Отчет о некатегорийном пеше-водном походе по Северной Финляндии (национальный парк Урхо Кекконена), совершенном с 10 по 13 июля 2013 г.

Маршрут:

Raja-Joosepi - мост через р.Лотта(Lutto) - г.Peuranampumapaa - г.Hirvaspaat (648 м) - г.Kuikkapaa (678 м) - г.Muurivaara - распадок Tiuhtelmakuru - р.Muorravaarakanjoki - г.Sokosti (718 м) - г.Ukselmapaa (698 м) - ущ.Paratiisikuru - р.Sarvijoki - перевал через южный отрог г.Kaarnepaa - руч.Maantiekurunoja - р.Suomujoki (сплав) - р.Лотта(Lutto)

Средства сплава на водной части маршрута - полиэтиленовые каяки.

карта маршрута

Состав группы

1. Константин Бекетов (Санкт-Петербург)
  2. Валерия Глухова (Лыткарино)

О районе путешествия

Национальный парк Урхо Кекконена (Urho Kekkonen) расположен на севере Финляндии, в провинции Лапландия. Площадь — 2550 км? (один из крупнейших в стране). Парк создан в 1983 году и назван в честь бывшего президента и премьер-министра Финляндии — Урхо Кекконена (1900—1986). Основную радость для посещения представляют сопки горного массива Саариселькя, протянувшегося в широтном направлении на территории России и Финляндии (о стародавнем лыжном походе по российской части этого района можно посмотреть отчет http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?86). Высшая точка г.Сокости (Sokosti), высотой 718 метров, расположена в Финляндии; а вторая вершина - Ионн-Ньюгоайв, 716 метров - в Мурманской области.

Стоит сразу отметить, что ни о каких технических сложностях в путешествиях по Саариселькя речь не идет. Здесь развиты весьма пологие склоны (за редким исключением отдельных скал и миниатюрных ущелий). Летом сюда приезжают в основном чтобы насладиться условно-первозданной природой Лапландии, а зимой... да и зимой с той же целью. Стада северных оленей - визитная карточка национального парка, хотя на самом деле на бОльшую часть территории оленей не пускают, построив огромный по протяженности забор через весь парк. Иначе в результате перевыпаса уничтожается растительный покров тундры.

В национальном парке существует целая сеть туристических троп, которые внятно промаркированы и поддерживаются в хорошем состоянии. Тропы сухие! Также, особую прелесть составляют избушки, многие из которых открыты и бесплатны. Но в популярные сезоны избушки часто заняты, поэтому на ночлег в них лучше не рассчитывать. Тропы и домики обозначены на карте, возле избушек подписаны их координаты.

фото 1

фото 1. Мост над порогом Porttikoski.

Через территорию национального парка протекает несколько речек, из них для сплава, судя по всему, пригодны только Suomujoki и Nuorttijoki (симпатичное ущелье которой расположено в крайней юго-восточной части территории парка). Севернее границ парка протекает река Лотта, несущая свои воды в Верхнетуломское водохранилище в Мурманской области.

Идея путешествия

Идея сплава по вышеупомянутой реке Suomujoki возникла у автора этих строк после того, как случайно обнаружилась в GoogleMaps вот эта фотография. Возникло ощущение, что река может быть интересна для сплава на полиэтиленовом каяке. Описаний найти не удалось, ни на русском, ни на английском языках. На финском языке я тоже пытался искать, но утверждать, что текстов о сплаве по Suomujoki нет и на финском, я не стану.

В начале августа 2012 года, проезжая мимо (по пути в горный район Сарек, что на севере Швеции), мы на один день заехали в национальный парк Урхо Кекконена с целью разведки реки. Тогда мы просто прошлись пешком вверх по реке на десяток километров, до вполне известного по фотографиям порога Porttikoski и обратно. Показалось, что воды в реке достаточно даже в августе, и что ближе к весне можно попробовать начать сплав гораздо выше в горах, каким-то образом забросив туда плавсредство. Появилась идея принести каяки по тропе от Kiilopaa в верховья реки, вернуться обратно к машине и переехать в конечную точку предполагаемого сплава, возле русско-финской границы, а оттуда идти пешеходный маршрут к лодкам, собирая по пути наиболее интересные природные объекты парка и посещая самые высокие вершины. Поэтому перед описанным здесь путешествием я заехал на парковку в деревню Kiilopaa, откуда начинаются тропы западной части национального парка. Лера в это время сплавлялась по реке Ивалойоки. Удивительно, но хватило ума не тащить сразу лодки, а для начала сбегать 10 км налегке к предполагаемой точке старта. Увы, взору предстал совершенно непригодный для сплава ручей, глубиной примерно по щиколотку. В результате мы немного изменили маршрут, сократив водную часть до участка от озера Aittajarvi до местечка Raja-Joosepi возле государственной границы. Это исключило из поля нашего зрения интересные (но маловодные!) пороги в среднем течении Suomujoki, но зато позволило исключить перенос каяков на большие расстояния. От парковки Aittajarvi до берега реки (протоки между озерами) несколько сот метров. В остальном идея осталась прежней: пешеходный маршрут с выходом к каякам и сплав по рекам Suomujoki и Лотта.

фото 2 фото 3

фото 2. Пороги в среднем течении Суомайоки.

фото 3. Типичный вид реки Суомайоки в середине лета.

Описание путешествия

10 июля 2013

Забросили каяки в район туристической стоянки Aittajarvi. От автомобильной парковки по тропе дотащили лодки несколько сот метров до района пешеходного брода через реку Suomujoki, и здесь спрятали в лесу в понижении рельефа. В лодках оставили все сопутствующее водное снаряжение (спасжилеты, каски, etc) и немного продуктов для одной ночевки и однодневного сплава. Затем вернулись к машине и переехали в район приграничного хутора Raja-Joosepi, к аналогичной автомобильной парковке возле подвесного моста через реку Lotto (которая буквально через пару километров становится рекой Лотта в Мурманской области). Здесь оставили машину, - мы должны вернуться к ней по воде через несколько дней.

фото 4 фото 5

фото 4. Подвесной мост через реку Лотта.

фото 5. Дорога вдоль приграничной полосы.

Пообедали возле машины, и тронулись в путь. Для начала нужно перейти на правый берег Лотты по большому подвесному мосту. За мостом идем по сухой песчаной дороге, предназначенной скорее всего для квадроциклов финского пограничного патруля. Вскоре направо отходит тропа вдоль берега реки Kiertamajoki, а основная дорога поворачивает налево и тянется вдоль приграничной полосы, о чем рассказывают предупреждающие таблички на деревьях. После не особо сильно заметного перевала дорога пересекает забор оленеводов и спускается к оборудованной туристической стоянке с очагом и деревянным туалетом. Пройдя еще немного по дороге до места, где она близко подходит к руслу ручья Kiertamaoja, свернули в пампасы азимутом на юго-запад, в направлении северного отрога г.Peuranampumapaa.

фото 6 фото 7

фото 6. Финны троллят русских пограничников.

фото 7. На северном отроге г.Peuranampumapaa.

Ручей перешли по камням на перекате, дальше пологий подъем по чистому и легко проходимому сосновому лесу. Постепенно вышли на границу леса, к протяженным пологим скальным выходам и нагромождениям камней. По карте здесь должно быть несколько небольших озер. Первые несколько встреченных луж оказались высохшими, но дальше попалось настоящее озерко с хорошими сухими берегами, где мы и заночевали.

За день пройдено: пешком 16,7 км

11 июля 2013

Продолжили подъем на г.Peuranampumapaa по каменистой тундре. Склоны пологие, много небольших озер. Открываются широкие панорамы всего национального парка Урхо Кекконена и сопок на российской стороне. Следуем траверсом г.Hirvaspaat (648 м) - г.Kuikkapaa (678 м). На вершине Kuikkapaa сложены их камней два огромных гурия, выше человеческого роста. На южной стороне сопки участок осыпи и даже настоящие скалы. Продолжая траверс хребта, после сопки Tiuhtelmapaa спустились до зоны кустов, где приходится продираться через заросли по оленьим тропам. В конце концов вышли на тропу, идущую через перевал с реки Kaarreoja к приюту на реке Muorravaarakanjoki. Тропа хорошо набитая, идет вдоль оврага ручья, круто спускаясь к долине.

фото 8 фото 9

фото 8. На вершине Peuranampumapaa.

фото 9. Сопки.

фото 10 фото 11

фото 10. Траверс Hirvaspaat - г.Kuikkapaa.

фото 11. Гурии на вершине Kuikkapaa.

Возле брода через реку Muorravaarakanjoki несколько построек, одна из избушек открыта для всех. Но наш путь дальше вверх по речной долине к подножию Сокости - самой высокой сопки района. Три километра по тропе правого берега до оборудованной стоянки с кострищем, и здесь брод через реку (несложный, глубиной по колено). Далее пошли без тропы в юго-западном направлении примерно вдоль реки, и в конце концов снова обрели тропу вдоль берега. Живописная долина ручья берет исток на склонах Сокости. У границы леса нашлась прекрасная стоянка возле небольшого, но глубокого разлива на ручье. В прямой видимости ретранслятор на вершине Сокости. От места ночевки до вершины остается преодолеть ровно 300 метров по высоте.

фото 12 фото 13

фото 12. Тропа вдоль Tiuhtelmakuru спускается к р.Muorravaarakanjoki.

фото 13. Приют на реке Muorravaarakanjoki.

фото 14 фото 15

фото 14. Река Muorravaarakanjoki.

фото 15. Стоянка под склоном горы Сокости.

За день пройдено: пешком 26,4 км

12 июля 2013

Утром быстро поднялись по каменистому склону на вершину горы Сокости (Sokosti), 718 метров высотой. Перед самой вершиной на пути попался старый домик связистов, закрытый на замок. Можно проникнуть только в предбанник, где переждать непогоду, если это окажется необходимым. Чуть выше - новый ретранслятор и большая железная будка с оборудованием, тоже закрытая. Возле ретранслятора огромная солнечная батарея. Сама вершина Сокости - выступ разрушенных скал над плато. Вид с вершины хороший во все стороны света, но в каждую сторону примерно одинаковый.

фото 16 фото 17

фото 16. Домик связистов на векршине Сокости.

фото 17. Вершина горы Сокости (Sokosti) высотой 718 м.

фото 18 фото 19

фото 18. Ретранслятор на плато горы Сокости.

фото 19. Вид с плато горы Сокости на в.Ukselmapaa.

После Сокости движение в северном направлении траверсом хребта до района г.Ukselmapaa (698 м). Западнее этой горы мы перевалили в исток ручья, падающего в настоящее ущелье Paratiisikuru, образуя ступенчатый водопад. Воды в этом водопаде совсем мало. Мы обошли каскад по правому берегу, по слабой тропке траверсом крутого травянистого склона. Ниже водопада на дне долины пара озер. Вода в ручье с отчетливым вкусом железа - где-то выходят минерализованные грунтовые воды. Тропа переходит на левый берег и становится хорошо набитой, - видимо, к водопаду в основном ходят прогуляться снизу. Тропа постепенно поднимается траверсом от русла реки Sarvijoki и срезает стрелку рек, выводя к открытой туристической хижине. Помимо избы, здесь в сосновом лесу на берегу реки несколько приятных стоянок.

фото 20 фото 21

фото 20. Водопад в ущелье Paratiisikuru.

фото 21. Озеро в ущелье Paratiisikuru.

фото 22 фото 23

фото 22. Тропа в долине р.Sarvijoki.

фото 23. Русло р.Sarvijoki.

От избы, после обеда, двинулись вверх по реке Левая Sarvijoki. Вначале она широко разливается по каменистому руслу с большим падением, но выше образует тиши (как назвали бы такое место где-нибудь в Сибири) с поразительно прозрачной водой.

фото 24

фото 24. Прозрачная вода р.Левая Sarvijoki.

Тропа постепенно отходит от реки и поднимается на невысокий перевал через южный отрог г.Kaarnepaa. Подъем высотой не более 100 метров. На спуске снова начинается сухой сосновый бор практически без подлеска, тропа в таком лесу очень хорошо заметна. Небольшие заболоченный участки встречаются при пересечении небольших ручьев, но везде можно пройти по корням и по камням, не замочив ног. Такой характер пути сохраняется до брода через Suomujoki, где она несет свои воды по короткой протоке из озера Aittajarvi в озеро Kotajarvi.

фото 25

фото 25. Брод через реку Суомайоки.

Брод глубиной не выше колена, с несложным каменистым дном. Для большего удобства, и для подстраховки, здесь через реку перекинут трос. На северном берегу вытянутого Kotajarvi мы встали на ночлег, предварительно забрав из нашей укромной ямки целые и невредимые каяки. Пешая часть маршрута на этом закончена.

За день пройдено: пешком 29,5 км

13 июля 2013

Сплав по Суомайоки (Suomujoki) и далее по Лотте можно условно разделить на 3 участка: 1 - озерная часть, проходящая по Kotajarvi и Suomujarvet; 2 - участок течения р.Suomujoki, включающий в себя несколько шивер и плесов, и заканчивающийся каньоном с каскадом порогов перед впадением в Лотту; 3 - река Лотта без заметных препятствий, не считая нескольких камней, от слияния с Суомуйоки до подвесного моста.

фото 26 фото 27

фото 26. На озере Kotajarvi.

фото 27. Река Суомуйоки перед впадением правого притока р.Muorravaarakanjoki.

Озера с высокими песчаными берегами, преимущественно поросшими сосновым лесом. На протоках между озерами течение, отдельные камни. После озера Suomujarvet начинается протяженный порог Lotjanankoski, представляющий собой несколько ступеней маловодной шиверы. Затем справа тремя маловодными рукавами впадает бурная р.Muorravaarakanjoki. После еще несколько перекатов и несложных шивер, и река успокаивается, образуя болотистый плес перед каньоном.

Каньон Suomunkongas - изюминка маршрута. Река прорывает скалистую гряду, образуя многоступенчатый порог. После первой простой ступени нужно причалить к левому берегу для просмотра основной части препятствия. Общая протяженность порога около 600 метров. Основную сложность представляют собой несколько идущих подряд сливов в средней части порога, высотой 1-1,5 метра. Заключительная часть порога перед впадением в Лотту - несложная шивера. После просмотра прошли порог тандемом.

фото 28

фото 28. Основной слив в средней части порога Suomunkongas.

фото 29 фото 30

фото 29. Нижняя часть порога Suomunkongas.

фото 30. Выход из порога Suomunkongas.

Река Лотта впадает слева несколькими бурными рукавами, причем первый из них впадает прямо навстречу течению Суомуйоки, что поначалу удивляет. Порог, который образует в этом месте Лотта, называется Luttokongas. После слияния Лотта успокаивается и неспешно течет (с отдельными быстринами) до знакомого нам большого подвесного моста, с которого мы начинали пешеходную часть маршрута. На левом берегу навес-"лааву" и парковка с нашей машиной.

За день пройдено: по воде 20 км

Маршрут окончен.

2013-12-24 14:09:47 | Павел | E-Mail
Красиво!
Скажите, можно ли этот маршрут превратить в чисто пеший?

2013-12-24 14:15:29 | Павел | E-Mail
"В национальном парке существует целая сеть туристических троп". Вопрос снят :)

2013-12-24 16:45:42 | kandid | E-Mail
Да, в основном там и ходят чисто пешие или лыжные маршруты. Это мы выпендрились со сплавом :)

2016-01-06 18:14:56 | Мартирос | E-Mail
Константин, если не секрет, откуда у Вас карта с www.retkikartta.fi/? Не знаю, как ее оттуда скачать, если есть ссылка, поделитесь, пожалуйста. Интересует как минимум лист R35-128, а если есть вся Финляндия - совсем хорошо.

2016-01-21 13:23:20 | kandid | E-Mail
Карты скачивал не я, всей Финляндии у меня нет. За подробностями - в почту.