Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
Маршрут наш начинался от Ошты, через которую проходит автобус
Санкт-Петербург – Вытегра (отправление из Питера в 22-00, на место прибывает в
4-00, за билет хотели 370 р), но на него за 3 дня до отправления билетов не
было, поэтому отправляется в путь на Петрозаводском поезде до Подпорожья (на
станцию прибываем в 4 утра). От станции до города ходит автобус №6, но в такое
время его, понятное дело, нет. Поэтому идем пешком от автобусного кольца в
сторону города (на запад – до автовокзала около 8 км) – дорога хорошая,
асфальтированная, ошибиться с выбором пути до входа в город невозможно. Проходим
берегом Свири, через некоторое время пересекаем железнодорожные пути и еще через
некоторое время проходим мимо деревянного круглосуточного магазина. За поворотом
дороги налево начинаются пятиэтажные дома, ларьки магазины. Здесь сворачиваем на
первом повороте направо, пересекаем ЛЭП и выходим на другую дорогу, по которой
влево выходим к автовокзалу. От станции Подпорожье около 2 часов.
На автовокзале с автобусами в сторону Вытегры глухо – поэтому
протусовавшись некоторое время за 1600 находим буханку, которая согласилась нас
повезти (это получилось примерно в 2 раза дороже билета на автобус). На буханке
по хорошей дороге доезжаем до Ошты, за мостом через реку поворачиваем направо на
дорогу до Курвошей. Проезжаем лесобиржу (на карте она обозначена как деревня) и
после зигзага выезжаем к явной развилке. Прямо – Курвоши, влево – лесовозка в
глубь массива. Здесь выходим.
От развилки дорога уходит на юг, постепенно набирая высоту.
Сзади открывается хороший вид на Онегу. Чуть более чем через час хода дорога
начинает заворачивать на запад, здесь от нее на юг отходит заметенная дорога,
ведущая (согласно карте) к бетонке на Горнручей.
Вначале по дороге идти достаточно хорошо, затем она выходит на
пустошь, вытянутую по направлению запад-восток. Дорога, судя по всему, сразу же
уходит с нее на юг (там она еле видна – сильно заросла), мы же идем по пустоши и
с ее восточного конца идем в южном направлении. Вначале идти просто, но скоро
выходим на сплошные заросшие мелколесьем участки и скорость падает до 0,5-1
км/час. Встаем на ночлег у просеки направлением запад-восток, отсюда до бетонки
по прямой около 4 км. Производим разведку на юг, дорогу не находим, но находим
такие же труднопроходимые заросли.
На следующий день возвращаемся по своим следам на основную
дорогу и идем по ней в запад-юго-западном направлении. Примерно через 2,5 км –
балки лесорубов, еще через метров 500 дорога сворачивает на юг и еще через 300 м
от нее отходит вправо дорога (на Игнатовское?) – накатанная, но хуже той, что
идет прямо. Далее от дороги есть еще один отворот влево – в вырубкам, после чего
она поворачивает влево и уходит с той дороги, что обозначена на карте (она
дальше заросла и слабо проходима).
Пройдя еще чуть менее перехода, выходим на бетонку, идущую от
Горнручья в сторону Игнатовского. Справа хорошо видна Мальгора. Мы же идем влево
и за переход по накатанной, но немного занесенной снегом дороге выходим к
Матимреке. За ней дорога поворачивает вправо (далее она обозначена на картах – в
месте поворота она якобы исчезает) и идет достаточно долгий участок (около 4 км)
прямо. В районе изгиба-зигзага встаем на ночлег слева от дороги на границе
болота.
"Арки" на дороге к
Павшозеру
На следующий день идем далее по дороге и выходим на следующий
ее прямой участок (порядка 2 км) и по нему идем около 1 км до развилки. Здесь
слева (с севера) приходит хорошо накатанная дорога, стоит кормушка для лосей.
Влево уходит старая заросшая дорога к Павшозеру. Она идет сначала на юго-восток
наискось через поле, затем уходит в лес. На дороге достаточно много участков,
поросших мелколесьем (с “арками”), что снижает темп движения до 1 км/час на
таких участках. Нам повезло – первые примерно 2 км дорога была прокатана бураном
– причем он придирался и через участки арок, но в конце концов он развернулся.
Далее идем по целине, отворотов никаких нет. Примерно в средней части на пути от
бетонки до Павшозера старая вырубка у болота, не ней сохранился балок
лесозаготовителей с нарами на 2-3 человека. На последнем километре перед
Робрекой лучше выйти вправо на открытое болото и пройти по нему, так как на нем
меньше снега и не мешают завалы. В месте перехода Робрека замерзла, но за рекой
дорога резко ухудшается – она заросла сплошняком. Продравшись по дороге на
возвышение, сворачиваем с нее влево в лес и азимутом примерно на юго-восток
выходим на берег Водлицы. Здесь она не замерзла и мы идем ее берегом до
Павшозера, а затем по нему в его юго-западный конец, к устью Конгасручья. Здесь
мы пытались найти обещанную на избушку на правом берегу ручья, но не нашли.
Стоит сказать, что сильно заросшая дорога, ведущая к Шимозеру, около южного
конца Павшозера раздвояется – правая идет к Шимозеру, а левая, перейдя ручей,
выводит к южному берегу Павшозера. Мы же встаем на ночлег на берегу ручья не
доходя первой дороги.
На следующий день переходим на левый берег Конгасручья и идем
азимутом на юго-запад. Переходим сначала первую, а затем и вторую (Шимозерскую)
дороги и вскоре выходим к старой заросшей вырубке, ограниченной просеками у горы
225,2. Вырубку обходим слева, выходим на чей-то летний маркир и по нему, идя на
юг-юго-восток, перейдя ручеек, выходим на хорошую, но полностью заметенную
дорогу. По ней выходим к пересечению просек южнее ручья, вытекающего из Большого
Хейнозера. По просеке, идущей в южном направлении, продолжается эта хорошая
дорога, мы же идем на запад сначала по заросшей дороге на просеке, потом просто
по заросшей просеке, потом уходим вправо в лес, так как там меньше снега и
мелколесья. В месте поворота просеки на юго-запад продолжаем идти в западном
направлении, что было ошибкой – перейдя через ручей (что непросто, так как он
плохо замерз), мы уткнулись в полосы вырубок и оставшийся участок до Большого
Хейнозера (около 500 м) продирались более получаса. Надо было идти вдоль просеки
дальше (правый берег ручья не вырубался) и потом спускаться к озеру. По озеру
идем в его западный конец, где впадает ручей из Малого Хейнозера и по его левому
берегу за 5-10 минут выходим на само Малое Хейнозеро. Озеро опять же пересекаем
в юго-западном направлении и от его конца азимутом на юг-юго-запад выходим на
полузаросшее болото. Вдоль края болота идем на юго-запад до Солозера. Весь путь
от начала Большого Хейнозера до сюда занимает около часа. Здесь сворачиваем
вправо, идем через протоку на северный плес Солозера, далее на запад вдоль
берега и затем пересекаем перешеек на юго-западный плес около небольшого
островка. На перешейке старое кладбище, старая дорога. Выйдя на озеро, увидели
слева группу домиков на голом холма (на карте они обозначены как сараи - урочище
Нестерово; избы севернее сейчас уже нет). Идем к ним. 2 маленьких домика во
вполне жилом состоянии – в лучшем из них кровать на 2 человека внизу и лежанка
человек на 6 на чердаке, но там холоднее. В больших домах проблемы с печками.
Есть склон свежих пиломатериалов – видимо, строительство здесь продолжится. В
маленьком домике останавливается на ночлег, чтобы просушиться.
Домики на
Солозере
В оставшееся время тропим лыжню к Хабозеру: От домиков идем в
юго-западном направлении в сторону длинного южного залива и от его начала идем
азимутом на запад около 1 км в сторону Харбинболота. Перед болотом выходим на
старую лесовозку направлением на север, по ней идем чуть-чуть до свежей вырубки
на возвышенности и с нее выходим на запад на болото. По болоту идем в
юго-западном направлении, здесь опять выходим на свежую вырубку, через нее на
юго-запад до долинки ручейка и по его левому берегу выходим на Хабозеро. От
домиков около 1-1,5 часов.
Утром по своей лыжне выходим на Хабозеро и идем по нему на
юго-запад до его окончания. Дальше идем по правому берегу ручья, затем через лес
на юго-запад к Шатозеру. Выйдя на Шатозеро, идем в юг-юго-западном направлении в
сторону протоки в юго-западный залив. Здесь, на левом берегу протоки, виден
забор, и выйдя на берег находим избушку. Здесь хорошая печка, нары человек на
12, стол, оборудованной костровище. В окрестностях некоторые проблемы с дровами.
На другом берегу залива видны еще 2 домика. В домике обедаем.
Дальше выходим на залив Шатозера и по нему идем на юго-запад к
его западному берегу. Здесь выходим на берег, поднимаемся по достаточно крутому
склону наверх, далее идем сначала по старой заросшей дороге, затем по слабо
заросшему болоту и лесу до выхода на лесовозку, идущую по направлению север-юг.
По обе стороны дороги – вырубки. По дороге идем на юг до окончания вырубки,
затем через лес примерно 1 км азимутом на юго-запад до Долгозера.
На
Долгозере
Здесь поворачиваем вправо и идем по вытянутому озеру на
северо-запад. При подходе к протоку появляются участки с выходом воды, впереди –
отрытая вода под мостом через протоку. Выходим на правый берег в 50 м от него –
на хорошую лесовозку. Дорога подходила к берегу Долгозера и раньше и видимо
выходит на основную лесовозку направления север-юг, которая потом приводит на
бетонку из Горнручья.
По дороге выходим на мост (ниже моста большой язык открытой
воды – идти по озеру опасно) и идем далее около 1 км на юг до начала вырубок.
Здесь встаем на ночлег.
Утром по дороге, идущей с края вырубки на запад, идем до
северо-западного угла и с него по лесу азимутом на северо-запад. Вскоре выходим
к большой излучине Черной и около нее находим старую дорогу – до этого мы
перешли ее не заметив – она сильно завалена деревьями. Дальше по ней выходим на
свежую вырубку наверху – здесь уже Ленинградская область. В северо-западном углу
вырубки находим лесовозку и в дальнейшем идем по ней. Дорога хорошая, но не
прокатанная, местами очень много снега. Дорога проходим через несколько больших
вырубок (у ручья Мустоейне и за следующим за ним маленьким ручьем). У озера
Топорное развилка с хорошей, но тоже непрокатанной дорогой, выводящей к мосту
через Черную. Вскоре, не доходя озера Пальмик, еще одна развилка с дорогой,
уходящей на юг (около нее стоит предупреждающая о пожарах табличка) – в 200 м по
ней стоит хорошая изба на высоком берегу озера (человек на 12-15), построенная в
2003-2004 годах и рядом развалины старой. Вокруг есть дрова. Здесь ночуем.
Домик у озера
Пальмик
Утром возвращаемся на основную дорогу и идем по ней на запад.
Почти сразу же переходим по мосту реку Кележма (ширина около 8 м, открытая вода
с множественными завалами), через 2 км – развилка, более накатанная дорога
уходит на юг, но на запад тоже дорога приличная. Через 3,5 км выходим на
развилку с дорогой на бывшую деревню Капшозеро – здесь теперь база лесорубов,
дорога к Капшозеру и дальше на Немжу накатана хорошо. Отсюда около 14 км до
развилки у начала поселка Немжа (это объединенной название Кармановской и
окружающих ее деревень), примерно в середине есть балок лесорубов. На развилке
поворачиваем вправо, пройдя чуть менее 1 км переходим по бетонному мосту Оять и
выходим на шоссе на Винницы около окончания поселка Немжа. Магазин влево от нас
в поселке, но он закрылся в 16 часов (за пять минут до нашего прихода!).
Автобус ходит не каждый день и сегодня не намечался, поэтому
сворачиваем вправо и топаем в сторону Винниц. Пройдя около 1 км, стопим буханку,
на которой отправляем в Винницы наших девчонок. Сами, пройдя еще около 2,5 км,
стопим газель, на которой едем в Винницы (а могли бы и в Подпорожье…). Основная
трасса после моста через Оять сворачивает вправо, а основной поселок – слева по
ходу, от развилки до автовокзала около 1 км. Около развилки магазин, у
автовокзала их еще несколько. Автобус в Подпорожье уходит в 19 часов и стоит 100
рублей с человека.