Отчет о горном туристском путешествии третьей категории
сложности по Памиро-Алаю (горный узел Матча), совершенном
с 23 июля по 9 августа 1987 года
Руководитель похода: Ефремов Владимир Иванович
(Санкт-Петербург)
Отчет из библиотеки Петроградского клуба туристов
Сканирование и обработка - Григорий Кронин (Санкт-Петербург)
Представленный на рецензию отчёт содержит описания категорийных
перевалов и ряд сведений о подготовке и проведении путешествия.
Нитка маршрута протяжённостью 208 км большим кольцом охватывает
значительную часть Матчинского горного узла: массив Ак-Терек,
Зеравшанский ледник, хребет Туркестанский с южными и северными
отрогами. Пройдено 5 категорийных перевалов, из них: 2А
- 2, 1Б - 2, 1А - 1; кроме того, пройдено 4 перевала н/к.
Подробно описано прохождение перевалов 2А - 1А, приведены
сведения о подходах (подъездах) и выходе (выезде) из района
путешествия. Из представленного высотного графика следует,
что среднесуточный перепад высот составил 0,86 км, что
является вполне достаточным для спортивного похода 3 к.
с.
Изменение направления нитки маршрута на противоположное
считаю оправданным, кроме того, оно подтверждено руководством
семинара (член МКК Попов В. А.). Замена перевала Калининградский
на перевалы Джиптык и Тургень в сложившихся обстоятельствах
оправдана, хотя и является результатом недостаточной проработки
маршрута в Ленинграде. Результат этой же недоработки -
увеличение длительности похода на 6 дней.
В целом пройденный маршрут заслуживает высокой оценки
с познавательной и спортивной точек зрения и может быть
зачтён всем участникам и руководителю походом 3 к.с.
1. Справочные
сведения о путешествии |
Нитка маршрута:
Ленинград - г. Фергана - Риштан - Кан - Палалооз - к. Кызылташ
- верх. реки Калаймахмуд.
Участие в семинаре СТП Петроградского клуба туристов.
Спортивное путешествие
Базовый лагерь в верх. реки Калаймахмуд - пер. Джанарча,
н/к, 2500 - пер. Кызылташ, н/к, 3300 - пер. Зардалы, н/к,
2850 - к. Зардалы -к. Корган - к. Тодо - р. Ак Терек - пер.
Матча I, 2А, 4000 - Зеравшанский ледн. - ледн. Рама - ледн.
Раздарг - пер. Раздарг, 2А, 4350 - верх. ледн. Преображенского
- пер. Джаупая, 1Б, 3900 - ледн. Джаупая - пер.Оловянный,
1Б, 3900 - ледн. Тамынген - р. Тамынген - р. Каратура -
пер. Куганды, н/к, 3400 - р. Джиптык - пер. Джиптык, 1А,
4050 - р. Чегеслы - пер. Тургень (Дунон), н/к, 2900 - к.
Кшемыш - р. Нурлоу - оз. Каракуль Катта - пер. Курдактыр,
н/к, 3200 - верх. р. Калаймахмуд. - к. Кызылташ.
Группа прошла заявленный маршрут в противоположном направлении
от первоначально заявленного по рекомендации нач. уч. ч.семинара
Попова В. А.в целях лучшего взаимодействия групп семинара
и обеспечения безопасности. Об этом сделана запись в маршрутной
книжке.
Группа не прошла заявленный перевал Калининградский 1Б,
4200 из-за дефицита времени, заменив его прохождением перевалов
Джиптык 1А, 4050 и Тургень (Дунон), 2900 с тем, чтобы отправить
телеграмму о переносе контрольных сроков. Дефицит времени
образовался из-за неправильно составленного графика похода,
т. к. в Ленинграде не было описательных материалов о прохождении
верховьев ледников Раздарг и Преображенского, перевалов
Раздарг, Оловянный, Джаупая, о возможности проходов и переправ
рек Тамынген и Каратура. В виду этого группа потеряла некоторое
время в середине маршрута.
Состав группы
№
|
ФИО
|
Г.р.
|
Место раб.
|
Тур. опыт
|
Обяз. в группе
|
Разр. по туризму
|
1 |
Ефремов Владимир Иванович |
1946 |
ТК ЛОСТиЭ, зав. отделом |
Vу, II р |
руководитель |
1
|
2 |
Шумякина Татьяна Евгеньевна |
1963 |
ЦНИИ “Морфизприбор”, инженер |
II у |
финансист |
3
|
3 |
Бойкова Светлана Евгеньевна |
1961 |
Гидролизпром, инженер |
II у |
завхоз |
3
|
4 |
Царькова Ольга Павловна |
1965 |
ЛЭТИ, студентка |
II у |
медик |
3
|
5 |
Базилевский Сергей Леонидович |
1965 |
НПО “Ленинец”, инженер |
III у |
ремонтник |
3
|
6 |
Куликов Юрий Александрович |
1961 |
ВНИИ “Трансмаш”, водитель |
II у |
фотограф |
3
|
7 |
Федоров Михаил Алексеевич |
1961 |
НИИ Ефремова, техник |
II у |
отв. за снаряжение |
3
|
8 |
Акимов Михаил Александрович |
1946 |
НПО “Буревестник”, механик |
III у |
радист |
3
|
9 |
Соколов Николай Николаевич |
1964 |
Завод “Ладога”, электромеханик |
II у |
фотограф |
3
|
2. Организация
путешествия |
2.1.
Горный узел Матча, - это называют район горной системы
Памиро-Алая. На меридиане 70 гр. 40 мин. Алайский хребет
разветвляется на Туркестанский и Зеравшанский хребты и они,
вытянувшись в широтном направлении, имеет высоты до 5000
м над уровнем моря. Имеются многочисленные вершины, превышающие
эту высоту. Район представляет большой спортивный интерес.
В районе стыка Туркестанского и Зеравшанского хребтов расположился
огромный Зеравшанский ледник длиной почти в 25 км и шириной
примерно в 1 км между ледниками Скачкова и Толстова (1,7
км). Общая площадь его 300 кв. км., а мощность 200 м. Ледник
имеет мощные притоки как справа, так и слева. Территория
горного узла составляет более 1000 кв. км.
Наиболее интенсивно в туристском и альпинистском отношении
район начал осваиваться в 60-х годах XX века московскими
туристами. В настоящее время район посещается украинскими,
московскими туристами, туристами городов Сибири и Урала.
Ленинградцами район посещается неоправданно мало.
В Матчинском узле можно организовать походы от I до VI категории
сложности. Наиболее интересные в спортивном отношении перевалы
2А-3Б имеют снежно-скальный и снежно-ледовый характер, имеют
высоты от 4000 до 5000 м и позволяют применять весь опыт
и арсенал горно-туристской техники. Схема маршрутов может
быть сквозной, радиальной или кольцевой. В случае необходимости
для заброски грузов в высокогорье можно нанять вьючной и
автомобильный транспорт.
Исходя из перечисленных особенностей группа, имея достаточный
опыт, в рамках проводимого семинара СТП Петроградского клуба
туристов по окончании занятий решила выбрать для своего
спортивного путешествия район Матчинского горного узла.
2.2. Цели и задачи похода
Планируя поход, мы поставили перед собой следующие спортивные
и познавательные цели и задачи:
- испытать возможности участников в походе по такому району,
где большая часть маршрута проходит на высотах от 3000 до
4000 м;
- натренировать умение организовывать ночевки в высокогорье,
на ледниках и снегу.
- посетить уникальный район и ознакомиться с ним как можно
больше для того, чтобы использовать затем накопленный опыт
для дальнейших туристских путешествий;
- ознакомиться, пройти и дать описание перевалам Раздарг,
Джаупая и Оловянный, не посещавшихся ленинградскими туристами;
- пройти полностью Зеравшанский ледник с целью определения
возможности прохода по нему, в особенности в его нижней
части;
- повысить свою туристскую и спортивную квалификацию.
2.3. Подготовка похода
Поход готовился в рамках семинара горной СТП Петроградского
клуба туристов во взаимодействии с другими группами ПКТ.
Была собрана имеющаяся в библиотеке г. Талды-Курган ЛОСТиЭ
информация по походам в этом районе, использовалась также
литература (Л. А. Максимов. Матчинский горный узел, М.,
ФиС, I973. Альманахи "Побежденные вершины").
Акклиматизация должна быть достигнута постепенным набором
высоты при входе в район по долине рек Сох и Калаймахмуд
до базового лагеря в районе подножья ледника Райгородского,
а также выходами на семинарские занятия на ледник и прилегающие
склоны.
Для большего охвата района маршрут имел вид большого кольца,
которое замкнулось в верхней части р. Калаймахмуд. На последнюю
часть маршрута нам была сделана заброска продуктов в ГМС
"Джиптык" силами группы Исакова С.
Все участники группы регулярно тренировались в течение учебного
года и занималась в горной школе СТП ПКТ, принимали участие
в соревнованиях по ТГТ.
2.4.
Обеспечение безопасности осуществлялось силами КСО ГIКТ,
работавшего в этом районе. До похода группа прошла проверку
КСС на местности, в районе скал 147 км. В группе имелась
р/с "Недра", которая работала в радиосети семинара
во время похода.
Ленинград - Фергана: самолет.
Фергана - Риштан - Сох: рейсовый автобус.
Сох - к. Кан - к. Кызылташ: автомобиль.
к. Кызылташ - базовый лагерь в верх. р. Калаймахмуд: пешком.
Дата
|
День пути
|
Участок пути
|
Ходовое время (ч)
|
Км
|
примечания
|
23.07
|
1
|
Верх. Р. Калаймахмуд – пер. Джанарча (н/к, 2500) –
устье р. Алимайдан |
3,0
|
9
|
Тропа |
24.07
|
2
|
Дол. р. Алимайдан – пер. Кызылташ (н/к, 3300) – верх.
р. Армизан |
3,0
|
10
|
Тропа, дорога |
25.07
|
3
|
Пер. Зардалы (н/к, 2850) – к. Зардалы – к. Корган |
5,0
|
13
|
Тропа, дорога |
26.07
|
4
|
Полудневка. К. Корган – р. Ак-Терек |
1,5
|
5
|
Тропа |
27.07
|
5
|
Устье р. Яшилькуль – устье р. Сев. Тутек |
5,2
|
15
|
Брод, тропа, осыпи |
28.07
|
6
|
Подножье ледн. Игла |
3,7
|
9
|
Тропа, переправа, осыпи |
29.07
|
7
|
Ледн. Матча – пер. Матча I (2А, 4000) – верх. Зеравшанского
ледника |
4,7
|
7
|
Брод, осыпь, ледопад, закрытый ледник |
30.07
|
8
|
Ледник Зеравшанский |
6,0
|
23
|
Ледник, морена |
31.07
|
9
|
Низовья ледн. Зеравшанский – р. Рама |
6,0
|
7
|
Осыпи, моренные валы |
1.08
|
10
|
Ледн. Рама – ледн. Раздарг |
7,6
|
9
|
Осыпи, открытый ледник |
2.08
|
11
|
Ледн. Раздарг – пер. Раздарг (2А, 4350) – верхний
цирк ледн. Преображенского |
5,5
|
6
|
Закрытый ледник, ледопад, крутые снежные склоны |
3.08
|
12
|
Пер. Джаупая (1Б, 3900) – верховья ледн. Джаупая |
4,0
|
5
|
Закрытый ледник |
4.08
|
13
|
Ледн. Джаупая – пер. Оловянный (1Б, 3900) – низовья
ледн. Тамынген |
6,0
|
9
|
Ледник, осыпи, скалы, скальный кулуар |
5.08
|
14
|
Долина р. Тамынген – долина р. Каратура |
5,0
|
15
|
Тропа, траверс осыпного склона |
6.08
|
15
|
Пер. Куганды (н/к, 3400) – долина р. Джиптык |
5,5
|
18
|
Тропа, осыпи |
7.08
|
16
|
Пер. Джиптык (1А, 4050) – долина р. Чегеслы – молочная
ферма |
5,3
|
12
|
Осыпи, тропа |
8.08
|
17
|
Долина р. Чегеслы – мазар – пер. Тургень (Дунон) (н/к,
2900) – к. Кшемыш – долина р. Нурлоу – оз. Каракуль-Катта |
6,5
|
22
|
Дорога, тропа |
9.08
|
18
|
Пер. Курдактыр (н/к, 3200) – верх. р. Калаймахмуд
– пер. Джанарча (н/к, 2500) – к. Дугман – к. Кызылташ |
6,5
|
23
|
Тропа, дорога |
Итого пройдено 208 км.
3.2. Перевал
Матча I (2А) |
3.2.1. Общая характеристика перевала
Категория сложности 2А.
Высота 4000 м.
Местоположение: восточная часть Туркестанского хребта.
Соединяет ледник Матча и верховья Зеравшанского ледника.
Ориентация: восток - запад.
3.2.2. Прохождение перевала
Перевал был выбран как наиболее простой и логичный путь
из верховьев реки Ак-Терек в долину Зеравшанского ледника.
От ночевки на левом берегу р. Ак-Терек у подножья ледн.
Игла подъем по тропе вверх к леднику Матча (0,5 ч). Не доходя
правой боковой морены ледника Матча брод через р. Ак-Терек.
Возможен вариант перехода по снежному мосту у места ночевки.
Далее подъем по средней осыпи морены ледника Матча. Небольшое
ледниковое озеро обходится справа. Подъем от переправы до
горизонтальной части ледника и пересечение его по морене
50 мин. Далее движение в связках, т. к. верхняя часть ледника
закрытая. Попадаем в верхний цирк. Прямо по ходу на западе,
предперевальный снежно-ледовый склон, в левой его части
ледопад, забитый снегом. Подход к нижней его части занял
1 ч. Подъем по крутому снежно-ледовому склону ледопада.
Средняя крутизна 40 45 гр., нижняя часть более крутая. Перильная
страховка (примерно 80 м). Далее ледопад выполаживается,
но становится более разорванным, трещины. Перильная страховка
2 3 веревки. Постепенно поворачивая вправо по ходу, выходим
на горизонтальную часть ледника. Сам перевал - снежное плато,
справа по ходу - скальный гребень, там же тур.
Прохождение ледопада и переход к скальной гряде прим. 2
ч.
Спуск с перевала по снежному склону с постепенным выполаживанием
к срединной морене на горизонтальной части Зеравшанского
ледника сложности не представляет. На горизонт. части -
закрытые трещины, двигаться в связках. Спуск с перевала
до ближайшей морены, где можно встать на ночлег, занял 0,5
ч.
3.3.1. Общая характеристика перевала
Категория сложности 2А.
Высота 4350 м.
Местоположение: южный отрог в центральной части Туркестанского
хребта.
Соединяет верховья ледника Раздарг и верховья ледника Преображенского.
Ориентация: восток - запад.
3.3.2. Прохождение перевала
От места ночевки на правобережной морене ледника Раздарг
проходим ледник в северном направлении, по его центру, и
через 2 перехода подходим к ледопаду, закрывающему верхний
цирк ледника. Ледопад сильно забит снегом.Проходить его
лучше с левой по ходу стороны в связках. Внимание! Много
закрытых трещин. Движение только в связках, иногда попеременная
страховка.
Пройдя ледопад, попадаем в верхний цирк ледника. Поворачиваем
на запад, налево по ходу, подъем по восточному склону ледника
и подходим к предперевальному взлету. Длина его около 80
м, крутизна примерно 40 гр. Подъем траверсом 30 мин. Перевальная
седловина забита снегом. Тура нет. Сложили тур и оставили
в нем записку на южном скальном выступе перевальной перемычки.
Спуск с перевала представляет собой крутой снежный склон
крутизной примерно 50 гр. и длиной более 200 м. Внизу бергшрунд,
засыпанный снегом. Прохождение его при малом количестве
снега может представить собой определенную трудность. Группа
преодолела спуск в связках, бергшрунд - с попеременной страховкой.
Далее склон выполаживается, и выходим на горизонтальную
часть ледника Преображенского. Впереди удобная морена для
организации ночевки. От перевальной седловины спуск до ледника
и подход до морены 1,5 ч.
3.4.1. Общая характеристика перевала
Категория сложности 1Б.
Высота 3900 м.
Место расположения: средняя часть Туркестанского хребта.
Соединяет ледник Преображенского и верховья ледника Джаупая.
Ориентация: юго восток - северо запад.
3.4.2. Прохождение перевала
Путь на перевал Джаупая от верхней горизонтальной части
ледника Преображенского начинается с косого траверса снежного
склона, огибая скально-осыпной отрожек в Туркестанском хребте.
Движение лучше осуществлять в связках, где-то внизу под
снегом журчит вода. Подъем небольшой, трудности не представляет.
Далее выходим на горизонтальное плато, прямо по ходу угадываются
две перевальные седловины, правая, та, что севернее, - перевал
Джаупая. Перевального взлета нет. От начала траверса снежного
склона до Перевальной перемычки 1,5 ч.
Сам перевал - осыпной скальный гребень, на его середине
сложен тур.
Спуск по снежному крутому (примерно 45 гр.) склону до бергшрунда
60 м, далее склон выполаживается. До горизонтальной части
ледника еще 40 м спуска. Снег глубокий. От перевальной седловины
через скальный выступ можно организовать перильную страховку.
Сам ледник открытый, имеется срединная морена, на которой
можно организовать ночевку. От начала спуска до нее 1 ч.
Считаем, что категория сложности перевала определена неправильно,
оцениваем его как перевал 2А.
3.5.1. Общая характеристика перевала
Категория сложности 1Б.
Высота 3900 м.
Место расположения: северный отрог Туркестанского хребта.
Соединяет восточный ледничок системы ледника Джаупая и цирк
западного притока ледника Тамынген.
Ориентация: запад - восток.
3.5.2. Прохождение перевала
От места стоянки на морене в истоке ледника Джаупая пересекаем
ледник и выходим на правый склон долины. Перевал угадывается
в правом гребне, в понижении перед первой скальной вершиной,
расположенной севернее высоты 5209 в Туркестанском хребте.
Западный отрог этой вершины пересекается в нижней его части
с определенными трудностями. Этот контрфорс лучше обойти
по телу ледника Джаупая.
Преодолев контрфорс, группа вышла на довольно крутой снежник
и траверсировала его в кошках, т. к. местами снег переходит
в фирн, имеются участки льда. Траверсируя склон с постепенным
набором высоты, выходим на обширную подвижную осыпь, которая
начинается от самого ледника Джаупая. Внизу видно ледниковое
озеро с зеленой водой, которое может служить ориентиром
при спуске. Возможен и путь подъема от этого озерка до самого
перевала, который займет не один-два часа подъема.
Последние 300 метров подъем серпантином по мелкой подвижной
осыпи. Весь путь подъема от места ночлега в верховье ледника
Джаупая до перевальной перемычки занял 6 часов.
Сам перевал представляет собой широкую седловину с небольшим
скальным зубом в центре, возле которого находится тур. В
сторону спуска, на западный приток ледника Тамынген, свисает
снежный карниз толщиной 5 м. Надо быть осторожным и не выходить
на него, обходится он слева по ходу.
Спуск в восточном направлении в сторону ледника Тамынген
по подвижной осыпи прямо вниз. Осыпь выводит к узкому скальному
кулуару, по дну которого течет ручей. Преодолевать кулуар
плотными группами по 3 4 человека. После 1 часа спуска выходим
на ледник. По его открытой центральной части движемся на
восток и выходим на основное русло ледника Тамынген. Внимание!
Не следует подниматься на левый склон, где вдали виднеются
зеленые травянистые площадки, т. к этот путь выводит на
"бараньи лбы".
По леднику бежит множество ручьев. Двигаться лучше по центру
ледника в сторону истока секи Тамынген и далее по левому
склону. До конечной морены ледника. где можно встать на
ночлег, 1-1,5 часа ходьбы.
3.6.1. Общая характеристика перевала
Категория сложности 1А.
Высота 4050 м.
Место расположения: северная оконечность хребта Кокбель.
Соединяет долину р. Джиптык и истоки р. Чегеслы.
Ориентация: юго-запад - северо-восток.
3.6.2. Прохождение перевала
Подъем на перепад начинается по хорошо набитой тропе, недалеко
от металлического сарая на правом берегу р. Джиптык. Слева
впадает ручей, стекающий с ледника Красный, и который хорошо
виден на противоположном, южном, склоне долины. Сарай не
следует путать с ГМС "Джиптык", до нее от этого
места 2 ходовых часа. Сама станция разрушена, нежилая.
Тропа сначала идет по арчовому лесу. Склон становится все
круче, начинается серпантин. Зона леса кончается, и выходим
на мелкую плотную осыпь. Здесь можно отдохнуть, имеется
источник. Дальше воды долго не будет. Далее тропа идет левым
бортом долины, подходим к верхнему цирку. Склон, ведущий
на перевал, крутизной 40 гр., осыпной, слева по ходу красивые
скальные перья. Сам перевал несколько правее, к нему серпантином
ведет хорошо заметная тропа. На перевальном гребне небольшие
скалки, слева по ходу, там сложен тур. С перевала хорошо
виден весь путь подъема. Набор высоты 1000 метров занял
2,5 часа..
По другую сторону перевала в долину р. Чегеслы обширный
цирк, склон крутизной 35-40 гр., среднеосыпной, местами
хорошо заметная тропа. Дальше склон выполаживается, тропа
идет по правому склону ручья, одного из притоков р. Чегеслы,
и выводит к кошу, который был виден с северо-восточного
склона хребта Кокбель. Путь от перевальной седловины занял
1 час.
От коша по хорошей тропе вдоль реки до молочной фермы 2,5
часа.
Кроме описанных в отчете перевалов группа прошла несколько
некатегорийных перевалов:
в массиве Ак-Терек на пути от базового лагеря, в верховьях
р. Калаймахмуд пер. Джанарча, 2500 м, соединяющий долину
р. Калаймахмуд и устье его притока р. Алимайдан. Пер. Кызылташ,
3300, соединяющий долину р. Алимайдан и р. Армизан. Пер.
Зардалы, 2850, соединяющий долину р. Армизан с р. Зардалы,
впадающей в р. Ак-Терек справа. В этом же массиве на выходе
из района похода прошли перевал Курдактыр, 3200, соединяющий
долину р. Нурлоу (оз. Каракуль-Катта) и долину р. Калаймахмуд
.
В хребте Минтеке, отроге Туркестанского хребта, расположенном
от него в северо-западном направлении, пройден пер. Куганды,
3400, соединяющий р. Каратура (левый приток р. Джиптык)
и р. Джиптык у начала каньона. В северной оконечности массива
Кокбель, северного отрога Туркестанского хребта, пройден
перевал Тургень (Дунон), 2900, соединяющий долину реки Чегеслы
и долину реки Бирксу. Обе реки являются притоками реки Кшемыш.
Эти перевалы довольно популярны и подробно описаны в литературе,
ими часто пользуются местные жители и туристы, через них
проложены пешие и конные тропы, поэтому в данном отчете
не описаны.
Некоторые сведения по маршруту
1. От Кана до Кызылташа и от Кызылташа по долине р. Калаймахмуд
до устья р. Алимайдан и дальше, через перевалы Кызылташ
и Зардалы, проходит грунтовая дорога. При удобном стечении
обстоятельств можно договориться о заброске вещей до кишлака
Зардалы.
2. При сквозном прохождении Зеравшанского ледника следует
отметить, что в нижней части ледник труднопроходим из-за
сильного и хаотичного нагромождения моренных валов. От правого
притока (ледн. Фарахноу) путь по Зеравшанскому леднику с
выходом к устью р. Зеравшан (Матча) занял 5 ходовых часов.
Ледник Рама также труднопроходим в нижней его части.
3. Следуя долиной р. Тамынген и долиной р. Каратура, лучше
пользоваться верхними тропами, которые идут высоко по правому
склону борта долин сначала Тамынгена, а затем левым бортом
р. Каратура. Брод через р. Каратура очень проблематичен.
Группа воспользовалась мостом в верховьях реки, не доходя
ледника Каратура. Считаем, что это лучший вариант в данном
случае.
4. От долины р. Каратура через пер. Куганды, пер. Джиптык
идет хорошо набитая тропа до молочной фермы. Далее от фермы
долиной р. Чегеслы и через перевал Тургень (Дунон) до к.
Кшемыш проходит грунтовая дорога. От молочной фермы до пос.
Ворух регулярно ходит машина. Группа воспользовалась этой
возможностью для передачи телеграммы о переносе контрольных
сроков. От р. Кшемыш по долине р. Нурлоу левым берегом идет
тропа, которая продолжается и идет дальше через перевал
Курдактыр к подножью ледника Райгородского и долиной р.
Калаймахмуд по правому склону до к. Дугман, а от него левым
берегом. При этом от устья р. Алимайдан начинается дорога,
которая серпантином спускается с правого склона ее долины.
Следовательно, отсюда вытекает, что спортивная часть маршрута
потеряла свой интерес от самой долины р. Каратура. Это следует
учесть при составлении спортивных походов высокой категории
сложности.
В целом считаем, что наш маршрут представлял большой познавательный
интерес, был интересен в спортивном отношении, дал возможность
познакомиться с интересным районом, и группа сознательно
пошла на увеличение протяженности маршрута как в днях, так
и в километраже для решения названных задач.