портрет лыж
Автор: Вячеслав Завьялов

Отчет о пешем походе н/к по ловозерским тундрам

Отчет о пешем походе н/к по ловозерским тундрам, совершенном с 07.07 по 09.07.06

Нитка маршрута:

Ст. Оленегорск – Ревда – г. Карнасурта – г. Куйвчорр – в. Эльморайок – г. Кедыквырпахк – г. Ангвундасчорр – г. Сенгисчорр – г. Манкепахк – г. Страшемпахк – оз. райявр – г. Манкепахк – г. Сенгисчорр – ущ. Ильмайок – рудник – Ревда.

• схема маршрута
  • Протяженность: 75 км, без коэффициентов.
  • Продолжительность: 3 дня (2-ое суток)
  • Состав: Лактюшкин Славик, 1986 г.р., г. Химки, Моск. области. Boiler00@mail.ru

Краткий обзор р-на похода в прикладном смысле и советы начинающим.

Я думаю всем и так все известно про ловозерские тундры, поэтому эта часть пишется для новичков как я, чтобы таким же людям можно было поконкретнее представить этот массив и его поверхность, по которой и придется идти. Я перечитал кучу описаний, но в реальной обстановке все оказалось абсолютно иначе и это доставило очень много хлопот. Ловозерские тундры – горный массив в форме подковы с выемкой на восток. Примерно по середине западной части тянется основной хребет с высотами до 1100 м. Тундры тундрами, но по рисунку в Google Earth сразу бросается в глаза отсутствие флоры на большей части массива. Т.е. я пересек небольшую полоску тундры на высоте около 600-та метров на северном склоне рядом с рудником, прилично потоптал в северо-восточной части, в ущелье Ильмайок и в окрестностях озера Райявр. Это все. На всем протяжении западного хребта сплошные камни, в северной половине довольно небольшие, вполне удобные для ходьбы (размер около 30-40 см), иногда можно идти по петляющей дороге, иногда попадаются снежники, но проблем они не доставляют. С южной частью все куда сложнее. Примерно после Сенчисчорра (на юг) размер камней сильно возрастает и приходится прыгать, ну или делать очень большие шаги, с одного на другой. Поясняю для безопытных: одно дело мечтать о прогулке по мягкой тундре с каменными осыпями (как это было со мной), а другое, от рассвета до заката прыгать с камня на камень (почти все камни с острыми краями, и из-за этого сильно возрастает давление на стопу). Я, конечно, не спорю, что можно просто идти, но в единицах сил на время это очень затратно, т.к. скорость падает раза в 3 (без преувеличения), а сил тратится меньше раза в 2. Мох я на своем пути практически не встречал, были либо участки с тундрой с 70% по площади, либо её полное отсутствие. Хочу еще добавить, что на фотографиях, да и когда смотришь вдаль, все намного краше: видишь сопку с тундрой, доходишь до нее, а тундры как ни бывало. Поэтому нужно обратить внимание на обувь, по окончании маршрута я имел синяки размерами со стопу целиком, т.к. в профессиональной обуви идти было совершенно невозможно, т.к. закрепление ноги в кроссовке только мешало, пришлось идти в русском варианте кроссовок адидас, было очень удобно, но очень твердо. Повторяюсь, это касается западного хребта, в с-в и ю-в частях все очень мило и простенько. И еще, лучше не траверсируйте! Подробности и советы в описании. Да простят меня модераторы, но думаю эта информация пригодится многим.

Описание составлено в художественном виде.

07.07.06

Поезд пришел в Оленегорск около 10 часов. В моем вагоне не было ни одного человека с рюкзаком, и я надеялся встретить единомышленников на перроне, чтоб получить вкратце хоть какую-то информацию т.к. в горах я никогда не был и это был мой самый первый поход, но помимо меня вышло еще человека три и сразу куда-то испарились… Автовокзал прям рядом, насколько я помню до Ревды на автобусе уехать не проблемно и таксистов там не много было. Сначала мне предложили за 500р, я ни за какие деньги не собирался ехать, более того, до автобуса было часа 2.5. Странно, но получив категоричнейший отказ, через 5 минут таксист предложил за 300. В итоге, когда он подошел ко мне в 5-й раз, цена упала до 150-и, и через пару минут я мчался на переднем сиденье какой-то иномарки. Около 12 я вышел из ревды. От города до рудника идет асфальтовая дорога, с движением в одну машину в минут 5. Идти чуть менее шести километров. Мой маршрут пролегал по всему массиву, поэтому в ущелье было идти незачем, да и северный склон казался привлекательным для первой в жизни вершины и не доходя рудника я беру восточнее. По склону ездят самосвалы, дорога – серпантин, поэтому иду напрямик. Кустарники заканчиваются сразу, потом полоска тундры и затем камни. Идти вверх по камням – раздолье, и с одним привалом я оказываюсь в северо-восточной части плато. Ветер, отсутствие комаров, тундровый покров, там очень приятно погулять, где-нибудь по центру. Спустился к южной оконечности с-в части и сверху, рядом с кэулнюном полюбовался сейдозером. Кстати сейды – это культовые камни у саамов. Потом пошел на юго-запад, так сказать траверсом. (это все изображено на скрине гугла, там указан точный маршрут) О, это был ужас. Покрова и след простыл, сплошные огромные острые камни, но на платообразные вершины я выходить не хотел, т.к. открывался чудесный вид сначала на другой берег сейдозера, а потом на отвесы у эльморайока с кучей высоких водопадов. Пошел дождь, стемнело (в контексте полярной ночи, конечно), было около 21.30, обе икроножные мышцы забились от прыганья по камням и я решил встать на ночлег. Раньше, читая отчеты я не понимал, как это можно не найти место для ночлега, в итоге после часовых поисков мой островок тундры был чуть больше моей полутораместной палатки. Несмотря на дождь появились комары, но в палатке эти гнусные насекомые меня не тревожили. Место ночевки отмечено звездочкой.

08.07.06 (сутки)

Подъем около 10.30 и в 11 я вышел. Цель – хребет в западной части. Смотрю сейчас карту и никак не могу понять, где же я перешел на другую часть массива. Т.к. склоны были круче, чем когда я заходил в массив восточнее рудника, так что извиняйте. Поднявшись на плоскогорье стало прохладно и ветер усилился этак до 13 м/с. Идти удобно, справа видны снежные хибины. Раскладки у меня не было, т.к. ел на ходу, останавливался только чтобы пофотографировать, в среднем выходило около полутора часов пешка и пяти минут на фото. При спуске с вершины 954, что между Сенгисчорром и Монкепахком встретил несколько оленей, с колокольчиком. С ориентированием проблем нет, пока находишься на центральной части хребта. Идешь себе и идешь, даже можно в карту не смотреть. Однако пришлось поплутать на одном из плато. Из-за расхлябанности еще дома я совсем забыл про компас, который у меня был сломан. В итоге, как только я приблизился к Манкепахку, налетела туча и ориентироваться по солнцу стало невозможно. Мха не было, пришлось пытаться ориентироваться по ветру. Спустя 15 минут я понял, что заблудился. Кстати, в детстве нас всех учили ориентироваться по мху, так вот, мох не всегда растет с северной стороны. На том плато где-то и на разных высотах ему было не слишком жарко на южной стенке камня и слишком холодно на северной. В итоге и мох отпал. После 2-х с половиной часов блужданий вышло солнце, я развернулся на 130 градусов, после очередного затмения тучкой я опять развернулся градусов этак на 90 и наконец еще через часик вышел к ущелью Киткуая. Привалов на том плато я не делал и когда открылся вид на зеленоватый противоположный склон я решил отдохнуть. Благо там были огромные плоские камни. Перекусывая шоколадкой и кальмарами я увидел что-то рукотворное вдали. Подбежал, это оказался огромный крест. Надпись гласила, что 23-го января, здесь, в борьбе с суровой природой, где-то в начале 70-х погибла группа туристов. Их было около 10 и одна из них была женщина. Даже представить страшно, что там творилось… почти полярная ночь…

Путь лежит дальше. На другой склон лежит очень аккуратная перемычка, шириной метров 60, было кострище и дрова. Далее, опять же по удобной поверхности чуть левее и вот конечная цель моего маршрута, озеро райявр. 23.30. внизу над ним облако. Из-за сильного стресса я себя чувствовал не ахти - подсознание противилось образу последних 2-х дней и чтобы не сдаваться ему и показать себе, что инстинкты – отстой, я решил не ночевать и до ночлега или ревды оставить себя без еды. Ровно в полночь я вышел от райявра. Сначала все шло превосходно, на когда я опять вышел на уже ненавистное мне плато ветер стих и налетели комары. Их были просто полчища. Разумеется, у меня были репелленты, но проблемы заключались не в физиологической составляющей. Я шел, и они летели прямо тучей вместе со мною. Они залетали в нос, в рот, в уши. Для меня, как жителя средней полосы, точнее подмосковья, это был ужас. И главное ничего не сделать. Палатку не поставить, я бы сразу с ума от них сошел, даже репелленты не достанешь и убежать от этой тучи не получалось. Вообщем в 02.15 я спустился к проветриваему ручейку, видимо это был уэлькуай и думал, что вот оно, счастье. Радостный от довольно неплохого физического состояния после ночного перехода продолжительностью в 2 с лишним часа я пошел дальше. Хребет шел дугой и я решил сократить. Это было второе ошибочное решение о траверсе. Большие камни, ну о-очень хаотично расположены, идти было очень тяжело… прошло сорок минут, я уже без сил, отдыхал, размышляя, идти ли наверх. Тем временем путь и не думал улучшаться и на этот раз переход уже длился 20 минут. Я был просто подавлен… тоже мне, тундры… в принципе, можно было очень сильно сократить через сейдозеро, но я боялся встретить там не только комаров, но и гнуса и мошку, вот к чему, но к ним с их количеством и повадками залетать куда не лень моя психика не была готова. Спускаться немного ниже не было смысла, т.к. все ручьи с очень обрывистыми берегами. В итоге я начал подниматься. Наконец-то поверхность стала удобнее для ходьбы и кое-где я вообще шел по дороге, солнце светило все время в лицо, склонялось к востоку вместе со мною. Так как в августе планировался эльбрус, мне стало интересно двигаться как альпинисты=). Отдых где-то каждые шагов двести, этак минут 5, 10. Появилась новая проблема, одевать рюкзак. Я как можно больше его разгрузил, распихав что-то по карманам, но эти 20 килограмм тяжело мне давались. Потом встал вопрос как же мне спускаться в ущелье (по дороге или нет) и спускаться ли. Судя по карте спуск через перевал геологов или между цирковыми озерами и ильмайоком был удобен, но у меня не было уверенности и я решил не рисковать. Как потом оказалось, какая-то дорога теряется, какая-то идет не в сторону ущелья, в итоге спуск в ущелье по острым валунам, каждый шаг отдается сильной болью от появившихся синяков на стопах, но приближения отдыха позволяет идти. В ущелье встретил группу из трех человек, они шли напрямую к сейдозеру, у них не было с собой накомарников и они собирались там встать лагерем! Сказали, что хотят именно к сейдозеру, несмотря на насекомых. Может это только я так боюсь комаров и мошки? И то, когда я пришел к асфальтовой дороге, нужно было переодеться, там я встретился уже с мошкой, т.к. выше 600 метров были только комары. В конце переодевания я время от времени подбегал к рюкзаку, хватал что-нибудь и на бегу пытался что-то одеть. Метрах в ста была сторожка, сторожиха видела меня, размахивающего руками, подбегавшему к чему-то время от времени (я был не на ее территории и рюкзака ей не было видно), сначала кричала мне, чтоб я ничего там не выдергивал из земли), потом спрашивала, что же я там делаю, не верила мне, что я так от насекомых отмахиваюсь, а потом взяла бинокль, пыталась надавить на справедливость, чтоб я там дергал что хотел, но только сказал ей, что же я там дергаю! Кстати, снизу казалось, что спуск по тем двум вариантам был бы безпроблемным, вот только по тундре и кустам ближе к руднику пришлось бы прогуляться. Поэтому лучше прикинуть спуск с самого начала похода. От рудника до ревды я доехал на попутке, учтите в воскресенье на машину рассчитывать не стоит. В 12 я очутился в ревде. Автобус до Оленегорска был около 16 часов. Оттуда в 19 часов я выехал в Мурманск, сдал рюкзак в камеру хранения, погулял по ночному городу, днем побегал от милиционера, за то что перешел улицу на красный свет и вечером поездом на москву уехал от потаенного северного края.

Итоги, выводы, рекомендации

Очень приятно погулять по с-в и ю-в частям массива. Насколько я понял из отчетов, их нечасто посещают. Было бы интересно выслушать про спуски восточнее ущелья ильмайока. Сбоку по хребтам ходить очень неудобно. Карты в 1:100’000 мало, сам по ней шел. У меня есть отличная общая карта ловозер 1:50000. могу скинуть на майл.

Приложение.

Снаряжение

• Рюкзак Verticale Viking 105+10л.
  • Палатка Снаряжение “Отшельник N”
  • Ремнабор:
  • Вязальная проволока, алюминиевый скотч, пассатижи.

Еда:

• Трентал
  • Аминокислотный комплекс

2007-07-03 04:13:07 | Андрей | E-Mail
<i> Из-за сильного стресса я себя чувствовал не ахти - подсознание противилось образу последних 2-х дней и чтобы не сдаваться ему и показать себе, что инстинкты – отстой, я решил не ночевать и до ночлега или ревды оставить себя без еды. </i> Не пойму, зачем себя мучить – ходить нужно в удовольствие и наслаждаться. Так можно отбить у себя всякую охоту ходить в походы. Да и не слишком это полезно – обезвоживать организм и не есть, когда еды хватает. Проверять себя на максимум едой тоже не имеет смысла, ведь без еды можно идти дней 7.

<i>Так как в августе планировался эльбрус, мне стало интересно двигаться как альпинисты=). Отдых где-то каждые шагов двести, этак минут 5, 10.</i> Такой эксперимент нисколько не поможет представить ситуацию в высоких горах. Лучше будет, если за недели 3 до поездки начать бегать по минут 40-60 в день.

А так читать было интересно; жаль, что фоток не приложил.