LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



рассвет
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Южная Шуя

ОТЧЕТ

о водном туристском путешествии

II категории сложности по р. Южная Шуя,

совершенном группой туристов СК МИФИ (г. Москва)

в период с 5 по 12 июля 2008 года

Маршрутная книжка №:       17П

Руководитель группы: Гуров Д. В.

e-mail: d_v_g@rambler.ru


1.    Справочные сведения о походе

            Вид туризма: водный

            Категория сложности: вторая

            Сроки проведения: 5 – 12 июля 2008 года

            Продолжительность: 8 дней (7 ходовых)

            Протяжённость: 137 километр

            Район: респ. Карелия, р. Южная Шуя

            Маршрут: г. Петрозаводск - Хаутаваарские мосты – р. Южная Шуя – Шотозеро – Вагатозеро – р. Южная Шуя – д. Матросы – г. Петрозаводск

            Локальные препятствия на маршруте (более подробное описание, а также тактика прохождения группой приведены ниже в соответствующем разделе):

№ п/п

Наименование

К/С

Характер препятствия

1

Пор. Сизовский

2

Язык, небольшие бочки, валы, прижим к правому берегу после порога

2

Пор. Собачий

2

Широкая ступенька, проход по центру (по небольшому языку)

3

Игнольская ГЭС

-

Непреодолимо. Обнос.

4

Пор. Кенякоски

2/3

2 (в малую воду 3) ступени, на каждой бочка, проход под левым берегом с небольшим смещением к центру перед третьей ступенью. Валы, прижимы после второй ступени влево, после третьей – вправо

5

Пор. Валойне

1

Небольшой язык и каскад валов. Проход слева от острова. После порога возможен вынос в озеро (сильное течение).

6

Пор. Сарикоски 1

1

Серия валов, проход по центру

7

Пор. Сарикоски 2

1

Бочка под левым берегом, каменная гряда под правым (проход слева от острова, с которого рекомендуется осмотреть порог)

8

Пор. Кумио

2/3

2 ступени, удобные улова, но сильные валы, переходящие в бочки при высокой воде. Во второй ступени сильный прижим вправо.

9

Пор. Площадка

1

Серия невысоких валов, без прижимов

10

Пор. Кутижимский

1

Серия невысоких валов, без прижимов

11

Пор. Петкакоски

1

Серия невысоких валов, без прижимов

12

Пор. Б. Толли

1-3

Широкий порог, можно пройти как по небольшим валам (левый берег, 1кс), так и полезть в бочку справа (3 кс)

Оценка к/с порогов дана для того уровня воды, который был во время похода. При увеличении уровня воды (например, в мае) сложность почти всех порогов, по всей видимости, увеличивается на 1 категорию)

            Количество участников: 6

            Средства сплава – 3 байдарки «Таймень-2»


2.    Состав группы

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Опыт

Обязанности в походе

1

Гуров

Дмитрий Валерьевич

1986

Мста (2р), Полометь (н/к с э.3, р)

Руководитель (кап. Т1)

2

Балуева

Мария Александровна

1986

Ю. Шуя (2у), Улик+Утулик (3у)

Зав. Пит. (матрос. Т1)

4

Рогалёв

Виктор Алексеевич

1985

Тверца (1у), Шерна (1у)

Завснар (кап. Т2)

3

Косачёва

Марина Владиславовна

1987

Тверца (1у), Шерна (1у)

Матрос Т2

5

Соколов

Павел

Никитич

1985

Мста (2у), Охта (2у), Шуя (2у)

Медик, фотограф (кап. Т3)

6

Насретдинова

Венера Фатиховна

1984

Пахра (н/к)

Матрос Т3

Все участники прошли маршрут полностью.


3. Характеристика района и маршрута похода

Река Шуя (также известная как Южная Шуя, в противоположность Шуе Беломорской) протекает на севере Европейской части России. Река берёт своё начало в озере Суоярви и впадает в Петрозаводскую губу Онежского озера. Река относится к карельскому типу, который характеризуется короткими, часто мелкими, крутыми каменистыми порогами, разделенными глубокими и широкими, почти без течения, плесами. Пороги расположены по течению реки достаточно равномерно и приурочены к выходам в русло коренных пород. Все препятствия на реке являются преодолимыми, кроме разве что Игнольской ГЭС. Поскольку исток реки лежит в озере, река достаточно полноводна в любое время года. Питание реки смешанное, снежно-дождевое. Река имеет высокое весеннее половодье, переходящее в устойчивую летнюю межень. Разница уровней воды в мае и конце августа составляет порядка 2-3-х метров. В связи с этим характер порогов и техника их преодоления могут существенно меняться в зависимости от месяца совершения похода. В отличие от многих Карельских рек, Шуя на своём пути пересекает только 3 крупных озера: Шотозеро и Вагатозеро в среднем течении и Логмозеро в нижнем). В связи с этим маршрут активно используется для спортивного сплава, поскольку преодоление озёр на катамаранах при хоть сколько-нибудь слабом встречном ветре может вызвать серьёзные затруднения, а главное не доставляет никакого удовольствия.

Река лежит в районе тайги и лесотундры. Леса в основном хвойные. В лесу много ягод, встречаются грибы. После Шотозера характер леса меняется, он приобретает вид южной тайги, появляется большое количество лиственных деревьев.

Туристические возможности района достаточно велики. В основном, для сплава выбираются северная и средняя части Шуи, т.к. после деревни Матросы течение ослабевает, да и порогов там меньше, чем в других частях. Заброску и выброску на маршруты по реке Шуя можно осуществлять в следующих местах (где дорога максимально близко подходит к реке):

·               Оз. Суоярви – железнодорожным транспортом до соответствующей станции или частной машиной по Суоярвинскому шоссе.

·               Мост через р. Шуя в районе истока у оз. Суоярви – частной машиной от ст. Суоярви

·               Мост через р. Шуя за дер. Хаутаваара (так называемые Хаутаваарские мосты) – железнодорожным транспортом до о.п. Хаутаваара или на частной машине до моста через р. Шуя

·               Игнольская ГЭС – на автомашине

·               Мост через р. Шуя перед дер. Соддер – частной машиной

·               Мост через р. Шуя в дер. Нижняя Салма – частным автотранспортом (деревня находится между озёрами, вряд ли стоит сюда приезжать или отсюда уезжать)

·               Мост через р. Шуя в дер. Киндасово – теоретически можно договориться с междугородним автобусом, т.к. неподалёку находится пос. Пряжа, который является конечным для некоторых маршрутов пригородного сообщения (в т.ч., до Петрозаводска). Также возможен вариант подъезда на частном автотранспорте.

·               Дер. Матросы – пригородное автобусное сообщение с Петрозаводском, автобусу в среднем ходят 1 раз в час.

Основными способами заброски на маршрут является поезд до Петрозаводска, после чего либо на поезде Петрозаводск – Костомукша до ст. Хаутаваара или Суоярви, либо же автомобильная заброска к месту начала маршрута.

Расписание поездов Москва-Петрозаводск в июле 2008 года:

Москва - Петрозаводск

Номер поезда

Время отправления

Время прибытия

Время

в пути

Режим

движения

Станция отправления

Станция назначения

016А

«Арктика»

00:50

16:28

15ч 38м

ежедневно

Москва Октябрьская

Мурманск

212А

01:17

18:14

16ч 57м

июнь-сентябрь ежедн.

Москва Октябрьская

Мурманск

226С

16:02

07:19

15ч 35м

июнь – сентябрь чётн

Адлер

Мурманск

018А

«Карелия»

18:25

08:45

14ч 20м

ежедневно

Москва Октябрьская

Петрозаводск Пасс.

382А

20:45

11:07

14ч 22м

ежедневно

Москва Октябрьская

Мурманск

Петрозаводск - Москва

Номер поезда

Время отправления

Время прибытия

Время
в пути

Режим движения

Станция отправления

Станция назначения

015А

«Арктика»

15:15

06:54

16ч 4м

ежедневно

Мурманск

Москва Октябрьская

211А

13:09

04:18

15ч 27м

июнь – август ежедн

Мурманск

Москва Октябрьская

225С

06:23

23:28

17ч 30м

июнь – сентябрь чётн

Мурманск

Адлер

017А

«Карелия»

19:00

08:57

13ч 57м

ежедневно

Петрозаводск Пасс.

Москва Октябрьская

381А

19:52

10:46

15ч 13м

ежедневно

Мурманск

Москва Октябрьская

Расписание поезда Петрозаводск – Костомукша в июле 2008 года:

Петрозаводск – Костомукша – 680 Ч

Ежедневно

отправление из Петрозаводска      19:18

прибытие в Новые пески               21:33

прибытие в Хаутаваару                  22:11

прибытие в Суоярви                       22:45

Костомукша – Петрозаводск  680 А

Ежедневно

отправление из Костомукши         19:10

отправление из Суоярви                 4:50

отправление из Хаутаваары           5:25

отправление из Новых песков       6:01

прибытие в Петрозаводск              8:30

Туристические возможности района

В верхнем и среднем течении р. Шуя наиболее удобными являются следующие туристические маршруты:

1. оз. Суоярви - д. Соддер. Ориентировочная продолжительность – 5 дней (возможно прохождение за 4 дня), протяжённость – 100 км. Категория сложности – 2. Маршрут захватывает основные пороги Шуи, при этом не проходит через протяжённые озёра. Он также используется для сплава коммерческими группами. Русло реки глубокое, узких и мелких мест нет. Даже при малой воде можно рассчитывать на хорошее впечатление о походе и о порогах. Средства сплава любые. Здесь интересно для каяков, многие пороги хорошо подходят для катания, имеют ярко выраженные бочки и высокие валы.

В целом, пороги на маршруте характерны своей ступенчатостью, как правило, не очень длинные, но мощные. Они легко просматриваются и страхуются, за редким исключением. Большая часть реки проходит через чистый, благородный, сосновый лес, многочисленные стоянки. К недостаткам маршрута можно отнести чрезмерную насыщенность туристами, как на этом, так и на остальных участках Шуи. Однако, справедливости ради, отметим, что во время нашего прохождения маршрута мы встретили всего 2 группы, да и те были коммерческими.

2. ст. Хаутаваара - д. Соддер. Этот маршрут является укороченным вариантом маршрута 1. Его можно пройти за три дня, при большой спешке можно успеть и за два. В тоже время этот отрезок реки содержит половину основных порогов Шуи. Всего на участке около 8 интересных порогов.

3. оз. Суоярви - д. Матросы. Ориентировочная продолжительность – 9-10 дней, Этот маршрут охватывает основную часть Шуи. В качестве судов для прохождения маршрута стоит остановиться на байдарках и каяках, т.к. на катамаранах и надувных судах этот маршрут может быть пройден с затруднениями в пересечении крупных озер Шотозеро и Вагатозеро, так как их будет сложно перегрести даже при слабом встречном ветре. Несомненным достоинством этого маршрута является порог Большой Толли в заключительной части. На этом пороге проходят соревнования по родео на бурной воде.

4. ст. Хаутаваара - д. Матросы. Этот маршрут является укороченным вариантом маршрута 3. Он на два ходовых дня короче (то есть 7-8 дней). И минует часть верхних порогов Шуи. Он также заканчивается на известном пороге Большой Толли в деревне Матросы. Мы выбрали именно этот маршрут, т.к. с него достаточно просто уехать в Петрозаводск, он идеально подходил нам по продолжительности (7 дней + дорога, что соответствовало отпуску), в середине в дер. Соддер есть магазин, который позволил правильно распределить процесс докупки еды.

5. д. Киндасово - д. Матросы. Цель такого маршрута - пройти пороги в нижнем течении Шуи. На прохождение маршрута потребуется один день. Маршрут и его варианты часто используются для коммерческого сплава. Маршрут заканчивается на пороге Большой Толли.

На маршруте магазины можно найти в следующих населённых пунктах: дер. Соддер, дер. Матросы. Если верить отчётам, в дер. Киндасово можно купить молоко и творог, но мы не стали проверять это.

Аптечный пункт мы нашли только в дер. Матросы, в отчётах иной информации на этот счёт обнаружить не удалось.

Район похода имеет повышенную клещевую опасность. За время похода имел место один случай нападения клеща на человека. Клещ был обнаружен только после укуса, успешно удалён, рана обработана. Район Южной Карелии считается энцефалитоопасным районом, поэтому перед походом рекомендуется сделать прививки против энцефалита. В Москве прививки можно сделать в центральном прививочном пункте (поликлиника номер 13) по адресу: ул. Неглинная, д. 14.


4. Организация похода

При планировании нитки маршрута основными факторами были следующие:

·               длительность похода была ограничена 9-10-ю днями от Москвы до Москвы, т.к. была возможность взять отпуск только на одну неделю;

·               доступность реки Шуя, удобство заброски в начальную точку маршрута и выброски из конечной точки маршрута;

·               желание познакомиться с основными порогами р. Шуя;

·               желание получить опыт преодоления классического для водных карельских маршрутов препятствия – пересечения озёр;

·               стремление приобретения опыта прохождения маршрута второй категории сложности, поскольку все участники в той или иной степени участвовали в более простых категорируемых и некатегорируемых маршрутах;

·               желание познакомиться с природой Южной Карелии, причём сразу с двумя её климатическими регионами: хвойная северная тайга сменяется более лиственной (примерно в районе озёр).

В связи со всеми вышеперечисленными факторами было принято решения об утверждении следующей нитки маршрута в качестве основной:

Г. Москва - г. Петрозаводск - Хаутаваарские мосты – пор. Сизовский – пор. Собачий – Игнольская ГЭС – пор. Кенякоски –пор. Валойне - пор. Сарикоски (I, II) - пор. Кумио – дер. Соддер – оз. Шотозеро – дер. Салменица - оз. Вагатозеро – дер. Киндасово – пор. Площадка – пор. Кутижимский - пор. Питкякоски – пор. Большой Толли - дер. Матросы – г. Петрозаводск – г. Москва.

Аварийные и запасные варианты схода с маршрута были рассмотрены в предыдущем разделе. В случае если группа не успевает пройти маршрут вовремя, самым удобным вариантом схода с маршрута являлась дер. Новые пески, поскольку там есть железнодорожная станция, поезда через которую ходят 1 раз в сутки.

В качестве аварийного варианта завершения маршрута (в случае потери суда или болезни одного из участников, требующей медицинского вмешательства) были возможны Игнольская ГЭС (есть автотранспорт), мост в дер. Соддер, дер. Новые пески, дер. Киндасово (оттуда близко до Пряжи, связанной с Петрозаводском регулярным автобусным сообщением).

С учётом имеющегося в распоряжении группы времени, сложности и протяжённости маршрута, расположения порогов был составлен следующий график движения. Заявленный и фактический графики движения полностью совпадали.



День похода

Число

День недели

Пройденный участок

Средство передвижения

Км.

ЧХВ

Метеоусловия

0

4 июля

Пятница

Отправление из Москвы поездом номер 18 Москва-Петрозаводск

Поезд

920

14:02

Ясно

1

5 июля

Суббота

Прибытие в Петрозаводск

Поезд

-

-

Ясно

Автозаброска Петрозаводск – Хаутаваарские мосты

Микроавтобус Toyota

150

2:20

Хмуро, проливной дождь

Сплав Хаутаваарские мосты – Первый Хаут-перекат – Второй Хаут-перекат – пор. Сизовский

Байдарки

8

2:25

Хмуро, к вечеру ясно

2

6 июля

Воскресенье

Пор. Сизовский – пор. Собачий – Игнольская ГЭС – перед пор. Кенякоски

Байдарки

19

3:05+

обнос (1ч)

Переменная облачность, временами дождь

3

7 июля

Понедельник

Пор. Кенякоски – пор. Валойне – пор. Сарикоски I – пор. Сарикоски II – пор. Кумио

Байдарки

4,8

1:00

Ясно

4

8 июля

Вторник

Пор. Кумио – дер. Соддер – мыс на оз. Шотозеро около впадения в него р. Шуя

Байдарки

16,8

3:25

Сильный встречный ветер, переменная облачность

5

9 июля

Среда

Оз. Шотозеро – р. Шуя – оз. Вагатозеро – устье р. Шуя

Байдарки

23,5

4:25

Переменная облачность, во второй половине дня сильный боковой ветер

6

10 июля

Четверг

Р. Шуя – пос. Киндасово – пор. Площадка - пор. Кутижимский.

Байдарки

26,3

2:30

Ясно

7

11 июля

Пятница

После пор. Кутижимский – пор. Питкякоски – пор. Б. Толли – дер. Матросы

Байдарки

4,2

0:30

Ясно, вечером короткий дождь

8

12 июля

Суббота

Дер. Матросы – Петрозаводск – отбытие в Москву на поезде 17 Петрозаводск-Москва

Рейсовый автобус

35

2:05

Ясно

9

13 июля

Воскресенье

Прибытие в Москву

поезд

920

14:02

Ясно

Итого активным способом передвижения: 137 км


5. Техническое описание маршрута

В дни прохождения маршрута уровень воды в реке можно охарактеризовать как выше среднего. Спустя месяц после нашего похода уровень воды был примерно на метр ниже, порог Кенякоски стал непроходим. На нашем маршруте непроходимых препятствия не оказалось, разве что, Игнольская ГЭС. Ниже дано описание основных препятствий на реке.

Описание основных локальных препятствий на маршруте

№ п/п

Наименование препятствия

К/С

Описание

Техника прохождения

1

Первый Хаут-перекат

1

Ориентир – ЛЭП над рекой, река делает широкий левый поворот, в середине русла – достаточно крупный остров.

Небольшие валы, прижим к правому берегу на выходе из поворота, обливная каменная плита, уходящая в воду слева.

Без просмотра. Проходили справа от острова, придерживаясь основной струи. После прохождения основной части валов вышли влево (ближе к середине реки), чтобы прижим не вынес на правый берег.

2

Второй Хаут-перекат

1

Перед порогом река делает сначала небольшой загиб влево, а затем – вправо, здесь и находится сам слив. Левый берег высокий, правый – низкий, скалистый. Осматривать порог можно с правого берега (нужно зачалиться чуть раньше, т.к. перед самым порогом сделать это достаточно трудно), хотя осмотр и не требуется. Представляет собой набор небольших валов без ярко выраженной струи. После порога – широкий разлив

Шли без просмотра. Ушли под правый берег, т.к. и стараясь держаться середины русла (поле поворота реки из-под правого берега как раз выносит на середину), прошли порог без проблем.

3

Пор. Сизовский

2

Находится в средине S-образного поворота русла. Много стоянок, до, напротив порога (на левом берегу) и после (на правом). Основной слив перегораживает всю реку, в левой и правой частях это бочки, в центральной – длинный язык, далее после слива хаотичное нагромождение валов и небольших бочек. После прохождения основного слива возможно быстро выйти в улово слева, если сойти со струи, то судно попадает туда само. При оверкиле судно выносит на правый берег к деревьям, где легко выйти на берег.

Просмотр и обнос возможны по левому берегу. Вещи обнесли. Проходили на разгруженных байдарках. Организовали страховку с левого берега, при прохождении заходили по центральному длинному языку, после чего держались по струе. В конце струи сильный прижим к правому берегу, одна из байдарок даже не успела отвернуть. При разных попытках как проходили по струе до конца порога, так и уходили после основного слива в улово слева.

4

Пор. Собачий

2

Находится примерно в 5 километрах ниже пор. Сизовского. Река разделяется на 3 русла, самое левое непроходимо, слева от основной струи располагается остров, поросший соснами. В основном течении находится камень, правее него – основной язык со сливом. Порог широкий, ровный, по берегам в русле можно наблюдать плавающие деревья, следует держаться подальше от них

Проходили сходу, правее камня по основному языку, после языка серия валов, из которой можно выйти в любую сторону практически без затруднений. Страховка возможна только с воды, по берегам плавающие деревья. После порога течение замедляется, широкий разлив. В нём ждали/страховали всю группу.

5

Игнольская ГЭС

н/к

Перед плотиной находится невысокий мост (даже в байдарке приходится пригибаться), проход под мостом слева, у моста много наплавных деревьев. Сразу после моста чалка справа. Внимание! Вода сливается с плотины без всякого ограждение, нужно быть очень осторожным.

Обносили фактически от плотины сверху до камней в улове справа (большой карман, метров 200 ниже плотины). На дне много острых камней, старались не ставить на них суда. На спуске от плотины к месту загрузки при дождё очень скользкая глина, нужно быть аккуратным.

6

Пор. Кенякоски

3

Начинается через 30 минут после ГЭС с таблички слева о большом количестве погибших. Порог проходился справа. Здесь при нашем уровне воды порог представлял собой небольшой перекат на входе, затем, через 250 метров слив средней высоты (порядка полуметра) с валами, но без бочки и, наконец, большой широкий слив с косой бочкой.  По правому берегу порог вряд ли проходим из-за обнажающихся камней, по центру много вертикально стоящих пик камней, а последняя ступень порога обрушивается вниз котлом, подбираемым снизу прямой бочкой.

После долго и тщательного осмотра решили проходить под левым берегом, выстави на берегу страхующих после второй и третьей ступени. Также на третьей ступени стоял направляющий, который указывал направление основного языка, где, как нам показалось, прохождение было наиболее безопасным. Необходимо отметить, что страховка с берега на третьей ступени была бы не очень эффективной, поэтому после прохождения первого судна осуществляли страховку с воды. Прохождение третьей ступени было затруднено тем, что влево струя билась в камень, а справа (ближе к центру) был велик риск попасть в котёл в центе. Помощь направляющего была очень кстати.

7

Пор. Валойне

1

Располагается через 500 метров после третьей ступени порога Кенякоски. Река уходит в высокие скалисты берега, и слева от каменистого острова начинается порог. Представляет собой серию валов до 1 метра длиной около 150 метров, быстрое течение выносит достаточно далеко на плёс.

Проходили без просмотра, страховка не требуется, проходится довольно легко

8

Пор. Сарикоски-1

1

Представляет собой длинный язык по середине течения с косыми валами по бокам. Если попасть на язык, прохождение тривиально, если не попасть, есть риск лечь через борт – валы высокие и косые. Просмотр практически невозможен, проходить лучше с ходу

Прохождение без просмотра. На язык не попали, пришлось выгребать на стремину уже в валах. Страховка не нужна

9

Пор. Сарикоски-2

1

В конце плёса, вход который перегораживает Сарикоски-1. Находится между островом и левым берегом реки (справа от острова протока перегорожена упавшими деревьями. Осмотр возможен с острова (на нём, кстати, удобное место для стоянки). Порог представляет собой длинный язык, огороженный каменной грядой справа и сильной бочкой слева. Лучше проходить между центром и правым берегом, т.к. попасть в бочку было бы неприятно

После осмотра проходили прямо вдоль течения, набрав скорость и держась подальше от бочки. Серия валов выносит на середину следующего разлива реки. Трудностей при прохождении не возникает.

10

Пор. Кумио

2

Представляет собой две ступени, разделённые двумя уловами (слева и справа). Порог начинается спустя 1,5- 2 километра после порога Сарикоски-2. Первая ступень представляет набор хаотично расположенных валов, при чуть большей воде по-видимому превращающиеся в мощные бочки. После выхода из бочек необходимо уходить правее, т.к. вся река уходит влево и есть риск врезаться в скалу. Тут можно немного отдохнуть, затем идти в во вторую ступень. Входить нужно по основной струе, после чего по возможности выгребать левее, иначе прижим в наклонную правую скалу может перевернуть судно с самыми плачевными последствиями. Серия валов, при большой воде порог превращается  нагромождение бочек, категория может повышаться на 1-2.

Осматривали по левому берегу, проходили без вещей, организовав для первого судна страховку с берега спасконцом, для двух других – с воды. В случае оверкиля судно и потерпевших выносило бы далеко на плёс.

Загрузка байдарки ниже по течению  производили крайне аккуратно, т.к. на дне много острых камней.

11

Соддеровская шивера

н/к

Представляет собой мелкий перекат под мостом перед дер. Соддер.

Проходили вдоль левого берега, где, как нам показалось, исключён риск зацепить камни на дне.

12

Шивера в дер. Нижняя Салма

н/к

Маленькие валы под мостом у выхода в озеро Вагатозеро.

Проходили по центру, валы до полуметра, трудностей не представляет. Без страховки, без просмотра.

13

Шиверы перед между оз. Вагаозеро и дер. Киндасово

н/к

Через 2- 2,5 километра после входа в Шую из оз. Вагатозеро начинается каскад шивер, тянущийся практически до дер. Киндасово. Шиверы в некоторых местах проходят между торчащих из воды на 30- 50 сантиметров камней, и маневрирование между ними иногда бывает затруднительно в связи с убыстряющимся течением.

Проходили без остановки, перед большими скоплениями камней капитан ведущего судна вставал в полный рост и намечал предпочтительную траекторию для прохода.

14

«Сад Камней»

н/к

Распложен на последнем километре перед дер. Киндасово после впадения притока слева в районе серии островов (см. карту). 

Быстрое течение, неожиданность появления огромного количества камней и их близкое друг к другу расположение привели к тому, что одно судно налетело на камень и в результате чуть не перевернулось (но в последний момент удалось соскочить), второе пронесло между двух камней, в результате шкура получила длинную царапину, которую после Киндасово пришлось клеить. При прохождении Сада камней следует быть особенно внимательным.

15

Пор. Площадка

1

Начинается примерно через 20 минут после того, как над рекой в самое небо взлетят 5 вышек РЛС. Порог представляет собой быстрину с серией валов по всей ширине реки, осмотр и обнос практически невозможны из-за густой растительности по обоим берегам, но на самом деле не требуется ни то, ни другое.

Проходили без просмотра и без страховки, т.к. порог не представляет никаких трудностей, легко проходится даже в режиме бревна. Отсутствие бочек и каких-либо иных достопримечательностей не оставляют желания задержаться в пороге.

16

Пор Кутижимский

1

Аналогичен порогу Площадка. Сложностей, возможности и необходимости осмотра – никаких. Техника прохождения – прямо вдоль течения.

Проходили без страховки и просмотра. В конце был небольшой прижим вправо, от которого уходили на середину. После выхода на плёс слева открылся вид на вышки РЛС. Встали напротив них на стоянку.

17

Пор. Питкякоски

1

Начинается примерно через 20 минут хода после пор. Кутижимский. Порог представляет собой серию валов, есть даже одна мелкая «игрушечная» бочка. Река течёт в высоких берегах, просмотр не требуется и неудобен (длина порядка 1000- 1200 метров).

Проходили без просмотра, большое количество поворотов, но прижимы слабые. Течение быстрое не очень сильное, можно потренироваться работе в пороге перед пор. Большой Толли

18

Пор. Большой Толли

2/3

Этим порогом завершается плёс после пор. Питкякоски. Слева на высоком берегу разбираются коммерческие группы, справа перед сливом удобная площадка для антистапеля и стоянки. Над порогом и за ним – большое количество каякеров (Каждый выходные – почти наверняка). Порог перегораживает всю реку, местами показываются мели и острова. Самое сложное прохождение – справа, там бочка и практически нет языка. Самое простое – слева, практически проносные валы.

Разгрузились перед порогом, т.к. маршрут был завершён. Стали проходить в самой сложной части, договорившись о страховке с каякерами. Байдарка легла, сами всё собрали, вышли на остров после порога (примерно через 70 метров), вернулись по правому берегу к стоянке. В пороге необходима страховка с воды, т.к. при оверкиле вещи может раскидать на очень большом пространстве.


Подробный график движения

День похода

Число

Участок пути

КМ

ЧХВ, чч:мм

Скорость течения, км/ч

1

5.07

Петрозаводск – автомобильный хаутаваарский мост

150

2:20

1-2

Автомобильный хаутаваарский мост – первый Хаут-перекат

5

1:40

1-2

Первый Хаут-перекат – второй Хаут-перекат

1

0:20

1-2

Второй Хаут-перекат – пор. Сизовский

2

0:25

1-2

Описание дня:

Целью сегодняшнего дня было встать на воду с собранными для боевого прохождения всех порогов байдарками, а если будет время, то дойти от Хаутаваарских мостов до пор. Сизовского.

Прибыли около 9 утра на вокзал Петрозаводска, где нас уже ждала машина, заказанная заранее. Машина нам обошлась в 3200 рублей (или около того), но у нас сложилось впечатление, что могли бы договориться дешевле. Вообще, если есть запас по времени, можно приезжать в Петрозаводск и дикарями, а машину искать на привокзальной площади. За пару часов вполне возможной найти приемлемый вариант.

Дороги на Суоярви (нам туда) и на Мурманск расходятся сразу после выезда из города, обе они хорошие, путь по ним не сильно утомляет. Суоярвинское шоссе идёт через несколько населённых пунктов, но в целом это довольно прямая дорога с одной полосой в каждую сторону, с хорошим покрытием и прерывистой линией разметки, что в общем сильно сокращает время в пути. Мы двигались в среднем со скорость около 80 километров в час, в результате через 2 с небольшим часа приехали на место. Шоссе по пути проходит поворот на Игнойлу, а также недалеко от ст. и н.п. Хаутаваара, откуда легко можно дойти пешком до реки (порядка 5 км).

Ко времени прибытия на реку пошёл проливной дождь, и поскольку водителя нужно было опускать, мы сочли за благо высадиться в заброшенную погран-вышку, упоминаемую во всех отчётах. Вышка стоит на правой стороне дороге пред мостом через Шую. Помещение, конечно, не отличается чистотой, завалено грязными и старыми вещами, но в ту погоду вполне нам подошло. После того, как дождь перестал, вышли на разведку для определения наиболее удобного места для стапеля. Обнаружили, что лучше всего собираться внизу у реки слева от дороги (от вышки сразу вниз к реке). Ещё площадки для сбора были чуть ниже по течению (грунтовая дорога уходит параллельно реке влево от шоссе), а также на противоположном берегу (примерно 100 метров от дороги). Берега реки достаточно высокие, спуск несколько затруднён, но компенсируется удобством самой площадки стапеля. В леске с этой стороны дороги можно найти некоторое количество дров, которого хватит, чтобы вскипятить чай. Если вставать на ночь, то лучше идти на другую сторону реки.

Во время стапеля мимо нас прошли 2 группы на рафтах. Всего – около 20 человек. Гребут весело, неслаженно, особо никуда не спешат. Мы вышли в начале 6-го вечера, но Солнце ещё высоко: север, и здесь даже ночи светлые в июле.

Начав движение, через пару минут проплываем железнодорожный мост (широкие пролёты, чистое русло), затем ещё через 25 – остатки старого моста (дорогу по берегам уже почти не видно, она заросла). Течение несильное, берега – высокие (порядка 5 метров), густо поросшие хвойным лесом. Через час после остатков моста река широкой дугой входит в Первый Хаут-перекат, после которого Шую пересекает ЛЭП. Порог прошли с ходу, т.к. русло чистое, валы слабые, камень – только под левым берегом.

Через 25 минут после Первого Хаут-переката река снова убыстряется и переходит во Второй Хаут-перекат. Мы захотели зачалиться для осмотра на левом берегу для осмотра, но идти по берегу было очень неудобно. В итоге, увидев, что ничего страшного в перекате нет, решили проходить после поверхностного осмотра. После переката река в широком разливе уходит влево, а прямо по ходу в Шую красивыми каскадами с достаточно большим перепадом высот впадает приток.

Ещё через 15 минут хода по Шуе начинаются первые стоянки на пороге Сизовский (слева). После поворота показывается и сам порог. На всех стоянках кроме нашей стоят коммерческие группы рафтеров. Встаём на ночь точно напротив порога. С вечера осуществляем тренировочное прохождение порога без вещей, после чего готовим ужин и ложимся спать. Дров много.

Возможные места стоянки:

Для стапеля у Хаутаваарских мостов лучше всего подходит площадка на противоположном от Петрозаводска берегу между автомобильным и железнодорожным мостами (Есть дрова, удобная площадка для сбора судов). Также есть места у каждого из мостов на ближнем к Петрозаводску берегу, но тут существенно грязнее, да и с дровами могут быть проблемы.

По ходу движения удобных мест для стоянки замечено не было.

На пороге Сизовский много хороших оборудованных стоянок. Первая находится на левом берегу метров за 200 до порога. Место на 3-4 палатки. Следующая – с видом на порог на левом берегу (наша) – место на 3-4 палатки но в лесу, из-за этого много комаров. Наконец, над порогом слева от порога (большая поляна – 10-12 палаток), тут стоят коммерческие группы, есть баня. Ещё одна стоянка на высоком правом берегу. Оценить размер трудно (т.к. высоко), приблизительно 5-6 палаток.


День похода

Число

Участок пути

КМ

ЧХВ, чч:мм

Скорость течения, км/ч

2

6.07

Пор. Сизовский – пор. Собачий

5

0:25

2

Пор. Собачий – начало разливов перед Игнольской ГЭС

11

2:00

2

Начало Разливов перед Игнольской ГЭС – Игнольская ГЭС

1

0:05

1

Обнос Игнольской ГЭС

0,5

1:00

- (пешком)

Игнольская ГЭС – начало пор. Кенякоски

2

0:20

2

Описание дня:

Сегодняшней целью было пройти пороги Сизовский, Собачий, Игнольскую ГЭС и встать перед порогом Кенякоски, чтобы оставить достаточно времени на его прохождение: осмотр и при необходимости обнос.

Утром было пасмурно. После завтрака стали собираться и проходить пор. Сизовский без вещей, организуя страховку спасконцом. При прохождении старались держаться по центру (главное – не лезть в левые бочки), после чего по валам старались избегать прижима к правому берегу (точно под стоянкой наверху). В принципе можно сразу выйти из валов влево (в улово). Чалка через 70- 100 метров после порога на левый берег, там можно вынуть судно из воды и обнести обратно для повторного прохождения.

К тому времени, когда мы закончили прохождение и начали загружать байдарки вещами (загружали уже после порога), все рафтерные группы уже ушли вперёд. Начали движение от Сизовского вниз по течение около 14 часов, начинал накрапывать мелки дождик (сопровождавший нас почти до самой ГЭС).

Течение несильное, хороший семейный отдых. Тихо, красиво, капает дождь. Через полчаса слышим шум порога Собачий. Порог перегораживает всю реку, слева – остров, поросший соснами. По центру находится большой камень, проходим порог с ходу правее него. Камень уходит полого в воду, если наскочить на него, то есть риск перевернуть судно. Мы проходим без приключений, на выходе качает в валах, ждём остальную группу на плёсе после порога.

На берегах то тут, то там виднеются стоянки. На одной из них, примерно через 1:45 после порога Собачий мы остановились на обед (на левом берегу). Дров много, место на 3-4 палатки. Отсюда до ГЭС около 30 минут. После обеда продолжили движение. По мере приближение к ГЭС течение замедляется, и перед плотиной практически останавливается. Непосредственно перед плотиной находится низкий мост. По всей ширине к его основания прибит плавник (плавающие деревья, плывущие вниз по Шуе), и только самый левых проход, видимо, чистят. Для предварительного осмотра мы зачалились перед мостом, но тут выход на берег осложнён всё теми же плавающими деревьями. После осмотра мы перегнали байдарки к самой плотине ГЭС на правый берег (осторожно, сверху плотина не огорожена, и вода падает вниз без всяких помех). Тут мы их разгрузили и стали носить вещи вниз. Вдоль Шуи от ГЭС вниз ведёт грунтовая дорога, по которой очень удобно носить вещи. Единственное, когда сыро (как было у нас), дорога эта становится скользкой. Внизу суда на воду ставить нужно очень осторожно, т.к. на дне много острых камней. То же относится и к выходу на фарватер: острые камни на дне и каменная гряда посредине струи требуют внимания. Весь обнос занял не более часа, длина обноса составило порядка 400-т метров.

За порогом местную достопримечательность представляет улово, в котором собирается пена, взбиваемая плотиной. В неё можно заплыть на байдарке, и создаётся полная иллюзия снежного поля.

Вскоре после ГЭС к реке близко подходит автомобильная дорога. У воды нет удобных мест для стапеля или антистапеля, но в принципе в эту точку можно осуществить заброску или отсюда сняться с маршрута в случае неприятностей (удобнее это делать от ГЭС, туда также ведёт дорога).

Наконец, через 20 минут после ГЭС вдалеке услышали шум порога Кенякоски. Стали искать место для стоянки и вскоре обнаружили его на правом берегу (около 500-т метров до порога). Дров много, стоянка большая и способна вместить до 6-7 палаток. Правда, из-за крутого берега не очень удобно загружать и разгружать суда. С вечера провели рекогносцировку местности, оценив расстояние до порога и возможность пройти его по правому берегу. По результатам осмотра решили, что по центру и по правому (нашему) берегу порог не проходим и не очень удобен для обноса. Если завтра справа не найдём удобной траектории по левому берегу, будем обносить по нему же (там должна быть тропа).

Возможные места стоянки:

Стоянки иногда встречаются вдоль реки на участке между пор. Собачий и ГЭС Стоянки есть на пор. Собачий (на острове и берегу, проблем с дровами нет). Между ГЭС и пор. Кенякоски стоянок кроме нашей нет.


День похода

Число

Участок пути

КМ

ЧХВ, чч:мм

Скорость течения, км/ч

3

7.07

Пор. Кенякоски

0,8

0:10

5-6

Пор. Кенякоски – пор. Валойне

0,3

0:05

5-6

Пор. Валойне – пор. Сарикоски-1

2

0:20

2

Пор. Сарикоски-1 – пор. Сарикоски-2

1

0:10

1

Пор. Сарикоски-2 – пор. Кумио

1,4

0:15

2

Описание дня:

На маршруте были зарезервированы дни под форс-мажор, и теперь, поскольку первый день был ходовым, пришло время немного поотстать. В третий день нужно было пройти всего лишь 5 километров и встать на пороге Кумио. Основным препятствием в этот день стало прохождение порога Кенякоски. Наша стоянка располагалась на противоположном берегу от тропы, с которой порог обычно осматривают и обносят (стоянка – на правом берегу, тропа – на левом), поэтому мы сделали разведку сначала по своем берегу. Как оказалось, вдоль правого берега порог практически непроходим из-за большого количества камней и каменной же второй ступени (вдоль другого берега вторая ступень являет собой бочку). Загрузив суда, мы отплыли на другой берег для осмотра и определения порядка (да и самой возможности) прохождения. Тропа для осмотра (а также площадка для чалки) находятся на левом берегу примерно за 200 метров до расширения русла, в котором размещаются две ступени порога. У начала тропы установлена мемориальная табличка с предостережением о крайней опасности порога. Мы зачалили суда и пошли смотреть вдоль порога. Неприятной особенностью является то, что под левым берегом практически нет безопасных (без острых камней на дне) уловов. То есть фактически порог придётся проходить на одном дыхании. Явно просматриваются 2 ступени порога – через 250 метров после начала расширения и в самом конце, ещё через 150 метров. Осмотр и обсуждении длились достаточно долго, но всё же было принято решение проходить (а не обносить порог). Если кратко, то диспозиция препятствий в пороге была следующей:

Порог начинается расширением (и связанным с этим обмельчанием) русла. По центру река перегораживается хаотичным нагромождением камней, где-то торчащими из воды, а где-то находящимися у самой поверхности. Под правым берегом плиты ступеньками спускаются вниз, по ним стекает вода, но проходить на судне возможности нет решительно никакой. Остаётся единственный вариант – под левым берегом.

Под левым берегом располагается последовательно притопленное бревно (байдарка над ним прошла спокойно), несколько камней (их легко обойти), затем то, что мы считаем второй ступенью (первая потерялась где-то на входе, но в большинстве отчётов она упоминается) – около выступающего на несколько метров плоского камня вровень с водой – небольшая бочка (около полуметра) и серия валов. Здесь течение ускоряется и нужно не потерять направление для входа в третью ступень.

Третья ступень представляет собой ступень во всю ширину реки. Под правым берегом, как уже было сказано, она непроходима (да и попасть туда после прохождения второй ступени левым берегом невозможно), по центру же находится очень неприятный котёл – вода сваливается с трёх сторон и подпирается выходной бочкой. Не попасть туда стало для нас основной задаче прохождение. Однако и левее котла были свои неприятности, в частности, основная струя, обрушивалась со ступени в бочку и отражалась от валуна (скалы), перегородившего шестую часть русла. Так что нужно было пройти правее валуна (при этом выйти из струи на непонятное расстояние), но и не попасть в котёл. Для навигации над третьей ступенью был выставлен направляющий, который должен был указывать судну, левее или правее ему держать курс, чтобы попасть на заранее намеченный и оцененный как безопасный самый длинный язык над бочкой. Страхующего выставили за порогом, там, где реально был шанс докинуть спасконец. Как сказали, так и сделали – прошли вторую ступень, а затем, ориентируясь на показания направляющего, набрали ход и прошли третью ступень. Осознавая невысокую эффективность страховки с берега, приготовили судно для страховки с воды. Два других экипажа прошли порог аналогичным образом без проблем.

Сразу после порога Кенякоски наш путь лежал между внезапно возросших берегов, через порог Валойне. Посредине русло перегораживается островом, проходили слева от него. Порог Валойне представляет собой серию валов, достаточно неприятных, но вероятность переворота минимальна. После порога выносит далеко на плёс, это следует учитывать, когда раздумываешь, выставлять или не выставлять страховку с воды на пор. Кенякоски (между Кенякоски и Валойне порядка 300-т метров, и при оверкиле в Валойне терпящих бедствие следует подбирать уже на плёсе).

Посредине плёса находится невысокий поросший соснами остров, на котором можно устроить неплохую стоянку. Однако сухих дров нет, за ними нужно плавать на материк. Вскоре (примерно через 20 минут) после пор. Валойне река устремляет в валы порога Сарикоски 1. Проходили его без просмотра, И если попасть в центральную струю (и соответственно язык), то проблем никаких не будет. В противном случае можно получить волну под бок, что при некоторых проблемах размещением груза и управляемостью байдаркой может привести к перевороту. Но это не очень страшно, т.к. после порога снова спокойный плёс, где можно подобрать терпящих бедствие.

Порог Сарикоски-2 расположен на другом конце плёса от Сарикоски-1, и его можно осмотреть с острова, образующего один из берегов порога. Порог расположен слева от острова (справа протока непроходима), на острове есть хорошая стоянка, которая была занята коммерческой группой рафтеров. Порог также лучше проходить по центру или правее (есть малый риск удариться в скалу, но это если совсем уж под берегом идти). Прохождение левее центра чревато попаданием в косую бочку, которая, учитывая мощь, испытанную нами на предыдущем Сарикоски один почти наверняка приведёт к оверкилю. Мы не стали испытывать судьбу, и прошли порог по языку.

Ещё через 15 минут после порога Сарикоски-2 слышен шум Валойне. Здесь мы встали на ночь. Стоянка находится прямо над первой ступенью порога, дров много, чуть ниже по течению (у второй ступени) сложена баня, которой мы и воспользовались этим вечером. Перед первой ступенью порога под левым берегом оказалась каменная отмель, и из-за неё при первом прохождении мы не смогли попасть в ту часть струи, в которую хотели. Следует быть внимательным при заходе в порог!

Возможные места стоянки:

Непосредственно над третьей ступенью пор. Кенякоски – но здесь почему-то много слепней, несмотря на отсутствие населённых пунктов. Много дров, хороший видна плёс и третью ступень порога

На островах на плёсах после пор. Валойне и на пор. Сарикоски-2. Места хватит на 6-8 палаток, но дрова на материке. Что касается последней стоянки, то остров соединён с материком поваленными брёвнами, так что здесь проблема обеспечения дровами решается проще.

Много (около 3-х) стоянок на пор. Кумио, расположены они вдоль него, но самая большая – в начале, на которой встали мы.

Ещё одна стоянка на Кумио – после порога, на другом берегу плёса (по направлению к этой стоянке река выносит судно из порога). На высоком песчаном берегу могут разместиться до 10-ти палаток. С дровами тоже, по-видимому, проблем нет. Хороший вид на порог и плёс.


День похода

Число

Участок пути

КМ

ЧХВ, чч:мм

Скорость течения, км/ч

4

8.07

Пор. Кумио – Соддеровская шивера

10,5

2:25

0,5

Соддеровская шивера – приток в дер. Соддер

2,8

0:25

0,5

Приток в дер. Соддер – устье р. Шуя в оз. Шотозеро

2

0:15

0,5

Устье р. Шуя – место ночёвки

1,5

0:20

0

Описание дня:

За сегодняшний день нам нужно дойди до магазина в дер. Соддер и заночевать на оз. Шотозеро. Проснувшись, до завтрака прошли порог, чтобы одежда высохла, и дальше идти в сухом (до дер. Соддер больше 10 километров). Проходили порог без вещей, страховку организовывали между первой и второй ступенями, но в действительности при отсутствии бочек (так получилось, что при нашем уровне воды вода была вся в валах, но без ярко выраженных бочек) вероятность оверкиля была минимальна. От места ночёвки до места погрузки вещей расстояние составило порядка 300-т метров.

Погода в тот день была солнечной, но постоянно дул встречный ветер. В связи с этим была выбрана тактика передвижения вдоль берега с ярко выраженной срезкой поворотов, то есть ели река поворачивала в противоположную сторону (относительно того, по какому берегу мы сейчас плывём), мы пересекали реку по кратчайшему на центр поворота пути и далее следовали уже вдоль нового берега. При движении под берегом встречное сопротивление ветра ощутимо меньше. Перед дер. Соддер над рекой расположился мост, под которым имеет место простая шивера. Проходить её можно где и угодно и как угодно, но нам почему-то захотелось пройти её слева. В самой деревне по описаниям должен быть наплавной мост, однако мы его не нашли. По-видимому, разобран несколько лет назад. В деревне Шуя упирается в берег, вбирает в себя встречный и правый приток и уходит налево. Перед встречным притоком впереди по ходу расположена школа, а правее неё – мостки, к которым мы причалили для поиска магазина. Как оказалось, магазин совсем рядом, нужно только пройти порядка 200-т метров вдоль правого притока, и у моста через него будет магазин (там одна дорога вдоль берега).

Перекусив свежим хлебом, мы отправились дальше, в сторону Шотозера. До озера доплыли за 15 минут, после чего стали забирать правее, увидев вдали прекрасный полуостров. Как оказалось, это была оборудованная стоянка, но вот с дровами оказалась беда. У местных сосен были отпилены верхушки, видимо, в своё время они были пущены на дрова заезжими туристами. Мы же напряглись и нашли сухие дрова в лесу.

Вообще стоянка очень милая и живописная, но, по-видимому, она изредка посещается местным населением, т.к. к ней можно подъехать по грунтовой дороге.

Возможные места стоянки:

Во время движения вдоль Шуи места на 2-3 палатки попадаются каждые 15 минут. В связи с тем, что лес хвойный, проблем с дровами быть не должно. Однако по этой же причине на стоянках, скорее всего, много комаров. На озере, по описанию, также много стоянок, но поскольку близко к берегу мы нигде не подходили (не считая своей стоянки), здесь компетентного совета дать не можем.


День похода

Число

Участок пути

КМ

ЧХВ, чч:мм

Скорость и направление ветра, м/с

5

9.07

Место ночёвки вблизи устья – выход Шуи из Шотозера (дер. Салменица)

11,5

2:30

2, ЗЮЗ (справа в корму)

Дер. Салменица – дер. Нижняя Салма (впадение Шуи в оз. Вагатозеро, шивера)

4,5

0:25

Течение 1- 2 км/ч, ветер 4 м/с в корму

Дер. Нижняя Салма- выход Шуи из Вагатозера

6

1:10

8-10, З (справа в корму)

Выход из Вагатозера – место ночёвки

1,5

0:20

5-7, в корму

Описание дня:

Целью сегодняшнего дня было пройти оба озера (Шотозеро и Вагатозеро), и встать на следующую стоянку снова на Шуе.

По описаниям других походов, с утра на озере часто бывает боковой ветер, в результате поднимается волна, и много сил тратится на возврат к берегу и борьбу с лишним креном. В этом случае рекомендуется пересекать озёра ближе к вечеру, когда воцаряется штиль. На наше счастье утро было безоблачным и безветренным, и не желая испытывать судьбу, мы быстро собрались и отправились вдоль правого берега по озеру в сторону деревни Салменица. При движении через озеро мы ориентировались по самому высокому холму на другом конце Шотозера, на его левый склон. Именно там расположена деревня, и именно там Шуя вытекает из Шотозера.

Движемся параллельно берегу, на расстоянии примерно 400-т метров от него, движемся естественно по прямой, не повторяя все хитрые изгибы бухт и мысов. Во второй половине нашего пути начинается небольшой ветер справа в корму, попытки использовать тент в качестве паруса ни к чему не приводят: байдарка плывёт, но грести всё равно получается быстрее. По мере приближения к последнему острову, который скрывает от нас деревню и вход в Шую, начинает подниматься волна, мы и, собирая все три судна в одну группу, выходим на середину и обходим этот остров слева. За островом ветер усиливается ещё и представляет уже реальные неудобства для гребли. Приложив ещё немного сил, мы догребаем до конца озера и входим в Шую. Дома деревни расположены по обе стороны реки, причём на левом на возвышении в лесу виднеется не то пионерский лагерь, не то какой-то старый дом отдыха. Проходим по Шуе ещё порядка 500-т метров и чалимся на левый берег для обеда. Здесь есть баня, костровище, но полчища комаров заставили нас есть быстро.

После обеда продолжили движение по Шуе в сторону дер. Нижняя Салма. На пути нам встретился большой остров, перед ним река раздваивается на два примерно одинаковых рукава. В соответствии с картой обошли остров справа. На острове есть стоянка.

При выходе в Вагатозеро из Шуи в деревне Нижняя Салма есть мост, а под ним – небольшая шивера. Никакой опасности она не представляет, быстрое течение, отсутствие валов и камней.

На Вагатозере ориентирование было осуществлено с помощью GPS-навигатора. Итоговое направление можно охарактеризовать как «на бухту на противоположной от реки стороне озера», направление примерно под 45 градусов правее к тому, как впадает Шуя в Вагатозеро, точный азимут – 125 градусов. На правой стороне бухты расположен высокий берег с сосновым лесом. Общая длина пути через озеро составила 5,5 километров (по GPS).

Примерно на середине пути южный ветер начал усиливаться и поднялась волна (до 50 сантиметров). Благодаря тому, что волна била в корму и правый борт, удавалось сохранять высокий темп движения, однако после каждой волны приходилось возвращать лодку на прежний курс. В общей сложности борьба со стихией заняла 40 минут, после чего наша команда успешно вошла в Шую. Мы сразу начали искать места под стоянки, и первую из них обнаружили на мысу между бухтой Вагатозера и Шуей (левый берег Шуи при вытекании её из озера). Здесь много травы и плохо с дровами, но ровно, и при необходимости можно остановиться на ночь. Мы же отправились дальше по Шуе в поисках лучшего места. Примерно через 1 километр на правом берегу обнаружили маленькую стоянку, но здесь могла бы разместиться только 1 палатка. Дрова есть. Ещё через 500 метров ( 1,5 км от Вагатозера) на левом берегу была обнаружена ровная стоянка с костровищем. На ней и решили остановиться. Высокий берег (порядка 2-хм метров) затруднял разгрузку и подъём судов. На этой стоянке также проблемы с дровами, а при некотором удалении в лес начинается обводнённая часть. Тем не менее, уже вечерело, и мы решили остановиться тут. Всю ночь дул сильный ветер, и мы опасались за целостность палатки и тента, однако всё обошлось.

Возможные места стоянки:

Если верить описаниям, много стоянок по берегам озера, а также на последнем острове перед входом в Шую. В связи с удалённостью нашего маршрута от берега ничего конкретного на этот счёт сказать не можем.

После входа в Шую у дер. Салменица на левом берегу есть хорошая стоянка с баней и костровищем, но очень уж много комаров.

Стоянка на острове перед дер. Нижняя Салма (если идти справа от острова).

Стоянка есть у входа в Шую после Вагатозера (на левом берегу), хорошо продувается, но много травы под ногами и, видимо, будет довольно сыро. За дровами ходить нужно вглубь материка, но при желании можно найти. Лес в основном берёзовый.

Стоянка есть на правом берегу спустя километр после входа в Шую. Место под 1 палатку, дров много.

Стоянка есть на левом берегу спустя 1,5 километра после входа в Шую (наша). Высокий берег. Место по 3-4 палатки, чуть дальше в лес начинается вода. С дровами проблема, но их можно найти.

Также стоянка наблюдалась ещё через 100 метров на правом берегу, но была занята местными рыбаками. Место на 2-3 палатки, низкий берег.


День похода

Число

Участок пути

КМ

ЧХВ, чч:мм

Скорость течения, км/ч

6

10.07

Место ночёвки – начало шивер

7,5

0:30

4

Шиверы (до Киндасово)

2,9

0:15

4

Дер. Киндасово – пор. Площадка

14,5

1:30

4

Пор. Площадка – пор. Кутижимский

1,4

0:15

4

Описание дня:

Целью сегодняшнего дня стало преодоление расстояния до пор. Кутижимского, чтобы на последний день оставить выход к дер. Матросы.

Яркое солнце не располагало к спешке, и мы довольно долго собирались. Для этого участка нашего маршрута характерно быстрое течение, поэтому мы собирались пройти большее расстояние за то же время, что и обычно. Вышли около полудня. Почти сразу начало ощущаться быстрое течение, примерно через полчаса показались первые камни, нагромождённые посреди русла. Проходили их сходу, лавируя между ними. При необходимости осмотр проводили с воды, вставая в байдарках в полный рост. Единственная опасность – налететь на камень, но умелая лавировка позволила нам проходить камни без потерь. На реке много стоянок, примерно каждые 2 километра можно встать на обед/ночёвку. По мере приближения к Киндасово река становится шире, и наконец после очередного поворота мы попадаем в широкий разлив, в котором камни расположены близко, а вода на большой скорости течёт через и вокруг них. Упоминание этого места мы нашли только в одном отчёте, и там оно называется Сад камней. Видимо, Сад камней появляется и исчезает, становится более или менее опасным в зависимости от уровня воды, и в другое время его просто нет. Сад камней стал для нас настоящим испытанием, одно судно зацепило камень и чуть не опрокинулось, но в последний момент течение сбросило байдарку с камня, в итоге всё закончилось благополучно. А вот другая байдарка прошла между двумя камнями, причём в силу своего расположения камни оставили отметины на шкуре байдарки, в результате чего после деревни Киндасово пришлось остановиться и клеить шкуру (была обнаружена небольшая течь). В целом же кроме Сада камней неприятностей в это день не было.

Почти сразу после шивер река втекает в небольшую деревню Киндасово. Здесь наряду с новым автомобильным мостом имеются опоры старого деревянного, и из-за того, что они полуразрушены, следует быть внимательными при их прохождении, есть некоторая вероятность пропороться о полуразвалившиеся брёвна. За деревней встали на левый берег на лугу для отдыха, перекуса и починки повреждённой байдарки. На лугу были замечены клещи, следует соблюдать осторожность!

После деревни Киндасово довольно долгое время река просто течёт в красивых берегах, течение несильное, но ощущается, плёс сменяется плёсом. На участке пути после дер. Киндасово нам встретилось большое количество стоянок, занятых туристическими группами, в основном, на катамаранах и рафтах. Видимо, они начали свой путь от Киндасово и намерены пройти порог Большой толи. На том участке Шуи до самого Петрозаводска интересных для катамаранных сплавов порогов нет. По крайней мере, в эту воду. Через 1:20 после Киндасово мы увидели радиомачты РЛС, расположенные в дер. Площадка. Это признак того, что скоро начнётся одноимённый порог. Здесь мы перестали грести и где-то в течение получаса двигались по течение, перекусывая и обсуждая перспективы завтрашнего дня. После этого до порога оставалось ещё 15 минут. Порог Площадка представляет собой длинный зигзагообразный участок реки без сильных прижимов и бочек, но с валами. Осмотр и обнос затруднены большой протяжённостью и густо поросшими берегами, но они не требуются по причине простоты порога.

Вскоре после окончания пор. Площадка начинается порог Кутижимский. Порог по всем своим характеристика аналогичен предыдущему порогу: длинный, простой, не требует и не удобен для просмотра. На выходе из порога имеет место быть небольшой прижим вправо, но серьёзной опасности он не представляет. После окончания порога Шуя широко разливается, справа высоко вздымаются вышки РЛС. Слева находится хорошая стоянка, на которой мы и встаём. Тут есть небольшой песчаный пляж, и некоторые даже купаются. Дрова в лесу, удобный спуск к воде. До деревни Матросы остаётся совсем немного, и мы сидим допоздна, рассказывая разные походные истории.

Возможные места стоянки:

Пара стоянок есть до деревни Киндасово по левому берегу. Стоянки большие, самая из них – примерно через 800 метров после нашей, в идеале после входа в Шую нужно дойти до сюда.

После дер. Киндасово стоянки попадаются чаще (каждые полтора километра), при нас они были заняты другими группами

Стоянка ест прямо по ходу при выходе из порога Площадка. Стоянка большая, на 4-6 палаток, дров много, лес смешанный.


День похода

Число

Участок пути

КМ

ЧХВ, чч:мм

Скорость течения, км/ч

7

11.07

Пор. Кутижимский – пор. Питкякоски

2,2

0:20

4

Пор. Питкякоски – пор. Большой Толли (дер. Матросы)

2

0:10

4

Описание дня:

Это был последний ходовой день. Его целью было пройти оставшиеся 5 километров до деревни Матросы, разобрать и оставить на просушку суда и вещи, провести разведку автобуса, купить продукты и устроить праздничный прощальный ужин.

После сборов погрузились на суда и не спеша поплыли в сторону дер. Матросы. Вскоре течение убыстрилось, вода запенилась, и начался последний порог – Питкякоски. В пороге Шуя протекает в высоких, поросших смешанным лесом, берегах, порог в длину составляет почти 1,5 километра и делает несколько поворотов. Прохождение совершенно не опасно, осмотр не требуется, да и не удобен по причине большой длины порога и заросших берегов. В пороге есть валы и даже небольшие бочки, но в целом смотрится он слабее тех же Сарикоски и Валойне.

После порога река выходит на широкий плёс, по которому мы очень быстро доплыли до порога Большой Толли. Левый берег, на котором по описаниям рекомендовано зачаливаться для осмотра и сбора судов, оказался занят, и мы причалили перед порогом на правый берег, на луг, поросший травой. На расстоянии около 100 метров от воды в зоне леса располагалась неплохая оборудованная стоянка, и мы решили занять её, не ища чего-то лучшего. Как позже оказалось, ничего более хорошего на этом берегу нет. Чуть впереди (над порогом и ниже него по течению) располагался лагерь каякеров, которые съехались на соревнования по родео на бурной воде. В это день они только тренировались, а сами соревнования должны были проходить на следующий день.

Мы разгрузили суда и отправились проходить порог, договорившись с каякерами о страховке. Выбрав в качестве маршрута прохождения вдоль правого берега, в основную бочку, нашей флагманской байдарке почти удалось пройти порог, но из-за мощи бочки и пологого спуска в неё скорости судна не хватило, и оно потерпело оверкиль. Помощь страхующих не понадобилась, мы самостоятельно выбрались на берег, собрав всё снаряжение.

В принципе, порог легко проходится по левому берегу и языку чуть левее центра: там порог представляет собой просто быстрый спуск воды и не образует бочек и обратных потоков, способных остановить и перевернуть судно.

После неудачного прохождения порога мы от греха подальше объявили водную часть похода завершённой, разобрали суда и разложили их, а также вещи и снаряжение сушиться. Большой луг и солнечный берег располагали к этому. Последний вечер прошёл весело, с вкусным ужином из сосисок и купленной трёхлитровой банкой фруктового сока.

Возможные места стоянки:

Удобных стоянок между порогом Кутижимским и началом дер. Матросы нет. Близ дер. Матросы стоянки находятся на левом берегу прямо над порогом, а также на правом берегу до порога (зелёный лужок и поляна в лесу над ним), а также над самим порогом, но последнюю стоянку занимают, видимо, автомобилисты-каякеры, приезжающие на выходные кататься на порог.


День похода

Число

Участок пути

КМ

ЧХВ, чч:мм

Скорость течения, км/ч

8

12.07

Пор. Большой Толли – автобусная остановка в дер. Матросы

1,5

0:25

- (пешком)

Дер. Матросы – г. Петрозаводск

35

1:40

- (на автобусе)

С утра досушивали снаряжение и одежду. На пороге Б. Толли начинался этап Кубка России по «родео на бурной воде», так что после сборов посмотрели выступления некоторых участников. Дорога от места стоянки (самая верхняя поляна по течению перед дер. Матросы, ещё до порога Б. Толли) до шоссе Петрозаводск-Пряжа занимает порядка 20 минут. Дорога автомобильная, хоть и разбитая. Тем не менее, даже до нашей стоянки можно доехать на легковой машине (а значит, организовать автомобильную заброску или выброску). После того, как дорога входит в деревню, она становится асфальтовой и вскоре начинает подъём порядка 5 градусов от реки в шоссе. После выхода на шоссе идём налево, в сторону Петрозаводска, и через 400 метров приходим на автобусную остановку. На остановке висит расписание автобусов, где сказано, что автобусы до Петрозаводска отправляются в среднем раз в час. Однако того автобуса, на который мы шли (также к нему подошли четверо или пятеро местных жителей), не оказалось, так что надёжность расписания ставится под сомнение.

Также в дер. Матросы расположено 3 магазина (от остановки по шоссе в сторону Петрозаводска), в которых можно купить практически все виды продуктов, а также некоторые лекарства.

До Петрозаводска автобус идёт порядка полутора часов, заезжая даже в некоторые деревни, которые не лежат на прямом маршруте. Конечная остановка в Петрозаводске – это автовокзал, и чтобы добраться до железнодорожного вокзала, необходимо пройти вперёд по ходу движения автобуса вдоль железнодорожных путей, оставляя их слева, порядка 400-т метров, после чего по переходу пересечь железнодорожные пути. Шпиль вокзала виден от автовокзала. Камера хранения находится в отдельном здании (справа, если смотреть со стороны привокзальной площади) в подвальном помещении.

По прибытии на вокзал г. Петрозаводск маршрут можно считать оконченным.

Мест для стоянок после входа в дер. Матросы нет.


6. Картографический материал

Картографический материал находится на прилагаемом к отчёту диске.

В состав картографического материала входят спутниковые снимки реки в границах пройденного маршрута с указанием расстояния между основными порогами (карты взяты с сайта http://www.ergin.ru/pohod/shuya.html), а также карта-двухкилометровка, на которой обозначены места наших стоянок (шаг сетки – 4 километра). Красными треугольниками обозначены места ночёвок с указанием даты ночёвки.


7. Сведения о материальном оснащении группы

При определении номенклатуры снаряжения принимались во внимание следующие факторы:

1)                                  Для большей части участников это был первый поход с категорируемыми порогами

2)                                  Практически от дома до реки и от реки до дома транспортировка снаряжения осуществлялась авто и железнодорожным транспортом

На основании этого снаряжение было взято в чём-то избыточное, потому как не было необходимости экономить на весе или объёме.

В итоге каждым участником было взято личное снаряжение в соответствии со следующим списком:

Одежда:

1)      ботинки для ходьбы на берегу (основные)

2)      лёгкие кеды для сплава (2 участника брали сапоги)

3)      куртка от дождя и холода

4)      плащ-накидка от дождя по желанию

5)      свитер

6)      штаны для сплава (нейлоновые)

7)      футболки (2), трусы (2), носки (2)

8)      Анорак

9)      штаны для сна, которые всегда будут сухие

10)  1 пара тёплых шерстяных носков

11)  Шапка на ночь

12)  Перчатки рабочие

Личное снаряжение:

1)      Спасжилет

2)      Рюкзак

3)      Гермомешок (для личных вещей)

4)      Коврик

5)      Спальник

6)      Сидушка

7)      Спички в непромокаемой упаковке

8)      Документы (студенческий, паспорт, приписное, полис мед. страхования) + деньги в непромокаемой упаковке

9)      КЛМН (Кружка Ложка Миска Нож)

10)  Полотенце, мыло, зубная паста, зубная щётка, другие предметы личной гигиены

11)  Крем от загара (по желанию)

12)  Туалетная бумага

13)  Крем от комаров

14)  Личные лекарства

15)  Фонарь (и запасные батарейки)

16)  Фотоаппарат (по желанию)

Средний вес личных вещей по группе составил 9,5 кг.

При составлении списка общественного снаряжения также учитывалась возможность не экономить на весе.

Список общественного снаряжения:

Наименование

Количество

Вес,кг

Каны

2

1,3

Палатка (3)

1

4,5

Палатка (3)

1

4

Пила-цепочка

1

0,3

Тент (3х3)

1

0,7

Топор

1

1,7

Тросик костровой

1

0,3

Еда

Согласно раскладке

34

Таймень-2

3

3х36

Полиэтилен

4х2

0,6

Карты, GPS, Рации

1 набор

1

Верёвки для вязки

3 комплекта

0,5

Ремнабор к байдарке

2

2х1

Аптечка

1

1,5

Весло запасное

1

1

Морковка

1

0,5

     

Общий вес:

 

161,9

Хотя это и не имело особого значения, рассчитанный вес на мальчика составил 36 кг, на девочку – 18 кг.


раскладка на

6

человек

 

виды еды

кол-во

продукты

норма, г

на всех

сколько раз

всего, г

всего, шт

прим.

упаковка

                   
                   

завтраки

7

крупы

геркулес

65

390

2

780

   

бутыл.

пшенка

60

360

1

360

   

манка

2

720

   

гречка

1

360

   

рис

1

360

   

сыр

сыр твердый

30

180

7

1260

     

сыр плавленый

25

150

0

0

     

milk

молоко сухое

15

90

7

630

   

бутыл.

сгущенка

 

1б.

0

0

 

400

 

сушки

30

180

7

1260

   

герм

           

5730

     
                   
                   

обеды

6

супы сухие

 

пакет

6

 

6 пакетов

 

герм

вермишель/лапша

 

100

6

600

   

бутыл.

тушнёнка

 

1б.

4

1360

4

340

 

рыбные конс.

 

1б.

2

500

2

250

 

сухари/хлеб

90

540

6

3240

2 свежих, 1 сушен.

 

герм

овощи

картофель

 

1шт

4

500

4 шт

   

морковь

 

1шт

6

300

3 шт

   

луковицы

 

1 мал

4

200

4 штук небольших

   

плюшки

30

180

6

1080

   

герм

           

7780

     
                   
                   

перекусы

8

колбаса в/к

25

150

3

450

     

колбаса с/к

50

300

2

600

 

21е, 28е

 

сухари

50

300

2

600

1 буханка

   

орехи всякие

30

180

5

900

 

21е, 28е

 

сухофрукты

5

900

 

21е, 28е

 

конфеты карамель

6

1080

     

шоколад

30

180

6

1200

12

на сплавные дни

 
           

5730

     
                   
                   

ужины

7

греча

60

360

2

720

   

bottle

рис

2

720

   

пюрэ

40

240

1

240

   

макароны

80

480

2

960

   

сыр

   

1

500

     

тушёнка

 

1б.

4

1800

4

450

 

рыба

 

2б.

2

1000

4

250

 

хлеб черный

90

540

3

1620

2 буханки

 

герм

сухари

50

300

4

1200

2 суш. Буханки

 

плюшки

50

300

7

2100

   

герм

           

10860

     
                   
                   

"к столу"

всегда

чай

3

18

20

360

   

bottle

соль

 

20

20

400

 

должно хватить

сахар

15

90

20

1800

   

кетчуп

     

500

пару бутылок

:)

чеснок

10

50

10

500

     

лимоны

     

0

штуки 3

   

сухари, хлеб

       

4 свежих и 4 сушеных

магазин в д.Соддер

 

чай каркаде

             

специи всякие разные

         

петрушка, хмели-сунели, перец

bottle/герм

             

3560

     

8. Выводы и рекомендации

В целом, можно говорить о том, что выбранный маршрут и время его прохождения идеально соответствуют заявленной категории. Именно при данных условиях (конец июня, начало июля), по всей видимости, обеспечиваются наиболее оптимальные условия для обретения участниками группы индивидуального опыта прохождения первых для них категорируемых походов, а также для отработки навыков и тактики групповой страховки с берега и на воде. Более ранние походы неизбежно будут проходить при более высокой воде, когда большая часть порогов будет ещё достаточно сложными и опасными, а ближе ко второй половине июля и начало августа будут характеризоваться большим количеством туристических групп на маршруте (и борьбой за стоянки), а также низким уровнем воды, что сделаем многие пороги мелкими с большим риском сесть на мель или пропороть шкуру судна.

Минусом выбранного времени прохождения маршрута является отсутствие грибов и ягод.

Найти транспорт до любой точки Шуи не составляет труда и зависит только от суммы, которую готова предложить группа. В нашем случае это было 3000 рублей от Петрозаводска до Хаутаваарских мостов, но, по нашим ощущениям, сумма в 2500 вполне реальна.

На маршруте много стоянок самого высокого качества, в том числе с банями, так что маршрут можно порекомендовать для прохождения группам, для которых комфорт – не последнее слово в туризме (например, семейным группам). Этими преимуществами активно пользуются коммерческие группы, сплавляющиеся, как правило, до Новых Песков.

Карелия относится к энцефалитоопасным районам, и поскольку на маршруте нами были замечены клещи, мы рекомендуем сделать прививку от энцефалита, а также каждый день осматривать друг друга на предмет обнаружения клещей на теле участников похода.

В магазине в дер. Соддер есть практически всё, что может потребоваться завпиту, на этот магазин можно смело рассчитывать при планировании маршрута.

Пройденный маршрут сочетает в себе самые разные формы водных препятствия, охватывая практически всё туристическое разнообразие Карелии: широкая вялотекущая река, ускоряющаяся при сужении и обрывающаяся порогом, проходит через широкие и протяжённые озёра, а берега и лес меняется от северной тайги до вполне Европейского леса.

Пройденный маршрут не требует высокой квалификации участников, достаточно иметь один опытный экипаж, который намечал бы тактику прохождение порогов (при осмотре) и при необходимости обеспечивал бы страховку с воды.

В походе можно получить опыт прохождение порогов от самых простых (1 – Хаут-перекаты, Собачий) до средне-сложных (3 – Кенякоски, Б. Толли), при этом есть возможность как многократного прохождения, так и обноса любого порога.

Группа прошла маршрут полностью в соответствии с заявленным планом, чего желает и всем остальным коллегам-туристам!


9. Список использованных источников

1.      Юрин. В. Сольфеджио белой воды. – М.: Восточная Книжная компания, 1997

2.      Схема порогов: http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project78/southshu.htm

3.      Фотоальбом рафтерного сплава: http://turkuz.boom.ru/Karelia_raft/photoalbum.html

4.      Материалы по Шуе: карты, лоции, описания. http://www.skitalets.ru/maps/maps_list.htm

5.      Уровень воды в Шуе по года: http://tbp.karelia.ru/ur.html

6.      Отчёт о походе (2 к.с.): http://orel.home.nov.ru/shuya.htm

7.      Спутниковые карты и лоция по километрам: http://www.ergin.ru/pohod/shuya.html

8.      «Женский отчёт» по Шуе: http://www.ergina.ru/freetime/miniBP_2006_on%20the%20eve%20of.html

9.      Маршруты по Шуе: http://www.ticrk.ru/ru/gallery_4777.html

10.  Энциклопедическая статья по Шуе: http://koir.nm.ru/solution_3.htm

11.  Стоянки, препятствия на Шуе: http://www.tourism.ru/docs/pilot/9/14/11/

12.  Отчёт о походе (3 к.с.): http://na-sever.ru/marshruty/yuznaya-shuya-1997

13.  Лоция: http://ktmz.boom.ru/library/wwte/kar10/south/shuja.html

14.  Отчёт о походе (1 к.с.): http://grow-up.narod.ru/karelia_2006.htm

15.  Отчёт о походе (2 к.с.): http://www.lib.ru/TURIZM/shuq4.txt


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;