Ледопад Менсу
Автор: Алексей Чариков

ОТЧЕТ о туристском спортивном походе (водном) шестой категории сложности по маршруту: г.Москва – г.Алма-Аты – г.Талдыкорган - г.Лепсинск – сплав по р.Лепсы (Лепсинский каньон)- п.Каргалы - п.Голубев Запор (Шимбулак) – сплав по р.Тентек – водопад в четвертом каньоне - п.Герасимовка – г.Талдыкорган – г.Алма-Аты – г.Москва

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ

ОТЧЕТ о туристском спортивном походе (водном)
шестой категории сложности

Маршрутная книжка № 1/4-508

Руководитель: Бронер Ю.Е.

Москва 2011г.

ПАСПОРТ ПОХОДА:

Сроки проведения: 13 августа 2011г. – 28 августа 2011г.

Район: Восточный Казахстан, Джунгарский Алатау

Нитка маршрута: г.Москва – г.Алма-Аты – г.Талдыкорган - г.Лепсинск – сплав по р.Лепсы (Лепсинский каньон)- п.Каргалы - п.Голубев Запор (Шимбулак) – сплав по р.Тентек – водопад в четвертом каньоне - п.Герасимовка – г.Талдыкорган – г.Алма-Аты – г.Москва

геоданные

Состав группы: 10 чел.

Средства сплава: катамаран двойка (5 шт.)

Категория сложности: шестая

Протяженность сплава: 65,1 км

Протяженность пешей части: 6,4 км

Уровень воды: средний (для этого времени года)

Общее количество дней (Москва - Москва): 16 дней

дневки – 0,5 дня

отъезд – 0,5 день

Работа над отчетом:

текст, оформление – Бронер Ю.Е.

дневник – Бронер Ю.Е.

фотографии – Кривошей А.Н., Глухова В.И., Лакеев С.Г., Бронер Ю.Е.

Список участников.

п/п

ФИО

Год рожд.

Адрес

Тур. опыт

Обязанности в походе, распред. по судам

Бронер Юлия Евгеньевна

1973

Москва ул.Домодедовская 28-2-73 , тел.8-916-334-06-97

V-р р.Сардай-Миена – Сорбо; V-р р.М.Нарын – р.Чон-Кемин; VI-р р.Казан – р.Коксу, р.Кора

Руководитель,

Сандлер Евгений Викторович

1967

г. Москва, ул. Перовская, 36 кор.3, кв. 11

V-у р.Сардай-Миена – Сорбо; V-у р.М.Нарын – р.Чон-Кемин; VI-у р.Казан – р.Коксу, р.Кора

Видеооператор

Усков Виталий Сергеевич

1979

г. Владивосток ул. Лермонтова, 68А-32

IV-у р.Акишма (Амурская обл.); V-у р.Чуя (Мажойский каскад)

График похода.

Стапель/ сплав за пр.18 Лепсинского каньона

10,5

17.08.11

Прохождение второй части Лепинского каньона, до п.Каргалы

6,2

18.08.11

Переезд на Тентек. Стапель.

120

Переезд на ГАЗ-66

19.08.11

Прохождение Константиновского ущелья (2й каньон)

20.08.11

1,2 - сплав

Обнос пор.Винт,

23.08.11

Герасимовское ущелье, сплав до выхода. Полудневка. Разведка.

Полудневка.

24.08.11

4й каньон (ущелье Орто-Тентек), до порога с камнем у ПБ, перед поворотом реки на запад. Разведка.

25.08.11

4й каньон, до водопада.

4,3

26.08.11

Выход наверх, до плато наверху хребта (набор высоты 500м).

Пешком.

27.08.11

Выход к началу дороги (набор высоты 200м). Отъезд в Талдыкорган.

3,4/380

Пешком/ а/машина ГАЗ-66

28.08.11

Выезд в Алма-Ату. Самолет в Москву.

Автобус/самолет.

Итого активными способами:

В т.ч. сплав

65,1 км

пешком

6,4 км

1. Район путешествия и идея похода.

Джунгарский Алатау, Жетысуйский Алатау (каз. Жетісу Алатауы) — горная цепь, расположенная на границе Казахстана и Китая, между рекой Или и озером Алаколь. Назван по имени близлежащей пустыни. Протяжённость — 450 км, ширина от 50 до 90 км, наибольшая высота 4 464 м на горе Бесбаскан. (Википедия). Джунгарский Алатау — своеобразная в климатическом отношении страна. Она как бы является барьером, разделяющим географические ландшафты. На северных склонах наблюдается достаточно ясно выраженный алтайский климат. Южным склонам свойственен тянь-шаньский климат, близкий климату Заилийского Алатау, Киргизского и Таласского хребтов.

Этот район также называют Семиречьем. В настоящее время с Семиречьем территориально отождествляется географический регион, называемый Или-Балхашским бассейном. Самые крупные реки - это Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Аягуз, Тентек, Баскан, Сарканд и другие более мелкие. Свое начало они берут среди ледников и снежных вершин Джунгарского (Жетысуйского) Алатау.

Идея пойти на реку Тентек родилась еще зимой. Привлекала относительная нехоженность этой реки. А отсутствие информации в Интернете только добавляло интереса. С регионом в целом мы уже были знакомы – в 2009 году ходили реки Казан-Коксу и Кора. Замечательная природа, сухой климат (относительно Алтая и Саян), наличие автомобильной заброски на большинство рек, ну и, конечно, сами реки делают Джунгарский Алатау просто идеальным местом для водного туризма.

Сплав на Тентеке начинается с достаточно непростого каньона, поэтому для начала хотелось где-нибудь раскататься и потренироваться. К тому же у некоторых участников было опасение, что Тентек очень короткий и две недели на него много (как выяснилось, опасения были напрасны). Для раскатки был выбран Лепсинский каньон, т.к. заброска на обе реки идет через поселок Лепсинск и связка получалась довольно логичной.

В мае народ начал суетиться и группа стала расти с устрашающей быстротой. Сначала были мысли, что нам достаточно набрать три двойки. Но народ все прибывал и в итоге пришлось ограничить группу десятью «рылами», т.к. в каньонах могли быть проблемы с чалками для такого количества двоек и с местом под палатки на небольших стоянках. В том числе к нашей московской группе присоединилась двойка из Владивостока – Алексей и Виталий. С Алексеем основная часть группы была знакома еще по походу на Чон-Кемин и М.Нарын.

1. Заброска и выброска.

Заброска на реки Джунгарии происходит через города Талдыкорган или Текели (если лететь самолетом до Алма-Аты), или через город Уш-Тобе (если ехать из Новосибирска по ж/д). Дальше начинается автомобильная часть пути. В равнинной части Казахстана дороги хорошие и можно ехать на чем угодно. Но на подъездах к началу сплава, как правило, требуются достаточно проходимые машины. У нас был ГАЗ-66, на котором мы ехали от Талдыкоргана.

Кроме того, маршруты проходят в приграничной зоне и на территории заповедника, поэтому необходимо оформление пропусков и «Лесного билета». При заброске на р.Тентек, в поселке Голубев Запор у нас проверили пропуск в погран.зону. Пропуска оформляются заранее, поэтому проще это сделать через представителей в Казахстане.

Оформить пропуска, сделать регистрацию и найти транспорт можно через фирму STeK в Текели, или через Ларису Штоппель в Талдыкоргане. Мы опять воспользовались помощью Ларисы Штоппель, с которой мы работали в прошлый наш визит в Джунгарию (на реки Казан, Коксу, Кора).

Полезные контакты:

Фирма STeK, г.Текели, http://www.stek.kz/

Лариса Штоппель, г.Талдыкорган, +7-701-950-22-30, «Станция Юных Техников» г.Талдыкорган, ул.Акын Сара, д.164

Сергей (ГАЗ-66), г.Текели +7-777-2735331

АлматыТрансАвто (транспортная компания), г.Алма-Аты, +7-727-327-69-65, http://microautobus.kz , e-mail: AlmatyTransAuto@gmail.com

1. Техническое описание.

Река Лепсы, Лепсинский каньон.

За основу взята лоция из отчета М.Иванова 2005г. http://splav.211.ru/rivers/asia/lepsy/lepsy2005

На Лепсы можно попасть двумя путями - через поселки Тополевка - с началом сплава по левому истоку, и Андреевка (в настоящее время называется Кабанбай) - с началом сплава по правому истоку. Первый требует транспорта высокой проходимости, длиннее по километражу и имеет единственное преимущество - не требуется въезжать в погранзону (Лепсинск находится в погранзоне, а рядом с точкой начала сплава имеется пограничный пост), что принципиально при отсутствии соответствующих пропусков. По нашей карте правый исток в районе Лепсинска уже называется Лепсы, левый – Большой Жаланаш. Аганакты – один из притоков Жаланаша. У нас пропуска в погранзону были оформлены, поэтому ехали просто по трассе, через Андреевку на Лепсинск.

Вода в Лепсы более светлая и мутная, чем в Б.Жаланаше. Сливаются они незадолго до начала каньона. Берега в этом месте низкие, пологие, есть места для стоянок.

Перед входом в каньон длинный подпор, река практически стоит. На ПБ выше заброшенной навесной переправы - поляна, удобная для стоянки, но, очевидно, часто посещаемая. Еще одна стоянка, похуже, но более изолированная от возможных посещений, есть после скал на ЛБ на уровне первого препятствия.

Препятствия в начале каньона не сложные, расположены достаточно далеко друг от друга и легко отслеживаются: все они короткие (по нескольку десятков метров) и разделены чуть более длинными участками быстротоков-плесов. На протяжении этих препятствий (1-7) поперек реки натянуто несколько тросовых переправ, которых при высокой воде следует опасаться - они висят довольно низко над водой, в средней части - на уровне головы гребца (по весенней воде).

Пр. 1. Пологая горка c общим падением около 2 м, в струе обливные камни.

Пр. 2. Порог на ПП. В центре струи бочка, которую можно обойти и слева, и справа.

Пр. 3. Порог. По меньшей воде в середине русла камень со сливами с обеих сторон от него. В нашу воду были только валы и небольшие бочки.

Пр. 4. Порог. Расположен в скальном створе. Валы.

Пр. 5. Наиболее мощный на этом участке. Валы и бочки.

Пр. 6-7. Шиверы.

Хороший ориентир первого значимого препятствия в каньоне, пр. 8 - скала ПБ. Чалка для просмотра в улова за скалой. Перед порогом подпор и чалка проблем не представляет. Весь порог хорошо просматривается по ПБ, кроме левой протоки за островом (чтобы просмотреть ее, надо подниматься на бом).

Пр. 8 (4С). Порог. Длина более 200 м. Просмотр по ПБ. В пороге ближе к ЛБ два острова (по большой воде первый из них полностью скрыт под водой). На втором острове деревья и кусты. Правая протока шире и мельче, по малой - средней воде заход в нее осложняет гряда камней по центру русла, требуется четкий маневр. По высокой воде между этими камнями появляются проходы со сливами. Далее правая струя проходит несколько небольших бочек и в конце порога образует прижим к отвесной скальной стенке ПБ. Левая протока более узкая и глубокая, в малую - среднюю воду технически сложнее, чем правая, но может быть перекрыта упавшими деревьями.

Пр. 9. Струйный порог длиной 100 м на плавных левом и правом поворотах.

Пр. 10. Струйный порог длиной 150 м на плавном ЛП.

Пр. 11. Струйный порог длиной 100 м, вначале прямой участок, затем левый и правый повороты.

Пр. 12. Струйный порог длиной 100 м.

Пр. 13. Порог длиной 100 м на плавном ЛП в сужении русла.

Пр. 14. Порог длиной 100 м через 40 м после предыдущего. Валы, ближе к берегам обливные камни.

Пр. 15. Порог длиной 80 м на ПП в скальном створе. Высота левой стенки 60 м, правой 30 м.

Пр. 16 (4А). Порог. Длина 300 м. Более мощный, чем предыдущие. Обливные камни в струе.

Ориентиры пр. 17 - небольшой водопадный приток с ПБ и грот в скальной стенке ПБ после него, хорошо заметный в любую воду. Летом приток «не работает».

Пр. 17 (5А). Порог. ПБ вдоль всего порога - отвесные скалы. Первая ступень расположена на ЛП, разведка затруднена (по большой воде невозможна) скальным бомом ЛБ. Начинается разгонной шиверой, на повороте обливные камни, валы, бочки, сильный бой в скалу ПБ, рядом с которой (правее центра) солидная бочка. В левой части струя слабее, проходы между обливными камнями, бочки, на выходе бочка, перекрывающая почти все русло, после которой течение успокаивается. В конце ступени возможна, но неудобна чалка на ЛБ. Далее после 50 м быстротока-плеса скальная стенка ЛБ переходит в поросшую лесом понижающуюся каменистую осыпь. Здесь чалка более удобна, хотя стоит опасаться острых камней. По ЛБ можно разведать вторую ступень порога, расположенную на прямом участке. При высокой воде она выродилась в простой участок быстротока с небольшими валами и локальными бочками, при меньшем уровне воды сложность определяют обливные плиты с бочками, а на выходе открывается камень с навалом на него, делящий струю пополам. Справа от него бочка мощнее, слева меньше.

Пр. 18. Шивера. После шиверы крутой ЛП, на ПБ поляна, пригодная для стоянки, за которой распадок.

Пр. 19. Шивера на ЛП. Перед резким ПП необходимо зачалиться к ПБ, т.к. на этом повороте расположен вход в опасное пр. 20. На ЛБ снежник (весной). По малой - средней воде на участке чалки открывается галечная отмель. По большой воде отмель залита, чалка может получиться нервная. Возможна аварийная чалка непосредственно на входе в пр. 20 в улово у ЛБ, но оттуда становится затруднительным заход в пр.20, при решении его проходить.

Напротив входа в пр.20 на ПБ место для стоянки. Стоянка не особо просторная, но уютная, с дровами проблем нет.

Пр. 20 (6А). Порог. Длина 50 м, общее падение около 6 м. Перед порогом струя замедляется. Начинается широким сливом, разделенным крупным обломком скалы на две неравные части (левая - более широкая). Возле ЛБ река завалена крупными глыбами. Далее следует мешанина сбойных валов, после чего река последовательно наваливает на два скальных выступа ПБ, образуя мощный прижим вдоль всей скальной стенки ПБ. За прижимом течение замедляется, в русле скальные обломки с несложными проходами между ними. Большая вода облегчает прохождение порога - залиты камни в основной струе, а на прижиме стоят отбойные валы. По малой воде прохождение осложняет камень в центре, сбрасывающий в прижим.

За порогом улова у ЛБ. Но по высокой воде она неудобна и затруднена нависающими деревьями, поэтому порог лучше проходить в связке с пр. 21, неудачный заход в которое из пр. 20 в случае аварии опасен. Эта опасность во многом определяет сложность связки порогов 20-21.

По отчетам прошлых лет тропа от стоянки на ПБ поднимается на бом над порогом, переваливает его и спускается к берегу. По этой тропе при необходимости можно обнести пр. 20, не разбирая судов. Мы эту тропу не видели. Обнос пр.20 возможен по камням ЛБ. Чалка к ЛБ перед порогом маленькая, на один катамаран.

Пр. 21 (5В). Порог. Длина 100 м. Находится на прямом участке после местного ПП, которым заканчивается пр. 20. В русле крупные открытые и полуобливные камни, валы, бочки; оптимальная линия движения сильно зависит от уровня воды, при низком ее уровне прохождение на катамаранах возможно только слева. Основной план прохождения по большой воде - обходить первую из больших бочек слева, а вторую справа, для чего требуется пересекать струю. В конце порога проносной прижим в скальную стенку ЛБ, далее ворота 4 м, образованные цепочкой камней, отходящих от ПБ, ниже которых у ПБ образуется большое улово, удобное для чалки и страховки. Левая часть струи после прижима разгоняется и переходит в пр. 22.

Пр. 22 (5C). Порог. Длина 150 м. Под скальной стенкой ЛБ - длинный и наиболее мощный во всем каньоне прижим к скале с неприятными карманами. В правой части русла камни с необходимостью маневра между ними, сливы более метра и бочки, в конце струя отжимается обливными камнями к ПБ и образует несложный прижим с отбойным валом к его скальной стенке. Далее быстро затухающие валы. После порога течение ненадолго успокаивается, простая чалка в улово возле ЛБ.

Разведка (и обнос) порога понизу возможна только до скалы ПБ с прижимом.

Пр. 23. Порог длиной 300 м с прижимами сначала к правому, а затем, после прямого участка с валами, к левому берегам. По большой воде залит и интереса не представляет. Второй прижим находится на крутом ПП, вскоре после которого на ПБ поляна, пригодная для стоянки.

Пр. 24 (4С). Порог с мощными валами.

Пр. 25 (5А). Порог в скальном сужении. Разведка возможна по ПБ.

Пр. 26 (5А). Порог длиной 200 м. Разведка возможна по тропе ПБ. Ориентир - правый поворот, за которым ближе к ЛБ остров с кустарником. Порог начинается на уровне острова - большое падение, беспорядочные валы и бочки. В конце порога местный ЛП, широкие ворота между обливными камнями, сливы и бочки.

Препятствия 23 - 26 можно идти сходу. В пр.25 по большой воде мощные бочки.

По окончании пр. 26 на ПБ расположена травянистая поляна для стоянки с "садом камней". Поляна ровная, дрова есть. Единственный недостаток – эта стоянка доступна для местного населения.

Пр. 27. Порог. В скальном сужении непосредственно за поляной. По большой воде вырождается. Река перегорожена грядой обливных камней с несложными проходами между ними.

Пр. 28. Шивера на прямом участке за ЛП. От начала шиверы ущелье резко расширяется, по ПБ до входа в Каргалинские ворота идет терраса.

Пр. 29. Шивера.

Пр. 30. Шивера. С правого берега впадает ручей.

Пр. 31. Шивера на ЛП.

Препятствия 27-31 легко читаются с воды и идутся сходу за 10 минут сплава. Чалка в улова у ПБ перед правым поворотом реки, где тропа уходит от реки наверх. Каргалинские ворота начинаются за следующим правым поворотом, но перед ним тропа уже идет высоко и выбраться на нее непросто.

Пр. 32. Шивера. За ЛП остров, проход справа. Далее река делает резкий поворот вправо в высоких стенах красно-коричневых скал. Это вход в заключительный каскад каньона - Каргалинские ворота, включающий препятствия 33-35.

Предварительный просмотр каскада можно осуществить по тропе ПБ, однако она идет довольно высоко и для детальной разведки следует спускаться с тропы к воде. Река зажата в скальных берегах, однако в ряде мест возможен спуск к воде для просмотра и организации страховки.

Пр. 33 (5С). Порог. Длина около 200 м. Заход на ПП. Струя разгоняется в скальном коридоре и на локальных поворотах последовательно смещается к левому берегу, а затем к правому, большое падение, валы и бочки. Надводных камней нет (по высокой воде). В конце порога местный ЛП, на котором центр русла перекрыт мощной подковообразной бочкой, левее которой язык. По летней воде на месте бочки полуобливная плита по центру русла. Страховка теоретически возможна по ПБ, ЛБ - отвесные скалы. Далее прямой участок не более 100 м (можно чалиться на ПБ), в конце которого скальные выступы ПБ отжимают струю на центр. Это вход в следующее препятствие.

Пр. 34 (5C). Порог. Длина около 250 м, падение на которых около 8 м. Начинается на плавном правом повороте. В левой части струи мощная бочка через обливную глыбу, справа трек вдоль низкого скального выступа ПБ. Далее на прямом участке в шахматном порядке бочки и валы. Ближе к левому берегу полуобливные и надводные камни в русле. Общий план прохождения - правее центра или по центру, пробивая бочки. По меньшей воде в пороге выделяют четыре ступени сливов с необходимостью маневра между камнями.

Пр. 35 (4В). Порог на ЛП. При высоком уровне воды упрощается. Валы в скальном сужении, мощный (но с отбойным валом) прижим в скалы ПБ.

После пр. 35 река выходит из каньона и вскоре делает большую правую петлю, в которой расположен яблоневый сад. Это место распознается по высоким пирамидальным тополям и годится для стоянки. Оно относительно изолировано от посещений местным населением. Стоять можно и прямо на выходе из каньона. Но здесь местные устраивают «пикники». Закончить сплав можно у моста в поселке Каргалы, откуда не далеко до центра поселка, где есть магазин и переговорный пункт. Поменять рубли на тенге в поселке негде.

Самая сложная береговая обстановка в начале каньона. Впрочем, ввиду того, что здесь расположены несложные препятствия, необходимость аварийного выхода вряд ли возникнет. Далее вдоль всего каньона идет тропа по ПБ, кое-где она забирается на бомы, но нигде не уходит от реки далеко. Вдоль препятствий 34 и 35 идет тропа и по левому берегу. В середине каньона на уровне препятствий 18-22 в 2 км от ущелья расположен дом пастухов, к которому подходит дорога. Выход из каньона возможен по многочисленным распадкам. При лазании по скалам следует соблюдать осторожность - порода, из которой сложены скалы, легко крошится, много живых камней.

Река Тентек.

За основу взята лоция из отчета М.Иванова, 2006г.

Все населенные пункты связаны автомобильными дорогами с Андреевкой (ныне Кабанбай), Учаралом, и соответственно, с Талды-Курганом и Алма-Атой.

Голубев Запор (Шимбулак) - самый верхний населённый пункт на р. Тентек, дома расположёны на обоих берегах, связь грунтовыми дорогами через перевал с погранзаставой, находящейся выше по реке, с п. Константиновка и п. Лепсинск. Поселок в настоящее время находится в упадке. Тем не менее пропуска в погранзону могут и проверить.

Константиновка - крупный населённый пункт, на ЛБ, связь с другими сёлами через автомобильный мост.

Герасимовка - целиком на ЛБ, имеется магазин, автомобильный мост через реку, ходит автобус в Андреевку (Кабанбай).

Тонкерис - гидрометеопост и еще несколько домиков на ЛБ за окончанием каньона Каракус.

Ынтан - находится на ПБ и состоит из нескольких домиков, связь через брод по ПБ, по берегу идёт хорошая грунтовая дорога.

Угылы - находится на выходе реки из ущелья в равнинную зону. Есть своя почта, магазин, связан рейсовым автобусом с г. Учарал.

Аварийные выходы с маршрута привязаны к населенным пунктам, и, так как река сама по себе не длинная, и из любого места до людей по прямой не более 15 км, главная задача при аварийном выходе - выбраться из соответствующего каньона. Из Константиновского ущелья выбираться можно на любой берег, поверху и слева, и справа имеются тропы, выводящие к пасекам и мосту. Выход из Герасимовского ущелья - только на левый берег, как и из ущелья Орта-Тентек. Из каньона Каракус выход прост в любую сторону, но лучше влево, где идет дорога. Можно ли выбраться из каньона Богет, непонятно.

Препятствия Тентека сконцентрированы в шести ущельях:

1. Верхнее ущелье длиной около 15 км от моста и бывшего пионерского лагеря до моста в п. Голубев Запор. Большое падение и малый расход воды, возможны негабариты.

2. Константиновское ущелье до устья р. Красная. Длина 12 км, средний уклон 12,6 м/км. Ключевое препятствие - порог Буднева.

3. Герасимовское ущелье от п. Константиновка до п. Герасимовка. Котловина с. Константиновка - котловина с. Герасимовка 16 км. Уклон 16 м/км. Содержит ряд сложных порогов, требующих обязательной разведки.

4. Ущелье Орта-Тентек от п. Герасимовка до устья р. Каракус. Длина 21 км, средний уклон 17,2 м/км. Препятствия этого ущелья технически не сложные, но его прохождение осложнено непроходимым (и плохо обносимым) водопадом в последней трети. Кроме того это ущелье самое узкое, местами со скальными стенками, не позволяющими вылезти на берег. В середине ущелья впадает р. Орта-Тентек, в результате чего расход реки возрастает вдвое.

5. Каньон Каракус от устья р. Каракус до гидропоста Тонкерис. Длина 5 км, средний уклон 6,4 м/км. Ключевое препятствие - водопад Тункуруз.

6. Каньон Богет от с. Ынтан до плотины с. Ытылы. Длина 4 км.

Прогонные участки: между ущельями 1 и 2 отсутствуют, в остальных случаях недлинные и с быстрым течением. Ущелья 3 и 4 определяют сложность реки.

Начало сплава после Верхнего каньона – 2 км выше пос.Голубев Запор на ПБ, травянистая поляна.

Пр. 1-3. Шиверы-пороги.

Река проходит два поворота, течение быстрое, небольшие валы, открытые и полуобливные камни.

Пр. 4. Порог Развалины.

На подходах к поселку на ЛП справа жилой дом, слева развалины. Порог представляет собой гряду камней, уходящих от левого берега к правому. В вершине гряды два прохода, далее карман с мелководным выходом, разбой и устье левого притока.

Пр. 5. Порог под мостом.

После плавного правого поворота вдоль поселка на прямом участке под низким автомобильным мостом слив сложной формы 1.2 м, не представляющий сложности в прохождении. За мостом небольшие сбойные валы. Чалка после порога на любой берег.

Через 50 м от моста скальный створ в начале ущелья. По левому берегу идет тропа, по которой можно просмотреть начало ущелья. Возможно, можно просмотреть и все (с бродом еще одного крупного левого притока), но особого смысла это не имеет.

Константиновское ущелье.

По обоим берегам, вдали от реки ведут дороги в Константиновку. На правом борту ущелья роща, левый гол и только в устьях притоков на прибрежных террасах растут деревья. Сквозная разведка ущелья вдоль воды невозможна из-за скальных бомов высотой в 30-50 м и отсутствия троп. Глубина ущелья вначале 50 м, затем увеличивается до 100-150 м при ширине 20-50 м. Начало ущелья не содержит сложных препятствий. Вначале шиверы, прижимы, затем отдельные пороги и, наконец, каскад порогов. Разведки порогов требуют выбора берега. Рабочий берег в основном левый.

До первого серьезного препятствия около 10 минут сплава. После входа за скальным створом улово, в 50 м ниже остров и ручеёк слева. Поворот направо. Река огибает 30-метровый бом. Левый прижим с бочкой. Далее одиночный камень в центре. В 20 м ниже слив и слабый правый поворот. Простая 20 метровая шивера. Слева приток. Скальный створ, высотой 10 м, в его центре навал на глыбу. Слева 4 м проход. Ниже левый прижим. Слева глыба. Шивера со сбойным валом. Левее бочка. После этого каньон глубиной 20 м, в 30 метрах ниже входа прямой метровый слив. Слева камни, сбойный вал. Слив в центре, через 20 м еще сбойный вал. Справа приток. Сбойный вал, слив. Крутой левый поворот. На нем виден сброс с камней под правый берег. Узкий кулуар справа, слева терраса с рощей, в конце бом.

Пр. 6 (4А). Порог.

Примерно в 1.5 км от входа в ущелье. Сужение с высотой стен до 100 м. На Z-образном повороте справа кулуар. Ниже навал на ПБ и сброс струи через камни. За левым поворотом камни. Порог начинается сложным сливом с винтом у ПБ. В 30 м ниже косые ворота 10 м. В сливе бочка. Скорость течения в пороге небольшая. Просмотр справа.

Пр. 7 (4С). Порог под водопадным притоком.

Следует с небольшим разрывом за предыдущим. Слева продолжается скальная стенка. Начинается навалом на камень в центре русла, лучше идти слева через 1,2 м слив с бочкой, справа узость на грани габарита. В конце стены справа крутой 1,2 м слив. Ниже справа проход. Перед левым притоком, падающими водопадами, струя из-под ПБ сильно жмет влево в камни. В 20 м ниже ручья в центре метровый слив 1 м с бочкой. Обход слева. В 20 м ниже трек, образованный выступом левой стены. Выносит на зуб. Ниже валы, бочки. По летней воде в пороге много камней, жесткий слалом. Водопадный приток слева с наплыва не виден! Его видно только с чалки за порогом у ПБ.

Следующий порог можно просмотреть вместе с предыдущим. Просмотр с ПБ.

Пр. 8 (5А). Порог.

Начинается короткой разгонной шиверой на резком правом повороте, затем на левом повороте в центре русла камень, струя отжимается к ПБ, образуя на самом повороте прижим с отбойным валом в сужении. Проход либо вдоль прижима по треку, либо слева от камня. Проще слева, с заходом через улово у ЛБ. За порогом прямой относительно спокойный участок около 200 м.

Пр. 9-11. Шиверы.

Простые препятствия. Есть один слепой ЛП, за ним препятствий нет.

Далее падение возрастает и следует каскад с большим падением и многочисленными камнями в русле. В нем выделяют два порога Плиты и Доценты.

Пр. 12 (4С). Порог Плиты.

Порог на правом повороте. Слалом между камнями.

Далее пологий левый поворот и затем прямой участок. Возможна чалка влево для разведки следующего препятствия. Чалка небольшая (пять двоек влезли с трудом).

Пр. 13 (4С). Порог Доценты.

За левым поворотом слева старая осыпь. В русле камни.

Порог на ЛП. У левого берега крупные скальные обломки. ПБ стенка. Навал на стенку ПБ. Струя из прижима уходит вправо в камни. По малой воде порог не сложный. В 100 м ниже сложный порог.

Пр. 14 (5С). Порог Буднева.

В конце прямого участка на заросшей мхом скале ПБ мемориальная табличка Виктору Будневу, погибшему в этом пороге. Табличка метрах в полутора-двух над водой. Виден резкий поворот вправо, струя слева перекрыта полуобливной глыбой. Чалка влево. Разведка и страховка по левому берегу. Порог находится в сужении русла и состоит из трех ступеней, разделенных короткими участками быстротока.

Первая ступень: на входе простая бочка через всю реку. За крутым правым поворотом справа скальная стенка. В конце поворота слева половину реки перекрыла плоская глыба, справа 1,5 м пологий слив, его правая часть давит в стенку, где имеется карман. По большой воде этот карман должен быть опасен. Через 40 м сужение и слив 0,8м.

Вторая ступень: струя отжата камнями к скальной стенке правого берега. Узкий проход, прижим.

Третья ступень: камни в русле, проход справа.

Нормальной стоянки у порога нет. В конце порога справа впадает крутопадающий ручей.

После порога ЛП, на нем кривой слив в воротах из камней. Далее длинный поворот налево. Шивера и крутой поворот направо.

Пр. 15 (4С). Порог.

Ниже устья двух левого и правого ручьёв, впадающих друг против друга, крутой правый поворот (летом заметили только левый ручей). На повороте длинные 1,5 м сливы по бокам центрального камня. Ниже ещё один 0,5 м слив и за ним серия сливов. Далее шивера, заканчивающаяся у устья правого ручья.

Пр. 16 (5А). Порог.

Ниже правого ручья (летом сухой) в 10 м воротах длинный метровый слив вправо. Через 20 м в 7 м проходе струя валит на левый камень. Справа 5 м скальная стена, выше курумник от обвала. В 15 м ниже 1,5 м сливы по бокам от центральной обливной плиты. Слив кривой. Проход в левой части, струя падает на большой обливник по центру. Далее простые ворота. Сквозная разведка справа сложна, но весь порог виден от входа. За порогом быстроток.

После порога левый поворот, за ним ущелье понижается, река становится шире и временно успокаивается. После прямого участка около 300м сужение, поворот налево. В русле камни. Возможна чалка и просмотр пр.17 по левому берегу.

Пр. 17 (5А). Порог.

Порог начинается пологим 0,8 м сливом. Слева камни, справа узкий проход вдоль скальной стенки ПБ. После прижима есть улово у ЛБ. Дальше видны крупные камни и увеличение падения. В конце левого поворота правее центра метровый слив, закрытый ниже камнем, слева подводный камень и горка воды, набегающая на него. Бугор и 1,2 м бочка обходится справа. Сильный прижим к правой стенке. На выходе замысловатый проход между обливных плит и 10 м выходные ворота. Разведка возможна слева.

Пр. 18 (5А). Порог.

Река огибает правый бом. На входе косые ворота с бочкой. Слева гряда камней. Через 25 м справа метровый слив с 0,8 м бочкой. Справа прижим и струя бьет в камни у ПБ. За крутым правым поворотом серия бочек. Разведка возможна слева.

Пр. 19 (4С). Порог.

За левым поворотом участок с большим уклоном. На входе слив 0,5 м, из которого нужно выйти вправо в 4 м ворота с 0,8 м сливом. Ключевое место порога в 70 м ниже, в устье левого ручья. Здесь в центре навал на подводный камень, через 20 м пятиметровый створ из прибрежных камней. В нем 1,2 м слив с котлом, выбрасывающий на обливной камень с бочкой.

После пр.19 серьезных препятствий нет. За правым поворотом в 150 м ниже котла в устье правого притока, выпадающего из щели, слабая шивера, через 100 м ещё одна. Слева бом, под ним на левом повороте струйный порожек. После левого поворота поворот направо, шивера. Виден конец ущелья. Шивера с 0,8 м бочками. Справа бом со слабым прижимом, после которого река успокаивается. Следует слабый прижим влево, затем прижим под правую скалу. Галечный остров, левый прижим. Еще один левый прижим и остров. Видна межгорная котловина.

От пр. 17 до этого места сплав занимает около 8 минут.

Далее справа остров, река окончательно затихает. Долина расширяется. До конца ущелья и котловины с. Константиновка не более 10 минут сплава. На протяжении всего этого участка нет проблем со стоянками. Лучше стоять до выхода из ущелья. После выхода есть большая стоянка на ПБ, но туда возможно заехать на машине, поэтому на ней много мусора.

Река течёт в плоском широком ложе, сильно меандрирует, разбиваясь на протоки. Вначале участка река собирается в одно русло под автомобильным мостом и затем вновь широко разбивается. Участок проходится сходу.

Герасимовское ущелье.

Ущелье начинается скалистыми стенами высотой до 100 м. В начале ущелья хорошие тропы по обоим берегам. Ширина реки на входе 30~40 м. Ущелье можно разделить на две части. Первая представляет собой довольно широкое ущелье, поросшее лесом с пойменными террасами. Однако островов мало, препятствия не сложные, здесь только один порог, образованный осыпью слева и обвалом справа. К концу первой части ущелье сжимается и углубляется. Тропы теряются.

Вторая часть представляет собой каньон с большим падением русла и высотой стен до 100-300 м. В некоторых местах скалы уходят в воду, преграждая движение по берегу. Разведки чрезвычайно сложны, а порой невозможны без смены берегов. Прохождение этой части сопряжено с большими затратами времени и сил. Обносы порогов достаточно тяжелы.

Перед входом в ущелье устье правого притока р.Красная. Впадение не явное, но приток заметен по другому цвету воды. В притоке вода прозрачная. Справа скальный бом. Река течет широко, медленно. Острова, перекаты. Вход в ущелье широкий, недалеко от него галечный остров. Практически сразу от входа течение ускоряется и начинаются препятствия.

Пр. 20-21. Шиверы-пороги.

Сужение реки. Справа стена высотой 10 м, на нее поднимается тропа. Сбой струй вправо. Пологий левый поворот, слив. В 100 м ниже струйный порог. Два камня сжимают реку до 12 м. Слева бочка, справа навал на камень. В 40 м ниже в струе бочка, через 20 м еще одна.

Пр. 22. Шивера-порог.

Характер порога тот же, что и предыдущий, но выделяются локальные сливы. Шивера без перерыва переходит в следующее препятствие.

Порог 23 хорошо заметно с воды по увеличению уклона и крупным камням в русле.

Пр. 23 (5А). Порог.

Слева осыпи, ниже расщелина левого притока. Справа курумник. Порог заметен с воды. Разведка возможна справа и слева.

Первая ступень – жесткий слалом между камней. Начинается с 1,2 м слива, в левой части русла и бочкой в центре. Справа под берегом 2 м чистый проход. В 25 м ниже мощная струя с валами, идущая справа налево, наваливается на глыбу красного цвета и падает направо 1,5 м длинным сливом.

Вторая ступень – уклон меньше, камни лежат шире. Через 30 м быстротока на правом пологом повороте в центре обливной камень. Слева от него 0,8 м слив. В 15 м ниже 4 м ворота между подводных камней с метровым сливом. Заканчивается ступень в 40 м ниже глыбой в правой части русла, на которую выносит струя. Страховка за порогом, чалка направо.

На участке до пор.Редутный есть хорошая стоянка после острова, на террасе ЛБ. Чуть выше стоянки впадает ручей слева. Несколько ниже напротив впадает ручей справа.

Слева бочка 0,5 м и стена высотой 25 м. Ниже спокойный участок, изредка простые шиверы.

Пр. 24. Струйный порог.

Начинается за правым поворотом 0,8 м бочкой справа и бочкой под левой стеной. Вал 0,5 м. Левый и правый притоки навстречу друг другу, левый больше. В 50 м ниже одиночный камень. Остров. Слева скальный выход. Справа бом со слабым прижимом. На правом повороте шивера. Шивера заканчивается быстротоком за левым поворотом, огибающим скальный бом. Остров. В протоках коряги. Отмели в конце правого поворота. Ширина реки 25 м, остров, в русле дерево. Впереди справа бом высотой 15 м с прижимом. Ниже левый поворот. Правый поворот. В конце 30 м слабой шиверы с отдельными камнями. Левый поворот. Крупный правый приток, впадающий двумя рукавами (виден даже летом).

Пр. 25 (5А). Порог.

Сужение. В пороге высокие крутые сливы, слалом между камней. Справа отвесный 30 м бом. Поворот направо. В устье притока ворота из подводных камней, затем 2,5 м ворота с 0,5 м сливом в центре. В 12 м ниже подводный камень и зуб в струе. Через 6 м под правобережным крупным камнем 6 м проход. В струе валы, слева бочка. Струя выбрасывает на подводные камни и с них вправо в метровый слив с косым валом и котлом. Слева метровый водопад. В 8 м ниже левой части в центре 0,8 м водопад. Далее слева формируется струя и устремляется через 0,8 м бочку под левую скальную стену. За ней быстроток и сильный прижим к правой скале на левом повороте.

Далее прогон без серьезных препятствий. Левый поворот, затем правый. Шивера. За поворотом остров. Слева бом с прижимом и карманом, справа скала высотой 100 м, ниже на пологом правом повороте порог.

Пр. 26 (4С). Порог.

За пологим левым поворотом слева камни. Под ними 1,5 м слив. Под ПБ через 20 м более пологий слив на зуб в 10 м воротах и выброс струи к ЛБ. В 22 м ниже в центре метровый водопад. Через 50 м 0,8 м слив 8 м створе из крупных камней. Валы из центра налево. Возможна разведка справа.

Пр. 27. Струйный порог.

На входе камни. Ширина реки 30 м. Нижа 20 м участок вспененного быстротока и серий бочек величиной до 1,2 м через всю реку. Лучший заход слева. Здесь бочки меньше. Справа водопадами впадает крупный приток, заметный с воды - хороший ориентир.

Пр. 28. Струйный порог.

Камни справа. В центре струя с валами, ниже порог переходит в шиверу длиной около 200 м, которая охватывает левый и правый повороты. После этого два простых препятствия струйного типа, первое S-образной формы, второе Z-образное: на входе камни слева, справа 10 м бом, затем справа камни, на выходе бочка. Ниже 100 м шивера с бочкой и хорошим уклоном.

Препятствия 26-28 можно идти сходу, линия движения читается с воды.

Пр. 29 (4С). Порог.

Порог выделяется на фоне предыдущих. На входе центральная бочка, у берегов крупные камни. В 30 м ниже 12 м косые ворота. В камнях справа 0,8 м сливы. Ниже струя уходит налево в камни. Через 30 м камни, подводная гряда с бочками, метровый слив. В 20 м ниже слева камни, а справа 0,5 м слив. Ниже отдельные камни, сливы зигзагом на 20-30 м участке.

Ущелье несколько расширяется и одновременно становится глубже. Высота бортов достигает 200 м. Справа и слева осыпи. Ширина реки 25 м, на поворотах террасы.

Выделяются два препятствия 26 и 29, остальные сливаются в сплошной фон. Самая лучшая привязка на этом участке - два крупных правых притока, за которыми следует идти внимательно и искать подходы к порогу Редутный. Однако летом второй правый приток не виден. Можно отследить только распадок.

В конце прямого участка левый поворот, увеличивается падение. Чалка перед Редутным за ЛП. Чалка маленькая.

Пр. 30 (!) (6А). Порог Редутный (препятствие 11 по омской лоции).

Ориентир - левый поворот, затем прямой участок, видно увеличение падения. Чалка влево в начале этого прямого участка (есть несколько уловов, куда можно причалить), далее серия сливов с бочками. В конце участка русло перегорожено грядой камней. Через гряду по центру водопадный слив 2 м. Справа негабаритные проходы между обломками скал. Слева в русло выступает глыба, запирающая основной свал воды. Очень сильный бой в глыбу, правее которой остается проход через жесткую глубокую бочку с длинной обраткой. Далее еще метров 50 белой воды, камни и бочки. Затем правый поворот, прижим в скальную стенку ЛБ.

Порог мощный, возможен обнос только кульминационной части порога (водопадный слив). Обнос короткий, но довольно тяжелый. Далее разведка по ЛБ не возможна, необходимо перечаливаться на ПБ. Нормальная чалка на ПБ есть за правым поворотом.

Ниже, за поворотом, ущелье сужается. На левом повороте щеки. На правом берегу терраса, образованная обвалом. В верхнем цирке, откуда водопадом извергается приток, стены достигают 100 м высоты. Водопад с воды не виден. Он рассыпается в осыпи, и при желании добыть из него чистую воду нужно карабкаться за ней по этой осыпи.

На ПБ место для стоянки на террасе под водопадом. Стоянка плохая – полка кривая и засыпана камнями. Разведка вниз невозможна из-за скальных бомов.

Ниже по правому берегу бом. Далее река делает левый поворот, препятствий нет. За поворотом на левом берегу длинная низкая полка с березовой рощей. В конце полки хорошая стоянка. Далее перед правым поворотом начинается каскад пр.31-33. По омской лоции именно этот каскад назван порогом Редутный. Вся обработка каскада препятствий 31-33 производится по правому берегу. Каскад начинается на плавном правом повороте.

Пр. 31 (!) (5С). Порог.

Длина около 200м. В правой части русла разгон струи. На входе 1,5 м водопад упирается в глыбу, перегораживающую справа половину реки. Через 25 м - глыба в центре, 4 м проход слева. Следует серия сливов до 1.5 м на прямом участке, один из них левой частью упирается в глыбу, на глыбе подушка, маневр вправо. Чалка направо возможна после слива с навалом на глыбу слева, перед правым поворотом, за глыбу у ПБ. Однако улово там небольшое, по большой воды чалки может не быть.

Пр. 32 (!) (6В). Порог.

Ключевой момент каскада. В 30 м ниже центральной глыбы слева метровый водопад и резкое увеличение уклона. Через 15 м 2 м водопадный слив через все русло. За ним справа налево косая надводная гряда из 5 камней. Справа прохода нет, основная струя выходит на обливную глыбу левее центра и падает с нее прямо и влево под скальную стенку. Прямо в нашу воду шло немного воды, основной свал влево в узость под скалой. Этот свал и определяет сложность порога. Падение на свале около 3 м. Далее еще один водопадный слив около 1.5 м.

Пр. 33 (5С).

Порог длиной около 150 м. Большое падение, бочки, навалы на камни. На уровне порога бом левого берега переходит в крутую осыпь. В конце порога перед правым поворотом - чалка направо.

На ПБ хорошая (для этого участка реки) полка для стоянки, много дров.

Пр. 34 (5А).

Порог после крутого правого поворота. На заходе шивера. Правый берег в пороге - скальный бом. Слева впадает водопадом ручей. Мощный слив через все русло, по центру большой валун, проход слева. Далее еще один слив, выход - шивера. За порогом, после правого поворота, чалка влево.

Пр. 35 (4С). Порог Красные камни.

Порог образован глыбами красного цвета. На ПП слив с навалом на глыбу в правой части русла. За ней поворот направо, с ЛБ гряда камней перегораживает часть русла. Справа навал на стенку ПБ. За порогом на ПБ осыпь красного цвета.

Пр. 36. Шивера.

На плавном правом повороте. Длина около 200 м. Чалка в конце прямого участка налево в конце бома в улове.

До бома на ЛБ, в 100м выше порога Винт, есть небольшая полочка под скалой, пригодная для стоянки.

Пр. 37 (!!) (6С). Порог Винт.

Справа сплошной бом. Длина 400м. Обнос груза по левому берегу. Имеет две ступени. В первой ступени водопадный слив 2.5 м, после которого навал на камень. По меньшей воде слив падает на длинную каменную плиту. Есть проход вправо в узкие ворота, в воротах зуб. Далее глыбы в русле с навалами на них. Первая ступень теоретически проходима для катамарана, однако чалка и страховка после нее проблематична. Вторая ступень - определяющая. Она опасна для любых судов. Мощный 2м слив, сразу за которым река перегорожена частоколом глыб с узкими проходами. Вся струя уходит вправо. Левая часть русла загромождена камнями. Единственный чисто теоретический габаритный проход - с центра вправо после навала, но вероятность попасть туда, да еще на ровном киле, мала. Обнос тяжелый, по осыпям и камням ЛБ.

Непосредственно за порогом небольшая стоянка на левом берегу довольно высоко над водой, есть спуск к воде и тросовая переправа над следующим порогом. Стоянка плохая, неровная, заросшая стлаником. Спуск к воде крутой и опасный. В конце порога есть полянка между камней, где можно развести костер. Палатки там разместить негде, но ночевка под тентом возможна.

Пр. 38 (5С). Порог.

Начинается сразу за пр. 37, на ЛП. Длина 300 м. В начале река перегорожена грядой камней с проходами между ними, справа водопадный слив более 1 м, далее прямой участок (идти в основном левее центра), затем крутой правый поворот. По левому берегу бом с прижимом к нему. В центре открытые и полуобливные валуны, справа мощные бочки. На повороте большое улово справа за цепочкой камней, отходящих от правого берега, но, чтобы в него попасть, надо работать. Порог продолжается за поворотом серией из нескольких сливов. После этого можно спокойно причалить к ПБ.

Далее по правому берегу (по тропе) можно провести глубокую разведку на 2,3-3 км до начала бома.

Ниже на ЛБ есть яблоневая роща, в которой возможно встать на стоянку.

Пр. 39 (4В).

Мощная шивера после правого поворота, на ЛП. Слева водопадом впадает ручей. Далее по центру русла большой валун, проход справа, камни, русло расширяется, мелко. Следующее препятствие через 300-400 м быстротока.

Пр. 40 (5В). Порог.

Длина 120 м. Начинается на ПП шиверой. Разведка возможна как слева, так и справа по тропам. Страховать также можно с любого берега. В ключевой части на заходе слева огромный красный валун, ниже его справа три камня: черный и два красных. На заходе высокий слив, слева проносной, справа котел, после этого струя сильно наваливает на обливные глыбы в правой части русла. Требуется уходить влево. На выходе бочки и валы, затем порог постепенно переходит в простую шиверу.

Перед левым поворотом в русле большая скала. После скалы за ЛП по правому берегу начинается полка с яблонями. Хорошее место для стоянки.

Осмотр всех оставшихся препятствий Герасимовского ущелья не представляет сложности - по левому берегу идет хорошая тропа, по которой можно пройти вдоль всех препятствий и выйти из ущелья.

Перед пр.41 на ЛБ есть место для стоянки.

Пр. 41 (5В). Порог.

Расположен в конце ПлЛП. Перед входом подпор. На входе водопадный слив 1 м с бочкой. Ниже струя упирается в высокую скалу в левой части русла, слева узкая протока, забитая камнями. Проход справа от скалы требует энергичного маневра, в струе зубья. Далее валы.

Пр. 42 (5В). Порог-шивера.

Через 50м быстротока за пр.41. Длина около 150 м. Струя отжата к правому берегу, ближе к левому валуны. В конце в центре русла камень, узкие проходы справа и слева, справа проход шире, но жмет к скальной стенке.

Перед резким левым поворотом справа бом. Чалка влево. По ЛБ идет набитая тропа.

Пр. 43 (!) (6А). Порог.

Длина около 150 м. Имеет две ступени. Первая: на пологом левом повороте трек вдоль скального бома ПБ, навал на бом, камни в русле. Заход по внутреннему радиусу поворота осложнен полуобливным камнем. Под правым берегом струя мощнее, несколько высоких сливов. После прямого участка вторая ступень: в русле крупные глыбы красного цвета, навал на центральную глыбу (на ней есть скальный крюк), справа щель между ней и бомом правого берега – негабарит (или на грани габарита), проход слева, но, чтобы в него попасть, нужно четко сработать, так как перед этим струя сильно сбивает направо.

Далее можно идти сходу.

Пр. 44-45 (4С).

Шиверы-пороги слаломного типа на выходе из ущелья. Тянутся около 1 км. В русле многочисленные камни. Можно идти сходу, слалом очень приятный и динамичный. Затем река постепенно успокаивается.

На выходе из каньона простая шивера. Река течет в основном в одном русле. Меандрирует слабо. Вначале течет между обрывистых берегов высотой 5-15 м, образованными холмистыми отрогами хребта. Ниже берега выполаживаются. На участке быстроток, шиверы, изредка острова. Кое-где река подмывает глинистые берега, перекаты и слабые шиверы.

Слева синяя будка гидропоста, далее встречаются фермы. От выхода из ущелья до пос. Герасимовка (расположенного на левом берегу) минут 20 хода. Перед поселком трос через всю реку - проход справа. В конце поселка железобетонный мост, через 700 м вход в ущелье Орта-Тентек. Стоянку лучше искать до поселка.

Ущелье Орта-Тентек.

На участке вдоль Герасимовки четыре мощные шиверы (по летней воде – простые перекаты). За селом видно возвышение, образующее вход в четвертое ущелье.

Начало ущелья напоминает начало второго и третьего каньонов: скорость течения мала, русло довольно чистое, отвесные берега, пороги носят локальный характер и усложняются по мере углубления в ущелье.

Разведка с берега местами возможна. Все препятствия этого каньона - струйного типа. Прижимы, воронки, валы, пологие сливы, иногда отдельные камни в русле.

Пр.1. Примерно километрах в трех от начала каньона. Сужение, локальный левый поворот русла, крупные камни у берега. В сужении пологий слив.

Пр.2. В 200 м выше впадения Орто-Тентек порог, образованный камнями в русле. Две ступени. Первая на ПП, гряда камней через всю реку. Есть проходы справа и слева. Справа слив через камни, слева узкий трек с прижимом к скале ЛБ. Через 50м быстротока вторая ступень на ЛП. Гряда крупных глыб перегораживает все русло, оставляя узкий проход под ЛБ. Между ступенями можно зачалиться на ПБ. За порогом чалка на узкую полку ЛБ, за бомом.

Далее по берегам начинаются скальные стенки. Река поворачивает направо. За ПП впадает Орто-Тентек в скальном каньоне. В месте впадения можно вылезти на берег, но полки узкие и наклонные, стоять здесь не удобно. Выход наверх возможен.

Далее высота бортов ущелья возрастает, мощность препятствий возрастает. Река течет в скальных стенках, затем долина расширяется. Есть широкие полки, поросшие лесом, вполне пригодные для стоянки. Препятствия того же типа, что и в начале ущелья.

Пр.3-6 Между притоками 40 (правый после Орта-Тентека) и 41 (левый крупный приток) на схеме, расположено четыре порога. Начало порогов видно с воды, просмотр снизу возможен. Пороги струйного типа, несложные. Образованы глыбами в русле. Между порогами длинные прогоны.

Затем река делает длинный левый поворот, затем правый. Перед правым поворотом слева впадает крутопадающий ручей. Сразу за ПП начало пр.7.

Пр.7 Примерно через 1км ниже притока 41 мощный порог. Чалка сразу за ПП, за бомом ПБ. У ПБ скальные обломки и глыбы в русле. На заходе слив через гряду камней. Проход справа, затем навал на глыбу в правой части русла. Далее струя идет справа, наваливая на скалу ПБ. За порогом чалка к полке ЛБ.

На ПБ у порога узкая полка с песком под скалой ПБ, на которой можно стоять. Дрова есть. В самом низу полки есть кулуар, по которому можно подняться наверх. Дальше можно выйти на скальное ребро хребта и по нему выйти наверх, на плато. В 1981 году отсюда уходили две группы, с судами и вещами. Однако подъем очень тяжелый и опасный. Подъем и спуск обратно налегке у нас занял три часа.

Далее через 200м река делает левый поворот. На повороте у ЛБ полка с деревьями, ПБ скальный, в скалах большая пещера над водой (куда можно заплыть на катамаране). Далее русло сужается, берега скальные. В сужении следующий порог.

Пр.8 Порог струйного типа в скальном сужении. Сливы, навалы на камни в русле.

Далее стенки ущелья скальные. Улова есть, зачалиться не проблема, но не всегда возможно вылезти на берег. Вскоре река поворачивает направо почти на 90 градусов и течет практически на восток. На ПП у левого берега огромное улово. Слева впадает приток в распадке, поросшем деревьями. По этому притоку теоретически наиболее логично вылезать наверх. У реки места для стоянки нет. Пройти по ЛБ ниже нельзя – скальный бом. После бома на ЛБ начинается полка с деревьями. Но полка также узкая, мест для стоянки нет.

Пр.9 Через 100м от поворота река делает локальный ЛП, на повороте «горка», в конце которой в сужении пологий слив. Возможна чалка на ПБ на повороте.

Далее река поворачивает направо. Берега скальные. Через 150-200м скальное сужение.

Пр.10 Скала с левого берега перегораживает русло. Проход около 4м. За сужением навал на скальную глыбу. Сливы, камни.

Еще через 300м река глобально поворачивает налево и течет практически на север. Перед поворотом на ЛБ полка, на которую можно вылезти. На повороте полка кончается. Берега образованы базальтовыми скалами, выше которых сыпуха. Просмотр дальше проблематичен.

Пр.11 За ЛП река входит в узкий коридор из базальтовых скал. Начинается мощный порог. В русле лежат крупные обломки скал черного цвета. На них сильные навалы, между ними сливы.

После порога русло немного расширяется, у ЛБ есть улово, из которого можно вылезти на прибрежные скалы. Впереди через 300м виден поворот реки направо. Там находится водопад.

Пр.12-13 Между местом чалки и водопадом расположены два высоких неровных слива через все русло. Расстояние между сливами около 100м. Улова после них есть, но на берег вылезти невозможно – скалы.

Не доходя до ПП чалка в улово у левого берега, из которого возможен подъем по узкому кулуару. Последнее улово находится уже на уровне уреза водопада.

Пр. 14 (!!!) Водопад.

Водопад непроходим. Река сжимается до 1-1,5м и падает в скальный котел. Над урезом водопада – «крышка» (большая глыба, застрявшая между скал). За водопадом в скалах система карманов. Берега образованы черными базальтовыми скалами.

По левому берегу вдоль водопада идет полка, на которой можно стоять. Дров не много, но найти можно. На сыпухе выше растут деревья. В конце полки скальный сброс, до воды метров 12. В расщелине скалы в конце полки есть расклинившийся камень, за который можно привязать веревку (однако камни острые, необходима подложка). Веревка сначала уходит по скале (опять же острые камни), потом около 5м отрицаловки, есть пара балкончиков. Внизу под скалой заливчик порядка 10м в диаметре, в котором текущее улово. Скалы по краям залива гладкие и скользкие. Ниже по течению примерно в 5м от спущенной верёвки - полочка на высоте примерно 1,5 м от воды, на которой легко влезут в шеренгу 5 катамаранов-двоек. Но попасть на нее очень проблематично. Маятником до полки раскачаться не удалось, по скале пролаз затруднён сырыми и моховитыми скалами, уклон примерно 60 градусов. Теоретически, можно пройти по наклонным балкончикам и выйти на полочку у воды. Желательно при этом иметь штук пять скальных крючьев или шлямбуров и пару основных верёвок. Точку крепления верёвки во избежание перетирания об острые камни следует располагать на балкончике примерно 3м ниже основной полки. На уровне «крышки» есть еще одна узкая скальная полочка, с которой возможен старт на каяке.

По словам участника группы, которая в 1990 году обносила водопад, в улове под скалой относительно неглубоко и можно стоять на дне по пояс в воде. Однако у нас вода была серая и непрозрачная, а уровень был выше, чем у них. Проверять не хотелось. Кроме того, в улове неслабое течение. Ниже улова с левого берега выступает скала, которая закрывает просмотр дальнейшего участка реки.

С полки у водопада по сыпухе можно подняться до скал и вдоль них уйти выше по течению до кулуара, по которому можно выйти наверх. Этот кулуар выводит на скальную седловину, за которой открывается следующий кулуар, позволяющий подняться на хребет.

Пр. 15 Сложный, мощный порог. (По описанию участника похода 1990г.). Высокие сливы, бочки, навалы на скалы.

Дальше препятствия упрощаются, по берегам начинаются полки, поросшие яблонями и вскоре река выходит из каньона.

Каньон Каракус.

От устья р. Каракус река входит в узкий, низкий каньон, на выходе которого мощные пороги. На выходе из каньона слева метеопост Тонкерис. Каньон врезан в практически ровное плато. Выйти наверх недолго и несложно. Каньон начинается простым струйным порогом с валами.

Пр. 46. Струйный порог.

Валы.

До выходных порогов 10-15 минут сплава. В начальной части каньона высота стен 15-25 м. Валы, простые прижимы. В первой трети есть небольшой разрыв каньона, по берегам деревья, возможна стоянка на правом берегу и выход наверх. Дальше деревьев по берегам нет, высота стен возрастает до 50 м, ширина каньона около 30 м. Несколько поворотов, сбойные валы. В конце участка поворот направо, левый прижим и каньон расширяется.

Пр. 47 (4В). Порог.

Бочки и прижим слева, заход справа.

Пр. 48 (5А). Порог.

Расположен на левом повороте. Длинный сброс по всей ширине реки. В центре длинный язык, далее сбойный вал. Бочки до 1,5 м. Общее падение 3 м. В 150 м ниже водопад. Чалка влево, между скал.

Пр. 49 (5С). Водопад Тункуруз.

Локальный слив сложной формы в сужении русла высотой 2.5 м. Перед ним расширение русла и подпор. Разведка и страховка слева. У водопада есть приемлемая стоянка. Правее центра петух, через который идти безопаснее, справа слив более отвесный с держащей бочкой, по центру мощная сбойка. Ниже прижим в скальную стенку правого берега, по нашей воде не опасный. Далее спокойно, удобно страховать с воды. Ниже ещё одно сужение с 0,5 м сливом. В 300 м ниже водопада на выходе из ущелья гидрометеопост Тонкерис.

Участок между последними ущельями называется котловина Ынтан. Длина этого участка около 4 км, уклон невелик, река плавно и быстро скользит по широкой пойме, острова, разбои, ширина реки 50-80 м. Вход в ущелье Богет (скальное сужение) виден издалека, перед ним легко зачалиться, если это нужно.

Пр. 50 (5А). Ущелье Богет

(можно рассматривать, как одно препятствие). 6 км, уклон 5,7 м/км.

Последнее ущелье маршрута, извилистый каньон с высотой стен до 150 м. Примерно в середине каньона есть мощная бочка в скальном сужении. Проход по ее краю. Возможна разведка сверху по правому или левому берегам, где идут тропы, а по левому берегу еще и грунтовка.

Ущелье закрыто снизу плотиной, перед которой длинный подпор и легко зачалиться на левый берег. Здесь реку пересекает автодорога. Выход из ущелья, видимо, невозможен, чалки в уловах между скалами. В большую воду каньон может представлять серьезную опасность. При паводке плотину иногда открывают, в этом случае перед ней может не быть подпора, что является дополнительным фактором риска.

От плотины отходит несколько арыков. Река идет по широкому выносному ложу, дробясь на рукава. Скорость течения большая, постепенно она замедляется. У плотины место для пикника у местных жителей. Мусор, битое стекло.

IV. Дневник похода.

Распределение по судам:

«Тритон» (красно-белый) – Бронер Юлия, Сандлер Евгений

«Тритон» (красно-желтый) – Лакеев Сергей (Георгич), Глухова Валерия

Голубой катамаран (конструкция с замкнутой рамой) – Чамов Сергей, Комяков Геннадий

«Тварь» (конструкция «Красное солнышко», красно-оранжевый) – Ситкин Владимир, Тулупов Глеб

«Кулик» (красный) – Кривошей Алексей, Усков Виталий

Джунгарский Алатау – это место,

где можно зарядиться энергией от природы,

насладиться живописными пейзажами,

бесконечно восхищаться красотой родной земли.

Автор: Виталий Чернов.

13.08.2011

Из Москвы в Алма-Ату можно лететь двумя авиакомпаниями – «АстанаЭйр» и «Трансаэро». Рейсы примерно в одно время, цена билетов примерно одинаковая, условия провоза багажа и негабарита тоже одинаковые. В «Астане» сервис получше, но есть один недостаток – вылет из Шереметьево. Так что в итоге мы остановились на «Трансаэро», вылетающей из Домодедово, куда доехать из Москвы все-таки несколько проще. В Алма-Ату мы прилетали в субботу вечером с расчетом, что у нас будет целый день в Талдыкоргане на закупку продуктов и акклиматизацию, т.к. регистрацию можно сделать только в рабочий день.

Вылетало нас шестеро, т.к. Володя с Глебом ехали из Новосибирска после похода по Чулышману, Виталий добирался из Владивостока по РЖД, также с пересадкой в Новосибирске. А Алексей к тому моменту уже две недели гулял по горам Киргизии и Казахстана и должен был встречать нас в Алма-Ате.

Приехали как обычно, за два часа до регистрации рейса. Но «Трансаэро» подложила нам свинью, запустив шесть рейсов регистрироваться на двух стойках. Больше часа простояли в очереди, так и не сдвинувшись с места. Пришлось предпринимать активные действия и, в результате, мы пролезли со всеми своими баулами перед очередью. Тетки в очереди возмущались, но в рукопашную идти опасались. Перевес оплатили (обошлось почти в 20 тыс. на шестерых), сдали багаж в «негабаритный» лифт, и как приличные люди присоединились к остальным пассажирам.

В Алма-Ате нас встречал Леха и водитель автобуса, заказанного Ларисой Штоппель. Дальше все прошло без приключений, по дороге поужинали и к ночи были в Талдыке. Часть народа осталась спать в коридоре станции Юных Техников, а часть отправилась ночевать в гостиницу «Меруерт», расположенную неподалеку.

14.08.2011

Ночью прибыла наша Новосибирская партия, так что утром группа была в полном составе. Леха внес последние корректировки в раскладку и мы отправились на закупки. На вечер заказали сауну.

Поздно вечером приехала Лариса и собрала у нас паспорта на регистрацию, чтобы утром постараться оформить документы как можно быстрее и уехать на Лепсы.

15.08.2011

С утра сходили на рынок, чтобы докупить овощи и фрукты на дни заброски и переброски на Тентек. На Лепсы мы планировали три дня и эти три дня машина нас ждала там, т.к. гонять ее в Талдыкорган выходило дороже. Поэтому на Лепсы мы не брали с собой на сплав лишние продукты.

Где-то после двенадцати Лариса позвонила, что все готово и машина (ГАЗ-66) идет на базу. Когда мы подошли, машина уже нас ждала.

Загрузились, сфотографировались и в 13-00 выехали. В 18-00 были в Андреевке (ныне Кабанбай), где и пообедали в кафе на въезде в поселок. От Андреевки до моста через Лепсы ехали еще около часа. Около 20-00 были на мосту. В сам Лепсинск не поехали. Переехали мост, съехали направо и поехали вдоль реки по грунтовой дороге. Где-то через километр съехали на нижнюю полку террасы и встали на поляне. От поселка стоянка закрыта холмом. Около половины девятого окончательно стемнело.

16.08.11

Подъем в 7-00. Уже совсем светло (светает где-то в 5-30). Дежурные готовят завтрак, остальные начали собирать каты. День солнечный, на поляне одно-единственное дерево, в тени которого расположили скатерть. Днем стало очень жарко. Воды в реке мало.

К часу дня собрали каты и вещи. Пообедали и в 14-10 вышли. С водителем договорились встречаться вечером следующего дня на выходе из каньона.

Пять двоек – действительно много. Поэтому пришлось разбить на сплаве колонну на две группы. В первую вошли два «Тритона» и «концептуальная» двойка Геннадия. Во второй оказались «Тварь» и «Кулик».

До слияния с левым притоком воды в реке совсем мало, она растекается рукавами и мелями. Временами приходится проводить груженые каты. В 15-15 дошли до слияния двух рек. Воды стало значительно больше.

В 15-30 вошли в каньон. В начале каньона препятствия простые, идем сходу. Тросы переправы в нашу воду оказываются высоко и проблемы не представляют. Прошли сходу пороги с 1 по 7. Между ними прогоны, препятствия четко выделяются. Порог 8 посмотрели с правого берега, в рекомендованной в весенней лоции левой протоке воды мало и она перегорожена упавшей березой. Поэтому перед большим островом уходили в правую протоку, в которой проходили слева, уходя от прижима к правому берегу и навала на обливник в центре протоки. Чалились в большое улово слева. Перед порогом зачалались в 15-50, пошли дальше в 16-30.

Далее препятствия с 9 по 16 шли сходу. Описанный в лоции грот перед пр.17 хорошо заметен, хотя притока сейчас нет. Для просмотра зачалились к левому берегу, правый берег – скалы. С ЛБ просматривается первая ступень порога, дальше начинается бом. Впереди видно падение, валы и крутой левый поворот. После первой ступени участок быстротока и есть чалка за бомом к левому берегу. Георгич с Лерой прошли первую ступень и зачалились за бом. Посмотрели дальше. По нашей воде вторая ступень особой сложности не представляет. За левым поворотом обливник по центру, справа бочка мощнее, слева поменьше. Поскольку Женя снимал на видео, прошли Георгич с Лерой и Гена с Серегой. Чалка за порогом слева. Затем прошли мы с Женей и отсигналили второй паре («Тварь» и «Кулик»). Далее прошли походным порядком пр.18 (слабая шивера) и зачалились на правый берег перед левым поворотом около 17-40. Наверху есть полка с местом для стоянки, под яблонями. Ниже по течению правый берег переходит в бом. В конце полки распадок, в котором весной течет ручей.

17.08.2011

Завтрак в 8-00. Собрались и вышли в 10-00. Прошли левый поворот, зачалились перед следующим правым поворотом в 10-10 для просмотра пр.20. Смотрели с правого берега. На заходе слив по центру реки, затем струя валит на камень в центре и падает вправо, где упирается в карман в скале правого берега. Уйти от кармана влево очень проблематично. Посмотрели, покидали палочки, и решили обносить. Обнос проще с левого берега, но улово там маленькое, чалка прямо перед грядой камней, образующих слив. Перечаливались по-одному, отвязывали вещи и уносили катамараны на берег. Обнос короткий, через огромные валуны. За пр.20 короткий бом по левому берегу, но по нашей воде можно пройти вдоль стенки, довольно мелко. Дальше можно посмотреть по ЛБ пр.21, расположенное на правом повороте. Препятствие напоминает зеркальное отражение пр.20, но прижим не такой сильный и нет кармана в скале. За порогом чалка в улово ПБ. Обнесли пр.20 и прошли пр.21 по-очереди. Женя снимал, первыми шли Гена с Серегой и встали на страховку с воды за камнем посреди реки. Прижим к скале ЛБ оказался проносной, но «Тварь» хорошо приложилась. Собрались в улове у правого берега. Сверху посмотрели пр.22 и пошли походным порядком (тройка, затем пара). Зачалились в улово левого берега за порогом в 11-45, обнаружив, что у «Твари» сломана продолина.

Остановились на ремонт. На тот момент, у них была еще одна запасная труба. Заменили ее, собрались привязывать баллоны, и тут заметили, что сломаны обе продолины на левом баллоне. Второй запасной трубы не было, надо было рубить березку, поэтому совместили ремонтные работы с обедом.

В 13-30 вышли дальше. Прошли сходу до пр.26. Посмотрели и поехали походным порядком. После пр.26 на правом берегу большая поляна на правом повороте.

За ПП на прямом участке расположено пр.27. Гряда больших камней, по центру русла высокий чистый слив. Прошли сходу.

Впереди видно как сходятся скалы с правого и левого берега – это ориентир Каргалинских ворот. Чалиться для просмотра и выхода на тропу надо до правого поворота с островом за ним, на правый берег. Дальше чалки есть, но вылезать на тропу сложно, по колючим кустам и осыпи.

Первая тройка пролетела за поворот и зачалилась ниже, у высокого берега. По рации сообщили второй паре, что чалиться надо выше. Они чалились на повороте и сразу вышли на тропу просмотра. Мы долго вылезали по колючкам.

Тропа просмотра идет по правому берегу высоко над рекой. Погода солнечная, по скалам лазить в водной снаряге невыносимо жарко. Дошли по тропе до конца пр.33. Там, где по описанию мощная бочка в конце порога – обливная плита по центру русла. Проход справа. Непосредственно за пр.33 можно спуститься вниз, к воде, но страховку ставить негде, т.к. улова нет и дальше опять начинаются скалы. Дальше видно большое улово у правого берега перед пр.34.

Женя встал на видеосъемку, т.к. порог красивый. Первыми пошли тандемом Гена с Серегой и Георгич с Лерой. Чалились перед пр.34, где деревья подходят к воде. Затем прошли Леха с Виталием («Кулик») и Володя с Глебом («Тварь»), также тандемом. Последними шли мы с Женей. Порог мощный, но все идется по струе. Пока мы шли, Георгич залез наверх и посмотрел пр.34. С наплыва порог выглядит страшно, но все также идется по струе. Заход по центру, через высокий слив в воротах. Затем на локальном ПП уход вправо и далее трек вдоль правого берега не левом повороте. На выходе сливы в локальном сужении.

Первыми пошли Георгич с Лерой и Гена с Серегой, тандемом. При уходе вправо Георгич с Лерой попали в улово и развернулись кормой, Гена с Серегой их догнали и ушли вперед. За порогом зачалились на левый берег и посигналили в рацию, что все в порядке. Затем шли мы с Женей, также с телемарком при уходе вправо перед левым поворотом. Затем шла вторая пара, тандемом. Чалились за пр.35 в улове у левого берега. Пр.35 по нашей воде сложности не представляет, простая горка в скальном сужении.

В 16-10 вышли из каньона. На правом берегу сразу за выходом нас ждала наша машина. Решили, что на Тентек мы поедем завтра утром, т.к. надо еще разбирать катамараны (ГАЗ-66 тентованый и грузить на крышу неразобранные каты нельзя). На выходе из каньона место не уютное, без деревьев, поэтому решили спуститься чуть ниже и встать под деревьями. Местные, которые отдыхали рядом, подсказали, что хорошее место есть «где дорога переходит через арык». Водителю еще надо было собрать вещи, и мы неосмотрительно поплыли вперед. Арыка с реки мы не заметили, он был без воды. Проскочили дальше. Проплыли шикарный яблоневый сад на правом берегу и встали после сада на полке под тополями. Оказалось, что это задворки одного из хозяйств или пасеки. Машину мы отловили, но проехать к нам она не смогла – дорога проходила через двор и сад. Съездили на машине в магазин за пивом и чистой водой, а потом водитель с сыном уехали ночевать в яблоневый сад. Договорились, что мы к восьми утра выходим на дорогу. Вечером разобрали катамараны. Оставили неразобранной только раму от «Твари».

18.08.2011

Общий подъем в 6-00. Готовим завтрак и собираемся. К 8-00 начали таскать вещи наверх, к машине (к выходу с пасеки на дорогу). Долго грузились и около 9-00 выехали. Ехали по грунтовой дороге, идущей высоко по плато вдоль реки, по ее правому берегу. Сухо, дорога очень пыльная. Тент закрыли, но все равно все покрыты пылью, как шахтеры. Доехали по проселку до дороги на Лепсинск и повернули по ней наверх, в противоположную от Лепсинска сторону. Наверху, примерно на перевале, направо уходит дорога на Голубев Запор. Дорога грунтовая, на ней стоит знак «Уступи дорогу». Сначала мы поворот проскочили и уехали вниз, до следующего поселка. Там зашли в магазин и спросили дорогу. Заодно купили пива и мороженое.

Вернулись на развилку. От нее еще около 35км до Голубева Запора. По дороге запаслись березками для рамы от «Твари».

На мосту через Тентек были около 13-00. За мостом перекресток, дороги расходятся в три стороны. На перекрестке обнаружили полицейского с жезлом, который нас и остановил. Проверил пропуска в погранзону. У нас все было в порядке, а у водителя была только ксерокопия. Водитель с ним долго беседовал. Чем дело кончилось не известно, но нас пропустили. Мы уехали выше по течению за поселок и встали на полке правого берега недалеко за выходом из Верхнего Каньона. На месте были около 13-30.

Деревьев на стоянке нет и появились опасения, что мы опять перегреемся на солнце. Но тут поднялся ветер, небо заволокли тучи и стал накрапывать дождик. Долго пытались установить тент, но ветром сдувало все хитрые конструкции из весел и палок. В итоге дождь прекратился и тент убрали. По прохладе быстро собрали катамараны, к вечеру все было готово к утреннему выходу.

19.08.2011

Завтрак в 7-00. Позавтракали, собрались и в 9-45 отчалили. До поселка несложные шиверы и порожки. В поселке, под мостом, чистый слив. Почти сразу после моста вход в каньон. Вплыли в него около 9-55. Через 5 минут сплава остановились подкачаться. Берега скальные, наверх не вылезешь. Вылезали на маленькие полочки у воды. Первые препятствия в каньоне по низкой воде сложности не представляют. Идем в порядке, установленном на Лепсы – «тройка» и «двойка». Еще через пять минут сплава – первый порог, пр.6. Шли сходу. Следующий, пр.7, тоже сходу. Очень много камней, жесткий слалом, но линия движения вполне читается с воды. За пр.7 зачалились на правый берег. Водопадный приток слева, указанный в лоции как ориентир пр.7, видно только с чалки после порога. Он течет в кулуаре и с наплыва не виден. Посмотрели следующий порог с высокой полки ПБ. За левым поворотом сразу идет правый поворот, на котором расположен кривой слив. По центру большой камень. Справа трек вдоль прижима к скале ПБ, слева узкий проход. Слева проще. Георгич с Лерой и Гена с Серегой прошли сразу, левым вариантом. Остальные перечаливались в левое улово на левом повороте, чтобы получше посмотреть. Все шли слева.

Дальше посмотрели слепой левый поворот, за которым ничего выдающегося не оказалось. Затем зачалились перед порогом Плиты (пр.12). Посмотрели сверху, чалка просматривается, криминала нет. Пошли походным порядком. Жесткий слалом между камней (плит). После Плит зачалились перед порогом Доценты (пр.13) на левый берег. Чалка маленькая, пять двоек влезли с трудом. Обнаружили, что у Леры (на красно-желтом Тритоне) порван упор. Требуется срочный ремонт. Пока ремонтировали, остальные посмотрели «Доцентов», я дошла до следующего правого поворота, на котором начинается порог Буднева (на скалах правого берега табличка). По низкой воде «Доценты» не впечатляют, небольшие сливы между скальных глыб. Хотя по высокой воде должен быть хороший навал на скалы правого берега. Указанную в описании осыпь из щебенки не обнаружили (или не опознали).

После «Доцентов» чалка на левый берег. Дальше прямой участок, в конце которого правый поворот, невысокая скала ПБ (с табличкой) и порог Буднева. Далее сужение русла и крутой правый поворот, на котором заходной слив порога.

Лера зашила упор, по очереди прошли «Доцентов», с организацией фото-видео. После прохождения чалились сразу перед порогом Буднева, на левый берег. Первыми шли Серега с Геной, на прямом участке после «Доцентов» Гена упустил весло, а запасные весла у них были предусмотрительно убраны под рюкзаки и крепко привязаны к раме. Сереге пришлось отдуваться за двоих. Весло было благополучно поймано и они зачалились в намеченном улове. Остальные перечалились без приключений. В 12-20 приступили к обработке порога Буднева.

Над заходным сливом аккуратно висела сухая береза, очевидно приплывшая туда в паводок, свесив сучья в узкий проход между камнем и скалой правого берега. Георгич с Серегой без лишних раздумий достали пилу и сучья спилили (явно понизив сложность порога как минимум на категорию). По низкой воде порог не сложный, сомнения вызывают только два габаритных прохода за левым поворотом. Долго ходили, думали. «Тритоны» и «Кулик» решили все-таки обнести вещи по берегу. За вторым узким проходом поставили спасконец. Первыми пошли Гена с Серегой, как обладатели самого маленького катамарана. Места оказалось даже с запасом. Потом прошли Глеб с Вовой на не самой маленькой «Твари» (с грузом). Тоже пролезли без проблем. Затем пошли остальные – Лера с Георгичем, мы с Женей и «Кулик». Все задевали в узких прижимах правый берег или левый полуобливной камень.

В 14-00 закончили прохождение и пообедали за порогом. В 14-45 двинулись дальше. Володя, уже бывавшей на этой реке сказал: «Дальше ничего сложного нет. Но у нас тут все ложились и ломали рамы».

После пор.Буднева левый поворот, на нем кривой слив в воротах из камней. Далее все читается сходу. К лоции привязаться сложно, видимо, участок сильно отличается по большой воде. Ручьи видно не все. Отсекли один левый ручей. Периодически вылезали и смотрели участок до следующей чалки.

Посмотрели сверху пор.16 (по левому берегу). Первыми пошли Глеб с Володей, за ними Гена с Серегой. В пороге кривой высокий слив. Проход в левой части русла. В центре слива сильный навал на высокий обливник. Гена с Серегой наехали на обливник лагом и легли. Я по рации сообщила экипажу «Твари» о киле у них за спиной. После этого слива еще один прямой слив, после чего река успокаивается, у левого берега большие улова. Экипаж перевернутого ката сами загнали его в улово и поставили на ровный киль. Все остальные прошли кривой слив нормально.

После этого Володя сказал, что ущелье кончается и он покажет хорошую стоянку. Они с Глебом пошли вперед и мы походной колонной влетели в пор.17 (в конце прямого участка около 300м левый поворот и сужение русла). Слева камни, справа узкий проход вдоль скальной стенки. За прижимом зачалились в улово левого берега. Впереди видно большое падение и крупные камни в русле. Просмотрели дальше, привязались к лоции. Пошли дальше походным порядком.

Пр.18 – правый бом, гряда с левого берега, справа прижим и струя бьет в камни у правого берега. Уходили влево за грядой камней. Далее крутой левый поворот, за ним слив. Пр.19 посмотрели сверху и прошли походной колонной. Далее серьезных препятствий нет.

От пр.19 шли еще минут десять и встали на ночевку на полке правого берега после галечного острова, напротив прижима к левому берегу. Сплав был закончен в 16-20. Чуть ниже стоянки левый поворот и прижим к правому берегу. Стоянка в березовой роще.

20.08.2011

Завтрак был готов к 7-30. Небо затянуто тучами, временами накрапывает дождик. Среди народа бродят мысли о дневке… Все-таки решили, что дневка не к месту и надо идти. Вяло собрались и в 10-30 вышли.

Минут через пять выплыли в долину. Сразу за выходом из ущелья на правом берегу есть «культурная» стоянка, с помойкой и плакатом в стиле «Береги природу…». К ней явно можно подъехать на машине.

Вскоре после автостоянки автомобильный мост. Поселок на левом берегу, есть вышка сотовой связи. Дальше река растекается рукавами, галечные отмели в русле и по берегам. Останавливались подкачаться.

Около 10-50 вплыли в следующий каньон. Перед каньоном, вдоль возвышения правого берега, впадает р.Красная. Впадение не явное, но приток можно отличить по другому цвету воды. В Тентеке вода серая, а в притоке – прозрачная.

Практически от входа в ущелье начинаются препятствия, хотя по нашему уровню воды первые три несложные. Небольшие сливы, навалы на камни.

Пр.23 заметно с воды – крупные камни и увеличение уклона. Зачалились перед ним влево, посмотрели сверху. В первой ступени жесткий слалом между камней, во второй уклон меньше, камни лежат шире. Первыми шли мы с Женей и Гена с Серегой. Чалились за порогом направо. Остальные проходили по-очереди, с интервалом.

Дальше пр.24 и за ним шли сходу. Вскоре после крупного правого притока чалка на левый берег перед пр.25. В пороге высокие крутые сливы, слалом между камней. Дальше опять пошли сходу, походным порядком (впереди «тройка» - «Тритоны» и голубой кат, потом «двойка» - «Тварь» и «Кулик»). После 25го долгий прогон вообще без препятствий. Затем пр. 26, 27, 28 шли сходу. Линия движения читается с наплыва. В какой-то момент вперед пошли Володя с Глебом, вошли сходу в пр.29. Порог явно выделяется на фоне предыдущих. Крупные камни, высокие сливы. Мы с Женей шли вторыми, зачалились в улово левого берега. Остальные зачалились вокруг по уловам левого и правого берега. Посмотрели проход и сплыли дальше. Чалились за порогом на разных берегах.

Второго правого притока (указанного в лоции как ориентир пр.30 Редутный) летом не видно. Дальше вперед снова вышли мы с Женей. В конце прямого участка левый поворот, увеличивается падение. Зачалились на правый берег до левого поворота, посмотрели чалку за левым поворотом. Дальше начинается порог Редутный (30).

Чалка на левом берегу перед ним маленькая. Перечалились двумя катами, с Геной и Серегой. Затем убирали катамараны на берег и остальные перечаливались по-очереди. На левом берегу все были в 12-50. Пошли смотреть порог. В нашу воду вдоль всего порога можно пройти вдоль берега, у воды. Не надо лазить по осыпи. В первой ступени ключевое место – двухметровый слив. Справа упирается в камни и обливную плиту, слева кривой слив слева направо с навалом на глыбу у левого берега. Далее струя уходит вправо, обходя гряду камней слева, далее слив с гряды камней на левом повороте – в правой части камни в сливе, в левой водопадный слив около 1,5м. У левого берега глыба, чалка за ней в улово левого берега. Далее на правом повороте третья ступень порога.

Вещи решили обносить все. По нашей воде порог, в принципе, идется, но водопадный слив во второй ступени, с отрывом от камня, очень неприятный. Георгич, Гена и мы решили обносить каты. Глеб с Вовой и Леха с Виталием решили идти.

Обнесли вещи и Генин катамаран. Поставили два спасконца внизу, за водопадным сливом, один за первым крутым сливом. Гена с Серегой встали на страховку с воды.

Глеб с Володей прошли, встали на страховку с воды. К тому моменту Георгич уже тоже обнес свой катамаран. Потом прошли Леха с Виталиком. Георгич с Серегой посовещались, и решили пройти на моем «Тритоне». Прошли хорошо. Порог проходили по одной траектории – заход справа, потом влево, потом опять право, потом прыжок с водопадного слива слева.

В 14-40 все вещи и катамараны были за ключевой ступенью Редутного. Пообедали там же и в 15-40 вышли дальше. Прошли последнюю ступень Редутного на правом повороте. Косые сливы через гряды камней. Перед самым правым поворотом прямой слив в сужении, затем прижим к скале левого берега. За поворотом чалка к правому берегу.

Проходили по-очереди, чалились в улово правого берега. На ПБ здесь полка, поросшая лесом. По описанию где-то наверху здесь есть место для стоянки. Вылезли, посмотрели. Полка кривая (скорее не полка, а яма), засыпана камнями с осыпи. На террасу наверху не полезли. Я дошла до конца полки, до бома правого берега. Оттуда виден левый поворот и чалка на нем. На левом повороте с левого берега выступает полка с деревьями. На видимом участке на реке препятствий нет. Перечалились за левый поворот. Здесь начинается длинная низкая полка с березовой рощей на ней. В конце ее хорошее место для стоянки. Дальше начинается пр.31 перед правым поворотом. Оставили катамараны в голове полки, вещи отнесли на стоянку. Сплав закончили в 16-00. От стоянки можно просмотреть пр.31.

21.08.2011

В 7-30 завтрак. Потом долго собирались и к 10-30 привязали вещи и вышли на прохождение пр.31. Заход в порог слева, слив с навалом на глыбу у левого берега. В нашу воду под правым берегом прохода нет. Затем сужение и чалка перед правым поворотом в улово правого берега, за большой глыбой. Улово на пару катов, поэтому проходили по-очереди и убирали катамараны на берег. Напротив чалки, в улове у левого берега ставили «спасконец». После прохождения первых двух катов «спасконец» поставили на правом берегу.

Дальше слив через гряду камней. Проходы между камнями в нашу воду на грани габарита. Затем слив с прижимом к стенке левого берега на правом повороте. На повороте большие глыбы, закрывающие просмотр чалки и дальнейшего участка реки.

За правым поворотом начинается плавный левый поворот, на котором заход в пр.32. От чалки перед правым поворотом просмотрели дальше. За левым поворотом уклон увеличивается, река перегорожена скальными обломками. Левый берег – скалы, на правом берегу осыпь.

Ключевое место пр.32 – водопадный слив и после него гряда валунов, перегораживающая русло. Узкий проход со свалом под стену левого берега есть слева. Но в нашу воду есть большие сомнения в его габаритности. Кроме того, слив кривой и высокий, прохождение его на ровном киле очень сомнительно.

За водопадным сливом есть условное улово (или скорее, заводь) у правого берега, из которого дальше габаритного выхода нет. Решили туда чалиться и перекидывать каты через следующую гряду. Мы с Женей и «Кулик» прошли порог на правом повороте и чалились за ним в улово правого берега. Остальные решили идти сразу до улова за водопадным сливом. В условном улове поставили чальщиков, ниже в начале пр.33 поставили спасконец за сливом в правой части русла.

Первыми шли Глеб с Вовой на «Твари». Успешно прошли слив и зачалились нормально. Затем пошли Гена с Серегой. Зашли в слив слишком слева, попали в струю за сливом и их прижало к центральной глыбе следующей гряды. Вылезли на нее, держа кат. Затем им кинули спасконец и перетащили на правый берег. Дальше шли Лера с Георгичем. Они тоже кривовато зашли в слив и зацепили центральную глыбу гряды, хотя и правее, чем предыдущий кат. Их также перетащили к правому берегу чальщики. Мы с Женей не проявили желания прыгать в это улово, вместо нас решили идти Георгич с Серегой. Прошли хорошо, без проблем зачалившись в намеченное улово. Последними шли Леха с Виталием на «Кулике». Тоже прошли без проблем. Затем все вещи и катамараны перетащили за гряду. Посмотрели пр.33 до выхода из него. Уклон уменьшается, но все равно камней много, места старта очень неудобное. Прямо от чалки требуется четкий маневр для выхода на струю. Поставили спасконец за выходом из порога.

От места отчаливания надо было обойти камень в правой части русла, а потом резко уйти вправо, обходя глыбу у левого берега. Далее на выходе слив, бьющий в плиту посередине русла, узкий проход справа. Чалка за порогом направо, до следующего правого поворота.

Первыми прошли Глеб с Володей, зачалились и занялись ремонтом – у «Твари» травил баллон. На месте чалки возможное место для стоянки, хотя и не очень ровное. Затем шли Гена с Серегой, в последней части ушли слишком вправо и прошли с разворотом в правом улове. Далее шли Лера с Георгичем. Неудачно отчалили, наехали на обливной камень правее центра, затем их понесло на глыбу в левой части. Ушли совсем к левому берегу и прошли через узкий крутой слив у левого берега. Потом пошли мы с Женей и тоже «зажгли». От места чалки мы красиво траверснули струю в левое улово, но там протормозили, поздно начали траверс в обратную сторону, в обход левой глыбы, наехали на обливник в сливе и развернулись кормой вперед. До выхода из порога так и прошли все кормой вперед.

«Кулик» основную часть прошел нормально, но на выходе ушли слишком влево и застряли в камнях у левого берега. Пропихнулись и зашли на чалку к правому берегу. Прохождение закончили в 14-30.

Обед и ремонт «Твари». Посмотрели порог за правым поворотом. По нашей воде он не сложный, но мощный. Сливы через всю реку.

В 15-40 ремонт «Твари» вышел на финишную прямую, Гена с Серегой остались с ними, а три ката (два «Тритона» и «Кулик») вышли на прохождение следующего порога. Мы с Женей шли впереди, но не угреблись и вылетели из одного слива влево перед основным сливом. Ушли в улово и обнаружили еще один узкий слив между камнем в русле и берегом слева направо, в основную струю. Проскочили в него и слегка подрезали Георгича с Лерой, которые шли по прямой. Чалились перед следующим правым поворотом на левом берегу. За правым поворотом начинается порог 35, образованный большими глыбами красного цвета. Решили назвать его «Красные скалы», тем более, что за ним на правом берегу еще и осыпь красного цвета.

В ожидании еще двух катов пошли смотреть порог. На правом повороте слив с навалом на глыбу в правой части русла. За ней поворот направо. С левого берега гряда камней, справа навал на стенку правого берега. После порога на прямом участке простая шивера.

Дождались перед 35 Глеба с Володей и Гену с Серегой (они отчалили на полчаса позже нас) и прошли пр.35 по-очереди. Прошли шиверу за ним и чалились в конце прямого участка на левый берег (зачалились в 17-10). Дальше начинается порог Винт. Сходили, посмотрели. Ключевая часть – однозначный непроход по нашей воде. Обнос тяжелый. Описанная в лоции полочка в конце порога не оправдала ожиданий – она совсем не полка, а скорее яма со стланником и камнями. Находится очень высоко от воды, спуск опасный (особенно в темноте). Пошли посмотреть место для стоянки выше по течению от порога. Метрах в 100 выше чалки нашли маленькую полянку под скалой и под деревьями. В 18-00 все там были с вещами. Поставили тент, а Леха с Виталием поставили одну палатку на камнях. Поужинали, где-то около половины девятого началась гроза, сильный ветер и дождь. Гроза продолжалась около полутора часов.

22.08.2011

В семь утра начали готовить завтрак. К 8-00 общий подъем. Позавтракали, собрались и около десяти вышли на обнос вещей. Обнос тяжелый, в основном шли по нижним камням, но в паре мест подъем по сыпухе. Обносили вещи до конца порога, до левого поворота. С утра экипажи «Твари» и «Кулика» собирались идти первую ступень и обносить только вторую (где однозначный непроход). В первой ступени высокий водопадный слив в левой части русла. Под сливом водяной бугор над обливным камнем, а за бугром длинный камень, лежащий вдоль по течению, не прикрытый водой. Возможность обойти его, прыгая в слив, весьма сомнительна. Попадание на него грозит сломанной рамой. После слива слева каменная гряда и узкий слив под правым берегом. Во второй ступени в нашу воду негабарит.

После некоторых раздумий от идеи прохождения первой ступени отказались, из-за потенциальной возможности аварии.

После вещей потащили каты. К часу дня обнос закончили, но выяснилось, что у обоих «Тритонов» разрывы на шкуре. Видимо, их надо было немного сдуть. В конце обноса устроили обед и ремонт. К 14-30 закончили, посмотрели порог за поворотом (пр.38). За ЛП сливы через обливные камни, затем на ПП свал воды к левой стенке и прижим к скалам левого берега. Чалка за правым поворотом. В 15-00 Георгич с Лерой и Гена с Серегой отчалили от конца порога Винт. Заходили слева, затем проходили по центру, через обливняки. К стенке всех сбрасывает влево. Далее уход от прижима вправо. «Тварь» и «Кулик» отчаливали из второй ступени, после непрохода. Уходили в слив под правым берегом. Далее шли пр.38. Последними шли мы с Женей. Застряли в середине пр.38 на камнях в сливе. Подергались, слезли. Остальное прошли нормально. Чалились за правым поворотом в улово у правого берега. Пока мы проходили, Георгич посмотрел участок дальше. Георгич с Лерой и Гена с Серегой шли до следующей чалки и сообщали по рации, когда чалились.

Прошли пр.39 (правый поворот, затем левый поворот, обилие камней). Затем впадает ручей слева, за ним 300м быстротока. Затем на правом повороте шивера, за ней начинается пр.40. У левого берега красная глыба. Чалились к левому берегу после шиверы.

В первой трети порога высокий слив. Слева проносной, справа глухой котел. Далее проход по струе. Сливы, валы. У правого берега один черный и два красных валуна. Далее быстроток и простая шивера.

Георгич с Лерой пошли первыми, зашли в первый слив справа и застряли. Гена с Серегой зашли чуть левее, ближе к центру, проходя вышибли «Тритон» из бочки. Все остальные проходили слева. Выглядит там слив страшнее, но он проносной в этой части.

После пр.40 идут простые шиверы. Затем посреди русла стоит большая скальная глыба. Зачалились после глыбы на правый берег, на полку с яблонями. Встали на стоянку в 17-10.

23.08.11

Завтрак в 8-00. Долго копались – сказывается накопившаяся усталость. Вышли в 11-00. От стоянки река делает плавный левый поворот. В конце поворота находится пр.41, с наплыва видно скальный обломок у левого берега. Перед ним водопадный слив через всю реку. Чалились на левом берегу перед порогом. Чалка небольшая, пять катамаранов не помещаются. «Тварь» и «Кулик» чалились выше по течению у правого берега и ждали, когда освободится место.

За сливом струя бьет влево, под скалу. Проход справа, но уход туда осложнен торчащими камнями. Слева от скалы улово. За скалой струя идет справа, затем 50м быстротока и начинается пр.42. Там также проход справа, вдоль скальной стенки правого берега.

Проходили пр.41 и 42 вместе, без промежуточной чалки. Первыми опять шли Георгич-Лера и Гена-Серега. Со слива прыгали влево, в улово, разворачивались и траверсом уходили вправо. После пр.42 большое улово у левого берега, виден заход в пр.43.

Когда первые два ката ушли, перечалились «Тварь» и «Кулик», посмотрели пр.41-42. Прошли мы с Женей, также через левое улово. Пр.42 шли справа. Затем прошли оставшиеся два ката, по той же траектории.

Посмотрели пр.43. По левому берегу идет натоптанная тропа. Страховку «спасконцом» не ставили, т.к. струя идет вдоль правого берега, а страховка возможна только с левого. Правый берег – скалы.

Первая ступень на левом повороте, вторая через 30м быстротока, на правом. Во второй ступени русло перегораживает квадратный красный камень, стоящий посреди струи. Основная струя уходит вправо, под скалу, в узкий проход. У самой скалы обливной камень, не позволяющий проскочить сходу в этот проход. К тому же при просмотре с левого берега габаритность этого прохода не очевидна. Слева под сливом плоский обливник, через который можно уйти влево, но надо активно работать для этого.

Первым пошли Георгич с Лерой. Уйти влево не смогли, ударились носами об красную глыбу, их скинуло вправо и они, к всеобщему облегчению, проскочили в правую дырку. Потом шли Гена с Серегой, влево успели. Развернулись в левом улове и ушли вправо за глыбу. За ними шел «Кулик». Влево угрестись не успели, их развернуло носами вправо и прижало к красной глыбе. Сначала попытались спихнуться, но прижало хорошо. Перелезли на глыбу и скинули кат в левый проход, кормой вниз. Затем ушли вправо.

Первую ступень все шли, уходя за левым поворотом в левую часть русла.

Потом шла «Тварь», первую ступень прошли справа, по основной струе и основным сливам. Во второй угреблись влево, хотя и слегка задели красную глыбу с левого края.

Я попросила Серегу пройти со мной вместо Жени. Первую ступень прошли слева, во второй успешно ушли в левое улово, но не успели сразу развернуться. Слились кормой мимо красного камня, затем развернулись и ушли вправо. Около часа дня прохождение было закончено.

Собравшись идти дальше, обнаружили, что на «Тритоне» Георгича разошелся шов на шкуре левого баллона. Может быть от удара носом об камень, может от солнца. Или от того и другого. Решили обмотать баллон армированным скотчем и дотянуть до выхода из каньона.

За пр.43 левый поворот, за поворотом слив. Далее уклон уменьшается, мощная шивера с обилием камней. Шли сходу, походным порядком. Вскоре река успокаивается, долина расширяется, река выходит из каньона.

Поскольку вплыть в поселок не хотелось, стали искать место для стоянки. Весь берег зарос облепихой, выйти наверх проблематично.

Я вылезла и пешком нашла подходящее место, в рощице маленьких тополей. Встали где-то не доходя МТФ (см. карту).

На сегодня планировалась полудневка, магазин, разведка начала следующего каньона и принятие решения о его прохождении или обносе. Володя стал протестовать и хотел идти в четвертый каньон одной двойкой. Глеб отказался от такого опрометчивого решения. Где-то пол-часа препирались. Потом вылезли, пообедали, поставили лагерь.

После обеда Лера с Володей сели зашивать катамаран. В 15-50 инициативные группы отправились в магазин (Серега и Виталик) и на разведку (я, Леха и Глеб). Понятно было, что далеко мы залезть в каньон не успеем, но все же хотелось посмотреть характер стенок и препятствий. Программа максимум была – увидеть впадение Орто-Тентека, но времени до темноты оставалось немного…

Вдоль реки идет дорога. Вышли на нее, через некоторое время она поднялась на высокий берег и несколько отошла от реки. До деревни шли полчаса, мимо развалин фермы. В деревне два магазина, похожих скорее на ларьки. Группа захвата магазина осталась в деревне, а мы пошли дальше.

Прошли деревню насквозь и вышли на дорогу, ведущую наверх, на плато. По дороге дошли до пасеки, расположенной на третьем от начала каньона левом притоке. Затем по лугам вышли на край каньона. Видно, что на реке падение небольшое, уловов много. Стенки каньона достаточно крутые, долина узкая. Характер каньона совсем не такой, как в предыдущих ущельях. Справа виден хребет, за которым впадает Орто-Тентек. Около семи повернули назад, в 19-35 были снова у пасеки. Вышли на дорогу и тронулись в обратный путь. Воды наверху нет, но растут разнообразные яблони, что скрасило наше путешествие.

К поселку подошли уже в темноте. Около десяти были в лагере. Сегодня к ужину помимо раскладки был арбуз, свежий хлеб и пиво. В магазине также купили китайские батарейки, т.к. в рациях стал садиться последний комплект. Но, как оказалось, эти батарейки были совершенно бесполезны.

К тому моменту как мы вернулись, половина группы уже разошлась спать, поэтому вопрос идем ли мы в четвертый каньон, так и остался подвешенным. Утром надо было решать, идем ли мы в него или идем в деревню искать машину.

24.08.11

Завтрак в 8-00. Погода с утра хорошая. И как-то все начали собираться на прохождение каньона. У нас оставалось еще три полных дня до встречи с машиной, уровень воды не очень высокий. Все это позволяло надеяться, что мы благополучно пройдем каньон. Хотя и не все в группе разделяли мой оптимизм.

К 10-30 собрались и вышли. По описанию, до моста в поселке четыре мощные шиверы. По нашей воде они больше похожи на несложные перекаты. До моста около 25 мин сплава. У моста зачалились, сходили выкинули бутылки от пива. Примерно в 11-15 пошли дальше, вскоре после моста река входит в каньон. По нашей воде препятствий нет. Временами русло сжимается скалами, прижимы, воронки. Просмотрели один слепой левый поворот, слив между камнями в скальных стенах. Все читается с воды. Но, поскольку информации практически нет, страшновато идти сходу. По имеющемуся описанию (отчет 1981 года) забили предполагаемые точки в ЖПС и по ним ориентировались. Примерно за 200м до впадения Орто-Тентека порог на S-образном повороте. Скальные гряды перегораживают русло сначала на правом, потом на левом повороте оставляя очень узкие проходы. Правый поворот прошли сходу, в правой части русла. Затем зачалились на правый берег и посмотрели выход. Узкий проход под скалами левого берега. Заодно поставили видеосъемку. За порогом видна чалка на левый берег и полка с березами, река поворачивает направо. Справа скалы, за которыми впадает Орто-Тентек. По-очереди прошли ступень порога, первые зачалилилсь на полочке левого берега и посмотрели за поворот. Дальше спокойная вода и большое улово в устье Орто-Тентека.

В Тентеке у нас вода была мутная, сероватого цвета. В Орто-Тентеке прозрачная и зеленая. Берега скальные. В районе стрелки мест для стоянки нет. По отчету 1981 года, группа стояла за порогом, перед впадением Орто-Тентека, но для этого они залезали высоко на гору. Особой необходимости в этом нет.

Поплескались в улове на стрелке, поснимали, отчалили дальше в 13-00. Дальше вперед пошли Вова с Глебом и Гена с Серегой. От устья Орто-Тентека левый поворот, спокойная вода. За первой двойкой пошли все остальные, держа интервал и слушая рацию. По описанию 1981 года от следующего за Орто-Тентеком правого притока до крупного левого притока четыре порога. Расстояния между порогами большие, пороги по нашей воде не сложные, струйного типа, с широкими проходами. Временами долина реки расширяется, есть полки для стоянки. Каньон необычайно красив. Пару раз чалились, смотрели по ЖПС сколько осталось до порога, от которого выходила наверх группа 1981 года. Около 14-00 первые двойки зачалились за скалой правого берега за правым поворотом, перед порогом с большим камнем.

Порог примерно в 500м ниже крупного левого притока. На плавном правом повороте у правого берега скальные обломки и глыбы в русле. На заходе слив с навалом на скалу в правой части русла. На правом берегу у порога узкая полочка под скалами. По нашей воде есть песчаный пляж, на котором можно стоять. Все перечалились туда в 14-20. По отчету 1981 года отсюда группа выходила наверх, т.к. дальше начинались более сложные пороги. Ставим здесь лагерь и остаемся на ночевку. После обеда вчетвером (я, Леха, Глеб и Лера) лезем наверх, на разведку. Вышли в 16-00. В нижней (по течению) части полочки кулуар, по которому можно вылезти наверх. Мы находимся на излучине реки, ЛП – КрПП – ЛП. Над рекой метров 10-15 скалы, потом начинаются заросли шиповника и козьи тропы. Вылезли на хребтик и по узкому ребру хребта стали подниматься наверх. Хребет, за которым по описанию водопад, хорошо видно, но идти до него далеко. От нас его разделяет распадок и пройти можно только через верх, через плато. До темноты мы явно не успеем.

Залезли насколько успевали наверх и посмотрели реку за следующим за нашим порогом левым поворотом, до крутого правого поворота («глобального», см.карту). Видно сужение в скалах, порог в сужении, видны улова дальше. По схеме из отчета 1981г. водопад находится на участке после «глобального» правого поворота. На этом повороте впадает левый приток, по которому теоретически возможно выйти наверх.

В лагерь вернулись в 19-00. По дороге опять набрали яблок на компот. К вечеру набежали тучи, накрапывает дождик, но при этом в ущелье очень душно.

25.08.11

Завтрак был готов к 7-00. Дождя утром нет. К 9-00 собрались. В 9-15 вышли на прохождение порога у лагеря. Первыми шли Глеб с Вовой и Гена с Сергеем, тандемом. Страховку с берега поставить невозможно, т.к. в конце порога правый берег переходит в скальный бом. Чалились за порогом к левому берегу. Потом прошли остальные по-очереди, чалились там же. Улово большое, чалка проблем не представляет.

Дальше идем в режиме первопрохода, т.к. группа, шедшая в 1981г. ушла наверх где-то здесь. Отчета группы Черника мы не нашли, были только устные описания от одного из участников. Точное расположение водопада было неизвестно. По схеме из отчета 1981г. и по карте предположили, что водопад находится в конце прямого участка после глобального поворота реки направо, там, где река течет на восток. Забили в ЖПС три предполагаемые точки нахождения водопада, последняя уже после левого поворота, где река течет на север.

После чалки за порогом река делает левый поворот, русло сужается, на повороте в скале правого берега большая пещера. Далее порог в скальных стенах. Порог мощный, навалы на скальные обломки в русле и прижимы. Однако характер порогов остается такой же, как и у предыдущих препятствий в этом каньоне. При нашем уровне воды линия движения читается сходу, скорость течения относительно не высока, от навалов на скалы уходится без проблем. Далее начинается цепь порогов, интервалы между ними небольшие.

Поскольку известно, что перед водопадом чалка маленькая и пять двоек сразу не поместятся, впереди идет первая пара – Вова с Глебом и Гена с Серегой. Пройдя очередной участок они чалятся и сообщают по рации, что можно идти. Просматриваем реку, когда есть такая возможность (не из всех уловов можно вылезти на берег).

Река глобально повернула налево (на запад) и пошла на большую петлю, обходя хребет на правом берегу. В точке поворота направо были в 10-25. На повороте огромное улово у левого берега. Слева впадает приток, по распадку которого можно уйти наверх. По весенней воде это, может быть, наиболее безопасный вариант обхода водопада. Наверху, перевалив через хребет, можно спуститься по распадку следующего левого притока, который впадает после водопада.

Первая предполагаемая точка водопада приближается. Чалимся и смотрим где возможно. Продолжаются пороги струйного типа, один за другим. Река делает локальный левый, затем локальный правый поворот. Русло сужается, но водопада нет, и проход вполне габаритный. По левому берегу начинается полочка с деревьями (однако места для возможной стоянки нет). Дошли до поворота долины налево, на север. Зачалились перед поворотом, в 12-00. Глеб слазил вперед на просмотр. Водопада не видно. За левым поворотом мощный порог в скальных берегах, навалы на скальные обломки. После него река относительно спокойная. В 12-35 отчалили дальше в прежнем порядке. Собрались все в улове за порогом. Вылезли на скалы посмотрели. К этому моменту стали садиться батарейки в рациях и обнаружилось, что купленные в Герасимовке китайские батарейки не работают. Достали батарейки из фонариков (у кого были в досягаемости) и собрали две работающие рации. Одна была на первом судне, у Глеба, другая у меня.

С места просмотра виден прямой участок около 300м, далее виден правый поворот. На прямом участке два слива.

Первые две двойки отчалили дальше. Прошли два слива и зачалились налево перед правым поворотом. Тут то и нашелся водопад, сразу за правым поворотом. Перед водопадом на левом берегу небольшое улово с выходом на берег в маленькую расщелину. В последнее улово перед водопадом, с выходом на полку, чалиться опасно, т.к. перед ним у левого берега торчат камни, отжимающие струю вправо.

В этот момент у второй группы сели все рации и мы доставали батарейки из фонариков. Связи не было, мы видели только знаки, которые нам подавал Глеб, что перечаливаться нельзя. Первая группа перелезла на полку над водопадом и они думали, как освободить место в улове и перетащить каты на полку.

Затем они с помощью веревки (Володя стоял на скальном карнизе над бомом между уловами) перегнали каты в последнее улово и вытащили их на берег. Затем сообщили по рации, что можно перечаливаться по-очереди. Перечалились и перегнали каты таким же образом. В 14-00 мы все были на полке над водопадом.

Достали веревки и обвязки и приступили к рассмотрению возможностей обноса водопада. Теоретически, возможно спуститься на веревках в улово за водопадом. Но на практике все оказалось не так просто…

Закрепили веревку за камень, зажатый в щели в скале на самом дальнем конце полки. Леха спустился вниз. Внизу никакой полки или карниза нет. Улово очень условное, зацепиться в нем не за что. Как там грузить каты – не очень понятно. Спустить груженые каты невозможно – они будут слишком тяжелые, а скалы очень острые, можно порезать шкуру при спуске. Чуть ниже спуска по течению есть скала в воде, но она довольно далеко (на веревке туда не спустишься) и уклон у нее около 45 градусов к воде. Леха вылез и сказал, что он и в чем не уверен, пусть еще кто-нибудь спустится. Решили спустить Женю, как бывшего горника и водника с большим стажем. Только он встегнулся в веревку, обнаружили, что веревка перебита об острые камни. На этом попытки спуска прекратили. За это время Георгич залез наверх, поднявшись по сыпухе от лагеря и затем по скалам. Спуститься с другой стороны невозможно – там отвесные скалы. На хребет в этом месте тоже выбираться не удобно.

Попутно развели костер и пообедали. Погода опять испортилась, пошел дождь и поднялся холодный ветер.

Георгич и Глеб спустились на «крышку» водопада и затем пролезли на полку под скалой, на уровне крышки. Полка достаточно большая, но внизу уловов нет, катамараны спустить там нельзя. Оттуда возможно только стартовать на каяке, при достаточной для сплава в таких условиях подготовке.

По результатам осмотра и попыток спуска стало понятно, что вариант спуска судов на воду за водопад очень опасный и сомнительный. Любая ошибка может привести к уходу человека или судна в каньон. Практически утвердились в решении выходить пешком по-верху.

Ночевать остаемся на полке. Дрова тут есть, хоть и не очень много. На осыпи растут березы. Поставили три палатки и тент, Лера с Георгичем забились на ночевку в щель в скале в конце полки.

Выше по течению, метрах в 150 вверх уходит кулуар. Попытались отправить туда разведчиков, но как только они поднялись по сыпухе от лагеря до скал, начался ливень и им пришлось вернуться.

Комментарии Алексея Кривошея:

За водопадом - бурлилово, узкий извилистый каньон (порядка 5-10м в ширину), который просматривается на расстояние не более 50м, далее левый поворот.
По левому берегу за полкой - скальная стенка отвесного характера с острыми высыпающимися камнями. Если скинуть с края полки верёвку, верёвка уходит сперва по скале (острые камни, оплётка нашей верёвки перетёрлась!), потом примерно 5м отрицаловки, есть пара балкончиков, далее под скалой заливчик порядка 10м в диаметре, течение по кругу вдоль берега, скорость воды порядка 0,5м/с. Скалы по краям заливчика гладкие и скользкие. Ниже по течению примерно в 5м от спущенной верёвки - полочка на высоте примерно 1,5 м от воды, на которой легко влезут в шеренгу 5 катамаранов-двоек.
Верёвку привязали за камень, расклинившийся под карнизом на основной полке. Камень хороший, но острые края, требуется подкладка (например, из тезы) под верёвку. Маятником до полки раскачаться не удалось, по скале пролаз затруднён сырыми и моховитыми скалами, уклон примерно 60 градусов. Теоретически, можно пройти по наклонным балкончикам и выйти на полочку у воды. Желательно при этом иметь штук пять скальных крючьев или шлямбуров и пару основных верёвок. Точку крепления верёвки во избежание перетирания об острые камни следует располагать на балкончике примерно 3м ниже основной полки. Старт катамаранов с полки - мероприятие, которое вызвало споры. В результате приняли решение выходить из каньона на плато.

26.08.2011

Подъем в 6-00. Небо закрыто тучами, периодически начинается мелкий дождик. Еще полазили вокруг водопада, слезали на «крышку» и полку около крышки. Как внизу стартовать – непонятно. Утверждаемся в решении выходить поверху.

Разбираем каты, в это время Глеб и Леха уходят на разведку дороги наверх. Пролезли по лесистой полочке под скалами выше по течению и вылезли в кулуар, метрах в 200 выше стоянки. По нему можно подняться наверх.

Собираемся, по возможности избавляемся от лишних вещей и продуктов. Я оставила раму от моего ката, мы с Женей не сможем утащить все, даже в две ходки. Ну да все равно она уже изрядно битая… Оставляем также остатки рамы от «Твари» и наши с Женей весла – их разбили спущенным камнем с осыпи. Сделали туры, с предупреждающими знаками (из весел) у водопада.

В 10-00 вышли наверх. Идти придется двумя ходками. Наверху нет воды, поэтому ее тоже придется нести с собой. Развели «Регидрон», чтобы пить по дороге.

Сначала траверсом под скалами ползем по кустам до кулуара. Затем по кулуару наверх по крупной осыпи. На подъеме сделали пару привалов. В среднем подъем на седловинку занял 1час40мин. На подходах к перевалу начинается мелкая осыпь, идти становится труднее. Местами вылезаем на островки стланика. Где-то на середине подъема обнаружили следы пребывания человека – старая пластиковая бутылка, обмотанная скотчем и алюминиевая трубочка. Значит, мы здесь не первые…

Выходим на седловинку в голове кулуара. От стоянки набрали 300м высоты. Дальше открывается вид на следующий распадок, спускающийся на другую сторону хребта, в долину Тентека. Справа, вверх по второму кулуару, вершина (на карте 1207м). Распадок широкий, склоны – мелкая осыпь с землей, поросшая кустиками травы. Нам надо траверсить осыпь и подниматься к вершине наверх, на основной хребет. Осыпь выглядит страшно, но когда на нее выходишь, оказывается, что идти вполне можно. Она вся исхожена козьими тропами.

Леха и Виталик решили идти до верха с тем же грузом, а потом спускаться донизу за второй партией. Заодно разведать дорогу. Лера идет с ними, остальные оставляют вещи и с рюкзаками спускаются обратно. Спуск с седловины занял 50 мин. Взяли свои оставшиеся вещи, заодно набрали еще воды в бутылки и герму, т.к. ночевать нам придется наверху, где воды нет. Развели еще одну пачку «Регидрона».

Поднялись снова на седловину. Уже около трех часов дня. Лехи с Виталиком пока нет. Отдыхаем, беру палатку из первой партии. Собираемся подниматься. На сыпухе появляются Лера, Виталик и Леха, которые спускаются сверху. Скачут по сыпухе довольно быстро. Вскоре выходят к нам и рассказывают, что они вышли таки на основной хребет. Там степь, растут яблони и пасутся дикие козы. Это обнадеживает.

Около 15-30 выходим наверх. Леха с Виталиком ушли вниз за остатком вещей. Попросили их набрать еще воды. Часть народа идет вдоль правых скал и траверсит осыпь наверху, в более узкой, но более крутой части. Остальные идут через осыпь примерно на уровне седловины и поднимаются вдоль левых скал. Идти тяжело, камни сползают под ногами. Все идут с разной скоростью. Подъем по осыпи выводит на левое «плечо» под вершиной. От него наверх идет узкий кулуар, обходящий скальник и уходящий левее.

Подъем с седловины до верха занял от 1,5 до 2,5 часов. Те, кто поднялся раньше успели на вторую ходку на седловину. Мы с Женей и Серегой вышли последними и не успевали до темноты спуститься и подняться снова.

Поставили лагерь чуть в глубине хребта, в лощинке, где растут яблони. Я побегала по окрестностям и нашла начало тропы, ведущей по хребту наверх. На холме повыше есть сотовая связь. Созвонились с Ларисой Штоппель и с водителем и сообщили свои примерные координаты. Попросили приехать насколько возможно ближе. Водитель сказал, что утром они приедут.

Леха с Виталиком пришли уже в сумерках, в 20-00, когда уже был готов ужин. Притащили еще 10 литров воды. С таким количеством воды можно было не экономить и сделать второй кан чая.

27.08.2011

Встаем в 5-00. К половине шестого светает. Ночью поднялся очень сильный ветер, палатки просто кладет. Когда из нее вылезаешь, надо сразу сворачивать, а то уносит. Леха с Глебом вызвались сходить на седловину вместо нас с Женей, т.к. это будет значительно быстрее, а время уже поджимает (у Лехи вечером поезд из Уш-Тобе).

В шесть утра Леха, Глеб и Серега уходят вниз. Я, Женя, Георгич и Виталик идем по тропе с первой партией груза, чтобы заодно разведать тропу. Лера с Володей готовят завтрак.

Тропа начинается на холме, хорошо читается и идет вдоль по хребту, то спускаясь, то поднимаясь наверх. Сначала был план нести вещи около часа и затем оставить их и вернуться. Примерно на середине пути тропа обходит справа березовую рощицу в лощине. Остановились там на перекур. И тут услышали автомобильный гудок. Потом увидели далеко, на самом верху машину (сначала думали, что это камень, но когда он повернулся – сомнений не осталось). Тут уже решили идти до верха, до машины.

Около 8-00 выбрались наверх (в районе триангулы на карте). К нашей радости, это была наша машина. Дороги в этом месте уже нет, но ГАЗ-66 прошел. Сгрузили вещи, попросили у водителя воды, отдохнули. Затем с пустыми рюкзаками пошли в обратный путь. Спуск до лагеря занял 50 мин. Когда мы пришли, «нижняя партия» уже была в лагере. Завтрак готов. Рассказали всем радостную новость. Позавтракали и пошли вверх, забрав все оставшиеся вещи. На этот раз рюкзаки получились потяжелее, идем медленнее. Кто поднялся раньше, пошли помогать отстающим, у кого груз был слишком тяжелый.

Около 12-00 все вышли к машине. Попихали вещи в мешки, загрузились и в 12-35 выехали. Сначала выехали на грунтовку, ведущую в сторону Герасимовки, затем выехали на трассу. Около семи вечера приехали в Талдыкорган. Леха скинул в ноут трек с ЖПСа, фотки, и уехал в Уш-Тобе, на поезд. Мы пошли в любимую баню (после двух дней без воды просто необходимо было сначала вымыться). А затем ужинать в кафе. За последние дни все жутко устали и настроение в группе напряженное. Ночевать почти все остались на базе. Там размещалась еще группа пешеходников из Ульяновска, поэтому народ ушел спать в огород, в заросли конопли. На 8-00 заказали автобус в Алма-Ату.

28.08.2011

Встали в 6-30. Попили кофе, собрались. К 8-00 приехал наш автобус. Загрузились, попрощались с Ларисой и выехали в Алма-Ату. Позавтракали по дороге.

Около часу дня привезли Виталика на ж/д вокзал (у него поезд до Новосибирска). Ребята помогли ему дотащить кат до перрона. Затем мы поехали в аэропорт. Оставили вещи в камере хранения, а сами провели последние часы в Алма-Ате в кафе неподалеку от аэропорта.

До Москвы долетели без приключений.

V. Выводы и рекомендации.

1. Лепсы и Тентек долгое время считались «весенними» реками. Новосибирские туристы ходили сюда в майские походы и считалось, что летом воды в них мало. Тем не менее, летом эти реки не менее интересны. Воды вполне достаточно для сплава, по крайней мере для «двоек» и каяков. А погода и береговая обстановка летом намного лучше, чем в мае.

2. Тентек – река с достаточно сложными препятствиями и сложной береговой обстановкой. Поэтому у участников группы должен быть опыт походов 5-6 к.с. Каждый экипаж должен быть в состоянии идти сходу препятствия 5к.с., т.к. не всегда есть возможность просмотреть «от чалки до чалки».

3. Четвертый каньон (Орта-Тентек) – необычайно красивое и интересное место. Тем не менее, по весенней высокой воде участок перед водопадом может стать потенциально опасным. А также спуск судов за водопадом, скорее всего, по высокой воде станет невозможным. Поэтому весной все-таки стоит обвезти этот каньон целиком или начать обнос по левому притоку, который впадает на «глобальном» правом повороте, где река поворачивает на восток. По следующему левому притоку можно вновь спуститься к Тентеку. Наверху распадки этих притоков начинаются почти в одном месте.

4. К обносу водопада в четвертом каньоне необходимо готовиться серьезно – необходимы обвязки, две основные веревки, скальные крючья, навыки работы с веревками.

VI. Источники информации:

1. Лепсы. Отчет М.Иванова, Тур.клуб «Сплав», г.Новосибирск, http://splav.211.ru/rivers/asia/lepsy/lepsy2005

2. Тентек. Отчет М.Иванова, Тур.клуб «Сплав», г.Новосибирск, http://splav.211.ru/rivers/asia/tentek/tentek2006

3. Тентек. Отчет из библиотеки МГЦТК №5473, 1981г.

4. Тентек и Орто-Тентек. Отчет из библиотеки МГЦТК №6675, 2007г.

Фото 1. Начало сплава по р.Лепсы до каньона
Фото 2. р.Лепсы, Лепсинский каньон, пр.8
Фото 3. р.Лепсы, прижим в пор.20
Фото 4. р.Лепсы, каскад пор.20-22
Фото 5. р.Лепсы, пр.33, «Каргалинские ворота»
Фото 6. р.Лепсы, пр. 34, «Каргалинские ворота»
Фото 7. р.Тентек, заход в пор.Буднева (пр.14), табличка на скале ПБ
Фото 8. р.Тентек, пор.Буднева (пр.14)
Фото 9. р.Тентек, пор.Буднева, прохождение
Фото 10. р.Тентек, пор.Редутный (пр.30), водопадный слив
Фото 11. р.Тентек, пр.32, вид сверху
Фото 12. р.Тентек, пр.32, вид снизу на ключевую часть
Фото 13. р.Тентек, пр.33, выход из каскада пр. 31-33
Фото 14. р.Тентек, пор. «Винт» (пр.37)
Фото 15. р.Тентек, пор.Винт, вторая ступень
Фото 16. р.Тентек, пор.43, первая ступень
Фото 17. р.Тентек, пор. 43, вторая ступень, «камень с крюком»
Фото 18. р.Тентек, вид на поселок Герасимовка и выход из 3го каньона
Фото 19. р.Тентек, начало 4го каньона, вид сверху
Фото 20. р.Тентек, 4й каньон, порог перед впадением р.Орта-Тентек (пр.2 4го каньона)
Фото 21. р.Тентек, 4й каньон, впадение р.Орта-Тентек
Фото 22. р.Тентек, 4й каньон, порог после впадения р.Орта-Тентек
Фото 23. р.Тентек, 4й каньон, верхняя разведка от места ночевки у порога с камнем у ПБ (пр. 7, 4го каньона)
Фото 24. р.Тентек, 4й каньон, большое улово у ЛБ на «глобальном» правом повороте
Фото 25. р.Тентек, 4й каньон, порог в сужении (пр.10)
Фото 26. р.Тентек, 4й каньон, участок перед водопадом с двумя кривыми сливами (катамаран лежит на полке у водопада)
Фото 27. р.Тентек, 4й каньон, перегон катамаранов на веревке от чалки к выходу на полку у водопада
Фото 28. р.Тентек, 4й каньон, водопад
Фото 29. р.Тентек, 4й каньон, «нижняя» полка у водопада, участок реки сразу за водопадом