LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Манарага
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

реки Елбань и Бердь, 2000г, водный поход 2КС.
Новосибирское отделение туристско-спортивного союза России
Клуб водного туризма "Сплав" Новосибирского государственного университета

Отчет

о водном туристическом путешествии 2й категории сложности по рекам
Елбань и Бердь (Маслянинский район, НСО).

Руководитель группы
Иванов Михаил Константинович
Домашний адрес - г.Новосибирск,
ул. Терешковой, д.6, кв. 143,
телефон 331158.
Новосибирск, 2000 г.

Содержание:

1. Общие сведения о походе
2. Состав группы
3. Организация похода
4. График движения
5. Описание района путешествия
6. Подъезды и отъезды
7. Техническое описание маршрута
8. Обеспечение безопасности
9. Выводы и рекомендации
10. Приложения

1. Общие сведения о походе

вид туризма:водный
район проведения:Новосибирская область
категория сложности:вторая
число участников:8
средства передвижения:самодельные катамараны-двойки c сидячей посадкой
сроки проведения:с 6.5. по 9.5. 2000 г.
полных сплавных дней:2
протяженность активной части:60 км

2. Состав группы

1 Иванов Михаил Константинович 1977 г.р. Опыт: 5у- Cумульта, Чуя-Урсул-Катунь, 4у- Лепсы, Она-Абакан, 3у- Пыжа (сл.), 2у- Катунь, 1у- Буготак, 3р- Урсул- Катунь, 2р- Бия, 1р- Буготак. Руководитель, лоцман К1
2 Булдыгеров Вячеслав Владимирович 1980 г.р. Опыт: 1у- Буготак Реммастер, лоцман К2
3 Мухаметов Кирилл Рашитович 1981 г.р. Опыт: 1у- Буготак Лоцман К3
4 Тараско Мария Андреевна 1981 г.р. Опыт: 1у- Буготак, Кондома Аптекарь, матрос К1
5 Корабельникова Елизавета Алексеевна 1982 г.р. Опыт: 1у- Буготак Фотограф, завхоз, матрос К3
6 Софронов Александр Владимирович 1982 г.р. Опыт: 1у- Буготак Лоцман К4
7 Левинова Ирина Павловна 1981 г.р. Опыт: 1у- Буготак Матрос К2
8 Барановская Наталья Александровна 1982 г.р. Опыт: 1у- Буготак Матрос К4

К1-4 катамараны двойки, номера в соответствии с порядком движения при сплаве.

3. Организация похода

Поход был организован Клубом водного туризма при НГУ в рамках планов работы на сезон и зарегистрирован в МКК КВТ "Сплав" 28.04.2000. Выдана маршрутная книжка N 3-4-00. Группа была в основном сформирована из новичков, пришедших в клуб в этом году и прошедших тренировочный сбор на реке Буготак (Новосибирская область). Целями похода были: прохождение маршрута 2 к.с. за не более чем 4 дня и не более, чем 200 рублей. Таковым условиям отвечало два известных нам маршрута, оба в Новосибирской области: на р. Ик и на рр. Елбань-Бердь. Первоначально планировался первый из названных маршрутов, но возникшие проблемы с организацией заброски помешали осуществить задуманное.

4. График движения

1й день. Отъезд c автовокзала г. Новосибирска на рейсовом автобусе до Маслянино в 11.30. Прибытие в Маслянино в 15.30. Выезд на рейсовом автобусе в с. Елбань в 16.40. Автобус ехал примерно 1 час. Прибытие на р. Елбань в точку строительства в 19.00. Разлагаловка до поздней ночи. Переменная облачность.

2й день. Строительство с 9.30 до 15.30 (!). Почти непрерывный моросящий дождь. Незадолго до начала сплава дождь закончился. Сплав по р. Елбань примерно до середины препятствия под условным названием "Гусеница". Стоянка на правом берегу. Зачалились для стоянки около 19.20.

3й день. Сплав по р. Елбань и по р. Бердь до стоянки в 2 км ниже плотины. Плотину обнесли. Стали на стоянку около 21.00. Переменная облачность. К вечеру прояснение.

4й день. С утра дождь. Со второй половины дня погода солнечная. Сплав по р. Бердь до искусственного порожка перед с. Маслянино. Начали сплав примерно в 10.25. Уход с реки не доходя 2.5 км до моста. Зачалились в 15.30. Пришли на вокзал в 16.25. Трое участников уехали в Новосибирск автобусом, уходящим в 17.00. Остальные не купили билетов и выехали частным микроавтобусом до дер. Пеньково. Из них двое уехали автостопом в Черепаново и ночевали там на вокзале, остальные ночевали в деревне Пеньково у частного лица.

5й день. Отъезд в Новосибирск всех оставшихся участников похода различными видами транспорта.

5. Описание района путешествия

Река Елбань -- левый приток Берди. Протекает в пределах Маслянинского района Новосибирской области. Из всей области этот район наиболее живописен, чем и объясняется его популярность среди туристов и отдыхающих. Елбань имеет исток на равнине, первые ее 25 км непригодны для сплава ни в какое время года. Вторая половина реки пересекает юго-западную оконечность Салаирского Кряжа и в период весеннего паводка доступна для туристов-водников. На этом участке реку можно охарактеризовать как типичную горно-таежную. Русло в основном песчаное, берега -- глинистые. По берегам тайга перемежается с сосново-березовым лесом. По берегам встречаются скальные выходы.

Река Бердь также может быть охарактеризована как горно-таежная. В районе г. Маслянино Бердь становится равнинной рекой, но далее опять приобретает горный характер (увеличивается уклон, появляются слабые порожки). В целом все маршруты, включающие р. Бердь не превышают 1 к.с. Препятствия представляют из себя перекаты или слабые шиверы.

Из растительности в районе маршрута преобладает темнохвойная тайга (ель с примесью березы), которая весьма часто сменяется остепненным сосново-березовым лесом (особенно в долине р. Елбань и вблизи Маслянино). По берегам р. Елбань - заросли ивы и черемухи.

По имеющимся сведениям, в р. Елбань возможны весьма резкие подъемы уровня воды (до 1 метра). Это следует учитывать при устройстве стоянок.

6. Подъезды и отъезды

1. Доезд до Маслянино.

Вариант первый: выезд на первой электричке до Черепаново. Электричка стыкуется с автобусом до Маслянино. Если группа собирается попадать в Маслянино этим путем, она рискует столкнуться с проблемами при попадании в автобус. Следующий автобус из Черепаново до Маслянино идет в 14.15, причем он проходящий (из Новосибирска) и надежды на него мало. Преимущества этого варианта- экономия денег.

Вариант второй: выезд автобусом до Маслянино из Новосибирска или из Бердска. C автовокзала Новосибирска автобусы до Маслянино идут в 7.50, 11.30 и 12.40. Билеты стоят порядка 52 р. (с багажом). Лучше брать их не менее, чем за час до выезда. Эти автобусы едут до Маслянино почти четыре часа с двумя десятиминутными остановками- в Евсино и Черепаново.

2. Попадание на реку Елбань.

Автобусы Маслянино - Елбань идут 2 раза в день. Успеть на первый нет никакой возможности. Второй ходит нерегулярно (т.е. его может вообще не быть). Он отходит в 16.30 и по имеющейся информации набитым не бывает никогда. Стоимость билета с багажом около 17 рублей.

В Маслянино на автовокзале толкутся частные извозчики и предлагают свои услуги. За доезд нашей группы до Елбани предлагали заплатить каждому по 50 р., что вполне гуманно, учитывая нынешние цены на бензин. Характер у извозчиков скверный.

В с. Елбань рекомендуется выйти из автобуса немного раньше села, на спуске в долину. Слева при этом оказывается пригорок, поросший сосновым лесом. Снизу вдоль пригорка идет проселок, дальше (налево) - бараки, и, еще левее, полуразрушенные домики. Следует держать путь на самый левый из них, выйти на дорогу, идущую к летнему броду через Елбань, и идти вдоль этой дороги до самой реки. (Этот путь не прямой, но, попытавшись срезать его через лес, мы увязли в грязи и в чаще и были вынуждены даже возвращаться назад.) От брода по левому берегу - сворот налево. Если идти вдоль реки, можно обнаружить несколько полян, отделенных от реки кустами. Поляны весной варьируют по степени заболоченности, так что выбор может быть разным. Расположенные вокруг кусты дают материал для изготовления весел и дрова. Что же касается возможности построения каркаса судов, то для этого можно использовать березняк, но за хорошим строительным материалом придется побегать. Впрочем, ехать на Елбань без каркаса и убивать время на строительство из дерева- довольно нерациональная затея. Стоять на правом берегу не имеет никакого смысла.

Чтобы уехать из Маслянино, желательно попасть на автовокзал не позднее, чем в 16.00, иначе может не хватить билетов, что с нами и произошло. В 17.00 - последний автобус до Новосибирска. Если доехать на нем до Черепаново, вполне можно уехать оттуда в Новосибирск на вечерней электричке. В 17.30 автовокзал в Маслянино закрывается. Утром из Маслянино уходят два автобуса на Новосибирск, один в 6 часов утра, а второй в 13.30. Что касается первого автобуса, то он дороже других и объемного багажа не берет, зато едет быстрее (по более короткой дороге, минуя Черепаново). Мы выехали этим автобусом из деревни Пеньково примерно в 6.30 и уже в 9.00 были в Академгородке. Но ввиду набитости автобуса вполне могли и не сесть в него, тем более с багажом.

7. Техническое описание маршрута.

Уровень воды: несколько ниже среднего для этого времени года.

Погода дождливая.

Р. Елбань становится сплавной сразу после с. Елбань (после впадения притока). Стоянку для строительства следует искать метрах в 300 ниже притока. До этого момента русло реки насыщено гнуснейшими кустами, продраться через которые возможно только с помощью бензопилы. Стоянки не очень хорошие, почва заболочена даже при невысоком уровне воды. Сразу с момента старта приходится преодолевать труднопроходимые кусты в русле. Течение слабое, сплав не представляет опасности, но весьма утомителен психологически. Берега глинистые. В одном месте имеется негабаритный для катамарана проход между кустами и берегом, приходится перетаскивать правую гондолу по берегу пешком.

Далее река течет в меандрах. Периодически попадаются кусты, проходы между которыми очевидны. На пути попались полузатонувшие бревна с торчащими наружу гвоздями. Течение медленное. Препятствия отсутствуют. Сплав необычайно скучен, но расслабиться тоже не получается, т.к. приходится непрерывно фиксировать внимание на там и сям торчащих из воды кустах. Такие дела длятся примерно 3-3,5 сплавных часа, после чего течение несколько +ускоряется. Сначала ускорение не сильное, но, тем не менее, сплав начинает требовать определенной осторожности, поскольку довольно часто на основной струе стоят кусты. Примерно через 1 час сплава по берегам начинают появляться скальные выходы. Далее течение резко ускоряется, пропустить этот момент невозможно. Появляются слабые плюхи на прямом участке, затем левый поворот. После этого течение достигает скорости порядка 10 км/ч. Река извилиста, но русло практически чистое, поэтому сплав проблем не представляет. Иногда появляются слабые валы. В русле имеется два завала, первый из них образован упавшей березой и обходится справа. Через 200 метров лежит еще одно бревно. После первого бревна можно зачалиться для разведки единственного значимого препятствия на реке. Препятствие неофициально поименовано водниками нашего клуба, проходившими маршрут ранее, "Гусеница". Начало его видно с воды. Препятствие представляет собой шиверистый участок реки в распадке, похожем на каньон. Падение достаточно большое для рек Новосибирской области (более 5 м/км), но струя чистая. Незадолго после его начала струя на правом повороте наваливает на кусты у левого берега. Это обстоятельство привело к оверкилю одного из экипажей и утере одного весла и ботинка (и то, и другое впоследствии было выловлено и возвращено владельцам). На этом участке, как и на всем остальном протяжении шиверы, с берегов торчит много древесины. Особенно выделяется одна береза, которая издалека производит впечатление завала, но легко обходится справа. После правого поворота река на протяжении 100 метров течет прямо и довольно спокойно, хотя очень быстро. Чалка на этом участке по нашей воде особых трудностей не представляла. Далее - резкий левый поворот, на нем валы и слабый навал на скалу правого берега. Дальше - правый поворот, валы. Далее река выходит из каньона. Общая длина препятствия- около 1 км. Далее - слабая выходная шивера.

С этого места река протекает среди довольно высоких холмов. Течение реки далее практически не замедляется, она извилиста, множество навалов на кусты. На этом участке рекомендуется идти кильватерной колонной, не теряя друг друга из виду. Есть несколько слабых шивер. Примерно через 40 минут сплава - завал (одиночное бревно). Обнос по левому берегу, через кусты.

Далее река течет в меандрах среди холмов. По прежнему есть навалы на кусты, отдельные еле заметные шиверы и завалы. Все обходится. Характерное место - высокий и красивый скальный выход с правого берега после левого поворота. Наконец, течение замедляется, после чего река впадает в Бердь.

Бердь принципиально шире Елбани, течет также среди холмов, но они становятся ниже. Течение вначале относительно быстрое. Почти сразу за Елбанью на правом берегу начинается деревня. После нее течение резко замедляется: начинает сказываться подпор перед плотиной в с. Перебор. В течении 5 - 6 км приходится постоянно грести. Надоедает это неимоверно.

Ориентиром приближения плотины может служить козловой кран, который видно издалека. Возле нее на левом берегу лесопилка. Перед плотиной течения практически нет. Плотину прозевать очень сложно. Ее издалека видно и слышно с воды. Рекомендуется чалиться на левый берег в улово непосредственно перед плотиной.

В принципе, препятствие по нашей воде было ходимым, но существенно превышало вторую категорию сложности. Плотина представляет собой гладкий водопад высотой около 5 метров. По плотине проходит мост через Бердь. Большая часть слива перегорожена решетками, остается лишь проход посередине. Даже если бы не было решеток, этот проход был бы единственным: в бочки, стоящие под всем остальным сливом попадать крайне нежелательно. В среднем проходе, снизу, течение плавно загибается с вертикального до горизонтального, струя при этом даже не теряет ламинарность. После чего струя образует сильную бочку и далее идут быстро сходящие на нет хаотичные валы, некоторые из них с обратками. Препятствие, по крайней мере по нашей воде, вполне ходимо, что и было доказано неким мужиком, назвавшимся Михаилом, который на наших глазах прошел плотину на Таймене, правда, кильнувшись, потеряв и байдарку, и весло.

Если отчалиться с правого берега сразу после плотины, то можно прокатиться по возникающей после плотины турбулентности. Однако, по нашей воде для этого надо было успеть перегрести мощную струю, бьющую прямо в кусты. Сделать это оказалось возможным не для всех экипажей. Обнос по правому берегу очень длинный. Рекомендуется обнос по левому берегу, для которого надо спуститься по очень крутому откосу перед бетонным строением, стоящим у воды. На берегу то и дело попадается проволока, битое стекло и другие индустриальные отходы. Снизу вдоль берега стоит бетонная стенка, в которой имеется пролом. В мaлую воду рекомендуется отчаливать из этого пролома. В большую - между берегом и стенкой течет хорошая струя. В этом случае также можно выгрести в пролом, хотя это потребует некоторых усилий. Можно, если вы не выгреблись, пройти вдоль стенки и влететь в кусты. Это весьма неприятно, но не опасно. Один из экипажей совершил прохождение с левой стороны.

Ниже Перебора по правому берегу начинается территория заказника. Это приятные места, в которых можно и отдохнуть. Администрация заказника в Переборе представлена лесником. Его домик возле плотины охраняла гнуснейшая собачонка. Сам же лесник оказался вполне коммуникабельным и препятствий нашему присутствию в заказнике не чинил.

Вскоре после плотины река фактически выходит на равнину. Течение сначала слегка ускоряется, но потом опять начинает замедляться. Препятствий нет. Берега обрывисты. Через 2,5 часа сплава вдалеке на левом берегу показывается деревня Мамоново. Но, увидев ее, не торопитесь радоваться- река сильно петляет и до самой деревни еще около 40 минут сплава. Мамоново переходит в Маслянино практичесли без перерыва. Здесь есть очень слабый искусственный порожек. Ориентир - искусственная стенка на левом берегу. Далее препятствий до конца маршрута нет, течение очень слабое.

Окончание маршрута - сразу за мостом. Чалка на правый берег. Мы не смогли добраться до моста ввиду сильного встречного ветра, который очень затормозил движение, и вышли на берег не доходя 2.5 км до моста, разобрали машины на правом берегу и по хорошей дороге менее чем за час дошли до автовокзала.

Автовокзал на левом берегу, за 200 метров от моста.

8. Обеспечение безопасности

Личная безопасность участников похода обеспечивалась наличием спасжилетов, касок, гидрокостюмов и ножей-стропорезов. При сплаве любой катамаран находился в поле прямой видимости от соседнего, что делало возможной взаимную страховку на воде. Участники походы были ознакомлены с основами поведения в аварийных ситуациях и случившаяся авария (см. выше) не вызвала паники в рядах группы.

9. Выводы и рекомендации

Специфический жанр "выход на майские праздники" накладывает свои ограничения на организацию. Прежде всего, недостаток времени на организацию полноценного отдыха, каковым, по моему глубокому убеждению, исключительно и следует заниматься на подобного рода маршрутах. Вынужденное отсутствие в графике маршрута резервного времени на случай форс-мажорных обстоятельств. Трудности с поиском транспорта в сельской местности, не в последнюю очередь связанные со всеобщим празднованием очередной годовщины великой Победы. В нашем случае добавились еще и крайне ограниченные финансовые возможности группы.

Все эти обстоятельства исключали посещение нормальной горной реки и ограничили район маршрута Новосибирской областью. Ни один из известных водных маршрутов, пролегающих по Новосибирской области, за редким исключением, не содержит полноценных препятствий естественного происхождения.

Район путешествия достаточно живописен и отлично подходит для отдыхательных походов выходного дня. Группа, связанная жестким графиком движения, не имеет возможности наслаждаться отдыхом и прогулками по окрестностям, что в нашем случае снизило эстетическую ценность маршрута.

Группа полностью выполнила поставленные перед нею задачи. Однако нельзя утверждать, что прохождение подобной реки является достаточным основанием для последующего прохождения, например, сложной тройки типа Утулика или Пыжи. Маршрут по Елбани и Берди формально соответствует второй категории сложности, однако прохождение его на катамаранах не является интересным и особенно ценным в спортивном плане. По моему мнению, более адекватна байдарка или резиновая лодка. Единственным типом препятствия для катамарана на Елбани являются кусты и бревна на достаточно быстрой струе. (Слабые шиверы можно в расчет не принимать). На участке Берди до Маслянино, за исключением плотины, препятствия вообще отсутствуют. В то же самое время тренировки спасательных работ на Елбани либо не представляют ценности (медленная струя, ровные берега), либо могут быть рискованными (быстрая струя, плохие берега, резкие повороты, кусты, завалы). Многие навыки, необходимые для сплава по горным рекам, такие, как прохождение валов и бочек, на водных маршрутах Новосибирской области приобретены быть не могут.

10. Приложения

1. Материальное обеспечение группы.

Состав походной аптечки, ремнабора, кострового набора - стандартный.

Количество продуктов питания - из рассчета 700 гр. на человека в день.

Карта района

Комментарии: Ваш комментарий:
2004-02-14 06:57:46 | Боб | E-Mail
Интересно посмотреть на того "смельчака", чтоб на будущее знать - чего ждать от него, который Мишкин отчет без спросу сюда засандалил



2004-02-14 09:24:48 | kandid | E-Mail
отчет мне прислан автором (если не ошибаюсь) примерно 1,5-2 года назад. Вопросы?

2004-03-01 12:28:31 | мясник | E-Mail
да я по льду лазил и падал ,но выжил, блин поверить не могу что здесь сижу(то есть дома)ха-ах


2004-03-15 15:44:32 | IMK->kandid | E-Mail
Никогда не присылал сюда этого отчета. Более того, понятия не имею, кто это сделал
Хотя, по большому счету, мне похрен, но лучше бы люди так не делали
Михаил Иванов

2005-01-20 10:04:01 | Андрей Sysanin | E-Mail
Ну так давайте скажем спасибо автору и админу сайта за новые возможности пользоваться вашей информацией. Возьмите с полки пряник и даже два!



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;