на вершине пика Черского Автор: Константин Бекетов
Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
Приложение 1. Фотоматериалы
Приложение 2. Обзорная карта маршрута
Приложение 3. Подробная карта маршрута
Приложение 4. Паспорт перевала Мордовия (3А, 3550)
Приложение 5. Дискета с электронной версией отчета
Приложение 6. Маршрутная книжка
Приложение 7. Кассета с видеоматериалами
I. Справочные сведения
Проводящая организация.
Государственный комитет Республики Мордовия по физкультуре, спорту и туризму
Сводная таблица параметров похода
Вид туризма
Категория сложности похода
Протяженность активной части похода, км
Перепад, м
Продолжительность
Сроки проведения
общая
ходовых дней
Горный
5
188
18
17
07.08.2000 -25.08.2000
Район, подрайон (массив) похода.
Алтай. Северо-Чуйские белки.
Подробная нитка маршрута.
Поселок Чибит - р. Чуя - р. Маашей - л. Маашей (заброска, радиально) - р.Каракабак - пер. Мордовия (п/п, 3А, 3520) - лев. приток р.Маашей - р. Маашей - лед. Пр. Маашей - пер. Клещ (2А, 3400) - лед. Маашей - пер. 60 лет Октября (3А, 3700) -р. Правый Карагем - пер. Надежда (2Б, 3300) - лед. Лев. Маашей - л. Маашей (к заброске, радиально) - пер. Нижне-Шавлинский (1Б, 3300) - оз. Нижне-Шавлинское - оз. Верхне-Шавлинское (радиально) - р. Шавла - р. Шабарга - р. Ештыкол - пер. Орой (н/к, 2229) - р. Чуя - поселок Чибит.
Ф.И.О., адрес, телефон руководителя и участников.
1. Лещанкин Константин Александрович
430010, Саранск, ул. Ворошилова д.4, кв.533, тел. (834-2) 32-71-23
2. Перегудин Александр Иванович
430000, Саранск, ул. Металлургов д.1, кв.41, тел. (834-22) 64211
3. Каиров Игорь Васильевич
430000, Саранск, ул. Коваленко д.25, кв.45, тел. (834-22) 6-55-23
4. Глебочкин Дмитрий Михайлович
430000, Саранск, ул. Есенина д.3, кв.5, тел. (834-2) 72-42-82
5. Крюков Андрей Леонидович
430000, Саранск, ул. Чкалова д.2А, кв.33, тел. (834-2) 32-53-28
6. Сенин Дмитрий Андреевич
Московская область, г. Фрязино, ул.Институтская, д.8, кв.59
Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.
1-й экземпляр отчета хранится в библиотеке МКК Федерации спортивного туризма Республики Мордовия. 2-й экземпляр отчета, его электронная версия и кассета с видеоматериалами направлены в Туристско-спортивный Союз России в главную судейскую коллегию по проведению Чемпионата России по спортивным походам 1999-2000 гг.
Поход рассмотрен МКК Федерации спортивного туризма Республики Мордовия (113 - 00 - 33530000).
Содержание отчета
Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность,
новизна и т.п.
Северо-Чуйский хребет является одним из трех основных горных массивов Алтая.
Алтайские горы довольно старые горы, претерпевшие несколько периодов омоложения.
Подъезды в этот район менее сложны, чем на Катунский и Южно-Чуйский хребты.
Туристов сюда привлекает близкое сочетание дикой лесной природы и стройных
гор.
Огромное количество красивейших озер. Особенно широкой известностью пользуется
красота Шавлинских озер. Здесь особенно много кедровых деревьев. В спокойную
погоду в Нижне-Шавлинском озере отражаются горные вершины Красавица и Сказка.
Между ними находится единственный в этом локальном районе перевал 3Б - Зеркало
Красавицы. Прекрасно и Верхне-Шавлинское озеро, если его наблюдать из многочисленных
долин, подходящих к нему. Все оттенки перламутра в воде, кедры и голубовато-белые
склоны узла вершин Сказка-Красавица. Высшая точка района - пик Маашей -4172
м.
Наличие большого количества перевалов различной категории трудности позволяют
совершать горные походы любых категорий сложности. Погода, как и везде на
Алтае может быть плохой в течение длительного времени. Поэтому неплохо иметь
резервные дни и запасные варианты. В целом данный горный район достаточно
суров.
Основная идея проведения данного похода родилась по итогам похода 6-й категории
сложности, прошедшем в 1999 году, в который руководитель данного похода
ходил участником. Группа была из Санкт-Петербургского государственного университета.
Руководил командой Михаил Геннадьевич Гудков.
Пройденный в 1999 году поход показал большие возможности данного района
для проведения спортивных горных походов любой категории сложности. Было
естественное желание пройти ряд перевалов, которые не были пройдены в 1999
году по объективным причинам. Кроме того, анализ результатов и материалов
первопрохождения в 1999 году перевала Больших Спортсменов (3А, 3500), позволял
надеяться на наличие более "удобной" параллельной седловины, соединяющей
р. Каракабак и следующий верхний левый приток р. Маашей. "Неудобство" пройденного
перевала заключалось, по нашему мнению в наличии скального участка на южном
склоне, что при наличии разрушенных скал, при определенных условиях может
делать его камнеопасным. Анализ фотоматериалов позволял надеяться полностью
снежно-ледовый вариант.
Начинать и заканчивать поход лучше в поселке Чибит. При этом, начало через
пер. Орой с полным грузом может воодушевить не многих. В то же время подход
сначала вдоль Чуи и, в дальнейшем, по р. Маашей, позволяет надеяться на
возможность подъезда на этом участке. В крайнем случае, можно идти с грузом
по хорошей дороге, относительно плавно набирать высоту.
Выходить к Шавлинским озерам приятнее в конце маршрута, когда основная
спортивная часть маршрута уже завершена, а выход через пер. Орой в конце
похода при легких рюкзаках не доставляет вообще никаких неприятных ощущений.
Пожалуй, единственным не очень логичным моментом может показаться первопрохождение
перевала 3А в самом начале маршрута. Пройти этот перевал очень хотелось,
а вписать его в среднюю часть маршрута никак не удавалось по выше указанным
соображениям. Относительно небольшие высоты района, достаточная акклиматизация
во время заброски и подхода к перевалу, тщательное предварительное изучение
имевшихся материалов, планирование тактики, а также целенаправленные тренировки
могли, по нашему мнению, свести к минимуму отрицательные моменты такого
варианта.
Варианты подъезда и отъезда.
Из г. Горно-Алтайска ходят рейсовые автобусы в поселки Акташ, Кош-Агач
и Усть-Улаган. Расписание и цену билетов можно посмотреть в Интернет на
Алтайских сайтах. Для справки, билет от г. Горно-Алтайска до пос. Чибит
стоил 150 руб. с человека + 20% стоимость багажа. Кроме того, большой группе
не составляет никакого труда арендовать автобус, микроавтобус прямо на ж/д
вокзалах Барнаула или Бийска. Однако в целом дешевле будет из Барнаула.
Можно договариваться и в Бийске, но не на вокзале - там очень дорого. Есть
такой вид услуги как вывоз с точки окончания маршрута, но чаще всего водители
требуют задатка. Если Время не очень поджимает, то дешевле всего вариант
заезда через Горно-Алтайск.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Аварийные выходы при неблагоприятных условиях реально сводились к двум
вариантам. Во-первых, выход вдоль реки Маашей до реки Чуя и далее в поселок
Акташ, во-вторых, выход через перевал Орой к реке Чуя и далее в поселок
Чибит. Первый вариант имеет, то преимущество, что там имеется достаточно
хорошая больница, где могут оказать квалифицированную помощь.
Запасные варианты планировались на случай невозможности прохождения ряда
перевалов, а так же на случай плохой погоды, когда потребуется быстрый выход
из района ввиду окончания продуктов питания или крайней ограниченности во
времени.
Запасные варианты предусматривались:
в случае неоправданных трудностей или невозможности первопрохождения предполагаемого
перевала Мордовия (запасной вариант через перевал Больших Спортсменов (3А));
в случае ограниченности по времени, выход через перевал Нижне-Шавлинский
вместо варианта через перевал Верхне-Шавлинский.
Изменения маршрута и их причины.
Во время прохождения маршрута были использованы два из заявленных запасных
вариантов. В первом случае очевидная камнеопасность перевала Актру в этом
сезоне заставила использовать вариант с прохождением перевала Клещ (2А).
Во втором случае камнеопасность перевала Верхне-Шавлинский сделала необходимым
выбор перевала Нижне-Шавлинский (1Б).
Следует отметить, что 2000 год был аномально теплым и солнечным. К примеру
три недели до начала нашего похода стояла ясная погода, что крайне не типично
для этого района. Во время прохождения нами маршрута также стояла хорошая
(для этого района) погода - только 1(!) день отсидки из-за непогоды. Для
сравнения в 1999 году из первых 11 дней похода пришлось отсиживаться 4.
Хорошая погода и обусловила камнеопасность ранее безопасных в этом смысле
участков.
Техническое описание прохождения группой маршрута.
Пос.Чибит - р.Чуя - р.Маашей - лед.Маашей
От пос.Чибит по грунтовой глинистой дороге на правом орографически
(ор.) берегу реки Чуя до моста через Чую в устье р. Маашей - около пяти
часов чистого ходового времени с тяжелыми рюкзаками. Здесь возможна
ночевка. Место для ночевки лучше выбирать на левом берегу р.Маашей,
т.к. в р.Маашей вода заметно чище.
Подъем по долине р.Маашей до самого ледника проходит по левому ор.
берегу реки. Через 50 минут подъема по довольно крутой лесной серпантинной
дороге мы вышли на пологую травянистую террасу с редко встречающимися
деревьями. В начале террасы ритуальное дерево, увешанное кусочками ткани.
Где-то в середине этого травянистого поля на берегу реки Маашей есть
ферма. Пройдя минут 40 по полю и еще 30 по лесу, дошли до поворота основной
дороги направо вверх на Моховое плато. От этого поворота прямо вдоль
долины р.Маашей метров 200 до коша в хорошем состоянии, откуда начинается
подъем в долину р.Каракабак. В 200 м выше этого коша был организован
лагерь, от которого мы носили заброску до левой боковой морены л. Маашей.
От коша до реки Каракабак - 30 минут с относительно нетяжелыми забросочными
рюкзаками. Далее 40 минут до небольшого левого притока р.Маашей и еще
40 до северного берега озера Маашей (фото 1). В 2000 году как и в 1999
в долине р.Маашей было только одно озеро - с отметкой высоты около 1980
м на карте двухкилометрового масштаба. Обходим озеро справа по западному
берегу - 30 минут и еще около 40 до места заброски у языка.
Перевал Мордовия (п/п, 3А, 3520)
Перевал соединяет ледник Каракабак с левым притоком р.Маашей (с этого
притока через перевал Счастливый (3А) можно попасть на Нижне-Шавлинское
озеро. Перевал - снежно-ледовый. Северный склон - широкий снежно-ледовый,
южный - неширокий снежно-ледовый с изгибом влево по ходу. Снизу подрезан
поперечной трещиной во весь склон. Имеет туристский смысл для небольшого
спортивного кольца или для прохождения в долину реки Шавла в связке
с другим перевалом, например, с пер. Счастливый (3А). Очень красивы
озера в верховьях р.Каракабак и на левом притоке р.Маашей. По всей видимости
верховья этого притока очень редко посещаются как туристами, так и местными
жителями.
Описание дано при прохождении перевала с севера.
Подъем по р.Каракабак лучше начинать не вдоль реки, а от коша недалеко
от поворота дороги вверх на Моховое плато. От этого коша грунтовая дорога
ведет до верхнего коша - 20 минут ходового времени. Далее мы пошли по
тропе, выводящей на на террасу мохового плато и по гребню траверсируем
северный борт долины р.Каракабак (фото 2). Гребень довольно ярко выражен.
Основная тропа идет по нему. Справа по ходу моховое плато, местами поросшее
хвойными деревьями. Видны небольшие чистые озера. Часа через 2 тропа
упирается в осыпной склон. Уходим влево и траверсируя склон спускаемся
к озеру, которое находится выше зоны леса. Здесь удобно сделать привал.
Движемся вдоль каскада красивых озер. Далее, перейдя на правый ор. борт
долины, продолжаем движение по моренным валам почти до языка ледника
около у 2,5 часов хода. Ночевать лучше не доходя километра 1,5 до языка
на больших галечных полях у правого ор. борта. Они находятся в углублении,
где течет ручей и издалека не видны. Это примерно 1,5 часах хода от
озера (фото 3). Есть ночевки и выше.
От начала движения по леднику открывается панорама верховьев лед.Каракабак
(фото 4).Слева по ходу видны две непростые седловины. Интуитивно кажется,
что, вряд ли, это хорошие перевалы. В правом углу известный перевал
Каракабак (2Б), прямо на юг - три снежно-ледовые седловины примерно
одинаковой с этой стороны сложности. Средняя седловина - пер. Больших
спортсменов (3500, 3А) - впервые пройден в 1999 году группой туристов
из Санкт-Петербура под руководством Михаила Гудкова. Две другие седловины
были возможны в качестве нашего перевала. Однако, предварительный анализ
фотоснимков, как северного, так и южного склонов по материалам группы
Гудкова позволил сделать предварительный вывод в пользу правой (более
западной) седловины (фото 5). Тщательная разведка на местности окончательно
укрепила нас в том, что нужно идти эту седловину. Тем более, что имевшийся
снимок этих седловин с юга, указывал на то, что выбранная нами седловина
имеет, скорее всего, снежно-ледовый южный склон. Восточная седловина
скорее обещала снежно-скальный склон, а этого не очень хотелось. Итак,
окончательно была выбрана западная седловина. В крайнем случае, с западной
седловины можно было бы верхом перейти на перевал Больших Спортсменов,
спуск с которого описан.
От лагеря до начала ледника около 30 минут хода. Далее подъем по пологому
леднику к подножию перевального взлета, который занимает минут 40. Двигаться
лучше на кошках. Начало непосредственного подъема по уплотненному снегу
крутизной до 30 градусов - минут 20. Затем 100 метров вертикальных перил
под выраженный ледовый лоб. Страховка через ледобуры. Крутизна около
35 градусов. Около 1,5 часов. Далее две веревки (100 м) перил траверсом
влево по заснеженной полочке(фото 7). Страховка через ледобуры и ледорубы
- минут 20. От этого места движение вверх к седловине по линии падения
воды. Страховка через ледобуры по льду крутизной до 40-45 градусов метров
400 - 3,5 часа (фото 8). Первый участник шел с двумя ледовыми молотками.
Непосредственный выход на седловину представляет собой почти плоское
снежное поле, разрезанное поперек трещинами в месте перехода с крутого
участка(фото 9). Преимущественная ориентация его северо-запад - юго-восток.
Движемся к седловине, обходя трещины справа (около 100 м).
Седловина перевала снежно-ледовая шириной около 100 метров (фото 10),
разрезана по перегибу неширокой трещиной - это требует внимания. Ночевка
возможна на снежно-ледовом перегибе, но не очень удобна - сильно дует.
Тур сложили на небольшом скальном острове, находящемся в левой по ходу
(восточной) части седловины, чуть ниже перегиба в сторону спуска(фото
11). Движение к нему осуществляли со страховкой. С перевала видны вершины
Карагем-Баши, Маашей, перевал Счастливый.
Перевал был назван "Мордовия" в честь 70-летия Республики Мордовия.
Весь путь спуска с перевала не виден, однако просматривается большая
его часть: неширокий снежно-ледовый склон крутизной 35-40 градусов через
150 метров несколько сужается, поворачивает налево, а далее расширяется
вновь. В верхней части помимо скального острова, на котором был сложен
тур, имеется еще один, расположенный ближе к центру и еще ниже по склону
в направлении спуска.
Начинаем спуск в разрез между двумя скальными островами с промежуточной
точкой страховки ниже линии, соединяющей скальные острова. Далее методично
вешаем вертикальные перила на ледобурах (около 450 м), придерживаясь
левого борта склона(фото 12-14). Последний участник движется с двумя
ледовыми молотками и нижней страховкой - ввиду отсутствия надежных самовывинчивающихся
ледобуров.
Заночевали мы, спустившись ниже пути спуска с перевала Больших Спортсменов
на левой боковой морене. Но лучше было ночевать на леднике - было бы
ровнее (фото15 - с места ночевки).
Пройденный нами перевал, пожалуй, можно считать наиболее логичным и
безопасным путем, соединяющим долины р. Каракабак и левого притока р.
Маашей Дальнейший спуск по пологому открытому леднику и осыпям - 30
минут до впадения в нижний ледник и еще 20 до языка нижнего ледника.
Далее по осыпям 40 минут до красивого озера и еще 40 до начала крутого
сброса в долину р.Маашей . Прохождение сброса по осыпи и траве по левому
берегу ручья - 30 минут. В месте впадения ручья в р.Маашей - хорошие
места для ночевки на галечных отмелях. Однако мы идем вверх по долине
реки Маашей и ночуем в ивовых зарослях почти на границе леса в 30 минутах
ходьбы от места заброски. Здесь имеются оборудованные стоянки.
Перевал Клещ ( 2А, 3400)
Перевал впервые пройден в 1999 году группой туристов из Санкт-Петербурга
под руководством Михаила Гудкова. Он находится в отроге, отделяющем
ледник правый Маашей от основного ледника Маашей. Этот отрог идет на
запад почти от вершины Актру. Узкий ледовый кулуар между началом отрога
и вершиной Актру хорошо виден с ледника правый Маашей и называется перевалом
Актру. Перевал Клещ находится западнее перевала Актру.
Описание дается при прохождении перевала с севера на юг.
Перейти реку Маашей у языка основного ледника Маашей легче всего по
леднику в кошках, однако в этом году удалось сделать это утром, перепрыгивая
по небольшим конгломератным островам. Здесь же мы перешли поток, стекающий
с ледника Правый Маашей. По правому ор. берегу потока осуществляем подъем
в висячую долину Правый Маашей. Это занимает около 50 минут. Отсюда
открывается вид в долину ледника левый Маашей (фото 16) и на перевалы
Надежда и Маашей-Абыл-Оюк. Далее пологий подъем по осыпям правого ор.
берега реки до языка ледника Пр.Маашей занимает еще час. Поднялись на
ледник по осыпям правого ор. борта долины (1 час). Далее движение в
кошках по открытому леднику (фото 17) 1 час до начала ледопада на левой
ор. ветви ледника. Прохождение несложного ледопада (полузакрытый ледник)
в связках 40 минут. Далее в месте выполаживания пришлось сместиться
к правому ор. борту ледника и осторожно двигаясь в связках пройти закрытую
часть ледника до верхнего цирка (фото 19). Это заняло еще около 1 часа
Отсюда хорошо видны несколько седловин на лед.Маашей и перевал Аксу
(фото 18). Здесь в цирке организуем ночевку (фото 20).
По плану мы должны были идти первал Аксу и потом перевал Маашей. С
плато на пер.Аксу ведет ледовый кулуар шириной метров 10-15 и протяженностью
метров 200, под ним еще метров 200 ледового склона. На фото 27 видно,
что лед в кулуаре и под ним даже черный от следов падающих камней. Оценив
обстановку, мы решили пройти запасным вариантом через перевал Клещ (2А)
в отроге, прямо на ледник Маашей (фото 21).
Он находится в самой восточной седловине из нескольких видимых (фото
21). Была снята записка первопроходцев перевала из Санкт-Петербурга.
Подъем из верхнего цирка из-под пер.Актру до седловины пер.Клещ по
пологому закрытому леднику, прихваченному утренним морозцем занял 20
минут. Тур находится в 100 метрах восточнее седловины на небольшой осыпной
вершинке (фото 22), отсюда же и лучше всего спускаться, несколько забирая
влево, а не с седловины прямо вниз по кулуару.
Погода была великолепной, и можно было хорошо рассмотреть верховья
правой ветви ледника Маашей, вершины Карагем-баши и Маашей-баши, путь
подъема на пер. 60 лет Октября (фото 22).
Спуск по средней осыпи (фото 23, 24) с небольшими участками простых
разрушенных скал до ледника Маашей занял около полутора часов.
Далее спускались по открытому леднику минут 50 до большого мелкогалечного
поля между языком правой ветви основного ледника Маашей и его центральной
ветвью (на картах нарисован единый ледник без этого разрыва, хотя, может
быть, левая половина ледника и едина под мореной). Место ночевки напротив
перевала 60лет Октября (3А,3700).
Перевал 60 лет Октября (3А, 3700)
Перевал находится в главном хребте Северо-Чуйских белков и соединяет
ледники Маашей и ледник левого притока р.Абыл-Оюк.
Описание дается при прохождении перевала с севера на юг.
От языка ледника Маашей подъем по пологому открытому леднику до большого
мелкоосыпного поля между центральной и восточной ветвью ледника занимает
часа полтора. При этом приходится отклониться от кратчайшего пути на
перевал влево по ходу минут на 15 лишних. Вполне можно ночевать перед
взятием перевала и под нижним языком ледника Маашей. От места ночевки
на этом поле до начала ледопада - 15 минут (фото 25). Нижняя часть ледопада
проходится довольно просто в кошках (фото 26, 27) (крутизна около 20
градусов с небольшими более крутыми ступенями) до широкой трещины, перекрывающей
весь ледопад (40 минут). Трещина образуется на перегибе в месте некоторого
выполаживания тела ледника.
Эту трещину можно считать основным препятствием перевала. И если в
1999 году она была одна в этом месте ледопада, то в 2000 подступы к
основной трещине были нетривиальны и можно считать, что ледовая обстановка
ухудшилась. Кроме того, основная трещина стала шире и ледовые пробки,
закрывающие дно трещины, провалились глубже и стали менее надежными.
Первый участник без рюкзака с двумя ледовыми молотками спустился на
дно трещины (около15) заваленное ледовыми глыбами, осуществил траверс
вправо по этим глыбам и поднялся вдоль почти отвесной ледовой трещины
на противоположный (верхний) край трещины. Второй участник переправился
тоже без рюкзака, снимая промежуточные ледобурные крючья. Далее были
переправлены рюкзаки и переправились остальные участники с использованием
перил. Последний участник спускался в трещину по двойной веревке, закрепленной
на ледовом столбике. Преодоление трещины заняло около двух с половиной
часов (см видеоматериалы).
Движение по относительно пологой части ледника сопровождалось тщательной
разведкой выбираемого пути. Это усугублялось изменением погоды: туман,
моросящий дождь, временами, переходящий в снег. В этот день было преодолено
еще 3 существенно более узкие трещины. Тем не менее, при их преодолении
пришлось использовать перильные веревки для прохождения участников и
перетаскивания рюкзаков. В одном случае первому, наиболее рослому, участнику
пришлось прыгать через трещину с веревочной страховкой. В другом случае,
первый участник спустился по сужающейся трещине примерно на 7 метров
вниз с использованием ледовых молотков, встал в трещине в распор, а
потом вылез по противоположной стенке с использованием тех же молотков
и передних зубьев кошек. Далее были организованы перила для всех участников.
В третьем случае пришлось преодолеть трещину по узкому гребешку без
рюкзаков на равновесии с использованием веревочной страховки и последующей
организацией перил. Ввиду ухудшающейся погоды пришлось организовать
лагерь на относительно пологой части ледника в месте поворота его на
юго-восток (налево по ходу). Был выбран довольно большой и почти плоский
остров без трещин, обработаны места под палатки (фото 28). Движение
от большой трещины до места нашего лагеря вместе с преодолением описанных
трещин заняло около 3 часов.
На следующий день рано утром при хорошей погоде движение к седловине
было продолжено. Сложностей практически не возникало - плотный фирн
хорошо держал (фото 29). Тем не менее, двигались на кошках и с передовой
связкой, а в верхней части в связках. Трещины начались при подходе к
плоской части перевального плато (фото 30, 31). Пушистый, выпавший ночью
снег, осложнял распознавание трещин закрытого ледника. Пришлось лавировать,
преимущественно смещаясь вправо в сторону восточного гребня вершины
Маашей-баши (фото 32). Вышли на плато через 2,5 часа после начала движения
от лагеря. Далее пересекли снежное плато в южном направлении, ориентируясь
на небольшой снежно-ледовый бугор, ограничивающий плато с юга. Двигались
параллельно гребню, подходящему к вершине Маашей-баши с юга. Для более
надежного ориентирования подходим к снежно-ледовому бугру справа - это
отличная смотровая площадка. На юго-западе видна Белуха (фото 33), на
юго-востоке - Южно-Чуйские белки, прямо внизу в южном направлении открывается
отличный вид на долину реки Правый Карагем и озеро Абыл-Оюк. Подход
сюда занял около 20 минут. Собственно перевал 60 лет Октября находится
восточнее этой небольшой вершинки (бугра). Обойдя ее с севера, оказываемся
на седловине перевала (фото 34). Это заняло около 20 минут. Далее движемся
вниз, вначале посредине широкого снежно-ледового склона (полузакрытый
ледник) (фото 35), а потом смещаясь к правому борту и обходя тем самым
многочисленные трещины. Движемся в связках до тех пор, пока не упираемся
в скальные останцы - от седловины около 1 часа. Здесь вешаем две перильных
веревки вниз в направлении основного тела ледника. Крутизна склона не
больше 30 градусов. По времени спуск занял около 30 минут. Попадаем
на скальные останцы и бараньи лбы. Нетяжелое лазание позволяет сильно
сбросить высоту и выводит в карман правой боковой морены ледника - заняло
это около часа. Дальнейшее движение по ней выводит к месту резкого поворота
долины на юг - примерно 20 мин. Здесь нетяжелый спуск до ярко выраженного
моренного гребня - 15-20 мин. В начале движение по этому гребню, а затем
непосредственно вдоль реки (фото 36). Незадолго до слияния потока с
рекой Правый Карагем имеется широкая терраса, поросшая травой с еще
заметными следами недавнего лесного пожара - около 40 минут . Есть дрова.
Здесь можно организовать ночевку и дальше не спускаться вдоль потока
к месту слияния, а повернуть направо и, траверсируя склон без большой
потери высоты, выйти к реке Правый Карагем. Так мы и поступили.
Перевал Надежда (2Б, 3300)
Перевал расположен в главном хребте между вершинами Маашей и Надежда
и соединяет ледники Лев. Маашей и ледник Абыл-Оюк (на ряде карт обозначенный,
как Университетский). Следует отметить, что орографию района нельзя
считать устоявшейся, в том смысле, что фактически существующие вершины
на разных картах названы по-разному. Это касается и вершины Надежда,
которая на некоторых картах и в некоторых отчетах обозначена как пик
Эйнштейна.
Описание дается на прохождение перевала с юга на север.
От места ночевок идем траверсируя левый борт долины реки Правый Карагем.
Примерно через полчаса выходим на тропу, проходящую вдоль самой реки,
и движемся по ней вверх. Через два перехода по 40 минут выходим к озеру
Абыл-Оюк (фото 37). Далее по все той же тропе доходим до места, где
нам необходимо повернуть направо. Путь идет, огибая отрог, подходящий
справа и перпендикулярный долине. Место это довольно живописно - сильно
разрушенные останцы создают неповторимый пейзаж. Тропы нет. От озера
примерно 40 мин. хода. Повернув направо, движемся перпендикулярно основной
долине, оканчивающейся перевалом Абыл-Оюк (1Б). Набираем высоту по осыпным
валам и выходим по ним выше окончания ледника - 40 мин. По леднику движемся
в кошках строго на север придерживаясь его левого ор. борта. Пройдя
ряд мульд, выходим в верховья ледника - два перехода по 40 мин. Верхняя
часть ледника поворачивает на восток, а в месте поворота в ледник вдается
небольшой отрог, несколько приподнимая его тело и образуя на нем поперечные
трещины. Ледник в этой части полузакрытый и этот участок целесообразно
обойти слева, сместившись к центру, а далее поворачивая вправо выйти
в центр цирка - еще около 20 минут. Здесь открывается перевал Надежда,
имеющий в седловине характерный жандарм в виде неправильной призмы (фото
38). На леднике перед перевалом мы ночуем.
Утром погода сильно портится: низкая облачность, моросящий дождь, периодически
следующие снежные заряды. Тем не менее, принимаем решение идти на перевал.
В течение 20 минут подходим под перевальный взлет (фото 39). Взлет около
200 метров средней осыпи, местами прикрытой снежниками. Поднимаемся
прямо в лоб, ориентируясь правее седловины. Мокрая осыпь под ногами
ползет вниз. Через 30 минут мы на перевальной седловине (фото 40, 41).
Тур слева по ходу. Седловина ледово-осыпная. На осыпной части имеется
место для одной палатки. Еще одну или больше можно поставить на ледовой
части. Подо льдом угадывается небольшое озеро - в тот момент оно было
замерзшим. Тем не менее, воду набрать удалось. Поднялась пурга.
Классический путь спуска с перевала предполагает движение направо по
гребню в сторону вершины Маашей, а далее спуск по характерной клешне
из разрушенных скал, подходящей снизу почти под самый гребень (фото
42, 43).
Мы сознательно не воспользовались этим вариантом. Причин для этого
было несколько. Во-первых, была пурга, дул довольно сильный западный
ветер и путь направо в сторону клешни не просматривался вообще (видимость
менее 50 м). В то же время путь влево был виден, поскольку слева примерно
в 150 метрах к основному хребту подходит гребень, который хорошо экранировал
от ветра. Кроме того, движение при ограниченной видимости по сильно
разрушенным скалам не внушало большого оптимизма. В то же время левый
вариант предполагал вертикальные перила на склоне крутизной до 40-45
градусов со страховкой через ледобуры и ледорубы. Предварительное изучение
фото и других материалов также не давало категорического неприятия левого
варианта.
Итак, первая полная веревка (50 м) была закреплена в качестве горизонтальных
перил. Далее было провешено 350 метров вертикальных перил по льду, прикрытому
старым снегом вдоль скального ребра. Близко к ребру прижиматься нельзя.
По кулуару между льдом и скалой периодически падают камни. Далее склон
пересекает пояс горизонтальных трещин, ниже которых мы провесили одну
веревку наклонных перил вправо по ходу, удалившись от скального гребня
и еще более обезопасившись от возможного падения камней. После этого
было провешено еще около 150 метров вертикальных перил по льду до плотного
старого снега, по которому возможно движение в 3 такта. Спуск занял
4 с половиной часа. Далее движемся к месту традиционных ночевок у озера
на пути к перевалам Верхне-Шавлинский и Нижне-Шавлинский. Переход занял
около 40 минут. Вначале мы спустились по течению ледника чуть ниже этих
ночевок по высоте, а затем поднялись к ним, обходя небольшой моренный
холм, за которым находятся ночевки справа. На озере стоит несколько
команд, мы так же поставили лагерь (фото 43).
Хотелось бы заметить, что высота перевала, по всей видимости, выше
той, которая указана в классификаторе. Сравнивая его высоту с высотой
ближайших перевалов, можно оценить ее примерно в 3500 м.
Следующий день не был хорошим в смысле погоды и ушел на снятие заброски,
а также на наблюдение за перевалом Верхне-Шавлинский.
Перевал Ниж. Шавлинский (1Б, 3300)
Расположен в северном отроге Северо-Чуйского хребта севернее перевала
Верхне-Шавлинский и соединяет ледник Лев.Маашей с озером Нижне-Шавлинское.
Дается описание прохождения перевала в направлении с юго-востока на
северо-запад.
Изначально предполагалось прохождение перевала Верхне-Шавлинский (фото
45). Однако, находясь в лагере у озера, мы стали свидетелями грандиозного
камнепада, случившегося на этом перевале. Обвалилось несколько скальных
столбов, находящихся чуть левее (восточнее) перевальной седловины. Фронт
камнепада перекрыл весь путь подъема. Особенно плотно летели глыбы по
кулуару в верхней левой части перевального взлета, как раз по пути подъема
большинства групп, преодолевающих этот перевал. По счастью никаких групп
в этот момент на склоне не было, хотя утром этого дня, по крайней мере,
две команды прошли этот перевал в противоположных направлениях. Случившийся
камнепад заставил усомниться в необходимости прохождения именно этого
перевала. Далее камнепады различной мощности шли с перевала с интервалом
примерно в 2 часа весь остаток этого дня и весь следующий день. Неизбежным
стал выбор в пользу перевала Нижне-Шавлинский (фото 46).
От ночевок у озера в кармане левой боковой морены лед. Лев.Маашей движемся
прямо в направлении перевала Нижне-Шавлинский. Подход по леднику занимает
около 40 минут. Еще 20 минут потребовалось для преодоления перевального
взлета, представляющего собой осыпную седловину (фото 47).
Седловина - разрушенные скалы, тур справа (фото 48). В принципе возможна
ночевка.
Спускаться следует не сразу вниз, а сначала траверсируя склон вправо
по ходу до скального гребня. Потом вниз вдоль скального гребня по средней
и крупной осыпи, временами выбираясь на разрушенные скалы гребня (фото
49). Из-под ног уходят камни довольно больших размеров и летят вниз,
набирая скорость, поэтому следует двигаться компактной группой. При
движении в противоположном направлении следует убедиться, что нет команд,
спускающихся с перевала. Спуск на ледник занял около 30-40 минут. По
леднику движемся сначала по центру (фото 50), а затем, забирая вправо
до того места, где начинается крутой ледовый сброс и тело ледника пересекает
довольно серьезный водный поток - около 40 минут. Здесь выходим на правую
боковую морену и идем по ней. Вначале тропа не отчетливая, но постепенно
она переходит в хорошо маркированную с помощью туров. По тропе идем
до озера, расположенного на границе леса перед крутым сбросом к Нижне-Шавлинскому
озеру - еще около 2-х с половиной часов . По пути встречаются кусты
смородины и плантации дикого лука. С удовольствием едим ягоды и запасаем
к ужину лук (фото 51).
От верхнего озера по тропе выходим к месту непосредственного спуска
к озеру Нижне-Шавлинскиое. Постепенно открываются христоматийные, но
от того не ни чуть не менее, прекрасные виды на Шавлинские озера и вершины
Сказка и Красавица (фото 52). Спуск по скользкой, крутой, глинистой
тропе не может испортить впечатления. Доходим до озера примерно за 35-40
минут, спускаемся к самой нижней (правой) его части - еще 20-30 минут,
и ставим лагерь. Не можем отказать себе в удовольствии сходить на Верхне-Шавлинское
озеро радиально (фото 53). Много ягод, грибов нет вообще, что необычно
для этой долины. До дальней части Верхне-Шавлинского озера хода налегке
около 2 с половиной часов. Назад чуть меньше. Ягоды, прекрасные виды,
приятное общение - в это время на озерах стояло довольно много команд.
В лагере стирка, сушка и приготовление пищи на дровах.
Река Шавла - р. Шабарга - пер.Орой(н/к,2229)
От Нижне-Шавлинского озера по тропе правого берега до р. Шабарга -
3,5 часа. Место слияния р.Шабарга и Шавла достаточно пологое и тропа
плавно поворачивает, не доходя р.Шабарга На этом участке нам поались
кедры с шишками, хотя в этом году в этой долине их практически не было
(были массово в 1999 году). Немного пособирали.
Подъем по левому орографически берегу р.Шабарга до довольно мощного
ее притока - 2 часа. Погода стала портиться - похолодало, пошел дождь.
Стали лагерем на оборудованной стоянке чуть выше впадения притока и
заночевали. Отсюда до пер.Орой - 2,5 часа чистого ходового времени по
хорошей тропе. Перевал в этом году был не сильно заболочен (фото 54).
Через перевал идет грунтовая дорога, которая сразу за перевалом поворачивает
направо, переходит через отрог (500 метров без изменения высоты ) до
коша в соседней долине (это и есть долина ручья Орой) и идет дальше
через хребет в долину р.Маашей. Спуск от перевала до реки Чуя занял
около 2 часов. Проход по мосту через реку Чуя платный - цена 20 рублей
с человека, но можно договариваться о существенно более низких ценах.
Переходим по мосту и через 1 час с небольшим выходим на Чуйский тракт
в поселке Чибит. Активная часть похода закончена.
График движения и другие в соответствии с действующей классификацией
параметры маршрута, определяющие его категорию сложности.
День пути
Дата
Участок маршрута
Характер пути, естественные препятствия, опасные участки
Метеоусловия
Протяженн. (км.)
Чистое ходовое время
1
07.08
Пос.Чибит - р.Маашей
Глинистая автомобильная дорога, мост, серпантинная дорога в лесу,
альпийские луга
Солнце
14
7
2
08.08
-р.Маашей, заброска вверх до л.Маашей
Хорошая тропа по левому ор. берегу.
Ясно, пасмурно, дождь
22/2
6
3
09.08
р.Каракабак
Тропа по гребню,
тропа, маркированная турами
Солнечно
12
4
4
10.08
отсидка в непогоде, тщательная разведка
Движение вдоль русла
Движение по леднику на кошках
Дождь,туман
6/2
1,5
5
11.08
пер.Мордовия - лед. Маашей
Движение по леднику на кошках
Пасмурно, снег, прояснение
14
14
6
12.08
лед. Пр. Маашей
Движение по осыпям
Солнечно
5
4
7
13.08
пер.Клещ - лед. Маашей
Полузакрытый ледник, осыпь
Солнечно
10
3
8
14.08
хождение за заброской к языку лед.Маашей, полудневка
Открытый ледник
Солнечно
14/2
3
9
15.08
прохождение нижней ступени ледопада пер.60 лет Октября
Характеристика препятствия (наименование, характер, высота, новизна,
и т.п.)
Путь прохождения (для локальных препятствий)
Перевал
3А
3
Мордовия, сн.-лед., примерно 3520 м, первопрохождение
С севера на юг
Перевал
2А
4
Клещ, северная сторона сн.-лед., южная сторона ск.-осып., 3400 м,
второе прохождение
С севера на юг
Перевал
3А
6
60 лет Октября, сн-лед., 3700 м
С севера на юг через ледопад
Перевал
2Б
1,5
Надежда, южный склон осып., северный склон сн.-лед., 3300 м
С юга на север, спуск по западному снежно-ледовому склону
Перевал
1Б
1,5
Нижне-Шавлинский, юго-восточный склон осыпной, северо-западный склон
ск.-осып., 3300 м
С на северо-запад, спуск по северо-восточнову скально-осыпному гребню
Перевал
н/к
Орой, моховое плато, заболочено, 2229 м
С юга на север
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Потенциально опасными на маршруте можно считать все возможные скальные
участки. Видимо, это связано с тем, что горы старые и сильно разрушенные
- скалы тоже преимущественно разрушенные.
Если более конкретно, то потенциально камнеопасным можно считать нижний
участок южного склона перевала Мордовия. В связи с этим целесообразно держаться
левого ор. борта склона. Камнеопасен и западный склон пер. Актру. В условиях
2000 года оказалось, что камнеопасен восточный склон перевала Верхне-Шавлинский,
что можно связать только с очень теплой погодой этого года.
Кроме того, нельзя не отметить, что все же данный локальный район отличается
крайне неустойчивой погодой и при планировании похода следует учесть возможные
отсидки из-за плохой погоды. В 2000 году этот неблагоприятный фактор проявился
в наименьшей степени.
Вообще, данный район следует признать достаточно суровым, с точки зрения
природно-климатической.
Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий)
на маршруте.
К наиболее интересным природным объектам на маршруте нужно отнести: высочайшую
точку данного локального района - пик Маашей, красивейшие Шавлинские озера
с возвышающимися над ними вершинами Сказка и Красавица. Большое количество
красивых озер, встречающихся практически во всех долинах.
Обилие ягод и грибов, кедровники - все это может сильно порадовать, особенно
в конце маршрута.
Нельзя не отметить и довольно частую возможность готовить на дровах.
Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности
общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения,
особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма
информация).
ходовых дней
17
количество участников
6
Список группового снаряжения и его вес
наименование
кол-во
вес единицы, кг
общий вес, кг
палатка 4-местная
1
4
4
палатка 3-местная
1
3.25
3.25
свеча
2
0.15
ножовка
1
0.3
0.3
тросик
1
0.1
0.1
костровая рукавица
1
0.1
вставка, 7 л
1
1
1
вставка, 5 л
1
1
1
поварёшка
1
0.1
0.1
моющие принадлежности(губка, Фейри)
0.1
по группе
10.1
Фонарь лобный +зап.батарейки
3
0.2
0.6
Фонарь-жужелица
1
0.15
0.15
примус "Шмель-4"
2
1
2
спирт для растопки
сухой спирт
32 таб.
0.15
бензин + бутылки
10
0.8
8
стеклуха
1
0.1
0.1
забросочный мешок
3
0.1
0.3
по группе
11.3
веревка10 мм
50
3.6
веревка 10мм
50
3.9
веревка 10мм
50
3.7
по группе
11.2
ледобур самосброс
1
0.2
0.2
ледобур
9
0.075
0.675
чистилка ледобуров
0.1
молоток ледовый
1
1
1
молоток ледовый
1
0.96
0.96
фифы
1
0.275
0.275
дор
1
0.275
0.275
карабин
11
0.04
0.44
комплект закладок
1
0.7
0.7
экстрактор
1
0.1
0.1
комплект оттяжек
1
0.5
крюк скальный
9
0.06
0.54
блокировочная петля
2
0.26
0.52
2
0.33
0.66
расходная петля 8мм
16.5
0.02969697
0.49
лавинная лопата
2
0.6
1.2
по группе
8.635
Аптечка
1
1
1
спирт
1
1
1
крем от Солнца
1
0.1
по группе
2.1
Ремнабор
1
1
1
примусный ремнабор
0
крышка-пипетка
1
0
по группе
1
фото + плёнки (6)
4
0.3
видео
2.5
по группе
2.8
безмен
0
калькулятор
0
список продуктов
0
список снаряжения
0
карты + маршрутка + описания
0.5
компас
0
билеты
0
деньги
0
по группе
0.5
Итого
47.6534
Итого на человека
7.94224
Список горного личного снаряжения
наименование
кол-во
вес
ботинки
2.6
кроссовки
1
носки шерстяные + следы
3
0.9
носки спальные
1
0.5
носки н.з.
1
0.4
носки х/б
2
0.2
фонарики
1
0.4
штаны трико
2
0.5
штаны шерстяные
0.8
штаны штормовые
0.8
шорты
0.2
плавки
0.1
трусы
2
0.2
рубашка
0.4
футболка ходовая
0.2
футболка парадная
0.3
кофта шерсть
1
0.4
кофта из полара
0.5
анорак штормовой
0.4
пуховка
2
накидка
0.2
перчатки рабочие
0.1
рукавицы
0.1
кепка
0.1
спальник
1.5
система
2.5
страх
2
0.3
прусик
0.01
стремя
0.015
страх для рюкзака
0.015
карабины
5
0.2
жумар
0.3
спусковуха
0.04
ледобур
0.05
кошки
1.5
каска
0.7
ледоруб
0.9
палки телескопические (опционально)
0.8
очки
0.1
лавшнур
0.1
фотоаппарат, пленки
0.4
рюкзак + клапан
2
пена
спарка
мешок под спарку
мешок под личнягу
мешок под железо
мешок под пуховку
жорик(к.л.м.н.)
0.4
Крем от загара
0.2
деньги, ключи, паспорт
бумага, ручка
0.8
салфетки
зуб.щётка, мыло
0.2
Итого
26.3
Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
руб.
Проезд на поезде Саранск(Рузаевка)-Канаш(1чел.)
54.2
Постель
11
Проезд на поезде Саранск(Рузаевка)-Канаш(6чел.)
391.2
Проезд на поезде Канаш(Москва)-Бийск(1 чел.)
410.7
Постель
11.55
Проезд на поезде Канаш(Москва)-Бийск(6 чел.)
2534
Проезд на микро-автобусе Бийск-Чибит(1 чел.)
595
Проезд на микро-автобусе Бийск-Чибит(6 чел.)
3570
Итого проезд туда
6495
Проезд на автобусе Чибит-Горно-Алтайск(1 чел.)
129
Багаж
26
Проезд на автобусе Чибит-Горно-Алтайск(6 чел.)
930
Проезд на автобусе Горно-Алтайск-Барнаул(1 чел.)
99
Багаж
20
Проезд на автобусе Горно-Алтайск-Барнаул(6 чел.)
714
Проезд на поезде Барнаул-Новосибирск(1чел.)
27.9
Проезд на поезде Барнаул-Новосибирск(6 чел.)
166.8
Проезд на поезде Новосибирск-Самара(1чел.)
283.9
Постель
11.55
Проезд на поезде Новосибирск-Самара(6 чел.)
1773
Камера хранения
88.2
Проезд на поезде Самара-Саранск(1чел.)
80.1
Постель
15
Проезд на поезде Самара-Саранск(6 чел.)
570.6
Итого проезд
10737
Телеграмма о начале похода
8.46
Телеграмма об окончании похода
7.93
Проход по мосту через р. Чуя (6 чел)
100
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
В целом поход получился очень неплохим. Группа осталась довольна походом.
В таком составе группа ходила впервые. Северо-Чуйские белки запомнились
нам интересным первопрохождением, замечательным техническим участком перевала
60 лет Октября, видовыми точками со снежного плато на этом перевале, интересным
вариантом прохождения Перевала Надежда, неожиданными каменными обвалами
на одном из самых часто проходимых перевалов данного района, кедровым лесом
в районе Шавлинских озер. Приятно неожиданной была и хорошая погода, что
является редкостью для данного района.
К сожалению, пришлось отказаться от перевалов Актру и Маашей и пройден
перевал Клещ, что было вызвано откровенной камнеопасностью западного склона
перевала Актру. По-видимому, это было вызвано необычно теплой и солнечной
погодой, нехарактерной для этого района.
Мы рекомендуем район Северо-Чуйских белков для проведения горных походов
любой категории сложности.
Комментарии:
Ваш комментарий:
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].