LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Манарага
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

р.Видлица

Отчёт о пеше-водном туристическом путешествии II категории сложности

Поход проводился в рамках учебно-тренировочного похода-семинара, организованного РЦДЮТ.
Район проведения: Карелия, Суоярвский, Олонецкий районы, р. Видлица.
Сроки: с 28 апреля по 11 мая 2002 г.
Руководитель: Джапаридзе А.В.

Содержание


1. Справочные сведения о походе

Проводящая организация: Петрозаводский Государственный Университет, т/к «Сампо»

Вид туризма
Категория сложности похода
Протяженность активной части, км
Продолжительность
Сроки
общая
ходовых дней
Пеше-водный
II
213,4
14
13
28 апреля - 11 мая 2002 г.

Место проведения: Республика Карелия, Суоярвский, Олонецкий районы.
Маршрут: г.Суоярви – ст.Пийтсиеки – д.Колатсельга – д.Палалахта – дорога на Соддер – д.Юргилица – д.Куккойла – оз.Ведлозеро – р.Видлица – д.Большие Горы – ст.Видлица – Ладога.

Категорийность препятствий:

Вид препятствия
Категория трудности
Характеристика препятствия
1
Непрофилированная грунтовая дорога
н/к
Мягкий грунт, обширные лужи.
2
Снежный покров
н/к
Раскисший снежный покров глубиной 0,2-0,5 м под которым вода.
3
Используемая лесовозами, тракторная дорога
н/к
Сильно разбитая лесовозами колея, лужи.
4
Переправа через реки с небольшой скоростью течения (не более 0.5 м/с); глубина 0,5-0,6 м.
н/к
Переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5 м.
5
Переправа через реки шириной 6-20 м; течение среднее (около 1,5 м/с); глубина до 0, 8 м.
Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4человек
6
Порог Кивинпада
3
См. описание
7
Порог Синамус
3
См. описание
8
Порог Риккин
3-4
См. описание
9
Порог Питкоски
3
См. описание

Заявочные материалы рассмотрены и утверждены ТС МКК ФТ РК 24 апреля 2002 г. Группа состояла на учете в КРПСС и ТС МКК ФТ РК.
Отчет о путешествии сдан в КР МКК ФТ РК и находится по адресу: г. Петрозаводск ул Толстого, д. 4, тел.: 55-91-18. Отчет сопровождается фотоматериалами и картами, видеоматериал хранится у руководителя группы.

2. Справочные данные об участниках

Имя
Факультет, группа
Дата рождения
Опыт походов
Должность
1
Джапаридзе Анна
11401, иф-4
7.11.81
I, II, III п-в.у.
руководительль
2
Матейкович Максим
63201, лиф-2
6.09.83
II п-в.у .
завхоз
3
Горновский Виктор
51201, пгс-2
5.06.83
I п. у.
реммастер
4
Рожкова Юлия
11201, иф-2
7.07.83
I п. у.
завхоз
5
Вольячная Света
12201, фф-2
7.08.83
I п. у.
врач
6
Михалева Любовь
11201, иф-2
20.04.83
I п. у.
участник
7
Яхнисова Анна
Чл. клуба
14.12.77
I п-в.р.
участник
8
Горин Альберт
61301, лиф-3
10.09.80
ПВД
участник
9
Пюльзю Александр
62403, лиф-4
9.10.81
II,III П-в.у.
участник
10
Олещук Мария
11205, иф-2
28.11.82
I п. у.
участник
11
Терентьев Костя
псн-2
10.06.82
I п. у.
участник
12
Сабуров Алексей
62502, лиф-5
8.11.79
II п-в.у.
участник
13
Сергеева Нина
144, фия-4 КГПУ
6.11.80
II п-в.у.
синоптик
14
Данилова Юлия
Чл. клуба
7.05.81
III в.у.
участник
15
Аврамов Юрий
Чл. клуба
11.12.78
III в.у.
участник

3. Идея похода, цели и задачи

Основной идеей похода была проверка группы автономно выжить в условиях межсезонья и способности руководителя организовать успешное прохождение группой маршрута.
Перед командой стояли такие задачи, как
  • пройти пеший отрезок маршрута от г. Суоярви до д. Куккойла
  • преодолеть естественные препятствия
  • выяснить подъезды к р. Колласйоки
  • выйти на сплав в контрольные сроки
  • организовать безопасное прохождение порогов экипажам судов
  • участвовать в мероприятиях проводимых организаторами УТП
  • получить необходимые навыки по технике водного туризма

4. Варианты подъезда и отъезда

В Суоярви можно добраться на пригородном поезде Петрозаводск – Суоярви, который отправляется ежедневно в 7 ч. 20 мин. Проезд для студентов составляет примерно18 руб., для остальных пассажиров в 2 раза дороже.
Заброска водного снаряжения в д. Куккойла на Ведлозере (5.05.) осуществлялась силами работников РЦДЮТ на машине.
Выезд намечался на арендованном Университетом автобусе, поэтому точными сведениями об автобусе на Петрозаводск мы не располагали. Ориентировочно 2 раза в день проходит автобус из Сортавала и Питкяранты через Олонец. Поезд на Санкт-Петербург со ст. Видлица идет в 20 ч. 20 мин. Стоянка 15 мин. В Лодейном Поле основной состав идет в северную столицу, а 21-24 вагоны прицепляются к составу следующему из Питера, который благополучно прибывает в Петрозаводск в 7 ч. утра.

5. Аварийные выходы с маршрута

На пешем отрезке пути в первые три дня реально было бы при несчастном случае добраться до Суоярви, где нам оказали бы квалифицированную медицинскую помощь. Через три дня надо выбираться на трассу № 12 Сортавала-Пряжа-Петрозаводск в районе д. Колатсельга (жилой в летнее время).
Из Ведлозера идет дорога, примыкающая к р. Видлица в Кинелахте. Она доходит параллельно реке до самой ст. Видлица.

6. Изменения маршрута и его причины

Заявленный маршрут (следование по дороге в д. Хюрсюля) был изменен по нескольким причинам. Продолжение пути в д. Колатсельга нам настойчиво рекомендовали лесничие из Пийтсиеки. Посмотрев на наши старые карты с масштабом 1:200 000, они сообщили, что расположение дорог и троп в лесу их района существенно изменилось и увеличилось, поэтому нецелесообразно отклонятся от оптимальной дороги, учитывая, что нам нужно уложиться в контрольные сроки. К тому же они уверяли, да мы и сами видели, что состояние болот и зимников очень заснеженное, а мосты разрушены что не вызывало большого оптимизма у членов команды.

7. График движения и метеоусловия на маршруте

Дни пути
Дата
Участок маршрута
км
Характер естественных препятствий, способ передвижения
метеоусловия
1
28.04
г.Суоярви – д.Пийтсиеки
16.8
Движение по автотрассе.
Солнечно, тепло
2
29.04
– в 5 км от озера «Восьмерка»
19.0
Движение по грунтовой дороге, броды.
Днем сильный дождь
3
30.04
– порог на р.Колласйоки в 2 км от д. Колатсельга
21
Движение по грунтовой дороге, переправа.
Тепло, без осадков
4
1.05
– р.Мичиганоя
27.0
Движение по автотрассе, грунтовке.
Солнечно, тепло
5
2.05
– 2 км до поворота на д.Юргилица
17.0
Движение по грунтовой дороге.
Солнечно, тепло
6
3.05
– оз.Тильваярви
16.0
Движение по грунтовой дороге.
Солнечно, тепло
7
4.05
– д.Куккойла
17.6
Движение по лесной дороге, лужи, снег.
Солнечно, сильный ветер, вечером дождь
8
5.05
– о.Сало
3
Сплав
Пасмурно, дождь.
9
6.05
Дневка
 
 
Солнечно, тепло
10
7.05
– Порог после плотины
15.0
Сплав
Солнечно, холодно
11
8.05
– остров на оз. Кинеярви
13.0
Сплав
Солнечно
12
9.05
– Порог Хаммаскоски
14.0
Сплав
Солнечно
13
10.05
– мост на ур. Сорбола
17.0
Сплав
Солнечно
14
11.05
– Ладога
20.0
Сплав
Солнечно

Итого: пройденное пешком расстояние 131,4 км, 82 – по воде, в сумме километраж похода – 213,4 км.

8. Техническое описание маршрута

День первый: Поезд Петрозаводск – Суоярви совершил отправление из столицы Карелии в 7:30 ч. Прибыл в административный центр Суоярвского района в 11:15 ч. В этот день в республике проходили выборы. Поэтому мы, заранее проголосовав по месту жительства, отправились на избирательный участок, чтобы поставить печать в маршрутную книжку. В 12:30 вышли по дороге на Вегарус из города. Через 1 км поворот налево нас направил на ст. Пийтсиеки. Через 700 м ее пересекла ЛЭП. Дорога представляет собой ровную, достаточно широкую полосу.
14:45-16:15 обед на мосту через речку, вытекающую из оз. Исо-кайстенъярви. Кругом болота. Сразу за мостом направо идет лесовозная дорога, нечищеная.
Через 3,5 км еще один мост на реке, вытекающей из озера Куоккасъярви.. Пройдя еще 2 км подошли к дороге на п. Вегарус, перед ней мост через второй исток из того же озера. В 18:45 – деревня Пийтсиеки. Остановившись у магазина, привлекли внимание управляющего местной администрацией – Лапина Андрея Алексеевича, который, оказывается активный турист-поисковик. Так как одной из задач нашего похода было выяснение подъездов к реке Коллас, мы не преминули расспросить местного жителя. Он сказал, что на реку спускаются либо с озера Колласярви, что через 10 км по дороге на Лоймолу, либо через 17 км по дороге на Колатсельгу, где на реке есть мост.
Группа продвинулась еще на 2 км за деревню (через нижний лесосклад и гараж). С пригорка было видно слева озеро Питсойнъярви еще покрытое льдом. Местность заболоченная – проблема со стоянкой, но нашли и ее справа от дороги.

День второй : В 9:45 выход. По дороге прошел трактор с бетонной плахой на цепях и заровнял колеи. Нам это не на руку – образовался рыхлый, воздушный слой, в котором вязли ноги. В 10:15 пересекаем ЛЭП. В 12 ч. появляется развилка налево, видна заснеженная, широкая дорога без чьих-либо следов. Через полчаса ручей пересекает дорогу. Следов моста нет. Струя напористая. Кидаем бревна. Проходим в болотных сапогах. Слева и справа ручей разлился в болота. Слева горка с сухостоем.
12:50 – 14:50 – обед.
15:05 вышли к небольшой, но бурной речке, на которой были остатки моста. Перешли в брод. Начался сильный дождь. С 15:20 до 15:50 стояли под тентом. Ноги по колено в грязи. Будь неладен этот трактор, заровнявший путь! В16:20 мост через реку. Эти все речки и ручьи — бассейн Колласйоки. В16:15 от основной дороги идет заснеженная ветка направо (аз. 190°), через 100 м тоже направо, но сначала чищена, а потом нет (аз. 210°). Может какая-то из этих дорог и ведет к мосту на р. Колласйоки, который примерно в 2, 4 км от основной дороги. Слева большое болото. 17:10 очередная лесовозная дорога налево. Неизвестный мост. Через 20 мин. идет просека (аз. 250°). 18:45 выходим на горку справа, перед ней дикое продолговатое болото, заполненное водой.
19:30 ночевка на горке за болотом. Высоко-высоко на деревьях следы от медвежьих когтей.

День третий: Выход в 9:30. Прошли неизвестный мост, на пригорке пошел зимник влево (болото, вода), вскоре наша дорога пересекла его еще раз. В 10:30 привал у озера, которое местные называют «Восьмерка». Имеется у дороги поляна, рыбацкая будка с печкой.
11:55 переправа через р. Сона. Дорога прерывается примерно на 7 м. Мощная струя, ниже по течению порог с бочкой. Около реки стоят рыбаки. С помощью веревки кинули первое бревно, еще два дополнительных пустили по нему, постепенно подтягивая за конец веревки с того берега. В 12:30 перешли. Дорога сразу в гору. Вокруг вырубки. Входим в густой лес. Через 1 км развилка. Думаем куда нам. По компасу выбрали путь и через 2 км были в д. Сона.
13:50 –16:45 – обед.
Заброшенная деревня очень живописна. На горке стоит сруб разрушенного дома. К реке крутой откос. Больше ничего. Но под горкой вдоль дороги растут в ряд 6 роскошных, огромных елей. На обеде нас так разморило, что с трудом собрались идти дальше. Погода солнечная. В 17:10 дорогу пересекает мощный ручей, который на выходе с дороги образует рокочущую воронку. Перешли по бревнам. В 17:20 мост опять через реку Сона. Виднеются выше по течению пороги. Делаем фото. Сразу за рекой уходит дорога налево в плохом состоянии: болото, снег, под которым вода. По ней я планировала выход на Саригору. Но мы пошли в Колатсельгу. 17:35 зимник справа. Дорогу пересекает множество ручьев. В 19:30 привал у притока р. Колос с плотиной на входе.
20:30 встали на ночь слева на пригорке. Между нами и рекой дорога и ольшаник.

День четвертый: Выход в 9:00. Перед д. Колатсельга старый карьер и кладбище. Выходим на автотрассу и держим путь на Лахту. 10:20 – мост через р. Нарвожу. 10:40 проходим д. Лахта, расположенную на высоком берегу Тулмозера.. Далее идет сложный участок – строительство дороги. Все разрыто, пыльно, куча техники. 12:10 – д. Мандера, через 2 км д. Палалахта. Эти деревни жилые. Навстречу попадается скотина, местные жители. Через три км от Палалахты поворачиваем на дорогу, ведущую в Соддер. Она появляется через 700 м после ЛЭП.
14:00 –16:00 – обед на горке слева от дороги. Вода из ручья. Впереди развилка: налево тупиковая ветвь (туда следует масса охотников), а направо –Соддер. Чуть было, не подцепили клещей. Все время осматриваем друг друга.
Идем по грунтовке. Много луж, ручьев. Лягушки отскакивают от ног, гадюки греются на солнце. 17:30 подряд две переправы через ручьи. Мы либо кидаем камни, либо бревна. Места для стоянки неудобные. Лес мелкий, болота, снег.
20:30 ночевка возле моста через реку Мичиганоя. Есть в ее названии что-то американское!

День пятый: Выход в 11 ч. В 12:10 переправа через реку Кайнооя. В 13:15 справа появляется ламба, а из нее ручей.
15:30 – 17:00 – обедаем у ламбы. Там же стоянка рыбаков. К озерцу ведет широкий подъезд, но сам берег заросший, есть только узкий проход для лодок. Из этого створа даже не оглядеть все озеро.
17:15 мост через р. Суваоя. Дорога то вверх, то вниз. На одной из горок через 4 км видим дорогу влево на Хюрсюля (18:30). Под горкой протекает речка. Кругом болота. Не зря район Суоярвский – «суо» –означает болото! Справа крутой откос, и хотя растут сосны в их основании вода. По правую руку скалы, а под ними карьеры. В 19:30 нашли какой-то заросший ус налево, дошли до выемки и на ее верхней площадке разбили лагерь. Дров нет. Тепло, погода ясная. Ребята решаются ночевать только под тентом, не ставя палатки. Эксперимент удался.

День шестой: В 9:05 выход. Через 10 мин. пересекли ЛЭП. 9:20 поворот на д. Юргилица. Дорога езжая, сухая. 10:45 прошли мелиоративный канал, на нашем пути сегодня их будет много. Ищем место для обеда, но нет воды, либо клещатник. В 13 ч. вышли на болотистую местность, мелколесье.
13:45 – 16:20 обед в 50 м от развилки дорог на 40° и 150 ° по азимуту.
Направо уходит много подъездов к Нялмозеру. Решили пойти налево. В 16:55 дорога идет между двух озер. Через 1 км развилка. На карте этой дороги нет. Выяснилось, что это новая дорога на Сыссойлу. Пришлось вернуться фактически к месту обеда и пойти от развилки направо. В 18:50 подошли к оз. Тильваярви. На пригорке стоянка рыбаков. Красивейший вид на озеро. Мы прошли до реки и повернули направо в лес, чтобы встать на стоянку подальше от дороги, но у озера. Берег очень сухой. Озеро красивое, имеет перемычку – выход в большую часть Тильваярви.
19:30 – ночевка.

День седьмой: Выход в 9:45. В 10 ч заметили дорогу направо. Через 17 мин. речка, а за ней развилка дорог. Азимут левой 108º, правой 190º. Спустя три минуты видим поворот направо (аз. 310 º) и рядом река. Ее течение направо, поэтому делаем вывод, что до Коккозера 5 км. В 11 ч. вышли на развилку. Пошли налево, т.к. справа были лесовозные разъезды. В 11:50 прошли дорогу на Хлевнаволок. Основная дорога теряет первичные качества: она в снегу, местами проложены жерди. Утопаем по колено в снегу. Через 10 мин. выходим на покосы. Деревня Куккозеро располагалась на треугольном мысу, возвышающемся над озером Куккозером. Построек нет. А было здесь когда-то привольно, обалденный вид на озеро! Из деревни налево и в гору ведет дорога вокруг ламбушки, а прямо в д. Юргилица. На выходе из деревни ручей, огромные лужи. Безобразная дорога.
Примерно через 2,5 км замечаем справа ламбину, за ней горка и дорога идет по горке. Вокруг болота. За поворотом налево вырубка. Она ужасно неубранная, дорога разъезжена лесовозами, поэтому в грязь чуть не засасывает. Под склоном слева виднеется озеро и справа.
В 13:15 обедаем на поляне у правой ламбушки. По-видимому здесь общепринятая стоянка – завалены деревья, мусор, костровища. В15:30 вышли и без особых препятствий дошли до Юргилицы. Сначала дорогу пересекла ЛЭП, потом последовали огроды и мы вышли к торцу магазина (что было очень кстати). Поиск бани не увенчался успехом. Народ не очень приветливый, много дачников, местные – пьяные. И, не солоно хлебавши, мы в 18:20 отправились в д. Куккойла. Бежали как лоси, несмотря на дождь. К 19:00 подошли. Так как не знали, откуда именно начнется сплав, остановились на правой стороне деревни, прямо у озера. Дров абсолютно никаких не было. Но договорились с баней и смогли перед водной частью хорошенько помыться. Самой большой радостью была встреча с другими командами семинара.

День восьмой:: Подъем свободный. Ждем снаряжение и остальных членов команды. В этот день два участника похода уехали, и двое приехали. После обеда стали собирать плавсредства на берегу озера Ведлозера и паковать продукты. Шел противный дождь. Кругом много народа. Выяснилось, что на водной части семинар собрал 98 (!) человек.
Выход в 20:00. Дождь усилился. На озере спокойно, но группа сырая с ног до головы. Пройдя около 3 км до о.Сало, мы причалили на его юго-западном берегу. Это был узкий мыс. Хорошее место для лагеря. Сушимся.

День девятый Дневка. Сушим вещи. В 13:00 общее собрание. Представились судьи и команды. Днем происходили небольшие соревнования по технике водного туризма. Стало ясно, что один наш катамаран собран некачественно, пришлось его разбирать и собирать заново. Вечером был общий сбор-знакомство. Песни, шутки, гитара…

День десятый: 11:00 общее построение. 12:30 выход в озеро. Через полчаса мы пристали к полуострову Пананниеми, на котором находится ветхая, полуразрушенная часовня. Построена она не так давно, судя по обшивке и конструкции. К тому же ее состояние говорит само за себя: мастера 17-18 вв. строили лучше, их бы церкви не сгнили за сто лет.
15:00 обед на плотине. Это собственно начало р. Видлица. Плотина разрушена. С левого берега полностью виден только левый слив, но он неудобен, узок для прохода. Есть еще средний и правый слив. В 17:30 все три судна нашей группы по очереди прошли через средний слив, за которым был 50-метровый перекат. Сразу же слева пришлось обходить бревно, вообще воды мало, камни. Через 20 мин. перекат на протяжении 100 м. В 18.30 широкая шивера, русло разбито небольшими островками, проходим левее первых из них, потом между подтопленными кустами. Река делает правый поворот, на котором один член экипажа катамарана теряет весло. Судно переходит на управление гребцами, сидящими по диагонали. Проходим небольшой участок быстротока и продолжение шиверы. Затем левый поворот, струя идёт под правым берегом, можно зацепить кусты. В результате этой встряски с катамарана выпадает карта. Мы стремительно чалимся. Через минуту подходит рафт, выловивший карту, и байдарка. Весло приткнулось к берегу чуть повыше того места, где причалились.
19:00 решили встать на ночевку, так как есть тропы наверх и места под палатки. К нам присоединилась также группа Карабешкина Вадима. Весело отпраздновали День рождения нашей байдарочницы – Юли.

День одиннадцатый: В 6.30 подъём, выход в 10.00. До порога Кивинпада река петляет в болотистых берегах, проходим 2 небольших переката.
В 10:45 чалимся перед пор. Кивинпада на правом берегу. Осмотр порога происходит с опытными инструкторами, которые задают траекторию движения. Устанавливается очерёдность прохождения. Осуществляется фото и видео съемка.
В 13.00 прохождение порога. После правого поворота входная шивера. Двумя небольшими островами (деревьями) река разбивается на коридоры. Слева небольшой узкий ручей. Посередине реки на высоте 0,5 м над водой натянут трос, который не видно с воды. В правом бочка ближе к острову, в неё нас направляет сигнальщик. Затем струя уходит под правый берег, где нужно пройти по нескольким валам до 0,5 м. и главное не ободраться по веткам. За порогом обширное улово и поворот за мыс направо.
13.05-14.30 Наблюдаем за прохождением других судов.
14.30 – 18.00 проходим незамысловатый участок реки до оз. Кинеярви – 8 км. Течение спокойное, перекаты залиты, река засорена топляками. Проходим порог Палакоски. Ничего сложного. На правом берегу зачаленные лодки, от них идет дорога в д. Пульчейла. Через 6 км озеро Кинеярви хорошо заметно слева, можно не доплывая до протоки, пройти по затопленным камышам и траве, направляясь к островам, которые расположены в ряд по основной оси озера.
18:20 встаём на ночёвку на втором (длинном) острове. Берега высокие, много дров. Есть рыбацкий домик. Если переплыть на юго-западную оконечность озера, то по тропе можно добраться в д. Кинелахта, где расположен магазин. На острове все участники семинара, что создает некоторые трудности, но эато можно со всеми пообщаться. И по нашему заказу гид-проводник – Юра дает нам лекцию об особенностях работы с коммерческими туристами.

День двенадцатый: 6.30 Подъём. В 9:00 общий сбор под юго-западным берегом. «Все выстроились на воде, принимая поздравление с праздником Победы. Вверх взмыла сигнальная ракета, и тишину разорвал оглушительный крик «Ура!». Но это еще не все. На спокойной воде этого озера состоялась регата нашего семинара. Шестнадцать плавсредств, стоящие по одной линии вспенили гладь воды ударами весел и с задорными криками ринулись к финишу», – так описывает это утро участник похода Альберт.
10.00 выходим на реку из озера. Проходим плёсовый участок, течение практически незаметно. Много топляков.
12.20 Проходим порог Шаллункоски с поворотом направо. Река огибает небольшую возвышенность на правом берегу. По центру струи идут валы до 0,5 м. Проходим нормально.
Далее следуют несколько несложных порогов и перекатов. Двухкилометровый плес. Вскоре проплываем мимо протоки из оз. Синемукса. Это говорит о том, что мы подходим к трем поочередным порогам: Синамус, Пярзамус и Зуб-порог. Синамус представляет собойшиверу с обливными камнями в струе, длиной около 500 м. Опасность представляет гряда подводных камней на выходе. Уходить лучше всего вправо. Через 200 м начинается порог Пярзамус. Он длиной всего 150 м. Требует лавировки между камнями. Данные препятствия мы проходили в рабочем режиме, т.е. не останавливаясь для осмотра, но в строгом порядке –катамаран, байдарка, рафт для страховки. Малая вода нам диктует только внимательное обхождение обливных камней и топляков.
Через 1 км начинается «Зуб-порог» или иначе Хаммаскоски. Струя чистая с валами до 0.5 м, лишь на выходе от левого берега загораживает реку на одну треть бревно и далее маленький затопленный островок, на который может вынести. Нужно подтягиваться к правому берегу. После этого идет естественное расширение реки, можно причалить прямо на повороте (река незаметно уходит налево), но в этом месте только узкая кромка земли по берегу суха, а дальше болото. Мы решили вернуться немного выше и пристать на правом высоком берегу (в 14:30). Там же оказалась классная стоянка с высокими соснами, хоть и неудобно было вытаскивать плавсредства. Однако все команды это сделали, ничуть не смущаясь того, что выносят рафты, проходя по вещам нашей команды, и задевают натянутый тент. По берегу проходит лесовозная дорога, которая используется нами для обноса порога, т.к. ожидались тренировки на струе.
16.45 выход на воду выше порога. Задачи: прохождение порога лагом, кормой, пересечение струи, чалка в указанном месте, спасательные работы с живцом. Выполнение технических элементов судили организаторы семинара.
Вечер: туристская баня, песни до ночи.

День тринадцатый: Подъём в 8.00. В 10 ч. выход. Далее идут плесовые завихрения реки. Через 5 км подходим к мосту через Видлицу около поселка Большие Горы. С 12:45 до 13:30 гуляем по поселку в поисках магазина, который оказался закрытым. Договорившись с теми, кто оставался ждать открытия о закупке продуктов, мы отправились дальше. Под мостом проплыли по правому проходу. Над головой торчали железные штыри. Надо двигаться осторожно. Еще через 150 м над водой натянут трос на высоте 160-180 см. Через 3 км 250– метровый перекат. От него начинается порог Риккин. Его длина 1 км. По описанию Шилова, состоит из трех частей. Первая опасна тем, что справа имеется ряжевая стенка. Нам она нисколько не помешала. Сказывается малый уровень воды.
Через 5 км выходим к порогу Питкоски, длиной 800 м. Лавируем между воротами из камней. Применяем технику, изученную вчера.
Идем без обеда. Участок пути интересен шиверами и валами, перемежающимися с плесами. Вскоре становится слышным гул машин. В 16:30 мы подошли к автомобильному мосту. По вводной руководства встаем на поляне по левому берегу за мостом. Берег ровный, есть отличные поляны. Вечером планировался общий сбор, но предшествующий ему футбол распалил такой азарт между командами семинара, что матчи понеслись со стремительностью и пылом. После ужина некоторые группы собрались у нашего костра и пели песни.

День четырнадцатый: Подъем в 8:00. Выход в 10:15. Сегодня нам нужно успеть до обеда на ст. Видлица, чтобы проводить двух участников похода в С.– Петербург. Через 2 км нас ожидал порог Онтюжа. Это 3 км перекатов длиной от 20 до 1000 м, на которых не очень много воды.
В Верхнюю Видлицу мы пришли примерно в 13:00. Перед деревней был мост с царь-порогом. Ничего опасного из себя не представляет. Обливные камни. Берега высокие, покосы. Интересно идти и отмечать особенности местной архитектуры, вздыхать, проплывая мимо бани.
В 15:30 мы подошли в п. Видлица к месту около которого располагался магазин. 16:00 встали на обед, проплыв под новеньким мостом. Здесь картофельные огороды и покосы, а если подняться по берегу и пройти вправо, выйдешь к железнодорожной станции. Узнали, что поезд будет в 19:20, сварили обед, разобрали байдарку и проводили ребят до станции.
В 18:00 отчалили и продолжили путь по направлению к Ладоге.
Прошли под железнодорожным мостом и увидели устье Видлицы. Перед нами предстало в синей дымке Ладожское озеро. На нем виднелись остатки льда, в воздухе пахло чем-то необыкновенно морским. Повернув направо, мы двигались на расстоянии 200 м от берега, т.к. ближе еще встречались камни. Примерно через 2 км причалили в месте общего сбора на песчаном пляже.
19:30 организуем ночевку на берегу, моем плавсредства и развешиваем сушиться гондолы от катамарана.
Вечером собрание по поведению итогов. Оказывается, наша байдарка заняла I место по итогам соревнований, а катамаран II . Ликуем, до ночи поем песни.

День пятнадцатый: Отъезд в 12:00 на двух автобсах Университета.

9. Обеспечение безопасности на маршруте

В походе нас поджидало несколько опасностей:
а) клещи
В целях предотвращения клещевого энцефалита ребятам была дана информация об этом заболевании, производилась постоянная проверка одежды каждого члена группы, выбирались места стоянок по возможности в еловом лесу.
б) переправы
У каждого участника похода имелись бродовые сапоги. Все были ознакомлены с техникой прохождения водных препятствий.
в) автотрасса
Движение по дороге осуществлялось цепочкой, по левой стороне дороги, навстречу идущему по полосе транспорту.
г) водная часть похода
Каждый член команды перед выходом на воду получил подробный инструктаж; командование плавсредствами находилось в руках опытных ребят, прошедших пеше-водный поход 3 к. сл.; все участники имели спасательные жилеты; на судах были закреплены спасконцы и оперативная аптечка; движение осуществлялось в строгой последовательности: на плесах первой шла байдарка, затем катамаран и рафт, по порогу – первый катамаран, затем байдарка и рафт; обязателен просмотр порога, страховка с берега и самостраховка.

10. Перечень интересных природных, исторических объектов

Часовня Святого Николая на п-ве Понанниеми озера Ведлозеро. Объект интересен, но находится в очень плохом состоянии.
Ладожское озеро. Выход в открытую Ладогу впечатлил многих. Мощь безбрежного пространства после узенькой реки, причудливые пушистые сосны Приладожья и длинный пляж озаренный во время заката остался в памяти как чудесный, завершающий штрих похода.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поход, я считаю удачным. Наша группа, несмотря на участие в семинаре, показала свою самостоятельность. Состав команды отвечал требованиям спортивного туризма. Ребята обладали необходимым опытом. Психологический климат в группе был благоприятным для прохождения маршрута II к. сл. Заданный график движения позволил группе уложиться в контрольные сроки. Естественные препятствия, встречаемые в пути удалось преодолеть без потери времени и сил.
Подъезды к р. Колласйоки описаны в отчете (см. день первый и второй). Единственное жаль, что не удалось в них до конца удостовериться, т.к. линия маршрута не совпадала с направлением дорог на р.Колос.
Безопасное прохождение порогов экипажам судов было обеспечено в полной мере. Команды активно участвовали в мероприятиях проводимых организаторами УТП и даже заняли призовые места в соревнованиях.
Группа получила необходимые навыки по технике водного туризма, ребята стали увереннее проходить пороги, не бояться экстремальных ситуаций –разворот кормой, потеря весла или участника. Большой плюс, я считаю, в том, что на воде были представлены разные классы судов. Многие ребята из команды опробовали себя на разных плавсредствах. Но, конечно, сочетание судов было бы неприемлемым для серьезных высококатегорийных маршрутов, т. к. рафт и байдарка обладают разной скоростью, да и сложность проходимых ими порогов различается на порядок.
Руководителю надо учитывать, что при прохождении Видлицы солнце слепит глаза, сжигает кожу лица и рук. Обязательно нужно иметь кепки с козырьками, солнцезащитные очки, крем, спасающий от ожогов. Про клещей я уже упоминала неоднократно, но об этом надо всегда помнить: светлая одежда, закрытый ворот и рукава, постоянная бдительность.
Несмотря на то, что мы уходим на природу, главной опасностью остаются люди. Это могут быть нетрезвые лесники, безалаберные охотники, агрессивные местные жители. Поэтому нужно продумывать свое появление в населенной местности, учитывать особенности ее жителей.
По прохождению маршрута рекомендую очень внимательно относиться к многочисленным развилкам дорог, иметь подробные новые карты.

Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;