Дневник - отчёт лыжного похода 1 к.с. по Южному Уралу

г. Ижевск
2002 г.

Хребет Большая Сука - восхождение на г.Уван - хребет Нургуш - подход к Иремельскому плато - восхождение на г.Большой Иремель - хребет Бакты - хребет Зигальга - подход к г.Большой Шелом - восхождение на г.Большой Шелом

Автор текста - Сергей Радыгин (Ижевск)

Фотографии - Сергей Саушин ("Зенит ЕТ"/"Гелиос44М4"), Татьяна Мохирева ("Киев") и Сергей Радыгин ("Зенит ЕТ"/"Гелиос44М4").

Состав команды:
1. Кривенков Юра (руководитель)
2. Захаркевич Эдвард (ремонтник)
3. Ковалюх Лена (медик)
4. Мохирева Татьяна (фотограф)
5. Радыгин Сергей (казначей, дорожник и автор этого дневника)
6. Саушин Сергей (завхоз)

Краткая хронология:

Дата, время Событие
Ижевск, конец XX - начало XXI века Зарождение идеи
Январь 2002 г. Шитьё палатки, изготовление печки.
2-3 февраля Контрольный выход. Посёлок Машиностроитель - пасека на р.Иж.
17 февраля Покупка билетов "туда".
23 - 24 февраля Дорога "туда".
24 февраля, 1-ый день Хребет Большая Сука.
25 февраля, 2-ой день Восхождение на г. Уван.
26 февраля, 3-ий день Хребет Нургуш.
27 февраля, 4-ый день Подход к Иремельскому плато
28 февраля, 5-ый день Восхождение на г. Большой Иремель. Хребет Бакты.
1 марта, 6-ой день Хребет Зигальга
2 марта, 7-ой день Подход к г. Большой Шелом.
3 марта, 8-ой день Восхождение на г. Большой Шелом.
3 - 4 марта Дорога "оттуда"
30 марта Точка
Осень 2002 г. Выход дневника

Вы замечательный народ-
Интеллигентные бродяги.
Прошли немало мы дорог
чрез горы, реки и овраги.

И ароматом гор, лесов
От вас чудесно веет.
И наша дружба (я надеюсь)
Уже не заржавеет.

Из выступления Лены на точке.

Описание похода

Подготовка

Купаться не будем.
Сергей Саушин.

Первый раз предложение о лыжном походе прозвучало довольно давно. Три года понадобилось на то, чтобы мечта превратилась в реальность. В прошлом году мечта начала воплощаться - Юра и Сергей, главные инициаторы похода, приобрели палаточный брезент. Сшили из него новую палатку, специально рассчитанную на зимние походы с небольшим количеством участников (до 8 человек). Она получилась легче, чем старый барак, с которым до этого ходили в зимние пвд - 7 кг вместо 10 кг. Сергей сделал новую печку меньшего размера (4.5 кг против 9 кг).
В январе утвердился первоначальный состав - 6 человек. Минимально разумное количество исходя из распределения веса по участникам. Причём большинство участников сомневались в том, что им удастся пойти по разным причинам. В связи с этим были предприняты интенсивные поиски желающих присоединиться. Поиски были безуспешными и прекратились только с покупкой билетов на автобус, т.е. за неделю до отъезда. К счастью, кто хотел, тот и пошёл. Так что первоначальный состав стал и окончательным. Забегая вперёд, можно сказать, что этот состав оказался оптимальным - было подавляющее равноВЕСие.
Для обсуждения будущего похода два раза собирались у Татьяны. Много ели, много пили, играли в карты - готовились основательно. Меня по привычке консенсусом назначили дорожником (сопутствующая должность - казначей). И этим ещё, как его…, который дневник пишет.
Дольше всего обсуждался вопрос "Как добраться до места ?". Насчитали пять маршрутов (количество пересадок от 0 до 3-х) и три вида транспорта - поезд, рейсовый автобус и микроавтобус. Последний был самым привлекательным по скорости доставки до места и самым дорогим. В следствии чего оказался для нас неподъёмным - затраты в одну сторону соответствовали всем планируемым затратам на дорогу. Остановились на том, что до Уфы добираемся на рейсовом автобусе, а там видно будет.
Много времени уделили теоретическому обсуждению крепления печки. Очень актуальный вопрос, если учесть что ненадёжное крепление может привести к практическим занятиям по теме "Аварийная ситуация в лыжном походе вследствие ночного пожара". Остановились на том, что я сделаю отверстия в днище, Юра возьмёт уголки, а Эдвард захватит с собой побольше проволоки.
На основе воспоминаний о моих былых походных приключениях собрали медикаменты для аптечки - от перевязочных материалов в случае нарушения физической целостности до согревающих средств в случае купания. Но купаться мне не разрешили.
Распределили снаряжение. Барак повесили на Эдварда, печка по привычке досталась мне. То есть больше половины рюкзака у меня занято. Я решил бороться за свободу в рюкзаке. Моё "ноу-хау" - продукты в печке. Внутри печки сложены 4 колена трубы и вот в них и между ними я решил разместить раскладку. Для этого необходимо придать продуктам продолговатую форму (для того, что бы они входили в трубу) и обеспечить изоляцию от сажи. Для этой цели были сшиты специальные двуслойные мешочки (внутри полиэтилен, снаружи - ткань). В каждое колено вошёл 1 кг крупы. Да ещё между ними кое-что удалось разместить. Таким образом, всю продуктовую раскладку (7 кг) я уложил в печку.

2 - 3 февраля. Контрольный выход

Сидел у печки в телогрейке и было холодно.
Юра

Зима в этом году была тёплой. Лишь изредка температура воздуха опускалась ниже 10°. Когда стало совсем холодно (ниже 20°), мы собрались в контрольный выход. Прямо по суворовски: тяжело в контрольном выходе - легко в походе. Ощущали себя "Последними Героями". Женщины в транспорте наслушались много комплиментов и были очень довольны. Мне почему-то никто ничего не говорил, хотя ехал я на тролейбусе до места встречи в посёлке Машиностроителей целый час. Видимо, боялись ... Кто знает, что может быть на уме у человека, который в такой холод в лес на лыжах с ночёвкой собрался :-).
Погода, вообще-то, была замечательной - голубое небо, яркое солнце и полный штиль. Даже на возвышенностях. Холод практически не чувствовался. Ночью высыпали звёзды. Красота.
Прошлись хорошо. Для приготовления обеда Эдвард предложил упрощённую конструкцию костра, которая себя оправдала. Обычно мы делали полную нодью. Удобно, но трудоёмко. И костёр быстро разгорелся. А то по итогам последних выходов в лес у меня возникло предположение, что изменились законы горения - так непросто мы костры разводили. На месте были засветло. Выполнили программу максимум. Контраст с предыдущим пвд (за две недели до этого). Шли тем же маршрутом, нас было больше и каждый делал то, что считал нужным - валил свою сушину, искал своё место для лагеря и т.д. В общем, "Последний герой", день первый. Обедали больше 2-х часов. До предполагаемого места стоянки не дошли. И сильно устали.
К счастью, в этот раз было всё наоборот. И Юра сказал о группе что-то очень хорошее.
Проверили, как сочетается новая палатка с новой печкой. Комментарий Юры - "сидел у печки в телогрейке и было холодно".

23 - 24 февраля. Дорога

Не могу вспомнить, что забыл.
Радыгин Сергей

Только вышел из дома и сразу начал вспоминать, что забыл. Не получается. Прошлый раз минут через 10 вспомнил.
Встречаемся на центральном автовокзале. Никто не опоздал. До Уфы идёт ЛАЗ. Вот это сюрприз! 12 часов в таком автобусе - мало приятного. А мы то думали - почему билеты на этот маршрут дешевле. К счастью, у него оказались раздвинуты сиденья (видимо из-за того, что нет багажников). Так что ноги можно было спокойно вытянуть. Пассажиров немного - меньше половины. Один из водителей похож на Ричарда Гира. Это сразу вызвало у меня симпатию к нему.
На одной из остановок, уже на территории Башкирии, из объявления на автостанции мы поняли, что с ЛЮБОЙ автостанции на территории республики можно предварительно купить билет от УФЫ (доплатив некую сумму за каждый билет) и далее. Чем сразу и воспользовались. Симпатичная шатенка в кассе сказала, что ни разу так билеты не продавала, но попробует. Попробовала (аж покраснела от напряжения) и получилось. Для этого пришлось сделать несколько звонков (из них только два на русском). Вся процедура заняла всего минут 20 (!). Мы купили билеты на завтра на автобус Уфа - Тюмень до Бакала. Отправление в 6.20 по Уфе. Удобно. Всё-таки прогресс есть. Даже в общественном транспорте. Теперь встаёт проблема - где переночевать.
Погода какая-то странная - дождь идёт. Может, нам надо было водные лыжи взять? Снега в Башкирии немного. В некоторых местах на полях видна земля. Если и в горах столько же, то придётся пешком идти.
К Уфе подъезжаем уже в темноте (восьмой час по-местному). Справа по ходу движения замечаем высокое освещённое здание, резко выделяющееся в темноте. Прямо, маяк. Что - бы это могло быть ? Постепенно, кругами, автобус приближается к загадочному зданию. Подъезжаем, останавливаемся. Северный автовокзал (!). Автобус идёт дальше - на Южный, куда нам и надо.
В 21.00 автовокзал закрыли. Ночевали в диспетчерской. К сожалению не мы одни. Были ещё некие личности. Как сказал Сергей, "мы здесь гости, а они тут живут". Женщины (наши) поздравили нас (мужчин) с праздником, Лена подарила всем рукавички. Хорошо поели, желающие пили пиво. Потом легли спать - кто на полу на пене, кто на скамейках. Юра дежурил. В общем, нормально переночевали.
В 6.20 по уфимскому времени (+ 2 от Москвы) сели в автобус Уфа - Тюмень. "Мерседес", однако. Спальник в конце салона. Круто. Начали разбираться с достопримечательностями. Подлокотники не фиксируются. Только щёлкают. Громко, на весь автобус. Водителю надоело слушать (или жалко автобус стало), объяснил, как зафиксировать. Ноги вытянуть некуда. Тоже мне сервис, а ещё "Мерс" называется … Ехать часа четыре. Немного поспали. Пошло на пользу - сразу выяснил, что подставка для ног тоже умеет щёлкать. И менять своё положение. Вот теперь и ноги можно вытянуть. Хорошо. Всё-таки "Мерс" - это круто !
Погода вроде направилась - лужи замёрзли, дождь прекратился.
Захотелось есть. С комфортом. Как никак в "Мерседесе " едем. Должны быть откидные столики. Но что-то незаметно. Начали искать. Нашли - глубоко под чехлами. Было трудно, но мы их всё-таки выцарапали оттуда. Судя по остаткам пищи, не мы первые такие настойчивые. Пытаемся доести то, что взяли из дома. Пока не получается. Здорово помогает термос, который взяла Таня.
До сих пор не могу вспомнить, что забыл. Но ведь так у меня ещё не было - что бы ничего ни забыть. Охватывает ужас - может, забыл что-то настолько важное, что даже представить нельзя, что такое можно забыть.
Дорога хорошая - федеральная трасса М5 Уфа - Челябинск. Какие шикарные автобусы ходят! Куда там нашему мерину… Двухэтажные. С сиденьями для пассажиров на 2-м этаже перед лобовым стеклом. Маршрут Казахстан - Москва. Круто! А наш "Мерседес" при ближайшем рассмотрении оказался отечественной сборки. Даже гордость за родную страну появилась. Раньше я думал, что это не сочетаемые понятия - "Мерседес" и наш автопром.
Примерно в половине одиннадцатого нас высадили у поворота на Бакал. Когда выезжали из Уфы, пассажиров было человек 15. Дальше поехали два пассажира и два водителя. Круто!

ВЫВОД.
До места добирались примерно 25 часов. Из них ехали только 15 (11 + 4) часов. Одна пересадка. Интервал между автобусами получился в 10 ночных часов, которые провели на вокзале.
Если бы мы поехали самым длинным маршрутом (на поезде до Свердловска, автобусами Свердловск - Челябинск и Челябинск - Бакал), то добрались бы за это же время. Сон с комфортом в поезде, две пересадки и всего 2 - 3 дневных часа между транспортом. Так мы добирались в 1999 году, летом. Вот такие транспортные парадоксы.

24 февраля. День 1-ый

Бывают карты для игры в дурака, а бывают - для дураков. То есть топографические, для туристов.
Юра

Пасмурно. Без осадков. И без ветра. Пошли по дороге в сторону п.Катавка. Поход начался.
На окраине посёлка надели лыжи и двинулись в сторону перевала через хребет Большая Сука. На хребте сидят тучи. На второй ходке встретили группу туристов из г.Снежинска (клуб "Вершина"). Они ходили на Уван с одной ночёвкой и теперь возвращались домой. Пообщались. Обменялись щелчками фотоаппаратов.
Город Снежинск, между прочим, отсутствует на карте СССР. Это я уже дома выяснил, когда отправлял по почте контрольную записку и решил узнать, далеко ли они забрались.
В 13.30 поднялись на перевал через хребет Большая Сука. Слабый ветер. Пасмурно. Таня фотографирует группу. Вышло хорошо. Орлы ! Приятно посмотреть. А показывать эту фотографию ещё приятнее.
Останцы на хребте совершенно белые - полностью залеплены снегом. Сначала даже не понял, что это такое. Дальше ещё интереснее - встречаются ели у которых каждая веточка облеплена снегом. Выглядит очень необычно. Видимо, недавно был мокрый снег с сильным ветром, а потом подмёрзло.
Начали спускаться с перевала. Первые падения. Первый обед. Готовили на сетке. Понравилось - относительно быстро (меньше полутора часов с момента остановки на обед и до выхода) и дров много не надо, можно даже на сучках приготовить. Все остальные обеды тоже готовили на сетке.
В 15.20 вышли с обеда и двинулись в направлении немного правее г.Уван.
Первая авария - при подъёме по склону у меня сломалась внутренняя дужка для тросика на одном креплении. А её остатки распороли бахилу. После ужина Эдвард с Сергеем занялись ремонтом крепления. Тросик пришлось намертво прикрутить проволокой к креплению. Удобно - всегда на месте и не потеряется.
Первая "травма". Естесственно, у меня. В левом глазу обнаружили точку неизвестного происхождения. Самое интересное, что я её не чувствую. Удалить не получается. Что делать ? Начали вспоминать аналогичные случаи, давать советы. Анамнез, эпикриз. Да уж… Даже в животе плохо стало. Решили оставить на саморассасывание.
Начался плавный подъём. Лес редеет и мы в 17.00 останавливаемся на ночёвку на склоне Увана. Ура ! Я, наконец-то выяснил, что забыл - ремень для точки. Мелочь, а приятно. Даже на душе полегчало. Ну ещё не вечер, может ещё что - то дома осталось.
Моя конструкция подвески печки, которую я готовил в ночь перед походом, себя не оправдала. Юра поставил печку прямо на уголки, без всякого крепления. Ночью её чуть не снесли. Надо будет попробовать сделать кольца из проволоки и с помощью них прикрепить печку к уголкам - зря что ли я дырки в днище сверлил (электродрелью, глубокой ночью накануне перед выходом, да простят меня близкие и соседи).
Весь день было пасмурно и без осадков. И без ветра. Вечером температура -3°. В 22.00 отбой. Договорились дежурить у печки по 1.5 часа. Подъём группы по готовности завтрака. Эдвард выразил желание всегда дежурить последним, вставать первым и готовить завтрак. Это предложение бурно поддержали женщины и одобрительно-молча - мужчины. Какие люди в нашей группе …
Во время дежурства при свете свечки записываю в блокнот самое интересное из случившегося за день (в дополнении к тем записям, которые успел сделать днём на привалах). Между записями сушу у печки некоторые части своего гардероба и пытюсь недопустить перехода их из сырого состояния в газообразное. Очередной раз опровергать утверждение "сырое не горит" не хочется. Горит, и ещё как. Проверено на себе.

25 февраля. День 2-ой

Сухари и печенье без ограниченья.
Завхоз

Как всегда, в первую ночь мне плохо спалось. Но всё-таки спалось. Похоже, у всех было нечто подобное. Как только в 7.30 Эдвард объявил о готовности завтрака, все дружно и быстро начали собираться мешая друг другу.
Первый сюрприз - под спальниками сыро:). Причём под всеми. Ну и надышали … Похоже, конденсат пошёл вниз, а не вверх. Странное явление, первый раз с подобным сталкиваемся. Пришлось подбрасывать в печку дрова и сушить спальники. Это повторялось все последующие дни похода. Природу этого феномена так и не удалось выяснить. Возможно, это оъясняется особенностями печки и палатки. В общем, аномальное явление локального характера. Пытались подкладывать на ночь одежду под спальники. Тогда её приходилось сушить.
Когда одевался, обнаружил, что бахила, распоротая накануне, оказалась чудесным образом зашита. Какая-то добрая душа вспомнила про меня во время ночного дежурства, нашла в темноте порванную бахилу и зашила. Расследование установило, что "доброй душой" оказалась Лена.
Погода пока климатит. Температура -7°, ветра нет, осадков тоже, солнце пытается выглянуть из-за туч.
Наружное наблюдение в лице Тани установило, что точка в моём глазу рассосалась. Иногда важно ничего не предпринимать и всё образуется само собой.
Рюкзак подозрительно пустой (но отнюдь не лёгкий). Первый раз в большом походе я ощущаю пустоту в рюкзаке. А всё потому, что нет ни пены, ни спальника. Зато есть печка.
Всё-таки хорошо ходить в зимние походы с печкой. Достоинств гораздо больше, чем недостатков. Чем меньше на себе одежды во время сна, тем эффективнее отдых. Почти всё, что было вечером сырое, к утру успевает высохнуть. Да и одеваться в тепле приятно. К недостаткам можно отнести необходимость заготовки дров специально для печки и обязательные ночные дежурства, отнимающие время у сна.
В 8.50 вышли в путь. Поднимаемся серпантином на Уван, закрытый тучей. Двигаясь ниже границы леса, обогнули гору справа. Через две ходки, в 10.55, подойдя к подножию вершины, бросили рюкзаки и начали подъём на первую в этом походе вершину. С собой взяли фотоаппараты, шоколадку и лыжные палки. В 11.20 забрались в тучу и на вершину (1222 м). Сняли записку группы из г. Снежинска (клуб "Вершина"). Оставили свою. Съели шоколадку, сфотографировались в разных позах. Окрестности не просматриваются - видимость как в туче.
Какая солидная записка у туристов из клуба "Вершина" ! В типографии отпечатана. Нам тоже надо что-то подобное сделать. Хотя бы на принтере напечатать. Каждый год ходим и до сих пор все записки писали от руки прямо на месте. Надо будет этим заняться.
При спуске с вершины передо мной выскочила ёлка. Пошёл на таран. Лыжи пожалел, пришлось применить голову. Устояла, только снег осыпался. Ничего страшного - за шиворотом тепло, снег растаял быстро.
Эдвард даёт уроки разворота на 180° на склоне. Посмотрел, попробовал. Чего-то у меня ноги так круто не загибаются. Можно и по простому, без всякой техники разворачиваться. Я тогда ещё, конечно, не догадывался, что через три дня попаду в такую ситуацию, что ноги сами вспомнят, как надо разворачиваться.
Перед подъёмом на Уван произошла авария №2 - у Тани сломалось крепление. После возвращения с вершины Сергей остался ремонтировать, остальные начали спуск серпантином. Как Юра и предполагал, у каждого был свой серпантин. Плавный спуск по полянам. Кто умеет кататься, тому понравилось. Я упал раз 20 (двадцать раз). Когда приплёлся на обед, вода в котлах уже начинала закипать.
В обед нашу стоянку впервые осветило солнце. Приятное зрелище. Таня решила запечатлеть это явление, но пока доставала фотоаппарат, солнце скрылось за тучами.
С ужасом обнаружил на поленьях огромные красные пятна. И на руках тоже. Лихорадочно вспоминаю, что делал топором … Когда успел … И главное кого ? Сам то вроде цел. Шутка. Просто Эдвард перед походом выкрасил весь свой топор в красный цвет. Вот он и пугал нас, пока краска не слезла. Даже зная, что это краска, всё равно вздрагивал при виде красных пятен на поленьях.
Пересекли речку. Долго спорили, какая это речка. Решили, что Большая Калагаза. Всё равно других речек на карте поблизости нет :-). Движемся почти на юг. Слабый подъём по лесу. Чем выше, тем сильнее бурелом. Приходится по очереди тропить.
Какие у нас замечательные женщины ! И яму под костёр роют, и дрова пилят под руководством Эдварда, и место под палатку утаптывают. И ещё успевают всем одежду и снаряжение ремонтировать.
Завхоз в лице Сергея удивляется количеству неучтёнки в группе. Кончилось тем, что сделал объявление - поскольку у всех по килограмму неучтёнки, то сухари и печенье можете брать без ограниченья. Хороший завхоз … Так мы и делали. И что самое удивительное - весь поход всем всего хватало. Если бы кто рассказал, я бы не поверил … От каждого по способностям - каждому по потребностям. Коммунизм !

26 февраля. День 3-ий

В России две беды - дураки и дороги. При их объединении получаются туристы.
Интернет

Соблюдаем режим дня: подъём в 7.20, выход в 8.50. Как обычно, нет ветра и нет солнца, температура -9°. Над нами небо закрыто лёгкими облаками, а на хребте туча. Поднимаемся на хр. Нургуш в направлении на юг. Идём, как правило, без дорог, по целине. Чем выше поднимаемся, тем красивее вид назад - на г. Уван, хребет Большая Сука. Вышло солнце, задняя видимость вообще исключительная. Была. Пока не залезли в тучу. Всё померкло. И впереди, и сзади. Вообще, такая ситуация (хребты в тучах, долины под солнцем) была характерна практически все дни для всех участков маршрута.
На одном из привалов Сергей решил покататься на лыжах. Эффектно взлетел на трамплине и так же эффектно зарылся носом в снег. Жаль, фотоаппарата под рукой не оказалось. Попросили задержаться в этой позе, чтобы увековечить это событие на плёнке, но он не согласился. А жаль, чтобы Сергей катался на лыжах и упал - такое редкое явление случалось далеко не каждый день.
На третьей ходке в 11.30 встали на привал. Видимость как в … тумане. Как потом выяснилось, до перевала оставалось совсем чуть-чуть. Склон хребта покрыт лесом, а перевал ниже границы леса (высота ~ 1080 м.).
На привалах поглощаем курагу, изюм, арахис в шоколаде. Запиваем чаем из термоса (Таня радуется). Вкуснотища. И это тоже было характерно для всех дней и всех участков маршрута.
Полюбовались на ели, облепленные снегом. Да, была погода ... Не повезёт, если в такую погоду в горах окажешься. Таким же, как эти деревья станешь.
После привала ещё немного поднялись и начали спускаться на юг. Склон покрыт редкими деревьями в основном лиственных пород. Нашли приличную ель (в смысле, не голую, а с хорошими сучками в пределах досягаемости наших конечностей) и в 13.00 встали на обед. Пока готовился обед, Юра и я решили поиграть в следопытов - следов полно, книжка есть. Поиграли ... В общем, животных много и разных. Они передвигаются по снегу и оставляют следы :-). В основном это зайцы и белки. Птицы тоже есть. Но книжки по птичьим следам у нас нет. Так что по следам мы определили только одну курицу. Причём очень любит ходить пешком. Тоже, наверное, туризмом живёт.
Я, как обычно, обедал, не снимая лыж. Расслабился и начал спускаться по склону раньше времени. Да ещё и спиной вперёд. Хорошо, коряга помешала. А то бы уехал вниз по склону вместе с тарелкой супа.
А время спускаться дальше наступило в 14.40. Иногда попадались просеки, но в основном по лесу. В 16.00 по льду пересекли р. Березяк и начали плавно подниматься по обширным полянам на небольшой хребет без названия. Затем такой же плавный спуск по лиственному редколесью. Встали на ужин, когда дошли до густого смешанного леса и нашли хорошие хвойные сушины. С этой стороны хребта мы солнце не видели - сплошная облачность. Снега в лесу оказалось немного - яму под костёр выкопали быстро.
На ужин приготовили рога, и я достал специально приготовленную для этого случая неучтёнку - банку томатной пасты. Как есть рога без соуса, я не представлял, вот и пришлось взять хотя бы томатную пасту. Даже если бы она замёрзла, металлическую банку можно разогреть на костре. Был случай, когда пытались разогреть соус в пластмассовой бутылке. Это было интересно. Пластмасса расплавилась, образовалась дырка в бутылке. А соус как был твёрдым, так им и остался. Ну а в этот раз кто-то ел рожки с пастой, а любители томатного сока использовали пасту по-своему усмотрению.
Наконец-то доели последние кусочки колбасного сыра. Хорошую раскладку Таня и Лена собрали нам в дорогу.
Юра предлагает устроить полуднёвку, но никто это предложение не поддержал. Купаться негде, загорать - солнца нет. Ягод и то не видно. Не сезон, наверное.
Каждый день кто-нибудь что-нибудь ремонтирует. На этот раз ремонтировали ремень на креплении лыжи у Юры и пряжку на поясе рюкзака у Эдварда.

27 февраля. День 4-ый

Право первой ночи на банку из под сгущёнки принадлежит дежурному.
Эдвард

Начали снится сны. Это хорошо. Но Эдвард не даёт их досмотреть. Это хуже. Пальцы теряют чувствительность - утром с трудом расстегнул молнию на спальнике.
Погода такая же, как и вчера, только немного похолоднее -12°. Всё равно не чувствуется.
Специалисты (точнее, специалистки) отремонтировали спину Эдварду, остальные немного разгрузили Юру и в 9.02 двинулись на юг. Сразу начался плавный подъём. На первой ходке, пересекая дорогу на Тюлюк, встретили что-то типа егеря. Точнее, он нас встретил. То ли он услышал наши голоса и устроил засаду, то ли ещё по какой причине остановился. В одной руке корочки, в другой - топор. Сказал, что нам надо купить билеты, но у него нет их с собой. Попрощались и пошли дальше. Больше мы людей на маршруте не видели.
На второй ходке в глухом лесу упёрлись в скальник, обошли его справа, предварительно запечатлев на плёнке. Потом вылезли на обрыв, с которого видно подножье Иремеля, закрытого тучами ниже границы леса. Опять сфотографировались. Дальше начался спуск к р. Тюлюк. Пока проблем с переправами не было - все реки полностью закрыты крепким льдом.
Далее опять начался слабый подъём. Шли по лесовозным дорогам и по вырубкам. Началась ощутимая тропёжка. Когда шёл первым, единственный раз, да и то боковым зрением, увидел что-то движущееся, продолговато - тёмное. Скорее всего, это был заяц.
До обеда сделали 4 ходки. Наконец-то распогодилось - температура -2°, голубое небо и лёгкие белые облака. В 14.15 продолжили подъём на плато между Большим и Малым Иремелем. Горные пики (слева и справа) выглядят впечатляюще, особенно на фоне голубого неба. Но, скорее всего это не сами вершины, а так, сопутствующие. Несколько раз с той стороны ветер приносит тучи и небо закрывается. Потом снова очищается. Видно хр. Нургуш и перевал, через который мы вчера прошли. В долине между хребтами солнце, а Нургуш закрыт тучей.
В 16.00 поднялись на перевал, и, естественно, перекусили. Тучи окончательно закрыли небо. Обогнули справа скальник и увидели основание Большого Иремеля. Выглядит очень внушительно, несмотря на то, что вершина закрыта тучей. Сфотографировал. Спускаемся вниз на плато до леса. В 17.30 останавливаемся на ужин в шикарном лесу. Просторно. И все деревья в снегу. Измерили глубину снега лыжной палкой - ушла по кольцо в снег, но до земли не достала. Столько женщинам не выкопать. Придётся ужин и завтрак готовить на сетке. Забегая вперёд, скажу, что это была максимальная глубина снега, зафиксированная нами в походе.
Когда скатывались с перевала в лес проехали через небольшое облачко. Сначала заметил впереди уплотнение воздуха, затем почувствовал это лицом. Интересно!
Попытался обтрясти ели вокруг лагеря - вдруг ночью поднимется сильный ветер и снег повалится на нас. Это оказалось не так просто - снег смёрзся и отваливаться совершенно не хотел. Но я старался и к ужину почистил все ёлки в округе (в пределах досягаемости лыжной палки). В общем-то, зря. Ветер не поднялся. Да если бы и поднялся, нас бы скорее сдуло, чем этот снег с елей.
Ужинать закончили в девятом часу. Небо ясное, прямо над костром на боку висит Кассиопея. Решили посмотреть на звёзды поближе. Обстоятельства к этому располагают - небо ясное, луна почти полная и довольно высоко, полный штиль, температура -9°. На вечерний моцион отправились трое - Сергей, Юра и я. На лыжах поднялись выше границы леса, на небольшой холмик. Освещение необычное, но достаточно светло. Зрелище сказочное. Показалось мало, сняли лыжи и поднялись ещё немного. Выше только ОН - Большой Иремель. В соседних долинах, намного ниже нас, лежит туман. Как вата. Или как море. Из этого моря торчат острова - вершины гор. А в нашей долине тумана нет - вся чёрная от леса, только в некоторых местах просвечивают поляны. Жаль, наш костёр не виден, его закрывает склон. Над всем этим великолепием возвышается купол Большого Иремеля. По местным масштабам - просто гигант. Немного напоминает пирамиду. А может это и есть пирамида, только сильно разрушенная ?
А звёзд для такой высоты почему-то немного. И некрупные. Но всё равно красиво.
Всё это только слова. Они не передают тех ощущений, которые мы испытали. Это надо видеть !
Вообще-то мы могли бы и восхождение сделать. Луна обеспечивала отличную видимость и заходить пока не собиралась.
Вся прогулка заняла меньше часа. Завтра у нас восхождение и Юра предложил спать на один час больше. Все, конечно, согласились. Время каждого дежурства увеличили на 10 минут. Отбой по расписанию, в 22.00.

28 февраля. День 5-ый

Может "Бакты" - это ругательство?
Юра

Подъём в 8.00. Последний день зимы. Видимо, в честь этого установилась замечательная погода - голубое небо, яркое солнце, полный штиль, температура -9°. Больше всего нас радует отсутствие облачности - будет прекрасный вид с вершины.
Очередное чп - у Сергея развалился первый ботинок. Хозяину пришлось взяться за иголку с ниткой. Дальше началось ещё интереснее. Я не могу надеть бахилу - не налазит. Вроде всё сухое - и ботинок, и бахила. И ничего не мешает. А всё равно не налазит. Точнее надевается, но с очень большими усилиями. До сих пор нормально одевалась. Но выбора нет, пришлось попыхтеть. Все уже из палатки вылезли (кроме Сергея), завтракают, а я всё ещё мучаюсь. Когда осталась пара миллиметров, решил, что дальше сама дойдет при движении. Начал завязывать и тут обнаруживаю, что я эту бахилу надел не на ботинок, а на первую бахилу. И ведь почти надел. Что можно сказать … маразм крепчал.
В связи с вышеизложенным собирались не полтора часа, как обычно, а немного дольше и вышли в 10.10. Выбираемся из леса на открытое пространство. Красота. Эдвард фотографируется на фоне дракона, получившегося из заснеженной ёлки. Очень похоже. Снег твёрдый, практически не проваливаемся. Он имеет удивительную структуру - чешуйки довольно большого размера, похожие на рыбью чешую. Таня фотографирует нас на фоне купола. Хорошо получилось, пейзаж напоминает антарктический - только оттенки белого. Теперь эта фотография стоит на моём рабочем столе.
На лыжах обходим справа Большой Иремель. Пересекаем цепочку волчьих следов. Два следа, один немного побольше. Идут вверх, подсекая склон. Что им здесь надо, выше границы леса, в снежной пустыне?
У подножья северо-западного склона оставляем рюкзаки и лыжи и начинаем восхождение. Похоже, незадолго до нас кто-то поднимался на вершину на лыжах. В 12.05 добрались до палочки с тряпочками. Если это тур, то значит мы на вершине. Ясная солнечная погода, сильный ветер. Видно хребты Нургуш, Зигальга. В долинах между хребтами лежат облака. Записки не было - баночка из-под витаминов пустая. Написали и оставили свою. 16 марта её сняла группа из Миасса. Нечасто здесь зимой ходят. Электронная почта - это замечательно!
Всё бы хорошо, но случилось страшное - забыли взять на вершину шоколадку. Трагедия.
Фотографируем во все стороны - откуда пришли, куда пойдем. Ну и про себя не забываем.
Спускаемся до рюкзаков. Наверняка чего-нибудь съели, но уже не помню. Надеваем лыжи и катимся в западном направлении в сторону хребта Бакты. Именно катимся, а не идём, потому что в этом направлении продолжительный и относительно ровный спуск Замечательно. Ветер свистит, снег искрится, кровь играет. Жизнь прекрасна. Была. Пока не наехал на камень. Взлетел как орёл и упал как мешок.
Сначала спускались по лыжне, затем подсекая заросший лесом склон, по целине. Склон достаточно крутой, да ещё деревья растут, особенно не разгонишься. Чем ниже спускаемся, тем теплее становится. Начался подлип и в 13.20 на склоне, ниже границы леса, останавливаемся на обед. Народ очищает лыжи от снега, затем сушит над костром, потом мажет. Я ограничился тем, что почистил от снега и поставил на солнышко сушиться. Оно даже греет. Мы ещё не знали, что больше солнца не увидим :(.
В 15.10 продолжаем спуск. Справа остаётся скальник. Появляются обширные поляны, в которые даже я вписываюсь не останавливаясь. Приятно катиться с ветерком и не холодеть от ужаса при мысли о повороте в густом лесу. После плавного спуска почти сразу начинается плавный подъём на хр. Бакты. Такой милый уютный хребет, покрытый редким лесом. Довольно быстро переваливаем и начинаем спускаться. Настроение радужное, погода солнечная. Впереди возникает скальник, огибаем его слева и в 16.55 (как сейчас помню) выходим на северо-западный склон хребта Бакты. Немая сцена. Вот, оказывается, что называется скальным гребнем по терминологии географов.
Северо-западный склон хребта Бакты представляет собой крутейший обрыв. Даже очень крутейший. Мы же не альпинисты. И даже не горники. Мы в лыжную единичку пошли.
Нам открылся прекрасный вид на хребет Зигальга и долину реки Юрюзань. Но путь к ним … Слева скала, справа скала. А между ними - курумник, покрытый снегом. А что творится ниже, просто не видно - не позволяет склон. Виднеются верхушки елей, это вселяет надежду. Скоро начнёт темнеть. Юра возвращается из короткой разведки - решение принято. И в 17.05 начинаем спуск. Перед началом движения первый (и последний) раз за поход я убрал фотоаппарат в рюкзак.
… спускаюсь боком ступеньками со смещением назад, затем со смещением вперёд. Теперь можно проехать метров пять поперёк склона, не забывая к нему прижиматься и сохраняя равновесие с помощью сложенных вместе лыжных палок. В памяти всплыло иностранное слово "альпеншток". 1990 год, Западная Туркмения. В качестве альпенштоков мы взяли с собой из дома черенки от лопат. Пытаясь просверлить отверстие для темляка, я сломал штопор на перочинном ноже. Так до сих пор и мучаюсь, без штопора :-). И сейчас этот нож с собой.
Вернёмся к нашим … туристам. Опять спускаюсь ступеньками. Разворачиваться то на склоне я не умею ... Ещё метра три прокатиться ... Всё, приехал. С одной стороны камни, с другой стороны лес и камни. Приспичило, надо разворачиваться. Вспоминаю уроки Эдварда. Слегка наклоняюсь к склону, переношу центр тяжести на правую ногу. Поднимаю левую ногу и разворачиваю её вместе с лыжей на 180°. Переставляю палки, переношу центр тяжести на левую ногу. Поднимаю правую и разворачиваю её на 180°. Уф … Получилось. Как это оказывается просто. Теперь можно проехать метров пять с палками наперевес. Опять надо разворачиваться. Уже быстрее получается. Даже понравилось. Дальше боком ступеньками. Медленно, зато безопасно. Лучше я спущусь позже, но целым, а не в виде конструктора "Сделай, как было". Лыжи скребут по камням, палки то упираются в камни, то предательски проваливаются полностью в снег. Ещё один разворот, ещё немного прокатиться … Интересно, как Бакты на русский язык переводится ? Или это не переводимо ? Опять разворот, ступеньками … Если я всё-таки спущусь, если я буду в состоянии, если к тому моменту будет чем фотографировать, то я обязательно запечатлею этот … участок хребта. Ещё немного прокатиться, затем развернуться, … И так далее и тому подобное в течение полутора часов.
Открытый участок закончился, начался лес. Впрочем, склон почти такой же крутой. Привал. Я скинул рюкзак и, впервые (!), навалился на него. До сих пор остерегался это делать - жалко печку. На привале Сергей накормил всех арахисом в шоколаде. Хорошо то как …
Склон становится всё положе, деревья всё лиственней и всё реже. И вот уже можно просто катиться и получать удовольствие. На очередной поляне оглядываюсь назад и вижу "то самое место". Раз обещал, надо выполнять. Освещение ещё позволяет, а что будет завтра, никто не знает. Останавливаюсь, достаю из рюкзака фотоаппарат и снимаю.
Темнеет. В 19.55 вышли к р. Юрюзань и встали на ужин на правом берегу. Снега здесь немного. В этом месте река почти полностью свободна ото льда. Берег пологий, можно легко подойти к воде. Что мы и сделали. Первый раз за поход для приготовления пищи использовали не талый снег, а нормальную речную воду. Левый берег намного круче.
Позарились на ближайшую хвойную сушину и быстро завалили её. Оказалось, живая сосна. Жаль дерево. Давно так не ошибались. Эмоции, вызванные спуском с Бакты, ещё не улеглись, а усталость уже даёт о себе знать, вот и суетимся.
Температура -9°, небо чистое, видны звёзды, над костром опять висит Кассиопея. Высота над уровнем моря около 550 м. Слышно журчание реки. В 20.40 закончили ужинать. Вспоминаем Иремель, спуск с Бакты, обсуждаем планы на завтра. Пока поход идёт по плану. И дальше бы так.
Лена опять жалуется на жару в палатке. Всей группой думаем, чем ей можно помочь. Советуем ей спать у костра. Или, в крайнем случае, на дровах у выхода из палатки (заодно и дежурить за всех). Советы видимо помогли, потому что больше она этот вопрос не поднимала. Вот как важно вовремя получить хороший совет …
Пора спать, а не хочется. Ещё не отошло возбуждение, вызванное сегодняшними событиями. Этот день по количеству и силе впечатлений был самым насыщенным. Отбой на час позже, в 23.00.

1 марта. День 6-ой

Хорошо, когда в группе две швейные машинки.
Наблюдение

7.50 - подъём. Согласно записям этим утром был зафиксирован абсолютный минимум температуры -13°. Но в моей памяти это событие никак не отложилось. Видимо, температура комфортности была выше. Только помню, что была низкая облачность и полный штиль (как обычно).
Лёд на реке только по берегам. Лишь немного ниже стоянки река полностью перекрыта льдом. Чтобы подойти к хр. Зигальга нам необходимо переправиться на другой берег. Мы решаем идти вверх по течению, по правому берегу, так как это более совпадает с нашим общим направлением движения. Идём. 10 минут, 15 … Открытая вода. Льда становится всё меньше, а русло всё шире. Но мы знаем, что выше по течению больше шансов перейти речку по льду. Продолжаем идти. Через 20 минут после выхода из лагеря народ начал возмущаться и Юра повернул обратно. Неправильная какая - то речка.
До первого прочного льда (на взгляд с берега) дошли минут за 15. Быстро спустились и … начали медленно подниматься по наикрутттейшему склону на левый берег. Да, лёгких путей мы не ищем, это неспортивно.
Поднялись на ровное место и устроили привал. По времени - первая ходка, однако. А от места ночёвки, если по прямой, метров 100. Вокруг стоят замечательные сосны. И смола у них, наверное, замечательная. Если судить по количеству срезов коры.
Пересекаем дорогу, затем обширную поляну со стогами сена. Оборачиваюсь назад и очередной (уже третий) раз фотографирую место спуска с хр. Бакты. Мы тебя никогда не забудем…
Ориентирование затруднено из-за плохой видимости и невозможности определить, в каком месте мы вчера пересекли Бакты. Две ходки шли, подсекая хребёт с плавным набором высоты. Несколько раз пересекали небольшие ручьи. Набрали приличную высоту и третью ходку шли вдоль склона (А-270°) до обеда. В 13.30 в логу встали на обед. Лямки у моего рюкзака совсем испортились, рвутся по швам и выворачиваются наизнанку. Еле дотащился.
Солнце до обеда так и не появилось. Сплошная облачность и отсутствие ветра не оставляют надежды на ясную погоду.
На обеде решил прогуляться по предполагаемому направлению движения. Вышел на дорогу юг - север. Зимой она почти не используется. Прошёл метров 500 на север, дорога поднимается на хребет, почти не меняя направления. Жаль, что это направление не наше.
Навострились готовить обед и принимать пищу не снимая лыж. Удобно - снег глубокий, без лыж проваливаемся по колено и выше.
После обеда попытались договориться, где мы находимся. Юра утверждает, что он точно определился с местонахождением. Принимаем решение перевалить через хребет не у г. Большой Шелом (как планировали), а ближе - между высотами 1203 и 1293. Этот перевал попроще - даже ниже границы леса. Если испортится погода или не будем успевать, легче будет заканчивать маршрут. Можно и на Шелом не подниматься.
В 14.45 продолжили движение по склону. Пересекли дорогу, по которой я прогулялся, и углубились в лес. Вышли ещё на одну дорогу, на этот раз попутную, и продолжили подъём по ней. Много ответвлений в разные стороны, даже слишком много.
Справа наблюдаем две ярко выраженные и загадочные вершины на близком расстоянии друг от друга (левая немного выше правой, расстояние до вершин 1,5 - 3 км). Попытались "привязать" их к карте. Там, где есть подобные вершины, нас быть не должно. А где должны быть мы, нет вершин. Может быть, мы что-нибудь новое открыли ? :-) Спорим, что это за вершины, где мы находимся, куда мы шли весь день и куда теперь идти.
Дорога раздваивается. Оба направления нас не устраивают. Долго выясняем, чьё направление хуже. В итоге углубляемся в лес.
На третьей ходке добрались до тучи. Чем выше, тем хуже видимость. Ориентироваться можно на расстоянии до 100 м., ухудшение видимости начинается с 20 м. Ясно, что находимся в лесу, на склоне хребта Зигальга. Хребет, скорее всего, справа :-). Погода очень мрачная. Похоже, дух гор на нас обиделся. Наверное, за вчерашнюю сосенку. Впрочем, настроение группы от этого почти не зависит.
В 18.00 встаём на ужин. Глубина снега - лыжная палка до кольца. Придётся готовить на сетке. Пока было относительно светло, Лена ремонтирует мой несчастный рюкзак - зашивает лямки. Голыми руками, на снегу - смотреть холодно. И что бы я без неё делал ? Сам бы на такой подвиг не решился.
После ужина женщины ударились в пьянство и совратили Сергея. Остальные воздержались. Официальный повод - лечение горла у Татьяны. Выпили по кружке спирта на ложку чая. То есть наоборот - ложку спирта на кружку чая. :)) На следующий день воздержавшиеся бурно обсуждали случившееся … Татьяна утверждает, что помогло.
Температура -3°. Время отбоя неизвестно.

2 марта. День 7-ой

В самом начале похода группа туристов
потеряла канистру со спиртом. Целую
неделю им пришлось жить на еде и воде
Из фильма ужасов для туристов

Подъём в 7.20. Температура -2°, низкая облачность, без ветра. Ночью впервые выпали осадки - лёгкий снежок. Он шуршал по тенту и вызывал нехорошие ассоциации. Особенно этому способствовали воспоминания о мрачной вчерашней погоде.
Когда начали одеваться, Сергей обнаружил, что у него развалился второй ботинок. Опять зашивал. Кашу и чай ему подали прямо в палатку.
Продолжаем траверс левого склона без изменения высоты (направление - юго-запад). Снег довольно глубокий (утаптывается 20-25 см), приходиться по очереди тропить. Ищем перевал. Склон покрыт лесом. Видимости никакой. На второй ходке Юра вывел группу на перевал. Причём вывел с ювелирной точностью по высоте - я даже не сразу понял, что мы уже на перевале. Может, у него встроенный альтиметр есть?
Перевал залесённый, высота ~ 1200 м. Проходим его по диагонали и продолжаем движение по правому склону в том же направлении. Иногда ветер разносит тучи и тогда справа становится видно освещённую солнцем долину. А у нас начался снег. Мы начинаем медленно намокать (температура воздуха чуть ниже нуля).
Идём по правому склону, по лесу. Как обычно, без лыжни. Конечности работают сами по себе. Голова в движении не участвует и в ней крутятся разные мысли. Вспоминаю, что у меня осталось из раскладки. Прошибает холодный пот - крупы должно быть больше, чем я укладывал утром в печку. Лихорадочно пытаюсь свести дебет с кредитом - вспоминаю, какие продукты у меня должны быть и какие остались. От напряжения даже жарко стало. Но вспомнить не получается. Так до обеда и промучился.
У Тани ломается второе крепление и мы встаём на обед. Я первым делом проверяю свою раскладку. Волнения были напрасны - вся продукты на месте.
Обедаем (на сетке), сушимся по мере возможности. Эдвард и Сергей устраняют аварию крепления - пришлось даже сверлить.
После обеда продолжили движение по правому склону хребта с незначительной потерей высоты. Этот склон более крутой, но тоже покрыт лесом. Иногда встречаются довольно большие открытые участки. Снег на них твёрдый, практически не утаптывается, да ещё камни встречаются. Если до ближайшего леса внизу несколько десятков метров открытого пространства, то начинаешь задумываться о смысле жизни. Преодоление таких участков щекочет нервы.
Снег, к счастью, прекратился, но низкая облачность осталась.
Просматривая записную книжку, обратил внимание, что чем дальше, тем меньше записей. Наверное, усталость накапливалась и не хотелось писать. Большинство записей делалось ночью, во время дежурства. Вначале я по графику был третьим, то есть заступал на дежурство уже отдохнувшим. А потом поменялись и я стал первым. Если я дежурю первым, то у меня глаза слипаются, мысли разбегаются и делать совсем ничего не хочется. А начиная с середины похода пристрастился спать на дровах и, естественно, не писал.
После обеда сделали две ходки и вышли к подножию вершины. Как Юра определил, что именно здесь подножие вершины, для меня так и осталось загадкой. План на сегодняшний день мы выполнили, можно останавливаться на ночёвку. Долго выбирали место для стоянки - каждый предлагал своё. Времени ещё много, можно и покапризничать. В конце концов, выбрали место где-то посередине между всеми вариантами и начали готовить площадку для лагеря.
Мужчины решили сделать вылазку с целью разведать подходы к г. Бол. Шелом. В течение 35 минут поднимались в лоб на вершину на лыжах. Дошли до границы леса. Чем выше, тем хуже видимость и сильнее ветер. Даже лёгкий снежок одно время шёл. Убедились, что это действительно вершина.
Обратно спускались с ветерком. Минимальное время у Юры - 3.5 минуты. У меня - 7 минут. В ушах свистит, деревья мелькают, снег во все отверстия набивается, включая уши, нос и карманы. Здорово. Так увлёкся, что лагерь пролетел. Хорошо, народ за мной наблюдал, свистнули.
Пока мы развлекались, женщины копали яму под костёр. Потрудились на славу - танк войдётся. Вот только костёр там гореть не хотел - кислорода не хватало. Пришлось после ужина воздуховод рыть.
Что-то странное у нас с питанием происходит. Такое ощущение, что чем дальше, тем меньше едим. Всё чаще не можем доесть и приходится вываливать. Вот опять ужин не доели. Похоже, жор уже не начнётся. В связи с этим вспоминается пешая тройка по Восточному Саяну в 90 г. Я там непрерывно хотел есть. Вряд ли у нас в котлах тогда что-нибудь оставалось.
Когда стемнело, внизу, в долине увидели россыпь огней. Если мы у подножья г. Большой Шелом, то огни внизу - это посёлок Верхний Катав.
В течение дня несколько раз периодически вспоминали о вчерашнем воПИющем событии - распитии спиртных напитков некоторыми товарищами из нашего коллектива. "Некоторые товарищи" оправдываются, как могут. По-моему, они уже раскаялись в содеянном.
Когда начал готовиться ко сну, вспомнил, что у меня порвалась петля на одном креплении. Пришлось подбрасывать дрова и зашивать. Все уже легли спать, и я остался один у костра. Жутковатое, однако, ощущение. Такое чувство, что сзади всё время кто-то смотрит. Разворачиваюсь спиной в другую сторону и через некоторое время это чувство опять возникает. В общем, торопливо зашил и пошёл в палатку спать, точнее дежурить.

3 марта. День 8-ой

Подъём в 7.20. Температура -5°, облачность, без ветра. После завтрака, утеплившись, налегке, без рюкзаков начинаем подъём на вершину по северо-западному склону по вчерашней лыжне.
Дойдя до границы леса, Лена и Таня решили, что с них хватит. Перед расставаньем на всякий случай сфотографировались. Сергей - Таню и Лену, а Таня - меня. Как всегда, удачно. На себя не похож, выгляжу солидно (штормовка с капюшоном, 10-дневная щетина). Знакомые смотрят фото, не узнают, спрашивают - "это ваш проводник ?" :-)
Выше границы леса начинается наст, слегка прикрытый снегом. Снимаем лыжи и продолжаем движенье пешком. Чем выше поднимаемся, тем хуже видимость. Вершины не видно - закрыта тучей. Появляется встречный ветер. Чем выше, тем сильнее. Идём след в след с лыжными палками. Идущий первым рубит ступени. Если бы не слой свежевыпавшего снега, то ещё неизвестно, смогли бы мы подняться или нет.
Зашли в тучу. Сильный ветер. Если посмотреть вверх, то видно, как от тучи отрываются кусочки и быстро проносятся над нами в сторону долины. Иногда проглядывает ослепительно голубое небо.
Поднялись на почти ровное плато. Здесь туча ещё плотнее. Во все стороны примерно одинаковая картина - сплошная серая пелена. Даже границу между землёй и небом, точнее, между снегом и тучей, провести невозможно. Нет ни одного чёткого контура, все очертания размыты. Идём по компасу. Местность совершенно ровная. От Сергея, идущего сзади, поступает предложение - вернуться. И в этот момент впереди, прямо по курсу, непонятно на каком расстоянии, я вижу нечто, отличающееся по плотности от окружающей нас пелены. Изображение настолько размыто, что я некоторое время размышляю - кажется это мне или нет. Юра развеял мои сомнения - ему тоже "кажется". Сразу же появляется вдохновение, и мы ускоряем шаг. В 10.25 выходим к возвышению. Это оказалась скала высотой несколько метров, вся облепленная снегом. Далее начинается крутой спуск. Похоже, дошли. Гора Большой Шелом, 1427 м.
Залезли на скалу, обзор тот же - почти ничего не видно. Начали интенсивно фотографироваться. Это привело к тому, что у меня и у Сергея закончилась плёнка.
Никаких признаков тура обнаружить не удалось. Если он и был здесь, то занесён снегом.
Через 15 минут почувствовали, что замёрзли и решили возвращаться. Когда спускались по склону, долина освободилась от облаков. До границы леса съезжали на ботинках как на лыжах - под тонким слоем пушистого снега очень твёрдый наст. Тормозишь палками и едешь. Чем ниже спускаемся, тем лучше погода. Прямо впереди видно посёлок Верхний Катав и слева дорогу, ведущую к нему.
Так лихо выехать к лагерю уже не получилось - лыжня укатана, очень быстро набирается скорость и приходится тормозить всеми частями тела. Спускался минут 15.
После обеда, состоявшего из остатков завтрака, собрали лагерь и в 12.30 начали спускаться в сторону дороги (на северо-запад). Движемся серпантином сначала по лесу, затем по вырубкам. Погода солнечная, ясная, тихая. Хорошо видно Бол. Шелом. На второй ходке выходим на дорогу. Виден санный след и следы лыж. Стало очень тепло, начался подлип. Остановились, что бы намазать лыжи. Так старался, что появилась отдача. Как-то незаметно проскальзывание опять превратилось в подлип. Юра не выдержал первым - снял лыжи, сделал "жучку" и пошёл пешком. Я промучился до самого посёлка. На подходе к посёлку, в четвёртом часу, погода окончательно испортилась - появилась низкая облачность и повалил густой сырой снег.

3 - 4 марта. Путь домой

Окрестности п. Верхний Катав похожи на окрестности деревень в Удмуртии - развалины строений и брошенная техника. Что поделаешь, разруха … Но подъезды к посёлку хорошие - дороги вычищены.
Местные жители сказали, что вечером, в 19.30, будет автобус в Катав - Ивановск. Мы решили форсировать события и арендовали "Газель" (тент) до г. Усть - Катав. Там есть железка и можно добраться до Уфы на поезде.
Пока ждали водителя, совершили набег на местный магазин. Обычный ассортимент - памперсы, сникерсы, бананы, апельсины, сок, пиво. Хлеба нет. А так хочется. Водитель хотел заманить собаку во двор и показывал ей буханку хлеба. Собака не пошла. А мы бы пошли. Но нас никто не звал.
Эдварда, как самого разговорчивого, отправили за горячим чаем. Он вернулся с полным термосом и запахом (колбасы). Мы загрузились в кузов и поехали по берегу р. Катав. Машину занесло и нас спас только сугроб на обочине. Иначе бы искупались на прощанье вместе с машиной. Общими усилиями вытащили и двинулись дальше. Заехали в Катав - Ивановск и выгрузили ванну с грязным бельём, на которой я сидел. Далековато у них прачечная, однако. В 19.00 были в Усть-Катаве.
Первый раз вижу, чтобы часы в кассе и часы в зале на ж/д вокзале показывали разное время. Причём и те, и другие неправильно. Когда кассир давала билеты, она показала пальцем за спину и сказала "Время отправления по этим часам". Видимо, эти часы были менее неправильными, чем часы в зале.
Первую половину ночи проспали на вокзале, а вторую половину - в поезде. В Уфе утром сели на автобус и вечером были дома.
Времени в автобусе было навалом (время движения от Уфы до Ижевска около 11 часов). Успели и поспать, и кроссворды отгадать, и, конечно, поести несколько раз. Предчувствуя скорую разлуку, начали выяснять, у кого когда день рождения. И вот тут-то выяснилась поразительная вещь. Оказывается 5 (пять !) человек из 6 (шесть) родились в октябре - под знаком Весов. И только один человек родился в другом месяце - в июне (это я, знак - Близнецы). Вот уж, действительно, равноВЕСие так равноВЕСие.

Точка

Люблю повеселиться, особенно поесть!
Народная мудрость

Сначала я забыл принести свои фотографии. Пришлось возвращаться домой. Потом свои фотографии забыл принести Сергей. И оба мы очень удивлялись этому. Как это можно - на точку и без фотографий !
Эдварду, как самому непьющему, поручили купить спиртное. Вино было замечательное !
Подвели итоги похода. 8 дней, примерно 130 км, 3 восхождения. Получается полноценная лыжная единичка. Так и планировалось.
Удивительное единодушие в оценке похода. Решили на следующий год продолжить традицию. Под влияньем похвалы руководства и выпитого вина начали прикидывать, куда ещё можно сходить. Манарага, Народная, Сабля, Кодар. Лена показала слайды из лыжно-горно-водного похода по Кодару. Да уж … Мы, конечно, крутые, но столько нам не выпить. Да и далеко это всё. Пожалуй, туда мы не пойдём. Таня показала слайды с лыжного похода по Кузнецкому Алатау. Кадр с лыжником, проваливающимся (на широких лыжах !) в снег выше колена окончательно вернул нас в реальность. Ну, ничего, Южный Урал ещё не весь исходили. Ещё остался сладкий запретный плод - закрытая военными г. Ямантау (самая высокая точка Южного Урала). Говорят, что с ними можно договориться …

Выводы

Замечательно !!! Надо повторить.
Можно, конечно, придраться к тому, что было мало солнца, было слишком тепло, ночевали на вокзале и т.д. Но это уже будет Абсолютно идеально. А если всё происходит абсолютно идеально, то в лучшем случае это сон …
Демократия (в некоторых рамках) в походе возможна. Причём, без отрицательных последствий для группы. Для меня это оказалось большой неожиданностью. Но с фактами не поспоришь - что было, то было. Вот только не для каждой группы и не с каждым руководителем. Да и границы у демократии всё равно должны быть.

* * *
Если кому - нибудь покажется, что я излишне драматизировал некоторые ситуации, то я надеюсь, что меня простят.