Велопоход по юго-западу Карелии

Карелия - 2005. От Гимол до Поросозеро по медвежьей тропе мимо сказочных озер.

Район:
Россия. Республика Карелия.

Маршрут:
Ж/д ст. Гимольская – оз. Гимольское – оз. Торос – р. Торосозерка – р. Суна – пос. Тумба – оз. Соймиярви – р. Мотко – пос. Витчаваара – оз. Маткозеро – оз. Норариярви – оз. Кивиярви – оз. Мярат – оз. Кайдамярат – озера Малляярви – пос. Кудамгуба – пос. Поросозеро.

Дата:
05.07.2005 - 08.07.2005

Участники похода:
1. Турсков Евгений;
2. Диринг Павел.

Использовалась топографическая карта "республика Карелия   м. 1:200000. Состояние местности на 1986-1996 гг.". Издана в 1997 г.

Поезд №062 опаздывал в Брянск на час. Небольшая перебранка с проводницей по поводу провоза велосипедов без багажной квитанции, но в зачехленном и разобранном виде. Безграничная благодарность стоп-крану (если бы не он, то поезд разделил бы нас и наш багаж на две неравные части). Наш поход начался.
   Легкая посадка на поезд №382 «Москва – Петрозаводск». Прогулка по Петрозаводску. Аналогичная по легкости московской посадка на поезд №680 «Петрозаводск – Костомукша». Проверка документов (были только паспорта и обратные билеты на поезд) в Суоярви с обычными вопросами «Кто такие? Откуда? Куда? Зачем?»…
   И вот, 5-го июля, 0:55. Здравствуйте, белые ночи! До чего же вы прекрасны! Мы стоим на станции «Гимольская» и собираем велосипеды под непрекращающейся атакой полчищ мошек и небольших отрядов комаров. Пришлось прибегнуть за помощью к аэрозоли «Off!». В 3.5 км от ж/д станции на берегу озера Гимольское есть прекрасный мыс, на котором мы решили переночевать.

* * *

На утро мы продолжили путь. Хотели обогнуть озеро Торос и выехать к мосту через реку Суна. Но вот, дорога, идущая по карте вокруг озера Торос, после озера благополучно закончилась, уткнувшись в болотистую местность. Ответвление вправо, которое через километр после моста на реке Торосозерка (между оз. Торос и оз. Колми), по идее должно продолжиться до вполне конкретного места. Но мы проверять не стали. Нам в другую сторону. Кстати, перед мостом есть столик, две скамейки, и все это под небольшой крышей: очень хорошее место для отдыха. Только будьте осторожны, течение реки в районе моста сильное.
   Обогнуть озеро Торос у нас не получилось. Вернулись назад до развилки около пос. Гимолы и поехали по дороге, идущей к реке Суна.

Мост на реке Торосозерка, в месте впадения ее в озеро Гимольское, есть, и в довольно неплохом состоянии, на машине проехать можно. Перед мостом справа от дороги есть место для стоянки: две скамейки, столик, кострище. Но хорошего места для установки палатки очень мало. Вокруг везде камни. Еще один недостаток этого места как места для ночевки – очень близко от дороги. Река порожистая, с шумящей на перекатах водой.
   На утро двинулись в путь по направлению к мосту через реку Суна. Дорога идет достаточно хорошего качества, и начинает немного ухудшаться за пару километром до пересечения с рекой.
   Моста через реку Суна, в 12 км от моста на реке Торосозерка, нет. Разрушен. Со стороны правого берега видны остатки разрушенного пролета (мост был двухпролетным). Позднее, в пос. Тумба, нам сказали, что мост сожгли. Ширина реки, ее глубина и течение делают невозможным переправу.

* * *

Дорога на север, начинающаяся между реками Торосозерка и Суна, есть. По всей видимости, это старая дорога, имвшая в былые времена довольно высокое качество, но уже много лет не используется. Низины на ней частично заросли и имеют глубокую колейность, а вот на подъемах видно былое ее качество. Поэтому, впечатление, что дорога вот-вот закончится – обманчиво. Заболоченные места на этой медвежьей тропе не дали нам все время ехать. Иногда приходилось идти пешком. Глушь и живописность этой тропы надолго останется у нас в воспоминаниях. Примерно посередине эту тропу пересекает каменная река. Очень красиво! Ну и, конечно же, медвежьи следы первой свежести. После отвилки на озеро Суккозеро (согласно карте), качество дороги улучшается и видно, что в этих местах ее используют.

При въезде в пос. Тумба останки цивилизации: разрушенные хоз. постройки, искореженные части автомобилей. Но магазин в поселке есть. И совсем неплохой. Возле него расположились белорусы – торгуют промтоварами.
   Мост через реку Сун в пос. Тумба шикарный, с асфальтовым покрытием. Недалеко от моста есть колодец с питьевой водой.

* * *

Стоянка на озере Соймиярви – замечательное место. Песчаное дно, чистая вода, есть место для палатки. Но надо ехать дальше.
   Очень красивый вид открывается с высокого левого берега реки Мотко, примерно за километр до моста через нее. Сам мост крепкий, но сильно вогнут вниз посередине. При заезде/съезде на мост на машине с маленьким просветом могут возникнуть проблемы. После моста дорога идет с большими подъемами и спусками.

Пос. Витчаваара не жилой. Осталось всего 3 разрушенных дома. В одном из них (в самом дальнем) часть крыши с балками в приличном состоянии. В нем лесорубы закрыли окна полиэтиленом. Есть печка, стол, скамейки, три кровати. Внутри очень большой беспорядок, много мусора.
   Недалеко от дома есть останки колодца с водой. Уровень воды доходит до уровня земли.
   До пос. Клюшина Гора прямой дороги нет. Есть только тропа, которую мы проверять не стали. Дорога идет по западному берегу озера Маткозеро.

* * *

Дорога от пос. Витчаваара до пос. Кудамгуба широкая, красивая: с множеством живописных озер. Примерно в последней трети этой дороги качество ухудшается сильно: много камней.

И вот снова поселок. И тоже не жилой. Кудамгуба. От домов остались стены и полуобрушенные крыши. Сколько же таких разрушенных и заброшенных деревень в Карелии... Совсем рядом с дорогой озеро. Сразу за деревней развилка, и хороший подъезд к озеру.

Уезжали мы из пос. Поросозеро в Санкт-Петербург на поезде №350. Перед ж/д переездом справа от дороги озеро с красивыми берегами.

* * *

В целом поездка понравилась: белые ночи, отличная погода (только в первый день был кратковременный дождь, все остальное время ясное небо с редкими облаками), красивые лес, озера, реки, берега… Замечательная медвежья тропа. Но был и неприятный момент: свежие медвежьи следы с их (медвежьим) таким же свежим вторичным продуктом.
   Маршрут простой. Годится для легкого недельного отдыха.

г. Петрозаводск. Ж/д вокзал.

Мыс на оз. Гимольское.

Небо, облака, сосны... Хорошо...

Разрушенный мост через р. Суна (правый берег).

Разрушенный мост через р. Суна (левый берег).

Дорога между р. Суна и р. Торосозерка.

Каменная река на медвежьей тропе.

При въезде в пос. Тумба.

Р. Мотко.

Пос. Витчаваара.

По дороге из пос. Витчаваара в пос. Кудамгуба.

При въезде в пос. Кудамгуба.

Пос. Кудамгуба.

Перед пос. Поросозеро.

2009-08-18 12:18:14 | Эдвард | E-Mail
есть у кого-нибудь фото реки Мотко/поселка Соймигора/Соимиярви? Пришлите, пожалуиста. До 1965г. жил в этих местах- интересно увидеть,как изменились места... Спасибо! edvpe@yahoo.com