Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
Заявочная книжка № 76/78 рассмотрена в МКК ЛОСТ и Э шифр: 137-005555040 1 июня 1978 г.
Состав группы
№ Фамилия И.О.
Год рожд.
Место работы
Домашний адрес
Обязанности в группе
Тур.опыт
1. Михайлов Б.А.
1943 г
ЛГУ
тренер
Звенигородская 4, кв.3
Руководитель
5 кт.сл
рук.
2. Михайлова О.А.
1944 г
УМТС
ст.инж.
Звенигородская 4, кв.3
Врач
5 кт.сл
уч.
3. Сипаров С.В.
1954 г
ААНИИ
инженер
Шепетовская 7, кв.88
Пом.руководи-
теля
3 кт.сл
уч.
4.Шарапова Е.Д.
1954 г
ФТИ
мл.н.с.
Коллонтай 43, кв.115
Завхоз
по питанию
5 кт.сл
уч.
5. Глебова Л.А.
1954 г
ГАО
инженер
Большевиков 35, к.2
кв.63
Фотограф
3 кт.сл
уч.
6. Свешников А.Г.
1958 г
ЛГУ
студент
Железноводская 52,
кв.5
Завхоз по снаряжению
2 кт.сл
уч.
7. Новиков А.Б.
1958 г
ЛГУ
студент
наб.Карповки 32, кв.5
Ремонтер.
2 кт.сл
уч.
Краткая физико-географическая характеристика района.
Горный узел Матча - так называют Зеравшанский узел оледенения в горной системе Памиро-Алтая, где на меридиане 70° 40' Алтайский хребет разветвляется на Туркестанский и Зеравшанский. Все три хребта, вытянувшись в широтном направлении, поднялись почти до 4800 м. над уровнем моря. Многочисленные вершины превышают высоту 5000 м.
В административном отношении Матчинский горный узел входит: к северу от Туркестанского и Алтайского хребтов - в состав Киргизской ССР, к югу - Таджикской ССР. В северной части узла бассейны рек Исфара и Сох, соответственно к Таджикистану и Узбекистану.
Природные условия.
Горы Матчинского узла относятся к альпийскому типу. Вся горная область Матчинского узла представляет собой чередование высоких хребтов и глубоких, узких межгорных долин. Если провести прямую линию с запада на восток через Зеравшанский ледник и пер.Матча и долину реки Ак-Терек, то можно условно весь узел разделить на два района: северный и южный.
Основу северного района составляет Туркестанский хребет. Самая высокая точка - пик Пирамидальный (5510 м.). Восточнее Туркестанского хребта, на той же широте, от пика Кшемышбаши (5282 м.), расположился массив Ак-Терек с высочайшей точкой всего массива - пиком Скалистый (5621 м.). Гребни и вершины Туркестанского хребта лежат в зоне вечного снега, граница которого на северном склоне проходит на высоте 3500 - 4000 м., а на южном, из за сухости климата, несколько выше. Хребет сложен преимущественно кремнистыми и глинистыми сланцами, песчаниками, известняками; в восточной части встречаются мрамор, гранит. На северном склоне хребта расположены ледники: Кремыш, Щуровского, Минтэке, Каратура, Тамынген, Джаупая. Почти все они сползают в глубокие ущелья до границы леса.
Южный склон, в противоположность северному - крутой, короткий, сильно рассеченный. Между скалистыми, почти отвесными стенами гребней, располагаются ледники: Мир-Амин, Скачкова, Толстого, Фарахнуо, Рама и т.д.
Горный массив Ак-Терек представляет собой громадное скалистое возвышение, окруженное несколькими пятитысячниками. В центре - пик Скалистый (5621 м.). На западе стена массива Ак-Терек круто обрывается в сторону ледника Кшемыш и несет на себе причудливой формы ледник Довгулевич. Прорезая боковые хребты и отроги, реки нередко образуют каньоны с отвесными стенами высотой до нескольких сотен метров (например каньоны рек Сох и Калаимахмуд).
Особую привлекательность району предают озера. Единственное большое озеро Каракуль-Катта находится в северном горном районе на высоте почти 3200 м. Три небольших озера разместились в 2-3 км. выше конца ледника Щуровского, на его правом берегу. Бирюзовое озеро укрылось и у подножия ледника Долгожданного. Все четыре озера находятся на высоте почти 3600м.
Основу южного района составляют два хребта. Один из них - Зеравшанский. От южных склонов пика Игла (5301 м.) его продолжает Алайский хребет. Склоны хребта неодин6аковы: северный значительно положе и шире южного, который местами нередко обрывается отвесной стеной. Оба склона прорезаны глубокими, узкими ущельями и каньонами.
Алайский хребет наиболее остроконечен и скалист. Его северные и южные склоны сильно изрезаны узкими и глубокими ущельями, куда каскадами водопадов низвергаются бурные потоки. Зона снега находится здесь на высоте 3800 - 4000 м. Ледники сопровождаются высокими и острыми моренами. Ледники и снежники северного склонов Зеравшанского хребта питают бассейн Зеравшана, а Алайского - бассейн реки Сох. Реки обоих хребтов с юга питают бассейн Сурхоба.
Климат.
В зависимости от высоты места и характера рельефа климат Матчинского горного узла можно разбить на несколько типов:
1) климат с очень жарким летом и мягкой зимой туристы встретят на подъездных путях к району путешествия (350 - 500 м.); для него характерны длинное, более 200 дней лето и малое количество осадков.
2) климат с жарким летом и прохладной зимой типичен для предгорий на высоте от 500 до 1500 м. и более возвышенных долин.
3) умеренный климат характерен для горных хребтов на высоте 1500 - 3000 м., здесь прохладное лето и холодная зима; в весенне-зимний период много осадков.
4) холодный климат царит в горах на высоте более 3000 м.; лето там очень короткое, а зима длинная и морозная.
Наилучшее время летних путешествий в горах Матчи с конца июля по сентябрь включительно. Периоды непогоды с осадками во всем районе редки и длятся 2-3 дня.
Обычно пешую часть пути туристы начинают в одном из высокогорных кишлаков. На севере - это Ворух (долина р.Исфара) или Канн (долина Соха). Подъезды к ним соответственно от железнодорожных станций Канибадам и Коканд по автомобильным дорогам занимают один день. Если туристы стремятся выйти в горы с запада, то от Самарканда (или Душанбе) до районного центра Айни, что расположился в долине Зеравшана день езды на автомашине. От Айни до кишлака Лянглиф по горной автодороге еще два дня, оттуда до самой верхней летовки Кажраго (у конца Зеравшанского ледника) практически 4 дня ходу с караваном. С юга
Организация путешествия.
За основу была взята часть группы, с которой руководитель уже неоднократно совершал походы, включая и горные походы 5 кат.сл. Вся группа является членами секции туризма, которую тренирует в ЛГУ им.А.А.Жданова тренер Михайлов Б.А. Потому были реализованы регулярные общефизические тренировки в течение всего года. Кроме этого группа выступала в соревнованиях по ТГТ “Открытие сезона” и Мемориал В.П.Егорова” в 1978 г. Закончилась техническая подготовка контрольной проверкой в г.Выборге, на скалах.
Этот поход планировался как часть сборов по горному туризму, проводимых ЛГУ в Матчинском узле. Кроме нас еще две группы III кат.сл. совершали походы в это же время. Отчасти маршрут и был выбран с учетом подстраховки /взаимной/ всех групп. Начало и окончание планировались общими. Это кроме этого дало возможность более широко ознакомиться с новым районом и обеспечивало более полную безопасность на маршруте. Более подробно о выборе маршрута нашей группой см. разделе “тактика прохождения”.
У группы были фотографии почти всех перевалов /исключая пер.Маяковского/,
однако из-за очень жаркого лета, вид перевалов сильно изменился: стало больше
скал и льда.
Календарный график движения группы на маршруте по дням.
Группа выбрала для себя новый горный район; техническая подготовленность ее позволяла совершить горный поход 4 кат.сл. Необходимо было построить маршрут так, чтобы не оставляя в стороне спортивную часть, максимально ознакомиться с наиболее интересными местами. Это, и немногочисленные озера, и наиболее высокие точки района, /например, пик Скалистый 5621 м. и Зеравшанский ледник, и массив п.Игла, где сходятся три хребта: Туркестанский, Зеравшанский и Алтайский./ А также пройти перевалы через каждый хребет. Поскольку половина группы, в том числе и руководитель, уже имели опыт походов 5 кт.сл., то было решено попробовать сделать первопрохождение. В качестве таких перевалов планировались или пер.Маяковского /2а, 4700м./ или пер.Экзюпери /2а, 4600 м./. Оба эти перевала фигурируют в “Перечне перевалов”, но в картах, имеющихся в Ленинграде их нет, нет также и их описаний.
Также было решено в начале маршрута увеличить количество радиальных выходов, способствующих ускорению акклиматизации, а также большему ознакомлению с районом. Необходимо также отметить, что количество отчетов в библиотеке ЛКТ крайне мало по Матчинскому горному узлу /см.список литературы/, а последний поход был только в 1974 г.
Часть 1. Подходы и акклиматизация.
Учитывая, что все подходы к горам в Матчинском узле занимают 2-3 дня и более,
было решено начать с самого короткого и удобного, т.е. из кишлака Ворух, оставив
более длительный на отход.
В связи с избранной тактикой, группа 1 августа приехала в кишлак Ворух. Приехали несколько поздно, и вверх уже все машины ушли. Пришлось идти пешком через кишлак. Идти по нему довольно неприятно, очень длинная, сильно петляющая улица, пыльная и с агрессивно настроенными детьми. Дорога после кишлака выводит в урюковый сад и имеет развилку – на обе стороны реки Кшемыш. Мы пошли по левому /ор./ берегу вдоль урюковых деревьев. За два ходовых часа подошли к небольшой поляне среди урюка, недалеко от впадения в р.Кшемыш реки Чегеслы, и поставили палатки.
Вечером выяснилось, что до к.Кшемыш есть два пути:
Первый по реки Кшемыш, по тропе часов 8-9 ходу.
Второй сначала по реке Чегеслы, затем через пер.Дунон /н.к./, короче /6-8 часов/, но через перевал высотой 2500 м. Правда, вдоль Чегеслы идет дорога. Дорога есть и через перевал, однако машины ходят крайне не регулярно и киргизские с номерами ОШ- . Было решено идти через перевал, в надежде подброситься на попутной машине, хотя бы до Мазара. Выход назначили как можно раньше, чтобы идти без жары.
2 августа
Машин с утра не было и пешком дошли до Мазара. По пути делали неоднократные остановки у урюковых деревьев. Дорога на перевал набирает высоту серпантином, который начинается где-то выше по р. Чегеслы и имеет больший километраж, чем тропа, которая начинается тут же у Мазара. Подъем сначала довольно крутой, затем поположе. Примерно через 1,5 часа подъема небольшой ручеек, первый и последний на пути подъема. В верхней части тропа сливается с автомобильной дорогой, которая и выводит на перевал. На всем протяжении подъема на перевал –
самой седловины не видно. Обзор с перевала ограничен. Спуск вниз идет по дороге, без воды. В конце спуска есть одно удобное место для ночлега недалеко от р.Бирксу, несколько выше кишлака. Палатки можно поставить под одиноко растущие деревья, см.Фото 1.
Необходимо отметить, что на картах показаны две дороги с перевала, на самом деле всего одна автомобильная, которая спускается широким серпантином вниз.
3 августа. Радиальный выход на озеро Каракуль-Катта.
В долину р.Нурлоу нужно идти через мостик р.Бирксу и мост через р.Кшемыш, затем тропа высоко поднимается на отрог и спускается уже к реке Нурлоу. Вода в ней чистая, в отличие от р.Кшемыш. Тропа вдоль Нурлоу – широкая, практически дорога, идет вначале в узком ущелье, затем, после поворота направо, расширяется и становится живописнее. По пути попадаются два небольших зеленых озерка, одно из них называется Каракуль-Катта малое. Тропа идет по лесу, плавно набирая высоту.
Озеро Каракуль-Катта пустынное, без растительности , расположено в широкой
верховой долине. Подъем к нему начинается вскоре за третьей плотиной. Поднявшись
на 400 метров, тропа и склон выполаживаются. Характер местности меняется. Кругом
редкий арчевый лес, речка уже скрылась под толщей камней. В глубине долины показывается
серый каменистый вал старой конечной морены. Это и есть плотина озера, высотой
180 м. с нижней стороны и 80 м. над озером. Тропа идет на вал справа по ходу.
Озеро очень красивое, сине-зеленого цвета. Его длина 640 м., ширина 430 м. С
трех сторон оно окружено крутыми пологими склонами, см.Фото 2.
Пер.Кироксан (Iб, 4300 м.)
Перевал Кироксан расположен в хребте Кокбель и связывает долину р.Кшемыш с ледником Щуровского или долиной р.Джиптык. Описание перевала дается в результате разведки перевала и поэтому охватывает только подъем из долины р.Кшемыш.
Вход в ущелье находится недалеко от языка ледника Кшемыш, прямо против пика Боец, рядом с небольшими озерками среди камней, и завален большими камнями коричневого цвета. Ущелье Кироксан – глубокая широкая расселина в хребте, сопровождающаяся сильно разрушенными гребнями отрогов до самой перевальной седловины. Дно ущелья завалено мелкими и крупными камнями. Средняя крутизна подъема вначале 30-35º , затем 10º. Подъем по склонам ущелья до перевала без тропы технически не сложный, но утомительный. Перед заключительным взлетом (300 метров крутизной до 40º) на заснеженную седловину рекомендуется заночевать на левой боковой морене, см.Фото 5. От этого места в бинокль просматривается весь дальнейший подъем на перевал. В верховьях ущелья Кироксан ледник весь закрыт плотными лавами морен. С перевала свисает снежный карниз. Справа и слева громоздятся острые зазубрины разрушенных скал. Карниз лучше всего обойти справа по скально-моренным выносам.
Перевал Маяковского расположен к северу от вершины 5127 м. в водораздельном хребте Кокб6ель и ведет из долины р.Кшемыш на ледник Щуровского. Перевал расположен между перевалами Щуровского (2а) и пер.Кироксан (Iб) в этом хребте.
Перевал Маяковского самый высокий – 4700м. в этом районе и с него в обе стороны открываются отличные панорамы. Описание перевала дается при прохождении его с р.Кшемыш на ледник Щуровского.
Когда тропа вдоль реки Кшемыш практически кончается на моренах ледника Кшемыш, в районе двух маленьких озер справа находится подъем на пер.Кироксан, заваленный коричневыми камнями. От последней арчевой рощи – примерно 1 час пути. С этого места, как впрочем, и со всего пути подхода, отчетливо видна ножевая морена, поднимающаяся вверх с поворотом на 90º, см.Фото 3. Но ножу морены идет тропа, которая выше теряется. Со стороны ледника Кшемыш пер.Маяковского хорошо заметен, как высокое снежное седло правее небольшой двуглавой вершины, см.Фото 4. В бинокль просматривается снежный карниз с перевала и практически весь путь подъема. По моренам в обход круто падающего ледника примерно 1,5 – 2 часа подъема. Наиболее неприятная часть этого отрезка пути – переход с ножевой морены на ледник. В этом месте ледник еще достаточно крут и засыпан камнями, которые плохо сцеплены с телом ледника. После выхода на ледник крутизна уменьшается и открывается вид на фирновое плато. Средняя часть плато покрыта поверхностной мореной, на которой мы сделали площадку для двух палаток, см.Фото 6. С левого склона непрерывно сыплются камни, причем иногда довольно больших размеров. Вода есть сбоку на леднике, однако ее надо наутро запасать с вечера, так как утром она замерзает. Примерная высота в этом месте – 3600 м.
От места ночлега просматривается дальнейший путь по снегу примерно 20-30 мин.
До уходящего вправо узкого кулуара, забитого снегом, в верхней части которого,
круто падающий ручей. Необходимо отметить, что от этого места набор высоты до
перевала около 1000 м. и поэтому дальнейший подъем все время очень крутой с
ограниченным числом мест, где можно собраться группой для отдыха, см.Фото 7.
Подъем по кулуару идет сначала по снегу, затем по скалам слева от водопада и
занимает примерно 1-1,5 часа. Слева со скал возможны камнепады! После прохождения
самого узкого места кулуара открывается вид на заключительную часть подъема
на перевал. В этом месте справа на камнях одно из немногих мест, где можно отдохнуть
перед последним взлетом. Эта осыпь расположена на высоте 4400 – 4500 м., см.Фото
8 и схему № 1. В этом месте мы отдыхали около 1,5 часов, пили чай. После отдыха
начали подъем серпантином по фирну крутизной 40º, и шли около 40 мин. До
большого одиночного камня, который оказался просто участком скалы. От этого
места немного поднялись в три такта, и перешли на ближайший из трех скальных
выходов, см.схему № 1. Скалы сильно разрушенные и технической трудности не представляют.
По скальному выходу поднялись почти под перевал и оказалось, что карниза как
такового нет, а нечто среднее между бергшрундом и карнизом с перепадом высоты
около 4 метров. Единственный наиболее безопасный выход на перевал по нашему
мнению проходит траверсом вправо по крутому снежнику с кальгаспорами в обход
карниза.
С перевала открываются прекрасные панорамы на массив пика Скалистый (Фото 9) и на ледники, окружающие ледник Щуровского. Седловина перевала широкая и ровная без снега. Небольшое талое озерко дает начало ручейку, который сразу теряется в камнях. Спуск с перевала вниз просматривается, до выполаживания ледника, спускающегося со склонов вершины 5127 м. Сначала до мелкой осыпи, которая постепенно укрупняется, забирая влево, потом местами по крупной. В том месте, где осыпь выполаживается просматриваются два пути окончания спуска:
1) Продолжать спуск в узком кулуаре, правда некрутом, между ледником и скальным отрогом. Этот путь очень камнеопасен, поскольку кулуар собирает все камни, которые летят сверху.
2) Выйти на ледник, который в этом месте выполаживается и дальше спускаться по нему.
Мы выбрали второй путь. По леднику идти было довольно легко вначале без кошек, затем, в конце ледника он круто опускался прямо на каменную осыпь, и пришлось одеть кошки. В кошках перешли на левый берег ледника и вышли на скалы. Сняв кошки по легким скалам быстро спустились на ровный участок склона, где между камней уже пробивается трава. Спускаться прямо вниз мы не стали, а пошли траверсом, забирая влево. Тропы нет. Не доходя до большого озера у ледника Щуровского на небольшой зеленой террасе с чистой водой остановились на ночлег. С места ночлега очень красивый вид на Туркестанский хребет и ледник Щуровского, см.Фото 11. Весь путь прохождения перевала, от последней арчевой рощи в долине р.Кшемыш, до большого озера занял, без учета больших (более 2 час.) привалов, в общей сложности 15 часов, из них вверх – 12 часов.
На перевале была снята записка Краснодарского Клуба туристов от 12 сентября 1975 г. Под руководством Игнатенко В.И., подтверждающая, что это перевал Маяковского. Это дает нам право нанести перевал на карту, поскольку ни на одной карте, имеющейся в библиотеке ЛКТ, этого перевала нет.
От места ночлега, путь на перевал Маяковского отчетливо просматривается, когда
знаешь где он находится, а так, создается впечатление, что он расположен в боковом
отроге. Путь спуска, который мы избрали, нам кажется предпочтительнее, поскольку
после выхода на ровное место, после кулуара, нет необходимости переходить вброд
реку, которую образует ледник. Можно отметить, что находившиеся неподалеку альпинисты
из г. Новосибирск именуют этот перевал как Ложный Бирксу, хотя никто из них
его не проходил.
Перевал Щуровского (2а+, 4400м.)
Перевал Щуровского находится в хребте Кокбель и связывает верховья ледника Щуровского и верховья ледника Кшемыш. Описание дается при прохождении перевала со стороны ледника Щуровского.
У большого озера высокая правобережная морена ледника огромной дугой развернулась на юго-восток, закрывая от туристов тело ледника и детали его бассейна. Поскольку мы ночевали выше озера, то путь начали траверсом, не спускаясь к тропе у озера, см.фото 11. Кстати сказать, это лето 1978 года было очень жаркое, и два из трех озер высохли, а большое среднее, значительно поубавилось в размерах. На восточных окраинах ледника Щуровского, там, где хребет Кокбель стыкуется с Туркестанским, имеется существенное понижение – перевал Щуровского. Его перемычка южнее вершины 5127 м. соединяет цирки ледников Щуровского и Кшемыша. Подходы к перевалу с обеих сторон по ледникам долинного типа. Со стороны ледника Щуровского, предперевальный взлет на гребень перемычки – снежный, со стороны Кшемыша – скально-снежный.
От большого среднего озера поднимаются по правобережной морене. В районе последнего маленького озера гребень морены делает крутой поворот и взлет на 80 – 100 м., а затем выполаживается до 10-15º. Мы шли к этому месту траверсом, однако набирать высоту пришлось почти такую же, т.к. пришлось немного спускаться, чтобы выйти на тропу. По правую руку – ледник. Морена поднимается над ним высокой отвесной стеной, но дальше на востоке она сливается, у левых скал хребта Кокбель, с поверхностью льда. В этом месте перевала Щуровского еще не видно. У входа в верхний цирк ледника имеется вспученность, разорванная трещинами. Их огибают слева по ходу. Вообще говоря, можно на ледник и не выходить. Выше лежит широкое и пологое снежное поле под седловиной перевала Щуровского, см.Фото 12. До этого места мы шли 4 перехода, т.е. около 3,5 часов.
Прямо на востоке, в конце снежного поля, виден перевал (4400м.), представляющий собой широкую скальную седловину. В более снежные годы седловина – снежная. Бергшрунда под перевалом практически нет. В скалах слева видна еще более высокая седловина – ложный перевал, однако он проходится с теми же техническими трудностями, что и основной перевал.
Подниматься на центральную седловину можно прямо влоб по фирну, крутизной до 40º. Это вариант наиболее простой и очевидный.
Сама седловина – скальная. Сверху открывается вид на восток – на западные склоны массива Ак-терек и перевал Кшемыш, см.Фото 13, 14.
Спуск в сторону ледника Кшемыш проходит по почти отвесному скальному склону, в котором имеются скальные полки. Скалы разрушенные, много хороших зацепок, поэтому спускаться можно без крючьевой страховки. Спуск по скалам идет вниз, постепенно забирая влево, где выход на снежник более удобен. После выхода на снежник идут по центру. Через некоторое время снежное поле оканчивается небольшим ледопадом, по центральной части которого несложно спуститься, см.Фото 15. На фото виден также вариант обхода ледопада по левому краю снежника, обходя торчащую из снега скалу. Далее, немного полавировав между трещин, (в связках, выходим на ровную часть ледника Кшемыш под перевалом Кшемыш.
Общее время спуска с перевала Щуровского до ночевок на морене под перевалом Кшемыш составляет около 2 часов. В этом районе на поверхностных моренах есть несколько довольно сносных ночевок. Высота этого места примерно 3900 – 4000 м.
Если спускаться далее вниз по леднику, то лучше придерживаться правого берега.
Трещин на леднике мало. Далее выходят на неясно выраженный гребень правой береговой
морены. Вскоре показывается язык ледника, который остается слева. Можно выйти
и на левый берег ледника.
Перевал Кшемыш (2б, 4300 м.)
Перевал Кшемыш расположен в Туркестанском хребте между вершиной Кшемыш баши и скальным массивом Ак-терека. Он соединяет долину р.Кшемыш и верховья р.Ак-терек. Описание пути дается от верхних ночевок на морене ледника Кшемыш.
Перевал снежно-ледовый. Примерно 2/3 высоты от низа составляет снежно-ледовый склон, перерезанный посредине бергшрундом. Верхняя часть представляет собой сильно разрушенные скалы средней крутизной около 45º, см.Фото 16.
Подъем по фирну в кошках по заранее нарубленным ступеням занимает 40 – 60 мин. С этого места начинается наиболее трудный скальный участок. Скалы в этом месте довольно крутые. Навесили 1 веревку наполовину горизонтальных перил, для сбора группы и выхода на первые скалы, см. схему. Далее, до хорошо различимой большой скальной полки, еще одна веревка 40 метров и выход в начало полки. Один участок был настолько крут, что поднимались с использованием “жюмаров”. На подъеме произошла непредвиденная задержка, поскольку сверху начала спускаться группа из Пензы и мы пережидали их, опасаясь камнепада.
По скальной полке, на которой лежит осыпь, протянули 50 м. веревку горизонтальных перил и по ним ушли вправо, см.Фото 18. Полка очень широкая и идти по ней просто. После этого было навешено еще две веревки вертикальных перил, и поднялись почти до уровня седловины, однако несколько правее ее. Этот участок можно идти и в связках с попеременной страховкой, однако навряд ли это могло быть быстрее из-за опасности камнепада.
С этого места влево уходит еще одна хорошая скальная полка, которая практически выводит на седловину перевала, прямо к туру. Этот участок проходится в связках с одновременной страховкой. Скалы не сыпучие, много хороших зацепок, да и крутизна уменьшилась.
Общее время подъема на перевал, с учетом заранее сделанных в наиболее ответственных местах ступеней во льду и навешенной первой веревки, составляет 4 часа.
Обзор перевала ограничен. Седловина скальная, на перевале сделаны ночевки под две палатки. Вода внизу у снежника.
Спуск с перевала вначале идет по снежным склонам крутизной не более 15º
и через 30-40 мин. Выходит на камни конечной морены, речка при этом остается
слева. На морене тропы практически нет, и первая часть спуска идет по камням.
Практически до первого места, где можно ночевать – это еще около 1,5 часов хода,
мест для ночевок нет. Если есть хорошая трава, то нет воды (тропа идет высоко
над рекой). Мы остановились около небольшого озерка, в которое утыкается ледник
с перевала Матча II . От озера спуск вниз к реке, где видна хорошая тропа по
каменистому кулуару еще 45 мин. В этом месте чистая вода, можно ночевать. Еще
20 минут ходьбы по тропе и выходим к летовкам, под ледником Матча.
Перевал Матча 1 (2а, 4000 м.)
Перевал Матча 1 расположен в Туркестанском хребте между массивом пика Игла и вершиной Малая Матча, севернее которой располагается вершина Матча. Перевал связывает верховья Зеравшанского ледника с долиной р.Ак-терек.
Маршрут через перевал Матча 1 начинается у летовок чабанов. По узкой тропе туристы поднимаются на высокую левую береговую морену, с которой открывается вид на ледник. Его широкое поле сильно разорвано трещинами у правого берега, где оно ледопадом спускается в долину Ак-терека. У левого, трещины сужаются. За ледником Матча проглядывает и ледопад Игла. По острому гребню морены движутся до места, где каменная гряда сливается с поверхностью ледника, или спускаются с нее на ледник раньше и идут по телу ледника, где трещины легко обойти.
Через 2 часа подходим к последним поверхностным моренам левого берега ледника и делаем две площадки для палаток, см.Фото 21. Впереди на западе возвышается предперевальный снежно-ледовый склон в окружении скальных стен. В левой, по ходу, части склон ле6допаден, по центру и справа имеются скальные выходы. Во многих описаниях говорится, что справа имеются два скальных выхода, между которыми крутой снежно-ледовый участок, разорванный внизу бергшрундом. Во время нашего прохождения, вследствие малоснежного лета, правый участок был целиком скальным. И только еще правее его был крутой фирновый склон, выводящий на осыпные площадки над скальным выходом, см.Фото 21. От места ночлега до предперевального взлета еще 40 мин. Ходу.
За 40 мин. В кашках по широкому снежно-ледовому склону справа обошли скальные выходы и вышли на осыпи. От этого места
Нужно подниматься около 100 м. по заключительному, до 45º, фирновому взлету, после чего можно или выйти на снежно-ледовый перегиб и по нему выход на перевал, или выйти на скалы справа по ходу, и по ним, также, выйти на перевал. По скалам показалось более безопасно. Скалы хорошие, не сыпучие, сложены из больших серых плит. Таким образом, за 2,5 часа вышли на перевал несколько правее и выше основной седловины. Седловина снежная, а то место, куда мы вышли, представляет собой ровные площадки со мхом между скалами. Видны следы ночевок. С перевала очень хороший вид на Зеравшанский ледник (см.Фото 22, 23).
С перевала хорошо просматривается весь путь спуска. Слева снежник, а прямо вниз простые разрушенные скалы. Первые 50 м. шли по скалам, а затем перешли на снег. Снежник полого переходит на ледник, без трещин. Вскоре вышли на поверхностную морену Зеравшанского ледника. Спуск занимает 30 – 4- мин.
С этого места виден хорошо ледник Белый с его ледопадами и, в конце, в скальном хребте Зеравшанского хребта, просматриваются седловины Вост. и Зап. Дарапиозов, см.Фото 24.
Перевал Вост. Дарапиоз расположен в Зеравшанском хребте в верховьях ледника Белый, между пиком Игла и вершиной 4700 м. По леднику Белый путь идет среди сверкающих белизной вершин, ледниковых притоков и ледопадов, см Фото 24, 25. В начале подъема основное направление на в. 4700 м. Крутизна ступеней ледникового склона местами достигает 30º. В кашках, в связках все время обходим широкие и длинные трещины. Через 2,5 часа от Зеравшанского ледника выходим в заключительный цирк. Место для ночлега не очень удобное. Справа виден путь на перевал Зап.Дарапиоз, слева на Восточный. По ровному фирновому полю, правда с небольшим набором высоты, подходим к бергшрунду, см.Фото 26. Во время нашего прохождения сам перевал был почти весь скальный, а бергшрунд представлял собой ледовую стену высотой 5-6 метров перепада, без мостов. Справа со склонов пика Игла все время грохочут камнепады. Преодолев ледовую стенку, см.Фото 27, вышли к скалам и закрепили перила. Решили идти без рюкзаков, а рюкзаки вытянуть отдельно. Поскольку все шло параллельно, то задержки во времени из-за этого не было. В районе выхода к скалам, см.Фото 28 и схему, есть хорошие места для сбора всей группы.
От этого места выход на скальную полку влево на 1 веревку по простым скалам, правда сыпучим. По скальной полке наклонные перила 50. до снежно-ледового карниза. Страховка крючьевая. Затем вдоль карниза влево выход по скалам на седловину, в районе тура. Сама седловина снежная находится чуть ниже. Седловина широкая, в принципе на ней можно и ночевать.
Спуск вниз идет по широкому и не очень крутому склону до снежной перемычки с мульдой. Для подъема к перевалу Айланыш нужно повернуть влево к контрофорсу от пика Игла. Немного поднявшись вверх, попадаем на небольшое фирновое плато, на котором остановились на ночлег, см.Фото 29. Кругом снежные поля крутизной 10-15º.
Правда, эти поля были практически ледяными, так что площадки вырубали практически во льду.
Перевал Айланыш (2б, 4650 м.)
Перевал Айланыш расположен в том месте, где Алтайский хребет отходит от вершин Игла. Подъем на него от места ночлега идет по снежному полю крутизной 10-15º. Заключительный взлет скальный, но небольшой, всего метров 20. Лучше подниматься не влоб, а немного правее. Седловина перевала скальная, на ней и расположен тур. Однако с перевала еще уходит вверх снежный купол, и чтобы выйти на самую высокую точку нужно подниматься еще минут 5-10. Всего от места ночлега поднимались около 1 часа. С перевала отличный обзор на восток и массив пика Скалистый, см.Фото 30, 31.
Перед нами огромный снежно-ледовый купол (фото 31), который скрывает отрог, уходящий от Алайского хребта, вернее от пика Игла, на восток в долину реки Герез-су. Часть купола падает на ледник Игла, образуя его ледопады, часть сначала плавным потоком образует ледник Айланыш.
Сверху трудно отыскать верный спуск. Спускаясь прямо вниз, через некоторое время попадаем к большому уступу с перепадом метров 6-8, который протягивается через весь склон.
Если обходить ледовый купол справа, т.е. от перевала идти на восток, не теряя высоты, то, обойдя его, можно легко спуститься с верхней ступени ледника и подойти к ледопаду.
Через 1 час спуска выходим к началу ледопада, справа бараньи лбы. В библиотеке ЛКТ есть единственное описание спуска от этого места по бараньим лбам, скальным полкам, скальным кулуарам в обход ледопада слева. Мы сделали разведку этого пути, и он нам показался небезопасным. Сверху было видно, что ледопад в принципе проходим, наиболее вероятный проход по центру или слева. Начали спуск по ледопаду. Широко лавируя от центра к левому борту, в кошках и связках через 12 час спустились со второй ступени ледопада. В этом месте есть небольшое плато с маленьким ледовым озерком. Прямо по центру ледопад падает очень круто и представляет собой ледовый хаос, но есть удобный спуск по снежникам левого борта. Выходим к водопаду (в этом месте все время с ледника летят камни!) и далее прямо вниз до выполаживания ледника Айланыш, см.схему и фото 32. От этого места выходим на левобережную морену, по которой уже идет тропа и по тропе, за 1,5 часа спускаемся до летовок у места слияния реки Айланыш и Герез-су. Хорошее место для ночлега, чистая вода рядом кош, с гостеприимными хозяевами.
Техническая часть маршрута окончена. Остается спуск по реке. Раздаем излишки
продуктов, бензина и прочего местным жителям, встречаемся с другой Университетской
группой, которая ходила параллельно нам маршрут III кат. сложности и вместе
отправляемся вниз.
Часть III. Отход и отъезд.
По реке Ак-терек идет очень хорошая тропа по левому берегу, однако только через ее приток сразу за летовками есть мост, а дальше через все левые притоки мостов нет! За первый день прошли немного, очень жарко, и становились недалеко от сада с урюком в районе впадения реки Нооджайляу. От этого места река Ак-терек очень сильно разливается, разливы достигают 1 км. в ширину. Тропа идет высоко над берегом, иногда спускаясь к воде и снова взбираясь вверх. Недоходя 1 км. от завала находится первый прижим реки. Есть два пути: или переходить около 10-15 рукавов (в среднем глубина выше колена) на другой берег, где есть также тропа, или обходить прижим. Мы выбрали второй путь. Обход реки начинаем заходом в репку выше по течению метров 20-30 от прижим, стенкой. Выходим на отмель и по ней метров 200-300 вниз по течению, затем обратно на левый берег, см.Фото 33. В этом месте есть удобное место для ночлега, но лучше не сушиться, т.к. дальше река течет между деревьями и приводит ко второму прижиму. Тактика прохождения его аналогична первому. Хорошо, что вода не очень холодная, и дно ровное. Однако скорость большая, вода черная, так что масса острых ощущений.
Далее, поднявшись на завал, вышли на очень хорошую тропу и через 2 часа дошли до кишлака Зардалы, в котором и ночевали около арыка. По пути все время попадались урюковые и яблочные сады. Ночевали в начале кишлака, слева около небольших одиночных фруктовых деревьев.
Следующий день шли по хорошей тропе, вырубленной в скалах, примерно за 3 –
3,5 часа дошли до заброшенного сада, где уже иногда ходят машины, по крайней
мере, есть дорога.
От сада по очень пыльной дороге, без воды, еще километров 10 до кишлака Канн. В саду много яблок, урюка. К большому сожалению, машин не было, решили идти в надежде на попутную, да так и дошли до кишлака. Правда, первый Кишлак еще не Кан. От него до Канна еще 2 км. Почты нет, нет ее также и в Канне. Наиболее вероятная возможность уехать – это на почтовой машине. Но она едет не в Сох, а в райцентр Баткен /Киргизская ССР/. Так что мы в темноте доехали до Баткена. От Канна до Баткена на автомашине 3 часа езды. Ночевали в чайхане, недалеко от центра. В Баткене есть маленький аэропорт, откуда летают ЯК-40 во Фрунзе через Ош. Есть автостанция, рядом с базаром. От автостанции ходят автобусы в Исфару, через 30 мин. А также в Сох, через 2-3 часа. В Баткене есть ресторан, универмаг, книжный магазин, почта, междугородний телефон и прочее. От Баткена до Исфары автобус идет 40 мин. и привозит на окраину города Каннибадам, на автовокзал. От него на ж.д.вокзал ходит автобус, примерно через 2 часа.
Отправление поездов очень неудобное, мы опоздали. Например, скорый поезд Андижан-Москва № 33 отправляется в 8.40 Московского времени, а пассажирский 219 в 9.45. По местному времени это 11.40 и 12.45 соответственно. Билеты на станции Каннибадам достать легко.
Итоги путешествия.
Маршрут соответствует заявленной IV категории сложности и пройден без нарушений
и в сроки похода.
За время похода пройден /впервые в Ленинграде/ пер.Маяковского и нанесен на карту. Перевал очень интересный, с него очень хороший обзор, большая высота – 4700 м. в сочетании с малой технической сложностью /2а/. Кроме этого пройден новый спуск /по ледопаду/ с перевала Айланыш /2б/, и составлены подробные технические описания.
Поскольку данный поход был в составе сборов ЛГУ, то в целом группа получила больший объем информации о Матчинском горном узле. Были пройдены перевалы через хребты: Туркестанский, Ак-терек, Зеравшанский, Алайский.
Оправдали себя меры по ускорению акклиматизации /витамины, общефизические тренировки, график движения/, так что первый перевал 4700 м. группа прошла без признаков горной болезни.
За время путешествия было осуществлено фотографирование местных жителей и высланы фотографии.
Тактика прохождения маршрута представляется нам оптимальной, только можно было бы предложить вместо пер.Матча I пройти пер.Матча II /поскольку он менее хоженый/.
Руководитель похода /Михайлов Б.А./
П Р И Л О Ж Е Н И Е :
Список личного снаряжения.
№
Наименование
Общий вес
Вес носимого в
рюкзаке
1.
Рюкзак абалаковский
1,6
1,6
2.
Коврик пенопластовый
0,3
0,3
3.
Штормовка
0,8
-
4.
Брюки короткие штормовые
0,5
-
5.
Костюм тренировочный шесть
0,8
0,8
6.
Пуховка
1,8
1,8
7.
Форма-футбока трикотаж.
0,2
0,2
8.
Рубашка с длинным рукавом
0,3
-
9.
Шорты
0,3
0,3
10.
Шапочка шерстяная
0,1
0,1
11.
Шапочка легкая
0,1
-
12.
Ботинки отриконенные
3,0
-
13.
Кроссовки
0,6
0,6
14.
Носки шерстяные 3 п.
0,6
0,3
15.
Носки простые 3 п.
0,1
-
16.
Рукавицы рабочие
0,1
-
17.
Пояс-беседка
0,5
-
18.
Карабины, самостраховка
0,5
0,5
19.
Ледоруб
1,0
-
20.
Туалетные принадлежности
0,5
0,5
21.
Личная посуда
0,5
0,5
22.
Кошки
1,0
1,0
23.
Каска
0,4
-
24.
Фотоаппарат
1,0
1,0
25.
Очки темные
0,1
-
Итого: 16,5 кг. 8,9 кг.
Список группового снаряжения на 7 человек.
№
Наименование
Кол-во
Вес, кг.
Примечание
1.
Палатки перкалевые с
пологом и стойками
2
8,0
2.
Спальники коллективные
2
10,0
1 спальник состоит из 2-х или 3-х
состегивающихся 20 руб. немецких
спальников
3.
Кастрюля 8 л.
21
0,8
4.
Скороварка 8 л.
1
2,7
Система с резиновыми прокладками
5.
Веревка Ø 10 ìм. 40 м.
1
2,5
Все веревки окрашены в два цвета
6.
Веревка Ø 10 ìм. 50 м.
1
3,0
7.
Веревка Ø 10 ìм. 60 м.
1
3,5
8.
Крючья ледовые
10
1,0
Титановые, ледобуры
9.
Крючья скальные
10
0,5
Титановые швеллера и лепестки
10.
Карабины общественные
15
1,5
Титановые
11.
Молоток скальный
2
1,2
12.
Примус “Шмель” без
алюминиевой упаковки
2
1,6
13.
Канистры под бензин
емкостью 10 л.и 5 л.
2
0,5
Полиэтиленовые
14.
Аптечка мед.
компл.
1,5
15.
Ремнабор
компл.
1,0
16.
Фонари
3
1,0
17.
Бинокль 6 x
1
0,7
18.
Радиоприемник “Орбита-2”
1
0,5
19.
Стеклоткань 1 м2
1
0,3
20.
Высотомер
1
1,0
21.
Сумка полевая с
документами
1
1,4
22.
Спирт для разжигания
примусов
1 фл
1,00
23.
Бензин в первый день похода
15 л.
12
Итого: 56 кг.
Средний вес общественного снаряжения равен 8 кг.
Из них на 1 мужчину – 11 кг.
на 1 женщину – 4 кг.
Раскладка продуктов на 7 человек на 18 дней.
№
Наименование
Вес в гр.
1 чел/день
Калорий
Общий вес
1.
Галеты
29
90
3,7
2.
Сухари черные
49
147
6,0
3.
Печенье овсяное
38
163
4,8
4.
Хлебцы хрустящие
24
86
3,0
5.
Масло топленое
38
342
4,8
6.
Сыр “Чеддер”
24
103
3,0
7.
Сливки сухие
33
200
4,0
8.
Яичный порошок с сухим молоком
20
75
2,5
9.
Какао со сгущенным молоком
9
45
1,0
10.
Мясо сублимированное
25
200
3,1
11.
Колбаса т/к
24
120
3,0
12.
Печень трески
28
170
3,5
13.
Вобла сухая чищенная
10
20
1,2
14
Крупы: манка, гречка, рис, пшеничка,
геркулес, лапша яичная
165
550
20,4
15.
Картофельное пюре сухое
13
50
1,7
16.
Супы концентрированные
13
46
1,7
17.
Сахар
133
530
17,0
18.
Шоколад
20
138
2,5
19.
Чай
5
10
0,6
20.
Кофе, какао
8
33
1,1
21.
Изюм
28
120
3,5
22.
Козинак
28
140
3,5
23.
Чернослив
28
80
3,5
24.
Компот из сухофруктов
19
81
2,4
25.
Соль, специи
19
2,4
26.
Лук, чеснок
14
10
1,8
27.
Витамины разные
2
0,6
Итого: 842 гр. 3564 ккал. 109 кг.
Стоимость питания на 1 человека в день составляла 2,0 руб.
Коэффициент калорийности = 420.
Состав медицинской аптечки.
№
Наименование
кол-во
Назначение
1.
Анальгин
2 п.
При болях внутренних органов, головной
и зубной боли.
2.
Цитрамон
2 п.
При головной боли (в период акклиматизации).
3.
Валидол
1 п.
При сжимающих болях в сердце, помогает при
одышке, сердцебиении и дурнотном состоянии.
4.
Анестезин
1 п.
При болях в желудке.
5.
Энтеросептол
1 п.
При расстройстве желудка.
6.
Стрептоцид
3 п.
При простудах.
7.
Тетрациклин с нистатином
1 п.
При простудах и фурункулах.
8.
Феноксиметилпенницилин
1 п.
При простудах, если не помогает тетрациклин.
9.
Димедрол
2 п.
При ожогах и нервном состоянии; применяется как снотворное в случае затрудненной акклиматизации.
10.
Аэрон
1 п.
При дурнотном состоянии на высоте или при переезде на транспорте.
11.
Витамин В15
1б.
Для ускорения процессов акклиматизации.
12.
Папазол
1 п.
При повышении давления.
13.
Раствор альбуцида
1б.
Капли в глаза при ожогах слизистой оболочки.
14.
Синтомициновая эмульсия 10%
1б.
При ожогах, потертостях, нагноениях.
15.
Випратокс
1 т.
Растирание при ушибах и растяжениях.
16.
Раствор йода
1б.
Дезинфицирующее средство.
17.
Перекись водорода
1б.
Для промывки ран, снимает отек, останавливает кровотечение.
18.
Марганцовка
1б.
Дезинфицирующее, может использоваться вместо энтеросептола при расстройстве желудка.
19.
Бинты марлевые
6 шт.
Для перевязки.
20.
Бинт эластичный
1 шт.
Для снятия напряжения связочного аппарат при ушибах и растяжениях.
21.
Вата
2 п.
Для перевязок.
22.
Лейкопластырь
1 п.
Для заклеивания мелких ран.
23.
Лейкопластырь бактерицидный
15 шт.
Для заклеивания мелких ран и потертостей.
24.
Градусник
1
25.
Марля
2 м.
Для защитных масок.
26.
Крем “Луч”
3 т.
От загара.
27.
Шприц с набором ампул:
В экстренном случае (!)
Кофеин
1 мл
Стимулирует дыхание и ослабляет депрессию.
Пипальфен
1 мл
Для снятия судорог, снотворное.
Кордиамин
1 мл
Стимулирует сердечную деятельность.
Эуфиллин
1 мл
Стимулирует функцию печени.
Эфедрин
1 мл
Устранение острой гипотонии.
Анальгин
2 мл
Болеутоляющее.
Новокаин
5 мл
2% для новокаиновых блокад, местная анестезия.
Общий вес аптечки с коробкой – 1,5 кг.
Стоимость, без учета ампул – 9 руб.
Смета расходов на 1 человека.
1. Железнодорожный проезд: г.Ленинград – г. Каннибадам - 33 руб.