LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



портрет лыж
Автор: Вячеслав Завьялов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

р.Вахерйоки - р.Саркайоки


Автор - Максим Сысоев (Санкт-Петербург)

Первопроход в наше время - штука редкая. В основном термин этот относится к отдельным участкам уже пройденных рек, или к прохождению известных рек на новых типах судов или… Последнее "или", как раз, и досталось нам в этом году. Собственно, нехоженая речка оказалась у нас под носом, в излазанном северном Приладожье, между двумя весьма посещаемыми водными объектами - озером Янисъярви и рекой Ууксунъйоки. Я подозреваю, что нетронутость и отсутствие народа на речке Вахерйоки сродни Неуловимому Джо из анекдота. При взгляде на карту речка сия взгляд особо не притягивает. Из известных мне водников подобными речками интересовались только Костя Бекетов да Слава Завьялов, да и то - в паводок.
Итак, нитка маршрута: Санкт-Петербург - Питкяранта - оз. Сариярви - оз. Латваярви - р. Вахерйоки - оз. Саркаярви - р. Саркайоки - оз. Суйстамонъярви - Питкяранта - Лодейное Поле - Санкт-Петербург. По моим прикидкам, весь маршрут имеет протяженность порядка 40 км.
Маршрутец сей был намечен на "большие" июньские выходные чуть ли не с зимы. Правда, состав планировался другой, но молодежи необходим адреналин, коего здесь не предвиделось, посему они рванули на… Впрочем, не важно.
На маршрут мы планировали идти на Ватерфлаях, возможно - на полиэтиленовых каяках. Неожиданно к нам присоединились Аня с Сашей на "Таймешке". Были у меня большие сомнения по поводу проходимости этого судна, но опыт лишний раз показал, что главное - КТО держит весла! Забегая вперед, скажу, что "ремонтный" счет 1:2 в пользу "Тайменя". Ребята ремонтировались 1 раз, я - дважды…
Заброска прошла без проблем, благодаря нашему бессменному "извозчику", водителю, который меня еще не разу не подводил, Николаю из Питкяранты. Вот и теперь нас встретили на вокзале, провезли по продуктовым магазинам и довезли до места. Намеченную точку старта мы успешно проскочили, не найдя отмеченного на карте ручейка. Хотя с заднего сидения и раздавался робкий голос, предположивший: "Может быть - этот поворот?". Но он, как всегда, не был услышан…
Впрочем, уехали мы недалеко, заметив заболоченное озерко. Оно явно не "тянуло" на озеро Сариярви, но я решил его исследовать. В результате, в 100 метрах от дороги был обнаружен залив вышеупомянутого озера, а чуть сзади (помните робкий голос?) - еще один залив с удобным местом для сборки судов. После недолгой дискуссии мы разгрузились именно там.
Сборка и обед прошли в приличном темпе (газовая горелка, быстросупчики, каша "Моменталь" с мясом, чай в пакетиках). И вот - все на воде. Я, как всегда, последний. Впереди - неизведанная водная гладь!
Надо сказать, что хотя на берегу и наблюдались следы присутствия двуногих прямоходящих, в дальнейшем мы не встретили ни одного местного рыбака вплоть до поселка Леппясюрья. Абсолютное безлюдье. Спустя некоторое время форсируем бобровую плотину, еще сотня метров - и первый волок, через "железку". Все бы волоки были такими... Метров 15 через полотно железной дороги (той самой, на Костомукшу) - и мы снова лопатим. Судя по карте, нам предстоит пройти еще одну протоку. При ближайшем рассмотрении протока оказывается заболоченной. "Тайменю" - волок, а я, подпихиваемый сзади и работая веслами, прохожу не вылезая из лодки. Правда, весь в тине и водорослях…
Сюрприз! Еще один волок, не обозначенный на карте. Правда, он еще проще, чем предыдущий. Путь преграждает земляная насыпь шириной метров 10, похожая на дамбу. Быстренько перебрасываемся, мелководная протока, поворот на 90 градусов, и вот, впереди - начало реки Вахер. Сразу же, метров через 20, мелкий перекат. Сколько их еще впереди…
Надо сказать, что с водой нам в этом году повезло. Еще в поезде я кусал локти, что не выезжал сюда в предыдущие выходные. Если бы не это удачное стечение обстоятельств - идти бы нам по руслу пешком. Особенно ребятам на "Таймене". Помимо мелких перекатов, на Вахерйоки попадаются бобровые плотины высотой до одного метра и "новобобровые" хатки высотой метра под два. Ну и завалы… Правда, большую их часть Ватерфлаи брали "с разбегу", но иногда приходилось покидать судно. "Таймень", в основном, перетаскивали вручную. Но речка течет везде, за исключением подпоров бобровых плотин.
Около шести вечера Саша абсолютно спокойным голосом сообщил нам, что они продрались и "идут ко дну", как это не забавно звучало в речке глубиной по колено.
Встали на ремонт. Часа полтора, пока Саша ремонтировал лодку, Аня отгоняла от него комаров, а МариБори давала ценные советы, я болтался на воде, траверсируя от берега к берегу в тщетных попытках спастись от кровососов. При этом мы вели ленивые беседы о преимуществах поддувных байдарок перед каркасными, о необходимости новой "шкуры" из ПВХ и о многом другом. Наконец ремонт закончен. Однако, времени уже - половина восьмого! Пора бы вставать на ночлег. Как бы не так! Со стояночками здесь все не тривиально. Нет, они, безусловно, есть. На правом берегу, в густом ельнике. Но уж очень хочется прихватить последнее вечернее солнышко. Река подошла вплотную к железной дороге. Попробовали найти стоянку "за", но уклон слишком велик…
В конце концов, слева, на изгибе реки, увидели относительно высокую и ровную полянку, не очень большую, но нам, собственно, две палатки поставить… Решающим фактором для остановки стал виднеющийся впереди завал, явно требовавший обноса. Вытаскиваем лодки на берег. Урча от удовольствия и рыча от укусов оголодавших комаров, стаскиваю с себя гидру и, найдя в реке местечко, где можно лечь, плюхаюсь в воду. Лепота!!!
Надо сказать, что комары в тех местах - дикие. Они голодные, но боятся дыма и разных "антикомаринов". Правда, дыма - больше. Поэтому, разведя костерчик из дымящей сыроватой березы, последующие часы мы не чувствовали особого дискомфорта. А может в этом повинна "Петровская" водочка и "Карельский бальзам"?
Правда, выскочив утром "дезабилье", я убедился, что комары никуда не пропали!
Завтрак прошел в теплой, дружественной обстановке. Собираться было, как всегда, "влом". К полудню отчалили. Сразу - взятие барьера… В полном соответствии с законом Мэрфи, хорошая стоянка оказалась ровно в 20 минутах гребли. Но это никого не расстроило. Погода была прекрасная, комаров не очень много. Обнаглев вконец, я стал проходить бобровые плотины "тюленингом", не утруждая себя вылезанием из лодки. В соответствии с картой, где-то поблизости должна была находиться станция Леппясюрья. Отзнаменовалось приближение цивилизации тремя жерлицами и припрятанным в траве деревянным плотиком. Еще около часа гребли, несколько перекатов, пара завалов, низкий деревянный мостик, который пришлось обнести - и мы выходим в озеро Саркаярви. Слева видны дома поселка Леппясюрья, впереди - еще один мост, вполне цивильный. Выезжает из кустов, и, переехав мост, останавливается "Волга" с питерскими номерами. Оттуда выходят несколько мужиков, неся в руках явно выпивку и закуску. Здороваемся. "Кончайте ерундой заниматься, давайте к нам!" - радостно восклицают "суровые карельские мужики". Благодарим, но у нас - свои планы. Надо вставать на обед. После недолгих поисков слева, в сосняке, обнаруживается симпатичное местечко. Обеденные стоянки есть и по правому берегу, но чем-то они Ане с Сашей не приглянулись. Убеждаюсь в правильности описания в монографии Рыжкова - на глубине более 1 метра в озере толстый слой ила. Ноги уходят по колено.
После озера речка меняет название. Теперь она называется Саркайоки. Неожиданно для меня, она опять, довольно резво, течет. Характер ее не изменился, только воды стало поболе.
Дорогу преграждает упавшая, а, скорее, уроненная, сосна. Нижние ветви, как грабли, перекрыли проход, собрав на себя кучу мелких веток, бревен и бревнышек. Найдя проход, Маришка аккуратно пропихивает Ватерфлай, сама перелезает поверху. Пока она производит эти сложные манипуляции, мы с Сашей растаскиваем некоторую часть завала, освобождая проход, куда я, хотя и с трудом, пропихиваюсь, рискуя ободрать физиономию.
Снова мелкие перекаты, шиверы, сливчики. Очень напоминает шиверу на Волчьей, перед плотиной. И плотина, таки, нашлась. Абсолютно отсутствующая на карте. Впереди показались остатки бетонных стен, шум воды явно свидетельствовал о наличии слива. Зачалились, пошли смотреть. Слив с отрывом струи, метра полтора высотой, разрушенный лоток. Ниже слива - небольшой котел с отбоем от правой стенки. Далее вода устремляется по желобу длиной около 20 метров и сливается с бетонной плиты. Над плитой перекинуто бревно, под ним вполне можно пройти, слегка пригнувшись.
Естественно, у меня появилась мысль прыгнуть плотину. Осмотрев ее со всех сторон, я не нашел ничего особо криминального. Немного смущал котел, поскольку непонятно было, что в нем скрывается. Ниже, слева, просматривалась неприятная ржавая железка. "Надо бы ее вытащить…" - подумал умный я, и… не вытащил. Как выяснилось - зря! Ватерфлай - не игровой полиэтилен, тем паче - двушка. Буффом прыгнуть не удалось. Я "клюнул" носом, нос отбоем увело влево, и я, аккуратно, "лагом", наехал на эту железку! Последствия не заставили себя ждать - дно резко ушло вниз. Дырка!
Оказалось, не одна, а целых три! Хорошо - погода была солнечная. Но полтора часа - как корова языком слизнула…
На всякий случай, ребята меня разгрузили и следующий участок пути я наслаждался необыкновенной легкостью хода.
Наконец, впереди показался бетонный мост. Теченье ускорилось, перед мостом прослеживалась ступенька, ниже которой, уже в пролете моста, что-то бурлило. Маришка умудрилась сесть на камень, я же, незагруженный, проскочил и решил засуводиться перед сливчиком. И вот, разворачиваюсь я вокруг весла, глядя, как МариБори волокёт за собой лодку, и чувствую, как дно опять уходит вниз! Первая мысль - заплатку сорвало! Вылезаю, переворачиваю лодку - ничего подобного, дырка в другом месте! Похоже - "словил" арматурину…
Злобно матерясь (мало того, что лишили развлекухи, так еще и ремонт в девять вечера), вытаскиваю лодку на берег. Диспозиция не радует! Перекресток трех грунтовок, встать негде. Пока ребята с кайфом проходят сливчик, ношусь по окрестным холмам в поисках стоянки. Все не то! Переваливаю через холм, спускаюсь к воде. Есть стоянка! Хорошая, открытая, с ровными террасами для палаток. Надо только сплавиться чуть ниже…
Ну, для ребят это не проблема, а для меня? Тащить лодку опять через верх? Оч-чень не хочется! Возвращаюсь, даю команду сплавляться до стоянки, беру лодку и иду на другой берег. Тут не надо лезть через гору, надо просто спуститься вниз. Переворачиваю лодку кверху днищем, чтобы вода не попала внутрь, ложусь на этот импровизированный надувной матрац… Несколько гребков - и я на другом берегу.
Под скалой глубоко, есть, где поплавать. Быстро сдираю с себя гидру и, с наслаждением, падаю в воду. Кайф! А теперь можно и поужинать…
Поздний ужин плавно перетек в посиделки (у нас с собой было!), затянувшиеся до четырех часов утра. Я даже успел поставить заплатку, прежде, чем отправился спать.
Проснулся я с предчувствием… Предчувствия меня не обманули! Небо было затянуто тучами, собирался дождичек. Разбудив Маришку, я позволил себе предположить, что неплохо бы собраться до дождя. И, надо сказать, МариБори с этим согласилась. Ну, достало уже сушить шмотки в нашей малогабаритной квартире! Не успели! Едва я вылез из палатки - полил дождь. Правда, он быстро перестал. И даже палатка успела просохнуть. Без дождя удалось также позавтракать и, что самое удивительное, собраться. А впереди было около километра пути по реке и четыре - по озеру Суйстамо.
Озеро встретило нас довольно жестким мордотыком и приличной волной. Полюбоваться красотами удалось только, прячась в тростнике перед решающим броском. Потом было не до этого. Где-то в конце пути пошел дождь. Я его, поначалу, не заметил, думал - брызги с весла… Так, что обедать и разбирать лодки пришлось под тентиком. Заодно пригодились "медицинские" сто граммов. Для сугреву…
Поскольку по приезду в Питкяранту три дня назад на железнодорожной кассе висело объявление "Билетов нет", выезжали мы через Лодейное Поле. Но это уже совсем другая история.
Что же я могу сказать о результатах первопрохождения речек Вахерйоки и Саркайоки? Мне понравилось! Безусловно, интереснее было бы там в начале мая, в паводок. И совсем не интересно было бы в июле. На полиэтилене речка ходится без проблем. Рыбы, судя по нашим наблюдениям, там изрядно, на перекатах играет что-то, очень похожее на форель. А еще там водятся широкопалые раки! Только график движения нужно менять. Вставать сразу на полудневку на первых озерах и, с утра, идти весь Вахер за один день. Можно, кстати, продолжить маршрут по Улмасенйоки (правда, там перепад порядка 4 м/км и много техногенного мусора) с выходом в Янисъярви и, далее, по Янисъйоки выйти в Ладогу. Такой хороший недельный маршрутец с рыбалкой.

-
01.jpg
01.jpg
02.jpg
02.jpg
03.jpg
03.jpg
04.jpg
04.jpg
05.jpg
05.jpg
06.jpg
06.jpg
07.jpg
07.jpg
08.jpg
08.jpg
09.jpg
09.jpg
10.jpg
10.jpg
11.jpg
11.jpg
12.jpg
12.jpg
13.jpg
13.jpg
14.jpg
14.jpg
15.jpg
15.jpg
16.jpg
16.jpg
17.jpg
17.jpg
18.jpg
18.jpg
19.jpg
19.jpg
20.jpg
20.jpg
21.jpg
21.jpg
22.jpg
22.jpg
23.jpg
23.jpg
24.jpg
24.jpg

Комментарии: Ваш комментарий:
2006-02-03 23:17:40 | Аноним | E-Mail
Пиши сюда!
очень красивые места ,



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;