рассвет
Автор: Леонид Смирнов

ОТЧЁТ о лыжном спортивном походе первой категории сложности по Горному Алтаю (хр. Иолго)

Турклуб “Ирбис”

Бийского технологического института

ОТЧЁТ

О лыжном спортивном походе

первой категории сложности

по Горному Алтаю (хр. Иолго)

совершенном с 6 по 13 марта 2005г.

Маршрутная книжка № 3/05

Бийск 2005

1. Справочные сведения

1.1 Проводящая организация

Туристический клуб “Ирбис” Бийского технологического института.

г.Бийск, ул. Трофимого, 27, к.209Б, тел.: 25-24-89.

1.2 Паспорт похода

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая Ходовых дней
лыжный первая 131 8 8 6.03.05г-13.03.05г.

1.3 Район, подрайон похода

Россия, республика Алтай. Хребет Иолго.

1.4 Подробная нитка маршрута

г.Бийск – с.Чемал – р.Куба – р.Аккая – пер.Серебряный(н/к) – р.Аярык – пер.Аярыкский(н/к) – – г.Аккая – пер.Аккаинский(н/к) – пер.Багаташ(н/к) – Каракольские озера – р.Тура – р.Элекмонар – р.Актаргаза – р.Караташ – р.Майма – с.Урлуаспак – г.Бийск.

1.5 Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Название Категория трудности Характеристика препятствия Путь прохождения
Перевал Серебряный н/к высота 1800м подъем по р.Аккая с Запада, спуск на Восток.
Перевал Аярыкский н/к высота 2050м подъем вдоль р.Аярык с Востока, спуск на Запад.
Перевал Аккаинский н/к высота 2055м подъем вдоль р.Аккая с Востока, спуск на Запад.
Перевал Багаташ н/к высота 2000м подъем с Юга, спуск на Север.

1.6 Информация об участниках похода

5 Климова Нина Павловна 1981 ул.Красная, 91-142; 34-15-94

2. Содержание отчета

2.1 Общая смысловая идея похода

Основная идея похода – внести вклад в развитие направления лыжного туризма турклуба “Ирбис”, обращая внимание на привлекательность зимних походов как со спортивной, так и с эстетической точки зрения.

Кроме этого важную роль играет приобретение опыта участниками по технике лыжного туризма, совершенствование туристических навыков по ориентированию, преодолению препятствий, установки лагеря и т.п.

Маршрут выбирался исходя из наличия достаточной информации о районе путешествия и присутствию интересных природных объектов (Каракольские озера, замки духов).

1. Схема подъезда и отъезда

Газель для подъезда и отъезда нанимали у фирмы “БийскАлтайТур” (по цене 6 рублей за километр). До стартовой точки маршрута (с.Чемал, 220 км от г.Бийска) проходит отличная асфальтная дорога. Вдоль реки Куба можно проехать еще порядка 10 км по хорошо накатанной дороге до 4-го моста.

В конце маршрута спуск по р.Майма заканчивается у маральника с.Урлуаспак, до которого идет неплохая гравийная дорога. По этой причине отъезд наиболее рационально планировать от маральника. Село Урлуаспак удалено от города Бийска на расстоянии порядка 160 км, дорога имеет асфальтное покрытие.

2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийный выход с маршрута может осуществляться вниз по р.Элекмонар с выходом в ближайшее село Элекмонар, кроме того имеется возможность добраться туда на транспорте от базы “Пилигрим”, которая расположена на слиянии р.Тура и р.Элекмонар.

В качестве запасного варианта, на случай отставания группы от графика вследствие неблагоприятных погодных условий или иных причин, можно воспользоваться дорогой до р.Куюм вверх по р.Элекмонар

2.4 Техническое описание маршрута

Далее по тексту все берега и притоки указаны орографически.

Ходовое время указано без учета времени затраченного на привалы.

Расстояния измерены по карте масштабом 1:100000.

1 день [6.03.2005]

г.Бийск - с.Чемал - р.Куба

Из Бийска выехали в 7 часов утра и примерно за 2,5 часа на газеле добрались до Чемала. Далее проехали через 1-й мост на р.Куба и поехали вдоль реки. Дорога в принципе неплохая и ехать можно было дальше, но водитель что-то забеспокоился и высадил нас у второго моста и поэтому отсюда началась активная часть нашего похода.

фото 1

место высадки

После выгрузки организовали перекус. Отличились новички набрав еды на "разовый" перекус столько, что нам его хватило до конца похода. Основательно перекусив вышли на маршрут [11:00].

По дороге пошли пешком. Через 40 мин. добрались до 3-го моста. Еще через 40 мин. дошли до 4-го моста. Дорога хорошо укатана, поэтому все пройденное расстояние можно было проехать на машине. 4-й мост разрушен, поэтому дорога проходит по замерзшей реке, в подтаивших местах подложены доски. Далее дорога становится хуже. Проходим мимо жилых домиков.

Недалеко после впадения р.Муирта слева от дороги (по ходу) находится небольшая изба человек на 6-8. К 15 часам подходим к месту впадения р.Сергезю в р.Куба, переходим мостик и справа от дороги видим несколько домиков. Один закрытый с решетками на окнах, две бани возле ручья и еще одна изба, в которой мы и расположились. Изба большая с "домашней" печкой, удобной для приготавления пищи. Здесь достаточно дров. Воду брали из р.Куба.

Ходовое время - 3 часа

Пройденное расстояние - 20 км

Погода - тепло, ясно

2 день [7.03.2005]

р.Куба - р.Аккая

В 8:00 вышли на маршрут через 30 минут пешком добрались до впадения р.Аккая, увидели лыжню, решили дальше идти по ней на лыжах.

Примерно до 10 часов шли хорошо и быстро, если не считать постоянно возникающих проблем с креплениями, но потом солнце нагрело снег и он стал подлипать к лыжам. Эту проблему не удалось разрешить даже после применения лыжной мази (парафин с серебрянкой), подлип лишь немного уменьшился, но не исчез. Кроме этого старая лыжня часто пересекала реку, где уже успели образоваться протаины и ослабнуть снежные мосты, поэтому нам часто приходилось искать другие места перехода реки.

фото 2

Одеваем лыжи

К 16 часам подходим к избе. Она находится на левом берегу реки, под скальником. Изба небольшая для 10 человек немного тесновата, имеется печь. В избе находим ножовку и лопату. Пищу готовим на костре (воду берем из реки).

Ходовое время - 5ч 50мин

Пройденное расстояние - 17 км

Погода - тепло, ясно

3 день [8.03.2005]

р.Аккая - пер.Серебрянный (н/к) - р.Аярык

В 6:30 уже светло. В 7 часов вышли из лагеря. Во избежание проблем с подлипом лыжи решили сразу не одевать. Примерно через час пошел крупный снег, похолодало.

Далее продолжили движение на лыжах. Крутизна подъема все время увеличивается, идем не по лыжне. До самого перевала приходится тропить и идти то "лесенкой" то "елочкой". В 14:00 устраиваем перекус. Для того, чтобы уменьшить проскальзывание подвязываем веревочки к лыжам.

Ближе к перевалу деревьев становится меньше. Наконец В 17:30 мы на перевале (большое плато) идем по насту, уже начинает темнеть, похолодало. На спуске вновь появляются деревья и к реке спускаемся по лесу. В 18:30 решили не искать избу и ставим лагерь на правом берегу р.Аярык. Утоптав площадку устанавливаем палатку, разводим костер под большим кедром, воду берем из реки. День оказался гораздо тяжелее чем предполагалось и группа изрядно выматалась.

Ходовое время - 9 часов

Пройденное расстояние - 14 км

Погода - пасмурно, снег, к вечеру похолодание.

4 день [9.03.2005]

р.Аярык - пер.Аярыкский(н/к)

После вчерашнего сегодня решили поспать подольше. Поэтому из лагеря вышли в 10:50. Поднялись по вчерашней лыжне и пошли по направлению к перевалу вдоль правого берега реки. Через некоторое время подъема лес закончился, снег перестал проваливаться и далее продолжили движение по насту. Отсюда хорошо видно перевал (фото 3

фото 3

пер.Аярыкский

Подъем на перевал не представляет большой сложности, траверсируя склон выходим на перевал [14:50].

фото 4

группа на перевале

Здесь группа разделилась, часть отправилвсь к вершине г.Аккая, остальные начали спуск с перевала (справа от русла реки) и искать место для лагеря. Оставив рюкзаки мы не теряя высоты траверсом пошли вдоль правого склона, затем без лыж забрались наверх [16:00], и подошли к вершине г.Аккая (фото 5).

К 17:00 спустились с перевала и занялись организацией лагеря. Воду получали из снега.

фото 5

вершина г.Аккая

К вечеру похолодало поэтому решили всю ночь смотреть за печкой. Между парнями распределили время дежурства, а для того, чтобы не проспать воспользовались функцией напоминания сотового телефона Антона (подкидывали дрова через каждые 30 мин). После этого ночью было тепло и никто не мерз.

Ходовое время - 5 часов

Пройденное расстояние - 9 км

Погода - ясно, холодно

5 день [10.03.2005]

пер.Аккаинский(н/к) - пер.Багаташ(н/к) - Каракольские озера

Вышли в 8:50. Из лагеря видно расположение перевала (фото 6).

фото 6

Вид на пер.Аккаинский

Лесенкой поднимаемся на перевал [11:00] и устраиваем перекус.

фото 7

На пер.Аккаинский

Дальше не теряя высоты, траверсируя склон выходим на пер.Багаташ(н/к) [13:20].

Спускаемся по лыжне. Сразу после начала спуска у Сереги сломалась лыжа и оторвалось крепление, а через некоторое время у Антона отстегнулась лыжа и скатилась далеко вниз. Пришлось использовать обе запаски. В лесу спуск превратился в слалом между деревьями.

фото 8

на пер.Багаташ

На базе договорились с домиком, за который рассчитались натурпродуктом (сало, сухари, колбаса, каши и т.п.) и заказали баню (350 руб. с группы). Воду для приготовления пищи и бани брали из проруби в озере.

После того как стемнелось нам включили электрический свет и этот вечер мы провели с комфортом и хорошо отдохнули.

Ходовое время - 6ч 30мин

Пройденное расстояние - 19 км

Погода - солнечно, холодно

6 день [11.03.2005]

Каракольские озера - р.Тура - р.Элекмонар - р.Актаргаза

Выход на маршрут в 9:30.

До базы "Пилигрим" по лесу идет хорошо укатанная снегоходом дорога, т.к. здесь всю зиму идет строительство. По этой дороге начинаем спуск. Из-за плотного снега и большого уклона лыжи быстро набирают скорость. На большой скорости никакие способы торможения не действуют поэтому приходится тормозить падением в сугроб. На спуске у Гали сломалась лыжа.

фото 9

Каракольский цирк

На спуске мы встретили группу туристов из Бийска (Лицей 22), они хотели повторить наш маршрут только наоборот.

В итоге спуск продолжался 2ч. 30 мин. Мы не стали спускаться до самого Пилигрима, перешли реку и не одевая лыж, по конной тропе стали подниматься в гору.

На верху дует сильный ветер, немного спустившись в лесу устраиваем перекус [13:45].

Через некоторое время вышли на дорогу, отсюда видно ограждение маральника. Далее спускаемся к р.Элекмонар переходим маральник и идем через ферму.

До р.Куюм вдоль р.Элекмонар идет хорошая дорога, но наш маршрут проходит через р.Актаргаза. Вдоль этой реки идем по тракторной дороге и через некоторое время находим отличное место для лагеря [16:30]. Поскольку на улице было не холодно печь топили только перед сном.

Ходовое время - 5ч 20мин

Пройденное расстояние - 21 км

Погода - ясно, не холодно

7 день [12.03.2005]

р.Актаргаза - р.Караташ - р.Куюм

День предстоял тяжелый поэтому вышли из лагеря в 6:50. Перешли реку Актаргаза и пошли по тракторной дороге. Пасмурно, идет снег. Дорога пошла мимо поля в лес, и привела нас к лесоповалу, поэтому решаем выйти снова на поле. Там находим конную тропу, которая уводит нас опять в лес.

В лесу много развилок, стараемся все время держаться северо-западного направления. Через 1 час выходим из леса на поляну, здесь определяем свое местонахождение на карте. Далее выходим на возвышенность, отсюда продолжаем движение на лыжах.

Пересекаем большое поле и выходим на конную тропу (Где-то здесь, по словам местных жителей, находятся провалы - глубокие земляные воронки). Дальше идем по лесу без лыж в северо-восточном направлении. Через некоторое время выходим на открытое место где находим отличную дорогу, по которой вдоль р.Кутучум спускаемся к р.Куюм [14:50]. Дальше идем по конной тропе.

На слиянии правой приточки и р.Куюм ставим лагерь [16:00]. Река промерзла до дна, поэтому воду добываем из снега. Здесь находим свежий волчий след. Похолодало.

Ходовое время - 7 часов

Пройденное расстояние – 19 км

Погода - пасмурно, плотный снег, к вечеру похолодание

8 день [13.03.2005]

р.Куюм - р.Майма - п.Урлуаспак - г.Бийск

Из лагеря выходим в 9:00.

Одеваем лыжи и поднимаемся вдоль притоки, проходим через лес и выходим на поляну. Дальше идем вдоль кромки леса по конной тропе и выходим на дорогу, по которой начинаем спуск вдоль р.Майма [11:30].

До ручья спустились на лыжах, здесь активно идет заготовка леса, работает несколько тракторов. Дальше по укатанной дороге доходим до маральника [13:10] и решаем идти к деревне навстречу газели, с которой договорились на 14:00. В итоге оказалось что она нас ожидает в противоположном конце поселка.

Ходовое время - 3ч 30мин

Пройденное расстояние – 12 км

2.5 Дополнительные сведения о походе

2.5.1 География района

Каракольские озера расположены на хребте Иолго на высоте 1800 м. Вода в них прозрачная, но кажется черной оттого, что в ней отражаются горы. Всего озер 7. Все они соединены между собой ручейками. Самое верхнее лежит в зоне каменисто-моховой тундры на высоте около 2000 м.

От озер тропа поднимается на Каракольский белок, с вершины которого открывается круговая панорама, а в ясную погоду видна самая высокая гора Алтая — Белуха. Тропа по гольцам приводит к верховьям реки Аккая, вытекающей из озера, расположенного в глубокой впадине между обрывистыми скалами.

Из долины Аккая подъем на небольшую седловину в водораздельном хребте. Здесь местами почти все лето сохраняется снег. Вдали виднеется ущелье реки Айрык. Узкая тропа зигзагами, обходя камни и выходы скал, круто спускается к реке Каракокша. В верховьях ее — провал, называемый “Воронкой”. Он образовался в процессе многовековой разрушительной работы подземной речки. В юго-западной части “Воронки” одиноко стоит крутая известковая скала, а в северной — из-под скал вытекает поток и с шумом уходит под другую скалу. Подземная река промывает древние известняки и неизвестно где выходит на поверхность.

2.6 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Опыт и техническая подготовка членов группы соответствует сложности маршрута. В дальнейшем участники группы могут участвовать в маршрутах I-II категории сложности.

При желании есть возможность по укатанной дороге добраться на транспорте до четвертого моста через реку Куба.

На маршруте достаточно избушек, поэтому имеется возможность большую часть ночевок делать теплыми.

В это время года (первые дни весны) необходимо с большей осторожностью переходить реки, т.к. местами уже появились протаины и ослабли снежные мосты, поэтому следует внимательно и тщательно выбирать переходы. Кроме этого возникает проблема с подлипом, которая значительно может снизить скорость передвижения группы. Для решения этой проблемы рекомендуем до похода просмаливать лыжи и использовать лыжную мазь (серебрянка+воск).

В подобные походы просто необходимо брать с собой солнцезащитные очки и мазь, или другое средство для защиты от солнца.

В целом поход получился интересным и красивым, пройденный маршрут полностью соответствует заявленному. В итоге члены группы приобрели ценный опыт, и многие в этом походе открыли для себя новый вид туризма.