ОТЧЕТ о лыжном походе пятой к.с. по Западным Саянам и Восточному Алтаю

Сибирский государственный университет путей сообщения

ОТЧЕТ

о лыжном походе пятой к.с.

по Западным Саянам и Восточному Алтаю

Руководитель: Кузьминых А.И.

Новосибирск-2001

1.Справочные сведения:

Проводящая организация: клуб туристов и альпинистов СГУПС

Характеристика похода:

вид туризма категория сложности протяженность, км продолжительность    сроки проведения
лыжный Пятая 258 20 дней 18.02 - 9.03 2001 года

Район проведения похода: Восточный Алтай, Шапшальский, Абаканский хребты.

Нитка маршрута: 105-й километр трассы Абаза-Ак-Довурак - пер.Саянский (н/к, 2153 м)- р.Курукуль - р.Каратош - оз.Позарым - каньон р.Улуг-Коль - пер.Улуг-Коль (1Б, 2230 м) - р.Коолаш - пер.Коолашский (1А, 2530 м) - р.Узунчен - пер.Кара-Тайга (1Б, 2700 м) - верховья р.Монагы - пер.Мен-Ажу (1Б, 2487 м) - р.Мен-Ажу - р.Кара-Тумыш - пер.Ракетный (н/к, 2150 м) - р.Кок-Яжам - р.Сокты-Озек - р.Б.Абакан - р.Еринат - пер.Кос-Бажи (1Б, 2220 м) - каньон р.Туш-Кем - р.Кыга -Телецкое озеро - пос.Балыкча

Характеристика препятствий

Препятствие категория сложности длина препятствия характеристика препятствия
перевалы
р.Еринат 8 км
р.Туш-Кем 3 км

Участники похода:

Ф.И.О обязанности в группе домашний адрес
Кузьминых Александр Иванович руководитель Кропоткина 116, кв.203, т.28-87-31
Полосаткин Сергей Викторович завхоз ул.Д.Ковальчук, д.268/2, кв.66, т.26-60-67polosatkin@ngs.ru
Полосаткин Григорий Викторович реммастер ул.Д.Ковальчук, д.268/2, кв.66, т.26-60-67
Соловаткина Екатерина Викторовна врач Б.Богаткова 206, кв.101
Юзенас Сергей Викторович фотограф Б.Богаткова 212/1, кв. 13, т.69-09-30
Юзенас Денис Сергеевич   Б.Богаткова 212/1, кв. 13, т.69-09-30
Попцов Дмитрий Александрович   Б.Богаткова 163/9, кв.88, т.69-21-01

Отчет хранится в библиотеке Новосибирского областного клуба туристов (г.Новосибирск, ул.Коммунистическая, д.3) и библиотеке клуба туристов СГУПС (ул. Д.Ковальчук 187/1). Электронный вариант отчета и дневник похода размещены на странице турклуба СГУПС http://tourclub.stu.ru/

Поход рассмотрен Новосибирской областной МКК

2.Общая смысловая идея похода

Основной целью похода было побывать в интересном и мало посещаемом туристами - лыжниками районе на стыке Алтая и Саян. Как правило, лыжные маршруты проходят севернее - через пер.Конный и руч.Бедуй, в районе с гораздо более спокойным рельефом. Мы планировали начать маршрут в Хакассии, и, пройдя по наиболее высокогорной части этого района - стыку хребтов Сальджур и Шапшальского, выйти на южную оконечность Телецкого озера.

3.Варианты подъезда - отъезда

Наиболее быстрый и дешевый способ доехать до Абазы - ехать из Новокузнецка на электричках с пересадками в Междуреченске, Бискамже и Аскизе. Электрички стыкуются между собой, так что выехав утром из Новокузнецка можно к вечеру доехать до Абазы. Нам не повезло, в день, когда мы подъезжали, поезд между Аскизом и Абазой отменили, поэтому этот участок мы вынуждены были преодолеть на такси.

Между Абазой и Ак-Довураком автобусного сообщения нет. Нужно договариваться с таксистами или заказывать транспорт в тур.фирме. Начало лыжного маршрута ("сотый километр"), водители знают очень хорошо - туда летом постоянно забрасываются водники.

Из-за отставания от графика мы вынуждены были закончить маршрут в селе Балыкча. Балыкча - довольно крупное алтайское село, в нем есть магазин, школа, почта. Телефон есть, но работает с большими перебоями, телеграммы передаются (или не передаются) по этому же телефону. Письма раз в несколько дней возят на УАЗике в Усть-Улаган.

Телецкое озеро зимой замерзает лишь в северной части, поэтому судоходства по нему нет. Балыкча связана с внешним миром только плохой дорогой, ведущей в Усть-Улаган. Эта дорога имеет сложный рельеф, поэтому по ней могут проехать только машины повышенной проходимости, обычным машинам здесь делать нечего. Транспорт в Балыкче есть, но очень дорогой, бензин стоит здесь в два раза дороже, чем в Новосибирске.

Из Усть-Улагана раз в два дня ходит рейсовый автобус в Горно-Алтайск, если вы на него не попали, можно попытаться доехать до Акташа и там ловить попутку на Чуйском тракте. Проезд от Балыкчи до Новосибирска потребовал больших финансовых затрат, времени и терпения, и мы не рекомендуем пользоваться им без крайней необходимости.

4.Изменения маршрута

Из-за двухдневного опоздания, связанного с потерей времени в каньонах Ерината и Туш-Кема, мы вынуждены были отказаться от прохождения последнего участка: п.Балыкча -п. Обого - п. Артыбаш. В остальном маршрут пройден полностью.

5.График движения

дни пути дата участок пути км Ч.Х.В. определяющие препятствия погода глубина лыжни перепад высот
  17.02-18.02 Новосибирск-Абаза - 105 км     поезд, автобус
1 18.02 подъем на пер.Саянский 3 1,1 наст, крутизна 20-25° солнечно 5 см 300
    Спуск в долину р.Курукуль 2,4 1,2 глубокий снег, заросли, открытая вода в ручье солнечно 60 см 450
2 19.02 спуск по р.Курукуль 20 6 старая лыжня солнечно 20 см 500
3 20.02 подъем по р.Каратош 15 4 старая лыжня солнечно 20 см 200
    каньон р.Каратош 5 1,5 наледи солнечно - 100
    выход на оз.Позарым 4 1,4 открытые пространства, кустарник ясно 25 см -
4 21.02 оз.Позарым 4 0,7 наст ясно 5 см -
    подъем по р.Улуг-Коль 2,5 2,.5 каньон, открытая вода, кусты, крутизна до 30° облачно 15 см 300
    подъем по каньону р.Улуг-Коль 1 2 каньон, фирн, ледовые сбросы облачно - 150
5 22.02 траверс пр.борта долины р.Улуг-Коль 2 1,6 осыпи, крутизна до 35° ясно - 150
    пер.в верховья р.Коолаш 12 3,5 открытые пространства, наст солнечно 5 см 380
    полудневка
6 23.02 подъем по долине р.Коолаш 12 2,5 наст, крутизна10-20° солнечно 5 см 440
    подъем на пер.Коолаш 0,5 0,8 осыпь, фирн, крутизна до 35° солнечно - 130
    спуск в долину р.Узунчен 2 1 крупная осыпь, рыхлый снег, ниже наст солнечно - 450
    спуск по р.Пр.Узунчен 7 2,5 редколесье ясно 30 см 280
    спуск в долину р.Л.Узунчен 2 1 заросли, бурелом, кртизна до 30° ясно 40 см 200
7 24.02 дневка
8 25.02 подъем по р.Л.Узунчен 10 4 лес облачно 30 см 440
9 26.02 подъем к пер.Кара-Тайга 5 1,5 наст, крутизна до 30°, взлеты между озерами ясно 3 см 460
    Пер.Кара-Тайга 1,5 2,5 снег, осыпь, крутизна до 45° солнечно - 500
    спуск в долину р.Монагы 5 1,5 наст, крутизна 20° облачно 3 см 400
10 27.02 подъем к пер.Мен-Ажу 7 2,5 крутизна до 30° облачно 5-20 см 400
    Пер.Мен-Ажу 1 2 снег, осыпи, крутизна до 40° пасмурно - 200
    спуск с пер.Мен-Ажу 7 2,5 осыпи крутизной до 30°, снег метель, видимость 100 м 5-20 см 550
11 28.02 спуск по р.Кара-Тумыш 7 2 редколесье снег, метель 20 см 130
    полудневка
12 1.03 Пер.Ракетный 7.5 2,5 наст метель, ветер 5 см 550
    долина р.Кок-Яжам 10,5 3,5 лес, траверс склонов крутизной до 30° облачно 10-15 см 750
13 2.03 реки Кок-Яжам, Сокты-Озек 11 3 широкая долина ясно 15-20 см 70
    подъем по р.Еринат 2 3 каньон ясно 10 см 50
14 3.03 подъем по р.Еринат 6 6,5 каньон облачно 10 см 250
15 4.03 подъем по р.Еринат 16 6,5 широкая долина пасмурно 20 см 300
16 5.03 подъем под пер.Кос-Бажи 6,5 2 наст, крутизна до 20° солнечно 5 см 400
    подъем на пер.Кос-Бажи 0,5 1,3 снег, осыпь, крутизна до 45° солнечно - 350
    траверс водораздела Кыга - Туш-Кем 9 3 наст, местами участки глубокого снега солнечно 5-40 см 420
17 6.03 спуск в долину Туш-Кема 6 7 заросли кустарника, бурелом, ледовые сбросы облачно 20 см 900
18 7.03 спуск по р.Туш-Кем 3 3 каньон ясно 10 см 100
    спуск по р.Кыга 3,5 2 широкая долина солнечно 15 см 50
19 8.03 спуск по р.Кыга 9,5 3 тропа облачно 10 см 300
    движение вдоль озера в долину р.Чулышман 6,5 4 кустарник, склон крутизной до 30° облачно - -
20 9.03 подъем по долине р.Чулышман 13 2,5 дорога ясно - 15
Итого:
      258         11600

6.Техническое описание

18 февраля

перевал Саянский (н/к, 2153 м)

Активная часть маршрута начиналась на 105 км трассы Абаза - Ак-Довурак. В прилегающем к дороге лесу достаточно дров для приготовления пищи и ночевки. В километре выше по трассе расположена база ДРСУ. С этого места открывается вид на перевал, ведущий в долину реки Курукуль. Мы вышли в 13.45 и за 1.5 часа поднялись на перевал. Подъем имеет крутизну 20-25 градусов, везде наст, местами очень плотный. Со стороны р.Курукуль граница леса находится недалеко от перевала. Спуск крутой и неудобный (много торчащих из-под снега камней). В лесу - очень глубокий рыхлый снег (глубина 1.5- 2 метра), крутизна сохраняется. Движение затрудняет разросшийся кустарник, камни и поваленные деревья, участки открытой воды в ручье. По-видимому, летняя тропа обходит этот участок по верхам. Спуск в долину Курукуля занял около 2 часов.

19 февраля

В долине р.Курукуль глубина снега 30-50 см. Через 2 часа пути мы вышли на старую лыжню, по которой продолжали путь до верховьев Каратоша. Река большей частью замерзшая, значительных препятствий этот участок не представляет. За день мы прошли 20 км и дошли до устья р.Каратош.

20 февраля

Подъем по р.Каратош также технической сложности не представлял. Не доходя 6 км до озера Позарым нам встретилась хорошая охотничья изба. Далее Каратош течет в каньоне с крутыми наледными участками. Через три километра каньон заканчивается, долина выходит на большое плато, заросшее редким кустарником.  За этим плато расположено озеро Позарым. Около озера находится несколько изб. Одна - чуть ниже озера в долине р.Позарым полуразрушена, другая - на берегу на середине озера - сохранилась лучше, однако в ней нет печки. Мы остановились на ночевку на южном краю озера.

21 февраля

Пройдя 4 км по озеру и заболоченной пойме, мы свернули с поднимающейся к перевалу Пограничный лыжни в сторону озера Улуг-Коль. Сразу за тройной стрелкой на ручье Улуг-Коль начинается каньон. Движение затрудняют сплошные заросли кустарника. Река течет открыто, лишь в редких местах ее можно перейти по камням и ледовым мостикам. По правому берегу каньон непроходим, необходимо переходить на левый берег и подниматься на борт долины. Через полтора километра долина расширяется, после чего начинается крутой подъем. Перед поворотом долины на запад мы остановились на обед. Далее лес кончается и начинается технически сложный участок пути.

Перевал Улуг-Коль (1Б, 2230 м)

За поворотом долины крутой 100-метровый подъем выводит к границе леса. Долина сужается 50 - 100 метров, ее дно пересечено следами лавин. Еще через 300 метров река перегорожена 15-метровым замерзшим водопадом. Крутизна льда 45 - 60 градусов, местами он рассечен трещинами, под которыми течет открытый поток. Выше ледопада стены каньона становятся очень крутыми, крутизна подъема 25-35 градусов. Везде очень плотный наст, местами встречаются наледные участки, однако движение без лыж невозможно из-за опасности провалиться в пустоты с текущей в них водой на русле ручья. Перед озером Улуг-Коль каньон заперт грандиозным 100-метровым замерзшим водопадом. Мы вынуждены были подниматься на правый борт каньона в километре от водопада, что потребовало применения перильной страховки. Набрав около 150 метров высоты, мы вышли на выполаживающийся участок с зарослями кедрового стланника, на котором остановились на ночевку. По-видимому, для оптимального прохождения этого участка необходимо сразу перед первым ледопадом начинать подъем на правый склон долины по 35-градусному снежно-осыпному склону и далее, набирая высоту, траверсировать склон.

22 февраля

Дальнейший подъем к перевалу проходил по осыпному склону крутизной до 35 градусов. Набрав 200 метров высоты мы вышли на широкое каменистое плато, имеющее уклон 10-20 градусов в сторону каньона, по которому за 1 час вышли на озеро Улуг-Коль. На участке между озером Улуг-Коль и верхним озером ручей течет в очень узкой промоине глубиной 20-50 метров. Этот участок лучше обойти по левому борту долины, обходя встречающиеся на пути промоины и пересекая многочисленные моренные валы. Верхнее озеро лежит на протянувшемся на 5 км в меридианальном направлении плато, проходящий здесь водораздел между бассейнами Абакана и Ка-Хема выражен очень слабо. Для сокращения пути мы подсекли тянущийся справа по ходу водораздел на понижении севернее вершины 2328,1 м и спустились в долину реки Коолаш в километре выше по течению отметки 1949,5 м, выйдя к самой границе леса.

23 февраля

Перевал Коолашский (1А, 2530 м)

К перевалу Коолашский ведет широкая долина реки Коолаш. На протяжении 7 километров набор высоты очень слабый, плотный наст, препятствий для движения не возникает. За верхним озером мы вышли на водораздел ручьев, текущих в западном и северо-западном направлениях и начали набор высоты. Отметим, что в этом цирке карта лишь приблизительно описывает состояние местности, и есть опасность запутаться в многочисленных спускающихся из цирка промоинах. Перевал Коолашский находится в километре южнее вершины 2781,6 м. На перевал выводит снежный склон с крутизной до 35 градусов. На подъеме плотный фирн, необходимо движение в кошках.

На перевал вышли в 14 часов. Спуск с перевала - полузасыпанная снегом осыпь, крутизна до 35 градусов, наст между камнями часто не выдерживает и проваливается. После спуска в ориентированную в юго-западном направлении висячую долину можно ехать на лыжах.

Долина Узунчена широкая и пологая. До первых дров от места спуска еще 3 километра. В лесу начинается тропежка, глубина лыжни - 30 см, глубина снега - около метра. На последнем километре перед устьем долина поворачивает на север, сужается и резко теряет высоту. Мы решили подсечь стрелку, выйдя к левому притоку (который также называется Узунчен) в километре выше устья. На этом участке мы столкнулись с глубокой тропежкой, осложняющейся крутыми склонами долины, зарослями кустарника и буреломом. Путь между долинами занял 1 час. Спустившись в долину Узунчена, мы остановились на дневку.

24-25 февраля

На дневке мы провели разведку и пробили лыжню на 5 километров вверх по долине. На следующий день, используя готовую лыжню, мы к обеду вышли на границу леса, расположенную в километре ниже нижнего из каскада спускающихся с перевала озер. Здесь мы остановились на ночлег, использовав в качестве топлива сучки одиночных лиственниц. После обеда двое участников группы вышли на разведку для определения пути подъема на перевал.

26 февраля

Перевал Кара-Тайга, 1Б, 2700 м.

К перевалу ведет ориентированная в северо-восточном направлении долина. Средний уклон 20-25 градусов, озера отделяются друг от друга крутыми и высокими моренными валами. На подъеме - плотный наст, местами выходы камней. От места ночевки до перевального взлета дошли за 2,5 часа. Перевальная седловина расположена в конце долины, в километре западнее вершины Кара-Тайга. На перевал ведет двухсотметровый снежно-осыпной склон крутизной до 45 градусов. В начале подъема - плотный наст, далее есть участки рыхлого снега. В верхней части подъема мы поднимались по крупной осыпи.

Подъем на перевал занял 1 час. В километре от седловины перевала расположена гора Кара-Тайга - одна из высших точек Шапшальского хребта. Ведущий на вершину гребень выглядит относительно простым (одновременное движение в связках), перепад высот - 150 метров, так что при наличии времени и хорошей погоды подготовленная группа может попытаться совершить восхождение на эту вершину. Мы решили на вершину не идти из-за нехватки светлого времени и неопределенности с маршрутом спуска.

На спуске с седловины перевала повесили перильную веревку по разрушенным скалам. Далее- спуск пешком по снежно-осыпному склону крутизной до 40 градусов. Спустившись на 200 метров, мы встали на лыжи.

Дальнейший путь проходит по пологой и широкой висячей долине. Перед ее впадением в долину р.Монагы - резкий спуск. Здесь на склоне есть лиственничная роща, в которой мы остановились на ночлег. В самой долине Монагы леса практически нет.

27 февраля

Перевал Мен-Ажу (1Б, 2487 м)

Пройдя 3 километра вниз по широкой долине Монагы, мы подсекли невысокий отрог и начали подъем по правому притоку. Через три часа мы вышли к верхнему озеру, под перевал, расположенный между отметками 2486,6 и 2821,5 м. На перевал ведет заснеженный склон крутизной до 50 градусов, под гребнем висит большой карниз. Мы приняли решение обойти этот участок через плечо вершины 2821,5 м. На ведущий к вершине гребень поднялись за 1 час на лыжах. Далее подъем пешком по осыпи, крутизна 30-35 градусов. Через 300 метров осыпь заканчивается. Мы поднялись еще на 50 метров по снежному склону и начали траверс в северном направлении. На траверсе есть участки плотного наста, крутизна склона 45 градусов, необходима перильная страховка. Пройдя около 40 метров и преодолев небольшой карниз, мы вышли на спускающийся к перевальной седловине склон крутизной 30-35 градусов, и, спустившись на 50 метров, в 15.30 вышли на на перевальную седловину. Перевал оценили категорией сложности 1Б.

Спуск с перевала сложности не представляет. Из-за плохой погоды (видимость 30 метров) мы вынуждены были спускаться пешком по двадцатиградусному склону, а затем попали на полузасыпанную снегом осыпь крутизной 30 градусов. В результате в долину р.Мен-Ажу мы вышли в 17 часов, и к 18.40 дошли до широкой долины р.Кара-Тумыш. Здесь, в лиственничной роще, мы вынуждены были остановиться на ночлег, несмотря на отсутствие хороших дров и защиты от ветра. Нормальный лес начинается в трех километрах ниже, перед впадением правого притока.

28 февраля

Из-за плохой погоды в этот день было решено не проходить следующий перевал. Поэтому, спустившись на 5 километров и дойдя до правого притока в полутора километрах ниже отметки 1818,6 м, мы остановились на полудневку.

1 марта

Перевал Ракетный (н/к, 2150 м)

Сразу после начала подъема по правому притоку р.Кара-Тумыш лес кончается. До перевала около 5 километров, крутизна подъема 15-20 градусов, наст. На перевал поднялись за 1,2 часа. Здесь проходит граница Алтайского государственного заповедника.

После перевала мы планировали идти по водоразделу, спускающемуся к слиянию двух ручьев, образующих реку Кок-Яжам (отметка 1366,2 м). Этот вариант маршрута, по-видимому, предпочтителен, однако из-за метели и плохого самочувствия двух участников было принято решение спускаться по долине. Спуск с перевала несложен, крутизна до 25 градусов. После спуска в зону леса долина сужается до нескольких десятков метров, глубина лыжни 15-20 сантиметров. Спуск требует хорошего владения лыжами на многочисленных серпантинах. В двух километрах от перевала в долине лежит обломок ракеты размером около 3 метров. В этот район Алтая падают отработанные ступени запускаемых с космодрома Байконур ракет. Еще один такой же обломок мы видели в долине Кок-Яжама, вблизи отметки 1216,2 м.

После поворота долины в юго-западном направлении река течет в каньоне. Мы шли по террасам в нескольких десятках метров над рекой. Движение здесь затруднено из-за необходимости траверсировать крутые (до 30 градусов) склоны долины и преодолевать участки бурелома и зарослей кустарника. На ночевку остановились в устье правого притока на отметке 1216,2 м. Здесь долина расширяется, есть удобный спуск к реке и ровные площадки для установки палатки.

2 марта

Ниже притока ширина реки увеличивается, так что можно идти по руслу. Глубина лыжни - 30 см. Скорость движения существенно возросла, так что на обед мы остановились на р.Сокты-Озек, не доходя трех километров до ее устья. После обеда, пройдя еще 2 километра, мы подсекли широкую ровную стрелку и вышли р.Большой Абакан в районе устья р.Еринат.

Где-то рядом с устьем Ерината расположена изба Лыковых - староверов-отшельников, известных по публикациям в "Комсомольской правде" в конце восьмидесятых годов. Мы видели множество идущих в разные стороны лыжней, однако само поселение не встретили.

Наш дальнейший путь проходил вверх по долине реки Еринат. Сразу за устьем нам встретился участок открытой воды, который пришлось обходить по правому борту, набрав около шестидесяти метров высоты. Спустившись после обхода к реке, мы остановились на ночевку.

3 марта.

Как выяснилось, сразу за устьем на Еринате тянется восьмикилометровый каньон. Стены каньона очень крутые, подняться из него можно лишь в редких местах. По-видимому, выходить на склон не имеет смысла, так как крутые и сильно заросшие склоны поднимаются на шестьсот - семьсот метров над рекой. В русле постоянно встречаются участки открытой воды, местами промоины занимают всю ширину каньона. Прохождение каньона заняло у нас полтора дня и потребовало неоднократного применения перильной страховки при обходах открытых участков воды по скалам, наведения мостиков с помощью бревен, организации навесных переправ. Трое из семи участников провалились в воду - по пояс и выше.

4 марта

Каньон заканчивается после поворота долины на юго-запад, в районе крупного левого притока. Далее долина расширяется, и движение по ней сложности не представляет. Глубина лыжни 20-30 см. К вечеру мы дошли до места, обозначенного на карте как развалины. От развалин осталась лишь большая поляна. Лагерь поставили в 500 метрах выше развилки ручьев. В качестве топлива использовали кедровые сучки. Выше по долине лес кончается и идут полуоткрытые места с отдельными кедрами и стланником.

5 марта

Утром установилась ясная морозная погода. Идти легко, плотный наст не проваливается под лыжами. За полтора часа мы пересекли озеро и вышли на водораздел рек Еринат и Кандаш. После 150-метрового спуска по довольно узкой долине и пересечения нескольких промоин мы вышли под склон перевала Кос-Бажи, ведущего в долину Кыги. Отметим, что хотя ручей Кандаш также впадает в это же долину, целесообразно идти через перевал и далее по водоразделу. По-видимому, долина Кандаша представляет собой непроходимый каньон.

Перевал Кос-Бажи (1Б, 2220 м)

На перевал ведет снежный склон крутизной 30-35°, а в верхней части - до 45 градусов. В нижней части плотный наст, вверху снег более рыхлый, есть выходы камней. Перевал лавиноопасен. Мы поднимались на лыжах серпантинами до начала крутого участия, а дальше - пешком в лоб, стараясь придерживаться участков с выходами камней. Подъем на перевал занял около часа.

После перевала тропа идет по водоразделу, не спускаясь в долину на протяжении 9 километров. По гребню можно идти на лыжах, но при выходе на склоны необходимо соблюдать осторожность - местами встречаются довольно крутые участки с очень плотным фирном. После поворота тропы на юго-запад и спуска на 200 метров появляются деревья. При отклонении от водораздела попадаешь в очень глубокий рыхлый снег, поэтому лучше стараться придерживаться гребня. Ближе к Кыге водораздел довольно запутанный, его пересекают многочисленные промоины, из которых берут начало притоки Кыги и Туш-Кема. Необходимо строго следовать водоразделу, двигаясь точно к слиянию Туш -Кема и Кыги, спуск по какому-либо из притоков грозит большими неприятностями. Пройдя по гребню около 9 километров и преодолев несколько увалов, мы остановились на ночлег.

6 марта

Мы ночевали на высоте около 1800 метров, слияние же Кыги и Туш-Кема лежит на высоте 800 метров, так что нам предстоял километровый спуск. На карте показано, что тропа спускается с гребня в сторону Туш-Кема, поэтому мы при спуске также стали несколько забирать вправо. Это было ошибкой. Необходимо как можно дольше придерживаться водораздела, а затем спускаться в долину Кыги. Вообще же спуск проходит по кедровому лесу, крутизна до 30 градусов. Лес местами замусорен. Желательно использование тормозил. После поворота в сторону Туш-Кема склон стал более крутой, появились многочисленные заросли кустарника, местами приходилось спускаться лесенкой. Мы оказались в долине крутопадающего заросшего кустами ручья, спуск по которому казался более простым. Дойдя до резко уходящего вниз участка, мы нашли небольшую ровную площадку и встали на обед и разведку.

Оказалось, что дальше ручей падает несколькими ступенями ледопада. Мы вынуждены были повесить перила на скальном участке для выхода на ледопад и еще четыре веревки - при спуске по ледопаду крутизной до 60 градусов.

В 18 часов мы достигли Туш-Кема. Оказалось, ручей течет в грандиозном каньоне. Нам удалось найти практически единственное возможное место для спуска в него - как правило склон представляет скальные стены высотой больше ста метров. Пройдя по каньону около получаса мы дошли до непроходимого в лыжах участка и перед ним остановились на ночевку.

7 марта

Прохождение двух километров до устья Кыги заняло у нас полдня. Как и в каньоне Ерината, мы вынуждены были наводить переправы из бревен, натягивать перила, проходить по ледовым мостикам, обходить участки открытой воды по скалам. В 14 часов, дойдя до Кыги, мы остановились на обед.

Идти по долине Кыги оказалось довольно сложно. Нам препятствовал очень сильный подлип. Кроме того, постоянно встречались не замерзшие ручьи и стоящие стеной заросли молодых сосен. Однако через два часа мы вышли на идущую по правому берегу тропу. Тропа очень хорошая, она маркирована затесами на деревьях, есть пропилы на поваленных стволах. Глубина снега 20-40 см. Не дойдя 6 километров до Телецкого озера, мы остановились на ночлег.

8 марта

Двигаясь по тропе, мы за 3 часа достигли Телецкого озера. Здесь нас ждало разочарование - несмотря на холодную зиму, озеро не замерзло, лед есть только в кыгинском заливе. Мы продолжили путь по берегу и через километр уперлись в скальный прижим. После этого мы вынуждены были выходить на заросший кустарником 30-градусный склон и продираться по нему. Как мы узнали позже, тропа вдоль берега есть, но она проходит гораздо выше, на высоте 300-350 метров над озером.

Прохождение 4 километров вдоль Телецкого озера заняло 4 часа. Перед устьем Музы мы вышли на берег озера и дальше продолжали путь по заснеженной береговой кромке. В 19.30 мы дошли до строящейся турбазы в устье Чулышмана. Строители оказались очень гостеприимны, накормили нас и пустили в домик на ночлег.

9 марта

Поскольку ресурс времени нами был уже исчерпан, мы решили не продолжать маршрут, как планировали, до Артыбаша, а закончить его в Балыкче. Поэтому на следующий день мы по дороге дошли 13 километров до Балыкчи вдоль Чулышмана. Интересно, что Телецкое озеро не замерзает, а на Чулышмане лежит лед метровой толщины. В долине практически нет снега, борта долины резко поднимаются на 400-600 метров. В Балыкче нам удалось договориться с транспортом и ночью уехать в Усть-Улаган.

7.Итоги и выводы

Проведенный поход был достаточно сложным и очень интересным. Несмотря на сравнительно низкие абсолютные высоты и небольшие категории сложности пройденных перевалов, маршрут оказался очень насыщенным техническими препятствиями, требующими применения альпинистской техники и специального снаряжения. Относительная простота первых дней похода была с лихвой компенсирована препятствиями заключительного этапа.

На организацию путешествия существенное влияние оказал недостаток информации по району. Мы не имели никаких сведений о прохождении туристами перевалов Улуг-Коль, Кара-Тайга и Мен-Ажу, а наличие труднопроходимых каньонов на реках Еринат и Туш-Кем стало для нас полной неожиданностью.

Несмотря на большую доступность и населенность Алтая, отличительной чертой данного района является его удаленность от людей. Простых аварийных вариантов не существует, а для выхода в обитаемую зону с центральной части маршрута требуется не менее пяти дней. Район пересечения хребтов Сальджур и Шапшальского имеет развитые альпийские формы рельефа. Перевалы имеют категории сложности 1Б - 2А, представляет интерес выход на выдающиеся обзорные вершины. К сожалению, недостаток времени и снаряжения не позволил нам подняться на пик Кара-Тайга, эта задача отложена на следующие походы.

Особенностью района юго-востока Телецкого озера является очень большой перепад высот (два километра между озером и окружающими его вершинами). Реки текут в глубоко врезанных долинах с труднопроходимыми каньонами, что необходимо учитывать при планировании походов. Само озеро по берегу непроходимо. Его южная часть замерзает раз в десять лет, обычно же граница льда проходит в районе мыса Чедор.

Из-за недостатка времени мы не прошли заключительную часть маршрута между Балыкчой и Артыбашем. Как показывает расчет, несмотря на это, маршрут полностью соответствует пятой категории сложности. С точки зрения оценки категории этот последний участок является избыточным, не приводящим к увеличению эквивалентной протяженности и сложности маршрута. Вместе с тем, выезд из Балыкчи столь сложен, что кажется логичнее включать этот участок в маршрут и завершать поход в Артыбаше.

В заключение отметим, что данный район является чрезвычайно интересным и красивым и заслуживает того, чтобы посещаться туристами-лыжниками.

8.Расчет категории сложности

Расчет категории сложности проводился по методике, приведенной в сборнике "Русский турист". Ориентировочно по пройденному расстоянию (258 км) и набору препятствий поход оценивается 5 к.с. Список категорируемых препятствий приведен в таблице:

Номер препятствия препятствие категория сложности баллы в зачет, Т
перевалы
6 р.Улуг-Коль 1
7 спуск в р.Туш-Кем 2
N=7 Итого:                                                     Тсум= 12

Эквивалентный набор высоты (с учетом коэффициента) равен В=12 км, а техническая сумма ТС=В+Т=24;

Эквивалентная протяженность равна ЭП=П+5×ТС=258+5×24=378 км

Учитывая, что поход имел 17 ходовых дней, минимальная эквивалентная протяженность должна быть равна

ЭПmin=315+(17-15)×16=347 км.

Таким образом, пройденный маршрут удовлетворяет требованиям:

-        по продолжительности Д=17 дней > Дmin =15 дней

-        по протяженности П=258 км >Пmin=240 км;

-        по количеству препятствий N=7 > Nmin=6;

-        по технической сумме ТС=24 > ТСmin=15;

-        по эквивалентной протяженности ЭП=378 км > ЭПmin=347 км;

и следовательно поход соответствует 5 категории сложности.

2012-03-21 06:50:50 | Назаров Андрей (Барнаул) | E-Mail
по количеству препятствий поход вполне подходит под 6 категорию, просто нет такого препятствия как прохождение каньонов, оно не классифицируется но не менее сложно чем траверс хребта. Про эту группу я слышал от Агафьи, когда проходили Абакан и Кокяжам в 04 году, видел те же ракеты. Позднее в 06 году, в отличии от ребят, мы вышли на водораздел Ерината и Абакана и благополучно дошли до бассейна Чульчи.(см. на этом сайте отчет Дениса Валяева, по Западному Саяну) От устья Сыктызыла оптимальнее было повернуть, вниз по Абакану и через Коный выйти либо в Камгинский залив, либо севернее через пер. Минор в Бийку. Можно было также уйти южнее, через Итыкультынбыжи и Чульчу к Чулышману,откуда уже уехать, но не по руслу Чульчи, где каньоны, а через горное обрамление, например с выходом на вершину Куркуре (3100). спуск в Телецкое озеро, конечно очень сложен, да и как видите из отчёта оно не замерзает, вероятно из-за постоянных ветров, разбивающих лёд. это касается тех кто планирует длительные маршруты в этом районе.