|
Центральный Алтай, 1995
ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ г.ЕКАТЕРИНБУРГА
ОТЧЕТ
о горном путешествии пятой категории сложности
по Центральному Алтаю,
совершенном с 16 июля по 13 августа 1995 года
Маршрутная книжка: N 26/95
Руководитель: А.Б.Бутырин
Адрес руководителя: 624130,
г.Новоуральск Свердловской области
ул. Первомайская, дом 29, кв. 31.
г.Новоуральск, 1995г.
Исходный вариант отчета находится на
сайте Новоуральского клуба туристов
СОДЕРЖАНИЕ
- Справочные данные о маршруте
- Состав команды
- Сведения о районе маршрута
- Организация мероприятия
- График движения. Схема маршрута. Перечень перевалов и других объектов
- Техническое описание маршрута
- Материальное обеспечение
- . Смета расходов
- Литература
Район: Центральный Алтай, Катунский хребет.
Маршрут: г. Усть-Каменогорск - п. Берель - пер. Сурикова (2Б,
3250) - пер. Молодых специалистов (2Б, 3470) - пер. Барнаульский (3А,
3900) - пер. Катунский (2Б, 3800) - в. Белуха Вост. (2Б, 4506) - пер.
ТКТ (3А, 4115) - пер. Делоне (2Б, 3400) - п. Тюнгур - г.
Горно-Алтайск.
Протяженность маршрута: 160,8 км.
Продолжительность мероприятия на активной части маршрута: 19
дней из них 3 дневки.
Время проведения мероприятия: с 16 июля по 13августа 1995 г.
Вид туризма: горный
Категория сложности: пятая
Маршрут рассмотрен: зональной МКК г.Екатеринбурга
Маршрутная книжка: N 26/99
Полномочия МКК, рассмотревшей маршрут: 157-00-5556555
N | Ф. И. О. | Год рождения |
Обязанности | Спортивный опыт |
1. | Бутырин Александр Борисович |
1961 | руководитель | 5ГУ Памир 1991-92г.г.
4ГР С.Тянь-Шань 1994г. |
2. | Голубин Владимир Анатольевич |
1968 | завхоз | 4ГУ С.Тянь-Шань 1994г. |
3. | Талапин Евгений Васильевич |
1952 | ремонтник | 4ГУ С.Тянь-Шань 1994г. |
4. | Отавин Николай Александрович |
1948 | фотограф | 4ГР Памир 1991г. |
5. | Шувалов Владимир Николаевич |
1960 | отв. за фин. дела | 3ГУ Ц.Алтай 1993г. |
6. | Ушаков Александр Евгеньевич |
1965 | отв. за примусное х-во | 5ГУ Памир 1991г. |
См. литературу.
Высокогорные перевалы: "Перечень классифицированных перевалов
высокогорных районов СССР" Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990.
- 576с. (Б-чка самодеятельного туриста). С. 536-547.
Команда была сформирована на базе горной секции с/к "Кедр"
г.Новоуральска (Бутырин, Голубин, Талапин). Были привлечены туристы
г.Екатеринбурга (Отавин, Шувалов) и г.Мегион Тюменской области
(Ушаков). Члены команды хорошо знают друг друга по тренировкам и
предыдущим мероприятиям, так что проблемы психологической
совместимости и слаженности в работе на маршруте практически не
стояли. Предпоходная подготовка включала в себя индивидуальные и
командные тренировки по общефизической и специальной подготовке, а так
же участие в соревнованиях различного уровня по туристскому
многоборью.
Целью мероприятия было прохождение спортивного, технически
насыщенного маршрута. При планировании маршрута в него были включены
перевалы редко или совсем непосещаемые Екатеринбургскими туристами,
такие как пер. Сурикова (2Б, 3250), пер. Молодых специалистов (2Б,
3470), пер. Барнаульский (3А, 3900), пер. Тронова (3А, 3800).
Все изменения основного варианта были связаны с неблагоприятными
погодными условиями. Так на прохождение акклиматизационного кольца
пер. Сурикова (2Б, 3250) - пер. Молодых специалистов (2Б, 3470)
планировалось 4 дня вместе с резервными, в действительности
потребовалось 6 дней. Из-за непогоды команде практически дважды
пришлось подниматься на пер. Молодых специалистов (2Б, 3470) (см.
техническое описание). Всвязи с этим, маршрут был пересмотрен таким
образом, чтобы сохранив сложность и техническую насыщенность, сделать
его более компактным, т.е. спланировать так, чтобы сэкономить дни на
подходах-отходах к перевалам, тем самым войти в график движения и
создать резерв на пережидание непогоды.
Изменения заявленного маршрута отражает таблица 2.
Дни |
Заявленный маршрут |
Пройденный маршрут |
1. |
оз.Язевое - р.Катунь |
оз.Язевое - р.Катунь |
2. |
р.Катунь - верховья р.Катунь |
р.Катунь - р.Капчал |
3. |
рад.выход на Вост. ветвь лед.Катунский |
пер.Сурикова (2Б,3250) |
4. |
подход под пер.Сурикова |
изучение подходов к пер.Молодых специалистов. |
5. |
пер.Сурикова(2Б,3250) |
пер.Молодых специалистов (2Б,3470) (рад. из-за непогоды) |
6. |
пер.Молодых специалистов (2Б,3470) |
дневка из-за непогоды |
7. |
дневка |
пер.Молодых специалистов (2Б,3470) |
8. |
подход под пер.ТКТ |
лед.Черный-р.Катунь |
9. |
пер.ТКТ (3А,4115) + пер.Бол. Берельское седло (3А,3520) |
подход к лед.Катунский |
10. |
подход под пер.Катунский |
подход под пер.Барнаульский |
11. |
пер.Катунский (2Б,3800) |
пер.Барнаульский (3А,3900) |
12. |
пер.Барнаульский (3А,3900) |
пер.Катунский (2Б,3800) |
13. |
дневка |
лдп.Вост. ветви лед.Катунский |
14. |
подх. под пер.Тронова |
восх. на в.Белуха Вост.(2Б,4506) |
15. |
пер.Тронова(3А,3800) |
пер.ТКТ(3А,4115) |
16. |
пер.Делоне(2Б,3400) |
пер.Делоне(2Б,3400) |
17. |
рад.выход под Аккемскую стену, под пер.Памяти Новокузнецких туристов |
дневка из-за непогоды |
18. |
лед.Аккемский-оз.Аккемское |
лед.Аккемский-р.Аккем |
19. |
оз.Аккемское-р.Аккем |
р.Аккем-пос.Тюнгур |
20. |
р.Аккем-пос.Тюнгур |
|
Дни пути |
Дата |
Участок дневного перехода |
Протяженность, км. |
Способ передвижения |
Ходовое время (чистое), ч.,мин. |
Характер пути |
Метеоусловия |
|
16-18.07. |
г.Екатеринбург - г.Усть-Каменогорск |
|
поезд |
|
|
|
|
19.07. |
г.Усть-Каменогорск-
г.Зыряновск-
п.Катон-Карагай-
п.Берель-оз.Язевое |
|
автомашина
автобус
автомашина |
|
|
|
1. |
20.07. |
оз.Язевое-р.Катунь |
20,5 |
пешком |
4ч.20м. |
лесная дорога,
заболоченная тропа |
пасмурно, кратковрем. дожди |
2. |
21.07. |
р.Катунь-р.Капчал |
15,0 |
пешком |
3ч.40м. |
тропа, переправа через р.Катунь |
перем. облачность, солнечно |
3. |
22.07. |
р.Капчал - пер.Сурикова (2Б,3250) |
9,5 |
пешком |
9ч.10м. |
морена, ледник, скалы |
перем. облачность, солнечно |
4. |
23.07. |
полудневка, рад. выход на лед. Мюшту-Айры, изучение подходов к пер. Молодых специалистов |
5,4 (6,0) |
пешком |
3ч. |
ледник, морена |
перем. облачность, солнечно |
5. |
24.07. |
подъем на пер.Молодых специалистов (2Б,3470) (из-за непогоды - радиально) |
0,8 (1,6) |
пешком |
6ч. |
ледник, скалы |
перем. облачность, дождь |
6. |
25.07. |
дневка из-за непогоды |
- |
|
|
|
дождь, низкая облачн. |
7. |
26.07. |
пер.Молодых специалистов (2Б,3470) - лед.Черный |
3,7 (4,5) |
пешком |
5ч.40м. |
ледник, скалы, морена |
низкая облачн, во 2-й половине дня дождь |
8. |
27.07. |
лед.Черный-р.Катунь |
9,8 |
пешком |
3ч.40м. |
ледник, морена, травянистый склон |
перем. облачность, кратковр. дожди |
9. |
28.07. |
полудневка, подход к лед. Катунский |
2,5(7,2) |
пешком |
2ч. |
заболоч. тропа, старая морена |
перем. облачность, кратковр. дожди |
10. |
29.07. |
подход под пер. Барнаульский |
5,4 |
пешком |
3ч. |
морена, ледник |
перем. облачность, кратковр. дожди |
11. |
30.07. |
пер. Барнаульский (3А,3900) - лед. Бол.Берельский |
4,8 |
пешком |
6ч.20м. |
ледник, скалы, осыпь |
перем.обл., солнечно, днем кратковр. дождь |
12. |
31.07. |
пер. Катунский (2Б,3800) - лед. Катунский |
3,0 |
пешком |
4ч.40м. |
ледник, скалы |
перем.обл., солнечно, вечером кратк. дождь |
13.
|
1.08. |
прохождение ледопада Вост. ветви лед. Катунский |
3,0 |
пешком |
4ч.40м. |
ледопад |
перем.обл., солнечно, вечером кратк.осадки |
14. |
2.08. |
восхождение на в. Белуха Вост. (2Б,4506) |
4,6(9,2) |
пешком |
8ч. |
закрытый ледник, сн.-лд. гребень |
перем.обл., солнечно, во 2-й половине дня гроза, снег |
15. |
3.08. |
пер.ТКТ (3А,4115) |
1,0(1,6) |
пешком |
3ч.10м. |
закрытый ледник, лавиноопасность |
перем.обл., солнечно, во 2-й половине дня гроза, снег |
16. |
4.08. |
спуск с пер.ТКТ (3А,4115) - лед. Менсу (Вост. плато)-
пер. Делоне (2Б,3400) - лед. Аккемский |
9,5 |
пешком |
4ч.40м. |
ледник |
перем.обл., солнечно, во 2-й половине дня гроза, снег |
17. |
5.08. |
дневка из-за непогоды |
- |
|
|
|
переменная облачн., дождь |
18. |
6.08. |
лед. Аккемский - оз.Аккемское - р.Аккем |
21,5 |
пешком |
5ч.40м. |
ледник, морена, тропа |
переменная облачн., кратковр. дожди |
19. |
7.08. |
р.Аккем - пос.Тюнгур |
40,8 |
пешком |
8ч.20м. |
тропа, проселочная дорога |
переменная облачн., кратковр. дожди |
|
8.08. |
п.Тюнгур-г.Горно-Алтайск |
|
автомашина |
|
|
|
|
9-10.8. |
отдых в г.Горно-Алтайск |
|
|
|
|
|
|
11-13. |
г.Горно-Алтайск-г.Бийск |
|
автобус |
|
|
|
|
|
г.Бийск-г.Екатеринбург |
|
поезд |
|
|
|
ИТОГО: 160,8 (172,9) км
16 ходовых дней
3 дневки
ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРЕВАЛОВ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ
N |
Наименование |
к.с. |
м. |
|
N |
Наименование |
к.с. |
м. |
1. |
КСП-Аккем |
|
|
40. |
в. Акоюк |
|
3670 |
2. |
г. Ярлу |
|
3370 |
41. |
в. Брони |
|
3291 |
3. |
Семинарский |
1Б |
3000 |
42. |
Студентов |
1А |
3000 |
4. |
Звездочка |
1Б |
2900 |
43. |
Высоцкого |
3Б |
3670 |
5. |
Новосибирцев |
2А |
3240 |
44. |
в. 50 лет КПСС |
|
3972 |
6. |
лед. Плоский |
|
|
45. |
Крепость |
2Б |
3050 |
7. |
Карачик |
1Б |
3000 |
46. |
Туристов |
1Б |
3300 |
8. |
Волга |
2А |
3280 |
47. |
50 лет КПСС |
2А* |
3200 |
9. |
Менсу |
1Б |
3190 |
48. |
Солнца |
1Б |
3000 |
10. |
Караоюк |
2Б |
3500 |
49. |
Веселый |
1Б |
3000 |
11. |
Надежды |
1А |
2870 |
50. |
Коккольский |
1Б |
2970 |
12. |
Дружба |
1Б |
3340 |
51. |
Олимпийский |
1Б |
3000 |
13. |
Делоне |
2Б |
3400 |
52. |
Цирк |
2А |
3000 |
14. |
Томские стоянки |
|
|
53. |
Титова |
2А |
3220 |
15. |
в. Делоне |
|
4070 |
54. |
Каратюрек |
1А |
3060 |
16. |
Аккемская стена |
3Б |
4100 |
55. |
Северная стена |
|
|
17. |
в. Западная Белуха |
|
|
56. |
СИП |
2А |
3600 |
18. |
Белухинский |
2Б |
4506 |
57. |
Аккем |
1Б |
3340 |
|
через в. Вост. Белуха |
|
|
58. |
Рига-Турист |
1Б |
2850 |
19. |
Шукшина |
2Б |
4370 |
59. |
Буревестник |
2А |
2900 |
20. |
Берельское Седло |
3А |
3520 |
60. |
Рижский |
н/к |
2600 |
21. |
стоянка Балкон |
|
|
61. |
Клюева |
2Б |
3500 |
22. |
ТКТ |
3А |
4115 |
62. |
Сурикова |
2Б |
3250 |
23. |
Катунский |
2Б |
3800 |
63. |
Капчальский В. |
1Б |
3210 |
24. |
Барнаульский |
3А |
3900 |
64. |
Капчальский З. |
2А |
3118 |
25. |
Крыленко |
2Б |
4200 |
65. |
Иолдо-Айры |
1А |
2850 |
26. |
в. Мюштуайры |
|
3750 |
66. |
Немыцкого З. |
1А |
2950 |
27. |
Вектор |
3Б |
4050 |
67. |
Немыцкого Ю. |
1А |
3050 |
28. |
Зап. фирновое плато |
|
|
68. |
Мрия |
2А |
3000 |
29. |
Памяти Новокузнецких
туристов |
3Б |
4050 |
69. |
Обской |
1А |
3100 |
30. |
Молодых
специалистов |
2Б |
3450 |
70. |
Кони-Айры |
2А |
3125 |
31. |
Корастылева |
1Б |
|
77. |
Текелюшка |
1А |
3100 |
32. |
в. ХХ-летия Октября |
|
4178 |
78. |
Ярлу-Боч |
н/к |
2800 |
33. |
ХХ-летия Октября |
3А |
4178 |
79. |
Сулу-Боч |
н/к |
2940 |
34. |
в. Рериха |
|
3492 |
80. |
Трудный |
2Б |
3150 |
35. |
Урусвати |
2Б |
3550 |
81. |
Кучерявый |
1Б |
3600 |
36. |
Рериха |
2Б |
3600 |
82. |
Динамо |
1А |
2860 |
37. |
Гималайский |
2Б |
3600 |
83. |
Тронова |
3А |
3800 |
38. |
Дивногорцев |
2А |
3420 |
84. |
р. Текелюшка |
|
|
39. |
Такмак |
2А |
3400 |
88. |
Иолдо-Айры Ц. |
1А |
2900 |
6.1. Перевал Сурикова (2Б, 3250)
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта,
соединяет лед. Капчальский с лед. Мюшту-Айры.
2. Характер перевала: с юга - снежно-ледовый, с севера -
скально-ледовый.
3. Описываемый участок: р. Капчал - лед. Мюшту-Айры (цирк пер.
Молодых специалистов).
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6
шт., веревка основная 3х50 м., крючья ледовые 6 шт., расходные петли 5
шт., крючья скальные 4 шт., скальный молоток 1 шт.
N |
Участок |
Крутизна, град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
р.Капчал-начало морены. |
10 |
2000 |
30мин. |
Высокая, густая трава. Заболоченные участки. |
2. |
Морена (фото 2). |
10 |
3200 |
2ч.10м. |
Морена. Средняя и крупная осыпь.
Вначале придерживаясь левого (по ходу) склона цирка, затем по
центру к скальному массиву, разделяющему ледник. |
3. |
Ледник. |
10 |
3000 |
1ч.30м. |
Оставляя скальный массив справа,
выходим на ледник. Ледник без трещин, снег до 20 см. Движение с
индивидуальной страховкой. Направление движения - на нунатак (фото
3). |
4. |
Перевальный взлет. |
45-50 |
300 |
1ч. |
Перевал представляет собой две
снежно-ледовые перемычки, разделенные скальной вершиной.
Поднимаемся на правую по ходу. Внизу бергшрунд, преодолевается по
снежному мосту. Подъем в связках с попеременной страховкой через
ледоруб, снег до 20 см. Седловина - узкая скальная перемычка. Тур
на скалах слева (фото 4) |
5. |
Спуск (фото 5,6). |
|
|
|
|
5.1 |
Скальный кулуар. |
45
до 70 |
220 |
1ч.30м. |
От тура косой дюльфер влево 50 м. до скального кулуара. Вдоль кулуара
дюльфер 4х50 м. Крепление перил за петли (5 шт.) через ск. выступы
или ск. крючья (2х2 шт.). Внизу кулуар расширяется, скалы
приобретают характер "бараньих лбов". Выход на снежный
склон. |
5.2 |
Снежно-ледовый склон. |
45-50 |
700 |
2ч.30м. |
Спуск по снежно-ледовому желобу
(где рациональнее и безопасней - вдоль него по склону) вначале
вдоль левых по ходу скал, затем по центру склона. Движение в
связках с попеременной страховкой через ледоруб или ледовые крючья.
В нижней части склона полузасыпанный бергшрунд, преодолевается по
лавинным конусам. Спуск до безопасного места на леднике под
перевалом. |
Примечания:
1. Утром после спуска наблюдали сход довольно большой лавины по
пути движения команды на снежно-ледовом склоне.
2. Группа, неожиданно для себя, только на следующий день,
разобравшись на местности с расположнием перевалов Молодых
специалистов, Герда, поняла, что перевал Сурикова не правильно
обозначен на схеме маршрута (Алтай. Катунский хребет. Туристская
карта. ГУГК СССР. Омск, 1990). Перевал Сурикова (2Б, 3250) находится
восточнее северного отрога, находящегося восточнее вершины 3494 м. Это
хорошо видно на фото 6.
3. Частоту прохождения перевала характеризует то, что снятая
записка пролежала в туре 5 лет.
4. В записке, обнаруженной в туре, перевал назван "Сева".
6.2. Перевал Молодых специалистов (2Б, 3470)
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта,
соединяет лед. Мюшту-Айры и западную ветвь лед. Черный.
2. Характер перевала: с запада - скально-ледовый, с востока -
снежно-осыпной.
3. Описываемый участок: лед. Мюшту-Айры (цирк пер.Молодых
специалистов) - р.Катунь.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6
шт., веревка основная 3х50 м., крючья скальные 10 шт., скальный
молоток 1 шт., фрэнды 3 шт.
N |
Участок |
Крутизна, град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
Подъем на перевал. |
|
|
|
Ориентиром подъема на перевал
является характерный скальный зуб и небольшой снежник на
перевальной седловине (рис. 1, 2; фото 4). |
1.1 |
Снежно-ледовый взлет. |
35-40 |
200 |
50 мин. |
Подходим по закрытому леднику.
Внизу засыпанный лавинами бергшрунд. Подъем по снегу до скального
контрфорса, затем вдоль него справа до скально-осыпного "островка".
Далее в верх снежно-ледового склона к сильно-разрушенным скалам
справа (рис. 2; фото 4). Движение одновременное в
связках. |
1.2 |
Скальная полка. |
45 |
25 |
30 мин. |
По скальной, сильно-разрушенной
полке - вправо до соседнего снежного кулуара. Движение в связках с
попеременной страховкой через фрэнды. |
1.3 |
Снежный кулуар. |
40 |
50 |
20 мин. |
Подъем в начале вдоль
левого края, затем выход под контрфорс справа. Движение в связках с
попеременной страховкой через ледоруб. |
1.4 |
Скальный контрфорс. |
до 60 |
30 |
30 мин. |
Поднимаемся на скальный
контрфорс. По нему вправо по полке до соседнего скально-осыпного
кулуара. Движение в связках с попеременной страховкой. |
1.5 |
Скальный кулуар (фото 7). |
до 70 |
100 |
60 мин. |
По скальному кулуару, выбирая
оптимальный путь, используя боковые полки. Движение в связках с
попеременной страховкой через скальные крючья, фрэнды. В верхней
части лазание становится более сложным из-за увеличивающейся
крутизны. Встречаются ранее оставенные петли и крючья, которые
используем после предварительной проверки. |
1.6 |
Скальная стенка. |
90 |
10 |
40 мин. |
Лазание сложное. Первый участник
без рюкзака навешивает перила (3 точки промежуточной страховки,
фрэнды). Наверху небольшая полка для 2-х человек. Участники
поднимаются на жумарах с верхней страховкой, рюкзаки вытягиваются
отдельно. |
1.7 |
Скальный кулуар |
45 до 70 |
40 |
30 мин. |
Первый участник без рюкзака
вешает перила (на участке 1.6, 1.7 были навешаны 50 м. перил, с
организацей промежуточной станции выше стенки для вытягивания
рюкзаков), остальные - подъем по перилам с помощью жумара. В
верхней части скалы приобретают характер бараньих лбов. |
1.8 |
Выход на седловину |
35-45 |
50 |
20 мин. |
Рельеф выполаживается. Из кулуара
выходим вправо по скальной полке. Движение с индивидуальной
страховкой. Выходим на снежник, по нему влево к скальному зубу на
седловине. Седловина - узкая скальная перемычка. Тур в центре у ск.
зуба (фото 8). |
2. |
Спуск на лед. Черный. |
35 |
250 |
20 мин. |
Вверху крупная осыпь. Возможно
падение камней. Далее снежник с выходами льда. Ниже снега
становится больше - 20-30 см. Спуск с индивидуальной страховкой.
Перед выходом на ледник - полузасыпанный бергшрунд, преодолевается
в связках с попеременной страховкой. |
3. |
Лед. Черный (фото 9). |
10-15 |
4200 |
1ч.40м. |
Спуск справа по ходу ледника.
Слева ледопад. По осыпи между бараньими лбами (крутизна до
40о) спускаемся на основное тело лед. Черный. Ледник
открытый, трещин мало. Двигаемся вдоль правой боковой
морены. |
4. |
Альпийские луга. |
5 |
2400 |
20 мин. |
В районе старой конечной морены
переправляемся через речку на левый берег. Спускаемся в зону
альпийских лугов. Богатое разнотравье. Встречаются заболоченные
участки. |
5. |
Спуск к р.Катунь |
35 до 45 |
1200 |
40 мин. |
Спуск к р.Катунь по крутому
травянистому склону. Очень высокая трава. Переправа через р.Катунь
- в брод, стенкой чуть выше по течению (50 м.). |
Примечания:
1. Команда поднималась на перевал практически дважды (см. график
движения, табл. 3). В первый раз группа поднялась до скальной стенки
(участок 1.6, см. описание). Погода окончательно испортилась, пошел
сильный дождь. Подождав под тентом на полке и видя бесперспективность
изменения погоды, мы приняли решение спуститься вновь на лед.
Мюшту-Айры. Было провешено и оставлено на маршруте 150 м. перил
(веревок хватило почти что до скальной полки - участок 1.2 описания),
далее спуск осуществлялся с индивидуальной страховкой. Через день,
после пережидания непогоды, группа поднялась по оставленным перилам до
скальной стенки и далее благополучно прошла перевал.
2. Частота прохождения перевала 1 раз в 1-2 года.
3. Была снята записка туристов из г.Москвы от 13.08.93г. Хотелось
бы процитировать несколько строк руководителя этой группы: "Я готов
плюнуть в морду тому, кто назвал этот перевал 2Б . . ."
4. Мы не рекомендуем включать подъем на пер. Молодых специалистов с
лед. Мюшту-Айры командам, планирующих горные маршруты 4 к.с.
6.3. Перевал Барнаульский (3А, 3900)
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта,
соединяет Вост. ветвь лед. Катунский и лед. Большой Берельский.
2. Характер перевала: скально-ледовый.
3. Описываемый участок: верховья р. Катунь - лед. Бол. Берельский.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы (айсбайли) 6 шт.,
каски 6 шт., веревка основная 3х50м., крючья скальные 6 шт., скальный
молоток 1 шт., фрэнды 3 шт., петли расходные 5 шт.
N |
Участок |
Крутизна, град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
Подход под перевал: верховья
р.Катунь-боковая морена-Вост. ветвь лед.Катунский (фото
10). |
до 20 |
5400 |
3 ч. |
Вдоль левого берега р.Катунь тропа. Недоходя
языка лед.Катунский поднимаемся на склон долины, ориентируясь на
острый моренный гребень. Подъем по средней и крупной осыпи. На
гребне морены - тропа. Гребень узкий, местами тропа нарушена. Слева
(по ходу) нижний ледопад Вост. ветви лед.Катунский. После того как
ледник выполаживается, гребень переходит в обычную боковую морену.
Справа широкий цирк пер.Кучерявый. Делаем переход по боковой морене
под пер. Барнаульский. |
2. |
Подъем на перевал (фото 11). |
|
|
|
Пер.Барнаульский традиционного перевального
цирка-кара не имеет. Ориентироваться следует на мощный кулуар в
хребте и такой же мощный вынос разрушенных горных пород на снежном
склоне, севернее вершины отделяющей цирк
пер.Кучерявый. |
2.1 |
Снежно-ледовый склон |
30-40 |
200 |
40 мин. |
От боковой морены
поднимаемся по снежно-ледовому склону левее выноса разрушенных
горных пород. Подходим под кулуар. Кулуар имеет вид каньона с
отвесными стенами, по дну которого течет небольшой ручей.
Ориентируемся на скальный контрфорс слева (по ходу) кулуара. Скалы
отделены от ледника ранклюфтом, который преодолеваем в наиболее
узком месте. |
2.2 |
Скальный контрфорс |
70 |
50 |
40 мин. |
Выходим на скальную
полку выше ранклюфта. Далее идут крутые сильноразрушенные скалы.
Первый участник без рюкзака вешает перила. Остальны поднимаются по
перилам вместе с рюкзаками. |
2.3 |
Скально-травянистый склон |
до 60 |
200 |
1 ч. |
Склон сильно изрезан
малыми кулуарами. Двигаемся вдоль основного желоба на расстоянии
10-30 м. с индивидуальной страховкой по оптимальному пути подъема.
Крутые скальные участки чередуются довольно большими травянистыми
площадками. В верхней части по полке заходим в основной
кулуар. |
2.4 |
Выход на контрфорс. |
до 70 |
150 |
1ч.10м. |
Движение по кулуару
проблематично, поэтому ориентируемся на контрфорс слева по ходу.
Крутые участки становятся более протяженными. Движение в связках с
попеременной страховкой через выступы, фрэнды, ск.крючья. Выходим
на плечо контрфорса. |
2.5 |
Скально-осыпной кулуар - выход на
седловину. |
30 |
150 |
40 мин. |
По скалам имеющих характер бараньих
лбов выходим на плечо контрфорса, а уже с него заходим вновь в
кулуар. В верхней части кулуар не имеет вид каньона, носит
скально-осыпной характер. Много подвижных камней, возможно их
падение. Седловина - узкая скальная перемычка, тур в центре (фото
12). |
3. |
Спуск с перевала (фото 13). |
45 |
250 |
50 мин. |
Спуск с перевала представляет собой
снежно-ледовый кулуар, подрезанный внизу бергшрундом. Спуск по
перилам дюльфером вдоль левых по ходу скал. |
4. |
Лед. Бол.Берельский (фото 14). |
10 |
3500 |
1ч.20м. |
Спускаемся на ледник. В цирке
пер.Барнаульский ледник закрытый, ниже - открыт. Выходим на
основное тело лед. Бол.Берельский. Двигаемся вдоль морены ледника к
цирку пер.Катунский. |
Примечание:
Частота прохождения перевала крайне редкая. Снятая записка
пролежала в туре 5 лет.
6.4. Перевал Катунский (2Б, 3800)
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта,
соединяет лед. Большой Берельский и Вост. ветвь лед. Катунский.
2. Характер перевала: с востока - снежно-ледовый, скальный,
с запада - скально-осыпной.
3. Описываемый участок: лед. Бол.Берельский - Вост. ветвь лед.
Катунский.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы (айсбайли) 6 шт.,
каски 6 шт., веревка основная 3х50м., крючья скальные 6 шт., крючья
ледовые 4 шт., ск. молоток 1 шт., фрэнды 3 шт., петля расходная 1 шт.
N |
Участок |
Крутизна,
град. |
Длина,
м. |
Время,
ч.,мин. |
Характер
пути |
1. |
Подход под перевальный взлет (фото 14). |
до 30 |
1000 |
1ч.20м. |
От морены
лед.Бол.Берельский заходим в цирк пер.Катунский. Подход
осушествляется по леднику. Ледник сильно разорван и по своей
структуре местами близок ледопаду. Движение по центру ледника ближе
к левому (по ходу) краю в связках, в потенциально опасных местах -
с попеременной страховкой. |
2. |
Подъем на перевальный взлет (фото 15). |
|
|
|
Седловина перевала ярко выражена, находится в южной части цирка. |
2.1 |
Снежно-ледовый склон. |
30-40 |
200 |
40 мин. |
В нижней части снежно-ледового
склона бергшрунд с разрывом краев до 1,5 м. Преодолевается в
связках с попеременной сраховкой по снежному мосту. Далее по
снежному желобу так как же в связках с попеременной страховкой. В
верхней части, при подходе к скалам крутизна увеличивается до
50о, характер склона становится ледовым. Организуем
станцию с накопительными перилами на границе льда и скал не на
максимально верхней части склона, а примерно в 15-20 м. ниже и
правее (по ходу), чтобы избежать падающих камней при подъеме
участников по скалам. Последние 15-20 м. льда первый участник
проходит без рюкзака и сразу же выходит на скалы. |
2.2 |
Скалы - выход на седловину. |
до 80 |
30 |
50 мин. |
Скалы средней сложности. Первый
участник поднимается без рюкзака с нижней страховкой. Наверху
организует перила и верхнюю страховку. Остальные участники
поднимаются с рюкзаками, используя жумары. Верхняя страховка
облегчает движение по вертикальным перилам. Перевальная седловина -
сильноразрушенные скалы. Тур на большом камне в центре (фото
17). |
3. |
Спуск с перевала (фото 18). |
до 30 |
300 |
50 мин. |
Спуск по скально-осыпному кулуару
прямо вниз от тура. Движение с индивидуальной страховкой, однако в
нижней части кулуара крутизна несколько увеличивается, поэтому
целесообразно повесить перила (30 м.). На всем протяжении спуска
возможны камнепады. При выходе на ледник - засыпанный бергшрунд,
который преодолеваем с попеременной страховкой. |
4. |
Восточная ветвь лед. Катунский. |
10 |
900 |
60 мин. |
В связках спускаемся на основное
поле ледника. Ледник довольно сильно разорван. Обходя трещины и
преодолевая их по снежным мостам, подходим под ледопад. |
Примечение:
Частота прохождения перевала 1 раз в 1-2 года.
6.5. Верхний ледопад Восточной ветви лед. Катунский
1. Описываемый участок: лагерь под ледопадом - лагерь выше "балкона".
2. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., веревка
3х50 м., крючья ледовые 6 шт.
N |
Участок |
Крутизна, град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
Лагерь под ледопадом - средняя часть ледопада (фото 19, 20). |
30 |
800 |
1ч.30м. |
Подъем по центру
ледопада по оптимальному пути в обход трещин. Движение в связках,
на потенциально опасных участках - с попеременной
страховкой. |
2. |
Выход на склон Раздельного гребня (фото 21). |
до 45 |
500 |
1ч.30м |
С довольно обширных заснеженных
участков в средней части ледопада уходим влево (по ходу), в
направлении снежного склона Раздельного гребня. Движение в связках
с попеременной страховкой. Перед выходом на Раздельный гребень
ледопад имеет мощные разломы и трещины. |
3. |
Снежный склон Раздельного гребня. |
15-20 |
700 |
50 мин. |
Выходим на Восточный
склон Раздельного гребня. Движение по снежному склону с
индивидуальной страховкой в направлении перемычки "балкона" в
Раздельном гребне. |
4. |
Верхняя часть ледника. |
20 |
1000 |
50 мин. |
От перемычки вновь
выходим на центр ледника. Движение в обход трещин и по снежным
мостам в связках, в опасных местах - с попеременной
страховой. |
6.6. Вершина Белуха Восточная (2Б, 4506)
1. Характер маршрута: снежно-ледовый.
2. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., веревка
основная 3х50м., крючья ледовые 18 шт.
N |
Участок |
Крутизна, град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
Подход к в.Раздель- ной (фото 19). |
10-15 до 30 |
600 |
40 мин. |
Закрытый ледник,
движение в связках по центру в обход трещин. Перед вершиной
поварачиваем налево в направлении в. Белуха Зап. |
2. |
Выход на Центральное плато. |
10-15
до 30 |
1500 |
1ч.20м. |
Большие разломы.
Придерживаемся левого (по ходу) края склона. Движение в связках, на
опасных участках с попеременной страховкой. |
3. |
Центральное плато (седло Белухи) (фото 22). |
10 |
1800 |
1ч.20м. |
Закрытый ледник. Снег до 30 см.
Подходим под снежно-ледовый склон пер.Белухинский (фото
23). |
4. |
Пер. Белухинский |
50 |
300 |
60 мин. |
От бергшрунда, полузасыпанного снегом, в нижней
части склона, поднимаемся по снежно-ледовому склону ориентируясь на
седловину перевала. Движение в связках с попеременной страховкой
через ледовые крючья. В средней части склона - участки чистого
льда, в верхней - снег до 20 см. |
5. |
Предвершинный гребень - вершина (фото 24, 25). |
15-20
до 40 |
400 |
60 мин.
|
Поднимаемся по снежно-ледовому, с выходами скал,
гребню. Движение одновременное в связках. Вершина представляет
собой снежный купол со скальными сбросами с запада и снежным
карнизом с востока. Тур на разрушенных скалах. |
Примечания:
1. Спуск осуществлялся по пути подъема. На участке 4. было
провешено 200 м. перил.
2. Вершина весьма популярна, однако на количество восхождений в
сезон сильно влияет погода. В конце июля этого года погодные условия
не позволили подняться на вершину Р.Месснеру.
Фото 22. На Центральном плато. На заднем плане склон
Западной Белухи.
Фото 23. Вершина Вост. Белуха, пер. Беухинский,
вершина Раздельная.
Фото 24. На вершине Восточной Белухи (2Б, 4506).
Фото 25. Вид вершины Западной Белухи с вершины Восточной.
6.7. Перевал ТКТ (3А, 4115)
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта (фото
26), соединяет лед. Катунский и лед. Менсу.
2. Характер перевала: снежно-ледовый.
3. Описываемый участок: верховья Вост. ветви лед. Катунский -
верхнее плато лед. Менсу (Восточное плато).
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар., ледорубы 6 шт., веревка
основная 3х50 м.
N |
Участок |
Крутизна, град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
Подход к вершине Раздельной (фото 19). |
10-15 до 30 |
600 |
40 мин. |
Закрытый ледник,
движение в связках по центру в обход трещин. |
2. |
Цирк пер.ТКТ |
до 40 |
900 |
2 ч. |
Перед в.Раздельной
поворачиваем направо. Подъем в цирк пер.ТКТ осуществляется по
лавинным конусам и полузасыпанным бергшрундам (фото 27). Опасность
срыва карнизов слева. Движение в связках, через трещины - с
попеременной страховкой. В верхней части цирк поворачивает налево,
склон выполаживается до 10о, подходим к перевальному
взлету (фото 28). |
3. |
Перевальный взлет
(фото 29). |
40 |
100 |
30 мин. |
Подъем на перевал по
центру, ориентируясь на седловину левее разрушенных скал на гребне.
Внизу мощный полузасыпанный бергшрунд, выше по склону имеются
трещины небольших бергшрундов. Снег до 30 см. Движение в связках с
попеременной страховкой. |
4. |
Седловина. |
|
|
|
Седловина перевала представляет
собой довольно протяженный скально-снежно-ледовый гребень. Тур на
скалах справа. Есть места для палаток. В сторону лед.Менсу свисает
снежный карниз. |
5. |
Спуск с седловины перевала. |
60 |
30 |
20 мин. |
Спуск в оптимальном месте
дюльфером. Крепление перил на ледорубах с последующим их
выдергиванием. |
6. |
Спуск на верхнее плато лед.Менсу (Восточное плато). |
10-15
до 30 |
3200 |
60 мин. |
Спуск в связках в обход больших
трещин к седловине пер. Бол.Берельское седло. От Берельского седла
спускаемся на плато лед.Менсу. |
Примечания:
1. Поднявшись на пер. ТКТ, из-за начавшейся грозы и плохой
видимости, команда была вынуждена заночевать на седловине перевала.
2. Частота прохождения перевала достаточно большая, по несколько
раз в сезон. Часто перевалом пользуются при восхождении на Белуху и
спуска с вершины.
Фото 26. Панорама Белухинского массива с верховьев р.Катунь. Съемка
августа 1993г.
Фото 27. Лавиноопасный участок подъема на пер. ТКТ (3А, 4115). Вид
с подъема на седло Белухи.
Фото 28. Подход к пер. ТКТ (3А, 4115).
Фото 29. Перевальный взлет пер. ТКТ (3А, 4115) со стороны лед.
Катунский. Фото из архива.
6.8. Перевал Делоне (2Б, 3400)
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта,
севернее п. Делоне, соединяет лед. Менсу и лед. Аккемский.
2. Характер перевала: снежно-ледовый.
3. Описываемый участок: плато лед. Менсу - лед. Аккемский, Томские
стоянки.
4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар., ледорубы 6 шт., веревка
основная 3х50 м., петли расходные 3 шт., ледовые крючья 3 шт.
N |
Участок |
Крутизна, град. |
Длина, м. |
Время, ч.,мин. |
Характер пути |
1. |
Лед.Менсу-подход под перевал (фото 30). |
5-10 до 20 |
3400 |
1ч.10м. |
Закрытый ледник,
местами трещины. Придерживаемся правой (по ходу) части цирка
пер.Делоне в обход ледопадного участка. |
2. |
Перевальный взлет-седловина. |
30 |
30 |
10 мин. |
Подъем не сложный.
Седловина достаточно широкая, снежная. Тур на скалах
справа. |
3. |
Спуск с перевала на лед.Аккемский (фото 31). |
45 |
200 |
1ч.30м. |
Спуск по
снежно-ледовому склону вдоль правых (по ходу) скал. Дюльфер 3х50 м.
Далее с индивидуальной страховкой до бергшрунда. Бергшрунд
преодолеваем по снежному мосту, ниже по склону находится еще один
засыпанный бергшрунд. Выходим на ледник. |
4. |
Лед.Аккемский (фото 32) - Томские стоянки. |
5-10 |
2700 |
30 мин. |
Ледник открытый,
трещин мало. Останавливаемся в начале правобережной морены в приюте
спасателей. |
Перевал часто посещаем, на скалах имеются ранее оставленные ранее
оставленные крючья и петли.
Фото 30. Верхнее плато лед. Менсу. Вид из-под пер. Делоне (2Б, 3400).
Фото 31. Пер. Делоне (2Б, 3400) со стороны лед. Аккемский.
Съемка августа 1993г.
Фото 32. Белуха с севера. Вид с лед. Аккемский.
7.1. Снаряжение личное общепоходное
N |
Наименование |
Количество, шт. |
Вес, кг. |
1. |
Рюкзак |
1 |
1,8 |
2. |
Коврик |
1 |
0,3 |
3. |
Спальный мешок |
1 |
2,0 |
4. |
Куртка пуховая |
1 |
1,2 |
5. |
Штормовой костюм (анарака, брюки) |
1 комплект |
0,5 |
6. |
Костюм спортивный |
1 комплект |
0,8 |
7. |
Свитер |
1 |
0,7 |
8. |
Рубашка с длинными рукавами |
2 |
0,2 |
9. |
Футболка с короткими рукавами |
1 |
0,1 |
10. |
Шапочка шерстяная |
1 |
0,1 |
11. |
Панама от солнца |
1 |
0,1 |
12. |
Плавки повседневные |
3 |
0,3 |
13. |
Плавки купальные |
1 |
0,1 |
14. |
Перчатки а) утепленные
б) х/б |
1
2 |
0,2
0,2 |
15. |
Накидка от дождя |
1 |
0,3 |
16. |
Ботинки |
1 пара |
2,7 |
17. |
Фонарики для ботинок |
1 пара |
0,2 |
18. |
Кроссовки |
1 пара |
0,7 |
19. |
Носки
а) шерстяные
б)
х/б
в) полушерстяные |
2
пары
3
пары
3 пары |
0,9 |
20. |
Туалетные
принадлежности |
1 комплект |
0,2 |
21. |
Посуда, нож |
1 комплект |
0,4 |
22. |
Индивидуальный пакет |
1 комплект |
0,2 |
23. |
Спички в герметичной
упаковке |
2 |
0,1 |
24. |
Туалетная бумага |
1 рулон |
0,1 |
25. |
Записная книжка, ручка |
1 комплект |
0,1 |
26. |
Носовой платок |
2 |
0,1 |
27. |
Фляжка |
1 |
0,1 |
28. |
Мешок для заброски |
1 |
0,2 |
|
ИТОГО: |
|
14,9 |
|
Из них в рюкзаке было
примерно: |
|
10,0 |
7.2. Снаряжение личное специальное
N |
Наименование |
Количество, шт. |
Вес, кг. |
1. |
Система
страховочная |
1 комплект |
1,0 |
2. |
Карабины
альпинистские |
5 |
0,5 |
3. |
Пруссик для
самостраховки |
1 |
0,2 |
4. |
Рукавицы
брезентовые |
1 пара |
0,2 |
5. |
Каска |
1 |
0,2 |
6. |
Ледоруб
(айсбайль) |
1 |
1,0 |
7. |
Ледовые
крючья |
3 |
0,3 |
8. |
Кошки |
1 пара |
1,0 |
9. |
Спусковое
устройство |
1 |
0,1 |
10. |
Палки
телескопические |
1 пара |
0,7 |
11. |
Жумар |
1 |
0,1 |
12. |
Очки
солнцезащитные |
1 |
0,2 |
|
ИТОГО: |
|
5,5 |
7.3. Снаряжение командное общепоходное
N |
Наименование |
Количество, шт. |
Вес, кг. |
1. |
Палатка |
2 |
6,4 |
2. |
Тент |
2 |
3,4 |
3. |
Примус
"Турист" |
2 |
1,8 |
4. |
Бензин А-76 в
пластиковых бутылках |
9
литров |
6,5 |
5. |
Стеклоткань |
1 |
0,3 |
6. |
Лопата
снежная |
1 |
0,6 |
7. |
Сухое
горючее |
2
упаковки |
0,2 |
8. |
Котлы (5,5 л., 7,5
л.) |
1
комплект |
2,1 |
9. |
Поварежка |
1 |
0,1 |
10. |
Свечи |
1 |
0,1 |
11. |
Фонарик |
2 |
0,4 |
12. |
Компас |
1 |
0,05 |
13. |
Термометр |
1 |
0,05 |
14. |
Фотоаппарат с
пленками |
2
комплекта |
1,5 |
15. |
Документы |
1
комплект |
1,2 |
16. |
Аптека |
1
комплект |
1,6 |
17. |
Ремнабор |
1
комплект |
1,5 |
18. |
Топор малый |
1 |
0,6 |
19. |
Тросик костровой |
1 |
0,1 |
|
ИТОГО: |
|
28,5 |
7.4. Снаряжение командное специальное
N
| Наименование |
Количество, шт. |
Вес, кг. |
1. |
Веревка основная 50 м. |
3 |
9,6 |
2. |
Веревка расходная |
25 метров |
1,6 |
3. |
Крючья
скальные |
12 |
1,0 |
4. |
Молоток
скальный |
1 |
0,8 |
5. |
Фрэнды |
3 |
0,5 |
|
ИТОГО: |
|
13,5 |
7.5. Продукты питания
Продукты питания были разделены на две категории: общественные
продукты и личные продукты.
Общественные продукты обеспечивали трехразовое горячее питание. В
перечень общественных продуктов входил стандартный набор круп, мучных
изделий, специй, тушонка, бульоны, масло топленое, чай, какао, кофе,
компот из расчета 310 гр. на человека в день. Общий вес общественных
продуктов составил 37,2 кг.
Личные продукты обеспечивали личные потребности каждого участника в
перекусах, сладостях и деликатесах. Примерный перечень личных продуктов
представлен в таблице:
N |
Наименование |
Вес, кг. |
1. |
Сухари |
1,0 |
2. |
Печенье |
1,0 |
3. |
Колбаса копченая |
1,5 |
4. |
Сало |
0,5 |
5. |
Сахар |
1,5 |
6. |
Конфеты |
1,0 |
7. |
Сыр |
0,4 |
8. |
Сухие напитки |
0,3 |
9. |
Витамины |
0,1 |
|
ИТОГО: |
7,3 |
Таким образом общий вес продуктов составлял 81,0кг.,
т.е. 675 гр. на человека в день.
7.6. Весовые характеристики груза
N |
Наименование |
На 1 чел., кг. |
На 6 чел., кг. |
1. |
Снаряжение личное общепоходное |
10,0 |
60,0 |
2. |
Снаряжение личное специальное |
5,5 |
33,0 |
3. |
Снаряжение командное общепоходное |
4,7 |
28,5 |
4. |
Снаряжение командное специальное |
2,3 |
13,5 |
5. |
Продукты общественные |
6,2 |
37,2 |
6. |
Продукты личные |
7,3 |
43,8 |
|
ИТОГО: |
36,0 |
216,0 |
N |
Наименование |
На 1 ч., тыс. руб. |
На 6 ч., тыс. руб. |
1. |
Транспортные расходы |
|
|
1.1. |
г.Екатеринбург - ст.Защита |
|
|
|
(г.Усть-Каменогорск) поезд |
180 |
1080 |
1.2. |
г.Усть-Каменогорск - г.Зыряновск |
|
|
|
автомашина |
58,3 |
350 |
1.3. |
г.Зыряновск - п.Катон-Карагай |
|
|
|
автобус |
33,3 |
200 |
1.4. |
п.Катон-Карагай - оз.Язевое |
|
|
|
автомашина (спонсорская помощь УАМЗа) |
- |
- |
1.5. |
п.Тюнгур - г.Горно-Алтайск |
|
|
|
автомашина |
75 |
450 |
1.6. |
г.Горно-Алтайск - г.Бийск |
|
|
|
автобус |
12 |
72 |
1.7. |
г.Бийск - г.Екатеринбург |
|
|
|
поезд |
95 |
570 |
2. |
Питание (10 т.руб. x 29 дн.)
| 290 |
1740 |
3. |
Проживание |
|
|
3.1. |
На базе "Высотник" (5 т.руб. х 1 день) |
5 |
30 |
3.2. |
На базе в Горно-Алтайске (10 т.руб. х 3 дня) |
30 |
180 |
|
ИТОГО: |
778,6 |
4672,0 |
1. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов
высокогорных районов СССР. Сост. Л.Б.Директор. - М.: Профиздат, 1990.
2. Высокогорные перевалы: Дополнения и изменения к перечню
классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. Сост. Л.Б.
Директор, А.В.Джулий. -М.: Рекламно-информационное бюро "Турист",
1992.
3. Алтай. Катунский хребет. Туристская карта. ГУГК СССР. Омск,
1990.
4. Отчет о горном путешествии 5 к.с. по Центральному Алтаю. Рук.
Ю.В.Коржавин, Свердловск, 1984. (N 1846 биб-ки ТСС Екатеринбурга).
5. Путник. Информационный вестник спортивного туризма и
путешествий. N0, 1995.
Комментарии: |
Ваш комментарий: |
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].
|
|