Ергаки

Отчёт о пешем восхождении на г. Арагац, Армения

Маршрут: Автодорога H-20 "Бюракан – метеостанция Арагац" — крепость Амбёрд — траверс западного склона г. Амбёрд — оз. Кари-Лич — южная вершина Арагаца, 3906 — седло между южной и западной вершинами — кратер — северная ложная, 4090 и восточная вершины (рад.) — ущелье р. Гехарот — пос. Арагац (схема маршрута и трек)

Участники. Э.А. Гирш, С.Н. Гаврилов, И. Егоров, А. Смаль.

Общее описание.

Армения — страна древних монастырей и крепостей, одна из которых (Амберд) была у нас в начале маршрута, и ещё несколько мы посетили после похода. Хотя большинство их давно заброшено, они содержатся в относительном порядке (и даже с табличками), посещаются (что заметно по свечкам в церквях) и понемногу восстанавливаются. Также Армения — страна, из почти любой точки которой виден Арарат (вернее, Арараты — Малый и Большой), находящийся на территории Турции. Ну и, наконец, Армения — страна с несколькими горными массивами, из которых наиболее посещаемы Арагац и Гегамский хребет (высшая точка — Аждаак). Остальные заметно ниже либо находятся слишком близко к границе с Азербайджаном.

Потухший вулкан Арагац представляет собой очень пологий конус диаметром около 20 км с относительной высотой около 3000 м. Вершинная часть — скалистый кольцевой гребень, окружающий кальдеру диаметром около 4 км. На гребне можно выделить 4 вершины (северную, восточную, южную и западную) и тремя сёдлами между ними. Вместо четвёртого седла — выход в ущелье реки Гехарот.

На все четыре вершины летом (в июле-августе) можно подняться без специального снаряжения, а зимой и весной — в зависимости от состояния снега. Наиболее высокая северная вершина. К высшей точке — к истинной северной вершине с легкодоступной ложной вершине ведет узкий гребень (летом 1Б). При отсутствии снега гребень может быть пройден без страховки. При наличии снега требуется страховка (на гребне могут быть карнизы). Однако истинная вершина выше ложной всего на несколько метров, и представляет лишь спортивный интерес. Поэтому мы не стали брать специальное снаряжение, так как не хотелось утяжелять и без того не слишком лёгкие рюкзаки на весь поход ради ста метров по горизонтали и нескольких метров по вертикали.

Покрытие мобильной связью есть везде по маршруту, кроме кратера, но нестабильное, интернет работает далеко не везде.

К Арагацу можно подойти с юга — со стороны метеостанции: либо приехав по дороге из Бюракана (в это время года — только на вездеходе), либо придя через гору Амбёрд, как сделали мы. Можно также подойти с востока со стороны посёлка Арагац по грунтовой дороге и тропе (для нас это был путь отхода). Из посёлка ходит микроавтобус, но у нас был заказан трансфер.

Трансфер из аэропорта на маршрут, трансфер обратно с маршрута, закупку газа мы заказали в Армянском бюро путешествий (АБП, директор Ованес Маргарян, большое спасибо ему и всем сотрудникам фирмы). Газ (обычный, резьбовой) в Армении купить непросто — в ходу иранский газ другого стандарта — но в магазине Ассоциации студенческих спасательных отрядов Армении нормальный газ (Kovea, 230 гр.) всё же нашёлся, хотя и значительно дороже, чем в С.-Петербурге. Неоценимую помощь в подготовке похода оказал Самвел Акопян (также сотрудник АБП), который поделился многочисленными треками и советами.

Из специального снаряжения у нас собой были снегоступы, кошки, ледорубы. Хотя кошки мы не использовали, а без ледорубов можно было обойтись (при наличии треккинговых палок, естественно), при другом погодном раскладе может понадобиться и то, и другое. Погода, надо сказать, была необычно тёплой для этого времени года; в другой год вполне можно ожидать градусов на пять ниже.

Был также запланирован возможный радиальный выход на западную вершину из соответствующего седла или из кратера, но не состоялся по погодным условиям.

День 1 (26.04).

Прилетели в Ереван в 14:00, нас встретили представители АБП. Мы получили у них симку местного Билайна с очень дешёвыми звонками в Россию (если набирать *88*007номер), по дороге поменяли денег и добавили на симку. Дорога к крепости Амбёрд, как и планировалось, оказалась ещё под снегом, поэтому нас высадили на дороге Бюракан-метеостанция. В этом месте вдоль дороги тянется забор, ограждающий чью-то частную территорию, но в нём имеется проход для пешеходов (даже знак есть).

Пройдя через эту дырку, дошли по тропе до места, где имеются стол со стульями, ручей и вид на крепость и на Малый и Большой Арараты.

Photo Photo Photo

Там и поставили лагерь. Внизу в ущелье, что к западу от крепости, кипит жизнь — там проходит новая дорога, которой нет на карте; горят фары, видна какая-то автомобильная активность. Вечером температура была +6 градусов, ветер, зябко.

День 2 (27.04).

Температура с утра +4. Первая половина дня была солнечной. Дошли по тропе до крепости, осмотрели крепость и церковь св. Богоматери (1026 г.).

Photo Photo Photo Photo Photo Photo Photo Photo Photo Photo Photo

Далее стали подниматься левым бортом на г. Амбёрд. Первый ориентир — тур с крестом на холме.

Погода понемногу портилась — временами приходила очередная туча со снежной крупой. Подъём очень пологий. До высоты 2400 м он представляет собой травянистый изрезанный склон, с 2500 м появляется немного камней. Подъём начинается по грунтовой дороге (не путать с асфальтовой дорогой, которая уходит направо) через некоторое время случается развилка дорог, и в этом месте не следует идти ни по одной из них (обе в итоге уходят вниз в ущелье), а следует подниматься ещё правее. Примерно с 2600 м стали появляться значительные снежники, но почти все их можно было обойти, так что снегоступы в этот день мы не использовали, зато можно было воспользоваться ручейками из снежников.

Встали на высоте 2850 м перед большим снежным полем. Вода — слегка болотный ручей из этого поля. Температура вечером +4.

День 3 (28.04).

С утра температура -1, за ночь навалило 4 см снега, местность преобразилась. Под палаткой обнаружилась пара мышей, которые долго не желали нас покидать.

Погода так себе — видимости то почти нет, то что-то видно в разрывах облаков. Весь день шли в снегоступах, они держали нормально. Продолжили движение левым бортом, обошли г.Амберд слева.

Обнаружив хороший ручей, решили остановиться, ибо прогноз на следующий день был все равно неутешителен, и смысла подходить под седло не было. Рядом с лагерем — высокий тур и очаг.

К вечеру выпало 10 см снега.

Ненадолго прояснилось, посмотрели на Арагац.

Слева направо: западная, южная, северная и восточная вершины

День 4 (29.04).

Несмотря на прогноз, часов в 8 прояснилось. На следующие пару дней прогноз хороший — решили перенести лагерь ближе к началу восхождения — вышли в 10 часов, к этому моменту прояснение как раз закончилось. Шли на снегоступах, иногда проваливаясь несмотря на их наличие. В конце обошли небольшую полынью — видимо, по весне кроме обозначенного на карте озера Кари (Карилич) есть и другие. Не подходя к озеру Кари и метеостанции, поставили лагерь рядом с брошенной (т.е. без проводов) опорой ЛЭП. Видимостm около 500 м.

День 5 (30.04).

Ночью насыпало ещё снега. С утра температура -7. Внизу стоят тучи, но у нас небо очистилось.

Арарат(ы)

Западная вершина и южное седло

Подъём на южную вершину. Подъём по контрфорсу несколько левее места стоянки и левее кулуара. Поднялись на гребень южной вершины.

Photo Photo Photo Photo Photo Photo

Сходили на основную вершину (чуть восточнее, 3906 по GPS). Со стороны кратера на гребне висят снежные карнизы.

Северная, восточная и южная вершины, окружающие кратер

На вершине

Восточная и северная вершины

Снова Арарат

Спуск на седло. Спуск с гребня южной вершины слишком крут, и, быть может опасен: под снегом скальные выходы. Поэтому уходим южнее, и по левому борту осторожно спускаемся на седло. Снега на спуске немного, под ним мелкая-средняя осыпь.

Западная вершина. Подъём на западную вершину идет по средней осыпи, покрытой небольшим количеством снега. Тем временем, на вершину прочно село облако, поэтому мы на неё не пошли.

Спуск с седла. Видимость иногда метров 100, иногда существенно больше. Нам показалось, что с основной части седла в сторону кратера может висеть карниз, поэтому мы прошли чуть дальше к западной вершине. Далее спуск очевиден (в случае отсутствия видимости можно смело идти по треку). Photo Photo Встали на, как нам показалось, безопасной полке, не переходя на другую сторону кратера. На самом деле, пожалуй, стоило пройти дальше, ибо теоретически очень-очень большая лавина с южной вершины могла бы докатиться сложным путём и до нашей полки. Небольшие лавинные выносы, однако, видны лишь на западной и северной вершинах. Замерили глубину снега — около 2 м. Photo

День 6 (01.05).

Ночью были сильные порывы ветра (как мы потом узнали, у группы москвичей, заночевавшей на седле, сложило одну из палаток). Утром под тентом температура -9. Погода хорошая.

Photo Photo

Подъём на седло. Оставив лагерь, вышли радиально в 7:15 на снегоступах.

Южное седло

Снег с утра держит отлично. (Москвичам даже позже удалось подняться без снегоступов, но это всё-таки тяжелее, и некоторые проваливались.) Поднялись на северное седло между северной и восточной вершинами.

Ю. вершина

Гребень северной вершины

Ущелье р. Гехарот

Панорама с С. седла

В. вершина

Подъём на северную вершину. Дальше пошли без снегоступов: снега немного, под ним — камни. Ближе к вершине снега больше, местами проваливались почти по пояс в уже раскисший снег, но этот участок пути был совсем небольшим.

Гребень истинной вершины. Вид перед выходом на ложную Photo

Вышли на северную ложную вершину (по GPS — 4090 м).

Photo Photo Photo Photo На истинную вершину не пошли: снег раскисший, верёвки нет.

Истинная вершина, вид с ложной

Ущелье р. Гехарот

Кулуар под ложной вершиной

Подъём на восточную вершину. Спустившись на седло,

... встретили группу москвичей, стоявших предыдущую ночь на юго-западном седле, и собиравшихся встать теперь на этом. Мы же продолжили путь на восточную вершину. Подъём несложен (также без снегоступов). Скалы обходятся справа, дальше движение продолжается по кулуару вдоль них. По дороге — несколько метров несложного свободного лазания. Говорят, по соседнему кулуару (справа) подняться проще, но мы туда не пошли, так как до него надо пройти по совсем уже раскисшему снегу, а склон довольно крут. Поднялись на восточную вершину...

... с основной вершины сходили по гребню (обходя скалы справа) дальше на восток на живописное продолжение

Сбросы на север от вершины

Обратно в лагерь вернулись по раскисшему снегу большинство — на снегоступах, один участник — без (провалившись по пояс несколько раз).

День 7 (02.05).

С утра фирн прекрасно держит без ступов, но всё же не настолько подмёрз, чтобы было необходимо использовать кошки. Путь в ущелье лежит по левому борту ущелья (под восточной вершиной).

На левом борту ущелья лавины были, но давно закончились, снега осталось мало. На правом борту лавиные выносы наличествуют, но не слишком мощные. Выходим в ущелье,...

... подходим к первому водопаду и уходим в боковой левый кулуар. Далее выходим на тропу, траверсирующую травянистый левый склон. Пересекаем снежники. Подходим к ригелю с вторым водопадом.

Он обходится слева по тропе.

Photo Photo Photo

В общем, достаточно придерживаться трека, и всё будет хорошо. После ригеля начинаются цветущие альпийские луга.

Photo Photo Тропа переходит в дорогу...

Photo Photo

... по которой мы и идём по левой стороне реки (по правой стороне идёт другая дорога, куда — не знаем).

Лагерь поставили на реке на красивой поляне в 4 км от посёлка. Вечером нас посетил рабочий с маленькой электростанции, которую мы незадолго до этого прошли. В принципе, оставалось полно времени, и в этот же день можно было и уехать, но мы никуда не торопились. Погода весь день была хорошей.

День 8 (03.05).

Дошли до посёлка, дождались трансфера и уехали.

Материалы.

Благодарности.

Мы очень благодарны Самвелу, Игорю, Григорию, Ваге, а также Алексею Костенко — за треки, советы и прочую информацию, а Ованесу и другим сотрудникам Армянского бюро путешествий — за помощь в организации путешествия.