рассвет
Автор: Леонид Смирнов

Мзымта, 17-22 октября 2004

Слава Завьялов

Ходили Витя Соколов, Влад Погорелов и Леша Отвагин на КНК и я на Ласточке-11. Прошли от впадения Пслуха до моря с обносом Греческого ущелья и водопада Ах-Цу. Вода в начале похода низкая, примерно от впадения Чвижепсе - высокая. Темп движения -- неспешный, много просматривали, снимали. Группа была довольно медленная, а светлое время суток короткое, так что в день у нас получалось обычно 3 - 5 ходовых часов.

Полную лоцию Мзымты можно найти по адресу:

Карты 1:100000:

GPS-данные из похода (в тексте даны ссылки на точки)

Карта с нанесенными стоянками и препятствиями:
лист 1, лист 2,

17 октября, понедельник. Заезд, прохождение верхних порогов.

Около 7:00 приехали в Адлер. Сразу нашли такси (легковушку с багажником) по 150 р/человека до канатки (точка KAD). До канатки идет асфальт, дальше -- хорошая грунтовка, проходимая на легковушке, но таксист ехать отказался. Прошли пешком, чуть меньше 5 км, до моста через Мзымту над впадением Пслуха. На реке были примерно в 9:30.

Река здесь течет в неглубоком узком ущелье, поросшем густым замшелым лесом. Дорога идет недалеко от воды по ЛБ. У дороги много натоптанных мест для стоянки, подход к воде везде хороший. Много отдыхающих на автомобилях, лошадях, пешком. Река - крутопадающая шивера, в нашу воду не особенно сложная, в бОльшую воду станет существенно сложнее.

Стапелимся и обедаем чуть выше моста (точка STA). Дрова сырые, трудно разжечь костер. (Темный влажный лес и сырые дрова - обычное явление на Мзымте. Тот редкий случай, когда в походе действительно часто нужен топор - щепить лучинки.)

Метрах в 200 за мостом, вверх по Пслуху - поляна с источником минеральной воды.

Пока готовится обед, катаемся с Лешей на участке выше моста. Выплыли в 13:34.

• Порожек сразу за мостом, на слиянии с Пслухом. 4- КС. Мощный свал воды с прижимом к гряде обливных камней справа. Линию движения просмотрели с моста, прошли чисто.
  • Прогонный участок 3 КС. Идем сходу.
  • Порог Троллейбус, первая ступень. 4 КС. Справа большой вынос притока, чалимся и смотрим с него (точка TRO1). Короткий мощный свал воды в скальном сужении. В конце - прижим к бревну справа. За порогом - короткий спокойный участок, пригодный для страховки и для самостоятельного вылезания на берег. Очень приятный для катания порог.

При первом проходе кильнулись мы с Витей, налетев на скалу ЛБ. Я повторил прохождение, но кильнулся в начале порога о скалу ПБ. С третьего раза прошел чисто.

• Порог Троллейбус, вторая ступень. 4 КС. Начинается сразу за первой ступенью. В начале -- две протоки, мы проходили левой, соответственно, осмотр и страховка -- с ЛБ. Серия кривых сливов и каменистых горок.
  • Шивера Островная. 4+ КС. По нашей воде -- самое сложное и эффектное препятствие этого участка Мзымты. Река делится на две протоки узким лесистым островом. Правая протока мелкая, проход -- по левой протоке, осмотр - с ЛБ. Протока начинается мелкой косой горкой с несколькими вариантами прохождения. Чалимся для осмотра в начале горки. После горки идет слалом между крупных камней, и в конце -- метровый слив с бочкой в скальном сужении (точка OSTR).
  • Мощная шивера 3+ КС. Идем сходу, путь очевиден с наплыва.

В 16:10 встали на стоянку на полке ПБ, в 300 м от Островной шиверы (точка ST1). Место глухое, но симпатичное. Большие замшелые деревья, увитые лианами, внизу - ковер из стелящейся еживики. Для стоянки нашли свободную от ежевики полянку, расчистли ее немного.

вид с моста на впадение Пслуха (справа)
 порожек у впадения Пслуха, идет Влад Погорелов
 идет Витя Соколов
 прогонный участок, идет Леша Отвагин
 первая ступень пор.Троллейбус (с бревном) и заход во вторую ступень

главный слив
 там же
 конец Островной шиверы

18 октября, вторник. Дневка-радиалка.

В радиалку пошел только я один. Вышел в 10:00, поднимаюсь прямо от стоянки по гребню горы. Ежевика скоро кончается, начинается чистый хороший лес, дубы с каштанами. Постепенно они сменяются буками, а с высоты примерно 1400-1500 м -- пихтами. В пихтовом лесу опять появляется ежевика, крапива, идти тяжело. Минут 15 пережидаю дождь под пихтой. Обхожу справа вершину 1651.7 (самые тяжелые заросли) и выхожу на грунтовую дорогу в точке D1. Именно в этой точке от дороги уходит тропа наверх в ур.Медвежьи ворота. Но я тропы не заметил, пошел по дороге на восток. Вышел на луга в верховьях притока Мзымты. Высокая трава, полосы кустов, отдельно стоящие огромные серо-зеленые пихты и зеленовато-желтые платаны. Вышел к домику, встретил мотоциклистов. Есть ли тропа вверх - они не знают. Прошел на восток от домика до маленького ручья, по его руслу начал вылезать наверх. Несложный подъем по высокой, частично увядшей траве. Вышел из зоны леса на крутой травянистый склон. Подъем в лоб слишком крут, начал уходить налево и на западном гребне подсек тропу.

По тропе вышел на широкий и плоский травянистый хребет (ур.Медвежьи Ворота). Кругом -- высокие заснеженные горы, на севере -- красивая висячая долинка с домиком у края. Иду по хребту к вершине 2482.5. Идти легко: трава, иногда тропы. Погода быстро меняется, от моря летят небольшие дождевые тучки, между ними -- просветы, солнце. Постоянно меняется освещение, виды.

Перед самой вершиной -- пересеченная местность со свежими снежниками и зарослями рододендрона. Встречаю оленей. Последние 30-40 м подъема к вершине - по крутому склону с заснеженными зарослями рододендрона -- прохожу на четвереньках. На вершине -- в 15:11 (точка V2490).

Спуск поначалу довольно неприятный. Пролез 10 м травянистого склона, еще столько же пролетел, зацепился в рододендронах, еще метров 10 круто спускался по ним. Дальше полого иду по хребту в обратном направлении, спускаюсь по тропе к точке D1. В лагерь спускаюсь медленно, почему-то все время улетаю с главного хребтика на его левые ответвления, приходится перелезать многочисленные овраги с крутыми стенками. В 18:15, уже в сумерках -- в лагере.

Днем Леша и Влад катались на верхних порогах. Прошли участок от порога с бревном до стоянки по два раза с одинаковыми результатами: оба кильнулись и встали в пороге с бревном, оба пробили по нескольку дырок в шкуре и немного помяли кильсоны.

вершина 2482.5
 на вершине

19 октября, среда. Сплав до Красной Поляны, обнос Греческого ущелья.

Выплыли около 10:00. Шиверы до 3+ КС, в одной из них кильнулся Влад. Проплываем канатку, мост автодороги (точка MST2)... Река постепенно упрощается, долина раскрывается, видны горы... На остановке Влад с Лешей бегают в магазин.

Ориентир порогов - вход реки в крутые лесистые берега, поворот налево, тросовая переправа над рекой, начало острова. Чалимся на приверхе острова в начале порога (12:30).

• Порог Люлька, 4 КС. Точка LULK. Осмотр удобен с острова. В начале сложный слив с двумя проходами: левый мощный и косой, правый прямой, более простой. Дальше -- мощная струя с обливными камнями, в середине порога - слабый прижим к куче плавника на ПБ.

Прошли без приключений, Леша через косой слив, остальные прямо. Обедаем на острове в конце порога с 13:45 до 15:00.
 порог Люлька

• Шивера 3+ - 4- КС, идем сходу. Проходы широкие и очевидные, но вода мощнее, чем в верховьях. На этом участке мы не смогли выделить пороги, указанные в лоции, участок довольно короткий и равномерный, без особых сложностей.
  • Спокойный плес перед плотиной. Плотина хорошо видна, чалка -- в 100 м перед ней на ПБ у выхода дороги к реке (точка PL-CH, 15:14).

На плотине из реки забирается 35 м3/с воды, дальше на протяжении примерно трех километров забранная вода идет по большой трубе, остальное течет по так называемому Греческому ущелью. В большую воду это весьма сложный участок. По нашей воде за плотиной -- совершенно сухое русло. По ЛБ Греческого ущелья вдоль воды идет грунтовая дорога, с которой удобно обрабатывать пороги, но теперь там находится лагерь ОМОН'а, и водников туда не пускают (со слов смотрителя плотины).

Так что обносить ущелье приходится по асфальту ПБ. Я сдуваю Ласточку, разгидряемся, грузим вещи в рюкзаки, берем каяки в руки и идем по дороге. Подъем от плотины - по асфальту до шоссе, по шоссе налево (это самый западный край поселка Красная Поляна).

От водоводной трубы есть два ответвления, пересекающие шоссе: первое - в середине Греческого ущелья, ведет к озеру над шоссе. Здесь, кстати, есть дорога к воде и мост через реку. В ущелье уже добавилась вода из притоков, река представляет собой цепочку ванн с мелкими сливчиками между ними. Может быть, даже можно плыть, но удовольствие от этого сомнительное...

Второе ответвление находится у электростанции в конце Греческого ущелья и ведет к хорошо заметной башне на склоне. Сразу за башней, пройдя огораживающий электростанцию забор, можно уже спускаться вниз (точка PLN). Есть тропа, идущая вдоль забора, но склон крутой, заросший колючими кустами, спускаться тяжело. Внизу -- грунтовая дорога вдоль реки, несколько ЛЭП, видно слияние воды из электростанции и из Греческого ущелья (точка SLIJAN). Участок за слиянием называтся Кондовой шиверой.

Сразу мы спускаться не стали, прошли еще около километра по шоссе до более пологого спуска. Здесь лесистая полка у реки шире, место для стоянки более глухое и приятное. На стоянку встали в 18:15. Точка ST2.

20 октября, четверг. Прохождение Кондовой шиверы.

Утром решили еще раз заехать в верховья Мзымты и за день сплыть обратно. Спрятали все лишние вещи в кустах, с лодками поднялись на дорогу. Примерно с 10:00 до 12:00 пытались искать машину, ходили в Красную Поляну. Машины есть, готовы везти, но за 700-1000 р. Водители говорят, что весной характерная цена только для обвоза Греческого ущелья - 1000р. Решаем, что не стоит столько платить за 15 км дороги до Пслуха. Дешевле было бы вызвать такси из Адлера :)...

Возвращаемся к стоянке, по грунтовой дороге вдоль реки поднимаемся к самой электростанции, чтобы пройти Кондовую шиверу от начала.

От электростанции вода идет в узком лесистом канале, после слияния с водой из Греческого ущелья начинаются широкие галечники, крутые мощные горки. Шивера не сплошная, распадается на недлинные участки. Идем медленно, снимаем прохождения на камеру. Сложность -- до 4- КС.

Примерно в 14:00-16:00 обедаем вблизи нашей прошлой стоянки, забираем спрятанные вещи (точка OB2).

После обеда плывем дальше. На реке по-прежнему шиверки до 4- КС, довольно скоро река втягивается в лесистый овраг, встречаем слаломистов. Над рекой повешена слаломная трасса, народ красиво катается на стеклопластиковых слаломных лодках. Проламываемся мимо, ощущая себя, как старые туристы на Тайменях, гордо проплывающие мимо катающихся в бочке каякеров :))

Начинается дождь. Дальше запомнилась шиверка с бетонными ежами, укрепляющими насыпь дороги. Первая часть -- простой прижим к насыпи, вторая -- слалом между снесенных водой отдельных ежей.

В точке P-KV довольно нетривиальный порог (4КС) с тремя протоками и большим уклоном. В левой протоке -- прижим к берегу, в правой - высокая каменистая горка, по центру -- мощная струя. Шли сходу, разными протоками (я справа, Влад слева, Витя и Леша по центру). Витя кильнулся.

На ночь встали в 17:22 в конце большого лесистого острова примерно в 2 км перед впадением Чвижепсе (точка ST3). Вечером -- дождь, ночью, примерно с 0 до 5 часов -- непрерывный сильный ливень. Мы с Лешей, как обычно, спали под тентом, нас залило грязными брызгами. Леша ушел в палатку, но и там промок, во сне выкатившись за край палатки.

21 октября, пятница. Обнос водопада Ах-Цу, прохождение Московской шиверы.

За ночь вода сильно поднялась, мы не смогли определить насколько, около метра. Мощная грязная струя, большие валы, песок в утренней каше и чае... Выплыли под дождем в 11:00.

Характер сплава, конечно, сильно изменился. Мощные валы, камней нет. Сложность примерно 3 КС, скорость 16-18 км/ч.

В 11:22 проплыли впадение Чвижепсе (точка CHVIZ). Место очень заметное: направо раскрывается широкая долина, через нее идет высокая автомобильная эстакада. После впадения -- остров, за ним, в слиянии проток -- самые мощные валы на сегодняшнем утреннем участке.

В 11:52 причалили у впадения р.Кепша. Здесь активные строительные работы: строят новый тоннель через ущелье Ах-Цу и мост через Кепшу. После разведки перечалились за устье Кепши, ко входу строящегося тоннеля (точка VDP-CH, 12:27). Здесь, перед входом Мзымты в ущелье, можно легко вылезти на дорогу. Дальше есть еще места чалок, в том числе и популярная галечная отмель в 100 м до водопада, однако подъем на дорогу там гораздо сложнее. Мы предпочли пронести лодки лишний километр по асфальту.

До водопада дорога идет в 10 м над водой, под ней - скалы или заросшие кустарником склоны. К водопаду есть хороший спуск с дороги, но стартовать из-под водопада в нашу воду нельзя -- попадаешь в сильнейший прижим к скале ПБ. Поэтому приходится пройти через тоннель (забавно, что тоннель просто вырублен в скале, без всяких бетонных элементов) и искать спуск к реке дальше.

На дороге работают строители. Говорят, что народ иногда спускается у километрового столба "25", а можно спускаться и чуть подальше, у их будки, там есть тропа к насосу с проволокой в качестве перил. Там и спускаемся, я по проволоке, остальные левее, по лесу. Спуск тяжелый, крутой склон со строительным мусором. Леша и Влад упустили в конце каяки (хорошо, не в речку :)), на лешином каяке при этом пробилась шкура и баллон. Витин каяк нормально спустили вдвоем. Леша клеится, я просматриваю начало шиверы.

• Московская шивера. 4 КС. Самое мощное препятствие на нашем маршруте. большие валы, отдельно стоящие бочки, жесткие улова, широкие проходы, достаточно просторные места чалки между ступенями. Шивера тянется от водопада до конца ущелья (~1.5 км). Шли небольшими участками, с просмотром и видеосъемкой.

Начали проходить шиверу в 14:10. Первая перечалка -- от места спуска за большой камень на ПБ. При перечалке кильнулся Влад, при попытке встать сломал весло, отстрелился и зачалился самостоятельно на перевернутом каяке. Встали на обед (14:20-16:05), сделали глобальный просмотр шиверы с дороги.

Дальше перечалились на ЛБ. Весь остаток шиверы по ЛБ относительно легко передвигаться, ближе к концу вдоль воды даже идет мощная тропа (ПБ - скала с вырубленной на высоте 15-20 м дорогой). Сделали еще 3-4 перечалки, я один раз кильнулся (случайно вылетел с вала на границу улова), но смог перевернуть ласточку и залезть в нее с воды.

Тропа по ЛБ выводит на замечательную стоянку среди толстых замшелых буков. Здесь мы и остановились на ночь примерно в 17:30 (точка ST4). Точно напротив стоянки у воды лежит кузов самосвала - хороший ориентир для определения уровня воды (пока его не снесет :)). У нас кузов касался воды нижним углом. Над кузовом на дороге -- поселок (строителей тоннеля?), фонари.
в Московской шивере
в Московской шивере (видео DivX5)

22 октября, суббота. Сплав до Адлера, выезд.

За ночь вода упала примерно на 30 см. Выплыли около 10:00. После стоянки сходу проходим последнюю мощную ступеньку Московской шиверы, дальше сплав сильно упрощается. Прогон до Адлера по нашей воде быстрый (12-15 км/ч) и несложный (гораздо проще, например, нижних прогонов Б.Зеленчука). Почти сразу по берегам начинается населенка, в основном что-то типа турбаз и стоянок отдыхающих. Река течет в просторных галечниках, с местами для стоянок проблем, похоже, нет, но населенка близко.

Проплываем красивый Дзыхринский каньон (от точки KA1 до KA2-M), но сплав в нем не сложнее, чем на галечных плесах.

После моста в Высоком пейзаж кругом становится совсем городским, река долго течет в бетонных берегах мимо аэродрома, потом по поселку. Зато сзади открываются виды на заснеженные горы. Наконец, после железнодорожного и пешеходного мостов впереди показывается море. Устье Мзымты -- точка MORE, время -- 12:28.

Море гораздо теплее и чище реки, о берег разбиваются двухметровые валы, вдали плавают дельфины. Долго катаемся на прибое: пробивая пенные валы, выходим в море, потом, выбрав волну повыше, серфим обратно. Хорошая тренировка опоры на весло: лодку в пене бьет из стороны в сторону, весло жестко лежит на гребне волны...

Морской прибой прибивает все к берегу, река же выносит далеко в море. Однажды при посадке в лодку Лешу сбило прибоем в реку и начало уносить вместе с затопленным каяком. Пришлось Владу догонять его.

Не спеша антистапелимся, сушимся и пешком идем к станции. В 19:20 у нас поезд.