но жрать-то хочется.
Вечером на наш костер подошла соседняя группа (все представители сильной половины человечества), побазарили. Среди них был парень без ноги, которые ходит на протезе, но смог подняться в горы!
Сегодня ночью собираемся опять наблюдать НЛО, Дима даже одолжил подзорную трубу у соседских ребят. Но погода портится – собирается гроза, сверкает и гремит, и из этой затеи ничего не выйдет. В палатке спим все вместе, Дима рассказывает туркменскую сказку про трех братьев, русскую былину про Добрыню Никитича и сказку про скрягу. Ночью бушует гроза, а в палатке острая нехватка места: поднял раз голову, а назад положить уже некуда – место занято!

[0 км]

6 августа, понедельник

С утра все в тумане-облаке. Сковорода за ночь от сахара отмылась, а консерву, в которой оставалось немного сахара с дождевой водой, я кидаю в костер: раз не получилась карамелька, то хоть понюхаем жженного сахара. Какого же было мое удивление (наверное, не только мое), когда в консерве образовалась карамелька! Видимо, вчера нам просто не хватало большого огня.
Вместе с соседями идем на г. Смотрец (1898 м). Полазили по скалам, камням, что находятся на вершине, но вокруг почти ничего не видно – всё в тумане, в том числе соседняя вершина – Ушастый Камень (по укр. Ухаты Камень). Спускаемся вниз по крутому склону. Наши новые друзья, оказывается, не имеют понятия о простой ягоде – голубике. Андрей долго описывал своим подопечным, что это лжечерника и ее не едят. Но Наташа его круто обломала, смело засунув в рот горсть этой ядовитой ягоды, сказав, что это по-нашему голубика и она очень съедобная. Правда, у нас в Беларуси она растет на высоких кустах на болоте, а тут в горах этот низенький кустик стелется по земле.
Недалеко от полонины наша сдвоенная группа разделилась – мы пятеро и Андрей с Эмилем пошли к водопаду на р. Мунчель (по дороге, что ведет к Ушастому) через "сказочный" лес, остальные сразу спустились к р. Дземброни. После водопада мы возвратились назад к полонине и спустились из тумана в с. Берестечко на р. Дземброня. По дороге пожрали малину. Стали на постой у пани Василины в доме в маленькой комнатке с низкими потолками на втором этаже. Сегодня тётки подготовили нам шикарный ужин: суп, манка, какао и даже овечий сыр, о котором мечтали весь поход. Отогрелись... К нам пришли гости, Андрей и Эмиль, подарили религиозную литературу (с картинками!).
Да, за теплую ночевку отдали 15 грн.

[12 км]

7-9 августа, вторник-четверг

Последний день похода. В 10 часов выходим и идем пешком по дороге вдоль рр. Дземброня, Черный Черемош, Ильца добираемся до Верховины (до автовокзала) примерно за 4 часа. Я со Светой ищем турбазу, а потом с час ждем на ней местного КССника. Когда наше терпение лопает, мы обращаемся к работникам турбазы поставить нам какую-нибудь печать в маршрутную книжку. А они вызывают КССника по мобильнику (он купался рядом в речке). Наконец в 4 часа он нам ставит печать и сообщает, что в 17.00 последний автобус на Косов, на котором мы сможем выбраться отсюда. Бежим на автовокзал, по дороге забегая на почту – дать телеграмму в Раховскую КСС о прохождении маршрута.

[20 км]

Едем на Косов (4 грн с человека), а оттуда на маршрутке с музыкой добираемся на Коломыю (3 грн). В Коломыи (кстати, красивый городок) перебираемся с автовокзала на железнодорожный (они расположены довольно далеко друг от друга), опаздываем на 5 минут на дизель-поезд Коломыя – Ивано-Франковск, и мы бежим, чтоб успеть на поезд Коломыя – Ворохта (отъезжает в 20.55) и доехать до Делятина (3 грн). Оттуда мы решаем ехать уже знакомым поездом Рахов – Львов (отъезжает в 5 утра), ночуем на вокзале. Берем плацкарт (9.5 грн) и с удобствами к полудню добираемся до Львова.
Во Львове сдаем рюкзаки в камеру хранения на вокзале (1.5 грн за место), гуляем по городу. Ищем палеонтологический музей при Львовском университете на географическом факультете. Но с ул. Дорошенка, где расположено здание, в котором разместился географический факультет, нас отправили вместе с провожатым студентом Сергеем на ул. Грушевского в здание биологического и геологического факультетов. Тут мы ходим по музею камней (минералогический музей) и музею костей (палеонтологический музей). К сожалению костей динозавра, о которых мы так мечтали, не было, а "его яйцо уже сперли". Потом мы пошли в музей дровей (деревянных строений). Устамши, в центре города закупили провизию и сувениры, а потом на трамвае поехали на вокзал, и в 20.39 на поезде Львов – Ковель (4.5 грн) добрались к 2 часам ночи в Ковель. Там сели на дизель Ковель – Заболотье (2.5 грн), в котором наконец-то поели. От границы едем на "человеческом" поезде Заболотье – Брест. На заре, после Хотислава, едим арбуз. В 8 в Бресте. Всё. Конец.

Послесловие

Стоило наше путешествие $25-30 (из них на дорогу туда-обратно ушло $12).

Приложение
Дата
Маршрут
Примечание
км
28 июля
гор. Рахов – г. Магурица (1264) – г. Терентин (1388) – полонина Довжина – ур. Перелесок

29 июля
г. Старая (1471) – г. Переслуп – г. Малая Близница
хр. Урду-Флавантуч
30 июля
г. Близница (1881) – ур. Стримческа – полонина Браилка – с. Квасы

31 июля
с. Квасы – г. Веснярка

1 августа
г. Шешул – г. Петрос (2020)

2 августа
г. Говерла (2061) – г. Брескул (1911) – г. Пожежевская – г. Туркул (1933)
3 августа
г. Ребра (2001) – г. Гутин Томнатек (2018) – г. Бребенескул (2032) – г. Мунчель (1998)
4 августа
г. Дземброня (1877) – г. Поп Иван (Черная Гора) (2026)
5 августа
дневка под г. Попом Иваном

6 августа
г. Смотрец (1898) – с. Берестечко (Дземброня)

7 августа
р. Дземброня – р. Черный Черемош – с. Красник – с. Верховина

Адреса

Андрей Голобин:
e-mail: andrew_golobin@hotmail.com
76009 Украина, г. Ивано-Франковск, ул. Молодежная, 56-64

г. Рахов

Радуга в Карпатах
Радуга в Карпатах (у г. Терентин)

Обрывы между Близницами

На г. Близница

По дороге на Петрос

г. Говерла

г. Петрос (вид со склона Говерлы)

хр. Черногора, г. Шпицы (вид с г. Пожежевская)

г.Туркул и оз.Несамовите
г. Туркул и оз. Несамовите

На хр. Черногора

2004-08-03 10:34:39 | Дима | E-Mail
Фотки супер...горы моя незбывшаяся мечта. А еще увидеть Эдельвейс.
Как тебе байды

2004-07-29 13:50:03 | Татьяна | E-Mail
Закарпатье - это очень красивое место и для меня , т.к. моя мама родом из Рахова и мы всегда стараемся съездить туда к родственникам , а фотографии просто замечательные.

2004-12-08 16:59:05 | Аноним | E-Mail
Очень интересно. Это летом,а зимой что делаете? Мы едем в Карпаты. Олег.

2006-03-29 20:37:49 | Надя | E-Mail
Супер! Заходите и ко мне
naditastemich.narod.ru/Karpati.html

2006-06-21 00:17:16 | Дима | E-Mail
Искал телефоны КСС и нашёл себя. Интересно...

2006-12-05 00:06:58 | Andy | E-Mail
Некрасиво показывать свою культуру, а вернее ее отсутсвие, да еще и в другой стране... Я о разрисованой майке и памятнике...