LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



рассвет
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Отчет о водном путешествии четвертой категории сложности в Лапландии (Финляндия) по реке Латасено

Туристско-спортивный союз Республики Карелия

Федерация туризма Республики Карелия

Туристский клуб "Сампо"

ОТЧЕТ

О водном путешествии четвертой категории сложности в Лапландии (Финляндия) по реке Латасено, совершенном с 21 июня по 3 июля 2004 года

Маршрутная книжка № 34/2004

Руководитель группы:

Ланев Александр Юрьевич

 

Петрозаводск

2004

Содержание

1. Общие сведения о путешествии
2. Список участников похода
3. Подъезд к начальному пункту и отъезд из конечного пункта маршрута

4. Задачи и цели похода

5. Обеспечение безопасности

6. График движения и метеоусловия на маршруте

7. Движение по маршруту и его техническое описание

8. Выводы и рекомендации

1. Общие сведения о путешествии

Вид туризма: водный

Категория сложности: четвертая

Время проведения: с 21 июня по 3 июля 2004 г.

Район путешествия: река Латасено (Финляндия)

Маршрут похода:

Заявленный: оз.Кильписъярви-оз.Пороярви-р.Латасено

Пройденный: оз.Кильписъярви-оз.Пороярви-р.Латасено

Определяющие препятствия (пороги 4-5 к.с.): Тенномуотка, Пирунпортти, Муннинкукркио, Исокурккио, Вяхякурккио

Продолжительность активной части: 13 дней

Протяженность маршрута: 187 км

Состав группы: 8 чел. (список прилагается)

Проводящая организация: турклуб «Сампо»

 

2. Список участников похода

Фамилия, Имя, Отчество Год рожд. Место работы/учебы Домашний адрес Турист. опыт Должность в походе
1 Ланев Александр Юрьевич 1961 ПетрГУ преподаватель г.Петрозаводск Лососин.ш. 22-1-207 V -р (Зеравшан, Ср.Азия) руководитель
2 Люютикайнен Ласси 1941 пенсионер г. Иисалми Савонкату 13 V -у (Зеравшан, Ср.Азия) зам. рук-ля
3 Григорьева Юлия Валерьевна 1978 МЗ секретарь г.Петрозаводск Нойбран-ая 22-а-75 III -у (Ч-Кемь, Карелия) доктор
4 Михалева Любовь Николаевна 1983 ПетрГУ студент г.Петрозаводск Белорусская 15-436 III -у (Ч-Кемь, Карелия) завхоз
5 Ланев Андрей Александрович 1986 Лицей № 1 учащийся г.Петрозаводск Лососин.ш. 22-1-207 III-у (Кутсайоки, Карелия) реммастер
6 Селин Марку 1952 стоматолог г. Рованиеми III -у (Пистайоки, Карелия) фотограф
7 Селин Микка 1985 студент г. Рованиеми III -у (Пистайоки, Карелия) летописец
8 Петая Юсси 1945 хирург г. Рованиеми III -у (Тулема, Карелия) синоптик

3. Подъезд к начальному пункту и отъезд из конечного пункта маршрута

Проезд от Петрозаводска до Иисалми, от Иисалми до Рованиеми, и далее от Рованиеми до оз.Кильписъярви был осуществлен на легковых машинах.

Обратный проезд также был осуществлен на легковых машинах.

4. Задачи и цели похода

В походе преследовалась цель ознакомления с совершенно новым регионом (расширение географии походов т/к «Сампо»), установление международных контактов, приобретение ценного опыта руководства и участия в интернациональном путешествии.

Основной задачей этого похода являлось прохождение маршрута, удачное преодоление локальных препятствий (порогов), дальнейшее совершенствование техники гребли.

Кроме того, немаловажно было подготовить участников к водным походам высших категорий сложности (проверить физическую, моральную и техническую подготовку, и по возможности улучшить её).

Дополнительно ставилась задача приобретения специальных навыков, а именно отрабатывалась техника и тактика преодоления сложных препятствий ( IV - V к.с.) в водном походе.

5. Обеспечение безопасности

Для обеспечения безопасного прохождения сложных локальных препятствий делался предварительный осмотр порогов. При необходимости была организована страховка с берега и со второго катамарана.

6. График движения и метеоусловия на маршруте

Д/п Дата Участок маршрута Км   Метеоусловия Ходов. время Характеристика препятствий
1. 22.06 Оз. Килписъярви – оз. Гахкалъярви 6 Солнечно, t +18°С 1ч 50 м Грунтовая дорога
2. 23.06 оз. Гахкалъярви – г.Гуонваара 21 Переменная облачность, t +15°С 5ч 15 м Туристская тропа
3. 24.06 г.Гуонваара - оз. Пороярви 22 Переменная облачность, t +16°С 4ч 50м Туристская тропа
4. 25.06 оз. Пороярви – г. Пороваара - оз. Пороярви (радиально) 12 Солнечно, t +18°С 2ч 40м Оленья тропа, заросли карликовой березы, морены, снежники, болота
5. 26.06 оз. Пороярви – оз. Рабатъярви 6 Переменная облачность, t +16°С 1ч 10м Шиверы, порог 2 к/с
6. 27.06 оз. Рабатъярви – пор. Пирунпортти 21 Переменная облачность, морось, t +14°С 5ч 45м Шиверы, плесовые участки, пороги 3 к/с (Теномуотка и Сейна), порог 4 к/с (Пирунпортти)
7. 28.06 пор. Пирунпортти – пор. Муннинкурккио 17 Облачность, морось, t +12°С 4ч 10м Шиверы, плесовые участки, порог 3 к/с (Пороенонсуукоски), порог 4 к/с (Муннинкурккио)
8. 29.06 пор. Муннинкурккио – р. Карсоехка 18 Переменная облачность, t +8°С 4ч 30м Плесовые участки (? 15 км), небольшие пороги
9. 30.06 р. Карсоехка – р. Сайтнйоки 16 Дождь, t +6°С 3ч 40м Длинные несложные пороги, шиверы, пороги 3 к/сл (Пееракоски, Сайтсикоски)
10 1.07 р. Сайтнйоки – пор. Вяхякурккио 17 Пасмурно, t +10°С 4ч 05м Плесовые участки, порог 3 к/с (Ямманкоски), порог 5 к/с (Исокурккио), порог 3 к/с ( Вяхякурккио)
11 2.07 пор. Вяхякурккио – пос. Каресуандо 31 Мелкий дождь, ветер , t +5°С 6ч 40м Плесовые участки

ИТОГО:

187   45 ч  

 

 

7. Движение по маршруту и его техническое описание

День 1.

Выехав из Иисалми в 8 утра, прибыли в пос. Килписъярви около 16 часов. Проезд к кемпингу закрыт для посторонних машин, поэтому оставшиеся 6 км до домиков на оз. Гахкалъярви мы преодолели пешком по грунтовой дороге.

День 2.

Утром отправили вещи гидросамолетом на место начала сплава. Другим рейсом забросились финские участники похода. Они ждали нас на озере Пороярви, где начиналась водная часть маршрута. Рейс гидросамолета обошелся нам в 250 €.

От поселка Килписъярви идет туристская тропа, которая проходит как по территории Финляндии, так и по территории Норвегии. Чтобы не нарушать государственную границу соседней страны, мы, свернув с тропы, совершили восхождение на гору Гуонваара (860 м). На склонах горы встречаются снежники, где мы с удовольствием фотографировались. У подножья и на вершине горы – сброшенные оленьи рога. Подъем несложный, достаточно пологий.

Встали на ночевку у подножья горы около 19.00.

День 3.

Вышли в 9.20. После трех километров ходьбы через заросли карликовой березы снова вышли на тропу. Она достаточно утоптана, петляет среди мелких горных озер и пересекает многочисленные ручейки. По пути встретили группу иностранных туристов. Языковой барьер не дал нам возможности пообщаться.

Животный мир Лапландии своеобразен. Нам удалось увидеть стада оленей, взлетающих из-под ног куропаток, мышей-полевок, хищных птиц.

В 17.30 мы добрались до озера Пороярви, где нас ждал горячий ужин.

День 4.

Около 11 утра русская половина группы отправилась в радиальный выход на гору Пороваара, что в переводе с финского означает Оленья гора. Шли по оленьей тропе, продираясь сквозь заросли карликовой березы. Ближе к подножью горы заросли сменились горными озерками и заболоченными участками. Подъем с северо-западной стороны состоит из трех ступеней. Две первых достаточны круты, около 60 градусов. На второй ступени встречаются снежники. Третья – пологая – около 20 градусов. На вершине, где мы были в 2 часа дня, подобие тура. Мы поискали записку, но видимо, здесь их оставлять не принято.

На обратном пути мы подкараулили небольшое стадо северных оленей для фотосъемки. Были в лагере в 16.40. Помогли финнам закончить сборку плавсредств. Завтра начинается водная часть маршрута.

День 5.

После непродолжительных сборов вышли в 11 часов. Сегодняшний маршрут оказался недолгим. Всего 6 км по реке – и мы встали на удобную стоянку, где нас уже ждал вертолет. Это были друзья Ласси, которые не смогли пойти в поход.

Наш маршрут начинался в зоне тундры, где дров по определению нет. Но, при выходе из озера Пороярви есть небольшой сарай с дровами, который периодически пополняется. Для этого в Финляндии существуют специальные службы. Без зазрения совести мы взяли дров на два дня.

Пока река не сложна: небольшие шиверы и порог 2 к/с, которые легко проходятся без осмотра.

День 6.

Выход – 9 ч.50 мин. После небольшой шиверы начались плесовые участки реки. Примерно в 13.00 был первый крупный порог – 3-4 к/сл – Ханнунхалаама. Прохождение порога осложнено крупными обливняками, линия движения с воды не видна. Требуется осмотр. После порога река разливается. Далее следует ряд шивер и продолжительный порог Теномуотко – 3-4 к/сл с левым прижимом на выходе. В нашу воду прохождение затруднено обилием выступающих камней и местами мелководьем. Через 2 км начинается порог Сейна, сходный с предыдущим, также 3-4 к/сл. И сразу за ним на левом повороте порог 4 к/сл – Пирунпортти. Порог представляет собой 2 протоки, разделенные скальным островом. Левая – непроходима. Она узка, нет удобного входа для судов, справа и слева – скальные прижимы на расстоянии около двух метров друг от друга. Правый рукав также обрамлен скалами. На входе – сильный правый прижим, на выходе – бочка.

Порог требует обязательного осмотра, который возможен со скалы на левом берегу. С высоты четко видно как небольшой скальный остров разделяет реку на два рукава, во много раз усиливая течение в каждом из них. Создается ощущение огромных каменных ворот, почему порог и назван Пирунпортти (в пер. с финского «Чертовы ворота»).

Встаем на ночевку левый берег сразу за порогом в 17.30.

День 7.

Вышли в 10.35. После стоянки в течении 4- 5 км – выходная шивера порога Пирунпортти. Затем следует небольшой плесовый участок – и снова шивера, заканчивающаяся порогом Пороенонсуукоски (3 к/сл). Сложность в том, что основная струя идет вправо, где мелко и много камней. Поэтому нужен маневр влево, а с воды это неочевидно. После выходной шиверы идет плесовый участок около 3 км и порог Муннинкурккио (4 к/сл), основным ориентиром начала которого является заброшенная дача пограничников на правом берегу. Порог требует осмотра с правого берега. Прохождение порога осложнено скальными выходами. Требуется выбор линии движения. На входе и на выходе – бочки, а далее валы около двух метров.

Встаем на ночевку после пяти вечера на правом берегу, ниже дачи пограничников.

День 8.

Позавтракав, вышли в 10.50. Около 15 км – плесы. Река разливается между многочисленных островов. На одном из этих островов мы увидели небольшое стадо оленей, которые лежали прямо на берегу, не подозревая, что за ними наблюдают. При приближении катамарана они убежали.

После довольно утомительной гребли по спокойной воде в конце дня начались небольшие пороги 1-2 к/сл.

Встали на ночевку на левом берегу после впадения р. Карсоехка.

День 9.

Выход в 10.40. Проходим ряд несложных порогов: Пингискоски, Муккакоски, Пулсакурккио, перемежающихся шиверами. Далее по нашему маршруту – два порога 3 к/сл – Пееракоски и Сайтсикоски. Линия движения во всех вышеперечисленных порогах читается с воды. Осмотр необязателен.

Встаем на ночевку на правом берегу после р. Сайтнйоки в 16.20.

День 10.

Вышли около 11 часов утра. После небольшого разлива на левом берегу мы заметили настоящий саамский чум. Плес сменяется шиверой и далее порогом 3 к/сл – Ямманкоски. Порог несложный, линия движения угадывается с воды, требуется небольшой маневр.

Изюминкой похода стал порог Исокуркккио – 5 к/сл. Причаливать для осмотра следует за полтора километра до его основной части на правый берег. Ориентиром для чалки судов служит резкий поворот реки налево.

Порог начинается длинной шиверой, вся струя которой идет в скалу левого берега. Необходим уход от прижима. После прижима шивера продолжается, валы увеличиваются. После левого поворота реки четко слышен рев порога, но сам он еще долго не виден. При входе в порог нужно придерживаться правой стороны, поскольку слева легко можно посадить судно на камень. После прохождения первой бочки катамараны разворачивает на 180 градусов и затягивает в улово правого берега. Развернув носы по течению, важно правильно войти в правую струю, для чего необходим подтяг. Далее судно входит в котел, после прохождения которого необходимо попасть в еще одну бочку и причалиться к правому берегу для страховки второго экипажа и осмотра порога Вяхякурккио.

День 11.

Выход в 9.00. День начался с прохождения последнего порога на маршруте Вяхякурккио – 3 к/сл. Струя несет катамаран на огромный камень посреди порога. Необходимо внимание и четкое выполнение команды капитана. Справа от камня – огромная бочка, сопоставимая по размеру с бочками порога Исокуркио.

Далее река представляет собой продолжительный плес. Начинает появляться настоящий хвойный лес, поэтому на всем пути встречаются хутора. При приближении к поселку Каресуандо все чаще попадались рыбаки, которых мы настолько заинтересовали, что нас снимали как на фото, так и на видеокамеру.

Прибыли в поселок около 18.00.

8. Выводы и рекомендации

 

  1. При организации маршрута по территории другой страны следует заранее подготовить необходимые документы для выезда за границу. Загранпаспорт оформляется в течение месяца, виза – в течение двух недель.
  2. Небесполезно перед поездкой повторить (или выучить) язык той страны, в которую вы направляетесь. Языковой барьер очень ограничивает общение.
  3. Заброску на начало сплава рекомендуется осуществлять гидросамолетом, который можно заранее заказать на базе Кильписъярви. Один рейс обойдется в 250 €, что значительно дешевле рейса вертолета.
  4. При планировании маршрута нужно учесть, что вдоль всей реки существуют открытые для пользования домики с минимумом удобств: печным отоплением, туалетом, дровами, костровищем и баками для мусора.
  5. Для успешного прохождения реки необходима предварительная техническая подготовка участников и наличие у них опыта преодоления порогов других рек.
  6. Лето в Лапландии холодное даже для жителей Карелии, поэтому настоятельно рекомендуется взять с собой запас теплых вещей. Температура воды около 5 о С и если вам дорого собственное здоровье, приобретите гидрокостюмы.
  7. Хороших карт по этой территории в России не достать, поэтому задумайтесь о приобретении оных либо через Интернет, либо непосредственно в самой Финлядии.

 


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;