Отчет о пешеходном походе 2 к.с., совершенном с 18 по 25 августа 2005г. в районе хребта Кодар (Забайкалье)

Маршрут:

Западный Портал Кодарского тоннеля (БАМ) - р. Сюльбан - р. Олений Рог - пер. 7 Гномов (1А) - р. Лев. Сыгыкта - пер. Проходной (1Б) - р. Ледниковая - пер. Медвежий (1Б) - пер. 3-х Жандармов (2А, 1А радиально) - ГМС - пер.Балтийский (1А) - р. Бирокан - р. Верх.Сакукан - ст. Сакукан (БАМ)

Поход пройден в одиночку, вообще решение поехать на Кодар пришло мне в голову спонтанно, когда я лежал в палатке под идущим вторую неделю дождем в Центральном Саяне на берегу реки Пезо. Саянский маршрут уже сорвался, а уезжать из Сибири несолоно хлебавши не хотелось. На Кодаре же я был в 2004 году, имелись некоторые знакомства в Северобайкальске, более того, на случай недоставания карт я вполне мог бы идти по памяти, благо рельеф там читается однозначно. Приехав в Северный, пошел в столь многим туристам знакомую ШТЭО, у Марьясова отксерил карты на предполагаемый маршрут. Теперь у меня имелось две карты - копии с иркутской километровки "Центральный Кодар" и с потрясающей от руки рисованной картосхемы на бассейн Сюльбана, видимо еще времен Преображенского... Итак вновь Байкал, вечный 956-й поезд Северобайкальск - Новая Чара, мягкая солнечная погода, посыпанные свежим снежком пики далекого Баргузинского хребта и билет до станции Кодар в кармане...

Описание маршрута:

18.08

Рано утром выхожу до станции Кодар на Западном Портале туннеля через хребет Кодар - это наилучшее место для старта вверх по долине Сюльбана, но здесь останавливаются только местные поезда. Прямо от ж/д начинается дорога через гравийные карьеры вверх по долине. Первые километры она сухая, дальше выходит на болото, потом опять сухая, местами лужи и ручейки по колее. Есть развилки, но правильный путь вполне очевиден, возможен выход на реку Сюльбан, по берегу которой идет более сухая тропа.  С утра на лужах ледок, в воздухе пахнет осенью, на лиственницах уже есть желтые хвоинки, и это прекрасно! Полно ягод - голубика, брусника и жимолость, немного красной смородины и непонятной ягоды, похожей на малину, а по вкусу как земляника. Любимый-ненавистный стланик пока встречается только отдельными кустами и даже радует, как старый знакомый. Дорога тем временем огибает морену и выводит на край огромного аяна на Сюльбане, наледей к сожалению уже нет, все растаяло. Далеко на горах белеют снежники, а на дальних высоких пиках уже и свежий снег. По тропе огибаю аян и выхожу опять на дорогу. Свежих вездеходных следов не видно, но упавшие поперек деревья пропилены. В местах, где дорога идет по болоту, обычно есть сухие обходные тропы, очевидно пробитые туристами в ботинках. Встретил местного рыбака-ягодника - очень колоритный персонаж в добела выгоревшей латаной-перелатаной энцифалитке и заклееных лейкопластырем резиновых сапогах. Пересек речку Инаричи - три протоки, даже не пришлось раскатывать болотники, воды мало. Зато ее много на дороге, очень часто по колее текут ручьи, в ботинках тут ходить очень некомфортно наверное.

Незадолго до Хадатканды микропоселок оленеводов, по пути еще были изгороди оленьи и стоянки с треногами характерными. В поселке ВСЕ домики на замке, первый раз такое вижу в тайге; людей нет, зато группа оленей пасется голов в 12. Совсем ручные, стал фотографировать - подошли вплотную. Забайкальские олени по сравнению с кольскими мелкие. Иду дальше, все ближе крутые пики верховий Сюльбана, впереди характерная гора с красными осыпями. На Хадатканде встретил группу московских туристов под руководством Бологовой Г.А., попугал их предстоящими мокрыми уходами, пообщались на темы погоды, состояния перевала 7 Гномов и Южно-Муйского хребта... Выяснил, что лед на Гномах закрыт снегом, следовательно я могу его идти (изначально планировал идти Олений - более низкий и простой, но выводящий в стланиковые пампасы на Сыгыкте). Погода установилась только вчера, до этого шли дожди и снегопады наверху. Загнал им любимую телегу о крутизне болотных сапог в горно-таежной местности, но похоже не убедил ;-) Перешел Хадатканду в раскатанных сапогах без проблем. Колея проходит немного вверх по течению и идет дальше вдоль Сюльбана по обширному болоту. Шлепал-шлепал по щиколотку в воде, наконец заметил слева гриву лиственничную - там отличная сухая тропа... Уже 18-47, прошел с утра больше 30км, пора вставать. На оленеводческой стоянке встаю, до реки приходится метров 100 ходить, зато много дров и приятный ягельно-брусничный лиственничник. Комаров мало, в пределах десятка. До Оленьего рога еще час ходу сказали, зашло солнце. Сделал себе крепкий дрын из лиственницы для ледового перевала.

19.08

В 7 утра встать не удалось, продрых до 9. Выход в 10-30, еще одна запертая изба, изгороди оленьи. Вместо вездеходной дороги здесь уже оленегонная тропа до 4м шириной местами. Справа виден ригель Оленьего Рога, но свернул слишком рано и в результате без тропы полазил по ернику и болотам. Наконец пересек ручей, по ПБ слабенькая тропка. Низкий ригель преодолел, здесь немало стланика, но его удается огибать по тропе. Отсюда 2км по тропе, потом она сходит к ручью, иду по каменистому берегу. После первого правого притока с выраженной долиной начинается редколесье, после второго лес заканчивается. Здесь обед на оленеводческой стоянке, дрова из прибрежного ивняка. Временами идет мелкий редкий дождь, но солнце с ветром тут же все высушивают. Березка на этой высоте уже красно-желтая, предстоящий путь - в облаке. Пошел дальше в кроссовках - легко и сухо, дошел до стрелки с ручьем с перевала 59 на Хадатканду. Здесь Олений рог поворачивает на 90градусов влево п/х. Тропа почти незаметна, но идти и так легко по аяну, ручей еле течет. Ригель на озеро преодолевал справа п/х, а ручей остается слева в каньоне. Над ригелем аян, в 300м выше - озеро, замерзшее уже почти. Ледник Преображенского(единственный на Кодаре переметный ледник) спускается прямо в озеро, внизу он покрыт мощной мореной. Здесь надеваю сапоги и за озером лезу вправо в кулуар со снежником, на снегу красные водоросли и следы спускавшихся москвичей. По снежнику вверх до конца, потом по морене. Уже видно основное тело ледника, на нем много камней и параллельных канавок - следы абляции(таяния), сейчас уже засыпанных свежим снегом. По леднику быстро набираю высоту и вскоре переваливаю в бассейн Сыгыкты. Ветер, идет редкий снег, слева п/х виден перевал 11-ти - он выше, справа перевал Сюльбан - осыпной в обе стороны. Горы в облаках, лишь в разрывах кое-где видны заснеженные вершины. Сурово короче все это смотрится. И вдруг на седловине следы белки(!) - каким ее ветром сюда занесло, уму непостижимо.Спускаюсь по леднику вниз с самостраховкой альпенштоком деревянным, дальше по осыпи до первого малого озера под пер. Сюльбан. Время 19-20, а мне еще надо дойти до леса... От озера по осыпи, а потом по снежникам в кулуаре спустился ко второму озеру побольше, оно замерзшее, берега - довольно крутая средняя осыпь, идти неприятно(метров 300), идется медленно. Затем спуск по очередной осыпи к крупному озеру по ледником Колосова - он высоким зачехленным лбом обрывается к озеру. Здесь уже трава есть местами и почти нет снега. В конце озера подходит спуск с Верхне-Сакуканского перевала - осыпь, а дальше ригель высокий и крутой. На озере видел бурундука. Осыпи сменились травянисто-моховыми склонами, по ним быстро спустился к малым Сыгыктинским озерам, справа п/х ручей в каньоне с красивыми водопадами впадает. Дров все еще нет, а время уже 21-20... Почти бегу вниз, благо тропа позволяет, немного не доходя ручья из первой левой крупной долины останавливаюсь на ночевку на альпийской террасе у первых кустиков ивняка на реке. Готовил уже в темноте, горсти дров "спичечного" формата как раз хватило на кипячение маленького литрового котелка. Ночью развиднелось, горы в лунном свете - феерическое зрелище.

20.08

Утром проснулся в 7-15, раньше будильника. На улице дубак, весь тент обледенел, на траве иней, восходит солнце, но в долине еще тень. Веточек с кустов и сухих стеблей рододендрона хватило только на подогрев воды, закипятить не удалось. Ко времени выхода в 9 солнце уже поднялось, тент обтаял, стало тепло, пошел вниз. Тропа почти незаметна, больше шел по берегу реки. Слева впадает ручей с пер. 11-ти, на нем красивый водопад около 20м высотой. Дошел до Озерной(с перевала Проходной), на ее ПБ нашел тропку, которая вскоре стала набитой. Ригель долины высокий и крутой, в стланике. По ЛБ лучше не ходить - нет тропы и больше набор высоты при выходе. На перегибе ригеля сделал первый горячий обед - дальше дров не ожидается. Отличная погода, даже кузнечики появились, великолепные виды. До озера перед перевалом нужно преодолеть ригель ступенчатый, ручей здесь в каньоне, тропа по ЛБ, иногда теряется, но идти и там можно. Дошел до озера - неописуемого цвета, но вода не особо чистая, есть муть, видимо из-за нее цвет такой. Озеро образовалось из-за обвала соседней горы, четко виден разрыв в ней и завал ниже. Обход озера слева п/х по осыпи, нетрудно, есть небольшой прижим, его проходить по тропе поверху. За озером подъем вдоль ручья по плитам и сыпухам, выше небольшой аян и дальше перевальный взлет на седловину, сначала по снежнику, потом по некрутой осыпи. Седловина широкая, тур в центре. Снял записку москвичей от 15 августа 2005г (руководитель Е. Васильев). Под перевалом ледника нет! То-ли карта врет, то-ли растаял нафиг. Спуск вниз по снежно-фирновому кулуару, довольно круто, необходима самостраховка. Потом по осыпям и снежникам, где есть вниз-вправо, на снегу видны следы предшественников. На морене нашел камень с тонким слоем чароита. Вообще чароит ювелирного качества на Кодаре не встречается, его добывают на месторождении Торго в бассейне р. Токко в Якутии. Ручей часто фильтруется в морену, постоянного русла нет. Спустился до альпийских лугов, здесь появляется тропа, идти сухо и приятно по ЛБ. Долина не зря называется на одних картах Изумрудной, на других Благодатной... Горы вверх по долине великолепны - бастионы с полочками, посыпанными снегом. Река поворачивает налево и уже виден правый склон долины Ледниковой. Ивняка все больше, но тропа не теряется, перед началом спуска с ригеля идет высоко над рекой. На спуске тропу потерял, вдоволь налазился по кедровому стланику - вниз-то еще ничего, а вверх наверное лучше вдоль скал у реки с водопадами лезть. Со спуска видны верховья Ледниковой, перевал Медвежий и три характерные вершины левобережья Лев. Сыгыкты. Здесь места уже знакомые! Перехожу Ледниковую в раскатанных сапогах, прошел метров 200 вверх, нашел тропу среднего качества, без нее ходить гораздо хуже - ерник по пояс, уже красный. Над ручьем с Ледникового перевала (2Б) останавливаюсь на старой стоянке. Ледниковая в каньоне, палатка на краю в кустах стланика, дров много. Солнце зашло, сразу похолодало.

21.08

С утра облачно, потом развиднелось, на солнце жарко. Неплохая тропа идет по ПБ Ледниковой, вокруг ерниковые заросли, по мере подъема уменьшающиеся в высоту и в районе Медвежьего перевала переходящие в луговую растительность. По осыпи поднимаюсь ко входу в кулуар Медвежьего - расположен севернее понижения в хребте(это Ложный Медвежий перевал, нужная тропа хорошо заметна даже на свежей осыпи, ведь Медвежий - самый популярный перевал Кодара). В кулуаре осыпь мелкая, живых камней немного - видимо спущены уже, но все равно требуется аккуратность, особенно в большой группе. Крутизна склона до 35 градусов. В районе последней трети кулуара нужно вылезать налево(место помечено туром) на скалы, там также натоптана тропа. В несколько витков серпантином она выводит прямо на гребень перевала возле тура. Тур без записки оказался, а с запиской чуть ниже, где табличка 100 лет Канску лежит. Снял записку от 13 августа группы новосибирцев под руководством Андрея Миронова, оставил свою. Спуск с перевала в долину Медвежьего простой, по некрутой осыпи и зеленкам, есть тропа. На озере под ледником Азаровой обед, здесь оставил рюкзак и налегке сходил на перевал 3-х Жандармов. Влоб влез на ледниковую морену, дальше по леднику, покрытому тонким слоем снега. На льду множество каналов-ручьев. Догнал пару туристов из Читы, тоже идущих на перевал. На взлете ледника к перевальной седловине(2-я щель слева) снег почти весь содран, метров 5 прошел на пределе трения, внизу есть нормальный выкат. На узкой скальной седловине спусковая петля на крючьях, записка в баночке у БАМ-овской таблички. Вниз обрыв, под ним горное озеро с плавающими льдинами, прямо по курсу пик БАМ (3072м) во всей красе, в бинокль на вершине виден тригопункт. Залез на жандарм справа - оттуда виды еще лучше - Каменный Мешок(истоки Бирокана), на ЮВ Верхнечарская котловина и Удокан. Быстро спустился вниз по своему пути, погода отличная, впереди хорошая тропа и дневка на ГМС, накатила эйфория. По пути видел тарбагана. На ГМС горит костер, рядом с домиком палатка стоит - парень с девушкой из Владивостока - альпинисты, собираются на пик БАМ завтра, неожиданно позвали с собой, сначала даже согласился, но вечером трезво подумав отказался - без спецснаряги надежно я взойти не смогу, это все-таки 3А.

22.08

Дневка, альпинисты утром ушли через Балтийский. Весь день солнце, теплынь - видимо началось бабье лето, березы красные, ивы желтые, стланик зеленый, лиственницы пока тоже. На ГМС натащили большую библиотеку, в том числе кучу журналов Playboy. Приходил мужик с Куанды, познакомились, его тоже Паша зовут, он тут водит каких-то читинцев, стоят почему-то в палатке на устье Медвежьего. На Сакукане сохранилось немного наледей! Сожрал почти весь раскладочный шоколад - вечно на дневках так ;-)

23.08

Солнечно и тепло, как и вчера. Пошел на Балтийский, на осыпи при выходе на ригель неудачно упал, ушиб колено, вскоре прошло. По долине Балтийского левым берегом идет тропа вплоть до конца лугов, потом по осыпи тоже местами видна. Седло перевала влево п/х, прямо скалы. Подъем затяжной и довольно крутой, высоты много набирается. Седловина широкая, спуск вниз начинается мелкой осыпью ржавого цвета(ориентир, если подниматься от Бирокана - на соседний перевал Моника осыпь серая). Записка в туре помещена в пластмассовый лимон. С седла прогулялся по гребню вверх на запад, по осыпям удалось подняться метров на 150, потом пошли крутые скалы. Сверху видна бескрайняя фрактальная структура хребтов Кодара, интересные высокие вершины в хребте между Ср. Сакуканом и Апсатом, над Удоканом кучевые облака. Спустился к рюкзаку, пошел вниз серпантином по мелкой осыпи - катуха, внизу плоский участок, есть вода. Дальнейший спуск вправо-вниз по средней осыпи до ручья, по ручью ровный участок, дальше опять осыпь. Перепад высот до Бирокана около 800м, осыпи живые, идти нелегко. От ручья становится виден пик БАМ и классический путь подъема на него. На Бирокане оставил рюкзак, поднялся вверх до длинного озера под вершиной, наконец вживую посмотрел пик Обрез. Поход заканчивается, теперь только вниз, что-то грустно. Левый борт долины Бирокана интересный - сначала скальный со множеством кекуров, а ближе к В. Сакукану покрыт сплошным ковром ягеля. По Бирокану хорошая тропа левым берегом, есть мокрые участки, вскоре появляется стланик и отдельные лиственницы. На старой стоянке встаю, сжег обломки чьей-то каски. Вечер абсолютно ясный, поставил палатку абы как, без тента...

24.08

Расчеты оправдались, с утра солнечно и безветрено. Вниз по тропе, все время левым берегом, пару раз даже маркеры встречаются. На стланикеотличные зрелые шишки. Дошел до устья, зимовья не нашел, да и не искал особо. Верхний Сакукан сейчас совсем мелкий, легко бродится, Бирокан вообще по камням перейти можно. Над хребтом в районе пика БАМ тучи, вскоре там прошла гроза, но здесь не задело. По долине Верхнего Сакукана много хороших троп, но далеко от реки идут оленьи, часто уводят наверх и пропадают, надо идти по тропам вдоль берега. Вышел к оленеводческой стоянке - эвенкийский чум из чозениевой коры, своеобразный лабаз и вечные треноги. Людей нет. От стоянки по тропе вдоль берега, тропа набитая, сухая, пропиленная, километров 8 не теряется, идет по лиственничнику. На аянах потом пару раз пропадала, но дальше находилась. Вообще долина Верхнего Сакукана очень понравилась - тропа не хуже чем на Среднем Сакукане, но идет по старому хвойному лесу, а не по густому вторичному ольховнику как там. По пути еще несколько оленеводческих стоянок. Река выходит из гор, здесь аян. В этом районе чудовищное даже по северным меркам количество брусники, голубики и шиповника. Видны следы старых лесозаготовок, но все дороги уже заросли. Тропа идет и дальше левым берегом, куда - неизвестно, перехожу на правый берег на пределе раскатанных сапог, нашел заросшую колею, по ней через 200м вышел к новой избе - видно, что только что построили. После узнал, что это для опытного оленеводческого хозяйства куандинской школы-интерната. Здесь заночевал. Дальше дороги нет, видимо это зимник.

25.08

Подъем в 6 утра, пошел дальше вниз. Тропа вскоре рассыпается на множество едва заметных тропок, шел в основном без троп по марям, питался голубикой. Появились комары в большом количестве. Свернул с мари на морену, по ней держа на юг, за полтора часа дошел до БАМа. Троп нет, но идти неплохо, по пути несколько лесных озер. Еще час вдоль дороги на восток - и станция Сакукан, тут же прибывает 956-й в Чару... Маршрут окончен.

В Чаре прямых билетов на запад конечно нет, придется через Северобайкальск возвращаться. Встретил туриста с рюкзаком - собрался посмотреть Чинейскую ветку на Удокан. Вечером отъезжаю в Северный, по пути пообщались с Пашей из Куанды, на Каларе говорит очень клево - туристов нет, оленьи тропы, природа своеобразная. Проезжали Леприндо - пошел дождь, все, лимит хорошей погоды я выбрал весь. После Куанды отрубился на верхней полке, проснулся только в Уояне и опять заснул до С-Байкальска. Из Северобайкальска удалось уехать только в Тайшет, в это время огромная проблема с билетами, нужно покупать заранее. Зато в Тайшете встретил группу Славы Завьялова, успешно прошедшую классный пеше-водный маршрут по Центральному Саяну. Из Тайшета уже еду до Москвы.

Приложения

1. Перевальные записки

"Мы, группа туристов из г. Москва в количестве 8 человек, совершая пешее путешествие, вышла к туру на перевале Проходной 1Б со стороны р. Озерной. Погода хорошая, светит солнце. К туру подошли в 18-15 15 августа 2005г Снята записка группы из Москвы от 15 августа 2005г под руководством Г.А. Бологовой. Руководитель группы Васильев Е. :) [рожица нарисована]

"Группа туристов Новосибирского Государственного Университета взошла на перевал Медвежий со стороны р. Ледниковая, в составе 16 человек под руководством Андрея Миронова. Впервые за 5 дней солнечная погода. Мы все очень рады и желаем вам того же. Удачи. 13.08.2005

PS Идем на ГМС

PPS Сняли записку группы из Чехии и группы москвичей, взошедших вместе на перевал"

2. Словарик эвенкийских топонимов Кодара и окрестностей.

Апсат - мешочек для женского музыкального инструмента

Балбухта(якут.) - стланик

Бирокан - малая речка

Хани - волчья песня

Икабья - котел

Кодар - скала, утес

Куанда - красный яр, или женская грудь - по виду сопок

Леприндо - прилипать(вязкий грунт на берегах) или по имени местного

князька Леприма

Муя - вода

Нюкжа - кочевать

Наминга - долина между гор

Неляты - широкое, открытое место

Нерюнгри - река 1000 хариусов

Олекма - река, которую не миновать на пути

Олонгдо - рыбная река

Орон - олень

Сюльбан - белый камень

Сакукан - мешок, непроходимое на оленях место

Сулумат - железная гора

Сыгыкта - чаща

Таксима - глинистая речка

Тында - место, где распрягают оленей

Удокан - пологий подъем

Чара - песчаная отмель в реке

Читканда - комариное место

(составил Владимир Гузий из Тынды 22.06.2004, списано из тетрадки на ГМС)

3. Остановки поезда Новая Чара- Северобайкальск

2006-03-31 16:57:02 | Ваше имя | E-Mail
на некоторых остановках 956 в настоящее время не останавливается

2007-03-06 01:40:18 | Миха | E-Mail
Путешествие хорошее! Мы туду ходили Летом.. ПОгода подкачала! В пеше-Водную 4 ! Пешка..Так себе.. а Водная часть очень даже не плоха!