рассвет

Техническое описание маршрута

оз. Ирзиярви - р. Гушкала - оз. Пейзиярви - р. Гушкалка - р. Тулокса

Общее описание

В названиях Гушкала, Гушкалка, Тулокса ударение на первый слог.

Маршрут длиной 53 км, проходит по рекам северо-восточнее Ладожского озера с окончанием либо в Ладожском озере, либо не доходя 1 - 1.5 км до озера. См. Атлас Карелии, листы 110-120. С точки зрения водного туризма - сезонный маршрут: май месяц. Летом вода достаточно низкая и могут быть проблемы с проводкой судов среди камней.

Технические сложности: большое количество бобровых запруд. Пороги сложностей обычно не представляют, хотя и подчас требуют аккуратного маневрирования. Наиболее неприятным может быть прижим на сильном течении к кустам или веткам поваленного дерева. Течение на речных участках практически везде хорошее (~2-4 км/час), встречаются заводи. Медленнее всего течет Гушкалка.

Ландшафт: преимущественно низкие заболоченные берега. Изредка песчаные берега высотой до 2-3 м. Выхода скальных пород нет. Леса преимущественно смешанные: хвойные и берёза, встречаются кустарники. Леса "грязные", неочищенные.

Длительность маршрута: 4-5 дней, что, в основном, определяется редкостью стоянок. В конце мая возможно продление маршрута на 1 день с выходом в Ладогу.

Наш состав: В.Тюкавин, С.Романова, Г.Шуляк, Ю.Молчанов,
  Э.Бобриков, А.Шеремет, А.Дорофеев, Д.Карпенко.

8 человек, 2 катамарана.

Заброска

Из СПб прицепной вагон к поезду N657 на Питкяранту (ходит ежедневно, отправление в 22:15 с Московского вокзала) до Олонца, далее нужно автотранспортом до оз. Ирзиярви (дорога на д. Тигвера через д. Сяндеба). Для туристов из других регионов может представлять интерес заброска через Петрозаводск, где есть 2 вагона на Питкяранту (также до Олонца).

Автотранспортом доехать до оз. Ирзиярви (северная сторона западного залива), где есть небольшая площадка для сборки судов.

Хронометраж похода

В последующем тексте в квадратных скобках [] указаны привязки к картам.

Первая карта

2 мая

8:28 - выехали микроавтобусом из Олонца.

8:42 - поворот с Мурманского шоссе на Нурмолицы.

9:26 - оз. Ирзиярви [2-1].
Стартовая поляна

Удобная для сборки судов и старта поляна находится на самой северо-западной оконечности озера. Есть съезд с дороги, места много. Дрова можно найти в лесу в 200 м от берега. Напротив, через залив, на высоком берегу хорошо видны несколько дач. Люди бывают в основном по выходным. Берег озера у поляны спускается к уровню воды. Дальше по берегу удобные места могут быть, вдоль озера уходит лесная дорога. Вода выше ординара примерно на 0.5 м. Льда уже нет, по дороге видели только на одном озерце полосу льда. В случае холодной зимы на озере может быть лёд. В этом случае можно начинать в дер. Гушкалы, что сокращает маршрут на 5-6 км.
    В лесу достаточно часто встречается снег, большей частью отдельными полянками и лишь изредка большими. Трава сухая, мягкая, лёд в почве протаял.
    По всему течению Гушкалы берега в основном низкие, изредка встречаются песчаные осыпи. Иногда берег подымается, полян, за редчайшим исключением, нет, нет и рыбацких полянок. Лодки видели только при выходе из Ирзиярви. Река много петляет. Поворот на 180 градусов - не редкость. Много бобровых следов.

15:50 - старт.
    Идём вдоль правого берега озера. Проходим небольшую бухточку справа, затем довольно узкий проход в залив, вытянутый в том же направлении, что и озеро. 15 мин перекур.

16:25 - первый порог - крутой зигзаг налево и сразу направо. Узкая, чёткая струя. Кусты почти сходятся над водой.
    Далее широкое подтопление леса, заливной луг. Русла реки почти не видно.

Перед мостом Z-образный
порог-перекат

Вид на мост

16:40 - второй порог на правом повороте. Разлив.

16:45 - третий порог-перекат, ориентир - начало выгонов скота перед д. Гушкала.

16:55 - деревня Гушкала. Перед мостом Z-образный порог-перекат [2-2]. Вдоль основной струи - кустарник. За правым поворотом - камни. При низкой воде камни видны поперёк всей реки. Через 20 метров - мост. От воды до нижнего края моста примерно 0.7 м. Сильное течение. Проводка по правому берегу. На самом берегу колючая проволока. Проводку можно сделать и слева, но выход после погрузки сложнее - нужно круто уходить вправо от камней.

Тоже место
(2 мая)

Вид с моста
вниз по течению
(13 апреля)

17:25 - дальше. Цепочка порогов, хорошие валы.

17:30 - переправа в виде одного дерева почти через всю реку, обнос по ЛБ.

17:45 - (сразу за окончанием деревни) очень старый непроезжий мост [2-3]. Обнос прямо через мост (ближе к правому краю).

Далее до моста дороги Сяндеба-Гушкала препятствий в виде мостов и запруд нет. На этом участке ЛБ преимущественно приподнятый, а ПБ - подтоплен.

18:10 - далее.

18:20-18:30 - подряд три порожка.

Вид с моста
(13 апреля)

За мостом дороги Сяндеба-Гушкала [2-4] через 200 м - шивера.

Район шиверы

18:30 - 18:50 - осмотр вырубки. По ЛБ ожидаемой поляны наверху нет - заболоченная вырубка размером 300*300 м. Стоянок далее нет.

20:00 - Ночевка.
    Место стоянки [3-1] выбрали вынужденно по причине встретившегося завала и позднего времени на одном из крутых левых изгибов реки. Следов человека не было. Палатки поставили в 50 метрах от причала. Берег от причала немного поднимается и образует довольно локальную узкую гряду вдоль другого берега изгиба. Ровных площадок для палаток не было. Дров много. Вечером отметили несколько комаров. Вечер был достаточно тёплый, ночь - прохладная, скорее - холодная. Возможно, была повышенная влажность.

3 мая

Утром встали, позавтракали и не спеша собрались. Вышли около 11:30.

11:35-11:50 - завал.
    Течение среднее.
    Завал.
    Ещё один завал.

12:30 - большая поляна на ПБ. Берёзы, дров не видно, на противоположном берегу тонкие берёзки, кустарник. Этот полуостров направлен приблизительно на запад. Поляна своим северным краем снова выходит к реке.

12:45 - перекур.

13:00 - вышли к устью Гушкалы. Сначала справа увидели прогалины через перелесок.

Последний завал обошли справа, приподнимая одну гондолу. За 300 метров до озера на правом повороте слева хорошо видно озеро Ахвейламби. Стоянки нет даже для обеда.

В озере Пейзиярви, возможно, единственное место для стоянки на ПБ [3-2]. Издалека хорошо виден полуразвалившийся навес. Причал на 2 катамарана (до 4-х). Основной берег выше приблизительно на 2 метра. Место ровное, плотная сложившаяся почва. Поляны собственно нет, но можно разместиться без ограничений.
    Лес в основном зелёный: хвойные и берёзки. Большого количества дров нет, но найти можно. Противоположный берег озера не смотрели. Издалека видна сильно наклонённая прогалина, покрытая снегом.
    Основное кострище внизу у воды, но из-за ветра развели в яме почти у среза основного берега.

16:00 - выход.
    Довольно сильный полупопутный ветер дует диагонально через озеро.

16:25 - ж/б мост между Тимойлой и Умостой. Высота пролёта около 1 метра, проход без проблем. В посёлках магазина нет, приезжает автолавка.

16:30 - перекур.

16:40 - справа и слева возможны стоянки. Следов человека не видно. Перекур - 10 минут.

17:10 - на ПБ возможна стоянка, места много. Берёзы и сосны. Дров не видно.

Вторая карта

17:30 - перекат.

17:31 - порог с поворотом вправо.

17:45-17:50 - последний перед Тулоксой завал.

17:50 - река Тулокса [3-3]. Течение очень приличное. Поворот на юго-запад.

18:45 - перекур. Течение есть, но слабее. Берега низкие, почти вровень с водой.

19:10 - дальше.

19:35 - 20 минут на расчистку протоки [3-4], пройдя по которой мы сэкономили около 1.5 км реки. 19:35 - 20 минут на расчистку протоки [3-4]. Это место хорошо видно на карте: река делает петлю 1,5 - 2 км. На самом деле протоки две, первая шире, здесь больше завалов, течения не видели. Вторая очень отчетливая, длиной около 50 м, с хорошо заметным течением.

20:05 - остановка на ночёвку на ответвлении дороги по ЛБ [3-5]. Места много перед дорогой вдоль реки площадка, уходящая дорожкой вверх по реке. Причал большой, удобный. В 20 метрах выше по течению небольшой ручей. Дрова есть, но не в изобилии. Нашли за ручьём в перелеске. Дорога идёт в Кукшегоры - песчаная, достаточно ровная и широкая.
    Местные здесь, видимо, бывают, есть кострище. Встретили двух охотников. Поляна хорошо утоптанная. Ниже по берегу есть прогалина, в основном слегка наклонная, далее - болотина.

4 мая

12:50 - выход.

300 метров ниже - поляна на ЛБ.

13:00 - за правым поворотом на ЛБ дорога выходит к старому разрушенному мосту [4-1]. Мощный завал. Раскидали справа на ширину 2G (две гондолы).

13:15 - далее.

13:40-13:50 - перекур.
    Справа за узкой полосой леса видно водное пространство. Река плавно уходит влево на юго-юго-запад. Возможно мы перед впадением притока Юлиеги.

13:50 - на самой южной "пипочке" стол и скамейка. Берег низкий.

14:00 - канава и болото по ЛБ.

14:05 - справа Юлиеги, узкая и малозаметная.

14:30-14:37 - перекур.

14:45 - старый мост [4-2]. Подошли к правому берегу через берёзы, далее перенесли катамараны на мост. От моста по ЛБ уходит не обозначенная на карте дорога, скорее всего на Кукшегоры.

Третья карта

15:55 - первый порог на Тулоксе.

16:00 - на ЛБ избушка (остров или полуостров). Пороги заметны, но это непрерывный поток, изредка валы до 0.3-0.4 м, река спокойная, течение есть.

16:00-16:10 - сплавляемся от района первой шиверы. Берег до 1 м высотой, дальше снова низкий.

16:30-17:30 - отдых на ЛБ [4-3]. Кустарник. Встретили рыбака. До дороги Верхняя Видлица-Тулокса около 1 км.

17:50 - на правом повороте на 90 градусов на ПБ - стоянка. Высота берега 2-3 м. Много мусора. До Тулоксы - 3 порога.

Последний порог
(13 апреля)

18:45 - последний порог [4-4] перед левым притоком Сяндебка, перед которым ЛЭП. Течение реки замедляется, но заметно до самой Ладоги.

Вид с автомоста вниз
по течению (13 апреля)

20:05 - финиш [4-5]. Поляна на ЛБ на высоком берегу в 500 м ниже железнодорожного моста. Есть некрутой подъём от воды к поляне. От ж/д моста вдоль берега идёт тропинка, местами влажная. После поляны хорошо утоптанная дорожка в сторону Ладожского озера. До озера около 1 км, по дороге - 3 ручейка.

Церквушка на ПБ около
автомоста

Вид с ж/д моста вверх по
течению (11 августа)

Почва везде песчаная, на противоположном берегу - высокий песчаный откос. Дров мало, лес зелёный, очень много подроста. Большей частью сушины - "карандаши", если хорошо поискать, можно найти и потолще.

Единственный магазин около станции работает до 17:00.

Берег Ладоги типичный для этих мест - широкая полоса песка, далее - дюны, поросшие молодым лесом.

Устье реки не разветвляется. На Ладоге ещё хорошо заметен лёд, местами - с торосами до полутора метров высотой.

Местные жители спокойные, без "азарта". Проходившие через лагерь рыбаки сразу извинялись, даже будучи слегка "тёплыми". В поселке живет около 400 чел. Большая часть - дачники. С телефонной связью могут быть проблемы.

Выезд

С финишной поляны до моста примерно 500 м вдоль по берегу реки. Тропинка местами влажная. Можно пройти глубже, по высокому берегу, но получается довольно большой крюк. Станция - деревянная будка типа автобусной, до таблички "Остановка локомотива" всего 200 м от моста.

Через пос. Тулокса (который на ж/д называется 141-й км, а не Тулокса) проходит 3 вагона: 1 - на СПб и 2 - на Петрозаводск. По расписанию должен быть в 20:05, но в нашем случае - в 21:10 (местные говорят, что это типично). В нашем случае получилось так, что на СПб билетов не было, поэтому доехали только до Лодейного Поля в тамбуре. В самой Тулоксе ж/д кассы нет, билеты - у проводников.

Также через Тулоксу проходит 2 автобуса на СПб в ~10:30 и 15:40. Автобусы могут прийти несколько раньше, поэтому к ним подходить нужно минут за 20.

Из Лодейного Поля можно пытаться уехать Петрозаводским поездом (к которому и прицепляют этот вагон), приходящим около половины первого ночи (на нём мы не уехали - нет билетов), проходящие поезда идут только утром, автобусом на СПб в 1:50 (удалось уехать с трудом одному человеку), электричкой (без пересадки) в 5:25 (на ней мы и уехали). Прибыли в СПб в 10:10.

Разное

Пос. Тулокса

Расписание работы почты в пос. Тулокса:
день обед
пнвыходной
вт10-1713-14
ср11-15-
чт10-1713-14
пт11-15-
сб10-1713-14
всвыходной

Заведующая: Нина Николаевна, очень доброжелательная.
Раб. телефон (81436)246-67, дом. телефон 246-21.

Олонец

Олонец, ж/д вокзал.
Расписание работы кассы:
12:00 - 17:00
21:00 - 22:00
 7:00 -  7:45
Поезд N959. Питкяранта - Лодейное Поле - 22:03, стоит 2 минуты, в Лодейном Поле прицепляют к Петрозаводскому составу.
Поезд N960. Лодейное Поле - Питкяранта - 7:50, стоит 2 минуты.

Можно пытаться заказать автотранспорт (Олонец - код города: 814-36):
   218-24 - Анастасия Васильевна - отдел эксплуатации автохозяйства (автовокзал).
   348-33 - Сергей - частный извоз.