отчет о горном походе н\к по массиву Аладаглар (Турция) :: 2010

отчет о горном походе н\к по массиву Аладаглар (Турция), май 2010

Справочные сведения о маршруте

Проводящая организация: клуб туризма «Направление», г.Москва, ул. Ольховcкая, д. 15, http://napravlenie.info/

Место проведения: хр.Аладаглар, юг Турции.

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности похода

Общая протяженность маршрута

Продолжительность, дней

Сроки проведения

Общая Ходовая часть
Горный н/к 61,2 км (с уч.коэфф.) 10 4 01-10.05.10

Маршрут следования:

г. Москва – г.Стамбул (авиа) – Кайсери (поезд) – Гёреме (автобус) – Яхъяллы – развалины крепости – развилка асфальтовых дорог в 10 км от Яхъяллы (заказной транспорт) – ур.Гевеналваны – пер.б/н (2950 м, н/к) – левый приток р.Аксу – ур.Сарымихмутгелю – пер.б/н (2990 м, 1А) – истоки р.Аксу – пер.27 (3100 м, н/к) – долина р.Эджемиш – лет.Мюджен – гробница Таврульхасан-Вели – Бедемдерекёй (пешком) – г.Нигде (автобус) – г.Мерсин (автобус) – г.Кизкалеси (автобус) – г.Конья (автобус) –– г.Стамбул (авиа) – г.Москва (авиа).

Пройденные препятствия

• Пер.без.назв. (н/к, 2950 м)

• Пер.без.назв. (1A, 2990* м) – предложили назвать Сарымихмутгелю-Южный

02.05

Прогулка по Кайсери, переезд в Гёреме, прогулка по Гёреме

03.05

Прогулка по Гёреме на воздушных шарах, посещение подземной деревни Каймаклы. Заброска в горы через развалины крепости близ Яхъяллы. Пешком по хорошей грунтовой дороге (иногда встречаются автомобили), слегка не дошли до отворота на ур.Гевенолугу. Ночевка у реки, на траве.

1500-1800-1765 м

2 ч 20 мин / 11,5

Солнечно, t=+25...10С

04.05

По грунтовой дороге, затем вдоль правого берега левого притока р.Аксу (втекает в Аксу в месте уреза 1702), по траве и камням. Далее по камням и снегу. На перевале без названия (н/к, 2930 м) в 16-40, перевал под снегом. Седловина широкая, заснеженная. Хорошо дует. Ночевка в 30 м ниже перевала в сторону долины р.Аксу на довольно ровных травянистых. Воды нет – топили снег. Вечером оч.холодно и ветрено. Всю ночь очень сильно дуло!

1765-2950-2916 м

4 ч 10 мин/ 10,5 км

Солнечно, ночью сильный ветер, t=+16..1 С

05.05

Ранний выход вниз. По курумнику и траве до стрелки с левым истоком р.Аксу, далее по этому левому истоку подъем мимо озер под пер.б/н. Подъем на перевал по снегу крутизной около 20-25 градусов, короткие участки до 30 градусов. Длина перевального взлета – около 300 м. Снег раскис и сильно проваливается. В 13-15 вся группа на перевале без названия (1А,, 2990 м). Седловина перевала – пологая и широкая, с каменистой площадкой. Ветра нет, сильно печет. Спуск с перевала (в 14-15) по снегу и осыпи наискосок вправо, зигзагообразный обход «пупырей». Много подкисшего снега. В 17 ч вся группа на перевале 27 (н/к, 3100 м). Он выражен не ярко – огромное ровное снежное поле. Спуск далее вниз, в долину Эджемиша. Спуск по снегу несложный, но из-за постоянного проваливания – утомительный. Далее движемся по руслу появившейся реки вдоль левого берега, на котором открылась грунтовая дорога. Ночевка на левом берегу – ровная травянистая площадка. Костер на веточках.

2916-3100-2346 м

6 ч 20 мин/ 15 км

Солнечно, утром оч.сильн. ветер, t=+3…16 С

06.05

Продолжаем спуск по грунтовой дороге к р.Эджемиш. Радиальлный выход на поиски гробницы Таврульхасан-вели, отмеченной на карте на соседнем холме. На холме обнаружили очень старое кладбище и остатки здания с арабской вязью. Заложили в окрестностях тайник. После обеда (вышли в 16 ч) проходим еще почти 6 км до пос.Бедемдерекёй. Уезжаем на рейсовом автобусе в городок Нигде. Далее на другом рейсовом автобусе в г.Мерсин. Микроавтобус до Кизкалеси. В полночь на море. Ночное купание и посиделки при свете фонарей и запахе моря! Отбой около 3 ночи.

2346-1650-1801-1630 м

3 ч 50 мин /15 км

Солнечно, t=+15...24С

07.05

С утра спать невозможно – жарко. Перебазировались в отель. День релаксации: купание, отмывание, отдых, прогулка про древним развалинам Кизкалеси и фруктовым садам Вечером отдыхали в отеле. Желающие снова пошли ночевать к морю.

Солнечно, жара, t=+26…28С

08.05

Еще один день отдыха. Плавали на прогулочном катере на остров с крепостью. Купание, отдых. Вечером для желающих Hamam. Часть группы опять ночевала у моря.

Солнце за легкими облаками, ветерок, t=+23…26С

09.05

Автобус в Конью. Конья. Заселение в отель, посещение музея Мевлана, прогулка по городу и за сувенирами, ужин.

Перемен. облачн., кратковр. дожди, t=+23…20С

10.05

Ранний подъем, аэропорт Коньи. Рейс в Стамбул. Шопинг. Рейс в Москву из Стамбула.

Солнечно, t=+26 С

График температур

Рис.3. График температур

Общая информация

В своем отчете о предыдущем походе по горам Турции (http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?574) я уже довольно подробно описала страну, города, регионы, а также геофизическую, климатическую, политическую ситуацию в Турции, растительность и животный мир Аладаглара. Повторяться смысла нет, поэтому здесь только дополню уже изложенную информацию текущими сведениями.

Транспорт

Гереме

Рейсовый автобус компании Nevshehir

Каймаклы – Яхъяллы – горы

Микроавтобус (нанят в Гереме)

Бедемдерекёй

Нигде

Мерсин

Кизкалеси

Микроавтобус (нанят в Мерсине)

Рейсовый автобус компании Ozkaymak: http://www.ozkaymak.com.tr/

Самолет компании Turkish Airlines

Железнодорожное сообщение Стамбул - Кайсери

Железнодорожные билеты покупались из Москвы здесь: http://www.tcdd.gov.tr/tcdding/ Он-лайн продажа начинается за 2 недели до отправления поезда. Для групп существуют скидки. Проезд в поездах не очень дорогой. Спальные вагоны оказались очень приятными и комфортными (купе двухместные, по ширине места пропорционально больше, чем в наших поездах; в купе двухэтажная кровать, шкафчик, холодильник, умывальник, белье, печенье, сок, вода – все это входит в стоимость). Из 18 мест в вагоне нами были заняты 13, а еще несколько купе были совсем свободны. Если есть необходимость брать 1 билет, нужно заплатить примерно в 1,5 раза больше стоимости обычного билета, но зато все купе целиком – Ваше. И в этот раз, и в предыдущие поездки по стране на поезде поезд опоздал по прибытии на конечную станцию (вместо 17 ч ехал почти 19). К этому надо относиться спокойно: несмотря на расписание, проводник еще сразу при посадке заявил, что мы опоздаем примерно на это время!

Автобусные сообщения

От Бедемдерекёя рейсовые автобусы до Нигде ходят очень часто (около 2 автобусов в час в дневное время).

От Нигде до Мерсина автобусов не так много, но нам повезло – рейс был прямо через 15 минут после нашего приезда. Несмотря на небольшое расстояние (около 200 км), автобус до Мерсина шел 3,5 ч (т.к. делал две большие остановки).

Из Кизкалеси добраться до Коньи можно на проходящих автобусах Мерсин – Конья или Мерсин – Анкара. Кроме того, можно добраться до узлового городка Силифке (до него маршрутки ходят очень часто) и уже оттуда уехать в северном направлении. К сожалению, рейс до Коньи по времени очень долгий, т.к. вначале дорога идет вдоль горного ущелья, через перевал и вьется серпантином.

Авиасообщение Конья – Стамбул

Авиабилеты покупались из Москвы здесь: http://www.turkishairlines.com/. Билеты можно купить за несколько месяцев до полета. Стоимость билетов на внутренние перелеты составляет конкуренцию стоимости наземного транспорта.

Транспорт в городах нашего следования

В Стамбуле ситуация не изменилась: городской транспорт развит очень хорошо и имеет одинаковую цену для метро, автобусов, паромов. В метро и на паромах жетончики можно купить через автомат, принимающий мелкие деньги. Разменять крупную купюру поможет специальный разменный автомат, стоящий рядом.

В Кайсери из общественного транспорта присутствуют автобусы и трамваи. Мы ехали на трамвае из центра города до автовокзала. Маршрут оказался очень длинным и занял около 20-30 минут. Хотя на первый взгляд Кайсери кажется небольшим городом (просто он имеет разнесенные районы, между которыми мало застроек). Автовокзал – очень большой и современный.

Конья – внушительный по размерам город. Из центра до автовокзала добираться 10-15 минут пешком и около 30 минут на трамвае. До аэропорта ходят автобусы с центральной площади. Стоимости такси при полностью загруженной машине примерно аналогична стоимости общественного транспорта, если добираться не из центра. От нашей гостиницы «Rumi» до аэропорта ехать около 15 минут.

В Приложении 3 Вы найдете информацию о продолжительности и стоимости переездов на нашем маршруте (май 2010 г.).

Топливо

До отъезда удалось разыскать в сети адрес хотя бы одного туристического магазина в Стамбуле: http://www.everestoutdoors.com. К сожалению, на их сайте не удалось обнаружить информации о наличии у них газа или бензина для горелок (сайт на турецком языке). Но посещение магазина вживую дало свои результаты: выяснилось, что в нем есть и газ (баллоны Campingaz – много, маленькие баллоны Primus – немного, баллоны типа "дихлофосных" noname - скупили последние 10 штук), и бензин типа "калоша" (для тур.горелок). На наш приезд бензин закончился, но теоретически можно его там искать. Также в этом районе (магазин находится практически в самом центре – сразу за мостом Галата на азиатской стороне, точный адрес: NECATİBEY CAD., NO:5/C, KARAKÖY / İSTANBUL, на google.com можно найти карту по этому адресу) находится еще 3 или 4 аналогичных магазинчика поменьше. Там тоже есть Campingaz и бывают другие баллоны газа, но опять же нам не повезло. По ценам: 1 л очищенного бензина стоит $10, 1 баллон "дихлофосного" газа (бутан) - 5TL, т.е. около 100 руб. в России на порядок дешевле, однако!

Достопримечательности и развлечения

В ходе этой поездки наша группа посетила собор Св.Софии (Айя-София) в Стамбуле, музей под открытым небом в Гёреме, подземный город Kaimakly неподалеку от Гёреме, музей Мевлана в Конье, крепости на суше и на острове в Кизкалеси, а также ряд архитектурных достопримечательностей неподалеку от Кизкалеси. Также удалось совершить полет на воздушном шаре и арендовать квадроциклы в Кападоккии.

В Приложении 3 приведены стоимости билетов в некоторые объекты осмотра и достопримечательности Турции.

Финансовые вопросы

Местная валюта – турецкая лира (TRY). 1 турецкая лира равна 100 курушам.

Курсы валют на момент похода

• $1 = 1,49-1,56 TRY

• 1 EUR = 1,95-1,97 TRY

• 1 TRY = 19-20 руб.

Доллары и евро можно поменять практически в любом городе, однако банки часто закрыты – тогда надо просто поспрашивать местных, и вас обязательно проводят в турфирму или ресторан, владельцы которых с удовольствием поменяют ваши деньги. Кроме того, в гостиницах или ресторанах вам могут сдать сдачу с турецких лир в долларах и наоборот. Курсы валют по стране отличаются. Большими «партиями» мы меняли деньги в аэропорту Стамбула, в банке в Гёреме, в турфирме в Кизкалеси и в ювелирном магазине в Конье. Курс менялся от 1,45 до 1,54 турецкие лиры за 1 доллар (курс к евро – пропорционально).

Банкоматы встречаются часто, однако курс обмена в них средний, то есть не самый лучший и не самый худший.

В Приложении 3 приведены наши суммарные затраты на транспорт, музеи, проживание, визы, страховку. Не включают расходы на продукты, снаряжение, сувениры и прочее.

Район путешествия во время похода

В мае 2010 года по сравнению с маем 2007 года снега было не так много, но еще достаточно – снеговая линия держалась на отметке 2600 м, выше нее на плато при ходьбе по снегу проваливались то по колено, то по бедра. Погода стояла благоприятная – за все 10 дней в Турции всего 1 раз дождь, за 4 дня в горах – никаких осадков, только палящее (и очень жестокое) солнце.

В походе много раз встречали сусликов ниже зоны снега, а также лису и зайца (!) – выше (!) зоны снега. Совершенно не понятно, чем они питаются в снегах! В зоне растительности в предгорьях встречались клещи – практически каждый из группы снял с себя 1-2 паразитов! В 2007 году такой активности замечено не было.

Что касается растительности – еще раз хочется зафиксировать внимание на ужасно колючей растительности в горах. Не ходите босиком и даже в сандалиях по кустикам и траве! Полученные колючки-занозы с большим трудом вынимаются из конечностей и обнаруживают себя иногда только с течением времени (например, по прошествии недели или двух!

Краткий дневник поездки

1 мая

Прилетели в Стамбул около полудня. На улице тепло, очень! Обменяли деньги, осознали, что времени до вечернего поезда совсем мало, и никто уже не хочет ехать сдавать рюкзаки в камеру хранения – пожалуй, и с ними погуляем по городу. Поехали на метро в самый центр. Успели осмотреть только Айю-Софию, побегать вокруг (и внутри) Голубой мечети, отдохнуть у фонтанов, купить что-то «перекусить». Но прелесть Стамбула, несмотря на это, все успели оценить. «Надо приехать сюда еще раз! На неделю!» - резюме краткого осмотра центра.

Голубая мечеть

Тюльпан

Турок

Пешком добрали через мост Галата до паромного причала, откуда ходят паромы прямо до железнодорожного вокзала HAYDARPAŞA. Здесь же неподалеку турмагазин, в который мы отправились искать топливо. Скупили последний газ на 4 турмагазина – всего 10 «дихлофосных» баллонов. Маловато, конечно, но что есть. Остальное будем добирать бензином (горелки мультитопливные).

На 17-часовом пароме (ходят примерно раз в полчаса) уплыли к вокзалу. Приятная прогулка всего за 30 рублей! На вокзале забрали распечатки своих электронных билетов и отправились в поезд. Оказалось, что, несмотря на тупиковость железнодорожных веток, поезда стоят на одном пути по две штуки подряд! Наш был дальний из двух, поэтому по платформе шли очень долго. Обнаружили, что кроме бубликов с кунжутом и воды на вокзале невозможно купить ничего из продуктов :( Хорошо, что хоть что-то съедобное (сыр и халву) удалось купить в районе моста Галата (но вообще и там с продуктовыми магазинами очень плохо было!).

В 18-25 отправились на поезде в Кайсери. Поначалу поезд шел довольно медленно и часто делал остановки в Стамбуле и окрестностях, но под ночь мы вышли на нормальный режим и уже летели почти без остановок. По дороге очень долго показывали симпатичные прибрежные виды: колея идет вдоль берега длиннющего залива Мраморного моря. Любовались и уплетали припасенное Алексеем сало и купленный сыр. Потом все по очереди разошлись по купе. Ехать было долго, поэтому выспались от души.

На поезде

2 мая

Несмотря на утверждения проводника, что поезд опоздает, понадеялись на расписания и были готовы к выходу уже в 11 ч, но проводник был прав: мы прибыли в Кайсери лишь около 13 ч. К тому моменту все мы изрядно проголодались. Так что первым делом отправились искать кафе. После недорогого обеда немного прогулялись по центру (осмотрели мельком городской парк с лебедями в озере и цитадель из черного камня) и на трамвае уехали на автовокзал. Забавно, что на трамвай нас сажал (помогал с покупкой билетов и т.п.) русскоговорящий турок, который когда-то учился в Ленинграде :) Говорит по-русски неплохо, кстати!

Кайсери

С нового красивого автовокзала нас ждал путь в Гёреме. Дорога пролетела незаметно. В Гёреме у нас уже был забронирован хостел, где мы оставили вещи перед вечерней экскурсией. Пока не закрылся музей под открытым небом, поспешили в него. В музее можно посмотреть сохранившиеся пещеры, некогда служившие домами, храмами, кельями, трапезными и т.д. Во многих пещерах роспись на стенах (более древняя – X века – языческая, часто прямо поверх идет более свежая – XI века и более поздних веков – христианская) и вырезанные из камня (в стене или в полу) предметы быта. Некоторые пещеры – многоярусные. Полазить было интересно! Вокруг тоже симпатичные кападоккийские пейзажи, предзакатные краски – красиво! Сам закат частично успели застать на холме прямо над нашим хостелом. Супер! Поужинали в неплохом ресторанчике с турецкой и итальянской кухнями. Ресторанов здесь много, а туристов мало (несезон), поэтому из-за нас чуть не подрались :)

Кападоккия

Фрески

Дыра

Скворечник

Вечер

Дерево

Панорама

3 мая

С раннего утра на ногах. Примерно с 7 ч большая часть группы летала над всеми красивыми долинами и самим Гёреме на воздушном шаре (ух!), а другая часть каталась на арендованных квадроциклах. Каждый получил свою порцию удовольствия, а некоторые – и адреналина!

Шары

В небе

Вид сверху

Низко

С горами

Посадка

После завтрака в хостеле на арендованном микроавтобусе отправились в горы. По дороге осмотрели подземную деревню Каймаклы. Многоуровневый город, в котором легко заблудиться. Помимо основных, освещенных для публики лазов, обнаружили еще множество прочих, темных и иногда длинных коридоров, по которым мы побегали и поползали с фонариками :) Резвились, как дети!

Каймаклы

В Яхъяллы закупили бензин и продукты на обед, а также свежую клубнику (вкусная!). В 6 км от города – старая крепость (нам не известно, какого она столетия), вернее ее руины. Полазили-осмотрели. Ничего особенного, но зато и вид оттуда неплохой, да и вообще плавный переход к походной части получился. В трех километрах дальше по этой же дороге есть развалины еще одной крепости, но те оказались уж больно «развалившимися развалинами» - посмотрели из окна.

Крепость

В 15 ч нас высадили на развилке асфальтовых дорог. Здесь же мы пообедали, получили первый опыт общения с сусликами и колючками и в 16 ч отправились пешком пока что по асфальту, а через некоторое время – по очень хорошей грунтовой дороге. Автотранспорт иногда нам встречался, но не часто и обычно пассажиры нам с живостью махали рукой. До 19-20 шли по дороге. Есть подъемы и спуски, но незначительные. Ночевка у реки, на траве. Рядом была какая-то жилая территория, огороженная колючей проволокой: то ли плотина на реке, то ли маленькая электростанция – не ясно. Пока готовили ужин, оттуда приходил мужичок, пытался нам что-то рассказать, но мы друг друга не поняли ни разу. Вздохнул и ушел. Погода весь день отличная!

Овцы

Дорога

4 мая

С утра нас разбудили овечки, стадо которых пригнали сюда два пастуха. С пастухами и с их собаками пообщались, поулыбались и разошлись. Вышли в 9 ч. От места ночевки вначале по грунтовой дороге, затем вдоль правого берега левого притока р.Аксу (втекает в Аксу в месте уреза 1702), по траве и камням. Обед (12-30…14-30) у ручья.

Вода

Вид

После обеда – по камням и снегу. Видели зверя, убегающего от нас по снежному склону вверх. Убегал быстро. Думали – заяц. Уже дома посмотрели приближенную фотографию – лисица!

Первый снег

На перевале без названия (н/к, 2930 м) в 16-40, перевал под снегом. Седловина широкая, заснеженная. Виды красивые. Хорошо дует. Ночевка в 30 м ниже перевала в сторону долины р.Аксу на довольно ровных травянистых площадках (встали на ночевку в 17 ч). Воды нет – топили снег. Вечером оч.холодно и ветрено. Немного спасли подвижные игры и костер на веточках. Всю ночь очень сильно дуло!

На перевале (н/к)

Долина Аксу

5 мая

Ранний выход вниз. По курумнику и траве до стрелки с левым истоком р.Аксу, далее по этому левому истоку подъем мимо озер под пер.б/н. По дороге много мест для стоянки – ровные травянистые площадки, через каждые 500-700 м есть вода. Местность возле озер немного заболочена, снега немного. Около 12-20 начинаем подъем на перевал б/н. Подъем по снегу крутизной около 20-25 градусов, короткие участки до 30 градусов. Длина перевального взлета – около 300 м. Снег раскис и сильно проваливается (по колено, а местами и по бедра). В 13-15 вся группа на перевале без названия (1А, 2990 м). Тур не нашли – сложили свой. Предложили назвать перевал Сарымихмутгелю-Южный. Седловина перевала – пологая и широкая, с каменистой площадкой. Ветра нет, сильно печет. Долго засиживаться не стали. Короткий сухой перекус. Спуск с перевала (в 14-15) по снегу и осыпи наискосок вправо, зигзагообразный обход «пупырей».

Тепекалеси

Около 16 ч вышли на летнюю тропу между перевалами №№6 и 27. Много подкисшего снега. В 17 вся группа на перевале 27 (н/к, 3100 м). Он выражен не ярко – огромное ровное снежное поле. Тут же должно быть озеро, но его из-под снега не видно. По плану должна была быть ночевка здесь, но абсолютно у всех промокли ноги, а у некоторых начала проявляться горняшка – спешим вниз. Обходим многочисленные заснеженные «пупыри», по глубокому снегу глиссируем вниз. Спуск несложный, но из-за постоянного проваливания – утомительный.

Спуск с пер.27

Около 18-30 прошли мимо небольшой ровной каменистой площадки, окруженной снегом – на площадке оборудованы стенки для палаток и кухни, рядом есть большая лужа. Стоять можно, но решили идти дальше до нормальной воды. Вскоре показалась река (пришла из ущелья Гюрменлик), движемся по ее руслу вдоль левого берега, на котором обнаружилась грунтовая дорога (открылась из-под снега). В 19 ч встаем на ночевки на левом берегу – ровная травянистая площадка. Все – вышли из зоны снега! Сегодня прошли чересчур много и сильно устали. Вечером даже развели на веточках костер, немного просушили вещи и объелись хлебом с «Нутеллой». Вдали видны огни какого-то поселка. Отбой в 23 ч.

Закат

Оттуда пришли

Вечер

6 мая

Встали поздно, около 8-30. Торопиться уже некуда – обгоняем свой график. Все расслабились. Ближе к 11 ч вышли. Продолжаем спуск по грунтовой дороге. Открываются красивые виды на долину Эджемиша. Скалы вокруг красно-оранжевые, но появляется и яркая зелень травы, и неизвестные нам пестрые цветочки – красиво!

Цветные горы

Группа

Долина Эджемиша

В плане было подняться на попутную вершину 2648 м, но оказавшись на полдороги к ней, решаем, что виды там будут точно такие же – не пойдем. Спускаемся к вишневым садам и заточенной в спрямленное русло с отводами р.Эджемиш. В 13 ч бросаем вещи и желающих остаться у реки (готовить обед), остальной же частью группы отправляемся на поиски гробницы Таврульхасан-вели, отмеченной на карте на соседнем холме. На холме обнаружили очень старое кладбище и остатки здания с арабской вязью (оно могло быть и маленьким храмом, и усыпальницей). Заложили в окрестностях тайник. С холма симпатичный вид на кажущийся с этой стороны неприступным Аладаглар, на показавшийся вдали Киликийский хребет, на соседние холмы и поселки. Доносится тихий звон колокольчиков – это пасутся овечки на соседнем холме, потом начинает петь муэдзин… Турция!

Гробница

Склоны Аладага

Аладаглар

Демирказык

Вишня

После обеда (вышли в 16 ч) проходим еще 5,5 км до пос.Бедемдерекёй (причем последний километр нам довелось доехать на прицепе какой-то сельхоз-техники), пытаемся зафрахтовать машину до побережья. Таких больших машин здесь нет, предлагаю три легковушки – и то завтра. В итоге после получасовых переговоров на русско-турецком диалекте уезжаем на рейсовом автобусе в городок с удивительным названием Нигде. Ехали около 40 мин. И уже через 10 минут после приезда, в 19 ч, отправляемся на другом рейсовом автобусе в г.Мерсин. До него ехали ужасно долго, т.к. автобус делал длительные остановки. Лица у всех горят (вчера оч.сильно загорели и обгорели), у некоторых вскочил герпес – в общем, на людях нам лучше поменьше показываться. В 22-30 в Мерсине. Толком не выяснили про рейсовые автобусы (ходят ли еще), поторговавшись, берем микроавтобус до Кизкалеси. Около полуночи оказываемся на долгожданном море, почти на полтора дня раньше ожидаемого срока! Часть группы уходит ночевать в близлежащий отель, а большая часть устраивает ночное купание и посиделки при свете фонарей и запахе моря! Отбой около 3 ночи.

7 мая

Кизкалеси

Выспаться не удалось – уже с утра в палатке спать невыносимо! Подъем около 7-8 утра. Перебазировались в отель (теперь уже всей группой). День релаксации: купание, отмывание, отдых, прогулка про древним развалинам Кизкалеси. Крепость на берегу очень понравилась, а через дорогу от нее – остатки большого некрополя, ныне обросшего фруктовым садом (отведали там кислых мандаринов, сладких фруктов типа мелкой хурмы, набрали попадавших лимонов), сходили еще на дальние развалины (примерно 1,5 км на восток от Кизкалеси, вдоль автодороги) – древняя арка, остатки городских зданий. Очень жарко!

Крепость

Черепаха

Маки

После всего этого залезли в море возле остатков античных колонн, затем по побережью вернулись в город. Вечером отдыхали дома, под затянувшуюся «Мафию» и местное вино. Желающие снова пошли ночевать к морю (без палаток). Под утро там закусали комары, затем покой нарушали мухи, поющий мулла, проплывающие мимо туристы и утренняя жара.

8 мая

Еще один день отдыха. Сегодня ветерок, и не так жарко. Плавали на прогулочном катере на остров с крепостью. Сама крепость не такая интересная, как та, что на берегу, но зато это остров, и до него в принципе можно доплыть вплавь с берега (около 200 м). Купание, отдых. Вечером почти все наше мужское население ездило в Силифке тестировать местный Hamam – остались весьма и весьма довльны! Часть группы опять ночевала у моря.

Море

Морская крепость

9 мая

Подъем около 6-30. В 9 ч выезд на автобусе в Конью. Ехали долго и немного утомительно (т.к. половина дороги была по горным серпантинам с невероятными видами, но резкими поворотами). По дороге прошла сильная гроза. В 14-30 в Конье. От автовокзала до центра города далековато – около 30 мин на трамвае, потом 10-15 минут пешком до нашего отеля «Rumi». Заселились, сходили в музей Мевлана (достаточно интересная экспозиция, повествующая о дервишах, об основателе движения (секты) дервишей Джелале-Ад-Дине Руми, о быте тех времен, а также содержащая одежду и личные вещи Мевлана, в т.ч. издания Корана XIII века и т.п.), затем все разбрелись каждый по своим делам – кто-то за сувенирами, кто-то на прогулку, кто-то на ужин.

Конья

Вечером хотели отметить 9 мая и последний день поездки в ресторане нашего отеля, но выяснилось, что алкоголь не продают ни там и ни в соседних супермаркетах, и вообще в этом районе нет (Конья славится своей консервативностью). Пришлось сидеть с соками и фруктами :) Закончили вечер игрой в «Крокодила» около полуночи.

10 мая

Ранний подъем, отличный шведский стол с видом на музей Мевлана и соседнюю мечеть! Около 7…7-30 на трех такси уехали в аэропорт (тут близко, минут 20 езды). В 9-00 вылет в Стамбул. Летели низко – красивые виды! В Стамбульском аэропорту у нас было около 2 ч – занимались шопингом. В 12-55 вылет на родину. Рейс немного задержали, так что родные просторы столицы встретили нас только в 18 ч.

Приложения

Приложение 1

Список снаряжения для походной части

Общественное

к-во

Веревка основная, 50м, 10,5 мм

Компас

Система страховочная, ледоруб, 5 карабинов, спусковое у-во, жумар, прусик, петля, перчатки

1 компл.

Лавинный лист

Ремнабор

GPS-приемник

Карты местности, описания, фотографии (набор руководителя)

1 компл.

Запасные очки

Палатка (5+4+2+2 мест)

Каны

Мультитопливные горелки

Бензин

3,5 л

Газовые баллоны типа «дихлофос» (по 220 г)

10 балл.

Экран

Стеклоткань

Котловой набор (губка, половник…)

Сухое горючее

Индивидуальная аптечка

Бутылки для воды

Солнцезащитный крем

Вес на человека и группу

На одного человека

На группу из 13 человек

Продукты (всего / в день)

3,1 кг / 626 г

13,3 кг

Всего вес на человека

19 кг

* - реально было примерно 6,7 кг на юношу, 3,4 кг г на девушку.

Приложение 2

Вата

уп.

Стерильные салфетки большие

На рану, в т.ч. прочищать раны

Спиртовые салфетки

шт.

для инъекций и останавливать кровь

Рулонный пластырь широкий

Йод

Антисептик (общий), края раны

пуз.

Обработка краев ран, сетка от растяжений

Хлоргексидин

Флак.

Для промывки ран, полоскания горла и т.п.

Перекись водорода

Промывать раны

мл

120

Дезинфецирует, очищает рану, не сушит

Пантенол - аэрозоль

От ожогов (и охлаждений)

шт.

Общирная область ожога, от солнечных ожогов, натертостей

Левомеколь - мазь

Антисептик и антибиотик, в т.ч.для лечения гнойных ран

шт.

Слой мази прямо в открытую рану

Альбуцид 20%, пуз

В глаза

шт.

Глазные капли (инфекция, нагноение)

Марганцовка

Внутренне и наружне. Агрессивен

упак.

2-3 гранулы на стакан, раствор д.б. светло-розового цвета

Стрептоцид

Порошок

пакет.

При мозолях можно засыпать в ранку

Обезболивающие

Кетанол

сильнодействующее

таб.

Сильное обезболивающее, 1-2 таб в день (на крайний случай - 2 амп.)

Анальгин

От горла

3-4 раза в день, 15-20 мин. после приема не пить и не есть

Либексин

От сухого кашля, сдерживает спазмы

Бромгексин

От кашля, после еды, запивается большим кол-вом жидкости

Санорин

Сильное ср-во от заложенного носа

пуз.

Для облегчения носового дыхания (до 12 часов). 2-3 вспрыскивания в каждую ноздрю 2 раза в день. 2 раза в день не больше!!! Не рекомендуется применять чаще 3 дней подряд!

Сумамед

Антибиотик

таб.

ОРЗ, бронхит, гайморит, цистит. Антибиотик, только в случае необходимости. По 1 таб, 1 р/день, курс 3-6 дней. См. инструкцию.

Жаропонижающие

Шипучий аспирин

Для быстрой помощи при заболеваниях

Обезболивающее и жаропонижающее. 1 таб 2-3 раза в день

Лоперамид

При поносах

капс.

Антидиаретик. 2 таб., мах!!! Затем 1 таб после каждого жидкого стула Применять только при обычном расстройстве (отсутсвие прожилок крови, желчи, слизи, указывающих на кишечную инфекцию)!!

Мезим

Ферменты при приеме пищи

таб.

Несварение. По 1-2 драже 3 р/день во время или сразу после еды.

Регидрон

При обезвоживании, в т.ч. при поносах, рвоте

пакет.

Тавегил

Антигистаминное

Папаверина гидрохлорид

От спазмов, колик в резкой форме

Анальгин

Более слабое обезболивание

Гентамицин

Противомикробное (при пневмонии, раневых инфекциях, ожоговых…)

Преднизолона никомед

При бронхиальной астме, острых аллергенных реакциях, отеке мозга...

Шприц 2 мл

Иглы для подкожных инъекций

Шприц 5 мл

Иглы для в/м инъекций

Прочее

Фуросемид

Мочегонное

Цифран

Антибиотик общего действия; при сильных отравлениях, ангинах, гриппе и пр.вирусных инфекциях

Супрастин

Аллергически и кожные заболевания, зуд и укусы насекомых и змей

Крапивница, сыпь, легкая форма аллергии. 1 таб/день

Но-шпа

От спазмов и болей

При коликах, болях в животе неясного происхождения. По 2 таб 3 раза в день

Нитроглицерин

Сердечно-сосудистое

таб.

При сильных болях в сердце. 1 таб. под язык, не больше! Не давать при головокружении, обмороке, склонности к низкому АД;принимать сидя, после - покой

Кофеин-бензоат натрия

таб.

При слабости, обморочных состояниях, после потери сознания. По 1 таблетке 2 р./день

Триампур

При сотрясениях мозга

Дексаметазон

Глюкокортикоид

таб.

При отеках головного мозга, при бронхиальной астме. До 10-15 мг/сут, за 2-3 приема

Глицин

Максимум 1-2 г в день!

Наружное

Спасатель

Заживляет трещины, снимает отеки, обезболивающее и прочее

тюб.

При болях в мышцах, суставах после растяжения, ушиба.

Гигиеническая помада

Звездочка

шт.

От насморка, головной боли.

Крем от загара

Трамвай по городу

1,4 TRY

Гёреме – Каймаклы – Яхъяллы – горы

Микроавтобус (нанят в Гереме)

160

190

3,5 ч

Мерсин – Кизкалеси

Микроавтобус (нанят в Мерсине)

60 км

265 TRY + 10 500 руб.

ИТОГО (в долларах по курсу на май 2010 г.):

530$

Расценки на экскурсионную программу в Турции (на 1 человека)

Город

Вид расхода

Стоимость на 1 чел.

Айя-София

20 TRY

Голубая мечеть и прочие действующие мечети

бесплатно

Подземный город

Крепость на суше

3 TRY

Заброска на катере на островную крепость

5 TRY

Музей Мевлана

2 TRY

ИТОГО:

100 TRY + 100 евро

Прочие расходы поездки (стоимость на группу из 13 человек)

Город

Хостел «Ufuk»

147евро

Кизкалеси

Отель (без названия, т.к.в состоянии ремонта)

10 TRY

Отель «Rumi»

38 евро

** - Средний курс лиры на май 2010 г.: 1 TRY =20 руб.

Приложение 4

Картографический материал

1. Топографические карты Турции, масштаб 1:100 000: http://bardjur.fizteh.ru/maps/maps/Turkey/map_1km

2. Конкретно лист района Аладаглар в масштабе 1:100 000: http://bardjur.fizteh.ru/maps/maps/Turkey/j36-083.jpg

3. Карты различных районов Турции, схемы городов на сайте команды «Бардюр» (МФТИ): http://bardjur.fizteh.ru/maps/turkey.html

4. Схема-хребтовка Аладаглара в форматах PNG и Garmin IMG на сайте т/к «Вестра»: http://www.westra.ru/reports/aladaglar/aladaglarmap.html