|
1.2 Состав группы
1.3 СнаряжениеСпециальное:
Общее:
1.4 График движения
1.5. График высоты по дням
2. Описание похода2.1. Подготовка к путешествиюПоход проходил по районам Центрального Кавказа (республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария) - Дигории, Безенги, Приэльбрусью. Традиционно сложные походы на Кавказе, как правило, имеют некоторое количество колец в технической части маршрута - "накручивание на носовом платке" и некоторый выход для набора километров. Такой подход к планированию маршрутов благоприятно сказывается на весе рюкзаков и прохождении технически сложных участков, но одной из задач данного путешествия являлась подготовка группы к прохождению сложных маршрутов в Азии, где тактика описанная выше неприемлема. Ставилась задача пройти технически сложный линейный маршрут в тяжелых климатических условиях межсезонья. При подготовке к походу активно использовалась полная свежих отчетов о походах высоких категорий сложности библиотека Туристско-спортивного союза России (Студеный проезд, метро "Медведково"). Достоинство этих отчетов в первую очередь в том, что там можно почерпнуть информацию об изменениях рельефа на маршруте путешествия за последние годы, что в современных условиях на Кавказе особенно важно. Заброска была оставлена в офисе "Каббалкальпиниста" в Нальчике, откуда ее перевезли в альплагерь "Безенги". Получение пропуска в погранзону, заброска и вывоз группы на начало маршрута (в другую республику) были осуществлены с помощью директора "Кабалкальпиниста" Алия Хусеевича Анаева. Все услуги в комплекте обошлись группе в USD$100, что на пятерых - очень даже по-божески. В связи с событиями в Абхазии до самого отъезда возможность похода оставалась под сомнением - вплоть до получения подтверждения, что пропуск в погранзону выдан. 2.2. Климатические особенности района путешествия в осенний периодКлиматические условия Кавказа и их влияние на горные походы в октябре-ноябре сильно отличаются от летних. Температура воздуха, как правило, отрицательная и поднимается выше 0 только в долинах до 2500м. Многие долины в это время вообще не освещаются солнцем. Поэтому воды мало и нужно закладываться на большее количество газа/бензина для топления снега. Осадков в это время года меньше чем весной. Все осадки, даже в низких долинах выпадают в виде сухого снега. Из-за сильных ветров снег сдувается, и на склонах снега нет вообще, на пологих участках и ледниках толстый слой сухого снега. При подходе под перевал по пологому леднику возможна тяжелая тропежка, а перевальный взлет может состоять из голого бутылочного льда. При этом на некоторых склонах в силу особенностей рельефа снег не сдувает, и существует серьезная лавинная опасность (доски). Большую опасность представляют крупные и средние осыпи, покрытые толстым слоем сухого снега. При прохождении таких осыпей нога попадает мимо камней или на скаты камня и соскальзывает между ними, что может привести к травмам и переломам. Движение по такой осыпи получается очень медленное.(скорость меньше 1 км/ч). Мелкие осыпи в это время очень скользкие, из-за того, что засыпаны снегом, а сами камни часто покрыты ледяной коркой. В одном случае пришлось одеть кошки, для преодоления смороженного мелкого шиферного сланца, засыпанного снегом. Лед на перевалах - зимний и очень жесткий. Такой иногда лед называют бутылочным из-за зеленоватого оттенка. Стандартный ледобур вворачивается только наполовину. Рекомендуется использовать укороченные ледобуры (длиной 100-120 мм). Практически весь поход были сильные ветра. Одна палатка была просто разорвана ветром в непогоду ночью. Сдут целый рюкзак(!), а также большое количество вещей(коврик, накидка, мелкие вещи). Рекомендуется использовать такие каркасные палатки, в которых каркас находится в сплошном тканевом кармане. Стандартные оттяжки заменялись на основную веревку, которая пристегивалась карабинами к оттяжкам на стойках, а не на ткани, и крепилась на ледобурах. Иногда приходилось держать палатку спинами изнутри, чтобы ее не сломало. При этом сидящих по краям палатки подбрасывало. Основную непогоду приносит из Грузии, и над ГКХ происходит стык фронтов. При этом не раз наблюдалась ситуация: на севере и востоке чистое небо, а строго над ГКХ сыпет снег и висит свинцовая облачность. В Дигории погода лучше, ухудшается по мере продвижения на запад к Безенги и Приэльбрусью. Локальный характер погоды такой, что поход в северных отрогах Дигории (хребет Суган) может пройти при очень хорошей погоде, в то время как поход в это же время в Безенги или Приэльбрусье вблизи ГКХ может вообще не получиться из-за погоды. Подчеркнем, что, несмотря на жесткие погодные условия, поход обошелся без травм и болезней. Из особенностей путешествий в осенний период отметим необычно короткий по сравнению с летом световой день - не более 12 часов. Светало в 6 - 6.30 утра, а с 18 часов резко темнело, и идти уже не было возможности. В связи с коротким днем и плохими погодными условиями утром или вечером некоторые дневные переходы получались очень короткими. При планировании маршрута фактор продолжительности дня следует учитывать особо и не закладывать слишком длинных дневных переходов. 2.3. Военно-политическая обстановка в районе проведения походаНа момент проведения похода в связи с событиями в Абхазии на территории Кабардино-Балкарской республики(КБР) граница усилена подразделениями МВД и ФПС. При пересечении нами границы КБР и республики Северная Осетия -Алания (РСО-А) была проверка паспортов "с пристрастием" и досмотр рюкзаков как на выезде из КБР, так на въезде в РСО. При этом в двух паспортах не стояло штампа о воинской обязанности (хотя его присутствие там вовсе не обязательно), а еще в одном - не вклеена новая фотография владельца, переступившего через 25-летний рубеж. За это сотрудник осетинской милиции с помощью примитивного вымогательства вытряс из нас 100 руб. Рекомендуем всем выезжающим на Кавказ приводить свои документы в порядок, чтобы "комар носа не подточил". При всем при этом на погранзаставе в долине реки Харес (у альпбазы "Ростсельмаш") пограничники ловили форель и никак не отреагировали на проезжающую вверх автомашину "Газель", набитую рюкзаками и туристами. Каждой погранзаставе на территории КБР придан офицер ФСБ. При этом начальник погранзаставы подчиняется этому офицеру. Досмотр паспортов и документов в альплагере "Безенги" прошел спокойно, но сам факт наличия погранпропуска вызвал удивление: "Как вам его вообще выдали в это время?!". В результате беседы с офицером ФСБ в а/л "Безенги" удалось узнать, что у боевиков имеется до 30 человек инструкторов с горной подготовкой и проблем с переходом границы через сложные перевалы у них не будет. Нам настоятельно не рекомендовали выходить в Приэльбрусье, ссылаясь на единичные попытки прорыва боевиков из Сванетии в тот район. В дальнейшем указанные сведения не подтвердились. Ясным солнечным утром в долине Чегема из леса навстречу нам вышли два человека кавказского вида в потертой военной форме без опознавательных знаков, вооруженные автоматом и снайперской винтовкой. К счастью, это был дозор из местной милиции, который постоянно ночует в приюте "Твибер", а днем их сменяют пограничники. Беседа прошла спокойно. Наиболее напряженная обстановка на маршруте была в Приэльбрусье. В развалинах старого альплагеря "Джайлык" "встречать" нас выбежало отделение автоматчиков с оружием наперевес, запуском сигнальной мины (которая издает свист и стреляет ракетой) и прочими атрибутами военно-спортивных игр. Видимо, наше спокойное поведение немного успокоило старшего офицера. Беседа с ним продлилась недолго и после проверки документов на отпустили вниз. Судя по обстановке, вверх по этой долине (к примеру, на перевал Гумачи) нас бы не пустили даже с пропуском. Офицер также доложил по радиосвязи вниз о том, что спустится группа туристов. По дороге вниз встретили двоих контрактников (их отличают от солдат-срочников бравый вид, тельняшки и хорошее обмундирование), шедших наверх с грузом на спинах. В устье долины Адырсу расположено подразделение 58-й армии. Имеется станция спутниковой связи, вкопанные в землю и обложенные камнями БТР и танки, батарея 122-миллиметровых пушек, стволы которых развернуты к границе и вверх по долине, и несколько десятков грузовиков. На огневых позициях, обложенных мешками с песком, постоянно находятся стрелки. Прохождение этого военного "поселения" прошло без осложнений - похоже, о нашем появлении сообщили заранее. По рассказам спасателя МЧС Сергея Никитина, военные уже уронили в реку Баксан бронетранспортер. В настоящее время еще можно проехать на Эльбрус, но станции канатки уже охраняют солдаты. При получении погранпропуска, нас предупредили о готовящихся полетах военной авиации вдоль ГКХ и возможных последствиях. Но из-за плохой погоды полетов в районе маршрута не было, за исключением одного дня в конце маршрута, когда мы видели звено из трех самолетов СУ-24 возвращающихся предположительно в район аэродрома Моздок. 2.4 Описание маршрута по дням(все стороны и направления даны орографически, за исключением оговоренных случаев) День 1. Заезд в долину реки Урух (Харес) Прибыли в Нальчик рано утром, оставили заброску в офисе "Каббалальпиниста", закупились на рынке недостающими продуктами и зеленью, и в 12 часов стартовали из города. После преодоления тяжелой дороги, двух блокпостов на границе двух республик наша "Газель", снятая с нальчикского городского маршрута номер 5, наконец, въехала в долину реки Урух (Харес). Проехали мимо погранзаставы у альплагеря "Ростсельмаш" и высадились напротив Таганрогской турбазы, где дорога по левому берегу Хареса начала круто набирать высоту. Прошли переход под дождем, к вечеру перешедшим в снег, до конца дороги. За следующий переход забрались на устьевую ступень долины и заночевали среди крупных моренных валунов. День 2. Долина реки Харес. Ночью насыпало 5 см снега, и к утру установилась ясная погода. Выход в 11 часов. За один переход по долине р. Харес добрались до ручья Орс-дон, вытекающего из цирка ледника Доппах. Летом переправа через ручей сложная, и необходимо использовать веревку. Но сейчас воды очень мало и мы перепрыгнули Орс-дон по камням (фото 1). Со стороны ГКХ снова потянулись облака. На солнце достаточно тепло, и можно идти в майке и легком анораке. Следующий переход - по тропе левого борта долины Хареса. Долина реки заболочена и тропа идет вдоль левого борта. Отсюда хорошо виден заход на перевал Штулу-вцек (н/к). К концу перехода небо затянула низкая облачность и пошел снег. Под нависающим камнем мы встали на обед. После обеда снегопад стал еще сильнее и через пол-переход мы подошли к языку ледника Моцота. Здесь из огромного ледяного грота вытекает река Харес. Так как снег падал сплошной стеной, видимость упала до 50м. Встали на ночевку. По описанию [2] около языка ледника нужно начинать крутой набор (до 45 град) на левый борт по шиферным сланцам. Как выяснилось позже, более удобный заход на перевал Джераска - вовсе не там. Не доходя до скальных сбросов левого борта долины, нужно начинать набор вверх по крутому травяному склону, который плавно выводит на травяную ступень висячей долины цирка, в верховьях которого находится перевал Джераска. День 3. Перевал Джераска (2А, 3430) Утром на небе рваная облачность. Сильный ветер. По моренному валу выходим на шиферные сланцы. После мокрого снегопада накануне сланцы оказались сморожены и местами покрыты тонкой коркой льда. Подъем очень опасен. Практически постоянно поднимались на три такта на носках пластиковых ботинок, как по льду, пытаясь использовать ледоруб как точку опоры (врубали его в смороженные сланцы). Через 1 час тяжелого подъема вышли на небольшую травяную ступень шириной около 15 м. Привал. Далее за переход поднимаемся по травяному склону устьевой ступени в висячую долину. Отсюда хорошо видно, что заход снизу на левый борт висячей долины, описанный выше, более удобен. Перевал Джераска расположен между вершинами Джераскифастагалхойне (3563 м) и Штулутау (3585 м) в Штульской перемычке и соединяет долины рек Харес и Карасу. По висячей долине правым берегом ручья проходим еще переход, по дороге минуя небольшой каровый ледничок (фото 6). Далее за переход по моренным валам поднимаемся в верхний осыпной цирк пер. Джераска. Седловина перевала расположена между вершиной и пиком 3662 в северном отроге ГКХ. Отдыхаем перед снежно-осыпным перевальным взлетом (фото 3). Преодоление перевального взлета и выход на седловину заняли ровно час. Седловина перевала полностью засыпана снегом. Тура не нашли. Карнизов нет. Вниз уходит ледник. С седловины справа по ходу хорошо виден "в профиль" перевал Штулувцек. Есть места для ночевок, но дует сильный ветер. Начинаем спуск на ледник. Спускаемся в кошках и связках. После выхода на первое выполаживание, резко уходим влево (фото 4). Слева по ходу есть заснеженное осыпное ребро, которое постепенно превращается в скальное. Траверсируем склон налево и пересекаем ребро. Выходим в осыпной цирк под западными склонами пика 3576. Далее спуск по кулуару, по мелкой заснеженной осыпи. Под снегом осыпь покрыта наледью. Поэтому движение в верхней части на 3 такта лицом к склону. Длина кулуара около 50 м, крутизна 30-35 градусов. Он выводит на заснеженное моренное поле. Двигаемся в направлении крайнего правого (по ходу на запад) распадка между моренными валами (с остановками - 1 час). Распадок переходил в глубокий, промытый в моренном вале заснеженный осыпной кулуар. Движение сильно замедлено толстым слоем снега, лежащим на крупных камнях. Столкнулись с этим в первый раз, но за три последующих недели похода почти успели привыкнуть.
Ниже по кулуару перед скальным сбросом (летом там, очевидно, водопад, сейчас только ледовые наросты) уходим через правый борт на травяной склон (30 мин). Отсюда далеко внизу видны травяные площадки на гребне правой морене ледника Штулу у ручья, стекающего из того же цирка, что и наш кулуар. Траверсируя крутой травяной склон, спускаемся до площадок. По морене проходит хорошо набитая тропа, а на площадках видны остатки загона для скота. Спуск от уступа занял 1 час. Здесь, на площадках, полных отходами жизнедеятельности крупного рогатого скота, встаем на ночевку. День 4. Долина р. Карасу - долина р. Лькези - "Зеленое седло" Выход в 10 часов. Погода хорошая, на небе редкие облака. По тропе за 25 минут спускаемся с моренного вала, пересекаем долину к левому борту, переправившись через ручей, вытекающий из-под ледника Штулу, по камням. По левому берегу по тропе за полчаса добегаем до озера Таталастауат на слиянии ручья с рекой Ахсу, стекающей из цирка ледников Ахсу и Суган (с места слияния начинается река Карасу). Место вокруг озера очень живописное, красивый вид на возвышающиеся черной скальной стеной Суганские вершины. Открывается заход на перевалы Солдат (1Б) и Рцывашки (1Б). На западе виднеются курящаяся в облаках вершина Фытнаргин с перевалом Дыхсу, перед ними - невысокий массивный скальный купол горы Левхановцек. Далеко на западе парит в небе белый, как сахарная голова, пик Коштантау. От озера тропа проходит через кош в устье ручья с хребта Киласырт и спускается низом через березовый лес. Пройдя около 45 мин до поляны, начинаем подъем по склону, поросшему рододендронами, в поисках верхней тропы, траверсирующей склон длинного зеленого хребта Киласырт, о которой говорилось в источнике [5]. На склоне растет брусника и попадаются мороженые грибы ("подморозовики"). В бинокль удается разглядеть тропу: она выглядит тонкой заснеженной полосой среди заросшего рододендронами склона - в тени рододендронов снег не тает даже при прямом солнечном свете. Набрав около 200 м по склону, буквально продираясь через зеленые заросли, вышли на искомую тропу, и шли по ней до описанного в отчете [5] "райского места" на перегибе хребта, где находятся большие ровные травяные площадки и озеро. Место встретило нас желтой вымерзшей травой, закрытым ледовой коркой озером и сильнейшим шквальным ветром, который буквально сбивал с ног. На привале пришлось закутаться в теплые пуховки. (от начала поисков тропы до выхода на перегиб - 1 час). Сверху в бинокль видно, что в районе слияния рек Карасу и Лькези расположена застава пограничников. Попытка установить радиосвязь с "Большой землей" снова не удалась. С поляны открывается вид "лоб в лоб" на "Зеленое седло" на противоположном борту ущелья. За полчаса по крутому травяному склону с выходами скал спускаемся вниз, в долину. Здесь обедаем. Внизу по ущелью Лькези проходит тропа. Судя по следам в снегу, долину патрулирует наряд пограничников - в верховьях Лькези находятся несколько перевалов 1А-1Б, ведущих в Грузию. Чуть ниже в "каменной пробке" ущелья есть металлический мост через Лькези. По нему переходим на другой берег и подходим под "Зеленое седло" - ярко выраженное понижение в отроге, разделяющем долины Лькези и ледника Ашгатан (Фытнаргин), расположенное между вершиной Левхановцек и пиком 2768. В это время года седло, скорее желтое, чем зеленое, и в верхней части сильно заснежено (фото 8). Заход на "седло" - по крутому (до 45 градусов) травяному склону, поросшему густой травой и рододендронами. Рекомендуем путь не вдоль ручья, где ярко выраженные ступени и сбросы, а слева по ходу, почти прижимаясь к скалам - так подъем будет равномернее. Спускаться же этим маршрутом не рекомендуем никому, особенно если склон заснежен - в этой ситуации спуск становится объективно опасным из-за невозможности организации нормальной страховки. От места обеда до выхода на первое выполаживание (в верхней части подъема) - 1 час. Подъем на седловину после отдыха занял еще 30 мин. На седле нас встретил сильный ветер, пошел снег, началась метель. Вдобавок, световой день подошел к концу. С седла за 15 минут спускаемся в карман правой боковой морены ледника Ашгатан, где встаем на ночевку в "аэродинамической трубе". День 5. Ледник Агаштан. Серое утро. Со стороны ГКХ дует сильный холодный ветер. Палатки за ночь занесло снегом, который переносится по карману сверху вниз. Утром пришлось откапываться. Поднялись по моренному карману на гребень морены. Не доходя конца моренных валов, в наиболее удобном месте спускаемся на ледник по смороженному жесткому конгломератному склону. Выходим на ледник и связываемся (от стоянки - 40 минут). Небо понемногу затягивает. По описанию [4] до пика Марджаношвили ледник проходится по центру. Двигаемся между двух ледопадов вправо-вверх по ходу, чтобы пройти посередине. Снизу кажется, что трещины там небольшие. Погода тем временем испортилась. На севере солнце и ясно, а над нами уже сплошная облачность, сильный ветер со снегом. Пройдя еще 45 мин, попадаем в зону непроходимых разрывов ледопада. Видимость упала до 50 метров. Возвращаемся по следам обратно к правому борту под склоны пика 3272. Началась сильная метель. Идти дальше нет смысла. Встали на отсидку прямо на голом льду, растянув палатку на ледобурах. День 6. Подходы под перевал Фытнаргин. Утром хорошая погода (фото 9). Сильный ветер со стороны ГКХ. Двигаемся вдоль правого борта ледника Агаштан в направлении возвышающегося пика Марджаношвили ("Маимуна веришвили" - так получилось, что комедия "Кин-Дза-Дза" в этом походе была самым цитируемым фильмом). За час выходим на пологое центральное плато ледника. Отсюда видно, что в хорошую погоду ледопады вполне обходятся. Продолжаем движение по центральному плато на северо-запад. 1 переход - под склоны верхней террасы ледника, длинной подковой тянущейся вдоль южных склонов вершины Фытнаргин. Подъем по короткому крутому (до 40 градусов) снежно-ледовому склону на верхнюю террасу занял 30-35 мин. Поднявшись, движемся в направлении хорошо видной на западе седловины перевала (между пиками Фытнаргин и Белая Незнакомка) до характерного ранклюфта у края ледопада с южного склона вершины Фытнаргин (1 час 10 мин). До седловины, на глаз, 1,5-2 часа хода (летом меньше, здесь движение затруднено сложной тропежкой - снег сменяется участками проваливающегося под ногами жесткого наста). В этом месте встаем на ночевку в надежде на защиту от ветра. День 7. Первая отсидка. Вечером ветер усилился и повалил снег. Видимость уменьшилась почти до нуля. Играем в преферанс на тропежку (шутка, похожая на правду). В основном выигрывает Денис - сказывается школа ФСБ. Экспериментальным путем выясняется, что пуля на четверых до 20 хорошо умещается в паузу от завтрака до обеда. И от обеда до ужина. Очень удобно ходить впятером: четверо играют, пятый дежурит и скрашивает досуг ласкающими слух эпитетами в адрес четверых. Первый, но не последний раз уронили карты в кастрюлю. Вывод: обязательный элемент группового снаряжения в межсезонных походах высокой категории - колода карт с пластиковым покрытием. Под аккомпанемент усиливающегося ветра отходим ко сну. День 8. Отсидка-2 или Непогода, лишившая нас палатки. В полночь проснулись от сильных ударов ветра. Через час-полтора такого "отбойника" порвало тент на маленькой 2,5-дуговой палатке. Саму палатку сразу же забило снегом, и все собрались в оставшейся. Утром отрывали порванную и расплющенную навалившим снегом палатку на непрекращающемся ветру. Стойки выгнуло так, что больше ее не поставить (в итоге эту палатку оставили в альплагере "Безенги" и до конца похода так и жили впятером в трехместной). Весь день дует ветер. Хорошо, что встали в ранклюфте - на ровном леднике ветер еще сильнее. Играем в преферанс, кинга, буру и тысячу. Денис опять у всех выигрывает. Расход газа сильно увеличился - топим снег и очень холодно. К вечеру снег и ветер чуть уменьшились, на небе появились разрывы. Устали от двухдневного видения на одном месте, и было принято решение (возможно, ошибочное) подойти под самую седловину перевала. В процессе сборов ветер унес коврик и накидку. Вышли в 16.00. За час с небольшим поднимаемся в верхний цирк под самую седловину. На ураганном ветру ставим оставшуюся в живых палатку. Вместо порванных оттяжек используется основная веревка, которую карабинами крепим к ледобурам и ушкам на внешних карманах для стоек. Ушки оказались прочными и не оторвались. (Советуем палатку Sinto новой модели "Штурм" для всех походов в тяжелых климатических условиях: она зарекомендовала себя как очень прочная и надежная, за исключением молний на внешнем тенте). Начали обмораживаться руки и ноги. В этих условиях любая мелкая ошибка или проблемы со второй палаткой привели бы к аварийной ситуации. По очереди заносим внутрь мешки, вынимаем вещи, рюкзаки на улице пристраховываются к ледобуру. Сидя впятером в трехместной палатке, держим каркас изнутри руками и ногами, дежурный готовит ужин посередине. Удалось приготовить еду и лечь спать. Ураганный грохот ветра и опасения, что вторая палатка повторит судьбу первой, не давали заснуть. Периодически приходилось вскакивать и держать палатку изнутри руками и спинами при очень сильных порывах. Заснули только к утру. День 9. Перевал Фытнаргин (3А, 3850). Никто не помнит, как прекратился ветер. Проснулись от ощущения непривычной тишины. На востоке красное зарево восхода. Ура, наконец-то хорошая погода, идем на перевал! Но выскочив из палатки, поняли, что что-то не так. Нет пашиного рюкзака. Вечером его пристраховали куда-то не туда. Связавшись, штурмовая двойка побежала вниз искать рюкзак или вещи по направлению возможного полета. Николай увидел что-то черное. Это оказалась телескопическая палка из рюкзака, воткнувшаяся в фирн. Вектор полета найден. По нему нашли вторую палку. Затем начался ледопад. Обследуя каждую трещину, обнаружили в одной из них аккуратно сложенные рядышком на полочку кошки, радиостанции, карту в пакете, пару упаковок печенья и один треккинговый ботинок с банкой тушенки внутри (второй, пустой, найти так и не удалось). Горный бог Мабука оставил нам минимум необходимых вещей (кошки!!!), чтобы идти дальше, остальное забрав себе. Большой рюкзак и штурмовой рюкзачок со всем личным железом, новый треккинговый ботинок Asolo, накидка Tatonka, солнечный крем, сеточки для лампы, упаковки с едой, умывальный набор, запасные носки, описания перевалов, газовые баллоны, книга про первопрохождение К-2 и Канченджанги (ее жаль больше всего), которую успел прочитать только Олег, и другие полезные мелочи - все это было принесено в жертву горам. К счастью, в палатке остались большинство личных вещей и все документы с деньгами, а также совершенно случайно оказавшаяся там каска, которая всю ночь жутко мешала. Нам известно три случая ухода рюкзаков по разным причинам. Тот факт, что в них всегда были новые вещи (новая одежда из полартека, ботинки или железо) заставляет либо окончательно поверить в законы Мэрфи (они же - Паркинсона или "законы подлости") либо стать суеверным. Пока искали рюкзак, рядом со вчерашними следами на леднике наткнулись на замерзшую во время урагана птицу. Сделав подобие рюкзака из штурмового мешка Коли и вещей, навешанных снаружи при помощи целой системы веревочек, стропочек, мешков и мешочков, идем на перевал. Хозяину потерянного рюкзака так и пришлось идти обвешанному, как новогодняя елка (надев, вдобавок, веревку на шею), до самого а/л "Безенги", где удалось взять в аренду альпинистский рюкзак. Лямки у штурмового рюкзака быстро оторвались, пришлось их сделать из репшнура, который сильно резал плечи. В общем, уделяйте страховке рюкзака на биваке особое внимание. Перевал - широкая ледовая седловина, подъем на которую от места стоянки занял минут 20-25. Поднялись в 11.00. На небе - ни облачка. С перевала на запад открывается великолепная панорама скального массива Коштантау - Дыхтау (фото 10). Редко кому удается увидеть безенгийские вершины в таком ракурсе. Сама стена не видна - ее заслоняет величественная Шхара, на которую мы смотрим с востока в профиль. Тур расположен на скальном выступе в северной части седла. Сняли записку группы из Санкт-Петербурга 2001 года - руководитель Голубев (м/к 56/01). Они, в свою очередь, сняли записку годичной давности своих земляков под руководством Лобова, по описанию которых ( [6]) мы шли. Надо было оставить свою в ботинке. Когда пришла в голову эта идея, были уже внизу. Ботинок в итоге оставили на моренке под перевалом. Второй - где-то в трещинах с восточной стороны. Если хотите, заберите себе, будем только рады (Asolo Fusion GX95, размер 9+, почти новый). В 11.50 начали спуск. Вниз круто уходит чистый зеленый бутылочный лед (фото 11, 13). Попытка завернуть первый бур до конца, кончилась тем, что тот был погнут. Спуск осуществляли на проушинах - специально взятый ледобур с барабаном до принесения в жертву так ни разу и не был извлечен из рюкзака. Проушины делались специальным, толстым буром длиной 300 мм и диаметром 40 мм. По ледовому лбу за 3 часа повесили 6 однотипных веревок на ледовых проушинах. Крутизна склона в среднем 40-45 градусов, первые две веревки - до 50 градусов. Затем прошли 200 м в связках по зафирнованному склону крутизной 25-30 градусов до бергшрунда и повесили через него 7-ю веревку (15 м). Лед очень жесткий. Закрутить бур крайне тяжело. Времени на изготовление обычной проушины уходило до 15 минут. От бергшрунда до поворота ледника Айлама на север - 1 час в связках по фирну, местами яркое солнце его подтопило, пришлось помучиться. Двигаясь по леднику, попадаем в зону сильного растрескивания, переходящие в ледопад. Двигаться лучше по правой стороне ледника. Напротив правого притока ледника Айлама, выводящего к связке перевалов Катюша-Дыхсу (2Б), выходим на моренную гряду и с нее переходим на правый борт. По осыпям правого борта за 1,5 часа выходим на бараньи лбы, нависающие над ледником. Здесь готовые места для ночевок, но воды в это время года совершенно нет, и газа осталось не так много. Погода после двухдневного шторма весь день была идеальная - нет ветра, ясно, яркое солнце. Впервые за весь поход. День 10. Прохождение ледопадов ледника Айлама. Выход без завтрака, так как внизу виднеется река Дыхсу, и решаем немного поэкономить газ (воды на стоянке как не было, так и нет). Спускаемся по морене правого борта, потом по крутому конгломератно-осыпному заснеженному кулуару на ровную часть языка ледника Айлама между верхним и нижним ледопадами. Спуск местами маркирован турами (в 3 камушка). На ровном участке между ледопадами пересекаем ледник с правого борта на левый в соответствии с [3], [6]. (фото 14) Движемся по ледово-каменной каше левого борта (фото 15). Идти приходится очень медленно, т.к. под ногами смесь льда и камней, засыпанная снегом. Периодически попадаем то на грязные ледовые сколы, то на бараньи лбы. В процессе движения на непроходимых "ногами" участках в сумме повесили 3 веревки (1х15 м, 2х50 м) - на скальном выходе, бараньих лбах (фото 16) и на краевом ледовом сераке. Спуск на морену у языка ледника Айлама занял от стоянки 3 часа. Пересекаем широкую долину р. Дыхсу по моренным валам к конгломератному "динозавру" левого борта долины высотой 200-300 метров. Сверху утром казалось, что там течет вода. Вместо воды оказалось высохшее русло и грязный ручей с освещенного солнцем "динозавра", не пригодный для питья. За водой отправили специальную экспедицию обратно к подножию языка Айламы. На обеде просушили вещи и немного понежились под солнцем, первый и последний раз в походе раздевшись до пояса. Как только солнце скрылось за ГКХ, мгновенно стало холодно до желания одеть пуховку. После обеда за полперехода подошли под язык ледника Дыхсу, двигаемся по моренам левого борта широкой долины (1 час). Переходим на ледник, с него снова на левую морену. Дойдя до висячей долины ледника Крумкол справа по ходу, спускаемся к травяным стоянкам на правом берегу одноименного ручья, который уходит под ледник Дыхсу, промыв в нем огромный ледяной грот. (Последний переход - 1ч. 10 мин). Погода весь день отличная. Холодно. Ручей покрыт толстым ледовым панцирем - видимо, солнце в течение дня сюда не достает. День 11. Подход под перевал Дыхниауш. Подъем в 6.00. Выход в 8.00. Вдоль ледника по нагромождению камней левого борта долины ледника Дыхсу за час доходим до устья ручья из-под перевала Песчаный. В этом месте лучше сразу начать подъем на исполинский гребень древней боковой морены. На гребне начинается хорошо набитая тропа. В кармане морены течет ручей, есть места для стоянок. Древний моренный вал вместе с ледником постепенно заворачивает на север (фото 18). Внизу в месте перегиба - огромный ледопад ледника Дыхсу, от борта до борта (фото 19). Переход по гребню до выполаживания напротив пика Панорамный занял 1 ч. 10 мин. По длинному ровному гребню практически без набора еще за 35 мин. добегаем до моренного распадка под пиком Двух Бойцов. Обедаем. После обеда было принято ошибочное решение спуститься на ледник и дальше двигаться по нему. Куда логичнее в условиях глубокого снега продолжать подъем по гребню морены, уходящей высоко вверх и направо (в цирк перевалов МВТУ и Спартак), за поворотом спуститься с нее на моренные поля и вдоль основного ледника Дыхсу подойти почти под перевальный взлет (фото 21). Вместо этого спускаемся на моренную гряду, которая через переход кончается и начинается зона растрескивания. Периодически применяем попеременную страховку. Далее двигаемся до одинокого камня напротив ледопада ледника Башхауз (50 мин). На ровных участках начинается тяжелая тропежка, скорость не более 1 км/ч. Подъем по уступам ледника под склонами восточных контрфорсов Шхары в верхний цирк перевала Дыхниауш занял 1 час 20 мин. Виден след от свежего ледового обвала с отрога Шхары. Подход под перевальный взлет занял еще 35 мин. В результате расстояние от распадка до перевального взлета (по прямой около 3 км) преодолевали почти 5 часов. В результате движения по леднику затратили около 3 часов лишнего времени по сравнению с вариантом движения по морене. После двух дней идеальной погоды появились первые облака, и к вечеру уже стала переменная облачность, но осадков пока нет, тихо и безветрено. День 12. Перевал Дыхниауш (2Б, 3872). Погода с утра - переменная облачность. Двигаемся на перевал траверсом по северному склону цирка в сторону скальных полок. По пути встречается след небольшой лавины. При подъеме к скальной полке оказалось, что камни покрыты слегка смороженным тонким слоем снега (около 20 см), который не держится на скалах и отваливается досками при движении по нему. Образовавшаяся при разрушении доски крупа сухого снега прекрасно скользила по камням. При попытке движения с одновременной страховкой возникла угроза срыва всей связки. Начали провешивать веревки строго вверх к каменному поясу над полкой. До первого скального выступа провесили 20 м перил. Подъем от места стоянки по снежному кулуару под скальный пояс занял 45 мин (с последним перильным участком). На полке вдоль скального пояса закрепили петлю и провесили 2-ю веревку до следующего скального выступа (фото 23) по скалам, закрытым скользкой снежной коркой. Крючьевая страховка. Следующая веревка провешена до большого выступа-камня, торчащего из-под снега. Страховка петлей за камень и на ледорубе. От камня вправо-вверх уходит заснеженный кулуар крутизной 30-35 градусов. По нему провесили веревку до скальной стеночки. Отсюда, траверсируя склон по глубокому снегу с живыми камнями под ним, вешаем 5-ю веревку по направлению к седловине (фото 24). Крепление на петлях в выходах скал. Следующая веревка выводит на седловину. Под снегом - наледь, требуется надеть кошки. При выходе на седло пришлось прорубить проход в полуметровом снежном карнизе. Всего до седловины повешено 6 веревок. Время технической работы - 3 часа. На седловине - голый лед. Тур в смерзшихся камнях не обнаружен. С перевала открывается великолепный вид на ледник Безенги и величественную Стену (фото 26). Большинство из нас видит этот массив первый раз в жизни. Пересказывать нет смысла, надо увидеть собственными глазами. На спуск уходит голый лед - такой же неприятный, как три дня назад на Фытнаргине (фото 25). Провешено 80 м перил на ледовых проушинах. Первая веревка - по крутому склону (до 45 градусов) вертикально вниз, второй хвост - через забитый смерзшимся фирном большой бергшрунд. Спустились с седловины за 1 час. Далее пересекли верхнее плато восточной ветви ледника Безенги и под склонами жандарма Варшава по моренам правого борта за переход спустились на центральную часть ледника. Внизу на моренах напротив восточных отрогов вершины Джанги обнаружили оставленные кем-то под камнем снегоступы и вешки на леднике. Подумали, что кто-то на восхождении. Позже узнали, что в ту ночь, когда мы ночевали за перевалом Джераска, ледовым обвалом засыпало двух альпинистов из Санкт-Петербурга, снимавших фильм о восхождении на Шхару. Этот случай описан в журнале "Экс" (ноябрь 2001 года). Один альпинист к утру выбрался самостоятельно и в одних сапожках от пластиковых ботинок сумел спуститься в лагерь, второго извлечь из ледового завала не удалось, и спасработы отложены до весны. Еще один переход затрачен на крутой спуск с моренного вала на широкое моренное поле в месте слияния ледников Безенги и Селлы. Там развязались из за 15 минут по конгломерату прямо "в лоб" поднялись к Джангикошу, где и встали на ночевку. Хижина треугольной форму (фото 27), построена на дощатом настиле, через который ночью сильно задувает. Найдены продукты иностранной национальности и даже относительно свежий хлеб (видимо, остался от спасработ). Позаимствовали какао и американское картофельное пюре, взамен оставили сухарей и гречки - "баш на баш". Если у кого чего не хватает, в хижине можно пополнить запас продуктов, горючего и даже газа, есть целый мешок мисок, кружек и ложек. Главное - не жадничать и оставлять что-то взамен. День 13. В альплагерь Безенги за заброской. С утра погода пасмурная. От Джангикоша спустились на морену и по гребню, как по бульвару, за переход добежали до поворота ледника на север. Отдохнув, спускаемся на ледник и, немного поплутав в разломах, подходим к Камню в центре языка ледника (Именно с большой буквы. Увидев его, всякий поймет, почему) (фото 28). Под Камнем оставляем все снаряжение, которое внизу не понадобится, и почти налегке бежим вниз по центру ледника, зону разломов обойдя по левой боковой моренке (приходится периодически снимать и одевать кошки, но ничего страшного). До конца открытого льда добежали за 50 мин. Отсюда еще за 45 минут по моренно-конгломератным отложениям языка ледника (маршрут маркирован частыми турами) добрались до травяной долины, и, перемахнув через древний моренный вал, оказались в альплагере "Безенги". Здесь нас встретил Малик - житель поселка Безенги, который работает сторожем в альплагере. Заброска уже неделю ждала нас в лагере. Нам отвели комнату с постоянно работающей плитой и телевизором, который после двухнедельного отлучения от цивилизации подействовал как "культурный шок". Весь вечер гоняли чаи, смотрели телевизор (больше от информационного голода, нежели от желания). Запихнутый добрыми друзьями в нашу заброску сентябрьский Playboy не вызвал практически никакого интереса. Скучный. В дальнейшем использовался в основном как расходная бумага для перевальных записок (которые, мы не сомневаемся, вызовут несказанный интерес у последующих за нами групп туристов). День 14. Подъем с заброской к Камню. За полдня разобрали продукты. Посмотрели по телевизору очередные новости. Про две самые животрепещущие темы - футбол и обстановка в Абхазии - ни слова. Когда уже собирались выходить, в альплагерь заехало пограничное начальство и проверило с пристрастием наши документы. Один из руководителей заставы оказался нашим земляком-москвичом, но, к его сожалению, в его родном Перово никто из нас не проживал. Офицеры после некоторых колебаний написали записку для наряда, который ежедневно патрулирует долину до языка ледника, чтобы нас пропустили. Но при этом всячески убеждали сойти с маршрута прямо здесь, пугая военной обстановкой - в особенности в Приэльбрусье, где, по их словам, стреляют чуть ли не каждый час. Выход в итоге задержался до 14.45. До Камня добрались за три перехода, затратив на подъем от альплагеря "Безенги" в сумме 3 часа 10 мин. "грязного" времени. Забрали вещи, уже в сумерках пересекли ледник от Камня на запад, поднялись на моренные валы левого борта, и спустились к Баранкошу практически в полной темноте. Встали на ночевку на ровном моренном берегу замерзшего озера. Чтобы добыть воду, пришлось долго с усилием долбить ледорубами лунку - толщина льда не менее 10 см. День 15. Подъем на перевал Кель (1А, 3600) С утра погода пасмурная, снегопад и туман при полном отсутствии ветра, видимость не более 50 метров. К палатке зачем-то подходил огромный старый тур (какой же Баранкош без баранов?), долго стоял и смотрел на нас (фото 30), потом фыркнул и так же равнодушно ушел. Через некоторое время туман растянуло, выглянуло яркое солнце. Вышли в 11.00. Начали подъем по широкому травянистому гребню одного из моренных валов, ведущих в цирк перевала Кель. За час с небольшим (два неполных перехода) вышли в висячую долину, траверсировали цирк по заснеженным моренам под перевальный взлет (еще 35 минут). Переходы были короткие, поскольку с грузом шлось тяжело. Сидели долго. Пока обедали под перевальным взлетом, Николай сходил на седловину по одному пути и спустился по другому. Подъем непосредственно на перевал, на правую по ходу от скального отрога седловину, занял у нас 50 минут. В туре из камней и деревяшек лежала гильза и записка наряда пограничников, датированная августом. На перевале дует сильный ветер. Южнее седловины в осыпных скалках множество ровных площадок из мелкого сланца с выложенными стенками. Встали на ночевку. Морозная ночь подарила фантасмагорический вид на Безенгийскую стену в ясную погоду и полнолуние (фото 34). День 16. Траверс к перевалу Нижний Цаннер (2А, 3900). С утра ясно, но дует ураганный ветер, который вихрями переносит с места на место кубометры сухого снега (фото 31). Иногда не видно идущего впереди. Спускаемся с седловины перевала на ледник Ортокара, пересекаем его в направлении нижней части плеча отрога, разделяющего цирки перевалов Верхний и Средний Цаннер. Поднимаемся на отрог по заснеженной и обледеневшей, но явно выраженной тропе За перегибом есть укрытие от ветра (на все про все - 35-40 мин). Далее двигаемся в сторону перевала Нижний Цаннер по хорошо набитой тропе, траверсирующей отрог над западной частью ледника Безенги в обход ледопадов (фото 32). Через полчаса тропа приводит в устье цирка ледника Средний Цаннер и спускается на лед. Отсюда за 50 мин. поднимаемся на верхнее плато западной части ледника Безенги в мульду под перевалом Нижний Цаннер. Движение в связках по плотному фирну, местами лед, есть трещины. Здесь ставим лагерь и обедаем. С перевала сняли записку группы туристов МГТУ им. Баумана (рук. Корнейчук) от 9 августа. Здесь же формируем заброску. По плану на завтра - начало восхождения на Гестолу через Ляльвер с ночевкой на перевале Чюрлениса-Восточный. После обеда трое идут на разведку подъема на перевал Чюрлениса-Западный. В летнее время этот путь короче и предпочтительнее, чем траверс через Ляльвер. Под перевальный взлет подходим в связках за полчаса, пересекая лавинные конусы и следы ледового обвала со склонов Ляльвера. Дует сильный ветер. Подъем на перевал идет по лавинному выносу. Здесь пересекаем большой засыпанный берг. Крутизна увеличивается до 40 градусов, склон покрыт толстым слоем снега. Движемся вдоль скал по левому борту. Есть опасность схода лавины. В одном месте от ледоруба побежала горизонтальная трещина в снегу. Повернули обратно в лагерь, поскольку путь на гребень через Чюрлениса-Западный очевидно лавиноопасен. Дни 17-18. Караулим погоду на Гестолу. Следующие два дня сыпал снег, и была плохая видимость. Иногда на северо-востоке облачность раздувало, и было видно, что в Дигории и ниже по долине погода относительно хорошая. Иногда полностью открывалась вершина Дыхтау. Но в целом "гнилой угол" полностью оправдывал свое название. Над районом Ляльвер-Гестола устойчиво висела свинцовая облачность (фронт постоянно тянуло из Сванетии), снег практически не прекращался, менялась лишь интенсивность. Совершенствуемся в преферанс, достигли виртуозного мастерства, по ночам снятся в основном расклады. День 19. Перевал Шаурту-Цаннер (2Б*, 4000). Хоть и хочется на Гестолу, но ждать погоду больше нельзя, надо идти дальше, чтобы не ставить под угрозу "пятерку". Перевал Шаурту-Цаннер хорошо виден с седловины Нижнего Цаннера. Нарушаем государственную границу, траверсируя верхние поля ледника Цаннер в направлении перевального взлета Шаурту-Цаннера (фото 36). Участки бетонного фирна чередуются с участками глубокой тропежки. Пересекаем зоны разломов. Траверс полей занял 1 час. Подход под перевальный взлет, вверх по смерзшейся осыпи (до 45 градусов), покрытой снегом до ранклюфта под скальной стенкой - еще 45 мин. Под снегом ледовая корка, покрывающая сланцевую осыпь. От ранклюфта уходим вправо и по небольшой наклонной моренной полке входим в кулуар (подниматься снизу по кулуару в лоб не рекомендуется - полуразрушенные скальные сбросы). Слой снега в кулуаре совсем тонкий, лежит на смерзшихся камнях. Очень неприятный подъем. От ранклюфта до седла - 50 минут. Перевал представляет собой узкую щель в скалах, мест для стоянки нет. Указанная в классификаторе высота - 3900 м - не соответствует действительности. Шаурту-Цаннер визуально выше Нижнего Цаннера метров на 200 (если судить по классификатору, то на 50); и находится почти на одном уровне с Ортокарами (4100 - 4200 м). На седловине дует сильный ветер. Небо заволокло, видимость упала до 10-20 м. Тур не найден - все засыпано снегом или покрыто ледово-фирновой коркой. На большом камне оставляем длинную вывеску-петлю (около 6 м "вспомогалки"), так как крюк забивать опасно - скалы сильно разрушены. Спуск в верхней части очень крутой - участок 10 м до 60 градусов, лед на скалах. От седла - 1 веревка по крутому снежно-ледовому склону до каменного нунатака внизу (там - крючьевая страховка), оттуда еще три хвоста (страховка на ледорубах) вниз через характерное "горлышко" в средней части склона. Зимой это потенциально очень опасной участок, собирающий лавины. Снега очень много, несмотря на крутизну склона. Две последние веревки можно, в принципе, было идти "пешком" в связках, но опасения по поводу лавин заставили повесить веревки. После "горлышка" - спуск в связках до огромного бергшрунда, который летом, по описаниям, в лоб не проходится, а облезается через снежный мост под скалами в западной части склона. Сейчас же кидаем через него 20 метров веревки, и далее спускаемся по глубокому снегу до выполаживания. Всего спуск с перевала - 2-2,5 часа, не считая подготовительных работ на седловине, где проторчали почти час на ураганном ветру. Спуск на плато ледника - траверсом, огибая зону растрескивания под склонами отрогов пика Ортокара. Двигаемся справа по ходу, до моренного чехла на правом борту ледника Шаурту (30 мин). По моренам и конгломератам, лежащим на льду, спускаемся к древнему моренному валу правого борта долины (еще полчаса). Вылезли на гребень вала, спускаемся по хорошо набитой тропе. Гребень морены потом выполаживается, тропа пропадает и снова возобновляется в моренном кармане справа. По крутому травяному склону спустились в карман с пересохшим ручьем до первой воды. По тропе воль ручья, в месте впадения в Тютюргу-су (большая долина справа) - большой кош, хозяева ушли на зимовку. От него вниз идет тропа, больше похожая на дорогу. Встали на ночевку перед тем местом, где река уходит в каньон, а тропа поднимается и траверсирует склон правого борта долины (всего 1,5 часа от момента выхода на гребень вала). День 20. Долина р. Чегем. Подход под перевал Чат. От места ночевки по тропе по правому борту долины спускаемся в сосновый лес, немного не доходя до турбазы Чегем. Погода райская - солнце, тишина, голубое небо. Яркими красками переливается нависающий над долиной пик Тихтенген (фото 38) .После входа в лесную зону сворачиваем с тропы налево, проходим через лес и последовательно пересекаем по камням рукава реки Тютюргусу и ручей, вытекающий из ледника Шаурту. Пройдя немного по дороге, подходим к нарзанным источникам (45 мин. от места ночевки). Начинаем подъем по долине реки Аузсу. Здесь сначала повстречали дозор местной милиции (см. введение, раздел 2.3.), потом нас нагнал наряд пограничников. Всякий раз - проверка документов и неспешная "восточная" беседа. От источников поднимаемся по хорошей тропе через лес. Через 20 мин лес кончается. В месте, где долину преграждает древний моренный вал (на камне краской крупная надпись - "Здесь был язык ледника в 18-лохматом году"), тропа теряется, изредка проявляясь на травяных участках между моренами. Иногда на камнях можно обнаружить маркировку планового туристического маршрута. Переход занял 45 мин. Погода постепенно портится. По моренным валам правого борта долины движемся до языка ледника, стекающего из-под перевала Зап. Тихтинген (Димитрова). Здесь переходим по льду, покрывшему реку, на левый борт долины, пересекаем исток Чегема и поднимаемся в складку между древними левобережными моренами ледников Кулак и Южный Чат (50-55 мин). Отсюда буквально в лоб карабкаемся по конгломератам на гребень древней морены ледника Южный Чат. Отсюда далеко внизу видно приют "Твибер", на гребне набита старая тропа. Идем по ней до самого конца, где моренный вал, плавно завернув на север, упирается в скалы (фото 40). Внизу, под языком - замерзшее голубое озеро (фото 39). У самых скал в моренном кармане есть маленькая выложенная площадка, которую пришлось достраивать камнями, чтобы кое-как разместить палатку. Других мест для стоянки нет, разве что выше по склону, на моренах вдоль ледника. На площадке у гребня встаем на обед. Задуло, пошел снег. Поставили палатку. Снег усилился, и мы остались на ночевку. Для экономии газа пришлось снаряжать специальную экспедицию за водой в метель к языку ледника. Вся вода текла по скалам под толстым ледовым панцирем. Вырубали лед палками и собирали ручейки в кружку. День 21. Перевал Чат (3А, 3950). Часть первая. Выход в 9.00. Погода ясная, но дует сильный ветер. Из Грузии опять тянет тучи, но уже над ГКХ их разрывает и над нами ясно. Спускаемся с моренного гребня траверсом к левому борту цирка правого (по ходу) языка висячего ледника Южный Чат. Поднимаемся вдоль левого борта по отвратительному моренно-конгломератному склону с выходами бараньих лбов. Двигаться очень трудно: выпал свежий снег и смороженный конгломерат скользит. При этом под снегом не видно, когда выходишь на гладкие скалы бараньих лбов. За 45 минут вышли под язык пологой части ледника. Со скал левого борта летят редкие камни. По описаниям [4] и [6], летом это происходит несколько более регулярно. Выход на пологую часть ледника более удобен по льду. Одеваем кошки, и по крутому льду (участок 10 м до 45 градусов) проходим на пологую часть ледника. Движемся вдоль левого борта в направлении большого скального ригеля по мульде-ложбине. Вдоль южной стороны ригеля - большой ранклюфт-наддув. Рекомендуется, не доходя до него, уходить по леднику вправо-вверх на среднее плато (один переход от языка). От ригеля двигаемся по пологому плато почти без наклона на запад, в направлении небольшого скального вала, разделяющего центральное и верхнее плато ледника. В понижении перед скальным выходом есть несколько больших закрытых трещин. Поднявшись на верхнюю ступень, выходим на седловину в 14.30. (всего от ригеля - 1 час). Перевал Чат расположен в ребре между пиком Баумана (4029 м) и горой Чаттау (4095). Со стороны ледника Южный Чат перевального взлета как такового не существует. Седловина представляет собой пологое плато (фото 41), обрывающееся в сторону долины реки Башиль крутым ледовым склоном (фото 47). Тур - высоко над седловиной на скалах ближе к вершине Чаттау, обозначен вешкой. Снята записка группы туристов Саратовской академии права (руководитель Петраченков) от 13 августа сего года. Рядом с туром выложена площадка под палатку, но стоять можно и на покрытой толстым слоем фирна седловине. Везде ровно, только ветер очень уж сильный. Вниз, как всегда, привычный бутылочный лед. Спуск начали в 15.30. До первого выполаживания ледника повешено 4 однотипных веревки по голому льду, местами островки снега. На пятой веревке (фото 44) попался ледовый сброс высотой около 3-4 м, выводящий на ровный участок. Крепление всех веревок - на ледовых проушинах, изготовляемых при помощи лингвистических упражнений. Крутизна склона - до 40 градусов. Связались и побежали вниз по левому борту (закрытые трещины). Упершись в непроходимые разломы, пересекли ледник к скалам правого борта. Лавируя между трещинами в связках с одновременной страховкой через ледобуры, проходим первый ледопад. Через час выходим на относительно пологий участок между первой и второй ступенью. Темнеет, приходится искать место для ночевки. Нашли его по центру ледника (много скрытых трещин!) на склоне крутизной 15-20 градусов. Вырыли площадку в фирне, предварительно "простучав" место лыжными палками. От начала спуска - 3 часа.')День 22. Перевал Чат(3А, 3950). Вторая часть. С утра нет видимости. Снегопад. Сидим между двумя ледопадами и по традиции играем в преферанс. К 11.00 раздуло, появились разрывы. К черту карты! Погода практически не улучшилась, но все равно бежим вниз. Выход в 11.30. По краю пологого участка сместились на левый борт ледника. Путь на ровный склон левого борта лежит через трещины нижнего ледопада. Здесь двигаемся горизонтальным траверсом по наклонному краю ледяного скола, около 45 градусов в верхней части (ниже - еще круче, дальше этот скол обрывался в трещину). Идем одновременно в связках через ледобуры, которые крутим с интервалом 5-10 м. Длина участка - около 100 м. С траверса выходим на пологий ледяной склон левого борта крутизной 20-25 градусов (одновременная страховка через ледобуры), где ледник расширяется и соединяется с левым притоком. Отсюда спускаемся влево по ярко выраженному желобу между ледовым "горбом" и скалами левого борта долины. 2 веревки на проушинах вниз по крутому ледовому лбу(фото 45), местами засыпанному снегом, до выполаживания. Весь спуск до среднего ледникового плато занял 3 часа (маршрут - фото 46). Дальше пересекаем ледник в связках по направлению к моренам правого борта. Очень много закрытых трещин. Погода отвратительная, ветер и отсутствие видимости. Развязываемся и начинаем движение вниз по моренным валам - крупной и средней осыпи, засыпанной толстым (до 1 м) слоем снега. Движение по этой осыпи крайне медленное - можно легко сломать ногу. Снег проваливается стремительно, как в пустоту. На дне камни. Двое перевернулись через голову. Пластиковые ботинки немного защищают от травм на таком участке, но при этом сильно портятся. Погода плохая, сыпет снег. Иногда начинается метелевый перенос. Понятно, куда сметает снег сверху. По таким валам за пару часов спускаемся к реке Башиль. На левом берегу пасется стадо лошадей, хозяина не видно. В валунах левого борта встаем. Вечером после подсчета продуктов и газа принято решение идти маршрут по намеченному плану до победного конца, чтобы выполнить заявленный график. Хотя выходить в Приэльбрусье нам настоятельно не рекомендовали сначала в Безенги, потом в Башиле из-за напряженной военно-спортивной обстановки. День 23. Перевал Голубева (2А,3760). Выход в 8.20. Пасмурно, но видимость хорошая и осадков нет. Идем левым берегом реки Башиль по россыпи камней, затем по моренным валам. Выше языка спустились на ровный пологий ледник, чуть присыпанный снегом (40-45 мин). Не доходя ледопада, начали подъем в ранклюфте левого борта до ручья, текущего из-под Башильских ледников. Поднялись по нему на верхнюю террасу двух ледников - Северный и Северо-Западный Башиль (1 час). Далее по трудной, полузасыпанной снегом крупной осыпи левым бортом долины под палящим солнцем подошли сбоку к свисающему языку ледника Сев.-Зап. Башиль (1 час). С языка низвергаются потоки воды - видимо, такет вчерашний снегопад. Еще час поднимаемся по моренам левого борта вдоль ледника до его пологой части. Связались напротив захода на перевал Серова (Ярославцев) и по ровному плато ледника подошли под перевальный взлет (фото 48) (45 минут тропежки). От подножия буквально бегом взлетаем на седловину по заснеженному осыпному всего за 11 минут - всех греет мысль, что это последний подъем в походе, и дальше - только вниз. На седловине перевала (фото 49) валяется металлический стул и пустые пивные бутылки ("Балтика" ¦3, кому интересно). Видимо, для цивилизации пределов нет. Сняли записку группы туристов Ростовской СДЮСШОР "Планета" (рук. Г.Албул) от 16 сентября. Спуск с перевала начат в 15.20. Летом здесь - ледовое зеркало, сейчас хватает одной веревки по льду до плотного снега (фото 50). Наверху оставили погнутый еще на Фытнаргине ледобур в назидание потомкам (прохождение участка заняло 20 мин). Далее в связках спустились на ледник и, сначала по центральной части, затем прижимаясь к правому борту, добежали почти до языка (50 мин). Развязались и по моренам, затем по тропе свалили из висячей долины в каньон реки Куллумколсу (еще 50 мин). Ночевка на выложенных у тропы альпинистских площадках. Последняя в горах. День 24. Долина реки Адырсу. Поселок Верхний Баксан. Вышли в 10.00. Спуск по тропе вдоль реки Куллумколсу до развалин старого альплагеря "Джайлык". Дымок из развалин свидетельствовал о наличии там либо военных, либо боевиков, либо выехавших на пикник местных жителей, либо еще черт знает кого. В развалинах лагеря у нас начались военно-спортивные приключения, описанные в первых разделах. После наших рассказов пограничникам о ситуации наверху следующий погранпост, видимо, будет организован прямо под седловиной Голубева. По дороге до нового альплагеря "Джайлык" и поста Эльбрусского ПСО - 20-25 минут (фото 51). Посетили базу МЧС и долго общались со спасателем Сергеем Никитиным. База все время расширяется, появляются новые постройки. В ближайшее время туда можно будет приезжать и останавливаться в специальных домиках за умеренную цену. Спасатели просили передать, что всех ждут и примут с удовольствием. Вниз от базы МЧС по дороге до Верхнего Баксана - два часа с небольшим привалом. Спешили на автобус Терскол - Прохладный, проходящий через Верхний Баксан в 13.30. На автобус успели (правда перед этим пришлось проскочить целый военный городок в устье Адырсу по пристальными взглядами его обитателей), доехали до Чегема, откуда на постоянно курсирующих рейсовых автобусах добрались до Нальчика. Почему-то ни в мае, ни даже глубокой осенью свободно купить железнодорожные билеты до Москвы невозможно. Пришлось ехать на автовокзал, там впрыгивать в первый попавшийся автобус (оказалось, Пятигорск), далее при помощи проводниц вписываться впятером в купе СВ фешенебельного поезда N3 Кисловодск - Москва до Ростова-на-Дону, а уже там пересиживать на вокзале в ожидании нормальных поездов на Москву. Именно там была получена самая тяжелая и кровавая травма за 28 дней экспедиции: одному из участников рассекло лоб осколками выпавшей из нагрудного кармана анорака и самортизировавшей о бетонный пол пивной бутылки. Дома были 12 ноября в 10 часов утра. 3. Справочная информацияТелефоны в Нальчике
Телефоны во Владикавказе
Поселок Терскол
4. Источники, использованные при подготовке к походуКниги
Отчеты из Библиотеки ТССР
Фотоматериалы из сети Интернет
|