Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
В субботу, 5 июля, выехали из Питера на машине по мурманской трассе. Автомобиль был напичкан всякой снарягой, поскольку путь на Соловки предполагался не прямой и не самый короткий: хотели по пути посплавляться в Приладожье, пока в речках оставалась хоть какая-то вода.
После прохождения р.Уксунйоки (10 часов от шоссе Импилахти-Петрозаводск, на полиэтиленовых каяках, с прохождением всех порогов) и разведки некоторых потенциально интересных речек Средней Карелии, к вечеру 8 июля заехали вначале на Беломорканал, а потом в Беломорск осмотреть петроглифы в устье Выга (фото). Погуляли по сухому руслу Выга ниже ГЭС (фото).
Поздним вечером добрались до Рабочеостровска, откуда курсирует катер на Соловки. Ночевали в километре севернее причала на морском берегу, в палатке рядом с машиной. Погода облачная, прохладный ветер, небольшой дождь.
9 июля
Монастырский катер отправляется из Рабочеостровска в 8 утра. Стоимость рейса - 550 рублей с человека. Автостоянка возле причала стоит 250 рублей в сутки за джип.
Оставили машину, погрузились на борт "Святителя Николая" (фото). Катер идет до пристани поселка Соловецкий примерно 2,5 часа. Справа по ходу островной архипелаг, в котором выделяются своей высотой острова Русский и Немецкий Кузова (фото). Затем путь долго лежит по открытому морю; единственный клочок суши на этом отрезке - острова Топы, заметные благодаря маяку.
Прямо возле пристани собрали байдарку и, оставив ее рядом с павильоном музея Соловецких юнг, отправились погулять по Кремлю (фото). Тем временем начался сильный дождь.
Часа в 4 дня отплыли, поливаемые беспросветным дождем. На море отлив, на траверзе мыса Толстик попали в область обширных отмелей. Пришлось местами проводить байдарку. Вылезли на берег в поисках места возможной ночевки, но не нашли пресной воды хоть сколько-нибудь пристойного качества и поплыли дальше.
На мысе Белужий стоит металлическая вышка, с которой проводятся наблюдения за стадом беломорских белух, обитающих в непосредственной близости. Пара белух действительно резвились в сотне метров от берега, вызвав с непривычки некоторое наше смущение. Не каждый день видишь животных размером с байдарку.
В 2-х км от мыса Белужий, в глубине одноименной бухты, стоит несколько изб сборщиков водорослей (фото). Одна из них оказалась не заперта, решили остановиться в ней на ночлег, поскольку дождь продолжался. Пресная вода имеется в речке, впадающей в море неподалеку, но вода перенасыщена железом, с сильным привкусом, поэтому мы использовали дождевую воду из большой бочки рядом с домом. С дровами относительно напряженно – надо ходить в лес за сотню-другую метров.
Натопили комнату, просушили шмотки, к ночи и погода стала потихоньку налаживаться.
10 июля
Солнечно, тепло, небольшой ветер северо-западных румбов. В прилив губа Белужья выглядит совсем по другому (фото), чем вчера, когда мы в отлив пробирались сквозь каменный лабиринт.
Огибаем Большой Соловецкий остров с севера, двигаясь на удалении нескольких сотен метров от каменистого берега (фото). Пересекая губу Сосновскую (фото), снова видели белуху, на этот раз небольшую, пара метров. С моря хорошо различима церковь на вершине Секирной горы.
Пообедали на шикарном песчаном пляже в 1 км восточнее Сосновской губы (фото). Для костра использовали плавник, в изобилии валяющийся на берегу. Пока обедали, со стороны Карелии пришла причудливая грозовая туча, но обошла соловки стороной (фото).
Немного не доходя поселка Ребалда, повернули в направлении острова Анзер, пересекая Анзерскую Салму, пролив шириной 6 км. В проливе волна высотой 0,5 м, свежий ветер. При подходе к Анзеру совсем близко от нашей байдарки показалась крупная белуха, но быстро потеряла к нам интерес и уплыла по своим делам.
Далее двигались вдоль южного берега Анзера и через несколько километров встали на ночлег в бухте перед мысом Плотище. На берегу в этом месте замечательный сосновый лес своеобразного облика: вековые сосны, толщиной до метра, имеют высоту максимум метров 8-10. Подлеска нет совсем, так что сосны этакими морковками торчат прямо из песка. Даже мох на земле растет далеко не везде, на одной из таких песчаных проплешин мы развели костер (фото). Единственный минус этого места – полной отсутствие пресной воды, но канистра у нас предусмотрительно была с собой, еще утром набрали из той самой бочки дождевой воды возле избы.
11 июля
Утром туманно, небольшой северо-восточный ветер. Оставили лагерь, не собирая, и отправились в пешеходную прогулку по Анзеру. По азимуту вышли к подножию горы Голгофы (фото). Здесь целый поселок, во всю идет реставрация Голгофо-Распятского скита. Основное здание (фото) и часовня у подножия склона (фото) уже отреставрированы.
От Голгофы двинулись на восток по дороге, дошли в итоге до пристани в бухте Капельской(фото). Дальше вдоль берега тянется тракторная колея (фото). Лес постепенно сменяется лесотундрой, а на продуваемых ветрами мысах господствует настоящая тундра. Дорога заканчивается возле избы на берегу. Изба явно посещается, но сейчас в ней никого не было. Чуть раньше возле берега в море странноватое геоморфологическое образование в виде осыпного конуса высотой метров 10 (фото). Западнее на безлесном мысу хорошо сохранившийся древний лабиринт (фото).
Берегом вернулись до своей стоянки, лишь срезав по пути мыс Капельский. Собрались, и в середине дня отплыли через Анзерскую Салму к Большому Соловецкому острову, держа курс левее хорошо различимых построек деревни Ребалда. При подходе к берегу попали во встречное приливно-отливное течение, но благодаря быстроходности нашей байдарки быстро преодолели это место.
Дальше движемся вдоль берега, мерно накатывает боковая волна. К берегу не пристать – прибой. Держимся подальше от берега; сгущается туман, курс приходится прокладывать по GPS и шуму прибоя. Миновали несколько едва различимых в тумане изб заготовщиков водорослей. В плотном тумане вошли в пролив Северные Железные ворота и в нем встретили очень сильное встречное приливно-отливное течение. Выглядело это как самый настоящий порог с пенными валами и бочками, но без берегов. Траверсировали струю и по суводям поднялись вдоль потока к спокойному месту. Солнце мутным пятном светит сквозь туман. Ориентируемся по прежнему исключительно по спутниковому навигатору, и к тому времени, когда, по его мнению, мы уже метров 300 как двигались по земной тверди, нос нашей байдарки наконец-то уперся в берег. На ветру холодно, из-за тумана все пропитано влагой. Развели костер из плавника, согрелись.
Перед закатом туман развеялся, пошли прогуляться на знаменитую валунную дамбу, соединяющую острова Большой Соловецкий и Большая Муксалма (фото). Дамба впечатляющих размеров, труда в ее строительство было вложено немало.
12 июля
Солнечно, тепло, небольшой восточный ветер. Дамбу преодолели на байдарке в центральный пролет (из трех возможных), как наиболее глубокий. Ширина этих проходов в дамбе – буквально 1,5 метра, в прилив и отлив небольшое течение (фото).
Огибаем Большой Соловецкий остров с юга, минуя остров Березовский и мыс Печак (фото). Море после мыса Печак мелкое, даже в нескольких сотнях метров от берега постоянно садимся на мель. После мыса Западный Печак взяли курс на остров Большой Заяцкий, пересекая 3-х километровый пролив.
На острове оставили байдарку на восточном берегу и пошли погулять в поисках лабиринтов и прочих достопримов. Остров сложен галечными россыпями (фото), которые поднимаются от моря выраженными террасами. А высшей точке острова – деревянная вышка (фото), хорошо виден Соловецкий кремль.
Деревянная церковь Андрея Первозванного расположена в западной части острова (фото). Здесь же неподалеку несколько хорошо сохранившихся древних лабиринтов (фото). Церковь была построена по указу Петра I при его посещении Соловков в 1701 году. От церкви хорошо набитая тропа через 300 м приводит к святому источнику, единственному пресному роднику на Большом Заяцком острове.
Вернувшись к байдарке, пообедали и в условиях усиливающегося бокового ветра отправились к Соловецкой гавани, замыкая круг вокруг Большого Соловецкого острова. От Заяцкого острова до гавани Благополучия (фото) дошли за 1 час.
Выяснилось, что сегодня вечером в Рабочеостровск рейсов уже больше не планируется, так что возникшая было мысль преждевременно свалить на материк отпала сама собой. Вместо этого предприняли предприняли героический волок с байдаркой до лодочной станции по грунтовой дороге, общей протяженностью примерно 2 км. Поначалу пытались за 1 раз осилить переноску и байдарки и вещей, но через несколько сот метров сдались и начали челночить. Ближе к завершению процесса, когда мы уже изрядно выбились из сил и прокляли саму идею поплавать по внутренней озерно-канальной системе Соловков, нам повстречалась «буханка» со знакомыми ребятами из Мурманского отряда МЧС. Оказалось, что на Соловках грядут масштабные учения спасателей. Так нам удалось немного облегчить свою участь, и хоть последние несколько сот метров подвезти байдарку на машине.
На лодочной станции были не в восторге от нашего появления со своим собственным плавсредством, но воспрепятствовать не смогли. Мы быстро собрались и отплыли.
Первый канал системы был короткий и широкий, но потом начали встречаться более интересные и фотогеничные (фото). Озерно-канальная система состоит из двух маршрутов, называемых «Большим и Малым кругом». Мы отправились, само собой, по «Большому». Маршруты оборудованы указателями (фото), чтобы обычные клиенты на прокатных «Пеллах» не сбились с пути. После последнего по счету канала, приводящего в озеро Большое Красное (фото), слева на берегу изба, которая в нашем случае уже была кем-то занята. Мы отправились ночевать на озеро Гремячье, а берег которого можно попасть, совершив волок по тропе протяженностью 40 метров и перепадом высот метров 7. Тут же слева от тропы отличная стоянка со столом и кострищем. Есть нюанс: в бассейне озерно-канальной системы ставить палатки и разжигать костры официально запрещено, а озеро Гремячье к этой системе номинально уже не относится…
Стоило нам начать ставить лагерь, как тут же пошел довольно сильный дождь. Атмосферные осадки несколько подпортили наш праздничный ужин.
13 июля
Утром дождь, сильный туман. Пока собрались и выплыли, дождь прекратился, а вскоре выглянуло и солнце. По пути к лодочной станции «немного отклонились» от прямой дороги и сплавали туда-обратно «Малый круг». Последний по счету канал Малого круга узкий, с деревянными дощатыми бортами (фото). При его прохождении нам изрядно мешали прокатные лодки, создавшие в канале настоящую пробку.
Финишировали не на лодочной станции, а на соседнем озере, к которому подходит дорога. Здесь на берегу как раз и располагался лагерь МЧС (фото). Увы, на этот раз подвезти нас они не могли, так что пришлось самим тащить все свои вещи до гавани.
Катер, на этот раз не монастырский, а музея-заповедника, отходил в 17-30, стоимость ровно 500 рублей с человека. Плыть до Рабочеостровска те же 2,5 часа. Море было удивительно спокойным (фото), хотя над материком бушевала сильная гроза.
За время нашего отсутствия в каяки на крыше машины налило столько воды, что в них впору было разводить рыбу, - видать, дожди в Кеми шли нешуточные. В 22 часа мы покинули затопленную дождями Кемь и взяли курс на юг…