отчет о пешем походе по Муяканскому и Южно-Муйскому хребтам, 2006 год

Дневник пешеходного похода

по Муяканскому и Южно-Муйскому хребтам, 2006 год

Нитка маршрута:
ст. Казанкан (пос. Северомуйск) – р. Оран-Муяканский – правый приток Орана-Муяканского – п. Уликер 2-й (1А) – в. 2284 (1А) рад. – р. Уликер 2-й – р. Муя – р. Лосиная – п. Грозовой (п/п 2А) – р. Западный Горбылок – р. Восточный Горбылок – п. Долгий (н/к) – р. Бамбуйка – р. Мшистый – р. Сасан – п. Троллей (1Б) – п. Подарок (1А) – р. Шуринда – р. Муя – пос. Таксимо

Схема маршрута: карта

Состав группы: Тимофеев С. В., Каладжян А. А., Тютюнов А. А.

Река Муя на участке между впадением р. Уликер 1-й и р. Уликер 2-й в низкую воду легко бродится. На этом участке ее можно перебродить во многих местах (я бродил в 3 разных местах). Для отыскания места брода нужно идти вдоль реки по высокому нагорному берегу, с которого река хорошо просматривается и видны мелкие участки. В некоторых местах бродить приходится буквой Z, но есть и участки с линейным бродом. Глубина брода не более 1 метра, течение не быстрое, вода теплая, бродить можно в одиночку. Низкая вода может держаться до середины августа и небольшие дождики на уровень воды не влияют. Однако при продолжительных дождях уровень воды в реке может прыгнуть на 2,5-3 метра и, разумеется, о бродах не может быть и речи. В этом случае переправится можно только на плавсредстве (переправу со стандартной пешеходной снарягой повесить малореально) уж больно широкое русло реки.

От БАМа заходить к месту брода можно обычным путем по р. Оран-Муяканский (самый низкий ригель при заходе), далее перевалить Муяканский хребет (перевалы не выше 1А к.с.) и выйти к р. Муя по р. Уликер 1-й или р. Уликер 2-й. Возможно, также зайти более коротким путем по недлинным ручьям, в верховьях которых перевалить хребет и выйти к озерам и затем спустится по ручью к р. Муя. Так или иначе на заход уходит 4 неполных дня. Причем при заходе к перевалу подходишь под вечер второго дня и приходится решать дилемму либо встать с дровами и потерять пол дня, либо упереться и пройти перевал вечером, что со стартовым весом довольно утомительно. Однако можно встать на перевале. Для этого подходит перевал Уликер 2-й (название перевала наше, однако его ходили и до нас, но настоящее название мне неизвестно), на котором есть снег и вода.

В отчете Шемраева Э.С. (МГТЦБ шифр 5076, Симферополь, 1988 г.) дана схема-хребтовка, на которой правый приток р. Муя находящийся между р. Бира и р. Анкундакан называется р. Лосиный (мы в дневнике используем это название хотя оно вероятно не верно – этот приток называем р. Лосиная). В верховьях этой реки отмечен перевал в р. Западный Горбылок п. Сюрприз (1А к.с.). Однако в перечне перевалов п. Сюрприз расположен р. Лосиная – р. В. Горбылок Уакитский (1А к.с.).

Мы от р. Муя поднялись вверх по р. Лосиная и получили сюрприз… В верховьях этой реки перевалов легче 2А нет (есть вероятность 1Б, но утверждать это не могу). Пройденный нами перевал р. Лосиная – первый левый приток р. Западный Горбылок мы назвали п. Грозовой (2А к.с.), западный склон перевала каменная осыпь, восточный склон вначале метров 20 дюльфера, скалы, затем каменная осыпь.

Р. Западный Горбылок до стрелки Горбылоков ходится за один день. Однако нужно иметь в виду, что под вечер придется проходить либо каньон, либо идти по борту, который сложен для прохождения. Разумеется, нормальных стоянок на этих участках нет, поэтому необходимо рассчитывать силы и вставать на ночевку до начала каньона или уже ломить до стрелки.

Р. Восточный Горбылок от стрелки Горбылоков лучше идти по каньону и бродить от прижимов. Броды не сложные, однако, в более высокую воду они будут сложными (достаточно поднятия воды на 10-20 см) и необходимо будет бродить стенкой. В каньоне можно найти места для стоянки. Далее необходимо улучить момент и уйти на борт до водопада (водопад на карте не обозначен, располагается в устье первого (от стрелки Горбылоков) левого притока), хотя можно обойти водопад как мы. Далее лучше идти по камням русла. На правом берегу можно найти битую тропу, но идти по ней невозможно она уже изрядно заросла.

С перевала Долгий (н/к) (он же нудный – в перечне перевалов ошибка там написано р. Бамбукой – р. В. Горбылок Муйский это получается уж больно долгий) сняли записку 87 года, однако, его ходили и позже: зимой его ходила группа Кирилова, ну а летом 2005 года его ходила группа т/к Романтик. Я у Андрея спрашивал, что записку не сняли, он говорил, что проходили перевал поздно вечером и было не до отыскания тура.

19.07.06 Среда

Поезд Москва – Тында №76 прибыл на станцию Казанкан в 14-05 по Москве. Туннель проехали, после него была остановка (разъезд Окусикан) и далее через минут 10 станция Казанкан. Она расположена выше поселка Северомуйск и он отсюда как на ладони. Вслед за нашим поездом пришел рабочий поезд Новый Уоян – Таксимо и на него можно сесть и подъехать.

Вышли вдоль ж. д., идем на восток и за минут 45 дошли до ж. д. моста через реку Муякан. Далее по мосту через реку и пройдя вверх по реке встали лагерем ждать Андрюху.

20.07.06 Четверг

День прошел в ожидании чуда. Я с утра пошел посмотреть, как лучше заходить. По ж. д. прошел до 3 моста, он через широкое каменное русло, но речка не большая, вверх уходит дорога заросшая березками и елочками. Ходил часа 2.

В 17-00 (здесь и далее время местное +5 к Москве) пошел к мосту встречать рабочий поезд из Таксимо (он прошел минут 30 назад). Андрюхи нет.

Весь вечер в голову лезут дурные мысли (разумеется, мы с ним уж полгода не виделись и общались только по телефону и мылу :) ) и совершенно не понятно, что делать. Ночью Андрея тоже не было. Заметно похолодало.

21.07.06 Пятница

Проснулся в часов 9 и пошел на мост. Проехал рабочий поезд из Таксимо, сбросил десант рабочих. Поел и пошел в поселок Северомуйск на телефон.

До станции Казанкан дошел за 20 минут по ж. д., от станции дорога вправо, спускается с горки, уходит влево, далее вправо через мост, влево и входит в поселок. Направо идет главная улица Ленина, где-то в середине ее направо администрация, там рядом почта, а далее по улице Ленина через метров 20 находится справа Телеком-сервис. Позвонил Каладжяну – аппарат абонента выключен или находится в не зоны действия сети. Позвонил домой (разбудил народ забыв, что тут +5) сказал, что и как, что пока ждем. Пошел обратно. Вся прогулка 2 часа.

Погода пасмурная, солнца нет, не жарко, но и не холодно. На Муякане ловят рыбу местные рыбаки, грибов, ягод не видно.

После полудня, отдохнув, пошел гулять. От ж. д. моста в лоб поднялся на гору где идет окружная ж. д. через перевал. Там тоже работают рабочие и поддерживают ее в рабочем состоянии. Рабочие поезда из Таксимо и Нового Уояна ходят по ней через перевал. Посмотрел окрестности с высоты фото1.

Муякан от ж. д. моста вверх удобно ходить по правому берегу (по левому берегу можно проехать на машине, но насколько далеко не знаю) тут есть битая тропа, однако, вскоре (как видно с высоты) он поджимается с обоих берегов прижимами. Муякан у ж. д. моста и выше бродится без проблем (низкая вода), однако, после впадения Ангаракана Муяканского, Медвежего и Орана-Муяканского он становится много мощнее и шире и уже после поселка Северомуйск не бродится. Ниже поселка Северомуйск есть автомобильный мост через Муякан.

В 16-30 пошел встречать рабочий поезд из Таксимо и сразу по рельсам пошел на станцию Казанкан надеясь встретить Андрюху. Но увы его нет. Пошел в поселок на телефон, звонки ничего не дали. Иду назад, купил еще еды.

Да уж самолеты из Таксимо (как удалось узнать в Телеком-сервисе) летают: Пн., Ср., Птн. и Суб. Андрюха уж должен был прилететь в Таксимо или Нижнеангарск.

Поели, лежим в палатке. Прошел поезд Москва – Тында. Время 20-26 слышу крик, во думаю кто-то орет. Потом еще крик. Тима говорит, что это, я говорю да кричит кто-то, надо для приличия вылезти из палатки, посмотреть. Вылез в трусах и глядь на другом берегу Андрюха! Во, я радостно говорю Тиму, приехал и лезу в палатку, а то съедят комары.

Тима пошел встречать. Приходит Андрюха. Ура! Все вмести! До ночи болтаем. Я стал раскидывать раскладку на троих (мы еду и снарягу везли вдвоем поездом). Андрюха рассказал, как он летел на самолете из Москвы до Улан-Удэ, но самолет посадили в Братске и сказали, ждите, в Улан-Удэ пока ремонт, скока ждать не известно. Андрюха быстрее сел на поезд Адлер – Северобайкальск, а в Северобайкальске поехал на рабочем поезде до Таксимо (в Новом Уояне стоит 4 часа). Высадили его прям на ж. д. мосту через Муякан. Долго машинисты говорили, что Муякан на 30-35 км дальше, связывались с диспетчером узнать, что это за речка тут течет, но Андрюха закаленный в походах, встречавший местных дезинформаторов, не поддался на провокацию и пошел искать нас (следуя договоренности).

22.07.06 Суббота (первый ходовой день)

Проснулись в 8-30. Долго все лежали, спали, выжидали звонка будильника (завели 2 штуки), но не один не услышав, я встал и сказал подъем. Поели, раскидали еду и в путь.

Вышли в 9-36 по правому берегу Муякана, под ж. д. мостом, пошли по дороге слева от ж. д., прошли два ж. д. моста через ручьи и у третьего остановились. Это Медвежий, время 10-40 фото2. Вверх по правому берегу идет заросшая дорога. Решили пойти по ней, а потом свалиться в Оран-Муяканский. Дорога через минут 10 перешла в тропу, мы начинаем забирать влево, по звериным тропкам сваливаемся в русло Орана-Муяканского, время 11-20. Идем далее по камням русла, впрочем, троп по берегам нет, только звериные обрывки. Ручей иногда распадается на несколько рукавов и потом уходит левей. В русле попадаются завалы, но их обходим по не заваленным рукавам ручья.

13-10 все уморились, перекус. До гор так и не дошли, до отметки 1249 примерно 6 км. Едим перекус, солнышко печет, море комаров. Ну вот час и прошел, пора идти дальше.

Вышли в 14-20, идем руслом. Жара. Вот подходим к горным воротам в долину Орана-Муяканского. Это событие ознаменовалось сразу тремя вещами: на правом берегу скальная осыпь, дошли до первого снега (тут остатки наледи) и значительно стало меньше комаров, можно идти без накомарника. Идем по руслу до 17-30. Решили, что на первый раз достаточно. Нашли на островке, заросшем осинкой, приличное место под палатку. Доели оставшуюся банку тушенки. Стоянка напротив первого притока (по ходу) правого берега. Легкий ветерок, небо в редких облаках. Дров много.

23.07.06 Воскресенье

Проснулись в 5-30. Вчера долго не могли уснуть, потом поспали часов 6 и все проснулись. Поели геркулес, не торопясь собрались и вышли в 7-24.

Идем по камням русла, камни большие идти не хорошо. Солнце еще в долину не светит, но чувствуется день будет жаркий. Только к 10-30 дошли до нашего правого притока, на карте отметка уреза воды 1249 и начали по руслу этого притока взбираться вверх по течению, крупные неудобные камни фото3. Идем по руслу до 12-08 и останавливаемся на обед.

Солнышко, комары и много сухих дров. Нужно сказать, что тут есть дубоки и неплохие места под палатку. Вышли с обеда 13-20, по руслу пробиваемся вверх, выходим к остаткам наледи фото4. Далее по плоским камням и руслу выходим к озерцам. Тут последние листвиницы. Время 15 часов, но перевал сегодня проходить не будем, утомительно это. Решили подняться еще и встать отдыхать.

Нашли удобное место под палатку. Комаров и дров тут достаточно. Светит солнце, надоедают комары. Варим заначенные макароны с суппакетом и на второе рис. Солнце жарит, в палатке духота, на улице тоже не разлежишься комары. Отрубились как солнце начало сдавать, примерно после 21-00. Заснул голый, но к 3 часам ночи утеплился, стало прохладно.

24.07.06 Понедельник

Встал в 5-50, запалил костер, поставил кипятиться воды. Из палатки вылез готовить кашу Андрей. Общее недомогание, комары. Поели, неспешно собрались.

Вышли в 7-40. Идем ручьем, обходим заросли кустов по каменным тропинкам, выходим к большой наледи фото5. От наледи еще какое-то время есть вода (вероятно воду можно найти и под перевалом). Дров с напрягом можно насобирать под перевалом. Тут растет полярная березка, местами кедровый стланик. Под перевальный взлет подходим к 8-55, высота 1712.

Подъем на перевал средне-крупная каменная осыпь, 1-1,5 часа. Перевал север-юг. Есть два тура, но пустые. На перевале есть очень хорошие места под палатки и даже не далеко вода и снег. Радиально сбегали на западную вершину 2284 фото6 (вид на запад) фото7 (вид на северо-восток). Подъем 40 минут, спуск 25, сложность 1А-1Б. Время 12-00 делим перевальную шоколадку. Целая плитка на троих! Перевал 2000 метров, будем называть его Уликер 2-й, сложность 1А.

Начинаем спускаться с перевала в лоб. Проходим метров 50 по перевальной седловине с небольшим уклоном. Начинается спуск. Тут на склоне лежит большой снежник. Тима идет первым. У него шток, говорю проверь снежник на твердость (поднявшись на перевал, я мельком просмотрел спуск и заметил, что снежник при желании можно легко обойти по камням). Тима говорит, что он твердый и без штока нельзя. Я, выйдя на снежник, это тоже сразу почувствовал. Тима забирает траверсом вправо т.к. спускаться в лоб по фирну очень круто даже со штоком. Я, в момент выхода на снежник, обогнал Андрюху. Немного спустившись по снежнику и чувствуя, что вот-вот и уеду, я говорю Андрею, что сильней бей ботинком ступени и резко уходи траверсом на камни. Он был выше меня (где еще полого), но поскользнувшись поехал. Далее события развивались молниеносно. Он набирая скорость едет вниз, мы с Тимой молча смотрим это зрелище. Бум! Андрей остановился об камни, шевелится, вроде жив. Тима ушел со снежника вправо и пошел, забирая влево вниз. Я ушел со снежника вправо и стою, наблюдаю за Андреем. Он поднялся, вроде все цело, пытается шутить, одел рюкзак и начал спускаться вниз. Через десяток шагов споткнулся. Шок все же дает о себе знать, его немного колбасит. Я его догоняю и провожаю успокаивая, спускаемся вниз.

Спуск с перевала, средняя каменная осыпь занимает 30 минут. Немногим ниже можно насобирать дров. Время 13-00 обед.

На обеде Андрюха поморозил в ручье запястье и помазал его мазью Долгит. У него болит бок, но вроде ребра целы, идти может. Настроение нормальное.

С обеда вышли в 14-00. Идем левым берегом, срезая угол на мысок. Спускаться в русло не стали, идем левым берегом вдалеке от воды по мысочкам. Кедровый стланик редкий можно выбирать путь нормальный фото8. Так идем до начала леса листвиниц. Как начался лес, сваливаемся в русло Уликера 2-го. Тут появилось удовлетворительное место под палатку. Время 17-00 решаем встать, все устали, далее ломить не имеет смысла.

Тима достал банку ананасов! Мы ее быстренько съели. У Андрюхи опухло правое запястье и рука не работоспособна, мажет мазью Долгит. Выпили за перевал и за хорошую погоду. С места стоянки красивый вид на Южно-Муйский хребет. Подъедаю сухари, Тима их не доедает. У Андрюхи побаливает бок. Сегодня вечером не так жарко, хорошо, в палатке не душно.

25.07.06 Вторник (день рождения Тима)

Проснулся в 6-50. Все ломит ну вставать, конечно, неохота. Вылез из палатки, запалил костер и поставил кипятиться воду. Стараюсь разбудить остальных. Невероятно они даже шевелятся. Вроде встали. Я сготовил рис. Вышло плохо не с любовью так всегда и бывает. У Андрюхи рука хорошо работает, опухоли нет, даже непонятно неужели так хорошо помогла мазь Долгит, думал, будет хуже.

Вышли в 8-00. Идем по камням русла. Комары уже проснулись. Далее начинаем идти по правому берегу, по лесу, срезая углы, иногда по тропке. Уперлись в прижим правого берега, уходим в русло и затем на левый берег. Тут удалось поймать хорошую битую тропу, мы шли по ней 2 км. Она идет вдалеке от воды и затем упирается в русло. Перешли на правый берег. Идем по тропе правого берега, затем она теряется. Идем по руслу, а как прижимы правого берега закончились, уходим на правый берег и, поймав тропку, идем по ней. Она начинает отклоняться на восток, берем азимут юг, идем по тайге и через 40 минут выходим к Муе. Время 12-30.

Я иду по левому берегу Муи вниз по течению и через приблизительно 300 метров нахожу место брода. Проверяю брод, все нормально, по пояс. Возвращаюсь, обедаем. Жарко, светит солнце.

Идем к месту брода фото9. Бродим легкой стенкой фото10. Тима говорит, что теперь приглашает нас на день рождения. Поставили палатку и пошли купаться, мыться с мылом, стираться. Вода теплая, жарко. Я соорудил удочку и пошел вниз по реке около 200 метров там впадает речка, по которой нам заходить к Южно-Муйскому хребту и поймал 3 рыбы на муху. Мы сварили суп с грибом подосиновиком и рыбой. Получилось вкусно. Завтра дневка. Едим, купаемся и празднуем день рождения Тима. Солнечно, жарко.

По берегам много следов парнокопытных, медведей и кошачьих. Комары, мошка и мухи. Солнце село за гору в 21-00.

26.07.06 Среда (дневка)

Проснулись в 9-45. Тима и Андрюха пошли купаться и пить кофе, я соорудил спиннинг. Поели на завтрак пшенки. Я пошел ловить, ничего не поймал и блесна поломалась. К обеду покупался и отошел. В горах на востоке грозовые тучи, солнца нет. Пошел разведать дальнейший путь, вроде нормально. В горах, куда заходить громыхает. Лежим в палатке. Обсудили дальнейший маршрут. В 16-00 дождь добрался до нас. Моросит.

Тут есть красная смородина, много голубики, грибов невидно, брусника еще не созрела. Тишина и раскаты грома. Тима и Андрей спят. Гроза прошла, немного поморосил дождь. Тима насобирал мух, я пошел их превращать в рыбу. За час наловил 7 рыбин.

Вечером пасмурно, но хорошо не жарко. Наелись ухи. Спать неохота, а надо завтра рано вставать и идти к хребту по тайге.

27.07.06 Четверг

Проснулись в 5-40. Поели гречки, неспешно собрались. На реке туман. Солнышко красным шаром вылезает из-за сосен.

Вышли в 7-50. От лагеря перпендикулярно Муе, забирая влево, вышли на открытое заболоченное пространство, обходим справа по краю. Слева течет река. Идем по лесу, иногда по тропинкам. Надо сказать, что лес достаточно хороший, по руслу ручьев идти плохо, много поваленных деревьев. Забираем влево, переходим сухое каменное русло ручья, набираем высоту, выходим на тропинку, идем по ней на солнце. Тропка с рублеными деревцами, проходим место стоянки (охотники или геологи). Появилась река справа. Река довольно широкая, по руслу идти очень хреново. 10-30 прошли развилку ручья. Идем далее по лесу, тропе, ручей справа. Далее долина реки сужается, справа и слева крутые склоны, лес и камни. Пробуем идти по камням русла реки, очень плохо (в этом ручье очень скользкие камни покрытые какой-то хренатой, поэтому идти ручей по руслу получается очень медленно и утомительно). Опять уходим в лес на правый берег. Много поваленных деревьев. Свалились к ручью, 12-30, обед.

Я ударил колено, болит не сильно, но хреново, помазал мазью Долгит. Одолевают комары, светит солнце, жарко. Едим перекус. Сегодня двойной, по целому сникерсу, куску колбасы и сухофрукты. Неплохо. Организм отходит от усталости. Обед был в такой жопе аж не поймешь, как мы туда забрались и как отсюда выбираться.

Вышли с обеда 13-40. Полезли наверх правого берега, немного траверсом, завалы. Вышли на самый верх, идти хорошо даже по тропке, но скоро тропа уходит вниз и упирается в ручей. Мы не побоялись, перешли речку и вышли на левый берег. Тут идти неплохо, открытое пространство, редкие деревья. Идем набирая высоту, поднимаясь на бугры. Начинаем огибать долину реки по верхам левого берега, часто приходится проходить заросли кустов. Уже часа 4 вечера, а нормальных мест для стоянки нет. Идем левым берегом, далеко от ручья. К 17-00 через открытое пространство подошли к зарослям кустов у левого берега реки. Думаем встать лагерем, но до воды идти далеко и через кусты. Решаем пройти еще. Я уже вымотался, идем короткими ходками, набирая высоту и продираясь через кусты. Еще перегиб, но перед глазами открывается вид на реку текущую в каньоне. Воды нет, все уже на пределе. Но вот еще перегиб и мы нашли маленький ручеек. Вот это облегчение, прошли еще немного до ровного места под палатку и ставим лагерь. Время 18-30. Впереди в горах гремит гроза. Быстро ставим палатку и готовим есть фото11. Однако гроза до нас не дошла. Поели, попили чаю, хорошо, организм отходит. Дров тут много. Выпили и пошли в палатку. Сегодня дошли до горных ворот, вот это да! Не ожидал. Отбой часов в 9 вечера.

28.07.06 Пятница

Кончилась ручка, пишу карандашом. Проснулись как обычно в 5-30, но выползти из палатки удалось только к 5-50. В Муе туман, в горах подозрительная серость. Тима сидит в палатке и шьет рюкзак, Андрюха готовит геркулес. Поели. Собрались. Упаковал ноги в ботинки.

Вышли в 7-55. Начинаем дальше идти траверсом склона левого берега фото12 (вид назад). Тима с Андрюхой идут в накомарниках, каменные осыпи сменяются зарослями кустов. Доползли до высокого мыса, лезть на него неохота. Тут удобное место спуска к ручью. Спустились к руслу ручья. Время 10-10. Идем по камням русла, очень скользкие камни. На привале развели пакетик регидрона на 1,5 литра воды. Дрянь, но пить после нее неохота, да и чувствуется соль идет на пользу. Еще ходка по руслу, тяну, чтоб больше проходили. Стало меньше мошки. Начинаются пологие берега, можно идти по ним, но встречаются заросли кустов. По ручью, по камешкам, срезая, доходим до подъема на первый моренный вал. Время 12-30. Перекус.

Наконец открылся вид на цирк фото13, из-под которого вытекает этот ручей. Небо все в облаках, но солнышко проглядывает, ветра почти нет. Под конец обеда набежали тучи, начинает громыхать. Собираемся и выходим. Время 13-40. Идем правым берегом ручья срезая углы. Далее ручей с двух сторон поджат горками. Через бугор правого берега, под раскаты грома успеваем дойти до ровной площадки мха, где хорошо стоять. Быстро ставим палатку и в 14-30 начинается дождь с небольшим ветром. В часа 4 вечера дождь кончился. Я прогулялся вверх посмотреть перевал, но его не видно он за поворотом слева. Дров тут насобирать можно, но после дождя все мокрое, готовим на горелке. Поели вермишель и выпили. Тима пить больше не дает, даже не действует, что будет меньше нести (несет он). Вечером тучи растянуло.

29.07.06 Суббота

Встал готовить в 5-33. К 6-00 сготовил кашу и чай. Собрались к 7-30. Выход.

Поднимаемся левым берегом ручья огибая моренный вал, далее по руслу ручья взбираемся на следующий моренный вал. Шли 1 час. Тут прекрасное, в низине, на травке с водой место для стоянки. Дров нет, зато комаров достаточно. Далее по руслу ручья взбираемся еще на моренный вал. Тут тоже оазис с водой и комарами. И вот наконец-то открывается вид на перевал. Тима идет в накомарнике, я и Андрюха в касках с накомарниками. Решили начинать подъем по каменной осыпи до гребня фото14. Начало подъема 9-05. Поднимаюсь зигзагами, половина подъема средняя осыпь, а под конец более крупная осыпь. Я иду впереди и стараюсь делать зигзаги как можно больше, чтобы не спустить на ребят валуны. Тима на пол подъеме одел каску. Поднялся на гребень в 10-05, с другой стороны сброс в висячую маленькую долину, подъем в которую от нашего ручья начинался ранее. Когда садился писать, чуть не упустил схемку Кандида на район МГ. Все в сборе на гребне. Время 10-21. Светит солнце, облака, слабый ветерок.

Иду в разведку по гребню на пик вершины. Правый и левый перевальные гребни для прохождения сложные фото15 (вид на юг – на карте перевальная седловина от ручья к озеру на восток). От вершины приспускаюсь на левое плечо (если смотреть в сторону р. Западный Горбылок), вниз уходит осыпной кулуар, вначале без веревки спускаться нельзя и потом крутовато, думаю нам сюда ненужно. Прохожу на правое плече вершины. Тут тоже кулуар, очень симпатичный, есть где накопить группу без перил после дюльфера. Нашей веревки в 40 метров должно хватить. Возвращаюсь.

Вышли траверся склон на правое плечо вершины. Не доходя до места дюльфера сели надеть железо фото16 фото17 фото18 (виды с перевала). Далее с Тимой идем вешать веревку для дюльфера. Веревку крепим за камень петлей реп 6-ка (10 метров) в два раза. Первый идет Тима, далее Андрюха и затем я. Накопились. Я бросил рюкзак и с зажимом поднимаюсь обратно. Сдвоил веревку. По двойной дюльфернул до полочки, сдернул веревку и кинул конец Тиму. Со страховкой прошел скалки к группе (40 метров хватает в один конец и нужна еще веревка для самосброса, впрочем, можно спустится как мы или по одному в кулуар (около 20 метров), но тогда придется ждать пока спустившийся не пройдет кулуар вниз, чтобы уйти из-под обстрела). Далее спуск по средней каменной осыпи уходя вначале вправо из-под обстрела (проходим по очереди Тима, Андрей и я), а потом вниз под перевальный взлет, тоже по очереди, средняя, крупная каменная осыпь. Начинал капать дождь, но он не начался. Спустились 14-00 обед. Перевал назвали Грозовой, сложность 2А.

Тут есть место под палатку и вода, дров нет. Раздаются раскаты грома, быстро едим перекус, перевальную шоколадку и уходим спускаться к озеру фото19 (вид с востока, перевал, откуда спустились, не виден, вверху линия спуска уходит в кулуар). Средние, крупные камни. Начинается дождь. В 14-30 спустились к озеру и сели под тент переждать грозу. Тут есть места под палатку, дров нет. Гроза как по расписанию ушла на ту сторону хребта. Дождь кончился в 15-30 и мы пошли дальше по камням огибая озеро слева и уходим вниз по водостоку фото20. Начинается ручей. Тима нарвал ревеня, поели. Тут мощные моренные валы преодолеть которые на подъем довольно утомительно. Далее по правому берегу ручья, трава, камни. Начинается дождь, скорость движения падает. Когда ручей уходит круче, а берега заросли кустами уходим вправо через редкий кедровый стланик по каменной осыпи, через кусты сваливаемся к Западному Горбылоку. Время 17-30. Все же дождик нас намочил, намокли камни и продираясь через кусты намокли мы. Он шел минут 30, но этого хватило, чтобы подпортить спуск к Западному Горбылоку.

В этом месте долина Западного Горбылока довольно широкая, речка имеет несколько русел, стоит лес листвиниц фото21 (правый берег, верховья р. Западный Горбылок). На ручье, по которому мы спускались дрова только до верха ригеля при подъеме от Западного Горбылока. Вечером рыбарис и компот из ревеня. Настроение нормальное, вроде распогодилось. Нашел в поларке в кармане половинку Марса. Опа! Вот это сюрприз! Так спешил, что забыл съесть на обеде. Все отбой на сладкой ноте.

30.07.06 Воскресенье

5-30 вставать лень, но все ждут, когда я встану, традиция... Вылез, запалил костер. На востоке горит зоря. Ну что идем на зорю! Вот только поедим.

Вышли в 7-45 левым берегом, забирая выше от реки проходя ягельные поляны идем вниз по долине. Находим тропку. Она не четкая, но читается хорошо. Ветви кедрового стланика часто мешают идти свободно. За 40 минут дошли до напротив долины следующего левого притока. Андрюха в кедровом стланике потерял наручные часы. Идем далее. Появилась четкая линия движения, где рубленые ветви кедрового стланика и стоят вешки маркировки. Идем этой линией, поправляем вешки. 9-30 начинается лес листвиниц. Идем далее по линии вешек, однако хотя и много срублено идти не легко. 10-40 и до 11 сидели, Тима шьет рюкзак. Далее по вешкам пересекаем заболоченный участок. Пришла мысль упасть к руслу реки. Тут долина широкая, дно плоское, у реки нет кустов и деревьев. Спустились к реке, тут немного кочкарника, но потом идти хорошо. 12-00 дошли до напротив распадка перед поворотом реки вправо. На западе в горах как по расписанию собираются грозовые тучи, а над нами солнце светит, тепло и комары. Обед.

Через пол часа уже раскаты грома в горах и опять гроза. С обеда вышли в 13-00. Тучи несет на нас. Большое плоское пространство (тут стоит разрушенный балаган) проходим срезая угол и далее левым берегом реки ловим тропку. Это хорошая битая тропа была и немного раньше. Как русло реки сужается, тропка начинает удаляться от реки. Дождик нас немного задел, в горах на востоке светло, солнце. Комары задолбали.

Вот уже 22-45, только сейчас залез в палатку ложиться спать. А до этого было:

Идем далее этой битой тропой, то и дело продираясь сквозь кедровый стланик. Теряем ее и находим вновь. Иногда все же попадаются вешки. Уже 17-00, а до стрелки Горбылоков 2 км. Ягель убивает тропу, она теряется при пересечении ручьев и их зарослей. Время 18-00 мы вышли на крупную крутую каменную осыпь. Внизу каньон, вероятно, проходим низом, но до него сбрасывать метров 200. Все вымотались. Технически сложную осыпь преодолеваем очень осторожно находя тропу. Еще немножко. Последние 1,5 часа идем без воды, как назло распогодилось, светит солнце, жарко. Прошли осыпь срезая мыс влево переваливая к спуску. Тут опять ягель тропа потеряна. Начинаем спускаться по сухому с камнями руслу. Все уже предел. Вот наконец-то боле менее ровное место. Воткнули палатку. Воду черпаем в колодце кружкой (глубина на всю руку). Тима не может ходить, болят ноги. Андрюха тоже наступает с болью. Готовим на костре. С Андрюхой выдули котелок чаю. Поели только к 22-00 и укладываемся спать. Комары задолбали вусмерть. Все сплю.

31.07.06 Понедельник

Понедельник день тяжелый. Проснулся в 6-30 вставать лень. Тима героически встал примерно в 7, в 8 поели кашу. Собираемся. До реки спуску метров 300. У ребят ноги, после интенсивной терапии мазью Спасатель вроде отошли, комары просто озверели. Солнце уже над горами на востоке. Небо голубое.

Вышли в 9-05 из лощины вправо на склон с редким кедровым стлаником и сваливаемся к реке 10 минут. Тут конечно есть очень хорошие места для стоянки. Далее по камням по левому берегу реки вверх по течению фото22 (слившиеся Западный и Средний Горбылоки) и не доходя до прижима левого берега бродим стенкой по яйца. Время 9-20. Далее начинаем двигаться левым берегом реки Восточный Горбылок. Через лес, немного по тропе, по камням русла, уходим в каньон, бродим от прижимов, около 6 бродов по 0,5 м. В реке много рыбы. Срезая угол реки, проходя по лесу видим капкан, еще 10 метров и я попал ногой в искусно поставленную петлю. Хорошо еще, что самострелов нет. Идем до 12-50. Прошли до напротив второй горы. Обед. Похоже, каньон закончился фото23 солнышко, хорошо, комаров нет.

С места обеда вышли в 14-10. Бродим на правый берег и по камням идем вверх по реке. В 15-00 упираемся в водопад 15 м на основном русле фото24. Справа впадает левый приток тоже в каньоне, ходил разведать, прошел метров 100 по камням русла, далее русло очень сильно сужается примерно до 2 м. Не доходя 100 м до водопада вылезаем на верх правого берега. Набрали около 60 метров. Тут склон, поросший редким кедровым стлаником, но вот и тропка. За водопадом река выполаживается, каньон кончается фото25 (первый от стрелки Горбылоков левый приток). Легкий ветерок, солнышко. Время 15-37. Идем по правому берегу по тропе, но вот тропка упирается в реку, идем правым берегом реки по камням русла, начинаются прижимы, бродим на левый берег и доходим до островка поросшего тополями и ивами. По часам время 16-45. Решили встать ночевать.

Поставили лагерь. Тут выяснилось, что по джипе время на час раньше. Хм… ну да ладно. Не пойму, где потерял час. Жарко, комаров почти нет. На западе как всегда в это время тучи, но до этой долины они не доходят.

01.08.06 Вторник

Первый день августа, последний месяц лета. Утром заметно холоднее. Встал в 5-30, запалил костер, поставил греться воду. Небо светлое. Верхушки гор озаряет солнце. Комары сильно не достают, хотя кусают. На завтрак пшенка. Поели и неспешно собираемся.

Вышли в 7-30. Левым берегом вверх по реке. Срезая по берегу через кусты. Прохожу большой камень похожий на двускатную палатку в речке слышится писк присматриваюсь мама утка, призывая утят, убегает по порогам. Идем левым берегом срезая через лес, получается довольно приемлемо удается выбирать путь без кустов. Солнышко уже во всю освещает долину реки, скоро уйдет роса. Идем левым берегом, перед огибанием последней горы на лево, переходим на правый берег в надежде найти тропу и срезать угол долины. Тропу мы нашли легко, но вот идти по ней невозможно, то и дело заросли кустов, протискиваясь сквозь них теряется тропа, кедровый стланик и кусты норовят выколоть глаза. Так идем 1,5 часа и сваливаемся в русло реки на камни, бежать по камням намного приятней. Время 12-12, обед.

Пока шел по тропе нашел подкову. Видно коней тут давно не водили для них ведь рубить нужно. Небо голубое, солнце прячется за белыми облаками, комары есть. На обеде сижу, примеряю подкову к ботинку. Тима говорит, что ты делаешь, лосям подковы не положены! Вышли с обеда 13-16.

Идем по камням русла. Река уже стала ручная фото26 фото27. На повороте влево проходим небольшой каньон низом. Прошли еще, появилась большая наледь, выше через метров 100 еще куски наледи. Время 15-00 не дошли до озера метров 400. Поднимаемся по камням русла и выходим к большому озеру, его обходим слева по берегу и уходим в правый распадок по ручью, еще поднимаемся и за поворотом выходим к еще большому озеру, обходим его справа по берегу и идем дальше по камням вверх по ручью. Далее вправо и выходим на немного заболоченные полянки с травой, отсюда только открывается вид на перевал. Решили встать т.к. 17-30 и все устали.

Тут есть вода, места под палатку и можно насобирать веточки ивы на дрова. Решили сготовить на горелке. Весь день жарило солнце, пекло до одури, я шел до пояса раздетый, потом закатив штаны. Сейчас солнышко ушло в тучки и стало хорошо, свежее. Поели супчик из пакета и выпили, вроде полегчало. Ребята еще пьют, я лежу в палатке, пишу, выпью под карпюр. Ок, выпил. Лежу в палатке втыкаю в карту, трудно осознавать куда дальше идти, чтобы выйти в срок. Хочется, конечно, глянуть МГ. Тима достал банку какао, мы ее развели в котле и употребили. Состояние очень интересное. Мужики сегодня говорили о еде, немного поднимает дух.

02.08.06 Среда (полудневка)

В 7-00 Тима стал готовить кашу на горелке. В 7-30 я вылез поесть. Собираемся. Пасмурно, достают комары и мошка. Собрались и вышли в 8-40.

Поднимаемся по средне-крупным камням по водостоку и выходим к озеру. Огибаем его справа и по ручью поднимаемся выше. Тут еще озеро, перед ним уходим влево и напрямик на бугор по камням. Далее каменное футбольное поле и вот вроде начинается спуск. Время 9-18. Кусают комары, слабый ветерок. Мы на перевале Долгий (н/к). Из тура сняли записку 87 года записка1 записка2.

Начинаем спуск с перевала на правое понижение, траверсируя склоны средней осыпи. Левее спускается ручей и видно большое озеро. Немного пахнуло гарью лесного пожара. За перегибом седловины открывается вид на озеро. Спускаемся. Время 11-00. Берега мшистые, можно насобирать дров, но с напрягом. Идем далее, правее водостока по травянистому склону. Тут небольшая висячая долина, покрытая травкой. Начинается лес листвиниц. Время 11-30. Решили встать до дневать (сегодня думали устроить дневку). Погода пасмурно, легкий ветерок. Дров много, есть ревень, можно сварить компот. Ягод, грибов невидно. Красиво.

Тима завалился в палатку отдыхать. Мы решили с Андрюхой начать подъедать все продукты. Начинаем с супчика вермишель, мясо, колбаску уже поели, зуку выпили. Эх, хорошо, слабый ветерок, мошку сдуло. Тишина и спокойствие. Покушали. В 13-30 пошел дождик, не сильный, моросит. Дождь идет уже второй час. Сидим в палатке. Андрюха спит, Тима выпивает. Обсудили дальнейший маршрут. Будем идти к перевалу Жукаускаса и далее его или связку перевалов Троллей и Подарок. По Шуринде вниз и выход в Таксимо. Всего дней 6 или 7. Дождь кончился. Пошел погулять на соседний пригорок и сфотографировать окрестности фото29 (вид на перевал Долгий (н/к) от р. Бамбуйки) фото30 фото31 фото32 (р. Бамбуйка) фото33 фото34 (большой правый приток р. Бамбуйка напротив р. Мшистый). Вернулся к 17-30. Пошел дождь. Готовлю есть. С запада тянет тучи на восток. Вечером временами дождь. Заготовил сухих дров под тент на случай дождя всю ночь. К 9 вечера долины рек затягивает облаками. Поставил идола. Он сдержит непогоду тут, а мы уйдем на восток. Моросит дождик, ложимся спать.

03.08.06 Четверг

Проснулся в 5-33. Вылез, прохладно, правое ухо болит, неужто застудил, хотя сплю в шапке. Ночью моросил дождик. Сейчас тучки по растянуло, в распадке ручья Мшистый загорелась зоря. Готовим кашу, запасенные сухие дрова этому способствуют. Собираемся.

Вышли в 7-26. Влево траверсом по склону и спускаемся по травянистому склону вниз на левый высокий берег ручья. Ловим тропку и по ней технично доходим до Бамбуйки, бродим речку по камушкам, не замочив ноги. Время 8-05. Выглянуло солнышко, в верховьях Бамбуйки облака. По пути Андрюху укусила оса в нос и в руку. Дал таблетку Супрастина, от аллергической реакции. Себе перед выходом в ухо закапал Софрадекс, вроде боль спадает. У Тима порвались шнурки, он матерится, комары сильно не достают. Достал рем. Тима сменил шнурки. Выходим наверх левого берега, ловим тропку и по ней идем вдоль речки. По тропе бежиться, хорошо. Срезать угол не стоит. Проходим по тропке до напротив распадка ручья Мшистый. Тут не четкий отворот в долину ручья Мшистый. По тропе уходим ко Мшистому. Сам ручей достаточно вдалеке справа. Тропа идет по правому берегу ручья. Время 9-40 зашли в долину ручья. Комаров много, есть голубика, небо голубое в облаках, не жарко. Перейдя пару бугров, тропка правого берега подходит к ручью и упирается в него. Прошли немного дальше и перешли ручей по камушкам на левый берег. Тут приняли хорошую тропку и идем по ней. Ручей во всех отношениях приятный и действительно мшистый. Идем по тропе по левому берегу, она подходит к ручью и затем переходит на правый берег, немного легких кустов, ручей становится очень маленьким, мы выходим к большому озеру. Тропа местами заболочена, по ней текут ручьи. Озеро большое, красивое, дрова, места и комары есть фото35 (прямо пойдешь Вертолетный возьмешь, вправо пойдешь в Гольцовый уйдешь, а влево пойдешь в Сасан забредешь). Время 12-00, светит солнышко обед. Озеро обходим слева.

Обед сегодня по еде увеличенный. Едим двойную дозу сникерса и сухофруктов, а колбасы, как обычно, вчера на полудневке ее ели как закусь. С обеда ушли в 13-10.

Слева от озера, немного по тропе и забирая влево, между двумя буграми заходим в долину ручья Сасан. Впереди красивые горы. Идем слева от реки правым берегом. Немного ягеля и по травке. Берега и долина реки плоские. Растительности мешающей идти нет. Насекомые при ходьбе не достают, красота, простор, речка с песчаными заводями. Далее идем правым берегом ручья по травке, потом по камням русла и уходим в непродолжительный каньон. Проходим его низо-верхом фото36. Время 14-51 подошли к большой долине с травянистыми лугами. Тут находится большое озеро. Красиво, не жарко, мошку сдуло. Лес тут кончился, можно насобирать дров, но с напрягом. Далее идем напрямик на правое понижение, где течет ручей. Проходим озеро, оно слева. Поднимаемся левее водопада по скальным плитам и камням и, набирая высоту, выходим в долину к еще маленькому озеру. Тут много золотого корня. Далее лезем в лоб на вал. Тут еще озеро фото37. Обходим его слева и встаем на культурном месте. Ровненькое место под палатку, есть очаг для костра и немного припасенных дров. Время 17-00 встали на ночевку.

Готовим на горелке. Сухарей осталось на три дня, кончается соль. Завтра решили брать связкой перевалы Троллей и Подарок. С перевала Троллей должно быть видно МГ. Погода хорошая, комаров почти нет. Весь день капал в ухо Софрадекс, 6 раз по 3 капли. Помогло ухо не болит. У Андрюхи, после укусов осы, тоже порядок.

04.08.06 Пятница

Проснулись в 5-40. Тима спросил, кто будет готовить, я сказал, что он, как аргумент типа на горелке халява, он спорить не стал, сготовил кашу. Я вылез из теплого спальника, взял тарелку и залез обратно в спальник, кушать. Небо хмурое, но вроде облака расходятся и видно голубое небо.

Вышли в 7-30 по правой линии подъема. За 20 минут поднялись на мореный вал над озером. Отсюда, до перевала Троллей, еще набору высоты 300 метров. Поднимаемся, я траверсом до кулуара-водостока, набрал воды и вверх по кулуару, ребята траверсом с набором высоты наверх кулуара. За эту часть подъема, да еще за не очень халявный спуск, ну и еще за высоту сложность перевала 1Б. Поднимаюсь до тура время 9-15. Бросил рюкзак, одел поларку и пошел прогуляться на угловую вершину 2482 по гребню на запад. Тут стоит тур из белых кусков кварца, но записки нет (это вершина Анюта). Смотрю на МГ, он хорошо виден, но вот его вершинную башню начинает опутывать облаками фото38. Вернулся к туру перевала Троллей. Поднялся Тима, время 9-38. Сняли записку группы отдыхающих из г. Екатеринбурга, 20.08.2005. С перевала спускаемся вниз и траверсом, не теряя высоты, выходим на перевал Подарок 1А. Около 35 минут первый и 1 час последний. Сняли две записки: 1) группы Устинова С.В., 04.08.04, 2) группы отдыхающих из г. Екатеринбурга в количестве 4 человек, совершающих пеше-водное путешествие 5-й категории сложности, руководитель Серафимович К.В., 21.08.2005. Для спуска с перевала сначала уходим по гребню в южную часть перевальной седловины, затем спускаемся тесной группой зигзагом обходя скалки и далее спускаемся каждый в своем темпе уходя из под обстрела. Средняя и мелкая каменная осыпь утомляет фото39. Минут 40 первый и час последний. Спустились до зеленой травки. Тут есть вода и места под палатку, дров нет. Комары конечно да. Время 12-10 обед.

Говорю, эх… 14 день, а людей никого не встречали. Мне говорят, а зачем тебе люди, они в городе есть, а я говорю, как зачем, у людей есть еда ну и девки веселые.

С обеда ушли в 13-10. Спускаемся влево по руслу ручья в русло Шуринды. Далее по травке по правому берегу, туда сюда ручей, поймали тропку и к 14-30 подошли к каньону. Его обходим по тропе по правому берегу. Проходим справа красивые виды на массив МГ и пик Зорро фото40. Ниже них от нас в стороне справа красивое озеро. Далее тропка уперлась в ручей, перешли на левый берег и начали было обходить второй каньон по левому берегу (его так и надо обходить), я залюбовался и влез на бугор, далее кусты и решил, что нужно обходить по правому берегу. Завернул ребят, они тока влезли на бугор, Андрюха ворчит. Перешли на правый берег, далее по берегу. А это мыс со скальным концом. Я назад, пока мужики не дошли, и мы перешли на самый правый берег. Тут конечно кедрового стланика с головой и внутри него тропа. Обошли по этим зарослям каньон и свалились в русло реки. Немного по руслу и на правом берегу нашли неплохое место для стоянки. Хотя еще есть 1 час ходового времени (сейчас 16-00) надо вставать мужики под задолбались. Отдохнем по больше и пробежим завтра Шуринду вниз. Поели борщ и сегодня рыбарис. Погода солнечно, жарко фото41.

05.08.06 Суббота

Встал в 5-30 спалось неплохо, снился сон часть его была в том, что мы у какого-то мексиканца разносчика пиццы отобрали пиццу и он собрал отборных мексиканских негодяев, чтобы нас побить. Драка завязалась, я раскидал человек пять, потом мне показалось все это не интересным и, я встал, пошел готовить завтрак. На завтрак пшенка, сыр и сухарь. Собираемся не спеша.

Вышли в 7-30 по камням русла реки. Бежиться с утра отлично, больше по левому берегу, можно даже не мочить ног, проходя все по камушкам. В Шуринде воды мало. За ходку дошли до левого притока. Справа и слева последние скальные горки впереди в дымке Муяканский хребет. Небо голубое, есть облака, солнышко появилось из-за гор. Комары в русле сильно не достают. Идем далее руслом по камушкам. Напротив скального пика правого берега начинается лес листвиниц. Далее руслом иногда переходя с берега на берег. В 10-30 подошли к месту впадения слева левого притока (истока) Шуринды. здесь правый берег сильно раздается, видно, что в большую воду заливается лес на правом берегу. Далее идем руслом по камням полностью по правому берегу. Тут иногда поджимает, но в общем с хождением по воде достаточно нормально идти в лес пока залазить нет желания. К 12-00 пришли к большому расширению русла. Тут есть остатки наледи. Солнечно, слабый ветерок, комары не достают. Позади вздымаются вершины, впереди в дымке очертания Муяканского хребта. Обед до 13-33.

Далее идем руслом и проходим небольшой каньон. Идем по камням русла, большие камни задолбали, но менять что-то нет желания. Идется на автомате, темп спал, но мы не спешим т.к. дойти до Муи должны в срок. В реке появилась рыба. Вот на правом берегу пологий заход в лес со слабой тропой. Подождал ребят и пошли по лесу по тропе, набрали наверх мыска и по тропке вправо на другой его склон. Вышли к заимке. Тут два больших озера, красиво тишина. Заимка маленькая с печкой. Свободно лежать может 1 человек. Есть чайник, сковорода, из валенок калоши и бахилы от ОЗК. Есть соль, немного взяли, а то у нас почти кончилась.

В 17-10, как дошли до заимки, где и встали неподалеку, покапал дождик. Приготовили супчик. В 18-00 до нас дошла гроза. Она громыхала уже часа 2 назад и вот сейчас дошла. Мы сидим в палатке и кушаем плавленый сыр от Гала-гала. Замешали с сухарями и очень даже. Сухарей остался 1 пакет на раз. Я взял их на 16 дней, думал растянем, ага конечно. В 19-15 дождь кончился, гроза прошла и гремит где-то сильно восточней. Тима пошел разводить костер и готовить ужин. Я пошел посмотреть на Мую. Вышел к Муе через лес после дождя весь мокрый. Мую по сравнению с прошлым годом, какой я ее тут видел, не узнать. Устье Шуринды можно перейти по камушкам. Разведал Мую выше впадения Шуринды и немного ниже. Вернулся, немного блуднув по лесу. Андрюха сделал выговор, что ушел не сказавши. Я его не принял, поел макароны, попил чаю, посушился у костра и в теплый спальник спать.

06.08.06 Воскресенье

Проснулся в 5-15, немного поспал и в 5-30 вылез готовить. Тима рассказал сон, как он с МНиколаевым ходил зимой на Полярный Урал, таская с собой дрова. Вокруг красотища, а самое главное нет комаров. Поели продел, попили чаю, посидели спокойно у костра и пошли собираться. Солнышко уже вылезло над лесом, комары активизировались, мы собрались в путь.

Вышли в 7-45 по тропе на восток от заимки. Далее немного левее на бугорок, через кусты и поймали тропку на восток. Джипа показывает, что это та самая тропа. Идем по ней на восток, она теряется, появляется, становится звериной. Дошли до речки Делтукты, продираемся на восток, идем по странной тропе похожей на след от вездехода. Вот уже часа два нет воды, но время 12-00, пора обедать.

На обед двойная доза сухофруктов и по целому сникерсу (выходим раньше срока и начинаем подъедать остатки продуктов).

Вышли в 13-00. Идем непонятными тропами и выходим к зимовью. Тут можно спать вдвоем, есть кой какой инструмент и посуда. Воды в округе нет, сухо. Идем далее и к 15-00 выходим к сухому каменистому руслу. Далее выбирая путь по легче проходим еще несколько сухих русел ручьев (разлив Мудирикамекита). Жажда уже дает о себе знать. Слева обширная заболоченная территория почти без леса. Проходим еще и появились лужи воды, с жадностью напиваемся, разводим зуку. Весь день долбят комары и мошка до безумия. Попили и вскоре воды хоть отбавляй, началось болото, забирая на лес, по марям, идем напролом. Уже чувствуется усталость. Где-то далеко на западе гремела гроза. Проходим ручей с каменистым дном. Идем далее, тяжело, тропки теряются. Вот еще ручей с песочным дном. Время 16-50, нужно вставать, хватит, все.

Ставлю быстрей палатку и залезаю в нее. Ох, вот это благодать, когда можно передохнуть от присутствия комаров. Нужно шить рюкзак. У моего басковского питона шов на дне у спины уже до половины разошелся. Сижу в палатке, шью рюкзак. Ребята сварили супчик из двух пакетов еще туда сухарей и масла. Едим в палатке. Вход в палатку строго ускоренный, на время, рекорд это влезть, не запустив комаров. Эти твари просто кишат у палатки. Сегодня прошли примерно 20 км. Завтра дотянуть до Шуринды и все можно считать, мы уже дома. 20-30, где-то далеко на западе гремит гром. Палатка вся шуршит и пищит от насекомых. Когда утром вышли весь вчерашний дождь и росу собрали на одежду, но это немного помогло, пока одежда была влажной, не так мучила жажда. Лежу и незаметно вырубаюсь, как все же хорошо в палатке, когда можно укрыться от комаров. В 21-30 пришла гроза, полил довольно сильный дождь.

07.08.06 Понедельник

Проснулся в 5-30, надо вылазить готовить, я вчера грозился это сделать. Взял Тима накомарник и вылез вроде нормально только лес весь насквозь мокрый щас мудохаться разводить костер. Начинаю шкрябать смолы, каких-то веточек, сырую бумагу. Зажигаю палю зажигалкой еле тлеет, вроде берется. Вылез Андрюха, смотрит, как я колдую с дымящим чадом подкладывая сырые дрова, говорит, мож ну его, на горелке сготовить, газа вроде чуть есть. Я говорю, нет, это дело принципа. Уже раздуваем угли пендалем. Вспоминаю Кодар, как с ребятами из Перьми на Бюрокане утром готовили завтрак. Девченка их говорила на их парня, что он весь поход так раздувает, а мы с ним подумали, во блин еще злорадствует. Ну вот мы и сготовили кашу и чай, костер полыхает, в дыму комарья нет, хорошо, кушаем. Тима поел в палатке. Мы с Андрюхой заправляемся чаем и едим сыр, доза увеличена, в связи с более быстрым выходом с маршрута подъедаем еду. Андрюха сжег футболку, которую он вечером повесил сушиться, но т.к. ночью шел дождь, то утром он поимел мокрую футболку и недолго думая кинул ее в костер.

Собираемся и выходим в 8-15. Сегодня пасмурно, лес весь мокрый и мы вскоре всю воду на пути собрали на себя. Идем вначале азимут на загиб Муи, где она упирается в хребет. Вот подхватываем тропку, идем по ней, проходим штук 5 русел ручьев, далее тропка на горельнике теряется, идем примерным азимутом продираясь через кусты и по камушкам. Иногда по тропкам, теряя их в кустах, идем немного набирая примерно между Муей и хребтом посередине. То по хорошей тропе, то без нее по зарослям в руслах рек через небольшие завалы. Все уже насквозь мокрые и облепленные комарами упираемся до 12-30. Все, время, пора обедать, воды нет, но пить неохота. Я надел теплую куртку вместо промокшего капрона. Ну вот хоть тепло, не зря я ее весь поход таскал в последний день пригодилась. Проглотили увеличенный перекус и пошли дальше.

Тут уже удается постоянно идти по тропкам, все мокрое, на палках скользко как на льду, ловим уже более битую тропку и видно она ведет куда надо, к зимовью, видно подрубленные деревца. Так по этой тропке идем проходя ручей с камушками, который я с того года помню и вот выходим к зимовью. Оно большое, могут спать человек пять, есть инструмент и лабаз. Вокруг полно мусора. Еще пару минут и мы у Шуринды. Она бурная, где попало не перебродить. Пройдя метров 50 вверх по реке, брожу, а потом Андрюха с Тимой легкой стенкой вдвоем. Ну вот мы и прошли самое трудное, далее уже дорога и только немного болот. К Шуринде вышли в 15-00. Далее идем по грунтовой дороге, по которой уже давно не ездили. Идем по ней, местами она подболочена, я тут уже помню как идти. Дорога делает лишние крюки, но более короткого пути я не знаю. Ну вот и вышли на песчаную дорогу, время 17-30 и болот больше нет, тут еще ходка, примерно, до озера. Решаем дойти до него и там встать ночевать. Да уж, воды по сравнению с прошлым годом нет, болота легко идутся. Идем по дороге, не спеша дотягивая до ночевки. Все уже позади, осталось порядочно, но это уже не тайга, а так прогулка по дороге. Ох, наконец-то, дошли до озера, красивое оно все же.

Где-то вдалеке, шумит что-то механическое. Слышно как идут вдалеке поезда. Все довольны, не спеша, отдыхая, предвосхищаем конец похода. К озеру подошли к 18-20. Комаров почти нет. Небо вроде растянуло, иногда улыбается закатывающееся солнце. Андрюха в приготовлениях к выходу в цивилизацию сжег рубашку, в которой он еще лет 6 назад ходил на Кавказ. Ложимся спать.

08.08.06 Вторник

Проснулся в 5-30. Спалось не очень, сильно болел палец на ноге. Тима проснулся и пошел готовить, я уснул, в 6-30 кашу поставили к носу, ее аромат будит и заставляет съесть. Собираемся. Вышли по дороге в 7-30.

Идем хорошим темпом и вскоре понимаем, что дорога ведет прямо в Таксимо, а не к ж.д. мосту через Мую. Это хорошо. Дошли до ж.д. вокзала в Таксимо в 11-45. Все поход окончен. Немного покушав и попив чаю в буфете, Андрюха поехал в аэропорт. Правда, сегодня вторник и самолетов не должно быть, но нужно все узнать точнее…