|
Оглавление1.2 Справочные сведения о маршруте 1.3 Определяющие препятствия маршрута 3.2 Варианты подъезда и отъезда 3.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты 3.4 Изменения маршрута и их причины 5. Техническое описание прохождения группой маршрута 6. Итоги, выводы, рекомендации 6.1 Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте 6.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте 6.3 Дополнительные сведения о походе 6.5 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута 1. Сведения о маршруте1.1 Нитка маршрута:Пос. Островной – р. Иоканга – р. Лыльйок – р. Пуйва – р. Коймвэй – г. Цицныкура-Боллоурта – г. Кырлуайв – г. Большой Рог – г. Вальурта – г. Выхчурта – ур. Семиостровье – г. Песцовая Кейва – г. Слюдяная – оз. Ровозеро – г. Юмперуайв – оз. Ефимозеро – оз. Щучье – пос. Ловозеро. 1.2 Справочные сведения о маршруте:
1.3 Определяющие препятствия маршрута:
2. Состав группы
3. Справочная информация3.1 Общая идея похода.Поход был задуман с целью повышения спортивной квалификации участников и руководителя, а так же с целью подготовки группы в предстоящий поход 5-й категории сложности по Полярному Уралу. Район и нитка маршрута выбраны по принципам: а) подобие тундры Полярного Урала и Кейв (безлесье, отсутствие ориентиров); б) схожесть по климатическим условиям (сильные ветра, плохая видимость); в) близость района, малые денежные затраты на подъезды и отъезды; 3.2 Варианты подъезда и отъезда.Подъезд: г. Мурманск – ЗАТО Островной (погранзона) – теплоход «Клавдия Еланская». Отъезд: пос. Ловозеро – г. Мурманск – автобус. Для прохождения погранзоны в ЗАТО Островном необходимо получить разрешение на посещение через УФСБ по месту жительства. 3.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
3.4 Изменения маршрута и их причины.Нет. 4. График движения.
5. Техническое описание прохождения группой маршрута.
Встали на лыжи на окраине посёлка ЗАТО Островной. Двигались по долине ручья (приток р. Иоканьга), местность пересечённая, долина притока просматривается плохо, поэтому идём по азимуту (196º) и GPS навигатору. Через 2 км вышли на буранный след. ˝Буранка˝ петляет между сопок, но общее направление держит. В итоге до реки Иоканьга по буранному следу около 10 км. Русло видно хорошо, берега крутые, низкорослый лес, кусты. Переход в семь километров вверх по реке и мы на базе лицензионнго лова рыбы. База расположена на правом берегу р. Иоканьга на 1,5 км выше слияния р. Иоканьга и р. Лыльйок. Ночуем в кунге, который откопали из- под снега, есть керосиновая печка.
Вышли с базы в юго-восточном направлении в сторону р. Лыльйок, переход около 2-х км. Русло реки просматривается плохо, можно определить по кустам вдоль берегов (если их видно из-под снега). Дальше следуем вверх по реке, держим направление по азимуту (195º- 200º) и GPS навигатору. Вокруг тундра, всё ровно, всё одинаково. Поскольку с базы вышли поздно (14.00), то и прошли в этот день мало. На ночёвку встали в ложбине под небольшой сопкой с триангуляцией. Ветерок слабый, но ветрозащитную стенку ставим, укрыться негде. Вечером заметно похолодало.
Продолжили движение на Юг по р. Лыльйок, идем по азимуту (185º- 200º) и GPS навигатору. Вверх по реке прошли около 8 км и повернули на Юго-запад, в сторону оз. Ниж. Ворнаявр (А 225º), которое может послужить привязкой к местности, если его будет видно. Во второй половине дня потеплело до 0º, на лыжах подлип снега, скорость упала. Стало ясно, что до озера в этот день не дойти, а привязка нужна. После обеда подмазываем лыжи и идем на Запад ближе к крупным рекам, их можно разглядеть. Ночевать остановились на берегу реки Адийок, нашли промоину, есть вода (меньше расход бензина). По берегам реки - кусты, небольшие деревья (ива, берёза), это укрытие от ветра, но стенку ставим.
Утром, собираясь, наблюдали росомаху. Дальнейшее наше движение на Юго-запад (А 230º). Идти тяжело, мокрый снег, подлип. Подошли к реке Пуйва через два перехода. Определили, что это река по кустам вдоль берегов. Дальше следуем на Юг вдоль русла реки по открытым местам, где меньше липнет снег. Ещё через два перехода река «потерялась», привязок нет. Поворачиваем на Юго-запад, к реке Комвэй (оленеводческая база), направление по GPS навигатору (А 220º), но лыжню прокладываем по открытым возвышенным местам (г. Каютынгская 305 м). При подходе к базе пришлось обходить заросли кустарника. На базу пришли в 22.00, здесь можно просушиться и отдохнуть.
Днёвка на базе оленеводов. База летняя – это два больших жилых дома и баня. Зимой людей на базе нет.
С базы от р. Комвэй прошли небольшой участок через заросли кустарника с рыхлым, липнувшим снегом. Далее поднимаемся на г. Кырвшей (304 м). Подъём пологий, длинный, но по насту идти легко. Дальше движемся на Запад по верхам к горе Цицныкура-Боллоурта. Перепады высот на массиве (до 60 м), практически не ощутимы. Участок от г. Кырвшей до г. Цицныкура-Боллоурта (386 м) через сопку 295 м длиной 10 км проходим за два перехода с очень коротким отдыхом из-за усилившегося ветра и отсутствия каких-либо укрытий. Через массивы гор Цицныкура-Боллоурта и Шуурурта ранее проходила тракторная дорога, о чём свидетельствуют останки брошенной техники. На обед спустились c г. Цицныкура-Боллоурта к границе зоны леса. До г. Шуурурта (347 м) идем по краю зоны леса. Со склона г. Шуурурта увидели крышу дома, и подошли к нему. Дом на реке Сёмужья оказался разрушенным, шатер поставили рядом.
От р. Сёмужья поднялись на г. Кырлуайв (338 м) и двигались далее по массиву до г. Большой Рог, всё время против ветра, но по насту. Спустились с г. Большой Рог (348 м) в глубокий распадок на севере массива, продолжили движение по горизонтали вдоль границы зоны леса не поднимаясь на массив из-за сильного ветра. Пошёл мокрый снег, подлип даже на пластиковых лыжах. Встали на обед у подножья г. 350 м. Поставили шатёр, просушили и намазали лыжи. После обеда продолжили движение по склону массива. В верховьях р. Зап. Червурта видели дом, как позже узнали у оленеводов, летнее стойбище называется «Юрта». На ночлег встали в глубокой лощине на западном склоне г.368 м (исток реки Лосинга).
От места ночёвки продолжили движение по хребту г. Вальурта (356 м). Наверху дул сильный ветер, порывы до 15 м/с. Остановки между переходами короткие, потому что холодно. Видимость хорошая. Верховьев левого и правого притоков р. Пятчема не видно, определить можно лишь по лощинам в массиве Вальурта. Через четыре перехода подошли к восточному склону сопки 325 м в верховья реки Западная Пятчема. Русло реки плохо видно, едва определяется по кустам на берегах. На склонах сопки 325 м низкорослый лес (берёза), кусты, есть одинокие сосны. Обогнули сопку с южной стороны по открытым местам, полянам и встали на обед. После обеда сделали один переход до реки Восточный Ельйок. Река хорошо просматривается, высота берегов до 1 метра. Вышли на хорошо накатанный буранный след , по которому добежали до ур. Семиостровье.
Зимняя база оленеводов. Большой дом разделён на две части. У нас днёвка, наблюдаем быт лопарей и ездовых оленей.
От ур. Семиостровье уходим поздно. С шести утра до 12 часов льёт дождь. К гряде г. Песцовая Кейва (368 м) начинаем движение по левому берегу р. Ельйок. Берег густо зарос кустами и идти неудобно, река вскрыта. Через два километра находим снежный мост и переходим на правый берег реки. Подъём на гряду невысокий (20 м), но крутой. Наверху продувает свежий ветер, временами идёт мокрый снег, видимость не более двух километров . На обед, что бы укрыться от ветра, спускаемся с гряды в зону леса к истокам левого притока реки Быстрая. После обеда следуем в направлении г. Слюдяная, выбирая путь по полянам и редколесью. К горе Слюдяная подходим по одному из притоков реки Рова. На бивуак встали у подножья горы.
От места стоянки до триангуляции г. Слюдяная (330 м) переход 20 мин. С г.Слюдяная на западе хорошо видна г. Ровгора (354 м). Проходим около 3 км по верхам г. Слюдяной и начинаем восьмикилометровый спуск к оз. Ровозеро. Скольжение хорошее, для спуска выбираем открытые места. Переходим оз. Ровозеро и недолго отдыхаем на мысу под прикрытием кустов так как дует сильный ветер. Небольшой подъём по краю глубокой лощины и снова большие поляны и редколесье. Ветер ещё усиливается, стало пасмурно, погода испортилась. Идём по открытым местам по насту, направление на г. Юмперуайв, которая видна на северо-западе (А 300º). В верховье р. Кульйок у подножья г. Юмперуайв встали на ночь.
От бивуака обходим г. Юмперуайв (378 м) с юга, выбирая открытые места и редколесье. Местность пересечённая. Общее направление движения на оз. Ниж. Ленъявр (А 305º). На ручье - левый приток реки Тапперйок выходим на буранный след (хорошо накатанная дорога). Обедаем на р. Тапперйок. Бесснежная полянка, дрова, костёр, открытая вода. После обеда бежим по дороге. Снова встретили росомаху. В 1710 прибежали к берегу оз. Ефимозеро, прошли около трёх километров по губе озера, и встали на кратковременный отдых перед большим переходом.Пересекаем озеро от мыса к мысу. Попутный ветер подгоняет, 8 км пробежали за час, на мысу отходим от берега в глубь леса и разбиваем лагерь.
Ночью шёл снег Пасмурное утро, снег продолжает идти, видимость не более пяти километров. Выходим на лёд озера, дорогу замело. Берём направление на мыс рядом с которым проходит зимник и через 2 км стоим у открытой воды. Уходим на правый берег и мы снова на дороге в лесу она видна хорошо. Свежий снег, плюсовая температура, на лыжах подлип, поэтому полгруппы сняли лыжи и пошли пешком. Прошли оз. Щучье и встали на обед. У костра сушим и промазываем лыжи. Снова побежали. На плёсе р. Чёрная ушли с дороги в лес, и сделали ужин на костре.
От реки Чёрная снова идём по зимнику. На оз. Ловозеро следов снегоходов много и в разных направлениях. Берём курс прямо на трубу ловозерской котельной. При хорошей видимости с озера открывается прекрасная панорама Ловозерских тундр, чем мы и воспользовались, запечатлев их на фото 50. Несмотря на встречный ветер, бежим быстро и без остановок. К 15 часам пришли в поселке Ловозеро. В ожидании автобуса грелись в поселковой котельной. В 23.00 мы были в городе Мурманске. 6. Итоги, выводы, рекомендации.6.1 Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.Быстроменяющаяся погода, сильные метели. Затруднено ориентирование в безлесной зоне, отсутствуют привязки к местности, необходимо постоянно и внимательно двигаться по азимуту. Отсутствие естественных укрытий в условиях плохой погоды. 6.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте.Данная местность интересна своей дикостью, нетронутостью. Кроме ЗАТО г.Островной и села Ловозеро (начало и конец маршрута), жилых поселений нет. Об Иоканге упоминают в своих трудах многие этнографы и исследователи. Первое упоминание о Иокангском погосте относится к 1574 г. Некоторые источники утверждают, что это название произошло от саамских слов: «иок» и «аньгы» - пологий склон. Поселение Иокнга, расположенное на стыке двух морей – Баренцева и Белого, имеет богатую историю. В 1938 г. село Иоканга переименовали в Гремиху. Новое название село получило от большого порожистого ручья, вытекающего из Ромбозера. С 1957 г. Гремиха приобретает статус рабочего поселка. Из-за сурового климата и почти не прекращающихся сильных ветров жители прозвали свой город – городом «летающих собак». С 1982 г. Гремиха переименовывается в ЗАТО город Островной. Кейвы, название приподнятого в виде гряды (длина около 200 км) южного края платообразной равнины, вытянутой с северо-запада от озера Сейявр (Ефимозеро) до Горла Белого моря. Высота до 397 м. Кейвы разделены многочисленными ущельями и глубокими долинами на отдельные участки, массивы (Шуурурт, Ягельурт, Нюхчурт, Вальурт и др.). Лишайниковая тундра. Гряда Кейвы является водоразделом речных систем Баренцева и Белого морей. Село Ловозеро – центр саамской культуры. По саамски Ловозеро – Луяввьрсыййт (село у сильного озера). Название произошло от озера Ловозеро, которое является вторым по величине озером на Кольском полуострове. В 2004 г. Ловозеро торжественно отметило свое 430 летие. 6.3 Дополнительные сведения о походе.Пурга – является наиболее опасным природным фактором в Кейвах. Она налетает неожиданно и длится иногда несколько дней. Следует пережидать её в надёжных укрытиях, в глубоких складках местности, под выступами скал, где можно поставить палатку. Но на отрезке маршрута р.Иоканга – р.Комвей подобные укрытия отсутствуют. Единственной защитой от ветра является стенка из снежных кирпичей. На участке от р.Комвэй –ур.Семиостровье в случае опасного ухудшения погоды есть возможность спуститься в зону леса. Из 13 ночёвок на маршруте 9 в шатре, 4 на базах оленеводов в домах. Перед выходом на маршрут количество бензина для примусов (Шмель 3) делалось из расчета 1 л на день. По факту прохождения маршрута получилось следующее: приготовление пищи на примусах 7 дней (при 3-х разовом использовании примуса), и на кострах 3 дня (в конце маршрута, в лесной зоне), на печках 4 дня (на базах оленеводов). Питание рассчитывалось 600 гр на человека в день, дополнительным питанием служат куропатки (при умении их ловить:). На базе оленеводов Семиостровье нас накормили олениной. Из диких животных на маршруте группа встретила оленей, росомаху, и лису, из птиц – куропаток и полярную сову. 6.4 Денежные затраты.Билет на теплоход «Клавдия Еланская» от г. Мурманск до ЗАТО Островной стоит 330 руб. Автобус из посёлка Ловозеро – 250 руб. с человека. На еду затрачено около 100 руб. на человека в день. 6.5 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.Пройденный маршрут, несомненно, является лыжной ˝четвёркой˝, имеется весь стандартный набор трудностей тундрового района; безлесье, безлюдье, сильные ветра. Так же, прохождение маршрута усложнялось плохой видимостью и отсутствием ориентиров. Из 14 дней пути GPS навигатор применялся постоянно, с первого до 12 ходового дня, для определения местоположения и направления движения, 13 ,14 дни пути для определения скорости и пройденного расстояния по буранному следу. Максимально достигнутая скорость на переходах 8,2 км/час на оз. Ефимозеро (хорошее скольжение, попутный ветер). Минимальная скорость 2,3 км за переход 50 мин. (мокрый снег, подлип, встречный ветер). Зимний поход по Кейвам под силу только опытным туристам, имеющим навыки путешествий по горным, безлесным тундрам с суровым климатом и часто меняющейся погодой. На маршруте проверялась подготовленность участников и снаряжения к более сложным походам в районах Крайнего Севера. Рекомендуем иметь в шатре печку, дров для неё (топить 2 часа вечером и час утром) можно найти, если захотеть. Лучшее время для путешествий по Кейвам – март и апрель.
|