LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Манарага
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Отчет о лыжном походе по Южной Карелии (Питкярантский и Суоярвский районы)

Отчет о лыжном походе по Южной Карелии (Питкярантский и Суоярвский районы)

19-22 января 2009 г.

Маршрут: дорога Р-21 – оз. Сариярви- оз. Раутаярви – оз. Ала-Лаваярви – оз. Суласалми – оз. Кайталампи – оз. Мусталампи – оз. Котаярви – оз. Руокоярви – оз. Кивиярви – р. Уксунйоки – р. Пенсанйоки – оз. Сури-Ретсуярви – оз. Каллиолампи – оз. Сойкулампи – район г.Туливаранмяки – оз. Латвалампи – р.Лоймола – р.Колос – каньон р. Колос – р.Колос – развалины Тулмозерского завода – пещеры Колатсельга – пос.Колатсельга

Протяженность 80 км

Схема маршрута [900Kb]

Геоданные

Состав группы:

  1. Бекетов Константин
  2. Жаден Олег
  3. Чернорот Елена
  4. Костина Анна

Описание путешествия

 

18.01 2009
На машине заехали по недавно модернизированной дороге Р-21 (Сортавала - Петрозаводск) в район озера Сариярви. От шоссе свернули на север по лесной дороге, этот отворот находится напротив характерного карьера с озерами (карьер расположен к югу от шоссе). Отъехали от шоссе примерно 3 км и заночевали на одном из тупиковых отворотов. Шатер растянули сразу за машиной, закрепив за нее некоторые оттяжки палатки (фото).

 

19.01 2009
Оставив на месте ночлега рюкзаки, предприняли налегке лыжную радиалку по системе озер, расположенной между озерами Сариярви и Пюхяярви. Берега озер поросли почти сплошь сосновыми лесами (фото). У береговой линии леса сохранились, дальше вглубь материка они в основном вырублены и сейчас находятся в разной степени восстановления. Протоки между озерами в основном открыты, льда нет (фото), приходится обходить их по лесу. Некоторые озера разделены узкими высокими грядами, крутыми склонами обрывающимися в воду. В этих грядах часто можно найти проходы наподобие перевалов.

Потратив на этот круг по озерам около 2 часов, вернулись к рюкзакам и вышли на основную часть маршрута. Машину просто оставили в лесу – места достаточно малопосещаемые, тем более зимой.

Движемся по лесной дороге на север в направлении оз.Котаярви. Незадолго перед озером дорогу пересекает старая финская оборонительная линия в виде цепи гранитных противотанковых надолбов (фото). Вышли через лес на лед озера, пересекли его в восточном направлении до истока протоки в следующее озеро Руокоярви. На протоке, свободной ото льда, небольшой порог. Протоку в следующее озеро Кивиярви срезали через невысокую каменистую гряду. На озере Кивиярви на правом по ходу мысу рыбацкая стоянка с полиэтиленовым шалашом. Пересекли озеро в северо-восточном направлении и дальше двигались по обширному болоту, в основном поросшему чахлым сосновым лесом. Общее направление движение – на восток. Помогают канавы, покрытые льдом с тонким слоем снега, по которым удается развивать заметную скорость. Иначе путь проходит по кочкам и бурелому с кустами. После примерно 1 часа движения остановились на ночлег возле небольшой канавы с проточной водой, в молодом березовом лесу с редкими сосновыми сушинами, видимо оставшимися от бора, когда-то росшего на этом месте.

 

20.01 2009
Утром продолжили движение через лес без каких-либо ориентиров, в восточном направлении. Вскоре вышли на дорогу меридионального направления. Прошли по ней на север до отворота назад-вправо, и, придерживаясь этого направления, вышли на берег реки Уксунйоки в месте, где на карте обозначен мост. От моста остались только отдельные торчащие из воды бревна, поверх которых река нанесла завал из упавших деревьев. Река покрыта льдом, аккуратно перешли на правый берег (фото).

Здесь продолжение лесной дороги, уже изрядно заросшей, но пока вполне четко читаемой на местности. По этой дороге прошли порядочное расстояние в северо-восточном направлении, но затем дорога повернула на северо-запад, одновременно став шире и лучше. Этот поворот на карте не показан, по всей видимости это следы деятельности лесорубов. Зато обозначенного на карте продолжения дороги на восток на местности обнаружить не удалось, вновь продираемся через лес по азимуту.

Вышли на русло р.Пенсанйоки. Ширина в среднем около 10 м, река покрыта льдом, за исключением порожистых участков. Идти по руслу легко, получается очень быстро. Движемся вниз по течению в направлении оз.Риухтосенъярви, на восточном берегу которого на картах показана высокая скала. Не доходя до озера примерно 800 м, в районе порога Онгитускоски оставили рюкзаки, и сходили на озеро налегке. Перед впадением в озеро река минует характерную невысокую гладкую скалу на левом берегу. Обозначенная на картах скала на деле оказалась не особо интересной – достаточно пологий пупырь, поросший сосновым лесом (фото). У подножия встречаются разноцветные потоки льда высотой несколько метров (фото).

Вернувшись к рюкзакам и перекусив, через лес в восточном направлении вышли на дорогу, и по ней повернули на север, а затем на восток. Немного запутавшись (соответствие карты местности оставляет желать много лучшего), через болото двинулись на северо-восток и вышли наконец-то на берег озера Сури-Ретсуярви (фото).

Миновав озеро, вдоль незамерзшей протоки вышли к озеру Каллиолампи, а затем к оз. Сойкулампи. Перед Каллиолампи пришлось переходить ручей по бревнам (фото). Обозначенная на картах гора Каллиоламменмяки, на местности оказалась не столь интересной как рисовало воображение. На озере Сойкулампи обнаружили хорошее место для ночлега на высоком скалистом мысу правого (юго-восточного) берега. Этот мыс, наоборот, на картах совершенно не читается.

Встали на ночлег, снега на мысу почти нет. По этому поводу решили даже не ставить печку в палатке, ограничившись вечерними посиделками на улице у костра-нодьи. Воду добыли из озера, с трудом пробив топором прорубь. Толщина льда оказалась порядка 30 см, что сразу прибавило уверенности в движении по замерзшим водоемам.

 

21.01 2009
Утром вышли рано, чтобы нагнать запланированный график, от которого мы немного, но отстаем. Строго на северо-востоке расположен район г.Туливаранмяки, интересный тем, что на карте там нарисован очень пересеченный рельеф и обозначены каньоны глубиной 27 и 21 метр.

Вся местность между озером Сойкулампи и пресловутыми каньонами представляет собой труднопроходимую заросшую подлеском вырубку. С юго-востока на северо-запад этот район пересекает действующая лесовозная дорога, но наш маршрут пересекает ее строго в перпендикулярном направлении. Двигаться через вырубку тяжело, во многом из-за малого количества снега. В особо сложных случаях отдельные участки проходим пешком.

Выйдя по GPS точно в район каньонов, мы были разочарованы. Картографы явно были в азарте в тот день, когда занимались здесь топосъемкой. Местность действительно представляет собой сеть сквозных трещин в скальном массиве, но масштабы гораздо скромнее, чем это обозначено на карте. К тому же, все это хозяйство заросло труднопроходимым подлеском. С трудом продрались через эти буераки к озеру Латвалампи и на его северо-восточном берегу вышли на дорогу. Прошли по ней несколько сот метров, направление с нужным нам вновь не совпало, так что снова продираемся через лес и старые вырубки в излюбленном северо-восточном направлении. В итоге вышли на русло реки Лоймоланйоки, покрытое ровным льдом. Ширина спокойной в этом месте реки порядка 30-40 метров. Повернули влево, вверх по течению, и через 1 км вышли на гладь озера треугольной формы. В северо-восточном углу дорога подходит близко к озеру, надо пройти через лес буквально несколько десятков метров.

Спасительная дорога, передвигаться по плотному насту которой несравненно легче и быстрее, чем по кочкам и кустам, в полном соответствии с картой довела нас почти до русла реки Колос, к которой мы и стремились на протяжении последних двух дней. Дорога вначале хорошего качества, потом постепенно хиреет и зарастает, встречается старый заброшенный балок лесорубов, для ночлега непригодный (фото). Перед спуском к реке свежая вырубка, на которую приводит новая дорога с юга; при нас здесь велись лесоразработки, шумела техника.

Спустившись на лед Колоса, повернули влево, вверх по течению, в направлении знаменитого каньона, куда и лежит наш сегодняшний путь. По широкому руслу вышли на озеро Борисалампи, в его северо-западном углу впадение реки Колос, примерно через 500 метров на реке начинаются промоины на порожистых участках. Берега повышаются, появляются скальные выходы (фото). Обходим промоины по берегу. В 1 км выше река впадает в озеровидное расширение двумя рукавами, образуя наледи. Фактически, отсюда и начинается каньон. Встали на ночевку в лесу на острове, образованном этими двумя рукавами реки. Здесь следы стоянок водников.

Налегке пошли погулять в сам каньон. В нашем случае удалось пройти весь каньон по руслу. Скалы высотой до 10 м (в среднем – порядка 5 м) (фото). Протяженность основной части каньона около 500 м. Река образует несколько водопадных сливов (фото), самый высокий – верхний по течению, около 1,5 метров высотой. Река покрыта слоистым льдом, при движении на лыжах по заберегам необходимо соблюдать осторожность. Выше каньона шивера, судя по непрерывным полыньям (фото).

Каньон, конечно, проигрывает в сравнении с «настоящими» каньонами Саян или Алтая, но для Карелии является уникальным природным образованием.

 

22.01 2009
Утром вышли на рассвете (благо в это время года светает отнюдь не рано). Движемся вниз по руслу р.Колос. Лед с небольшим слоем снега позволяет развивать приличную скорость – судя по показаниям GPS, порядка 5 км\час средняя скорость передвижения, что очень много для лыжного маршрута. На многочисленных шиверах река свободна ото льда, но везде есть удобные и простые обходы такого рода участков; в основном же удается пройти между берегом и полыньей по заберегам.

За 2 часа дошли до порога Карманный, представляющего собой шиверу с большим падением, упирающуюся на левом повороте в отвесную скалу с гротом на уровне воды (фото). Это место известно легендарной историей, когда в 1970-х годах байдарки возможных  первопроходцев реки были затянуты в этот грот, и экипажи чудом избежали гибели. Оказалось, что грот в определенных условиях (при определенном уровне воды) образует сифон, и у людей была возможность дышать, находясь в гроте. Люди выплыли, а байдарки вымыло из грота только через 12 часов (!).

Ниже основной части порога Карманный скальный коридор еще некоторое время продолжается. Ненадежный лед вынудил обойти выходную часть порога над скалами левого берега, и лишь ниже спуститься снова в русло. На карте порог Карманный расположен на характерном изгибе реки напротив горы Оярви.

Через 1 км река Колос впадает в озеро Оярви. Перед самым устьем справа к воде подходит дорога, по которой можно пройти порядка 500 м к развалинам Тулмозерского завода (фото). Металлургический завод был построен на рубеже 19-20 веков и практически сразу, спустя несколько лет после ввода в эксплуатацию, заброшен за нерентабельностью. Сейчас столетние руины представляют собой величественное зрелище (фото).

Переместившись в восточную часть озера Оярви, снова оставили рюкзаки и отправились к еще одному интересному объекту в окрестностях Колатсельги – бывшим штольням, в которых добывали руду для нужд Тулмозерского завода. Штольни расположены к востоку от горы Оярви, за ручьем, рядом с проселочной дорогой, ведущей в деревню Сона.

Система штолен имеет несколько входов. Протяженность ходов составляет несколько сотен метров. Нижние горизонты горных выработок затоплены. Зимой в пещере образуются ледовые сталактиты и сталагмиты (фото).

Вернувшись к рюкзакам, продолжили путь по льду Колоса, представляющего собой цепочку озер, соединенных протоками, часто незамерзшими. Хвойный лес по берегам сменяется лиственным, возле открытой воды приходится продираться по кустам. Река впадает в северный залив Тулмозера, хорошо видны постройки деревни и вышка сотовой связи на западной окраине поселка. Выйдя на шоссе Р-21 (фото), в сотне метров западнее моста можно посетить магазин. Здесь же останавливаются рейсовые автобусы и маршрутки сообщением Питкяранта - Петрозаводск. Мы быстро поймали попутную машину, на которой один человек съездил за нашим автотранспортом и вскоре забрал остальных участников  путешествия.

Поход окончен.

фото
фото Константина Бекетова
первая ночевка
фото Константина Бекетова
озеро Сариярви
фото Константина Бекетова
на озере Сариярви
фото Константина Бекетова
протока между озерами
фото Константина Бекетова
старая линия обороны
фото Константина Бекетова
пересекаем реку Уксунйоки
фото Константина Бекетова
скала на озере Риухтосенъярви
фото Константина Бекетова
ледовые каскады
фото Константина Бекетова
ледовые каскады на озере Риухтосенъярви
фото Константина Бекетова
исток ручья из озера Сури-Ретсуярви
фото Константина Бекетова
переходим ручей из озера Сури-Ретсуярви в озеро Каллиолампи
фото Константина Бекетова
заброшенный вагончик лесорубов
фото Константина Бекетова
река Колос ниже каньона
фото Константина Бекетова
каньон реки Колос
фото Константина Бекетова
каньон реки Колос
фото Константина Бекетова
каньон реки Колос
фото Константина Бекетова
каньон реки Колос
фото Константина Бекетова
Колос выше каньона
фото Константина Бекетова
Колос выше каньона
фото Константина Бекетова
каньон реки Колос
фото Константина Бекетова
каньон реки Колос
фото Константина Бекетова
порог Карманный
фото Константина Бекетова
порог Карманный
фото Константина Бекетова
развалины Тулмозерского завода
фото Константина Бекетова
развалины Тулмозерского завода
фото Константина Бекетова
развалины Тулмозерского завода
фото Константина Бекетова
развалины Тулмозерского завода
фото Константина Бекетова
развалины Тулмозерского завода
фото Константина Бекетова
пещеры Колатсельга
фото Константина Бекетова
пещеры Колатсельга
фото Константина Бекетова
пещеры Колатсельга
фото Константина Бекетова
пещеры Колатсельга; вход в штольню
фото Константина Бекетова
поселок Колатсельга, оз.Тулмозеро

Комментарии: Ваш комментарий:
2010-02-22 13:05:42 | Ваше имя | E-Mail
Интересный рассказ! Но, хотелось бы подробнее узнать нахождение пещер. (т.к. г. Оярви на карте я не обнаружил)

2010-02-25 21:22:31 | kandid | E-Mail
www.tourism.ru/docs/report/ski/9/14/601/img/map.jpg - схема маршрута, там все понятно по местоположению.

2010-02-28 23:11:54 | Ваше имя | E-Mail
Большое спасибо!



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;