портрет лыж
Автор: Вячеслав Завьялов

Южно-Муйский, Муяканский - 2006
Министерство по делам молодежи, спорта и туризма Республики Татарстан
Профессиональный туристский клуб "Траверс"
Туристкий клуб "Альтер Эго" КГУ

ОТЧЕТ
о лыжном спортивном походе
5 категории сложности
по Забайкалью,
совершенном с 24 февраля по 20 марта 2006 года.

Руководитель: Кулешов Олег Анатольевич

1. Справочные сведения о путешествии

Вид туризма - лыжный.

Категория сложности - пятая.

Район похода - Республика Бурятия, Становое нагорье, хребты Южно-Муйский и Муяканский.

Количество участников - 6 человек.

Продолжительность маршрута (общая / ходовых дней) - 25/23 дня.

Протяженность маршрута - 387 км (в зачет 335 км).

Нитка маршрута:
Пос. Делакора - р. Котера (зим. Яксай) - р. Янчуй - зим. Яксай - р. Янчуй - пер. Янчуй (н/к) - р. Муя - р. Укуолкит - р. Лев. Укуолкит - пер. Аленка (1Б) - р. Ветвистая - пер. О. Куваева Юж. (2Б) - р. Хэгды - пер. Папанина (2А) - р. Гжамокит - г. Карт (1Б ) - пер. Разведчиков (1Б) - р. Ветвистая - р. Укуолкит - пер. Озерный (1А) - попытка восхождения пер. Визбора (1А) - р. Пр. Укуолкит - р. Укуолкит - р. Муя - р. Ниртыч (база Айтжанова) - р. Кумакан - пер. Промысловый (1А) - руч. Медвежий - пос. Северомуйск.

2. Список участников

Гусев Иван Николаевич1982Кольский п-ов 4Уремонтник, фотограф
Яшин Алексей Геннадьевич1974Тува 5У

3. Общая смысловая идея похода

Основной идеей проведения путешествия в этом районе было желание пойти в малохоженный район и, по возможности, сделать ряд первопрохождений. Проведение туриад в конце 20 века показало, что, несмотря на относительную доступность и кажущуюся популярность, район освоен очень слабо. В течении двух лет велся поиск материалов по различным источникам - отчеты участников туриад, интернет и книги. Кроме этого, на разработку нитки маршрута повлияло:

1. Желание пройти сложные перевалы (желательно в виде первопрохождений).
  2. Сделать восхождение на высшую точку района.
  3. Охватить большую площадь района.

Состав группы в очередной раз существенно изменился и помолодел. Подросли молодые участники, имеющие хорошую физическую и техническую (скалолазанье, ледолазанье) подготовку. С такой командой можно было планировать неэталонные "пятерки".

Учитывая значительные перепады высот, низкую проходимость перевальных ручьев, имея реальные ограничения по времени и запасным дням, мы умышленно отказались от прохождения большого количества локальных препятствий, поэтому решили не затрагивать район Горбылков, а сосредоточиться на массиве г. Карт. По нашим данным, только группа Ерохина (г. Москва) покорила его летом 1989 г.

Подход к массиву был выбран по консультациям М. Васильева (г. Москва) - по р. Янчуй и р. Укуолкит.

В этом массиве есть несколько сложных перевалов, которые никто не проходил. За основу был выбран маршрут М. Ривкина (г. Москва) 1986 года. Разведка и прохождение пер. О. Куваева, Визбора, Папанина планировалась на основании этого маршрута.

Окончание маршрута планировалось достаточно стандартное - по р. М. Могой до р. Муи, далее через Муяканский хребет до Северомуйска. Такой выход не таил неожиданностей. Планируемый набор препятствий (2Б - 3 шт., 1Б - 3 шт.) нас вполне устраивал, и, учитывая возможные задержки и накопившуюся усталость, путь выхода был максимально прост.

Длительность похода - 23 дня и 2 запасных. Этот график был идеальным (для хорошей погоды) и эти запасные дни скорей всего использовались бы. К тому же мы привязывались к графику поездов.

Поход стал естественным продолжением курса на совершение технически сложных путешествий.

4. Техническое описание

2. Бурановый след по руслу р. Котера
3. В устье р. Няндони
1. Остатки п. Делакора у моста через р. Котера
24 февраля. 1 день
пос. Делакора - р. Котера - зим. Яксай
длина пути = 21 км; ЧХВ = 4:00
Мы начали движение от единственной избы заброшенного поселка Делакоры (ф.1). От моста через р. Котеру за четыре перехода по 30 мин. по бурановому следу (ф.2) доходим до р. Б. Яксай. Обед. После обеда за два перехода доходим до р Няндони. Переходим устье по снежному мосту (ф.3) и через два перехода подходим к единственной избе заброшенного поселка Яксай. По пути подрезали петлю реки (см.карту). Изба большая, на нарах может разместиться 6 чел.
Ширина р. Котеры от 20 до 100 м. Глубина снега на льду 5-10 см, в лесу - до 50 см.
Во время обеда мы встретились с охотником, который шел в верховья р. Няндони к сломанному снегоходу.
Утром - пасмурная погода, поземка, сильный встречный ветер. С 10:00 - солнечная, безветренная погода.

25 февраля. 2 день
Дневка
длина пути = 0 км; ЧХВ = 0:00
Утром выяснилось, что у одного участника высокая температура (простудился в поезде). Принимаем решение устроить дневку в избе. Отдыхаем, лечим больного, пилим дрова, катаемся на лыжах.
По словам охотников, еще до революции китайцы здесь мыли золото.
Солнечная, безветренная погода, временами пасмурно.

4. Низовья р. Янчуй
26 февраля. 3 день
Активная дневка
длина пути = 24 км; ЧХВ = 6:40
Утром выяснилось, что больной не выздоровел. Оставляем больного в избе, а сами берем все нарты и уходим дальше по маршруту. Через 20 мин доходим до р. Янчуй и уходим по ней. Река значительно уже, чаще встречаются прижимы (ф.4). По Янчую по прежнему идет бурановый след. Через 10 км доходим до небольшого нового зимовья на правом (орографически) берегу, где и оставляем заброску. Зимовье находится примерно не доходя 2 км до р. Ниж. Котерамаскит. Обратно возвращаемся по своей лыжне.
О зимовье мы узнали от группы охотников, повстречавшихся нам на полпути. Охотничий сезон закрывается, все уходят в поселки.
Тихая, солнечная погода.

5. Зимовье в устье р. Улюг
27 февраля. 4 день
зим. Яксай - р. Улюг
длина пути = 20 км; ЧХВ = 4:30
Больной слаб, но запасные дни уже кончились. Выходим и по своей лыжне за 6 переходов по 30 мин. доходим до своей заброски. Забираем ее и за 3 перехода по 30 мин. доходим до небольшого зимовья (ф.5). Оно находится немного ниже впадения р. Улюг. Месторасположение его мы узнали от охотников. Справедливо полагая, что больному нужно тепло, мы решили дальше не идти.
Зимовье маленькое - больше 7 постояльцев не помещается. Хозяин - Юрий Воуль.
Солнечно, тихо. На градуснике в зимовье ночью t°=-30°C, днем t°=-20°C.

7. р. Янчуй
8. В русле появляются камни, между ними глубокий снег
6. Наледь в устье р. Нирокан
28 февраля. 5 день
р. Улюг - р. Янчуй
длина пути = 14 км; ЧХВ = 4:30
От зимовья проходим по охотничьей лыжне 1 км, затем лыжня уходит вверх по р. Улюг, а мы пытаемся перейти на другой берег, т.к. на реке появилась открытая вода. В месте впадения р. Нирокан река разбивается на много рукавов, появляется много островов. На наледи (ф.6) длиной 1 км много воды, поэтому каждый движется своим путем. После наледи река суживается (ф.7), появляются камни (ф.8). Глубина тропления 10-30 см. Между камней все чаще попадаются участки открытой воды. Ширина реки до 15 м. Иногда встречаются засыпанные лыжни охотников, которые постоянно уводят на склоны от реки. За 9 переходов дошли до места ночевки в 1,5 км выше впадения р. В. Котерамаскит.
Солнечно, тихо.

9. Маленькое зимовье у р. Верх. Котерамаскит 10. р. Янчуй
11. Вид на запад по р. Янчуй
1 марта. 6 день
р. Янчуй - р. Янчуй
длина пути = 9 км; ЧХВ = 6:00
От места ночевки за один переход по заснеженной лыжне доходим до маленького зимовья ((ф.9). Уходим на реку и по реке идем до конца дня еще семь переходов по 45 мин. Приходится много петлять среди снежных мостов (ф.10).Снега и камней все больше и больше. Иногда приходится первому тропить без рюкзака, для того, что бы безопаснее и быстрее найти проход между камнями. Уклон реки становиться круче, склоны выше, скорость падает. Ширина реки - до 10 м. К началу восьмого перехода вышли к наледи (ф.11) длиной около 1 км. За наледью лесистый склон становиться заметно круче, недалеко поворот на оз. Сэл.
Один из участников все-таки провалился в воду и промок до пояса.

12. Вид на долину р. Муя с водораздельного плато пер. Янчуй
2 марта. 7 день
р. Янчуй - р. Муя (пер. Янчуй (н/к) - по Семилету)
длина пути = 15 км; ЧХВ = 5:30
От места ночевки проходим 10 мин. на лыжах и выходим на наледь, по которой 30 мин. идем пешком или на лыжах. Наледь местами мокрая и можно неожиданно провалиться по колено в воду. После наледи все встаем на лыжи и по снегу глубиной до 30 см поднимаемся на один из холмов (ЧХВ - 1,5 ч.). Справа видна широкая долина оз. Сэл, а прямо - долина р. Муи (ф.12). Перевал Янчуй (н/к) - несколько холмов высотой до 50 м, покрытые низкой растительностью (кусты).
13. Вид с р. Муя на долину правого притока - р. Урум
Траверсируя холмы, двигаемся вдоль правого берега озера. Глубина снега на холмах - до 10 см, в долинках - до 60 см. Рекомендуемый путь - вдоль правого борта долины, где перепад высот значительно меньше. Через три перехода спускаемся в долину р. Муи, где обнаруживаем большое количество следов парнокопытных. Позднее такое же количество мы видели в верховьях р. Лев. Укуолкит. Глубина снега до 15 см. Через два перехода по 45 мин. выходим к наледи, по которой быстро проезжаем 1,5 км и встаем на ночлег напротив впадения р. Урум (ф.13).
Не удалось рассмотреть истоки р. Муи и горный узел с г.2473 м из-за пасмурной погоды.
Тихая, пасмурная, временами солнечная погода.

14. Вид на верховья р. Муя 15. Привал на одной из многочисленных наледей в верховьях р. Муя
3 марта. 8 день
р. Муя - р. Укуолкит
длина пути = 18 км; ЧХВ = 5:00
От места ночлега в верховьях р. Муи (ф.14) по наледям (ф.15) за два перехода по 35 мин. доходим до узкого русла, заваленного камнями. Камни скоро кончились и по наледи (ф.16) за 30 мин. скатываемся к устью р. Акундан. В месте слияния Акундан кажется значительно шире Муи (ф.17). По наледям (ф.18) за 40 мин. доходим до небольшой "усадьбы" на правом берегу Муи. Еще один переход и Муя образует много рукавов. Уходим на правый берег и по неглубокому снегу пешком за 1 час ЧХВ, двигаясь по азимуту 150°, попадаем на р. Альдемакит. Русло реки не шире 20 м, снег - до 15 см. Чтобы попасть на р. Укуолкит, двигаемся в том же направлении и преодолеваем залесенный водораздел высотой около 30 м. Спуск к р. Укуолкит - по залесенному склону крутизной до 30°. ЧХВ - 80 мин.
16. В каньоне в верхнем течении р. Муя 17. Русло р. Муя сужается после устья р. Акудан 18. Река Муя в районе большой охотничьей усадьбы
19. Панорама Южно-Муйского хребта с р. Муи 20. Альпийский облик г. 2528 м
Ширина р. Укуолкит - до 20 м, глубина снега - до 20 см.
С р. Муи в солнечную погоду открывается шикарная панорама гор Южно-муйского хребта к востоку от р. Укуолкит (ф.19).
На фото 20 - г. 2528 м.
Усадьба - это комплекс новых строений, состоящих из жилого домика, сарая, бани и старой смотровой вышки. Домик был теплым, вещи не убирались.
Показанный на карте заболоченный участок в междуречье Укуолкита и Муи - это горельник с очень густым подлеском.

Весь день - тихая, солнечная погода. После 10:00 утра многие наледи начинают "течь".

22. На р. Укуолкит
21. Мокрая наледь на р. Укуолкит
4 марта. 9 день
р. Укуолкит - р. Лев. Укуолкит
длина пути = 23 км; ЧХВ = 5:30
От места ночлега движемся вверх по р. Укуолкит на лыжах. Пройдя 1,5 км, доходим до мокрой наледи (не отмеченной на карте), которую обходим по берегу (ф.21). Очистив лыжи, продолжаем движение и выходим на большую наледь, по которой идем без лыж (ф.22). Наледь сухая и почти без снега. После поворота на юг наледь заканчивается и слева по ходу открывается вид на массив г.2524м. (ф.23). На реке появляется много островов, протоки становятся уже и извилистей, в русле много снега и камней. Не заметив впадение р. Лев. Укуолкит, доходим до следующего левого притока. Соорентировавшись, обедаем у небольшого зимовья, которое находится в 20 м от берега. От места ночевки - ЧХВ 3:20.
24. Слияние Укуолкитов
23. Массив г. 2524 м
После обеда один уходит на разведку пути в р. Лев. Укуолкит (в районе зимовья), остальные относят заброску на 5 км выше в устье первого правого ручья ниже Пр. Укуолкита. Снега мало, много камней (ф.24).
Место впадения р. Лев. Укуолкит не имеет явно выраженного русла, поэтому при заходе необходимо прижиматься к левому берегу.
В зимовье разместятся не более 3 человек.

Целый день переменная облачность, к вечеру становится пасмурно.

25. Движение по правому берегу р. Лев. Укуолкит вдоль устьевой ступени 26. Соболь
27. После устьевой ступени долина р. Лев. Укуолкит расширяется 28. Альпийский облик массива г. 2590 м в верховьях р. Лев. Укуолкит
29. Грандиозные башни г. 2590 м 30. ГЗЛ р. Лев. Укуолкит. Налево - долина ручья с перевалов Аленка и Парабола
5 марта. 10 день
р. Лев. Укуолкит - верховья р. Лев. Укуолкит
длина пути = 14 км; ЧХВ = 6:00
От зимовья по неглубокому снегу движемся на лыжах на северо-восток, обходя лесистый увал - правый берег р. Лев. Укуолкит. Через 30 мин. спускаемся в русло и пробуем по нему идти. Русло неявновыраженное, постоянно теряется среди лесистых увалов. Чтобы не терять высоту, выходим на правый берег и плавно набираем высоту. Двигаемся очень медленно из-за обилия камней, лежащих под неглубоким снегом. Снова спускаемся в русло и пробуем идти по нему. В русле беспорядочное нагромождение крупных камней, большое количество пустот - скорость не более 500 м в час. Выбираемся на правый берег и пробуем идти по старой охотничьей тропе. Скорость не увеличилась, поэтому снимаем лыжи и передвигаемся пешком (ф.25). За 3:00 ЧХВ подходим к правому притоку, где обедаем (т. 1200 м). Прямо на тропе находим капкан, в который попался соболь (ф.26). Долина расширяется (ф.27), уклон падает, есть возможность идти на лыжах. По неглубокому (до 20 см) снегу подходим к массиву г.2590м (ф.28). Если правый склон принимает альпийские формы, то левый - это простой заснеженный водораздел, через который можно легко перебраться в любом месте на р. Альдемакит. Обходя г.2590 (ф.29), подходим к границе леса (ф.30). Нам налево, а направо - путь на неизвестный нам перевал №1.
Крайне не рекомендуем планировать передвижение по руслу р. Лев. Укуолкит. Большое количество огромных камней, очень малое количество ровной поверхности, слабые снежные мосты, воздушные полости глубиной до 2 метров - все это представляет большую опасность для лыж, а без лыж можно легко подвернуть ноги.
Весь день - тихая, солнечная погода.

32. Перевал Парабола
33. Перевал Аленка
31. Озеро на одном из ригелей висячей долины ручья с пер. Аленка и Парабола
6 марта. 11 день
подход под пер. Аленка
длина пути = 4 км; ЧХВ = 2:00
От места ночевки на лыжах плавно набираем высоту по снегу глубиной до 30 см. Не доходя до стрелки ручьев, серпантином поднимаемся по склону крутизной до 35° (ф.31) и доходим до большого камня. ЧХВ 80 мин. Справа по ходу - пер. Парабола (ф.32). Продолжаем движение на лыжах по неглубокому снегу к пер. Аленка (ф.33). После наледи склон становится круче, поэтому одеваем кошки.
Из за плохой видимости так и не смогли определится с месторасположением пер. Праздничный.
Пасмурно, ветер.

35. Спуск на р. Ветвистую
34. Ключевой участок подъема на пер. Аленка
пер. Аленка (1Б, 2100)
длина пути = 3 км; ЧХВ = 2:30
На перевал поднимаемся прямо в лоб, обходя огромный камень справа по ходу. Движемся по каменисто-фирновому склону крутизной до 35° (ф.34). Каждый может выбрать свой путь, т.к. лавиноопасность на этом склоне отсутствует. На перевальную седловину выходим западнее тура на 50 м, преодолев последний участок по скалам. На перевале есть тур, но записки в нем нет. Пишем записку и начинаем спуск на юг. На южном склоне снегу значительно больше. Спускаемся по снежно-фирновому склону крутизной до 30° (ф.35) Небольшой участок крутизной 45° и длиной 50 м преодолеваем лицом к склону. Дойдя до озера, ночуем (ЧХВ 50 мин. от перевала).

36. Пер. Руслан 37. Перевалы Куваева
38. Подъем на пер. Куваева Юж. 39. Седловина пер. Руслан и г. Карт с седловины пер. Куваева Юж.
40. Спуск с пер. Куваева Юж. 41. Нижний участок спуска с пер. Куваева Юж.
7 марта. 12 день
пер. О. Куваева Южный (2Б, 2100)
длина пути = 5 км; ЧХВ = 5:00
От места ночлега пешком поднимаемся по некрутому руслу ручья. Крутизна склона - 20-30°. Через 45 мин. ЧХВ перед нами открывается седловина пер. Руслан (2А). Поворачиваем направо (ф.36) и через 15 мин. подходим к перевальному взлету. Прямо - пер. О. Куваева Юж., правее - снежная седловина пер. О. Куваева Северный (ф.37). По фирновому склону крутизной 35° за 30 мин. поднимаемся (ф.38) на седловину. ЧХВ 1:15. Указанный в отчете А. Семилета тур не обнаруживаем. Восточный склон каменисто-фирновый крутизной 20-30°, западный - узкий кулуар, который целиком не просматривается. Кулуар в верхней части крутизной до 40°, снежно-каменистый. Крепим перила за петлю и начинаем спуск (ф.40). Крутизна увеличивается местами до 60°, под ногами снег и камни. Примерно через 50 м доходим до вертикального камина высотой около 4 м и шириной 0,5 м. Еще через 40 м крепим станцию на 3-х сблокированных крючьях и вешаем еще 50 м. От этого места уже виден достаточно пологий снежный склон и дно долины. Пока часть группы пытается сдернуть перила 100-метровым репшнуром, остальные спускаются до снежника по снежно-каменистому склону крутизной местами до 50°. По снежному склону крутизной в верхней части до 45°, в нижней - до 30° и длиной примерно 300 м., а глубиной до 20 см мы спускаемся вертикально вниз до камня (ф.41).
42. Левый борт долины р. Ветвистой 43. Пер. Куваева Юж. с запада, с пологой части выката 44. Вид на истоки р. Хэгды
45. Панорама западных склонов перевалов О. Куваева Сев. и Юж. 46. Вид вниз по долине р. Хэгды
47. Цирк пер. Папанина 48. Западный склон перевала Хэгды 49. Пер. Папанина
С трудом сдернув перила (репшнур пружинил, основа застревала) и собравшись вместе, группа встает на лыжи и начинает спускаться по руслу р. Хегды (см.ф 46). Снег глубиной до 20 см, камни. Траверсируя левый склон долины, мы не теряя высоты, попадаем в цирк пер. Папанина (ф.47). ЧХВ от перевала - 1:00. Проходим еще 15 мин. и видим седловину перевала (ф.49).
На фото 39 - седловина пер. Руслан и г. Карт.
На фото 42 - левый борт долины.
На фото 43 - пер. Куваева Юж. с запада, на фото 44 - западные склоны пер. Руслан и Уфа.
На фото 45 - западный склон пер.О.Куваева.
На фото 48 - западный склон пер. Хегды.

Тихая, пасмурная погода. Фотографии сделаны в редкие минуты просветления.

50. Подъем по осыпи 51. Нижний участок - подход под скалы
52. Горизонтальный траверс над лавинным лотком и выход в кулуар 53. Участок натечного льда в кулуаре
8 марта. 13 день
пер. Папанина (2А*, 2000)
длина пути = 4 км; ЧХВ = 5:00
От места ночлега пешком поднимаемся по снежно каменистому склону (ф.50) и за 30 мин. подходим под взлет. Надеваем кошки и системы и по камням и снегу по осыпи (ф.51), движемся вертикально вверх, подходя под скальную плиту и оставляя лавиноопасный склон справа. Страхуясь через скальный крюк, траверсируем снежный склон вправо под скальной плитой (ф.52). Первый участник по скалам и небольшим участкам натечного льда вылезает к правому (по ходу) борту кулуара. Длина траверса - 15 м. Страховка через скальный крюк. С этого места склон переходит в кулуар шириной 10-15 м. Пройдя по снежно-каменистому склону 100 м, подходим к участку натечного льда. Кулуар сужается до 5 м. Первый участник на передних зубьях кошек пролезает 7 м льда крутизной 50°, страхуясь ледовыми молотками. Длина перил на этом участке - 10 м (ф.53). Проходим еще 100 м (ф.54) - опять участок натечного льда и крутых скал высотой 10 м (ф.55). Еще 100 м - крутой участок заснеженных скал крутизной 30-70°. Первый пролез без рюкзака и закрепил перила за петлю, остальные прожумарили (ф.56). Длина участка - 30 м. Седловина перевала
54. Подъем по кулуару на балкон 55. Веревка (30 м) перил на седловину начинается по участку льда 56. Прохождение заснеженных плит перед выходом на седловину перевала
57. На седловине перевала Папанина 58. Вид с пер. Папанина на север 59. Пик Карт с юго-запада, цирк центрального истока р. Гжамокит
шириной 10 м и длиной 20 м (ф.57). В туре записка туристов из Башкирии, которые летом 2005г. прошли перевал на спуск к р. Гжамакит и назвали его в честь своего учебного заведения (УГНТУ).
С седловины скатываемся на лыжах по некрутому (до 30°) снежному склону за 30 мин. почти до слияния с левым истоком р. Гжамакит. Отсюда виден западный склон г. Карт (ф.59). Еще 30 мин. траверса на восток среди камней и снега и мы встаем на ночлег.
На фото 58 - вид с перевала на север.
Погода пасмурная, безветренная.

60. Подъем на ригель к Л. ист. р. Гжамокит 61. Верховья Л. ист. р. Гжамокит
62. Фирновый взлет к снежному плато вост. цирка г. Карт 63. Истоки р. Гжамокит
64. Пер. Разведчиков с юга 65. Вид на г. Карт с востока
9 марта. 14 день
восхождение на г. Карт (1Б, 2661) - пер. Разведчиков (1Б, 2300) - р. Ветвистая
длина пути = 10 км; ЧХВ = 5:30
От места ночлега за 30 мин. по каменистому склону крутизной 20° (ф.60) перешли через ригель и спустились в верховья левого истока (ф.61). Проходим еще 30 мин. и подходим под снежно-фирновый взлет (ф.62). Крутизна фирна увеличивается в верхней части до 35°, одеваем кошки. Отсюда хорошо видны истоки р. Гжамакит (ф.63). Не доходя седловины пер. Разведчиков (ф.64), мы разделяемся. Два участника остаются, а наиболее здоровая часть группы по снежному склону г. Карт (ф.65) крутизной 20-40° и глубиной до 20 см (ф.66) выходит на гребень. По пологому гребню шириной 3 м группа заходит на вершину (ф.67). ЧХВ - 50 мин. В туре записку не обнаруживаем. Спуск проходит по пути подъема (ф.70) за 30 мин.
За 20 мин. группа поднимается по пологому (до 30°) снежно-фирновому склону на седловину пер. Разведчиков. Седловина - плоская снежная площадка 20*30 м. Тур не обнаружен. Спуск с перевала сначала 40 м по очень плотному фирну со страховкой (ф.72), далее по снегу глубиной
66. Подъем по восточному склону 67. Высшая точка района - пик Карт 2661м 68. Вид с г. Карт на север
69. Вид с г. Карт на восток, в долину р. Ветвистой 70. Спуск 71. Пик Карт с перевала Разведчиков. Виден маршрут восхождения
72. Фирн на сев. склоне пер. Разведчиков 73. Спуск с пер. Разведчиков 74. Долина р. Ветвистой
75. Истоки р. Ветвистой 76. Северный склон перевала Разведчиков со дна висячей долины 77. Вид на пер. Разведчиков и висячую долину с р. Ветвистой
78. Вид на перевал Хэгды с востока, от р. Ветвистой 79. Заход в долину ручья к пер. Праздничный, вид с р. Ветвистой 80. Среднее течение р. Ветвистой
до 30 см и крутизной 30° вдоль выходов скал (ф.73) спускаемся за 1:30 ЧХВ на дно долинки. По фирново-каменистому дну долинки (ф.74) за 30 мин. доходим до слияния с р. Ветвистой (ф.75), одеваем лыжи и траверсируя правый склон, спускаемся к первой наледи чуть ниже слияния ручьев.
По наледям (ф.80) и на лыжах за 3 перехода по 30 мин. доходим до ночлега, который находится на 1,5 км ниже ручья, стекающего с перевала Свердловский. Река расширяется от 10 м в верховьях до 20 м в среднем течении. В русле много камней, приходится сильно петлять. Глубина снега - до 30 см. Место ночлега выбрали на маленьком острове - единственное ровное место с дровами. Берега не имеют ровных мест для стоянок - везде камни и подлесок.
На фото 68 - вид с г. Карт на север, на фото 69 - на восток.
На фото 71 - вид на г.Карт с пер. Разведчиков. На фото 76, 77 - вид на пер. Разведчиков с востока.
На фото 78 - пер. Хегды с востока.
На фото 79 - вид на долину р. Праздничного

Тихая, жаркая погода.

10 марта. 15 день
р. Ветвистая - р. Укуолкит
длина пути = 14 км; ЧХВ = 4:30
81. Ледопад перед впадением в р. Укуолкит 82. Вид на устьевой ледопад р. Ветвистой от устья
83. Наледь в устье одного из левых притоков р. Укуолкит 84. Каньон на р. Укуолкит
85. Сужение долины перед впадением р. Пр. Укуолкит 86. Ледопад в устье руч. Озерного
От места ночлега за 2 перехода по 40 мин. сначала на лыжах, а потом по льду доходим до ледопада (ф.81), который легко обходим по левому склону и через 500 м по снегу глубиной до 30 см спускаемся на лед р. Укуолкит (ф.82). Р. Укуолкит значительно шире (ф.83). Недалеко на левом берегу находится маленькая полуразвалившаяся избушка, непригодная для жилья. Русло шириной до 30 м, хотя иногда оно суживается до 5 м (ф.84). По наледям, слегка припорошенных снегом, и неглубокому снегу мы за 3 перехода по 40 мин. скатываемся до слияния с р. Пр. Укуолкит (т.1023м). Перед слиянием ширина русла уменьшается (ф.85). После слияния р. Укуолкит значительно шире, но снега на льду почти нет. В русле очень много камней. За 1:00 ЧХВ мы доходим до впадения правого притока, текущего с пер. Озерный (ф.86). Забираем заброску и с трудом находим ровное место недалеко от ручья для ночлега.
Есть предложение назвать этот ручей Озерным (для краткости), хотя озеро находится с другой стороны перевала.
Варианты движения по р.Укуолкит
1. Если не жалеть ноги, то можно спокойно идти по льду и камням, но есть опасность провалиться в пустоту глубиной до 1 м.
2. Если не жалеть лыжи - можно идти по льду и камням (одна лыжа сломалась под грузовой площадкой).
3. Если жалеть все - движение по левому берегу по снегу глубиной до 40 см.

Тихая, солнечная погода. Ледопад на р. Ветвистой начал "течь" с 9:00 утра.

88. Прохождение ледопада руч. Озерный. Первая веревка
87. Наледь в устье руч. Озерный
11 марта. 16 день
руч. Озерный - верховья ручья (ледопад - 2А)
длина пути = 7 км; ЧХВ = 4:00
От места ночевки в кошках подошли по плоскому льду (ф.87) р. Озерный к 1 ледопаду. Первый участник проходит некрутой (до 35°) ледяной склон, слегка присыпанный снегом, с рюкзаком (ф.88). Длина перил почти 50 м. Остальные участники прошли весь участок перил с жумарами с целью экономии сил (ф.89). Между 1 и 2 ледопадами есть небольшая площадка, где можно собраться (ф.90). Следующий участок имеет крутизну до 40° и длину около 50 м. Далее ледопад выполаживается до 30° (ф.91) и идет небольшими ступеньками, которые легко проходятся без перил. Проходим 100 м - третий ледопад крутизной 20-50° и длиной 20 м (ф.92). Пока лидер вешает перила, мы разожгли костер в царстве льда и скал (ф.93). После третьего ледопада уклон уменьшается до 20°, каньон расширяется (ф.94). Пройдя примерно 1,5 км по относительно некрутому льду, упираемся в четвертый ледопад высотой 7 м и крутизной 60°.
89. Подъем по перилам 90. Вторая веревка 91. Небольшое выполаживание
92. Навеска перил, 3-я веревка ледопада 93. Хорошо 94. Устьевой каньон пройден
95. Крутой ледопад в среднем течении руч. Озерный 96. Подъем с грузом 97. А этот ледопад обходится
Лидер пролез без рюкзака (ф.95), остальные прожумарили (ф.96). Пятый водопад (ф.97) высотой 5 м мы обошли по скалам левого борта. После этого препятствия каньон заканчивается, уклон уменьшается, на льду появляется снег. Неоднократно меняя способы передвижения (пешком, в кошках, на лыжах), мы подходим к границе леса и становимся на ночлег чуть выше левого притока.
Хотя по графику мы должны были в этот день взять пер. Озерный (график до сегодняшнего дня соблюдался), но из за того, что один участник провалился под лед и вымок до пояса, нам пришлось встать на ночлег на границе леса.
Тихая, пасмурная погода. Потеплело.

98. Пер. Озерный
12 марта. 17 день
пер. Озерный (1А, 2050)
длина пути = 5 км; ЧХВ = 2:00
От места ночлега на лыжах по снегу глубиной до 20 см движемся по руслу руч. Озерный. Через один переход влево по ходу уводит ручей, в верховьях которого проглядывается перевал, ведущий в параллельную долину (№2, ф.19). Мы движемся прямо и через 30 мин. видим пер. Озерный (ф.98). Перевал простой, но вся седловина покрыта льдом. За 30 мин. подходим под взлет крутизной 30° и одеваем кошки. Через 200 м движения по фирну подходим к ледовому участку (ф.99). Лед очень жесткий, крутизна увеличивается от 20 до 30°. Участок льда длиной 10 м и крутизной 35° преодолеваем по перилам, используя их как опору.
99. Участок натечного льда
Перевальная седловина - каменистое плато 50*100 м. Тур не обнаружен. На перевале - ураганный западный ветер. Мы быстро спускаемся до озера (перепад высот 15 м) по склону крутизной до 20°, пересекаем его и отходим на 800 м, пытаясь спрятаться от ветра. Снега на этой стороне мало, вокруг камни и фирн. На пер. Визбора идти в такую погоду невозможно, поэтому среди камней находим относительно ровную площадку и из слабого неглубокого снега строим двойную стенку. Полудневка.
Севернее на 1 км от пер. Озерного видна высокая седловина перевала №3, ведущего в р. Аку. Перевал очень заснеженный и потенциально лавиноопасный даже для этой малоснежной зимы.
Тихая, пасмурная погода в долине, ураганный западный ветер на перевале. Тепло.

100. Место ночевки под гребнем пер. Визбора
13 марта. 18 день
попытка восхождения на пер. Визбора - спуск по р. Пр. Укуолкит
длина пути = 11 км; ЧХВ = 5:00
Ветер не стихал всю ночь. К рассвету стало потише и мы быстро собрались. По каменистому склону крутизной до 40° местами успели подняться на 150 м. К 9:00 утра ветер задул с новой силой и скорость упала до 100 м за 30 мин. Ураганный ветер катил лежащие на земле рюкзаки и переступать можно было только во время секундных затиший. При очередном шквале ветра участник растянул
101. Перевал №3
голеностоп (нога попала между камней, а порыв опрокинул человека). Было принято решение спускаться вниз, так как запасных дней у нас не было, а такой ветер быстро не успокоится. Спустившись до места ночевки (ф.100) фотограф сделал панораму окрестных гор (ф.101) и мы пошли вниз. По снежно-каменистому склону крутизной 10-30° за 30 мин. дошли почти до слияния истоков правого притока р. Пр. Укуолкита. Снега стало больше, поэтому надели лыжи и по руслу левого истока за 30 мин. доехали до первой наледи (ф.102). Многократно сменяя лыжи и кошки, за 1:00 ЧХВ, мы дошли до основного русла р. Пр. Укуолкит.
103. Ледовый слив на р. Пр. Укуолкит
102. Первая наледь
Очень теплая погода превратила наледь в очень мокрую, проваливавшуюся поверхность. Не снимая кошек, идем до второго левого притока. Небольшой уклон сменяемся невысокими сливами (ф.103), которые мы проходим вертикально вниз. Даже наш пострадавший участник может перемещаться без посторонней помощи. Очень мягкий лед - хорошая опора для ног.
Очень обидно уходить с перевала при такой видимости.
Тринадцатое марта...

Теплая, солнечная погода. Даже в долине сильный теплый ветер.

104. Вода поверх льда на р. Укуолкит
14 марта. 19 день
р. Пр. Укуолкит - р. Укуолкит
длина пути = 27 км; ЧХВ = 5:30
От места ночлега в кошках продолжаем движение и за 1:00 ЧХВ доходим до правого притока. Ниже его наледь кончается и мы на лыжах по снегу глубиной до 20 см доходим почти до слияния Укуолкитов. В этом месте русло разбивается на несколько мелких рукавов, в русле одни камни. Пытаемся пойти этот участок по лесу, но там тоже много камней, а в русле много пустот среди камней. Выпустив вперед лыжников на скитурах, очень осторожно прошли последние 500 м (за 20 мин.) перед впадением в Укуолкит.
За прошедшую неделю на реке ничего не изменилось (только снегу стало меньше), поэтому придерживаясь своих следов, мы на лыжах доходим до р. Лев. Укуолкит, где делаем обед. Ветер не утихает. Продолжаем движение на лыжах и доходим до наледи. Наледь сильно подтаяла, поэтому в кошках по льду и воде мы подходим к холму 1301 м. Где-то здесь мы ночевали при заходе в этот район, теперь одно желание - вниз. По льду и воде (ф.104) глубиной до 20 см доходим до острова и ночуем.
Постоянное ощущение внизу - идешь в середине апреля по лесам средней полосы. Устойчивый "плюс", воздух пахнет весной.
Солнечная, ветренняя погода.

105. Зимовье на р. Укуолкит недалеко от устья
15 марта. 20 день
р. Укуолкит - р. Муя
длина пути = 30 км; ЧХВ = 6:30
От острова мокрая наледь пропадает, поэтому мы идем на лыжах по почти плоскому руслу Укуолкита. За 2:00 ЧХВ доходим до впадения р. Аку. Река течет в лесу и вливается невысоким сливом шириной не более 3 м (пройдешь и не заметишь). От этого места видна изба, стоящая на высоком левом берегу (карты не врут). Успеваем до обеда пройти еще нерастающую наледь и обедаем в избе (ф.105). Кроме избы здесь стоит баня и гараж с "бураном". Ширина Укуолкита здесь - до 60 м. С сожалением покинув это прекрасное место, после обеда мы движемся на северо-восток через редкий сосновый лес. Глубина снега - до 30 см. Через 40 мин. мы спускаемся в русло р. Муи (т.786 м). Через 30 мин. движения по Муи мы сокращаем путь по лесу, двигаясь на восток. Еще через 1:00 ЧХВ мы опять идем через лес на восток, а Муя делает петлю на север. В районе г.1102 м снег на льду исчез и мы двигаемся по непрочной мокрой наледи. Иногда ноги в лыжах проваливались в воду глубиной до 25 см. Не останавливаясь и поддерживая высокую скорость, хотим дойти до зимовья (просушить все) при впадение р. М. Могой, но не замечаем его (карты врут...), поэтому в сумерках ночуем почти у впадения р. Магокон.
В очередной раз подтвердили преимущество пластиковые лыжи - в них катились по льду и воде, не обходя открытую воду. Участники в деревянных лыжах обходили эти участки, что сильно влияло на скорость.
Шорников на сплаве это зимовье увидел.

Солнечная, ветренная погода.
После обеда река как большое болото - теплое и топкое. В полдень в тени - 4° на градуснике в зимовье.

106. р. Муя
16 марта. 21 день
р. Муя - р. Муя (оз. Таксимо)
длина пути = 34 км; ЧХВ = 6:30
От места ночлега продолжаем идти на лыжах по льду р. Муи. Ширина реки доходит до 200 м (ф.106). Глубина снега от 1 до 10 см. За 10 переходов мы подходим к ур. Юкта и решаем пересечь водораздел, срезая большую петлю р. Муи. Не доходя т.756 мы идем на северо-восток по горельнику с густым подлеском. Глубина снега до 20 см, под снегом много поваленных сгнивших деревьев. За 50 мин. ЧХВ мы поднялись по склону крутизной до 30°. Отсюда видны озера Таксимо. С водораздела по редкому лесу спускаемся до небольшой наледи, которую оставляем справа и за 20 мин. ЧХВ выходим на лед р. Муи. Делаем еще один переход и ночуем.
Солнечная, ветреная погода.

107. Брод у базы Айтжанова
108. База Айтжанова
17 марта. 22 день
р. Муя - р. Ниртыч (база Айтжанова)
длина пути = 30 км; ЧХВ = 6:00
От места ночлега идем по широкому руслу р. Муи. За 11 переходов по 30-40 мин. подходим к избе, отмеченной на карте и стоящей на правом высоком берегу. Еще один переход и мы срезаем петлю р. Муи через озеро и водораздел. По бурановому следу двигаемся на северо-восток и преодолеваем водораздел. По следу уходим направо и спускаемся на лед протоки р. Муи. След уходит на другой берег, а мы идем вдоль левого крутого берега еще 15 мин. и подходим к "бурану". От него переходим на левый берег по открытой воде глубиной до 30 см (ф.107) и выходим к легендарной базе Айтжанова. База - это дом, баня, хоз. блок (ф.108). Хозяина нет, он пришел в темноте после рыбалки.
Вечер прошел в приятных разговорах и воспоминаниях.
В этот день нам повстречались два охотника, которые угостили нас мясом и посоветовали спрямить путь к базе.
Пасмурная, тихая погода.

109. Александр Айтжанов и незванные гости
110. Горельник у р. Кумакан
18 марта. 23 день
р. Ниртыч - р. Кумакан
длина пути = 16 км; ЧХВ = 6:00
Попрощавшись с Александром Айтжановым (ф.109), мы по его совету идем по горельнику сначала по тропе, а затем вдоль русла р. Ниртыч пешком. Глубина снега до 15 см. Делаем один переход и поворачиваем на север, плавно набирая высоту. Чем выше, тем лес проходимее - нет подлеска и деревья растут реже (ф.110). Есть возможность идти на лыжах. За три перехода доходим до крутого спуска в р. Кумакан. Спускаемся в русло, пытаясь идти по ровному льду, но льда нет и русло забито камнями. Вылезаем на берег и пробуем идти, но скорость очень низкая. Вспоминая р. Л. Укуолкит, снимаем лыжи и идем пешком по берегу и руслу. Густой подлесок, много поваленных деревьев и камней очень сильно затрудняет движение. Ширина реки - 5-7 м. Ночлег - недалеко от нижнего правого притока.
С учетом горького опыта крайне не рекомендуем планировать путь по р. Кумакан. Этот район нужно обходить верхами.

111. Перевал №4
112. Поворот долины на пер. Промысловый
19 марта. 24 день
р. Кумакан - пер. Промысловый (1А, 1900) - руч. Медвежий
длина пути = 17 км; ЧХВ = 6:30
От места ночлега идем по руслу на лыжах и за 5 переходов по 30-40 мин. доходим до первого озера. Глубина снега на реке - до 15 см, лед появляется только на озере. Из-за пасмурной погоды окрестные склоны не видны. Двигаемся дальше на север и проходим два озера. Напротив верхнего озера (справа по ходу) виден перевал №4 на р. Медвежий (ф.111). Двигаемся дальше на север по снегу глубиной до 30 см и плавно набирая высоту, поворачиваем на северо-восток (ф.112). Среди разрывов облаков виден широкий пологий гребень, через который можно перевалить в любом месте. По совету М. Васильева принимаем правее и по снегу глубиной до 20 см и крутизной до 30° поднимаемся на перевал. Перевал - широкий каменистый гребень длиной около 1 км. Тур не обнаруживаем. Спуск с перевала по склону крутизной до 40° местами. В верхней части склон фирновый, ниже снежный. Спускаемся вертикально вниз по невысокому контрфорсу между распадками по снегу глубиной до 50 см до русла левого истока руч. Медвежий. Склон лавиноопасный, поэтому спускаемся быстро и тихо за 30 мин. По руслу на лыжах по снегу глубиной до 50 см за 30 мин. подходим к слиянию истоков, далее вниз проходим еще 500 м и ночуем.
Муяканский хребет значительно заснеженней (особенно северный склон) Южно-Муйского хребта.

113. Наледь на руч. Медвежий 114. Выходим на водораздел к р. Муякан
115. р. Муякан 116. Первый мост
20 марта. 25 день
руч. Медвежий - пос. Северомуйск
длина пути = 17 км; ЧХВ = 4:30
От места ночлега за 45 мин. по снегу глубиной до 40 см подходим к наледи (ф.113) и за два перехода по 40 мин. выходим из гор. Русло шириной до 5 м сильно петляет, очень много стволов деревьев, лежащих поперек. Решаем идти к р. Муякан не по руч. Медвежьему, а строго на север. Вылезаем на левый борт (ф.114) и по редкому лесу среди небольших холмов по снегу глубиной до 30 см подходим к крутому берегу р. Муякан. Русло реки шириной 10-50 м (ф.115). За два перехода по льду подходим к мосту (ф.116), не обозначенному на карте. Возможно движение по ж/д полотну, которое идет вдоль Муякана на 10 м выше русла. От моста проходим еще 1 переход и по одной из лыжней на левом берегу попадаем на гравийную дорогу, которая через 1 км выводит на окраину пос. Северомуйск. Учитывая, что наш поезд уходит в 2 часа ночи, мы ищем возможность побыть в тепле и помыться. Случайный, но отзывчивый, местный житель подсказал, что это можно сделать в дежурном помещение ж/д электриков, находящимся на северной окраине Северомуйска. По договоренности нас даже добросили ночью до станции.
Активная часть путешествия закончилась.

5. Итоги, выводы, рекомендации

Задачи, которые были запланированы на этот маршрут, не были все решены. Ураганный ветер на пер. Визбора не позволил достойно пройти запланированный маршрут.

Все участники показали хорошую физическую, тактическую, техническую подготовку. В группе в течение всего похода царила дружелюбная обстановка и хороший психологический климат.

Снаряжение (см. статью) почти полностью оправдало себя по наименованию. Специально для прохождения пер. Куваева и Визбора мы взяли веревку длиной 100 м для спуска. Характерное для Забайкалья малое количество трещин сильно замедляло поиск станций, поэтому 150 м. крутого скального рельефа с одной перестежкой ускорило прохождение перевала. Если бы не пружинистый репшнур (100 м) и застрявшая в извилистом кулуаре основная веревка, то с седловины пер. Куваева мы спустились бы за 2 часа.

Высота перевалов, указанных в отчете, определялась с помощью GPS, на прилагаемом диске имеются файлы результатов навигации, координаты точек перевальных седловин и других примечательных мест.

При подготовке отчета мы изучили отчет Шорникова Д. (г. Уфа) за 2005 г., с помощью которого уточнили месторасположение и названия неизвестных нам во время похода перевалов.

Использование пластиковых лыж сильно повлияло на тактику. При движении вверх впереди шли участники на деревянных лыжах (нет отдачи), при движении по наледям (особенно мокрым) и по камням (не сломаются), запорошенным снегом, впереди шли участники на пластиковых лыжах. Во время отдыха любимое занятие некоторых участников - помазать скользящую поверхность мазью торможения или наклеить камуса. Если во время отдыха "пласты" отставали, то с помощью камусов на подъемах "пласты" выходили вперед.

Крепления скитуров работали отлично в любых условиях (мороз, вода), поэтому если вся группа идет на скитурах, то можно существенно уменьшить вес рем.набора.

Взятый набор продуктов обеспечивал восстановление энергозатрат, раскладка была индивидуально-групповой. Общественная часть включала в себя горячие блюда (сухое мясо, крупы, чай, кофе, топленое масло с овощами, суп на горячие обеды) в достаточно большом количестве, немного колбасы, сала. Сухие обеды на перевальные дни и сухперекусы были на усмотрение участников по вкусу и желаемому количеству. Каждый нес то, что готовил, это свело к минимуму обязанности завхоза и дискуссии по теме питания.

Участники получили богатый опыт переноски лыж в рюкзаках по снежному лесу и по воде, текущей поверх льда, взошли на высшую точку района, совершили первопрохождение ледопадов р. Озерного (и, наверное, самого ручья).

Данный маршрут может быть рекомендован для сложных походов 5 к.с. по лыжному туризму, но

1. Подходы по р. Янчуй достаточно изучены, поэтому заход в район интересней планировать по р. Асинда - Акундан. В тех местах туристы были 15-20 лет назад (Обухов и Ерохин) и информация на сегодняшний день крайне скудная. Мы планировали прохождения пер. Янчуй в основном из-за желания посмотреть истоки Муи и по возможности сделать радиальный выход, но пасмурная погода не позволила нам сделать это.
  2. Нужно разнообразить подходы к г. Карт путем включения в нитку маршрута перевалов от р. Бугорикта до р. Л. Укуолкит. Так как движение по р. Укуолкит очень трудоемкое, то желательно планировать прохождение реки на спуск, а нижнее течение р. Л. Укуолкит лучше проходить по терассе на правом берегу. На р. Ветвистую можно попробовать попасть через сложный скальный рельеф г.2528 м.
  3. К р. Хегды рекомендуем попробовать попасть через перевал Хегды. Фотографии с обеих сторон показывают сложность не ниже 2А, но он при большом снеге лавиноопасный. Перевал Башкирия с южной стороны так же лавиноопасный.
  4. Перевалы №2-3 интересны только в связке.
  5. Обилие домиков на р. Муи позволяет тактически гибко решать вопросы по заброске, отдыху. В случае форс-мажорных обстоятельств охотники на "буранах" могут оказать посильную помощь.
  6. Запас времени и сил в конце маршрута позволит пройти несколько неизвестных перевалов между Кумаканом и Медвежьим (№4).

6. Обзор пройденных и разведанных перевалов

При прохождение и разведке перевалов в массиве г. Карт выявилось отличие реального состояния от описаний М. Ривкина в 1986 г.

Пер. Куваева Южный: подъем со стороны р. Хегды технически сложен и требует для быстрого подъема хорошего снаряжения. Заснеженные крутые скалы, узкий вертикальный камин, малое количество пригодных для страховки трещин - все это предъявляют самые высокие требования к спортивным группам. Если бы длина склона была больше на 200-300 м, то в зимних условиях перевал на подъем со стороны р. Хегды можно оценить как 3А. Перевал не лавиноопасный, но при большом снеге надо быть внимательным при прохождении снежного участка у р. Хегды. Шорников оценил его как 2Б летом (кулуар №3).

Пер. Папанина: Связка Кочкин-Закиров летом 2005 г. оценили его как 2А. В зимних условиях мы его оцениваем как 2А*. В условиях многоснежной зимы и возросшей лавиноопасности необходимо будет чаще применять крючьевую страховку и двигаться не по дну кулуара, а по его крутым склонам. Поэтому его сложность возрастет до 2Б (М. Ривкин в 1986 г. его оценил также). В многоснежную зиму перевал лавиноопасный (северный склон). Названный Кочкиным-Закировым пер. УГНТУ (2А, 2350) мы считаем пер. Папанина, о чем и написали в перевальной записке.

Пер. Озерный: основная сложность перевала - натечный лед с северной стороны. Перевал не лавиноопасный.

Пер. Куваева Северный: Западный склон перевала напоминает северный склон пер. Папанина. Видимая сложность - крутые скалы в верхней части западного склона. Сложность перевала - не выше 2А (по Шорникову - кулуар №4). Из-за небольшой крутизны западный склон может быть лавиноопасным.

Пер. Хегды: Из-за большой крутизны снежных кулуаров перевал можно оценить как 2А-2Б, но для безопасного прохождения возможно при малом снеге двигаться по центру кулуара, при большом - вдоль борта, осуществляя непрерывную крючьевую страховку. Западный склон хорошо виден на фото 48, восточный - на фото 78. Перевал лавиноопасный, поэтому лучше проходить его летом (по Шорникову - кулуар №5).

Пер. Х: При анализе наших снимков и ф.30 отчета М.Васильева мы были твердо уверены, что отмеченный в отчете Ривкина пер. Зубья - это пер. Хегды по Шорникову, а Хегды находится южнее (на ф.48 - правее). Шорников снял записку кемеровчан, которые впервые взяли его (радиально) в 1991 г. Если это так, тогда что же такое седловина Х: Возможно кемеровчане ошиблись и пер. Х - это Хегды, а Хегды - это Зубья. Надеюсь, наши последователи это скоро прояснят.

Пер. Промысловый: перевал был лавиноопасным со стороны р. Медвежий. Учитывая, что снега на Муяканском хребте было больше, чем на Южно-Муйском (житель пос. Северомуйска сказал, что зима многоснежная), то пройти подъем на перевал с севера необходимо в первой половине дня. Южный склон не лавиноопасный.

Г. Карт: самый легкий вариант подъема - с юго-востока и востока (от пер. Разведчиков). Достаточно простой, но длинный путь по гребню идет с юга. Западные и северо-восточные склоны - это скальные сбросы. Можно попробовать подняться с севера от пер. Руслан. Этот путь Шорников оценил как 3А. При возросшей лавиноопасности лучше использовать гребневые маршруты.

Пер. Разведчиков: Из за большого перепада высот в сторону р.Ветвистой лучше проходить его на спуск. При малом снеге на восточном склоне было много участков жесткого крутого фирна, особенно в верхней части. Западный пологий склон (в нижней части) очень удобен для начинающих горнолыжников, как и южный склон пер. Папанина. Перевал не лавиноопасен.

Перевал №1 - пер. Башкирия (1А, 2000), пройденный связкой гр. Шорникова летом 2005 г. Зимой южная сторона лавиноопасна (см. ф.58).

Фото 44 - сев. сторона пер. Уфа (2А, 2350), пройденный связкой гр. Шорникова в 2005 г.

Перевал №2 - северо-западный склон снежный (потенциально лавиноопасный), без камней, юго-восточная сторона из-за плохой видимости не просматривалась.

Перевал №3 - высокий заснеженный западный склон очень лавиноопасный. В списке перевалов от Романенкова (1999 г.) он мог упоминаться как Снежный, но это надо проверять по картам и описаниям (отчет Ерохина).

Перевалы №2 и №3 логичны в связке (р. Укуолкит - р. Аку).

Перевал №4 позволяет попасть на р. Медвежий более коротким путем, а по сложности не отличается от пер. Промыслового.

7. Анализ группового и личного снаряжения

Групповое снаряжение

Палатка, опорный кол, опорная плита.
Использовалась серийная палатка Зима фирмы Снаряжение, отверстие под печную трубу сделали сами и укрепили куском термостойкого пластика, слой внутри и слой снаружи. Отверстие при отсутствии печки заклеивали лейкопластырем или затыкали мешком от палатки, набитым вещами. К потолку пришили кольцо под опорный кол, состоящий из 3-х колен разного диаметра, длиной около метра каждое. Они фиксируются с помощью совмещения насверленных отверстий и гвоздей, которые заодно служили и крючьями для подвески вещей, подсвечника. Роль опорной плиты выполнял один из лав.листов с круглым отверстием для кола в центре.

Костровое оборудование: пила, топоры, сетка.
Пилу брали двуручную, использовали в основном при заготовке дров на печку. Топоров было два: большой и малый. В принципе достаточно одного малого надежного топора. Мы для колки дров в печь использовали большой, малый почти не использовался за исключением случаев добычи льда, если хотелось разнообразия и не устраивал ледоруб. С собой брали костровую сетку с ячейками 5*5 мм, мы ее использовали при большой глубине снега, а именно: ужин в верховьях Янчуя, обед на перевале Янчуй, при прохождении заснеженного Муяканского хребта.

Печь отопительная была из нержавейки, весь комплект весом 4,5 кг (1983 г.р.). Она ставится на лавлист, под печь использовали стеклоткань 1*1,5 м. Труба - латунный лист. Из недостатков стоит отметить малое расстояние между листами искрогасителя-экономайзера, вследствии чего при использовании лиственичных дров к утру наблюдалась недостаточная тяга. В процессе эксплуатации вылетела одна из клепок, была заменена на винт с гайкой. К плюсам использования печи можно отнести отвод влаги из палатки, в холодные ночи вряд ли температура в палатке была положительной, но спальники были сухими. Завтрак почти всегда удавалось приготовить на печи, но иногда в связи с сырыми дровами возникали проблемы.

Бензин брали АИ-80 и АИ-95 в надежде на то, что в непопулярных марках меньше присадок. Рекомендуем в каждый поход брать новые примуса, промыв перед этим бачки бензином. Стеклоткань не использовали, расход бензина был небольшим, т.к. почти всегда удавалось добыть лед, чтоб не топить снег.

Ремнабор был собран с учетом возможности ремонта сломанной пополам лыжи , что и пришлось делать. Из казусов следует отметить поломку пассатижей на 5-й день похода.

Аптечка была весом 1 кг + 1 кг расходных витаминов. Удачным следует признать использования для упаковки жестких пластиковых контейнеров.

Фотовидеоаппаратура. Использовали 1 цифровую мыльницу Canon A510, считаем что нужно брать 2-3 фотоаппарата. Цифровые фотоаппараты хорошо зарекомендовали себя для использования в продолжительных походах, однако стоит выбирать модели с хорошей оптикой. Для питания фотоаппарата использовались Ni-MH аккумуляторы, комплекта хватило на весь поход, фотоаппарат переносился в нашейном футляре под верхней одеждой. Батарейки использовать не рекомендуем, хватает на 5-10 кадров. Камера была Panasonic, полупрофессиональная, с тремя матрицами, с оптическим стабилизатором изображения, стандарт miniDV. Родного аккумулятора хватило на час съемки. Дополнительный аккумулятор использовался 17 минут, потом от холода сломался родной провод питания в месте примыкания к блоку, в результате во второй половине маршрута "кина не было".

GPS-приемник использовали Garmin 60С, ценовой категории ~400 у.е., любезно предоставлен ЗАО "Транспроект". Карту в него не заливали, точки залили с ошибкой 2 км по широте, поэтому использовали данное чудо техники только для уточнения своего местоположения, что в принципе было достаточно. Поскольку прибор был выключен большую часть времени, на поход хватило 2-х комплектов батареек. Существуют более удобные для туристов модели, типа ETREX Vista , но и данную модель считаем приемлемой.

Диктофон для путевых записей использовали самый простой Olimpus, с записью на цифровой носитель. На поход хватило комплекта 2*ААА. Переносился в футляре на груди.

Лавинное снаряжение. В группе было 3 лавлопаты, 2 Salewa и одна отечественная, и 3 лав. листа, один из которых был так же опорной плитой. Таким образом у каждого было вполне приемлемое приспособление для откапывания пострадавшего из лавины. Так же было 2 длинных складных щупа и 4 аналоговых биппера Ortovox.

Специальное снаряжение

На группу брали 100 м + 50 м веревки Регата Спелео-1 9 мм пр-во Аскан, нагрузка на разрыв 1900 кг, вес 55 г/м. Ее использование следует признать вполне удачным, веревка удобная, мягкая, повреждений и нарушения оплетки за поход не было, намокание и обмерзание умеренное. Использование 100-метровых веревок в Забайкалье вполне оправдано на фоне скудности рельефа и мест для станций, особенно при первопрохождениях. Так же для сдергивания имелся 100-метровый репшнур. Его использование следует признать неудачным, т.к. при отсутствии прямой видимости между базами (кривой кулуар) 100 м веревки снять шнуром было невозможно, он пружинил на 7-10 м.

В качестве расходной использовали куски веревки 8-9 мм, всего около 20 м.

Крючья и ледобуры. С собой брали набор из 10-ти крючьев и 5 ледобуров. Крючья использовали самые разные при прохождении перевалов Куваева Юж. и Папанина. Следует отметить небольшое количество трещин и полное отсутствие возможности накинуть петли на скальные выступы, кроме верхней части гребня. Ледобуры использовали при прохождении ледопадов.

Каждый участник имел кошки, комплект ЛСС, спусковое устройство, зажим для подъема, ледоруб или айсбаль и 3-5 карабинов. Кошки были разные. У участников в пластиковых ботинках, в т.ч. ски-тур, были жесткие Petzl М10 с усиленными передними зубьями. Прекрасны на крутом льду, но забиваясь снегом, часто создавали "эффект рельсы", особенно на спуске, чему способствует почти полное отсутствие поперечных зубьев. Этого недостатка были лишены легкие универсальные Salewa Anu, имевшиеся у 2-х участников, но они не очень хороши на зимнем льду. У одного из участников были старые мягкие 10-ти зубые ВЦСПС, по наледям еще держали, а на перевальных склонах на зимнем льду не работали вообще. ЛСС были разные, разъемные и универсальные (неразьемные). Несмотря на достаточно высокую точку крепления спускового устройства, следут признать более уместным применение универсальных ЛСС, т.к. они не требуют застегивания пряжек на морозе. Спусковые устройства в основном были типа Инвар, что после прохождения 100-метровой веревки с закрепленным внизу концом 5-ю участниками создавало хорошую "колбасу", и кучу проблем крайнему. Удачным следует признать использование одним из участников спускового устройства ATC XP от Black Diamond, особенно при спуске крайнего. Оно не крутит и делит веревки, исключая ряд трудностей при сдергивании. Зажимы использовали в основном типа жумар, 3 Acsession от Petzl, 1 перегибной УралАльп, 1 LIFT от Kong Bonatti и 1 отечественный Альтурс. Поскольку обледенелых веревок почти не было, все устройства работали нормально. Четыре участника использовали ледорубы, у двоих были скально-ледовые молотки. При прохождении ледопадов использовались оба молотка, а при прохождении натечного льда на перевале Папанина 1 молоток и ледоруб Black Diamond Raven Pro 65 см с отличным клювом, второй использовался для выбивания крючьев. Применение ледоруба в Забайкалье видится нецелесообразным, разумнее применять "шакал", особенно при наличии телескопических палок. Как точку страховки на снегу ледоруб использовать практически нигде не возможно, снег везде переморожен. "Шакал" же весит в 2 раза меньше и лучше на льду, так же не будет проблем при забивании и выбивании крючьев. При небольшом количестве сложных перевалов допустимо использовать 2-3 инструмента на группу. Лопатка ледоруба использовалась только при добычи льда, но не сильно труднее это сделать и клювом. Часто инструмент использовали при растягивании палатки при отсутствии снега в долинах.

Особенности личного снаряжения

Спальное снаряжение включало в себя 2 ижевских пенополиуретановых коврика и спальные мешки. Надувной коврик показал себя не с лучшей стороны, отклеились переборки. Молодая половина группы использовала индивидуальные спальники 2 шт. Alexika с утеплителем Holowfiber и Loap с утеплителем DuPoint, экстремальные температуры -20-30°C. При большом количестве холодных ночевок рекомендуем отдавать предпочтение спальникам с более высокими показателями. Кроме этого был 1 спальник на 3-х человек. Неудачным следует признать использование молнии для состегивания 2-х одеял по всему периметру. В середине маршрута она начала "капризничать". Кроме того, он был слегка коротковат, имеет смысл делать такой длины, чтоб укрывал плечи и даже уши.

Лыжи, крепления, ботинки, палки. Три участника использовали деревянные лыжи Бескид с полужесткими креплениями, в основном самодельными. Почти все деревянные лыжи к концу маршрута вышли из строя, одна сломалась пополам, еще у одной расслоился в щепки носок; несмотря на запятники, сильно пострадали и пятки лыж. Три участника использовали ски-тур: Dinafit А510 + Silveretta Pure + Koflach (альп.), Fisher TourCarve + Silveretta 555 + Dinafit TLT4 и Atomic TC9 + Dinafit TLT + Dinafit TLT700. Камуса клеевые, использовали только при подъеме на крутые, 15-30° склоны и при транспортировке волокуш по р. Янчуй. После использования перед следующим наклеиванием отогревали у печи, в спальнике либо на животе. Интересная особенность - у разных лыж отдача наступала раньше или позднее (на 15 мин.), даже при движении по плоскому льду долины. При движении по долинам использовали мази держания, хорошо зарекомендовали себя Swix 3 цвета +1-18 и Rode -10-30. Отечественные дешевые мази на склонах 5-15° почти не держали. Мазали только участок под грузовой площадкой лыжи. Все крепления сильно страдают при мокрых наледях и глубоком снеге. Нередко происходило произвольное закрепление пятки. Рекомендуем использовать самые простые модели. От платформенных креплений много шума при каждом шаге. Однако на платформенные крепления встают альпинистские пластиковые ботинки, использование которых предпочтительней. Современные ски-тур ботинки ориентированы больше на катание, и при ходьбе сильно натирают ногу. Кроме того, они слишком теплые. В общем использование пластиковых лыж в горах Забайкалья более разумно, чем деревянных, возможно с полужестким креплением. Палки использовали разные, в т.ч. телескопические. К 20-му дню более-менее целыми остались 9 из 12 палок, на 3-х были кольца. Без нареканий прошли весь маршрут двухколенные зимние телескопические палки Travers от Black Diamond, с родными кольцами для плотного снега. У Petzl Galaxi Trek погнулись и сломались нижние коленья. Следует отметить, что раньше пришли в негодность палки у участников в деревянных лыжах. Возможно, это вызвано их повышенным износом при использовании палок для поворота на катании.

Из одежды многие использовали при прохождении перевалов гортексовые куртки или аналоги. Мембрана зимой не работает, но они практически не продуваемы. Так же стоит отметить перчатки производства Baseg модели "Виндблок" (не путать с WindBlock). Совместно со вторыми из тонкого флиса они позволяли работать с веревкой при сильном морозе и ветре, не намокают от снега.

8. Источники информации

1. Отчет Киселева С.М. (Тула) 1987 г. №4935 МГЦТК
  2. Отчет Ривкина М.Н. (Москва) 1986 г. №4767 МГЦТК
  3. Отчет Ерохина А.В. (Москва) 1989 г. №5363 МГЦТК
  4. Отчет Шорникова Д.В. (Уфа) 2005 г. - 6 к.с.
  5. Отчет Васильева М.Ю. (Москва) 1999 г.
  6. Отчет Семилета А.Д. (Железногорск) 1999 г.

9. Карты

Карта 1.

Карта 2.

Карта 3.

Карта 4.

Карта 5.

2007-07-10 08:45:08 | Вадим Семин | E-Mail
К сожалению, этот поход занял только 3-е место в ЧР в классе лыжных походов 5 к.с.
У меня сложилось свое, очень устойчивое мнение на предмет ответа на вопрос "а стоит ли сворачивать с маршрута?"
Классная школа, цена только немного высока...

2009-02-04 14:28:19 | Вадим Семин | E-Mail
Только что разговаривал с Сашей Шориковым... Нашел его отчет сразу же на сайте Саши Машникова. Они сняли с пика Карт нашу записку 26.02.2007 года... Хотели подняться по новому маршруиу, но взошли примерно так же, как мы, из висячего цирка под перевалом Разведчиков. Олежка Кулешов об этом таки и не узнал... хотя был в это время километраз в двуста оттуда, готовил обед наверное в истоках Амнунды, после перевала Снежный перед Слониками...