Пеший поход по Ловозерским тундрам, июнь 2009

Пеший поход (почти прогулка) по Ловозерским тундрам Кольского п-ва в период 14-18 июня 2009 г.

Заброска лодкой из с. Ловозеро и выход в Ревду.

Состав: 2 человека.

rout

14 июня. 01:20 прибытие в Оленегорск. Погода хорошая. Далее Сергей везет нас в Ловозеро. 02:50 Ловозеро. Договариваемся с Михаилом о заброске лодкой на Сейду. Ну и цены! «Мы держим цены, как держат, например, на юге» - сказал нам Михаил. Может, он и отвез бы нас дешевле, но надо держать марку. Чуть сбив цену, решили сразу плыть, а не смотреть саамский праздник, который должен быть днем (надо пользоваться хорошей погодой). Небо ясное, но ветер ледяной. Оказалось, что дома я оставил и куртку, и теплый свитер. Михаил одолжил мне свою куртку. В 04:00 высадились на проливе Мотка на южном берегу Сейдозера. Здесь теплее, чем в Ловозере. На берегу съели по «Ролтону» и, взвалив рюкзаки с запасом тушенки, крупы и другими вещами, пошли. Решили не искать тропу по берегу, а пошли напрямик к Чивруаю продираясь сквозь заросли. По пути пересекли один ручей, обозначенный на карте и два – не обозначенных. Пройдя по зарослям 6 км (расстояние по навигатору, т.е. по прямой; реальный путь напоминал змейку, огибающую камни, болотца и сильные заросли кустарника) вышли к берегу Чивруая, вдоль которого шла тропа. Пошли вверх по тропе. Пройдя против течения 3 км до отметки 325 м (над морем) мы добрались до огромной заболоченности, за которой начинались верховья Чивруая, сплошь покрытые снегом. Избы дальше быть не может, ведь там нет деревьев! Отчаявшись найти избу, вернулись на 0,7 км назад и в 16:00 поставили палатку (вот она, наша Чивруайская изба!). Есть уже не было ни сил, ни желания. Итог дня: 9 км пути (расстояние по прямой, при том большая часть без тропы), 12 часов ходьбы, а избы нет!! А ведь на карте она есть именно на этом, правом, берегу!

15 июня, 1 час ночи. Здесь ничего не горит! Ну и Чёрт с ним, у нас хороший запас газа. Ночью прошел сильный ливень. Утром иногда проглядывало солнце. Совершили радиалку: пройдя вверх по Чивруаю еще 1 км пошли на преодоление склона. Перед подъемом выпили чаю на берегу. Удивительно было найти в этом месте кучу стальных дюймовых труб и штырей длиной более 3 метров, концы которых, выходя из-подо мха, свисали над водой. Откуда? Вертолет уронил или связисты вышку не достроили? Как только двинулись к склону, пошел дождь. Передвижение по мокрым камням стало очень не приятным (как по заказу, дождь прекратился как только мы вернулись в палатку). Снизу приметили путь: сначала по каменной осыпи, а потом по снежнику. Снежник снизу показался гораздо более пологим, чем впоследствии оказалось и на пол-горе пришлось выбирать другой путь. Не желая сдаваться и унывать под дождем, сын приметил расщелину между скал, где было более полого и не было снега. Так мы добрались до вершины (точнее, до плато). Высота 717 м. Дождь и туман. Запомнили место подъема на навигаторе. Только мы двинулись по плато в сторону оз. Райявр, началась гроза. Не желая быть громоотводами, мы сделали несколько фоток и пошли вниз. Подошли к месту, которое запомнили на навигаторе при подъеме и испугались – неужели мы будем спускаться по этому каменистому почти обрыву меж двух вертикальных скал? Может быть, мы десятью метрами в стороне поднялись? Но место подъема мы нигде не узнавали. В итоге доверились показаниям навигатора и поползли вниз в месте, указанном прибором.
По возвращении с помощью горелки кое-как разожгли сухие ветки и просушили вещи.

16 июня. Пасмурно. Утром нас встревожил камнепад – казалось, что к палатке бежит стадо огромных овцебыков. Собрали вещи и пошли в сторону озера. На пути случилось чудо: мы встретили человека! Я так отвык от людей, что вздрогнул от неожиданности при встрече. Наш встречный оказался одиноким туристом из Питера, идущий нашим путем с той же целью: найти избу. «Избы там нет!» - закричали мы. Тогда он показал место, где можно переправиться через Чивруай (бревно лежит 67гр47.654’сев и 034гр51.726’вост) и отправился искать избу на левый (западный) берег, а мы – пошли левым берегом Чивруая к Сейдозеру. Тропы не нашли и вышли к озеру лесом-болотом. Вдоль озера идет тропа. Погода испортилась: с неба все время что-то капает, а в моих кроссовках воды больше, чем вне их. Однажды выглянуло солнце (как оказалось, в следующий раз солнце мы увидим уже из окна поезда, следующего в Москву) и порадовало нас огромной, яркой радугой. По пути на запад пересекли два ручья шириной около 10 м. Тропа легко выводит на переправы: первый ручей перешли по поваленному дереву, второй – по качественному мосту. К вечеру поставили палатку прямо напротив Куйвы. Это был вечер разливаний: за один вечер мы дважды опрокидывали котелок с чаем и однажды залили палатку бульоном «Ролтон». Наверно, это магическое действие Куйвы! Сын в вещах откопал плеер, где среди стихов Ахматовой с удовольствием обнаружил Крупского сотоварищи и наша палатка превратилась в хард-рок кафе. Я согревался абсентом.

17 июня. Дождь. Собрали лагерь и вышли около полудня. Все вещи мокрые. В моих кроссовках хлюпает. Ребенку в резиновых сапогах значительно комфортнее. Тропа вывела нас к переправе через широкий ручей на западной берегу Сейдозера. Бревно скользкое и кривое. Я переносил вещи по бревну босиком (Саломоны не любят мокрые поверхности). За переправой тропа исчезла в болотах. Далее шли по направлению на северо-запад по компасу. От однообразия окружающей действительности наступил пространственный кретинизм: вокруг болота и деревья, а с двух сторон горы. По всем ощущениям озеро должно быть впереди нас, а навигатор указывает, что наоборот – сзади и говорит, что идти надо вот в это мерзкое болото! Через час случилось де-жа-вю: мы были уверены, что пришли на берег речки, которую час назад перешли. Та же мощность потока воды, тот же сине-зеленый, точнее бирюзовый, цвет воды, будто туда насыпали Tide. Только течет речка почему-то в обратную сторону! Может, навигатор сломался или спутники сошли с орбит? Я даже почти узнал противоположный берег: вон там в поисках переправы мы сели на привал выпить чайку! Что делать? Тропы давно уже нет, любую ориентацию я потерял, одинаковые болота и реки и две одинаковые горы – слева и справа. Решил идти вверх по речке в поисках переправы. По логике, река течет в озеро; нам надо на северо-запад, т.е. вокруг озера по часовой стрелке. Значит, если идти правым берегом реки вверх по течению, то её надо перейти где-то на левый берег и продолжить путь. Двигаясь вверх по течению часа через три вышли на фрагмент чего-то вроде тропы. Потом этот фрагмент исчез. Потом иногда опять попадался. Поднявшись выше по течению, где болотистость прекратилась, а лес поредел, я оглядел горы, сверил форму ущелья с картой и убедился, что навигатор не ошибся: мы поднимались вверх по ручью, который называется Чинглусуай. Судя по карте, на другом берегу ручья идет тропа до рудника. Где-то на отметке чуть ниже 300 м ручей уходит влево в одно ущелье, а тропа – вправо, в другое ущелье. Значит, переправиться надо до отметки 300 м. Поток бурный, широкий (15-20м), тропы давно уже нет, намеков на переправу тоже нет. Так мы и дошли до мыса, разделяющего два ущелья: одно ущелье, в которое уходит тропа и куда нам надо, другое – ущелье, в котором течет наш ручей и где мы находимся. Высота 280 м, надо что-то делать. Нашли на ручье место, где мощный поток разделяется островом на два потока послабее. Нашли сухую, но еще не трухлявую лесину и с помощью каната соорудили переправу на островок. Главное не потерять бревно! Потом перетащили бревно через остров и с его помощью преодолели второй рукав. Подробности опускаю, поскольку все оказалось сложнее и получилось далеко не с первого раза. Задача выполнена – мы преодолели этот злой ручей, не замочив и не растеряв вещей, а ноги и так уже промокли 12 часов назад, так что мне казалось, что вместо ступней у меня растут ласты. Кстати, мы не первые, кто в этом месте переходил ручей: чуть ниже по течению на берегу валялся коврик-сидушка и пара лямок от рюкзака: видимо, чьи-то вещи растерзал поток. Дальше – проще. Нашли мощную тропу, по которой – хоть на велосипеде и пошли по ней, постепенно набирая высоту. Дошли до указателя. Далее – крутой подъем и перевал. Перевал оказался суров: ветер при поддержке дождя был такой силы, что туриста с парусом-рюкзаком сдувает с ног и такой ледяной, что вот-вот на носу вырастет сосулька. На голову надел полиэтиленовый пакет «Экспедиция» (жаль, было не до фотографирования) с дырками для глаз, иначе без пакета через уши может выдуть остатки мозга. От холодной дрожи сводило мышцы на спине. Всё, – оазис Сейда, защищенный с трех сторон горами, закончился. Ущелье, из которого мы вышли на перевал, и в котором было значительно теплее, уходило вниз-назад, тая в тумане, словно остров в Солярисе в заключительных кадрах фильма Тарковского. Потом был спуск, рудник, рабочий автобус в 4 утра до Ревды, Ревда, вызванный Михаил, гостиница в Ловозере, горячий душ и сухая постель, а днем – вкусная столовая и музей. В ревдинской гостинице решили не останавливаться, а расположиться в Ловозере, чтобы посмотреть музей саамской культуры. В гостинице ложусь спать, закрываю глаза, а перед глазами вьется тропа среди мхов и камней.
Далее было Баренцево море, Териберка.

ИТОГИ:
1. Из Ревды через перевал проходить живописнее, чем из Сейды в Ревду: спускаться в ущелье (долину) красивее, чем его покидать, да и перепад высот мягче (рудник – 450м, перевал – 660м, ущелье – 350 м).
2. На Сейде теплее, чем в Ловозере и Ревде.
3. В очередной раз убеждаюсь, что в условиях тундры лучшая обувь – это резиновые сапоги и запас сухих носков. Кожаные берцы, пропитанные тюленьим жиром, промокли на второй день, Salomon с GoreTex промокли за 2 часа и ни те, ни другие, до гостиницы не просыхали.
4. Не забудьте взять с собой газ и горелку (лучше типа JetBoil), нам на двоих хватило одного 230 гр баллона на 3 дня без особой экономии.
5. Большая часть времени ушла на блуждание по болотам и лесу, продираясь сквозь кусты и поэтому впечатлений мало. Было всего две верхушки: перевал (660м) и радиалка у Чивруая на 717м. На мой взгляд, можно было бы сжать время пребывания на озере до 1-2 дней, а еще 2-3 дня ходить на высоте по плоскогорью (только на плато надо брать с собой запас воды). Как вариант представляется хождение не по южному берегу Сейдозера, а по северному: там и тропа лучше, гораздо меньше болот и есть егерский кордон, а оттуда можно подняться на плато.
6. Часто сравниваю с путешествием в Полярном Урале на г. Константинов камень (порядка 120 км до Воркуты и 100 км до Карского моря). Там – два дня изнуряющей жары, от которой некуда скрыться (абсолютная тундра, ни деревца), туча комаров (это был июль) даже на высоте 500м те же комары (кстати, в отличие от Кольских воркутинские комары очень мелкие и вонючие, если их раздавить) и потом – пять дней сильного ветра, тумана (иногда такого, что не видно дальше метра от носа) и сплошной измороси; безграничная равнина, вид которой навевает то ли анабиоз, то ли транс и полное отсутствие людей и их следов, а также отсутствие каких-либо животных, птиц и насекомых (кроме комаров). На Кольском на Сейде – щебет птиц, комары в 3-4 раза крупнее московских, но их почти нет (июнь), следы зверей и людей, много всякой живности. В лесу на Сейде чувствуешь себя как в болотах Тверской области в конце сентября, только нет змей. В общем, желание вернуться на Сейдозеро есть, но только при условии хождения по вершинам.
7. Деньги и связи. Сергей (8-921-287-3426) живет в Ревде, возит на хорошем автомобиле (VW) по Кольскому. Михаил (8-911-309-5571, 8-921-734-8308) живет в с.Ловозеро, может отвезти в Оленегорск или Мурманск, но главное – возит на лодке по Ловозеру. Но копите деньги, господа и готовьтесь к северным надбавкам, ибо таких цен, как на Кольском, я не встречал даже на Алтае (хотя и там местные считают туристов хорошей, а иногда и единственной статьей дохода). И летали на вертолете за 120 км от Воркуты, и целый день тряслись в ГАЗ-66 на Алтае, а потом 8 часов ехали в «Буханке» от Телецкого озера в Барнаул, и неделю ездили на лошадях в Тыве с вооруженными проводниками, но там цены меня так не удивляли.
Автобусы ходят из Оленегорска и Мурманска в Ревду и Ловозеро. Из Ловозера автобус идет в пять утра в Мурманск (через Ревду) два раза в неделю – среда и пятница, билет стоит около 250 рублей (также есть маршрутки по той же цене в то же время). Сообщение Ревда – Оленегорск ежедневно по два раза в день (вроде как из Оленегорска идин из них едет в 10.40). Но если Вы приезжаете ночью и не хотите терять драгоценное время, то не рискуйте и заказывайте такси заранее: не смотря на полярный день, жизнь ночью замирает и найти такси ночью даже на вокзале практически не возможно. Расписание Редва – Мурманск следущее: из Мурманска в 16:00 (прибывает в Ревду в 19:50) из Ревды – в 5:50 (в Мурманске в 9:40), дни его следования – 1,2,3,4,5,6, а в день следования №7 (вероятно, воскресенье) из Мурманска в 20:10 (приб в 01:00) из Ревды в 15:50 (приб в 19:40).
Проход через рудник к Сейде стоит 200 рублей с человека, обратно – бесплатно.
8. Чуть не забыл самого главного: изба если и есть, то находится на левом (северо-западном) берегу Чивруая. Переправу, которая приведена в Гугле на фото, мы не нашли (не особенно и искали, но к ней тропа не завернула), зато есть переправа в виде просто поваленной сосны (но вполне проходимой, особенно в резиновых сапогах, а лучше – босиком) в том месте, где какие-то нерадивые туристы рубили лапник под стоянку (см. фото на Гугле и координаты того места). Видимо, помимо лапника они срубили и сосну.
Илья, abcd1972@list.ru
28.06.2009

2009-11-14 13:37:00 | Татьяна | E-Mail
К пункту "Итоги"№3.
Моё ноу-хау "Западных Хибин-соло-2009" - неопреновые носки и спортивные сандалии с ЗАКРЫТЫМ носком. Ходишь по болотам, речкам, осыпям и даже снегу - ногам тепло. На стоянке одеваешь сухие носки и ботиночки.

2010-07-29 01:06:47 | Владимир | E-Mail
такси оленегорск - ревда
любая группа туристов
любое време
микроавтобусы,легковые авто
встретим с поезда
+7921-1516822 Владимир
Звоните к каждому клиенту свой подход

2010-07-31 21:37:29 | костя | E-Mail
я отдыхал гулял понравилось, тольк в первые похвальные отзывы прочитал на turys.ru у вас раписано более подробно и интересно спасибо

2012-10-08 23:05:17 | moroc | E-Mail
А избушка по правую руку если идти против течения :)