стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина

Карелия, р.Суна

СУНА июль – август 2002 года.

Отчёт группы туристов – водников г. Орла (т/к В.О.С.Т.О.К., т/к Водник)

Автор – Кульчицкий Андрей

Паспорт похода
* Сроки проведения: 18 июля – 4 августа 2002 г.
* Район: республика Карелия.
* Нитка маршрута: г. Орёл – г. Петрозаводск – ст. Брусничная –
оз. Суккозеро – р. Суккозёрка – оз. Колми – оз. Сурилампи – оз. Торосозеро – р. Торосозёрка –  оз. Гимольское – радиальный поход на г. Воттоваара – оз. Кудамгубское – оз. Чудозеро – оз. Поросозеро – р. Суна – оз. Пяльвозеро – р. Суна – оз. Линдозеро – р. Суна – оз. Викшозеро – пос. Гирвас – радиальный выезд на вдп. Кивач –  г. Петрозаводск – радиальный выезд в Кижи – г.Орёл.
* Средства сплава: "Таймень-2" и "Катран".
* Категория сложности: II.
* Протяженность сплава: 180 км.
* Уровень воды: низкий.
* Общее количество дней (Орёл-Орёл): 18.
* Количество дней на маршруте: 12 (из них: стапель 0,5; сплав 9; днёвки – 3; антистапель 0,5)

Вместо предисловия.

Данный отчёт не претендует на оригинальность и идеальность. Самое большее, что можно узнать, прочитав сиё произведение – наши ощущения и эмоции, а также сравнения некоторых описаний, отчетов и дневников с тем, что видели мы. Советую также обратить внимание на сравнение стоянок на реке – иногда это бывает полезно.

В отчёте были использованы фрагменты отчётов и описаний – техническое описание от Шилова, отчёт группы московских туристов ходивших на Суну с 19 июля по 8 августа 1998 г., отчёт туристов из Тулы – авторы: Наумова Т., Бербенец А., Андрианов П., Шурыгин В., описание реки К. Бекетова – сайт "Диагональный мир". Приведены сравнения, неточности в описании, а также поправки с учётом низкой воды. Советую их использовать для подготовки похода на реку Суна так, как все вместе они дают более полную картину. Нашей группой во время подготовки к походу использовалось ещё одно описание, в котором рассказывается о прохождении маршрута почти от самых истоков реки Сун. К сожалению более подробных координат этого описания дать не могу – описание утеряно и координат не осталось.

Также были изучены другие описания и варианты прохождения маршрута по Суне, но они не добавляют ничего нового и по большей части мало интересны.

Ниже приведено краткое описание без изменений скопированное из описания похода москвичей в 1998 году. Заранее прошу прощения за плагиат, но оно настолько хорошо, что здесь нечего переписывать заново. Единственное, в чём можно усомнится, это категорийность порогов, но раз Маршрутно-квалификационная комиссия МГКТ рассмотрев описание присвоила маршруту 3-ю категорию сложности, значит всё в порядке.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ  МАРШРУТА.

Условно весь маршрут можно разделить на три части.

Начальная часть маршрута проходит по озеру Суккозеро, реке Суккозерке, озеру Торос, реке Торосозерке и озеру Гимольское.

Длина озера Суккозеро 13 км, наибольшая ширина 6 км, средняя глубина 5 м. Северный и западный берега заболочены. Река Суккозерка имеет протяженность около 12 км и среднюю ширину около 15 метров. Берега ее большей частью заболочены. Местами могут быть несложные завалы. Через небольшое озеро Торос маршрут практически не проходит (вдоль его юго-восточного берега проходится не более 500 метров). Река Торосозерка имеет протяженность около 6 км. Она идет прямым широким плесом в высоких каменных берегах, поросших ельником до впадения в озеро Гимольское. Длина его 25 км, ширина - до 5 км. На озере приблизительно 60 островов. Берега невысокие, каменистые. В это озеро впадает река Суна.

Сложных препятствий на начальной части маршрута не много. Почти все пороги (их на реках семь) представляют собой небольшие перекаты и проходятся без просмотра. Исключение составляет порог Нежданный на реке Суккозерке (IV к.с.).

Основная часть маршрута проходит по реке Суне, протекающей по цепочке озер (около 130 км) до плотины у поселка Гирвас (Кудамгубское, Чудозеро, Пяльвозеро, Линдозеро, Викшозеро).

Суна является одной из крупнейших рек Карелии, занимает шестое место по водности и первое по протяженности и абсолютной разнице высот истока и устья. Средний уклон Суны на пройденных участках – 0,67 м/км.

Большинство препятствий реки представляют собой простые перекаты или шиверы длиной от 100 до 1000 метров, иногда образующие крутые горки на выходе. Порогов с выраженными скальными сливами на Суне мало, хотя отлогие сливы в некоторых местах встречаются. Ширина реки на препятствиях колеблется от 20 до 80 метров. Наиболее сложный участок от Поросозера до Викшозера содержит более 25-и порогов (II и III к.с.).

Озера Суны в целом неглубокие, вода летом прогревается до 18..240. Берега их невысокие, каменистые, местами болотистые. Часты песчаные пляжи.

Конечная часть маршрута проходит через канал Пионерный, по которому были направлены воды Суны после строительства плотины, по озеру Пальеозеро, реке Нива, озеру Кримозеро, озеру Сандал и озеру Нигозеро.

Протяженность канала около 8 км. На нем и находится плотина Пальеозерской ГЭС. Озеро Пальеозеро имеет длину около 23 км и среднюю ширину – около 6 км. Озеро не глубокое (встречаются отмели). Западный берег его высокий, а восточный – низкий и заболоченный. Из северо - восточной части озера вытекает небольшая река Нива (длиной не более 3 км) с быстрым течением, которая впадает в озеро Кримозеро. Озеро тоже небольшое и сильно вытянутое (длина – около 5 км, ширина – не более 500 метров). Берега его низкие. Озеро Сандал – самое большое на маршруте (длина – около 55 км, а ширина – местами до 8 км). Оно имеет сильно изрезанную береговую линию, на нем много больших и малых островов. Берега покрыты хвойным лесом. Восточный берег довольно высок (местами – до 20 метров).

При желании на этой части водного похода удобно совершить пешую прогулку до водопада Кивач (и таким образом ещё раз попасть на Суну). Для этого рекомендуется устроить дневку в Сопохской губе озера Сандал у деревни Сопоха, откуда около 10 км по шоссе и хорошей дороге по заповеднику до водопада.

Заканчивается маршрут на небольшом озере Нигозеро, весь южный берег которого застроен домами г. Кондопога.

На конечном участке можно выделить следующие трудности: обнос ГЭС, волнение на озерах Пальеозеро и Сандал при сильном ветре, небольшая шивера на реке Нива и километровый порог (IV к.с.) между озером Кримозеро и озером Сандал.

Лоция пройденного маршрута.

·         ст. Брусничная /

·         оз. Суккозеро / 13 км. Стоянка возможна – на стапеле и через час хода в заливе – скрыта мысом с пляжем в сужении озера на левом берегу, а также на каменном мысе в окончании широкой части озера.

·          пор. Бывшая плотина (некатегорийный) /

·         р. Суккозёрка / 5 км. Берега заболочены, хороших стоянок нет.

·         оз.Колми / 4 км. Хорошая стоянка справа на горе, а также за горой на противоположном берегу. За горой выход из озера.

·         порог-перекат /

·         пор. Горка (наше название, в описаниях просто перекат) / чистый двойной слив в скальном сужении.

·          порог-перекат Зигзаг (тоже наше название) /

·         оз. Сурилампи / выход почти напротив входа, сразу неясен – порос камышами.

·         перекат /

·         пор. "Нежданный" (4-я категория сложности) / Осмотр слева. В начале порога низкий мост, сильное течение, обливняки в струе. Во второй части крутой левый поворот. Общее падение 7 м. Возможный обнос слева от моста 200 м. Далее до Торосозера возможны завалы.

·         оз. Торос / На входе в озеро стоянка справа на горе. Выход левым берегом 500 м.

·         р. Торосозерка / 5 км.

·         пор. Напильник (наше название) / осторожно – проход под мостом.

·         Разлив /

·         Перекат /

·         оз. Гимольское / 25 км. Великолепная стоянка - в скальном архипелаге на мысе или на о. Денга. Идти левым берегом.

·         Радиальный выход на гору Воттовара по азимуту / туда и обратно 60 – 70 км.

·         пос. Гимолы / 2 км от озера. Есть магазины (работают до 14.00, в день завоза до 17.00), почта, телефон, телеграф, музей чучельника Ненашева.

·        р. Суна / Исток Суны - в дальнем левом углу последнего плеса. Протока. До озера Кудамгубского 3 км. Течение еле заметное, берега болотистые.

·         оз. Кудамгубское / 9 км. Берега низкие, частично поросшие тростником. Протока впадает посередине восточного берега. Возможны стоянки - в истоке реки слева (больше стоянок нет, до следующей - примерно 16 км). Идти левым берегом.

·         р. Суна / 4 км.

·         оз. Узвегилампи / по правому берегу, впадает в реку.

·         оз. Чудозеро / 8 км. Стоянка - основание большого мыса слева по ходу, песчаный пляж. Есть неплохие стоянки с песчаными пляжами за мысом, берега каменистые, кое-где высокие. Чудозеро, сужаясь, постепенно переходит в Поросозеро, берега которого по большей части скальные, также возможны стоянки.

·         оз. Поросозеро /   9 км. Поселок слева по ходу за авто и ж/д мостами. Станция - в 4 км южнее от него. Поселок крупный, есть несколько магазинов. Через 6 км за поселком (после высоковольтной линии, перекинутой через реку) начинаются пороги.

·         пор. Пристанский (3-я категория сложности) / 2 ступени, 150 м. Между ступенями поворот реки вправо с сильным прижимом к левому берегу. Технически несложен,  идти в основной струе потока, на второй ступени не прижиматься к левому берегу. Осмотр - по правому берегу (здесь есть сенокосная поляна, вдоль реки - дорога).

·         Плес / 1 км.

·         пор. Валазменский (3-я категория сложности) / 100 м. река прорывается между двумя высокими обрывистыми берегами. Порог более мощный, но также прост в прохождении. Проход чистый, валы жесткие, достигают 1 м. По левому берегу в низкую воду шкуродёрка. Держаться центральной струи. В конце порога у правого берега подводная плита, слив с которой не заметен с наплыва, но просматривается с берега. Осмотр с правого берега. На берегу - развалины строений. Стоянка - в конце порога по правому берегу или в начале порога по левому берегу.

·         Плес с островами / 1 км, проход в правую протоку.

·         Порог / проход справа от острова. Сразу пристать влево для осмотра.

·         пор. Мельничный (3-я категория сложности)  / 200 м. Осмотр по левому берегу. Здесь есть тропа, которая приводит на стоянку в конце порога (до Пяльвозера нормальных стоянок больше нет). Можно осмотреть и по правому. Основная сложность в низкую воду – держаться струи на поворотах реки. В пороге множество больших обливняков. За порогом ловится щука.

·         Оз. Пяльвозеро / 5 км. Идти по левому берегу. По обоим сторонам озера - охотничьи избушки. Посередине озера хорошая стоянка с чудесным песчаным пляжем.

·         Р. Суна / 2 км.

·         Перекат Марткокоски /

·         р. Суна / 1 км.

·         Порог /

·         р. Суна / 9 км.

·         пор. Коссаниски (2-я категория сложности) /

·         р. Суна / 1 км.

·         пор. Корбикошки (2-я категория сложности) / два поворота, за порогом - мост проселка. Стоянка - за мостом на левом берегу, 1 км. Плес. Вскоре за мостом пара несложных порогов.

·         Р. Суна / 3-4 км.

·         пор. Лебикоски (2-я категория сложности) /

·         Плес / 4-5 км, с большим количеством островов. Идти левым берегом. Очень легко заблудиться.

·         оз. Дяньгаслампи / Сразу направо – протока в Линдозеро.

·         оз. Линдозеро / Возможны стоянки - в центре озера на острове или слева перед устьем. Деревня Линдозеро расположена в восточной части озера. Почты и магазинов нет. Раз или два в неделю приезжает продуктовая лавка. По существующему здесь правилу первыми отовариваются местные, потом дачники, а затем остальные. На выходе из поселка мост. После него - порог. Далее на протяжении 15 км - 7 порогов, следующие один за другим с примерно равными промежутками.

·         Мост. Порог / Осмотр слева. На входе - слева шивера. После гряды справа - быстроток. У выхода остатки плотины и отмель слева - горка. В струе два обливняка. Возможна стоянка - слева за порогом.

·         Плес / 4 км.

·         пор. Шильмятойкоски / Шивера 500 м с правым поворотом в конце, за ним - бочка с плитой. Возможна стоянка - справа перед порогом.

·         пор. Ковеланлиете-коски / Осмотр слева. 200 м. Вход - слив в узости, затем крутой левый поворот с грядой слева на выходе. Порог 600 м перекат, 3 поворота в широком русле.

·         пор. Леполису / Шивера 150 м, проход правым краем струи. Осмотр затруднен.

·         Два простых переката.

·         Порог / бурный перекат.

·         Мелкий перекат.

·         пор. Сухой / 600 м, проход левой протокой. Далее на протяжении 3 км - плес и три шиверы.

·         Плес / широкий, много камней, в летнюю межень скорее продолжение порога Сухой.

·         Ламбина с островом / на левом берегу холм с соснами – возможна стоянка. Возможна стоянка - правый берег за устьем ручья, правда мы её не видели – она из описания туляков.

·         Шивера / Раздвоение. Идти в левую узкую, но более глубокую протоку.

·         Шивера – Каданлоама / 300 м с правым поворотом, за ним горка с обливняками.

·         Шивера.

·         пор. Длинный / 1,2 км. Осмотр слева. На входе - две плиты с бочками за ними. Первая у левого берега, вторая чуть дальше по центру. 500 м быстротока, по центру. Шиверный участок с камнями и обливняками. Крутой левый поворот, водоскат. В сужении у острова остается горка с обливняками.  Возможна стоянка - за порогом на высоком берегу, её мы тоже не видели.

·         пор. Корбикошки – 2 / с островом в начале.

Далее небольшой плес, после которого каскад из четырех порогов.

·         Порог

·         пор. Блин / Осмотр слева.

·         Порог – водоскат

·         пор. Ледяной / Шивера 600 м. В конце порога по центру большой, но проходимый обливняк  с мощной, но тоже проходимой бочкой. Возможна стоянка - сразу за порогом на левом берегу. Чуть далее слева впадает приток Деяоя.

·         Высокие скальные берега. 6 км.

·         Впадение р. Семчи / Здесь повернуть вправо. Через 2 км – залив, опять вправо. Далее возможны стоянки на пляжах по правому берегу

·         оз. Викшозеро. До пос. Гирвас примерно 10 км. Пролив на Гирвас уходит влево под прямым углом. Отличительная особенность – высокие скальные берега. За 2 км до поселка находится дер. Койкары, после которой поворот влево, вскоре плотина через реку. Суна переходит в канал Пионерный, который питает турбины Пальеозёрской ГЭС.

·         Гирвас плотина / Выход слева на дорогу. До автобусной остановки влево примерно 2 км.

Начиная с Пяльвозера лоция по большей части скопирована так, как пороги на этом участке шлись нами сходу и многие подробности мы пропустили.

Дневник похода.

Для начала представлю нашу команду:

Экипаж №1 (судно – таймень «Флагман»).

·         Костик – Адмирал команды. В водных походах по порожистым рекам был два раза – Северная Шуя и Южный Буг. В выражениях сдержан, вежлив, к спиртному относится равнодушно. Характер спокойный, не женат.

·         Наталья – матрос экипажа №1. В водных походах по порожистым рекам не была ни разу. Характер неопределённый, крайне романтична, к спиртному равнодушна, не замужем.

Экипаж №2 (судно – таймень «Кокетка»).

·              Алексей (Лёхман) завхоз команды. В водных походах по порожистым рекам был один раз Южный Буг. Характер нордический, суровый (иногда добродушный). При подготовке к походу обычно несносен. Любит петь и пить, но не злоупотребляет. Не женат.

·              Жанна – матрос экипажа №2. В водных походах по порожистым рекам не была ни разу. Характер весёлый, иногда буйный. Очень энергична и крайне романтична, не замужем.

Экипаж №3 (судно – катран «Чужой»).

·         Димка – весельчак команды. В водных походах по порожистым рекам не был ни разу. В 2002 году ездил на соревнования в Лосево. Не участвовал, но смотрел. Научился «вставать». Характер крайне веселый. Шутит в любых ситуациях, к спиртному не относится, но выпить любит. Не женат.

·        Наташка – массажист команды. В водных походах по порожистым рекам не была ни разу. Характер разговорчивый, весёлый, к спиртному не относится, но спирт с водой пила. Замужем за Сашей (см. ниже).

Экипаж №4 (судно – таймень «Старый»).

·         Димка – Рыбак команды. В водных походах по порожистым рекам не был ни разу. Характер разный, чаще спокойный. Любит ловить рыбу и пить, иногда вместо того, чтобы пить ловит рыбу. Не женат.

·         Сашка – Будильник команды. В водных походах по порожистым рекам не был ни разу. Характер спокойный, иногда очень. Первый из орловских кабельщиков побывал на горе Воттовара. Женат на Наташке (см. выше).

Экипаж №5 (судно – катран «Могиканин»).

·         Андрей (ваш покорный слуга) экспедиционный фотограф, лоцман (разработчик маршрута). В водных походах по порожистым рекам не был ни разу, один раз прошёл порог 3-й категории на реке Сосна (Липецкая обл.). Характер буйный, чаще угрюмый. Если выпью, то ору песни, да и если не выпью всё равно ору. Будущий муж (см. ниже).

·         Люда – матрос экипажа №5.  В водных походах по порожистым рекам не была ни разу. Характер скромный, тихий. Крайне не любит воду, особенно когда её много. Будущая жена (см. выше).

Опуская никому не нужные и не интересные подробности того, как мы собирались в этот поход, и как вообще мы попали на эту реку, хочется сразу приступить к описанию нашего путешествия по Карельским просторам. Хочется, но…всё же начну я с описания нашей поездки до самой Карелии. Я думаю, читатели сего произведения это мне простят и всё же прочитают ощущения людей, которые ехали в Карелию 1-й раз.

18 июля (четверг)

17.50 – Радости нашей нет предела! После долгих (как нам казалось) ˝провод ˝ мы наконец-то тронулись к своей давней и заветной мечте. Дальнейшее не отличалось ничем от того, что обычно делают туристы продвигаясь в жел.-дор.составах к своему маршруту: пили водку и противное  ˝горячее ˝ пиво, пели песни и мечтали о наших приключениях. Что самое интересное – попутчики реагировали на нас на редкость спокойно, даже можно сказать флегматично. Ночью тусанулись по курскому вокзалу в Москве и на этом тяжёлый день отъезда был закончен.

19 июля (пятница)

Утро началось с крайнего изменения ландшафта. Лично я, проснувшись, увидел в окне очень большую реку. Поспорив друг с другом мы пришли к мнению, что это р.Волхов. А дальше пошли болота, леса, реки и речушки, короче началась Карелия. На станции «Лодейное поле» поезд стоял почти 40 минут, и всего 10 из них была открыта дверь вагона. За это время мы успели познакомиться с местным населением, купить копчёного сига (рыбка весом грамм 300-400 стоила 50 рублей, но она того стоила), подышать свежим воздухом и покурить. Дальше по ходу движения нашего локомотива двери в вагоне почти не открывались, а между тем, стоять нам пришлось в общей сложности около 2-х часов.

Вобщем в Петрозаводск мы прибыли аж в пол 5-ого вечера. Хотя окружающие уговаривали нас не торопится, ссылаясь на то, что, мол, поезд пол часа стоит и т.д. и т.п.,  выгрузку мы произвели очень быстро, организовав посреди перрона огромную кучу рюкзаков. Купив холодного пива «с дорожки» мы разбились на 2 группы. Четыре добровольца (в том числе и ваш покорный слуга) остались  на перроне охранять вещи, а остальные пошли в город за продуктами и расписанием «Ракет» до Кижей, автобусов из Гирваса и поездов в нашем дальнейшем направлении следования. Мы же, пока они ходили, знакомились с Карелией сидя на перроне с пивом. Больше всего нас поразило количество туристов. Создалось такое ощущение, что на вокзале кроме них (то есть нас – туристов) почти никого нет. Кучки по 6-7 человек ходили взад и вперёд, кто с рюкзаками, кто с пивом, кто просто так.

Сидели мы, сидели, время шло, поезда привозили и увозили новые группы, а народ всё не возвращался. В итоге 18.40 подгоняют поезд, по всему наш, вокруг него народ толпится начинает, минут через 10 начинается посадка, а наших всё нет. Я сходил узнать – да поезд действительно наш «Петрозаводск – Юшкозеро» и отправляется в 19.20, то есть через пол часа, наших нет, нас 4 человека и 2-е из них девчонки, от кучи вещей до нашего вагона (хорошо хоть билеты у нас) метров 200-300, а наших всё нет… Они пришли когда до отправления осталось 15 минут, а мы уже начали грузить вещи в вагон.

Всё, П-О-Е-Х-А-Л-И !!! От начала маршрута нас отделяет 8 часов 45 минут. Поезд оказался на редкость заполненным, а наши места разбросаны по всему вагону. Но в конце вагона, как всегда около туалета, наших мест было 4-е, и чтобы поужинать вся группа собралась здесь. Бабушка попутчица решив нам не мешать, ушла в тамбур. Сколько мы её не уговаривали, остаться с нами она отказалась, зато мужик Коля из п.Боровой (сказал, что возит туристов на заброску и обратно, и даже оставил свой телефон) принял в нашем банкете активное участие. Начали мы с чудесной настойки «Петровская» местного разлива (очень рекомендую), минут через 30 после начала пришли 2-е туристов из другого вагона. Ребята из Москвы ехали вдвоём на р. Чирко-Кемь.  Дальнейшее описанию поддаётся с трудом.

В 23.00 прибыли на ст.Суоярви и продолжили концерт там. Поезд там стоял 50 минут – наш локомотив переезжал из головы в хвост. Нас конечно же не могла не заметить местная милиция, которая сделала нам замечание и попросила петь потише.

20 июля (суббота)

Часов в 12 ночи поезд тронулся дальше, а наша шумная компания разбились на 3 группы, кто ушёл спать, кто остался у окна смотреть на ночные карельские пейзажи, кто вместе с гостями переместился в тамбур продолжать банкет. Я периодически ходил то к окну, то опять возвращался в тамбур. Было спето множество чудесных песен (особенно смешных переделок), и мы искренне пожалели, что у нас нет с собой диктофона.

Время шло, и в 3.20 поезд прибыл на станцию Суккозеро. Здесь меняется локомотивная бригада, и поезд стоит 30 минут. Мы минут за 10 перетаскали рюкзаки в тамбур, а пока мы их таскали, за нами в открытую дверь наблюдал какой-то дембель. Увидев, что мы закончили, он зашёл в вагон и попросил позвать старшего группы. Тут мы смекнули, что это не дембель,  а проверяющий документы пограничник. Он увёл Костика в помещение станции для проверки документов, и пока они там сидели, мы проверяли на крепость карельских комаров, которых оказалось немного по сравнению с Брянскими  лесами. Всё прошло гладко (возможно благодаря наличию маршрутного листа и списка личных данных участников) и в 3.55 поезд отправился дальше, чтобы через 10 минут мы, как взвод десантников, высадились на песчаную насыпь  станции Брусничная (поезд там стоит 1 минуту, но специально для нас его задержали минуты на 3).

1-й день маршрута

УРА–А–А!!!!!!!!!!!!!!!!

Мы прыгаем, мы кричим, МЫ в КА-РЕ-ЛИ-И. Сборы, вокзалы, поезда, всё позади. Впереди  200 метров по путям и берег  Суккозера, а дальше 2-е недели сплава по чудеснейшим местам.

Как только мы закончили прыгать и кричать на нас сразу же накинулись полчища мошки (больше мошки, чем здесь мы не видели на протяжении всего маршрута).

Дойдя до озера первое, что мы сделали – это искупались после душного поезда и переноски рюкзаков. Вода оказалась очень тёплой, правда, встав на обросшие тиной камни, мы сильно замутили воду.

В начале седьмого пришёл поезд  Петербург – Костомукша, который привёз большую группу из Питера. Человек 8 мужиков, 2 молодых ребят и 3 мальчиков. Вещи их привезла машина, которая, как потом оказалось, везла их с самого Петербурга.

В процессе нашего сбора эта группа нас немного достала (тем более, что мы не рассчитывали на какое-либо соседство). Пока мужики решали, что делать (ставить лагерь или собираться и идти) их дети бегали мимо нас туда сюда так, как будто ни нас, ни наших разложенных вещей и лодок  вообще не существует. 2-е молодых ребят пошли ловить рыбу на соседнее озеро под названием Таразма, и скоро поймали 2-е большие щуки (килограмма на 3,5).

С нашего прибытия в Петрозаводск погода испортилась и всё утро, пока мы собирались, было пасмурно. К часам 12 пошёл мелкий противный дождь, здорово осложнив сборы, которые пришлось ускорить.

К этому времени проехал ещё один поезд, который привёз группу из трёх человек (мама – папа – сын). Эти ребята собрались буквально за час, погрузились в свою «Щуку» и с тех пор мы их на маршруте больше не встретили. Правда, дождь им не дал далеко уйти, они стали на одном из островов в начале озера.

Когда начался дождь, молодёжь большой группы угомонилась, и произошёл интересный монолог между одним из участников этой группы и его сыном. Сын подбежал к папе и просится в палатку, а папа в ответ говорит: "Ты что, дождя испугался. Мы сюда трудности приехали испытывать, а не по палаткам прятаться". Вот такие они – Питерцы.

Короче, наконец-то мы собрались, сели перекусить и согреться оставшейся водочкой, после чего начали укладывать герметики в лодки, а так как их (герметиков) оказалось очень много, то укладываться пришлось непосредственно на воде. Ну тем у кого были "Таймени" было попроще, а лично мне, чтобы загрузить свой "Катран" пришлось залезть в воду. После этой погрузки я пришёл к выводу, что пляжик там не очень, камень обрывается и глубина сразу по пояс, камни скользкие и вообще… К тому же, грузить там можно одновременно не более 3-х лодок, а у нас их было 5.

За процессом наших сборов внимательно следили Питерцы, и мимолётом задавали "вопросики". Один такой "вопросик" задал мне их мальчуган: "А за чем вам каски?" Честно говоря, я не знал что сказать этому пареньку, который приехал трудности испытывать, ну и между делом пороги проходить. Спросил в ответ: "А что, у вас касок нет". Ну он и ответил, что мол нету, и здесь они не нужны. Мы сразу почувствовали – народ "бывалый", конечно, зачем им каски. Посмотрев на то, как мы упорствуем (у меня герметики ну никак не хотели лезть внутрь лодки) мужички предложили нам коньячку с чаем для "сугрева". Мы, конечно, сначала отказывались, ссылаясь на то, что скоро на воду, но отказаться было невозможно.

Наш экипаж наконец-то загрузился, оставшиеся 2-е лодки были загружены на берегу, пока мы на воде корячились. Правда, когда лодки несли к воде, мне стало их жалко.

Все погружены. Мы с Людой с трудом влезли в загруженную "по самые не балуйся" байду. У Костика корма после старта ушла в воду по самую деку. Дождь продолжал всё в том же духе, только ветер добавился. На все уговоры Питерцев остаться и продолжить начатое (начатого оставалось пол 2-х литровой бутылки) мы ответили, что, пусть лучше вода и сверху и снизу будет, чем только сверху. И с дикими криками американских индейцев, около 15 часов мы отчалили на встречу нашим дальнейшим приключениям.

После наших долгих сборов было очень приятно ощутить сопротивление воды под веслом. Мы прошли группу островов, которые были видны с берега, и двинулись вперёд, с надеждой на то, что сегодня озеро будет пройдено. Но сказалась усталость и недосыпание.

Минут через сорок после старта дождь кончился, и нам стало казаться, что "вот за тем  мыском" поворот влево и выход из озера, но этого не случилось. Через полтора часа на левом берегу озера возникла неясная полоска пляжа, и мы решили чалиться там, а после сходить на разведку пока будет разбиваться лагерь.

Чудесное место для стоянки, пожалуй, лучшее на всём маршруте. Самое первое, что мы увидели после высадки, так это море черники. Даже палатки пришлось ставить на неё.

Кратко опишу саму стоянку. Песчаный пляж образует полуостров, за ним небольшая заводь, которую от большого озера отделяет длинный мыс и небольшой остров. На полуострове ровного места довольно мало так, как берег идёт на возвышение. Поэтому палатки стояли с небольшим уклоном. Стоянка довольно обжита, имеется стол. С берега открывается чудесный пейзаж с видом на цепь маленьких островков рядом с берегом. С дровами никаких напрягов – поднявшись на вершину полуострова (приблизительно 20 метров над водой) начинаются вырубки. Ловили рыбу – хищник так и не клюнул, но Димка наловил очень много мелочи типа окуней и  плотвы.

После разгрузки мы с Костиком двинули на пустой и лёгкой байдарке за мыс посмотреть, далеко ли до конца озера. Пройдя до второго залива за мысом, поняли, что очень далеко.

Ну, понятно без слов, чем закончился наш первый день на воде, хотя начался для нас он ещё в пятницу 19 июля.

21 июля (воскресенье). 2-й день маршрута

Подъём в 11 утра. Погода по прежнему пасмурная, предыдущий день закончился для меня ливнем во время рыбалки около 1 час ночи. Завтрак, какого я не видел не разу – овсяная каша со сгущенкой и черникой просто объедение.

Стали на воду около 14 часов. Тяжело было собираться и уходить с этого чудесного места. Почему-то всем участникам группы эта стоянка запомнилась больше всего (а я так думаю, что на всю жизнь – первая стоянка в Карелии).

Бросив последний взгляд на эту красоту, уходим далее по маршруту.

Судя по карте выход из озера с левой стороны, поэтому держимся левого берега. С середины озера выход можно спутать с любым из многочисленных заливов. Но, увидев через полчаса по левому берегу лодочные сараи, мы поняли, что до реки нам ещё чапать и чапать. На всякий случай спросили у рыбаков, что за посёлок – оказалось Суккозеро. Поворачиваем сквозь цепь островов на право и выходим на каменистый мыс. Здесь мы решили передохнуть. Погода улучшилась, выглянуло солнце, и с крайней точки мыса на озеро открылся чудеснейший вид. Видны следы стоянок. По правде говоря, стоянка там не очень. Мыс открыт для ветра, кругом один камень и мох, но открывается такая даль, такая красота – эти низко плывущие облака, далёкие горы – просто абалдеть. Так, что если на старте с Брусничной хорошая погода, советую идти прямо туда.

Около половины пятого отправляемся дальше. Пройдя минут десять вдоль массива мыса, заходим в залив, который оказывается непроходимым (хорошо хоть не очень большим). Выходим из него, и через несколько минут  прямо по курсу остров, слева очень широкий залив. Берега скалистые. Мы поворачиваем туда.

Начинается сильный лобовой ветер, идти становится тяжелее. Около половины шестого выходим на середину залива. Не можем определится, куда же идти. Судя по карте направо, но справа прохода не видно. Решаем зачалится к острову слева и посмотреть карту как следует.

Так и есть. Судя по описанию исток реки закрывает несколько островов с рыбацкими избами. С середины залива они (острова) кажутся сплошной береговой линией. С острова, на котором стоим мы, стало видно, что это острова. Немного перекусив черникой, мы устремляемся туда.

Около половины седьмого выходим к истоку реки Суккозёрки. В описании написано, что в истоке остатки плотины, обнос 5 м по левому берегу. Остатки еле видны, много камней, мелко, ширина прохода не более 1 метра. Но даже в низкую воду видно, что пройти можно, а обнос завален упавшими деревьями. Высаживаем матросов и проходим. Перекат, обозначенный в описании, не наблюдаем.

Ниже река спокойно течет в низких, в основном заболоченных, берегах, но кое-где попадаются отдельные бугры, пригодные для стоянки. Хотя, честно говоря, я после чудесных Суккозёрских стоянок здесь становится бы не стал. Ширина русла 15 м. Пытаемся ловить рыбу на проводку. Примерно через 10 минут становимся на перекур, я достаю леску, а блесны на ней нет. Как зацепилась? Я даже не почувствовал, видимо на дне много затонувших брёвен.

Через 3 км относительно небольшое оз.Колми. Описание естественно наизусть никто не знает, но помним, что в нём указывается чудесная стоянка на мысу. В дальнем конце озера видим огромный каменный мыс. Идем прямо на него. За 20 минут пересекаем озеро. По левой стороне заболоченные берега – для стоянки явно не пригодны. Доходим до мыса, который оказался огромным камнем. За ним в озеро впадает какая-то маленькая речушка. Подход к мысу заилиный, на мысу место только для двух палаток, вокруг одно болото.

Что-то здесь не так. Ясно, что это либо не та стоянка, про которую писали, либо те, кто писал, очень сильно преувеличили её чудесность. Я с Людой из байдарки не вылазил и решил идти к правому берегу, где видел полоску пляжа. Так и оказалось. Мы пришли на классную стоянку. Опять песчаный пляж, стоянка явно обжита – кто-то делал баню. Я позвал народ, хотя для расстояния, на котором я махал им спасжилетом, вряд ли применимо слово позвал, высадил Люду и пошёл смотреть, что у нас дальше. Пройдя метров 300 влево от стоянки  видно продолжение реки, если идти из озера, то в заливе по правую руку. Слышен конкретный шум порога. Подходить ближе не стал – решил оставить это удовольствие на завтра.

Когда я вернулся, народ уже распаковывал вещи. Достав описание, мы узнали, что чудесная стоянка на мысу была сразу за входом в озеро справа. Тут я понял, что многие люди называют мысом совсем не то, что мы обычно вкладываем в это понятие. Когда мы вошли в озеро, справа была довольно большая гора, поросшая лесом. Там виднелось что-то стояноподобное.

Далее всё как обычно – ужин, песни. День закончился чудесным солнечным закатом. Димка опять наловил рыбы – у порога, правда, хищника снова не было.

22 июля (понедельник). 3-й день маршрута.

Подъём в 10 утра. Чудесное солнечное утро. Наши дежурные, приготовив завтрак, разбудили нас, а сами пошли принимать водные процедуры. Уплыли на так называемый мыс и греются на солнышке. Завтрак уже не кажется таким вкусным, как накануне. Дальше те же сборы.

Правда есть одна маленькая деталь, с которой я хотел бы поделится. Собравшись, я перед стартом пошёл прогуляться по  ближайшим окрестностям. Отойдя от стоянки метров на 200, я вышел на сухое болото. Было уже начало первого. От болота и наваленных вокруг камней шло приятное тепло, но что меня поразило больше всего. Я понял, что солнце находится совсем не там, где ему положено находится 22 июля в 12.20 по полудни. Конечно, я вспомнил, что нахожусь в северных широтах, но видеть осеннее солнце в середине лета было всё равно необычно.

Ну, довольно лирических отступлений – идём далее. Мы погрузились и отправились дальше. Оказалось, что сильный шум издавал совсем не порог, а всего лишь небольшая шивера, которая,  впрочем, на тот момент была для нас не менее интересным препятствием, чем порог. Честно говоря, мы её даже как следует не запомнили, настолько быстро её прошли.

Пройдя шиверу и небольшой спокойный участок, мы вышли к резкому повороту и сужению реки. Лес  здесь образует как бы туннель. И в этом туннеле шумел неплохой порожек. Мы его конечно осмотрели. Порожек с довольно мощным сливом и обилием камней в русле. Длина метров 30, ширина русла примерно 6-9 метров. На выходе прямо по середине большой обливняк. Честно говоря, при ярком утреннем солнце первичный осмотр не дал сильных результатов, поэтому мы решили прокатится по порогу без лодок – в одних спасжилетах. Ощущения обалденные. Вобщем прощупали мы дно, расставили на самые опасные камни самих себя и пошли …по одному. Наверно не надо описывать ощущения, полученные при проходе этого порожка. Все прошли его довольно благополучно, я, правда, сбил последнего флагового и проехался прямо по обливняку. Короче, первый, более менее серьёзный порог на маршруте прошли очень весело.

Сразу за порожком река поворачивает направо и через метров 200 – 300  ещё одна шивера-порожек с поворотом налево и руслом забитым по правому берегу брёвнами. Сложности никакой не представляет – можно идти без осмотра.

Далее цитирую описание Константина Бекетова, прошедшего этот маршрут весной 2000 года.  "Этот порожек впадает непосредственно в небольшое оз.Сурилампи. Выход из озера - слева по ходу, за болотистым мыском (хочу обратить внимание, что с озера мысок выглядит, как сплошная береговая линия*).

Вскоре за озером на реке перекат, а за ним наиболее сложное препятствие: пор.Нежданный. В начале порога низкий мост. Необходимо пристать к левому берегу (грунтовая дорога) для просмотра/обноса. Падение в пороге около 7 метров, общая длина препятствия порядка 400 м, река образует петлю с поворотом более чем на 180 градусов. Благодаря этому обнос всего около 200 м (50 по дороге и около 150 по хорошо набитой тропе вперед-влево). Рядом с тропой хорошая стоянка.
      При прохождении порога основная проблема - протиснуться под очень низким мостом. В большую воду это не реально - зазор сантиметров 20. За мостом серия сливов до 1 метра, шивера, плес на левом повороте и за плесом вторая ступень с выраженным сливом."

Теперь опишем то, что видели мы. Перекат, про который говорилось выше, в низкую воду представляет собой весёлую горку, причём довольно длинную. Никакой опасности нет, кроме того, что можно с разгону улететь в порог "Нежданный". Хотя в данном случае даже для таких как мы чайников я перегнул палку. Сам порог, несмотря на ранее описанное, мы классифицируем, как самый сложный на реке (пройдя все остальные пороги, я надеюсь, что мы имеем право так рассуждать), по крайней мере, это относится к времени летнего безводья. Говоря о этом пороге вообще – в низкую воду первая ступень порога проходима для полиэтиленовых каяков потому, что в начале …

Всё то, что закрашено чёрным цветом сплошные камни. По сути сам порог крайне интересен именно тем, что есть где повертеться. И мы вообще-то хотели его идти, но адмирал сказал "хорёк", и никаких сусликов.

Если говорить конкретно, то этот порог мы проходили в (нашу) низкую воду около часа. А было это так. В начале порога мелководная шивера, которая начинается 50-ти сантиметровым сливом с левого берега. Дальше основная струя сквозь камни поворачивает резко к правому берегу до моста (на участке примерно 20 метров). Под мостом сильная "пруха", которая выносит прямо на огромный обливняк по центру струи. Сквозь этот обливняк можно пройти только на каяке. Если идти на байде, пройти можно, если клея не жалко. С обливняка безводный прыжок порядка 100-130 сантиметров.

Насколько я понимаю, для байдарки это галяк, хотя видел варианты и покруче. Дальше 100-150 метров обычная шкуродёрка до поворота реки. На повороте вправо продолжение порога с множеством бурунов (мы считаем её второй ступенью). Идти лучше посередине.

В низкую воду проходится с трудом, но лучше, чем первая ступень. Далее плёс. За ним третья ступень. Ярко выраженный слив около 2-х метров шириной. Слив типа порога "Горки" только мощи побольше.

Просмотрев начало, мы решаем идти проводкой – клея мало, да и старые лодки жалко. Проводка вообщем-то дело тоже тяжёлое. Матросы пошли по описанной тропе, неся вёсла. Мы (то есть капитаны) проводимся до второй ступени. Забрав часть вёсел, садимся в байды и идём вторую ступень на вёслах. Камней на ней было не меньше, чем на первой, но "пруха" слабее.

Далее плёс. Там мы сажаем матросов. Тогда мы ещё не знали, что это не конец порога. С лёгкой душой идём дальше, но за поворотом реки через 200-250 метров видим последнюю ступень. Из-за узости прохода в этом месте  "пруха" даже сильнее, чем на первой ступени.

Осмотр затруднён. По правому и левому берегу очень густые кусты, а камни, освободившееся от воды, покрыты скользкими водорослями. Мы при осмотре несколько раз падали. На выходе из порога, справа, скрытый обливняк. Решаем идти без матросов. Первым благополучно прошёл адмирал, следом иду я – наскакиваю на обливняк, далее Димка (весельчак) без проблем, за ним Лёхман, решивший идти с матросом – они пострадали больше всех (наскочили на обливняк, с матросом удар вышел сильнее, чем у меня), последним прошёл рыбак Димка. Так закончилось прохождение самого долгого для нас порога.

За этим порогом примерно через 20-30 минут вход в озеро Торос. Озеро довольно большое, и мы по началу приняли его за Гимольское. На правом берегу в 200-х метрах от входа видна неплохая стоянка на горе, поросшей лесом. Там стояла молодая семья (муж и жена) из Москвы. Они впоследствии встречались с нами в течении 3-х дней. Они-то и пытались нас убедить, что это озеро Гимольское. Но, просмотрев карту, мы поняли их неправоту.

От входа в озеро до реки Торосозёрки примерно 1 километр. Выход неясен – весь порос камышом. Мы его нашли только благодаря рыбацкой избушке, стоящей на левом берегу у заболоченной заводи. Далее около 4-х километров по реке Торосозёрке. Река ничем не примечательна. Перед входом в оз.Гимольское порог-перекат "Напильник". Тоже много камней – лучше осмотреть. Над серединой порога мост. Схема движения по порогу примерно та же, что и на "Нежданном". Заходить лучше с левого берега, далее пересечь русло к правому  берегу, пройти под мостом, и выйти посередине русла. За порогом плёс, в конце которого сквозь высокие скалы открывается чудесный вид на острова и озеро Гимольское. На входе в Гимольское высокая ступенька-поржек (высота примерно 80-120см) – мощный слив без всяких камней.

Пройдя порог, мы встретили ещё одну группу москвичей – двух пожилых женщин и 3-х сыновей одной из них. Они шли на 2-х тайменях – двойке и тройке. Познакомившись с ними, мы направились к стоянке, о которой мы узнали из описания, согласно которому, мы искали стоянку на скале. Придерживаясь левого берега, мы прошли группу островов и около 20.30 наконец-то вышли на широкую гладь озера. Стоянку узнали сразу, хотя я не сказал бы, что она на скале, впрочем, камней и возвышенностей вокруг хватало. Место просто супер. На левом (по ходу движения) берегу вместо пляжа огромная каменная плита постепенно вылезает из воды. Место вполне достаточно для удобного лагеря команды из 10-20 человек. Сразу решили сделать здесь днёвку. При выгрузке обнаружили первый недостаток стоянки – огромные муравьи. Они лазили везде, все новые для них вещи были тут же ими осмотрены. Кругом их тропинки. К нашей радости они не создали нам серьёзных проблем. Спасли от них главным образом хорошие палатки.

Выгрузившись на берег, я пошёл искать дрова. Непосредственно в черте стоянки сухих деревьев почти не оказалось, только вековые сосны росли из камней. Это можно считать вторым из недостатков этой стоянки. Я прошёл довольно далеко от стоянки, залез на 35метровую возвышенность, но дров негде не было – только камни, мох, и огромные сосны. Когда я вернулся, ребята уже разожгли костёр, но дров для днёвки всё равно было не достаточно. Естественно, что дрова мы всё же нашли, но они были сыроваты. Последним, самым мелким недостатком оказалась проблема установки палаток на камни. Вместо колышков пришлось использовать камни.

Но, несмотря на довольно тяжёлый день и мелкие проблемы все были довольны. Чувствовалась приятная усталость. Саша и оба Димки отправились к входу в озеро ловить рыбу (москвичи показали нам большую щуку, которую поймали у входа). Правда, наши ребята вернулись без щук, но мелочи наловили как обычно много. Вобщем этот день закончился для нас обалденным закатом, песнями у костра и прогулками белой ночью по берегу озера.

23 июля (вторник). 4-й день маршрута. Днёвка.

Для меня и Люды день начался в 10 утра подъёмом на завтрак. Погода солнечная, настроение просто чудесное (правда какое оно ещё может быть). После завтрака все разбрелись по стоянке – кто отдыхать, кто заниматься делом. Лёха начал с починки шкуры после "Нежданного". Глядя на него, я, Димки, Сашка и Костик тоже принялись за это дело. В это время наши дорогие девушки загорали, купались, гуляли, собирали чернику, которая росла недалеко от стоянки. Ну конечно и мы время от времени прерывались для того, чтобы искупаться или нарубить дров.

По количеству заплаток на лодке, моя посудина побила все рекорды. Дело в том, что я клеил не только новые, но и старые дырки (кстати, новых было значительно меньше, чем старых – шкура стала сыпаться). Их было так много, и к тому же все разные, что мне пришлось их нумеровать маркером. Получилось 35 заплаток.

Около часа дня погода начала портится. Дождик то начинался, то переставал. Около двух часов появились наши знакомые – молодая семья из Москвы. Они шли на новенькой "Щуке". Мы уговорили их остаться с нами до ночи. Они легко согласились так, как на озере была сильная волна, которая должна была стихнуть только к вечеру. Пока они разгружались, муж (к сожалению не помню, как его зовут) рассказал нам, глядя на мою байдарку, свою традицию. На каждой заплате своей бывшей лодки он подписывал название порога, на котором он её получил.

В три часа был готов обед, после которого меня заставили начать фотосъёмку. Всё, что я увидел накануне, я снимал. Самые классные фотографии получились именно на этой стоянке и на Гимольском.

Между 17 и 18 часами погода окончательно испортилась. На горизонте, с юго-запада надвигалась чёрная стена шторма. В нашей средней полосе такого я не видел никогда. Поднялся сильный ветер и "весельчак" Димка решил запустить змея. Зрелище было потрясающее. Димка забрался со змеем на камни, которые были от берега в 30-40 метрах. Там, с открытого пространства, ветер шёл сильнее. Уже начинал накрапывать дождик. Змея рвало в разные стороны, но поднять его выше 20 метров та и не удалось. После 40-минутного шоу Димка вернулся на берег и, как оказалось, вовремя. Дунул ураганный ветер и с неба ливанул дождь – капли были размером с горох. Под это ливень мы решили убрать тент, чтобы его не порвало, а сами разбежались по палаткам. Дождь шёл около 2-х часов, и мы даже успели выспаться.

Около восьми вечера дождь кончился. Воздух стал таким чистым, что мы, казалось, не могли надышаться. В этот день было решено лечь пораньше в связи с ранним подъёмом, но это удалось не всем. Чудесный закат, чистейший воздух не давали уснуть и половина команды опять просидела до 2-х или до 3-х часов ночи.

24 июля (среда). 5-й день маршрута

Утро оказалось довольно морозным, хотя светило солнце. Дул сильный ветер и на озере была большая волна.

Дежурили Сашка и Наташа. Они подняли нас в 7.00, к этому времени завтрак был уже готов. Пока мы собирались, погода испортилась. Натянуло облака. К 9-ти утра, когда мы упаковывали последние герметики, начал накрапывать мелкий дождик. Такая погода была до самого вечера.

Последняя фотография перед стартом на этой чудесной стоянке и мы отправились в путь. Уходя  отсюда, мы ещё не знали, что ближайшие три дня окажутся для нас самыми тяжёлыми за весь поход.

Наши знакомые ушли ночью по тихой воде, а нам достались самые сливки – волна до 50 сантиметров. Идти было очень тяжело. К 10 утра мы смогли дойти только до середины острова Денга. Далеко на горизонте виднелись мелкие острова, сливающиеся с общей береговой  линией. К этому времени волна явно стала ещё больше. Лодки стало заливать сверху. Держать курс было тяжело.

К 12 дня дошли до островков за островом Денга. Когда вода в моей лодке дошла до колен, я понял, что пора выходить на берег и отливаться. С воды я отлиться не мог так, как между ног у меня лежал герметик, пришлось идти поперёк волны до ближайшего острова. Для этого прохода у нас с Людой, да и остальных, ушло очень много сил, хотя остальным экипажам удавалось отливаться на воде. Судя по карте, нам оставалось пройти около 4-х километров. На них пришлось положить весь остаток сил.

Когда мы проходили между островами,  поднялся жуткий ветер, и пошла такая волна, что наши лодки просто падали между разрывами и зарывались носом в следующую волну. На острове, который был правее, увидели платку. Люди на берегу, увидев нас, замахали руками. Мы узнали в них наших, теперь уже старых знакомых. Ребята недалеко ушли за ночь.

Ветер ещё не спал, а впереди, вдоль берега острова, что лежал по левому борту, было замечено опасное скопление подводных камней. Ситуацию осложняла сильная волна, из-за которой было неясно, бурун это над камнем или же просто пена над водой. Пришлось отходить правее, что отдаляло нас от нужного нам берега. Пройдя опасную зону, мы остановились между островами. До большой земли было около 600-700 метров. Там была видна полоска песчаного пляжа. Было решено идти туда.

Подойдя ближе к берегу, нами были замечены платки. Мы изменили курс на них. На берегу нас встретила тоже уже знакомая группа – две пожилые женщины, которые шли с сыновьями. Напоили нас горячим чаем с коньяком, а я, набравшись наглости, перекусил жареными грибами.  Они рассказали, что впадение реки Вотто – справа в заливе. Ещё нам рассказали про геологическую вышку – они ходили на неё, но она  оказалась почти разрушенной. Где она находится, мы не стали расспрашивать, потому что собирались идти на гору Воттоваара. До посёлка Гимолы от этой стоянки порядка 10 километров по берегу и 8-9 километров по воде.

Чуть отойдя от тяжёлого перехода, мы отправили наших девушек по тропе до песчаного пляжа, а сами прошли туда на лодках. Не смотря на предупреждение в описании Константина Бекетова о близости дороги, место показалось нам неплохим – огромный песчаный пляж, небольшой столик, ровная площадка для палаток. Народ после тяжёлого перехода был просто вне себя от радости. Не переодеваясь, мы начали фотографироваться около соснового столба, стоящего на пляже,  с импровизированными граблями, найденными там же. Кульминацией нашего безумства было купание, в озере. В купании приняли участие почти все члены команды. Ребята скакали по воде, валяли друг друга, обдавали струями, а я, снимая всё это на фотоаппарат, очень жалел, что у нас не было видеокамеры.

На гору решились идти не все. Кому-то было просто неинтересно, кто-то сильно устал. В результате этого было решено против течения реки Вотто не подниматься, а оставить на стоянке тех, кто не пойдёт на гору. Выход на гору был назначен на 18.00.

Я с Людой был дежурным на обеде, поэтому, покончив со съёмкой, пошёл собирать дрова и готовить обед.  Около 17.00 мы пообедали и стали собираться на гору. Пойти решились: Костик, Лёхман, Жанна, Саша и я.

Географическая и историческая справка.

Про гору мы узнали чисто случайно. Когда мы ещё только выбирали маршрут, были просмотрены описания 3-х рек – Южной Шуи, Уксунйоки и Суны.  По всем параметрам нам больше подходила Суна, но лично для меня, Лёхи и Костика немаловажную роль сыграла эта гора.

Собственно та информация, которую мы можем сообщить, в основном взята из описания Константина Бекетова, хотя кое-что можем добавить и мы.

Гора Воттоваара – одна из самых больших гор Карелии. Высота над уровнем моря 417 метров. Над береговой линией ближайшего озера она поднимается на высоту 250-300 метров. Гора имеет очень большую историческую ценность. На вершинном плато находится древнее святилище саамских племён. То тут, то там встречаются Сейды – огромные камни специфического вида, иногда напоминающие головы животных или человека. Камни удерживают равновесие, стоя на маленьких камушках подставках. Нами были также обнаружены – предположительно огромный жертвенник и место погребения (сожжения). Помимо камней имеет место угнетённый лес – небольшие, искарёженные сосны, ставшие такими скорей всего после удара молнии, а может из-за воздействия аномальной зоны. У местного населения из пос. Гимолы гора имеет дурную репутацию и носит название «Смерть-гора». Нам также удалось узнать, что это название связано с Великой Отечественной Войной. Во время защиты Карельского перешейка на этой горе стояли миномётные расчёты, обстреливающие огромное пространство в западном направлении. Практически все солдаты после ожесточённых боёв погибли.

В наше время там производились перезахоронения, основным инициатором которых, был хозяин, известного на весь мир, частного музея чучел животных в пос.Гимолы. На горе даже установлен памятник, который мы не видели.

Можно ещё добавить, что местное население гору не посещает. Единственным исключением был хозяин музея и его сын.

Вообще для нас гора Воттоваара стала мифическим объектом, и если бы у меня была возможность, я бы снял отдельный фильм об этом месте. Но так, как такой возможности не было,  я просто подробно расскажу о нашем походе на эту гору.

Поход на гору

Предположительно "покорение" горы  должно было занять не более восьми часов. Так что, выйдя в 18.00 24 июля, мы должны были вернуться к 6-ти – 8-ми утра 25 июля, не позже. Всё же собираясь в заболоченную тайгу, наша небольшая группа взяла продукты на сутки, и договорилась (у нас был сотовый с одним звонком) с оставшимися о аварийном варианте в случае, если мы не вернёмся через 2-е суток. Предположительное расстояние, которое нам предстояло пройти, было 40-50 километров. Маршрут проходил вдоль берега реки Вотто, озера Ачалампи, озера Вотто, затем по азимуту до горы. Обратно предполагалось вернуться по лесовозной дороге через посёлок Гимолы. Но судьба распорядилась немного иначе.

Перед нашим выходом погода стала налаживаться, облака расступились и выглянуло солнце. Ровно в 18.00 мы ушли из лагеря. Пройдя по дороге, которая выходит на трассу "Поросозеро - Боровой" к километровому столбу "133/46", метров 200, мы свернули в лес, взяв юго-восточное направление. Через 10-15 минут мы вышли к заливу – впадению реки Вотто в озеро Гимольское. Берег залива заболочен, но проходим. Идём дальше до самой реки. Пройдя заболоченный участок, выходим на тропу, которая проходит вдоль правого (для нас левого – идём против течения) берега реки. Тропа сильно завалена упавшими деревьями, также сильно петляет – скорость движения 2,5-3 км/ч. На половине пути до автомобильного моста, русло реки раздваивается, образуя небольшой остров. Здесь надо перейти маленький ручей – второе русло. И со мной случается курьёз.

Я единственный из группы, кто пошёл в резиновых сапогах – не хотелось мочить ноги на болотах. Естественно через ручей я пошёл первый. С виду мелкий ручей, но как только я стал в него левой ногой, то понял, что совершаю ошибку. Сапог  ушёл глубоко в ил, и в него залилась вода. Правда, я среагировал быстро – не потеряв равновесия, перепрыгнул на другой берег. Так единственный из группы человек в резиновых сапогах прошёл весь путь с мокрой левой ногой.

Ну а остальным ребятам пришлось разуваться, закатывать штаны и переходить ручей голыми ногами – обойти его просто негде. С другой стороны островка лежало бревно, по которому мы продолжили свой путь.

На автомобильном мосту мы были через час после выхода – очень медленно шли. Перейти реку на другой берег решили по жел.-дор. мосту. Далее пошли по левому берегу (для нас он был правым). Тропа значительно улучшилась, было видно, что здесь часто ходят люди – видимо рыбаки. Минут за 30 прошли участок в 2 км и вышли к краю болота Ширгамосуо. Здесь тропа кончалась, берег становился сильно заболоченным, а река поворачивала совсем не в ту сторону, которая была нужна нам. Поэтому было решено срезать петлю, и пройти до оз. Ачалампи через болото.

Оговорюсь сразу по поводу прохождения этой реки на байдарках. В летнюю межень река сильно обмелела и многие участки, например, где раньше была шивера, превратились в каменное лежбище. И таких участков мы видели довольно много, пока шли вдоль реки. Пройти там можно только проводкой. Так что основной способ передвижения по реке был бы тоже пешком.

К моменту нашего выхода на болото совсем распогодилось. Солнце уже не просто грело, а как следует пекло. Судя по карте болото непроходимое, но лето, видимо, выдалось жарче, чем обычно. Поэтому болото было абсолютно проходимо. Единственное неудобство и в тоже время прелесть доставлял мох, который при каждом шаге, уходил из под ног, как перина.

Пейзаж был просто завораживающим. Болотный сухостой и вид на небольшую гору в вечернем освещении напоминал о собаке Баскервилей. Мы, конечно же, немного побаивались, но и в тоже время были потрясены.

Пройдя болото, около половины 9-го мы вышли к озеру Ачалампи. Изрядно вспотев (а оделись мы в расчёте на тучи комарья) во время этого перехода, мы кинулись купаться в озере, но вода оказалась довольно холодной, и мы ограничились умыванием. Движение по болоту сильно утомило, поэтому  у озера был сделан 15-минутный привал, за время которого было съедено огромное количество черники и голубики. Искали морошку, но пока не нашли. Кстати, был замечен интересный факт – не было слышно пения птиц. Конечно, их могло и не быть, но их не было нигде. За всё время этого похода на гору птиц мы вообще не видели и ни слышали. Только противный, непрекращающийся гул комаров.

В 20.50 двинулись дальше. Движение было по прежнему затруднено, теперь уже ягодными кустарниками высотою чуть ли не до колена. Их листья и кусочки сломанных стволов забивались в обувь, а сами они мешали идти. К тому же твёрдой почвы так и не появилось, сплошной утопающий мох. Минут через десять обнаружили бревенчатый полуразвалившийся фундамент, глубиною около 2-х метров, оставшийся явно от барака. Опасное место, мы туда чуть не провалились. Сверху он был заложен полупрогнившими досками, заросшими мхом. Странно было видеть вдалеке от посёлка такое. Ну, было бы понятно, если бы вокруг были такие же фундаменты, или хотя бы это были остатки от избушки. А то барак, один посреди болота.

Минут через 15 мы неожиданно вышли на хорошую твёрдую тропу,  которая пересекала наш путь. Сориентировавшись по компасу, мы решили, что это зимник, который ведёт к озеру. Ни в одном, ни в другом направлении он с нашим маршрутом не совпадал. Но устав идти по болоту, напоминающему перину, мы двинулись по тропе в направлении, ведущем к лесовозной грунтовке.

Пройдя минут семь, дошли до поворота, который совпадал с направлением нашего движения. Так, как наверняка никто из нас не знал, куда нас выведет основная тропа, решили двигаться в своём основном направлении.

Движение по тропе было значительно быстрее и около половины десятого мы вышли к озеру Воттоозеро. Вот только вышли мы на полуостров. На краю стояло дерево, к которому на цепи была пристёгнута плоскодонка. Поступило саркастическое предложение похитить лодку и остаток пути пройти на ней. Но оно было отклонено в виду опасности данного предприятия – кругом тайга, а местные народ  дикий. После непродолжительного перекура, мы вернулись немного назад, где ранее было замечено второе раздвоение тропы. Та часть, куда мы ещё не ходили, должна была обойти мешающий нам залив. Так и оказалось. Минут через 20, обогнув по тропе это залив,  мы вышли на заболоченный берег озера. Отсюда стала видна гора.

Прочмокав  метров 200 по этому берегу упёрлись в небольшой ручей, который, судя по карте, как раз впадал в крайнюю точку залива. Обходить его не пришлось – нам удалось его просто перепрыгнуть. Другая сторона оказалась не менее заболоченной. Ещё через 100 метров и пошёл густой лес, пройдя который мы вышли к небольшому озеру, которого на карте не было.

Тут нас начали посещать сомнения – а не заблудились ли мы. Время уже около десяти, продвижение далее вдоль берега Воттоозера сулит нам только болота и водные препятствия в виде  небольших речек, которые достаточно тяжело проходить. В связи с приближающейся ночью (вообще дойти до горы предполагалось засветло, что у нас явно не получилось) решаем  идти по азимуту до дороги. По ней, по крайней мере, можно идти и в темноте.

Берём азимут на небольшое озеро перед первым мостом в восточном направлении от нас. Идти до дороги нам пришлось ещё очень долго. Те картины, которые мы видели на этом пути тяжело описать. Солнца за верхушками холмов уже не было видно, с болота начал подниматься редкий туман. Сам путь представлял собой холмы, сменяющие болота и наоборот. Болота вполне проходимые, правда, та же перина под ногами, идти по которой становилось всё труднее. На холмах ельник с трудно проходимым подлеском. Несколько раз делали перекуры, во время которых нам попалась морошка. В конце концов нам стало казаться, что вот сейчас, за этим холмом, будет долгожданное озеро, но перейдя через него опять начиналось болото.

В начале второго ночи было по прежнему светло. Мы уже думали, что сделали огромную петлю, а компас сбился на какой-нибудь местной геомагнитной аномалии, когда впереди, за группой кустов мелькнула гладь воды. Через 7 минут перед нами на фоне Карельской белой ночи предстало лесное озеро. Я думаю, что именно в таких озёрах живут кикиморы и водяные. Берега озера были резко очерчены рыжим мхом, вода неестественная – чёрно-синяя. Половину береговой линии занимал густой, тёмный в закатных сумерках, сосновый бор. Нам жутко хотелось пить, но воду из этого озера мы набирать не стали – очень неприятное ощущение она создавала. Даже умыться решились только с подстраховкой.

На карте около дороги было два таких озера, и то, к которому мы брали азимут, было проточным. Вышли мы явно не к тому. Взглянув на карту, сразу стало ясно, что наше озеро на 4 км дальше от горы. Но главное, что рядом за сосновым бором была дорога.

Проходя через чащу бора, мы наткнулись на что-то вроде берлоги. Жанка поинтересовалась, где же медведь. Наш ответ был однозначен – хорошо, что его там нету, хотя кто знает, может он там и был – мы проверять не стали.

На дорогу вышли ровно в 2 часа ночи. Неожиданно стало темно. Перекурив, двинулись по дороге. Дорога оказалась на редкость ровной и твердой. За час прошли около 5 км. Пройдя за первый мост решили сделать ужин. Выпили спирту, поели, покурили. Около 4-х утра двинулись дальше. Через полчаса начало потихоньку светать. Дорога пошла явно в гору. С правой стороны стали видны скальные выходы. Был замечен странный факт. Единственные животные, увиденные нами на всём протяжении пути – огромные жабы, и увидели мы их на этой дороге около половины пятого. Они прыгали от правого края дороги к левому и там останавливались и замирали.

Около 5 утра стало довольно светло. Погода опять испортилась, небо стало серым. Нам открылся вид на гору. По мере приближения она становилась всё больше и больше. В 5 утра мы подошли к горе. Ещё были утренние сумерки, и мы решили часок поспать. Через час должно было стать совсем светло, и можно было фотографировать подъём и всё остальное.

В месте, обозначенном точкой, мы завалились на поросшие мхом камни, натянули накомарники и задремали. Комарьё долго пыталось забраться и покусать нас, засыпалось с трудом. Проснулся я от дикого холода. Оказалось, что проспал 40 минут. Спать больше не хотелось, и я решил сходить на разведку.

Подъём обещал быть трудным. Та сторона горы, около которой мы находились, поросла огромными осинами с густым подлеском, а точнее – непроходимыми кустами. Пройдя дальше по дороге, я вышел к повороту. Здесь гора закруглялась. Склон стал более крутым, а лес более редким – огромные ели не давали расти мелочи. У дороги возвышалось какое-то сооружение из сосновых жердей в виде крутобокой пирамиды высотой примерно 4-5 метров. Было явно видно, что подниматься на гору лучше по этому склону.

Я вернулся назад, разжёг костёр и стал будить ребят, которые просыпались с большой неохотой. Но, почувствовав тепло костра, поползли греться. Без десяти 6 мы выдвинулись к пирамиде. У неё покурили, собрались с мыслями и двинулись на штурм.

25 июля (четверг). 6-й день маршрута.

6.00 Итак, мы двинулись на штурм. Подступы к склону оказались заболоченны – ребята сильно замочили ноги. Примерный угол подъёма в этом месте 70 – 75 °. Несмотря на такой внушительный уклон подниматься было довольно легко. Поверхность склона – в основном огромные окатанные валуны и скалы, покрытые мхом, точно в сказке. Мы по ним буквально ползли вверх. Наблюдая это, я очень пожалел, что не взял с собой цветной плёнки – черно-белая не могла передать этого контраста зелёно-бурого мха, серого камня и огромных чёрных елей.

С двумя минутными перекурами мы взобрались на вершину за 18 минут. Отсюда нам открылся чудеснейший вид. Линия горизонта просматривалась километров на 40-50. Сфотографировались, отдышались и начали осматривать вершинное плато. Оно оказалось небольшим, густо заросшим елями, ветви которых были покрыты странными белыми волосами типа мочалок. Никаких признаков сейдов видно не было. Мы поняли, что это не та вершина, на которую надо было нам. Плато было шириной около 60-70 метров, а дальше опять спуск в большой горный разлом метров на 30 и подъём. Тот подъём видимо и вёл к вершинному плато с сейдами.

Разлом представляет из себя нагромождение огромных камней, растительность практически отсутствует. Поднявшись из разлома, мы сразу поняли, что это как раз и есть то, к чему мы так долго добирались. Чувство усталости пропало. То, что мы увидели, а тем более почувствовали, не поддаётся никакому описанию.

Вершинное плато покрывает редкий сосновый лес, никакой почвы – только камни покрытые толстым слоем мха. Почти сразу обнаружили первый сейд, отдалённо напоминающий голову человека. Камень стоит на маленьких камушках-подставках, впрочем, как и остальные увиденные нами сейды.  Увидели и явно более позднее творчество человека – на одном из холмиков стояла в виде насекомого – богомола засохшая сосна, однозначно поставленная человеком. Кроме этого других следов современного человека мы не нашли, сами тоже в этом священном месте решили следы (мусор) не оставлять. Далее были обнаружены просто огромные валуны, установленные тем же способом, что и голова, голова медведя или змеи. Отдельно опишу жертвенник.

Этот  треугольник – пирамида явно рукотворного происхождения, с ровно отшлифованными краями. Вставлен в также ровно отёсанный паз. Площадка пирамиды как раз в рост человека, а зазор скорей всего служил кровостоком.

Пролазив там около 2-х часов мы уже собрались уходить. Собрали несколько камушков на память, я захватил экземпляры красивого белого мха, и мы двинулись на спуск. Но пройдя дальше в юго-западном направлении увидели за какой-то котловиной ещё одну вершину. Туда пошли только я и Лёха.

В котловине было поле одинаковых камней размером в два раза больше футбольного мяча. Это поле было выложено в виде стрелки, причём она указывала строго на север.

Мы определили её, как место погребального костра.

Поднявшись на вершину, мы поняли, что это наивысшая точка. Отсюда вид был ещё дальше, чем на вершине после подъёма. Тут было несколько камней – в виде рыбы и ещё чего-то. Осмотрев эту площадку, мы начали спуск по юго-западному склону.

Как я уже говорил, этот склон был покрыт густым подлеском. Соответственно спускаться по нему, пробираясь через густые заросли, было намного сложнее. Спуск занял около получаса. Мы вышли на дорогу недалеко от того места, где двумя часами ранее отдыхали.

В девять часов мы остановились у первого моста (река-ручей Тяжа) на завтрак. Спустившись с горы, мы как будто находились в состоянии транса. Между собой почти не разговаривали – казалось, что гора давит на нас. Наше молчание нарушало только гудение комаров, которые после горы нас вообще не трогали. Даже когда мы просто сидели вокруг костра, кипятя воду для каши. Осмыслив через какое-то время всё произошедшее, нам стало немного не по себе. Уже почти сутки мы не видели не только людей, но и признаки их существования (если не считать тысячелетние камни, поставленные древними шаманами). Даже животных и птиц не было, как будто вокруг нас «зона» из «Сталкера» Стругацких.

Позавтракав, мы решили немного отдохнуть и заодно подождать – мы надеялись, что утром в четверг по дороге поедет автобус с рабочими на вырубки и в п.Суккозеро. Несколько раз нам казалось, что кто-то едет по дороге, но это был всего лишь ветер.

Просидев полчаса, мы так ничего и не дождались. Нам этого не хотелось, но ничего не оставалось, как идти пешком до Гимол. Предстоящая перспектива преодоления ещё 20 километров не очень радовала.

Тронулись в 10.00. Небо было по прежнему уныло серым, что добавляло какого-то гнетущего настроения. Единственное, что развлекло нас по дороге обратно – это сбор разноцветных камней и осмотр окружающей природы. Мы старались идти как можно быстрее потому, что наши, оставшиеся в лагере друзья, наверняка уже начали волноваться. Но как мы ни старались, быстрее 5 км/ч идти не могли. Окружающая природа ничем не отличалась от той, которую я описывал ранее. Те же скалы, поросшие лесом, те же болота, таже «непроходимая» тайга. Где-то посередине пути (около 11.30) нам навстречу появился автобус. Сидевшие в нём рабочие поглядели на нас так, как будто чертей увидели. Автобус просвистел мимо нас, не останавливаясь. Не доходя до посёлка около 8 километров – на развилке дорог мы остановились перекусить ещё раз. Решили не тратить время на приготовление – поели сухой концентрат, запивая его водой.

В посёлок Гимолы вошли ровно в 14.00 – стояли у первого дома, пытаясь узнать, где находится дом-музей чучельника, когда «Маяк» передал точное время. Узнали от местных, что хозяин музея умер, и музей теперь показывает его жена. Они объяснили нам, как его найти.

Сами Гимолы оказался довольно большим посёлком, застроенным в основном однотипными одноэтажными домами (как правило на две семьи) из почерневшего от времени соснового бруса. Дома эти скорей всего ещё сталинской эпохи. Однако, мы увидели также несколько домов, построенных недавно, которые различались планировкой, а один дом так вообще огромный, красивый и трёхэтажный. Кое-где лежат деревянные тротуары. В посёлке есть телеграф, и два магазина (оба коммерческие), которые работали только с утра до 14.00. В 2-х километрах от посёлка находится станция Гимолы – мимо неё мы проезжали, добираясь до Брусничной. А на следующий день мы увидели ещё и маленький рынок, но не будем забегать вперёд.

Узнав, что магазины закрыты, мы прямиком отправились к дому- музею. Хозяйки дома не оказалось. Проходящие мимо соседи взялись найти её. Пока я, Жанка и Сашка ждали прихода хозяйки, Лёха с Костиком пошли договориться с местными водителями, чтобы они довезли нас до нашей стоянки. Идти ещё 10 километров мы уже просто не смогли.

Минут через 20 пришла хозяйка – Ненашева Татьяна Михайловна. Она рассказала нам, что после смерти мужа в доме случился пожар и большая часть музея сгорела. Половину того, что осталось растащили свои. А ей с горем пополам выделили часть дома, в котором одну комнату занимают остатки коллекции. Много рассказала о своей жизни, о том как коллекция эта собиралась, но это кому будет интересно лучше услышать от неё самой. Приезжают к ней очень часто и много. Одна группа туристов даже уговорила её вытащить коллекцию на улицу, чтобы там сфотографироваться на её фоне. Ну а сама коллекция чучел даже после пожара и краж ничуть не меньше музея на водопаде Кивач. После всех рассказов и показов Татьяна Михайловна даже дала нам гостевую книгу (толстая тетрадь), в которой и мы оставили свою запись, и напоила чаем.

Пообещав бабушке Тане зайти завтра, мы пошли к водителю, с которым договорился Лёха. За 100 рублей он довёз нас до нашего лагеря, где нас с нетерпением ждали наши. Они приготовили королевский ужин – запечённого в фольге леща. За ужином мы рассказали о наших приключениях.

В этот день я решил лечь пораньше – завтра опять намечался ранний подъём. Остальные сидели часов до одиннадцати вечера. Ночью опять пошёл дождь.

26 июля (пятница). 7-й день маршрута.

Проснулись мы всё же не так, как было запланировано – около 9-ти утра. Опять же – пока собрались, пока позавтракали прошло пару часов,  короче вышли мы около одиннадцати.

Погода менялась как перчатки. С утра наши палатки засыпало песком от ночного ливня. Ближе к выходу начало выглядывать солнце. Но хорошей погоды в полном понимании этого слова, не было. Солнце то выглядывало, то заходило в облака, сильный ветер не прекращался.

Около часа дня мы наконец-то вышли на траверс бухты посёлка Гимолы. Слева в  500 метрах от нас показались рыбацкие сараи. Через 15 минут борьбы с волной мы подошли к берегу, заполненному затонувшему брёвнами (сараи остались чуть позади нас). Пристать в этом месте было довольно сложно. Сразу оговорюсь, что издалека, чуть севернее, была видна полоска песчаного пляжа, но мы туда не пошли ввиду наличия на пляже неопознанных судов и людей (как потом оказалось – наших старых знакомых москвичей). Выбравшись на берег «весельчак» Димка и «будильник» Сашка решили не ходить с нами и остаться у байдарок.

Берег озера в месте нашей высадки напоминал  апокалипсис. Столько поваленного распиленного дерева в одном месте я ещё не видел. Причём то, что видели мы было скорей всего небольшой частью того, что было затоплено у берегов. Не лучшую картину представили перед нами местные рыбацкие сараи.

Сараи для лодок были в абсолютно разрушенном состоянии (исключение составляли только сараи, стоящие на воде).

По дороге до Гимол Димка нашёл очень много грибов – в основном белые и подберёзовики, причём довольно большого размера. Единственное объяснение этому факту – местные вдоль дороги грибы не собирают (а зря – ниже расскажу про эти грибы).

По времени до Гимол от нашего места высадки хотьбы около 40 минут, то есть по хорошей дороге около 3,5 км. Со всеми сборами грибов мы пришли к центру посёлка без 15 минут первого.

Как ни странно, в этот день в посёлке работал привозной базар – чистая барахолка. Магазины в этот день работали до 17.00. Пока часть группы заняла очередь в продмаги, ребята, которые были здесь 1-й раз, пошли со мною в музей. Бабушка Таня рассказала ребятам то, что накануне я уже слышал. Через некоторое время подошли остальные. Лёха купил бабушке Тане сахара и печенья к чаю. На обратном пути зашли на почту, чтобы позвонить домой.

Вернувшись к берегу озера, мы устроили царский перекус – с кефиром, пряниками и другими прелестями цивилизации. Неожиданно погода начала сильно портится. Перекус пришлось закончить под сильным ливнем, и в срочном порядке грузится в байды. Около половины четвёртого мы продолжили свой путь к выходу из озера Гимольского.

Из-за дождя наш адмирал побоялся вытаскивать из герметика карту и взял на воду только «абрис», что нас и подвело. Выйдя из бухты посёлка перед нами опять открылась гладь озера, и хотя ливень уже кончился, ничего, что напоминало бы выход видно не было (точнее сказать было слишком много мест, которые могли бы служить выходом). В начале пятого стали на перекур на воде у небольшого островка. Достали описание, стали читать. Там всё предельно ясно. Отходя от берега у пос. Гимолы взять направление на юго-запад. Дойдя до прохода между мысом и островом Котатсаари взять азимут 80 и двигаться в этом направлении до выхода, который будет по правую руку по ходу движения. Но компас же нам не нужен, его никто достать не догадался. Начали пытаться найти дорогу по «абрису». Пройдя метров 700 поняли, что идём в обратную сторону с другой стороны острова.

Зачалились у острова, достали карту, компас и стали определятся с направлением. Сразу стало ясно, что идти надо в противоположную сторону. Двинулись обратно. Минут через 15 на нас полил плотный мелкий дождь да ещё с сильнейшим порывистым ветром, из-за которого видимость стала не более 150 метров. Ещё через 10 минут дошли до какой-то поросшей тростником бухты. Начали там искать выход. Минут через 5 поняли, что не та бухточка. Все эти блуждания начали порядком надоедать. Масла в огонь подливала непогода, которая теперь только портилась. Ещё около получаса  дикой гребли против ветра, волны и дождя и вот она. Да, да это несомненно Суна. Течение несёт байды прямо туда. Первыми были там Димка «рыбак» и Сашка «будильник». У выхода из озера большие валуны.

У «истока» Суны мы решили согреться и сделать перекус. Зачалились к левому берегу. Оказалось, что здесь не мы первые останавливаемся – костровище есть. Место в целом очень напомнило среднюю полосу России. Растут берёзы, кусты ракиты и вообщем-то непонятно откуда взявшаяся земля. Разожгли огромный костёр и от нас  повалили пар. Пока мы готовили перекус Димка «рыбак» нашёл ещё грибов. Для сугрева как следует выпили и тут же стало хорошо на душе, непогода рядом с костром уже не так доставала.

Около 18.00 вдруг начали расходиться тучи, выглянуло солнце и стало совсем хорошо. Откуда ни возьмись появились силы. Мы в срочном порядке погрузились в байды. Последний взгляд на далёкие горы, которые мы теперь долго не увидим и вперёд – сегодня надо дойти до Чудозера.

Пройдя небольшой участок реки, подошли к острову. По описанию К. Бекетова протока справой стороны острова. Мы наблюдаем, что правая протока сильно заросла – идём левой протокой. Сразу за островом (кстати стоянок, описанных Бекетовым, на острове нет, а сам остров сильно зарос высокой травой)  начинается озеро Кудамгубское. В выходе из реки обилие подводных камней, которые нам из-за бликов солнца плохо видно. На один чуть не налетели.

По левому борту заросли хвощей, впереди виден остров – судя по карте довольно большой. Решили не тратить силы на его обход и пошли напрямик через протоку между мысом и островом. Протока вся поросла хвощами, и  оказалась очень мелкой. Я и Димка «весельчак» на «катранах» долго ещё пытались буквально проползти по влажным хвощам и илу, а вот ребятам на  «тайменях» пришлось почти сразу вылезти. В конце концов и мы последовали их примеру.

Около восьми мы вышли на середину озера. Вообще должен сказать, что озеро Кудамгубское производит неприятное впечатление, особенно в вечернем свете. Даже с расстояния видно, что берега не пригодны для стоянок – камни у берега поросли густыми высокими кустиками болотных ягод (с ними мы уже встречались идя на Воттоваару), а метров через 15 от берега начинается болото. Леса по берегам  черные и кажутся какими-то чужими и неприветливыми. Зато небо подарило нам здесь чудесный кадр.

На горизонте двигался грозовой фронт, который венчало огромное облако. В вечернем освещении было отчётливо видно каждую деталь этой громадины. Казалось, что на горизонте огромная гора.

Всё же несмотря на всю эту неприветливость, Кудамбугское озеро напоминает озеро из сказки – кажется, что вот-вот   с веток донесётся свист соловья разбойника. Очень экзотично в вечернем освещении смотрится болото Пизансуо, проходящее по левому берегу.

Около девяти вечера мы подошли к реке. По левому берегу  выхода из озера много топляков –  хорошо видно, что это часть русла для лесосплава. До нашей стоянки остаётся по крайней мере 12 – 14 км. Ниже по течению те же унылые и в то же время сказочные болотистые берега, лес местами повален. Какие-либо преграды на воде отсутствуют. После заболоченного озера Узвегилампи силы стали нас покидать. Опять стало казаться, что вот за тем прогалком леса появится озеро, но это было не так.

Озеро появилось как раз в тот момент, когда дойти до него казалось уже невозможно. Около 12 ночи мы вышли на заболоченную луговину и решили сделать перекур. Берега здесь высокие, к тому же поросшие высокой травой, ширина русла не более 20 метров – вокруг кроме берегов ничего не видно. Мы думали опять какое-нибудь болото. Но буквально через 100 метров русло сильно расширилось, появились плавающие островки. Мы взяли левее островков, и через пару минут нашим глазам в сумерках белой ночи предстало Чудозеро (в переводе с языка Саамов – вражье озеро).

По описанию на полуострове, который видно от входа в озеро, должна быть отличная стоянка. Так оно и было. Мы рванули, что было сил через озеро, к этой стоянке. По мере приближения к полуострову, в районе очевидного расположения стоянки, стали виднеться какие-то цветные пятна явно не природного происхождения. Сначала мы подумали, что это машины, но подойдя поближе решили, что это палатки, а когда уж совсем близко подошли, увидели разноцветные шкуры лодок. В любом случае в пол первого ночи это не предвещало нам ничего хорошего. Вообще, за время всего похода нашей компании меньше всего хотелось какого-либо соседства – хоть других туристов или рыбаков. Но, к сожалению, река Суна не такая уж глухая речка, чтобы не с кем на ней не встретится. А вот стоять до сегодняшней ночи удавалось без других групп.

Группа туристов, обосновавшаяся на этой стоянке, тоже оказалась московской. В группе было около тридцати человек (человек 15 от 17 лет до 55 и 15 детей от 6 лет до 13), как позднее выяснилось, они здесь ждали ещё десятерых человек уже четыре дня. Все хорошие места для палаток естественно были заняты, оставались либо неровные камни, либо песчаный пляж. Сначала мы  стали подумывать, а не пойти ли нам дальше? Но ввиду того, что все ужасно устали, и неизвестно, есть ли не занятые стоянки дальше, это предложение было отклонено.

Лагерь поставили довольно быстро. Приветливые москвичи предложили нам остатки своего ужина, но мы отказались – быстро вскипятили воду и заварили сухую картошку с тушёнкой. Крайне напугали москвичей своим «жаханьем». Москвичи же, пока мы ужинали, расположились огромным табором вокруг костра и стали петь. Песни в основном те же, что и у нас, но пели они несомненно лучше, даже гитара у них концертная была.

Вобщем был просто вечер бардовской песни под открытым карельским небом. Мы немного послушали и разошлись спать. Этот ходовой день был несомненно самым тяжёлым. Завтра предстояло пройти самые серьёзные пороги на маршруте.

27 июля (суббота). 8-й день маршрута.

Солнечное утро, суббота, спину ломит. Сегодня для нашей группы переломный день во всех отношениях – сегодня неделя, как мы в Карелии сегодня остаётся неделя нашего пребывания в Карелии, сегодня заканчивается череда больших озёр и начинаются серьёзные пороги. Сегодня нам надо успеть собрать вещи и позавтракать раньше, чем проснётся московская туристическая орава и начнёт нам мешать или мы ей и т.д. и т.п.

Хотелось бы немного прервать описание наших сегодняшних переломов и описать саму стоянку. В утренних поисках дров (таковых в нормальном понимании этого слова на стоянке нет – их либо уже собрали, либо их вообще не было) удалось рассмотреть место получше. Отличность стоянки в описании явно была преувеличенна. Возможно, это было вызвано тем,  что других отличных стоянок люди не видели, может так же, как мы после долгого перехода наконец-то стали. Но, факт.  Утром я понял, что палатки москвичей стоят на таких же мелких камнях, что и наши, только лежат эти камни поровнее. Про дрова я уже сказал. Там где заканчивается зона стоянки сразу начинается извиняюсь сплошной туалет и мусорка. Вид со стоянки практически отсутствует – стоянка находится в глубине большой бухты, образованной полуостровом, и с берега видна только гладь озера и с правой стороны болото. К сожалению у меня не было времени, чтобы обойти место дальше.

Короче, успели мы позавтракать, когда их дежурные как раз проснулись. В 12 дня мы были готовы к выходу и попрощавшись с москвичами отправились далее. Как только вышли за оконечность полуострова начался сильный лобовой ветер. За полуостровом по левому берегу оказалось аж четыре хорошие стоянки с песчаными пляжами, которые были никем незаняты.

Чудозеро плавно перешло в Поросозеро. Изменился только пейзаж. Берега стали высокие покрытые большими валунами и сосновым  лесом. Около часа дня сделали вынужденную остановку на небольшом мысу посередине Поросозера. Что-то случилось с Жанкой. Пока Лёха лечил её, мы собирали чернику, которой там было очень много.

В начале третьего подошли к жел.-дор. мосту у посёлка Поросозеро. Слева видим остатки свай разрушенного моста. Перед мостом множество кувшинок. Погода резко испортилась, налетели тучи и пошёл моросящий дождик. Пройдя мост, мы как будто попали в другой мир.

За мостом сравнительно большое озеро – продолжение Поросозера, по берегам множество домиков. Погода, ставшая за считанные минуты плохой, делает этот посёлок уютным. Справа дымит банька. Я подхожу к хозяину бани, возящемуся с лодкой, узнаю, где найти магазин. Все магазины (их оказывается два) на левом берегу. Леха с Димкой рыбаком отправляется докупать кое-какие продукты и хлеб, я с Людкой остаюсь их ждать у озера. Остальные уходят за посёлок готовить перекус. Димка как всегда возвращается с пивом. Да, в большом походе нет ничего лучше хорошего свежего пива, эх ещё бы рыбки.

Погода также быстро исправилась, выглянуло солнце. Мы перекусываем и идём дальше – через ходовой час порог Пристанский. Далее цитирую Константина Бекетова.

От моста 6 км хода по узкому озеру до пор. Пристанский (по берегам - отличные стоянки, в основном на правом берегу, но поселок слишком близко). Перед порогом пристать направо к сенокосному лугу.

Пор. Пристанский открывает цепочку из трех наиболее мощных порогов на реке. Осмотр возможен правым берегом, где идет тропа и лесная дорога. Можно пройти по этой дороге еще несколько сот метров и сразу осмотреть и следующий порог, Валазменский.
Пор. Пристанский для прохождения не сложен, имеет две ступени, разделенные огромным уловом ближе к правому берегу. Проход в первой ступени предпочтительнее по правому краю (можно и по центральным валам, но забрызгает), во второй ступени по левому краю центральной струи. Общая длина порога - около 250 метров. Категория сложности – примерно 2-я.

Примерно через 500 м – порог Валазменский, образованный резким сужением русла. Длина порога 200 м, прорываясь через моренную гряду, река имеет в пороге заметное падение. Осмотр порога справа, где имеется неплохая стоянка и развалины водяной мельницы (последнее обстоятельство заставляет предположить, что именно этот порог следует называть Мельничным, а не следующий, где никаких мельниц никогда не было; но по устоявшейся в туристских отчетах традиции пороги названы в такой последовательности, и мы уже не будем ее нарушать, чтобы не вносить лишней путаницы).

При прохождении порога необходимо заходить строго по центру, а затем переходить в левую часть струи, ни в коем случае не рекомендуется попадать в мощную бочку у правого берега. Вообще, в условиях высокой воды порог производит довольно устрашающее впечатление своей мощью, но технически очень прост, никаких сложных маневров от экипажа не требует. Категория сложности - 2-я.

Через 100 м перекат в левой протоке (правая забита бревнами). Затем плес с островами, после перекат-шиверка в основной правой протоке. Сразу за ней реку пересекает ЛЭП, начинается быстроток длиной 300 м, предваряющий Мельничный порог (который, возможно, совсем не Мельничный - см. "топонимическое отступление" выше). Можно пройти быстроток (шивера с двумя поворотами) и зачалиться в улове левого берега непосредственно перед самым сложным участком порога. У левого берега вдоль воды пологие скальные выходы, пристать легко.
Кульминация порога - серия мощных бочек от левого берега до центра, проход справа осложнен необходимостью резкого пересечения струи. Можно найти проходы и между бочек, но надо очень точно рассчитать линию движения.

В воде ниже порога мы нашли разрушенный остов байдарки, так что порог вполне "криминальный", во всяком случае, наиболее сложный на Суне. Категория сложности - 3-я. При сильных сомнениях порог можно обнести по левому берегу - около 100 м.

Теперь то, что видели и делали мы в низкую воду. Пор. Пристанский очень мощный порог с ярковыраженным в низкую воду единственным сливом. Первая ступень порога идётся ближе к левому берегу. Справа на выходе из первой ступени мощная косая бочка, созданная камнем обливняком. Далее всё как у К.Бекетова. Наибольшую трудность представляет резкий поворот вправо за первой ступенью. Если на большой скорости не вписаться в струю можно здорово подрать лодку – на повороте справа за струёй выступающие камни. Порог осматривался, пройден со cвистом, хохотом и купание в бочках без потерь.

Далее порог Валазменский. В низкую воду заход тоже по центру, но ближе к концу порога надо уходить вправо, слева очень мелко – настоящая шкуродёрка. Лёхман испробовал на себе – продрал лодку. Что касается мощной бочки – в низкую воду она не такая мощная, а попадать туда всё равно не стоит – её тоже образует чуть прикрытый водой обливняк. Итог – порог идётся всё время по центру. Порог пройден с осмотром, без свиста, хохота, но с купанием в бочках и валах, а также с повреждением байдарки – Леха остаётся чинится, мы идём дальше.

Далее всё тоже по описанию Бекетова. Один раз за Мельничный принимаем бекетовский перекат, превратившийся в низкую воду в маленький порог. Проходим и идём дальше. Перед  Мельничным я чалюсь для осмотра, но адмирал притормаживая кричит сквозь грохот воды:Пошли без осмотра, я Лёху за порогом подожду”. Раз адмирал сказал – идём без осмотра. Мощнейшие  бочки отсутствуют, есть конечно бочки, но не мощнейшие. Судя по тому, что справа лежбище камней, можно сделать вывод, что в высокую воду русло реки в 2 раза шире. В результате, самую большую сложность представляет опять таки резкий поворот узкого русла вправо, а затем влево. И если в высокую воду струю надо пересекать, то в низкую надо успеть пройти по струе. Лично я сливаясь в правый поворот еле успел повернуть. Байду буквально протащило по большому обливняку, и спасло только то, что он был гладкий. За поворотом на лево вообще сплошные зигзаги. Тут нужно резко сбрасывать скорость, иначе строго на камень. Вот Димка с Сашкой не успели сбросить, но криминала не было – снялись и дальше пошли.

За порогом действительно стоянка. В одном из описаний сказано, что щука тут хорошо клюёт. Не знаю – не пробовал, а вот про стояночку скажу – хороша, но мала. Эта стоянка для группы 6 – максимум 8 человек.

Итак, Костик остаётся ждать Лёху с Жанкой, а мы выходим в Пяльвозеро и идём далее в поисках стоянок.

Обследовав часть правого берега озера, выясняем, что там стоянок нет. Слева от нас небольшой остров. Пройдя его поворачиваем к левому берегу озера. Достигнув середины (по ширине) замечаем впереди большую полоску пляжа и устремляемся туда. В половину девятого вечера мы на этом пляже. Стоянка оказывается чудесной – представляет из себя небольшой песчаный мыс (пляж просто песня), место довольно обжито, имеется столик, набиты рейки для сушки рыбы. По всему видно место рыбацкое. Есть один, но большой недостаток – рядом проходит хорошая грунтовка. Но слава богу за всё наше пребывание там по дороге проехала только одна машина.

Мы начинаем разбивать лагерь. Дежурю сегодня я и Люда, так что всё надо делать в два раза быстрей. Моё дежурство осложнил чудеснейший закат, пришлось мне то за дровами бегать, то за фотоаппаратом. В этот вечер игра света с облаками подарили нам прекрасные фотографии – да такое редко увидишь.

Около половины десятого подгребли Костик с Наташкой и Лёха с Жанкой. Лёха сегодня был героем – прошёл порог Мельничный сам – без адмирала, и даже нигде не зацепился.

Ужин в честь прохождения самых сложных порогов приготовили специальный – жаренные гимольские грибы, которые наконец-то удалось пожарить, а также блины с мёдом. Правда после грибов блины не особо лезли и я обещал народу дожарить их с утра. А вот с грибами случилась отдельная история.

Минут через 20 после окончания ужина ребята начали играть в игру – «назови словосочетание, в котором все слова начинались на одну букву». Сначала в ход шли разные буквы, потом плавно перешли только на «Б», а потом понесли такую белиберду, причём все не останавливаясь смеялись. Через полчаса все уже буквально ползали по песку и умоляли друг друга молчать, но даже это вызывало истерический смех. В конце концов стоило кому-нибудь рот раскрыть, как его тут же закрывали – но и это не помогало. Помог спирт – Лёха предложил выпить, мы выпили и про смех тут же забыли. Вот так и закончился этот день – завтра опять на пороги.

28 июля (воскресенье). 9-й день маршрута.

Прекрасное солнечное утро началось для меня в 7.00 утра. В это время уже горел костёр и возле него сидели Сашка, обе Наташки и Люда начинала что-то готовить. Завтрак был готов через полтора часа. Пока народ пытался разбудить Лёху, мы с Костиком дожаривали блины. Но Лёху будить тяжело – пришлось мне подключиться. Но даже после того, как Лёха стоял за пределами палатки, сон не прошёл. Лёха пробурчал, что соберётся быстрее, чем все остальные, чтоб ему оставили завтрак, и полез обратно досыпать.

Мы к половине десятого успели позавтракать чудесной рисовой кашей с изюмом и черникой и начать собираться. Вылез взъерошенный Лёха и пошёл завтракать. После уже холодной каши решил опохмелиться и уговорил меня сделать это вместе с ним. Блины с мёдом оказались чудесной закуской.

К половине двенадцатого все уже были на старте, только я бешено носился с герметиками и нервно запихивал их в свой “катран”. Очень не хотелось покидать этот прекрасный пляж, особенно в такой солнечный день (1-й за последние 6 дней по настоящему солнечный и жаркий). Но в запасе оставалась всего одна днёвка, а впереди два дня по порогам – неизвестно, что могло случиться, поэтому идём дальше.

А дальше – эти два дня можно описать одной фразой: “Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой. (М.Лермонтов)”. Кони – это лодки, орудия – это пороги.

Итак, продолжаем. Далее по направлению движения на озере ещё несколько стоянок – замечены люди (видимо местные – внимания не обращают), а также рыбацкие избушки. На выходе из озера остров с рыбацкой избой, рядом мальчик ловит рыбу. Проход в левой протоке.

Далее цитирую К. Бекетова – в моей голове к сожалению всё смешалось.

“После озера по берегам долго тянутся болота, около 7 км. На этом участке в 3-х км от Пяльвозера встречается раздвоение, проход правой протокой. Еще через 4 км следующее раздвоение – ориентир порога Марткокоски. На острове, разделяющем протоки, небольшая избушка.

От избушки шивера в протоках между несколькими островами. Длина - около 1 км. Это и есть порог Марткокоски. Затем плес 2-3 км, заканчивающийся еще одной шиверой. За ней слева изба, через 1 км справа еще одна вдали от реки, на берегу болотистой старицы. После этого длинный плес с низкими берегами. За плесом каскад шивер и порогов, преодолеваемых сходу, деревянный мост, перекат и еще один порог, в конце которого справа изба.

За избой несколько шивер, после чего широкий разлив в болоте, предваряющий вход в Линдозеро. Необходимо держаться левых проток. Слева в стороне от основного русла в болоте изба. Слева остается оз.Дяньгаслампи, на входе в Линдозеро отличные стоянки на обоих берегах. От пор. Марткокоски до Линдозера 3 часа хода. Все препятствия можно преодолевать сходу, хотя попадаются и не слишком простые участки - все зависит от умения "читать" воду.”

Описано всё очень ёмко и кратко (талантливо, что не скажешь о моей писанине). Наша бригада всё шла сходу, впрочем осмотров здесь почти нет – берега очень заболочены.

Пороги и шиверы появляются неожиданно, видны чаще только у самой кромки порога, поэтому надо быть готовым к тому, что спокойная вода сразу становится бурной. В низкую воду на непорожистых участках реки присутствует опасность налететь на подводный камень, чуть прикрытый водой, но  не создающий колебаний поверхности.

В прохождении самих порогов много неожиданностей, но всё по порядку. На выходе из Пяльвозера мы пошли левой протокой и в 1-ом (ориентируясь на описание К. Бекетова) и во 2-ом случае. Видимо порог (или шивера по другим описаниям) Марткокоски, поэтому нами почти не ощущалась. Были конечно камушки и мелкие сливы, но это нельзя назвать ни шиверой, ни тем более порогом. Уже приближаясь к порогу  Коссаниски, течение стало довольно сильным, при этом русло сузилось и было обильно натыкано опасными подводными камнями.

Порог Коссанискирека делает двойной изгиб. Порог короткий, несложный, струя ярко выраженная, опасных камней почти нет – по крайней мере мы их не зацепили.

Примерно через 1 км начинается порог Корбикошки. Порог вполне криминальный – по крайней мере в низкую воду. Идём за адмиралом по струе. В середине порога мою лодку заносит левее. Я кормой облизываю обливняк, нос с матросом уходит в вал за обливняком – “вот тут как раз и начинается кино…”. Под валом тоже скрывается камушек. Нос его не цепляет, а вот гружёная корма со всей дури падает на него. Результат – пробитая шкура. Шкура хоть и старая, но оказалась крепкой (кстати, моя ПВХ шкура оказалась лучшей – обычная шкуродёрка её не брала) – дырочка совсем маленькая.

Чалимся за мостом на левом берегу. В описании туляков 2000г. На этом берегу значится стоянка – в 2002г. нами она не обнаружена. Берег оказался сильно заболочен.  Сливаем воду и я начинаю чинится. Остальные идут дальше. Костик обещает подождать меня за порогом Лебикоски. Починка занимает 30-40 минут.

Порог Лебикоскитоже довольно сложный. Первый раз иду порог один (в смысле одной лодкой) – страшновато. Захожу по струе, за поворотом вижу Костика. Он что-то орёт, но я не слышу – порог сильно шумит. Костик машет руками, но я уже не смотрю на него, а смотрю куда идти. Всё порог пройден. А ручонки-то дрожат.

Дальше идём двумя лодками – остальные пошли ставить лагерь.  Описание конечно наизусть никто не учил, а оно уплыло с товарищами. В разливе, предваряющем   оз. Дяньгаслампи, конкретно блудим. Сначала заходим в правый приток – речку Кеглус, потом опять уходим правее, на этот раз в острова. Там плутаем минут двадцать, в итоге возвращаемся обратно и идём левой протокой. Наконец-то вышли на  оз. Дяньгаслампи. Сразу за входом справа выход в Линдозеро. На левом берегу неплохая стояночка с сосной на песчаном берегу. Наши ребята уже разбивают лагерь.

Народ сегодня сильно устал. Поужинав около одинадцати, ложимся спать. Завтра снова пороги – пороги – пороги.

29 июля (понедельник). 10-й день маршрута.

Очень солнечное утро. Костик пошёл погулять и обнаружил недалеко от нашей стоянки небольшое кладбище и грунтовку. Первые захоронения датированы  1941 – 1945 годами.

Около 12 утра выдвигаемся дальше по маршруту. Вход в Линдозеро сильно забит плавучими островами. Здесь потеряли минут 20 ища вход в озеро. На озере сильная волна и ветер – идти тяжело, но хорошая погода прибавляет силы. Линдозероодно  из озёр, уклон которого явно выражен. Минут через 25 видим выход из озера. По левому берегу виднеется неплохая стоянка. Сразу  за  выходом из озера по левому берегу начинается деревня Линдозеро, в середине которой, широкое здесь русло Суны раздваивается. Продолжение реки в левой протоке (в правой – тупик). В конце посёлка мост, под мостом видны старые сваи. Почти сразу за мостом начинается небольшая, но с большим уклоном, шивера. В низкую воду её можно осмотреть по левому берегу, хотя как говорится сильному это не нужно, а слабому это не поможет.

Мы сначала вылезли из байд и хотели осмотреть, но когда прошли метров 50 по большим валунам и увидели где она заканчивается, решили идти без осмотра. Река здесь довольно широкая, но очень мелкая – приходилось здорово петлять. В основном шли ближе к правому берегу. Я с Людой шёл последним, впереди меня Димка с Наташей. Уже в конце шиверы, когда остальные три лодки были на спокойной воде, лодка Димки не прошла в единственный узкий проход меж камней. Сели они с Наташкой довольно плотно. А сзади лечу я – издалека не видно было, что проход один и очень узкий. Уже подойдя совсем близко я понял, что мне деваться некуда – ни затормозить, ни проскочить я не могу. Я буквально  на пару метров правее Димки и наскочил носом на камни. Нашу с Людой лодку тут же развернуло струёй под 45 градусов к струе и накренило на борт. От оверкиля нас спасли вёсла – мы ими упёрлись в дно. Ситуация возникла принеприятнейшая.  Киляться крайне не хочется, но лодку держать всё тяжелее и тяжелее. Димка орёт мне сквозь шум порога – что ему делать? А я в ответ – вылезай. Всё оказалось очень легко и просто. Шивера довольно мелкая, хотя струя очень сильная. Димка вылез из лодки, спихнул её с камня  и пошёл дальше, а следом за ним я, собрав остаток сил поднял лодку и спокойно прошёл противный проходик.

После этой шиверы я отходил минут десять – тяжеловато держать лодку, когда её норовит перевернуть мощная струя воды.

Далее все пороги мы шли не осматривая, поэтому подробно могу рассказать лишь о некоторых. Через несколько километров после этой шиверы порог – шивера Шильмятойкоски. В конце порога бочка с плитой, которую долго жаждали увидеть, увидеть и не налететь на неё. И то, что мы на неё не налетели заслуга адмирала. Проходя мимо неё мне показалось, что время замедлилось. Проходим мы эту шиверу, и вдруг Люда говорит – справа наша плита, я поворачиваю голову вправо, а дальше как в замедленном кино – мимо меня медленно проплывает огромная (периметр где-то 2 на 1,5 метра) плита, а за нею обрывчик с метр и бочара-котел. И мимо всего этого мы благополучно проскочили.

Порог – шивера Ковеланлиете-коски я не запомнил – ничего особо примечательного не случилось. Про порог Леполису я могу сказать то же самое. Далее до порога Сухой встречается ещё несколько перекатов и маленькая шивера.

Порог Сухой в описании туляков 2000г. означен длиною 600 метров. Я бы разделил этот порог на несколько ступеней, а точнее 3 ступени. Первые две ступени предваряют сам порог, и представляют собой скорее небольшие шиверы. Заключительную ступень пройти мы не смогли. Порог оправдал своё название, тем более, что воды итак было мало. Мы дошли как раз до середины порога и все по очереди сели на разные камни. Пришлось высаживать матросов на берег, что вызвало крайне негативную реакцию у Люды, потому что добраться до берега можно либо на лодке, либо по пояс, а кое-где и по грудь в воде. Так что матросов пришлось вытягивать на берег спасконцами. Причём смогли мы это сделать только после того, как провели лодки до конца порога, зачалились, и вернулись по берегу.

За порогом по левому берегу несколько стоянок, которые были заняты разными группами. По моему личному мнению стоянки эти не слишком удобные, но для ночёвки вполне пригодны. Русло здесь с множеством плавучих островов, в которых легко заблудится. Из описания К. Бекетова “ Почти сразу за Сухим порогом слева впадает ручей, за стрелкой отличная приметная стоянка размером с футбольное поле, с редким сосновым лесом. Это хороший ориентир, так как стоянка упоминается во всех описаниях Суны, и от нее удобно вести счет шивер и порогов, чтобы не пропустить порог Длинный”. Здесь Константин видимо ошибся, перепутав “право” и  “лево”, потому как даже на карте видно, что ручей Чеминоя впадает справа по ходу течения. По левому же берегу за концом порога довольно густые заросли – среди них мы и заметили первую стоянку. Через несколько десятков метров заросли сменяются луговым болотцем, посреди которого возвышается песчаный холм, упомянутый в описании Бекетова – и есть “отличная приметная стоянка размером с футбольное поле с редким сосновым лесом”.

Об отличности этой стоянки можно поспорить, что я и сделаю ниже, а пока расскажу историю, которая произошла с нами на этом месте. Мы знали из описания о этой стоянке и твёрдо решили там сделать перекус. После прохождения порога Сухой мы зачалились на луговом болотце у склона холма. Ещё с воды было видно множество байдарок на берегу у склона. Оказалось, что на холме стоит передвижной “пионерский лагерь”. С этим мы столкнулись первый раз. Группа детей из Москвы – человек примерно 20 и с ними 5 инструкторов. Место действительно оказалось живописным – на песчаных склонах холма стояли сосны, обнажившие свои корни, а на вершине сосны были просто огромные – на некоторых почему-то были расклеены непонятные бумажки.

Мы после перекуса решили пофотографироваться на фоне обнажённых корней и на верху у огромных сосен. Пока мы фотографировались и ходили по поверхности холма “пионерский лагерь” обедал. Все “пионеры” с нескрываемым любопытством следили за нами, как будто видели туристов первый раз в жизни. Некоторые, взяв тарелки, подошли поближе к нам, когда мы изучали бумажки, расклеенные на соснах. Стояли рядом, смотрели на нас, но заговорить так и не решились.

Бумажки оказались своего рода надписями на деревьях – типа  “здесь был Вася”, одна из бумажек – распорядок дня лагеря, а ещё одна вообще интересная. На ней было расписание заездов подобных лагерей и время их стоянки. К остальным туристам организаторы обращались с убедительной просьбой не занимать этой стоянки во время прохождения детских лагерей. Вот так вот! Так что имейте в виду – прежде рассчитывать на стоянку в этом месте узнайте в Москве, а не будет ли там стоять передвижной “пионерский лагерь”.

Далее произошло как раз то, ради чего я вообще всё это пишу. К нам подошли инструктора из лагеря и попросили нас вежливо покинуть территорию лагеря, дабы они не подумали на нашу группу, если у них вдруг пропадут какие-либо вещи. Они бы ещё колючкой обтянули этот холм.

Мы естественно не стали с ними спорить, тем более, что посмотрели все достопримечательности этой стоянки. Мы спустились к лодкам, погрузились и пошли дальше.

Далее я снова процитирую Константина Бекетова, так как он описывает этот участок наиболее емко и кратко. “Конкретнее, после стоянки (от автора – холма с соснами) нужно преодолеть 3 несложные шиверы, четвертое по счету препятствие – порог Длинный. Длина его около 1 км (1200 метров). В высокую воду логичный проход всюду вдоль правого берега, в стороне от основной струи. Много камней, кое-где требуется резкий маневр. За порогом хорошая стоянка на левом берегу.”

До порога  Длинный никаких шивер я не помню – может были, а может из-за низкой воды они превратились в сплошную шкуродёрку с маленьким проходом. Помню только  прекрасные пейзажи с большими камнями, расставленными по всему руслу, как рыбаки на мелководье. Стоянки, описанные туляками, шедшими реку в 2000г., я тоже не наблюдал. А вот про порог Длинный хочется сказать. Осматривать его (хотя туляки пишут про осмотр слева) на 80% невозможно в виду непроходимости береговой линии – по крайней мере в низкую воду, да и не к чему это. Как говорится сильному гребцу это не нужно, а слабому не поможет – всё равно всё не запомнишь, да и не все камни видны с берега. В низкую воду логичный проход всюду вдоль правого берега становится нелогичным. Пройдя встречающие вас на входе в порог небольшие плиты, надо вилять вдоль порога, как “маркитанская лодка”. Мне думается, что лучше трассы для соревнований по ТВТ не придумаешь (для чайников конечно).

Длинный мы шли несколько минут, которые мне показались вечностью. И хотя он 2-ой категории, для тех, кто идёт такой порог в первый раз, это настоящее испытание. После него у нас был довольно большой перекур.

Далее несколько порогов разделённых протяжёнными плёсами. Порог Корбикошки – 2, порог Блин и два без названия. Прошу учесть тех, кто попадёт на низкую воду. Порог Блин, следующий за ним порог без названия и порог Ледяной идут практически один за одним, что автоматически усложняет их 2-ую категорийность опять таки по причине протяжённости. Идти их лучше после небольшого отдыха, так как порог Ледяной, несмотря на кажущуюся простоту в низкую воду довольно сложен. При его прохождении несколько раз приходится пересекать струю от одного берега к другому, и как говорит К. Бекетов, кое-где требуется резкий маневр, что стоит больших физических усилий. По сути, это тот же Длинный, только покороче. Мы пройдя последний порог без названия (то что впереди Ледяной мы ещё не знали), решили перекурить. Пока народ перекуривал, я достал фотик и пошёл с адмиралом просмотреть реку дальше. Пройдя за поворот мы увидели продолжение порога, которое как потом оказалось, было началом  Ледяного. Поэтому я с лёгкой душой отдал фотоаппарат Димке Шмелёву, дабы он снял наш экипаж на пороге (сапожник всегда без сапог – вот и я не имел в коллекции ещё не одной фотки на порогах Суны). Димка прошёл вниз по порогу, а мы выждали время, чтобы он успел подготовиться и пошли следом. За этим порогом была ״стоячка״, где Диман как раз и остановился, чтобы нас снять, а дальше… А дальше уже пошёл Ледяной. Подойдя к Димке, я схватил фотик, упаковал, и мы понеслись всё в том же порядке – Адмирал, следом Лёхман с Жанкой, далее Димка, Димка и ваш покорный слуга. Порог Ледяной вообще-то весёлый – есть где покорячиться. Кульминацией порога служит его концовка. Впереди появляется красивая (особенно красиво это было у нас, в вечернем освещении) скала по левому берегу. Ну видимо на этот пейзаж все и засмотрелись. Я, как замыкающий, наблюдая такую картину – адмирал проходит слив чисто, а вот Лёхмана почему-то сносит вправо, где при наличии большой скорости и мощной прухи страшная шкуродёрка. Далее Димка с Сашкой проходят чисто, Шмелёв Димка проваливается куда-то вниз. Я понимаю, что это обливняк с ямой и бочкой, но ничего сделать не могу. Обливняк почти не цепляя облизываю, зато бочка ощущается по полной. Мы падаем в почти метровую яму, после чего Людку с головой накрывает вал, меня он заливает по грудь. Далее метров 20 идут валы поменьше, но кильнуть могут легко. После того, как всё кончилось, мне эта бочечка показалась довольно весёлой. Как оказалось потом, Лёхман подрал байду довольно прилично.

Сразу за концом порога, по левому берегу у скалы своего рода бухта, а на скале прекрасная стоянка с баней и рыбалкой, но об этом ниже я расскажу подробнее. В целом могу сказать, что по моему мнению эта стоянка – одна из лучших на Суне. Со скалы открывается вид на порог, берега которого усыпаны огромными валунами – прекрасный пейзаж, далее по течению берега реки охвачены такими же скалами (сельгами).

На берегу бухты мы встретили трёх москвичей – они уже собирались уходить, несмотря на то, что было уже 19.30. Они рассказали, что до Гирваса не более 4-х часов ходу и к 12 ночи они будут уже там. Мы предложили выпить с нами на посошок и они не отказались – в итоге этот посошок растянулся на полтора часа.

Оказалось, что самый старший из них (ему было где-то около сорока лет) на Суне в одиннадцатый раз, что они музыканты – блюзмэны, играют в одном из московских баров. Ещё старший рассказал, что в окрестностях стоянки они обнаружили старую погранзаставу видимо ещё времён Финской войны – сохранилась смотровая вышка и частично забор, а также фрагменты зданий. Мы ещё посидели, попели песен, и около 21.00 они ушли, а мы стали ставить лагерь.

На "вершине" этой скалы (высота над уровнем реки примерно 10 – 12 метров) небольшая – примерно 20 на 20 метров, ровная, с небольшим уклоном к реке, площадка. Честно говоря, ставить палатки на ней не очень удобно, тем более, что есть выбор – поверхность площадки сплошная каменная плита, кое-где покрытая небольшим слоем скорее пыли, чем песка (видимо из-за частых посещений туристами), присыпанной сверху сосновыми иголками. А чуть выше этой площадки, если подняться по тропе метров 20 – 30 чудесные мшистые поляны, на которых спать будет мягче, чем на перине, и палатки чистыми останутся. Всё это я рассказываю для тех, кто также как и мы, после тяжёлого дневного перехода кинется сразу ставить палатки на этой площадке, не осмотрев, что есть ещё. Наша самая большая палатка, в которой спали Сашка "будильник", Димка "рыбак", Димка "весельчак" и Наташка "массажист", как раз была поставлена на этой площадке. Остальные 3 палатки, в том числе и моя, были поставлены чуть выше, что спасло нас по крайней мере от пыли. На самой площадке находится костровище, поэтому удобней всего там просто готовить и есть. Кстати, огромное спасибо тем людям, которые натянули вдоль периметра этой площадки, по обрыву скалы крепкую бечевку. После позднего ужина с разведённым спиртом она лично меня останавливала несколько раз, тем самым спасая от падения с высоты на каменный берег. В карельских сумерках, да ещё подвыпив, так легко не заметить края площадки.

Короче, в этот вечер я был свободен от дежурства, и поставив палатку, пошёл с Димкой ловить рыбу, которой судя по описанию, здесь было немеренно. Было уже начало одиннадцатого и начинало темнеть – неплохие условия для ловли. Кидали сначала минут двадцать без всякого результата – рыба вокруг ходила, но клевать даже не пробовала. Мы несколько раз поменяли место. И вот наконец у Димки села щучка, он довёл её почти до берега, но она резко дёрнувшись в сторону, сошла. Облом, который прибавил нам азарта. Но покидав ещё минут десять, Димка начал засыпать. Он поставил несколько донок, закинул блесну и улёгшись на удобной нижней площадке, закемарил. Я же, как упорный рыбак – "чайник" продолжал кидать блесну.

Уже почти совсем стемнело, когда нам сверху скомандовали заканчивать и подниматься на ужин. Как раз в этот момент моя блесна рванулась и застряла. Димка проснулся и пытался помочь снять её с берега. Но, похоже, она плотно зацепилась за какой-то камень. Пришлось приобщить народ к вытаскиванию блесны. Мы поставили с удочкой Люду, а сами сели в лодку и пошли снимать блесну с воды. В итоге, через несколько минут Димке удалось таки снять её с камня, он вытащил её из воды и крикнув Люде – сматывай, снова бросил блесну в воду. Мы ушли обратно в бухту (от места рыбалки бухту скрывала скала). А когда вылезли на берег, народ нам орал, что они поймали щуку. Мы естественно сначала не поняли, но когда её увидели – да, это была щука килограмма на 2,5. Оказалось, что после того, как Димка кинул блесну в воду, и мы ушли за мыс, клюнула щука. И Люда вытащила свою первую большую рыбу – новичкам всегда везёт.

Эту щуку мы решили оставить на завтра, а мы с Димкой договорились с утра, часиков в пять пойти на середину порога (там был довольно большой затон) ловить щуку. За ужином все друг друга поздравили с прохождением всех порогов и решили первым тостом выпить за адмирала, который так чудесно провёл нашу группу, соответственно налив и ему. И хотя адмирал не пьёт вообще – пришлось выпить. Поужинав, мы ещё долго сидели – пели песни и жгли костёр. Завтрашний день обещал быть очень насыщенным – рыбалка, баня, которую мы ждали весь поход, и наконец ужин из щуки. Я ушёл спать около 3-х часов ночи, когда на горизонте уже занимался восход.

30 июля (вторник). 11-й день маршрута. Днёвка.

Около пяти утра я проснулся. Было довольно прохладно, и вылезать из палатки не хотелось. Я решил не вставать первым, а вдруг пронесёт, и мы пойдём позже. Только я задремал, как услышал голос заспанного Димки, который пришёл меня будить. Пришлось вылезать.

На улице было уже совсем светло, хотя солнца ещё не было. Оказалось действительно холодно (градусов примерно 10 – 12), поэтому пришлось одеться потеплее. Димка "весельчак" тоже решил пойти с нами. Мы собрали удочки и пошли.

Дорога оказалась довольно трудной. Пришлось почти всю дорогу скакать по скользким камням, покрытым росой. На то расстояние, которое мы прошли по порогу за каких-нибудь 5 минут, нам пришлось потратить около получаса.

Рыбалка не совсем удалась, хотя это не значит, что она не понравилась. За два с половиной часа я поймал 5 щук – одну на 1,5 кг, пару килограммовых и пару не более 700 грамм. Димка же поймал одну щучку в конце – но такую маленькую, что я бы её засушил и оставил как самый маленький трофей. Собственно говоря это был щурёнок не более 200 граммов. Димка "весельчак" поймал (он ловил на верховушку) штук 5 окуней. При этом нам пришлось раз десять снимать зацепы, а Димке "рыбаку" даже пришлось лезть за блесной в порог. Зато помимо самой рыбалки мы наслаждались прохладной утренней свежестью и наконец (это был действительно 1-й раз за все 11 дней) встретили восход солнца.

Вернулись мы обратно уже около 9 утра. Пока народ просыпался и готовил завтрак, мы успели попить чайку. После завтрака Лёхман всех, кроме девчонок, послал на дрова для бани. Девчонки пошли загорать, купаться и собирать ягоды – короче отдыхать, как нормальные туристы.

Заготовкой дров мы занимались почти 3 часа. За это время этих дров выросла огромная куча, что кстати  не помогло бане. Как раз во время сбора дров мы нашли чудесные мшистые поляны чуть выше стоянки.

Погода в этот день была просто чудесной – яркое, жаркое солнце, на небе ни облачка. Пока Лёхман топил баню народ предавался отдыху, а мы с Димкой пошли кемарить на таймене "Старый" с удочками в руках, правда кемарить нам не удалось. Потихоньку сплавляясь вниз по течению, мы тои дело кидали блесну. Таким образом дошли до разлива, который ниже по течению километра на четырех, так ничего и не поймав. Правда на обратном пути Димке удалось поймать небольшую щуку, а я выловил пару больших окуней. Вернулись мы к четырём часам – как раз к обеду, а после обеда пошли спать. Лёха всё топил баню.

Проснулся от того, что болела голова – сразу понял, что заспался. Ребята не спите днём, даже если всю ночь глаз не смыкали – будет только хуже. Было уже около 8 вечера. Народ суетился вокруг костра, Лёха дотапливал баню. Я вылез из палатки и принял активное участие в накрывании каркаса тентом  и полиэтиленом. К девяти вечера баня была готова к приёму посетителей. Девчонки уступили нам опробовать баню, сославшись на то, что им первыми будет жарковато париться. Мы вмазали по спиртику и пошли париться. Вот только жарко в бане не было, было конечно жарко, но не как в бане. Впрочем все сошлись на том, что и такая баня после 10 дней похода – просто песня. Сразу из бани ребята окунулись в заливчик, подняв со дна горы рыжей взвеси. Да и глубина там была максимум по живот, поэтому посмотрев на всё это с камней я пошёл окунаться в реку. Ну а девчонкам хватило и того пару, что остался от нас.

После бани все чистые и довольные собрались на ужин, перед которым Наташка как раз и делала всем чудесный массаж. Ужин состоял из двух приёмов. Так как все были довольно голодные, то мы заварили сухой картошки с тушёнкой, а после того, как все наелись я начал жарить щуку. Решено было пожарить пару самых больших, а остальных оставить на засолку. Так мы и сделали. Щука получилась очень вкусной, а под спирт – просто райское наслаждение. В этот вечер все решили сидеть у костра до упора – отдохнувшие, чистые, а главное сытые. И просидели до самого рассвета. Ночное карельское небо в этот день уже не порадовало нас нескончаемой белой ночью. Около 2-х ночи стемнело по среднерусски, только над верхушками сосен расплывчатой полоской стояла синева, а остальное небо было чёрным.

31 июля (среда). Последний 12-й день маршрута.

Проснулись поздно. День стоял такой же солнечный, как и предыдущий, было жарко – я собственно был разбужен этой жарой. Мы с Людкой были дежурными, но меня от дежурства (видимо как лучшего специалиста по хищной рыбе) избавили "весельчак" Димка и Сашка. Когда я вылез из палатки, они с Людой почти приготовили завтрак.

Около 11 мы начали собираться. Сборы проходили крайне медленно – очень не хотелось уходить отсюда. Нам оставалось всего три дня в Карелии.

Перед стартом заключительные фотографии и около 2-х часов дня мы отправляемся в последний переход до пос. Гирвас. Кстати говоря, чудесный ручей Деяоя давший своё имя порогу мы так и не нашли. До слияния Суны с рекой Семча продолжались всё те же пейзажи – довольно широкая здесь река со скальными берегами. Слияние рек нетрудно определить по широкому разливу с правой стороны. С этого места надо всё время двигаться вправо, а войдя в озеро, идти вправо по широкой части, чтобы случайно не зайти в какой-нибудь из заливов.  На слиянии рек мы сделали несколько фотографий на фоне огромных скальных выступов. Далее широкий разлив плавно переходит в озёра Лавалампи и Викшозеро. Один из заливов образовывает своего рода полуостров, как раз на разделе озёр. На этом полуострове и далее по правому берегу прекрасные пляжи, на которых мы, ни будь у нас мало времени, отвисли бы ещё на денёк. Но нам довелось всего лишь сделать перекус на этом полуострове. Всё, что окружало нас в эти минуты – горячий песок, палящее солнце, прохладная вода, настолько поднимало настроение, просто не верилось, что через три дня нам опять придётся окунуться в городскую суету.

На этом пляже мы набрали прекрасных сувениров – причудливо изогнутых древесных корней, отполированных озерным прибоем. Я, например, подобрал большой посох. В память о себе мы соорудили на этом пляже что-то вроде обелиска из таких же сухих деревьев.

Около 5 часов вечера мы подошли к продолжению Суны. Выглядел выход из озера как в сказке – высокие скалы расходились давая проход воде. Заходим в этот своеобразный тоннель.

Через 5 ходовых минут по левому берегу  появляется деревня Койкары. Река в районе деревни напоминает скорее озеро – это разлив. Далее около 7 минут упорной гребли и мы около поворота – здесь левый берег разлива круто поворачивает налево. Нам туда. Кстати, напротив дер. Койкары мы встретили на воде местных – парня и девушку в лодке. Немного поговорив с ними мы разделились на две группы – Лёхману с адмиралом захотелось во чтобы то ни стало купить дешёвых деревенских яиц и молока для блинов. Большинству же было уже наплевать на все эти продукты цивилизации, а хотелось поскорее выбраться на берег. Поэтому три байды пошло дальше, пообещав Лёхе идти не торопясь, с тем, чтобы он смог нас догнать. Однако покупка видимо затянулась и нам пришлось остановиться у островка, который был в середине этого разлива, и ждать Лёху с Костиком около 30 минут. Совершенно случайно (Димка "весельчак" что-то закричал) мы обнаружили в этом месте гигантское эхо, повторяющееся 4-5 раз. Чего мы только за эти 30 минут не кричали.

Около 6 вечера Костик с Лёхой наконец-то нас догнали, мы повернули налево и пошли дальше. Через минут 7-10 мы дошли до того места, где русло раздваивается – вправо (или вернее сказать прямо) уходит сама Суна, которая заканчивается через метров 150-200 плотиной, не дающей протоку основной массе воды (как раз поэтому пропали водопады Гирвас и Поор-порог, а водопад Кивач утерял былую мощь). А основная масса воды уходит влево в канал Пионерный, выводящий к плотине Пальеозерской ГЭС.

В этом месте не просто раздваивается река, но и раздваивается продолжение похода (скорее даже растраивается).  Можно продолжить маршрут далее по Суне. Для тех, кто желает дойти впадения Суны в Онежское озеро, могу посоветовать прочитать описание Константина Бекетова. Он хотя и в общих чертах, но довольно ясно описывает пути обноса осушенных водопадов. Мы там не были, поэтому загружать свой отчёт дилетантским копированием текста не буду. Скажу лишь, что если сил продолжать движение в этот день нет, а идти дальше по Суне всё же собрались, то на  правому берегу небольшого продолжения Суны стоит прекрасный сосняк и видимо есть стоянки.

Второе продолжение совпадает с окончанием маршрута, вот только для тех, кто хочет идти дальше по Пальеозеру и озеру Сандал, надо обносить полтину ГЭС. Как продолжить путешествие дальше по этим озёром хорошо описывается у Шилова (к сожалению не нашёл его имени). Могу добавить к его рассказу, что обносить плотину всё же лучше по левому берегу. И не только потому, что там действительно очень красивые виды (о них я подробней скажу ниже), но и потому, что справа теперь стоит забор и никого не пускают.

Вообщем-то и нам пришлось решать, где нам производить антистапель, именно на этой развилке. До этого момента у нас такого вопроса не возникало, так как ещё при подготовке маршрута и я, и Костик, и Жанка, и Лёха хотели попасть на плотину ГЭС. Но не всем это было интересно. После недолгих споров и приведённых доводов в пользу антистапеля у плотины ГЭС, мы повернули налево и пошли Пионерным каналом.

Длина Пионерного канала около 4-х километров, которые были пройдены за 25 минут упорной гребли.  И вот мы у автомобильного моста, предваряющего плотину. Здесь, рядом с плотиной, довольно сильное течение, поэтому надо быть осторожнее и осмотрительнее, чтобы не попасть в плотину.

Вообще-то более удобен в плане высадки правый берег, хотя около него и более сильное течение. Левый берег представляет собой 3-х метровую каменную насыпь, довольно усердно посыпанную битыми бутылками и прочими плодами цивилизации. И всё же мы решили высаживаться именно на левом берегу, так как там больше свободного места для складывания герметиков и несколько ближе идти до места стоянки и антистапеля.

Место антистапеля было выбрано рядом с плотиной – от неё нас отделял каменный обрыв, как потом мы узнали искусственного происхождения и небольшая лесополоса. Сама стоянка существует видимо давно, есть костровище и небольшая, но удобная полянка, ограниченная с трёх сторон деревьями. Есть небольшое неудобство – прямо через неё ведёт тропинка, хотя за два дня местные прошли по ней  только один раз. Если пройти чуть дальше по тропинке открывается чудесный пейзаж противоположного берега, который представляет собой крутой песчаный обрыв высотой около 40 метров.

Обрыв между нами и плотиной выглядит тоже очень эффектно, особенно если учесть, что он образован взрывами. От Пионерного канала его тоже отделяет плотина (она же и является автомобильным мостом), которую судя по всему спускают, когда имеет место весеннего переизбытка воды. Представляю, что там творится во время спуска воды. Но когда там были мы, по этому обрыву – каналу бежал маленький ручей. Кстати, там есть маленькое озерцо – лужица (совсем неглубокая), в которой очень удобно мыть байдарку, и тут же рядом сушить на чистых камнях.

Итак, около 40 минут мы перетаскивали вещи, а вообще-то от места высадки до стоянки идти не более 5 минут. После организации лагеря все кроме дежурных пошли в магазин и на почту. Магазин находится в 200 метрах от автомобильного моста (соответственно и от плотины), работает до 19.00 часов. Есть практически все продукты, нас же интересовало прежде все пиво – после перетаскивая вещей очень хотелось пить.

Почта находится чуть дальше, правда до которого часа работает не помню, но наши по моему успели отправить телеграмму о возвращении с маршрута и позвонить домой. А это было в половине восьмого.

В этот вечер мы долго не сидели – сильно устали, да и на завтра планировали съездить на водопад Кивач.

1 августа (четверг). Антистапель. Поездка на Кивач.

На следующее утро Я и Люда проснулись около одиннадцати утра. Погода опять была чудесной – просто пошла белая полоса. Ещё накануне договорились разделиться на две группы – одна на Кивач, другая на стоянке остаётся, потом они приезжают, и на Кивач едем мы. Остались Я, Люда, Лёхман, Жанка и Костик. Остальные ушли в восемь на автобус в сторону Кивача. Поднявшись, я попытался разбудить Лёху, но это как всегда плохо получилось. Костик проснулся сам и пошёл заниматься  лодкой. Мы с Людой пошли в магазин пользоваться плодами цивилизации. Накупили там печенья кефиру, творогу, конфет. Дежурными были мы, но половина ребят, которые уехали,  позавтракали без нас, а все оставшиеся, кроме меня и Костика кашу есть отказались, поэтому готовить почти не пришлось.

После лёгкого завтрака я занялся разборкой и мойкой лодки в маленьком озере. Только я закончил это занятие, вернулась наша первая группа с Кивача. Мы начали их расспрашивать, как съездили, почему так рано вернулись (мы рассчитывали увидеть их не раньше 16.00, а они приехали около 14.00). Они начали нас торопить, так как оказалось, что ездили они на Кивач на машине. Шли утром на автобус и решили спросить у водителя "Нивы" – за сколько он довезёт их до Кивача. Оказалось, что туда и обратно он свозит пятерых за 400 рублей, а это дешевле, чем на автобусе, к тому же автобус из Гирваса до самого Кивача не идёт, а идти пешком от трассы около 8 километров. Поэтому они без раздумий согласились. Он же и нас повёз туда. Мужик оказался добрейшей души человек, выглядел вполне интеллигентно, но о нём ниже.

Всего от Гирваса до Кивача около 60 километров. Примерно на 30 из них дорожное покрытие отсутствовало, но чуть не доезжая до Кивача нам встретилась бригада дорожных строителей, так что сейчас эту дорогу может и доделали. Ехали мы около 40 минут, я за это время даже попасть успел.

Только мы подъехали к природному парку, как моё представление о этом месте изменилось координальным образом. Это что-то вроде Тургеневского Спасского –  Лутовинова, только пейзажи другие. На въезде довольно большая стоянка для машин, по периметру которой находятся лотки с сувенирами, ресторан, кафе. Машины уезжают и приезжают практически каждые 5 минут. К самому водопаду ведёт дорожка. Описывать его конечно бессмысленно – это надо видеть, кстати, нам с большим трудом удалось "разогнать" народ, чтобы сфотографировать на фоне водопада только свою группу. Купаться в водопаде запрещено, но наша первая группа утром купалась – видно народу было немного. А вот днём народу очень много – русские, прибалты, европейцы, кто туда только не ездит. Так что в подтверждение слов К.Бекетова (см. описание Суны на сайте "Диагональный мир") скажу, обнести водопад незамеченным невозможно, к тому же это будет тяжело физически – выход из воды выше водопада и вход ниже водопада крайне неудобен, и нести далеко.

Кроме того, там имеется краеведческий музей, в парке много редких растений и деревьев. Музей советую посмотреть – очень интересно. Пробыли мы там около 2-х часов, купили сувениры и поехали обратно.

На обратном пути заговорили про рыбу. Дело в том, что ещё накануне мы узнали – около того места, где мы высаживались на Пионерном канале есть маленький рыбозаводик, который выращивает форель и сам же её коптит. Стоило в 2002 году это удовольствие даже на самом заводике 80 р. – килограмм. Услышав наше обсуждение этой проблемы водитель (звали его по моему Валера) предложил придти к нам вечером с копчёной рыбой, а с нас пиво. Мы согласились без вопросов, и убедились ещё больше, что познакомились с очень хорошим человеком. Подъезжая к Гирвасу,  мы вспомнили про осушенный водопад Поор – порог и попросили туда заехать. Всё, что мы увидели напоминало обрыв, образованный взрывом, рядом с нашей последней стоянкой и ГЭС, только гораздо шире. Бревноспуск, тоже крайне интересное сооружение. Вернулись мы обратно около шести вечера.

За это время наши оставшиеся сходили искупаться на продолжение Пионерного канала, покатались по песчаному обрыву на противоположном берегу, а также разведали домик, в котором можно купить чернику за 15 р. – килограмм. Этим вечером мы варили варенье из черники – одна баночка до сих пор жива. За приготовлением этого варенья мы совсем забыли про пиво, а когда вспомнили было уже без пяти семь – до магазина идти минут 15. Вызвался бежать Лёха, а я поставил на то, что он вернётся без пива и ошибся. Правда до закрытия он не успел, но смог договориться с продавщицами и пива всё же купил. Назад он вернулся как раз с Валерой. Копчёная щука и лещи оказались чудесными (правда сиг вкуснее). Валера рассказал нам много историй связанных с туристами, сам он живёт в Гирвасе около 20 лет. Уже лет восемь возит туристов. После пива в ход пошла самогонка, которую он принёс – тоже неплохая вещь. Сидели долго, пели песни. Договорились с Валерой, что утром он нас совершенно бесплатно отвезёт до автобусной остановки. На этом и разошлись спать.

2 августа (пятница). Отъезд из Гирваса. Петрозаводск.

В семь утра нас разбудил сильный дождь. Погода как будто расстроилась из-за того, что мы уезжаем. Вставать было тяжело. Костик на скорую руку сварил овсянки. Мы без особого энтузиазма её поели – уже почти холодную, но с остатками  черничного варенья, не поместившегося в бутылки. К девяти утра дождь поутих, и мы начали собираться (как же я ненавижу сборы домой) – собирались особенно долго и нехотя. Около 11 часов я закончил собираться и пошёл фотографировать то,  что было вокруг – песчаные обрывы, гранитный обрыв у плотины, бочку за плотиной ГЭС. Вчера я всё откладывал – думал, что погода не подведёт. В итоге пришлось снимать под дождём, хотя фотографии получились довольно оригинальные.

В 12 часов, как и было обещано, приехал Валера. Рюкзаки все сразу не поместились – пришлось делать две ходки. К часу дня мы были уже на остановке. Идти пешком налегке от этой стоянки до остановки около получаса, при этом пересекая практически весь посёлок.  Кстати, Гирвас оказался  довольно ухоженным, чистым посёлком, намного красивее посёлков средней полосы.

На остановке сходили в магазин – взяли пива и стали ждать автобус. Валера на прощание сказал, что на автобус особенно наедятся не стоит, с таким количеством рюкзаков лучше ловить попутку.  Так мы и сделали. Где-то через час остановили фургон "фолькцваген". Этот водитель оказался тоже хорошим человеком. Договорились за 200 рублей довезти до Петрозаводска все вещи и меня с Костиком в роли грузчиков. Остальные остались ждать автобуса.

До Петрозаводска мы доехали за полтора часа с остановкой в "Марциальных водах". Набрали водички, которая оказалась порядочной гадостью, на наш вкус, но хорошо хоть такой набрали.

По дороге заговорили о карельской берёзе – мы пытались найти её на маршруте. Водитель сказал, что  дерево крайне редкое и строго охраняется государством. На наш вопрос, а как же тогда сувениры из неё, которые в немеренном количестве продаются на Киваче, он ответил, что на чёрном рынке килограмм такой берёзы стоит 35 баксов, что для жителей глубинки огромные "бабки". Тоже кстати относится и к можжевельнику. После этого он пообещал нам привезти кусок карельской берёзы, который у него валяется уже лет 10, абсолютно бесплатно.

Приехали на вокзал около половины четвёртого. Он подвёз нас к самой камере хранения. Пока мы разгружались, на него наехали местные менты, попросив убрать машину. Он долго им объяснял, что стал буквально на 2 минуты, и как только мы разгрузимся, он уедет. Как только мы закончили разгружаться, он прыгнул в машину и спросил – куда берёзу привезти. Мы думали он про неё уже забыл – сказали на вокзал, мол, мы здесь будем.

Он уехал, а мы остались с нашими рюкзаками. Рядом валялась тётка – бомжиха, которая нас достала своим присутствием. Несколько раз отливала прямо в соседнюю лужу, а мы на всё это смотрели, и деться от этого ни  куда не могли – куда ж вдвоём с 11 рюкзаками уйдёшь. Дождик всё продолжал идти, мы несколько раз кемарили по очереди, а наших всё не было.

Тут ещё увидели шатающихся десантов и сразу вспомнили, что сегодня день десантника. Даже дедок какой-то прошёл в голубом берете. Вечером, когда мы пошли гулять по Петрозаводску, десантура до нас естественно домахалась, но всё обошлось.

Около шести вечера наши наконец-то появились. Автобус в Гирвас приехал через сорок минут после того, как уехали мы. Билет стоил 80 рублей. Ребята сказали, что автобус был набит битком народом, так что мы не зря отправили вещи машиной.

Завтра мы хотели поехать на остров Кижи, поэтому ночевать приходилось в Петрозаводске. Сходили в здание вокзала – оказалось, что туристов, собирающихся провести ночь на вокзале довольно много, зато полностью отсутствуют кресла. Оставив все вещи в здании вокзала мы в очередной раз разделились на группы и оставив Сашу и обоих Наташ с вещами на вокзале, пошли в город. Прогулялись по проспекту Ленина, дошли до набережной, посмотрели на скульптурные композиции, установленные там. Основной целью прогулки было узнать расписание «Комет» на Кижи. Оказалось, что ходят они (в 1-ое посещение Петрозаводска узнать это не удалось) каждое утро в 09.15, следующий катер нам явно не подходил – отправление в начале пятого и прибытие уже в начале десятого. Поэтому мы решили однозначно – едем утром на 09.15.

Как раз после этого мы и встретились с десантурой – нашивка им моя не понравилась. Но "базар" удалось замять – они между собой начали разборки устраивать, а мы под шумок свинтили.

Обратно возвращались другой дорогой, прошли мимо петрозаводского драмтеатра и чуть выше на остановке сели в троллейбус, на котором благополучно добрались до вокзала.

Честно говоря, центр города Петрозаводска очень красивый – особенно набережная. Поэтому советую тем у кого будет возможность не пренебрегать ею, и посмотреть город.

Вернувшись на вокзал, мы узнали, что Наташки наотрез отказались ночевать на вокзале. В связи с этим Димка и Сашка, пока нас не было, нашли недалеко (как они говорили) от вокзала неплохое место для стоянки – всего минут 15 ходу. Идти надо вдоль ж.д. полотна до реки (потом мы просмотрев карту узнали, что река называется Лососёнка). Через эту речку будет мост, сразу за которым будет большая поляна на берегу.

Эти 15 минут лично для меня показались почти часом – почти все вещи и палатка после утреннего дождя были мокрыми, и рюкзак казался особенно тяжёлым. В довершение нашего маленького перехода путейная насыпь оказалась просто непреодолимой. Но на счастье на другой берег вела какая-то труба, проложенная прямо над рекой. Наш переход по ней выглядел со стороны экстремальным конкурсом на преодоление препятствий.

Перебравшись на другой берег, мы быстро поставили лагерь. Место после десятидневного отдыха оставляло желать много лучшего. В непосредственной близости находились гаражи, где-то рядом слышались пьяные песнопения десантников, а сама поляна видимо служила для местного населения местом для выгула собак. Сухих дров мы естественно не нашли, несмотря на обилие зарослей ракитника вокруг поляны.

За ужином заметили, что здорово похолодало – температура, судя по пару изо рта, была не более 12 градусов. Так как завтра предстоял ранний подъём для любителей Кижей, разошлись спать сразу после ужина. Да и само место не располагало к длительным посиделкам.

3 августа (суббота). Поездка в Кижи. Отъезд домой.

Проснулись, как и было запланировано, в 6 утра. Утро было очень солнечным и на редкость для этого времени года морозным – на траве даже иней вышел. Я не стал тратить время на подъём Лёхи и сразу начал собираться, чем здорово подставил Жанку, которая, как матрос экипажа, долго будила своего капитана.

Собравшись, быстро позавтракали остатками ужина и пошли на вокзал. Всего в Кижи собиралось отправится шесть человек. Пойти с нами не захотели оба Димки и Сашка с Наташей.

Уже на пути к вокзалу мы отставали от графика, а ведь ещё вещи надо было сдать в камеру хранения. Заплатив в камере по 50 рублей за рюкзак, мы ринулись на остановку. Слава богу, что тут же подошёл на троллейбус. На пристани мы были ровно в 9 утра – посадка на "Комету" уже шла полным ходом.

Быстро сориентировавшись, мы побежали покупать билеты в здание водного вокзала, но к нашему большому сожалению, а также к сожалению ещё человек пятнадцати таких же как мы, билетов не оказалось. Вышла начальник вокзала (женщина) и объяснила, что уже около 10 лет (видимо с 1991 года) билеты на Кижи заказываются заранее, и минимальный срок их приобретения – за три дня до отправления катера. Она попросила не отчаиваться народ и предложила поездки на Кивач и ещё в какой-то монастырь (не Валаам) на один день. Нас этот вариант естественно не устраивал. Народ стал постепенно расходится, кто-то решил поехать на Кивач, а мы решили пробиваться на катер.

На пристани таких как мы оказалось довольно много. Но катер, приняв на борт народ с билетами, отдал швартовы и отчалил. Мы уже совсем отчаялись попасть в Кижи и начали планировать свой день в   Петрозаводске, как вдруг узнали, что в 10 утра отправляется ещё один катер, зафрахтованный какой-то частной компанией. Надежда вновь появилась.

Началась посадка на этот катер. Все проходят по пригласительным билетам, а у входа толпится народ, не попавший на обычный рейс. Время идёт и к отправлению оказывается, что не пришло 12 человек. В 10 утра капитан начинает сажать тех, кому очень надо. Посадив 6 местных, капитан обращается к нам и спрашивает – когда уезжаете. Мы отвечаем, что сегодня и он из всей толпы сажает нас. Ну тут можно понять – по одежде видно, что мы дикие туристы, по щетине у Лёхи и Костика, что только вчера из тайги. Но лично я склоняюсь к другому мнению – это просто судьба. Когда я шёл с Воттоваары,   то загадал желание – чтобы весь поход получился так, как мы его планировали до конца. Вот и получился. Но радоваться было ещё рано – туда то мы уехали, а вот обратно.

Уже после отправления мы заплатили по 100 рублей с человека. Идти до Кижей на "Комете" чуть больше часа, на обычном катере часа четыре.

Погода нас просто радовало – солнце светило вовсю, свежий ветер гулял по катеру и мы были просто счастливы, что всё нам удаётся не смотря на трудности. Прогулка на "Комете" по Онежскому озеру в хорошую погоду да к тому же в первый раз с трудом поддаётся описанию.

К пристани Кижей мы пристали около половины двенадцатого дня. Объявление капитана о том, что все, кто ехал на катере сюда могут рассчитывать на посадку обратно в первую очередь, решили наши сомнения по поводу отъезда обратно и мы с лёгкой душой пошли гулять.

На пристани стояло ещё несколько "Комет" и три больших речных парохода (даже Максим Горький). Ещё на пристани стоит гостиница  несколько кафе и сувенирных лотков. До территории музея Кижи ведёт деревянный тротуар – идти минут 7. Вход платный. Тогда, в 2002 году обычный билет стоил 50 рублей, но мы прошли как студенты по 20. Естественно писать о Кижах я не возьмусь – просто скажу, что чувство это не передаваемо, даже глядя сейчас на фотографии невозможно этого ощутить в полной мере. Этот запах сухой сосны просто дурманит.

Для тех, кто не разу не слышал от побывавших там людей рассказов, могу сообщить – всем известный по фотографиям и картинкам Кижский храм не единственный памятник деревянного зодчества в Кижах. Там также есть несколько домов (бедного, среднего и богатого крестьянина), несколько вариантов бань, ветряная мельница, постоялый двор – столовая  и ещё одна небольшая церковь рядом с храмом. Практически во все постройки разрешён вход, там можно фотографировать, и скажу на собственном опыте – фотографии получаются неплохие даже без вспышки.

Вдоволь насмотревшись на эту красоту мы пошли на пристань. Там слегка перекусили в ожидании отправления. Скажу сразу, что цены там гораздо дороже Кивача и уж тем более Петрозаводска, и рассчитаны видимо на очень состоятельных туристов. Впрочем нам это не помешало там поесть – просто очень хотелось. Сувениры там тоже очень дорогие, хотя можно найти и довольно дешёвые безделушки. Много там и оригинальных сувениров, которые я не видел ни на Киваче ни в Петрозаводске.

В Петрозаводск вернулись без приключений около 6 вечера, по дороге обратно все спали. Я даже не хотел выходить из тёплого катера – на улице было очень свежо. После возвращения настроение начало постепенно падать – в девять вечера наш поезд домой.

Приехав на вокзал сразу пошли за билетами на поезд "Мурманск – Симферополь". В этот раз нашу команду раскидали по всему поезду. Узнали, что пока мы были в Кижах, наши ребята с пользой обошли книжные магазины – купили карту Карелии (кстати, даже на тот момент она была гораздо дешевле в Москве), народный карельский эпос "Калевала", а также массу других книжек.

После покупки билетов мы с Лёхой и Жанкой прошлись по гастрономам – вы не поверите, искали Петровскую настойку и нашли с превеликим трудом. Параллельно закупили продукты в поезд. В общем время до поезда пролетело быстро.

Когда мы вернулись за рюкзаками в камеру хранения, приёмщица передала нам кусок карельской берёзы и записку от водителя, который нас вёз из Гирваса.

Когда пришёл поезд оказалось, что в нём домой в Орёл возвращалось ещё две команды – наши друзья. И после посадки эта орава встретилась посередине состава в тамбуре. Человек 20 орали песни во всё горло, перекрикивая стук колёс.

На этом наши приключения в Карелии закончились и уже хотелось домой, хотелось свежих фотографий, тёплой ванны или даже горячей бани, и всё же непреодолимо тянуло на Суну.

Теперь, уже спустя полтора года мне всё же хочется вернуться туда, особенно на Суккозеро и  на тот перекус под дождём на краю Гимольского озера.

Р.S. Совсем недавно решил по случаю покопаться в интернете по поводу горы Воттоваары. Задав поиск по названию, получил кучу информации. Как оказалось – гора, как памятник истории и аномальная зона, стала известна для широкого круга совсем недавно – прошло около 10 лет. Я думаю, что немалый вклад приложил к этому бывший хозяин музея чучел Ненашев. На разных сайтах приведено много полезной и интересной информации. Оказывается, что многие люди после посещения горы испытывали чувства подобные нашим. Особенно сильно чувство зова горы – непреодолимо хочется вернуться туда ещё и ещё.

Для тех, кому это интересно, сообщаю адрес, по которому лежит описание велосипедистов "байкеров", побывавших там в этом 2003 году – Bulawka's Site  Путешествия  Воттоваара'2003.htm. Они приводят в описании точные координаты GPS горы, а самое интересное сейдов, лестницы (см. информацию в и-нете), и других интересных вещей на горе.

От себя могу добавить, что вершина горы видимо занимает очень большую площадь – те фотографии и описания, которые мы видели в и-нете, не совпадают с тем, что видели мы. Из чего можно сделать вывод, что там где были мы, основная масса посетителей горы ещё не успела побывать.

Особым любителям приключений и романтики настоятельно советую повторить наш переход до горы – уверяю, получите массу острых ощущений.

И ещё, для тех, кто хотел бы посетить музей чучел в Гимолах. В этом году мы посылали письмо жене Ненашева, Ненашевой Татьяне Михайловне, но оно вернулось обратно с пометкой – адресат умер.  Что стало с музеем неизвестно.

Орёл. Осень 2002 года – 27 декабря 2003 года. Кульчицкий Андрей.

Сравнительные характеристики и оценка стоянок.

Здесь приведены оценки только тех стоянок, на которых мы стояли или останавливались. Все остальные стоянки просто упомянуты.

1.        Стапель в начале Суккозера, рядом с железной дорогой.

Место для зачаливания и купания – 2;

Наличие грибов - 4;

Наличие ягод – 4;

Наличие рыбы – 4;

Неудобство соседства с дорогой  - 2.

2.        Замеченные стоянки на островах в начале озера.

3.        1-я стоянка на пляже.

Наличие грибов - 2;

Наличие рыбы – 3;

Неудобство соседства с дорогой  - отсутствует.

4.        Стоянка на мысу (мы там останавливались на пол часа).

Наличие ягод – 4;

Неудобство соседства с дорогой  - отсутствует.

5.        Стоянка обозначенная во многих описания, как стоянка на высоком каменном лбу или округлая стоянка на высоком каменном лбу в юго-восточной части озера Колми в конце июля по указанным в дневнике причинам совсем не хороша.

6.        Возможна стоянка по правому берегу на небольшой горе, почти сразу за входом в озеро.

7.        Лично я рекомендую нашу стоянку на озере Колми. Пройдя правый берег с горой повернуть на право и идти прямо к берегу на полоску песчаного пляжа. Если повернуть ещё вправо можно дойти до продолжения реки.

Неудобство соседства с дорогой  - отсутствует.

8.        Стоянка на Торосозере сразу за входом по правому берегу на горе.

9.        1-ая стоянка на озере Гимольском.

Наличие дров – 2;

Неудобство соседства с дорогой  - отсутствует.

10.     Наблюдались стоянки на островах.

11.     Стоянка в непосредственной близости от впадения реки Вотто.

12.     2-ая стоянка на озере Гимольском.

Наличие рыбы – 4;

Неудобство соседства с дорогой  - 4.

13.    Место перекуса в окончании озера Гимольского. Может рассматриваться как аварийная стоянка перед большим переходом до Чудозера.

Красота места – 3;

Место для зачаливания и купания – 2;

Наличие грибов - 4;

Неудобство соседства с дорогой  - отсутствует.

14.     Напоминаю, что дальше до Чудозера нормальных стоянок нет. Все упоминающиеся в других описаниях стоянки могут рассматриваться только как крайне аварийные.

15.     Стоянка на Чудозере в начале полуострова.

Неудобство соседства с дорогой  - отсутствует.

16.     Далее за полуостровом по левому берегу озера несколько стоянок.

17.     Возможны стоянки по правому берегу Поросозера.

18.     Стоянка на пороге Валазменский по правому берегу. Здесь мы не стояли, но место осматривали параллельно с порогом. Есть преимущество по сравнению с остальными – можно покататься на пороге. Есть и недостаток – говорят, что можно стать жертвой местных – воруют.

Место для зачаливания и купания – 3;

Наличие ягод – не видели;

Неудобство соседства с дорогой  - отсутствует.

19.     Стоянка за порогом Мельничный.

20.     Стоянка посередине Пяльвозера.

Место для зачаливания и купания – 5+;

Наличие грибов – 3;

Наличие рыбы – не ловили;

Неудобство соседства с дорогой  - 3.

21.     Стоянка около Линдозера.

Наличие грибов – 3;

Наличие рыбы – 4;

Неудобство соседства с дорогой  - 4.

22.     Стоянки на Линдозере.

23.     Стоянка на сосновом холме. Основной недостаток в летний период – большая популярность среди организованных туристических групп и  выездных лагерей, которые считают, что имеют преимущество на её занятие.

Неудобство соседства с дорогой – отсутствует.

24.     Стоянка за порогом Ледяной.

Место для зачаливания и купания – 3;

Наличие рыбы – 5;

Неудобство соседства с дорогой – отсутствует.

25.     Стоянки на озерах Лавалампи и Викшозеро.

Наличие ягод – не видели;

Неудобство соседства с дорогой – отсутствует.

26.    Стоянки около ответвления канала Пионерный по правому берегу Суны.

27.     Антистапель в посёлке Гирвас около плотины.

Красота места – 6 за необычность;

Наличие грибов – 4;

Наличие ягод – их можно купить;

Наличие рыбы –ловили, но не поймали;

Неудобство соседства с дорогой – неизбежно.

фотографии и карты
Наша команда в поезде «Петрозаводск – Юшкозеро»
Дима Шмелёв на 1-ой стоянке. Практически единственная фотография на Суккозере
Порог «Горка» сверху
Испытание порога на прочность
Я и Люда проходим порог «Горка»
Сашка Ремизов и Димка Рязапов на пороге «Горка»
Конец порога «Нежданный»
Острова у входа в оз. Гимольское
Вид 1-ой стоянки на оз. Гимольском
Озеро Гимольское. Вид с 1-ой стоянки на гору Кориваара – 218м
Озеро Гимольское. Вид с 1-ой стоянки
Береговая линия позади стоянки
Пейзажи на 1-ой стоянке. Оз. Гимольское
Дневка на Гимольском. Чинимся после «Нежданного»
Дневка на Гимольском. Поляна на стоянке. Чинимся после «Нежданного»
Конец дневки. Хмурое утро – снова на воду
1-й переход по Гимольскому
С москвичами у устья реки Вотто
2-я стоянка н Гимольском, недалеко от впадения реки Вотто
После окончания первого перехода по Гимольскому радости нет предела
Пляж на 2-ой стоянке. Озеро Гимольское. Слева устье реки Вотто
Перед выходом на гору Воттоваару
Автомобильный мост через р. Вотто
На автомосту
Переходим р. Вотто по ж/д мосту
Завалы на р. Вотто у ж/д моста
Река Вотто
Предположительно место сжигания умерших
Вид с Воттоваары
В музее чучел Ненашева. Гимолы
Грибочки с гимольской дороги. На берегу у лодочных сараев
Река Суна на выходе из о. Гимольского
Суна за Пяльвозером
За порогом Лебикоски
Между Линдозером и порогом Длинный
На сосновом бугре, перед порогом Длинный
Порог Ледяной – концовка
Встреча с блюзменами на Ледяном
Порог Ледяной
Людина щука
Стоянка на Ледяном. Площадка на верху скалы
Скалы за п. Ледяным. Место стоянки
Перед выходом в последний ходовой день
Сельги на впадении реки Семчи
Обелиск сооруженный нами на память. Пляж на о. Лавалампи
Дополнительный слив из канала Пионерный. Слева находится плотина Пальеозерской ГЭС
Дополнительный слив из канала Пионерный
Мы в Кижах
На берегу Онежского озера
Музейный комплекс - Петровская гавань
Перед отъездом из Петрозаводска на вокзале

2005-03-10 16:38:47 | Аноним | E-Mail
Андрюха!!!
Классно. Спасибо тебе, наш друг от лиц, присутствующих в этом походе!!!
Ты это сделал!
Хорошее описание, суперские фотки, карты и т.д. - Молодца!!!
Так держать!

2005-03-10 17:02:18 | kandid | E-Mail
я при верстке немного изменил расположение материала и убрал совсем плохо верставшиеся схемы, сделанные в Word - их просто нереально было превратить в адекватный html, особенно когда поверх карты слоями шли граф.элементы типа стрелок и текст в виде указаний "север-юг". Поэтому документ немного отличается от авторского, но надеюсь, что ничего существенного не было удалено.

2005-03-30 02:07:57 | Антон | E-Mail
Андрюха здорово! Потратил два часа на изучение сего документа, но ничуть не жалею. Как будто сам прошел. Хорошо было бы поместить фотки по чентру, а не в конце. Названия всех мест не запомнишь, и некоторыми фотографиями наслаждаешься просто так, без привязки к тексту. Считаю преступлением взять черно-белую пленку на гору Воттаваару. Плохо видно. Ис временем суток не повезло. Заинтересовал капитально с горой. Вроде текст изобилует чисто техническими понятиями, но читается довольно легко. Даже прикольно. "С воды я отлиться не мог так, как между ног у меня лежал герметик" - как может понять такое нормальный человек. Здорово, маладца, хорошо сделал. А главное, заинтересовал таких домоседов, как меня. Только мне бы по всем этим местам, да на моторочке. Дам почитать жене, после прочитанного, надеюсь, начнет понимать вас. До скорой встречи в Москве. Привези все фотки, теперь на них посмотрю другими глазами. А ведь если бы Жанна не напомнила, так бы сюда и не попал.
Пиши на мыло. Скинь свою аську, если есть. Пока.

2006-12-18 03:37:02 | М.Кержман-Kerjman | E-Mail
Карелия-совершеннейше бесподобное место для туризма: всё ещё первозданная природа и совсем почти отсутствующие дикие звери, чего в других местах куда более.

Отличные фото, низко висящие багровые облака и редкие проблески солнца даже летом всё это так по-карельски!

2007-01-15 21:11:11 | Александр | E-Mail
Спасибо за сайт. Действительно нашел много чего интересного и полезного.

2007-01-07 01:29:19 | Женя | E-Mail
спасибо за классный рассказ
прочитал - порадовался за единомышленников ...
столько знакомых мест ...
желаю вам ещё не раз туда вернуться и удачи