зимние тренировки на скалах

Отчет о походе 1-й категории сложности, совершенном в районе Терскей Ала-Тоо (Центральный Тянь-Шань) с 02.08.06 по 14.08.06

Руководитель Попова Е.И.

6. Попова Екатерина – руководитель, врач, фотограф
  7. Розенберг Антон – фотограф

Маршрут:

Г. Каракол – р.Каракол – р.Кашка-Су – н/к перевал – р.Чавлан-Тор – р.Арашан – р.Кель-Дыке – пер.Ала-Кель (1А) – оз.Ала-Кель – пер.Панорамный (1А) – пик 30-лет ВЛКСМ (1Б альп., радиально) – р.Онтор – лед.Онтор (радиально) – р.Телеты Вост. – пер.Телеты (1А) – р.Телеты Зап. – р.Джеты-Огуз – р.Асан-Тикум – пер.Арча-Тор (1А) – р.Арча-Тор – р.Чон-Кызыл-Суу – пос.Покровка

Название берегов рек везде указано орографически.

Указано чистое ходовое время (без привалов).

02.08.06

Из Бишкека до Каракола добирались на заранее нанятом ЗИЛе. Уже в темноте высадились на дороге, ведущей вверх по течению р.Каракол у шлагбаума на входе в заповедник. Шлагбаум открыт, никого нет, свободно проходим. Надо заметить, что в дальнейшем, за все время пребывания в заповеднике, никто ни разу не пытался содрать с нас за это денег.

Отошли километр по грунтовой дороге от домиков и шлагбаума и в 22.45 встали на правом  берегу р.Каракол. Вода в реке мутная, готовим на ней.

Ходовое время 15 минут.

Прошли 1 км.

03.08.06

Подъем в 8.00. Распределяем снаряжение, делим едки, бензин. (Фото 1)

Выход в 10.40. Погода ясная. Идем вверх по р.Каракол. В месте впадения р.Кашка-Су расположен рабочий поселок – несколько домов, стоящих вдоль дороги. Дальше идем вверх по правому берегу р.Кашка-Су по хорошей грунтовой дороге. Долина широкая, левый берег лесистый, правый открытый. Вода в реке прозрачная. Через пару переходов дорога приводит к каким-то постройкам, становится менее наезженной. Видимо, дальше ездят только пастухи. Еще через переход дорога превращается в тропу, а временами теряется. Продолжаем идти по правому берегу. По левому берегу тропы нет. Берег крутой, поросший елками. Тропа круто забирает вверх и поднимается на травянистую террасу. В 14.30 встаем обедать на поляне, за водой спускаемся к реке.

В 16.05 продолжаем движение. Тропа все время теряется, пересекает множество мелких ручьев, образующих болотце. После очередного взлета выходим на открытое место. Здесь расположен кош – три брезентовых палатки. (Фото 2) Сзади и сверху спускается дорога, дальше идем по ней. Вскоре дорога переходит на левый берег, дальше идем по тропе. Пасутся кони и овцы. Много хороших мест для стоянки. Появляется арча. Встречаем пастухов, общаемся. Погода тем временем портится, налетают тучи и начинается сильный дождь. Срочно ставим лагерь.

Ходовое время 3 ч 40 мин.

Прошли 8 км.

04.08.06

Подъем в 8.00. Однако, идет сильный дождь. Вдобавок, руководитель лежит с температурой 38,4 и всеми признаками кишечной инфекции. Решаем подождать.

В 16.00 после обеда дождь становится тише, выходим. По долине идет дорога, но она размокла от дождя, и удобнее идти по конским тропам. (Фото 3)  За два перехода  подходим под перевал. Склон травянистый, с мелкими камнями, крутизной 25-30 градусов. За 45 минут все поднимаемся на перевал. Седловина плоская, широкая, усеянная коровьими лепешками. Тура нет. (Фото 4) С перевала хорошо виден Иссык-Куль и залив Пржевальского. Спуск с перевала пологий, травянистый в широкую висячую долину. Дождь прекращается. Через переход встаем на ночлег.

Ходовое время 2 ч 45 мин.

Прошли 6 км.

05.08.06

Подъем в 8.00. Погода ясная, солнечная. Антибиотики сделали свое дело, кишечная инфекция побеждена. Выход в 9.25. Спускаемся по правому берегу долины ручья  Чавлан-Тор. Склон крутой (местами до 40 градусов), поросший густой травой, скользкий и мокрый после дождя. Тропы нет. Кони и коровы попадают в долину через перевал из долины Кашка-Су. Скользко, очень пригодились ледорубы. (Фото 5)  Долина сужается, приходится идти непосредственно вдоль ручья. Это очень неудобно, так как берег порос крапивой с человеческий рост, под которой незаметны множественные камни и мокрые бревна. Продвигаемся очень медленно. За три перехода выходим на берег р.Арашан, спускаемся метров на 50 вниз по течению, находим мост и встаем обедать.

В 15.00 переходим реку по хорошему мосту (Фото 6), идем вверх по правому берегу р.Арашан по хорошей грунтовой дороге. Проезжают машины, встречаем иностранцев и группу из МФТИ с Колей Чуприком. За три перехода доходим до курорта Алтын-Арашан. (Фото 7) Он представляет собой несколько домиков, сдающихся туристам, которых обслуживает русская семья. Есть магазинчик и минеральные источники. На левом берегу напротив – кош пастухов. Отдыхаем, покупаем сок, колу и черствый хлеб. Переходим реку по хорошему мосту прямо у курорта. Проходим еще 20 минут и встаем на большой зеленой поляне. Вода в Арашане мутная, но по поляне течет чистый ручей, из него и берем воду.

Ходовое время 4 ч 55 ми.

Прошли 10 км.

06.08.06

Подъем в 7.30. Ясно, небо чистое. Выходим в 8.20, идем вверх по тропе по левому берегу р.Арашан. Вскоре тропа уходит вниз, но следует идти не сбавляя высоты, так как внизу тропа теряется. Выходим на берег р.Кель-Дыке. Вверх по левому берегу идет хорошая тропа. В 8.45 подходим к мосту, сложенному из бревен.  (Фото 8) Переходим на правый берег, отдыхаем. Тропа серпантином круто поднимается вверх и выводит в висячую долину. Пасутся молодые бычки, нас они не трогают. У реки попадаются заболоченные места, поэтому лучше идти по верхней тропе. Через два перехода тропа выводит к броду. В этом месте правый берег преграждает моренный вал и нужно перейти на левый, по которому продолжается тропа и стоит палатка пастухов. Через переход в 11.20 встаем обедать у места слияния ручьев, образующих р.Кель-Дыке. Долина широкая, образует несколько «ступеней». Пасутся лошади. Виден перевал Ала-Кель. Встречаем группу из Белоруссии. Еще через два перехода подходим к стоянке иностранцев под перевалом Кургак-Тер (он справа по ходу). Начинается дождь. Находим хорошую стоянку на берегу ручья за холмом и встаем в 15.10. Площадка большая, широкая, недалеко от перевала. (Фото 9) Начинается дождь с градом. Вынужденная полудневка. Подсчитываем дни и километры и решаем упразднить запланированную дневку, а вместо нее сделать полудневку на берегу Ала-Келя.

Ходовое время 3ч 20 мин.

Прошли 7 км.

07.08.06  Пер.Ала-Кель 1А (3900)

Подъем в 7.00. Облачно, но дождя нет. Выход в 8.25. Через 10 минут подходим к площадке у последней воды. Там стоит палатка, ее обитатели еще завтракают. В 9.27 доходим до снежника под перевальным взлетом, фотографируемся, разводим «Зуко», одеваем каски. (Фото 10) Седловина перевала широкая наверху лежит снежник, в левой по ходу части идет тропа. Туда направляются двое иностранцев. Мы решаем идти по правой части перевального взлета. Перевальный взлет – мелкая осыпь, местами конгломерат, крутизной 25-30*, высотой примерно 150 метров. Траверсируем склон, идем плотной группой. Подъем занял ровно 1 час. В 10.55 поднимаемся на перевал. (Фото 12) Тур находим примерно посередине седловины. Возможно, есть еще тур, ближе к тропе. Снимаем записку туристов из Минска от 06.08.06. С перевала открывается прекрасный вид на горы на юге, оз.Алакель, пер.Панорамный. (Фото 11, 13)

В 11.45 начинаем спуск по мелкой «эскалаторной» сыпухе. Крутизна склона 15-20*. (Фото 14) Левее по тропе поднимаются люди. Со стороны озера взлета практически нет, тропа просто набирает высоту. Мы «съезжаем» по сыпухе до пересечения с тропой, дальше движемся по ней. За 40 минут спускаемся к берегу озера, ищем место для стоянки. Берег заболоченный.  Хотели пройти по берегу до скальной перемычки, но разведка показала, что дорогу преграждают бараньи лбы, спускающиеся в озеро. Видимо, где-то выше мы потеряли основную тропу. Поднимаемся вверх и находим тропу, местами помеченную турами. Погода тем временем портится – начинается гроза, гремит гром, сверкают молнии, сыпет град. Через переход находим над перемычкой стоянки на траве, экстренно ставим палатки. Вскоре град кончается, выглядываем на улицу, и обнаруживаем, что вся полянка залита водой. Переставляем одну палатку на каменную площадку прямо на бараньем лбу. (Фото 15)  Полудневка. Обедаем. Отдыхаем. Появляется солнце. Сушимся. (Фото 16)

Ходовое время 3 ч 30 мин.

Прошли 3,5 км.

08.08.06  Пер.Панорамный 1А (3800), пик 30-лет ВЛКСМ 1Б (4090,5)

Подъем в 7.00. Погода отличная. В 9.00 подходим к скальной перемычке, замыкающей озеро с северо-западной стороны. Со скальной перемычки вниз между бараньими лбами водопадом вытекает речка. Она неглубокая, примерно по колено, но течение очень сильное.  (Фото 17, 18) Для преодоления нужно перепрыгнуть с бараньего лба на камень посередине, а с него снова на лоб. Не решаемся сделать это с рюкзаками, организуем страховку с рук из двух точек. Одеваем каски. Сначала запускаем самого длинноногого, Сашу, он переносит все рюкзаки, затем  перепрыгивают все остальные. (Фото 19, 20) Весь процесс занял 40 минут.

Далее по берегу озера идет отчетливая тропа, местами маркированная турами, она траверсирует берег с одновременным набором высоты. В 10.30 начали подъем на перевал. Он представляем собой среднюю осыпь крутизной 15*, местами по тропе. (Фото 21) Наверху лежит снежник. В 11.25 поднялись на перевал. Седловина плоская, широкая, можно поставить 2-3 палатки. В туре записка группы туристов из Минска, Томска и Северска от 06.08.06. (Фото 22)

Оставляем рюкзаки у тура и в 12.20 начинаем подъем  на пик 30-лет ВЛКСМ. Первые 50 метров по средней и мелкой съезжающей осыпи, далее по гребню. Все камни живые. Идем плотной группой. Жандармы обходим сначала справа по ходу, затем слева. Иногда применяем элементы простейшего лазанья. (Фото 23, 25)

В 14.50 подходим к снежнику. Рядом с ним небольшой тур с запиской от 05.08.06 томских альпинистов, которые не дошли до вершины из-за погоды. Мы проходим слева вдоль снежника и через 10 минут оказываемся на вершине. Там стоит трига. Снимаем записку альпинистов Серебреникова и Адылбекова от 07.07.06. С вершины открывается прекрасный вид на долину р.Онтор, пик Каракол, оз.Алакель, пер.Телеты. (Фото 24) Есть GSMсвязь. Звоним друзьям и родственникам.

В 15.45 начинаем спуск. Стараемся идти по возможности по гребню. Спуск до седловины занял 1 час 15 минут. Обедаем (воду принесли с собой в бутылках).  В 17.45 начинаем спуск с перевала. Он представляет собой мелкую и среднюю осыпь 150 метров, местами живую, местами участки конгломерата, крутизной до 25*. Камнеопасно. (Фото 26, 27) Спуск занял 30 минут. Метров через 500 находим в камнях ручей. Видимо, он временами пересыхает, потому что в отчете 200 года, москвичи воды на спуске не нашли и советовали брать воду с собой в бутылках. Вскоре начинается крутой изнуряющий спуск по травянистому склону к долине р.Кель-Тор. В самом низу спускаемся наконец-то к тропе. Уже в сумерках выходим к месту слияния р.Кель-Тор и р.Онтор. Здесь стоит кош, пасутся коровы. На противоположном, левом берегу Онтора тоже большой кош. (Фото 28)

Встаем на ночлег. Вода в реке мутная, но неподалеку находим ручей.

Ходовое время 6ч 16 мин.

Прошли 4 км + 1км радиально (в одну сторону).

09.08.06

Встали в 8.30. Погода ясная, солнечная. Сходили на противоположный берег за айраном и хлебом. Сытно позавтракали. Вышли в 11.40. Реки Кель-Тор и Онтор выше слияния образуют множественные рукава. Через них перекинуты мостки. (Фото 30) Основное русло Кель-Тора переходим по широкому бревну. (Фото 29) На левом берегу Онтора какая-то огромная группа ожидает машину. Доходим до устья р.Телеты Вост. Чуть выше впадения в кустах прячем рюкзаки и идем в радиалку на ледник Онтор под пик Каракол. Устье р.Телеты образовано двумя рукавами. Первый переходим по камням, через второй есть мостки. По левому берегу идет набитая тропа. Без рюкзаков хорошо идется. Вскоре берег становится крутым, обрывистым, тропа уходит наверх. В целом, долина Онтора пологая, несколькими террасами набирает высоту. Через три перехода выходим к месту, где Онтор широко разливается, здесь пасется большое стадо молодых бычков и коров. (Фото 31) Они смотрят на нас подозрительно. На всякий случай, обходим их верхом по морене, потом снова спускаемся вниз. Идем по тропе, маркированной турами. Метрах в 200-300 от ледника есть хорошие стоянки. Прекрасный вид на пик Каракол – высшую точку района (5215). (Фото 33) Прямо у ледника встречаем наших друзей – группу Славы Зайцева, они спустились с перевала Онтор. В 17.55 доходим наконец-то до ледника, фотографируемся и бежим обратно. (Фото 32) На обратном пути делаем один привал. В 20.30 стемнело, идем с фонариками. В 21.30 дошли до рюкзаков, ставим лагерь.

Ходовое время 7 ч 20 мин.

Прошли 1 км+10 км радиально (в одну сторону).

10.08.06   Пер.Телеты 1А (3760)

Встали в 8.00. Сходили в кош за хлебом и айраном. Вышли в 10.10. Тропа на карте нарисована по левому берегу р.Телеты Вост., но наши друзья предупредили, что на самом деле тропа идет по правому берегу, а лишь потом, уже в висячей долине переходит на левый. Начинается тропа южнее устья Телеты метров на 100, в полях, идет вверх серпантином, быстро набирая высоту. Через один переход мы уже в висячей долине. (Фото 34) Здесь надо не упустить момент, когда тропа переходит на левый берег. Мы его упустили, и в одном месте пришлось карабкаться по морене. Дальше тропа есть на обоих берегах, но на левом она лучше. Через два перехода слева по ходу впадает ручей, стекающий с ледника Озерный. Встречаем большую детскую группу. Еще через переход в 14.30 встаем обедать у небольшого взлета на моренный вал. Далее идет хорошая тропа, маркированная турами. Выходим к снежнику под перевальным взлетом, играем в снежки, одеваем каски. (Фото 35) Перевальный взлет представляет собой среднюю и мелкую осыпь метров 200, крутизной до 15 градусов, подъем по тропе. (Фото 36) Седловина широкая. В 17.00 поднимаемся на перевал. (Фото 37) В туре записка тех самых детей из Свердловской области.

Спуск с перевала начинаем в 17.25, сначала метров 100 идем по мелкой живой сыпухе, затем по тропе с турами, спускаемся за 15 минут. (Фото 38, 39) Далее по тропе выходим на широкую зеленую поляну на правом берегу ручья, где в 17.50 встаем на ночлег.

Ходовое время 4 ч 20 мин.

Прошли 8 км.

11.08.06

Подъем в 7.00. В 8.50 переходим на левый берег ручья, выходим на тропу и спускаемся в долину р.Телеты Зап. Делаем привал у таблички, на двух языках призывающей не мусорить в лесу. По правому берегу р.Телеты идет хорошая тропа. Берег сначала пологий, затем долина становится уже, тропа петляет среди арчи, много конских троп. Идем вдоль реки, на противоположном берегу кош, к нему перекинуты два широких бревна. Хотим перейти, но пастух кричит нам, что наш мост дальше. Дальше тропа вновь отходит от реки и идет поверху через заросли арчи. Здесь важно не пропустить место, где основная тропа снова спускается к реке и выводит к хорошему мосту. На том берегу стоит кош, и начинается грунтовая дорога. (Фото 40) За переход выходим к месту впадения р.Телеты в р.Джеты-Огуз. Через р.Телеты проложен хороший автомобильный мост, на том берегу деревянное сооружение. Встаем обедать в 12.40. Погода хорошая, солнце. Варим суп и долго предаемся лени.

В 15.00 продолжаем путь вверх по правому берегу р.Джеты-Огуз, сначала по дороге, затем по тропе. Через переход встаем на привал у коша. Пьем айран. Спрашиваем у встречных пастухов, где можно перейти реку вброд. Все в один голос говорят, что в этом году вода высокая, видно, что им очень хочется получить с нас сомы за переправу на лошадях. В конце концов выясняем, что можно перебродить реку в месте ее разлива, или выше слияния р.Айланыш и р.Байтор. В месте разлива река очень широкая, дно вязкое, вода местами выше колена. Решаем дойти до слияния, если там не понравится, вернуться сюда. За переход доходим до широкой поляны, чуть ниже слияния р.Айланыш и р.Байтор, напротив устье р. Асан-Тикум, куда нам завтра подниматься. С этого место хорошо видна Джеты-Огузская стена и пик Огуз-Баши (Голова Быка, 5020). Поставили лагерь в 17.00. Сходили на разведку. Бродить решили утром, когда вода станет ниже.

Ходовое время 4ч 15 мин.

Прошли 15 км.

12.08.06

Встали в 5.00. На улице -1. Решили позавтракать после брода, заодно и согреться. Айланыш и Байтор выше слияния в свою очередь тоже делятся на рукава. (Фото 42) За ночь реки значительно обмелели. Стенкой переходим сначала два рукава Айланыша, затем три рукава Байтора. Вода не выше колена, но течение сильное. (Фото 41) Встаем завтракать в устье р.Асан-Тикум. Греемся.

В 9.10 начинаем подъем по правому берегу Асан-Тикума в висячую долину. Хорошей тропы нет, временами попадаются конские тропы, потом теряются. Поднимаемся серпантином. В долине сначала идем без тропы, по траве, потом выходим на тропу, по приближению к перевалу она становится лучше. (Фото 43) Под перевалом много хороших площадок для стоянки. Можно встать на травке, под моренным валом, но мы хотим встать поближе к перевалу. Поднимаемся по маркированной турами тропе на моренный вал, за ним оказываются чудесные площадки на абсолютно ровном месте. (Фото 44)Единственный недостаток – ручей, стекающий с небольшого ледника мутный, и за ночь пересыхает. Поэтому воду на завтрак лучше набрать с вечера, что мы и сделали. Организуем полудневку, моемся, загораем.

Ходовое время 3 ч 15 мин.

Прошли 6,5 км.

13.08.06   Пер.Арча-Тор 1А (3900)

Встали в 6.30. Вышли в 8.25. На подходе к перевалу морена образует гребень, по нему идет хорошая, маркированная турами тропа. В 9.00 подходим к перевальному взлету. (Фото 45) Здесь тропа теряется среди крупных камней. Сам взлет представляет собой мелкую и среднюю осыпь 150 метров, крутизной до 20*, по ней серпантином идет тропа, которая выводит на широкую седловину. На перевале в 9.25. Сняли записку без даты фирмы «Альптур-Иссык-Куль». Погода отличная, настроение прекрасное.

В 9.55 начинаем спуск. Спускаемся «в лоб» по отличной мелкой живой осыпи. Крутизна 15-20*, 200 метров.  (Фото 46) Через 15 минут выходим на маркированную тропу. Дальше тропа идет вдоль ручья. Встречаем одинокого немца, общаемся. По склону идет много коровьих троп, но идти следует как можно ближе к ручью. Мы этого не учли и забрали слишком вверх, после чего были вынуждены спускаться по крайне неприятному крутому травянистому склону. В 12.30 спускаемся к р.Кара-Баткак, здесь идет хорошая дорога, еще через переход встаем обедать. В 14.05 выходим и за один длинный переход доходим до источников Джилы-Су. Дорога идет по долине р.Чон-Кызыл-Суу, несколько раз переходит по мостам с одного берега на другой. (Фото 47)

Источник Джилы-Су представляет собой недостроенное двухэтажное здание, на первом этаже находится большая каменная ванна, прямо в дне которой бьет горячий (t 40-45*)сероводородный источник. Если не считать противного запаха, то поплавать в этой ванне – просто райское наслаждение! Вышли оттуда распаренные, как после хорошей бани. Прошли еще с километр, перешли по широким бревнам на другой берег и встали на большой поляне. Стираемся, сушим вещи.

Ходовое время 3 ч 50 мин.

Прошли 14 км.

14.08.06

Встали в 7.30. Никуда не торопимся, выходим в 10.55.Через два часовых  перехода по хорошей дороге доходим до поселка Чон-Кызыл Суу. (Фото 48, 49)  Здесь пытаемся купить сок или айран, но нам продают только противный лимонад «Буратино» и просроченный тан. Отходим от поселка и встаем обедать. Еще через переход доходим до Покровки, где встречаем своих друзей из группы Славы Зайцева, прошедших «тройку». Обедаем в кафе «Суусар». Все дешево и вкусно. Потом ищем машину и все вместе едем отдыхать на Иссык-Куль.

Ходовое время 3 ч 30 мин.

Прошли 18 км.

Всего прошли 113 км, с учетом коэффициента 1.2 – 135.6 км.