LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



вид на восток с вершины Скальная Южная
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

р.Песчаная, 2003

Свердловский областной туристско-спортивный союз
Новоуральский городской клуб туристов

ОТЧЕТ
о водном туристском походе
третьей категории сложности
по р. Песчаная Алтайского края,
совершенном с 1 по 11 мая 2003 г.

Маршрутные книжки: N 11,12,15/03
Руководители группы:
1) Пеганов Максим Сергеевич
2) Пахомов Владимир Еринеевич
Адреса руководителей:
1) г. Новоуральск, ул. Советская, д. 18, кв. 105
2) г. Новоуральск, ул. Победы, д. 28 , кв. 2

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителям группы третьей категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке Новоуральского городского клуба туристов.

2003 г.

Исходный вариант отчета находится на сайте Новоуральского клуба туристов

Справочные сведения о походе

1.1. Проводящая организация: Новоуральский городской клуб туристов.

1.2. Параметры маршрута:

  • Вид туризма: водный
  • Категория сложности: третья
  • Протяженность, км: 143
  • Кол-во дней, всего/ходовых: 11/6
  • Сроки: 1-11 мая 2003 г.

1.3. Район похода: Алтай.

1.4. Нитка маршрута: ст. Бийск - с. Ильинка - р. Верхний Этагол - с. Таурак - с. Куяган - пор. Кривой - р. Бол. Тихая - каньон - пор. Челюсти - р. Быстрая - п. Красный Городок - ст. Бийск.

1.5. Состав группы:
N п/п Ф.И.О. Г.р. Адрес Совершенные путешествия Обязанности
1 Пеганов Максим Сергеевич 1981 ул. Советская, 18 - 105 3-ПВР В.Саян 2002 руководитель
2 Пахомов Владимир Еринеевич 1952 ул. Победы, 28 - 2 5-ВУ Алтай 2002 руководитель
3 Холкин Игорь Григорьевич 1961 ул. Корнилова, 3 - 108 5-ВР Алтай 2002 руководитель
4 Глазутдинов Альберт Амирович 1978 ул. Чурина, 14/2 - 106 3-ВУ В.Саян 1994 участник
5 Полунин Алексей Сергеевич 1985 ул. Жигаловского, 2/2 - 152 5 ПВД участник
6 Шубин Александр Андреевич 1987 ул. Кикоина, 9 - 128 5 ПВД участник
7 Богатенко Евгений Валерьевич 1984 ул. Толстого, 9 - 16 3-ПВУ В.Саян 2002 участник
8 Ростилов Владимир Александрович 1984 ул. Чкалова, 2 - 2 4-ВУ Алтай 2002 участник
9 Фотина Наталья Евгеньевна 1984 ул. Чурина, 12/2 - 125 3-ПВУ В.Саян 2002 участник
10 Сараев Вадим Олегович 1982 ул. Свердлова, 15а - 6 3-ПВУ В.Саян 2002 участник
11 Пьянков Иван Владимирович 1983 ул. Чурина, 2 - 20 3-ПВУ В.Саян 2002 участник
12 Кисилев Николай Сергеевич 1980 г. Екатеринбург,

ул. Репина, 30а - 41

5 ПВД участник
13 Ячменев Артем Игоревич 1983 ул. Автозаводская, 16а - 118 5 ПВД участник
14 Джагаев Эдуард Александрович 1980 Красногвардейский пр., 1 - 66 5 ПВД участник
15 Зайцев Александр Юрьевич 1988 п. Верх-Нейвинск,

ул. Калинина, 14 - 16

5 ПВД участник
16 Кочеткова Лидия Сергеевна 1988 ул. Фрунзе, 18 - 33 5 ПВД участник
17 Булатова Ирина Олеговна 1988 ул. Октябрьская, 8 - 16 5 ПВД участник
18 Наумов Антон Александрович 1986 ул. Чурина, 12/2 - 37 5 ПВД участник

2. Техническое описание маршрута

2.1. Введение

В процессе похода группа придерживалась следующего распорядка дня и режима движения:

Подъем дежурных в 8:00. Завтрак в 9:00-9:30. Выход на маршрут в 10:00-10:30. Обед и дневной отдых в 14:00-15:00. Остановка на ночевку в 18:30-20:00. Дежурство по два человека, начиная с ужина.

2.2. График движения

День Дата Участок маршрута Протяж. участка, км Характеристика препятствия
1 1.05 ст. Свердловск - ст. Новосибирск   поезд
2 2.05 ст. Новосибирск - ст. Бийск   поезд
3 3.05

ст. Бийск - с. Ильинка

сборка катамаранов

 

автобус

4 4.05 с. Ильинка - с. Куяган 55 сплав, протоки, разбои, завалы
5 5.05 с. Куяган - д. Осиновка (брошена) 4 5 сплав
6 6.05 д. Осиновка (брошена) - пор. 1-й Розовый Бом (N 26) 25 сплав, небольшие шиверы
7 7.05 пор. 1-й Розовый Бом (N 26) -

п. Красный Городок

18 сплав, каскады порогов, самый серьезный "Челюсти" (он же "Абрамыч"), нужна разведка
8 8.05 сушка катамаранов    
9 9.05 п. Красный Городок - ст. Бийск   автобус, поезд
10-11 10-11.05 ст. Бийск -- ст. Свердловск   поезд

2.3. Подробное техническое описание маршрута

При техническом описании река разделена на 5 характерных участков, основным из которых по набору препятствий и требуемому времени прохождения является 4-й.

Участок 1 (село Ильинка - село Таурак)

Участок начинается от моста в селе Ильинка и идет до моста на входе в село Таурак. Как правило, сплав начинают на 7-м километре маршрута за устьем реки Верхний Этагол, где есть место для строительства. Перед устьем здесь есть мост через Песчаную. Река течет одним руслом, изредка разбиваясь на протоки. Ширина реки - 20-30 м. Основные препятствия - шиверы и перекаты. До устья реки Верхний Этагол насчитывается до 6-ти препятствий средней сложности (последнее - перед мостом). Далее идет почти 5 км сплошной шиверы до 2 категории сложности. В малую (возможно, и среднюю) воду в шиверах выступает много камней размером около 1 м. Чистых проходов нет, но есть выраженная струя. При прохождении приходится часто уходить от одного берега к другому. В протоках, как правило, проходима одна - основная. В большую воду камни полностью заливает. В шиверах стоит вал до 0,6 м. Участок может быть пройден без разведки, как на надувных судах, так и на байдарках.

Участок 2 (село Таурак - село Куяган)

Данный участок начинается в селе Таурак и кончается через 2,5 км от второго моста в селе Куяган - у устья реки Куяча. Средняя ширина реки 30-40 м. По-видимому, это самый неприятный участок маршрута в том смысле, что большинство мелких неприятностей случается здесь. Основные препятствия - разбои, навалы на кусты. Встречаются завалы, нависающие деревья. Река часто разбивается на несколько (до 4-х) более-менее одинаковых проток. В протоках характерно узкое (до 4 м) русло, крутые повороты, значительная (до 8 км/ч) скорость течения, мели, завалы, расчески. Наиболее опасными считаются протоки в районе села Таурак, начинающиеся у реки Большой Этагол, и кончающиеся в 2 км ниже Таурака (Тауракские протоки). Хорошими ориентирами начала и конца проток могут служить мосты выше и ниже села Таурак. При подготовке похода мы встречали упоминания об этих мостах в предыдущих отчетах. Здесь наиболее часто отмечаются завалы, участок рекомендуется осмотреть. Особого внимания требует второе разбиение реки на протоки, а именно: река разбивается на 3 протоки. В самой левой - большое падение, высокая скорость течения, завалы. В средней - крутые повороты, прижимы. В правой, как правило, мало воды. После слияния Тауракских проток течение замедляется, часто встречаются разбои. В малую воду участок несколько упрощается. Есть несколько перекатов. Отмеченный в некоторых картах порог "Глиняный" часто не замечают. Порог очень чувствителен к уровню воды.

В районе села Куяган - Куяганские протоки. В начале села - низкий пешеходный мостик. Раньше под ним можно было проплыть, но сейчас такой возможности нет, так как мост разрушается (может быть, скоро будет построен другой - повыше). Мост обносится. В большую воду можно обойти мост по левой протоке, затем сделать волок 20 м. обратно в правую протоку, так как левая, текущая через село, в целом мелководная. Чаще практикуется обнос моста по правому берегу. При этом надо уйти в правую основную протоку, куда идет основная вода из-под моста. В среднюю и большую воду достаточно попасть в самую правую протоку, она не длинная. В следующем разбиении (уже правой протоки) рекомендуется резко свернуть влево. Впрочем, в среднюю и большую воду можно пройти и справа, хотя воды сюда уходит очень мало. После второго (автомобильного) моста в селе Куяган - очередное разбиение. Рекомендуется держаться правых проток. Они короче и, как правило, шире. В районе устья реки Куяча, после слияния основных проток, заканчивается данный участок маршрута.

Участок 3 (река Куяча - река Большая Тихая)

Река, как правило, течет в одном русле, ширина 40-60 м, средняя глубина 0,6 - 0,8 м (в среднюю воду). Основные препятствия - несложные пороги и широкие шиверы с большим количеством крупных камней и плохо выраженной струей. Есть плесы с медленным течением. На участке расположено несколько порогов 2 категории сложности и один порог 3 категории сложности После реки Дресвянка - 2 порога 2 категории сложности, иногда их объединяют в один порог с названием "Две ступени". Первый порог появляется неожиданно, расположен на правом повороте. Слева в воду входит плита, за ней - бочка. Справа есть чистый проход, но туда трудно попасть. Через 5 минут сплава - второй порог, послабее. Далее идет шивера, заканчивается порожком (еще проще). Далее на левом повороте начинается длинная несложная шивера. Порог "Кривой" (местные жители называют "Узкое место") - через 40 минут сплава после первых порогов и 10 минут сплава после первого поворота реки (со скалой к концу поворота). Сам порог расположен на следующем, правом, повороте, у слияния проток, начинающихся через некоторое время после левого поворота. Он представляет собой 50 - метровый участок реки с сужением до 30 м и валами до 1 м. В малую воду есть камни. На надувных судах участок проходится без разведки (в малую воду).

Участок 4 (река Большая Тихая - Красный Городок)

Это и есть "изюминка" Песчаной - самый сложный участок реки, определяющий категорию сложности всего маршрута. Сплошная цепь шивер и порогов, с большим уклоном (средний уклон 8 м/км). Заканчивается участок выходом реки из гор. Основная часть препятствий сосредоточена в нижнем каскаде порогов с принятым у туристов названием "каньон". Это весьма насыщенный препятствиями 20 - километровый участок реки, начинающийся первым серьезным порогом после правого поворота (слева стоит несколько отодвинутая от реки длинная скала) и заканчивающийся у устья река Быстрая (местные называют Быстренок), после которого появляется первый плес. В большую воду в каньоне стоит высокий вал, есть мощные бочки. В малую воду - неприятные шиверы с узкими проходами между камнями, часто при отсутствии основной струи. На порогах вода падает с обливных камней и нужен правильный заход, чтобы не сесть на них. Участок более опасен в большую воду, в малую - технически более интересен. Отмечается постоянное ускорение реки: после устья Большой Тихой - небольшой спокойный участок, легкие шиверы, переходящие в шиверы сложные, и - непрерывная цепь порогов.

Все шиверы до начала каньона могут быть пройдены без разведки. Сложность их - для надувных судов - 2, для байдарок - до 3 категории сложности. Следующие пороги рекомендуется смотреть с левого берега. Для удобства описания "каньон" разделен на 3 части, каждая из которых в среднюю воду требует более 30 мин. чистого времени для прохождения.

Участок 4.1

Этот участок начинается первым порогом после правого поворота. Далее река делает левую петлю, проходит 2-км. участок, еще одна левая петля, и, вскоре, после следующего поворота (правого) участок заканчивается. Всего здесь 10 препятствий.

Порог 16 ("Входной") - короткий и, вообще говоря, не сложный (3 категории сложности). В большую воду наблюдается сильный вал, в малую есть камни. После порога - участок быстротока (в малую воду - плес), на котором легко зачалиться. При сплаве на надувных судах часто проходят, порог с ходу и зачаливаются на левый берег для осмотра следующих, более сложных, порогов.

Порог 17 ("3 камня") , в малую воду действительно можно найти эти камни, - посложнее, и, главное, подлиннее. Расположен на сравнительно прямом участке реки. В зависимости от уровня воды, различают от 3х до 5ти ступеней - сливов, основной из них - последний, где в среднюю и большую воду образуется мощная бочка. Множество больших камней делают возможными не все варианты прохождения, и порог рекомендуется смотреть, тем более что его часто называют одним из самых сложных на маршруте. После порога можно зачалиться, хотя сделать это труднее, чем в предыдущем случае. Чалиться нужно сразу после характерного камня "Кирпич", торчащего над водой с левого берега. Сразу же следующий порог.

Порог 18 ("Слаломный) - на левом повороте. Сложный, с обилием камней, образующих в середине реки подобие каменистого островка. В среднюю и большую воду отмечается 2 прохода: слева и справа по центру. Первый проход менее опасен, хотя второй - посвободнее (из-за большой ширины реки, с левого берега его трудно рассмотреть и организовать страховку). В малую воду остается один проход, или их не остается совсем. Порог рекомендуется разведать. После выхода из него рекомендуется смещаться влево. Порог переходит в шиверу, достаточно мелкую в малую воду.

Порог 19 (в начале правого поворота, это конец первой "петли каньона") - менее сложный.

Порог 20. В конце правого поворота - начало прямого участка реки - "лука" Песчаной (река на карте напоминает лук). Представляет собой 2 ступени на небольшом расстоянии друг от друга. Между порогами здесь и дальше сплошная шивера, плесов нет.

Порог 21. Послабее. Расположен в районе середины прямого участка реки.

Порог 22. Расположен в конце прямого участка. Длинный. Начинается от большого характерного камня в струе (камень "Троллейбус") - первая ступень, и кончается за ним - вторая ступень - в начале левого поворота. Порог переходит в шиверу (левый поворот продолжается).

Порог 23. На левом же повороте. Справа - невысокая длинная скала (высота 3 м) - очень ровная. В районе скалы - первая ступень порога (красивый чистый слив), после которого можно легко пристать. Здесь, на левом берегу, хорошее место для стоянки (среди сосен). Далее вторая ступень, также слив с валами. После порога идет шиверный участок реки, в струе есть камни.

Порог 9 (по другой лоции) уже на правом повороте. Он короткий, представляет собой легкую входную шиверу и ворота со сливом между камнями и хорошим валом.

Порог 10 (по другой лоции) "Булка" - на левом повороте. Начинается камнями, при входе в основную ступень также надо пройти ворота. Далее, под высокой скалой справа - слив, после него - улово у левого берега. Кстати, это единственное классическое улово в "каньоне". Рядом с уловом - березы. Здесь также хорошее место для стоянки. Порог "Булка" удобно считать концом первой части "каньона".

Участок 4.2. (Середина "каньона")

Порог 11 (по другой лоции) - простой, напоминающий шиверу. Сразу же после порога "Булка".

Порог 24. На правом повороте большие валы. После поворота начинается шивера, и, некоторое время, отсутствуют серьезные препятствия, хотя сплошная шивера продолжается.

Порог 25. На небольшом правом повороте. Несложен, иногда воспринимается как часть шиверы. А шиверы продолжаются и после порога. Бдительность терять нельзя: впереди один из самых сложных порогов.

Порог 26 ("Первый розовый бом"). В последней ступени порога справа - скала, которую при известной фантазии можно назвать розовой. Порог длинный и красивый, 3 ярко выраженные ступени. Начинается после характерного большого камня в воде у левого берега. В малую воду струя в ступенях уходит с берега на берег. В большую - проходы шире, но есть большие обливные камни, требующие аккуратного прохождения. Порог по сложности похож не второй порог в "каньоне". Заканчивается небольшим левым поворотом, справа при этом скала (розовый бом). В некоторых отчетах отмечают, что слева хорошее место для лагеря.

Порог 15 (по другой лоции) следует сразу же на прямом участке реки. Порог лучше выделяется в большую воду и хуже в малую.

Порог 27. Длинный и сложный. Туристы еще не пришли к единому мнению, где считать начало порога, но заканчивается порог однозначно - правым поворотом. Слева очень высокая скала, видная издалека, при этом тропа по левому берегу проходит высоко над водой, и отсюда хорошо просматривается весь порог. В малую воду технически сложно проходить первую часть порога: нужно лавировать между камнями. В большую воду камни залиты, но появляется хороший вал, особенно в конце порога. Здесь же, под скалой, образуется хорошая бочка за подводным камнем. После порога рекомендуется зачалиться сразу за скалой на левом берегу (здесь есть небольшое место) для дальнейшего осмотра "каньона".

На этом второй участок "каньона" заканчивается. Впереди самые сложные и красивые пороги.

Участок 4.3 (Конец "каньона")

Участок содержит наиболее сильные пороги Песчаной, как правило, расположенные на поворотах реки.

Порог 28 ("Челюсти", второе название "Абрамыч"). Порог начинает эту часть реки. Он очень красив и технически сложен в малую воду: вода по узкому желобу стекает к большому камню и бьет в него. По нашей воде центральные камни можно было обойти и справа, и слева. Справа это было легче сделать, но на выходе необходимо пропустить пару камней между гондол. Слив 0,4 м. Влево было бы уйти несколько сложней, так как нужно перегребать струю. Осмотр порога в малую воду необходим. В среднюю воду сложность порога не убывает, так как камни на входе продолжают мешать правильному заходу, но: заходов, возможно, несколько, а выход один. В большую воду сложность несколько падает: камни скрываются под водой, вал при этом не сильный. Тем не менее, от разведки порога отказываться не следует. Порог часто называют "ключевым" на Песчаной. Подразделяют его на 3 ступени, основная из них - вторая. Прохождение порога осуществлялось по правой струе с переходом за первым торчащим по середине валуном на центральную струю.

Порог 29. Расположен на заметном издали правом повороте. Порог короткий. В малую воду выделяют 3 слива, расположенных на близком друг от друга расстоянии, в большую они сливаются. В большую воду за сливом - сильный, но ровный вал, может быть, самый сильный на реке. После порога продолжается достаточно серьезная шивера с обилием камней.

Порог 30 ("Второй розовый бом"). Следующий локализованный порог на левом повороте. Справа - скала розового цвета. В определенную воду отмечают прижим к скале. Интересно, что в большую воду сильного прижима нет. В некоторых отчетах этот порог называют самым мощным на Песчаной.

Порог 20 (по другой лоции). На следующем, правом, повороте. Слева - высокая ровная скала. Порог короткий, но с большим падением. В центре, перед входом в слив, есть "зуб". Его лучше оставить справа (но при этом приходится в самом сливе прыгать с большого камня слева).

Порог 31. Последний порог, на следующем правом повороте. Далее, справа остается характерный камень в русле - ориентир. Еще через несколько минут справа впадает приток. Это река Быстрая - условный конец "каньона". Отсюда по левому берегу начинается дорога. Впереди еще остаются сильные шиверы (2 категории сложности для катамаранов, 3 - для байдарок), переходящие иногда в сплошную шиверу. Это шивера "Выходная". Она постепенно ослабевает. От Быстрой до равнины в среднюю воду около 40 минут хода. Еще через несколько километров - первый после Куягана населенный пункт - Красный Городок (на правом берегу). На этом очередной участок реки закончен.

В двух километрах перед деревней на правом берегу огромная поляна, которая отлично подходит для просушки катамаранов.

Для заброски и выброски с маршрута в Бийске заказывали автобус ПАЗ в фирме автоперевозок "БийскАлтайТур". Это обошлось: забороска до с. Ильинка - 4000 руб., выброска из п. Красный Городок - 1600 руб.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;