стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина

Байкальский хр., горный поход 1 к.с.

ОТЧЕТ

5. Часть I - Дремучие долины и крутые ущелья Байкальского хребта
  6. Часть II - Отдых на Байкале
  7. Выводы и рекомендации
  8. Приложение (ссылки, транспорт, общественные вещи, рацион)

1. Нитка маршрута (Фото: карта маршрута)

г. Северобайкальск - село Байкальское - р. Горемыка - пер. Галкин 1990 м. (1Б) - ручей Водопадный - р. Куркула - оз. Изумрудное - неудачная попытка восхождения на г. Черского - р. Куркула - мин. источник Котельниковский - село Байкальское

2. Состав группы

(Фото участников: слева направо - Леха, Костик, Андрей (рук.)
Участники Тур. опыт
Бабчинский Константин, 24 года (г. Минск), мастер спорта по спортивной аэробике; инженер-энергетик; Поход пешеходно-водный 2 кат. по Северному Уралу;
Ислямов Алексей, 26 лет (г. Минск); занимается любительским карате; архитектор; Несколько прогулочных походов по Белоруссии;
Гацуц Андрей, 27 лет (г. Минск), рук.; 1 разряд по прыжковой акробатике, 3 разряд по альпинизму; инженер-программист; Походы по Тянь-Шаню - 1к., пешеходно-водный по Северному Уралу - 2к., Кар-Каралинску (Казахстан) - н.к., Алтаю - н.к., Карпатам (лыжный) - 1к.;

3. Общие сведения о районе путешествия

Озеро Байкал:
Береговая линия Байкала протянулась на 2100 км.; длина озера - 636 км; наибольшая ширина - 81 км.; максимальная глубина 1641 м.; площадь водного зеркала - 31500 кв. км.; объем - 23 тысячи куб. км. воды; возраст озера - 25 млн. лет; прозрачность воды - 40 м.; Байкал расположен на высоте 455 м над уровнем моря. В озеро впадает 336 рек и ручьев, свыше половины притока дает Селенга, вытекает одна Ангара; около 40% растений и около 85% видов животных, встречающихся в озере, являются эндемиками, т.е. нигде больше не встречаются.
Байкальский Хребет:
(Фото: хребты Байкала) Расширяясь миллионы лет, Байкал растет, растут в среднем на 2 см./год и горы, обрамляющие озеро. Байкальский хребет определяет общий силуэт западного берега северной части Байкала, его протяженность 270 км. Южная часть хребта узкой лентой шириной 20-30 км протянулась на 120 км. Восточные склоны круто обрываются к озеру, впадающие в Байкал реки текут в глубоких узких ущельях и водопадами стекают в озеро. Северная часть хребта от мыса Котельниковского отходит к западу от Байкала на 25-30 км и постепенно расширяется до 60 км. Это самый высокий, имеющий альпийские формы рельефа район Байкальского хребта с высотой гребневой линии 1900-2100 м. Высшая точка хребта - г.Черского (2588 м.) расположена в верховьях р. Куркулы. В узле Черского существует несколько ледников. Один из них расположен в юго-восточном каре г. Черского на высоте 1900 м. Длина ледника 550 м, ширина 280 м, мощность до 50 м. Высокогорный пояс занимает центральную часть Байкальского хребта. Он характеризуется сильно расчлененным альпийским рельефом. Вершины представляют собой зубья, реже иглы или башни. Крутые склоны изрезаны системой кулуаров, по которым зимой сходят лавины. Лавинная опасность в верховьях рек значительна, особенно на западных склонах. Для всех верховий рек характерны горные цирки с почти отвесными скальными стенками, достигающими высоты в несколько сот метров. Район очень богат осадками, однако высота и плотность снежного покрова различны. При подъеме в горы высота снежного покрова увеличивается до 1,5 м и более. У границы леса его средняя высота составляет 2,5 м. Основные препятствия на подходах к вершинам Байкальского хребта: летом - кедровый стланик, доминирующий до высот 1700 м, зимой - обильные снегопады и глубокий снег.

4. Предварительная подготовка

Всю информацию о регионе путешествия черпали из "Интернета". Переписка с иркутским путешественником Толей Казакевичем турклуба "Чемберлены" (info@chemb.ru) позволила получить ответы на многочисленные вопросы и определиться с районом путешествия. Мы остановились на Байкальском хребте - суровом, самом дождливом районе Забайкалья и Прибайкалья, труднопроходимом, но очень красивом и необычном регионе Прибайкалья. Помимо причудливых пейзажей и нетронутой природы узел Черского обладает зоной вечного оледенения: самый большой ледник Черского имеет площадь 2 квадратных км. Что немаловажно, подъезды к началу маршрута не затруднительны и занимают от Северобайкальска всего несколько часов.
Скачав карту Байкальского Хребта, принялись разрабатывать план действий. На карте уже были нанесены маршруты и мы выбрали такой, который проходил вдоль самых примечательных мест Хребта. Не учли мы того, что передвижение сквозь бурелом и стланик окажется крайне сложным, и пройти за 2 недели первоначальный маршрут (село Байкальское - р. Горемыка - пер. Галкин 1990 м. (1Б) - ручей Водопадный - р. Куркула - оз. Изумрудное - пер. Солнечный (1Б) - пер. Ежик (1Б) - р. Молокон - губа Болсодей - тропа вдоль Байкала (25 км.) - мин. источник Котельниковский) даже при хорошей погоде и максимальной выкладке окажется нереальным. Для прохождения такого маршрута необходимо отвести 16-18 дней. Кроме того, даже при наличии необходимого времени весь план осуществить бы не удалось - даже укороченный маршрут Леша прошел на пределе своих возможностей. Осознав это во время путешествия, мы воспользовались запасным, укороченным вариантом и после оз. Изумрудного спускались долиной р. Куркула к мысу Котельниковский по хорошей тропе.
Байкальский хребет непростой в техническом плане - занижены категории многих перевалов, перевальные взлеты круты и камнеопасны. Техническая подготовка была слабоватой - Костик и Леша ни разу не видели категорийных перевалов, поэтому тех 2-х совместных тренеровок, которые удалось провести на Минском скалодроме перед походом, было недостаточно. Зато довольно скурпулезно успели подготовить раскладку, изучить особенности региона.
Официально заявиться не успели, поскольку человек, утверждающий маршрут тянул неделю, а после заявил, что оформлять нас не будет, т.к. не был в тех местах. На то, что бы искать людей в другой организации, времени уже не было.

Дневник

5. Часть I - Дремучие долины и крутые ущелья Байкальского хребта

1 день, 25 июля (вторник); Северобайкальск - село Байкальское - 1-й покос на р. Горемыка;

В 6 утра разбудил жалобный скрип колес. Поезд медленно катит по одноколейке в лабиринте ущелий - прославленному БАМу. Правым боком состав теснится к многометровым сточенным стенам, слева отвоеванная полка обрывается пропастью, окутанной внизу густыми облаками. Свыше 3 тыс. км. протяженность этой знаменитой магистрали - настоящее седьмое чудо света. Участок Прибайкалья и Забайкалья оказались самыми сложными - площадки вырезали на крутых утесах, долбили многокилометровые туннели, самые длинные из которых 15 и 7 км (что самое смешное, - 15-километровый туннель не используется и поезда курсируют через перевал).
Вагон постепенно оживает; первыми просыпаются туристы, желающие заранее привыкнуть к большой разнице во времени (5 часов с Москвой). 5 суток пролетели за разговорами как один день - в нашем вагоне едет еще 15-20 братьев по разуму, в основном водники, предпочитающие путешествовать в отдаленных и труднодоступных районах. К месту сплава добираются порой на вертолете. В этот раз они планируют проплыть около 300 км., начиная от р. Чая и заканчивая на р. Лена. До начала сплава и на этот раз добраться непросто - придется сутки трястись в кузове "Урала".
12:20 прибыли в Северобайкальск. Маленький городок, кузница БАМа, основан в 1974 г. и предназначался для заселения комсомольцев-добровольцев, принимавших участие в великой стройке. Население города 28 тыс. Главная достопримечательность Северобайкальска - ухоженный вокзал, построенный по замыслу Ленинградских архитекторов. Архитектура вокзала на открытках описана так: "Форма напоминает белоснежный парус на фоне единой синевы неба и воды, окаймленной горной грядой". В здании есть столовая, удобный зал ожидания, и что удивило - бесплатные туалеты с горячей водой. На вокзале встречаем группу туристов из Екатеринбурга в составе 18 человек. Как и мы, они идут на Байкальский Хребет, но начинают с мин. источника Котельниковский, или Котелков, как его иначе называют. Екатеринбуржцы заранее зафрахтовали катер и предлагают нам уехать с ними на Котелки, но у нас другие планы и на Котелках мы поход заканчиваем. "До встречи!" - говорит на прощание руководитель уральских туристов. "Увидимся!" - с сомнением отвечаем мы. При определенном стечении обстоятельств есть шанс встретиться на маршруте, но вероятность небольшая. На самом деле наши пути, порой даже удивительным образом, пересекутся еще не раз.
Автобус в Байкальское отправляется в 17:00, есть время прогуляться по городу. Все жилые дома не выше 5-ти этажей и построены по специальной сейсмоустойчивой технологии - зигзагообразной формы, без балконов. В центре маленького города, за Дворцом Железнодорожников расположен парк с единственным аттракционом - чертовым колесом. Ничего искусственно выращенного в парке нет - оставили тайгу из лиственницы такой, как была, только сделали дорожки и кое-где обустроили лавки. Большинство магазинов работают с перерывами на обед. Что удивило, цены на продукты кусаются. Оказывается, даже молочные продукты везут за тысячи километров из Москвы, Новосибирска, Иркутска. Побродив немного по городу, решили позагорать на Байкале. От вокзала перешли по мосту через пути, прошли 5 минут по лесу из лиственницы и вот оно, свершилось - мы на берегу самого уникального озера планеты. Северобайкальск расположен в начале северной части Байкала, поэтому вдалеке еще можно различить очертания противоположных берегов. Невдалеке очередная группа туристов заканчивает посадку на катер. Нам они также предлагают уплыть на Котелки. Фрахт катера не зависит от количества пассажиров, поэтому, чем больше желающих уехать, тем меньше придется платить.
Любителей купаться на пляже немного - даже прогретая горячим солнцем вода на отмели слишком холодна для купания. Помочив ноги и позагорав час, вернулись на вокзал и в 17:00 поехали на "ПАЗе" к месту старта. Маленький автобус курсирует в Байкальское и обратно 2 раза в день в 8:00 и 17:00 по вторникам, четвергам и воскресеньям. В остальные дни по такому же расписанию курсирует маршрутка, в которую не так-то просто влезть из-за отсутствия свободных мест. По дороге договариваемся с неким Владиславом перекинуть нас через 14 дней на моторке с Котелков до Байкальского. В отчетах предупреждали, что народ в Байкальском ненадежный. Этот, видно, из той же кампании - в подпитии, обнимая двух хохочущих девиц, лепечет что-то, половину слов не разобрать. На разговор откликается наша новая знакомая Анна Николаевна, обещая проконтролировать мужика и предлагает пообедать и сегодня переночевать в ее доме. Ночевать в поселке нет времени, а попить чайку не откажемся.
17:45 мы в Байкальском. Сразу со ступенек автобуса попадаем в лапы инспектора. Николаевна пытается нас увести, но навязчивая инспекторша плетется позади и заходит вместе с нами в чужой дом. Показав свои документы, задает вопрос: "На сколько дней планируете поход?". Отвечаю, что на одни сутки - сегодня дойдем до оз. Рыбного, завтра - обратно. На самом деле до озера реально дойти лишь за 2 полных тяжелых перехода по 10-12 часов; для тех, кто никуда не торопится, потребуется 4 дня. Однако инспектор не имеет представления, что это за озеро такое - Рыбное, и не придав значения здоровенным рюкзакам с двухнедельным пайком, оформляет свои бумажки. Довольные, что еще легко отделались, платим ей 85 руб. за одни сутки. Откровенно говоря, можно бы было и не платить, сказав, что через пару часов причалит катер и увезет нас в Иркутскую область, где бурятские законы неписаны. Но мы были так внезапно атакованы, что не сообразили с лету придумать отговорку. У Анны Николаевны пьем чай. Гостеприимная хозяйка работает учителем физкультуры в поселке. Жить в Байкальском тоска, все пьют. Полностью спившиеся продают дома, бичуют и воруют. У хозяйки воровали даже бывшие ее ученики. Бывший муж после отбывания срока (ухайдакал на пьянке своего дружка) где-то бичует. Раньше поселок славился промыслом рыбы, нерпы, работали цеха по их переработке; на полях собирали богатые урожаи отборной пшеницы, от пристани курсировали десятки малых и больших кораблей, поселок имел 2 ледокола. В 1984 г. активного председателя сместили, поставили на его место нового, который разбирался в делах не больше, чем медведь в балете. После этого начался постепенный развал и процветающий поселок, кормивший некогда города, пришел в упадок. Теперь в Байкальском работает несколько человек - в медпункте, на пол ставки пару учителей в школе и администрация сельсовета. Остальные занимаются браконьерством - сетями вылавливают обильный улов; ежедневно тонны рыбы. Байкальскому перевалило за 200 лет. В 19 веке, в период основания села из Иркутска к поселенцам выехала баржа с продовольствием и по дороге затонула. Так и не дождавшись судна, поселенцы остались на грани выживания и село прозвали Горемыкой. После революции Горемыку переименовали в Байкальское.
18:50 Провожаемые Николаевной и ее внучками, доходим до полуразвалившегося моста, расположенного в 5-ти минутах от остановки. Перейдя через р. Рель, (Фото) по наезженной дороге идем к нежилой деревне Талое. Вдоль дороги иногда попадаются заброшенные хутора. Несмотря на ветер, начало надоедать многочисленное комарье. Мы еще не догадывались, что эти зудящие тучки - цветочки по сравнению с тем комариным царством, которое ждет нас впереди. Наши сегодняшние планы - перейти на правый орфографический (если смотреть вниз по течению) берег Горемыки и продвигаться вдоль реки, насколько позволит светлое время.
20:10 Когда до реки осталось полтора километра, дорога разделилась - левая пошла прямо к р. Горемыка, правая, более наезженная, огибая сопку, повела вдоль реки. Мы пошли по левой и неправильно сделали. Правая дорога, судя по карте, через полтора километра сворачивает к реке, пересекает ее и тянется сквозь покосы вдоль Горемыки - вроде, то, что нам надо. Но карта составлена давно, и кто знает, думали мы, ведет ли теперь дорога к реке или, наоборот, поворачивает от нее на другие покосы. Вскоре вышли к мосту и перешли через Горемыку (Фото). Снова появилось 2 варианта - идти вдоль берега по сомнительной тропе или двигаться по направлению к Талому по дороге до первого поворота направо. Решили идти по тропе. Вновь выбор оказался неправильным - через минут 10 сомнительная тропа исчезла и нам ничего не оставалось, как по заболоченному бурелому уходить от реки и искать нормальную тропу (Фото). Одолеваемые полчищами насекомых, идем в накомарниках по зарослям папоротника. Продвижение несложное, но приходится тратить много времени на обход заболоченных участков. В одном месте сходу окунулся выше колена, но берцы для тайги - отличная обувь и в сапог успело просочиться лишь пару капель, ноги остались сухими.
К 9-ти часам вышли на хорошую тропу, которая идет вдоль края склона долины Горемыки (тропа ведет от Талого). Подъем вдоль реки почти не чувствуется, еще километров 15 перепад высот будет составлять несколько метров на километр.
21:50 вышли к большому первому покосу. На краю покоса за деревянной изгородью обнаружили оборудованное место стоянки возле ручья и решили тут заночевать. Вдалеке увидели состряпанное из кусков брезента некое подобие палатки, видимо, пристанище пастухов. Сегодня вечером и завтра утром мое дежурство. Так лучше, чем дежурить утром и вечером, т.к. дежурный при таком распорядке полностью отвечает за бивак - от начала его оборудования до сжигания мусора и заливки костра перед уходом. В 23:20 поужинали, заготовили на завтрак дрова, накрыли их полиэтиленом. Небо ближе к ночи разъяснилось, но на западных склонах нависли тучи, периодически освещаемые молниями. Комары улеглись спать раньше нас. Теперь можно спокойно снять москитные сетки и заглянуть в небо, открывшее к новолунию во всей своей красе россыпи звезд.

2 день, 26 июля; 1-й покос на р. Горемыка - Брод через Горемыку - 3 км. не доходя до оз. Рыбное;

Ночью накрапывал мелкий дождь. В 3 часа услышал отдаленный рев, скорее всего, медведя. После этого просыпался при малейшем шорохе, не спалось почти до самого утра. Ночь выдалась теплой, спальники не пригодились, лежали в рубашках и легких штанах.
5:50 подъем. Небо разъяснилось. В 6:15 котелки закипели. На завтрак - картофельное пюре мгновенного приготовления. Бужу спящих товарищей. Костикас и Алешас демонстрируют способ пробуждения по-эстонски, выползая из палатки через полчаса с момента объявления "Кушать подано". Привычку быстро подниматься Костик приобрел скоро, а Леша до конца похода остался патриотом традиций стран Балтики, поэтому во время путешествия его не стали затруднять утренним дежурством, дабы приготовление завтрака постепенно не перешло в приготовление обеда.
На покос, звеня колокольчиками, вышло стадо лошадей без пастуха. Пройдя через умытое утренней росой поле, увидел хорошую дорогу, по которой в поселок увозят скошенное сено.
8:35 выход. Сегодня планируем заночевать на оз. Рыбное. Пройдя по полю, сворачиваем на дорогу. Солнце начинает постепенно припекать, увеличивается количество насекомых, заставляя надеть накомарники. Вдоль дороги тянутся один за другим покосы. Иногда поля слегка заболочены, но в это засушливое лето они не затруднили продвижение. За время похода болот нам удалось избежать - все высохло. Читая отчеты, можно заметить, что не всем так повезло; в период обильных дождей помимо бурелома и стланика долина Горемыки подкидывает еще один подарочек - топкие болота, для преодоления которых рекомендуют прихватить резиновые сапоги. Через полтора часа дорога пересекла ручей. Перейдя ручей по бревнам, углубляемся в лес. Покосы закончились - Горемыка близко подошла к склону.
10:30 Показался брод через реку. Вода слишком холодна, мгновенно сводит ноги, поэтому желание перейти босиком отпало. Переобуваемся, преодолеваем несложный брод и в 11:30 останавливаемся обедать на противоположном берегу.
Дорога закончилась, идем по хорошей тропе, которая, впрочем, уводит от реки и через 8 минут неприлично исчезает. Ломимся по бурелому и вновь выходим к Горемыке. Вдоль берега тянется, периодически бесследно пропадая, тощая тропа. Весной Горемыка разливается, смывая и заваливая все, что усердно вытаптывали туристы предыдущим летом. На самом деле те фрагменты, которые мы причислили к рангу тропы, представляют собой лишь малозаметную борозду примятой травы. Несколько часов, петляя, продвигаемся вдоль реки: по каменистому берегу, ельнику и хилой густой тополиной чаще. Когда бурелом чересчур ощетинивается, уходим от реки и ломимся сквозь 2,5-метровые травы. Зимник, обозначенный на карте, не обнаружили. В отчетах читал, что его уже не существует. Справа от так называемой тропы, за узкой полосой заросшего лиственного леса вот уже долгое время обозреваем сгоревшую несколько лет назад тайгу. Поваленные исполинские стволы хвойных деревьев тонут в зарослях высоченных трав иван-чая с перламутровыми цветами и стеблях молодого леса, а метрах в четырехстах от реки край долины резко уходит вверх крутым утесом. На карте тропа после зимника тянется вдоль склона, а не вдоль реки. Может, стоит попробовать ломануться к утесу и там мы найдем нормальную тропу и наши мучения кончатся? Леша предложение поддержал, Костик отнесся к затее с сомнением. Два против одного, решено рискнуть.
На преодоление 400 м. ушло 40 минут. Иногда удавалось идти по стволам в 2-3 м. от земли. Совсем плохо оказалось двигаться по земле: приходилось пробиваться сквозь заросли в лабиринте поваленных деревьев. Порой удавалось их обходить или протискиваться под стволами, в особо тяжелых случаях перелазили поверху. И все эти трюки с кулями в 25 кг. Выбиваясь из сил, вышли, наконец, к склону. Да-с, тропы нет. Ну, на нет и суда нет. Стараясь не смотреть на Костика, поворачиваем обратно. Еще через 40 минут уморительного древолазанья вышли чуть ли не на четвереньках обратно к реке и свалились от усталости. Разулись, опустили ноги в холодную воду, и стало намного легче. Выпили разведенные в воде сахар и лимонную кислоту, прилегли на камни позагорать. Силы постепенно восстанавливались и через полчаса мы уже были в состоянии взвалить рюкзаки.
Вечерело. Позади остались броды через ручьи, втекающие в Горемыку, которые мы перешли по сваленным деревьям. На карте обозначен один ручей, но на самом деле их оказалось больше. Горемыка теснится почти вплотную к утесам. Здесь тайга горела в прошлом году (в кармане прошлогодний отчет; туристы в этом месте шли по еще дымящемуся лесу). Идти очень тяжело - сплошные завалы, тропы нет вовсе, т.к. хвойный выгоревший лес подходил вплотную к реке. Леша сообщает, что идти уже нет сил. Но настроение портится от мысли, что завтра с утра придется, вымазываясь в саже, ломиться по этой безрадостной местности. Надо попробовать пройти если не до озера, то хотя бы до приличного леса. Разгружаем Лешу. Качая головой, смотрю на его обувь - доисторические "вибрамы" производства СССР, самая тяжелая модель; каждый ботинок весит 1,4 кг. Такую обувь (только легче) я использовал в альплагере; ботинки надежные, неплохо держат на трении. Но в альплагере система другая - утром пошел на восхождение, вечером вернулся к домикам и переобулся, на следующий день отдохнул в кроссовках. Для ежедневной продолжительной ходьбы, для труднопроходимой тайги, напротив, эти гири на ногах абсолютно непригодны. Уговаривал же Лешу неоднократно перед походом купить легкие, дешевые берцы, и как уговаривал!, даже консультировался по этому поводу в "Интернете". Теперь, я это предвидел, придется его постоянно разгружать и ждать - идти нормальным темпом в такой обуви по тайге нереально. Физическая форма Леши, на удивление, тоже оставляет желать лучшего. Рекомендации входить в форму за несколько недель до похода, ежедневно тренируясь хотя бы по часу, были проигнорированы; ограничился лишь несколькими отжиманиями в день. Что же, теперь результаты такого отношения придется расхлебывать нам всем.
Двинулись дальше. Доходим до заболоченного распадка, за который по прошлогоднему описанию пожар не перекинулся. Пожар, действительно, дальше не перекинулся. Скорость заметно возросла, кое-где даже проявляется тропа. Быстро идем, отдыхая через каждые 10 минут по 2 минуты. Переправу через Горемыку, которая выводит к оз. Рыбному, не обнаружили. Скорее всего, мы ее пропустили, когда шли по чаще, а может быть, ее снесло весенним паводком. Опять появился горелый лес. Этот, видимо, пылал давно и дождь успел вовремя залить огонь - стволы у основания слегка пригорели, а кроны покрыты зеленой хвоей. 21:20 остановились в сосновом лесу у ручья - ответвления русла Горемыки. Скинув рюкзак, Костик обильно сплюнул, позабыв, что лицо защищено накомарником. Я перешел по бревну на другой берег, пробежал до основного русла, перешел его по бревну, пробежался в сторону предполагаемого расположения озера. Ничего не обнаружив, вернулся и мы начали ставить палатку. Ужинать не хотелось. С отвращением проглотив пару ложек каши, накинулись на чай с сахаром. Сидеть у костра во власти комариного царства желания нет, поэтому после чаепития мы залезли в палатку и в 23:30 мгновенно отрубились. Сегодня, по окончании тяжелейшего перехода, пройдено 24 км., на поиски несуществующей тропы потратили 2 часа. Ложась спать, ошибочно предполагали, что окончился самый тяжелый день.

3 день, 27 июля; 3 км. не доходя до оз. Рыбное - Брод через Горемыку - оз. Рыбное - Наледь;

5:50 Подъем дежурного.
Погода солнечная; ночь, как и вчера, выдалась теплой. Постепенно просыпаются комары, но пока еще можно жить без накомарника. Позавтракав без аппетита, в 8:30 покидаем место стоянки. Где-то впереди, уже не так далеко, долина Горемыки раздваивается. Нам необходимо переправиться через реку и уйти в левое ущелье. Двигаемся вдоль берега минут 40 (Фото). Смущает то, что русло реки часто разделяется на несколько рукавов (на карте разделения не указаны). Вот видимый рукав поворачивает направо - вроде, пора переходить; а вот и опять налево - видно, еще рановато. Густой лес не позволяет разглядеть вершины ущелья и точно сориентироваться по рельефу. То ли мы не дошли до брода, то ли уже перешли. Гадать надоело, и мы решили перебираться. Преодолели один рукав (Фото), потом, пройдя по острову, второй. Поднялись на сопку и обнаружили хорошую тропу - вероятно, она ведет к Рыбному. Комарье исчезло. Весело продвигаемся среди зарослей багульника.. Веселились недолго - тропа вскоре исчезла. Пошли по крутым сопкам к месту предполагаемого озера. Через минут 30 обнаружили ручей с теплой водой - наверняка вытекает из Рыбного. Поблизости тропы нет, предлагаю идти вдоль ручья. Костик и Леша со мной не согласны, желают идти к озеру удаляясь от ручья в надежде обнаружить тропу. Спорить не стал. Проще, конечно, вообще выйти к наледи, минуя озеро, но у нас большое желание увидеть Рыбное. Тропу не обнаружили. На очередном привале уговорил все же изменить направление и приближаться к ручью. Порядочно устав на крутых подъемах через сопки выходим на теплый ручей. Поднявшись немного, созерцаем облепленную мошкарой лужу диаметром 15 м. "Вот оно, твое Рыбное - усохло!" - с досадой говорит Леша. Быть такого, конечно не может, откуда в таком случае льется теплая вода? Только огромное болото в состоянии обеспечить такой водосток, болота же на карте не обозначены. Но мои доводы в него особой надежды не вселяют. Мы обходим заболоченный участок, вновь поднимаемся по ручью. Вскоре, в 16:00, вышли к озеру.
За 3 дня похода нашим глазам открылся первый, по настоящему живописный пейзаж (Фото). Берега озера мягким густым ковром покрывает сочная светло-зеленая трава, траву обрамляет высокий хвойный лес. Открылись виды на уже совсем близкие хребты. Озеро имеет неправильную извилистую форму, его длина 800 м., ширина 150 м. На холме восточного берега озера расположилась в очень удачном месте группа туристов из Северобайкальска, за 4 дня дошедшая до озера. Они уже 3-й день отдыхают, скоро собираются обратно, в Байкальское. Отдыхающие чем-то напоминают бродяг с большой дороги - с большими бородами, у одного деда за поясом пистолет в кобуре (Фото). Воспользовавшись их чайником, поставили воду на огонь и пошли купаться. Вода в озере тонизирует, довольно прохладная, дно покрыто илом, рыбы мало; так что свое название озеро не оправдывает.
У костра один из туристов, по его словам излазивший весь Байкальский хребет, дает нам множество бесценных советов и наставлений. Оказывается, лучшая обувь в горном походе - резиновые калоши; за 10 дней до начала похода необходимо воздержаться от приема пищи - комары будут меньше кусать; перевал Галкин проходится без страховки; газ с собой мы берем зря; у настоящего профессионала рюкзак весит не более 10 кг. Далее, ткнув пальцем на безымянный двухтысячник, обозначенный на нашей карте, поведал захватывающую историю об одиночном восхождении без снаряжения, в котором пришлось преодолеть отрицательные стены и удерживать собственный вес на двух пальцах. Восхищаясь бесстрашными подвигами, попиваем чаек, приправленный багульником; лапша с ушей уже тянется по земле.
Отдохнув и восстановив силы, покидаем озеро и через 25 минут выходим на наледь. Наледь представляет собой разлившуюся на 150-200 м. реку, поросшую густым ивняком. Решили, что сегодня находились достаточно и принялись искать место для стоянки. По краю наледи тянется тропа, которая через 15 минут выводит к оборудованному месту стоянки в березовом палисаднике. Место красивое, до воды недалеко. Ведром дегтя в бочке меда стали слетевшие со всех сторон голодные насекомые. Теперь кроме комаров появились еще и мошки. Парадокс - чем выше поднимаемся, тем больше этой заразы.
В 20:30 закончился несложный по сравнению со вчерашним днем переход. Наколов заготовленные до нас дрова, начинаем приготовление ужина. Ужинать не хотелось. Сухари вновь оставили птицам. По теории, акклиматизация организма в тяжелом походе продолжается 4 дня и с учетом этого нужно составлять рацион: первое время минимум продуктов, исключить мясное. Так оно и вышло - первые 4 дня сухари выкидывали, каши 80 г. на человека оказалось много, приходилось выливать (хватило бы 50 г.), к мясным продуктам почти не притронулись, в кашу добавляли подсолнечное масло. На 5-й день аппетит нормализовался, а к концу похода достиг устрашающих размеров. Зато первое время очень хотелось пить. Хотя мы шли вдоль реки и пили воду без конца, жажду утолить не могли. Во время привалов очень хорошо восстанавливал силу растворенный в воде сахар и витаминные таблетки-шипучки.
Сегодня петляли весь день, а продвинулись всего на 4 км. Потеряли много времени - часа два - мотаясь туда-сюда. Это первый наш опыт хождения по таким заброшенным местам, поэтому уходит много времени на поиск оптимального пути и продвижение по неоптимальному.
23:10 укладываемся спать.

4 день, 28 июля; Наледь - Брод через наледь Горемыки - Брод через Горемыку - правый приток Горемыки (орфографический) - 2,5 км. не доходя подножия пер. Галкина;

В 4:30 проснулся. Так и не сумев уснуть, вылез из палатки и решил подежурить вне очереди (Фото: ночевка возле наледи). Ночь, как прежде, была теплой. Избавился от лишней одежды, повесив на дерево ненужный свитер и штаны. В 5:40 звучит команда "Кушать подано". Леша и Костик недовольны, что разбудил слишком рано. Но сегодня у нас большие планы - подойти к перевалу Галкин. Путь не такой уж и длинный, но на Горемыке один километр можно умножать три. Кроме того, сегодня нас ожидает кедровый стланик. С этой экзотикой мы никогда не сталкивались, но подозреваем - впереди что-то неприличное. В отчетах туристы награждают кедровый стланик самыми нелестными эпитетами: "хреновый сраник", "жуть", "опять этот кошмар" и т.д.
8:10 Взваливаем вещмешки. Хорошая тропа повела сквозь заросли кустарника по краю наледи и вскоре закончилась на высохшем каменистом русле. Идем по галечнику и останавливаемся у первого снега, слежавшегося до состояния фирна (Фото: Наледь и схема дальнейшего движения); Пласт фирна площадью 100 кв. метров в тени продержится и не растает, видимо, до начала морозов. Нормальный 10-тиминутный отдых сделать не удалось - холодок, тянущий от снега, не испугал комаров, и они со всех сторон слетелись на сытный завтрак.
За наледью увязли в непроходимых зарослях кустарника; придется вновь переходить Горемыку и двигаться по правой стороне (левому орфографическому берегу). Пунктир маршрута, нанесенный на карту, подтверждает наши рассуждения. Противоположный берег сразу уходит вверх 30-градусным склоном хвойного и лиственного леса. Переходим разлив по кочкам, но под конец все же пришлось разуться.
Поднявшись немного по склону, идем вдоль реки. Тропы нет, но лес без существенных завалов. Вскоре обнаружили маленький домик высотой полтора метра, не обозначенный на карте (Фото). В доме буржуйка, нары. Возле дерева висят ржавые капканы. Тропы возле сарая не обнаружили.
После часового продвижения по склону вновь спускаемся к реке. Вчера мы прошли первое разделение долины Горемыки, сейчас предстоит второе, нам надо в левое ущелье. И вновь очередной брод. Это уже наш 4-й брод через одну и ту же реку. Метров 300 прошли, прежде чем нашли подходящее место. Горемыка в месте переправы гораздо мене полноводна, чем у устья, но узкое русло и большое течение сделали этот брод самым сложным (Фото).
10:40 Перебрались на другой берег. Что бы обойти бурелом, придется подняться до осыпи, потом траверсировать склон. На осыпи встречаем первый стланик. Карликовый кедр пока еще растет не очень густо, но идти сквозь него с рюкзаком проблематично. Траверсируя склон, приходится постоянно терять и набирать высоту в поисках мест, лишенных растительности; перемещение раза в 2-3 меньше пройденного расстояния. Костик пошел по другому пути, забравшись намного выше.
12:30 стланик ощетинился сплошной стеной и оканчивается наверху, где крутизна склона доходит до 50-60°. Придется спускаться к реке. Долго ждем Костика. От солнца некуда деться, хвоя стланика дает почти прозрачную тень. Спустившись к нам, Костик долго спорит и настаивает подняться выше. Я отвечаю, что мы не горные козлы и не сможем траверсировать такую крутую осыпь, плюс со стен летают камни размером от гороха до чемодана, которые, чего доброго, могут оставить синяк или ссадину.
Спускаемся к реке в непролазных зарослях стланика, ступая по пружинящим разлапистым веткам, иногда в 2-х метрах от земли. Да, правы были туристы, действительно это - "хреновый сраник"!
13:15 вышли к Горемыке. Настало время приготовить чай и восстановиться - передвижение по стланику быстро вытягивает весь дневной запас сил, Леша уже на пределе. Слышны раскаты грома, небо на западе затянуло тяжелыми тучами. На нас упало несколько капель и вскоре солнце вновь выглянуло. Грозовые облака осели в 3-х километрах по другую сторону Байкальского хребта и попытка перевалить через Хребет, залив нашу маленькую группу у них не увенчалась успехом.
Пламя от костра перекинулось на зеленый мох и начало мгновенно распространятся. Если бы мы отлучились минут на 5, пожар потушить уже не смогли - вот так и сгорают тысячи гектар тайги. После обеда разгрузили Лешу и оставили одну веревку (30 м.; 6 мм.), которую он нес, на камнях. Оставшихся 2-х веревок (30 м.; 6 мм.) и (25 м.; 9 мм.) вполне должно хватить.
Двигаемся вдоль реки по бурелому; тропы нет, но нет и стланика, который не переносит влажную почву. Горемыка завернула влево и вскоре разделилась на 2 рукава. Мы держимся левого края ущелья и теперь идем по ручью - истоку этой реки (Фото). Ручей кое-где можно переходить по камням, что мы периодически делаем, когда на одном из берегов появляется прижим или труднопроходимая чаща. Пока что коварный кедр стелется на приличном расстоянии от русла, а мы идем под хорошим уклоном вверх, стараясь держаться высохших рукавов и каменистого берега. Подниматься уже не скучно - не то, что в первые дни. За кустарниками и низкими, крепкими березами хорошо просматривается Байкальский хребет, ручей порой течет в небольших каньонах и изливается водопадами (Фото). После обеда силы восстановились, и за 2 часа нам удалось совершить хороший рывок.
К вечеру начал преобладать стланик, продвижение раза в два замедлилось. Вдалеке уже виден край цирка, за которым просматривается перевал.
Продираясь через последний хвойный барьер, в 20:40 выходим на плато, покрытое полями альпийских лугов и прореженными зарослями кедрового и березового стланика. Ставим у берега заболоченного ручья палатку. Вид на перевал закрывает невысокая треугольная вершина. Все бы хорошо, но гнус! - здесь его больше, чем когда бы то ни было. Просматривая видеофильм нашего похода, на этом месте начинаешь непроизвольно чесаться - звукоряд наполнен непрерывным жужжанием, видеоряд забит десятками тысяч кружащих насекомых.
Наконец, сильный ветер разогнал комариные тучи и наши мучения окончились, можно нормально поужинать. С тревогой смотрим на пасмурное небо. Как бы не начались дожди! На перевале они совсем не к стати. Ветер подул с новой силой и начал раскидывать угли из костра, поэтому после ужина костер пришлось погасить.
Сегодня пройдено 11 км. (для подъема по Горемыке такой рывок можно считать достижением). Довольные, что наконец-то удалось выполнить намеченный план, забираемся в палатку. День был труден, а завтра, судя по описаниям, предстоит тяжелый перевал; хоть бы не было дождя!
23:10 улеглись спать.

5 день, 29 июля; 2,5 км. не доходя подножия пер. Галкина - Пер. Галкин 1Б (1990 м.) - Первый снежник за перевалом;

8:10 Подъем дежурного. Собирались встать в 5:30, но так крепко спали после вчерашнего тяжелого перехода, что не услышали будильник. Наскоро позавтракали (Фото). Ночью накрапывал дождь, погода пасмурная, надо быстрее собираться. В отчетах не раз описывались досадные случаи, когда 2-3 дня приходилось отсиживаться в палатке, дожидаясь погоды для прохождения того или иного перевала.
10:50 выход. Пройдя альпийские луга, выходим на каменную россыпь. Позади осталось маленькое озеро, из которого вытекает приток Горемыки. Пройдя морену, начали подъем по крутой осыпи, за которой должны увидеть перевал. Иногда попадаются небольшие снежники (Фото). Пока был занят съемкой, Костик и Леша ушли вперед.
Траверсируя крутую, неприятную осыпь, потихоньку поднимаемся. Неожиданно Костик начал стремительно съезжать вниз. С Лешей замерли в оцепенении, наблюдая шокирующую картину. Вначале Костику удалось встать на ноги, сделать 2-3 прыжка, после его развернуло и, теряя равновесие, он кубарем полетел вниз, со всего маху врезаясь в крупные камни. В полете пытался затормозить, но скорость падения лишь возрастала и вскоре он скрылся за перегибом. Шум камней стих. Все, кажется, поход окончен. Сколько же дней придется потратить на транспортировку пострадавшего по Горемыке? Начали ему кричать; отвечает, что цел. У меня по этому поводу большие сомнения - после таких ударов об острые камни переломы или вывихи почти неизбежны, просто могут пока не чувствоваться в состоянии шока. Спустился к Костику, захватив флягу и аптечку. На руках, лице несколько царапин, губа разбита, правая нога в ссадинах, а на левой вздулась здоровенная гематома. Стоять может, значит перелома нет, но у меня подозрение на трещину или скол - при надавливании казалось, что в кости образовалась вмятина (позже выяснилось, что серьезных повреждений не было). Стекло очков треснуло. Приложили снег, потом обработали зеленкой и перевязали ногу, отдохнули. С Лешей разгрузили Костика, взяв у него 2 дневных пайка. Керамическая кружка - вдребезги; выкинули. Тяжелую "сумку через плечо", в которую Костик складывал продукты для поезда, хотя можно было просто взять 2 полиэтиленовых пакета, тоже оставили.
Начали выяснять, как Костик умудрился упасть. Оказывается, поскользнулся на щебенке размером с горох. Наверное, шагал как по Тверской. В прошлогоднем походе по Сев. Уралу нам попадалась только крупная осыпь, по которой Костик прыгал как сайгак. Лямки рюкзака стоило бы подтянуть, т.к. при ходьбе его колбасит во все стороны, из за чего можно потерять равновесие. Ледоруб у Костика в руке был, но он не среагировал им быстро воспользоваться.
Силы и ловкости Костику не занимать - мастер спорта по спортивной аэробике, а вот с осторожностью дела обстоят похуже. У меня даже и мысли не было, что можно навернуться в таком, казалось бы, безобидном месте. Действия во время падения не были правильными: не надо пытаться встать на ноги, прыгать, суетиться и барахтаться - это только усугубит ситуацию. Лучше упасть на бок, обеспечив максимальное трение телом и рюкзаком, не сильно тормозить ногами, что бы не кульнуло - и постепенно остановишься. Во избежание возможных дальнейших неприятностей договорились, что на любых мало-мальски каверзных участках я пойду первым.
Прошли, наконец, осыпь и увидели перевал. В разных источниках преподносят разные оценки сложности Галкина: 1Б, 2А, 2Б; но все же более часто встречается 1Б. Тот, кто так классифицировал, явно пожадничал на категории. Подъем на Галкин со стороны Горемыки гораздо ближе к двойке. Намного легче брать перевал со стороны ручья Водопадный: подъем с Водопадного не представляет сложности, а поэту сторону склон хоть и крутой, но короткий и можно быстро спуститься дюльфером. Средние и большие группы туристов берут, как правило, 100 м. веревки. В этом случае проблем со спуском вовсе нет, хватит 1 веревки. Хотя, все равно, категория 1Б летом подразумевает применение страховки для порядка, на всякий случай. А здесь подъем без веревки с рюкзаком крайне неприятен, а спуск нереален.
Изгиб хребта в районе перевала, если смотреть сверху, напоминает перевернутую букву "U" Классический подъем с нашей стороны проходит в лоб по крутым скальным плитам в месте изгиба уключины хребта. Вот отрывок описания прохождения одного из отчетов: "Лезем по ступенчатым плитам, уклон от 50 до 75°. Часто выходим просто на трении, зацепов практически ноль. Перед выходом на седловину лезем скальным способом по плите 60 - 65° практически голой (15-17м). Всего плит около 70м. Поднялись на перевал полускальным способом." Классический подъем, действительно, выглядит сурово - крутые плиты снизу кажутся абсолютно гладкими. Выходить на трении под уклон в 65° с тяжелым рюкзаком кажется чересчур опасным, к тому же Костик и Леша еще не сталкивались с технически сложными участками.
Мне показалось, что есть более рациональный путь: на правом склоне расположено несколько некрутых террас, тянущихся до гребня. Что если подойти к склону, начав подъем метров на 300 раньше классики и, постепенно набирая высоту, по террасе выйти на гребень? Решили так и поступить.(Фото: Схема нашего пути подъема на перевал и правельный маршрут)
До нижней террасы идет подъем 75°, метров 7. Лазание несложное, много хороших зацепок, но с кулем в 25 кг. идется тяжеловато. После крутого участка начинаются наклонные плиты 45°. На плите вдоль пути подъема лежит камень размером с кулак; надо бы убрать. Кричу, что бы прижались к стене - буду скидывать. Леша тут же исчез из виду, Костик тоже скрылся; остался чуть виден только край рюкзака. Когда камень уже летел, Костик вновь вынырнул и с философским видом стал наблюдать за траекторией движения камня, летящего прямо в него. Камень просвистел в 10-ти сантиметрах от уха, размозжив коврик, привязанный к рюкзаку; на счастье, рикошет от коврика ушел в сторону, а не в висок (касок у нас не было). Блин, второй залет за сегодняшний день, причем по глупости и неосторожности, на "цветочках"; сейчас начнутся "ягодки". Если так будет продолжаться, на перевал поднимусь седым. Зашел по плитам, организовал станцию, закрепив за выступ веревку (9мм.; 25м.) и кинул вниз. Веревка зацепилась. С 5-й попытки долетела, наконец, до цели. Леша и Костик поднялись двигая, но не нагружая жумары. 1-я веревка пройдена, теперь предстоит траверс склона с набором высоты. Траверсирую траву и плиты. Через метров 10 подошел к стене, намереваясь организовать промежуточную точку страховки, но не тут то было: стена оказалась полностью непригодна - пласты породы размером с чемодан вываливаются из скалы при небольшой нагрузке и тянут за собой еще несколько кусков. Вставляю тронутый пласт обратно в скалу, приговаривая "сиди, где сидишь". Да, веселое начало! Впрочем, веселое начало продолжается уже 2 часа. Возвращаюсь к сбросу, продолжаю идти по осыпи шириной около 7 м., заканчивающейся на обрыве. Кое-где проступают 40° наклонные плиты. И вот еще один сюрприз - плиты во многих местах засыпаны щебнем - ступишь и покатишься вниз как на роликах к сбросу. Прошел более 20 м., станцию организовать негде. Кричу, что бы Леша достал еще одну сдвоенную веревку (6 мм.; 30 м.). Долго жду, минут 20. Наконец, веревки связаны. Прохожу до конца двойной веревки и нахожу единственное место для организации станции - в трещину пропускаю закладку. Сесть негде, под ногами средняя осыпь 50°, которая через 2 метра обрывается крутым 70° склоном. Можно лишь неудобно стоять, прислонившись рюкзаком к выступу.
19:30 уже пройдено 5 веревок. Смутно вспоминаю, как мы шли. Помню только, что путь проходил по гадким, крошащимся скалам, без единой возможности организовать промежуточные точки страховки. На станциях присесть было негде, порой летали камни. Иногда с завистью поглядывал на классический подъем. Наша ошибка уже налицо. Путь до гребня полностью не просматривается. Если терраса станет не ходячей, придется спускаться по пути подъема, т.к. дюльфером с нашего крайне камнеопасного склона спускаться нельзя.
С противоположного склона оторвался кусок скалы размером с комнату, оглашая горы глухим эхом; да-с, господа, жутковато! Над нами тоже летает. С неба начинает капать, надо быстрее выбираться. До перевала осталось совсем немного. Выхожу прокладывать 6-ю веревку. На этот раз лезу вверх и вправо, ближе к склону, что бы выйти к расположенной на ярус выше второй террасе. Уклон 75-80°, идти все хуже. Пытаюсь использовать зацепки. Собака, зацепы легко отрываются, и камень крошится в руках, словно песочное печенье. Кладу зацепки на место. Я уже близок к панике - кажется невозможным идти ни вверх, ни вниз. Выковыриваю из тонких трещинок землю и щебень, что бы хоть как-то двигаться. Рюкзак предательски тянет вниз; какого черта я его не оставил на станции! Более паршивых скал еще не встречал! Хотя нет, были такие 2 года назад в одиночном походе по Алтаю, и был тогда срыв и 6 метров свободного падения с рюкзаком вниз головой. Тогда отделался сравнительно очень удачно - растяжение связок, выбил плечо и расквасил физиономию - спасла мелкая крутая осыпь, которая смягчила удар, прокатив по склону. Сейчас есть страховка, но страховка только психологическая - при срыве лететь 15 м. до станции, столько же - после, а потом веревка не первой свежести порвется от рывка и тогда лететь еще метров 60. С этими радужными мыслями последние метры после спада крутизны выхожу на трении; кажется, сейчас будет лучше. И вот разочарование: вдоль склона стелется терраса шириной 3 м. с уклоном 20-25° в сторону отвеса и некрутым подъемом; снизу казалось, что тут пойдет несложный траверс; но все плиты густо усыпаны щебнем и песком. Попробовал ступить, но тут же начал съезжать - нет, идти категорически нельзя. За выступы склона закрепить веревку тоже невозможно - крошатся. Пришлось спускаться вниз по пути подъема. Спустился на честном слове, держась иногда, за неимением лучшего, за бугорки земли, из которых пробивалась трава. Ну и денек выдался!, никогда я еще не был так близок к катастрофе. Отдыхаю, резко навалилась усталость; психологическое напряжение вытягивает больше сил, чем тяжелая физическая нагрузка. С неба вновь закапало, надо двигаться. Единственный оставшийся вариант: подниматься по плитам у края сброса; участок опасный - с узкого бокового кулуарчика он принимает на себя все летящие камни.
Оставляю рюкзак на станции, ухожу влево на плиты 50° с наклоном в сторону сброса. Плиты гладкие, но пока что сухие и берцы держат идеально. Далее - по крутой осыпи и скалам на всю длину веревки. Закрепляю за выступ веревку, спускаюсь вниз за рюкзаком. Перед плитами останавливаюсь - наверху глухо громыхнуло и начался очередной камнепад. По плитам просвистело около сотни крупных камней и много мелочи, но веревку не перебило. Наконец, после затишья, добираюсь до своих. Леша идет первым, нагружая жумар. Ого, такого я не ожидал - не идет, а мчится - даже спринтер позавидовал бы такой скорости. Откуда только взялись силы?, все предыдущие дни ведь шел на последнем издыхании. Раненый Костик идет раза в 2 медленнее, не обращая внимания на несколько пролетевших камней. Торопясь поднимаюсь последним, одновременно собирая веревку. В аккуратное кольцо нет времени сворачивать, поэтому периодически накапливающуюся мотню отправляю за пазуху анорака. Где-то на середине подъема жумар выскользнул при проталкивании из веревки - забыл защелкнуть фиксатор (схватывающий перед жумаром ради экономии времени завязывать не стал). Хорошо, что второй рукой крепко держался за веревку, иначе бы улетел. Кажется, сегодня мы с Костиком устроили соревнование "Серийный самоубийца дня", в котором я уже начал лидировать. На моем подъеме тоже пару раз стрельнуло камнями и все мимо. Сценарий сегодняшнего дня я уже просек: он напоминает хороший боевичок, в котором все рушится и взрывается, а главные герои проходят через все это как заговоренные и остаются невредимыми; хорошо еще, что количество главных героев равно количеству туристов.
20:55 Сразу после прохождения неприятной веревки пузыри свинцовых облаков не выдержали, лопнули и начался ливень. До выхода на гребень осталась 1 веревка косого траверса с набором высоты. Перевал уже под нами. Иду без рюкзака. Последний участок крутой, около 75°, но он оказался самым приятным даже под дождем - встретилось много хороших полочек и скалы повели себя поприличнее, не валились из под ног; даже удалось наконец-то организовать 2 промежуточные точки страховки на закладках (Фото: последняя веревка).
На гребне за удобный выступ закрепляю веревку. Тур стоит в 100 м. левее и на 20 м. ниже нас. Глянув на долину Водопадного, успокоился - спуск с перевала представляет собой легкую 20-25° осыпь. Возвращаюсь за рюкзаком. Пока прокладывал веревку, Костик собрал в бутылку немного дождевой воды, тонкими ручейками стекающей по скалам. Хочется пить, вода во фляге давно кончилась.
21:30 Свершилось, все на гребне! Спускаемся к туру (Фото), достаем записку: 20.07.2006 г. группа туристов - 5 женщин, 1 мужчина (повезло ему) - из г. Ивантивка, Московской области взяла перевал со стороны ручья Водопадный. Выходит, последний раз здесь были 9 дней назад. В мешочке вместе с запиской обнаружили 3 конфеты. Пишем свою записку, оставляем свои 3 конфеты. Внизу, не так далеко, увидели озеро, но в сумерках под дождем решили к нему не идти, а заночевать у снежника, в 5-ти минутах ходьбы ниже тура. Долина р. Водопадного выглядит совсем по другому; впервые появилось чувство, что мы находимся в настоящих горах: под нами парят обрывки облаков, далекие крутые гребни и остроконечные пирамиды покрыты снегом. У снежника первым делом до отвала наелись снегом, потом набрали его в котелки. Поставили палатку и внутри зажгли газовый баллон.
Поужинав "ролтоном" и напившись чаем, легли спать в 2:30.
Сегодня Галкин задал нам жару, но все же мы прошли его по новому маршруту. Идти оказалось очень опасно из за крошащихся, непригодных для лазанья скал, невозможности организации промежуточных точек страховки, отвратительной мелочи, сплошь покрывающей плиты и постоянно летающих камней. Нет ничего хуже "живой" породы, т.к. опасность на таких скалах практически не уменьшается даже при высокой квалификации восходителя. 2-й раз столкнулся с такой гадостью и 2-й раз был почти на грани. Риск восхождения зашкалил все допустимые нормы и мы неимоверно радовались, что закончился этот кошмар. А как снизу все казалось просто! Впрочем, если бы скалы не сыпались, был бы вполне приемлемый подъем. Нам же порой приходилось избегать пологих участков, коварно усыпанных щебнем и искать пути, лучшие из худших. Не знаю, как бы мы прошли, не будь у нас закладок - петли порой накинуть было просто не на что; если бы были крючья, то они бы не пригодились - скалы оказались слишком разрушенными и крючья бы попросту вылетали. Моя вина в том, что мы занялись сегодня самодеятельностью. Не стоило уклоняться от классического маршрута, который гораздо менее коварен, хотя тоже рискованный из-за проблем с организацией точек страховки и малого количестве зацепок. Думаю, лучший способ для подъема по классике - оставлять рюкзак на станции и после организации страховки за ним возвращаться. Хочу добавить, на Байкальском хребте с классификацией перевалов полная неразбериха - кое-что сильно занижено, и сложность в разных источниках обозначена по разному.
Послезавтра мы встретим туристов, которые обойдут пер. Галкин западнее и выйдут в долину Горемыки через 2 некатегорийных перевала.

6 день, 30 июля; Первый снежник за перевалом Галкин - Ручей Водопадный - 1 км. не доходя до р. Куркула;

Подъем 9:30. Погода солнечная. Утро окрасило новую долину всеми цветами радуги. Вчера в вечерних сумерках черно-белый ландшафт казался хмурым и неприветливым. Снег, перед сном утрамбованный в котелках, почти растаял. Просушиваем на камнях отсыревшие вещи. Прогулялись на перевал, посмотрели путь вчерашнего восхождения. В 5-ти метрах ниже тура, и на метров 10 левее увидели дюльферную веревку, закрепленную за выступ.
13:15 выход. Спускаемся по несложной осыпи (Фото). На высоте 1689 м. видны 2 озера (Фото) - истоки ручья Водопадный. Подходить не стали - нет времени, а на пути еще встретится много озер. У нас в запасе осталось 8 дней. Позавчера мы прикинули - как не старайся, а первоначально намеченную 2-ю часть маршрута (ледник Черского - пер. Солнечный (1Б) - пер. Ежик (1Б) - р. Молокон - мыс Болсодей - мыс Котелки) за отведенное время пройти не успеем, поэтому решили, что от подножия ледника будем спускаться по Куркуле до Котелков.
Спуск проходит по альпийским лугам у правого берега Водопадного. Лучше и представить себе невозможно - идем по мягкой траве, прохладный легкий ветерок пробегает волнами по полям синих и канареечных цветов (Фото), ручей, срываясь частыми водопадами, журчит и блестит на солнце. Пестрые летние луга, просторная долина, прозрачные виды на десятки километров; какой контраст по сравнению с Горемыкой! Перейдя перевал, мы как будто бы оказались в другом мире - мгновенно из сумрачного, тесного и неприветливого перешагнули в яркое и просторное. Костик по такому случаю даже надел белую рубашку, которую, впрочем, к концу похода можно было уже вешать на пугало. Вскоре перешли на левый берег Водопадного - правый берег теснит прижим и появившийся стланик.
Ручей углубился в каньон, который обходим по травяному склону. После каньона находим медвежью тропу, ведущую сквозь безобидный березовый и кедровый стланик. На каждом шагу встречаем следы жизнедеятельности медведя, на одном из кустов находим клок шерсти косолапого.
17:20 Слева обошли заболоченное маленькое проточное озеро и разлившийся ручей. Вытекая из озера, Водопадный уходит в глубокий каньон и ныряет многометровым каскадом водопадов. В этом месте поднимаемся на осыпь левого склона, начинается траверс. Днем думали, что на Водопадном мед пьют. Не тут то было (Фото)! - количество стланика устрашающе растет. С камня смотрим на беспросветное поле кедрача(Фото). Первое ощущение - какая-то беспомощность перед силами природы и уныние. Да, здесь придется поднапрячься! Коврики рвутся в клочья, трещит ткань рубах, хрустят ветки; стланик совсем обезумел. Скорость продвижения 500 м/час. Читал, что в особо тяжелых случаях туристы идут с пилой в руках и на пути спиливают ветки. До похода я над этим смеялся, но теперь понимаю - бывает, что иначе не получается. Порой встречаются такие заросли (нам их удавалось обходить по осыпи), что на прохождение 10-ти метров может потребоваться минут 15. Такой стланик уже считается непреодолимым. На привале заглядываю под своды хвои - толстые стебли стланика переплетаются друг с другом, словно виноградные лозы, в несколько ярусов на десятки метров и занимают все свободное пространство. Стланик здесь - царь природы, никакому другому лиственному растению не удастся на склонах с ним поспорить и отвоевать для себя хотя бы клочок земли; под густой шапкой хвои только ягель стелется толстым белым ковром и чувствует себя неплохо.
Ущелье Водопадного уходит влево, за перегибом уже видна долина Куркулы. Каньон закончился. Все, нет больше энтузиазма траверсировать стланик, пора спускаться к Водопадному, что мы и делаем на первой попавшейся узкой осыпи, периодически продираясь сквозь кедрач. Леша вновь начал проявлять эстонский темперамент; пора доставать видеокамеру. Эту маленькую хитрость давно уже подметил и использую, когда движение становится совсем уж медленным: как только начинается видеосъемка, Леша позирует, измученное страданиями лицо расплывается в улыбке, темп заметно ускоряется.
У ручья скинули рюкзаки (Фото). Чуть выше льются последние каскады водопада. Сегодня планируем дойти до Куркулы. Переходим Водопадный. Камни круглые с приличным расстоянием друг от друга, приходится прыгать. Костик помог Леше перенести рюкзак. Поднимаемся довольно высоко к спасительному просвету осыпи, далее - траверс зигзагом, где поменьше стланика.
Солнце ушло за Байкальский хребет. Последние 50 минут текут по монотонному сценарию: 3 минуты идем, 4 сидим, ждем Лешу. Потом еще 2 сидим, дожидаясь, что бы он отдохнул. Радости оставаться на одном месте мало - мошкара вышла на тропу войны. 21:40 С Костиком обдумываем планы на вечер. До Куркулы остался километр. Идти дальше или остановиться на Водопадном? Из кустов стланика вышел шатающейся походкой Леша, на осыпи споткнулся и, поминая непечатными словами стланик, осыпь и всю затею с походом, начал швырять камни. Все понятно, ночуем здесь. Продираясь сквозь разлапистую хвою, спустились к Водопадному.
22:10 Ворочая валуны, готовим место для палатки в нескольких метрах от ручья, который после очередного притока, стекающего с противоположного склона, уже превратился в реку. После ужина улеглись на огромные валуны посреди реки и начали наблюдать за прозрачным звездным небом. Глаза слипаются. Если бы не усталость, можно было так полежать часа полтора и загадать целый мешок желаний - над нами каждую минуту вспыхивают яркие метеоритные нити.
Сегодня пройдено 12 км. Первая часть сегодняшнего пути была очень легкой, вторая, благодаря стараниям стланика, очень сложной.
0:10 Ложимся спать.

7 день, 31 июля; 1 км. не доходя р. Куркула - р. Куркула - оз. Гитара - вдп. Большой Каскад - оз. Запятая;

Снился дождь, снег и перевал Галкин. Ночью пробудился от непонятного шума на улице и долго не мог понять, где нахожусь. Наконец, окончательно проснувшись, обнаружил, что кто-то настойчиво прыгает на палатку и постоянно с нее соскальзывает. Разбудил Костика. Начали трясти купол. Захрустели ветки и загадочное существо угомонилось. Рассказывают, что здешние мыши и бурундуки ночью ничего не боятся и живут по принципу "Если хочешь быть здоровым, ешь один и в темноте",прогрызают дыры в палатках, лезут в рюкзаки и подъедают паек мирно спящих туристов.
7:45 Подъем. Будильник ставили на 6:00, но так крепко спали, что его не услышали. У меня началась аллергия от укусов мошкары - лицо опухло, руки как у алкоголика, уши - как у Чебурашки. Вчера на стланике изодрался рукав рубахи, и вся рука оказалась искусанной. Хорошо, что взяли таблетки от аллергии. Ну и челюсти у здешнего гнуса! - прокусывают даже огрубевшую кожу на ладони. Чувствуя слабость и тошноту, возвращаю Леше его общественный вес - гроздь карабинов, петли, закладки.
Утром нас ждал сюрприз - подошли туристы из Перми, совершающие 18-дневный поход. Оказывается, они ночевали совсем недалеко. Мы услышали историю о молодом диком медведе, который бродил возле палаток всю ночь. Пермяки не спали, жгли костер, а бесшабашный миша ходил вокруг лагеря, высовываясь из темной чащи то там, то сям. Этот субъект - известная личность, наслышаны мы о нем, читали прошлогодние отчеты в "Интернете". В прошлом году шатался годовалый медведь в верховьях Куркулы, пытаясь подружиться со всеми проходящими туристами. Территории у медведей строго разграничены, поэтому это наверняка тот самый. Теперь ему уже стукнуло 2 года, а ума, видно, не прибавилось. Между прочим, возможно, это он шуршал сегодняшней ночью возле нашей палатки и трогал лапой купол. И действительно, зачем бурундуку понадобилось бы так долго прыгать на купол?, проще бы было проникнуть во внутрь, по привычке проделав дырку. 10:20 Вышли по направлению к Куркуле. Что бы сократить путь, решили идти напрямик. Поднялись по осыпи, перегнули за поворот. Открылась широкая панорама нового ущелья и г. Черского (Фото). Спускались к реке, как обычно, по стланику, но со свежими силами ломились быстро. Ближе к реке стланик уступил более влаголюбивому лесу, где мы обнаружили хорошую тропу. Вот и закончились наши скитания по непролазным джунглям - летом по Куркуле в сторону Черского ходит много групп, тропа вдоль этого пути очень хорошая.
Часто встречаем туристов с испуганными, дикими глазами. Оказывается, недалеко от оз. Гитара по тропе шатается второй, уже матерый медведь бальзаковского возраста с седыми боками. Этот оказался вовсе буйным - одну группу прогнал с Гитары, не пустив на Изумрудное. При встрече другой группы туристы принялись звенеть в тарелки и кричать. Обычно медведь в таких случаях разворачивается и уходит, но этот пренебрег правилами этикета, стал переминаться с одной передней лапы на другую - плохой признак - зверь злится и может напасть. Потоптавшись так в нескольких метрах от людей, медведь вначале поднялся на задние лапы во весь свой гигантский, почти трехметровый рост, нагнав на туристов страху, и после соизволил удалиться. Туристы дали несколько правил: при встрече с косолапым не убегать, не поворачиваться спиной, не смотреть в глаза. Вспомнилась реклама: "Белое не надевать, обтягивающее не носить, не танцевать". Промелькнула мысль - от испуга не перепутать бы правила!
Что бы зверь ушел, надо стоять на месте, кричать и стучать в тарелки. В случае нападения кинуть конфету. Последний совет меня почему-то рассмешил.
Двигаемся к оз. Гитара по тропе вдоль правого (левого орфографического) берега Куркулы. Иногда тропа обрывается на курумнике, вдоль которого сложены туры, указывающие направление движения. В клапане тарелка с ложкой, Костик предпочитает нести тарелку в руке.
12:30 на камнях возле реки развели костер, попили чай и пошли дальше. Чувствую себя неважно - аллергия дает одышку и общую слабость.
16:50 Вышли к оз. Гитара (Фото). Как правило, на озере в сезон можно одновременно встретить 2-3 группы туристов; но сегодня, благодаря стараниям дяди миши, вокруг ни души. Вода озера изумрудно-прозрачная. На нашем берегу хорошая тропа идет сквозь стланик. В густых местах у стланика отпилены ветки. Противоположный берег завален крупной осыпью, растительность отсутствует. В воде плещется уникальный вид черного мелкого хариуса, обитающего только в этом озере (Фото). Глубина Гитары около 30 м., длина 900 м., ширина 250 м (Фото). Леша недоволен, что ему не дали половить рыбу. Какая рыба! - уже вечер, а нам еще пахать и пахать, и завтра подъем в 4 утра; тем более, что где-то поблизости бродит медведь.
За 50 минут прошли Гитару. Ближе к концу озера движение замедлилось - пришлось прыгать по очень крупной каменной россыпи, завалившей берег озера. Осталось преодолеть Большой Каскад - каскад водопадов и проточных озер с перепадом высот 400.
Подъем начинаем слева от водопада (орфографически справа) по осыпи. Через пару минут показался маленький Тазик (Фото) - первое озеро Каскада, самое необычное. В озеро со стены, напоминающей чешую панцирного динозавра, срывается водопад Нитка. За Тазиком уклон резко возрастает. Крутой подъем по плитам и осыпи не представляет особой сложности, но все же стоит запоминать особенности рельефа, т.к. район Черского известен своей непогодой и спуск возможен при плохой видимости и мокрых скалах. В таком случае по плитам спускаться невозможно, следует по памяти выбирать узкие участки, заваленные крупной осыпью.
Преодолев перепад высот 280 м.(Фото), вышли к оз. Проточному. Обошли Проточное и у начала озера через перемычку без проблем по камням перешли на другой берег Каскада. Уклон стал более пологим.
21:00 Мы у оз. Запятая. Оборудованное место стоянки находится у края Запятой в районе его соединения с Изумрудным. Возле кострища лежат принесенные с Гитары дрова. Здесь кроме травы ничего не растет и существует негласное правило: если собираешься жечь костер, принеси дрова с собой. А то, что лежит, предназначено на крайний случай для тех, кого "прижмет". Дрова трогать не стали - у нас есть газ. На камне надпись краской: "Суров и безжалостен Черский, Черский не прощает ошибок и т.д.". Действительно, с Черского было несколько случаев падения. Гора сама по себе технически несложная - 2А, но погодные условия делают вершину коварной, плюс спуск проходит по пути подъема. После крутой осыпи начинается подъем по наклонным плитам. При хорошей погоде достаточно 1-2 веревок перед выходом на гребень для подстраховки. На обратном пути в поезде беседовал с взошедшим на вершину туристом. Им хватило одной веревки (30 м.; 6 мм.) (той, которую мы послезавтра выкинем). Веревку они закрепили за вбитые кем-то крючья и шли, держась за нее руками без страховки.
Коварная особенность восхождения - "проблема не подниматься, проблема спускаться", т.к. спуск идет по пути подъема, а после обеда погода, как правило, начинает портиться. Туманы часто изливаются снегом и дождями, и тогда технически несложная вершина становится крайне неприятной - в 5-ти метрах ничего не видно. 45° плиты становятся очень опасными, особенно на спуске. Спуск превращается в сплошной дюльфер, приходится использовать все имеющееся страховочное снаряжение. На наиболее крутой части подъема, ближе к гребню, судя по описанию 2003 г., оставлено много крючьев, петель, френд, закладок. При наличии веревки это все можно использовать, но в безвыходную ситуацию попадают пытающиеся забежать на вершину без снаряжения (и таких достаточно много). Наиболее разумный вариант: при ухудшении погоды отменить восхождение и, не раздумывая, спускаться вниз, т.к. все срывы на Черском произошли на мокрых плитах.
После ужина долго не засиживаемся и в 23:20 ложимся спать.

8 день, 1 августа; Отмененное восхождение на Черского;

4:00 Подъем. На газу кипятим воду, готовим пюре, чай. Повторно кипятим воду, завариваем чай и заливаем во флягу, собираем перекус. Берем с собой документы и деньги, т.к. палатку оставляем без присмотра, каждый проверяет наличие снаряжения. 6:10 Выход. Идем вдоль Изумрудного по крупной осыпи, поворачиваем направо. Показалось очертание ледника. Поднимаемся по пологой морене.
7:20 Скинули 2 маленьких рюкзачка. С этого места Черский и ледник видны, как на ладони. Взглянув на гору, Леша сказал, что у него заболели колени и на вершину он не пойдет. Это к лучшему - Леша за поход не смог подружиться с каменным рельефом, и как только начинается осыпь или плиты, темп снижается до черепашьего. Двигаясь налегке, сегодня его также приходилось постоянно ждать.
Достаю фотографии и описание маршрута. Изучаем подъем визуально. Снизу вершина смотрится грозно - крутизна классического маршрута кажется 70-80°, хотя на самом деле плиты на подъеме не круче тех, что были вчера на Большом Каскаде.
Вот 2 мои фотографии с нанесенным маршрутом, каким я его себе представляю: Фото: Маршрут восхождения на г. Черского (до перемычки), Фото: Маршрут восхождения на г. Черского (после перемычки)
Прим: Далее при описании маршрута на Черского приведены фотографии других авторов. После морены начинается крутой подъем по осыпи под бастионом Птицы; далее, пройдя небольшой снежник, начинается подъем вдоль балкона по плитам. Возможны 2 варианта подъема - у края 2-х соседних балконов (на моем фото обозначены желтым и зеленым пунктиром). Не могу сказать, какой отрезок более предпочтителен,- в описаниях я встречал оба варианта. Ориентиры очень хорошие, в ясную погоду с пути не сбиться, т.к. движение идет вдоль правого края балкона. Маршрут изрезан крупными зацепками и выступами (Фото). Ближе к гребню угол наклона станет больше и желательна страховка (Фото), (Фото.
) На перемычке стоит промежуточный тур. Далее, на гребне встретится последний технический участок - жандарм, который обходится со страховкой, либо сверху навешивается 12-метровый дюльфер. После жандарма (Фото) технические сложности заканчиваются и дальнейшая страховка не требуется. Навешанную веревку оставляют, что бы воспользоваться ей на обратном пути. Пройдя еще немного по гребню, начинается подъем по осыпному склону и снежникам, выводящих на предвершинный гребень. Спуск происходит по пути подъема, но даже в сухую погоду под стеной Птицы может понадобиться страховка (Фото). Погода, настроение отличные. Пора одеваться.
Одели обвязки, нацепили железо. Осталось взять закладки, петли, общественные карабины и - вперед и с песней (Фото).
- Давай, Леша, доставай снаряжение.
- А разве оно не у тебя?.. - Эта фраза меня крайне обескуражила.
После Галкина я немного разгрузил Лешу, взяв часть группового снаряжения (его общественный вес) и вчера утром, по причине плохого самочувствия, отдал все обратно в руки - гроздь карабинов, петли и закладки; это я хорошо помню. Забыть снаряжение на восхождении - все равно, что сесть на поезд, позабыв билет, или пойти в атаку, запамятовав прихватить патроны! Как можно быть таким рассеянным! Есть, конечно, и моя вина за то, что не перепроверил, но контролировать каждый чужой шаг я тоже не в состоянии. Утром я напоминал, чтобы каждый проверил наличие группового и личного снаряжения. Вместо этого Леша готовился к восхождению по своему - 20 минут пинал ногами каменный выступ и махал руками, вспоминая какие-то свои приемы карате. Высказывать вслух свои возмущения не стал,- зачем, если делу это уже не поможет.
Хорошее настроение как ветром сдуло. Есть 4 петли, но с таким скудным набором подниматься не согласен - если настигнет непогода, может потребоваться гораздо больше - в отчетах упоминалось, что при спуске под дождем восходители оставляли на организации дюльферов почти все свое снаряжение (петли, закладки, френды). Ничего не остается, как бежать к палаткам.
35 минут в темпе спускался, начал копаться в Лешином рюкзаке. 2 закладки, 5 карабинов и петли лежат в отдельном брезентовом мешке.
9:40 вновь одеваю обвязку. Солнце высоко над головой, полуторачасовая беготня по крупной осыпи до палатки и обратно сил отнюдь не прибавила, настроение отвратное. Идем с Костиком выше правого края ледника по морене в направлении крутой осыпи. Где тот кураж и радость от предвкушения восхождения, что были 2 часа назад?! Осталась только нервная обстановка, голову сверлят невеселые мысли "успеем - не успеем?" - появились облака.
Начинается подъем по крутой осыпи. На подъеме нога у Костика побаливает - сильная опухоль нисколько не спала, нужен частый отдых. Сегодня мы проснулись в 4 утра с тем, что бы идти не торопясь, без суеты, часто отдыхая. И вот все полетело из рук вон. Уже 11-й час, а мы еще только в самом начале восхождения. Говорю Костику, что бы он пока отдохнул, сам поднимаюсь выше - надо посидеть одному, все взвесить.
Черский - очень красивая гора, с вершины в хорошую погоду виден Байкал, Байкальский хребет открывается как на ладони. Многие восходители, пережидая ненастье, сидят под вершиной 2-3 дня. Пока что погода хорошая, есть реальный шанс, а идти уже не хочется - не из-за какого-того плохого предчувствия, просто абсолютно припоганое настроение. Такое настроение, наверное, возникает, когда идешь на праздник и вдруг обнаруживаешь, что потерял какую-то очень ценную и дорогую тебе вещ. После этого ни веселиться, ни куда-либо идти вовсе нет желания. Сегодня мы потеряли 2,5 драгоценных часа. В отчетах многие туристы начинают восхождение с Гитары, затрачивая 2 часа на подъем по Большому Каскаду; вроде бы, как раз то время, что мы потеряли. Но ни одного удачного восхождения с Гитары я не обнаружил - не успевали взойти до начала тумана, выпадения снега или дождя. Теперь нам, что бы наверняка успеть до возможной непогоды, придется наверстывать упущенное и в темпе подниматься. А у Костика больная нога и нулевой опыт восхождений. Итак, взвешивание: на одной чаше - пока хорошая погода, отлично просматривающийся относительно несложный маршрут; на другой - больная нога, усталость, накопившаяся за 7 дней тяжелых переходов без дневок, позднее время выхода, отчего возникнет необходимость торопиться, нервное и гадкое состояние внутри. Не знаю, что выбрать. Будь у нас запас времени, вопросов бы не возникло. Сейчас все поменялось и идти в таком состоянии просто нет желания.
Возвращаюсь к Костику, делюсь своими соображениями. У него так же настроение не из лучших - от восхождения не отказывается, но большого желания идти уже нет. Сплюнули и начали спускаться.
Что бы немного развеяться, решили связаться и совершить прогулку по леднику (Фото). Затем спустились к подножию ледника, подошли к сводам вертикальной трещины высотой 5 м (Фото). Далеко не углубились - тут же увязли в серой жиже, вытекающей из под ледника. Затем направились к г. Птица 2426 м. (1А) (Фото). По центру кулуара летают камни. Восхождение проходит по левому или правому гребню без применения страховки. Но где идет оптимальный путь подъема, не знаю, т.к. не интересовался описанием восхождения на эту вершину. Идти за синицей нет желания. Посидели на травке в тени выступа, перекусили (Фото) и начали спуск. От Птицы к оз. Изумрудное (Фото) спускаемся по лабиринтам гигантской осыпи, составленной из валунов размером от дачного домика до двухэтажного особняка. Часто попадаются маленькие снежники. За пол часа спустились к палатке, возле которой уже несколько часов отдыхает Леша. В 16:00 наши сегодняшние приключения закончились. Сегодня мы более 10 часов ходили и прыгали по осыпи, ноги нестерпимо ноют. Первым делом разуваемся и опускаем ноги в ледяную воду Запятой - красота. Прилегли на плиты, и опять налетели тучи гнуса; кусают, оставляя на ступнях струйки крови.
Под вечер появился сильный ветер и небо заволокло свинцовыми тучами.
22:20 Улеглись спать. За час до полуночи начался дождь.

9 день, 2 августа; Оз. Запятая - вдп. Большой Каскад - оз. Гитара - р. Куркула - 500 м. не доходя до втечения Водопадного в Куркулу;

Всю ночь лил дождь, к утру переросший в сильный ливень. Палатку начало подтапливать и, проснувшись в 10 часов, обнаружили, что лежим в лужах; особенно много воды по краям палатки. Сбились ближе к центру и молча слушали, как ливень барабанит по своду. Сегодня Ильин день; по приметам, в этот день льют дожди, и лето начинает идти на убыль. В 11 часов решили позавтракать. Я надел накидку, взял котелки и вылез из палатки. Непроглядный туман - видимость 30 м. Оз. Запятая находится в каменной чаше. Спускаюсь по гладкому монолиту к воде. Туфли соскальзывают и я, падая, съезжаю к берегу, а котлы, весело стуча по камням, летят в воду. Один из котлов, немного поплавав, утонул недалеко от берега. Разуваюсь, теплую куртку и вещи накрываю накидкой, захожу в воду, пытаясь достать котел. В прозрачной воде кажется, что котелки почти на поверхности, но пришлось вымокнуть по пояс. Пока ковырялся в озере, ветер сорвал полиэтилен и ливень залил последние сухие вещи. Насквозь промокший и продрогший, влезаю в палатку. Мой вид вызвал нездоровый смех у участников. Первым делом прямо из бутылки заливаю в себя пару глотков неразбавленного спирта; жить стало веселее.
После завтрака вычерпываем воду из палатки, но вскоре опять натекли лужи. Дождь иногда стихает, но через минуту вновь возобновляется. Наконец, в 3 часа перестало капать. Начинаем быстро собирать вещи и палатку. Сырую веревку (30 м., 6 мм.) оставляем на камне - нам она уже не пригодится, а выкидывать не жалко, т.к. она дешовая, купленная в хоз. магазине. 15:30 выходим в тумане, сопровождаемом холодным моросящим дождем.
У Проточного видимость намного улучшилась (Фото) (Фото), но выше, в районе Изумрудного - молоко. Позавчера перемычку оз. Проточного спокойно перешли по камням, но сейчас здесь настоящий потоп. Не теряя времени на переобувание, идем по воде. За проточным следует крутой спуск вдоль Большого Каскада. Выбираем, избегая плит, участки осыпи (Фото). Спуск оказался легче, чем я думал. Когда дошли до Тазика, можно было уже разглядеть склоны ущелья, с которых стекают дождевые водопады. Леша вновь сильно отстает. Перед тем как ступить на очередной большой валун, он зачем-то тюкает по нему штычком ледоруба, не решаясь сделать шаг. Что с ним творится? Вчера же весь день отдыхал, и рюкзак несет самый легкий, килограмм 17. Подгонять не решаюсь, т.к. психологическая обстановка в нашем маленьком коллективе далеко не идеальна. Леша очень болезненно воспринимает каждое замечание; Костик вначале путешествия пытался его торопить, но, сталкиваясь с бурной агрессией, вскоре забросил эти попытки. Договорились, что Костик будет замыкающим. Метод "наступание на пятки" оказался продуктивным и движение заметно ускорилось.
Дождь закончился, но, продвигаясь по тропе, постоянно цепляемся за мокрые ветки, отчего уже сами вымокли насквозь. Воздух пропитан ароматами хвои стланика и озоном, дышится невероятно легко.
С низовий ущелья, из долины Куркулы вверх наступает туман (Фото). Через несколько минут он распространился и до нас. До переправы через Водопадный осталось метров 500, ее решили пройти завтра. Место стоянки выбрали в нескольких шагах от Куркулы. Возле реки местность напоминает сказочный сюжет "В гостях у бабы Яги": в густом тумане, вырываясь из берегов, кипит бурная после проливных дождей река; высокие ели мешаются с завалами и вывернутыми гигантскими разлапистыми корнями; мокро, холодно и зловеще.
Ломаем сыроватые, но внутри сухие нижние ветки ели и разжигаем хворост на сухом спирте. После ужина сидеть у костра в сырости нет желания и мы идем спать.
Сегодня пройдено 10 км. Нам удачно удалось поймать момент и покинуть узел Черского. Всю дорогу, поглядывая назад, мы видели тяжелые облака, накрывшие толстым одеялом ущелье выше оз. Проточного. Вероятно, вместе с туманом там продолжался дождь.

10 день, 3 августа; 500 м. не доходя до втечения Водопадного в Куркулу - Брод через руч. Водопадный - р. Куркула - район разделения тропы и р. Куркула;

6:45 подъем дежурного. Погода солнечная, реку покрывает легкая дымка тумана. Немного просушили вещи и начали собираться.
9:10 выход.
Идем по тропе и вскоре выходим на переправу. Ручей Водопадный льется бурной рекой. Переправа сложена из 2-х толстых бревен - по одному идти, за другое держаться (Фото). За переправой обустроен лагерь группы из Свердловска в составе 18 человек. Вспомнил, что мы виделись на вокзале в Северобайкальске. Вот и встретились! Один участник серьезно травмирован - подвернул ногу на безобидном курумнике. Стопа сильно опухла - растяжение или разрыв связок (позже выяснилось, что растяжение, т.к. при разрыве не смог бы идти). Руководитель похода и еще один участник сегодня начнут спуск с пострадавшим на Котелки - возможно, там еще раз встретимся. Уральцам посчастливилось столкнуться с медведем. Но на этот раз испугался сам хозяин тайги. Первая неосознанная реакция у руководителя похода при неожиданной встрече была такой - схватил альпеншток пострадавшего и с криком пошел на медведя. Тот стал на задние лапы, потом развернулся и дал деру. Нас удивило, как медведь бегает: ни стланик, ни крутая осыпь для него не помеха: прет словно танк через любое препятствие со скоростью выше 20 км/час. Я-то предполагал, что миша, рискуя поранить лапы, не сможет бежать по острым камням. Подкрадывается полутонный гигант совершенно бесшумно - даже веточка под лапой не хрустнет, поэтому туристы сталкиваются с медведем всегда неожиданно, лицом к лицу.
Продолжаем спуск. Тропа хорошая, лишь кое-где путь преграждают поваленные ветром деревья. Позади остается красивые пейзажи района Черского и последние километры стланика (Фото). Впрочем, стланик не мешает при передвижении по тропе. Вскоре вышли на осыпь. Ориентируемся по турам и через час вновь выходим на участки тропы вперемежку с курумником. На очередном привале закидываю отяжелевшие сырые берцы в вещмешок, надеваю походные туфли - как будто бы с ног сняли 2 пудовые гири. На каждом привале мы усердно поедаем вафли, шоколад, сухофрукты в надежде, что на Котелках что-нибудь удастся купить. Встречаются заросли жимолости. Ягода еще зеленоватая, но есть можно. В отчетах не раз в ярких красках описывалось, что долина Куркулы - "подосиновиковый рай", что лес пестрит красными шапками и за 5 минут можно набрать целый мешок грибов. Пресловутого "подосиновиково рая" мы не встретили; за весь поход увидели лишь несколько полуистлевших грибов. Это лето выдалось сухим и поздним - даже черника еще не поспела. Но на этот счет мы не расстраиваемся - лучше обойтись без грибов, чем вязнуть в разбухших от ливней болотах, а вечером под дождем готовить наваристый грибной бульон.
Продвигаясь вдоль реки, сквозь листву заметили какое-то белое нагромождение. Первая мысль - это пенопласт. Но откуда в тайге пенопласт, да еще в таких количествах? С другой стороны, не может же это быть снегом! Подошли поближе - удивительно, подминая под себя деревья, курумник покрывает мощный снежник, таящий в лучах палящего солнца. Откуда он взялся? - склон не теневой и зона снежников давно закончилась; даже гораздо выше, недалеко от Гитары, от обозначенной на карте наледи не осталось и льдинки. Чудеса!
Вдоль склонов иногда стекают ручьи, все они проходятся по бревнам. Позади остался ручей Пешеходный, устье которого растекается на много рукавов в слегка заболоченной местности.
Вспомнили Горемыку. Как хорошо идти сейчас! - впереди идеальная тропа, вытоптанная по евростандарту. Идем в максимальном темпе, на привалах долго не засиживаемся - надеемся сегодня выйти к Байкалу. Хвойный лес постепенно сменяется лиственным, трава устлана тополиным пухом.
20:15 под густой кроной деревьев кажется, что наступили глубокие сумерки. Утес, а за ним и тропа скоро уйдут влево от реки. До Котелков еще 3 часа ходу; сегодня не успеем. Решили остановиться на первом попавшемся месте стоянки, и через 20 метров обнаружили оборудованное кострище в двух шагах от реки. Кидаем кули, начинаем обустраивать бивак. Дров маловато - лес заселен молодым, здоровым тополем.
Усталость дает о себе знать - 10 дней тяжелых переходов без передыху и дневок, 5-6 часов сна в сутки. После ужина в 22:00 сразу ложимся спать и отрубаемся, не успев досчитать до десяти.
Сегодня пройдено 19 км.

11 день, 4 августа; район разделения тропы и р. Куркула - изба у р. Горячая - лесовозная дорога - мин. источник Котельниковский;

6:00 подъем дежурного. По реке стелется туман. Небо ясное. Ночи после 2-го августа стали заметно холоднее - точны народные приметы.
8:45 выход. Идем по евротропе. Тропа постепенно забирает влево, и вскоре шум реки пропал. Лиственный лес остался позади, нас окружает невысокая лиственница.
9:30 Тропа вывела на лесовозную дорогу. В месте пересечения тропы и дороги сложен небольшой тур. В 80 м. выше перекрестка возле дороги стоит большая изба (Фото). Если идти вверх по Куркуле, начиная с Котелков, то тропа, нанесенная на карту, начинается через метров 300-400 после избы. Мы же вышли на дорогу по тропе, которая начинается в 80 м. до избы; возможно, существует 2 тропы, которые через несколько километров сливаются в одну. Двухкомнатная изба обустроена металлической печкой, нарами, лавками, большим столом, на котором разбросаны чайник, котлы, чай, спички.
Поперек лесовозной дороги иногда встречаются поваленные ветром деревья; видно, тут давно уже не ездили. Через час ходьбы дорога разделилась. Правая развилка ведет к мысу Котельниковский, левая - к минеральным источникам Котельниковский. Поворачиваем налево. Чувствуется высокая влажность; появился туман, который по мере продвижения все больше уплотняется. Наконец, увидели просвет.
11:45 мы на побережье Байкала!

6. Часть II - Отдых на Байкале

Озеро в тумане, видимость 40 м. Встретили москвичей, совершающих велопоход вдоль Байкала от Северобайкальска до Котелков. Оказывается, туман на озере держится уже 3 дня. Ребята юмористы - почти все 50 км. от села Байкальское до Котелков велосипеды пришлось вести в руках по тропе. Их ждала еще одна неприятность - на 20-тикилометровом участке тропы нет воды, т.к. ручей Гуилга, пересекающий середину этого отрезка, высох. Велосипедистам пришлось сутки идти без воды - не догадались заранее наполнить фляги, хотя ручей на карте обозначен пунктиром (пересыхающий).
Вдоль побережья несколько хорошо оборудованных стоянок с каменными очагами, столами, скамейками. Выбираем лагерь тольяттинцев, только что отчаливших в Северобайкальск.
Решили выбираться с Котелков при первой возможности, не дожидаясь ненадежного Станислава, который должен нас забрать через 2 дня.
Открываем рюкзаки, скидываем на стол все оставшиеся закрома (Фото). Кучка оказалась маленькой: крупы на 5 раз, несколько сухарей, остатки сала и бастурмы. Вначале похода у нас было 14 дневных пайков, но мы почти все съели в надежде разжиться на Котелках. "Пустой номер" - разочаровывают москвичи - "Столовая на Котелках предназначена только для рабочих, строящих базу отдыха". Ну, мы еще посмотрим, какой будет номер. Костик взял мои телескопические палки, я надел рюкзачок для восхождений и мы направились к источникам. Источники расположены в 10-ти минутах ходьбы от лагеря. По дороге встречаем рабочих. Первый стандартный вопрос: "Спирт, водка есть?". Потом уже здороваются. У нас немного осталось, но отвечаем, что все уже давно выпито и съедено. Возле пирса на краю каменистого берега вырыта ванна диаметром 6 метров, глубиной метр. Из земных недр в чашу ванны просачивается минеральная целебная вода. Долго не посидишь - горячо, не смотря на то, что с Байкала в ванну волны перехлестывают ледяную воду (Фото). Подъехали на велосипедах москвичи. Говорят, что такая горячая вода в ванне впервые. Попарившись и просушившись, идем к баракам. По пути пересекаемся с рабочими, которые с надеждой во взгляде задают один и тот же вопрос: "Мужики, спирт есть?".
Заходя в помещение барака, Костик принял страдальческий вид и начал тяжело хромать, опираясь на палки; я тоже постарался изобразить на лице маску непримиримой скорби. Отворив дверь столовой, начали просить хлеба. Нас пригласили к столу. Я усадил Костика на стул, нам налили чай. Уплетая бутерброды, мы делимся пережитыми кошмарами: о том, как чудом спаслись в горах, как затяжная непогода заперла нас в ущелье, что последние 2 дня мы почти ничего не ели. Две поварихи, слушая нашу историю, всплескивают руками. Обед у рабочих закончился, маленькая столовая опустела. Поварихи достали большой кусок масла, 3 банки тушенки, 1 кг. сахара, большую пачку чая, 2 буханки хлеба. При упоминании о деньгах замахали руками. Поблагодарив поваров и набив доверху рюкзачок, прощаемся. Я помог Костику подняться и мы удалились.
Идем вдоль берега. Вспомнив, что можно уже не хромать, Костик пошел нормальной походкой. В лагере кроме нашей палатки обнаруживаем еще одну. Какие люди! - вновь встретили екатеринбуржцев: Митрасова Олега - руководителя, пострадавшего Игоря и Пашу. После обеда Олег пошел на стройку, где ему разрешили связаться через спутник с Северобайкальском. Он разузнал, что завтра к полудню причалит катер с туристами и на обратном пути может нас закинуть в город. С самим капитаном судна связаться не удалось, поэтому не знаем точное время прибытия.
Оставшийся день мы отдыхали (Фото), 2 раза ходили греться на источник. Вечером мимо нас, не забыв поинтересоваться "спирт есть?", к лагерю москвичей прошли с десяток рабочих. В общем-то, большинство рабочих на стройке - нормальные люди, но эта кампания сидевшая, держится особняком. У всех наколки, выбиты зубы. Вскоре послышались восторженные вопли - балбесы взяли у москвичей велосипеды и начали кататься, со всего маху наезжая на камни и врезаясь в деревья. Накатавшись, они пошли к нам и принялись хлебать чай. Поделились шоколадкой, конфискованной у велосипедистов. Более 2-х часов пришлось выслушивать их тупые шутки и несвязную речь. В 23:30 вздохнули с облегчением - наконец-то они удалились.
Поставив заново чай, уральцы достали муку и начали делать оладья.
0:50 улеглись спать. Сегодня пройдено 10 км.

12 день, 5 августа; мин. источник Котельниковский - село Байкальское;

В 6 утра фотографировал рассвет на Байкале (Фото) (Фото). 8:00 нас разбудили екатеринбуржцы. Вчера мы готовили ужин, утром решили готовить они. На завтрак - молочная рисовая каша.
Небо слегка разъяснилось, но утро холодное. После завтрака идем на источники. С пирса возвращаются велосипедисты с большим мешком свежей рыбы, купленной по дешевке. Надеемся тоже разжиться, но рабочий разводит руками - "Все, что попало в сети, купили велосипедисты". Хоть бы для нас немного оставили, ведь все равно им столько не съесть!
Искупались на источниках. Вода в ванне не такая горячая, как вчера и более комфортная. После купания возвращаемся, начинаем собирать палатку - часов в 12 должен причалить катер.
14:00 катера все нет. Мы отдыхаем на ковриках, иногда слегка накрапывает дождь. Удивительно, но на месте стоянки почти нет комаров, а на побережье их вовсе не встречали. Незаметно задремали.
17:00 проснулись. Катер уже уплыл час назад. Оказывается, он причалил не у пристани, а в губе Горячая, на полтора километра севернее. Видимо, у капитана не лучшие отношения с администрацией строящегося санатория и он решил не подходить к причалу. Завтра этот катер вновь должен приплыть. Условились, что завтра будем весь день дежурить на пристани с рюкзаками и, завидев катер, торопиться к бухте. Снова ставим палатки, идем купаться. Очень тонизирует - нырнув в ледяную воду Байкала заскочить вновь в ванну.
К пирсу подплыла моторка, которой управляет известный среди туристов Аркашка - житель Байкальского. Он неплохо зарабатывает заброской туристов между Байкальским и Котлами. Мы сообщаем, что у нас травмированный, и тот обещает подплыть к месту нашей стоянки.
21:30 ужинаем, Олег готовит оладьи. Кажется, Аркашка про нас забыл. Но нет, слышится гул мотора, мы идем к берегу. Аркаша заламывает 5 тыс. рублей за рейс. Начинается торг. Выясняется, что лодочник, как и уральцы, родом из Екатеринбурга; мгновенно стоимость проезда падает до 4 тыс. Потом удается снизить еще на 200 руб. Пытаясь, вероятно, вызвать к себе в наших глазах уважение и почет, Аркашка не без гордости вставляет, что сидел уже 3 раза за браконьерство. Мы спешно собираемся, на ходу поедая оладьи и в 22:10 начинается погрузка.
7 человек и 6 рюкзаков для утлого суденышка - многовато. Кое-как усаживаемся друг на друге; перегруженная лодка, кренясь на правый борт, натружено набирает обороты и мы отчаливаем (Фото). Озеро освещает лунная дорожка. Снимаю торжественный момент, комментирую: "Через 2 часа мы уже будем в Байкальском". "Сплюнь, в камеру сплюнь" - настороженно вставляет Аркаша. Становится холодно. Прохладно было уже днем - не смотря на солнце, ходили в теплых куртках.
По пути мотор 2 раза нездорово тарахтит, натыкаясь на плавучие ветки. После столкновения Аркаша останавливает лодку, крестится, что-то бормочет, потом постепенно дает обороты.
Берег озера со скальными утесами едва виден в темноте. Вдали, в 50 км. уже можно различить огни Северобайкальска. Плывем более 2-х часов. Наконец, увидели маяк на утесе пос. Байкальского.
1:10 Высаживаемся на пристани. Поездка заняла 3 часа. Аркаша ведет нас в свой дом. Мы размещаемся в бане, постелив на пол коврики.
2:10 ложимся спать.

13 день, 6 августа; Отдых в пос. Байкальское;

6:00 подъем. Леша пошел к Николаевне. Вернулся, сообщив, что она приглашает нас в гости. Наши дороги с Уральцами расходятся - не дожидаясь автобуса, прибывающего в 9:00, они на попутной машине уезжают в город. Их планы - после осмотра в больнице пострадавшего, отдохнуть на Слюдянских озерах, дожидаясь свою группу.
Заходим во двор. Хозяйка придерживает злую собаку (с доброй в Байкальском спать неспокойно). Нас уже ждет обильный завтрак. Николаевна собирается истопить для нас баню, а мы предлагаем ей свою помощь.
С тоской смотрю на большое картофельное поле. С удовольствием поколол или попилил бы сейчас дрова, куда-нибудь вбил бы гвоздь, а окучивать что-то нет особого желания. Полтора часа орудуем тяпками (Фото). Оказывается, картофель еще не зацвел - очень позднее лето выдалось. Наконец, банька истоплена, и мы, обработав почти все поле, сложили орудия производства. Ох и жарко! На нижней полке удается посидеть не более 5-ти минут.
После баньки Анна Николаевна приглашает к обеду. На обед - картошка жареная, картошка вареная, приправленная укропчиком, салатик из только что сорванных овощей, лучок зеленый, хариус соленый, нерпа пареная. Есть предложение - после обеда пойти на экскурсию.
Хозяйка ведет вдоль улиц поселка, показывая местные достопримечательности - бывшие пашни, бывший клуб, бывший сельсовет, бывший кинотеатр, бывшие рыбные цеха, бывшие элеваторы, бывшее управление колхозом "Победа" (Фото) (Фото). На "бывшем" уже давно опадает штукатурка, разбиты стекла, на дверях висят амбарные замки, но еще остались выцветшие плакаты с изображениями улыбающихся рабочих и крестьян, надписи "Все для блага и счастья народного".
Пройдя село, направились к утесам, срывающимся в шумные воды Байкала (Фото). Дует сильный ветер, озеро волнуется. Издалека наблюдаем, как к причалу плывет моторка с велосипедами - Аркашка везет москвичей. И не боится в такую погоду?! Наверняка боится, но бизнес есть бизнес. Николаевна удивлена больше нас - плыть по таким волнам на перегруженной лодке равносильно самоубийству - сильный порыв бокового ветра и моторку перевернет словно щепку, а выплыть к берегу уже никому не удастся, т.к. вода Байкала ледяная, от силы барахтаться минут 15.
На склоне видим теодолит и людей, копающихся в яме - это студенты Иркутского института проходят археологическую практику. Студенты показали нам черепки глиняной посуды давностью 3 тыс. лет. Говорят, что удается найти изделия из серебра. Вышли на самую высокую часть утеса с оборудованным радио- и световым маяком.
Начался дождь и мы стали возвращаться. После прогулки посмотрели телевизор, фотографии хозяйки, потом, раскинув коврики, полежали на 2-м пустом этаже дома. Думаем отблагодарить хозяйку, оставив ей деньги, но от денег, несмотря на тяжелое материальное положение, категорически отказалась. Решили купить и оставить ей чего-нибудь к чаю.
Вечером дочь хозяйки повела нас к гротам - стоянкам древнего человека. Гроты находятся на побережье в часе ходьбы, севернее поселка. Обогнули мыс по проселочной дороге. Возле берега в лесу расположены туристские стоянки. Тропа вывела к началу утеса и мы увидели первую пещерку. Грот представляет собой расщелину в утесе высотой и длиной 4 м. Грот уникален - на каменных стенах обозреваем множество хорошо сохранившихся реликтов - надписей неандертальцев: "Здесь был я", "Колян - козел" и т.д. Ко второй пещере подойти посложнее - пришлось скальным способом траверсировать утес в полуметре от воды (Фото). Второй грот раза в полтора больше первого (Фото). К третьему гроту - самому длинному - можно добраться лишь на лодке, либо сверху по веревке. Ни лодки ни веревки у нас не было, поэтому после осмотра 2-х пещер мы отправились в поселок. Возвращались в сумерках. Местный мотоциклист, завидев незнакомых людей, решил повыпендриваться и, добавив перед поворотом обороты, чуть не улетел в кювет. Менталитет деревенских жителей бросается в глаза уже на прогулке по улице. Обычно в поселках водители сбавляют скорость и объезжают пешеходов. Здесь же на последней передаче несутся по краю дороги, иногда по встречной полосе, не замечая людей; приходится спешно отскакивать в траву на обочину.
Вечером, после ужина легли спать на 2-м этаже дома.

14 день, 7 августа; . Байкальское - г. Северобайкальск - Слюдянские озера;

Подъем 7:30. Небо солнечное, но утро холодное.
Сегодня понедельник - приедет 12-местная маршрутка, поэтому, что бы влезть наверняка, необходимо сесть за 2 остановки до конечной; как раз возле нашего дома.
8:45 Дожидаясь свежего завоза туристов, на остановке спозаранку дежурит инспекторша. Вспомнила нас, где-то даже узнала, что до оз. Рыбное идти не 6 часов, а несколько дней и требует полной оплаты. Но мы возражаем :"Это кому как - один до Рыбного будет 4 дня плестись, а другой и за 5 часов добежит. Так что мы были в лесу свои оплаченные сутки, а оставшиеся 11 дней работали у Анны Николаевны на огороде". Инспекторша в эту историю верит с трудом и начинает возмущаться. Но мы ее уже не слушаем и загружаемся в прибывшую маршрутку. Хорошо, что сели заранее - на конечной в 12-местной машине друг у друга на головах уже сидит 19 человек, а несколько разочарованных людей, в том числе одинокий турист, грустными взглядами провожают удаляющийся автомобиль.
10:00 прибыли в Северобайкальск. Наши сегодняшние планы - отдохнуть на Слюдянских озерах или на радоновых целебных источниках в пос. Солнечном. Позже решили, что в горячих источниках на Котелках мы уже грелись, поэтому собрались поехать на Слюдянские озера. Отправление в 17:00 маршрутом "Северобайкальск-Байкальское".
В свободное время закупаемся, гуляем, пишем письмо в Интернет-кафе.
16:50 На остановке дожидается 20 человек. Подъезжает та же утренняя маршрутка. Повезло - дверь оказалась прямо напротив нас. Запрыгиваем в машину.
Маршрутка забита до предела, но 4 человека не смогли влезть. И тут водитель с металлическими зубами, внешностью чем-то напоминающей Франкенштейна, поворачивает голову и обращается к нам - "В маршрутке поедут люди, а вы выходите". Это что же выходит, мы, значит, не люди? За такие слова, дядя, можно повторно лишиться зубов! Мы выходить не собираемся, но в маршрутке поднимается шум - несколько бурят, отчего-то не испытывающих симпатии к туристам, выступают в поддержку кучера. Пару человек спорят в нашу пользу - мол, кто первый сел, тот и едет. Поругавшись несколько минут, поняли, что спорить бесполезно и вышли из машины. Оставаться на побережье возле города 2 ночи скучно и тревожно - береговая охрана может содрать штраф за разведение костра. Ничего не остается, как ехать на такси.
От Северобайкальска до Слюдянских озер 25 км. Через километров 15 таксист останавливается у известного места Обо (Фото), освященного бурятским ламой. С высокого холма живописно смотрится изрезанная береговая линия Байкала. На деревьях, следуя буддистским традициям, завязаны сотни тряпичных узелков, портящих сюжетные фотоснимки. На большом камне лежат сигареты и блестит на солнце металлическая мелочь - дары, которые оставляют те, кто остановился в этом месте. 18:40 Водитель свернул с асфальтовой дороги и вскоре показалось большое озеро Слюдянка - излюбленное место отдыха северобайкальцев и приезжих авто-туристов. Таксист едет вдоль озера, подыскивая нам место поживописнее. Мы в шоке - вся береговая линия напоминает Шанхай; везде палатки, негде приткнуться. Водитель сообщает, что вчера, в воскресенье, народу было намного больше. Наконец, проехав до середины озера, останавливаемся у пирса.
Надо же, какое совпадение! - таксист, оказывается, остановился прямо напротив палатки уральцев, наших старых знакомых. После осмотра в больнице Игоря (врачи обнаружили растяжение связок), свердловчане поехали на озеро и тут дожидаются свою группу. В больнице туристам сообщили, что они могли бы воспользоваться роскошным сервисом: т.к. поход зарегистрирован, с Котелков через спутник можно было дозвониться до МЧС, и те бесплатно доставили бы пострадавшего на вертолете в Северобайкальск.
Озеро Слюдянка (Фото) окружает сосновый лес. Длина озера более километра, ширина метров 600-700; пляж и дно покрыты желтым песком, в котором можно найти кусочки слюды, вода теплая и прозрачная. С одной стороны берег уходит вверх, с другой, через пионерский лагерь выводит к Байкалу. Красивые виды портят кучи мусора, оставленные отдыхающими. Мусор с берега периодически вывозят, но все равно, то, что кругом разбросано, искажает картину. Недалеко от нас расположен шатровый бар. На побережье по выходным приезжает машина со звуковым оборудованием и устраивается ночная дискотека. На склонах хребта можно различить белую полосу - заброшенные выработки и взорванные штольни, где в 30-х годах заключенные добывали слюду для военных нужд. От наших палаток до шахты идти по тропе часа 3. Говорят, что возле выработок прибита табличка, оповещающая, что собирать слюду запрещено. После прочтения, думаю, мало кто устоит от соблазна взять себе на память несколько кусочков. Планирую завтра проснуться в 7:00, сходить на экскурсию. Вечером, после ужина, прогулялись с Лешей к побережью Байкала. Байкал тих и спокоен, водную гладь освещает полная луна.

15 день, 8 августа; . Слюдянские озера - г. Северобайкальск - побережье Байкала (1 км. севернее города);

Прогулка к шахтам не состоялась - все утро льет дождь. Под навесом на очаге готовим завтрак. Наконец, к полудню дождь начал ослабевать (Фото) и мы решили искупаться. Дно озера оказалось крутым - через метров 12 вода уже выше головы. День провели за разговорами с нашими друзьями из Екатеринбурга.
17:20 рюкзаки собраны и мы идем по направлению к асфальтовой дороге. Сегодня, во вторник, курсирует автобус, поэтому сесть должны без проблем.
17:55 вышли к дороге, в 18:20 заходим в автобус, перешагивая через спящего пьяного человека, валяющегося на полу. В Северобайкальске закупились продуктами на ночь и пошли через ЖД-мост по направлению к Байкалу. Южнее пляжа местность заболочена, вдалеке видны деревянные домики отдыха. Пошли на север, подальше от города. Через полчаса вышли на широкий галечный пляж, где и решили заночевать. С утеса приволокли большую сухую лиственницу - на ужин и завтрак хватит. Леша взял котелки, разулся и полез в воду. Ветер волнует озеро, и высокие волны баламутят прибрежные воды, поэтому, что бы набрать воду без песка и ила, придется постараться и намочиться почти по пояс.
Ближе к ночи разъяснилось, полная луна освещает Байкал лунной дорожкой.
После полуночи улеглись спать.

16 день, 9 августа; побережье Байкала (1 км. севернее города) - г. Северобайкальск - отъезд;

Подъем 7:00. Погода солнечная, озеро спокойное. В 12:50 отправляется поезд Северобайкальск-Новосибирск. После завтрака увидали вдалеке приближающийся к нам катер - видимо, патруль. Как бы не нарваться на штраф! - возможно, жечь костры на побережье возле города запрещено. Мы спешно залили угли и принялись собирать палатку. Катер остановился напротив нас в 20 м. от берега. Человек на палубе начал нам что-то кричать. Но мы делаем вид, что ничего не слышим и увлеченно занимаемся своими делами. Подплыть ближе, опасаясь сесть на мель, патруль не решился и, постояв возле нас минут 5, удалился.
Сборы закончились. Идти вдоль озера времени уже нет, поэтому сейчас поднимемся на холм и выйдем на дорогу.
Подходим к берегу. Прощальный взгляд на Байкал, сверкающий в лучах утреннего солнца (Фото). "Славное море Байкал" - так называют это озеро местные жители. Комментируя видеоряд, часто ловил себя на слове, называя озеро морем. Неповторима и необычайно красива эта загадка природы, в маленький кусочек которой нам посчастливилось проникнуть. До похода казалось, что береговая линия Байкала - это уже окончание всех его загадок и чудес. На самом деле озеро зарождается гораздо выше - его воды мы встретили у подножия ледников и снежников, в изумрудных озерах, пасмурных дождях, бурных реках и срывающихся водопадами ручьях. Странно, но не чувствуется и намека на грусть, которая обычно бывает в конце похода. Вспомнилась фраза конферансье под занавес какого-то концерта: "Мы не говорим вам до свиданья, мы говорим вам - до новых встреч".

7. Выводы и рекомендации

Пройденный маршрут:
По впечатлением бывавших в разных местах Прибайкалья и Забайкалья туристов, Байкальски Хребет - самое красивое место. Мы полностью разделяем это убеждение, хотя природа начала приоткрывать свои горные красоты лишь на 3-й день. До этого - хождение по мукам с максимальным весом в непролазных зарослях. Нельзя сказать, что долина Горемыки неживописна. Честно говоря, до похода я мечтал побуреломить по таким вот девственным местам. А на самом деле сознание блокировало все центры удовольствий и у нас было лишь одно желание - побыстрее пройти этот мрак.
С погодой очень повезло - дожди практически не заставили нас отсиживаться. Не даром в отчетах написано, что середина июля - начало августа - самый благоприятный промежуток для похода по Байкальскому хребту. Байкальский хребет - самый дождливый регион Забайкалья и Прибайкалья, поэтому планировать путешествие желательно только в этот период. Те, кто ходит раньше или позже, бывает, пол похода отсиживаются в палатках - дожди льют неделями непрерывно.
Идти вдоль Горемыки и переходить реку удобнее всего в местах, обозначенных на ниже приведенной в ссылках километровке. На ней красный пунктир совпадает с тропой; но все равно, продвижение достаточно сложное из за бурелома. Тропа вдоль Куркулы хорошая, и всегда тянется по левому орфографическому берегу. Все тропы на Горемыке и Куркуле очень близко подходят к реке, поэтому если тропу вдруг потеряли, ее надо искать возле берега.
По настоящему красивые места открылись на 5-й день, после пер. Галкин, классический подъем по которому со стороны Горемыки неприятен и, как мне кажется, не соответствует категории 1Б. Если бы представилась возможность вернуть все назад, то мы бы пересмотрели маршрут.
Самый лучший 2-недельный поход без забросок по Байкальскому хребту, на мой взгяд, таков: мин. источник Котельниковский - р. Куркула - оз. Изумрудное - восхождение на Черского (2А) - пер. Солнечный (1Б) - пер. Ежик (1Б) - р. Молокон - губа Болсодей - тропа вдоль Байкала (25 км.) - мин. источник Котельниковский. На этом пути встречаются самые красивые места, маршрут лишен недостатков, зато все очень логично:
- вдоль Куркулы тянется отличная тропа, что для начала похода, когда рюкзак имеет максимальный вес, немаловажно;
- восхождение на Черского совершается с еще свежими силами, не растраченными на многодневные скитания по труднопроходимому стланику и бурелому;
- подъем на пер. Солнечный представляет собой снежник (все же желательно взять 1 пару кошек для подстраховки, если снег окажется слишком твердым). После подъема, пройдя траверсом 1,5 км. вдоль склона, идет спуск по перевалу Ежик (1Б). Перевалы очень красивы и находятся совсем рядом, что позволяет условно считать 2 перевала за один подъем-спуск. Впрочем, траверс можно не делать и сразу спуститься с Солнечного;
- долина Молокона заросшая, как и Горемыка, но она, во первых, короче долины Горемыки, во вторых идет спуск, в третьих, рюкзаки уже не такие тяжелые, в четвертых, судя по фотоотчетам, места гораздо красивее Горемыки;
- на пути спуска по Молокону встречается красивейший, почти 100-метровый водопад Стеклянная Лента (Фото долины Молокона и водопада из чужого отчета); Можно даже совершить при наличии снаряжения восхождение к истоку водопада.
- в завершении похода тропа от губы Болсодей до Котелков ведет вдоль побережья Байкала, открывая живописные виды на озеро, лес и утесы. Наверное, этот участок для туристов, впервые прибывших сюда за тысячи километров оставит незабываемые впечатления, а для северобайкальцев или иркутчан окажется скучным.
Немного жаль, что первоначально запланированный маршрут пройти не удалось - 2 недели оказалось бы недостаточно и Молокон мы не увидели. Очень обидно, что мы не взошли на венец творения Байкальского хребта гору Черского - хорошая погода у вершины, как оказалось, продержалась до 9 вечера. Но забытое снаряжение психологически стало для меня ударом ниже пояса. Подниматься торопясь, в плохом настроении и нервной обстановке, думаю, было бы небезопасно, поэтому о нашем с Костиком решении отменить восхождение сейчас не жалею.
Но все же, несмотря на обидные нелепости и большие трудности, поход удался и оказался незабываем для всех участников.

Медведи:
В долинах Байкальского Хребта медведей не меньше, чем в медвежъем Баргузинском заповеднике. От косолапого убежать невозможно, поэтому необходимо стоять на месте и пытаться взять медведя на испуг. Как и все звери, медведь боится громких звуков, поэтому в поход желательно прихватить пиротехнику. Слышал еще о специальных ультразвуковых свистках, звуков которых медведи также боятся.

Насекомые:
Наверное, гнус нам досаждал даже больше, чем стланик. Накомарник и репелленты обязательны, таблетки от аллергии тоже желательно взять;

Общественный и личный вес:
Для преодоления перевалов и восхождения на Черского маленькой группе достаточно 40 м. веревки, петли, пару закладок. Планируя восхождение на Черского, необходимо ночевать недалеко от вершины в районе оз. Изумрудное и подняться до рассвета в 3-4 утра, т.к. после обеда погода, как правило, портится. Для пер. Солнечного желательно взять 1 пару кошек - если появляются участки крутого, твердого снега, первый идет с кошками, организуя страховку через ледоруб. Очень желателен газ, т.к. в высокогорье дров нет. Мы брали 2 баллона (0.5 л. и 0.25 л.). Баллоны "Campingaz" использовали 5 раз; из них 2 раза топили снег. Газ очень экономичен, нам бы хватило 1 баллона 0,5 л. Имея талант сохранять спальные вещи сухими, можно существенно сэкономить на одежде - июль на Байкальском Хребте очень теплый. В спальник мы укутывались лишь пару дней, поэтому для экономии веса вместо спальника лучше взять легкую "ногу". Нести еду 530 г. на чел./день оказалось большой роскошью, 400 г. хорошо сбалансированного рациона вполне бы хватило. Долины Хребта труднопроходимы, поэтому каждый грамм на счету - передвижение по стланику с тяжелым большим рюкзаком, постоянно цепляющимся за ветки, отбирает весь резерв сил.

Подножный корм:
Грибов почти не встретили, ягода была зеленоватая, хотя в дождливое лето можно надеяться на существенное дополнение к рациону. Рыбы в горных реках мало либо вовсе нет, но в глубоких озерах, не промерзающих зимой насквозь, можно что-нибудь поймать.

Рацион:
Рацион готовили из расчета 530 г. на чел./день. У нас было 50/50 обычных круп и продуктов мгновенного приготовления ("Ролтон", пюре). Продукты мгновенного приготовления использовали во время применения газа и иногда по утрам. Вначале похода еду выкидывали - есть первые 4 дня не было желания, нести лишнее - тоже. Пожалели, что взяли мало сахара - 850 г. на поход. В первые дни очень хорошо пошел разбавленный в воде и чае сахар, который закончился на 6-й день. Тушенку не брали, т.к. это абсолютно непрактичная пища - даже в хорошей тушенке содержится не более 30% полезного веса, все остальное - цинк и вода. Брали с собой сало, бастурму (сушеное мясо), сырокопченую колбасу. Мясные продукты не испортились до конца похода, т.к. были завернуты в ткань, а колбаса еще протерта подсолнечным маслом. Бастурма пошла не очень - мясо слишком жесткое и соленое, практичнее вместо нее брать только колбасу.

8. Приложение (ссылки, транспорт, общественные вещи, рацион)

Используемые ссылки:
http://www.angara.net/geo/maps/baikalskiy/cherskogo/ - Карта километровка Байкальского Хребта, район г. Черского - 500-метровка;
http://www.tourism.ru/ - отчеты;
http://www.grusha.ru/turizm/baikal98/panorams/ - фотографии перевалов, вершин и долин с короткими описаниями прохождения;
http://paragliding-club.com.ua/impressions/baykal05/ - восхождение на Черского с фотографиями;
http://www.angara.net/art/04/0826-1/07.htm - неудавшееся из за непогоды восхождение на Черского с фотографиями;
http://irk-sayan.chat.ru/baikal99.html - краткий отчет по маршруту, в точности совпадающему с нашим, восхождение на Черского не удалось из-за непогоды;

Транспорт:
Вид транспорта Стоимость на 1 чел.
Скорый № 26 Минск-Москва 45000 бел. руб. (21 $)
Скорый № 76 Москва-Северобайкальск 245000 бел. руб.(115 $)
Автобус Северобайкальск-село Байкальское 55 рус. руб. (2 $)
Моторка, мыс Котельниковский - село Байкальское 633 рус. руб. (23 $)
Маршрутка, Село Байкальское-Северобайкальск 65 рус. руб. (2.5 $)
Такси, Северобайкальск-Слюдянские озера 133 рус. руб. (5$)
Автобус Слюдянские озера-Северобайкальск 45 рус. руб. (1.5$)
Скорый № 91 Северобайкальск-Новосибирск 109000 бел. руб. (51 $)
Скорый № 113 Новосибирск-Минск 201000 бел. руб. (94 $)
Всего 315 $

Всего общественного страховочного снаряжения 3.7
2 закладки
4 карабина
2 Веревки (30 м. 6 мм.) и 1 веревка (25 м. 9 мм.)
7 петель
2 рюкзака для восхождений

2007-05-10 16:14:29 | Stas | E-Mail
Спасибо за рассказ, всега интересно читать впечатления людей ходивших там же, где и ты. Я с женой и другом ходил почти тоже что и вы только в обратную сторону и годом раньше,
а еще дойдя до наледи у Рыбного мы уперлись в пожар, и через Пешеходный ушли обратно на Куркулу.
Если веревка на Галкине была красной, то это наша :)
nature.baikal.ru/cgi-bin/found.cgi?text=&rg=&div=&author=Stas

2008-01-09 13:37:24 | Андрей | E-Mail
Очень обидно и горько читать вот такие непрофессиональные комментарии о жизни села Байкальское, где вы останавливались. Особенно для людей в здешних местах родившихся, выросших и живущих. Уважаемый, Вы были у нас всего каких-то 2 дня, а переврать и наговорить на всю страну успели такого, что даже у меня, журналиста с 15-летним стажем, дух захватывает!Надрать бы вам, извините, задницу за такое... Приезжаете, отдыхаете, любуетесь нашими красотами и тут же гадите в душу. Жаль вас.

2007-09-03 20:15:07 | Yura | E-Mail
Андрей, большое спасибо за подробный отчет. Прошли этим летом по вашим следам. Я тебе на мыло там отписал жду ответа.

2007-05-15 19:23:19 | Автор отчета | E-Mail
Спасибо читателям за внимание к моему рассказу. Только непонятно, по какой причине администратор удалил уже 2 комментария к отчету, которые были по существу.

2013-02-04 17:28:16 | Ваше имя | E-Mail
все написаное автором отчета абсолютная правда! Я участник похода Константин)))