LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Манарага
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Плато Путорана :: ПРОГУЛКИ В ЛАМСКИХ ГОРАХ

ПРОГУЛКИ В ЛАМСКИХ ГОРАХ

Предисловие

Планы на летний отдых 2005 года были определены – собирались на Курилы. Где-то в середине июля подруга Лера, идейный вдохновитель поездки, сообщила, что для нее Курилы в этом году отменяются по семейным обстоятельствам . Поскольку время дешевых билетов было упущено, да и в памяти еще свежи были воспоминания о Камчатке, посещенной годом раньше, решили с Андреем искать альтернативу.

“Что думаешь по поводу плато Путорана?” - поинтересовался Андрей. Что я думала? Думала, что мне не светит погреться, что из короткого подмосковного лета я попаду в суровую осень-зиму, о том, что наши туристические вылазки от года в год имеют тенденцию дорожать, что отчетов по Путоранам маловато, что … да много еще чего думала.

“Отличная мысль, давно хотела там побывать!” - решение было принято, началась подготовка.

Подготовка:

Состав участников: Ольга, 32 года и Андрей, 31 год (наши друзья по разным причинам не смогли присоединиться, и я немного волновалась из-за того, что нас только двое – мало ли что могло случиться на маршруте. Андрюха же, по-моему, вообще по этому поводу не парился, к тому же у него был железный аргумент – наше предыдущее путешествие на Камчатку было осуществлено в том же составе)

Погода: Проштудировав имеющуюся в и-нете инфо по Путоранам, пришли к выводу, что надо пытать счастье в Путоранах в конце августа - начале сентября, когда пропадает мошка и замерзнуть еще не грозит. Архивов погоды под Норильском я не нашла, ориентировались на общегодовые тендеции.

Маршрут: ориентируясь на описания и отчеты (www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?12, http://skitalets.ru/trips/2004/putorana_gorshkov/index.htm , http://avp.travel.ru/rus/84_rus.htm , http://turizm.lib.ru/s/sibircew_w_s/goto01.shtml , http://tourclub.ustu.ru/Reports/2004-Putorany/ http://veter.turizm.ru/63/putorany.shtml , http://veter.turizm.ru/36/zima.shtml) и наши собственные возможности Андрей составил первоначальный маршрут следующим образом:

Старт: оз. Лама (ручей Бытык) – ручей Коколах – ручей Чанго – оз.Глубокое северный берег – река Муксуннералах – река Лынкенгда – оз. Собачье – река Хоронен – ручей Хойси – оз.Лама – база Крашевского. Однако, на местности нить маршрута претерпела значительные изменения и в итоге стала такой: оз.Лама – ручей Бытык – ручей Коколах – р. Чачир – г.Плоская – р.Лев.Кураанах – оз.Юж.Нералах – р.Муксуннералах – р.Омон-Юрях – оз.Лама – база Крашевского

Карты: Искали на:

http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/putorany/maps.html

http://turizm.lib.ru/s/sibircew_w_s/goto01.shtml

http://www.veslo.ru/maps.html

http://www.krasline.ru/~abr/Putoran/putoran.htm

http://zanzibar.ru/links/map_links.htm

http://www.topokarty.narod.ru/putorana.html

http://topmap.narod.ru/

В итоге, карты скачали на www.topmap.narod.ru .(R-45, R-46) Правда, километровки удалось получить не на все, часть была двухкилометровки. Очень пригодился бы атлас “Норильск и окрестности”, но его не нашли ни здесь, ни в Норильске. Видели у норильских рыбаков, очень приличный. Говорят, иногда он бывает в продаже на Автовокзале в г.Норильске (на обратном пути туда заезжали, но атласа там не было – дефицит).

Планируемая продолжительность похода: собирались на пару недель, но, на случай непогоды и доп. дневок, отпуск надлежало взять на три. У меня это не получилось (дали две), Эндрю повезло больше, взял на три.

Организационные моменты: надлежало

  • организовать катерную заброску-выброску
  • зарегистрироваться в МЧС (звонили за пару-тройку дней до отлета, уточнить, куда и к кому обращаться по тел.(3919) 41 21 27.
  • получить пропуск в заповедник “Путоранский” - подробную инфо о пропуске можно почитать в отчете Романенкова на http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?12 , (если стартовать от базы Крашевского, вопрос с пропуском в заповедник можно решить прямо на базе, Крашевский – зам. директора заповедника.)

Заброска: авиарейсом Москва- Норильск, частником от аэропорта “Алыкель” до МЧС городка (на регистрацию), потом катером от порта Валек до оз. Лама в районе впадения ручья Бытык.

- авиа часть - билеты: покупали в конце августа, когда, наконец-то, определились сроки и подтвердились отпуска. Из-за коротких сроков, дешевые билеты уже упустили (по опыту знаем, что чем раньше куплен билет, тем он дешевле – на Камчатку покупали за 5 месяцев, сэкономили около 4-5 тысяч рублей на нос.). Самым бюджетным предложением стали билеты от “Сибирских авиалиний” (разница около 1-3 тысяч рублей по сравнению с Домодедовскими авиалиниями, Аэрофлотом и KrasAir).

Москва-Норильск-Москва с фиксированной датой стоил около 16 000 рублей.

Москва-Норильск-Москва с открытой обратной датой подороже на 1,5-2 тысячи, но решили брать их (и, как оказалось, совсем не зря).

Неожиданно столкнулись с отсутствием билетов на нужные даты (хотели улетать в выходные, в итоге получилось улететь только в будний день, благо самолет около 11 вечера, поэтому я даже успела смотаться на работу.

- катер – из найденных в сети телефонов людей, организующих заброску ((3919) 47 01 08 Кожекин Алексей Александрович, 8 902 948 87 17 Александр Смоленский), удалось дозвониться по одному (3919) 37 45 11 и связаться с Вадимом Воронцовым. Договорились, что он будет ждать нас в гидропорту “Валек” около 12 часов дня 07.09.05 и организует заброску. Детали заброски и выброску решили оговорить на месте. Заявленная цена – 15 000рубл. туда/обратно.

- пропуск –дозвониться до директора заповедника - (3919) 46 86 84 Владимир Владимирович Ларин - не удалось, пропуск не получили. Решили, что на месте изменим маршрут так, чтобы он не проходил через территорию заповедника.

Вес рюкзаков и раскладка: при отлете взвесили рюкзаки – мой – 26 кг, Андрюхин – 31, доплачивали около 1000 рублей. Раскладка по еде была сделана из расчета 500г/человека в сутки. Брали с собой сублимированные супы и творог, сделали удачное открытие – сублимированные супы (купили их в ЭКСТРИМЕ) гораздо вкуснее и питательнее обычных магазинных суповых пакетиков, а творог вообще оказался походным пиром духа (ммм, этот творог, разведенной со сгущенкой с черникой!)

Начало похода:

Летели около 4 часов, 07.09.05 в 6 утра были в аэропорту Норильска “Алыкель”. Вынырнувший таксист предложил за 600р. довезти нас до гидропорта Валек с заездом в МЧС. Безусловно, от первого встретившегося таксиста в аэропорту любого города трудно ожидать экономичное предложение, но после ночного перелета ехать на автобусе или искать более сговорчивого возчика было влом. От аэропорта до города ехали минут 40, еще минут 15 – до городка МЧС. Дорожный пейзаж достоин быть запечатленным в футуристических фильмах! Ни деревца, ни травинки, ни яркого пятна. Повсюду заводские трубы, вышки, индустриальные сооружения, невеселые дома, на горизонте – грязноватый туман, который на поверку оказался дымом от никельного завода. Кайеркан – городок на полпути от аэропорта к Норильску – казался воплощенным в жизнь макетом для города роботов. (фото) взято отсюда:

http://norilsk-on-line.ru/gallery.php?action=view&cid=9&id=32&page=4

Словоохотливый водитель объяснил, что местное население образовалось из желающих подзаработать приезжих, для которых в массовом порядке строились однотипные общежития. По его словам выходило, что облагораживать город начали совсем недавно, с появлением первого взрослого поколения коренных норильчан, до этого основной задачей горожан было зарабатывать и выживать в крайне суровых северных условиях. В общем-то, неудивительно, что подавляющее большинство населения лелеет мечту перебраться в среднюю полосу России, навсегда покинуть эти родные, но очень неуютные для жизни места.

На регистрацию в МЧС ушло не более получаса (мы предварительно набросали предполагаемый маршрут, и дали контрольные сроки), и, в начале девятого утра мы были в гидропорту. До встречи с Вадимом (владельцем катера) у нас было время, и очень хотелось выпить горячего кофейку. Однако, ничего похожего на магазинчик, или кафешку в ближайших окрестностях не обнаружилось, пришлось подзапастись терпением до первого походного перекуса.

Вадим подъехал к 11. Зашли в небольшой домик и начали обсуждение деталей выброски. Мы уходили 07.09.05 и хотели, чтобы нас забрали с базы Крашевского, расположенной неподалеку от ущелья Бунисяк, 23.09.05, в пятницу, с тем, чтобы на выходные улететь домой (обратный путь по озеру занимает около 7 часов, катер обычно приходит за день до отплытия, поскольку ходку туда-обратно в один день не практикуют). Озвучили свой предполагаемый маршрут Вадиму. Заброску оговорили быстро, к истоку Бытыка подойти на катере было нельзя (мели), поэтому нас должны были ссадить чуть подальше, в бухте. А вот выброска потребовала долгих обсуждений. Узнав о нашем маршруте, Вадим твердо заявил, что в назначенные сроки мы по такому маршруту не выйдем и предложил забрать нас 18.09 от места заброски, а нам присоветовал челночную прогулку по ручью. Обоснования: погода, “через пару неделю озеро может встать под лед, и единственным способом выбраться будет вертолет”, чрезмерная, на его взгляд, наша самонадеянность – такой маршрут мы не потянем. Честно говоря, мне такая безаппеляционность незнакомого человека мало понравилась – пешего походного опыта у нас достаточно, маршрут составлялся с учетом особенностей местности, на погоду закладывались, поэтому недельная челночная прогулка нас совершенно не привлекала. Судя по имеющемуся прогнозу погоды, стабильный минус также не грозил, поэтому лед на озере был маловероятен. К тому же, Вадим откровенно гнул нас под собственный график, по которому он собирался 18.09 на озеро по своим делам.

Мы стояли на своем – забирать нас надо от базы Крашевского 23.09, маршрут мы можем подкорректировать в случае необходимости, но пункт выброски и дата остаются неизменными. Если не выходим к сроку, наши проблемы. Крайний срок выброски 25.09, но это исключительный (страховой) случай. На базе у Крашеского есть спутниковый телефон, поэтому мы будем отзваниваться и подтверждать сроки. “ОК,- сказал Вадим. –но вы не выйдете”. “ОК, -сказали мы, - Вы, главное, катер пришлите, а если не выйдем – Вы свободны от своих обязательств”. На сем дискуссия завершилась, мы отдали 15 000 и отправились на катер (тип судна –КаэСка). Интересная деталь: местные капитаны заявляют о вместимости в 10-15 человек. На самом деле, комфортно ехать максимум 6 персонам (не считая двух капитанских мест), если больше – придется серьезно ужиматься. Возможность размещения 15-ти человек на типовой КаэСке кажется мне абсурдной.

На катере нас было пятеро:

Капитан Олег, сопровождающая его девушка, сотрудник МЧС, которого нужно было подкинуть до озера, и мы с Андреем.

Меня вырубило минут через 20 после посадки (сказывалась почти бессонная ночь в самолете), Адрюха стоически бодрствовал всю 4-х часовую поездку, наблюдая за проплывающими за окном пейзажами.

В 16-00, мы подошли к месту выброски. Капитан Олег ссадил нас в 2-3 метрах от берега –ближе катер подойти не мог (состоялась первая в этом походе примерка бахил, которые были предусмотрительно положены в самый верх рюкзаков), мы попрощались и потопали к берегу, на котором расположился доброжелательно наблюдавший за нашей высадкой рыбак. Он сразу же пригласил нас заглянуть к нему сотоварищи на чаек. Честно говоря, колебались мы не долго, мечта о горячем питье сопровождала всю дорогу, да и на местности не мешало бы сориентироваться – в общем, мы с радостью отправились за приветливым рыбаком.

В 10 метрах от берега за деревьями обнаружилась отличная полянка, оборудованная костровищем и деревянным столиком, в паре-тройке метров от полянки был рыбацкий домик. За столиком было трое мужчин, которые нас поприветствовали и пригласили отведать свежезасоленной рыбки и компота из ягод - уговаривать нас не пришлось. Местный рецепт суши по-ламски таков: свежепойманная рыба разделывается, режется на небольшие куски 2-3 см толщиной, солится и перчится (можно также добавлять лук) и через полчаса ее уже можно есть. Вкуснотища! Компот из брусники тоже суперический, горячий, сладкий, настоявшийся – просто сказка! Поболтав с гостеприимными рыбаками и всласть перекусив, посмотрели карту, уточнили направление и, напутствуемые пожеланиями удачного похода, отправились в свой первый походный переход.

 

Поход

День первый 07.09.05, среда. Вышли в 16-30. И, через 10 минут, окунулись в сумасшедшее буйство осенних красок Заполярья! (фото)На привалах, завороженные пейзажными полянками со жгуче-желтыми лиственницами, выхватывали фотоаппараты, чтобы сохранить эти потрясающие картинки!

Погода- шик: тепло,+14С, солнечно. На первом привале скинули верхнюю одежду и остались в футболках. Есть мошка, но ее кол-во не критично, репеллентами не пользовались (да их и не брали). Переходы сплошь состоят из спусков-подъемов на небольшие холмы, по возможности спрямляем путь. В воздухе – терпкий запах богульника, поляны усыпаны ягодами (фото): черника, брусника и (прошу прощения за употребление простоязычного названия, другое так и осталось неведомым!) “зассыха” - выглядит как семена какого-то хвойного дерева (эту ягоду попробовали только после похода, узнав от Крашевского, что она съедобна! и, к слову, оправдывает неофициальное прозвище :). По пути часто попадаются небольшие озерца и болотца, частью пересохшие. Сделали 6 переходов по 30 минут с 15-ти минутными привалами, прошли около 6,5 км. На ночевку встали на левом берегу ручья Бытык, там, где ручей круто поворачивает на север. Распаковав рюкзаки, обнаружили пропажу бинокля, новокупленной пары теплых штанов и Андрюхиной вязаной шапки. На обратном пути обращались по поводу пропажи в авиакомпанию “Сибирь”, но выяснить так ничего и не удалось. Повезло, обошлись без доп.штанов, а моя запасная шапка стала Андрюхиной основной. Бинокля же не хватало всю дорогу… - при таком ландшафте было “куда приятно поглядеть”! (фото)

День второй 08.09.05, четверг. Спали долго, до 11-30. Сонливость списали на акклиматизацию. Выход в 13-30. (фото) Идется тяжело, организм перестраивается на походные условия. За день прошли около 8 км. Ночевка в верховье ручья Коколах на границе леса. Погода соответствует прогнозу - +14С, облачно. (фото)

День третий 09.09.05, пятница. Ночью и утром дождь. Ждали просвета до 11-00. Вышли в 12-30. Плавный подъем на перевал справа от г.Утюг (по подъему). Первые водопады. (фото)

Фото-остановка. Добрались до перевала. Накрапывает мелкий дождь. С седловины начали довольно крутой спуск по руслу пересохшего ручья. Идем по руслу или рядом с ним, по морене. В русле появляется хиленький пока ручеек. Шагали, довольствуясь особенностями ступенчатого сложения базальтовых пород, напоминающими большие дворцовые ступени. Судя по всему, в другое время года спуск по руслу будет невозможен – появляющиеся двухметровые ступени наводят на мысли о стремительном потоке воды в полноводное время. Ступени преодолеваем, снимая рюкзаки. Ручеек набирает силу, идем уже не по руслу, а перескакивая с камня на камень по берегам. Выходим на 12-метровый водопад – интересное зрелище, представляем каким мощным он бывает весной! Водопад без проблем обходим по левому берегу, с правой стороны – отвесные стены с сыпухой. Останавливаемся на перекус с видом на оз. Мелкое и долину ручья Чачир. Изморось закончилась, просветы в небе становятся все больше, выглядывает солнце. После перекуса начинаем затяжной траверс г.Плоская. Пройдя около 5 км, любуемся закатными красотами долины ручья Чанго. Увидев открывающийся ландшафт, приходим к выводу, что изначально запланированный переход к оз.Глубокому через приток ручья с 16 метровым водопадом выглядит отсюда сомнительным - уж больно крутыми смотрятся скалы, обрамляющие проход. Решаем спускаться в долину реки Левый Кураанах.(фото) Встаем на ночевку в небольшом цирке в 22-00 – наш самый длительный переход завершен. Озерцо, больше похожее на не очень большую лужу, дает нам воду, еду готовим на горелке – дров здесь нет. Погода в течение дня была не очень – изморось, переходящая в нескончаемый дождь, ветер. Вечером, во время стоянки – полный штиль, дождя нет, +4С. Переходы по 45-50 минут, с 10 минутными перекурами и получасовым перекусом после 4-5 перехода. За день прошли 11 км, устали.

День четвертый 10.09.05, суббота. Утром – облачно и дождливо. Выходим в 10-50. Идем в бахилах, вся долина заболочена. Идется тяжко – ноги вязнут в глине, вся долина заросла мелкими деревцами, приходится все время ломиться сквозь эти мокрые заросли. Доходим до реки Кураанах, которую форсируем в тех же бахилах. В небе появляются первый просветы. Вскоре устраиваем получасовой перекус и наблюдаем воздушные бои: полосы свинцовых туч раздирает усиливающийся ветер, появившееся было солнце опять быстро накрывают несущие дождь облака. (фото) Любуемся открывающейся панорамой. На горизонте видим край озера Лама. Свой дальнейший курс держим на мыс с точкой в 769м. Шагаем по живописной лесотундре (фото) с огромным количеством небольших озер. Часты участки, поросшие мхом, в котором проваливаешься почти по колено, много завалов из сгнивших деревьев. Снова начинается дождь. Мыс, к которому мы стремимся, кажется недосягаемым – кажется, что мы все время в паре-тройке километрах от него. Наконец-то добираемся и до него. Спускаемся вниз, пересекаем сухое русло ручья, форсируем небольшой холм и переправляемся через ручей. На берегу ставим палатку, время – 19-30. Прошли 14 км, дождь лил, не переставая, практически целый день. Завтра дневка, ура!

День пятый, дневка 11.09.05, воскресенье. Дождь идет всю ночь, не прекращаясь и утром. +8С. Окрестные горы утонули в густом тумане. Все серо и сыро. Около 16 часов дождь наконец-то заканчивается, ветер меняется на северный и с утробным воем выдувает из ущелья цепляющиеся тучи. Вечером заметили кусочек голубого неба! На радостях замесили сгущенку с черникой (вся поляна просто усыпана ягодами, на сбор полной миски ушло не больше пяти минут) и смешали получившийся деликатес с сублимированным творогом, вкуснотища! Соорудили костер, просушили одежду, обувь и рюкзаки.

День шестой 12.09.05, понедельник. С утра – долгожданное солнце! Поздний выход. Ветер холодный, на перекурах утепляемся. Идется хорошо, по дороге щиплем чернику. На очередном перекуре открылся прекрасный вид на систему озер. На берегу озера Юж.Нералах под лучами блестел какой-то предмет, похожий очертаниями на каркас лодки. Эх, пригодился бы пропавший бинокль! Обогнули два озера (из-за заболоченности шли в бахилах) (фото), вышли в долину реки Южный Нералах. Опять начали сражаться со стланником, который в конце концов признал свое поражение и пропал в верховьях реки. От озера (т. 429) поднялись по пересохшему ручью и в 20-00 встали на ночевку. Любовались великолепным закатом в долине. Вечером температура упала до +2С. За день отшагали около 13 км.(фото)

День седьмой 13.09.05, вторник. Облачно. Подъем на перевал по южному руслу реки. На подступах к перевалу путь пересекали многочисленные замершие ручейки. По их кромке – потрясающей красоты застывшие, обрамленные льдом, зеленые травинки. Видимость хорошая, подъем несложный. Спускались с перевала по правой (орограф.) стороне ущелья, оставив ручей слева. Ручей переходит в водопад, зажатый двумя отвесными стенами. Шли по сыпухе. Спустившись вниз, переправились через реку Муксуннералах в верховье. Идем в бахилах по левому (орограф.) берегу, вернее, по левой стороне русла. На террасы подниматься не хочется – везде надоевший стланник и косогоры. Ориентир поворота – следующее ущелье (точка 242). К концу дня замечаю, что весь путь по ущелью сражаюсь с повредневшими камнями, норовящими перевернуться под ногой, и прилипчивыми кустами, цепляющимися за каждый сантиметр тела. На очередном перекуре наконец-то видим местных пищуг – сурков, пересвистывающихся в каменных россыпях. Их алтайские собратья значительно менее пугливы – почти на каждом привале в горах мы замечали их любопытные мордочки. Здесь же один храбрец дал нам себя заметить только на седьмой день нашего пребывания в окрестностях озера Ламы! Вскоре после поднявшей настроение встречи встаем на ночевку в замечательной березовой роще (фото). За день пройдено 13 км.

День восьмой 14.09.05, среда. Чистое небо, солнце, трава, припорошенная инеем. Выходим от точки 242, начиная подъем вдоль ручья до распадка. Переправляемся через два ручья, идем по правому (по подъему) берегу правого ручья. Ручей извилист, начинаются прижимы, которые обходим верхом, продираясь через стланник. Несколько раз форсируем небольшие ручейки, которые стекают в основной ручей, образуя мини-водопады.

Отсюда противоположный берег выглядит более привлекательным и легким для передвижения. Утомившись скакать по стланнику, спускаемся к ручью и идем вдоль его русла, переходя с одного берега на другой по воде. Ручей становится все полноводнее, и с переправами завязываем. В затемненной нише прямо по курсу видим промежуточную цель дня - дошли до 19 метрового водопада. Пристраиваем рюкзаки на камнях и идем к водопаду на фотосессию. Потрясающе красиво выглядят каменистые выступы – вода обточила камни, и каменные пласты напоминают рукотворные ступени римского амфитеатра. Водопад представляет собой полукруглую чашу. Сейчас, в маловодье, объем падающей воды невелик: две струи, падающие отвесно, не занимают и трети площади выдолбленной чаши. Однако, легко представить, каким мощным и красивым становится стремительный низвергающийся поток в большую воду!

Обходим водопад, поднимаясь по крутому склону и цепляясь за камни в русле высохшего ручья с левого (по подъему) берега. Поднявшись наверх, форсируем ручей, переходя на правую (по подъему) сторону. Оглядываясь назад, не можем разглядеть никаких признаков только что посещенного водопада – да, здешнему воднику нужно держать ухо востро! (фото) Идем по правому берегу(фото), любуясь каскадами водопадов на противоположной стороне. Постепенно набирая высоту (фото), обходим 20-метровый водопад. Из-за вечного нежелания терять высоту и боязни нарваться на неприступные скалы возле следующего по курсу 33-метрового водопада, вниз не спускаемся, а продолжаем идти по правой стороне долины, которая все больше становится похожа на ущелье. В итоге приходится траверсировать склон по крупным, в человеческий рост, камням. На подступах к скальным стенкам, обрамляющим водопад, становится ясно, что этот нелегкий траверс можно было избежать – от ручья на плато вполне можно было бы подняться в непосредственной близости от водопада. Как бы то ни было, мы преодолеваем финальный взлет и оказываемся на плато. Перед взором открылись просторы каменной пустыни с невысокими холмами и горками. Возвышенность обходим слева по ходу, внимательно вглядываясь в окружающий ландшафт, – нужно найти место под стоянку. Неожиданно под снежником обнаруживаем небольшое озерцо, правый берег которого (по ходу движения) усыпан мелкими камешками – идеально под палатку! Ставим палатку, по небу ползут серые облака, закрывая просветы, начинает задувать ветер. Температура –2С, за день пройдено 9 км.

День девятый, вынужденная дневка 15.09.05, четверг. Ночью сильные порывы ветра и снег. Утром погода не меняется. Палатку периодически заносит снегом, проводим профилактические работы по его удалению. Видимость плохая, остаемся на дневку. (фото) Почти весь день проводим в полусне, просыпаясь и засыпая под вой ветра. Температура –2С. Ночью проснулись от звука работающей неподалеку машины: казалось, что над плато завис вертолет, либо работает огромный экскаватор. Визуальный обзор местности из палатки ничего не прояснил – еле-еле проглядывались очертания ближнего берега. Так и не разгадав причины странного шума, заснули.

День десятый, вынужденная дневка 16.09.05, пятница. С утра ветер и снег. Температура –3С. Озеро постепенно замерзает , видимость нулевая. Опять приходится дневать. (фото) Целый день рассматриваем карту и пытаемся понять, какой спуск выглядит безопаснее, и как нам до него добраться. К вечеру ветер стихает. Ночью задул сильный ветрище, палатку нещадно треплет, но, к нашей радости, не сносит. Снега нет.

День одиннадцатый, 17.09.05, суббота. Проснулись в 7 утра. Ветер стих, потеплело до +1С. Облака, хоть и хмурые, но высоко. Быстренько позавтракали, и вышли в 9-00. Первоначальный план спуска – ущелье Векхикай. Идем медленно и осторожно – заледеневшие камни припорошены снегом, приходится нащупывать место для каждого шага, частенько проваливаемся. Увидев ущелье Омон-Юряха (фото), решили разведать возможность спуска здесь. Результатом разведки остались довольны, спуск выглядел одолимым. Клубящиеся за спиной облака придали скорости принятию решения – от добра добра не ищут, спускаемся здесь. Спуск из-за снега медленный, доходим до 38-метрового водопада и начинаем его обходить по левому (орограф.) склону. Начинается дождь, верх плато скрывается облаками. Спустились ниже точки 339м по 2-километровой карте. УРА! Мы –внизу! Тут заметно теплее, вечером на стоянке померяли температуру: +8С. Идем по ручью вниз, переходя с одного берега на другой. Ручей набирает силу. Под вечер, приглядев противоположный берег для стоянки, начинаем очередную переправу. Неожиданно, течение оказывается неслабым, а дно – глубоким, и мы оба черпаем воду, несмотря на наличие бахил. В промокшей обуви идти быстро надоедает, ищем стоянку. Находится отличное местечко: на берегу замечательная полянка, ручей, превратившийся в полноводную горную речку, перекатывается порогами по основному руслу, между основным руслом и берегом несколько намытых течением ванн с бирюзовой водой.

omon_yurjah.jpg

За день прошли около 10 км. Ночью идет дождь.

День двенадцатый, 18.09.05, воскресенье. С утра ясно, +7С. (фото)Досадное происшествие – отправившись по воду, намереваюсь сделать пару снимков речных ванн, и беру с собой фотоаппарат, который вываливается из кармана над этой самой ванной. Несколько секунд бегаю в растерянности по краю ванны с двумя котелками в руках, не понимая, как выхватить величественно дрейфующий фотик (он в чехле, и не ушел под воду, но с каждым мгновением опускается ниже). Придя в себя, скидываю котелки на берег и, присев на краю, стараюсь вытянутой ногой подогнать фотик к краю. Наконец-то, это мне удается. Пару часов проводим в попытках его реанимировать. В итоге, выходим в 13-00. Идем по правому (орограф.) берегу реки, понимая по мере продвижения, как нам повезло, что мы форсировали реку вчера – сегодня переправа выглядит проблематичной – уровень воды прилично увеличился. Предполагаем, что на плато идет снег, и дождь на подступах к нему – река распухает прямо на глазах. Идется неплохо, всюду – оленьи тропы, ломежки через кустарник почти нет, попадающиеся на пути ручьи проблем не вызывают. Доходим до ручья Ивахай. Мда, ручей выглядит настоящей горной рекой, пришлось побегать вдоль его русла в поисках переправы. На наше счастье, недалеко от места впадения ручья в Омон-Юрях обнаружился завал из деревьях – по нему и перешли. Протопав еще около часа, в ожидании открывающегося вида на озеро Лама, становимся на ночевку. Озера так и не видно. Общий итого дня – 10км.

День тринадцатый, дневка 19.09.05, понедельник. Ночью поднялся ветер, потом пошел дождь, который лил всю ночь. Утром погода не меняется – дождь и туман. Остаемся на дневку. Тепло, +7С. Лес изрядно потускнел и приобрел прозрачность. Лишь несколько зазевавшихся лиственниц не сбросили желтую мишуру и, красуясь среди прочих словно фонарики, притягивают взгляд. Путораны поседели. (фото) Покрытые снегом, они дают возможность рассмотреть необычность рельефа из слоистой базальтовой породы.

День четырнадцатый, 20.09.05, вторник. Облачно, вышли в 11-00. Дорогой видели следы мощного камнепада – каменистый язык шириной около пяти метров слизнул целую полосу леса. Выглядит впечатляюще! Выбравшись на очередной бугор, наконец-то наслаждаемся открывающимся пейзажем: хорошо просматривающаяся в долине река сливается со спокойными водами раскинувшегося озера. По оленьей тропе доходим до берега Ламы. По берегу идти легче: мелкая галька позволяет ускорить темп движения. Периодически ее сменяют камни побольше, под вечер начинаются скальные обрывы, которые обходим сверху или снизу по крупным курумам. Доходим до косы на повороте (фото) озера и решаем останавливаться здесь на ночевку: (фото) место очень красивое. (фото) Ветер разгоняет облака, и мы, сидя у небольшого костерка из плавника, любуемся прекрасным закатом на озере (фото). За день прошли около 15 км.

День пятнадцатый, 21.09.05, среда. Ночью впервые за весь поход видим луну. С утра 0С, облачно, ветра нет. Вышли, намереваясь срезать косу по прямой, но, попав в нескончаемые болотца, снова выруливаем на берег. По пути вспугиваем пару-тройку раз стаи уже белых куропаток в прибрежных зарослях. На берегу иногда встречаются заброшенные и не очень рыбацкие домики. Идем не торопясь, рассчитывая вскоре увидеть базу О.Крашевского. Тем не менее, несмотря на то, что ущелья Векхикая, Хойси и Бунисяка давно уже видны, признаков базы не обнаруживаем. Доходим до р.Векхикай. Поток бурный, без налаживания переправы нет возможности его форсировать даже в месте впадения в Ламу. Начинаем подниматься вверх по ручью в поисках подходящего места для переправы. Подниматься пришлось метров на 500. Ручей расходиться на два русла, сначала преодолеваем первую часть, потом вторую. Переправлялись, как всегда, в бахилах. Спускаемся опять к озеру – по пути заросли кустарника с остатками красной смородины. Пощипываем ягодки на ходу. Выходим на побережье, снова никаких следов базы. Я начинаю волноваться – а была ли база… Проходим еще сотню метров – ура! На берегу – красные флажки, чуть подальше на шесте – российский флаг. Следом появляется 3-х этажный бревенчатый домище – удивительно, что такую махину можно обнаружить только в непосредственной близости от нее! Чуть левее от дома – несколько строений, в один из которых заглядываем, заметив там людей. Самого Олега на месте нет, но местные помощницы размещают нас в бревенчатом домике для гостей. Дом просторный, в нем есть шесть двуспальных мест (двух этажные кровати), печка, стол, пара стульев, кое-какая посудная утварь, есть электричество. Перед домиком – навес с мангалом, к дереву привязан рукомойник. Под дрова можно использовать плавник, (фото) куча которого валяется сразу за домом. Перекусывая, обнаруживаем, что, по походной привычке, оба стоим около столика, невзирая на наличие стульев. Вечером знакомимся с Олегом и связываемся по его спутниковому телефону с Вадимом. Связь – с первой попытки, что, по словам Олега, невероятная редкость в этих местах. Впоследствии у нас была возможность самим убедиться в этом. Вадиму сообщаем, что мы на базе и жаждем выехать отсюда как можно скорее. Судя по его тону, он несколько удивлен, что мы на базе, и просит отзвонить на следующий день, чтобы подтвердить сроки выброски.

День шестнадцатый, 22.09.05, четверг. Договорились с Олегом насчет вечерней бани. Днем ходили с телефоном по всей базе в поисках сигнала, даже на крышу трехэтажного дома забрались. Связь с Вадимом все-таки состоялась, хотя и обрывками. Вадим огорошил информацией о том, что заберет нас только 25.09, в воскресенье. “Как договаривались!” - мы просто были в шоке от этого сообщения. Мне надо было быть на работе в понедельник, поэтому мы должны были уехать не позднее субботы. Выяснилось, что Олег может попробовать вызвать другой катер, поскольку у него есть знакомый капитан. Продукты были уже на исходе, цейтнот по времени - мы были готовы переплатить 7 500, только бы успеть вовремя (за ходку катера стандартная оплата в 15 000, и мы собирались забрать у Вадима половину за выброску, отказаться от его услуг и выброситься катером знакомого Олега). Целый день был посвящен бесконечным переговорам: звонили капитану Олега, звонили опять Вадиму – утомились и перенервничали. После подтверждения второго капитана, сообщили Вадиму об отказе от его услуг и наших планах в отношении денег – “ради Бога, все равно раньше не уедете” - был его ответ. Договорились с Олегом насчет питания: столоваться теперь будем у него, собственные запасы еды почти нулевые – осталось лишь немного гречки и чая. Целый день слоняемся по базе в ожидании: ждем то результатов переговоров с капитанами, то ужина, то бани. Зато вечер выдался приятный: худо-бедно решен вопрос с выброской (капитан от Олега должен выйти за нами завтра, и, если все сложится удачно, мы сможем отчалить в субботу), второе, не менее радостное событие – долгожданная баня, которой предшествовал обильный ужин с икрой гольца (на мой вкус, не очень-то) и просмотр интересной видеозаписи с Discovery Channel.И, апофеоз, мечта, владеющая нашими мыслями долгое время – северное сияние! Конечно, небо не переливалось всеми спектрами радуги, но полнеба горело, как бы подсвеченное отблеском альтернативной луны, и, приглядевшись, можно было заметить волны (столбцы), расходящиеся от невидимой точки.

День семнадцатый, 23.09.05, пятница. Пошли прогуляться по окрестностям. Олег предлагал забросить нас моторной лодкой на противоположный берег – там в ущелье можно было бы сходить до водопадов. Однако, принимая во внимание смурную погоду и пронизывающий ветер, решили ограничиться прогулкой по нашему берегу. Поднявшись на небольшой бугор, разглядели вдали замерзающие водопады, и решили ознакомиться с процессом оледенения поближе. Подъем на водопады занял около полутора часа по довольно крутому склону. Пошел снежок. Снеговые тучи ползут от плато, там, должно быть, настоящая пурга. Завораживающее зрелище – замерзающие водопады. Вода мерно перекатывается под образовавшимся на камнях прозрачным панцирем из тонкого льда и исчезает в глубоких расщелинах, стремясь выбраться из заточения. Андрюха был в востроге!

День восемнадцатый, 24.09.05, суббота. Катера все нет. Благодаря наконец-то состоявшемуся сеансу связи выясняется, что катер вышел из гидропорта и где-то пережидает внезапно начавшийся шторм. В это время у нас – полный штиль. Олег объяснил, что такое здесь не редкость. Более того, бывало, что в Норильске зима уже началась, а в глубине плато, благодаря уникальному микроклимату, можно еще бруснику собирать.

К 15-00 катера по-прежнему нет, и нам становится ясно, что сегодня мы уже не уедем.

В сопровождении Олега, посетили им самим созданный этнографический музей, экспозиция которого располагается на всех 3-х этажах уже упоминавшегося огромного дома. Все экспонаты – частная коллекция самого Олега Крашевского. Выставка дает представление о самобытности прошлых поколений северных народностей и об их традициях, уже большей частью утерянных. Представленные предметы и картины очень интересны, и, благодаря великолепным комментариям хозяина, музейный променад производит на нас неизгладимое впечатление. Мы очень признательны и благодарны Олегу Крашевскому за проведенные у него в гостях 4 дня уходящей таймырской осени 2005!

К вечеру на озере начался парад катеров. За нами пришли аж два: на одном – Вадим, на втором – капитан, вызванный Крашевским. Выход назначен на утро, катер – на наш выбор, дополнительной оплаты за второй катер с нас не требуют, объясняя тем, что в этом время года поодиночке катера не ходят. Заморочки по поводу опоздания на работу становятся неактуальными, поскольку в лучшем случае мы окажемся Норильске только вечером воскресенья, и сможем попасть домой не раньше вечера понедельника. Так мы думали…

На следующий, девятнадцатый день, в воскресенье, 25.09.05, пройдя меньше половины пути, мы попали в шторм. В бухте, где собрались все капитаны, застрявшие из-за шторма, нас любезно пригласили угоститься ухой под рюмочку. Приятная компания норильчан скрасила беседой тот мрачный вечерок. Ночевали опять на озере Лама. (фото), (фото)

И только на двадцатый день, в понедельник, 26.09.05, мы наконец добрались до Норильска. Разместились в гостинице, прогулялись по мрачноватому городу, заказали на утро такси в аэропорт.

Утро вторника, 27.09.05 началось не очень-то – нас не захотели пускать в самолет, поскольку мы не подтвердили свой вылет заранее, и сейчас, несмотря на наличие свободных мест, нам не могли выписать билеты из-за отсутствующего в такую рань кассира. Честно говоря, прощальные объятия Таймыра к этому моменту нас уже слегка придушили, а тягучее ожидание выброски умучило нервную систему – было ясно, мы просто не могли не улететь во вторник! Посему, мы привязались к самому, на наш взгляд, сочувствующему сотруднику аэропорта, и, возникая перед ним в самых неожиданных местах каждые 5 минут, рассказывали ему скорбными взглядами всю непростую историю нашей выброски. Замечательный сердобольный сотрудник аэропорта “Алыкель” с рацией! Простите, что мы не узнали Вашего славного имени и фамилии! Позвольте от всей души отблагодарить Вас, безымянного, за то, что, увидев нас на пути в десятый раз, Вы, страдальчески отведя глаза, устало приказали кордону нас пропустить. Так, прямо с рюкзаками, мы оказались на борту самолета. И только после взлета, мы позволили себе спокойно выдохнуть и отпраздновать окончание похода глотком ликера.

ВЫВОДЫ

Выбранные сроки проведения похода оказались удобными в плане комфортных погодных условий. Низкий уровень воды в ручьях не затруднял переправ. Свежая прохлада радовала в процессе пешки, не было мошки. Жаль, что из-за выпавшего снега не смогли пройти дальше по плато. Ходить там значительно приятней, чем по кустистым и болотистым долинам. Пейзаж на плато унылый, но своеобразный. Тем не менее, по отзывам местных жителей, в наших сроках был приличный риск. В 20-х числах сентября частенько в эти места приходит настоящая зима, и озеро Мелкое быстро встает под лед из-за малой глубины, соответственно, навигационный период заканчивается. Осень 2005 года к всеобщему удивлению оказалась очень затяжной, зима будто бы давала нам отсрочку. Мы были последними туристами Путоран в тот сезон, так что, несмотря на некоторые нестыковки в запланированном, нам очень повезло насладиться чудесной осенью Таймыра в полной мере. Великолепная прогулка получилась. (фото)

PS. Имея на руках билеты с открытой датой, найдите возможность подтвердить вылет по крайней мере за сутки до него. Договариваясь о заброске-выброске на/с оз.Лама добивайтесь железного подтверждения сроков от капитанов. Оптимально – оплачивать только половину, отдавая вторую часть по выброске. Однако, в нашем случае такой вариант не рассматривался капитаном.

Расходы по заброске на озеро Лама можно существенно сократить, если отправиться туда в сезон, и присоединиться к отправляющимся на Ламу горожанам, которые частенько едут туда на выходные. Сделать это можно и через Олега Крашевского (расценки на заброску туда-обратно на сезон 2005г. - около 4 000 рублей, если присоединяться к формирующейся группе. Правда, в этом случае придется подстраиваться под предложенные сроки). Кроме заброски, можно также договориться о проживании на базе Крашевского (с питанием или без) – базу можно использовать, как базовый лагерь, оттуда можно ходить в радиальные выходы.

Эконом класс – отдельно стоящий на берегу озера дом. Вместимость – 10-12 человек. 2-х ярусные нары. Предоставляется посуда, мангал, печка. Готовить, рубить дрова, топить печь – самим. 350р. в сутки на человека. На другой стороне озера есть отдельный дом на 4-х человек.

Бизнес класс – 3-этажный дом в центре базы в 50 метрах от озера. 2-4х местные номера в постельным бельем, 3-х разовое питание в летней столовой – 1200 рублей в сутки на человека.

Связаться с Олегом Крашевским можно по телефонам: (3919) 42 50 62 – домашний, (3919) 46 18 77 – офис.

 


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;