Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
водный поход по р.Уксунйоки, Южная Карелия (Северное Приладожье)
Водный поход по р. Уксунйоки (Укса), июль 2009 г.
Краткое описание маршрута.
ст. Ряжск - г. Рязань – г.
Петрозаводск - п. Райконкоски - р. Уксунйоки - п. Ууксу – г. Лодейное поле - ст. Ряжск.
Протяженность водной части по реке Уксунъйоки около 90 км.
Время сплава.
10.07.2009 г. –
20.07.2009 г. (четыре ходовых дня со стапелем, пять дневок /катание на порогах/,
день разборки и отъезда)
Средство сплава.
КНБ «Катран» (двойка) с верхней
защитой и проклеенными стрингерами.
Сложность маршрута.
С учетом средней
воды для этого времени года (предшествовала неделя дождливой погоды) и выбором
средством сплава КНБ, маршрут тянет на хорошую «тройку» с элементами 4 к.с.
Состав группы.
- Шабордин С.В.,
1958 г.
- Шабордин А.О.,
1987 г.
Общая характеристика
района.
Сплав проходил в
районе Юго-Западной Карелии. Реки этого района относятся в большинстве к
бассейну Ладожского озера и текут в южном направлении. Питание рек
преимущественно дождевое, их режим, в основном, определяется озерами, из
которых они вытекают и болотами, которые их питают. На этих реках бывает
высокий весенний паводок, связанный с таянием снега и возможны летние подъемы
воды, обусловленные длительными дождями.
Река Уксунъйоки (Укса) также питается из озер (в верхнем
и среднем течении ), речки Пенсанйоки и болот (в среднем течении) и ее уровень
сильно зависит от погодных условий сезона.
Маршрут проходит
по малонаселенной местности. Населенные пункты только в начале и в конце
маршрута. В первой половине маршрута, его два раза пересекает автотрасса (между
озерами Солменъярви и Уксиярви) и в среднем течении, перед пор. «Мостовой-2».
Туристическая характеристика маршрута.
Река Уксунйоки образуется в месте слияния
рек Сяреннюсйоки и Кюйккайоки, причем последняя фактически является истоком
реки. Кюккайоки вытекает из озера Кюйккаярки (лист 92), к северу от станции
Райконкоски ж/д ветки Хиитола-Суоярви. Вдоль всего верхнего течения реки идет
дорога Райконкоски - Толвоярви, поэтому заезд относительно несложен. Удобнее
начинать от станции Райконкоски, от которой до реки менее 1 км. Река пересекает
железную дорогу в километре перед станцией, там она узкая и довольно быстрая, в
русле - камни. Имеет смысл собираться прямо у моста (на поляне слева перед
мостом), но можно пройти через поселок
по левой по ходу стороне железной дороги, спуститься за сельсоветом с
"главной улицы" под горку и
перейти через мост на правый берег Уксы. Там, в хорошем, редком лесу удобный
стапель. При заброске автотранспортом можно высадиться у моста через последнее
озеро. Слева перед мостом на противоположном берегу отличная стоянка и место
сборки. Хорошие места сборки и по правому берегу озера в 50 - 300 м. до моста.
Маршрут
начинается с двух живописных озер Солменъярви и Уксиярви, разделенных мостом
автодороги. После озер, в отличии от большинства карельских рек, Уукса на всем
протяжении, исключая первые 8 км, течет в своем русле до завершения маршрута и
не является цепочкой озер, соединенных порожистыми протоками. На равнинных
участках течение слабое (около 3 км/ч), ближе к концу маршрута несколько
убыстряется. Существенно, что сложность
препятствий на реке возрастает постепенно. Сначала идут простые
шиверы-перекаты, разделенные плесами, потом несложные пороги, а в конце
маршрута - довольно интересные и в большую воду серьезные падуны высотой 1.5 -
2.5 м.
Типовое
препятствие реки - сливы различной высоты и мощности, длинные шиверы с не
всегда читаемым руслом (учитывая расположение солнца и невозможности полной
разведки), высокими стоячими волнами (до метра) и обилием камней, частые и
порой непроходимые завалы, мелкие перекаты. Прижимы на реке очень чувствительны
только на порогах «Мостовой-2», «Розовый Слон» и «Храмина». На падунах (для
КНБ) серьезные бочки («Розовый слон», «Мельница»,
«Каньон», «Храмина»).
В спортивном
отношении река Укса своеобразна и интересна. Ее уровень сильно зависит от
климатических условий сезона. В начале маршрута из-за предшествующих дождей была
переполнена водой, шиверы и пороги стали весьма спортивны. В конце маршрута
(все дни солнечные) уровень воды заметно упал и даже для КНБ шиверы стали
мелковаты (четыре пробоины в деке). Перед прохождением препятствий стоит учитывать
свои возможности и технические характеристики средств сплава.
Река особенно
интересна и многолюдна в половодье - в мае или в начале июня (01-09.05 или
12.06). В другое время она незаслуженно мало популярна. На ней работают
плановые маршруты коммерческих туристических фирм (средства сплава – рафт). У
турбазы в пос. Уукса строится слаломная трасса для каяков.
Впадает в
Ладожское озеро недалеко за станцией Ууксу.
Заброска и
отъезд.
Заброска на реку осуществляется двумя
путями: через Санкт-Петербург или
Петрозаводск.
Дорога через Петербург:
-поездом из Ряжска (или Узловой) на С.Питербург, переброска
на Финляндский вокзал, потом на поезде № 655 С.Петербург-Петрозаводск до ст.
Райконкоски. Поезд отходит из С. Петербурга с Финляндского вокзала в 1-15 по
четным числам и прибывает на ст. Райконкоски в 11-07. Или поездом № 249
С.Петербург-Костомукша, который отправляется с Фин. вокзала в 14-25 по нечетным
дням и прибывает на ст. Райконкоски в 23-33. Также возможна заброска поездом С.Петербург
- Питкяранта – Петрозаводск (ежедневно) до Питкяранта, далее с заброской на
реку автотранспортом.
Если снова
возникнут «заморочки» с разрешением на въезд в погранзону лучше забрасываться через Петрозаводск (в случае запрета, можно отправиться
на запасной маршрут).
Дорога через Петрозаводск:
- на поезде №236 Новороссийск – Мурманск отправлением из
Рязани в 11.56 по назначенным дням и
прибытием в Петрозаводск в 07.35, весь день в городе до 19.20 до отправления поезда № 680/656 Петрозаводск – Костомукша
- Питер (прицепной общий вагон, только по четным дням) до Райконкоски с
прибытием в 07.30.
- на поезде № 226 Адлер - Мурманск, отправлением из
Рязани в 11.56 по нечетным и прибытием
в Петрозаводск в 07.35, весь день в городе до 23.00 до отправления поезда №
657/964 Петрозаводск –Лодейное поле - Питер (плацкартные и купейные вагоны,
ежедневно) до Питкяранта с прибытием в 08.58. Далее заброска автотранспортом
(таксуют прямо у вокзала или по предварительной договоренности по телефону – Петрович
-/Питкяранта/ 8-921-222-32-96, Газель, Волга; Оля - 8-921454-24-09. УАЗ
"буханка", Газель)
Отъезд со станции Ууксу (линия Питкяранта - Лодейное Поле) осуществляется
двумя местными поездами Питкяранта - Петрозаводск, проходящими станцию Ууксу примерно
в 13.30 и 20.46. Поезд идет до Лодейного Поля, стоящего на железной Дороге
Ленинград - Мурманск, около четырех часов.
Дневной поезд успевает
к длинной серии поездов на Москву, проходящих в интервале от 18.00 до
24.00.
Вечерний поезд приходит
в Лодейное Поле в 01.25. Утром, в 09.58 поезд № 225 Мурманск – Адлер (по
нечетным дням) или № 235 Мурманск – Новороссийск (по назначенным дням) прямо до
Ряжска.
Можно и через
Узловую (№ 239 Мурманск – Симферополь, по четным дням).
Также можно выбираться через С.Петербург, поездом №964 в
04.00 (кроме поездов в 05.20 идет электричка до Питера). Несколько дольше и
через Петрозаводск (обоими поездами Ууксу-Петрозаводск).
При ЧС возможен сход с маршрута у пор. «Мостовой-2»,
в районе нового моста. Трасса довольно оживленная.
С порога также
по правому берегу начинается дорога, но проходимая только для спецтранспорта
или в сухую погоду (местные, отдыхающие).
Прим. При выборе чисто спортивного
интереса, возможна заброска сразу к падунам. Из Лодейного поля предлагают довести до нового моста на Газели (3 мин.
до порога «Мостовой 2») за 3000 руб. С ними же можно договориться и о выброске.
Или со ст. Уукса или Питкяранта.
По правому (по течению) берегу до первого падуна есть дорога.
Техническое описание
маршрута.
При впадении реки Муаннонйоки, Уксунъйоки представляет собой
вытянутое озеро с красивыми берегами, поросшими сосной и едва заметным течением.
На реке Уксунъйоки до ст. Райконкоски пороги короткие, разделенные озеровидными
плесами с остатками лесосплава. Есть несколько многолетних завалов из топляка.
Они, как правило, находятся в начале порогов.
Под мостом железной дороги у ст. Райконкоски начинается довольно
сложный порог «Мостовой-1» на уровне /4 к.с./ с хорошим падением воды, парой
бочек на выходе и длинной выходной шиверой. Длина порога 1-1. 2 км (вместе с
выходной шиверой), перепад около10 метров, много камней. Начинается под
железнодорожным мостом, проходит под шоссейным мостом и заканчивается под
пешеходным мостом. Порог осложнен застрявшими у берегов в камнях бревнами. Расположен
он полностью в черте поселка.
От ж/д моста до выхода в озеро около 10 мин. сплава по узкому,
извилистому руслу. Берега Уксуна здесь каменистые. Далее река протекает через
два живописных озера Солменъярви и Уксиярви, разделенных мостом автодороги. До
моста через озеро - около часа хода.
Берега первого озера (Солменъярви) холмистые, а у второго
(Уксиярви) более пологие, поросшие сосновым лесом. На озерах замечательные,
продуваемые стоянки с маленькими песочными пляжами. В озере Уксиярви необходимо
держаться левого берега по направлению течения реки. На озерах, при ветре
большая волна, требуются юбки. От моста до входа в реку - 50 мин.
За 15 мин. до
выхода в реку, за островом у левого берега после рыбоводческого хозяйства, можно
зайти в живописное, маленькое озеро по левой стороне (С-В) через узкую протоку
со стоячей водой и расположиться на стоянке /ЛБ/, расположенной на мысу при
входе в озеро.
Направление
входа в реку – Ю-В, вход хорошо заметен с воды, с левым поворотом.
С выходом из
озера, река приобретает ярко выраженный равнинный характер. Невысокий береговой
вал плавно переходит в болотистые участки. В среднем течении берега реки сильно
заболочены, на большом расстоянии, поднимаются над уровнем воды (реки и
окружающих ее болот) не более одного метра. Начинают встречаться одиноко
стоящие по берегам, основательно подгрызенные бобрами деревья, а также следы
былого сплава в русле реки. С воды не сложно найти хорошее, сухое и ровное
место для ночевки, попадаются замечательные места для стоянок.
Через 10 мин. после Уксиярви, в начале небольшого разлива реки справа, хорошая стоянка
«Разлив» /ЛБ/. Еще через 10 мин., на крутом левом повороте реки, стоянка со
столом и навесом «Рыбацкая» (подходит дорожка и много мусора) /ЛБ/.
Сразу за ней река входит в небольшое озеро, выход из которого по
левому берегу.
Берега становятся более сухими. На реке тихая вода, но начинают
встречаться легко проходимые завалы.
Приблизительно через 1 час 10 мин.
хода - большой остров, основная протока - правая. Течение несильное. Вскоре еще
один большой остров, в малую воду основная протока – снова правая. Через 10
мин., перед сужением реки хорошая сосновая стоянка «Обрыв» /ПБ/ с высоким
берегом и редким сосновым лесом. Еще через 20 мин., на правом повороте реки,
хорошая стоянка «Березовая арка» /ЛБ/, однако
подъем байдарки осложнен высоким подходом к воде. Спустя
35 мин. стоянка «Камешек» (несколько темная) /ПБ/, а еще через 25 мин. отличная
стоянка на мысочке с уходящей протокой «Бобровая» /ЛБ/.
Постепенно
(через 25 мин. от «Бобровой»), начинаются несложные шиверы, перекаты и порожки
(проход по главной струе), разделенные плесами. Сначала мелкая шивера (1)
длиной 30 м, еще через 15 мин. - на правом повороте реки, интересная и веселая
шивера (2) длиной 60 м, валы до 0.5 м., ориентиром служит большой гранитный
камень в русле у левого берега (просмотр, юбки). Сразу за ней хорошая стоянка
на разливе «Первый кайф» /ЛБ/.
После спокойного плеса, осложненного только завалами, сложность
препятствий начинает постепенно возрастать. Через 55 мин. тихой воды - длинная
шивера (3) /1 к.с./ с разгонным,
каменистым участком быстротока (90 м.). Почти сразу за ней, на правом повороте
- ступенчатая шивера (4) /1 к.с./ длиной
около 70 м, с коротким левым прижимом, ступеньками и валами до 0.5 м. Проход по
треку под левым берегом. За шиверой - большой участок стоячей воды, стоянки по
обоим берегам.
Через 50 мин.
плеса - шивера (5) длиной около 40 м, с непроходимой правой протокой. Еще через
10 мин. - два трековых быстротока (6). Через 10 мин. - короткая, около 30м,
шивера (7) с двумя выворотнями на струе. Через 10 мин. - короткая шивера (8),
разделенная вдоль косой с отдельными кустиками, сразу за ней - длинный перекат
с чистым проходом по треку слева. Через 10 мин. - шивера (10), состоящая из
двух проток. В левой нависают деревья, правая протока - очень мелководная,
короткая, но красивая. Через 20 мин. за правым поворотом, спокойная шивера (11)
длиной 100 м. В ее конце на высоком левом берегу среди больших деревьев -
большой камень-валун, поросший лесом. К его вершине ведет натоптанная тропа,
там же красивая, продуваемая стоянка «Дзот» /ЛБ/, высоко расположенная над рекой, с изумительным видом
на нее. Хороший ориентир, через 5 мин. непроходимый завал (12). Обнос по левому
берегу (50 метров). Здесь же хорошая, оборудованная стоянка «Завал» со столом и
баней /ЛБ/. Спустя 10 мин. сплава от завала – шивера (13) за островом на правом
повороте, длиной около 100м., на заходе каменистый перекат. Еще через 10 мин. –
трековый быстроток (14) за петлевидным левым поворотом. Через 100м - длинная
шивера около150 м. (15) со стоячими валами до 0.5 м. За ней река разбивается на
протоки между островками. На левом повороте через10 мин. порог «Тюфяк» (16). Стоит
заметить, на шиверах этого каскада, основные сливы легко читаются с воды,
просмотр не обязателен, но довольно ощутимые стоячие волны, требующие защиты.
Порог «Тюфяк» (16) /2 к.с./. Под левым
берегом большая обливная плита, почти залитая водой и видная только на сливе.
Заход под правым берегом, в середине порога - полуметровая бочка, которая легко
обходится простым маневром слева. Серия стоячих валов до 1 м, для переднего
«матроса» юбка обязательно. Хорошо читаем с воды, идется без просмотра. После
шивер, это довольно приятная горка, с заходом 25 секунд адреналина.
Через 10 мин. на правом повороте реки мощная двухступенчатая
шивера (17) /1 к.с./ длиной метров
90, разделенная продольной косой переката. Сразу за ней, за длинным узким
островом короткая мощная шивера (18) /1 к.с./, валы до 1.2 м, после чего река
успокаивается. Через 50 мин. выход на порог «Мостовой 2» (19).
Порог «Мостовой-2» (19) /3
к.с./. Ориентиром служит новый мост автодороги, расположенный в 3 мин.
перед быстротоком в начале порога. Именно на этот мост можно заброситься из
Лодейного поля с целью попасть на все падуны. На ПБ сразу за мостом или за ним
на ЛБ - отличные лужайки для стапеля. Чалка для просмотра к левому берегу перед
самым началом порога. Порог начинается быстротоком с касательным сильным прижимом
к плите левого берега на правом повороте, за ним - большой левый карман с
уловом, через 50 метров река делает левый поворот в основы старого разрушенного
моста (справа, перегороженная рыбаками, мелкая протока, начинающаяся перед
быстротоком). Сразу слив, пологий, но с довольно мощной бочкой, за ней -
стоячие валы и легкий левый прижим в карман. Проходится по центру, по главной
струе, чуть левее бочки, по возможности уходя от карманов. По выходной шивере под ПБ, краем
стоячих волн. Главная струя уходит вправо через перекат, после чего река сильно
расширяется и поворачивает влево. Чалка на левый берег после порога затруднена
перекатом. Сразу за порогом (метров
100 после окончания переката) две стоянки, на правом и левом берегу. Стоянки
хорошие. На ЛБ берегу стоянка «Грибная» (два стола, оборудованные кострищи,
бани). На ПБ стоянка «Пляж», с песчаным пляжем наверху, с сухим сосновым лесом
(но рядом дорога и возможны «гости» - рыбаки).
Кроме этих, весь правый (но
очень высокий) берег в рыбацких стоянках. Следует учесть, что около самого
порога обжитые места не только рыбаков, но и отдыхающих (рядом трасса,
множество подъездов, следы «пикников»). Вероятно, вследствие чего, рыбалка
нулевая. Но места очень красивые. С высокого (метров 12) правого берега
отличные пейзажи. По нему легко вернуться и к порогу, и к новому мосту.
При ЧС отсюда возможна
выброска, трасса довольно оживленная. Отсюда, по правому берегу, вдоль
всего дальнейшего участка реки идет грунтовая дорога до пос. Уукса (в дождливое лето в основном проходимая с трудом).
Через 300 м
после порога - длинная, около 350 м, зигзагообразная шивера «Лестница» (20) /2 к.с./. Идется по
главной струе, читаемой с воды. Но возможен и просмотр по ПБ, правда, довольно высокому. Здесь же множество стоянок (рыбацкие).
Через 15 мин. спокойной воды хорошая
стоянка «Лесная» /ПБ/, еще через 20 мин. шивера (21) /1 к.с./ длиной 90 м. с локальной грядой
переката через всю реку и высокими стоячими волнами.
Еще через 15 мин. река разливается
среди островов, поросших лиственным лесом, течения почти нет. Здесь лучше
держаться левой протоки, она гораздо короче, но правая красивее. На правом
повороте реки, через 10 мин. после соединения протоков и ее сужения, впадение по
ЛБ реки Пенсанйоки. Уукса, в месте впадения, делает резкий поворот направо, при
едва заметном течении, есть вероятность уйти вверх по р. Пенсанйоки. В этом
месте русло Уксы огибает мыс с
замечательным продуваемым и оборудованным местом для стоянки «Шампура». Далее
35 мин. плеса до короткого, каменистого переката (22), осложненного двумя
непроходимыми завалами (23 и 24). Первый пришлось растаскивать, второй
«перепрыгивать». Через 40 мин. спокойной воды после переката, останки развалившегося
моста, за которым порог «Блюдце» (25). С воды порог не виден, определяется по
боковым насыпям былого моста на левом повороте реки. Чалка для просмотра по
обоим берегам у насыпей.
Порог «Блюдце» (25) /3
к.с./ - расположен в 50 м за мостом. Слив через всю реку. После короткого участка
ровной воды пологий двухступенчатый слив, ограниченный обливными камнями, разбивающийся
на два языка, ближе к берегам - бочки. Высота сливов примерно 0.5 - 1.2 м. В пороге
центр непроходим (камни, мелко). Слив под ПБ мощнее. Прошли левым языком,
обходя бочку правым краем. На левом берегу перед самым сливом отличная,
продуваемая и оборудованная стоянка «Блюдце» (два стола, кострища, баня). Порог
просто изумителен для катания «чайников».
Через 40 мин. от порога короткий, но мелкий перекат (26).
После 1 ч. 20 мин. спокойной воды разнообразие вносит 700 - метровая шивера
«Лососевая» (27).
Шивера «Лососевая»(27)/2 к.с./ в песчаном
каньоне, представляющая собой змейку с несколькими достаточно резкими
поворотами в узком русле и пологой каменистой горкой на выходе. Ориентир - на
правом повороте виден песчаный обрыв на левом берегу с соснами на нем, слышен
сильный шум воды. На заходе ощутимый левый прижим. Валы до 1 м. (юбки
обязательны). Течение очень быстрое. Идется по главной струе, читаемой с воды,
но требуюет постоянного лавирования между камней. На выходе лобовой навал на
маленький каменистый островок с двумя кустиками, обходимым с обоих сторон, но
лучше маневром уйти вправо.
Через 20 мин - мелкая шивера (28) длиной 80 м. Еще через 20 мин.
плеса выход на порог «Розовый Слон» (29).
Первый падун -
порог «Розовый слон»(29)/4 к.с./ расположен на правом повороте реки. Его ориентир - повышение левого берега и редкий соснячок
на правом, остров с сосной ближе к правому берегу, красные гранитные скалы,
сильный шум и заметное падение уровня воды. По правому берегу начинается тропа
обноса.
Представляет собой очень мощный слив в левой трети реки между
островом и левым берегом. Порог разделен на две струи островком. Основной поток
уходит влево, где, вблизи рукотворной каменной стенки, образуется мощный котел.
Слив высотой примерно 2 м, водопадный у левого берега и более пологий у острова.
Язык слива по диагонали разрезан винтообразным валом, отходящим от левого
берега. В языке слива у острова - прижим в карман. После слива лобовой навал на
скальный выступ левого берега, от которого необходимо уйти вправо. В 8 м от
слива, справа розовый камень - "слоненок", после него река на левом
повороте успокаивается и сильно разливается. Прекрасный и красивый порог,
отличное место для катания.
В правой протоке - очень мелководный слив по скальному лотку наклонной
плиты с последующим водопадом высотой более метра в полукруглую бухточку у
правого берега с выходом в основное русло вдоль «слоненка» в 4 м. от «котла». В
нее удобный спуск с берега к воде после обноса.
Просмотр для прохождения - по левому берегу, обнос - по
правому. На малых судах легче проходить слив в его правой трети там, где
винтарь сливается с бочкой у подошвы слива. Прошли порог ближе к острову,
правым краем основного слива.
Справа великолепная, оборудованная стоянка «Мишка» на несколько групп с баней у бухты с водопадом
(незабываемая «джакузи»). По ней свободно ходят утки с выводком, иногда к
мусорной яме приходит медведица с медвежонком, прикормленная туристами. Отсюда по
дороге (400 м.) можно сходить просмотреть порог «Мельница» (29). Есть оборудованная, но более темная стоянка«Слон»
и на левом берегу, почти у слива. Имеется еще одна большая хорошая стоянка «Залив»
на ЛБ между «Слоном» и «Мельницей».
В 300 м от порога «Розовый Слон» за большим плесом со стоячей
водой
Второй падун - порог «Мельница»(30) /4 к.с./, бывшая мельничная плотина на скальном основании. Отделен от «Слона» разливом. У
правого берега видны остатки высокой каменной плотины, до половины
перегораживающей реку. Падун двухступенчатый, но верхняя, маленькая, ступенька больше
похожа на перекат. У левого берега, непосредственно перед сливом – каменное мелководье,
стоячие валы и левый прижим. Слив порога представляет собой двух языковый проход
по скальной гранитной плите, высотой 1.3 – 1.5 м. По центру - подводный зуб, за
ним, в сливе - обливной шар. По сравнению со «Слоном» слив более пологий. Основной
слив (правый язык) прямой, чистый, заканчивается классической жесткой бочкой. Самый
идеальный проход по винтообразной струе по центру. Левый язык двух ступенчатый,
несколько положе, бочка меньше, при заходе чувствителен прижим к береговым
камням. Прошли левым языком
На ПБ хорошая,
продуваемая стоянка «Мельница» перед плотиной или на вершине останков мельницы
(для маленькой группы). На ЛБ у самого слива тоже замечательная, оборудованная
стоянка «Сюрприз», в редком лесу, для большой группы. Обе стоянки с банями.
Прекрасное место для катания. Чалка и просмотр - на любой
берег перед плотиной. Тропы обноса по обоим берегам.
До следующего порога «Каньон» около 3,5 километров (30 мин.)
спокойной воды.
Третий падун -
порог «Каньон»(31) /3 к.с./. Ориентиром третьего падуна является правый поворот
русла, сразу за ним каменистый полуостров по ПБ, у которого начинается быстроток,
в конце его видна скала на правом берегу, слышен сильный шум воды. Порог начинается
стометровой мелкой шиверой в неглубоком каньоне, со сливом на выходе, изломанным
тремя языками. Падун представляет собой крутую горку высотой до 1.8 м. на левом
повороте реки. Основной слив – слева. Короткая ««Лестница»» из валунов и косая,
солидная бочка в конце. За сливом, у левого берега - плита, пригодная для
страховки и зачалки. В центре и справа потоки гораздо мелководнее, видны уступы,
которые, вероятно, в малую воду обнажаются, образуя «шкуродер». Между ними после
слива пенный котел. По шивере придерживались левого берега, падун прошли по
центру левого языка.
Просмотр возможен по обоим берегам (по левому удобнее). Чалка
для просмотра по левому берегу перед быстротоком. Подход к месту чалки для
просмотра по правому берегу – по правой протоке быстротока, вдоль берега,
фактически до скалы у слива.
Над сливом порога великолепная стоянка «Скала» на высоком
правом берегу, достаточная для размещения большой группы. Здесь превосходная
природная «джакузи» (не хуже, чем на «Слоне»). Спуск к воде в конце скалы по
крутой тропке. В самой скале, под сливом – неглубокий камин, где можно устроить
баню.
Через 15 мин. от Каньона – короткий перекат (32), еще через 15
мин. - выход на порог Храмина (33).
Четвертый
падун - порог «Храмина» (33) /5
к.с./, отстоит от третьего в 4 километрах. Этот падун – так же остатки
мельницы. Сохранились фундаменты каменных строений и колодец для жерновов,
глубиной в несколько метров. К колодцу ведет водовод, пробитый в скале.
Шум слышен за
ближайшим левым поворотом реки, впереди - прямой участок быстротока. Длина
порога около 300м. Начинается 250-метровой разгонной шиверой с несколькими
невысокими сливами, проходимой только в большую воду, пересеченной мелководной
грядой. Справа начинается отвесная стенка, на
которую идет длительный навал. В 10 м. от гряды - метровый слив через
всю реку. По центру реки сразу за сливом - большой обливной шар с бочкой за
ним, вода преимущественно сваливает с него вправо, левее шара - пологий язык с
отходящей от него продольной бочкой. Более пологий проход слева заканчивается
каменной гребенкой со сливом высотой до полуметра. Основной слив – под правым
берегом, водопадный, огибает скалу. Слив двухступенчатый, после первой ступени
– бочка, после второй, более пологой – пенный стоячий вал. В 10 м за сливом -
куча надводных камней по центру, от нее к отвесной скале правого берега отходит
вилка из двух мощных бочек; через них устремляется основная струя. Оптимальный
проход – «облизав» скалу, после чего попадаешь в суводь, где возможна чалка.
Чалка возможна на любой берег, как перед началом быстротока,
так и почти в конце шиверы. Просмотр и страховку лучше проводить по левому
берегу, он невысокий, как отвесный правый. Стоянка есть прямо у падуна /ПБ/.
Однако, для ночевки не очень удобна, на берегу много мусора, кострищи рыбаков,
дорога с пос. Ууксу. Гораздо лучше – чуть ниже по течению (проход по тропе,
«Терраса»). Огромная ровная терраса на высоком правом берегу, с пологим спуском
к воде.
Далее, до самого 5-го падуна, ровную воду сменяют извилистые
мелкие шиверы с хорошим уклоном, в большую воду весьма интересные, а в малую –
частично непроходимые.
Непосредственно за
сливом перекат (34), русло разбивается на несколько проток цепочкой островов.
Из них, даже в среднюю воду, проходимые только два, под самым левым берегом и
вдоль правого берега, остальные мелководны, с нагромождением камней. Попасть из
одного в другое можно только у самого порога. По нашей воде потребовалась
проводка (20 м.). Далее следует длинная, 3 км шивера (35) /2 к.с./, с хорошим уклоном, стоячими волнами, в которую перекат переходит
без перерыва, в месте соединения проток. Через 20 мин. – короткий перекат (36).
Еще через 10 мин. шивера (37) /2 к.с./ длиной не менее 200 м, валы до 1 м. Сразу за ней, после улова – каменистый
перекат (38) переходящий в шиверу (39) /2
к.с./ длиной 400 м. На выходе разлив, до пятого падуна.
Шиверы после Храмины стали заметнее шире и мельче. Лавирование
в них осложнено скоростью течения, отражением солнца, их длиной и в следствии
этого, отсутствием просмотра, что и сказалось на состоянии деки.
В начале поселка Уукса построена турбаза (в районе сгоревшей
бани, описанной у Афанасенкова). На реке за 1,5 км. от нее по правому берегу
оповестительные приглашающие плакаты (на самых интересных местах двух последних
шивер). Перед ней на протяжении 1 км. шло строительство слаломной трассы для
каяков (последняя шивера). В конце ее на правом берегу у турбазы оборудованная
бухта, где можно зачалиться для разборки. Примерно здесь начинается поселок
Ууксу, до станции - немного более 2 км по шоссе. Можно встать чуть ниже, метров
за 200 перед порогом «Уукса» (видны основы старого разрушенного пешеходного
моста). На берегу хорошая полянка для разборки. Рядом колодец у дома, дорога до
станции (чуть больше 1,5 км.), хороший магазин (120 м).
В черте поселка находится завершающий порог (в левой части - пятый
падун, а в правой -крутопадающая шивера, осложненная острыми камнями и
остатками лесосплава в русле).
Закончили маршрут перед 5-м
падуном.
Можно, обнеся 5-й падун порог «Уукса» (40) /5 к.с./, сплавиться дальше
до Ладоги. Желающим сплавиться до Ладожского озера лучше держаться правого
берега и заранее просмотреть обнос
порога. «Уукса», в обычную воду он непроходим. Ориентир захода в него - каменные
основы разрушенного моста. Просмотр порога с высокого правого берега (10-12
м.), далее с дороги. Обнос по правому берегу вдоль реки очень труден, а шоссе
вскоре несколько отходит от реки. Можно договориться с местными жителями и с
помощью автотранспорта перебраться по шоссе в район действующего автомобильного
моста через реку (1,2 км).
Лоция.
От станции
Райконкоски на восток вдоль железной дороги около 700 метров до моста через реку
Уксунъйоки (Укса).
р. Уксунъйоки - узкое
озеро. 20 мин. хода до выхода из озера.
Пр.- шивера. Начинается после трубы
(остатки старого моста). Далее два завала, разделенных небольшим плесом (второй на месте переката). Завалы очень
солидные.
Пр. - шивера-порог в небольшом скальном
коридорчике, L=100м. Далее завал.
Пр. – шивера, L=100м. Видна вышка
лесобиржи. Через 10 мин. хода мост железной дороги.
Пр. – порог «Мостовой-1» /4 к.с./, L= 1-1.2 км (вместе с выходной шиверой). Перепад
около10-15 метров. Много камней. Есть застрявшие в камнях бревна у берегов.
Порог начинается под железнодорожным мостом, проходит под шоссейным мостом и
заканчивается под пешеходным мостом.
Далее плес и через
10 мин. начинается озеро Солменъярви.
Через 1 час
после его начала, проход под автодорожным мостом (проход по струе) и выход в озеро Уксиярви.
Через 50 мин. от
него выход в реку.
Через 10 мин. после
выхода из озера, на реке справа разлив, ст. «Разлив» /ЛБ/.
Через 10 мин. на
левом повороте ст. «Рыбацкая» /ЛБ/.
Через 5 мин.
озеро с выходом по левому берегу.
Изредка
встречаются завалы. Ширина реки 20-30 метров. Мало удобных выходов на берег.
Через 10 мин. остров, проход правой протокой.
Через 10 мин.
остров, проход снова правой стороной.
Через 10 мин. на
сужении реки ст. «Обрыв» /ПБ/
Через 20 мин. после правого поворота ст.
«Березовая арка» /ЛБ/.
Спустя 35 мин. ст. «Камешек» (несколько темная) /ПБ/.
Еще через 25 мин. отличная стоянка «Бобровая» /ЛБ/, на мысе с
уходящей протокой.
Через 25 мин.
Пр.1 - мелкая шивера длиной 30 м. Еще
через 15 мин.
Пр.2 - на правом повороте реки
интересная и веселая шивера длиной 60 м, валы до 0.5 м.
Сразу за ней
разлив и ст. «Первый кайф» /ЛБ/.
Далее плес 55
мин., частые, все более сложные, но проходимые завалы.
Пр.3 - длинная шивера /1 к.с./ с разгонным, каменистым
участком быстротока (90 м.). Почти сразу за ней, на правом повороте
Пр.4 - ступенчатая
шивера /1 к.с./ длиной около 70 м, с
коротким левым прижимом, ступеньками и валами до 0.5 м. Проход по треку под
левым берегом.
За шиверой - большой участок стоячей воды, стоянки по обеим
берегам. Через 50 мин. плеса
Пр.5 - шивера
длиной около 40 м, с непроходимой правой протокой. Еще через 10 мин.
Пр.6 - два трековых
быстротока. Через 10 мин.
Пр.7 - короткая, около 30 м., шивера с двумя выворотнями на
струе. Через 10 мин.
Пр.8 - короткая
шивера, разделенная вдоль косой с отдельными кустиками, сразу за ней
Пр.9 - длинный
перекат с чистым проходом по треку слева. Через 10 мин.
Пр.10 - шивера,
состоящая из двух проток. Обе проходимы. Через 20 мин.
Пр.11 - за правым поворотом, спокойная шивера длиной
100 м. В конце на высоком левом берегу большой камень-валун, поросший лесом. Тропа
наверх, ст. «Дзот» /ЛБ/. Через 5 мин.
Пр.12 -
непроходимый завал. Обнос по левому берегу (50 метров). Здесь же, хорошая ст.
«Завал». Спустя 10 мин. за островом на правом повороте
Пр.13 - шивера,
длиной около 100 м., на заходе каменистый перекат. Еще через 10 мин. за
петлевидным левым поворотом
Пр.14 – трековый
быстроток (13). Через 100 м.
Пр.15 - шивера около150 м., за ней река
разбивается на протоки между островками. На левом повороте через10 мин.
Пр.16 - порог «Тюфяк» /2 к.с./. Достаточно
мощный, с перепадом около 2,5 м. и классической бочкой. Серия стоячих валов до
1 м. Читается с воды, просмотр не обязателен.
Через 10 мин
Пр.17 – мощная, двухступенчатая шивера /1 к.с./ длиной метров 90 м. на правом
повороте реки, разделенная продольной косой
переката.
Сразу за ней, за
длинным узким островом
Пр.18 – короткая, мощная шивера /1 к.с./, валы до 1.2 м.
После чего река
успокаивается. Через 50 мин
Пр.19 - порог «Мостовой-2»/3 к.с./. L=200
м. Перепад около 3 м. Ориентир - новый мост автодороги, расположенный в 3
мин.перед быстротоком в начале порога. На выходе перекат.
Много стоянок
(рыбацкие).
Через 3 мин. ст.
«Пляж» /ПБ/ и ст. «Грибная» /ЛБ/.
Через 300 м
после порога
Пр.20 –шивера «Лестница» /2 к.с./, L=300
м., мощная, зигзагообразная. Идется
по главной струе, читаемой с воды.
Множество стоянок (рыбацкие) /ПБ/.
Через 15 мин. спокойной воды хорошая стоянка
«Лесная» /ПБ/. Еще через 20 мин.
Пр.21 – шивера /1 к.с./ длиной 90 м. с
локальной грядой переката через всю реку и высокими стоячими волнами.
Через 15 мин. разлив
реки среди островов, течения почти нет.
Через 10 мин.,
после соединения протоков и сужения реки, на крутом правом повороте, впадение
по ЛБ р. Пенсанйоки. Напротив впадения, замечательная ст. «Шампура».
Далее 15 мин. плеса
до
Пр.22 - короткий, каменистый перекат.
Через 10 мин.
Пр.23 – непроходимый завал (поддается
разбору). Через 15 мин.
Пр.24 - непроходимый завал (на легких
судах перепрыгивается).
Еще через 15 мин
(через 40 мин. после переката) останки развалившегося моста, за которым
Пр.25 - порог «Блюдце» /3 к.с./, L=100 м. Высота сливов примерно 0.5 - 1.2 м. В пороге
центр непроходим. Слив под ПБ мощнее. У самого слива отличная ст. «Блюдце».
Через 40 мин.
Пр.26- короткий, но мелкий перекат.
После 1 ч. 20
мин. спокойной воды
Пр.27 - шивера «Лососевая» /2 к.с./, L=700-800м, перепад 6-8 метров, змейка с
несколькими, достаточно резкими поворотами в узком русле и пологой каменистой
горкой на выходе. На заходе ощутимый левый прижим. Валы до 1 м. На выходе
лобовой навал на маленький каменистый островок. Идется по главной струе,
читаемой с воды.
Через 20 мин
Пр.28- мелкая шивера длиной 80 м. Еще
через 20 мин. плеса выход на
Пр.29 - падун 1 - порог «Розовый слон»/4 к.с./, на правом повороте русла, в скальном сужении. Очень
мощный слив в левой трети реки между островом и левым берегом высотой 2-2.5
метра. Язык слива по диагонали разрезан винтообразным валом, отходящим от
левого берега. В языке слива у острова - прижим в карман. После слива лобовой
навал на скальный выступ левого берега с отбойным валом от него.
Хорошие стоянки «Мишка» у бухты с водопадом /ПБ/, «Слон» над
сливом /ЛБ/, «Залив» на ЛБ в середине залива.
Через 300 метров ниже по течению
Пр.30 - падун 2 - порог «Мельница» /4 к.с./, бывшая мельничная плотина на скальном основании. Падун двухступенчатый, верхняя
ступенька похожа на перекат. У левого берега, перед сливом каменное мелководье,
стоячие валы и левый прижим. Слив в виде двух языкового прохода по скальной
гранитной плите, высотой 1.3 – 1.5 м. По центру - подводный зуб. Основной слив (правый
язык) прямой, чистый, заканчивается жесткой бочкой. Левый язык двух
ступенчатый, несколько положе, бочка меньше, при заходе чувствителен прижим к
береговым камням.
На ПБ хорошая ст.
«Мельница» перед плотиной или на вершине останков мельницы. На ЛБ, у слива, большая
ст. «Сюрприз».
После 3,5 километров (30 мин.) спокойной воды
Пр.31 - падун 3 – порог «Каньон» /3 к.с./. Начинается стометровой
шиверой в неглубоком каньоне, со сливом на выходе, изломанным тремя языками.
Падун представляет собой крутую горку высотой до 1.8 м.. Основной слив слева. Короткая
лестница из валунов и косая, солидная бочка в конце. За сливом плита, пригодная
для страховки и зачалки. В центре и справа потоки гораздо мелководнее, в малую
воду непроходимые.
Хорошая ст.
«Скала» над сливом /ПБ/.
Через 15 мин. от
«Каньона»
Пр.32 - короткий перекат. Еще через 15 мин
(4 км.)
Пр.33 - падун 4 – порог «Храмина» /5 к.с./. Падун – так же
остатки мельницы. Начинается очень мелкой шиверой L=300 м. с небольшими сливами,
пересеченной мелководной грядой. Справа отвесная стенка, на которую идет длительный навал. В 10 м. от
гряды, в скальном сужении слив высотой около 2.5 метров, более пологий слева и
более крутой справа. На выходе пара серьезных бочек.
Сразу за порогом
начинается
Пр.34 - перекат, русло разбивается на
несколько проток цепочкой островов. Проходимые только два, под самым левым
берегом и вдоль правого берега. Перекат переходит в
Пр.35 - шивера /2 к.с./, L=3 км., стоячие волны до 1 м.
Через 20 мин.
Пр.36 – короткий перекат L=60 м. Еще
через 10 мин.
Пр.37 - шивера /2 к.с./ длиной не менее 200 м, валы до 1 м. Сразу за ней, после
улова
Пр.38 – каменистый перекат L=80 м. переходящий
в
Пр.39 - шивера /2
к.с./ длиной не менее 400 м (строящаяся слаломная трасса). Заканчивается у
построенной бухты на правом берегу (турбаза).
Далее разлив не
более 1.5 км. до пятого падуна.
Через 2 мин. начинается поселок. В его
черте
Пр.40 – падун 5 – порог «Уукса» /5 к.с./. Ориентир - каменные
основы разрушенного моста. В левой
протоке после плотины - падун с выходной шиверой, а в правой протоке
крутопадающая мелкая шивера с большим количеством камней и застрявших бревен. Через
250 м. протоки сливаются.
Пройдены
все препятствия до Пр. № 40
График движения.
1 день (стапель
у моста, озеро Уксиярви, радиалка в оз. Менъярви, озеро Уксиярви, выход из
озера, р.Укса до стоянки «Березовая арка»): 2 ч. + 35 мин + 20 мин. + 15 мин. +
2 ч.20 мин.
2 день (завалы,
шиверы, до стоянки «Дзот»): 4 ч.50 мин.
3 день (дневка
на стоянке «Дзот», рыбалка).
4 день (дневка
на стоянке «Дзот», рыбалка).
5 день (завалы, шиверы, просмотр, проход порога
«Тюфяк», просмотр, проход порога «Мостовой-2», до стоянки «Пляж»): 2 ч.40 мин.
6 день (дневка
на стоянке «Пляж», рыбалка, пешие радиалки, фотосъемка).
7 день (шивера ««Лестница»»,
завалы, перекаты, просмотр, проход порога «Блюдце», шивера «Лососевая», до
стоянки «Мишка» на пороге «Розовый слон»): 5 ч.50 мин.
8 день (дневка,
катание на пороге «Розовый слон», пешие радиалки, фотосъемка).
9 день (дневка,
катание на пороге «Мельница», банный день).
11 день (просушка,
сборка, турбаза, магазин, станция).
Общее
ходовое время: 22 часа 10 мин (будет варьироваться по времени в зависимости
от сложности завалов, просмотра, страховки и т.п.).
Выводы
1. Простота заброски и отъезда.
2. Река универсальна. По
(относительной) безопасности препятствий, мощности падунов и очень удобной возможности
«покататься» на них (стоянки непосредственно на порогах, короткие тропы
обратного переноса, достаточная глубина слива), удобна для учебно-тренировочных
походов, а из-за малой протяженности маршрута, достаточно протяженных плесов с
едва заметным течением, удобства разведки и возможностью обноса порогов (за
исключением пор. «Храмина» и «Уукса»), отсутствия местных жителей и наплыва
туристов в летнее время, привлекает к проведению детских и прогулочных походов.
3. Постепенный рост сложности
препятствий и достаточно равномерное распределение их по длине реки
способствуют подготовиться к ним на верхних участках реки.
4. Препятствия № 33 (пор. «Мостовой-2»),
№ 39 (пор. «Розовый слон»), № 40 (пор. «Мельница»),
№ 41 (пор. «Каньон»), № 43 (пор. «Храмина») -пороги с мощными бочками,
требующие обязательного осмотра, правильного захода и страховки. Желательны
спасжилеты. При нашем прохождении на пор. «Розовый слон», ниже слива, по всей
ширине реки стояли рыбацкие сети. Перед прохождением падунов следует учесть,
что ниже основных сливов они могут расставляться рыбаками.
5. Непроходимые завалы в русле
часто поддаются разборке. Облегчит производство проходов наличие под рукой
пилы.
6. Большие участки стоячей воды
делают сплав на катамаранах недостаточно спортивным, особенно в условиях
средней и малой воды. Последние шиверы (после пор. «Храмина» мелководны, даже
на средней воде. Вместе с этим при большой воде пороги-падуны нижней Уксы
становятся труднопроходимыми на байдарках. Рафт с мотором (для матрасников) –
шикарно!
7. На всем протяжении маршрута
нет проблем с сухими дровами даже в дождливую породу.
8. Стоянки оборудованы
(кострища, столы, лавки). Практически все они, с начала порогов, имеют бани (в
хорошем состоянии, иногда с пленкой). Рекомендуем иметь запас ее с собой.
Особенно привлекательны бани на падунах своей возможностью поблаженствовать в
природной «джакузи» (пор. «Розовый слон», пор. «Каньон»).
9. Прекрасные пейзажи реки и
радиальных прогулок, удобство фото, видеосъемки, обилие грибов, ягод и рыбы.
10. Необходимо быть готовым к
внезапному изменению погоды. С учетом этого выбирать стоянку, располагать
лагерь и иметь под рукой необходимую экипировку. Желателен кухонный и лагерный
тенты.
11. Кровососущие насекомые в
безветрие весьма активны, поэтому желательно иметь с собой реппелент и выбирать
продуваемые стоянки.
12. На всем маршруте возможен
прием (в диапазоне УКВ) «Дорожного радио» и (естественно – финны), остальные
р/станции требуют дополнительной антенны.
13. Мобильные телефоны на
маршруте бесполезны, приема нет. Связь только в начале и конце маршрута.
Следует учесть, что «Билайн» здесь сильно уступает «МТС»
14. При предварительной покупке
обратных билетов (на ст. Уукса кассы нет), следует учесть, что в железнодорожных
справочниках она обозначена как Иля-Уукса