зимние тренировки на скалах

Отчёт о горном походе 2 к.с по Западному Саяну (хребет Ергаки).

Клуб туристов г. Екатеринбурга

Отчет

о горном туристском походе

второй категории сложности по Западному Саяну (хребет  Ергаки)

Маршрутная книжка

№ 06/06

Руководитель группы

Кардаполов Михаил Николаевич
телефон руководителя:
+7 950 20 280 20
8 (35164) 2-49-94

kmn_@pisem.net;

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю. В классе горных походов маршрут имеет II категорию сложности (с элементами третьей).

1.Справочные сведения

Цель похода.

Повышение туристического опыта участников, подготовка к пешим походам 4-5 к.с. Осмотр памятников природы Саянского Хребта. Вообще поход изначально планировался как пешая тройка.

Район похода.

Западный Саян, хребет Ергаки, массивы Ергаки, Метугул-Тайга, Шешпир-Тайга.

Общие справочные сведения о маршруте.

Состав группы 3 человека
Маршрут рассмотрен МКК г.Екатеринбурга
Маршрутная книжка № 06/06

Нитка маршрута:

Усинский тракт - оз.Радужное - г. Висячий Камень - г. Тушканчик(1996,1А) - оз.Мраморное - пер. Курсантов зап.(1Б) - пер. ТайгишII(1Б) - пер. Туманный-2 (2А) - р.Лев.Тайгиш - Оз.Буйбинское(Рыбное) - пер. Метугул-Тайга(н/к) - р.Ус - р.Чап - хр.Шешпир-Тайга - р.Ус - Усинский Тракт - Тармазаковский мост

Состав группы.

Кардаполов Михаил Николаевич Понятова Евгения Владимировна Гудкова Елена Павловна
1982 1987 1978
3ПУ Плато Путарано,
2ПР Южный Урал (1А),2ГУ Южный Урал(1Б)
2ПУ Южный Урал (1А) 3ПУ Плато Путарано, 3ЛУ Алтай (1Б)

Определяющие препятствия маршрута

Локальные
Название к.т Характеристика Способ прохождения
Вершины
Г. Висячий камень н/к Травянистые склоны, высота ок. 1700м, пологая. С-З склон - скальная стена Подъём от Радужного озера по тропе
Г. Тушканчик Луговая вершина, 1996м, крутизна склонов 30°, восточный склон - скальный Подъём с перевала.
Перевалы
Курсантов зап. Сев.склон - скально-осыпной, необходима верёвка, южный - трава, тропа. С юга на север, на спуске навешивали перила (50м)
ТайгишII Южн.склон - тундра и скалы, крутизна до 45°, северный - скальный, крутизна ок. 40°, необходима верёвка Способ прохождения С юга на север, на подъёме и спуске навешивали перила (20м и 100м соответственно)
Туманный II Зап.склон - трава, восточный - скальная стена. С Запада на восток, на спуске - движение по перилам со страховкой (50м).
Метугул-Тайга н/к Склоны лесные и луговые, наверху - тундра, через перевал - тропа По тропе, ч/з вершину 2050м
Траверсы
гребень на отроге хр. Шешпир-Тайга (ок. 3 км) Скалы не сложные, с плоским верхом, несильно рассечённые. Высота скал от 2 до 15м, длина скал около 400м страховка не требуется. На остальных участках - травянистые или скользкие глинистые склоны. С запада на восток, преимущественно по гребню, иногда по склонам
Переправы
Р.Ус Глубина около 1м, течение ок 1м/с, ширина - ок. 25 м Вброд стенкой
Р.Чап Глубина около 0,5м, течение ок 1м/с, ширина - ок. 15 м Самостраховка палками

Схема маршрута.

Здесь выражаю свою благодарность Шишкину С. В., составителю хребтовки масива Ергаки, взятой мной с сайта www.ergaki.krasu.ru . Спасибо, карта очень помогла!

Кроме того в походе использовалась карта хребта Ергаки масштаба 1:200000, электронная копия которой лежала где-то на старом сайте "Романтика". Насколько я знаю, этот сайт сейчас почти не поддерживается, поэтому ссылка может оказаться нерабочей .

2. Сведения о районе путешествия

Описание района для отчёта в МКК я, недолго думая, скопировал по кусочкам с чужих отчётов на этом и других сайтах. Поскольку повторно выкладывать всё это смысла особого не имеет, оставлю эту часть пустой.

Кроме того, гораздо интереснее просто посмотреть фотографии.

3.Организация похода

Маршрут является учебным для тренировки перед походами более высоких категорий сложности. Его можно разделить на 2 части.

Первая часть - горная - проходит по массиву Ергаки. Она имеет небольшую протяженность (менее 60 км), но содержит большинство определяющих препятствий маршрута, в основном перевалов (группой планировалось пройти на этом этапе до четырёх перевалов 1Б). Для этой части было предусмотрено несколько запасных вариантов прохождения на случаи ухудшения погоды и повышения сложности перевалов. Планировалось проходить перевалы, не самые популярные (Туманный I, Динозавр) в этом районе и имеющие по разным источникам различную категорию сложности (Курсантов Зап. по разным источникам 1А-1Б, Туманный I - 1А-2А ).

Ввиду этого были предусмотрены варианты обхода этих перевалов по более простым или более популярным перевалам.

Для прохождения горной части группой было взято на маршрут следующее снаряжение

Общественное:

1. Система - верх и низ
  2. Карабины 3 шт.
  3. Восьмерка 1 шт.
  4. Подъёмное устройство (жумар или капля)
  5. Каска
Группой использовалось всё перечисленное снаряжение кроме закладных элементов (на спусках удобнее крепиться к камням петлями, на подьёмах - не понадобились).

Вторая часть - пешая - проходит по массивам Метугул-Тайга, Шешпир-Тайга и по долинам рек Ус и Чап. Она более протяженная (было запланировано более 100 км), но менее насыщена. Все перевалы в этой части некатегорийные, однако суммарный перепад высот на этой части практически такой же как и на горной. Основными препятствиями здесь являются переправы через Ус и Чап, траверс хребта Шешпир - Тайга. Большая часть пути проходит по тропам, долинам рек, что позволяет быстро проходить большой километраж, не тратить время на разведку и ориентирование.

При организации данной части похода использовались стандартные списки личного и общественного снаряжения, ремнабора и аптечки. В список общественного снаряжения включен дополнительный тент для организации лагеря при затяжных дождях.

Для успешного и безопасного прохождения маршрута были предусмотрены запасные варианты маршрута:

1. Прохождение вместо перевала Тайгиш III (1Б) перевала Тайгиш I (1А).
  2. Прохождение вместо перевала Туманный I (категория в разных источниках указана разная, от 1А до 1Б - 2А. Согласно найденным отчётам, группы ходят в обход, через пер. Сказка) перевальной связки пер.Сказка(1А) + пер НКТ(1А).
  3. Прохождение перевалов Тайгиш III + Туманный I кольцом, с базовым лагерем на оз. Туманное, или на р. Левый Тайгиш
  4. Прохождение вместо перевала Динозавр (1Б) перевала Пикантный(1Б)
  5. Отказ от проходжения перевала Динозавр (1Б), выход на Буйбинское по р.Лев. Тайгиш.
Аварийные выходы с маршрута:
  1. Из долины р.Левый Тайгиш: р.Левый Тайгиш - пер Художников (по пути 1А) - Тормозаковский мост.
  2. Из долины реки Средняя Буйба: по тропе оз.Светлое - р.Тушканчик - Усинский тракт.
  3. Из долины рек Ус, Чап - вдоль р. Ус до Усинского тракта.
  4. Из долины реки Тихая - перевал через хр. Шерпир-Тайга - рУс - Усинский тракт.
  5. Из долины реки Тихая - далее по маршруту.

Организация заброски.

Туда:
  1. Поездом № 68 Москва - Абакан (отправление со ст. Свердловск-Пасс. 09.09.06 в 06.41 моск. прибыние в г. Абакан 11.09.06 в 2.00, 1270 р/чел).
  2. На машине до Тармазаковского Моста (1500р).
Обратно:
  1. На машине от Тармазаковского Моста (1500р).
  2. Фирменный поезд № 65 "Саяны" Абакан - Москва (1730р/чел).

4.Изменения маршрута и их причины

1. Вместо перевала Тайгиш III пройден перевал Тайгиш II с радиальным выходом на пер. Тайгиш I. Причина: не нашли поворот с тропы на Тайгиш III и решили использовать запасной вариант.
  2. Отказ от прохождения перевала Динозавр, выход к оз Верхнебуйбинское по р. Лев.Тайгиш из-за ухудшения погоды.
  3. Отказ от прохождения перевала Тихий - отсутствие у группы запасных дней.
  4. Вместо перевала Туманный-1 (1Б) прошли Туманный-2 (2А) - ошибка руководителя.

5. График движения группы

Дни Дата Участок дневного перехода Характер пути Определяющие Препятствия Km Перепад высты, м
1 11.09 Тармазаковский мост - оз. Радужное - г. Висячий камень - пер. Тушканчик - г. Тушканчик Весь путь проходит по тропам. Погода отличная г. Тушканчик (1996, 1А) 16 +920
-760
2 12.09 Оз.Мраморное - пер. Курантов Зап.(1Б) - ст. Мечта До подъёма на гребень - чёткая тропа. Вдоль гребня - раздваивается, на спуске - теряется в курумнике пер. Курантов Зап.(1Б) 7 +460
-340
3 13.09 ст. Мечта - пер.Тайгиш II(1Б) - пер.Тайгиш I(рад выход с пер.Тайгиш II) Через перевал - тропа, после перевала движение по склону без тропы по кустам, затем по тропе пер.Тайгиш II(1Б) 5 +230
-250
4 14.09 пер. Туманный 2(2A) - р.Лев. Тайгиш Подъём на перевал - тундра и курум, спуск - по зеркалу, затем по куруму, вдоль Тайгишонка - по тропе пер. Туманный 2(2А) 7 +390
-830
5 15.09 р.Лев. Тайгиш - р. Средняя Буйба Вдоль Левого Тайгиша по лесу идёт тропа, вдоль Скрдней Буйбы - сначала тропа, в каньоне - завалы, ближе к озеру - курум 10 -60
+350
6 16.09 р. Средняя Буйба - оз. Большое Буйбинское - лев. Приток. Верхней Буйбы Тропа 8 +300
7 17.09 Пер. Метугул-Тайга (н/к) - р.Ус Тропа, на спуске - заросли кустарника, курум, выходы скал. Лес. На берегу р.Ус - болото переправа ч/з р. Ус (1Б) 13 +400
-900
8 18.09 р.Ус- р.Чап Тропа вдоль берега 26 -150
9 19.09 р.Чап - хр. Шешпир - Тайга (траверс) - р.Ус На подъёме - лес, на гребнях - Завалы деревьев, скалы; на спуске - курум, тустарник, лес переправа ч/з р. Чап (1А) 16 ±1000
10 20.09 р. Ус - Усинский тракт - Тармазаковский мост Вдоль Уса - тропа, далее - шоссе. 23 + 300
- 60
Итого 131 7200

6. Техническое описание маршрута

11 сентября 2006.

Тармазаковский мост - оз. Радужное - г. Висячий камень - пер. Тушканчик - г. Тушканчик.
В Абакан приехали точно по расписанию, в 6 утра по местному времени. На перроне уже оказалась куча водителей, готовых везти нас хоть до самого Кызыла. Поизучав немного чужие отчёты, мы твёрдо решили, что больше 1500 рублей за такси не дадим, тем более что до автобуса ждать около часа. Водители сначала возмущаются - "Да кто за такие деньги повезёт?!", на что я совершенно резонно отвечаю - "Автобус." Вообще на вокзале водителей больше, чем желающих уехать. Не успеваем мы дойти до вокзала, как появляется жутко кипешной мужичёк, подбирает одного желающего доехать до Ермакова за 500р для полного комплекта и мы отправляемся.
На тармазаковском мосту мы оказываемся в полдесятого. За 15 минут выясняем, что зарегистрироваться тут не у кого - базы ПСС есть только на Ойском озере и на Тушканчике. Тем, кто идёт с Тармазаковского моста следует регистрироваться в Абакане или ехать на Ойское. Ну и ладно.
Согласно отчётам, на радужное озеро ведёт довольно болотистая тропа по левому берегу Нижней Буйбы. Однако теперь лето стоит сухое, и по тропе прекрасно идётся, хотя видно, что в дождь она раскисает. Вообще с погодой нам повезло - дождь за всё время похода был лишь 2 раза, поэтому все тропы были в прекрасном состоянии. Вопреки сведениям, что до радужного идти 4 часа, мы доходим за три.
Ещё один важный момент. На тармазаковском к нам присоединяется ещё один участник - с нами на Радужное пошёл пес смешанной породы - наполовину - лайка, наполовину - волк. От собаки ему досталась огромная привязанность к людям и форма морды, от волка - хвост, серая шерсть на спине, страшная нелюбовь к огню, нетерпимость помещений - наотрез отказывался спать под натянутым для него тентом, даже в дождь и град.
На радужном озере стоят две палатки, однако людей не видно. Возле озера перекусили и пошли на висячий камень. Какое-то время поднимались с рюкзаками, затем оставили их перед крутым подъёмом и пошли налегке. Оказалось, что нести рюкзаки нужно было ещё одну ходку.
За час дошли до висячего камня, нафотографировались и вернулись к рюкзакам. Затем за полторы ходки перевалили в долину Нижнебуйбинского озера. Вообще, через отрог, разделяющий Радужное и Нижнебуйбинское идёт очень хорошая тропа. Если бы мы не оставляли рюкзаки слишком рано, то прошли бы побыстрее.
На ручье, вытекающем из Нижнебуйбинского, сварили обед и двинулись дальше.
Отсюда к перевалу Тушканчик тропа становится хуже, чем раньше, регулярно приходится её искать. Здесь и далее нам в этом помогает наш мохнатый проводник - тропы он находит моментально. Вообще, благодаря ему мы экономили массу времени в этом походе.
В нескольких километрах от перевала тропа начинает круто набирать высоту на склон, противоположный Тушканчику. Здесь она раздваивается - одна идёт вверх и назад (очевидно к перевалу Художников), другая поворачивает направо, к Тушканчику.

На перевал поднимаемся около семи часов вечера. В туре записка:
Группа туристов турклуба "Вертикаль" Томского государственного архитектурно-строительного университета в количестве 6 человек, совершая горный поход 1 категории сложности вышла к туру (месту хранения записки) на перевал(вершину) Тушканчик(нк) в 3.26 часов 17.08 2006г со стороны г.Тушканчик. Руководитель группы: Хамматов М.Н. Маршрутная книжка № - . Метеоусловия: ветер, облачно. Состояние группы: отличное. Продолжаем движение в направлении: оз.Буйбинское Нижнее Движение по маршруту от тура начато в 3.30 часов Снята записка группы из Киева от 10 08 2006 года.

Поскольку до заката есть ещё пара часов, начинаем подъём на Тушканчик. По виду подъём недлинный, однако это только кажется - он отнимает около часа времени и немало сил, хотя склон не слишком крутой и не имеет скальных выходов, полок и прочих сюрпризов. Троп, правда, тоже нет. Наверно мы просто основательно устали за первый день.
На подъёме садится первый аккумулятор для камеры.
На вершине установлен небольшой металлический турик, однако банка для записок пуста. Похоже, что из групп, проходящих перевал немногие поднимаются на Тушканчик. А зря! Именно отсюда Ергаки и видны во всей своей красе. Тем более что нам повезло с погодой и со временем - на небе ни облачка, закат освещает пики красным, а долины из-за длинных теней кажутся совершенно чёрными. Зрелище, сравнимое с этим по красоте нам предстало только на перевале Метугул-Тайга.
К рюкзакам мы спустились уже в сумерках. Быстро сложились и начали спуск. Спуск с этой стороны довольно крутой, но через 35 минут встретилась полянка с ручьём и упавшим сухим кедром. На ней и встали за 15 минут до темноты.

12 сентября 2006.

Оз.Мраморное - пер. Курантов Зап.(1Б) - ст. Мечта.
Погода: с утра - Солнечно, днём - пасмурно, высота облачности 1900м.

C утра продолжили спуск в сторону Медвежьего озера. Спуск довольно крутой и скользкий - идёт по ручью, но за одну ходку спустились до поворота в сторону Мраморного. Здесь есть стоянка - большая поляна, костровище, рядом течёт ручей, на берегу кто-то делал баню. От стоянки идёт две тропы - в сторону Светлого и Мраморного озёр.
Идём по тропе ещё две ходки до Мраморного озера. Лес постепенно редеет. Последняя хорошая стоянка в двухстах метрах ниже озера.
Подъем на перевал просматривается от озера практически полностью (фото 1). Обошли озеро справа по ходу, по курумнику, и начали подъём на перевал Курсантов западный.

Курсантов Западный
Категория трудности:
Ориентация: Север-Юг
Характер склонов: южный - трава, северный - скально-осыпной.
Соединяемые долины:оз. Мраморное - истоки р. Левый Тайгиш
Конечные точки маршрута: оз.Мраморное - озеро под стеной к северу от перевала
Расстояние: 1,8 км.
Количество ходовых часов: 7.
Количество точек страховки: 1.
Требуемое снаряжение: - веревка основная 40 м.
Личное: - система, карабин, капля или восьмёрка, каска, альпеншток.

Прохождение перевала можно разделить на 4 части.
1. Подъём. Подъем проходит от Мраморного озера по тропе. Тропа идёт по склону между скальными выходами, крутизна подъёма на разных участках 30 - 45°, необходима страховка альпенштоком. Подъём заканчивается чуть западнее самой низкой точки перевального гребня.
Здесь тропа расходится: вверх по гребню идёт в сторону пика Учителей, вниз (вправо) - к первалу Курсантов Восточный. На склоне, противоположном тропе - сплошное зеркало.
Время прохождения участка 1,5 часа.
2. Траверс. Спуск с перевала возможен в двух местах: с нижнего седла (Курсантов Восточный, 2А) по крутому кулуару, а затем по стене (около 40м вертикального спуска), или поднявшись по гребню в сторону пика Молодёжный, по полке, а затем по куруму под пиком. Тропа на гребне раздваивается - та, что идёт с северной стороны - более опасна - если идти по ней с рюкзаком, необходимо навешивать местами перила. Логичнее идти с южной стороны гребня. Тропа идёт по скальным полкам, иногда требуется гимнастическая страховка, в двух местах требуется снимать рюкзаки и передавать впереди идущему. Оканчивается тропа у перевального тура.
Время прохождения участка 1,5 часа (вместе с разведкой).
3. Спуск начинается от тура. Здесь есть удобный кусок скалы - "проушина", за который можно закрепить верёвку. Спуск идёт по скальной полке, на полке растёт трава, лежит снег. Спуск не крутой, но полка достаточно узкая, поэтому требуется верёвка для страховки при движении с рюкзаком. Страховаться удобнее каплей. Через 45 метров полка расширяется, отсюда можно двигаться без страховки к курумнику под пиком учителей.
Крутизна склона - от 35° в верхней части постепенно выполаживается до 10 - 15. Курумник сначала мелкий, затем становится всё более крупным. На самом пологом месте, где склон переходит в широкую куруменную полку, размеры камней достигают 7 - 8 метров. Куруменный язык, служащий в верхней части единственным местом спуска, далее расширяется, поэтому здесь легко потерять тропу. Турики становятся очень редкими, затем исчезают вовсе. Кроме того, дойдя до самого пологого места, склон снова становится всё круче, из-за чего спуск становится невидим. Из-за очень крупного курумника и необходимости частой разведки склона, на эту часть требуется значительно больше времени, чем на остальные.
Время прохождения участка 3 часа 15 минут (вместе с разведкой).
4.Самый крутой участок склона. Курумник, особенно крупный на одной из полочек, внезапно обрывается на высоте примерно 50-70м. от озера. Далее идёт крутой травяной склон (около 50°). Курумник на нём не задерживается. На этом участке обязательно требуются альпенштоки. Лучше тщательно продумывать путь, благо склон здесь просматривается хорошо. Мы предпочли спускаться вначале по желобу (канаве), промытой водой, поскольку было сухо, и потому не скользко, а затем перешли к кустарникам, заросли которых стали появляться ближе к озеру. За них можно придерживаться на спуске.
Время прохождения участка 45 минут.
перевал Курсантов с оз. Мраморного
перевал Курсантов от оз. Мраморного.
Начало движения от тура
Начало движения от тура.
Перевал Курсантов.Выход на полку.
Выход на полку над северной стеной.
Перевал Курсантов. Северная стена с ниткой прохождения.
Северная стена с ниткой прохождения.

На перевале сняли записку следующего содержания:

Группа туристов ТК "Родонит" г.Челябинска в составе 4 человек, совершая пеший поход III к.с., вышла с озера Художников на веревал "Курсантов западных" (1Б). Движемся в направлении озера мраморное.
Состояние группы: хорошее
Сняли записку группы туристов г. Челябинска ЦДЮТур "Космос" (рук.гр. Одулина Т.В.)
Погода: Облачно, ветра нет
20.08.2006 год 13:00
Рук. группы Горьковый А.Н.
Приезжайте к нам!
Счастья вам!
Солнца!
Удачи!

Спустившись с перевала отдохнули возле озера. Здесь можно встать лагерем - есть участки, свободные от камней, вода рядом, и вообще место красивое. Правда из дров - только кусты на склоне, зато их много.
От озера идёт по курумнику тропа, обозначенная туриками. Курумник в этой части Ергаков особенный - некоторые глыбы достигают высоты трёхэтажного дома. Тропа же идёт по сравнительно "маленьким" камням - 1,5 - 2,5 человеческих роста, не больше. Иногда приходится передавать друг другу рюкзаки, искать обходы. Преодолев за 1,5 часа около километра по этой "тропе" выходим в тундру. По ней идём до стоянки "Мечта", самой восточной её части, где встаём на ночёвку.
Поскольку погода в течение дня постепенно ухудшалась, а к вечеру начало моросить, встали на бугре, чтобы не затопило ненароком палатку. Сразу выяснился главный недостаток позиции - все источники воды удалены одинаково и сильно.
Поскольку пошёл дождь ужинали в палатке.

13 сентября 2006.

ст. Мечта - пер.Тайгиш II(1Б) - пер.Тайгиш I(рад выход с пер.Тайгиш II) - сколн г. Мать Саяна
Со стоянки "Мечта" вышли в двенадцатом часу. Пересекли всю стоянку (на ней оказались места гораздо лучше нашего) и стали подниматься к перевалу Тайгиш. От "мечты" к перевалу идёт нечёткая тропа. Она поднимается по полкам довольно сложным серпантином, обходя зеркала. Снизу трудно определить, где какой Тайгиш находится, и где проходит тропа. Тропу на перевал трудно показать и на фотографии, от озера она нарезает широкий серпантин. Ближе к гребню тропа петляет меньше, склон становится круче. У этой тропы есть ключ - сложный траверс над обрывом - "руками держишься за камень, а ноги вставляешь в щель под камнем и идёшь приставными шагами".

Тайгиш II
Категория трудности:
Ориентация: Север-Юг
Характер склонов: южный - трава, северный - скально-осыпной.
Соединяемые долины:оз. Лазурное - истоки р. Левый Тайгиш
Конечные точки маршрута: озеро к югу под перевалом - плато к северу от перевала
Расстояние: 1 км.
Количество ходовых часов: 4.
Количество точек закрепления верёвки: 1.
Требуемое снаряжение: - веревка основная 80 м.
Личное: - система, карабин, восьмёрка, каска, жумар .

1. Подъём от истоков Лев. Тайгиша по тропе, по склону между зеркалами. Крутизна подъёма на разных участках 20 - 40°, альпенштоки не требуется, так как наиболее крутые участки находятся между полками, либо имеют ступеньки, где безопаснее держаться руками за выступы и имеют небольшую длину между полками, либо требуют навешивания перил. Подъём не камнеопасен.
На этом участке в двух местах требуется использование верёвки - здесь дождями смыло тропу и необходимо подниматься по намечающемуся зеркалу - в одном месте - 7 м, в другом - 13. Длина верёвки - 20м, время прохождения - 3ч.
2.Спуск от тура по кулуару длиной 80м, и шириной ок. 7м. Уклон 35 - 40°. Дно кулуара - в верхней части скала с двумя ступенями по 1,5м. Встречается мокрая и скользкая земля (видимо размыло дождями), в нижней части - трава, размытая земля. В июле здесь наверняка лежал снег. Для спуска и подъёма требуется верёвка. Можно связать 2 верёвки по 40м и по ним спускаться до конца кулуара. Наверху верёвка крепится к крупному камню. В кулуаре есть хорошие трещины для крючьев.
После кулуара идёт спуск по травянистому склону. Уклон 35°, длина спуска около 70 м. Затем склон переходит в плато.
Длина верёвки - 80м, время прохождения - 1час.
Тайгиши. Вид со стоянки Мечта
Тайгиши. Вид со стоянки Мечта.
Тропа на Тайгиш-2. Последние 100м.
Кулуар на спуске с перевала Тайгиш-2.
Подъём на Тайгиш-2
Подъём на Тайгиш-2.

С седла Тайгиш 2 по тропе сходили в сторону пика Голова, до перевала Тайгиш I.
Спуск с Тайгиша I мало отличается от спуска с ТайгишаII, но кажется более сложным. Спуск идёт по полосе зелёнки на границе приподнятой скальной плиты и зеркала . Однако, по отчётам, большинство групп, идет не через Тайгиш II, а делая небольшой крюк, поднимаются сюда. В туре сняли записку:
Контрольная записка.
31 июля 2006 года группа туристов из г. Москвы в составе четырёх человек совершила восхождение на перевал Тайгиш-3 со стороны оз.Лазурное. Сняли записку от 26 июля 2006г. группы из г. Томска

Оставив свою записку, вернулись на Тайгиш II. Здесь записка:

Группа туристов Красноярского Госуниверситета в количестве 10 человек, совершая горное путешествие I категории сложности, вышла к туру на перевале Тайгиш-2 со стороны оз. Художников. Метеоусловия: ясно, солнечно (Уже 6 дней палит).
Состояние группы: отличное.
Группа продолжает движение в направлении: пер. Спящий саян. Движение по маршруту от тура начато в 11.10 часов 15 августа 2006г. Снята записка группы КГУ1 от 15 августа 2006 г под руководством Дорошенко Н.О.
Руководитель группы Похабов Д.Д.
Маршрутная книжка №32-06.

Спуск с перевала занял 1 час, спускались с перестёжкой, связав вместе две верёвки по 50м. Под перевалом находится тундровое плато с небольшими кучками курума, за ним - спуск к Лазурному озеру.
Спускаться к озеру мы не стали, поскольку времени было ещё не много, а обошли овражек стали искать путь к перевалу Туманный.
Траверсируя склон Матери Саян, забрали высоко (по карте, тропа идёт по границе леса, да и в отчётах советуют держаться выше), и попали в трудно проходимый, довольно густой кустарник, с выходами скальных плит без единой зацепки, скользкими от текущей по ним воды. За два часа удалось пройти не более километра. Из-за большого уклона, стали спускаться к лесу. Спуск крутой - пришлось один раз повесить верёвку - привёл на тропу.
Тропа проходит ниже границы леса с кустарником, по крутому склону. Идём по ней достаточно медленно, но гораздо лучше, чем по кустам. Из-за большого уклона поставить палатку у тропы негде. За полчаса до сумерек тропа потерялась.
Возвращаться на несколько километров назад очень не хотелось, поэтому решили разведать, что впереди. Оказалось, что мы находимся примерно в километре от русла ручья, текущего из-под Туманного, а в трёхстах метрах прямо и вверх по склону - граница леса перед перевалом.
Быстро дошли до границы леса и встали под тундровым холмиком на пологом месте. Здесь уже стояли - есть костровище, правда очень-очень старое. Место удобное - наиболее высокая точка границы леса в долине, полого, есть дрова - валежины, хворост и сухары, а главное - место хоть и высокое, но хорошо закрыто от ветра холмиком. Перевалы "Сказка" и "Туманные" - близко. Единственный недостаток - до ручья топать по кустам и камням около 10 минут в одну строну.
Есть готовили уже в темноте.

14 сентября 2006.

пер. Туманный 2(2А) - р.Лев. Тайгиш
Встали в этот дань рано (можно сказать устроили образцово-показательный подъём). Правда, собирались довольно долго, вышли после девяти утра. Обогнули холмик и вышли к ручью. Отсюда открывается вид на пик Черепаху и перевал ??? ( на карте не обозначен - соединяет Кебеж либо с Тайгишонком, либо с цирком между Матерью Саян и Верблюдом - сначала принят нами за Туманный - 2: см.видео).
Отсюда он уже выглядит вполне эффектно и сложно: рядом с ним Туманный, кажется, даже не имеет существенного набора высоты.
Вблизи всё выглядит немного иначе - подняться на гребень можно по полкам, но без верёвки всё равно не обойтись. А через Туманный, набирать высоту всё - же нужно.

Туманный II
Категория трудности: 2A(обратное прохождение - 2Б)
Ориентация: Запад-Восток
Характер склонов: Западный -луговой, Восточный - скальный.
Соединяемые долины:: р.бол.Кебеж - р.Тайгишонок
Конечные точки описания: ореки Бол.Кебеж - оз.Чёрное
Расстояние: 3 км.
Количество ходовых часов: 7.
Количество точек закрепления верёвки: 1.
Требуемое снаряжение: веревка основная 50-55 м - 2 шт, расходные петли, для подъёма со стороны Тайгишонка необходимы закладные элементы, оттяжки и проч...
Личное: - система, 2 карабина, восьмёрка, каска, доп. ус для пристраховки рюкзака, для прохождения со стороны Тайгишонка необходимы жумары. .

Перевал Туманный. Западный склон.
Перевальный взлёт от истока р.Кебеж.
1. Подъём. Подъем проходит от леса по тундре. Тропа идёт вдоль ручья и сворачивает на перевал Сказка незадолго до гребня. Идти можно и без тропы (чтобы не терять высоту мы так и сделали), без труда обходя по тундре скопления курума. Подьём некрутой (10 - 15°, на подъёме из цирка около 25), единственное небольшое зеркало видно издалека, оно обходится справа. За 100 - 150 м до гребня начинается сплошной пологий курум, местами крупный. Страховка и самостраховка не требуется.
время прохождения участка - 2ч.

2. Спуск представляет собой вертикальную стену. Высота обрыва в ЛЮБОЙ точке перевала превышает 100 м. Спуск лучше осуществлять в северной части обрыва. Здесь зеркало начало разрушаться (в южной части оно абсолютно гладкое), на нём появляются узкие полочки, ступени. На месте спуска кем - то оставлена верёвка.
Спускаться следует сначала вертикально вниз около 15 метров до широкой полки, затем понемногу забирать к северу, где склон немного выполаживается и разрушается. Через 50 метров спуск выводит к полке, по которой можно пройти без рюкзака, а через 5 метров и с рюкзаком. Полка выводит на склон пика, ограничивающего перевал с севера.

Длина верёвки - 55м, время спуска- 4 часа(сильно тормозили!).

Восточная стена перевала Туманный-2.
Восточная стена перевала Туманный-2 .
3. Спуск по склону . Склон здесь достаточно крутой, на нем есть зеркала, скользкие крутые травяные участки, но можно серпантином спуститься по полкам. Лучше всего наметить путь находясь наверху - оттуда хорошо видны все зеркала и скользкие склоны. При спуске же они видны плохо, и можно случайно выйти на скользкий участок с всё возрастающей крутизной, и переходяший в зеркало, причём обратно подняться иногда невозможно из-за скользкой травы. Тропы здесь нет.
время прохождения участка - 1.ч

Перевал Туманный. Западный склон.
Перевал Туманный - 2. Западный склон.
Восточный Склон перевала Туманный-2.
"На стене". Восточный Склон перевала.
Полка на середние спуска.
Перевал Туманный. Полка на середние спуска.

На Туманный поднялись параллельно тропе в 11 с минутами утра.
В туре нашли записку:

Всем привет!
Мы группа из Красноярска в составе 9 человек Зашли на перевал Туманный. Погода: Облачно. Руководитель: Артемьева Екатерина.
26.07.2006г.
15.07. (время)

Всем Хорошей Погоды!

Минут через 10 нашли чужую верёвку, указывающую место спуска. Доверять ей не стали.
Поскольку других, более простых вариантов спуска не нашли, а спуск не показался сложным (с верху решили, что вертикальная стенка идёт только до полки (около 15м), а дальше можно идти ногами - с верхней страховкой, или страхуясь "каплей" к перилам), оценили спуск как 1Б и приняли его, таким образом за Туманный-1 (ошибочно). Я для разведки спустился по перилам со страховкой, выяснил что нашего снаряжения и подготовки как раз хватает для спуска в этом месте.
На самом деле, как выяснилось сейчас, мы прошли перевал Туманный-2 (Карпаты). Перевалом Туманный-1 называется следующий маршрут: подъём от нашего места спуска на северо-запад, на гору Перевальную (вершина между перевалами Туманный-2 и НКТ - на карте 6.2 и 3 соотв.) и уже отсюда спуск в долину Тайгишонка (по отчётам, некоторые группы поднимаются на саму вершину перевальной, некоторые сворачивают за несколько десятков метров).
Повесили свою верёвку, без приключений спустились. Пса пришлось садить в рюкзак и транспортировать. В результате он изгрыз и изодрал мне пенку и рюкзак теперь пахнет псиной. На перевале оставили две петли и стальной карабинчик.
В 16 - 00 пообедали у Чёрного озера. Здесь есть несколько мест для стоянки, но почти все они загажены, дров мало (для зимней стоянки). Через стоянки идёт тропа, но она скоро теряется в курумнике. Решаем спускаться по курумнику - это проще (для нас) чем идти по кустам или каньону, по которому течёт Тайгишонок. Склон некрутой, поэтому курум крупный, иногда попадаются огромные куски скал, но идти лучше, чем под перевалом Художников.
Через километр спуска выходим на тропу вдоль Тайгишонка, но она не многим лучше - иногда полностью исчезает в курумнике - идёшь просто по турикам.
По этой тропе доходим до Левого Тайгиша, без проблем пересекаем его по брёвнам (а можно было бы и так - воды всё равно мало) и встаём на ночь на "стрелке". Вечером начинается затяжной дождь.

15 сентября 2006.

р.Лев. Тайгиш - р. Средняя Буйба

Погода с утра пасмурная, поэтому на пер. Динозавр решаем не идти, хотя морально группа после вчерашнего спуска готова идти хоть на Звездный с двумя нашими верёвками. Поэтому двигаемся по тропе вдоль Тайгиша к Рыбному озеру. По тропе за четыре ходки доходим до крестов (здесь мы вместе с Мохнатым спугнули медведя) и начали двигаться вверх по Прямому Тайгишу. Пройдя треть пути от крестов до Верхнебуйбинского озера, встаём на обед. После обеда ещё час сидим и чистим шишки - за этот день набрали их просто огромное количество.
Как только поднялись уходить - как назло пошёл ливень. Через несколько минут все промокли до нитки. И ещё одна неприятность - на тропе образовались завалы. В самом узком месте ущелья - полтора километра бурелома. Некоторые завалы достигают двух - четырёх метров и перегораживают всё - склон, тропу и реку, так что обойти их невозможно. Большинство поваленных деревьев - свежие: хвоя ещё не начала желтеть.
На тот путь, который три года назад занимал (если верить отчётам) 20 - 30 минут у нас уходит более двух часов ЧХВ.
Бурелом закончился, когда тропа поднялась выше по склону на выходе из ущелья. Но здесь встала другая проблема - тропа большей частью идёт по куруму.
Когда стемнело, мы шли по куруменному плато в полутора километрах от озера. Так как разведка показала, что улучшения дороги вскоре не ожидается, поставили лагерь на куруменных плитах. Воду брали между плитами (её там оказалось много), несколько сухар выросли между куруминами.
Ночью пошёл дождь.
Левый Тайгиш.

16 сентября 2006.

р. Средняя Буйба - оз. Большое Буйбинское - лев. приток. Верхней Буйбы
С утра продолжает моросить дождь. Поскольку пройти перевал Метугул-Тайга за сегодня мы всё равно не успеваем (слишком далеко стоим), выходить рано необходимости нет. Объявляю полуднёвку по случаю плохой погоды.
К 12 часам на небе начинают появляться голубые пятнышки, мы сворачиваем лагерь, завтракаем, и выходим около 13-00.
Ближе к озеру тропа становится лучше, практически исчезает курум, и до озера мы доходим за одну ходку. Обходим Большое Буйбинское озеро по тропе, по восточному берегу. Начинает моросить дождь, но через 10-15 минут заканчивается. Озеро проходим за одну ходку.
На стоянке (стол со скамейками) у южной части озера обедаем перекусом, затем проходим ещё метров 300 по тропе а затем сворачиваем левее (поскольку месяц был засушливый, этот манёвр вроде как оправдан - болота уменьшились, а местами высохли совсем; в другое время было бы разумнее идти в обход по тропе). Обходя здесь болота, за час доходим до тропы, ведущей на перевал Метугул - Тайга. Ручей вдоль тропы переходится вброд без проблем.
Поскольку избушку мы обошли, а погода стала налаживаться, решили подниматься по тропе на перевал сколько это возможно, не выходя из леса и не отдаляясь сильно от воды.
На ночёвку встали через две ходки, не доходя до границы леса около 1,5 км. До ручья отсюда около одного км.
К вечеру небо очистилось, поэтому ночью был сильный заморозок. Из-за него в эту ночь сдохли оба аккумулятора для камеры. Таким образом хороших фотографий дальнейшей части похода нет - те которые есть, сделаны фотоаппаратом на телефоне.

озеро Большое Буйбинское (Рыбное)
Озеро Большое Буйбинское (Рыбное).

17 сентября 2006.

Пер. Метугул-Тайга (н/к) - р.Ус
С Утра продолжили подъём на перевал. Тропа идёт по лесу в восточном направлении. По дороге попадаются большие поляны. Выше границы леса тропа поворачивает на северо-восток, идёт, траверсируя склон. Подъём достаточно пологий, однако длинный, к самому перевалу подходим только через четыре ходки от границы леса.
От седловины тропа ведёт на вершину 2050. Можно пройти и через седловину, но, во-первых, придётся спускаться в сторону Уса по достаточно крутому склону, с выходами скал, возможно придётся вешать верёвку, а во-вторых, на вершине открывается совершенно восхитительный вид: на Ергаки, Балдыр, Метугул.
Впечатляет и вид сверху на озёра - одно прямо под вершиной, под зеркалом, и ещё четыре на плато, их видно на спуске. Ради этого стоит идти именно здесь, а не через лесную седловину южнее перевала Метугул-Тайга.
До вершины от седла ещё одна ходка. Здесь - ветер, и очень холодно, несмотря на то, что солнце печёт вовсю. Когда идёшь - жарко даже в футболке, стоять же холодно и в куртке. Выпавшие неделю назад клочки снега даже не пытаются таять. Тур на вершине основательный, но записки в баночке нет.
Спуск идёт по гребню на восток, затем спускается по мелкой сыпухе с гребня на северо - восток, в направлении плато с четырьмя озёрами. Затем тропа траверсирует склон этого же отрога (здесь тропа очень чёткая - идёт по тундре), и выходит на невысокий (ок 1700м) пологий отрог.
Пройдя половину видимой длины отрога, останавливаемся отдохнуть. Кроме того, чтобы выйти к месту слияния 3-й Буйбы и Уса, планировалось свернуть где-то здесь. После недолгой разведки находим путь - сначала нужно идти вправо (по ходу), в направлении группы скал, напоминающих каменный замок в миниатюре (горка с этими скалами примерно в полукилометре от тропы). А с перешейка между тропой и скалами - спускаться к озеру.
Несмотря на то, что до озера от тропы - от силы километр - полтора, спускались довольно долго. Во - первых, в верхней части спуск довольно крутой - 50 - 60°, к счастью крутой участок достаточно короткий. Зато потом идут достаточно плотные кусты, высотой чуть меньше метра, перемежающиеся курумом со стлаником. Спуск к воде ведёт по крутому куруму вперемежку с сыпухой - дорогу приходится тщательно выбирать.
За одну ходку дошли от тропы до озера и встали на обед. Это место стоит того чтобы к нему так пробираться - озеро гораздо красивее Радужного, Чёрного и прочих пройденных нами часто посещаемых луж. Кроме того, оно на вид достаточно глубокое, правда купаться никто из нас не рискнул - вода ледяная. Местность вокруг тоже, как минимум не уступает по красоте массиву Ергаки. Единственный недостаток - сложно найти место для палатки. На озере варим обед, моем ноги и руки, загараем. Я пытаюсь просушить и оживить камеру. За час она просохла, но работать не хочет
От озера спускаемся в сторону реки Ус параллельно ручью, забирая чуть вправо и ища дорогу получше. А с "дорогой получше" тут как раз таки проблемы. Верхняя треть спуска проходится легко - склон достаточно крутой и сухой, попадаются медвежьи тропы, каменные реки и завалы легко обходятся. Средняя треть спуска - гораздо хуже. Здесь приходится выбирать - идти по куруму, или по болотистому склону, регулярно пересекая ручьи. Болотный склон скользкий, на нём много канав, упавшие брёвна - идти быстро невозможно, и вообще неприятно, мы выбираем курум. Он - тоже не сахар - все камни как на подбор - крупные, обкатанные валуны. Идти приходится большими прыжками, иногда даже с разбегом. Нижняя треть спуска - возвышенности с небольшим буреломом и подлеском, разделённые участками заболоченной местности. Пытаемся находить золотую середину между болотом и буреломом, но получается не очень… Ленка ворчит, что я иду не туда, не там и не так, как надо. На мой взгляд, найти дорогу лучше или короче на изрезанном склоне вряд ли получится, а ворчит Ленка потому, что устала. Идти вроде бы не так тяжело, но выматывает переменчивость местности - то идёшь по болоту, то по брёвнам, то по куруму, хотя раньше всё больше шли по тропе или по маркировке.
Правый берег Уса представляет собой полосу болота - Кочки с травой, между ними - вода. Попадаются протоки глубиной по колено. Леса на этой полосе нет. Ширина полосы - около 150м.
Надеваем болотники и подходим к Усу. Ширина реки - около 30м. Течение среднее. - около 1,0 -1,2 м/с. Как уже было сказано, погода долгое время была засушливая, поэтому уровень воды был ниже, чем в другие годы (судя по отчётам) - мне вода доходила до пояса, что позволило нам перейти стенкой.
Переходили там, где река разливается на повороте, но, несмотря на это, в двух местах нашу "стенку" почти смыло. Если бы уровень воды был чуть выше, или течение - чуть сильнее, перейти стенкой не удалось бы. Кроме того, нужно отметить, что оценить с берега глубину очень трудно - вода кристально чистая.
На ночёвку встали сразу - же после переправы. Поверхность земли здесь абсолютно ровная, без кустов и прочего, как футбольное поле. Только валяются недавно поваленные деревья - похоже с той - же бури, что завалила ущелье на Прямом Тайгише. Воду брали из Уса, на дрова - сучья поваленных деревьев. Ночью опять был заморозок - иней и лёд на лужах.
В эту ночь заморозок уничтожил аккумулятор телефона, поэтому с последующей части похода фотографий нет - никаких.

18 сентября 2006.

р.Ус- р.Чап
Весь день шли по тропе вдоль Уса. Движение наше замедляли только ягоды и редкие завалы, причём ягоды в большей мере. Тропа вдоль берега отличная, хотя и теряется время от времени. Ориентироваться легко - по рельефу и притокам Уса, по скалкам на другом берегу. Встали в сумерках на месте слияния рек Чап и Ус.
Ночь тёплая.

19 сентября 2006.

р.Чап - хр. Шешпир-Тайга - р.Ус
С утра переправились через Чап. Переправа несложная - Переходили по одному с палками. Течение достаточно сильное - 0,8 - 1,0 м/с, но в устье река широкая и потому мелкая - по колено или чуть глубже.
Здесь тропы уже нет - она уходит вверх по течению Чапа по его правому берегу. Начали подниматься на хребет. Подъем не слишком крутой - до тридцати градусов, движение осложняется только старыми стволами упавших деревьев и редким кустарником. На отрог поднялись за 2,5 ходки. Отсюда открывается отличный вид на Ус, как вверх, так и вниз по течению. Хорошо видна главная вершина Балдыр-Тайги.
Отсюда планировали идти по гребню на восток, чтобы пройдя возле (или через) вершины 1881, и спуститься к реке Тихой. Двигаться по гребню оказалось местами сложно - мешают завалы (опять же - свеженькие - поваленные ветром деревья с еще зелёными листьями образуют широкие и длинные завалы в человеческий рост, а иногда и выше), которые невозможно (вернее нерационально) обходить из-за их ширины и крутизны склонов по бокам отрога.
Местами на отроге выходят невысокие (от одного до 15 метров высотой) скалы. Мы нередко идём по ним, поскольку идти по гребню несложно - он практически не рассечён, а рюкзаки к концу похода уже не тяжёлые, идти же вдоль скал снизу не всегда возможно - склоны становятся все круче, иногда переходят в глинистые обрывы. Сложность представляют только спуски с гребня. Всего по скале прошли около полукилометра.
Ближе к обеду появилась новая трудность - оказалось, что хребет Шешпир - тайга рассечён гораздо сильнее, чем показано на карте. Там, где показан непрерывный гребень, попадаются долины со сбросом высоты по 150 - 300м и очень крутыми (до 60 - 70°) глинистыми склонами, иногда переходящими в скальные. Местами отсутствуют (напрочь!) "перешейки" между отрогами. По пути к вершине 1881 группе пришлось три раза спускаться к ручьям между отрогами. В результате поиска оптимального пути и прочих манёвров, пришлось основательно забрать на юг от начального направления.
Около четырёх часов опустилась облачность.
В 18-00 мы только дошли до тундры с курумом где - то около гребня вершины 1881. пока отдыхали после очередного подъёма пошел мелкий дождь. Ориентироваться стало невозможно, поэтому я решил, что, перевалив этот отрог, спускаемся по ручью к реке. Судя по тому, что мы были где - то совсем рядом с водоразделом, свалить по ручью мы могли и к р.Ус(обратно) и к Тихой (перевалив хребет) .
Долина, по которой спускаемся - с крутыми склонами, иногда скальными, иногда травяными, редко - куруменными, - довольно узкая. К ручью часто примыкают другие - хребет похоже изрезан сильно не только там, где мы пытались его перевалить. Движение затруднено кустарником и стволами упавших деревьев. Изредка попадаются медвежьи тропки А вообще здесь очень красиво, если бы погода была получше и мы не так устали. Эту долину (и хребет вообще) стоит посетить только из-за этого.
На ночёвку встали возле ручья. Дрова есть - много несваленных сухар (а кому их здесь пилить? Медведям что ли?), воды более чем достаточно.

20 сентября 2006.

р. Ус - Усинский тракт - Тармазаковский мост.
С утра моросило. Ленка говорит, что ночью был и град. Вполне возможно.
Ручей течёт строго на юго - запад, поэтому понять, куда это мы идём, к Усу или Тихой невозможно почти до самого конца. Только за километр до впадения ручей резко поворачивает, долина расширяется, и становится ясно, что мы идём обратно к Усу. Обидно.
Очевидно, это тот ручей, который некоторые группы принимают за реку Чап, когда идут в обратном нашему направлении - долина широкая (шире даже чем у самого Чапа, кажется), да и ручей уже стал довольно большим. Вдоль него есть небольшая тропинка.
Выходим к Усу, движемся вдоль него по тропе к Шоссе. На берегу обедаем, и через ходку выходим к дороге.
За посление три года здесь успели построить турбазу (называется "заимка Золотой Ус") - несколько бревенчатых домиков, сарай, генератор и паром через Ус. Переправляемся (на пароме), и выходим к шоссе.
Поскольку пройти по Тихой у нас не получилось, решили намотать километры по шоссе до Тармазаковского моста (по столбам до него отсюда 25км), и за одно отметиться у спасателей на Тушканчике.
Через пару километров, пройденных по шоссе, попадается автобус до Тушканчика.
Никаких спасателей на Тушканчике уже нет - теперь здесь чисто коммерческая база (вообще вдоль шоссе стало очень много турбаз - и всё за последние 2-3 года). Здесь узнаём, что рейсовый автобус до Абакана проходит здесь поздно вечером. Решаем за оставшееся время пройти 8 км до Тармазаковского моста - начальной точки нашего маршрута.
А за 6 км до Тармазаковского машина сбила нашу собаку. До моста дошли в молчании и в полной темноте. Оделись в тёплое (к вечеру опять сильно похолодало - на вершинах и перевалах где мы шли первые дни, теперь лежит снег) и стали ловить машину.
Ловили, особенно не усердствуя, поскольку в кафе на мосту (открыто с 6-00 до 2-00) нам сказали, что в одиннадцатом - двенадцатом часу проходят два автобуса с интервалом 40 мин. Если есть кого везти, они останавливаются. Машина поймалась около 22-00 и за 1500 рублей (со всех) к утру мы были на вокзале в Абакане.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Горная часть маршрута, пройденного группой, не содержит никаких опасных явлений, выходящих за рамки горной двойки. Стандартного снаряжения для прохождения скально-осыпных перевалов 2A к.т. (при условии его грамотного применения) достаточно для успешного и безопасного прохождения . Можно сделать лишь несколько замечаний.
Большую опасность представляет спуск с перевала Курсантов - в нижней части очень крутой спуск по траве - необходимо сохранить альпенштоки с подъёма (мы оставили их на верху, у тура, и пришлось тратить время на поиск более безопасного пути - хорошо, что погода долго была сухая - трава не скользила).
Также опасен спуск с Туманного - от окончания перил до плато перед озером - трава здесь скользкая, а уклон после вертикального спуска сложно оценить визуально. Укатиться же здесь можно очень далеко.

На пешей части опасность представляет переправа через Ус. Глубину воды оценить сложно - она очень прозрачная. В отчётах по Ергакам содержатся противоречивые сведения о ширине реки, и почти никаких - о глубине. Постараюсь это исправить. В месте нашей переправы (см. карту), река доходила мне до пояса (мой рост - 180см). В месте слияния с р.Чап - глубина (визуально с берега) - 130 - 150см (на самом деле, вероятно, больше) - без верёвки здесь в воду и соваться нечего. Возле Усинского тракта, где нас перевозили на пароме, глубину мы не мерили, но с парома видно, что она больше человеческого роста. Здесь реку можно (при большом желании) переплыть - она не такая бурная, как в верховьях.

Много следов медведей - на самих Ергаках - в долине Левого Тайгиша и Кебежа, много троп на хребте Шешпир-Тайга. Группа дважды видела медведя - возле "крестов" на Средней Буйбе, и на отроге хребта Шешпир-Тайга. В сентябре они сытые и не выходят к людям, но в другое время их следует опасаться.

8. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Продукты питания, аптечка.
Стоимость продуктов питания, взятых группой на маршрут из Екатеринбурга. 1600р.
Аптечка(многие компоненты аптечки остались с предыдущего похода). 320р.

Транспортные расходы

Прочее
репшнур 560 р
ремнабор (многое осталось с прошлых походов) 65р

Также брались расходные скальные крючья для прохождения скал на перевалах , но поскольку не были израсходованы (крепили верёвку к камням) - в списке расходов не учитываются.

Итого:
на группу - 13 910 р.
на каждого - 4 636 р.

9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

В целом поход можно считать довольно удачным, хотя маршрут не пройден полностью. Двое членов группы получили первый опыт прохождения скального перевала 2А, все повысили опыт прохождения категорийных переправ, передвижения с рюкзаком по куруму. Все участники повысили свои туристические навыки, потренировались в ориентировании, преодолению естественных препятствий.
Из-за плохой погоды в начале маршрута не удалось посетить вершины Балдыр, перевал Динозавр. Из - за сложности рельефа хребта Шешпир - Тайга не удалось пройти в долину реки Тихой. Однако группа осталось довольна походом: интенсивности ощущений от пройденного хватило.
Массивы Ергаки и Метугул-Тайга очень часто посещаются туристами, а хребты Балдыр-Тайга и Шешпир-Тайга - практически нет. Группы ходят на них только совершая походы 4-5 кс. А зря. Несмотря на меньшую насыщенность локальными препятствиями, они не менее красивы и интересны.

Рекомендации:

К походу нужно готовиться тщательно и заблаговременно. Ко всем участникам предъявляются повышенные требования. За два месяца до похода двое участников прошли усложнённую пешую двойку, все участники интенсивно тренировались, проходя траверсы по скальным гребням на Среднем и Южном Урале.
Как показала практика, походы в сентябре в этом районе выгодно отличаются от июльских - нет клещей и насекомых, а также других туристов. Медведи уже сытые. В лесу много кедровых шишек, ягод (на Метугуле и Шешпире, вдоль Уса). Реки начинают мелеть. Погода гораздо лучше, чем летом (в плане осадков).
В массиве Ергаки много троп - по тропе можно добраться практически до любого объекта. Поэтому пешие походы лучше проводить за его пределами, а горные по нему.

10.Приложения.

К отчету прилагаются обзорная (1 печатный лист) карта маршрута, подробная карта массива Ергаки(4 печатных листа), подробная карта массивов Метугул - Тайга и Ергаки (2 печатных листа), фотографии сделанные группой и подтверждающие прохождение группой маршрута (фотоотчёт + 389 фото на CD), записки, снятые группой на маршруте (5 шт), 2 CD - диска с отснятыми видеофрагментами, CD содержащий электронную копию отчёта (вариант для пешего отчёта), карты района (3 шт), все фотографии, список и характеристики перевалов района.

Если кому - нибудь понадобится что-то из перечисленного (как-то видео, карты или фотографии) - пишите - пришлю вам DVD-диск по почте (простой, а не электронной).

Спасибо за внимание! Всего доброго.

список группового снаряжения.

1. Палатка с тентом (1 компл.)
2. Тент отдельно (1 шт.)
3. Котлы (2 шт.)
4. Топор (1 шт.)
5. Пила цепная(1 шт.)
6. Верёвка основная 10,5 мм (2х50м)
7. Закладные элементы (комплект)
8. маршрутная документация.

1.Эринромицин (1уп).
2.Аллохол (1уп).
3.фенолоксиметилпенницилин (1уп).
4.анальгин, парацетамол (3 уп.).
5.кислота ацетилсалициловая (1 уп.)
6.тавегил (1 уп)
7.мезим (0,5 уп.)
8.фестал (1 уп.)
9.раствор сульфацил натрия 20% (1 ампула).
10.нитроглицирин (1 уп.)
11.уголь активированный (4 уп.)
12.перекись водорода (сухая - 1уп)
13.перманганат калия.
14.раствор йода спиртовой (1мл.)
15.бинт стерильный (4 шт.).
16.лейкопластырь бактерицидный (4 уп)
17.салфетки марлевые стерильные (1 уп)
18.бинт эластичный трубчатый (3 шт.).
19.лейкопластырь в рулонах (2 шт.)
20.жгут резиновый с зажимом (1шт.)
итого: 1 кг

КЛМН
Гигиенические принадлежности…
Обувь, одежда, соответствующая
погодным условиям на период похода.
Сухари личные
Страховочная система …1шт
3 карабина, восьмёрка, жумар/капля…компл.
Каска …1шт.

7. Нитки разные комплект
8. Ножницы 1 шт.
9. Отвертка комплект
10.Полотно ножовочное 1 шт.