LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



На перевале к северу от Пайера
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

ОТЧЕТ о пешеходном походе V категории сложности по Кольскому п-ву

ОТЧЕТ о походе V категории сложности по Кольскому п-ву.

с 10.03.2005 г. по 31.03.2005 г.

группа туристов Белгородского Государственного Университета

Руководитель: Рыльский С.В.

 

п/п

Фамилия,имя Обязанность в группе
1 Рыльский Сергей Руководитель фотограф, видеооператор
2 Еременко Максим Зам.руков-ля, зав.хоз по питанию

3

Клестов Алексей штурман
4 Токарев Владимир ремонтник
5 Буракова Анна медсестра
6 Михелева Анна летописец
7 Выродов Дмитрий Зав.хоз по снаряжению

1.Справочные сведения

1. Проводящая организация: МКК г.Белгорода, Белгородский Государственный Университет.

2. Страна,область, район, массив: Россия,Мурманская обл., Кольский п-в., Хибинские и Ловозерские тундры.

3. Общие справочные сведения о походе:

Вид туризма Категория сложности похода продолжительность Сроки проведения
общая Ходовых дней
пешеходный
V
22
16
С 10.03 по 31.03.2005

4. Подробная нитка маршрута:

Ст.Хибины – р.Малая Белая – г.Юдычвумчорр –пер.Орлиный – пер.Ферсмана – р.Малая Белая – пер.Рамзая – КСС Куэльпорр – пер.Сев.Чорргор – плато Путеличчор(траверс) – в.912м – КСС Куэльпор – р.Партамйок – пер.Умбозерский – р.Каскаснюнйок – оз.Умбозеро – Ловозерские тундры – р.Сенгисйок – г.Ангвундасчорр – плато Сенгисчорр(траверс) – г.Тавойок – р.Тавойок – пер.Сев.Тавойок – пер.Куфтуай – пер.Южн.Тавойок – хр. Паргуайв(траверс) – оз.Умбозеро – Хибинские тундры - р.Тульйок – г.Шабнюк – возвышенность Шаднюк(траверс) – пер.Щель – пер.Юкспорлак – п.Юкспоррйок – г.Кировск.

5.Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия Категория
трудности
Длина препятствия (для протяженных) Характеристика препятствия (название) Путь прохождения
Локальные препятствия
1.Перевал

н/к


Рамзая(770м)

Умбозерский(527м)

Южн.Тавойок

Юкспорлак(674,5м)

Куфтуай

Кукисвимчорр(479,7м)

Сев.Тавойок

Сев.Чорргор(1080м)

Щель (820м)

р.М.Белая-р.Поачйок

р.Партамйок-р.Каскаснюнйок

с пер.Куфтуай

с пер.Щель

спер.С.Тавойок

по дороге

по р.Тавойок

от КСС Куэльпорр

с дол.Тульйока

2.Вершина н/к


г.Сенгисйок (585,2м)

в.Ангвундасчорр  (1120м)

в.Юдычвумчорр  (1200,6м)

От р.Сенгисйок

От ж.д по юго-зап.склону

Юго-зап.склону

3.Траверс н/к

1Б-2А*

 

 

Пер.Куфтуай-пер.Южн.Тавойок-хр. Паргуайв

Плато Путеличчор - в.Путеличчор(1111,5м) - в.912м

Плато Юдычвумчорр - пер.Орлиный(2А) - пер.Ферсмана(2А)

траверсом

траверсом

траверсом

II. Протяженные препятствия
1. Снежный участок н/к

50

30

15



2. Ледовый участок н/к

30



3.Растительный покров н/к

50

25



2.Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода, его необычность,уникальность, новизна.

Выбор пал на Кольский п-ов не случайно. С одной стороны здесь имеются возможности для проведения походов до 5к.с. С финансовой стороны – сравнительно небольшие затраты (доступность). Район совершенно не изучен туристами нашей области. Уникальность похода состоит в том, что мы решились провести пешеходный поход по Кольскому п-ву в межсезонье (где пешеходники ходят как правило только летом), и как средство передвижения по глубокому снегу выбрали снегоступы.

При разработке маршрута руководитель ставил перед собой следующие цели:

  1. Поход должен соответствовать пешеходной пятерке.
  2. Посетить два основных горных массива Кольского п-ва –Хибинские и Ловозерские тундры.
  3. В Хибинской части маршрута осуществить связку перевалов Орлиный(2А)+Ферсмана(2А).
  4. Посетить высшую точку Ловозерских тундр г.Ангвундасчорр (1120м).
  5. Более обширно изучить район с целью дальнейшего его использования в тур.походах Белгородцев.

2.Варианты подъезда и отъезда.

От г.Белгорода до г.Москвы поездом № 78 Мариуполь-Москва. Время отправления из Белгорода – 23ч.20мин.

Из г.Москвы от Ленинградского вокзала на Мурманск идет всего два поезда. Через ст.Хибины идет один - №382 Москва-Мурманск, отправление из Москвы – 19ч.28мин.

Билеты лучше заказывать заранее.

Отъезд от ст.Апатиты:

22ч40мин. – Мурманск-Москва (ч/з С.-Петербург), на него мы опоздали ( № поезда незнаем)

Уезжаем в 04ч.25мин. – поезд №11 Мурманск-С. Петербург. Прибытие в С. Петербург – 5ч00мин.

От С.-Петербурга поездом № С.-Петербург-Мариуполь, время отправления – 13ч.30мин.
Есть еще поезд №26 С.-Петербург-Севастополь и С.-Петербург-Новороссийск – они идут позже.

Прибытие в Белгород – 9ч.48мин.

3.Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В первой части маршрута аварийные выходы лучше всего осуществлять через пер.Рамзая в г.Кировск, либо в сторону КСС Куэльпорр через пер.Петрелиуса, с пер.Орлиный, Южн.Чоргорр и др.

В Ловозерских тундрах – пос.Ильма, пос.Ревда (по ж/д).

4.Изменения маршрута и их причины.

Изменения в маршруте были как правило из-за погодных условий. Сказалось то, что в этом году была очень снежная зима, большие морозы в первой половине похода, и то, что группа, в том числе и руководитель в данном районе были впервые.

Изменения в движении по Ловозерским тундрам внесены по рекомендации спасателей на КСС Куэльпор.

  1. Вместо запланированного движения по хр.Тахтарвумчорр прошли по запасному варианту через ущелье Рамзая. Сильный мороз (с утра -26 С), ветер. В первый день мороз был примерно такой же, но не было ветра. На верху мы могли передвигаться только в масках. Отказались от запланированного варианта чтобы избежать обморожений.
  2. На четвертый день был запланирован траверс хр.Кукисвумчорр. Так же воспользовались запасным вариантом, прошли до КСС Куэльпорр по вездеходной дороге по долине р.Вудъяррйок и Кунийок через пер.Кукисвумчорр. 3-й ходовой день дался очень тяжело. Поздно остановились на ночевку, полное отсутствие дров. Обувь влажная, нижняя часть брюк оледенелая ( несмотря на наличие бахил). На утро это все осталось в подмороженном состоянии. Температура ночью -26. Накопилась большая физическая усталость из-за движения по глубокому рыхлому снегу. Предстоял тяжелый траверс. При данных погодных условиях, состоянии группы, руководитель принял решение воспользоваться запасным вариантом.
  3. Запланированный 9-й день (у нас это был 11-й, мы отставали от графика на два дня). После выхода на вершину г.Ангвундасчорр вместо спуска вниз по руч.Чинглусуай к Сейдозеру, прошли траверсом по плато г.Сенгисчорр, через вершину Тавойок.
  4. Запланированный 10-й день ( у нас 12-й) – выход по ущелью р.Тавойок на.пер.Сев.Тавойок, траверс: пер.Куфтуай-пер.Южн.Тавойок-отрог г.Паргуайв, вместо движения по долине Чивруая через плато Маннепахк. Как было изложено выше, эти изменения внесены по совету КСС, что являлось правильным и вполне закономерным. В долинах рек большое скопление снега, передвижение на снегоступах чуть больше 1км/час. Постоянные провалы, останавливаться на ночевку в случае необходимости не разумно из-за отсутствия дров и постоянно сифонящего ветра по дну ущелья. Были случаи замерзания групп в этих местах. К концу похода очень большая усталость. Движение по хребтам (по верху) увеличило нашу скорость передвижения, немного сохранили силы для концовки похода. И самое главное, практически ничего не потеряли в километраже и наборе определяющих препятствий. Это передвижение на наш взгляд (теперь уже) более грамотное тактически.

5.График движения.

Дата

Дни пути Участок пути Протяж. (км) Чисто ходовое время Определяющие препятствия Метеоусловия
13.03. 1 ст.Хибины - р.М.Белая - руч.Ферсмана 11 6ч30мин Движение по лесу, густозаросшие участки,глуб.снега до2м мороз. ясно
14.03. 2 Г.Юдычвумчорр - плато Юдычвумчорр - пер.Орлиный(2А) - пер.Ферсмана(2А) 16,5 10ч30мин В.Юдычвумчорр - 1Б Связка перевалов Орлиный(2А) + Ферсмана(2А) мороз ясно
15.03 3 Р.М.Белая - ущ.Рамзая - оз.Мал.Вудъявр 15,5 9ч30мин пер.Рамзая (н/к) мороз ветер ясно
16.03 4 Оз.М.Вудъявр - пер.Кукисвумчорр - КСС Куэльпорр 19,5 6ч40мин пер.Кукисвумчорр (н/к) мороз ветер ясно
17.03 5 КСС Куэльпорр - пер.Сев.Чоргорр (1Б) - плато Путеличчор - в.912м - КСС 14,5 6ч30мин Пер.Сев.Чоргорр - (1Б) Траверс пл.Путеличчор - (1А) мороз ясно
18.03 6 Дневка
мороз ясно
19.03 7 КСС-р.Партомйокк (ГЗЛ) 6 3ч00мин Движение по лесу днем ясно вечером снегопад
20.03 8 р.Партомйок - пер.Умбозерский - р.Каскаснюнйок 22 8ч15мин пер.Умбозерский (н/к) движение по лесу густозаросшие участки ветер метель

21.03

9 р.Каскаснюнйок - оз.Умбозеро (м.Тулинъярк) 14,5 8ч10мин Движение по лесу

Глубокий снег

Густозаросшие участки

Бурелом, движение по льду

снегопад

вечером мороз

22.03

10

оз.Умбозеро - Ловозерские тундры - р.Сенгисйок

13

6ч30мин

Движение по льду

Движение по лесу

ветер

снегопад

метель

23.03

11

р.Сенгисйок - в.Ангвундасчорр - плато Сенгисчор - в.Тавойок - р.Тавойок

19

7ч50мин

в.Ангвундасчорр (1А)

траверс пл.Сенгисчорр(н/к)

в.Тавойок (н\к)

сильный ветер

снегопад

плохая видимость

24.03

12

р.Тавойок - пер.Сев.Тавойок - пер.Куфтуай - пер.Южн.Тавойок - хр.Паргуайв

25

Пер.Сев.тавойок  (1А)

Траверс (н/к-1А*)

ясно

небольшой ветер

25.03

13

Дневка

снег

26.03

14

оз.Умбозеро - р.Тульйок

13

6ч30мин

Движение по льду

Движение по лесу

ясно

27.03

15

Р.Тульйок - в.Шабнюк - возвыш.Шаднюк - лев.приток Тульйока (ГЗЛ)

17

7ч40мин

в.Шабнюк (481м,н/к)

Движение по лесу

ясно

ветер

28.03

16

пер.Щель(2А) - пер.Юкспорлак - Юкспорйок - г.Кировск

19

10ч30мин

пер.Щель (2А)

пер.Юкспорлакк (н/к)

ветер

снег

6.Техническое описание прохождения группой маршрута

13.03 1-й ходовой день.

Вышли из поезда в 7ч40мин. Мороз примерно -25о С. Станция закрыта на замок. Как выяснили далее, по выходным она закрыта всегда. На ст.Хибины нет почты, магазинов, и вообще зимой там очень глухо.

Выход на маршрут в 9ч00мин. Вышли за дома в сторону леса, там попадаем на пробитую бураном дорогу. Поворачиваем налево. Дошли до мостика через р.Мал.Белая. Переходим через реку и поворачиваем направо по лыжне, идущую вверх по реке. Идем по глубокому снегу, лес труднопроходимый. Лыжня идет левее реки. Примерно через час вышли к подвесному мосту через р.М.Белая. Переходим на ту сторону и поворачиваем налево, через 150м направо по просеке. Дальше вышли на пересечение просек, поворачиваем налево и идем по просеке вдоль реки. Тропа постепенно тянет вверх. Есть лыжня. За собою тянем трое волокуш с грузом. Идти на подъем с волокушами очень тяжело. Тропа идет по правой стороне реки. Остановились на ночевку в 15ч30мин.

Километраж – 11км Чисто ходовое время – 6ч30мин

 Температура: днем -16оС  ночью -32оС

14.03 2-й ходовой день.

В. Юдычвумчорр

На следующий день предпринимаем радиальный выход на в.Юдычвумчорр, далее траверс плато Юдычвумчорр, связка перевалов Орлиный (2А) и Ферсмана (2А).От лагеря выходим в направлении юго-западного склона Юдычвумчорра. Подход к ГЗЛ (границе зоны леса) занял 1ч30мин. Глубокая тропежка, 40-50см, провалы под снег до 1м. Дальше идем по отрогу. Вначале крутой и очень затяжной подъем. Идти и тяжело и неуютно.

пер.Орлиный  

Температура -15оС, холодный облединяющий ветерок. Идем в масках. На верху останавливаться больше чем на 5мин невозможно, замерзаешь. Подъем на вершину занял 3часа. Вершина представляет собой возвышенность на плато, нет тригопункта. Слева крутые скальные обрывы, карнизы. Для перекуса пришлось рыть яму, и делать ветрозащитную стенку из рюкзаков. Но и там больше 10мин мы не выдержали и ушли на траверс плато. Слева по ходу всюду скальные обрывы. На верху наст, иногда снег сдут до камней. Справа крутые склоны в сторону ущ.Рамзая, пер.Петрелиуса. Прекрасная панорама на хр.Тахтарвумчорр, и просто очень красиво. Через 1,5ч дошли до крутого скального обрыва. Это спуск в пер.Орлиный (2А). Он расположен между вершиной 1124м и Юдычвумчорром. Наводим перила, закрепленные на ледорубах, и спускаемся в его седловину. Крутизна склона примерно 70о. Седловина шириной метров 10, длинной 100м со слабым уклоном в сторону руч.Ферсмана, имеет характер небольшого ущелья. В сторону руч.Петрелиуса свисает карниз, и поэтому склон просматривается плохо. Общую крутизну можно оценить как 40-45о, в лавиноопасном кулуаре, заполненном снегом. Спуск в сторону руч.Ферсмана крутизной 30-35о, перепад высот около 300м, здесь так же лавиноопасно. Идем по левой стороне под скалами с выпущенными лавинными шнурами, а затем под прикрытием больших камней спускаемся в цирк где останавливаемся возле одного из камней. От туда совершаем выход на пер.Ферсмана (2А). Склон крутизной 30-35о, в некоторых местах до 40о. Очень лавиноопасно. Поднимаемся в лоб по склону под скалы, от туда траверсом влево выходим на перевал. Внизу прямо под перевалом тянется глубокая яма. На перевале тур из камней, торчит палка. Записки нет.

Пер. Ферсмана

Спуск в сторону руч. Мередиональногоочень крутой, практически отвесная снежно-ледовая стена. Для ее прохождения нужно альпинистское снаряжение. Спускаемся вниз по следам, далее вдоль руч. Ферсмана вниз до леса. Там поймали лыжню, по ней вышли еще на одну лыжню идущей в нашу сторону, и добрались в лагерь уже по темному в 20ч30мин.

Километраж – 16,5км

Чисто ходовое время – 10ч30мин.

Температура: днем -15оС

ночью – 28оС

 

15.03 3-й ходовой день

Утром в 10ч30мин выходим по долине р.М.Белая. В основном варианте маршрута было заявлено прохождение хр.Тахтарвумчорр, но пришлось  воспользоваться запасным вариантом: очень холодно, и с утра небольшой ветер. Так что движемся к ущ.Рамзая.

пер. Рамзая

Возле р.М.Белой поймали лыжню, и по ней сначала по правой стороне реки. Затем лыжня резко закончилась, перешли левее, поймали еще одну лыжню, и за два перехода дошли до ГЗЛ. Следы лыжни хоть и помогают немного, но все же часто валятся под нашим весом. Лыжники которые будут идти за нами наверняка будут очень сильно ругаться.

Постепенным траверсом склона втягиваемся в ущ.Рамзая. Подъем на перевал не крутой, но тем кто шел с волокушами дался не легко. На перевале очень много снега. Далее три часа изнурительного спуска по Поачйоку.

Выйти из ущелья до наступления темноты не успеваем. Останавливаться в ущелье не желательно, дует ветер, и очень холодно. Вышли к оз.Мал.Вудъявр примерно в 20ч00мин. В округе дров не наблюдается. Ночуем без сушки обуви, вещей.

Километраж– 15,5км

Чисто ходовое время – 9ч30мин

Температура: днем -13оС

Ночью – 26оС

 

16.03 - 4 –й ходовой день

Утром по пробитой буранами дороге выходим на вездеходную дорогу. На сегодня у нас запланирован траверс хр.Кукисвумчорр, и выход на КСС Куэльпорр, мы идем на КСС по низу через пер.Кукисвумчорр. По прежнему очень холодно. С утра -25, обувь у всех осталась влажной, и за прошедшие три дня у всех накопилась усталость. Ходьба по снегу с постоянным выпрыгиванием из ям дала о себе знать. Дорога хорошо расчищена, по краям 2-х метровые снежные стены.
Дошли до шлагбаума, от туда по буранной дорожке которая ведет к КСС. Подошли к домикам в 16ч10мин.

пер.Кукисвумчорр

Километраж– 19,5км

Чистоходовое время – 6ч40мин.

Температура: днем -12оС ночью – 24оС

 

17.03 - 5-й ходовой день

Пер Сев.Чорргор

Сегодня мы впервые выспались, благодаря тому, что ночевали в домике на КСС. Подъем ранний. В 6ч30мин. Идем на пер.Сев.Чоргорр, траверс плато Путеличчор. Перешли через реку возле бани, и пошли по лыжне через лес ведущей на перевал. Вчера оттуда с обратной стороны спустилась группа. Лыжня хорошо подморожена. И выдерживает нас, возможно потому что мы идем налегке. Подходим к подъему, одеваем кошки. Издали перевал смотрится очень крутым. По мере подъема все становится не так страшно, как казалось. Идем в лоб склону. Хорошо что стоят морозы. Во время оттепели склон будет лавиноопасен. Выходим на перевал за 2,5часа. На перевале есть тригопункт, табличка. Перевал представляет собой разлом, трещину в хребте ширенной примерно 10-20м (в разных местах), длинной 150м. В источниках из интернета которыми пользовался руководитель перевал обозначен как 2А, уточнили на КСС – зимой – 1Б, осенью – 2А, что не вызывает нареканий (осенью мы его не видели). Проходим вперед по перевалу, и по несложным скалам с индивидуальной страховкой поднимаемся на плато. От туда очень красивый вид. Дальше выходим на вершину Путеличчор (1111,5м), возвышенность на ровном плато. Справа по ходу движения обрывы. Снежные надувы. Впереди открывается безгорная панорама тундры. Движемся в масках, очень холодно. Достигаем высоты 912м, и спускаемся по отрогу по сыпучему рыхлому снегу. Иногда это делаем на «пятой» точке, получается намного быстрее чем ногами. Пришли в лагерь в 16ч00мин. На вечер заказали баню, эта услуга представляется спасателями за умеренную плату. Ночью мы все впервые увидели северное сияние, и больше его не было.

Километраж – 14,5км

Чисто ходовое время – 6ч30мин.

Температура: днем -10оС ночью – 23оС

В.Путелитчорр

18.03 6-й день

Дневка. Отсыпаемся, отъедаемся, ремонтируем снегоступы, пересматриваем запасы питания и баллонов с газом.

19.03 7-й ходовой день

Выходим в 11ч00мин. Мы решаем не идти сегодня до запланированного места, потому что это снова нам грозит экстремальной ночевкой, и возможно в безлесной зоне. За прожитые дни в Хибинах мы убедились насколько здесь тяжело передвигаться по глубокому рыхлому снегу. И расстояния запланированные дома на некоторые дни 25-28км в конкретных наших условиях на снегоступах, видятся не реальными. Хотя руководитель и некоторые участники имеют опыт передвижения на снегоступах по Карпатам, и там удавалось проходить такие расстояния. Разница в том, что в Карпатах в марте снег влажный, очень плотный, на Кольском – морозный, как песок. Идем по пробитой бураном дороге. Перед оз.Гольцовое выходим на развилку просек, идем направо в сторону ущелья ведущего к пер.Умбозерский по р.Партамйок. Немного не доходя до ГЗЛ останавливаемся на ночевку.

Километраж – 6км

Чисто ходовое время – 3ч.

Температура: днем -3оС ночью – 6оС

20.03 8-й ходовой день

Пер. Умбозерский

С утра идет снег. Видимость плохая. Вышли в 9ч30мин.

Идем по еле видной буранной дорожке, но вскоре она пропала. За один переход вышли за ГЗЛ. Идем по дну ущелья вдоль реки. Ближе к перевалу сильный порывистый ветер, метель. Не смотря на потепление, при таком ветре мерзнут руки, идем в масках. Через 2ч вышли на перевал, он расположен между двух скальных стен.

За перевалом ветер немного утих, но оказалось намного больше снега. Очень глубокая тропежка, постоянные провалы. Один раз участник провалился в снег при переходе реки через снежный мост, по шею с погружением ног в воду. Попытались обойти реку под скальным прижимом, но там так же первый ушел почти по шею, и пришлось вылизать на склон и обходить этот участок траверсом. Очень тяжело идти тем, кто тащит волокуши. Вышли к ГЗЛ, там стало легче. Меньше снега (по колено), и умеренный ветер. Идем по дну ущелья. Справа остается долина ведущая к пер.Куропачий. Далее из-под льда появляется р.Каскаснюнйок. Идем по лесу по правой стороне реки. Дошли по реке практически до окончания отрога г.Тульйок справа, и там остановились на ночевку.

Километраж – 22км

Чисто ходовое время – 8ч15мин

Температура: днем -1оС ночью – 3оС

21.03 9-й ходовой день

Выходим в 10ч00мин. Продолжаем идти по правой стороне реки, затем переходим на левую и идем по следу бурана. Эта дорога просто спасение для нас. Через 2км след уходит направо в сторону долины Тульйока. Налево идет лыжня в нужном нам направлении. Идем по ней. Очень много снега. Лыжня нас совершенно не держит. Постоянно проваливаемся в снег от 40см до 1м. Очень мешают волокуши. На участках траверса они постоянно скатываются вниз, цепляются за деревья. В этот день мы распрощались с двумя из трех волокуш. След лыжни завел нас далеко налево, и мы спустились на р.Майвальтайок. Мы видели, что лыжня забирает слишком влево, но выбора не было. Лес – сплошные «джунгли», бурелом, завалы. И еще раз очень много снега. На р.Майвальтайок поймали еще одну лыжню. Прошли по ней около километра, и она тоже уходит не в нужном нам направлении. Впереди уже видно оз.Умбозеро, оз.Верх.Ньюръявр. На КСС нам сказали , что там есть дорога идущая паралельно Умбозеру к оз.Верх.Ньюръявру, и от него поворачивает дорога к Умбозеру, куда нам и нужно. Мы решили небольшой участок леса пройти по прямой, в нужном нам направлении. Это была большая ошибка. За час движения по этому лесу мы потеряли больше сил, чем за целый день. Но дорогу все-таки нашли. Она вывела нас на поляну, с очень редким лесом. На ней повернули направо к оз.Пасъявр. Проходим его по льду к впадению в залив Тульилухт (на карте обозначены сараи). На оз.Пасъявр оказался очень слабый лед. На выходе с него провалились три участника. Шли недалеко от берега, и глубина небольшая – по колено. Остановились на ночевку в 18ч30мин. Снова очень холодно.

Километраж – 14,5км

Чисто ходовое время – 8ч15мин.

Температура: днем -2оС ночью – 17оС

22.03 Десятый ходовой день

На утро потеплело. Выход в 10ч00мин. Проходим 200м вперед, и выходим на лыжню ведущей по просеке через полуостров. Идем по ней. На карте обозначена тропа, но это не она. Через 1час выходим на противоположный берег Умбозера в 1,5км от отрога Растинюн. Переходим через Умбозеро за 1,5часа.

Метель, ветер, видимость плохая. Противоположного берега не видно. Идем по азимуту, который успели засечь перед выходом (когда еще была видимость). Вышли в месте впадения реки Тавойок в Умбозеро. Далее поднимаемся по правой стороне реки вверх. Очень много снега. Несколько крутых подъемов, и пошел пологий тягун. Тропежка 50-60см глубиной. Переходим через реку, и выходим на ж/д дорогу. Справа в 150м мост через р.Тавойок. Идем вдоль ж/д в сторону Ревды, проходим 1км, и сворачиваем направо на просеку в сторону леса (прошли столбик с №83). Далее по ней около километра, она сворачивает влево, проходим через какой-то карьер, и останавливаемся на ночевку в лесу возле ручья. Много дров, также снега.

Оз. Умбозеро

Километраж – 13км.

Чисто ходовое время – 6ч30мин.

Температура: днем – 0о  С ночью – 1оС

23.03.      Одиннадцатый ходовой день

В. Ангвундасчорр

Сегодня идем на г.Ангвундасчорр – высшую точку Ловозер, затем траверс плато Сенгисчорр. Выход в 10ч15мин. Подход к хребту занял 1ч30мин (через р.Сенгисйок). На верху сильный ветер, очень холодно. Проходим вершину Сенгисйок (585м), дальше спускаемся в небольшую седловину, и от туда выходим на хребет Ангвундасчорра, и поднимаемся вверх. Склон обледенелый, идем без снегоступов. С набором высоты ветер еще сильнее, очень плохая видимость.

Справа остаются обрывы оз.Сенгисъявр. Вышли в район вершины, практически ничего не видно, ветер просто рвет на части, руки замерзают даже в перчатках. Находим вершину на ощупь.

На ней скальные пупыри, один из них и является высшей точкой. Тригопункта не видно. Делаем фото, и уходим на траверс. Идем на спуск в седловину пер.Ангвундасчорр, держимся дальше от скальных обрывов цирка оз.Сенгисъявр. На перевале видимость немного лучше. Дальше траверсом обходим вершину г.Сенгисчорр, и спускаемся вниз по западному склону через вершину Гавайок (741,9м) в долину р.Тавойок. Там останавливаемся на ночевку в 16ч20мин.

Километраж – 19км

Чисто ходовое время – 5ч50мин.

Температура:днем -1о С

ночью – 3оС

24.03    Двенадцатый ходовой день

Идем по долине р.Тавойок в направлении пер.Сев.Тавойок. Придерживаемся левой стороны. Глубокая тропежка, очень много снега. За ГЗЛ передвигаться уже легче. В конце ущелье раздваивается, налево Сев.Тавойок, направо Южн.Тавойок, он более пологий. Крутизна подъема 35о, ближе к перевалу до 10о. Перевал представляет собой широкую седловину. По ту сторону видны скалы ущелья долины реки Мурнуай. Делаем перекус, и траверсом обходим вершину справа доходим до пер.Куфтуай. От него огибая эту же вершину справа по лыжне выходим на пер.Южн.Тавойок. Все эти перевалы похожи друг на друга. Тригопункты, туры, отсутствуют. С Южн.Тавойока сразу же уходим на отрог г.Паргуайв, и по нему спускаемся вниз до ж/д к реке Паргай. Там в лесу останавливаемся на ночевку.

пер. Сев. Тавойок

Километраж– 25км

Чисто ходовое время – 9ч.

Температура: днем +4 ночью +2

25.03 Тринадцатый ходовой день

Дневка. Накопилась большая физическая усталость. Место стоянки очень удобное, много дров, есть вода. Отдыхаем, отъедаемся, ремонтируем снегоступы.

26.03   Четырнадцатый ходовой день

Выходим к мосту, под ним идет лыжня от Умбозера. По лыжне через час спускаемся к озеру. Погода ясная, тихо. Хорошо просматривается Хибинская сторона. Переход через Умбозеро до места впадения р.Тульйок занял 2ч40мин. Там сделали привал, провели разведку. По буранной дороге пошли вдоль берега, и вышли к разваленному сооружению (металлический каркас). От него следы буранов расходятся. Одна направо вдоль р.Тульйок, а другая налево в лес. Идем вдоль реки Тульйок. Остановились на ночевку в лесу рядом с рекой.

Километраж– 13км

Чисто ходовое время – 6ч 30мин

Температура: днем - +4  ночью - +3

27.03 Пятнадцатый ходовой день

Сегодня наша цель подойти под пер.Щель. Далее буранная дорога уходит направо через реку, а по левой стороне реки идет лыжня в  нужном нам направлении. Мы идем по ней. Пересекаем ручей идущий слева, и движемся дальше по лесу. Затем подходим к отрогу, поднимаемся на него, и идем в юго-западном направлении вверх к вершине Шобнюн(481,6м). Далее по возвышенности Шаднюк выходим к скальным обрывам. Впереди слева виден перевал Щель. Сначала хотели остановиться и заночевать наверху в безлесной зоне, но к вечеру усилился ветер, пошел снег, стало очень холодно. Пришлось опуститься к ГЗЛ к месту слияния ручьев. Там остановились на ночевку.

Километраж – 17км

Чисто ходовое время – 7ч40мин

Температура:днем – 0оС

 Ночью – 1оС

28.03    Шестнадцатый ходовой день

На ГЗЛ дрова отсутствовали, поэтому ночевка была без костра, это значит, что вся наша обувь осталась мокрой, а на утро подмороженной. Готовим на горелке.

Выходим вверх по правой стороне ущелья  к пер.Щель. Подъем примерно 10о по дну ущелья приводит в цирк под Щелью.

Пер. Щель

Очень красивое место. Перевал выглядит внушительно. Проводим осмотр подхода и пути подъема на перевал. Это было единственное место, где мы не видели следов лыжников, и вообще никаких следов движения по перевалу. На КСС нас предупредили, что перевал сильно лавиноопасен, особенно в этом году, потому что  очень много снега. Склоны крутизной от 35 до 500. Уже почти неделю оттепель, снег рыхлый. При подъеме погружение ноги в снег на 20-30см, ледоруб при опоре на него полностью скрывается в снег по рукоятку. Очень большая вероятность схода лавины.Сама щель так же сильно забита снегом, справа большие надувы, карнизы. Щель, особенно вначале, очень узкая, до 2м. Опасно ни сколько движение по самой щели, а сколько подход к ней по опасному лавиноопасному склону примерно 200м. Поднимаемся вверх вдоль левой скальной стены, под прикрытием скал. Там самая небольшая вероятность схода лавины. Подъем крутизной 40-45о, в некоторых местах до 50о. В верхней части снег становится тверже. Идем с выпущенными лавинными шнурами. Поднимаемся примерно до уровня перевала, и переходим вправо траверсом к щели. На траверсе наводим перила. Склон крутой, 45-50о. Переходим по одному на самостраховке.

Здесь в сторону щели крутые обрывы, скалы. Поднимаемся немного выше, и за перегибом внизу видим перевал. Спускаемся к нему по перилам. На перевале так же много снега. Есть тур из камней. Попытались немного спуститься в щель, и сразу же наткнулись на карниз нависающий над выходом из щели. Спуск вниз намного положе по красивому «каменному коридору» выходящему еще в один «цирк». Не доходя до дна ущелья уходим траверсом вправо. Внизу тянется большая яма. Через 30мин движения достигаем дна ущелья незадолго до пер.Юкспорлакк, а еще через 20мин подъема стоим по левой походу , юго-восточной седловине пер.Юкспорлакк. Ориентиром могут служить покосившееся деревянные столбы идущие через перевал.

Спуск с перевала пологий, но очень много снега. Тропежка до 50см. Немного пройдя вперед увидели постройки. Через 1ч30мин выходим на дорогу, ведущую в сторону рудника.С нее спустились к полотну ж/д путей,  повернули направо и идем вдоль путей в сторону г.Кировска. Слева по ходу движения заводы, сзади виден огромный рудник, впереди слева две большие трубы, а прямо в сумерках видно оз.б.Вудъявр. Добираемся до Кировска уже по темному, там же садимся на автобус на остановке «Олимпийский» до Апатит. Приехали на ж/д вокзал в 22ч30мин. На этом под окнами кассы наше путешествие закончилось.

Километраж – 19км

Чисто ходовое время – 10ч30мин

Температура: днем – 0оС

7.Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Связка перевалов Орлиный + Ферсмана. Лавиноопасно, особенно на пер.Ферсмана.

Пер.Северный Чорргор. Во время оттепели подъем в лоб может быть лавиноопасен. На перевале снежные карнизы по левой стороне по ходу движения (в сторону плато Индичвумчорр).

Провалы под лед. При переходе через Умбозеро такой опасности не было. А вот при подходе к нему, по небольшому оз.Пасъявр на выходе к берегу трое участников провалились. Глубина небольшая, 40-50см.

Провалы на снежных мостах при переходе речек. Такой провал был у нас на р.Каскаснюнйок. Первый участник ушел по шею.

Пер.Щель. Из всех перевалов где мы были, это самый лавиноопасный. Крутизна склона 45-50о. В щели много надувов, карнизов. Во время оттепели, особенно при большом количестве снега (как было в наших условиях) опасность схода лавины очень велика.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

Каких-либо исторических объектов на маршруте мы не встречали, или возможно о них не знали, в силу того что в этих краях мы в первый раз.

К природным интересным объектам отнесем следущее:

  1. Перевалы. Как правило имеющее характер тектонических трещин в хребте. Это такой как Сев.Чорргор, Рамзая, Щель Тахтарвумчорра, Щель. Они небольшие по ширине, по краям отвесные скальные стены, и протяженностью до 100м (Рамзая, Сев.Чорргор).
  2. Наличие множества «цирков». Особенно красивый цирк на пер.Щель со стороны Тульйока, цирк хребта Расвумчорр, цирк в долине ручья Ферсмана, цирк оз.Сенгисъявр у подножья Ангвундасчорра и др.
  3. В Ловозерских тундрах долины рек имеющее характер ущелья, с крутыми нависающими скалами. Очень красиво. Были в одном по Тавойоку, и несколько наблюдали с пер.Куфтуай, Сев.Тавойок.
  4. Карликовое криволесье. На ГЗЛ небольшие деревья, причудливой изогнутой формы.
  5. С животного мира встречали один раз белку, один раз глухаря, и очень много раз белых куропаток. Больше не видели никого.

9. Дополнительные сведения о походе.

Групповое снаряжение

  Наименование Количество Вес,кг Примечания
1 Палатка 2 4,8  
2 Пила 2 0,4 цепь
3 Топор 1 1  
4 Котлы 2 0,7 С комплектом пренадлежностей
5 Костровое 1 0,2 С цепочками спусками
6 Ремонтный набор 1 2,5  
7 Мед.аптечка 1 0,7  
8 Лопата лавинная 1 0,8 Надевается на ледоруб
9

Свечи

7 0,3  
10 Фотоаппарат 3 2 «Зенит», и 2 кодака
11 Компас жидкосный 2 0,1  
12 Термометр 1 0,1  
13 Термос 2 1,2 Объем 2 литра
14 Полиэтилен под палатки 2 0,7 8кв.мет
15 Ледобуры 4 0,3 титановые
16 Веревка основная 2 4 10мм
17 Карабины 6 0,7  
18 Спички,зажигалки 10 0,1 герметичные
19 Сух.горючее   0,1 В виде таблеток
20 Газовая горелка 2 1  
21 Газовые балоны 20 5  
22 Жумар 2 0,6  

Личное снаряжение

№ п/п Наименование Количество Вес, кг Примечания
1 Снегоступы пара 1-2 Конструкции разные
2 Палки лыжные пара 0,5  
3 Рюкзак 1 1,5  
4 Коврик 1 0,3 каримат
5 Бахилы пара 0,2 фонарики
6 Куртка теплая 1 1,5 Пуховик или сентипон
7 Свитер 2 1 шерстяной
8 Белье нижнее К-т 0,5 термобелье
9 Рукавицы 2 0,3 Сентипон, мех
10 Носки х/б 2 0,2  
11 Носки шерстяные 3 0,4  
12 Теплая обувь пара 1,5-2 Валенки, бурки, пластик, ботинки
13 Личная посуда К-т 0,4  
14 Индивид.пакет К-т 0,2  
15 Кошки 1 1  
16 Обвязка 1 0,5  
17 Карабин 2 0,2  
18 Спусковуха 1 0,2 восмерка
19 Прусик 1 0,1 6мм
20 Лавинный шнур 1 0,1 15метров
21 Маска 1 0,1  
22 Очки 1 0,1 солнцезащитные
23 Спички 2 0.1  
24 Документы К-т 0,1  
25 Спальник 1 1,5-2 пуховые
26 Фонарик 1 0,2  
27 Прочее   1,5  

Специальное снаряжение

№ п/п Наименование Количество Вес, кг Примечания
1 Волокуши 3 2 каждые Из листов дюралюминия

Характеристика погодных условий.

В литературе по Кольскому п-ву можно прочитать что март месяц благоприятный для совершения тур.походов. Нет больших морозов, большой световой день и тд.

Световой день действительно длинный. Рассветает примерно в 6ч15мин, начинает темнеть с 19ч30мин. Этого времени вполне достаточно для самого плодотворного ходового дня. А вот климатические условия здесь не предсказуемые. Мы попали в сильные морозы, шесть дней стояли морозы ночью от -24оС до -32оС, днем от   -10оС до -15оС. Затем оттепель. Особенность такова: когда морозы – день ясный, даже солнечный, как правило безветренный или небольшой ветер. Во время оттепели часто идет снег, метель, плохая видимость.

10.Стоимость проживания, питания, средств передвижения.

Дорога. Поезд Белгород-Москва – 330руб

  Москва – Хибины – 730руб

Автобус Кировск – Апатиты – 30руб (частники просят 500руб за ГАЗель)

Апатиты-С.Петербург – 580руб

  С.Петербург-Белгород – 650руб

( все вагоны плацкарт).

Проживание, услуги на КСС.

Цена одной ночи на КСС – 80руб. Спасатели выдают дрова (совсем немного) для обогрева комнаты, которые в округе отсутствуют (это видимо входит в оплату).

Есть сауна, нужно просто заказать заранее работникам КСС. Цена за 2часа – 600руб. Количество человек не ограничено.

Если есть желание, или необходимость воспользоваться бураном, цена за 1км -60руб.

11. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута.

Схема нашего похода (Хибинская часть + Ловозерская) показалась нам удачной.

Поход пройден с небольшим отставанием от графика, без отклонений от основного маршрута. Группа трижды воспользовалась запасными вариантами (описаны в главе «изменения маршрута»), которые на наш взгляд были логичны. Как правило, это было из-за погодных условий, что послужило достаточным основанием для упрощения пути в целях безопасности.

В техническом отношении маршрут соответствовал к требованиям предъявленным к пешеходным походам 5к.с. Наиболее сложный был участок восхождения на г.Юдычвумчорр, ее траверс, и связка перевалов Орлиный и Ферсмана. Настоящей изюминкой был выход на пер.Щель (2А). При очень большой лавинной опасности группа действовала правильно с тактической стороны, и интересная реальная техническая работа.

Были пройдены относительно сложные пер.Орлиный (2А), пер.Ферсмана (2А), пер.Сев.Чорргор (1Б), пер.Щель (2А). Пройдено большое количество траверсов хребтов.

В целях облегчения рюкзаков применялись волокуши. Результаты двоякие. В некоторых местах это очень удобно и практично (движение по низине, по льду), и наоборот при движении по лесу, особенно на участках траверса, они очень мешают. Что бы идти с ними на подъем нужно быть в очень хорошей физической форме. Результат больше отрицательный по применению волокуш в горных районах.

Наше передвижение на снегоступах вызвало много удивления у встречающихся лыжников, да и на КСС. На снегоступах мы были одни,  и вообще такое в этих местах видимо случается редко, судя по тому, как на нас смотрели. Передвижение на лыжах намного легче, меньше тропежки, провалов под снег. Группа идущая на снегоступах должна быть сильно физически подготовлена, снегоступы испытаны еще дома, особенно система крепежки к ногам.

Планировать в день примерно 18-20км, так-как движение по глубокому снегу очень сильно выматывает, в течение дня нету возможности отдохнуть (холодно), а провалов, глубокой тропежки не избежать (ну если только будет малоснежная зима). Лучше планировать больше движения по хребтам (т.е поверху), там как правило наст, или камни, можно идти вообще без снегоступов.

Необходимой экипировкой должна быть маска от обморожений. На траверсах хребтов они нам очень помогли.

При движении по реке нужно быть осторожным. Реки в основном не замерзают, и при переходах по снежным мостам можно угодить в воду. Не очень глубоко, но обувь, особенно при морозе покрывается льдом мгновенно.

Для костра лучше пользоваться елью или ольхой. Березовый сухостой не горит, точнее очень плохо, при постоянном поддувании.

Маршрут был достаточно протяженный, с довольно напряженным графиком. Группа прошла его с большими затратами сил, но несмотря на это, сохранился приятный психологический климат на протяжении всего похода.

12.Определение категории сложности похода по действующей методике

Протяженность – 225,5км

Продолжительность – 16 ходовых дней

Локальные препятствия

Категория трудности Количество Количество идущее в зачет Баллы за препятствие
1.Перевал н/к

6

1

1

3

1

1

1

1

2

4

6

8

2.Вершина н/к

1

1

1

1

1

1

4

5

7

3.Траверс н/к

1Б-2А*

2

1

1

1

1

1

4

5

7

Всего       52

Протяженные препятствия

Вид препятствия Категория трудности Количество Количество идущее в зачет Баллы за препятствия
1.Снежный участок н/к

1

1

1

1

1

1

20

20

4

2.Ледовый участок н/к 1 1 24
3.Растительный покров н/к

1

1

1

1

5

8

Всего       81

Автономность – 1

Географический показатель Кольского п-ва – 10

Коэффициент перепада высот – 1.1

КС=ЛП+ПП+(А×Г×К)=52+81+(1×10×1.1)=52+81+10.1=143.1

Для похода Vк.с. нужно набрать 135-184 балла.

По набранным баллам поход соответствует пешеходному походу 5-й категории сложности.
Комментарии: Ваш комментарий:
2006-12-05 14:22:26 | kandid | E-Mail
есть мнение, что это, конечно, никакая не "пятерка", пусть даже и пешеходная зимой на снегоступах...

2006-12-05 15:42:16 | Rad | E-Mail
По баллам небольшой обсчет:
в пятерке за растительность н/к баллов не дают, за снежный покров н/к дают не больше 10 баллов.
Возможно, что я и ошибаюсь, но в методике так.

2006-12-06 14:57:06 | kandid | E-Mail
ко мне отчет попал в таком виде, в каком опубликован: с указанием именно этой категорийности. Соственно, затем и создан механизм комментариев к отчетам, чтобы накапливались мнения и поправки.

2 Паша: ну прости, просто я посчитал, что твое путешествие ближе к хорошей "тройке". Ты опять же можешь высказать свое мнение в комментариях!

2006-12-06 13:24:15 | Вадим Семин | E-Mail
Хмм... Не прочитал пока весь отчет, но неужто за неделю (мы шли пер. Щель 21-го марта) крутизна склона могла увеличится на 10-15 градусов...
Идея мне понравилась, но реализация не идеальна, хотя это ж ведь "первый блин".

2006-12-06 13:39:26 | паша кольский | E-Mail
ну нифига се, мой каларский отчет раздел до тройки, а тут вдруг пятерка! в сезон! только хибины и ловозеры в нитке

2006-12-06 13:41:18 | Вадим Семин | E-Mail
На ф.26 группа идет боковым траверсом г. Крестовая, перед этим убедившись в сильнейшей лавиноопасности склонов! Даже за 2 дня до этого, 12 марта (и в следующие 2 дня погода стояла без снегопадов), этот склон был лавиноопасен. Я хотел на какую-то его часть скинуть рюкзак при спуске с г. Крестовой на пер. Ферсмана, но решил, что искать его будем долго...

2006-12-06 13:49:00 | Вадим Семин | E-Mail
Согласно протоколам результатов ЧР 2005 поход занял 9 место в классе пеших походов 4 к.с.

2007-02-21 14:44:49 | Майк | E-Mail
РЖУНИМАГУ! Все больше и больше отчетов, где сложные в лоб перевалы проходят ТРАВЕРСОМ и считают себя крутыми перцами! Юдыч - 1А, траверс орлиного - н/к а стенка там обходится. Одна сторона ферсмана (что в отчете) - ну 1А по зиме.
Да, извините, 9 место это последнее?
Круто только то, что они пешком ходили... Хотя весь кайф от лыж пропадает от этого. Оно было им надо?

2007-03-07 12:31:14 | Dn | E-Mail
Ну че-то уж очень какая-то смешная пятерка. Траверс Ферсмана разве 2А???



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;